Украинские ракетные двигатели начали замещать российские

Сотрудники центра International Institute for Strategic Studies изучили фотографии Ким Чен Ына, осматривающего новые ракетные двигатели. По информации издания The New York Times, аналитики пришли к выводу, что двигатели, вероятно, являются модификацией моделей, которые производились в Советском Союзе на нескольких заводах, в частности в Днепропетровске (нынешний Днепр на территории Украины).

Днепровский «Южмаш» оставался главным производителем двигателей для российских ракет даже после того, как Украина стала независимым государством. После смены власти на Украине для «Южмаша» настали непростые времена в связи с потерей российских оборонных заказов, и сейчас предприятие всё глубже погружается в долги.

Автор исследования Майкл Эллеман утверждает, что ещё шесть лет назад Северная Корея предпринимала попытку похищения ракетных технологий с предприятия, причём два представителя КНДР были задержаны. Тогда северокорейцев интересовали ракетные системы, жидкостные моторные двигатели, системы космических аппаратов и ракетные топливные системы.

По мнению экспертов, «Южмаш» является наиболее вероятным источником поставок в КНДР ракетных двигателей, благодаря которым этой стране удалось успешно провести испытания баллистической ракеты. При этом двигатели могли быть приобретены на чёрном рынке. «Вполне вероятно, что эти двигатели поступали с Украины. Скорее всего, незаконно», — заявил Эллеман.

Во всём виноват Кремль!

На статью в The New York Times уже отреагировал глава Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов, который немедленно обвинил во всём Россию.

«Украина не поставляла ракетные двигатели и любые ракетные технологии в Северную Корею. Считаем, что эта антиукраинская кампания спровоцирована российскими спецслужбами для прикрытия своего участия в северокорейских ядерных и ракетных программах», — заявил Турчинов.

По его словам, Украина считает северокорейский режим «тоталитарным и непредсказуемым» и поддерживает все санкции в отношении этой страны.

Обвинил Россию в подготовке «провокации» и бывший заместитель главы СБУ Александр Скипальский, который назвал публикацию в американском издании «российской спецоперацией».

А заместитель министра информации Украины Дмитрий Золотухин обвинил в распространении этой информации самого эксперта Эллемана. По словам Золотухина, Эллеман якобы раньше работал на российские спецслужбы, при этом замминистра не предоставил никаких доказательств.

Не осталась в стороне и известный украинский политик Юлия Тимошенко, лидер партии «Батькивщина».

«Если это подтвердится, то против Украины могут ввести санкции, а значит, мы останемся без какой-либо помощи со стороны цивилизованного мира. Это катастрофа для нашей страны. Такая ситуация является прямым следствием непрофессионализма и преступных намерений президента Петра Порошенко и премьер-министра Владимира Гройсмана. Такая власть уничтожает Украину!» — написала Тимошенко на своей странице в Facebook.

  • Юлия Тимошенко
  • globallookpress.com
  • Sergii Kharchenko

На сайте предприятия «Южмаш» появилось официальное заявление о непричастности завода к передаче ракетных технологий Северной Корее.

«Южмаш» никогда ранее не имел и не имеет сейчас никакого отношения к северокорейским ракетным программам космического или оборонного характера. Ракеты и ракетные комплексы военного назначения в годы независимости «Южмашем» не выпускались и не выпускаются», — сказано в заявлении.

В нагнетании обстановки завод обвинил некомпетентных экспертов и украинские СМИ.

«Кольчужное дело»

Это уже не первый скандал, связанный с возможной передачей Украиной военных технологий одиозным режимам. В начале 2000-х годов была опубликована запись разговора тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы с главой государственной компании «Укрспецэкспорт» Валерием Малевым.

Кучма, предположительно, выражал согласие на продажу в обход санкций радарных комплексов «Кольчуга» через Иорданию Ираку, правителем которого на тот момент являлся Саддам Хуссейн. Этот скандал был назван «кольчужным делом». Комплексы «Кольчуга» могли обнаруживать американские самолёты-разведчики, невидимые для радарных систем, стоявших на вооружении Ирака.

Госдеп США тогда заявил, что не сомневается в аутентичности записей, однако в дальнейшем скандал развития не получил. Ряд украинских СМИ уже назвали информацию о вероятных поставках вооружений КНДР «новым кольчужным скандалом».

19 ноября президент Украины Петр Порошенко, поздравив громадян с 20-летием первого полета в космос гражданина независимой Украины, назвал страну «космической державой».

Порошенко сообщил, что 20 лет назад «произошло историческое событие для независимой Украины»: в космос на борту американского космического корабля «Колумбия» отправился Леонид Каденюк. «С тех пор Украина успешно подтверждает свои позиции космической державы», - написал Порошенко на своей странице в Facebook.

На счет успешности позиций и космической державы - вопрос спорный, тем не менее, кое-чего Украина, действительно, добилась.

Так, на днях стало известно, что европейская ракета-носитель Vega с украинским двигателем успешно стартовала 8 ноября 2017 с космодрома Куру во Французской Гвиане. Маршевый жидкостной РД-843 - основной двигатель четвертой ступени этой ракеты-носителя. Он разработан государственным предприятием КБ «Южное» и изготовлен на «Южмаше». По информации Государственного космического агентства Украины (ГКА), предыдущий девятый пуск РН в рамках программы Vega был осуществлен весной - 7 марта 2017 года.

А 12 ноября уже с американского космодрома Уоллопс (штат Вирджиния) состоялся успешный пуск модернизированной ракеты-носителя среднего класса Antares-230 с транспортным космическим кораблем Cygnus. Транспортник доставил на Международную космическую станцию (МКС) 3229 кг груза по заказу NASA. Как сообщила пресс-служба Укркосмоса, в подготовке и проведении пуска принимали участие украинские специалисты. Главным разработчиком ракеты-носителя является американская компания Orbital АТК, однако основную конструкцию первой ступени создают украинские предприятия - КБ «Южное» и «Южмаш» в кооперации с «Хартрон-АРКОС» (Харьков), «Хартрон-ЮКОМ» (Запорожье), «ЧЕЗАРА», «РАПИД» (Чернигов) и др.

Известно, что изначально на первой ступени РН Antares-230 стояли двигатели AJ-26 - лицензированная в США модификация советского двигателя НК-33 для использования на американских носителях. У данной части ракеты три «родителя»: непосредственно частная компания США Orbital Sciences, российский СНТК им. Н. Д. Кузнецова (Самарский научно-технический комплекс имени Николая Кузнецова) и украинское КБ «Южное». Украинцы участвовали в разработке и контроле изготовления на заводе «Южмаш» ёмкостей для топлива, баков высокого давления, клапанов, датчиков, системы подачи топлива и питания, труб, проводов и другого связанного с ними оборудования.

После аварии, произошедшей при запуске в октябре 2014 года, было объявлено об замене двигателя первой ступени AJ-26 на двигатель РД-181 - разработанный химкинской компанией «НПО Энергомаш» специально для «Антареса», причем за его основу был взят двигатель РД-191 от «Ангары». То есть подмосковное предприятие в этом проекте занимается поставками РД-181 (по контракту НПО «Энергомаш» поставит Orbital ATK с 2017 по 2018 год 14 двигателей) и их адаптацией к носителю, а Украина по-прежнему решает задачи в части изготовления ёмкостей для топлива, баков высокого давления, клапанов, датчиков, системы подачи топлива и питания. По словам гендиректора химкинского предприятия Игоря Арбузова, российские и украинские эксперты раздельно работали на американском космодроме по программе подготовки к первому запуску и продолжают «не пересекаться».

По четвертой ступени AVUM лёгкой РН, совместно разрабатываемой с 1998 года Европейским космическим агентством (ESA) и Итальянским космическим агентством (ASI), у украинцев действует уже довольно старый контракт, отмечает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев .

Это европейская ракета впервые вывела на орбиты полезную нагрузку в 2012 году, и с тех пор периодически летает, доставляя в основном спутники дистанционного зондирования Земли. В 2018 году запланировано три запуска, и пока ничто не указывает на то, что европейцы хотят отказаться или заменить этот носитель. Antares летает реже, но по обеим программам украинцы выполняют свои обязательства и получают за это твердую валюту. У нас любят говорить о том, что украинские ВПК и космическая отрасль находятся в глубоком упадке, тем не менее, производство тех же двигателей РД-843 там сохраняется.

Конечно, двигатели на четвертой ступени РН Vega не самые мощные, но для украинских предприятий их изготовление - это уже отлаженная вещь, и не будем забывать, что двигатель - это самый сложный узел в ракете.

- Какие комплектующие для производства РД использует Украина?

В принципе что-то из комплектующих и из элементной базы они должны закупать в России, но в отличие от производства спутников та же элементная база двигателей достаточно широко распространена и ее легко можно купить в другом месте. То есть, здесь нет жестких требований, которые предъявляются, например, к элементной базе спутников. Что касается наиболее технологичных вещей - аппаратуры, автоматики, радиоуправления и т. д., то значительную часть изделий для российской космической промышленности делала именно Украина в рамках политики СССР по разделению труда.

Учитывая состояние космической отрасли, украинцы могут принять участие в каких-либо еще проектах с иностранным участием?

Для Украины единственный выход - развивать кооперационные связи, чтобы продолжать получать деньги и сохранить промышленность в более-менее работоспособном виде. Вообще, конечно, Киев периодически озвучивает грандиозные планы по покорению космоса, но их возможность крайне ограничена, хотя надежда на реализацию приемлемых решений у Украины все-таки есть.

Так, бразильское космическое агентство трижды безуспешно пыталось запустить ракету-носитель легкого класса VLS-1 - в 1997, в 1999 и в 2003 годах. Последняя авария привела к гибели 21 человека и к уничтожению стартовой площадки. После этого работы над ракетой были заморожены, но желание летать в космос у бразильцев не пропало, и они решили сотрудничать с Украиной. Но, видимо, в связи с изменившейся политической ситуацией на Украине и сложностями в реализации проекта ракетного комплекса «Циклон-4» (в его состав входят ракета-носитель «Циклон-4» и наземный комплекс, обеспечивающий проведение на космодроме работ по подготовке и запуску РН и полезной нагрузки) летом 2015 года Бразилия в одностороннем порядке денонсировала (отменила) договор.

Теперь канадская компания Maritime Launch Services (MLS) планирует построить космодром у восточного побережья страны при участии украинцев. Вообще у Украины с Канадой, где проживает большая украинская диаспора, вроде бы идут серьезные переговоры по строительству объекта недалеко от города Кансо - чтобы выводить украинской ракетой «Циклон 4М» (Cyclone 4M) спутники весом до 3 350 килограммов.

Вообще использование космодрома в Канаде - второй шанс для Украины в решении проблемы со стартовой площадкой и шанс реально стать космической державой. В принципе, они могут организовать производство ракет для вывода малых спутников, и тем самым создать конкуренцию японцам и американцам, потому что рынок вывода малых аппаратов на орбиту довольно быстро растет. Но это - не близкая перспектива, тем более, сейчас хватает игроков на рынке, которые хотели бы делать ракеты для запуска именно малых аппаратов.

- «Южмаш» находится в сложном финансовом положении. На сегодняшний день предприятие имеет задолженность по заработной плате в размере около 80 млн. грн. (примерно 175 млн руб.) только по официальным, потому и не очень достоверным подсчетам, - говорит преподаватель Военного университета Министерства обороны РФ Владимир Карякин . - И только благодаря некоторым контрактам - по Antares и еще ряду проектов - летом 2017 года предприятие начало переходить, по признанию главы профсоюзного комитета «Южмаша» Валерия Васильева, «с однодневки на три рабочих дня».

Из-за того, что на Украине ежедневно делается масса популистских и откровенно завиральных заявлений, складывается впечатление, что там ничего не могут, однако, к счастью, все-таки какое-то производство сохраняется, которое дает людям рабочие места. Пусть даже и путем, которым сейчас идет «Южмаш», а именно - возвращением к производству троллейбусов (речь идет о партии троллейбусов «Днепр-Т103» для Днепропетровска и Запорожья) и сборке шасси для самолетов Ан. Производство ступени для американской ракеты и сборка двигателя для ракеты Vega - это практически единственное профильное дело предприятия, приносящее реальные деньги. Ведь РН летает - в июне 2015 года она вывела европейский спутник Sentinel-2A, предназначенный для дистанционного наблюдения за Землей, в сентябре 2016 года - четыре спутника SkySat оператора, принадлежащего Google, и первый перуанский спутник PeruSAT-1.

Способна ли Украина на нечто большое? Например, вывести свой первый спутник связи «Лыбидь», запуск которого в очередной раз перенесен 2018 год? Слабо верится. Что касается интереса к «Циклону-4», то теоретически такое возможно, ведь трёхступенчатая ракета-носитель лёгкого класса «Циклон-3» была неплохой и надежной РН, которая запускала преимущественно спутники военного назначения. Но насколько «Циклон-4» будет надежной ракетой, и за сколько украинцы согласятся ее производить - это вопросы, которые, на мой взгляд, делают проект с Канадой не реальным.

08:54 21.07.2015

Не менее 826 образцов вооружения и военной техники будут изготовлены в период до 2025 года без применения импортных комплектующих.

Ставка на отечественное Фото:eurasian-defence.ru Не менее 826-ти образцов вооружения и военной техники будут изготовлены в период до 2025 года без применения импортных комплектующих. Об этом доложил в минувшую пятницу заместитель Министра обороны России Юрий Борисов, курирующий в ведомстве вопросы взаимодействия с организациями ОПК, в ходе проведения Единого дня приемки военной продукции, .При этом, как подчеркнул замглавы Минобороны России, уже за первое полугодие этого года были найдены возможности по полному замещению комплектующих в семи образцах из 127, производимых в странах Евросоюза и НАТО, а также в 57 из 102, выпускаемых на Украине.«Все графики импортозамещения взяты на контроль, по наиболее проблемным направлениям создан страховой запас, - проинформировал Борисов. - Невысокий результат по комплектующим изделиям стран НАТО и ЕС объясняется тем, что работы по импортозамещению начаты только с этого года и требуют времени на разработку, адаптацию и проведение испытаний». импорта стало вынужденной мерой, принятой в ответ на санкции США и ряда других государств, прежде всего европейских. Тем не менее это оказалось на руку нашей стране: сокращение зарубежных поставок вкупе с развитием собственных технологий дало толчок реализации принятых ранее решений в сфере выпуска стратегически важной продукции, прежде всего обороной, локализация производства в России. Как изначально подчеркивали эксперты, это не «дань патриотизму», а реальные меры укрепления национальной безопасности.
Фото: unian.net Что же касается Украины, то здесь ситуация оказалась продолжением откровенно русофобской политики новых властей. Так, указом Петра Порошенко в августе прошлого года было введено в действие решение так называемого совета национальной безопасности и обороны, определившего «меры по совершенствованию государственной военно-технической политики». Фактически украинские власти объявили о разрыве годами выстроенных отраслевых контактов, свертывании производств, ликвидации взаимовыгодных кооперационных связей. Несмотря на тяжелое положение собственной экономики, строящейся в немалой степени на сотрудничестве с российским ОПК и на его заказах, украинские власти вынесли вердикт: прекратить экспорт в Россию товаров военного и двойного назначения, за исключением космической техники, используемой в рамках международных космических проектов.Российское – снова лучшее О том, что российский оборонно-промышленный комплекс способен в короткий срок обеспечить независимость от импорта при производстве военной техники, замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявлял еще в начале «раскрутки» нынешнего санкционного противостояния.«Ну, перестали нам поставлять отдельные узлы и блоки наши коллеги из стран НАТО и ЕС. Простите, но мы не одни в мире. Мы поменяем логистику там, где нам по тем или иным соображениям нецелесообразно осваивать производство внутри России», - подчеркнул замглавы Минобороны РФ.Как подчеркивал Юрий Борисов, военное ведомство вместе с предприятиями ОПК предпримут меры, которые позволят производить нужную для оборонной промышленности продукцию, не поставляемую в нашу страну из-за санкций.Сегодня эксперты в один голос утверждают: санкции оживили российский ОПК, заставили вспомнить о собственных разработках, о производствах, о специалистах. Так, прекращение поставок украинской компанией «Мотор Сич» малоразмерных газотурбинных двигателей Р95 дало старт давно разрабатываемому российским НПО «Сатурн» проекту двигателей 36MT для крылатых ракет Х59. Двигатель российского производства обладает целым рядом преимуществ в сравнении с украинским. Здесь и более высокая тяга, и меньший вес устройства, и пониженный расход топлива.
Фото: asialive.info.jpg Перестанет «Мотор Сич» быть и ключевым поставщиком двигателей для российской авиационной техники. Так, еще в прошлом году в войска пошла первая серия вертолетов , выпущенных Улан-Удэнским авиазаводом с новыми, более мощными двигателями ВК-2500-03, произведенными ОАО «Климов» на предприятии «Петербургские моторы». Полный цикл производства двигателей теперь обеспечивается на нашей производственной базе. Двигатели ВК-2500-03 – это более высокая надежность и безопасность боевого применения, увеличенный ресурс, повышение летно-технических качеств вертолета.Еще одним направлением модернизации вертолетной техники стала замена вспомогательной силовой установки АИ-9В украинского производства на российскую модель ТА-14 производства НПП «Аэросила». ТА-14 имеет более высокую мощность, увеличенное время работы в генераторном режиме, а также лучшие показатели высотности запуска (6 тысяч метров против 4 тысяч у АИ-9В). То есть возможности вертолета при эксплуатации в высокогорье и при автономном базировании стали выше.По словам гендиректора холдинга «Вертолеты России» Александра Михеева, «на примере Ми-8АМТШ-В результаты работы по импортозамещению свидетельствуют о том, что применение российского оборудования в ряде случаев позволяет добиться улучшения характеристик вертолета».От надводных кораблей… Украинская госкомпания «Зоря - Машпроект» до недавнего времени поставляла газотурбинные двигатели почти для всех военных кораблей в России, действуя в кооперации с российско-украинским предприятием «Турборус» и российским НПО «Сатурн». Со сменой политического вектора ВМФ России не останется без техники.Как сообщили в Объединенной двигателестроительной корпорации, уже созданы и успешно прошли государственные испытания двигатели М75РУ и М70ФРУ, которые сейчас являются базовыми высокоэкономичными автоматизированными судовыми газотурбинными двигателями 4-го поколения. Кроме того, в украинской силовой установке для фрегатов проекта 11356 продукция НПО «Сатурн» заменит реверсивную силовую турбину устройством с более высоким КПД и меньшим расходом топлива. Как подчеркнул гендиректор ОДК Владислав Масалов, на «Сатурне» будет осуществляться весь комплекс работ: и производство, и испытания, и ремонт.Неприятный сюрприз ждет и компанию MTU Friedrichshafen GmbH, чье производство располагается в Германии. Как заявили в начале этого года Главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков и президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, при строительстве модернизированных корветов проекта 20385 немецкие дизельные двигатели будут заменяться на отечественные - производства ОАО «Коломенский завод». Его агрегатами ДДА12000 уже оснащен корвет «Стойкий»: на корабле они выполняют функцию главной энергетической установки.«По своим параметрам наши двигатели не уступают зарубежным моделям фирм MAN, MTU и Wartsila, - подчеркивают в ОАО «Коломенские заводы». - Федеральная программа по развитию дизелестроения, осуществляемая с 2011 года, - первый серьезный шаг, обеспечивший материальную поддержку предприятий, который позволил за короткий срок создать образцы двигателей нового поколения».О готовности работать над турбинами для силовых установок фрегатов заявил и «Уральский турбинный завод» в Екатеринбурге. Представители предприятия предложили перепрофилировать некоторые линии производства под изготовление в ближайшей перспективе газовых турбин для надводных кораблей.В целом, как отмечает вице-премьер Дмитрий Рогозин, «импортозамещение в области газотурбинных двигателей - одна из сложнейших задач, но она может быть выполнена на территории России за 2-3 года».…до космических аппаратов Фото:gorodskoyportal.ru Альтернативу украинским изделиям представил и Воронежский механический завод, на котором будет развернуто производство титановых шар-баллонов для ракет-носителей «Ангара» и «Протон». Ранее эти комплектующие делали на ПО «Южный машиностроительный завод им. А.М. Макарова» в Днепропетровске. Шар-баллоны - это составляющие практически всех жидкостных двигателей ракет-носителей, представляющие собой герметичные сферические конструкции, где под большим давлением хранится гелий для использования в пневмосистеме ракетных двигателей. К 2016 году на ВМЗ должно быть налажено производство более ста таких изделий в год с дальнейшим ростом к 2023 году до 550 штук.Лишится «Южмаш» и российского заказа на ракеты-носители «Зенит». Как сообщил недавно официальный представитель Федерального космического агентства Игорь Буренков, космические аппараты, которые планировалось запустить с их помощью, будут доставлены на орбиту с помощью новейших российских ракет семейства «Ангара». К слову, в декабре 2014 года состоялся успешный испытательный пуск первой ракеты космического назначения тяжелого класса «Ангара-А5», все комплектующие которой - исключительно российского производства.«Российский ОПК более пяти лет назад начал реализацию программы по замещению украинских комплектующих на отечественные, - сообщил недавно журналистам заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Олег Бочкарев. - Такие стратегические решения по работе с оборонно-промышленным комплексом Украины были приняты давно: специалисты давно понимали, как развивается ситуация в этой стране. К тому же надо понимать, что 95 % комплектующих, которые производятся на Украине, еще старого, советского образца. Взять что-то современное оттуда просто невозможно - там этого нет».Отвечать придется рублем. А лучше - евро Если нынешние санкционные «капризы» Запада не отразятся даже на планах нашей страны по вводу в строй новых военных кораблей, самолетов и космических ракет, то что уж говорить о полигонах. Здесь России и вовсе не трудно положиться на собственных разработчиков. Предложенное в свое время сотрудничество иностранным партнерам было жестом доброй воли. Но они этот жест не оценили…Посетивший недавно развернутый в межвидовом центре боевой подготовки в Мулино автономный полевой лагерь АПЛ-500 замминистра обороны РФ Юрий Борисов, сообщил, что Россия своими силами дооснастила этот объект после выхода из контракта немецкой компании Rheinmetall. Ранее эта фирма была рада сотрудничеству с нашим оборонным ведомством - выход на российский рынок сулил ей хорошие перспективы. Концерн был должен, в частности, оснастить центр системами лазерной имитации стрельбы и мобильными пунктами управления. При этом в случае успешной реализации контракта Минобороны России готово было привлечь немцев к строительству еще четырех подобных объектов. Однако санкции поставили на этих планах крест, и в итоге все, что раньше планировалось закупить у Rheinmetall, будет приобретено через компанию «Гарнизон», которая и завершает сейчас этот контракт.Как сообщил замглавы российского военного ведомства, полигон в Мулино будет сдан в срок. Этот масштабный проект Минобороны России кардинальным образом изменит подготовку военнослужащих. Здесь планируется ежегодно обучать до 30 тысяч военнослужащих с использованием компьютерных технологий, имитаторов, новейших тренажеров, позволяющих выстраивать трехмерные пространственные модели и практически любую тактическую обстановку на поле боя.Министром обороны РФ принято решение не закупать иностранное оборудование для полигонов и организовать его производство и выпуск из отечественных материалов и с максимальной локализацией. Наши инженеры уже создали отечественные групповые тренажеры, позволяющие вести «огонь» из всех видов оружия, в том числе из артиллерии. Уже сейчас привлеченная к этой работе компания СЭТ обеспечила производство с уровнем локализации 80 % , оставшиеся 20 % пока закупаются по импорту, сказал Юрий Борисов. Со временем и эти 20 % станут отечественными, считает он.А на концерн Rheinmetall AG российское военное ведомство подало в суд. И хотя на предприятии всю ответственность за срыв контракта возлагают на власти своего государства и даже заявляют о готовности завершить работу, им придется выплатить многомиллионную неустойку. Кроме того, компании придется пожалеть о собственной репутации, которая после этой истории оказалась весьма подпорченной…Жертвоприношение по-украински О том, что санкционное противостояние бьет как по объекту этих «атак», так и по атакующим, сказано было уже немало. Дошло до того, что США и Евросоюз выразили обеспокоенность российской политикой импортозамещения. Как было отмечено весной этого года на заседании Комитета по торговым аспектам инвестиционных мер Всемирной торговой организации, США и ЕС, а также Канада и Япония «недовольны нынешними требованиями по госзакупкам, которые предусматривают первоочередное использование российской продукции».Что уж говорить про Украину. По мнению многих экспертов, ее политика по свертыванию промышленного сотрудничества с Россией, в том числе в военно-технической сфере, сродни самоубийству.«Практически вся продукция военного назначения украинского производства поставляется в Россию, и эта страна рискует не только потерять главного покупателя на мировом рынке, но оставить без работы сотни тысяч граждан, - считает бывший начальник международно-договорного управления Минобороны РФ генерал-лейтенант Евгений Бужинский. - Обрывая военно-технические контакты с Россией, Украина "стреляет себе в ногу", уничтожая главный сектор своей промышленности - оборонно-промышленный комплекс».«Клинической смертью» украинского ВПК назвал решения Петра Порошенко, блокирующие контакты с Россией в военно-промышленной сфере, депутат Государственной Думы РФ, вице-президент Союзмаша России Владимир Гутенев. Ему вторит и его коллега по парламенту, лидер КПРФ Геннадий Зюганов.«Отказ президента Украины сотрудничать с Россией в сфере оборонно-промышленного комплекса - бездарное и преступное решение, которое нанесет гигантский удар по украинской экономике, повлечет за собой безработицу и рост социальной напряженности», - считает он.В том, что запрет на экспорт товаров военного и двойного назначения в Россию уничтожит военно-промышленный комплекс Украины, убежден и директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Он уверен: предприятия украинского ВПК без российских заказов не выживут.«Западу их продукция не нужна. Рано или поздно война закончится, но украинская оборонная промышленность и машиностроение к этому времени умрут, - считает эксперт. - В нынешних экономических условиях президент Порошенко не сможет выполнить свое обещание - дать более 3 млрд долларов на перевооружение украинской армии и обновление военной техники в 2015-2017 годах, их неоткуда взять, таким образом внутренний заказ не заменит внешний российский».

Ракеты «Зенит-3SL» и «Зенит-3SLБ» предназначены для запуска полезной нагрузки в рамках проектов «Морской старт» (с плавучей платформы проекта Sea Launch) и «Наземный старт» (с площадки на космодроме Байконур) соответственно. Первая ракета семейства полетела в 1985 году, фактически она представляет собой боковой ускоритель советской сверхтяжелой ракеты «Энергия».

На «Зенит-3SL» и «Зенит-3SLБ» устанавливается РД-171 - самый мощный в мире жидкостный ракетный двигатель. Ближайшим конкурентом «Зенитов» можно считать Falcon 9 . С приэкваториальной площадки «Зениты» могут выводить на геостационарную орбиту больше полезной нагрузки, чем «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» (4 тонны против 3,7). Именно «Зениты» должны были прийти на смену ракетам семейства Р-7, производимым самарским . Под них современной подмосковной на смену пилотируемым кораблям «Союз» проектировалась «Заря». Перспективы у «Зенитов» были замечательные.

Все изменилось после распада СССР. Россия продолжала реализовывать пилотируемую космонавтику на старых технологиях и занялась разработкой ракет семейства «Ангара». Космическая отрасль Украины, ориентированная практически исключительно на советский рынок, существовала благодаря заказам из России.

Соглашение о строительстве единственного в мире плавучего космодрома «Морской старт» было подписано в 1995 году. К 26 мая 2014 года было осуществлено 36 запусков: 32 успешных и четыре - нештатных. В рамках «Наземного старта» к 1 сентября 2013 года все девять пусков «Зенитов» были успешными. Статистика оставляет желать лучшего по традиционной причине - человеческий фактор.

Хотя «Зениты» были разработаны в Днепропетровске, в КБ «Южное», и собирались там же на заводе «Южмаш», они более чем на 70 процентов состоят из российских комплектующих. Двигатель РД-171 первой ступени «Зенита», разгонный блок и система управления делались в России. Украинское участие сводилось к производству первых двух ступеней ракеты и двигателя второй ступени.

События 2014 года положили конец запускам «Зенитов». 22 августа 2014 года «Морской старт» объявил о приостановке своей работы, а 24 декабря того же года вице-премьер сообщил о невозможности продолжения сотрудничества по проекту «Морской старт» с «Южмашем».

«Морской старт» в Калифорнии фактически принадлежал РКК «Энергия». Космодром российская корпорация использовать не могла, поскольку с , одним из бывших соучредителей консорциума, по вопросам кредитных обязательств. Конфликт удалось разрешить в августе 2016 года. Российская сторона должна погасить задолженность, оцениваемую в 330 миллионов долларов, предоставлением услуг и участием в совместных проектах, часть долга спишут. Фактически РКК «Энергия» расплатилась с Boeing местами на кораблях «Союз». Сделка была взаимовыгодная. В частности, благодаря ей американская компания выполнит свои обязательства перед по доставке астронавтов на МКС.

Судебные разбирательства между совладельцами Sea Launch касались выполнения «Соглашения о создании компании Sea Launch» 1995 года и «Соглашения о гарантиях и обеспечении» 1996 года. При создании консорциума в 1993 году 40 процентов компании находилось у Boeing, 20 процентов - у Aker Kvaerner (Норвегия), 25 процентов - у «Энергии», 5 процентов - у КБ «Южное» (Украина) и 10 процентов - «Южмаша».

В «Соглашении о гарантиях и обеспечении» говорилось о пропорциональной ответственности для каждого акционера за взятые компанией кредитные обязательства. В 2004 году Sea Launch привлекла 270 миллионов долларов, в 2005 году - 200 миллионов долларов. В 2009 году Sea Launch подошло время выплат, которые компания самостоятельно сделать не смогла.

К этому времени из проекта вышел Boeing, заплатив кредиторам 448 миллионов долларов, из которых 179 миллионов долларов приходилось на ее кредитные обязательства. Компания Aker Kvaerner расплатилась с Boeing к 2010 году. «Энергия» и «Южмаш» платить отказались. Первая при этом выкупила контрольный пакет акций Sea Launch.

Через месяц после заключения предварительного контракта между РКК «Энергия» и Boeing , что российская корпорация продаст «Морской старт» компании «С7 космические транспортные системы», сто процентов акций которой принадлежат «Группе компаний С7» (S7 Group). Гендиректор «С7 космические транспортные системы» - , ранее возглавлявший «Авиализинг» и « ». Покупателя на «Морской старт» искали давно, и нет никаких сомнений в том, что решение по проекту было принято только тогда, когда «Энергия» нашла способ дистанцироваться от проблемного проекта.

Стоит отметить, что свои обязательства по «Морскому старту» выполнили все стороны, кроме «Южмаша». Ясно, что украинское предприятие не может в настоящее время самостоятельно выполнить кредитные обязательства. Скорее всего, долговую нагрузку взяли на себя РКК «Энергия» или S7 Sea Launch Limited - представляющая «С7 космические транспортные системы» зарегистрированная в США компания.

Сопов в августе 2016 года, когда РКК «Энергия» и Boeing , презентовал проект в . «К нам было благожелательное отношение», - отмечал российский бизнесмен в интервью . По его словам, «кроме как с РКК "Энергия", с которой у нас подписано соглашение о сотрудничестве, больше ни с кем никаких договоренностей на бумаге не заключено», и «если "Южмаш" не будет производить ракеты, мы возьмем паузу на пять лет и будем вместе с российскими предприятиями делать другую ракету под наш космодром».

Теперь, похоже, планы «С7 космические транспортные системы» прояснились. «С7 ушли от санкций, "Энергия" избавилась от долгов, теперь они попытаются заработать. В этой истории нет победителей и проигравших», - сообщил источник «Ленте.ру». По его мнению, без американского участия и создания S7 Sea Launch Limited сотрудничество между предприятиями Государственного Украины и «Роскосмоса» было бы невозможно, поскольку «обе организации придерживаются официальных линий».

Действительно, обе стороны не в восторге от соглашения между «Южмашем» и S7 Sea Launch Limited. На официальном сайте Государственного космического агентства до сих пор ничего не сообщается о возобновлении производства «Зенитов», последняя новость там на момент написания данной статьи датируется 23 мая 2017 года и посвящена сотрудничеству Украины и Литвы в космической сфере. Между тем, «Южмаш» 31 мая провел пресс-конференцию с говорящим названием «Действия Государственной исполнительной службы уничтожают главного конкурента российских космических предприятий - завод "Южмаш" о блокировании хозяйственной деятельности», видео мероприятия выложено в сеть. Спустя три дня, когда было обнародовано соглашение между «Южмашем» и S7 Sea Launch Limited, украинское предприятие выразило «глубокую благодарность законодательной и исполнительной ветвям власти за предоставленную беспрецедентную нормативную и финансовую поддержку».

В «Роскосмосе» довольно скептически оценивают перспективы сотрудничества с Украиной по производству «Зенитов». «Промышленная кооперация очень важна, один раз выпав из цикла производства в космической отрасли, вернуться очень сложно - происходит замещение. Мы с сожалением видим, что процессы, которые начались в 2014 году, ни к чему хорошему не привели - украинцы сами прекрасно понимают, что сейчас у них нет условий для производства этих ракет. А у "Роскосмоса" нет никаких обязательств по поставке двигателей на Украину», - сказал исполнительный директор «Роскосмоса» по коммуникациям .

Генеральный директор РКК «Энергия» напомнил, что Украина не располагает необходимыми для самостоятельного производства ракет двигателями. «Проще им полететь на метле, чем на ракете без российских двигателей»,- отметил он.

В настоящее время на «Южмаше» собираются два «Зенита», запуски планируется возобновить в 2018 году. О поставках на Украину для новых 12 ракет российских двигателей пока ничего не сообщается. С другой стороны, создаваемая РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс» ракета «Союз-5» (она же «Феникс» и «Сункар») - фактическая альтернатива «Зенита» - будет готова к 2022 году. Вероятно, до этого времени в S7 Sea Launch Limited решили задействовать «Зениты».

В «Южмаше» отмечают, что по состоянию на начало июня 2017 года портфель заказов предприятия на ближайшие годы превышает 350 миллионов долларов США. Среди заказчиков, кроме S7 Sea Launch Limited, называются компании из США и Италии. Для американцев «Южмаш» производит основную конструкцию первой ступени ракеты Antares, для итальянцев - маршевый двигатель РД-843 верхней ступени ракеты-носителя Vega легкого класса. В обозримом будущем США не планируют отказываться от услуг украинской стороны, в Италии этого не исключают.

Контракт с S7 Sea Launch Limited вряд ли позволит сохранить ракетный потенциал «Южмаша», где активно разворачивается диверсификация производства. В тяжелых экономических условиях другого выхода нет - Украине не нужны космические ракеты, а «Роскосмосу» - украинский «Южмаш». Позиция госкорпорации по этому поводу вполне понятна. С ее точки зрения было бы предпочтительнее, если бы «С7 космические транспортные системы» вкладывались в российскую космическую отрасль, а не поддерживали потенциального конкурента.

На самом деле позиция «Роскосмоса» в вопросе с «Южмашем» - проверка госкорпорации на лояльность к российским частным космическим компаниям. До сих пор «Роскосмос» ее проваливал, однако в этот раз проигнорировать интересы такого крупного игрока, как «С7 космические транспортные системы», будет сложно. В сложившейся ситуации предприятия Государственного космического агентства Украины и «Роскосмоса» выступают не заказчиками, а исполнителями работ, формально выбирать носитель для «Морского старта» предстоит его собственнику - компании «С7 космические транспортные системы».

Нынешняя Украина хорошо иллюстрирует то, что может произойти в российской космической отрасли без ее интеграции в международное сообщество. Главный партнер Украины - Россия, а России - США. Без сотрудничества с НАСА российская пилотируемая космонавтика рискует прекратить свое существование, без контактов с ULA и Orbital ATK ракетное двигателестроение начнет деградировать, в этом случае останется только военная составляющая космической программы.

Новость с заголовком «По словам исследователей, успех севернокорейских ракет связан с украинским заводом». В тексте утверждается, что аналитики, исследовавшие фотографии севернокорейского лидера, осматривающего новые ракетные двигатели, сделали вывод, что по дизайну они напоминают старые советские, и что они могут быть связаны только с несколькими бывшими советскими странами. По какой-то причине The New York Times решила сфокусироваться именно на заводе ЮЖМАШ в украинском городе Днипро.

Александр Турчинов, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО), уже опроверг эту информацию. Он сказал, что «Украина всегда придерживается взятых на себя международных обязательств» и что «Украина не поставляла ракетные двигатели и любые ракетные технологии Северной Корее». По его словам, информация о передаче ЮЖМАШ ракетных технологий Северной Корее «…не имеет под собой никаких оснований, является провокационной по смыслу и скорее всего спровоцирована российскими спецслужбами для прикрытия собственных преступлений». Он таже подчеркнул, что Украина считает режим Северной Кореи «тоталитарным, опасным и непредсказуемым и поддерживает все санкции против этой страны.» Турчинов также отдельно добавил, что с начала агрессии РФ против Украины в 2014 году «Украина полностью прекратила поставки оружия, военной техники и военных технологий в Россию».

ЮЖМАШ также опроверг информацию о передаче Северной Корее ракет. «Факты, изложенные в публикации, не соответствуют действительности. В частности, ЮЖМАШ не только не является основным производителем ракет для РФ, но и вообще не поставляет в РФ ни ракеты, ни их детали и сборочные единицы, в том числе, ракетные двигатели. Предположение авторов публикации … по возможной связи Украины с прогрессом КНДР в развитии ракетных технологий не имеют отношения к реальности. ЮЖМАШ никогда ранее не имел и не имеет сейчас никакой связи с северокорейскими ракетными программами космического или оборонного характера. Ракеты и ракетные комплексы военного назначения за время независимости Украины на ЮЖМАШ не выпускались и не выпускаются.» , — говорится на официальном сайте ЮЖМАША.

Государственное космическое агентство Украины заявило , что «.. любые обвинения в передаче субъектами космической деятельности Украины товаров или технологий Корейской Народной Демократической Республике, которые способствовали бы развитию баллистических программ, являются абсолютно безосновательными».

К слову, в самом исследовании Майкла Эллемана версия о причастности Украины звучит скорее в виде предположения – “Некоторое количество этих двигателей были возможно получены” («An unknown number of these engines were probably acquired») и даже специально подчеркивается, что исследование не имеет ввиду указать на причастность украинского правительства («This is not to suggest that the Ukrainian government was involved»).

Многие эксперты указывают на схожесть этих обвинений с обвинениями в продаже “Кольчуг” Ираку в 2002 году, некоторые указывают на возможную false flag operation (операцию под ложным флагом) с целью скомпрометировать Украину в качестве надежного международного партнера США и сорвать план по предоставлению Украине летального оружия.

К слову, как сообщают espreso.tv , кому Украина действительно помогает разрабатывать проект ракеты-носителя и программное обеспечение ракетного двигателя — так это Южной Корее. Об этом можно узнать из базы данных международного портала экспортно-импортных операций ImportGenius . Так, согласно информации, размещенной на сайте, в июне этого года украинское предприятие ГП «Спецтехноэкспорт» (входит в структуру концерна «Укробронпром») продало южнокорейской компании Hanwha Corporation программное обеспечение для расчета теплопередачи в камере сгорания жидкостного двигателя ракеты-носителя космического назначения. А в ноябре прошлого — эскизный проект верхней ступени «ракеты-носителя».