"Центр НЛП в Образовании" под руководством А. Плигина. Центр НЛП в образовании под руководством Плигина А

История событий, благодаря которым появилось на свет нейро-лингвистическое программирование, возвращает нас в 1972 год, примерно за пять лет до того, как появилось собственно название «НЛП ». Как известно, «Меккой» НЛП был небольшой тихоокеанский городок Санта-Круз. Это живописное место в Калифорнии примечательно своим удивительно приятным климатом, прекрасной горной местностью, красивыми деревьями и растительностью, однако оно получило известность не только благодаря своим природным красотам. Это местечко также славилось знаменитым Санта-Крузским университетом, в котором в то время собрались люди, можно сказать, передовых взглядов на развитие науки и на ее использование. На улицах Санта-Круза веяло свободой, и там легко можно было встретить американских хиппи, бродивших в вызывающей одежде и с длинными волосами. Для нашего повествования полезно отметить, что в те годы на одной из таких улиц находился дом Грегори Бэйтсона - одного из выдающихся философов ХХ столетия, чьи научные интересы были чрезвычайно широки: его увлекали антропология, биология, кибернетика, коммуникация, психология и психотерапия. Бэйтсон оказал особое влияние на развитие методологии НЛП . Еще одним штрихом к картине того времени будет наше замечание о том, что в этот период в США были особенно популярны теория систем и кибернетика, а развитие компьютерной техники стало захватывать все большее число умов. Компьютерная парадигма, пришедшая из анализа функционирования живых организмов и человеческой психики, развившись и преобразившись, стала снова возвращаться в качестве метафоры к своим прародителям для описания и понимания феноменов восприятия, памяти и даже поведения людей.

Конечно, слегка обрисованный нами контекст не имел бы никакого смысла, если бы не главные действующие лица, создатели НЛП - и Ричард Бэндлер. Чуть ранее, незадолго до описываемого нами периода, работая в колледже в Сан-Франциско, особо заинтересовался теоретическими разработками американского лингвиста Ноама Хомского, изучавшего различные аспекты лингвистики и, в частности, синтаксис. Джон к тому времени уже получил докторскую степень и был соавтором книги, посвященной проблемам лингвистики, под названием «On Deletion». В это время он принял решение переехать в Санта-Круз для получения профессорского звания в Санта-Крузском университете.

Несколько слов о Джоне. Он служил в американской армии и участвовал в секретных действиях, будучи военным переводчиком. Владел несколькими иностранными языками: итальянским, немецким, языком жителей Самоа. Однажды, в ходе одной из военных операций, попал в африканскую деревню, где удивительно быстро изучил язык Суахили. Джон начал с изучения поведенческого языка и завершил овладением языком вербальным. По сути он занимался тем, что впоследствии в НЛП назовут моделированием . Для нашего рассказа также важно отметить, что Джон в университете Рокфеллера в Нью-Йорке достаточно много общался с Джоном Миллером - одним из создателей модели Т.О.Т.Е. и автором знаменитой работы «Магия числа 7±2».


Ричард Бэндлер

Ричард Бэндлер в 1972 году был студентом Санта-Крузского университета. Он вырос в Сан-Хосе, в Калифорнии. Как пишет Терри в своей книге «Первые дни. НЛП», у него было трудное детство, как и у многих оборванцев, снующих в окрестностях обычного американского квартала. Он рос в бедности и очень рано начал подрабатывать, используя свои музыкальные способности и накопив таким образом деньги на обучение. После окончания средней школы Ричард поступил в колледж в Лос-Алтос Хиллс. Спустя два года он перевелся в Санта-Крузский университет, где главным образом увлекался математикой и кибернетикой и в дальнейшем заинтересовался поведенческими науками.

В те годы начался бурный расцвет практической психологии и психотерапии «новой волны». Ричард не был особенно удовлетворен уровнем подготовки студентов в этой области психологии, именно поэтому он обратил внимание на гештальт-метод, служащий для получения быстрых и ясных результатов, приводящих к самоосознанию. Увлекшись разработками Фрица Перлза, Ричард проводил много времени, делая обзоры его работ по гештальт-терапии. Его также интересовали и другие области современной психотерапии и семейной терапии, а также рольфинг - глубокий массаж, влияющий на изменение соединительных тканей органов. Редактирование конспектов по гештальт-терапии привело Ричарда к написанию своей первой книги под названием «Гештальт-метод глазами свидетеля психотерапии». Недовольство преподаванием психологии в университете побудило его организовать свой собственный практический курс.

В Санта-Крузском университете была великолепная традиция: каждый четверокурсник мог устроить свой собственный спецкурс для студентов младших курсов под наблюдением одного из преподавателей. Весной 1972 года он уже проводил занятия по гештальт-терапии в Кресг-колледже (Kresge), который слыл пристанищем духовных наук. Студенты-психологи любили приходить в этот колледж, потому что там они получали особый опыт группового взаимодействия. В колледже царила непринужденная обстановка, и занятия пользовались огромной популярностью, особенно у первокурсников.

Ричард Бэндлер к этому моменту посещал семинары Джона Гриндера по лингвистике, находя их очень интересными и полезными для практического использования. Считая Джона одним из прогрессивных преподавателей, он попросил его стать супервизором одной из гештальт-групп. Джон Гриндер дал свое согласие, вскоре после чего он по-настоящему заинтересовался тем, что там происходило (а также психотерапией вообще).

Соединение необычайных способностей Джона к изучению языков, его опыта моделирования и научных познаний в лингвистике с подходом, который развивал Ричард, привело к появлению большого разнообразия в инструментах и к особому пониманию того, что такое моделирование и как его можно применить в лингвистике.

По описанию Терри Макклендона и Дэвида Гордона, эти занятия скорее можно было бы назвать «вокруг гештальта», так как участники под руководством Джона и Ричарда упражнялись с техниками гештальт-терапии в игровой форме, позволяя себе менять некоторые шаги и наблюдая при этом за тем, к чему приведут подобные модификации. Занятия проходили в одной большой комнате с покрытым ковром полом, а вдоль стен лежали подушки, для того чтобы студенты могли непринужденно сидеть, и несколько подушек - в центре. Поначалу центральной фигурой был Ричард, в то время как Джон находился в тени.

Ричард обычно приезжал чуть позже остальных. Располагался на подушке, доставал свой любимый нож (с которым почти никогда не расставался), клал его позади себя, а рядом - сигареты и бумажные носовые платки. Затем он спрашивал: «Кто сегодня хотел бы быть первым?» В этот момент начиналось состязание между студентами, которые считали, что им было необходимо заняться со своими затруднительными ситуациями. После того как кто-нибудь выходил и садился в центре, начиналась демонстрация техники , которая называлась «Shuttling Psychodrama and confusion» («снующая психодрама и замешательство»). Эта техника помогала студентам осознать все то, что происходило «внутри» и «снаружи» их опыта. Ричард помогал сделать это через «слушание», «видение» и «чувствование» каждого момента времени. В дальнейшем эта техника получила название «Открытый стул». Доброволец, находясь в центре комнаты, представлял воображаемого человека и начинал с ним диалог, касающийся какого-либо незаконченного дела или конфликта. Это продолжалось до тех пор, пока человек не решал свою проблему или не заходил в тупик со своим «собеседником». Безвыходное положение часто помогало осознать то новое, чего еще он не знал или не делал. Иногда в тупиковой ситуации прибегали к помощи других участников группы, распределяя их роли в соответствии с тем конфликтом, который был у человека, сидящего в центре. Эту процедуру они называли «психодрамой», и она была самой забавной для участников семинара, так как приносила замечательные плоды, способствующие личностному росту. Часто Ричард направлял студентов во «внутренний поиск» - в их личностную историю, после чего они могли вернуться назад, в свой самый ранний опыт, который требовал разрешения. Ричард помогал участникам группы проводить диалог с частями их собственного «я» или с воображаемыми членами их семьи, до тех пор пока не происходила интеграция конфликта.

Эта техника была настоящим метафорическим прорывом, помогающим разрешить проблему. Джон Гриндер, проводя супервизию, предложил Ричарду одну любопытную идею: если начать обучать всему, что уже открыл Ричард, то по результатам обучения возможно будет создать хорошее описание модели этого опыта. Придя к мысли о вероятности совместного моделирования, Ричард и Джон выбрали для этой цели тех, кто в то время гениально владел поведенческой коммуникацией. В ходе своей работы они использовали аудиокассеты и видеоматериалы для исследования коммуникационных паттернов . Среди первых людей, выбранных для моделирования, были Фриц Перлз и Вирджиния Сатир (немного позднее - Милтон Эриксон).


Как рассказывает Фрэнк Пьюселик, примерно в это же время на одной из кафедр Санта-Крузского университета собрались многие интересные исследователи и состоялся необычный разговор о моделировании человеческого поведения. Присутствующие решили спустя некоторое время встретиться и представить свои проекты моделирования некоторого успешного опыта. В результате это, как гласит история, смогли сделать только Джон и Ричард.

Одной из первых тем, в дальнейшем ставших в ряду основных в НЛП, была идея «частей», появившаяся в ходе проведения ролевых игр. Особенно это касается полярных ролей, которые в модели Фрица Перлза назывались «собака сверху» и «собака снизу». Как указывал Перлз, в этой модели находит свое отражение феномен раздвоения человеческой личности. «Собака сверху» - это справедливость и совесть. Это то, что вы должны и чего не должны делать. «Собака сверху» читает лекции, побуждает и угрожает «собаке снизу», приводя ее к «хорошему» поведению. «Собака снизу» приспосабливается и успокаивает: «Конечно, я обещаю» или «Я согласен, если только я мог бы…» Особым образом эта идея была осмыслена после встречи с Вирджинией Сатир. Она была в то время социальным работником и имела большие успехи в области семейного консультирования и семейной терапии. Сейчас ее считают одним из классиков семейного консультирования. По рассказам Джудит Делозье, Ричард познакомился с Вирджинией на коктейльной вечеринке в доме Боба Спитцера. Боб был юристом и психиатром, имел докторскую степень (PhD) и был владельцем издательской компании «Science and Behavior book». В его доме собирались многие знаменитости в области психиатрии, психотерапии и практической психологии.

Примерно около двух лет Ричард и Джон изучали различные коммуникативные техники Вирджинии. На определенном этапе Ричард фактически начал преподавать в Штатах кое-что из того, что было самым интересным в работе Вирджинии, продолжая посещать ее семинары (он изучал, как она работала). По рассказам Дэвида Гордона, самым незабываемым моделированием подходов Вирджинии Сатир являлись «вечеринки частей», которые устраивали Джон и Ричард. Они проводились следующим образом. Назначался руководитель вечера, осуществляющий супервизию, а также «главный герой» - тот, кто был заинтересован в терапии. Главный герой садился перед группой и затем выбирал 10 «действующих лиц», каждому из которых давалась своя инструкция. Распеделялись роли знаменитых актеров, бизнесменов, политиков, исторических личностей - кого угодно, и каждая из них могла быть агрессивной, успешной, понимающей, чувствительной, сексуальной и т. п. После того как 10 человек были выбраны, они входили в роль. Затем они удалялись с супервизором в отдельную комнату, в которой получали инструкции по взаимодействию на вечеринке. Все 10 героев должны были разговаривать и играть свою роль на протяжении всего вечера. Как только они начинали это делать, между ними возникал конфликт. Тогда руководитель просил всех остановиться и застыть в тех позах, в которых они пребывали. После чего он заострял внимание участников на этой ситуации с целью выявления конфликтов, возникших во внутреннем мире главного героя, в то время как сам он начинал приходить к их осознанию.

Подобных вечеринок было проведено очень много; они затем трансформировались и переросли в то, что в течение некоторого времени называли «семейной реконструкцией», позволяющей человеку посмотреть на свое детство и взаимоотношения с родителями новыми глазами.


Джудит Делозье

Таким образом, группы, которые вели Ричард и Джон в это время, немного работали с гештальтом, частично с тем, что делала Вирджиния Сатир, и с тем, что Ричард и Джон достраивали и сочиняли сами. Они по-прежнему много экспериментировали. Среди первых участников групп были Фрэнк Пьюселик, Лесли Кэмерон, Дэвид Гордон, Джудит Делозье и Роберт Дилтс. Мы называем здесь тех, чьи имена стали теперь достаточно известными в мире НЛП, но важно также отметить, что круг первых участников насчитывал примерно 15–20 человек. Позднее семинары стали проходить не только в университете, но и у различных участников на дому. Много первых семинаров проводилось в доме Джудит Делозье.

Следующим фокусом пристального внимания участников этих групп стали речевые структуры, и с этого момента началась эра метамодели . Джон Гриндер, будучи лингвистом, подготовил основу для ее создания еще задолго до совместной работы с Ричардом, однако конкретные паттерны метамодели были осмыслены ими в процессе работы над материалами Ф. Перлза. Свои разработки они начали опробовать в группе, уточняя и слегка видоизменяя их.

Джон и Ричард начали проведение своих обучающих сессий с терапевтического изменения и моделирования применения гипноза. Примерно через 6 месяцев после того, как собралась группа метамодели, была создана новая, которая продолжила работу с уже открытыми элементами НЛП, уделяя также особое внимание языку гипноза и гипнотическим техникам. Прежде всего, это касается экспериментов с феноменом глубокого транса, позитивными и негативными галлюцинациями, искажением времени, амнезией и идентификацией в состоянии глубокого транса. Члены группы занимались одновременно разными вещами, поэтому на подобных сессиях можно было видеть несколько «представлений», происходящих параллельно. В этот же период они начали заниматься конструированием терапевтических метафор.


Фриц Перлз

Особое удовольствие участники группы испытывали от экспериментов с позитивными и негативными галлюцинациями. К первым относился опыт, в котором можно было особенно ярко видеть или хорошо слышать то, чего не было в реальности. Вторые служили для устранения объекта, существующего на самом деле. Для этих процессов использовались трансовые состояния, а затем были созданы техники для воссоздания этого феномена вне транса. Изучая трансовые состояния, участники групп упражнялись с трансдеривационным поиском, который впоследствии был встроен в модель якорения, названную «Изменение личностной истории».

Экспериментирование с техниками глубокого транса приводило к одному и тому же вопросу: что дает возможность людям делать все эти «любопытные» вещи в трансе и почему эта способность отсутствует в нормальном состоянии сознания? Почему люди часто так легко изменяются под гипнозом и не могут этого сделать без его использования? Поиск в этом направлении привел к возникновению упражнений и техник, наделяющих людей способностью к демонстрации феномена глубокого транса и разнообразных трансовых состояний вне гипнотической сессии.

Лингвистические приемы М. Эриксона, В. Сатир и Ф. Перлза, некоторые идеи и метафоры К. Кастанеды, скомбинированные с классическими моделями, были подвергнуты синтезу, как и коллапс якорей, изменение личностной истории и модели рефрейминга. Комбинация этих техник и их исторические корни привели многих к мысли о том, что НЛП - это новая психотерапия. Роберт Дилтс написал статью, которую так и назвал - «НЛП: Новая психотерапия».

Важно отметить, что атмосфера, царившая на занятиях в группах, была игровой, необычной и волнующей. Участники много шутили, забавлялись, дурачились. Иногда Джон и Ричард это провоцировали. Ходит много легенд о том, как они на одном из занятий предложили участникам с помощью транса ассоциироваться с пациентами психиатрической больницы для осознания нарушений «реальности». Они также разыгрывали кого-нибудь на полном серьезе. Фрэнк Пьюселик рассказывал, как на одной из вечеринок они предложили одному из участников закрыть глаза и, находясь в молчании, исследовать внутренние процессы, а сами в этот момент неожиданно измазали его лицо тортом, умирая от смеха. Студенты редко обижались: чаще они принимали правила игры.

В один из таких вечеров Ричард и Джон начали играть в чтение мыслей, после чего возникла одноименная техника. Ричард и Джон в точности рассказывали о членах группы - об их личностной истории, возрасте, партнерах - при отсутствии всякого предварительного знания об этом. Они решили также проделать несколько экспериментов, которые помогли бы выявить структуру этой техники и создать модель для обучения. Человек, взявшийся использовать эту технику, должен был особым образом воспринимать внутренний диалог, звуки, картины и слова другого человека или быть способным видеть визуальные репрезентации того, о чем он думает. Самый простой пример - это круги, квадраты и треугольники: один из участников загадывает простую фигуру, а другой - старается понять, что задумано. Выяснилось, что большинство людей после 20 минут тренинга были способны дать 7 правильных ответов из 10. После этих упражнений появился ряд версий. Например, что изменяется цвет кожи одной из щек того человека, который посылает сообщение, а это в свою очередь может сформировать репрезентацию объекта, о котором он думает. Или о том, что люди с ярко выраженной чувственной системой могут получить информацию через прикосновение к этому человеку, так как информация также может передаваться через температуру тела. Визуалы могли увидеть мысли в виде трехмерных голограмм, а аудиалы читали их посредством своего собственного внутреннего диалога. Упражнения делались более успешными, если тот, кто посылал сообщение, был способен полностью сосредоточиться на одном объекте своей мысли, а его получатель мог «остановить мир». Участники пришли к выводу, что доступ к сознанию другого человека получить трудно, если человек занят своим собственным опытом.

В этот период продолжалась работа с метафорами. В качестве примера была взята одна из метафор Милтона Эриксона. Было проделано много экспериментов по использованию якорения и метафор в трансе; все это привело к пониманию того, что такое субмодальности (впоследствии субмодальности использовались для разработки техники «Взмах »). Вирджиния Сатир время от времени заглядывала на занятия и интересовалась тем, что Джон и Ричард делали в отношении якорения и использования техник гипноза.

Одним из достижений 1976 года была модель рефрейминга частей, созданная для работы с одновременным и последовательным поведением. Также была развита тема синестезии. Особому анализу подверглись такие речевые фразы, как «теплый цвет», «яркий звук» и т. д. Возникла метафора понимания синестезии как мостика, который позволяет нам взять любое содержание и испытать его в нескольких системах восприятия одновременно. Было замечено, что некоторые переживания очень тесно взаимосвязаны в нашем опыте, например: когда мы произносим слово «лимон», чувствуем слюноотделение. Большинство рефлексов имеют в своей основе подобную синестезию.

Говорят, что примерно в этот же период, весной 1976 года, Джон и Ричард уединились на некоторое время в бревенчатом домике, в горах Санта-Круза, где записали свои прозрения и открытия. Распив бутылочку красного вина, они спросили себя: как то, что они придумали, будет называться? Ответом было - «Нейро-Лингвистическое Программирование».

На протяжении всего периода совместного творчества основатели НЛП общались с Грегори Бэйтсоном, обсуждая с ним свои открытия. Особенно Грегори Бэйтсону нравилась метамодель. В процессе общения происходило также и его неявное моделирование. Джудит Делозье считает, что оно еще не завершено и что они вместе с Робертом Дилтсом продолжают этот давно начатый проект. Позже благодаря общению с Грегори Бэйтсоном были разработаны логические уровни и 3-х позиционное описание. Уже в конце 1976 года участники семинаров Ричарда и Джона, занимавшиеся у них 3–4 года, начали проводить свои собственные занятия-мастерские, используя техники, которым они обучились. Примерно в то же время Фрэнк Пьюселик написал свою книгу по НЛП «Магия без тайн». Затем, в 1976 году, Роберт Дилтс и другие начали проводить групповые занятия по НЛП в Санта-Крузе. Коньком Дэвида Гордона была терапевтическая метафора. Его книга, посвященная теме терапевтической метафоры, была написана в то время, когда он получал мастерскую степень в университете. Ричард был супервизором в работе по созданию терапевтических метафор, и Дэвид вскоре представил тезисы, развитые затем в книге, которая была опубликована издательством «Мета Пабликейшн».

Начались семинары Джудит и Лесли. В отличие от Ричарда и Джона, которые привыкли все делать в быстром темпе и с юмором, Лесли развила несколько иной стиль; в своей работе она использовала очень мягкий и заботливый подход Вирджинии Сатир.

Все участники семинаров вышли за рамки исследовательской группы, сплоченной вокруг Джона и Ричарда, и пошли своей дорогой. Начался бурный период проведения семинаров по всему миру.

Гриндер и Бэндлер попросили Роберта написать книгу (речь идет о первом томе «НЛП»), которая была опубликована в 1978 году. Вначале предполагалось, что этим будет заниматься Лесли, однако в это время она была очень загружена своей работой в области семейной терапии, и поручение было дано Роберту. Идеи когнитивных стратегий и сенсорных репрезентативных последовательностей были скомбинированы и стали последним дополнением к «мозаике» НЛП того времени. Таким образом, следующими в этой логической цепочке развития модели НЛП стали стратегии.

Ричард и Джон продолжали всячески обогащать НЛП своими разработками. Лесли купила большое здание на Мишон-стрит, где создала «Открытый университет обучения и исследования»: там проводились семинары по НЛП, мастерские и различные программы по эриксоновскому гипнозу. Стив Стивенс конспектировал семинары Ричарда и Джона, и его записи послужили основой для написания книги «Из лягушек в принцы», которая предназначалась прежде всего тем, кто ничего не знал об НЛП или о психотерапии.

В 1978 году состоялся первый сертифицированный курс «НЛП-Практик», который проходил под руководством Джона Гриндера, Ричарда Бэндлера, Джудит Делозье, Лесли Кэмерон, Дэвида Гордона, Мэри Бэсс Маерс. На этом курсе в качестве первых практиков обучались Энни Энтус, Стив и Конира Андреасы.

Затем Лесли объединилась с Майклом Лебау, который впоследствии стал ее мужем, и Дэвидом Гордоном. Они основали организацию «НЛП для продвинутого обучения».

Появление сообщества НЛП стало результатом сотрудничества компаний Ричарда («Без границ») и Джона («Ограниченная неограниченность»).

Примерно в 1980 году Ричард и Джон также решили пойти каждый своей дорогой. В этот же период умер Милтон Эриксон.

С этого момента НЛП перестало быть связанным только с деятельностью Джона, Ричарда и первых участников их групп, оно начало формироваться усилиями различных людей так быстро, что за скоростью его развития невозможно уследить. Сейчас мы можем судить о новых разработках скорее по статьям в журналах, книгам и новым семинарам. Последующие периоды развития НЛП богаты событиями: организация сертификационных программ по НЛП (курсы «НЛП-Практик», «НЛП-Мастер», «НЛП-Тренер»), учреждение различных ассоциаций (первая из них была создана примерно в 1982 году).

Затем Джон Гриндер увлекся практической работой в сфере бизнеса, развивая «Новый код НЛП», а Ричард Бэндлер создал еще одно направление «DHE» («Design Human Engineering»).

Уже в первые пять лет с момента выхода в свет ранних книг по НЛП было подготовлено много тренеров, которые учредили собственные институты и центры НЛП в различных уголках нашей планеты. Среди наиболее известных из них следует отметить «Comprehensive», возглавляемый Стивом и Конирой Андреас. На основе их многолетней практической работы вышло в свет множество популярных и интересных книг по НЛП.

В дальнейшем начала происходить интеграция НЛП в различные академические и прикладные курсы. Сейчас написано множество книг по игре в теннис, навыкам ораторского искусства, продажам, переговорам, личностному росту, в которых вы даже можете и не встретить самого термина «НЛП», но, читая эти книги, вы будете бесконечно ловить себя на мысли, что представленные в них методы и сам язык описания очень напоминают все то, что вы уже знаете из НЛП.

Благодаря усилиям многих людей развитая в начале 70-х годов модель НЛП значительно преобразовалась. Наряду с первыми темами, вошедшими в НЛП с момента создания этой области знаний, в нее были «уложены» дополнительные «кирпичики», которые имели очень важное значение в деле создания языка описания субъективного опыта. Так, благодаря работам Лесли Кэмерон и многих других разработчиков, появилась тема «Метапрограммы ». Затем в НЛП вошли такие разделы, как логические уровни , модели S.O.А.R., S.C.O.R.E., продвинутые паттерны речи («раскрутки »). Росло количество техник, выявленных и смоделированных на основе опыта успешных людей.

Среди современных разработчиков НЛП следует особо отметить Роберта Дилтса, написавшего более сорока книг в области исследования убеждений , динамического обучения, системного мышления, человеческой гениальности, творчества, лидерства и бизнеса. По нашему мнению, он стал не только одним из самых известных исследователей НЛП, но и признанным лидером, вокруг которого сплотились многие известные в НЛП люди, тренеры и исследователи. Созданный им совместно с Т. Эпштейном Университет НЛП в Санта-Крузе сегодня представляет собой самый большой и значительный Центр обучения НЛП, целью которого является системное и фундаментальное обучение в этой области.

Т. Джеймс вместе В. Вудсмолом в рамках НЛП развили самостоятельное направление - «Терапия на линии времени ». Усилиями многих исследователей, в частности Брайена Ван Дер Хорста, в НЛП были более подробно разработаны такие сверхважные темы, как микро-, макро- и метастратегии. Майкл Холл начал развивать еще один интересный раздел НЛП - метасостояния. Дэвид Гордон в настоящий момент создает «Библиотеку моделей НЛП» на своем сайте в Интернете. Сейчас снова становится актуальным объединение всего того, что делается на просторах НЛП (подчас никому неизвестными авторами), возвращая наше внимание к тому, с чего НЛП собственно и начиналось, а именно к моделированию опыта успешных и гениальных людей. Частично эту задачу уже решают журналы «NLP World» и «Anchor Point», а в России наш «Вестник НЛП».

В настоящий момент НЛП продолжает успешно развиваться во многих странах мира, вбирая в себя все новые и новые разделы. Энни Энтус развивает такую важную тему НЛП, как «Исследование культур и транскультуральных различий». Многое еще впереди, ведь этому молодому, но уже столь развитому направлению всего чуть более двадцати пяти! Остается лишь пожелать ему удачи в открытии новых тайн человеческого мастерства и совершенства.

Мы воспринимаем НЛП и историю его развития подобно удивительной книге, которую начали писать необыкновенно талантливые и одаренные люди, а продолжить может каждый, кто разделяет ключевые идеи, владеет навыками «письма» и развивает особую наблюдательность к человеческой неповторимости и гениальности.

Нейролингвистическое программирование – это наука, которая изучает формирование лингвистических навыков у человека на основе уже приобретенного в процессе жизнедеятельности опыта. Эта наука должна интересовать педагогов, чтобы помочь ученику, у которого имеются трудности в речевом и общем развитии, могли развиваться в нужном направлении.

Поскольку каждый ребенок индивидуален, то можно сказать, что не все методики обучения являются универсальными, подходят каждому ребенку. У некоторых детей имеются трудности в запоминании, у других сложно идет воспроизведение информации и так далее. НЛП представляет собой аспект, который в некотором роде является связующим звеном между педагогикой и психологией. Это две нераздельные науки, которые должны работать совместно.

Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, - необразованный ребенок.
Джордж Сантаяна

НЛП в образовании

Образование как сфера жизнедеятельности человечества постоянно стремится к изменениям в соответствии с научно-техническим прогрессом, поскольку у человека появляются другие потребности, задачи и функции. В образовательном процессе вводятся все новые и новые методики преподнесения информации, методики запоминания и визуализации предметов и так далее. Можно выделить три условные методики, которые целесообразно применять в образовательном процессе: визуализация , якорение и речевые стратегии . Применение таких методик позволит воспитать у человека личностные качества, развить его логическое мышление, память и другие функции.

Визуализация в НЛП

Каждый ученик по-своему слышит и воспринимает информацию из разных источников, от преподавателя, из книг, из социальных сетей и поисковых систем. Очень важно научиться визуализировать полученную информацию. Для некоторых это непросто, поскольку сам принцип этой методики имеет свои особенности. Как развить такую способность у человека, если ему сложно что-либо представить и запомнить необходимую информацию? Имеется несколько упражнений, которые необходимо делать сосредоточенно и спокойно. Те дети, которые научаться визуализировать информацию непременно в дальнейшем будут одаренными личностями, они способны проявить свой талант.
  1. Первым упражнением является заполнение сознания одним из цветов. С первого раза это не получится сделать, однако понимание процесса и стремление непременно сделают свое дело.
  2. Второе упражнение – это визуальное воспроизведение, представление некой фигуры в сознании. Эта фигура должна менять цвета, у человека должна быть яркая картинка в результате, которая способна меняться по его желанию. Отчетливо это делать сразу не получится, но тренировки помогут добиться хороших результатов.
  3. Третье упражнение, самое сложное, это представление в сознании пространственного объекта, который можно увидеть со всех сторон. Визуализировать можно практически любой понравившийся предмет, помещение, некоторые места, где человек бывал и так далее.
Такие упражнения помогут развить скрытые способности человека, результаты при желании человека появятся уже после нескольких тренировок.

Якорение в НЛП

Методика якорения очень подходит для преподавателей. Заключается она в том, чтобы развить у учеников состояния, которые будут являться ответной реакцией на действия учителя. Это не сложно, задавая вопрос можно сказать, чтобы ученики, которые знают ответ, поднимали руку.

Речевые стратегии в НЛП

Эти стратегии помогут сделать так, чтобы учащийся услышал и внял тому, что говорит учитель. Эта методика имеет массу приемов, самыми часто используемыми являются неполные предложения и положительные отзывы :
  • Неполные предложения – это прием, при котором учитель во время преподнесения информации ученикам неожиданно прерывает фразу. Казалось бы, все просто, но те дети, которые не слушали учителя, обратят внимание и услышат дальнейшую информацию.
  • Положительные комментарии в адрес учащихся стимулируют их к работе и восприятию учебной программы.

Центр НЛП в образовании

В России существует "Центр нейролингвистического программирования в образовании". Его основателем стал известный научный руководитель, кандидат педагогических наук Плигин Андрей Анатольевич. Он немало работал для того, чтобы организация начала свою работу. Центр нлп в образовании под руководством Плигина стремительно развивается.
Основным направлением деятельности данного центра являются исследования в области НЛП и проведение различных тренингов. Такие тренинги создаются специалистами, которые работают в центре.

Центр НЛП в образовании под руководством Плигина и Герасимова очень популярен в наше время. Он стал востребованным и помогает многим российским компаниям проводить тренинги с персоналом, которые в дальнейшем благоприятно сказываются на работе всей организации.

Заключение

Нейролингвистическое программирование – это наука современности, она должна развиваться и развивать людей, которые стремятся к тому, чтобы стать личностью одаренной и талантливой, чтобы личностные качества были развиты до необходимого уровня. В таких кадрах будут нуждаться все работодатели.

Я занимаюсь нейро-лингвистическим программированием уже 25 лет! Такое провокативное название для статьи я специально выбрал, чтобы поразмышлять вместе с НЛП-специалистами над самыми главными качествами реализуемого нами подхода. Мне нет смысла объясняться ему в любви. Моя приверженность данному направлению очевидна и подтверждена временем! Я с большим энтузиазмом и вдохновением его преподаю на курсах «НЛП-Мастер», «НЛП-Тренер», а также на множестве авторских семинарах на основе НЛП, и собираюсь делать это в будущем!

Кстати, до знакомства с ним я активно и глубоко занимался игротехникой, участвовал в различных тренингах личностного роста (посещал «Лайфспринг» первой волны, семинары по конфликтологии, видеотренинги). Меня также интересовали различные школы практической психологии: телесно-ориентированная терапия, трансактный анализ, психодрама, арт-терапия, гештальт, эриксоновский гипноз и т.д. Проще было бы перечислить, чем я не интересовался в начале 90-х годов прошлого века в этой сфере!

Так что мой выбор был осознанным, и это - любовь с первого взгляда!

Еще до встречи с НЛП я был уверен, что существуют «тайные знания» , помогающие достигать эффективности значительно быстрее, чем все известные методики и программы обучения.

Занимаясь в театральной студии 12 лет, я понял, что в этом искусстве созданы мощные психотехники в работе над ролью, при этом позволяющие менять себя! Собственно об этом вся система российского гения К.С. Станиславского. К «Стратегиям гениев» я приобщился еще до знакомства с НЛП. Ведь первые тренинги я прошел уже во втором классе по системе С.В. Гиппиус «Гимнастика чувств». Мне очень повезло с личностью моего необычайно талантливого режиссера М.Б. Москаленко! Она приобщила нас к театру и открыла дверь в удивительный мир, более волшебный и одновременно реалистичный, чем тот, что скрывается за дверью в коморке папы Карло! Найденный «золотой ключик» в детстве был очень осязаемым во всех сенсорных критериях и пяти модальностях, а точнее, множество ключей для саморазвития!

В седьмом классе сконструированные мной ракеты, сделанные из металлических баночек из-под таблеток валидола, начиненные смесью селитры, сахара, порошков магния и алюминия, летали выше 16 этажа, завораживая всех мальчишек во дворе. Эти детские эксперименты из непонятно откуда взявшихся знаний (им меня никто не учил), занятия в химическом кружке в школе с пятого класса (там мы выращивали кристаллы медного купороса и красной кровяной соли) привели меня в химическую науку. Я с детства интересовался особыми «рецептами полета в космос» и красивыми структурами «выращенных кристаллов!» Химическое образование в моей жизни сыграло тоже особую роль. Оно научило меня метамышлению : невозможно без понимания структуры (элементов и их связей) прогнозировать свойства системы и ее изменения . История еще одного российского гения Д.И. Менделеева, открытие периодического закона (увиденная им таблица во сне) меня особенно восхищали! Мало кто знает, что Дмитрий Иванович открыл фундаментальный закон «методически», читая специальную литературу и систематизируя информацию. Уже тогда я все время задавался вопросом «КАК?».

Вот почему НЛП сразу увлекло и так сильно захватило меня на долгие годы . Что может быть интереснее, чем метазнания : как мы знаем, что мы знаем?

Оглядываясь на уже пройденные этапы своего пути и смотря далеко в будущее, хочется осознать многое! Чтобы увереннее идти дальше, полезно осмыслить более конкретно и глубоко, за что мы так любим НЛП и в чем заключаются его не самые сильные стороны .

Начнем с конструктивного и особенного.

Сильные стороны уникальности НЛП:

  • Качество эпистемологии (вопрос «КАК?» предшествует вопросам «ПОЧЕМУ?», «ИЗ-ЗА ЧЕГО?» и т.д.).
  • Гуманистичность и направленность на развитие (изначальная вера в ресурсы человека, моделирование «человеческого совершенства»).
  • Трансдисциплинарность (особое сочетание знаний из разных областей).
  • Практичность (все методики рождены из успешного опыта людей либо проверены практикой; сам подход результатоориентирован).
  • Технологичность (большинство инструментов разработано на уровне конкретных алгоритмов - техник).
  • Скорость работы (по сравнению со многими другими школами практической психологии относительно быстро можно добиться результатов по изменению опыта).
  • Широта охвата симптомов , с которыми работает метод (от фобических реакций до решения задач по улучшению своей профессиональной деятельности).
  • Саморазвитие метода , обеспеченное моделированием (лучшие практики могут быть рафинированы до передаваемой другим модели, расширяя практическими находками подход).
  • Скорость подготовки специалистов (в классическом варианте за несколько лет, примерно за 300 – 400 часов).
  • Оригинальность (многие практики/стратегии выявлены у довольно талантливых/гениальных людей).
  • Универсальность и широта применения (может использоваться везде, где есть человеческая деятельность).
  • И т.д.

Теперь стоит отметить основные слабые стороны подхода, чтобы была возможность его усовершенствовать и даже разработать принципиально новые инструменты . Ведь в нем самом заложен такой призыв, а в его исходных принципах и инструментах - механизм саморазвития!

Слабые стороны НЛП:

  • Негативный имидж подхода из-за слова «программирование» в названии (подход ошибочно воспринимается как набор техник по негативному манипулированию человеком и даже зомбированию).
  • Сложность языка (такие темы, как метамодель, якорение, пресуппозиции, метапрограммы сложны для восприятия большинству людей, включая академических психологов).
  • Слабая связь с научной психологией (в методе не представлена связь с другими психологическими концепциями, почти не было научной проверки эффективности гипотез и практик).
  • Отсутствие объективной истории создания подхода (остается туманным то, в какой преемственности использовались знания из других областей и как конкретно открывались различные составляющие метода).
  • Эклектичность (большинству специалистов необходимо самостоятельно определять то, как те или иные темы/техники связаны друг с другом).
  • Отсутствие оценки полноты, непротиворечивости и логической стройности основных структурных компонентов метода (авторы никогда не заботились о четком построении области знания на научных основах, делая акцент на том, что НЛП организовано по принципу «полезности», является моделью; эта работа крайне слабо реализуется образовательными структурами, которые сталкиваются с задачами системного обучения методу).
  • Акцент на психотерапии в базовом уровне обучения (у ряда людей возникает недоумение и снижение мотивации в процессе изучения терапевтических техник, так как они не видят в них актуальности и не собираются становиться психотерапевтами).
  • Порождение завышенных ожиданий от «раскрученной» мощности метода (обучение на базовом уровне строится под задачи изучаемой техники, а не под реальные потребности пришедших на тренинг людей, при этом самостоятельно применять все изученное вместе на самом себе (да и на клиенте) отдельно не обучают; индивидуальное консультирование как система психотерапевтической помощи появилась сравнительно недавно в НЛПт, которой большая часть специалистов НЛП пока не владеет, и т.д.).
  • Ограниченность в работе с симптомами высокого уровня (почти не представлена работа с индивидуальными личностными установками, уровнем «Я-концепция», смыслом жизни, стратегиями организации жизни и т.д.).
  • Акцент на локальных симптомах/запросах клиента, а не личности (специалист НЛП не выходит в своей работе на уровень организации всей личности и жизни человека в целом).
  • Отсутствие профессиональной организации, авторитетной для всего сообщества, направленной на изменение имиджа НЛП и его усовершенствование (положение дел таково, что наиболее известные профессионалы ориентированы на определенных лидеров, которые востребованы и не имеют большой мотивации к организаторской деятельности на общее благо).
  • Размывание границ метода (слабая очерченность границ, а также некачественная подготовка специалистов, так как нет разделяемых всеми стандартов обучения и механизмов их обновления).

Конечно, все перечисленное выше обозначено «крупными мазками». Если детализировать, то можно было бы списки достоинств и недостатков продолжить.

На протяжении долгих лет я сталкивался с различными слабыми сторонами НЛП, все отчетливее замечая их, задумываясь над тем, как можно улучшить существующий метод. Особенно остро это ощущалось в ходе разработки образовательных программ по НЛП.

Наш «Центр НЛП в Образовании» хорошо известен своей системностью, методичностью, стройностью и глубиной обучения. Все эти качества как раз и пришлось развить в ходе восполнения недостающего. Путеводным принципом такой работы был тезис: НЛП - относительно молодое и развивающееся направление, еще только обретающее внутреннюю стройность, преодолевающее определенную эклектичность . Это позволяло занять позицию исследователя и развивателя . Так родилось множество дополнений к курсу «НЛП-Практик» (например, описание механизмов работы большинства техник и различные комментарии к их использованию). Затем были созданы авторские темы, модели и техники: «Четырехпозиционное описание», «Богатый контекст», «Системный рефрейминг», «Карта конфликтогенов», «Три типа ресурсов», «Изменение метапрограмм», «Трансформация каскада убеждений» и т.д.

Увлеченность исследованиями в области эффективных стратегий дали возможность разработать целую серию авторских технологий в образовании и бизнесе.

Исследование общих познавательных стратегий привело к разработке уникальных образовательных концепций и технологий, повышающих обучаемость, а изучение специальных познавательных стратегий - технологий, формирующих профессиональное мышление (математика, химика, физика, лингвистика и т.д.).

Изучение эффективных стратегий менеджеров (среднего и топ-уровней), маркетологов, сбытовиков и т.д. позволили создать авторскую технологию «Разработка портфолио по управлению профессиональной компетентностью» . Она нацелена на управление и развитие ключевого фактора успеха в бизнесе, помогает согласовывать kpi-результата и kpi-процесса . А вместе они позволяют согласовывать компетентность специалиста с существующими бизнес-процессами в компании. Подобные технологии почти невозможно встретить в современном менеджменте. В целом разработки в бизнесе привели к выходу на еще более высокий (мета) уровень в развитии и управлении организацией - авторской технологии «Сохранение знаний в компании» и технологии «Внедрение пяти типов менеджмента в практику работы бизнеса» . В ходе этой деятельности было найдено внушительное множество частных методик, обобщенных до уровня тренингов и коучингов.

Что касается самого НЛП, то получился интересный эффект: создавая вместе со своими коллегами системные программы обучения НЛП нового поколения в нашем Центре (сменилось уже четыре разных дизайна курса «НЛП-Практик»), мы с Александром Герасимовым разработали собственное авторское НЛП ! Оно, с одной стороны, вбирает все созданное до нас в лучших стандартах качества, уточняя, дополняя, систематизируя и операционализируя все имеющееся, а с другой - обогащает НЛП новыми темами, моделями и техниками.

В практике работы нашего Центра мы быстро пришли к очень простому выводу: полностью преодолеть все указанные выше слабые стороны НЛП довольно трудно в рамках одной организации. Здесь есть над чем подумать всем лидерам различных центров НЛП и участникам профессионального сообщества. Хотя в сотрудничестве специалистов различных центров также много сложностей.

Возвращаясь к исходному разговору о достоинствах и недостатках, можно сделать вскользь еще одно замечание: как бы по-разному мы ни относились к психоанализу, но в определенной мере из его недр вышли подходы А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма, В. Райха.

Одним из критериев ценности и полезности метода может быть его «плодовитость», то есть значимость порожденных идей и инструментов для последующих поколений . Все годы собственного развития вместе с НЛП у меня возникал вопросы: а так ли много подходов выросло из НЛП, став самостоятельными ; как эффективно само НЛП эволюционирует?

Конечно, рассуждая над основной рамкой заданных выше вопросов, можно сделать рефрейминг: достоинства и недостатки относительны , они могут легко переходить друг в друга. И это правда! Но если серьезно отнестись к эволюции НЛП, которое многие из нас так сильно когда-то полюбили и остаются привержены методу до сих пор, то стоит сформулировать «правильные» вопросы , ответы на которые помогут существенно помочь его дальнейшему развитию :

  • Какие части НЛП нуждаются в содержательном, структурном и технологичном развитии?
  • Как сделать НЛП, понятным всем?
  • Как соотнести достоинства НЛП с лучшими идеями научной психологической мысли?
  • Как сделать найденные практические инструменты еще более легкими и одновременно глубокими?
  • Как усилить стройность, логичность и внутреннюю непротиворечивость подхода?
  • Как оптимизировать и развить НЛП в лучших традициях его самого?
  • Как направить все усилия профессионалов на целостную работу с личностью человека (а не с локальными симптомами)?
  • И т.д.

Как я уже упомянул, в своей частной практике консультирования я прошел уже 25-летний путь. Он берет свое начало от консультанта «новичка» к профессионалу и автору своих собственных технологий. Естественно, у меня возникает серьезный вопрос: что дальше?

Мои личные интересы все эти годы выходили за рамки НЛП , устремляясь в научную психологию , особенно в следующие ее области: общую психологию, педагогическую психологию, клиническую психологию и организационную психологию.

Также все это время меня интересовало моделирование в таких сферах, как искусство, обучение, психотерапия, бизнес. Накопленные знания и практический опыт в этих областях побуждают к творческому поиску принципиально иного уровня . Именно нахождению ответов на поставленные выше вопросы и посвящены мои усилия за все эти годы. По мере собственного развития, накопления знаний и опыта слабые стороны НЛП становились всё очевиднее. Хотя, к слову сказать, многие из них (например, туманно очерченная научность) можно отнести также и к другим направлениям практической психологии, что делает движение в данном направлении даже еще более важным . В какой-то момент своего профессионального пути главные задачи для себя я сформулировал так: как можно использовать все сильные стороны НЛП для решения имеющихся сложностей ; как, имея опыт моделирования, посмотрев на самые авторитетные психологические подходы (клинические концепции личности) под фильтрами НЛП, спроектировать возможный вариант дальнейшего развития, операционализируя все лучшее, что там накоплено ?

Решение хотя бы этих двух задач в значительной мере изменит имидж, эффективность и полноту подхода .

Если НЛП станет в полной мере научным трансдисциплинарным знанием, то им будет интересоваться более широкий круг специалистов! От этого очевидно выиграют все!

Проанализируем исходные позиции НЛП . Именно в них, возможно, кроется часть ответов на заданные вопросы.

Предметом НЛП всегда были отдельные стороны (паттерны) поведения и мышления людей . Отсюда отчасти - увлеченность локальным решением симптомов . С другой же стороны, решение чего-то более конкретного дает возможность практически решить, пусть маленькую трудность, но зато с очевидной ясностью и относительно быстрым хорошим результатом. В противовес этому в большинстве психологических концепций есть взгляд на личность в целом: на каких основаниях строится личность, в чем причина проблем людей, каковы методы их решения и т.д. Как известно, Фрейд предложил уже в те годы свою модель: три уровня «Я», согласованных с тремя типами сознания, что впоследствии стало основой его концепции личности.

А НЛП, к сожалению, пока еще не доросло до самостоятельной, стройной концепции личности. Правда, стоит заметить, что существующие клинические концепции личности в психологии довольно теоретичны, и многие из них не столь ориентированы на практику, слабо технологичны в сравнении с большинством разработок НЛП. В этом кроется его преимущество и основной успех.

Отчасти модель «Логические уровни» восполняет существующий пробел в работе с личностью в целом, но она не дает конкретных ответов на то, как работать с личностным своеобразием, личностными установками, индивидуальным укладом жизни и стратегией жизни. Ключевые вопросы остаются вне рамок работы специалистов .

В НЛП не ставится важнейший вопрос : почему одни люди «плывут по течению жизни», а другие сознательно строят свой жизненный путь? Разговоры про ответственность в формате «Спецификация целей» не дорастают до ответственности за построение человеком своей жизни в целом , а ответственность не связывается с уровнем самостоятельности (субъектности) человека. Вот почему даже после многих консультаций и тренингов НЛП отговорки и откладывания (прокрастинация) не исчезают у людей. И волевая регуляция крайне слабо меняется (либо не возрастает вовсе)! Уже пришедшие на консультации и обучение эффективные люди получают новые стратегии и благодаря своей самостоятельности и хорошо развитой воле становятся еще более успешными ! А те, у кого такого уровня развитости рефлексивности, субъектности и волевой регуляции нет, лишь ставят «заплатки» на свои важнейшие системные жизненные проблемы.

«Психоанализ» НЛП в процессе консультирования сводится чаще всего к поиску мыслительного или поведенческого паттерна либо к анализу конкретной ситуации (например, конфликтной). А глубинный анализ закономерностей бо льшего масштаба остается в стороне: не осознается то, как события прошлого предопределяют достигнутый уровень развития личностного своеобразия, влияют на полученные к настоящему моменту жизненные результаты и т.д. Высшие логические уровни - миссия, видение - во многом лишь декларируются . Они остаются такой же номинализацией для многих НЛП-специалистов, кстати, с которой само же НЛП было изначально призвано бороться (метамодель). Очень мало разработано практических инструментов, помогающих людям их найти конгруэнтно с имеющимся опытом организации своей жизни .

Пожалуй, стоит остановиться на еще одном важном обстоятельстве. Аналогов понятию «жизненный сценарий» , например, как в концепции Эрика Берна, в НЛП отчетливо не разработано. Хотя, казалось бы, до понятия «Программа жизни» один шаг! В то время как в лучшей психологической мысли эти идеи возникли уже давно, еще начиная с ученика З. Фрейда А. Адлера, который, как известно, ввел термин «Стиль жизни». Затем этот вектор (значение целей жизни и будущего, смысл жизни, самоактуализация и т.д.) в зарубежной психологии был продолжен отдельной плеядой выдающихся психологов: Ш. Бюллером, А. Маслоу, К. Роджерсом, Г. Олпортом, В. Франклом и т.д., а если говорить про отечественную психологию - С.Л. Рубинштейном, В.Н. Дружининым и т.д.

Накоплено так много всего полезного и действительно важного! Я не вижу причин этого не замечать. Странно, что работы Г. Бэйтсона, Н. Хомского, субъективных бихевиористов и т.д. оказались востребованными в НЛП , а многое полезное в других концепциях не замечается : вроде не наша это область!

И еще одно важное практическое замечание. Работая со сложными симптомами, в качестве психотерапевта я давно понял, что в НЛП нет техник (как и в других школах психотерапии) для работы с «трудными симптомами» : анорексией, миастенией, депрессией и т.д. Специалисты либо вовсе не берутся помогать, либо вынуждены создавать сложную комбинацию из всего известного, занимаясь исследованием и творчеством (но таких немного). Генеративное НЛП, разработанное Р. Дилтсом (материалы нашего мастерского курса), лишь в некоторой мере восполняют эту брешь.

Мне удавалось добиваться значительного успеха в работе с подобными сложными симптомами, если я начинал исследовать то, как симптом связан со «способом жить» человека . Можно сказать, что вся моя практика подталкивала меня к мыслям в направлении «стиль жизни», «жизненный путь» .

На мой взгляд, стоит также кратко обсудить и расширение видов консультирования, имеющихся в арсенале НЛП. Сейчас довольно распространен такой вид консультирования , как коучинг , в задачи которого входит помощь по достижению наивысшего потенциала . Он может в значительной мере решить вопрос акцентирования НЛП на психотерапии в сознании большинства людей.

С 1995 по 2005 годы, работая очень активно в Стокгольме (по 3 – 4 раза в году) для Скандинавского института НЛП, я впервые познакомился с коучингом. Мы в нашем «Центре НЛП в Образовании» сразу взяли этот вид консультирования в свою практику, не столько руководствуясь новыми технологиями (их там, по сути, не было), сколько идеей отделить терапию от консультирования по «житейским вопросам» и развитию «эффективных жизненных умений» . Люди в те годы с настороженностью приходили на психологическое консультирование, путая его даже с психиатрической помощью, отождествляя психолога с врачом, а себя - с немного психически больным. Мне изначально хотелось помогать людям в построении карьеры, повышении эффективности в своей профессиональной деятельности, построении более успешной жизни в будущем. Оказалось, что для решения таких задач в нашем арсенале было не так много успешных системных инструментов . Это еще больше обнажило точки развития подхода. Мне приходилось 80% конкретных методик в коучинге моделировать и проектировать по ходу сессий или аккуратно, не напрямую, переносить успешный опыт от других клиентов из схожих случаев.

И снова опыт коучинга привел меня к потрясающе простому выводу: сложно помогать человеку существенно меняться, менять его жизнь без системного взгляда на то, как именно он живет!

В итоге я и многие мои коллеги были вынуждены выходить за рамки НЛП, разработанного целой группой людей во главе с Дж. Гриндером и Р. Бэндлером.

В когнитивной психологии существуют исследования, показывающие, что большинство специалистов, активно работающих более 10 000 часов в какой-либо области, закономерно становятся экспертами высокого уровня, часто создают что-то авторское. Мой опыт деятельности во всех перечисленных контекстах подбирается к 20 000 часам, значительная часть из которых - исследовательская, творческая и практическая деятельность.

Если подытожить сказанное, можно смело заявить, что решение сложностей НЛП, «трудных» задач клиентов и, конечно, реализация своих личностных интересов саморазвития (научных и прикладных) позволили мне построить собственный оригинальный Профессиональный Путь, который стал фундаментом моего личного жизненного Пути !

Все это вместе еще больше побудило меня думать о принципиально ином уровне и масштабе помощи людям : разработке авторской концепции «Развитие жизненного пути личности» . Ее можно рассматривать как продолжение НЛП на самых высоких логических уровнях, попытку решить бо льшую часть названных сложностей выше.

Вместе с тем разработанный подход является самостоятельным продуктом собственного творчества, претендует на новую концепцию в области клинической психологии .

Кратко остановимся на его описании, из которого легко просматривается, как в нем решаются многие обсуждаемые вопросы.

  • Цели метода.
  • Базовые понятия.
  • Принципы метода.
  • Механизмы изменений.
  • Закономерности изменений.
  • Модели.
  • Диагностические тесты.
  • Коучинговые вопросники.
  • Технологии изменений.
  • Техники.
  • Упражнения.
  • Общая структура психодинамики.
  • Требования к системе организации сессий.
  • Критерии эффективности.
  • Стили работы консультанта.

Его основные качества - научность, практичность, структурность, легкость и глубина изменений, высокая системность и скорость работы.

Концепция представлена двумя взаимопроникающими и одновременно самостоятельными авторскими технологиями оказания помощи людям :

  • «Коучинг жизненного пути личности».
  • «Терапия жизненного пути личности».

Коучинг жизненного пути представляет собой стройный, структурно выверенный набор инструментов, рассчитанный на систему консультационных сессий в течение года (два раза в месяц) – двух лет (раз в месяц).

В целом метод опирается на следующие базовые понятия и инструменты:

  • Жизненный путь.
  • Личностные установки о себе, мире и жизни.
  • Индивидуальные этапы жизни.
  • Классификация важнейших (поворотных) жизненных событий.
  • Каскад убеждений, обрамляющий установку.
  • Миссия этапа жизни.
  • Смысл жизни.
  • Значимое социальное окружение жизненного этапа.
  • Варианты жизни.
  • Основные контексты самореализации.
  • Авторский мир.
  • Стиль жизни (система ежедневных паттернов жизни).
  • «Воры жизни».
  • Конструкт личностного своеобразия, управляющий опытом.
  • Субъектные роли (как главный интегратор идентичности).
  • Основные жизненные препятствия.
  • Наивысший потенциал.
  • Орбита жизни.
  • Карта значимого социального окружения.
  • Доминирующий тип социальных отношений.
  • Социальная самореализация.
  • «Золотой стандарт жизни».
  • Жизненная эффективность.
  • Диагностика личностной уязвимости.
  • Основные жизненные препятствия для достижения наивысшего потенциала.
  • И т.д.

Прочитав этот далеко не полный перечень, можно легко заметить, что язык описания опыта человека (клиента) стал существенно иным. Именно исходя из особенностей работы в коучинге (быстро, легко и глубоко), изменились сами инструменты.

Основной принцип рассмотрения структуры опыта в методе - реципрокность.

Он означает, что все выбранные подструктуры (единицы описания опыта) взаимно обуславливают друг друга. Например, можно проследить то, как в поворотных событиях человека в его жизни проявляются субъектные роли, и то, как именно основная управляющая роль порождает определенный тип событий. Это позволяет еще более глубоко заглянуть в «матрицу» индивидуального опыта жизни и затем осуществить «перезагрузку».

В подходе разработаны специальные диагностические тесты, коучинговые вопросники, упражнения, модели, техники .

Тестовые методики разработаны с учетом особых требований , они носят конструктивный (в своей структуре содержат перечень компонентов, на которые можно влиять) и частично обучающий характер , представляют собой экспресс-диагностику . Например, пока клиент оценивает свой уровень субъектности, личностной уязвимости, стиля жизни и т.д., он многое понимает из того, что ему недостает и что будет полезно сделать. В качестве расхожего инсайта на коучинге звучат фразы: «стало понятно, какого именно типа самостоятельности мне не хватало в жизни», «теперь я знаю, каковы причины большинства моих жизненных трудностей» и т.д.

По мере обобщения практики системного консультирования на основе коучинга жизненного пути (в таком виде ей уже более 10 лет), были спроектированы специальные и универсальные авторские техники . Сейчас их разработано уже более тридцати. Они позволяют существенно изменить работу коуча и психотерапевта.

НЛП–профессионалов в коучинге жизненного пути ждет необычный сюрприз!

Большинство сложностей выявляемой личностной уязвимости клиента (комплексная диагностика) предлагается решать универсальными и при этом относительно легкими техниками , среди которых: «Трансформация личностных установок (пресуппозиций)», «Изменение намерения», «Трансформация неэффективного паттерна», «Преодоление препятствий при помощи трех типов ресурсов» и т.д. Их совокупность охватывает важнейшие логические уровни для получения глубоких изменений сравнительно быстро.

Все они относительно универсальны для решения многих жизненных сложностей людей. Например, «Трансформация неэффективного паттерна» разработана таким образом, что подходит для большинства симптомов: трудности совладания с собой, нехватка мотивации, постоянное откладывание и отговорки, лень, переедание и т.д.

Она является метастратегией , метафорично выражаясь общим шаблоном для изменения более частных паттернов . Она не только восполняет инструментальные «пустоты» логического уровня «способности», но и заменяет множество других техник.

Следует отдельно отметить, что таким образом работа консультанта становится во многом более глубокой и легкой. Набор техник относительно небольшой, поэтому нет сложностей с их выбором и им можно быстро научиться.

Отдельные универсальные техники описаны не только как алгоритмы, но и как кейсовые методики (содержат конкретные примеры), что улучшает качество их усвоения.

Логика построения сессий/изменений клиента строится в балансе интересов: решение текущих сложностей, мешающих эффективно жить, и проектирование нового способа жить (ежедневного, среднесрочного, стратегического) для осознания и достижения своего наивысшего потенциала, с последующей программой действий.

В подходе также разработан метод определения соотношения коучинг/психотерапия в работе консультанта для различных типов клиентов .

Базовый принцип изменений личностной уязвимости и основных препятствий в жизни человека строится в следующей закономерности : от изменения установок к трансформации ключевых неэффективных паттернов , завершая определением плана конкретных действий.

Предложены расширенные форматы работы с вторичными выгодами и экологической проверкой .

Для проектирования новых этапов жизненного пути и достижения наивысшего потенциала (в личной жизни, бизнесе, творчестве, образовании, развитии и т.д.) используются специальные простые техники, строящиеся вокруг модели «Ментальное пространство личности» , которая состоит из четырех осей описания и изменения жизни человека (Модель «4D»). Системный сбор информации о личности и жизни осуществляется не по модели S.C.O.R.E., а по четырем осям ментального пространства. Благодаря всему этому возможности и сам стиль работы специалиста становятся принципиально другими!

Важно отметить, что технологически достигается особый «выигрыш-выигрыш» в отношениях клиента и консультанта.

Коуч получает бесценный материал моделирования жизненного пути своего клиента, который потом становится его особым багажом. Это эмерджентный тип сотрудничества с большой генерацией опыта в обе стороны!

Взаимодействие в коучинге становится четко очерченным, понятным, долгосрочным, ясным и с разделяемыми критериями достижения успеха (промежуточными и итоговыми). Согласитесь, не в каждой модели консультирования коуч может этим в реальности похвастаться! Чаще всего это тайна за семью печатями для клиента.

В коучинге жизненного пути инициативное участие клиента в выработке «индивидуального маршрута следования» - важная и обязательная часть технологии.

Это также в корне видоизменяет отношения клиента и консультанта, ответственность и инициативу (субъектность) обоих участников, а их партнерство становится совсем другого качества и более высокого уровня. При этом клиент, как правило, вдохновлен тем, что происходит в ходе работы.

Возрастает осведомленность клиента о том, что и зачем ему предлагают делать (в ближайшей и отдаленной перспективе).

Уже на первой встрече осуществляется не только системная диагностика, но и совместная выработка программы работы коуча и коучи!

В ходе консультирования специальным образом разворачивается вся жизнь человека , и, что особенно ценно, обнаруживаются уникальные уже найденные эффективные стратегии в различных ее контекстах, которые могут быть усилены и перенесены целенаправленно не только в другие сферы, но и на последующие этапы жизни. Это позволяет консультанту сканировать жизненную успешность человека . Справедливо и прямо противоположное - можно глубоко сканировать неуспешные стратегии и личностную уязвимость (индивидуальный ее профиль), без преодоления которой в жизни мало что существенно поменяется по-настоящему.

Таким образом, моделирование и проектирование постоянно используются как основной инструмент в процессе работы! Разве это не мечта НЛП-специалиста?

Осознанно и неявно клиент обучается рефлексии (множествам ее видов), структурному мышлению, проектированию и моделированию, а главное - самостоятельности. Эти метакомпетенции развиваются почти на каждой встрече .

В целом отличия НЛП-консультирования и коучинга жизненного пути отражает приведенная ниже таблица:

Таблица «Сравнение НЛП-консультирования и консультирования
на основе КЖП»

НЛП-консультирование КЖП
Цель Развитие успешных паттернов мышления и поведения. Помощь клиенту в решении возникающих задач. Помощь человеку в развитии субъектности в отношении своего жизненного пути (позиция «автор жизни») и своей личности (достижение наивысшего уровня саморазвития).
Сущность метода Моделирование успешных паттернов мышления и поведения. Диагностика паттернов мышления и поведения симптома клиента с их последующим развитием (трансформацией). Обогащение паттернов жизненного пути человека и связанных с ним его личностных подструктур, социальной самореализации и самоосуществления в различных контекстах жизни.
История возникновения Моделирование успешных психотерапевтов. Психология жизненного пути, экзистенциальная психология, клинические концепции личности, НЛП, обобщение индивидуальной практики консультирования автора.
Базовые принципы метода Базовые пресуппозиции НЛП. Базовые пресуппозиции КЖП и базовые пресуппозиции НЛП.
Распределение ответственности в консультировании Консультант - за технологии и процесс, клиент - за содержание и активность. Консультант - за технологии и осознание способа изменений, клиент - за активность, содержание, реализацию способа.
Метод решения сложностей клиента Диагностика логического уровня сложности симптома и поиск решений на более высоком логическом уровне. Модель «4D».

Расширенная модель верхних логических уровней.

Работа на всех логических уровнях с акцентом на жизненный путь, роль, установки (сверху вниз).

Структура консультационной сессии Модель S.C.O.R.E. Модель «4D».
Сбор информации Модель S.C.O.R.E., генеративное пространство НЛП. Модель «Три типа индивида», модель «4D», описание паттернов.
Причина сложностей клиента В усвоенных паттернах мышления и поведения. Следствие усвоенного способа жить.
Работа с одиночным симптомом в техниках Готовые техники для сложностей, конструирование техники под клиента на основе имеющихся приемов работы. Проектирование интервенции на основе Модели «4D».
Источник создания техник Модель, существующий паттерн с последующей доработкой.

Проектирование на основе контрастного анализа «симптом – желаемый результат».

Модель «4D». Проектирование из структуры симптома на основе реверсивного принципа «Поиск антипода» («выворачивание наизнанку симптома»).
Работа с комплексным симптомом Понимание комплексного симптома как сложного образования (сложности на разных логических уровнях и в разнообразных контекстах), комбинации ряда симптомов.

Комбинация техник, проектирование интервенции на основе готовых техник (приемов работы).

Понимание комплексного симптома как следствия «стиля жизни, способа жить».

Исследование макро- и микростиля жизни, проектирование системы интервенций на основе моделей «Три типа индивида», «4D».

Тщательный анализ и подробные комментарии этой таблицы осуществляется на тренинге «Коучинг жизненного пути (часть вторая)».

Я намеренно написал эту статью на уровне проявления личностного знания и собственной оценки происходящего в НЛП, с учетом моего пути в нем и надеждой на то, что профессионалам будет над чем поразмышлять; с верой в то, что эти строки, возможно, побудят моих учеников и коллег к самостоятельным поискам ответов на поставленные вопросы!

Многие выпускники, возвращаясь в наш Центр спустя десятилетия, задают один и тот же вопрос : а есть ли что-то интересное, новое, продвинутое для нас (мы же уже всему обучились)? Спасибо, что спрашивали! Думаю, что теперь вы знаете ответ!

В ближайший август всех интересующихся новым подходом я приглашаю на 7-дневный тренинг «Коучинг жизненного пути (часть первая)» . Он уже в открытом виде проходил трижды, вызвав настоящий фурор аудитории (и искушенных в НЛП, и новичков)! В аудитории и в наших умах было приятно тесно!

Вторая часть тренинга посвящена коучам - «передаче ключей» от секретов работы метода и всех технологий в их заботливые руки на вечное пользование.

В настоящий момент я работаю над новой книгой на эту тему, и надеюсь, что при такой вашей поддержке она не заставит себя долго ждать. В целом обе части тренинга содержат около 200 страниц раздаточного материала.

В заключении я выражаю особую признательность моему постоянному другу и партнеру Александру Герасимову, всем участникам команды Центра разных лет, студентам и клиентам, моим учителям Энни Энтус, Роберту Дилтсу (его отношение к НЛП является для меня примером), всем зарубежным тренерам, посещавшим наш Центр, авторам НЛП и всем тем, кто меня поддерживал и интересовался моей деятельностью!

Без всех вас я не смог бы сделать себе такой замечательный подарок к собственному юбилею - описать свой опыт и разработать авторский метод!

Оставляю открытым наш диалог со всеми вами , а статью окончательно завершаю моими любимыми девизами : «Качество - вещь беспредельная, поэтому всегда есть куда расти нам всем!» и «Если смог один, значит, могут и другие»!

А.А. Плигин,
доктор психологических наук