Виды речевой и читательской деятельности. Сколько мальчик выбежало навстречу женщинам

Вариант 1

Прочитай текст.

Подснежник

Подснежник и Одуванчик были соседями. Ещё с лета они забрались под большой пень, да там и зазимовали. Зима длилась долго. Но однажды Солнце проснулось и решило поиграть в лето. Мороз куда-то ушёл, и Солнце выбралось из-под облаков и засветило так ярко и тепло, что на земле появились проталины. Когда снег начал таять, Подснежник проснулся и стал будить соседа.

Пора цвести! Солнце уже пробилось через небесные сугробы!

Что ты! - Одуванчик поплотнее укутался снегом. - Ещё рано, холодно, замёрзнем!

Но Подснежник вылез наружу и, увидев Солнце, расцвёл небольшим, цвета зимнего неба, цветком. Мороз, когда вернулся, даже растерялся.

Что здесь происходит?

Мы играем в лето, - улыбнулось Солнце.

Рано ещё играть! Да и с кем?

С цветком. Видишь, возле старого пня. Он мне поверил и распустился!

Оба вы тут распустились без меня! Это надо же придумать, в марте - лето!

Мороз укрыл. Солнце облаком; но оно вертелось, высовывалось из-под него, но скоро незаметно для себя всё же уснуло.

Ишь чего выдумали! - ворчал Мороз, засылая проталины.

Дедушка, а где Солнце? - услышал он тихий голосок из-за пня. Это был тот самый цветок - друг Солнца.

Солнце спит, оно теперь не проснётся до самого апреля! И ты засыпай! Давай я тебя укрою. Одна ласточка весны не делает!

Нет, я спать не буду, я буду ждать Солнышко, оно обязательно выглянет!

В апреле Солнце проснулось и стало искать своего друга. Оно исследовало всю землю, растопило снег, но Подснежник как сквозь землю провалился. Множество цветов распустилось на земле. Среди них и Одуванчик. Он был очень похож на Солнце, жёлтый, с длинными лучиками-лепестками, Солнце весело играло с ним. Только иногда на Солнце находила тень - оно вспоминало про Подснежник.

Потом наступило настоящее лето; У Одуванчика появились дети, и он рассказывал им о Подснежнике. Я услышал его рассказ. Оказывается, Подснежник не замёрз. Он ждал Солнца до самого апреля. Но когда он увидел множество ярких больших цветов, то застеснялся, спрятался под пень и уснул. И теперь Подснежник будет спать до следующего марта. Он мечтает снова первым проснуться и поиграть в лето один на один с Солнцем.



(По М. Шварцу)

Прочитай сказку «Подснежник

1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанной сказки.

ð Подснежник замёрз, когда Солнце уснуло.

ð В марте расцвели Подснежник и Одуванчик.

ð Солнце иногда вспоминало о Подснежнике.

ð Подснежник никогда не видел Мороза.

Солнце выбралось из-под облаков и засветило так __________________________

Что на земле появились ______________________.

3. Кому Одуванчик рассказывал о Подснежнике?

4. Подснежник, как он и сказал Морозу, не уснул сразу, а ждал целый месяц, когда проснётся Солнце. Выпиши из текста предложение, которое это подтверждает.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

5. Почему Подснежник не показался Солнышку, когда оно проснулось второй раз?

ð потому что он замёрз потому что он смущался

ð потому что он обиделся потому что он заснул

Мороз, когда вернулся, _____________________________________.

7. Боится ли Солнце Мороза?

ð Да Нет

Приведи два доказательства своего ответа;

________________________________________________________________________

8. Что значит встретившееся в тексте выражение: «как сквозь землю провалился»?

ð спрятался под землёй  нигде не было

ð было стыдно  укрылся землёй

9. Мороз говорит Подснежнику: «Одна ласточка весны не делает!» Чем похожи ласточка и Подснежник?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

10. Докажи, что Подснежник можно назвать другом Солнца, а Солнце - другом Подснежника.

______________________________________________________________________

11. ПочёмуОдуванчик можно назвать разумным, а не трусливым?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

12. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.

ð Подснежник спросил у Мороза, где Солнце.

ð Солнце и Подснежник играли в лето.

1. Подснежник и Одуванчик спали под большим пнём.

ð Множество цветов распустилось на земле.

ð Подснежник почувствовал тепло и проснулся.

13. В этой сказке много сравнений. Приведи два

1)______________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________

14. Из рассказа становится ясно, какой характер у Подснежника. Напиши две черты его характера и для каждой черты приведи пример поступка, который доказывает твой ответ.

1. Подснежник__________________________________________________________

_____________________________________________________________________

2. Подснежник__________________________________________________________

15. Что имел в виду Мороз, когда сказал: «Оба вы тут распустились без меня!»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Как ты думаешь, если всё можно было бы вернуть назад, Подснежник расцвёл бы опять в марте?

Обязательно объясни, почему ты так думаешь, приведи два объяснения.

1)______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Итоговая работа по литературному чтению.

Часть 2. Работа с научно-популярным текстом.

Вариант 1

Прочитай текст.

Раки-отшельники

Раки-отшельники 1 обитают на мелководье и на берегах морей. У этих раков нет панциря, и чтобы защитить своё нежное тело, они забираются в пустые раковины. Из раковины наружу торчат только три пары ходовых ног, первая пара ног заканчивается клешнями. Четвертая и пятая пара ног всегда находится внутри раковины. В случае нападения рак прячется в раковину, закрывая вход в неё клешнёй. Рак постоянно растёт, со временем раковина становится для него тесной, и он подыскивает себе более вместительный дом.

История про двух раков

На морском дне лежала брошенная кем-то пластмассовая трубка. Как-то раз около этой трубочки появился рак-отшельник. Ему, видно, стала тесной раковина, в которой он до сих пор жил, и он пошёл на поиски нового домика.

Трубка ему понравилась. Рак обошёл вокруг неё, сунул в трубку усы, потом одну клешню, вторую... Развернулся и, пятясь, начал не спеша вползать брюшком в трубку. Края трубки царапали мягкое, незащищённое бронёй тело - рак ёжился, вертелся.

Тут с другой стороны трубки появился второй рак. Этот был тоже без домика, и трубка ему тоже приглянулась. Первый отшельник ещё только забирался в пластмассовый дом, а второй уже сидел в нём.

Через какое-то время оба рака решили, что пора в путь. Оба уперлись спинками в трубочку и, цепляясь ножками за дно, пошли.

Трубка задёргалась из стороны в сторону. Раки ничего не понимали. Им, наверно, казалось, что кто-то держит трубку и хочет её утащить.

На беду, раки оказались одной силы. Они долго таскали друг друга, выбились из сил и одновременно пришли к решению - бросить затею. Оба вылезли - каждый из своего конца трубки - и, не оглядываясь, отправились восвояси.

По С. Сахарнову

__________________________________

Отшельник 1 - тот, кто живёт в уединении, в одиночку.

Ответь на вопросы. Для этого ты можешь перечитывать текст.

1. О чем рассказывается в текстах?

ð о красоте подводного мира  о жизни раков-отшельников

ð о находках на морском дне  о редких морских раковинах

2. Где обитают раки-отшельники?

________________________________________________________________________

3. Что обычно служит защитой раку-отшельнику?

ð панцирь на брюшке  пустая раковина

ð пластмассовая трубка  броня на теле

4. Почему раку-отшельнику обязательно нужен домик? Напиши, что об этом сказано в тексте.

________________________________________________________________________

5. Сколько ног у рака-отшельника?

________________________________________________________________________

6. Где у рака-отшельника расположены клешни?

________________________________________________________________________

7. По какой причине в истории про раков первый рак искал себе новый домик?

________________________________________________________________________

8. Отметь, кто из двух раков-отшельников был более осторожным и медлительным.

ð Первый рак Второй рак

Приведи два примера из текста, доказывающие твой ответ.

1)_______________________________________________________________________

2)_______________________________________________________________________

9. Заползая в трубку, первый рак вертелся, потому что_______________________

_________________________________________________________________________

10. Как ты понимаешь встретившееся в тексте выражение «отправились восвояси»?

_________________________________________________________________________

11. Укажи, в каком порядке происходили данные события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.

ð Рак сунул в трубку усы и клешни.

1. Первый рак заметил трубку.

ð Рак обошел вокруг трубки.

ð Рак развернулся.

ð Рак начал влезать в трубку.

12. Раки бросили трубку, потому что

ð они ничего не понимали  края трубки царапали их

ð трубку не получилось утащить  трубка им разонравилась

13. Напиши, почему раков, о которых написаны тексты, называют «отшельниками».

_________________________________________________________________________

14. В тексте сказано, что раки оказались одной силы. Что доказывает это? Приведи два примера.

1)______________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________

15. Видели ли раки друг друга?

ð Да  Нет

Докажи свой ответ.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

16. Какое из названий больше всего подходит к истории о двух раках?

ð Вот так раки-забияки!

ð Где раки зимуют

ð В поисках нового дома

Докажи свой ответ.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Итоговая работа по литературному чтению.

Часть 1. Работа с художественным текстом.

Вариант 2

Прочитай текст.

Большой одуванчик

Как-то раз Медвежонок пришёл к Слонёнку в гости.

Здравствуй, - улыбнулся Медвежонок. - Не правда ли, какой прекрасный вечер?

И Слонёнок показал, как надо топать по лужам. Конечно, Медвежонок и сам любил топать по лужам, но в этот раз он не согласился. Вечер действительно был прекрасный! В небе далёкими свечечками горели звёзды, а ночные бабочки опускались прямо на медвежьи уши. Они думали, что это мохнатые лепестки. Медвежонок повёл Слонёнка в сад.

Смотри, неужели ты не видишь, как прекрасны эти звёзды, эти деревья?

А упрямый Слонёнок сказал:

Мой друг, меня очень трудно удивить.

Медвежонок обхватил голову лапами, сел на пенёк и стал думать, как удивить Слонёнка. Он хотел сделать это во что бы то ни стало. А что, если надуть большой шарик и прилететь на нём к Слонёнку в гости? А если показать ему первый ландыш? Ведь это настоящее чудо! Но Слонёнок может сказать: «Друг мой, их скоро будет тысячи». Медвежонок совсем уже отчаялся. Но вдруг вспомнил, что Слонёнок любит облака и одуванчики... Облака - потому, что они похожи на больших белых слонов. А одуванчики - они ведь похожи на маленькие облачка на зелёных ножках. И тогда Медвежонок пошёл в сад и сказал большому тополю:

Пожалуйста, усыпь меня белыми пуховыми серёжками. Я хочу удивить Слонёнка.

Пожалуйста, - сказал тополь.

Он встряхнул ветвями, и с них полетел тополиный пух. Казалось, что на Медвежонка обрушился снегопад. В мгновение ока пух укрыл его так, что Медвежонка не стало видно. Медвежонок закрыл глаза и уснул в том душистом стогу. Утром взошло солнышко. И на крылечко вышел Слонёнок. Он огляделся вокруг... и ахнул: в глубине сада рос невиданно большой одуванчик.

Неужели, - удивился Слонёнок, - могут быть такие одуванчики? Это прекрасно!

От восхищения Слонёнок даже закрыл глаза! А когда он вновь их открыл, перед ним стоял Медвежонок, а на его ушах, на хвостике был белый пух. Слонёнок смотрел на него во все глаза, а потом отвернулся и уже опять хотел сказать что-то скучное.

Но Медвежонок улыбнулся:

Не надо притворяться. Я же сам слышал: ты сказал - это прекрасно.

Да, да, - кивнул Слонёнок. - А вообще, Медвежонок, я часто любуюсь прекрасным, только смущаюсь говорить об этом.

(По Г. Цыферову)

Прочитай сказку «Большой одуванчик ». Ответь на вопросы. Ты можешь постоянно возвращаться к тексту сказки.

1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанной сказки.

ð Медвежонок прилетел к Слонёнку на шарике.

ð Медвежонку удалось удивить Слонёнка утром.

ð Медвежонок не любил ходить по лужам.

ð Медвежонок не знал, что Слонёнок любит облака.

2. Найди в тексте предложение. Впиши пропущенные слова.

Смотри, неужели ты __________________________, как прекрасны ______________

___________________________________.

3. К кому обратился за помощью Медвежонок?

________________________________________________________________________

4. Медвежонку было очень трудно придумать, чем удивить Слонёнка. Выпиши из текста предложение, которое это подтверждает.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

5. Почему Слонёнок сначала не хотел признаваться Медвежонку, что он удивился?

ð потому что он отвернулся, и не хотел разговаривать

ð потому что он понял, что это был не одуванчик

ð потому что он стеснялся признаться

ð потому что он хотел сказать что-то скучное

6. Найди в тексте предложение. Допиши его.

Казалось, что на Медвежонка_______________________________________________

7. Умеет ли Медвежонок любоваться красотой?

ð Да  Нет

Приведи два доказательства своего ответа.

1)______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

8. Что значит встретившееся в тексте выражение: «во что бы то ни стало»?

ð очень быстро  ничего не стало  обязательно  из последних сил

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

10. Докажи, что Медвежонка можно назвать другом Слонёнка, а Слонёнка - другом Медвежонка.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

11. Почему Слонёнка можно назвать застенчивым, а не упрямым?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

12. Укажи, каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.

ð Медвежонок придумывал, как удивить Слонёнка.

ð Слонёнок признался, что он любит любоваться прекрасным.

1. Медвежонок пришёл в гости к Слонёнку.

ð Слонёнок понял, что это был Медвежонок.

ð Медвежонок весь покрылся тополиным пухом.

13. В сказке много сравнений. Приведи два примера того, что с чем сравнивается.

1)______________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________

14. Из рассказа становится ясно, какой характер у Медвежонка. Напиши две черты его характера и для каждой черты приведи пример поступка, который доказывает твой ответ.

1. Медвежонок_________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Медвежонок_________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Медвежонок тоже любил топать по лужам, почему же он в начале сказки не согласился со Слонёнком?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Как ты думаешь, если в следующий раз Слонёнок увидит что-нибудь очень красивое, он постесняется показать своё удивление?

ð Да  Нет

Обязательно объясни, почему ты так думаешь, приведи два объяснения.

1)______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№2 им. А. А. Араканцева

г. Семикаракорска»

Итоговая контрольная работа

по литературному чтению для 1 класса

Подготовила:

учитель начальных классов

Божко Анна Анатольевна

Вариант 1

Кто хозяин?

Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита лапа. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

– Собака моя, – говорил Коля, – я первый увидел Жука и подобрал его!

– Нет, моя, – сердился Ваня, – я перевязывал ей лапу и таскал для неё вкусные кусочки!

Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.

– Моя! Моя! – кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

– Спасайся!

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

– Чья собака? – сердито закричал он.

– Моя, – сказал Коля.

Ваня молчал. ( В. Осеева)

(152 слова)

Часть I А1 .

А2. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, как звали собаку.

    Трезор 2) Бобик 3) Жук

А3. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, какого окраса была собака.

    рыжая 2) чёрная 3) белая

А4. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, где мальчики нашли собаку.

А5. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, где происходили действия, описанные в тексте.

    в лесу 2) во дворе 3) на улице

А6. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, собаки какой породы выскочили из двора лесника.

    боксёр 2) овчарка 3) терьер

А7. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, куда вскарабкался Ваня.

    на забор 2) на крышу 3) на дерево

А8. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, что схватил Коля, когда бросился на помощь Жуку.

    палку 2) ветку 3) ремень

Часть II В1. Напиши, что было перебито у Жука, когда мальчики его нашли. Напиши, почему Коля считал, что он должен быть хозяином Жука. В3. Напиши, как Ваня ухаживал за больным Жуком. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

В4. Напиши, кто помог спасти Жука. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть III C 1. Напиши, почему спорили Коля и Ваня. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ C 2. Подумай и напиши, почему молчал Ваня. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

C 3. Предложи свой способ, как можно было разрешить спор мальчикам. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я справился с заданиями.

Испытываю затруднения.

Часть 1

Вариант 2

Прочитай текст и выполни задания. При возникновении затруднений перечитай текст.

Что легче?

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся:

Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт.

– Нет, – говорит, – в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину наказал, а за ложь вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину наказала, а за ложь – вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила. (В. Осеева)

165 слов

Часть I А1 . Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, к какому литературному жанру относится текст.

    рассказ 2) сказка 3) стихотворение

А2. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, где гуляли мальчики.

    во дворе 2) в лесу 3) на улице

А3. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, что видели мальчики в лесу.

    грибы 2) цветы 3) овощи
А4. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, когда мальчики возвращались домой.
    утром 2) в полдень 3) вечером

А5. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, про кого рассказал отцу первый мальчик.

    про собаку 2) про тигра 3) про волка

А6. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, про кого рассказал матери второй мальчик.

    про дедушку 2) про бабушку 3) про отца

А7. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, как повёл себя третий мальчик.

    соврал 2) сказал правду 3) повинился

А8. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, как поступила тётка с третьим мальчиком.

    поругала 2) наказала 3) простила

Часть II В1. Напиши, что сказать всегда легче. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________В2. Напиши, что придумал первый мальчик в своё оправдание. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ В3. Напиши, что придумал второй мальчик в своё оправдание. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

В4. Напиши, что придумал третий мальчик в своё оправдание. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть III C 1. Напиши, почему были наказаны два мальчика. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ C 2. Подумай и напиши, почему тётка простила третьего мальчика. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

C 3. Как ты считаешь нужно вести себя в подобных случаях, напиши. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполни цветовую самооценку работы. - Я справился с заданиями.

Испытываю затруднения.

Было трудно. Мне нужна помощь.

Часть 1

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

(итоговая таблица сформированности предметных умений и универсальных учебных действий)

Критерии оценивания предметных результатов

№ задания

Высокий уровень- 13-15 баллов.

Средний уровень- 9-12 баллов.

Низкий уровень – менее 9 баллов.

Критерии оценивания познавательных результатов

№ задания

Высокий уровень- 15-16 баллов.

Критерии оценивания регулятивных результатов

№ задания

Высокий уровень- 15 баллов.

Средний уровень- 8-14 баллов.

Низкий уровень – менее 7 баллов.

Чтение, 4 класс

Вариант 1

Акулы появились на земле за миллионы лет до появления человека, пережив динозавров и даже не сильно изменившись с того времени. Акула имеет обычно вытянутое туловище, напоминающее торпеду, что позволяет ей развивать в воде большую скорость – от 42 до 60 км/ч. С такой же скоростью мчатся лучшие скакуны на ипподромах. Длина акул различна, от полутора до 25метров. Вес их часто измеряется тоннами. Скелет у акулы не костный, а хрящевой. Пасть в нижней части головы, похожая на поперечную узкую щель, усажена несколькими рядами острых зубов, причём зубы у акул растут на протяжении всей жизни. Благодаря необычному строению челюсти акула может даже проглотить, не пережёвывая, добычу, превышающую её собственный размер.

У акулы слабое зрение, но сильно развито обоняние: даже слепые акулы во время опытов быстро и безошибочно приближались к тому месту, где в воду опускали куски рыбы, кальмаров или другой корм. Чувствуют они и поступление в воду веществ, выделяемых испуганной жертвой. Слуху акул также можно позавидовать: по колебанию воды они улавливают движение рыб на расстоянии до 300 м, и, конечно же, воспринимают колебание воды при резких движениях тела человека или морского обитателя. Всем этим и объясняется мгновенное появление акул около подстреленной при подводной охоте рыбы или неловко барахтающегося в воде испуганного пловца.

Большинство акул – хищники, охотящиеся за крупной добычей. Желудок акулы может переварить всё, что она проглотит, даже металлические предметы. Однако среди акул есть и питающиеся планктоном (микроскопическими водорослями) – это китовая, гигантская и большеротая акулы. С первого до последнего дня своей жизни акулы находятся в непрерывном движении. Это связано с тем, что у них отсутствует плавательный пузырь, позволяющий костистым рыбам «зависать» на любой глубине. Если акула остановится, она утонет. Но нельзя сказать, что акулы совсем не спят. Прибрежные акулы дремлют, опустившись на дно. Те же акулы, что живут на глубине, передвигаются во сне за счёт выталкивания воды из жаберных щелей. Большинство акул откладывают крупные яйца, но некоторые рождают живых детёнышей (от 1 до 26 за раз), имеющих в длину до полутора метров и полностью готовых к самостоятельному существованию.

Существует около 350 видов акул, отличающихся друг от друга величиной и внешним обликом. Особенно причудлива рыба-молот. Так её назвали за форму головы, похожую на огромный молоток. Другая необычная акула – пилонос. Её длина всего 1–2м, но вид очень грозный: костяной вырост впереди головы, усеянный острыми шипами по краям, действительно напоминает пилу.

Слово «акула» в переводе с латинского означает «орёл». Очевидно, такое название эта рыба получила в силу своей хищности и стремительности движений. Это слово с ненавистью произносят рыбаки и моряки: акулы распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают даже на людей. Многие считают всех акул людоедами, на самом же деле опасны для человека около 40 видов. Наиболее опасной считается белая акула – самая крупная из современных хищных акул. Нападения белой акулы на человека отмечены не только в открытых водах, но и вблизи берегов, в бухтах и на пляжах, – недаром в Австралии она носит название «белой смерти». Интересно, что нападают они в основном в дневное время.

Обитают акулы и в прибрежных, и в открытых водах, некоторые акулы обитают в больших реках (например, в Амазонке, в Ганге). В нашей стране – в Баренцевом, Балтийском, Чёрном, Азовском и дальневосточных морях. Акулы имеют для человека промысловое значение. Основная добыча их ведётся в южных морях. Мясо акулы употребляют в пищу, из печени добывают рыбий жир, из скелета делают клей.

1


Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,

почему акулу называют «белой смертью»

что означает слово «акула»

что представляют собой акулы

в каких водах обитают акулы

2


как акулы распугивают рыбу

что акулы – интереснейшие водные обитатели

какие акулы наиболее опасны для человека

чем необычна челюсть акулы

3


Теперь ты знаешь, что

акулы появились позже, чем динозавры

вес акул составляет несколько килограммов

акулы имеют не костный, а хрящевой скелет

пасть акулы похожа на продольную щель

4


Прочитав текст, ты узнал, что

желудок акулы плохо переваривает пищу

все акулы без исключения – хищники

существует более 400 видов акул

большинство акул откладывают яйца

5


Доказательством наличия у акул сильно развитого обоняния является то, что

акулы безошибочно находят места с оставленным кормом, хотя плохо видят

они способны развивать в воде большую скорость

по колебанию воды акула может улавливать движение рыб на расстоянии до 300 метров

они заглатывают даже металлические предметы

6


После чтения текста стало понятно, что

детёныши акул первое время беспомощны и нуждаются в опеке

акулы, питающиеся планктоном, не опасны для человека

только большеротые акулы находятся в постоянном движении

китовые акулы отличаются тем, что совсем не спят

7


После знакомства с текстом несложно сделать вывод, что

акулы нападают в дневное время из-за слабого зрения

во время дыхания вода проходит через жаберные щели

рыба-молот получила название за огромную силу удара, наносимого ею жертве

главное отличие акулы от костистых рыб – отсутствие плавательного пузыря

8


Верны ли следующие утверждения?

Акула может утонуть, если

А.

перестанет двигаться и «зависнет».

Б.

проглотит добычу, превышающую её собственный вес.

верно только А

верно только Б

верны оба утверждения

оба утверждения неверны

9


После знакомства с текстом следует сделать вывод, что

прибрежные акулы опаснее тех, что живут на глубине

акулы медлительнее, чем скаковые лошади

только в пресной воде водятся акулы

акулы поддаются дрессировке, если получают хороший корм

10

Если ты захочешь узнать побольше об акулах и их особенностях, какую книгу ты возьмёшь в библиотеке?

«Ребятам о зверятах»

«Энциклопедия подводного мира»

«Советы юному натуралисту»

Толковый словарь

11


Чтобы пересказать текст об акулах другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.

А.

Места обитания акул и их добычи.

Б.

Особенности органов чувств: слух, зрение, обоняние.

В.

Внешний вид и строение организма акулы.

Г.

Многообразие видов акул.

Д.

Чем акулы опасны для людей.

Е.

Питание, движение и размножение у акул.

Укажи верный ответ.

ЕВГБАД

ВБЕГДА

ВЕБГАД

ГВАБЕД

12


Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении этого текста вполне понятно.

Для каждого слова из первого столбца найди его значение для данного текста из второго столбца, обозначенное буквой.

СЛОВО

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА

1) торпеда

2) жертва

дар, приносимый божеству по обычаю древних народов

самонаводящийся подводный снаряд обтекаемой формы

спортивный автомобиль, участвующий в гонках

тот, кто пострадал из-за какого-либо несчастья

Укажи верный ответ.

БА

ВА

БГ

ВГ

Чтение, 4 класс

Вариант 2

«Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал…» Очень это хорошая песенка, и про ёлочку там всё правильно, а вот про зайца, оказывается, не всё. Во-первых, если зайка был серенький, то это, скорее всего, заяц-русак и место его не в лесу, а в поле, в перелесках. Там он и кормится, там и бегает. Русак – крупный заяц, целый зайчище: до 6 кг весом. Весь он буровато-серый, только хвостик снизу ослепительно белый: это, как у многих животных, сигнал для своих, а опустил заяц хвост – и словно растворился в осенней траве, слился со стогом сена. Живёт русак в тёплых краях и устраивает лёжку прямо на земле.

Уж очень много у зайца врагов: и лиса, и волк, и рысь, да ещё хищные птицы. Правда, со взрослым зайцем не всегда легко справиться – он и отбиться мощными задними лапами с длинными когтями может. Зайчиха защищает своих зайчат не хуже других зверей, а ведь ей для этого нужно, пожалуй, побольше храбрости, чем волчице или львице. Какая же это трусость? Мы все знаем, что от страха трус прежде всего теряет голову: или несётся со всех ног куда попало, или стоит на месте и дрожит от страха. Зайца, конечно, ноги спасают, но, убегая от гончих псов, он несётся, стелется по земле, а выиграв расстояние, начнёт путать след: то назад скакнёт, то в сторону, а потом огромным прыжком уйдёт со следа и затаится. Сидит и спокойно смотрит, как свирепые псы разгадывают его лесную загадку. Только ушами шевелит и носом двигает. И глаза у зайца не зря «косые» – он видит ими не только вперёд и в стороны, но даже и немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо зря головой вертеть.

На севере в лесах живёт заяц-беляк. Два раза в год он меняет свой маскхалат. Северные леса на зиму укрываются снежным одеялом, даже зелёные ели надевают белые шубы. И плохо пришлось бы зайцу, если бы он остался серым. Но беляк осенью линяет, и вместо серой шёрстки вырастает снежно-белая. В Арктике зайцы не меняют цвет – только здесь они круглый год белые. Заяц-беляк помельче русака, но следы у него пошире – как будто он крупнее. А дело в том, что ему приходится пробираться по снегу и лапы у него сильно обрастают шерстью – тогда можно ходить по снегу, не проваливаясь, как на лыжах-снегоступах. На Крайнем Севере зайцы-беляки живут в норах.

Зайчата рождаются зрячими и в шёрстке – словно игрушечная копия взрослого зайца. Зайчата появляются два, а то и четыре раза в год. Самые первые – в марте и называются «настовики»*. А последние зайчата появляются поздней осенью и называются «листопадники».

У русаков зайчиха всегда остаётся с малышами, а вот у беляков другой обычай: накормит зайчиха зайчат и оставляет совсем одних. И это оправдано, ведь хищные звери прекрасно умеют находить малышей по следу матери, и если бы зайчиха всё время к ним бегала, не миновать бы им чьих-нибудь зубов. А так сидят маленькие зайчики на месте и не двигаются, молчат. Значит, никто их не учует, не услышит – ведь только лапки оставляют пахучий след. Молоко у зайчихи очень питательное –
в 6 раз жирнее коровьего, так что 3 – 4 дня зайчата сыты. А потом они начинают двигаться и звать. Тут как раз и зайчиха отправляется искать своих детей. И не только своих: любая зайчиха накормит любого зайчонка.

А ещё через несколько дней зайчата уже могут есть травку, а там уж и прыгать начинают, оставляя точно такой же след, как взрослый заяц, только поменьше: длинный следок от задних лапок – впереди, круглые следы от передних лапок – позади. Такая уж у зайцев походка. Увидишь такой след – смекни, куда заяц поскакал.

Ответы. Чтение, 4 класс

Вариант 1

Номер задания

Вариант 2

Номер задания

Данная работа проводится с целью определения у выпускников 1 класса уровня сформированности и результатов обучения в части познавательных универсальных учебных действий как необходимого условия для продолжения обучения во 2 классе. В работе представлены два варианта тестовых заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА

по предмету «литературное чтение»

2011-2012 учебный год

1 класс

1 вариант

Прочитай текст.

Таня и Алёнка посадили свои деревца, примяли вокруг них землю, полили их тёплой водой.

Светит горячее весеннее солнышко, идут по небу весенние облака, поют скворцы… И два новых деревца стоят у ворот, расправляют корешки в тёплой земле!

Мою липку знаешь, как звать? – сказала Таня. – Мою липку звать Медок!

Алёнка удивилась:

А почему?

А потому, что когда она вырастет, то на ней будут медовые цветы. И на неё пчёлы будут прилетать за мёдом. Вот почему и Медок!

А как же мою?.. – спросила Алёнка. – Мою тоже Медок?

Нет, твою пусть как-нибудь ещё!

А как?

Знаешь как? Холодок!

А почему?

Кругом будет жара, дышать нечем, а под твоей липкой –

Холодок.

Л. Воронкова

Вариант 1.

Фамилия, имя учащегося ___________________________________________

  1. Что это за текст?

а) рассказ

б) стихотворение

в) сказка

  1. О каком времени года идёт речь?

а) лето

б) осень

в) весна

а) в лесу

б) у ворот дома

в) на огороде

4. Чем занимались девочки?

а) собирали цветы

б) подметали дорожки

в) сажали деревья

5. О каких деревьях рассказывается в тексте?

а) о липках

б) о берёзках

в) о дубках

6. Сколько потребуется человек, чтобы прочитать данное

произведение по ролям?

в) два человека: для чтения слов Тани и слов Алёнки

7. Выбери подходящее название к тексту.

а) Таня и Алёнка

б) Весна

в) Медок и Холодок

И на неё пчёлы ________________________________________________

__________________________________________________________________

9. Почему Таня назвала Алёнкину липку – Холодок? Сформулируй и запиши полный ответ. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Как ты думаешь, нужно ли сажать деревья? а) да

б) нет

Обязательно объясни, почему ты так думаешь __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 вариант

Прочитай текст.

Это было давно. Тогда муравьи ещё поодиночке жили…

Встретились однажды на тропинке два муравья и стали жаловаться друг другу.

Мне вчера жук ногу отдавил, - говорит один Муравей другому.

А меня Гусеница обидела. Она мой домик так толкнула, что он развалился, - говорит другой. – Плохо нам, муравьям, жить на свете. Мы маленькие, каждый нас обидеть может. А заступиться некому.

Знаешь что, давай вдвоём жить. Друг за друга заступаться, друг другу помогать.

Стали муравьи жить вдвоём.

…Вот ползёт по дороге жук. Говорит ему Муравей:

А ну, жук, попробуй мне теперь на ногу наступить!

А жук видит: муравьёв двое. Их вдвоём не осилишь. И уполз поскорее.

Узнал третий Муравей, что двум муравьям легче жить стало.

Возьмите меня с собой жить, - говорит.

Стали муравьи жить втроём. Втроём ещё сильнее стали. А потом и четвёртый к ним пришёл, и пятый.

И вот все муравьи стали жить вместе.

Если одному тяжело, все ему помогают. Если одного обижают,

все его защищают. Один за всех, все за одного.

И. Пивоварова

Вариант 2

Фамилия, имя учащегося ___________________________________

Ответь на вопросы, пользуйся текстом.

1.Что это за текст?

а) рассказ

б) сказка

в) стихотворение

2. Кто однажды встретились?

а) жуки

б) гусеницы

в) муравьи

3. Где происходят события, описанные в тексте?

а) на тропинке

б) на грядке

в) на полянке

4. О чём жаловались друг другу два муравья?

а) о том, что им плохо жить на свете

б) о том, что гусеница им ноги отдавила

в) о том, что вместе жить тесно

5. Почему жук, увидев, что муравьёв двое, решил не обижать их?

а) потому что он торопился и уполз поскорее

б) потому что он уже наступил им на лапу

в) потому что вдвоём они сильнее жука

6. Выбери подходящее название к тексту.

а) Встреча муравьёв

б) Один за всех, а все за одного

в) Вместе жить веселее

7. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2,3,4.

Решили два муравья жить вместе

Встретили два муравья на дороге жука

1 Встретились на тропинке два муравья

Все муравьи стали жить вместе

8. Найди в тексте предложение. Допиши его.

Узнал третий Муравей, что двум муравьям____________________________ __________________________________________________________________