Какие цели преследует трудовая деятельность человека. Физическая трудовая деятельность. Работники Кто они

Лидия Новоселова
Компоненты трудовой деятельности

Трудовая деятельность - это целостный процесс, состоящий из определенных компонентов . О становлении трудовой деятельности у детей дошкольного возраста можно судить по наличию этих компонентой (рис. 12) . Трудовая деятельность подчиняется определенной логике, разнимается и определенной последовательности и в соответствии с нею ставятся и решаются конкретные задачи. И если в трудовой деятельности отсутствуют какие-либо компоненты , значит, труд как самостоятельная деятельность пока не сложился .

Компоненты трудовой деятельности :

3. Средства

4. Результат

Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности , или заинтересовывающий момент. Именно мотивы определяют уровень осознанности выполняемой работы то, ради чего и кого она выполняется.

I тип мотивации (решаем проблему игрушек)

Этот тип мотивации называется игровой, он строится по следующей схеме :

1. Вы рассказываете, что у какой-либо игрушки случилась беда, проблема и она нуждается в помощи. А добрые и умелые дети, конечно, помогут игрушке.

2. Вы обращаетесь к детям, согласны ли они помочь. Важно услышать согласие - это и есть готовность к трудовой деятельности .

3. Вы предлагаете детям научить их это делать.

4. Во время работы желательно, чтобы у каждого ребенка был свой подопечный, которому он помогает.

5. Эти игрушки вы используете для оценивания работы ребенка.

6. После работы пусть дети поиграют со своими персонажами, для которых они делали эту работу.

II тип мотивации (мотивация общения)

Построен на желании ребенка чувствовать свою значимость в условиях помощи взрослому.

1. Вы сообщаете детям, чем собираетесь заняться, вам будет сложно одному, потом предлагаете принять участие в этом деле.

2. Даете всем посильное задание, показываете, как его выполнять. В процессе деятельности выражаете детям свою признательность.

3. В конце деятельности говорите о том , что пришли к результату путем совместных усилий.

III тип мотивации (личная заинтересованность)

Создание этой мотивации осуществляется по следующей схеме.

1. Вы показываете детям предмет, расхваливаете его достоинства и интересуетесь, хотят ли дети иметь такой же.

2. Дождавшись утвердительного ответа, убеждаете, что они могут это сделать сами, показываете, как это делать.

3. Сделанная вещь поступает в полное распоряжение ребенка.

Цель - это то, к чему надо стремиться. Труд детей организуется взрослым, а цель придает определенную направленность деятельности ребенка , организует его на результат труда . Чем меньше дети, тем активнее взрослый в постановке целей.

Иногда цель может поставить и ребенок, и если она непосильна, то ребенок не увидит результата свое го труда и потеряет интерес к деятельности . Поэтому взрослый должен контролировать цель и выбирать посильные задания для детей.

Умение ставить цель самостоятельно формируется постепенно на основе достижения ребенком целей, которые ставит сначала педагог. Взрослый учит ребенка, где он может проявлять инициативу.

Средства - то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат. К средствам относятся навыки и умения, умение планировать работу и самоконтроль.

Навыки и умения - важнейшее средство для достижения поставленной цели, осуществления самой деятельности . По мере образования навыков уменьшается количество необходимых упражнений, повышается точность выполнения действий. На процесс становления навыков большое влияние оказывает инструкция взрослого. Наблюдения показывают, что процесс овладения навыками является механическим и приобретает эмоциональную окраску, если ребенок настроен к деятельности . А настрой определяет мотив деятельности .

К средствам относится и умение планировать свою деятельность . «Чем выше умение планировать свою работу, тем осознаннее, целенаправленнее, рациональнее, точнее и результативнее действуют, тем больше возможностей для проявления творчества и инициативы. При отсутствии планирования ребенок становится на путь проб и ошибок, бесцельно затрачивает силы, полученный результат его часто не удовлетворяет.

Планирование - сложный процесс, связанный с анализом, обобщенными представлениями, умением предвидеть предстоящую работу. Детям дошкольного возраста этими умениями овладеть нелегко. Этому учат индивидуально. С приобретением опыта индивидуального планирования качественно меняется планирование коллективного труда .

С умением планировать работу тесно связано умение контролировать себя, т. е, самоконтроль. «Самоконтроль - сознательная оценка и регулирование своих действий и поведения с точки зрения поставленной цели и существующих правил при выполнении трудовых заданий ».

Самоконтроль обеспечивает процесс управления собственным поведением и определяет уровень произвольного поведения ребенка в процессе трудовой деятельности . Л развитие произвольного поведения формирует у ребенка такие качества, как инициатива, творчество, саморегуляция.

Результат - показатель завершения работы. Для детей младшего возраста важен не результат, а сама деятельность , осуществляемая со взрослым. Чтобы результат стал значимым, в процессе оценки нужно отмечать не только качество того, что сделано, но и сам процесс работы, меру приложения сил.

Результат – это фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду .

Старшим дошкольникам небезразлично, каков результат труда . Поэтому взрослому надо быть осторожным в оценках результата труда , так как иногда ребенок старается, а результат у него получается не тот, какой бы он хотел получить.

Трудовая деятельность сложна в содержании и в период ее формирования не все структурные компоненты обнаруживают себя .

1.Общие понятия о трудовой деятельности человека

2.Общие сведения об организме человека и его взаимодействии с окружающей средой

3.Условия труда

4. Неблагоприятные последствия воздействий труда на человека

Введение

Целями преподавания дисциплины является формирование у студентов понимания организации и координации работы по охране труда на пред­приятии при условии соблюдения законодательных и иных норматив­ных правовых актов по охране труда работниками предприятия, а также получение знаний по проведению профилактических работ по предупреждению производственного травматизма и консультированию работодателя и работников по вопросам охраны тру­да.

Задачи изучения дисциплины:

Изучение взаимоотношений общества и человека в их взаимосвязи с производст­венной деятельностью и средой обитания;

Усвоение организации деятельности по охране труда на предприятии;

Уяснение проблем производственной и экологической безопасности;

Понимание механизма воздействия производства на человека и компоненты биосферы;

Овладение методами определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду;

Ознакомление законодательных и нормативно-технических актов, регулирующих безопасность жизнедеятельности;

Приобретение студентами принципов управления безопасностью жизнедеятельности на уровне государства, региона и предприятия.

Межпредметные связи

Дисциплина «Основы безопасности труда» неразрывно связана с такими дисциплинами как «Основы управления персоналом», «Менеджмент», «Эко­номикой труда», «Физиологией и психологией труда», «Социологией труда и социальной психологией», «Организационное поведение», «Организационная культура» и др.

Дисциплина «Основы безопасности труда» относится к циклу специальных дисциплин (СД.03).

Тематический план

Формами итогового контроля является зачет и экзамен, который проводится как в устной форме, так и в форме тестирования.

1.Общие понятия о трудовой деятельности человека

Труд, как и любая деятельность человека, сложное, многоплановое явление материального мира, в том числе его социального устройства, и вместе с тем явление личной (а значит и психической) жизни почти каждого.

Основой всего является «простой процесс труда» (еще его называют «живым трудом», но еще чаще его называют просто «трудом», что и вносит в дальнейшее путаницу), осуществляемый трудящимся человеком (субъектом труда ) по преобразованию предмета труда с помощью средств труда в продукт труда . Простой процесс труда наглядно олицетворяет процесс преобразования внешнего мира человеком.

Многообразие видов различного труда неисчерпаемо, но мы обратимся к наиболее распространенным (в том числе до сих пор) типам труда – физическому и умственному труду.

Физический труд – одна из основных форм простого процесса труда, которая характеризуется преобладанием физической нагрузки над психической. В физическом труде человек в основном использует свою мышечную энергию и силу для приведения «в действие» средств и орудий труда по преобразованию предмета труда в продукт труда и частично «управляет» этим «действием».

Физический труд может потребовать значительных физических усилий (например, при поднятии или перемещения тяжести) или высокой напряженности, когда какое-то движение надо выполнять в высоком ритме, или выносливости, когда какое-то действие надо производить длительное время.

Весь прогресс человечества связан с «освобождением» от физического труда.

Вначале весь физический труд был ручным трудом (в современной фразеологии – немеханизированный и неавтоматизированный).

При механизированном труде (при выполнении одной и той же в целом работы) в целом тяжесть труда снижается, но для ряда операций нарастает напряженность работы, требующая большей внимательности и координации движений человека.

Автоматизированный труд вытесняет человека из простого процесса труда, оставляя за ним функции участия в других простых процессах труда, связанных с разработкой, наладкой, контролем.

Умственный труд – вторая из основных форм простого процесса труда, которая характеризуется преобладанием психической (умственной) нагрузки над чисто физической (мускульной). В процессе умственного труда человек в основном использует свои интеллектуальные возможности.

Технический прогресс по автоматизации и информатизации всех видов деятельности неизбежно уменьшает роль физического труда и увеличивает роль умственного. Исчезают одни проблемы, возникают другие. Ответственность оператора за своевременное распознание сигнальной информации и принятие правильного решения (например, водитель, машинист электровоза, пилот самолета, диспетчер АЭС и т.д.), быстрота смены ситуации (например, диспетчера аэродромов), непрекращающаяся монотонность репродуктивного труда, требующего внимания и сосредоточенности (кассир супермаркета) и многое другое ставят ранее не существовавшие проблемы облегчения умственного труда на повестку дня XXI века.

Характер труда существенно меняется, когда вместо одного человека начинают трудиться несколько. Практики хорошо знают, что организация труда одного человека, либо двух человек, либо трех и более человек совершенно разные задачи, вносящие свои проблемы в запланированное осуществление простого процесса труда.

Человек – существо социальное, да и труд – источник всякого богатства, а потому труд носит двойственный характер. Он не только простой процесс труда по преобразованию материального мира, но и социальное отношение участвующих (прямо или косвенно) в нем людей.

Социальный характер труда обусловлен формой собственности на средства производства и связан с правом присвоения продукта труда. По этому признаку различают частный труд (собственника или арендатора) и наемный труд. Социальный характер труда (как источника средств к существованию и богатства) проявляется и в формировании способов мотивации труда (желание, осознанная необходимость, принуждение).

Заметим, что тяжелые формы физического труда (каторжные работы в карьерах, дорожном строительстве, туннелях, на галерах и т.п.) использовались и используются для наказания осужденных.

Всемирное и всеобщее разделение труда, безудержный рост масштабов современного товарного производства привели к доминированию наемного труда, часто называемого еще профессиональным.

Наемный труд – результат осознанной наемным работником необходимости трудиться, чтобы не помереть с голоду и одновременно осознанной нанимающим его работодателем необходимости привлечения работников для выполнения реализуемого им процесса производства для получения в итоге прибыли.

Различные виды конкретного труда подразделяются в зависимости от их целевого назначения, сферы приложения и функциональной роли в производственной деятельности. Для общей характеристики конкретного труда используются все возможные его отличительные признаки в их сочетании.

Как и любая другая деятельность трудовая деятельность содержит в себе различные опасности, в том числе опасности для жизни и здоровья занятого в простом процессе труда человека. Для защиты от них нужно многое знать и уметь.

2.Общие сведения об организме человека и его взаимодействии с окружающей средой

Не зная «себя», нельзя понять, как следует защищать «себя» от угроз внешнего мира, а потому мы позволим себе напомнить некоторые основные данные анатомии и физиологии человека.

Современный человек прошел длительный эволюционный путь приспособления к окружающей среде, а человеческий организм представляет собой единое целое, все системы и органы которого развиваются и функционируют во взаимной зависимости и обусловленности. Хотя организм функционирует как единое целое, деление его на те или иные системы необходимо для понимания функционирования организма во внешней среде, особенно если эти системы либо анатомически достаточно отчетливо выделены, как, например, системы кровообращения и пищеварения, либо являются физиологически функциональными, как, например, системы терморегуляции и иммунитета.

Человеческий организм настолько сложен, что его изучением занимается целый ряд научных дисциплин. Мы будем рассматривать его очень упрощенно и только с позиций обеспечения безопасности человека в процессе труда.

С этих позиций в человеческом организме с некоторой долей условности можно выделить условно названные нами:

(1) формообразующие системы,

(2) системы жизнеобеспечения и

(3) системы управления.

К системам формообразования (1) можно отнести костную и мышечную системы, а также кожу и ряд слизистых оболочек.

К системам жизнеобеспечения (2) надо отнести все системы обмена с внешней средой (дыхательную, пищеварительную и выделительную системы) и распределения веществ в организме между различными органами (сердечно-сосудистую систему).

К системам управления (3) относят вегетативную и центральную нервные системы.

Все системы организма состоят из различных органов, функционально взаимосвязанных друг с другом. Органы построены из различных тканей. Ткани состоят из клеток и межклеточного вещества, в которых происходят различные биохимические процессы. В каждом органе имеются кровеносные сосуды, а в большинстве и лимфатические. Ко всем органам подходят и разветвляются в них нервы.

Костно-мышечная система образует опорно-двигательный аппарат человека и обеспечивает автономность организма, возможность совершения им различных действий и перемещения в пространстве. Кроме того, кости, мышцы и кожа обеспечивают защиту других, так называемых внутренних органов от непосредственного воздействия внешней среды. Помимо защитных функций кожа участвует в обмене веществ и теплорегуляции.

Сердце и кровеносные сосуды образуют замкнутую систему, по которой кровь движется благодаря сокращениям сердечной мышцы и стенок сосудов. Кровеносные сосуды делятся на три основных типа: артерии, капилляры и вены. Артерии несут кровь от сердца. Они разветвляются на сосуды все меньшего диаметра, по которым кровь поступает во все части тела. В самых отдаленных от сердца частях тела кровеносные сосуды столь малы, что различимы лишь под микроскопом. Именно эти микроскопические сосуды, капилляры, снабжают клетки кислородом и питательными веществами. После их доставки кровь, нагруженная конечными продуктами обмена веществ, направляется в сердце по сети сосудов, называемых венами, а из сердца – в легкие, где происходит газообмен, в результате которого кровь насыщается кислородом.

Дыхательная, пищеварительная и выделительная системы служат для потребления из окружающей среды необходимых для жизни веществ и удаления продуктов метаболизма (биохимических процессов жизни).

Немаловажную роль в поддержании водно-солевого и кислотно-щелочного баланса организма играет потоотделение через кожу. В среднем же с потом человек выделяет 600 мл воды в сутки. С потом выводится огромное (около 270) количество химических веществ.

Анатомически нервная система состоит из центральной и периферической систем. Центральная нервная система включает головной и спинной мозг, а периферическая, – черепно-мозговые и спинномозговые нервы, а также нервные узлы и сплетения, лежащие вне спинного и головного мозга.

Поступающая сенсорная информация подвергается обработке, проходя специфические проводящие пути: например болевые, зрительные или слуховые нервные волокна. Чувствительные проводящие пути идут в восходящем направлении к центрам головного мозга. Результат деятельности центральной нервной системы – активность, в основе которой лежит сокращение или расслабление мышц либо секреция или прекращение секреции желез.

Вегетативная, или автономная, нервная система регулирует деятельность непроизвольных мышц, сердечной мышцы и различных желез. Ее структуры расположены как в центральной нервной системе, так и в периферической.

Деятельность вегетативной нервной системы направлена на поддержание относительно стабильного состояния внутренней среды организма: постоянной температуры тела или кровяного давления, соответствующего потребностям организма. Вегетативная нервная система делится на

Симпатическую и

Парасимпатическую.

Симпатическая система стимулирует те процессы, которые направлены на мобилизацию сил организма в экстремальных ситуациях или в условиях стресса. Парасимпатическая же система способствует накоплению или восстановлению энергетических ресурсов организма.

Симпатическая и парасимпатическая системы действуют координировано, и их нельзя рассматривать как антагонистические. Они сообща поддерживают функционирование внутренних органов и тканей на уровне, соответствующем интенсивности стресса и эмоциональному состоянию человека. Обе системы функционируют непрерывно, но уровни их активности колеблются в зависимости от ситуации.

Эндокринная система состоит из желез внутренней секреции, не имеющих выводных протоков. Они производят химические вещества, называемые гормонами, которые поступают непосредственно в кровь и оказывают регуляторное действие на отдаленные от соответствующих желез органы.

Центральная нервная система регулирует деятельность всех органов, систем и всего организма в целом и представляет собой совокупность нервных клеток и отходящих от них отростков. В этой совокупности клеточных тел, находящихся в черепной коробке (головной мозг) и позвоночном канале (спинной мозг), происходит переработка информации, которая поступает к ним по чувствительным нервам и исходит от них к исполнительным органам по двигательным (к мышцам) и вегетативным (к внутренним органам) нервам. Все нервы и их разветвления образуют периферическую нервную систему.

Центральная нервная система организует процессы жизнедеятельности в соответствии с условиями внешней среды, изменяя функционирование работы отдельных органов и систем. При этом функционирование всех систем тесно переплетено. Например, в процессе переноса веществ кровообращением помимо сердечно-сосудистой системы участвуют и мочевыделительная, поскольку кровоток проходит через почки, и дыхательная, поскольку кровоток проходит через легкие, и пищеварительная, и кроветворная. Основой влияния пищеварительной системы на сердечно-сосудистую является их тесная связь через водно-электролитный обмен. Опорно-двигательный аппарат оказывает очень большое влияние на механическое перемещение крови.

Чтобы запустить все системы в работу, центральная нервная система (и человек вместе с ней) должна иметь информацию о состоянии внешней среды, что и достигается с помощью различных анализаторов и рецепторов так называемых органов чувств.

Любой анализатор состоит из рецептора, проводящих нервных путей и мозгового конца. Часть рецепторов приспособлена к восприятию изменений в окружающей среде (экстерорецепторы), а часть – во внутренней (интерорецепторы). Рецептор превращает энергию раздражителя в нервный процесс. Проводящие пути передают нервные импульсы в кору головного мозга. Между рецепторами и мозговым концом существует двусторонняя связь, которая обеспечивает саморегуляцию анализатора.

Исключительную роль в жизни человека и его взаимоотношениях с внешним миром играет зрительный анализатор . С его помощью мы получаем львиную долю (порядка 90%) информации. Посредством зрения мы практически мгновенно и на значительных расстояниях познаем форму, величину, цвет предмета, направление и расстояние, на котором он находится от нас. Зрительный анализатор включает в себя глаз, зрительный нерв и зрительный центр, располагающийся в затылочной доле коры головного мозга.

Вторым по важности после зрительного анализатора является слуховой. Только он позволяет нам получать информацию вне поля зрения, например, из-за спины, или в темноте с различных расстояний практически мгновенно. Различия между скоростями света и звука ощутимы для нас при наблюдении далекой грозы, взрывов и т.п.

Еще один анализатор – обоняние также позволяет получать информацию с больших расстояний, однако им гораздо лучше владеют представители животного мира, чем человек. Обонятельные рецепторы находятся в носу и воспринимают в воздухе ничтожнейшие количества вещества, ощущаемые как запах.

Еще один анализатор – вкус позволяет получать информацию о качестве пищи. Мы ощущаем вкус рецепторами, расположенными на языке и слизистой ротовой полости.

Если бы человек был созерцателем природы, то видеть, слышать, чувствовать запах и вкус ему было бы, наверное, достаточно. Но человек хочет есть и размножаться, а для этого надо действовать (надо взять в руки палку, надо ступить ногой на камень, надо прижаться к себе подобному).

И все это было бы невозможно, если бы не осязание . Под осязанием мы понимаем ощущения, возникающие при непосредственном воздействии раздражителя на поверхность кожи. Кожа буквально нашпигована рецепторами различных анализаторов.

Тактильный анализатор воспринимает прикосновение и давление на рецепторы кожи.

Температурная чувствительность кожи обеспечивается двумя типами рецепторов – холодовыми и тепловыми.

Интересно пространственное распределение болевых рецепторов. Их много там, где мало тактильных рецепторов, и наоборот. Болевые рецепторы вызывают рефлекс удаления от раздражителя, ибо болевой раздражитель – это опасность. Под влиянием боли организм быстро мобилизуется на борьбу с опасностью, работа всех систем организма перестраивается.

Рассмотренные выше анализаторы настолько важны и давно известны человеку, что он назвал их органами чувств:

обонянием,

осязанием и

Но кроме них у человека есть и другие анализаторы и рецепторы.

Мозг человека получает информацию не только от окружающей среды, но и от организма. Чувствительные нервные аппараты имеются во всех внутренних органах. Во внутренних органах под влиянием внешних условий возникают определенные ощущения, которые порождают сигналы. Эти сигналы являются необходимым условием регуляции деятельности внутренних органов.

Важными анализаторами являются проприорецепторы, позволяющие чувствовать напряжения мышц и пространственное расположение тела и конечностей.

Несмотря на различие многообразных рецепторов и анализаторов, их функционирование имеет много общего, поскольку все они сложились в процессе эволюции для защиты от опасностей.

В реальных условиях земного обитания на человека действует масса самых разных, зачастую слабых, раздражителей. В ходе эволюции человек выработал в себе способность воспринимать только те раздражители, интенсивность которых достигает некоторой определенной величины. Такую минимальную адекватно ощущаемую величину принято называть нижним абсолютным порогом чувствительности или порогом восприятия. При этом восприятие всегда запаздывает относительно начала воздействия раздражителя на некоторое время, называемое скрытым (латентным) периодом .

Выше порога восприятия интенсивность ощущений медленно нарастает при увеличении интенсивности раздражителя, а их связь может быть приближенно выражена логарифмическим законом Вебера-Фехнера. Такая связь раздражителя и ощущения не случайна, так как позволяет свести очень широкий диапазон раздражителей к гораздо более узкому диапазону ощущений, причем наибольшей трансформации подвергаются наибольшие значения раздражителя.

Высокие значения раздражителя встречаются в природе редко и, как правило, связаны с опасностью, о наступлении которой организм должен быть «предупрежден». Поэтому при увеличении интенсивности раздражителя всегда наступает момент, когда ощущение сменяется специальным сигналом опасности – болью, от которой организм хочет только одного – избавиться, а, избавляясь от нее, избавляет и себя от опасности. Такую максимальную адекватно ощущаемую величину раздражителя принято называть верхним абсолютным порогом чувствительности или болевым порогом .

Интервал от минимальной до максимальной адекватно ощущаемой величины (от порога восприятия до болевого порога) определяет диапазон чувствительности анализатора.

В пределах своего диапазона чувствительности анализатор может перестать различать два разных, но близких по интенсивности раздражителя. Для оценки этой способности анализатора говорят о дифференциальном пороге (или пороге различения), под которым понимают минимальную разность между интенсивностями двух раздражителей, которая вызывает едва заметное различие ощущений.

Как и все в живом мире, величины порогов не являются строго стабильными. Они зависят от многих факторов, зачастую трудно учитываемых. Поэтому все пороги должны рассматриваться как среднестатистические величины.

В реальных условиях деятельности на каждый анализатор человека действует одновременно несколько раздражителей. Следовательно, нужно учитывать не только возможности анализатора, но и те условия, в которых будет работать человек. Поэтому, определяя оптимальные условия функционирования, необходимо учитывать всю систему раздражителей, действующих на все анализаторы человека.

Подчеркнем, что разделение всей совокупности анализаторов на отдельные системы довольно условно. Эти системы отчетливо различаются лишь по своим рецепторам. В подавляющем большинстве случаев изменение характера жизнедеятельности организма в ответ на изменение условий внешней среды происходит при участии нескольких анализаторов, и тогда провести четкую грань между ними практически невозможно. Например, в регуляции позы принимают участие вестибулярный аппарат, гравирецепторы и проприорецепторы мышц, тактильные рецепторы кожи, рецепторы органа зрения. Кроме того, в данном случае все системы анализаторов имеют один и тот же исполнительный механизм – опорно-двигательный аппарат. Еще труднее выделить отдельные анализаторы в том случае, когда выбор реакции на внешнее возмущение осуществляется сознательно.

В ходе эволюции в организме человека развился ряд специализированных систем, закрепленных в анатомическом строении и физиологическом функционировании человека, предназначенных для компенсации неблагоприятных изменений внешних условий. Любое изменение условий окружающей среды автоматически формирует соответствующее изменение жизненных процессов в организме, направленное на то, чтобы это внешнее изменение не привело к повреждению и гибели организма.

Происходящие под воздействием изменения внешней среды изменения во внутренней среде организма направлены одновременно, с одной стороны, на приспособление (адаптацию) к новым условиям внешней среды, а, с другой стороны, на сохранение относительно неизменного состояния (гомеостазиса или гомеостаза ) внутренней среды организма и ее функционирования.

Адаптация и гомеостазис – взаимосвязанные и дополняющие друг друга процессы, являющиеся одной из важнейших особенностей всех живых систем. Без преувеличения можно сказать, что это основные механизмы безопасного функционирования человеческого организма, определяющие его здоровье и даже жизнь.

В обычных условиях нормально меняющейся внешней среды организм, успешно справляющийся с необходимостью адаптации и поддержания гомеостазиса, является здоровым организмом .

Когда организм для поддержания гомеостазиса включает механизмы компенсаторных реакций, приходится говорить о так называемом преморбидном состоянии – состоянии предболезни . В этом состоянии еще нет клинических симптомов болезни, как ее понимает современная медицина, но сказать, что человек здоров, к сожалению, нельзя.

Когда организм не может адаптироваться к условиям внешней среды, он заболевает и/или гибнет.

Т.о., обеспечение безопасности человека состоит в таком регулировании внешней среды (условий труда) и функционирования внутренней среды организма работника, которое в условиях воздействия этой внешней среды позволяет организму оставаться в пределах своих адаптационных возможностей и сохранять свое здоровье и трудоспособность.

3.Условия труда

Под условиями труда понимаютсовокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека. (Заметим, что в «Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006-05 Термин «производственная среда» заменен термином «рабочая среда» при неизменности содержания понятия – его смысла.

Под факторами трудового процесса (безотносительно окружающей среды) понимают основные его характеристики: тяжесть труда и напряженность труда .

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Тяжесть труда определяется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряженность труда , относятся:

Интеллектуальные,

Сенсорные,

Эмоциональные нагрузки,

Степень монотонности нагрузок,

Режим работы.

Под факторами производственной/рабочей среды , в которой осуществляется деятельность человека, понимают самые различные факторы этой среды, от

Физических до

Социально-психологических.

Все эти факторы так или иначе влияют на организм человека.

Среди их многообразия выделяют такие производственные факторы, которые представляют собой особую опасность (угрозу) для человека, ибо причиняют существенный вред их здоровью, серьезно ограничивая (вплоть до лишения) их трудоспособность.

Факторы производственной среды, которые при определенных условиях могут вызвать производственную травму работника, стали называть опасным производственным фактором, а факторы производственной среды, которые при определенных условиях могут вызвать профессиональное заболевание работника, стали называть вредным производственным фактором . Условность этих названий очевидна. Следует заметить, что вредный фактор легко становится опасным при определенных условиях.

Поскольку, как показала практика, основными причинами профессиональных заболеваний являются высокие значения вредных производственных факторов и длительность их воздействия на организм работающего, а также индивидуальные особенности и отклонения в состоянии здоровья отдельного работника, в том числе не выявленные при медицинских осмотрах, а низкие значения не приводят к таким заболеваниям, то оценка условий труда по характеру воздействия вредных производственных факторов использует концепцию так называемого порогового воздействия факторов производственной среды.

В рамках этой концепции считается, что ниже некоторого порога – предельно допустимого для сохранения здоровья значения вредного производственного фактора – его вредное воздействие практически отсутствует и им можно полностью (для практических нужд) пренебречь.

Классическим примером реализации концепции порогового воздействия химических веществ на живой организм является понятие ПДК – предельно допустимой концентрации, впервые предложенного в начале 20-х годов ХХ века.

Официальное определение ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны выглядит так: «Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) – уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч и не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью».

Введение ПДК, а затем и ПДУ (предельно допустимого уровня) позволяет на практике разграничить безопасные условия труда, где концентрации ниже ПДК (уровни ниже ПДУ), и значит, профессиональные заболевания практически невозможны, от неблагоприятных условий труда, где концентрации (уровни) выше ПДК (ПДУ) и возникновение профессиональных заболеваний гораздо более вероятно.

На этом принципе основано практически все гигиеническое нормирование вредных производственных факторов и условий труда, а величины гигиенических нормативов (ГН) получены и обоснованы для 8-часовой рабочей смены.

Важным на практике является и то, что исследованные в лабораториях случаи действия одного производственного фактора, например, того или иного ксенобиотика (вредного вещества несовместимого с жизнью), встречаются относительно редко. Гораздо чаще на работающего действует целый комплекс различных вредных производственных факторов, вся совокупность всех факторов производственной среды. При этом изменяется и результат ее воздействия на организм человека.

В реальных условиях современного производства организм человека все чаще и чаще подвергается одновременному воздействию различных ксенобиотиков.

Комплексным принято называть такое воздействие , когда ксенобиотики поступают в организм одновременно, но разными путями (через дыхательные пути с вдыхаемым воздухом, желудок с пищей и водой, кожные покровы).

Комбинированным принято называть такое воздействие ксенобиотиков, когда ксенобиотики одновременно или последовательно поступают в организм одним и тем же путем. Различают несколько видов комбинированного действия (воздействия):

1. Независимое действие. Результирующий эффект не связан с комбинированным воздействием и не отличается от изолированного действия каждого компонента смеси, а потому обусловлен преобладанием действия наиболее токсичного компонента и равен ему.

2. Аддитивное действие. Результирующий эффект смеси равен сумме эффектов каждого компонента комбинированного воздействия.

3. Потенцированное действие (синергизм). Результирующий эффект смеси при комбинированном воздействии больше суммы эффектов раздельного действия всех компонентов смеси.

4. Антагонистическое действие. Результирующий эффект смеси при комбинированном воздействии меньше суммы эффектов раздельного действия всех компонентов смеси.

Комбинации веществ с независимым действием встречаются достаточно часто, но, как и комбинации с антагонистическим действием, не существенны для практики, поскольку аддитивное и потенцированное действия более опасны.

Примером аддитивного действия является наркотическое действие смеси углеводородов. Потенцированное действие отмечено при совместном действии сернистого ангидрида и хлора, алкоголя и ряда производственных ядов.

Часто встречается сочетанное воздействие ксенобиотиков с другими неблагоприятными факторами, например такими, как высокая и низкая температура, повышенная, а иногда и пониженная влажность, вибрация и шум, различного рода излучения и др. При сочетанном воздействии ксенобиотиков с другими факторами эффект может оказаться более значительным, чем при изолированном воздействии того или иного фактора.

На практике часто встречается ситуация, когда воздействие ксенобиотика имеет «перемежающийся» или «прерывистый» характер. Такое воздействие ксенобиотиков оказывает особое действие. Из физиологии известно, что максимальный эффект любого воздействия наблюдается в начале и в конце воздействия раздражителя. Переход от одного состояния к другому требует приспособления, а потому частые и резкие колебания уровня раздражителя ведут к более сильному воздействию его на организм.

При одновременном воздействии ксенобиотиков и высокой температуры возможно усиление токсического эффекта.

При повышенной влажности также может увеличиваться опасность отравлений, в особенности раздражающими газами.

Возрастание токсического эффекта зарегистрировано как при повышенном, так и при пониженном барометрическом давлении.

Производственный шум также может усиливать токсический эффект. Это доказано для оксида углерода, стирола, алкилнитрила, крекинг-газа, нефтяных газов, аэрозоля борной кислоты.

Промышленная вибрация аналогично шуму также может усиливать токсическое действие ксенобиотиков. Например, пыль кобальта, кремниевые пыли, дихлорэтан, оксид углерода, эпоксидные смолы оказывают более выраженное действие при сочетании их действия с вибрацией по сравнению с воздействием чистых ксенобиотиков.

Работник соприкасается с ксенобиотиками, как правило, выполняя одновременно физическую работу. Физическая нагрузка, оказывающая мощное и разностороннее влияние на все органы и системы организма, не может не отразиться на условиях всасывания, распределения, превращения и выделения ксенобиотиков, а в конечном итоге – на течении интоксикации.

В настоящее время условия труда классифицируются согласно гигиеническим критериям, установленным в Руководстве Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».

Условия труда подразделяются на 4 класса:

Оптимальные,

Допустимые,

Вредные и

Опасные.

Оптимальные условия труда (1-й класс) – условия, при которых сохраняется здоровье работников и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки . Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровней, принятых в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2-й класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест , а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3-й класс) характеризуются наличием вредных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работников и (или) его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:

1-я степень 3-го класса (3.1) – условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

2-я степень 3-го класса (3.2) – условия труда, при которых уровни вредных факторов вызывают стойкие функциональные изменения, приводят в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных факторов), к появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний , возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 лет и более);

3-я степень 3-го класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных заболеваний легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности , росту хронической (производственно обусловленной) патологии, 4-я степень 3-го класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечаются значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

Опасные (экстремальные) условия труда (4-й класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т. ч. в тяжелых формах.

Работа в опасных условиях труда (4-й класс) не допускается, за исключением ликвидации аварий и проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. При этом работа должна осуществляться с применением соответствующих СИЗ и при строгом соблюдении временных режимов, регламентированных для таких работ.

Безопасные условия труда определены Трудовым кодексом РФ (ст. 209) как «условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов».

4. Неблагоприятные последствия воздействий труда на человека

Как известно, при определенных обстоятельствах воздействие условий труда на работающего человека может привести к неблагоприятным последствиям (событиям).

Напомним, что для человека такими неблагоприятными событиями являются:

Утомление,

Заболевание (болезнь),

Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерно интенсивной или длительной деятельности и проявляющееся временным снижением функциональных возможностей человеческого организма. Различают физическое, умственное и эмоциональное утомление.

Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, точности, согласованности и ритмичности движений. Возникает при интенсивной и/или длительной физической деятельности.

Умственное утомление проявляется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания (трудность сосредоточения), замедлением мышления, снижением показателей умственной активности, понижением интереса к работе. Возникает при интенсивной интеллектуальной деятельности.

Эмоциональное утомление проявляется заметным снижением эмоциональных реакций под воздействием сверхсильных или монотонных раздражителей (стрессы).

Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению, или переутомлению . Различают умственное и психическое (душевное) переутомление.

Утомление и связанное с ним падение работоспособности (производительности) – самое распространенное неблагоприятное последствие простого процесса труда. Однако если утомление не вышло за пределы адаптационных возможностей человека (не является переутомлением ), организм последнего легко восстановится после соответствующего отдыха. Различные перерывы в работе, обеденный перерыв, дни отдыха и, наконец, отпуск – все это традиционные, широко используемые и зачастую обязательные мероприятия для предотвращения снижения работоспособности человека. К сожалению, современный ритм жизни и труда все чаще приводит все большее количество работников к синдрому хронической усталости . По мнению многих западноевропейских экспертов, именно эта проблема может стать самой актуальной в обеспечении требований безопасности и гигиенических требований на рабочем месте.

Другим массово-распространенным неблагоприятным последствием труда является заболевание человека: недомогание; плохое самочувствие; бурно протекающие, но относительно быстро проходящие («острые» – по медицинской терминологии) и длящиеся годами вялотекущие с периодическими обострениями («хронические» – по медицинской терминологии) заболевания.

Причинная связь заболевания с условиями труда очень сложна и неоднозначна.

Комплекс факторов производственной среды, формирующий условия труда, тяжесть и напряженность процесса, оказывает на работников как специфическое (т. е. прямо и четко направленное), так и неспецифическое (общее неблагоприятное) воздействие.

Чаще встречающееся неспецифическое воздействие снижает в целом защитные функции организма, что приводит к развитию общих заболеваний. Поскольку эти заболевания спровоцированы условиями труда, их часто называют производственно обусловленными заболеваниями (в западноевропейской терминологии – связанными с работой заболеваниями). Отделить в практике их от обычной заболеваемости достаточно сложно (а иногда и невозможно). Удельный вес влияния неблагоприятных условий труда на показатели общей заболеваемости колеблется от 20 до 40%, но может быть и больше.

Встречающееся реже специфическое воздействие связано с конкретными производственными факторами и приводит к развитию определенных, вызываемых этими факторами, заболеваний. Поскольку эти заболевания вызваны неблагоприятными условиями труда конкретных рабочих мест конкретных профессий, их называют профессиональными заболеваниями . Иногда отделить в практике их от обычной заболеваемости также достаточно сложно, но все же это можно сделать. Профессиональное медицинское заключение – медицинский диагноз и его соответствие официально принятому «соглашению» что и в каких случаях считать «профессиональным заболеванием» – для профессиональных заболеваний обязателен!

Острым профессиональным заболеванием называется заболевание, возникающее внезапно, после однократного (в течение не более одного рабочего дня или одной рабочей смены) воздействия вредных производственных факторов, повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Как правило, это ингаляционные отравления.

Хроническое профессиональное заболевание – это заболевание, возникающее в результате длительного воздействия вредных производственных факторов, повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Подавляющее большинство профессиональных заболеваний (около 95%) – хронические.

Практика показывает, что болезненные изменения в организме могут незаметно накапливаться годами и вдруг проявиться как тяжелое профессиональное заболевание. Поэтому профессиональные заболевания часто приводят к профессиональной инвалидности работников. Кроме того, смертность лиц с профессиональными заболеваниями от присоединившихся и развивающихся под воздействием вредных производственных факторов обычных заболеваний в десятки раз выше, чем среди населения в целом.

Большинство профессиональных заболеваний требует диагностики в специализированных медицинских лечебных учреждениях, куда направляются работники с подозрительными симптомами, возможно вызванными профессиональным заболеванием.

Другим, достаточно часто встречающимся неблагоприятным последствием воздействия неблагоприятных условий труда является травма .

По типу воздействия на организм (механическое, электрическое и электромагнитное, температурное, радиационное или химическое) травмы можно классифицировать как

Механические,

Электрические,

Световые,

Тепловые (холодовые),

Радиационные.

Это падения, удары, ушибы, укусы, порезы, проколы, ранения, переломы, размозжения, ожоги, обморожения, электрические удары, электрошоки, ослепления, тепловые удары и т. п.

Удушья (асфиксии), возникающие из-за отсутствия кислорода или попадания посторонних предметов в легкие (в том числе из-за утопления), также являются формами травмы, поскольку приводят к быстрому нарушению нормального функционального состояния организма, Степень тяжести повреждения при травмировании бывает различной и может повлечь за собой необходимость оказания первой помощи на месте, обращение в лечебное учреждение, потерю трудоспособности, инвалидность или смерть.

Среди всех травм особо выделяют те травмы, при которых человек какое-то время не способен работать.

Наиболее серьезные травмы приводят к профессиональной инвалидности (невозможность работать по профессии) или общей инвалидности (невозможность работать вообще) работника и даже к смерти. Для обозначения травм, приведших к гибели, используют специальный термин – «смертельная травма» .

Мелкие порезы, растяжения и другие сравнительно легкие травмы часто называют микротравмами .

Сама по себе травма человеческого организма представляет чисто медицинское явление. Однако травма, полученная в процессе труда, – явление уже медико-социальное: если пострадавший не может работать, то на какие средства он (если он жив) и его иждивенцы будут жить? Значит, пострадавший в принципе должен получить где-то от кого-то какие-то средства на жизнь, которые компенсируют ему вред, нанесенный травмой.

С этой точки зрения, из всех полученных в процессе труда травм, выделяют производственные травмы , имеющие социально значимые последствия: смерть работника или необходимость его перевода на другую работу (в России – на срок не менее одного дня); временная или стойкая потеря работником трудоспособности на определенный срок (в России – не менее одного дня).

Человек в процессе своей деятельности постоянно включается в чрезвычайно многообразные отношения и сферы общественной жизни. Даже на протяжении одного дня жизни он может входить в состав самых разных социальных групп и в соответствии с этим выполнять все новые и новые социальные роли, предписываемые той или иной социальной группой.Формирование социальных связей, наиболее подвижных, изменчивых на уровне малых социальных групп (производственные коллективы) и относительно устойчивых на уровне классовых, национальных и других отношений (макроструктура), является результатом исторического развития общества.

Деятельность -- это вид активности, направленный на такое изменение внешней среды и самого человека, в результате которого получается нечто новое.

Активная деятельность имеет фундаментальное и основополагающее значение для существования человеческого общества. Многообразие общественной жизни предполагает многообразие видов деятельности.

Деятельность, является особенностью человеческого бытия, что отличает его от животного мира. Если поведение свойственно и человеку, и животному, характеризуя приспособление к миру, адаптацию к уже сложившейся природной и социальной среде, то деятельность присуща только человеку, благодаря активности которого изменяется общество как целостный организм.

Любой вид деятельности предполагает наличие и взаимосвязь следующих компонентов:

человека (или субъекта) с его целями, ценностями, знаниями и навыками;

операций целесообразной деятельности;

объектов, на которые направлена деятельность субъекта в процессе этих операций.

Все усилия человека завершаются результатом или продуктом деятельности.

В видах человеческой деятельности часто выделяют труд как разновидность социальной деятельности человека, направленной на преобразование среды его существования. Все виды деятельности обладают признаками «труда», отличающими человека от животного.

Труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовления орудий труда. Использование орудий труда является специфически человеческой особенностью. Только люди способны опосредствовать свое воздействие на среду с помощью специально созданных средств труда, отличных от органов тела. Средства труда -- это различные устройства, служащие для усиления мускульных (а позднее и умственных) возможностей человека.В каждом из видов деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, обусловливая тем самым системный характер всех сфер общественной жизни.

Основываясь на различии видов деятельности по их объектам и результатам, выделяют материальную и духовную деятельность.

Материальная (практическая) деятельность связана с созданием материальных ценностей -- вещей, необходимых для удовлетворения потребностей людей. Сложная палитра производственных отношений и производительных сил в сфере экономики является предметом изучения политической экономии, разнообразных новых направлений, появившихся в рамках экономической науки на современном этапе (экономика труда, экономическая теория, микро- и макроэкономика и т. д.).

Для обеспечения безопасности и благополучного существования государства и граждан важнейшей формой управления является политическая и правовая деятельность, ее ориентация на нравственные ценности.

Развитие современного общества не возможно без социального партнёрства между работником и работодателем. Каким путём будет развиваться это партнёрство, во многом зависит от того, как решаются вопросы охраны труда на конкретном предприятии, и в государстве.Современная медицина определяет здоровье как способность организма к самосохранению и совершенной само регуляции, поддержанию гомеостаза, а также как способность человека оптимально удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Потенциал физической, психической, умственной деятельности служит важнейшим залогом полноценной жизни человека, а, следовательно, и общества. Болезнь же является вещественной альтернативой здоровья. Это качественно новое состояние организма, которое определяется как нарушение оптимального психосоматического состояния и способности удовлетворять свои потребности. При этом понятие болезни тесно связано с понятием нормы как функционального оптимума биологической системы, и патологии как нарушения этой нормы. Причинами болезней сегодня считается не индивидуальное, а совместное действие внешних и внутренних факторов, роль которых меняется в зависимости от уровня развития общества.

В уставе Всемирной организации здравоохранения указывается, что здоровье населения следует понимать как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов.

Адаптивная и экологическая норма отражают те или иные параметры сохранения приспособительных структур и функций определенного иерархического уровня. Она включает в себя также все жизненно важные биоэнергетические и экологические элементы и компоненты. В то же самое время адаптивная и экологическая норма показывают степень максимально допустимого воздействия на человека, которая обеспечивает выживание и оптимальное сохранение структуры и динамических качеств экосистемы. Ведь они находятся в диалектической и органической связи с естественной природой и адаптационной выносливостью человека, с его материальной и духовной деятельностью. При практическом использовании адаптивной и экологической нормы необходимо всегда учитывать психобиоэнергетические и экологические факторы неопределенности и неполноты знания, экоадаптационного риска и нарушения, которые могут привести к аномалиям и патологиям в экосистемах и природе, в обществе и человеке.

По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека».

Несчастный случай на производстве -- это случай воздействия на работающего опасного производственного фактора при выполнении им трудовых обязанностей или заданий руководителя работ.

Отравление профессиональное -- это нарушение здоровья человека в результате непродолжительного действия вредных веществ на дыхательные пути, пищеварительный тракт, кожу.Момент смерти человека определяется по факту прекращения деятельности его мозга.

Производственная деятельность -- совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Безопасные условия труда -- условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено. Либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Вредный производственный фактор -- производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к травме работника.

Безопасность производственной деятельности персонала зависит от состояния организации рабочего места, оборудования, технологической оснастки и приемов труда работающего.

Безопасность производственного процесса -- это свойство данного процесса сохранять его безопасное состояние при протекании в заданных режимах в течение установленного времени.

Безопасность человека в процессе производственной деятельности обеспечивается применением максимально безопасных вариантов технологических процессов, выбором максимально безопасных оборудования и средств защиты, максимально безопасными вариантами организационно-технических мероприятий и правил личного поведения.

Опасные и вредные производственные факторы делятся на:

Физические факторы:

движущиеся машины и механизмы, подвижные элементы машин и оборудования, передвигающиеся изделия, заготовки, материалы;

запыленность и загазованность воздушной среды;

отклонение от нормы параметров микроклимата;

повышенный уровень шума, ультразвука, инфразвука;

повышенный уровень вибрации;

электрический ток и статическое электричество;

электромагнитное излучение, повышенный уровень магнитной и электрической составляющих;

ионизирующее излучение;

недостатки освещения, его пульсация, повышенное инфракрасное и ультрафиолетовое излучение.

Химические факторы:

обще токсические;

раздражающие;

сенсибилизирующие;

канцерогенные;

мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию человека.

Биологические факторы:

это микроорганизмы, воздействие которых вызывает заболевания.

Психофизиологические факторы:

физические перегрузки (статические, динамические, гиподинамия);

нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, эмоциональные перегрузки, монотонность труда).

Потенциальная опасность и риск. Любая деятельность, как производственная, так и бытовая, потенциально опасны.

Совокупность условий взаимодействия человека и производственной среды, при которых потенциальные опасности превращаются в реальные, называются обстоятельствами, а непосредственные события, следствием которых стал несчастный случай или авария, -- причинами несчастных случаев и аварий.

Здоровье человека в значительной степени зависит от тяжести и напряженности трудового процесса.

Работа в опасных условиях допускается в крайних случаях, например при чрезвычайных ситуациях, локализации и ликвидации аварии, проведении спасательных работ, когда не проведение работы грозит катастрофическими последствиями, человеческими и большими материальными потерями.

В зависимости от тяжести и напряженности труда, степени вредности или опасности условий труда определяется размер заработной платы, продолжительность отпуска, размер доплат и ряд других устанавливаемых льгот, призванных компенсировать отрицательные для человека последствия трудовой деятельности.

Таким образом, речь идет о создании таких условий, при которых негативные воздействия не превышали бы защитных способностей организма.

Для того чтобы выбирать средства и методы защиты от негативных факторов, необходимо знать их основные характеристики и действие на человека. Полностью исключить воздействие на человека негативных факторов практически невозможно как с технической, так и с экономической точек зрения. Иногда это и нецелесообразно, так как даже в естественной природной среде человек подвергается их воздействию -- на нашей планете существует естественный радиационный и электромагнитный фон, в воздухе и воде содержатся вредные вещества, выделяемые природными источниками и т. д.

В рабочей зоне необходимо обеспечить такие уровни негативных факторов, которые не вызывают ухудшения состояния здоровья человека, заболеваний. Для исключения необратимых изменений в организме человека медики-гигиенисты ограничивают воздействие негативных факторов предельно допустимыми уровнями.

Труд - целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей. Характер и организация трудовой деятельности человека оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный.

Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой, может в некоторых случаях рассматриваться с отрицательной стороны.

Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.

В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм.

В процессе физического и умственного труда у человека возникает определённый комплекс эмоций. Эмоции - это реакция человека на определённые условия. А производственная обстановка - комплекс факторов, которые положительно или отрицательно влияют на самочувствие и работоспособность нормального человека.

Труд - это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которого созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей.

Трудовая деятельность - это одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и созидание материальных благ.

В структуре трудовой деятельности выделяют:

  1. производство определённой продукции;
  2. материалы, на преобразование которых направлена деятельность;
  3. устройства, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
  4. приёмы и способы, применяемые в процессе производства.

Для характеристики используют следующие параметры:

  1. Производительность труда;
  2. Эффективность труда;
  3. Уровень разделения труда.

Общие требования, предъявляемые к участнику трудовой деятельности:

  1. профессионализм (работник должен владеть всеми приёмами и способами производства);
  2. квалификация (Высокие требования к подготовке участника трудового процесса);
  3. дисциплина (от работника требуется соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка).

Трудовые отношения и их правовое регулирование

Труд - это целенаправленный процесс по созданию материальных и духовных ценностей в обществе. Занимаясь трудовой деятельностью, получая за неё часть общественного продукта в виде прибыли, зарплаты, человек создаёт условия для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

Право на труд относится к основным правам и свободам человека и закреплено в Конституции РФ.

Основная трудовая деятельность большинства людей - это работа на предприятиях, которые могут быть основаны на частной, государственной, муниципальной и других формах собственности. Трудовые отношения работника с предприятием регулируются законодательством о труде.

Если человек подходит предприятию, то между ними заключается трудовой договор (контракт). В нём определяются взаимные права и обязанности.

Трудовой договор - это добровольное соглашение, означающее, что обе стороны сделали свой выбор, что предприятию подходит квалификация работника, а работнику условия, которые предложило предприятие.

Работник вместе с другими работниками может участвовать в заключении с администрацией предприятия коллективного договора, который регулирует социально-экономические, профессиональные отношения, вопросы охраны труда, здоровья, социального развития коллектива.

Трудовое право

Трудовое право является самостоятельной отраслью российского права, регулирующей отношения работников с предприятиями, а также производные, но тесно связанные с ними другие отношения.

Трудовое право занимает особое место в системе российского права. Оно определяет порядок приёма, перевода, увольнения работников, системы и нормы оплаты труда, устанавливает меры поощрения за успехи в труде, меры взыскания за нарушение трудовой дисциплины, правила по охране труда, порядок рассмотрения трудовых споров (как индивидуальных, так и коллективных).

Под источниками трудового права понимаются нормативно-правовые акты, т.е. акты, в которых закреплены нормы трудового права РФ. Важнейшим источником трудового права является Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. В ней содержатся основополагающие принципы правового регулирования труда (ст.2, 7, 8, 19, 30, 32, 37, 41, 43, 46, 53 и др.).

В системе источников трудового права после Конституции РФ важное место занимает Кодекс законов о труде (КЗоТ). Кодекс законов о труде регулирует правовые отношения всех работников, содействуя росту производительности труда, улучшению качества работы, повышению эффективности общественного производства и подъёму на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека. КЗоТ устанавливает высокий уровень условий труда, всемерную охрану трудовых прав работников.

Трудовой договор

Из различных форм реализации права граждан на труд главным является трудовой договор (контракт).

В соответствии со ст.15 КЗоТ РФ трудовой договор (контракт) есть соглашение между трудящимися и предприятием, учреждением, организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определённой специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуются выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Определение понятия трудового договора позволяет выделить следующие отличительные признаки:

  1. трудовой договор (контракт) предусматривает выполнение работы определённого рода (по определённой специальности, квалификации или должности);
  2. предполагает подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, установленному на предприятии, в учреждении, организации;
  3. обязанность работодателя организовать труд работника, создать ему нормальные условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Как видно из определения трудового договора (контракта), одной из сторон является гражданин, заключивший договор о работе в качестве конкретного работника. По общему правилу гражданин может заключить трудовой договор (контракт) с 15-летнего возраста.

Для подготовки молодёжи к производительному труду допускается приём на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений для выполнения лёгкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учёбы время по достижении ими 14-летнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица.

Второй стороной трудового договора (контракта) выступает работодатель - предприятие, учреждение, организация независимо от формы собственности, на которой оно основано. В отдельных случаях второй стороной трудового договора (контракта) может выступать гражданин, когда принимается, например, личный водитель, домашняя работница, личный секретарь и т.д.

Под содержанием любого договора понимаются его условия, определяющие права и обязанности сторон. Содержанием трудового договора (контракта) являются взаимные права, обязанности и ответственность его сторон. Обе стороны трудового договора (контракта) имеют субъективные права и обязанности, определяемые трудовым договором (контрактом) и трудовым законодательством. В зависимости от порядка установления различают два вида условий трудового договора (контракта):

  1. производные, установленные действующим законодательством;
  2. непосредственные, устанавливаемые соглашением сторон при заключении трудового договора.

Производные условия устанавливаются действующим трудовым законодательством. К ним относятся условия: об охране труда, об установлении минимального размера заработной платы, о дисциплинарной и материальной ответственности и др. Эти условия не могут изменяться соглашением сторон (если иное не предусмотрено законом). О производных условиях стороны не договариваются, зная, что с заключением договора эти условия в силу закона обязательны для выполнения.

Непосредственные условия, которые определяются соглашением сторон, делятся в свою очередь на:

  1. необходимые;
  2. дополнительные.

Необходимые условия - это такие, при отсутствии которых трудовой договор не возникает. К ним относятся условия:

  1. о месте работы (предприятие, его структурное подразделение, их местонахождение);
  2. о трудовой функции работника, которую он будет выполнять. Трудовая функция (род работы) определяется путём установления сторонами договора профессии, специальности, квалификации, по которой будет работать конкретный работник;
  3. условия оплаты труда;
  4. срок действия и вид трудового договора (контракта).

Помимо необходимых условий, стороны при заключении трудового договора (контракта) могут устанавливать дополнительные условия. Из самого названия видно, что они могут быть, а могут и не быть. Без них трудовой договор (контракт) может быть заключён. К дополнительным относятся условия: об установлении испытательного срока при приёме на работу, о предоставлении вне очереди места в дошкольном учреждении, о предоставлении жилой площади и т.д. Эта группа условий может касаться любых иных вопросов труда, а также социально-бытового обслуживания работника. Если стороны оговорили конкретные дополнительные условия, то они автоматически становятся обязательными для их выполнения.

Порядок заключения трудового договора (контракта)

Трудовое законодательство устанавливает определённый порядок приёма и юридические гарантии права на труд при приёме. Приём на работу в нашей стране производится по принципу подбора кадров по деловым качествам. Запрещается необоснованный отказ в приёме на работу.

Трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме. Он оформляется в двух экземплярах и хранится у каждой из сторон. Приём на работу оформляется приказом (распоряжением) администрации организации. Приказ объявляется работнику под расписку. Действующее законодательство запрещает требовать при приёме на работу документы, помимо предусмотренных законодательством.

Трудовые договоры (контракты) соответственно времени, на которое они заключаются бывают:

  1. бессрочные - на неопределённый срок,
  2. срочные - на определённый срок,
  3. на время выполнения определённой работы.

Срочный трудовой договор (контракт) заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределённый срок с учётом характера предстоящей работы, при условии её выполнения, или интересов работника, а также в случаях, непосредственно предусмотренных законом.

При приёме на работу по согласию сторон может быть установлен испытательный срок с целью проверки соответствия работника порученной ему работе.

В период испытания на работника полностью распространяется трудовое законодательство. Испытание устанавливается на срок до трёх месяцев, а в отдельных случаях, по согласованию с соответствующими выборными профсоюзными органами, на срок до шести месяцев. Если работник не выдержал испытания, то он увольняется до окончания указанного срока.

Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника. Трудовые книжки ведутся на всех работников, проработавших свыше пяти дней, в том числе на сезонных и временных работников, а также на нештатных работников, при условии, если они подлежат государственному социальному страхованию. Заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия.

Оплата труда

Вопросы оплаты труда в настоящее время решаются непосредственно на предприятии. Их регулирование, как правило, осуществляется в коллективном договоре либо ином локальном нормативном акте. Установленные на предприятии тарифные ставки (оклады), формы и системы оплаты труда могут периодически пересматриваться в зависимости от достигнутых производственно-хозяйственных результатов и финансового положения предприятия, но не могут быть ниже установленного государственного минимума.

Регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы, работников, занятых в органах представительной и исполнительной власти, осуществляется централизованно на основе Единой тарифной сетки.

В трудовой договоре (контракте) целесообразно указывать размер тарифной ставки (должностного оклада) работника по профессии (должности), квалифицированному разряду и квалификационной категории, предусмотренных в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте.

Заработная плата каждого работника должна зависеть от сложности выполняемой работы, личного трудового вклада.

По соглашению сторон может быть установлен и более высокий размер оплаты труда, чем в соответствующем акте (соглашении), если это не противоречит локальным нормативным актам, действующим на предприятии.

Установление в индивидуальном порядке более высокого размера оплаты труда должно быть связано с высокой квалификацией работника, выполнением более сложных задач, программ и обеспечивать за равное количество и качество труда равную оплату.

Кроме размера тарифной ставки (должностного оклада), в трудовом договоре могут быть предусмотрены различные доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера: за профессиональное мастерство и высокую квалификацию, за классность, за учёную степень, за отклонение от нормальных условий труда и т.п.

По соглашению сторон в трудовом договоре (контракте) эти надбавки конкретизируются и, в отдельных случаях, могут быть увеличены по сравнению с общей нормой, предусмотренной на предприятии, если это не противоречит локальным нормативным актам, действующим на предприятии.

В трудовом договоре (контракте) указывается размер доплат за совмещение профессий или должностей. Конкретный размер доплат определяется по соглашению сторон исходя из сложности выполняемой работы, её объёма, занятости работника по основной и совмещаемой работе и т.п. Наряду с доплатами стороны могут договориться и об иных компенсациях за совмещение профессий (должностей), например, о дополнительном отпуске, повышенном размере вознаграждения по итогам года и т.п.

Различные виды поощрения работников, действующие в организации, также могут быть отражены в индивидуальном трудовом договоре (контракте), например, премии, вознаграждения по итогам года, выплата за выслугу лет, натуральная оплата.

Виды рабочего времени

Рабочее время - это установленный законом ли на его основе отрезок времени, в течение которого работник должен выполнять трудовые обязанности, подчиняясь при этом внутреннему трудовому распорядку.

Законодатель устанавливает три вида рабочего времени.

  1. Нормальная продолжительность рабочего времени на предприятиях, организациях, учреждениях не превышающих 40 часов в неделю.
  2. Сокращённая продолжительность рабочего времени. Законодатель устанавливает такую продолжительность, учитывая условия и характер труда, а в ряде случаев и физиологические особенности организма некоторых категорий работников. Сокращение рабочего времени не влечёт за собой уменьшения заработной платы.
  3. Неполное рабочее время.

Сокращённое рабочее время распространяется:

  1. на работников моложе 18 лет:
  • возраст от 16 до 18 лет подразумевает занятость не более 36 часов в неделю;
  • возраст от 15 до 16 лет, а также от 14 до 15 лет, учащихся (работающих в период каникул) - не более 24 часов в неделю;
  1. на работников на производстве с вредными условиями труда - не более 36 часов в неделю;
  2. сокращенная неделя устанавливается для отдельных категорий работников (учителей, врачей, женщин, а также занятых в агросекторе и т.д.).

Неполное рабочее время

По соглашению между работником и администрацией может устанавливаться (как при приёме на работу, так и впоследствии) неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. По просьбе женщины, женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, ребёнка-инвалида до 16 лет; по обращению лица, осуществляющего уход за больным членом семьи (в соответствии с имеющимся медицинским документом), администрация обязана устанавливать им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.

Оплата в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

Работа в условиях неполного рабочего времени не влечёт для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Сверхурочная работа

Устанавливая конкретную меру труда в виде нормы рабочего времени, трудовое законодательство вместе с тем допускает и некоторые исключения, когда привлечение работника к работе возможно и за пределами этой нормы.

Сверхурочная работа - это работа сверх установленной продолжительности рабочего времени. Как правило, сверхурочные работы не допускаются.

Администрация предприятия может применять сверхурочные работы только в исключительных случаях, предусмотренных законодательством. Сверхурочные работы требуют разрешения соответствующего профсоюзного органа предприятия, учреждения, организации.

Отдельных категорий работников нельзя привлекать к сверхурочным работам. Сверхурочные работы каждого работника не должны превышать четырёх часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Почти каждый человек работает для обеспечения и улучшения своей жизни. В работе используются умственные и физические способности. Сегодня, в современном мире, трудовая деятельность более обширная, чем была раньше. Как же происходит процесс и организация труда? Какие виды бывают? Почему человек отказывается от трудовой деятельности? Ответы на вопросы читайте далее…

Понятие трудовой деятельности

Работа - это умственные и физические усилия, применяющиеся для достижения определённого результата. Человек использует свои способности для последовательного труда и его заключения. Работа человека направлена на:

1. Сырьевые материалы (с ними человек работает, чтобы довести их до конечного результата).

2. Средства труда - это транспорт, хозяйственный инвентарь, инструменты и оборудование (с их помощью человек изготавливает любую продукцию).

3. Затраты живого труда, что является зарплатой всего персонала на производстве.

Трудовая деятельность человека может быть как сложной, так и простой. Например, один планирует и контролирует весь процесс работы - это умственная способность. Есть работники, которые записывают каждый час показатели на счётчике - это физическая работа. Однако не такая сложная, как первая.

Эффективность труда будет улучшена только тогда, когда человек будет иметь определённые навыки работы. Поэтому принимают людей на производство не тех, кто только закончил ВУЗ, а тех, у кого есть опыт и умение.

Для чего нужна работа человеку

Зачем мы трудимся? Для чего нужна работа человеку? Всё очень просто. Для реализации человеческих потребностей. Большинство так и думают, но не все.

Есть такие люди, для которых работа - самореализация. Часто такой труд приносит минимальный доход, но благодаря ему человек занимается любимым делом и развивается. Когда люди выполняют дело, которое им нравится, тогда работа получается более качественная. Карьера тоже относится к самореализации.

Женщина, которая находится на полном иждивении мужа, выходит на работу только для того, чтобы не деградировать. Домашний быт зачастую настолько «съедает» человека, что начинаешь терять себя. В итоге из интересной и умной личности можно превратиться в домашнюю «наседку». Окружающим такой человек становится неинтересен.

Получается, что трудовая деятельность работника - сущность личности. Поэтому вам надо оценить свои способности и выбирать ту работу, которая не только приносит доход, но и удовольствие.

Разновидности трудовой деятельности

Как уже говорилось ранее, человек для работы прилагает умственные или физические способности. Насчитано около 10 видов трудовой деятельности. Все они разнообразны.

Виды трудовой деятельности:

К физическому труду относятся:

  • ручной;
  • механический;
  • конвейерский труд (работа на конвейере по цепочке);
  • работа на производстве (автоматическом или полуавтоматическом).

К умственному труду относят виды:

  • управленческий;
  • операторский;
  • творческий;
  • учебный (сюда же относятся врачебные профессии и ученики).

Физическая работа - выполнение труда с применением мышечной активности. Они могут быть задействованы частично или полностью. Например, строитель, который несёт мешок с цементом (работают мышцы ног, рук, спины, торса и т. д.). Или оператор записывает показания в документ. Тут задействованы мышцы рук и умственная активность.

Умственная работа - приём, использование, переработка информации. В этом труде необходима внимательность, память, мышление.

На сегодняшний день только умственный или физический труд - редкость. Например, наняли строителя для ремонта в офисе. Он не только сделает ремонт, но и посчитает, сколько нужно материала, какая его стоимость, сколько стоит работа и т. д. Задействованы и умственные и физические способности. И так на каждой работе. Даже если человек трудится на конвейере. Эта работа однообразная, продукция проходит каждый день одна и та же. Если человек не будет думать, тогда он не сможет произвести правильные действия. И так можно сказать про любые виды трудовой деятельности.

Мотив трудовой деятельности

Что же побуждает человека к определённой работе? Конечно же это финансовая сторона. Чем зарплата выше, тем лучше человек старается выполнить свою работу. Он понимает, что плохо сделанное задание хуже оплачивается.

Мотивация трудовой деятельности заключается не только в денежном эквиваленте, есть ещё и нематериальные стороны. Например, многие люди будут с удовольствием работать, если создать им дружескую атмосферу в коллективе. Частая текучка кадров на работе не может создать тепло среди сотрудников.

Некоторые работники нуждаются в социальных потребностях. То есть им важно чувствовать поддержку руководителей и коллег.

Есть такой тип людей, которым необходимо внимание и похвала. Они должны чувствовать, что востребована их работа и они не зря прикладывают свои усилия к работе.

Определённые сотрудники хотят самореализовываться за счёт трудовой деятельности. Они готовы работать не покладая рук, им главное, дать толчок.

Поэтому к каждому сотруднику надо найти правильный подход, чтобы у них была мотивация трудовой деятельности. Только тогда работа будет выполнена быстро и качественно. Ведь каждого человека необходимо побуждать к работе.

Организация трудовой деятельности

На каждом производстве или предприятии установлена определённая система, по которой рассчитана трудовая деятельность человека. Это делается для того, чтобы не сбивалась работа. Организацию трудовой деятельности планируют, затем фиксируют в определённых документах (схемах, инструкциях и т. д.).

В системе планирования работы указываются:

  • рабочее место трудящихся, его освещение, оснащение и план деятельности (для труда должны быть у человека все необходимые материалы);
  • разделение трудовой деятельности;
  • методы работы (действия, которые выполняются в процессе);
  • приём труда (определяются по методу работы);
  • время работы (сколько должен сотрудник находится на рабочем месте);
  • условия трудовой деятельности (какая нагрузка у исполнителя работы);
  • процесс труда;
  • качество работы;
  • дисциплина работы.

Чтобы была высокая производительность на предприятии, необходимо придерживаться распланированной организации работы.

Процесс труда и его виды

Каждая работа происходит с помощью человека. Это и есть процесс трудовой деятельности. Он делится на виды:

  • по характеру предмета труда (работа служащих - предметом работы является технология или экономика, трудовая деятельность обычных рабочих связана с материалами или любыми деталями).
  • по функциям сотрудников (рабочие помогают выпускать продукцию или обслуживать оборудование, руководители следят за правильной работой);
  • по участию рабочих в уровне механизации.

По последнему параметру можно выделить:

  1. Процесс ручной работы (в трудовой деятельности не применяются машины, станки или инструменты).
  2. Процесс в машинно-ручной работы (трудовая деятельность выполняется с помощью станка).
  3. Машинный процесс (трудовая деятельность происходит с помощью машины, при этом рабочий не прикладывает физической силы, но следит за правильным ходом работы).

Условия труда

Люди работают в разных сферах. Условия трудовой деятельности - ряд факторов, которые окружают рабочее место человека. Они влияют на его труд и здоровье. Их делят на 4 вида:

  1. Оптимальные условия трудовой деятельности (1-й класс) - здоровье человека хуже не становится. Руководители помогают сотруднику поддерживать высокий уровень труда.
  2. Допустимые условия трудовой деятельности (2-й класс) - работа сотрудника даётся в норме, но здоровье периодически ухудшается. Правда, к следующей смене уже нормализовывается. По документам не превышается вредность.
  3. Вредные условия работы (3-й класс) - превышается вредность, и у сотрудника портится здоровье всё больше. Гигиенические нормативы превышены.
  4. Опасные условия работы - при таком труде человек рискует заболеть очень опасными заболеваниями.

Для оптимального условия сотрудник должен дышать чистым воздухом, влажность помещения, постоянное движение воздуха, температура в помещении должны быть в норме, освещение желательно создать естественное. Если не будут соблюдены все нормы, тогда человек постепенно получает вред для своего организма, что и скажется со временем на его здоровье.

Качество работы

Эта категория самая важная для трудовой деятельности. Ведь правильная работа влияет на объём и качество продукции. От рабочей силы требуются профессиональные навыки, квалификация и опыт. Эти качества дают понять, на какой труд способен человек. Очень часто на предприятиях людей не увольняют, а сначала обучают, со временем повышая его квалификацию.

В первую очередь человек сам должен осознавать ответственность в работе и качественно к ней подходить. Если показывать свою грамотность и профессиональность, тогда руководство примет решение о повышении квалификации и повышении в должности. Таким образом и улучшается качество работы.

Заключение

Можно сделать вывод, что работать человеку необходимо по нескольким причинам. Трудовую деятельность желательно выбирать по своим способностям и симпатии. Только тогда работа будет выполнена достойно и качественно. Обязательно необходимо обращать внимание на условия труда. Всегда помните о том, от чего зависит ваше здоровье. В процессе работы будьте очень внимательны, так как не исключены производственные травмы, которые влекут за собой не только проблемы для сотрудника, но и для руководства. Для успешной, высокой производительности придерживайтесь всех норм и правил, по которым работает предприятие. Всегда все проблемы оставляйте дома, а на работу ходите с улыбкой, как на праздник. Если день начнётся с хорошего настроения, тогда и закончится также.