Знаменитые фотографии 21 века. Легендарные исторические фотографии (41 фото)

В наши годы разбогатеть, прославиться и войти в историю, будучи фотографом, можно лишь одним способом - занимаясь чем угодно, но не фотографией. Сто лет назад ты бы мог стать великим фотохудожником запросто, так как имелись две ключевые предпосылки:

а. фотография была ремеслом сложным, хлопотным и малоизведанным;

б. потихоньку возникали и внедрялись технологии, позволяющие репродуцировать фотоснимки в газетах и (чуть позднее) в цветных журналах.

То есть настал славный момент, когда ты, нажав на кнопку затвора, уже понимал, что данный кадр увидят миллионы. Но эти миллионы ещё не знали, что могут заняться тем же самым, так как не было цифровых мыльниц, полной автоматики и фотосвалок в интернете. Ну и таланта, конечно. Никакой у тебя конкуренции!

Золотой эрой фотографии, пожалуй, следовало бы признать середину прошлого века. Однако многие из художников, перечисленных в нашем списке, принадлежат другим далёким и современным эпохам.


Хельмут Ньютон, Германия, 1920–2004

Чуть более, чем великий и знаменитый, фэшн-фотограф с очень и очень самостоятельным пониманием, что есть эротика. Был яростно востребован практически всеми глянцевыми журналами, Vogue, Elle и Playboy в первую очередь. Умер в 84 года, врезавшись на авто в бетонную стену на полной скорости.

Ричард Аведон, США, 1923–2004

Бог чёрно-белого портрета, интересный также тем, что копаясь в его галереях, ты найдешь кого угодно. На снимках этого гениального нью-йоркского еврея есть абсолютно все. Говорят, свой первый снимок Ричард сделал еще лет в девять, когда малыш случайно поймал в объектив Сергея Рахманинова.

Анри Картье-Брессон, Франция, 1908–2004

Выдающийся фотореалист, один из патриархов фоторепортажа и в то же время - человек-невидимка: у него был филигранно отработанный дар уметь оставаться назаметным для тех, кого он снимает. Поначалу учился на художника, где и заработал тягу к легкому сюрреализму, что осязаемо отпечаталось затем в его фотоснимках.

Себастьян Сальгадо, Бразилия, 1944

Создатель почти фантастических образов, взятых на самом деле из реального мира. Сальгадо был фоторепортёром, которого особенно влекло к аномалиям, несчастьям, нищете и экологическим катастрофам - но даже такие его сюжеты завораживают красотой. В 2014 году о нём снял фильм режиссер Вим Вендерс под названием «Соль Земли» (специальный приз Каннского фестиваля).

Уильям Юджин Смит, США, 1918–1978

Фотожурналист, славный пожалуй всем, чем только может прославиться фотожурналист - от канонических военных снимков до экспрессивных и трогательных портретов великих и обычных людей. Ниже в качестве примера - кадров сессии с Чарли Чаплиным для журнала Life.

Ги Бурден, Франция, 1928–1991

Один из самых копируемых, имитируемых фотографов мира. Эротичен, сюрреалистичен. Сейчас - спустя четверть века после его смерти - всё более актуален и современен.

Виджи (Артур Феллиг), США, 1899–1968

Эмигрант из Восточной Европы, ныне - великий классик уличной и криминальной фотографии. Человек успевал приехать на любое происшествие в Нью-Йорке - будь то пожар, убийство или банальный мордобой - быстрее прочих папарации и, зачастую, полиции. Впрочем, кроме всяческих ЧП, в его снимках отмечены практически все аспекты жизни беднейших кварталов мегаполиса. По мотивам его фото снят фильм-нуар Naked City (1945), по его кадрам учился Стэнли Кубрик, а сам Уиджи упомянут в начале комикс-фильма Watchmen (2009).

Александр Родченко, СССР, 1891–1956

Первопроходец советского дизайна и рекламы Родченко при всём этом - пионер конструктивизма. Исключен из Союза Художников за отход от идеалов и стиля соцреализма, но, к счастью, до лагерей дело не дошло - умер своей смертью на заре хрущевской «оттепели».

Ирвин Пенн, США, 1917–2009

Мастер портретного и фэшн-жанра. Славен целым обилием собственных коронных фишек - например, снимать людей в углу комнаты или на всяких серых, аскетичных фонах. Знаменит крылатой фразой: «Съёмка пирожного тоже может быть искусством».

Антон Корбейн, Нидерланды, 1955

Самый выдающийся рок-фотограф мира, чьё восхождение началось с культовых фотоснимков и видеоклипов для Depeche Mode и U2. Его почерк легко узнаваем - сильный расфокус и атмосферная зашумленность. Корбейн также снял несколько кинофильмов: «Контроль» (биография фронтмена Joy Division), «Американец» (с Джорджем Клуни) и «Самый опасный человек» (по роману Ле Карре). Если ты в Google ищешь знаменитые фотки Nirvana, Metallica или Тома Уэйтса, вероятность того, что первыми выпадут снимки Корбейна - почти стопроцентная.

Стивен Майзел, США, 1954

Один из наиболее успешных фэшн-фотографов мира, чьё именно стало особенно на слуху в 1992-м после выхода фотокниги Мадонны „Sex“. Считается открывателем многих суперзвезд подиума, таких как Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста или Амбер Валетта.

Диана Арбус, США, 1923–1971

Настоящее её имя - Диана Немерова, и свою нишу в фотоделе она нашла, работая с самой неприглядной натурой - уродцами, карликами, трансвеститам, слабоумными… В лучшем случае - с нудистами. В 2006-м вышел биографический фильм «Fur» , где роль Дианы исполняла Николь Кидман.

Дэвид Лашапель, США, 1963

Мастер поп-фотографии («поп» в хорошем смысле слова) Лашапель, в частности, снимал клипы для Бритни Спирс, Дженнифер Лопес и Кристины Агилеры, так что его стиль тебе будет понятен не только по фотокадрам.

Марк Рибу, Франция, (1923-2016)

Автор как минимум дюжины «отпечатков эпохи»: ты наверняка миллион раз видел, как девочка-хиппи подносит ромашку к стволу винтовки. Рибу объездил весь мир и наиболее почитаем за портфолио из съёмок Китая и Вьетнама, хотя ты можешь найти и его сценки из жизни Советского Союза. Скончался в возрасте 93 лет.

Эллиотт Эрвитт, Франция, 1928

Француз с русскими корнями, прославленный своим ироничным и абсурдным взглядом на наш беспокойный мир, который очень подвижен в его неподвижных фотографиях. Не так давно стал также выставляться в галереях под именем André S. Solidor, что в сокращении читается как «жопа».

Патрик Демаршелье, Франция/США, 1943

Пока ещё живой классик фэшн-фото, обогативший данный жанр особо сложной утончённостью. И при этом он снизил запредельный градус гламурной расфуфыренности, который был до него нормой.

Энни Лейбовиц, США, 1949

Мастерица сказочных сюжетов с очень мощным зарядом остроумия, понятным даже простакам, далёким от гипергламура. Что неудивительно, так как лесбиянка Энни начинала как штатный фотограф журнала Rolling Stone.

Из нашего обзора видно, что самые известные фотографии в истории получались без часов подготовительных работ, без тщательной проработки сюжета. Созданы за секунду - живут десятилетия.

Афганской Мона Лизе, Гуле Шарбат в момент съемки 12 лет. В результате атаки ее города советскими вертолетами погибли ее родители, а сама Гула, с бабушкой, братьями и сестрами сбежали в лагерь на границе с Пакистаном. Именно там ее "поймал" объектив Стива Маккарри в 1984 г. - снимок стал известным благодаря попаданию на обложку National Geographic год спустя. Сейчас Гула замужем за пекарем, у них трое детей.


Нью-Йорк, 1932 г. Одиннадцать строителей решили перекусить перед объективом Чарльза Эббетса. Правда, под ними - сотни метров воздуха, и в самом низу - оживленные улицы Манхэттена. Локация съемки - стройплощадка Рокфеллеровского центра, комплекса деловых зданий в центре Манхэттена, которые до 1989 г. принадлежали семье Рокфеллеров, но и после продажи концерну Mitsubishi не изменили своего названия.


Легендарное постановочное фото великого военного фотокорреспондента Евгения Халдея - знамя фотограф привез на локацию с собой, а также попросил нескольких случайно встреченных им бойцов ему позировать. Это были бойцы 8-й гвардейской армии Алексей Ковалев (держит знамя), Абдулхаким Исмаилов и Леонид Горичев. Фото сделано 2 мая 1945 г.

Фото сделано 14 августа 1945 г., в так называемый V-J Day (Victory over Japan Day) - символ окончания войны для американцев, капитуляции Японии. Создатель фото, Альфред Эйзенштадт, назвал ее "безоговорочная капитуляция".


Изобретательный фотошоп: турист якобы стоит на одном из зданий Всемирного торгового центра, в которое вот-вот врежется один из лайнеров. Изначально утверждалось, что "туриста" нашли на развалах башен-близнецов. Фотография сделана в 1997 г: на ней 25-летний турист из Венгрии Петер Гузли, самолет он добавил на снимок уже позже. "Турист" стал одним из героев фото-мэмов, вроде или Упоротого Лиса.


Самый известный фотографический "фейк". Фотография якобы сделана деревенским хирургом Робертом Уилсоном - на самом деле деревянный макет Лох-несского чудовища был изготовлен его односельчанином Мармадюком Уэтэреллом и его сыном. Снимок сделал Мармадюк, а затем уже уговорил Уилсона взять авторство на себя. Афера раскрылась в 1994 г., когда сын Мармадюка признался в содеянном.

В день своего рождения - а исполнилось герою снимка 72 года - Эйнштейн пировал в Принстонском университете. После праздника он с коллегой и его женой сел в автомобиль, их окружили фотографы, и один из них, Артур Сас, попросил профессора улыбнуться. Коллега Эйнштейна опустил стекло, и именинник... доказал, что над гениями возраст не властен.

Могила католички-жены и протестанта-мужа, которых не могли похоронить рядом, находится в городе Лимбург, Нидерланды.

Один из самых известных фото-портретов в истории сделан великим портретистом Юсуфом Каршем. Уинстон Черчилль получился грозным потому, что за несколько мгновений до вспышки фотограф отобрал у него сигару.


Через несколько минут автомобиль Шуг Найта (за рулем) будет расстрелян неизвестными из белого Кадиллака - Шуг получит незначительные ранения осколками стекла, великий рэпер умрет чуть позже в больнице от полученных ранений в грудь, таз и бедро. Часть праха будет выкурена друзьями Тупака вперемешку с марихуаной.

С тех пор как была изобретена фотография, этот способ запечатления реальности успел стать настоящим искусством. Редакция сайт предлагает вам вспомнить самые известные фотоснимки за историю человечества.

Афганская Мадонна

Фотография двенадцатилетней девочки, сделанная в 1985 году в пакистанском лагере беженцев, попала на обложку журнала National Geografic и стала символом войны в Афганистане. Затравленный взгляд девочки-подростка, кажется, смотрит прямо в душу и в ее глазах словно меняется выражение. Из-за этого портрет сравнивали с Джокондой Да Винчи.

Редакция сайт отмечает, что фотограф Стив МакКарри не узнал имени девочки. Ее личность была установлена только в 2002 году. Выяснилось, что афганка по имени Шарбат Гула в 1992 году вернулась на родину, вышла замуж и родила нескольких детей.

Поцелуй на Таймс-сквер

Фотография Альфреда Эйзенштадта, увековечившая поцелуй матроса и медсестры на площади Таймс-сквер в Нью-Йорке, стала мировым символом радости и облегчения, связанных с окончанием Второй мировой войны . Фотограф, снимавший для журнала «Лайф», не спросил имен у своих моделей, и множество людей заявляли, что именно они изображены на снимке.

Книга, посвященная истории создания этого фото, утверждает, что этих людей зовут Джордж Мендонса и Грета Циммер Фридман. «Внезапно я оказалась в объятиях моряка, – вспоминала Фридман в 2005 году. – Это, в общем, был даже не поцелуй, а спонтанный акт счастья и облегчения, что ему больше не нужно идти на войну».

Даже спустя пять десятилетий со дня ее смерти Мэрилин Монро остается одним из самых известных секс-символов Голливуда. И первое ее изображение, которое приходит каждому на ум – этот снимок, сделанный во время съемок фильма «Зуд седьмого года. Мэрилин стоит на тротуаре, и теплый воздух, выходящий из нью-йоркской подземки , поднимает подол ее белого платья. Говорят, что тогдашний муж звезды, знаменитый бейсболист Джо ДиМаджио, увидев этот кадр, устроил Монро ужасную сцену ревности. Спустя несколько недель они развелись.


Напалм

В 1972 году фотограф агентства «Ассошиэйтед Пресс» Ник Ут запечатлел детей, в ужасе спасающихся от напалмовой атаки во время Вьетнамской войны. Бомбардировщик случайно сбросил заряд напалма на своих же солдат и гражданских. Девятилетняя Ким Пхук убегает из разбомбленной деревни, сорвав с себя горящую одежду. Фотография стала одним из самых известных символов протеста против войны во Вьетнаме. Сделав снимок, Ник увез детей в сайгонский госпиталь.


Эйнштейн с высунутым языком

На вечеринке по случаю семьдесят второго дня рождения Альберта Эйнштейна фотограф Артур Сасс попросил именинника улыбнуться в камеру. Уставший от подобных просьб нобелевский лауреат внезапно высунул язык. Фото стало одним из самых известных изображений Эйнштейна и понравилось ему настолько, что он заказал для себя девять копий. Один из снимков с автографом Эйнштейна был продан на аукционе в 2009 году за сумму, превышающую 75 тысяч долларов.


Падающий человек

Ричард Дрю сумел снять полет одной из жертв террористической атаки на Всемирный торговый центр 11 сентября 2001 года. Публикация фото вызвала множество протестов людей, назвавших репортера бесчувственным. Сам репортер смотрит на это иначе. Через десять лет после события он сказал в интервью, что считает этот снимок изображением «неизвестного солдата», представляющего всех, разделивших его судьбу в тот день. Считается, что не меньше двухсот человек выпрыгнули из окон ВТЦ после того, как два авиалайнера врезались в «башни-близнецы».


Самое знаменитое селфи в мире

На церемонии вручения премии «Оскар» 2014 года, где выяснилось, что фильм «12 лет рабства» лучше, чем «Гравитация», несколько голливудских звезд первого класса попали в кадр знаменитого селфи ведущей этой церемонии – комика Эллен ДеДженерес. На снимке запечатлены: Джаред Лето , Дженнифер Лоуренс , Мерил Стрип , сама Эллен, Брэдли Купер , Питер Нионго, Ченнинг Татум , а также Джулия Робертс , Кевин Спейси , Люпита Нионго , Анджелина Джоли и ее теперь уже бывший муж Брэд Питт .


Ни один фильм не может похвастать таким звездным составом. Неудивительно, что интернет-пользователи ретвитнули это фото более миллиона раз только за первый час после публикации. Фотография вызвала больше шума, чем сама церемония «Оскара».

Человек против танков

Безоружный человек остановил колонну танков в Пекине во время студенческих выступлений в 1989 году. Тогда на площади Тяньаньмэнь от пуль Народной освободительной армии Китая погибли сотни демонстрантов. Этот момент, запечатленный как минимум пятью репортерами, стал символом невооруженного сопротивления государственному насилию во всем мире. Чарли Коул, фотограф журнала «Ньюсуик», выиграл премию World Press Photo за этот снимок. Личность и судьба человека, стоящего на пути бронемашин, так и остались неизвестными.


Портрет Че Гевары

Альберто Корда снял на фото революционера-марксиста Эрнесто Че Гевару в 1960 году на церемонии, посвященной жертвам взрыва бельгийского теплохода «Ля Кувр» в Гаване. Портрет, названный автором «Партизан-герой», был растиражирован на миллионах плакатов и футболок, став универсальным символом сопротивления и социальной справедливости. Фотограф, разделявший марксистские идеалы Че, никогда не требовал отчислений за этот снимок.


Взрыв «Гинденбурга»

В 1937 году Сэм Шир сфотографировал взрыв наполненного водородом дирижабля «Гинденбург» в Нью-Джерси. Авикатастрофа , унесшая жизни тридцати шести человек, ознаменовала конец эры пассажирских цеппелинов, до этого считавшихся главным средством передвижения в будущем. «В моей камере оставалось два чистых кадра, и у меня не было времени даже поднести фотоаппарат к глазам, – позднее писал Шир. – Я снимал буквально от бедра – все произошло так быстро, что ничего другого не оставалось».


Голод

Фотография Кевина Картера, сделанная в 1993 году и иллюстрирующая голод в Южном Судане, привлекла всемирное внимание – и критику. Картер говорил, что изможденная девочка добралась до пункта раздачи еды после того, как фотограф отогнал стервятника, но это только вызвало новые вопросы, почему он не отвез ее туда сам. Редакция сайт отмечает, что спустя несколько месяцев после получения Пулитцеровской премии, полученной за этот снимок, южноафриканский фотограф совершил самоубийство. Он страдал от депрессии и потери своего друга и коллеги Кена Остерброка, убитого случайной пулей миротворца под Йоханнесбургом. «Доказательство» существования Лох-Несского чудовища

Однако позднее, когда фото произвело сенсацию во всем мире, Уилсон постарался, чтобы его имя не ассоциировалось с этим изображением, и фото стало известно как «снимок хирурга». В 1994 году один из свидетелей создания этого кадра сознался на смертном одре, что портрет Несси был всего лишь розыгрышем, и на фото на самом деле снят кусок пластика, прикрепленный к игрушечной подводной лодке.

Искусство фотографии – относительно новое (по сравнению, к примеру, с живописью), однако и оно успело сформировать собственные каноны, иерархию художников и облако смыслов и течений. При этом та или иная фотография, которая в профессиональном сообществе считается эталонной, для стороннего человека может выглядеть ничем не примечательной. Редакция сайт предлагает посмотреть на самые дорогие фото в мире, и решить для себя, так ли они хороши.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

В котором собрал 100 самых влиятельных фотографий в истории. Эти фотографии настолько эпичны и монументальны, что их должен увидеть каждый уважающий себя человек. Дабы не отнимать у вас слишком много времени, которого и так не хватает, мы опубликуем данный проект в нескольких частях. Боль, радость, история, война и любовь - всё это и много больше ждет вас далее.

Человек на Луне, Нил Армстронг, 1969

Guerillero Heroico, Альберто Корда, 1960

Культовая фотография кубинского революционера Че Гевары.

Неизвестный бунтарь, Джефф Уайденер, 1989

Мужчина в течение получаса в одиночку сдерживал колонну танков во время волнений на площади Тяньаньмэнь, Китай.

Горящий монах, Малькольм Браун,1963

Монах Тич Куанг Дук сжёг себя заживо в знак протеста против войны во Вьетнаме.

Мухаммед Али против Листона, Нил Лейфер, 1965

Одна из величайших спортивных фотографий века.

Ядерный гриб над Нагасаки, Лейтенант Чарльз Леви, 1945

Фотография взрыва ядерной бомбы «Толстяк», сброшенной США на Нагаскаи, спустя 3 дня после бомбардировки Хиросимы, Япония.

Поцелуй на Таймс-сквер, Альфред Эйзенштадт, 1945

Настроение на улицах Нью-Йорка во время празднования окончания Второй Мировой войны.

Падающий человек, Ричард Дрю, 2001

Мать-мигрант, Доротея Ланж, 1936

Знаковое фото, отражающее Великую депрессию.

Black Power Salute, Джон Доминис, 1968

Бегуны Томми Смит и Джон Карлос подняли кулаки на Олимпийских играх 1968 года в знак поддержки движения за признание афроамериканцев равными.

Майкл Джордан, Ко Рентмистер, 1984

В последствии данный силуэт баскетболиста был использован для создания одного из самых знаменитых логотипов кроссовок.

Бедствие дирижабля Гиденбург, Сэм Шер, 1937

Водород внутри дирижабля внезапно воспламенился, вспыхнув ярко-желтым пламенем, убившим 36 пассажиров.

Обед на крыше небоскреба, неизвестный фотограф, 1932

Пожалуй самый экстремальный обед строителей, из всех сфотографированных.

Восход Земли, Уильям Андерс, 1968

Земля, сфотографированная с лунной орбиты.

Деми Мур, Анни Лейбовиц, 1991

Фотография голливудской актрисы, сфотографированной на 7-ом месяце беременности.

Босния, Рон Хавив, 1992

Сербский член жестокой националистической милиции пинает убитую мусульманку во время войны в Боснии.

Голод в Сомали, Джеймс Нактвей, 1992

Фотограф показал то, на что многие западные страны закрывали глаза. В итоге регион получил поддержку Красного Креста.

Голодающий ребенок и стервятник, Кевин Картер, 1993

Как сообщается, мальчик выжил и умер спустя 14 лет от малярийной лихорадки.

Столпы Творения, НАСА, 1995

Звёздная туманность, сфотографированная на расстоянии 5 световых лет или 48 триллионов километров.

Первое фото, сделанное на мобильный телефон, Филипп Кан, 1997

В 1997 году Филипп Кан застрял в родильном отделении и от нечего делать решил сфотографировать свою новорожденную дочь. Так как он был настоящий мастер в технологиях, он на скорую руку смастерил устройство состоящее из цифровой камеры, подключённой к мобильному телефону. После этого ему удалось подключить телефон к ноутбуку, и прописав несколько строчек кода, он отправил данное фото более чем 2000 человек.

В 2000 году компания Sharp использовала данную технологию, чтобы выпустить первый мобильный телефон со встроенной камерой.

99 центов, Андреас Гурски, 1999

Одна из самых знаменитых фотографий в мире, ставшей таковой из-за её продажи на аукционе за $ 2,3 млн.

Плывущие бегемоты, Майкл Николс, 2000

Два бегемота купаются в Атлантическом океане, чего о этой фотографии никто раньше не видел. Обычно бегемоты проводят жизнь в местных реках и озёрах.

Человек в капюшоне, сержант Иван Фредерик, 2003

Фото было сделано в тюрьме Абу-Грейб, где американские солдаты проводили пытки над иракскими заключенными.

Груз гробов, Тами Силишио, 2004

В апреле 2004 года около 700 американских военнослужащих были убиты на поле боя в Ираке. На фото мёртвые солдаты возвращаются домой в гробах.

Иракская девочка на контрольно-пропускной пункте, Крис Хондрос, 2005

За несколько мгновений до того, как была сделана эта фотография родители той девочки были убиты американскими солдатами, которые открыли огонь испугавшись, что в машине едут боевики или смертники.

Горилла в Конго, Ьрент Стиротон, 2007

Люди несут убитую 230-килограмову гориллу на импровизированных носилках в африканском заповеднике Вирунга, Конго. Браконьеры стали нападать на горилл и вырубать леса. После публикации данной фотографии девять африканских стран, включая Конго, подписали договор о защитите горных горилл в Вирунга.

Смерть Неды, неизвестный фотограф, 2009

Женщина была убита проправительственным снайпером во время протестов в Иране. Данное фото запечатлело последний взгляд Неды Ага-Солтан в небо, после чего оно стало вирусным, и использовалось в качестве призыва остановить войну в Иране.

Оперативная комната, Пит Соуза, 2011

Лидеры белого дома в прямом эфире наблюдают за рейдом американских войск в Пакистане, в результате которого был убит международный террорист Усама бен Ладен.

Северная Корея, Дэвид Гуттенфелдер, 2013

В 2013 году Северная Корея сделала связь 3G доступной для иностранцев и это была первая фотография повседневной Северной Кореи, отправленная в реальном времени.

Сами жители Северной Кореи не имеют возможности использовать 3G/

Селфи на церемонии Оскар, Бредли Купер, 2014

Самое большое количество знаменитостей на одном селфи.

Алан Курди, Нилюфер Демир, 2015

3-летний мальчик Алан Курди мыл найден мертвым на берегу, после того, как лодка с сирийскими беженцами затонула.

Трогательным моментом является поза мальчика во время его обнаружения, из-за которой Алан принял вид, как будто просто спит.

Раздуваемая ветром Джеки, Рон Галлела, 1971

Красивая и молодая вдова убитого президента Жаклин Кеннеди Онассис.

Данное фото создало жанр для папарацци.

Ужас войны, Ник Ут, 1972

Напуганные дети бегут по дороге после того, как ВВС Южного Вьетнама по ошибке сбросило напалм на деревню.

Тысячи фотографов работают по всему миру, ежедневно фиксируя события, места, людей и животных, производя сотни тысяч фотографий. Но лишь единицы становятся глобально известны, тиражируются, используются в современной культуре и называются фотоиконами. И у каждой из таких фотографий есть своя история…

Фотография Эрнесто Че Гевары в черном берете признана символом XX века, самой знаменитой и самой воспроизводимой фотографией в мире. Она была сделана 5 марта 1960 года в Гаване во время мемориальной службы по жертвам взрыва корабля La Coubre, ее автор, Alberto Korda, тогда официальный фотограф Фиделя Кастро, рассказывал, что в тот момент он был потрясен выражением лица 31-летнего Че, на котором были написаны одновременно «абсолютная непреклоность», гнев и боль. При этом Че появился в видоискателе фотографа лишь на пару секунд после горячей речи Фиделя (в которой впервые были использованы знаменитые слова «Patria O Muerte»), а затем снова отступил в тень. Фотография была отвергнута редактором журнала «Революция», и это расстроило Корду, убежденного в силе этой работы. Он обрезал снимок, распечатал его в нескольких экземплярах, один повесил у себя дома на стене, а остальные раздарил друзьям. С этого все и началось. К слову, Корда никогда не просил выплаты роялти за использование и тиражирование этой фотографии, но был против коммерческого использования образа Че. Особенно в рекламе тех товаров, которые команданте никогда бы не поддержал. Альберто судился, например, с агентствами Lowe Lintas и Rex Features, когда те начали продавать при помощи этого снимка водку Smirnoff. Он выиграл 50000 долларов, которые немедленно пожертвовал кубинской медицине.

В день, когда была сделана эта фотография, Эйнштейну исполнилось 72 года. 14 марта 1951 года его фотографировали едва ли не все издания, и он был сильно утомлен и раздражен. Фотограф UPI Артур Зассе (Arthur Sasse) был одним из последних, и он очень старался убедить Эйнштейна улыбнуться. Но величайший ум двадцатого века вместо этого показал фотографу язык. В 2009 году оригинальный снимок озорного Эйнштейна был продан с аукциона за 74 тысячи 324 доллара.

Самая известная фотография одного из самых известных и почитаемых британских политиков была сделана при довольно забавных обстоятельствах. Как известно, Черчилль никогда не расставался со своей сигарой, в том числе и на фотографиях. И когда к нему на съемку пришел фотограф Юсуф Карш, он не собирался себе изменять. Юсуф сначала деликатно поставил перед премьер-министром пепельницу, но тот ее проигнорировал, и фотографу пришлось сказать «извините, сэр» и самому вытащить у Черчилля сигару. «Когда я вернулся к камере, он смотрел так, будто хотел меня сожрать», - вспоминал потом Карш, автор одного из самых выразительных портретов всех времен.

Журнал National Geographic в 1984 году задался целью проследить генетический путь зеленых глаз, начавшийся еще во времена Чингисхана. В ходе исследований и сбора материала к проекту «Зеленые Глаза» фотограф Steve McCurry сфотографировал афганскую девушку, которую, как выяснилось 17 лет спустя, зовут Шарбат Гула (Sharbat Gula). Снимок испуганной красавицы-беженки с широко распахнутыми глазами в 1985 году стал обложкой National Geographic и через какое-то время стал всемирно известным символом афганского конфликта и страданий беженцев во всем мире. Сейчас фотографию называют даже «афганской Моной Лизой». К тому моменту, когда команда National Geographic все же разыскала Шарбат, ей было уже около тридцати, она вернулась в родной Афганистан и никогда до момента встречи с NG не видела этой фотографии и не знала о своей всемирной известности.

Снимок Роберта Капы (Robert Capa), сделанный 5 сентября 1936 года, долгое время был символом кровопролитной и безжалостной Испанской гражданской войны. На нем изображен вооруженный ополченец в гражданском, падающий назад после смертельного для него выстрела противника. Фотография очень эмоциональная, драматическая, зафиксировавшая страшный момент - поэтому она моментально обрела популярность, но одновременно с этим и сомнения части общества. И сейчас уже практически никто не сомневается, что культовый кадр был постановкой. Во-первых, он был сделан не на месте боев, а в нескольких километрах от него. А во-вторых, трагически погибший на фотографии в чистом поле и опознанный затем Federico Borrell García в действительности был застрелен в попытке укрыться за деревом.

А этот снимок не постановка, и вот уже более 40 лет люди смотрят на бесконечную казнь вьетконговца Нгуена Ван Лема генералом Нгуеном Нгок Лоаном. Фотограф Эдди Адамс (Eddie Adams) фиксировал события тринадцати войн, но самой известной его фотографией остается эта, сделанная 1 февраля 1968 года. За которую ему потом еще и извиняться пришлось. Снимок моментально разлетелся по газетам и новостным агентствам, о нем говорили все в Штатах, многие с укором и негодованием - уж слишком страшно то, что на ней. Эдди уверял, что это не был запланированный кадр, что это было что-то вроде рефлекса, и он даже не знал, что именно снял, пока не проявил пленку. А проявив, понял, что замалчивать такое нельзя. Но впоследствие он написал в Time: «Генерал убил вьетконговца, я убил генерала своей камерой. Фотографии все еще самое мощное оружие в мире. Люди верят им, но фотографии лгут, даже не имея таких намерений. Они правда лишь наполовину. Фотография не сказала “Что бы вы сделали, если бы вы были этим генералом в то время и в том месте в тот жаркий день, когда вы поймали так называемого плохого парня, после того как он взорвал одного, двух или трех американцев?” Когда генерал Нгуен все еще был жив, Адамс принес ему и его семье извинения за тот непоправимый ущерб, который нанесла чести генерала эта фотография.

Еще одна всемирно известная фотография Вьетнамской войны уже далеко не столь неоднозначна, как предыдущая. Это символ ужаса и страданий невинных людей, попадающих «под раздачу» вместе с военными. Снимок, сделанный южновьетнамским фотографом, Ником Утом, демонстрирует людей, бегущих от напалма, который разливают южновьетнамские вооруженные силы на деревню. Логический центр композиции - обнаженная девочка, которая кричит от ужаса и боли. Это девятилетняя Ким Фук, у нее страшные ожоги третьей степени на спине и сзади на ногах, и она пытается спастись. Сделав снимок, Ник подхватил девочку и отвез ее и других раненых детей в госпиталь. Врачи были уверены, что она не выживет, однако же спустя 14 месяцев пребывания в больнице и 17 операций Ким Фук стала практически здоровой. Фотограф постоянно навещал ее и в больнице и после ее выписки, пока не покинул Сайгон спустя три года. Ким жива и сейчас, она посвятила жизнь медицине и помощи детям-жертвам войн. Иногда она дает интервью и участвует в ток-шоу: «Напалм - это самая ужасная боль, которую вы только можете представить. Вода кипит при 100 градусах, а температура напалма от 800 до 1200. Прощение освободило меня от ненависти. У меня все еще много шрамов на теле, и я испытываю сильную боль почти постоянно, но мое сердце чисто. Напалм силен, но вера, прощение и любовь куда сильней. У нас вообще не было бы войн, если бы каждый мог понять, как жить с истинной любовью, надеждой и прощением. Если та маленькая девочка на фотографии смогла, спросите себя, можете ли и вы?»

Фотография-символ противостояния силы оружия и силы человеческого духа. Один-единственный человек вышел перед колонной танков рядом с площадью Тяньаньмэнь в Пекине во время беспорядков в июне 1989 года. В руках у него было два обычных пластиковых пакета, которыми он погрозил танкам, когда те остановились. Первый танк сделал попытку объехать мужчину, но тот опять встал на его пути. После нескольких безуспешных попыток объехать его, танки заглушили двигатели, и командир первого поговорил с настырным миротворцем. Затем опять попробовал его объехать, а мужчина опять встал перед танком. Четыре фотографа запечатлели этот момент, но всемирно известной фотографией стал снимок Джеффа Уайднера (Jeff Widener), долгое время бывший запрещенным в Китае. Мужчину так и не удалось опознать, но он был включен журналом Time в список 100 самых важных людей двадцатого века.

Эта шокирующая фотография не только показывает страдания детей в Судане во время голода 1993 года, но и рассказывает историю нравственных страданий фотографа, сделавшего снимок. Кевин Картер (Kevin Carter) получил за эту фотографию Пулитцеровскую премию, а через два месяца пустил выхлопные газы своего автомобиля в салон. Маленькая обессиленная девочка, ползущая в сторону лагеря гуманитарной помощи, остановилась, чтобы отдохнуть, и в это время на поляну спикировал голодный стервятник и ходил кругами в ожидании смерти ребенка. Кевин ждал 20 минут, прежде чем кадр стал достаточно удачным для него. И только потом прогнал стервятника, а девочка поползла дальше. На Картера обрушилась волна критики и самая престижная журналистская премия. Вот только он не смог жить с разнообразными финансовыми проблемами, с тем, что увидел в Судане, и с тем, в чем сам участвовал. В июле 1994 года он покончил с собой.

Самый знаменитый поцелуй в мире снял Альберт Эйзенштадт на Таймс-сквер во время празднования Дня Победы над Японией 14 августа 1945 года. В ходе многолюдных шумных гуляний у Эйзенштадта не было времени спрашивать имен героев снимка, и поэтому долгое время они оставались неизвестными. Только в 1980 году удалось установить, что медсестрой на фотографии была Эдит Шейн. А вот имя моряка до сих пор загадка - 11 человек заявили, что это они, но доказать это так и не смогли. Вот что рассказывал Эйзенштадт о моменте съемки: «Я увидел моряка, бегущего по улице и хватающего любую девушку, которая была в поле его зрения. Была ли она старушкой или молодой, толстой или худой, ему было без разницы. Я бежал перед ним с моей “Лейкой”, смотрящей назад над моим плечом, но ни одна из фотографий мне не нравилась. Затем внезапно я увидел, как он схватил кого-то в белом. Я обернулся и снял момент, когда моряк поцеловал медсестру. Если бы она была одета в темное, я бы никогда не сфотографировал их. Как и если бы моряк был в белой униформе. Я сделал 4 фотографии за несколько секунд, но только одна меня удовлетворила».