Майкл Холл, Боб Боденхамер - НЛП-мастер: полный сертификационный курс. Высшая магия НЛП
Mastering Systemic NLP
Michael Hall Bob Bodenhamer
The User"s Manual
Crown House Publishing
НЛП-МАСТЕР: полный сертификационный курс
Майкл Холл Боб Боденхамер
2-е международное издание
Санкт- Петербург «прайм- ЕВРОЗНАК»
«ОЛМА-ПРЕСС»
ББК 88.53 УДК 159.9.019+159.98 Х36
Права на перевод получены издательством «прайм- ЕВРОЗНАК» соглашением с Crown House Publishing Ltd (Великобритания) при участии Агентства Александра Корженевского (Россия) Все права ащищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав
Холл М., Боденхамер Б.
Х36 НЛП-мастер: полный сертификационный курс. Высшая магия НЛП. - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК»,. 2004. - 320 с. (Проект «Главный учебник».)
ISBN5-93878-141-8
Это пособие является содержательным продолжением и логическим завершением книги М. Холла и Б. Боденхамера «НЛП-практик: полный сертификационный курс». Грамотно структурированное и профессионально органи.юванное, отличающееся богатством упражнений и методов, насыщенное полезной информацией, способствующей надежному усвоению материала - данное руководство предоставляет читателю превосходную возможность получить все лучшее из НЛП для повышения своей профессиональной квалификации от уровня Практика к уровню Мастера НЛП в управлении своими способностями и совершенном владении моделью мастерства.
Холл Майкл, Боденхамер Боб
НЛП-МАСТЕР: ПОЛНЫЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ КУРС.
ВЫСШАЯ МАГИЯ НЛП
Перевод с английского: И. Миронов Редактор: Н. Мшаловская Научный редактор: С. Комаров Компьютерная верстка: Е. Маликова
Подписано в печать 12.03.2004. Формат 84 х 108 "/ 16 . Печать офсетная. Уел. печ. л. 33,6.
Тираж 3 000 экз. Заказ 1614.
«прайм-ЕВРОЗНАК». 195009, Санкт-Петербург, ул. Комсомола, 41. Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2-953000, книги, брошюры. Заказ на печать размещен через издательство «ОЛМА-ПРЕСС Инвест».
129075, Москва, Звездный бульвар, д. 23а, строение 10.
Отпечатано с готовых диапозитивов в полиграфической фирме «Красный пролетарий». 127473, Москва, ул. Краснопролетарская, д. 16.
© Crown I louse Publishing Ltd., 2003
© Bob G. Boclenliainer, L. Micfiael Hall, 2003
© Перевод на русский язык: Миронов H.
© Серия, оформление: прайм-ЕВРОЗНАК. 2004
© прлПм-ЕВРОЗНАК, 2004
ISBN 5-93878-141-8 ISBN 1899836888 (англ.)
The User"s Manual 1
Системное мышление 7
Глава 2 13
Кинотеатр сознания 13
Часть 1 13
Часть 2 24
Часть 1 33
Часть 2 43
Метамодал ьности 113
Метарепрезентативная система 161
«Идеальное руководство для самостоятельного достижения уровня Мастера НЛП!»
Джудит Пирсон, доктор психологии, Anchorpoint Magazine
«Данное пособие достигает того, чего не удавалось до сих пор ни одной книге: оно дает систематическое, последовательное раскрытие того, что такое НЛП. Идеальное руководство как для проведения профессионального тренинга, так и для знакомства с тем, как “работает” магия НЛП!»
Аннет Арбель, Master Practitioner, NLP of Gastonia
ВВЕДЕНИЕ
Что означает стать мастером
Становясь практиками НЛП (нейро-лингвисти- ческого программирования), мы отправляемся в путешествие - путешествие, во время которого научимся «управлять своим собственным мозгом». На этом пути вы откроете для себя структуру опыта и усовершенствуете навыки использования различных состояний своего сознания-тела. В самом начале нашего странствия вы познакомитесь с базовой моделью НЛП, а затем получите множество возможностей попрактиковаться в использовании модели, что позволит вам приобрести опыт и мастерство.
Мы описали все это в первом томе данного руководства. 1 В нем мы подготовили вас к путешествию, познакомив с моделью и содержанием НЛП. Затем мы приступили к изучению компонентов НЛП, процесса моделирования структуры субъективного опыта, исходной лингвистической модели (метамодель языка), исходной нейрофизиологической модели (состояния и стратегии), а затем базовой репрезентационной модели (сенсорные модальности и «суб-модальности»), известной также как модель коммуникации. Помимо всего этого мы включили в первый том десятки паттернов трансформации. Являясь практическим курсом, руководство знакомит вас с языком гипноза (Милтон-модель), использованием «суб-модальностей» и играми с ними, а также с сутью мет асостояпий, объясняющих столь высокую эффективность метауровней НЛП.
В первом томе руководства мы заложили фундамент для этой работы. Теперь мы представляем вам новые аспекты модели НЛП, их знание необходимо для полного понимания и совершенного владения моделью. Каковы же эти дополнительные аспекты? Что нового предлагает вам данная книга?
Метапрограммы.
«Суб-модальности» как средства фрейминга на метауровне.
Различения высшего уровня в метамодели.
Линии разума как речевые паттерны рефрей- минга (ранее известные как паттерны «фокусов языка»),
Лингвистические различения высшего уровня (пресуппозиции).
Транс как метауровневый феномен.
Паттерны временных линий высшего уровня.
Системное мышление в НЛП.
Системную модель метасфер.
Практические приложения НЛП.
Но самая главная цель, которой мы стремимся достичь в этом втором томе руководства, описывающем уровень мастера, - это заложить в ваше сознание нечто еще более важное, а именно саму установку, позволяющую человеку эффективно использовать модель.
Каждый, кто уже имеет опыт работы с НЛП, не сомневается в том, что, когда речь идет о человеческом факторе, этот подход поистине способен творить чудеса. НЛП предлагает множество моделей и паттернов, способных вызывать чудесные преображения разума и души человека. Но если мы хотим достичь в использовании этой преображающей силы уровня настоящей магии, мы сами должны подняться до высших пределов своего мышления и сознания. И на то есть веские причины: НЛП не для робких.
Чтобы достичь мастерства в использовании модели системы сознания-тела, вам потребуется немалая доля мужества, целеустремленности и страсти. Эти паттерны никогда не откроют вам своих истинных возможностей, если вы будете подходить к их использованию с сомнением, опасением или отсутствием энтузиазма. Сила любого волшебника за
ключена не только в инструментах, находящихся в его распоряжении, но также и в любви, отваге и страсти, которые движут им при использовании этих инструментов. И здесь на помощь передовым достижениям науки и техники приходит искусство мага.
Дух НЛП заключает в себе страстное и преданное служение на благо себе и другим, веру в возможности используемых средств и их дальнейшее развитие, ответственность, заставляющую стремиться стать безупречным мастером своего дела, пытливую любознательность, призывающую: «Ищи и пробуй», радость игры и уважение. И это только начало. Дух НЛП позволит вам почувствовать себя бесконечно богатым, что даст вам возможность действовать, заботясь не только о собственной выгоде, но и об интересах других людей. При этом дух НЛП побуждает не страшиться ошибок, а, напротив, делать ошибки и ценить их, поскольку они являются необходимой обратной связью. Человек, проникнувшийся этим духом исследования и эксперимента, не пасует перед неопределенностью, а сложности и проблемы его лишь вдохновляют.
А нас вдохновляет возможность познакомить вас с нашей работой. Значительная часть материала этой книги уже содержится в других изданиях (включая и наши собственные). Однако лишь в не многих из них, если таковые вообще найдутся, затрагивается тема установки или духа НЛП в том смысле, в которым мы говорим об этом в данной работе. Именно этот дух отличает тех, кто готов использовать НЛП в полную силу и с уважением и при этом получать удовольствие от своих действий, и тех, кому недостает такого мастерства и присутствия воли. Этот дух отличает тех, кто прославляет своими деяниями имя НЛП, от тех, кто использует это имя не по назначению. Однако сам этот факт нисколько не умаляет ценности модели. Скорее он призывает нас удостовериться в том, что мы используем этот инструмент в соответствии с его духом.
Для достижения своей цели мы разбили предлагаемый материал, учебные примеры, практические демонстрации, паттерны и трансы но уровням сложности, чтобы их последовательное прохождение способствовало вашему развитию.
Страсть, сдерживаемая уважением и почтением к другим людям.
Энтузиазм, сдерживаемый осознанием других контекстов и ценностей в вашей жизни.
Осознанное и неосознанное обучение
Будучи тренерами, мы стремимся заложить в вас знания и навыки не только на сознательном, но и на подсознательном уровне. Мы пытаемся сделать и то и другое. Мы убеждены, что человек, практикующий НЛП, должен обладать знанием и пониманием модели, а также мышлением, порождаемым этим знанием и пониманием, и достичь максимума эффективности в работе с моделью, и тогда он будет абсолютно уверен, что может реализовать соответствующие навыки. Знание и опыт будут идти рука об руку, составляя в совокупности мощный рабочий инструментарий.
Некоторые тренинги по НЛП нацелены исключительно на то, чтобы встроить эти знания и навыки непосредственно в подсознание. Мы сомневаемся в том, что это возможно. Можно ли встроить даже такой простой навык, как навык езды на велосипеде, непосредственно - без осознанной практики и понимания? А умение набирать текст вслепую? Даже умение говорить на родном языке - казалось бы, один из наиболее неосознаваемых навыков - требует многих и многих часов практики. Понаблюдайте за ребенком, который часами проводит время за игрой и получает бесконечное удовольствие, показывая пальцем на вещи и называя их, и пытаясь воспроизвести новые для себя звуки. Вот это и называется практикой. И даже если вам удастся встроить некоторые сложные технические приемы в поведение человека гак, что он не получит при этом над ними сознательного контроля, го кто будет «управлять автобусом»? Управляет ли такой человек своим собственным мозгом? Суть НЛП состоит в том, что вы упранляете вашим собственным мозгом, не передавая бразды правления другим людям (включая даже тренера по НЛП), и в полном осознании того, как вы это делаете.
Этот факт подчеркивает важность когнитивного понимания модели и выработки четко сформулированных представлений, позволяющих объяснить, почему вы выбираете именно данный паттерн, а не другой, и чего вы хотите достичь за счет его использования. Одну лишь способность использовать технические навыки, без знания, направляющего этот процесс, еще нельзя назвать мастерством. В результате такой подготовки человек окажется практически беспомощным, стоит только окружающим условиям и внешним сигналам измениться. Автомйти- ческое неосознанное обучение действительно эффективно но отношению к моторным навыкам и таким областям деятельности, где условия среды и ситуативные контексты относительно постоянны.
Но когда мы имеем дело с непрерывно меняющимся окружением, нам необходима гибкость, позволяющая не реагировать на происходящие события бездумно и автоматически. Нам нужна осмысленная гибкость, являющаяся результатом осознанного понимания, позволяющая нам делать новый выбор и побуждающая нас к этому.
Эффективное встраивание навыков мастерства предполагает сбалансированное сочетание осознанной и неосознанной отработки этих навыков. Мы построили наши тренинги и эту книгу таким образом, чтобы обеспечить вас как информацией, так и программами, необходимыми для задействования и сознательной и подсознательной части вашего разума. Мы уверены, что вы сможете лучше усвоить предлагаемый материал и сохранить его в форме, готовой к практическому применению, если не только получите опыт работы с паттернами, по и понимание всех «почему» и «зачем», связанных с их использованием.
С целью облегчить для вас как осознанное, так и неосознанное усвоение материала мы будем па протяжении всей книги регулярно задавать вам следующие вопросы.
Какова цель данной техники?
В какой сфере мы можем ее использовать?
Каковы механизмы ее работы?
Как связана она с другими паттернами и моделями?
Расширение практического опыта
После того как вы изучите базовую коммуникационную модель НЛП в главе 2 (рис. 2.2), перед нами откроются более широкие горизонты возможностей практической подготовки в НЛП. Предлагая вам этот путь, мы взят и в руки большую кисть, чтобы широкими мазками нарисовать перед вами масштабную картину этой работы. Чтобы достичь этой цели, мы намерены, прежде всего, детально ознакомить вас с моделью метасостоянин, а также продемонстрировать, как эта модель связана с метамоде- лыо языка и моделью метапрограмм В0сприя1ия. Мы покажем вам, какую роль метауровни сознания, порождающие наши концептуальные фреймы большинства объектов и явлений, играют в целостной матрице человеческого разума. Эти фреймы включают такие понятийные категории, как время и пространство, а также фрейминг кинематографических характеристик наших внутренних фильмов («суб- модальноей») и многое другое.
Разумеется, все предлагаемые нами модели представляют собой метафоры. Мы сменим эти метафоры на транс и поднимемся выше, к самым вершинам
нашего сознания, и затем посмотрим, что произойдет. Мы заменим метафору «ловкости рук» (или «фокусов языка») на метафору магических линий, заколдовывающих наш разум (линии разума). Мы задействуем метафорические концепты «зоны чистой потенциальности» и «пустоты» в качестве метафор ряда высших концептуальных фреймов, так что вы сможете отправиться на ковре-самолете в путешествие по неизведанным и чудесным территориям сознания. И помня о том, что «карта - не территория», вы будете наслаждаться осознанием того, что все без исключения формы языка функционируют на метафорическом уровне. Ни одна из этих форм не является реальной. Да они и не должны быть таковыми. Язык должен лишь эффективно способствовать достижению результатов, улучшающих нашу жизнь. Наши слова не обязательно должны указывать на некие внешние, реально существующие объекты. Они лишь обязаны обеспечивать нас « более полезными и дающими больше возможностей картами для ориентации в мире, так чтобы мы могли пуститься в путешествие по новым местам, в поисках новых открытий, свершений и приключений.
Достижение мастерства
Мы хотим, чтобы вы с самого начала четко уяснили для себя, что мастер в любой области - это вовсе не тот, кто «знает все». Никто ие знает всего. Мастер является мастером именно благодаря своему осознанию того, что он не знает всего, и становится первопроходцем тех областей, которые ему неизвестны. Неизведанное манит таких людей и толкает их па поиски. Они становятся мастерами, потому что постоянно учатся, исследуют, экспериментируют и совершенствуются, набрасывая контуры новых карт и паттернов и глядя на них глазами ученика. Стать истинным мастером - значит стать вечным учеником. Вот почему настоящие мастера всегда отличаются скромностью. Надменные всезнайки никогда не достигнут такою совершенства: они тратят все свои силы на создание, поддержание и защиту своего имиджа всезнаек.
Сегодня НЛП стоит лишь у подножия тех вершин, которых можно достичь на пути мастерства, выявляя и детализируя структуру субъективности и формируя новые паттерны, позволяющие людям полностью использовать свой потенциал. Сегодня НЛП даже еще не пришло к окончательной формулировке самой модели, к «единой теории ноля» в сфере человеческой психологии и деятельности. Две попытки в этом направлении уже были предприняты, и мы предлагаем вам результаты третьей попытки создания единой теории, объединяющей
четыре метасферы НЛП. Но и это является лишь началом, а вовсе не последним словом.
Мы избрали в качестве своей привилегии право свести в одном томе весь тот материал, который мы изложили в других работах, посвященных многочисленным аспектам «Курса мастера НЛП». Вы можете найти описание других аспектов этого курса в следующих кншах
«Дух НЛП» { The Spirit of NLP , 1996, 2000): курс мастера НЛП, предложенный Ричардом Бэндле- ром в конце 1980-х годов.
«Линии разума» (Mind Lines , 1997, 2001): паттерны фокусов языка, переформулированные с использованием логических метауровней.
«Формирование линий времени» (Time - Lining , 1997): паттерны линий времени высшего уровня.
«Секреты индивидуального мастерства» (Secrets of Personal Mastery , 2000): введение к трехдневному тренингу Метасостояний - раскрытие гения в самом себе.
«Гипнотизирующий язык» (Hypnotic Language , 2001): гипнотический язык с использованием гештальт-психологии и психологии развития.
«Что значит разбираться в людях» (Figuring Out People , 1997): перечисление и подробный анализ 51 Метанрограммы.
Чтобы достаточно быстро и с лёгкостью стать Мастером, полезно сначала узнать, что такое «Мастерство». Из чего оно состоит? Что общего у всех профессионалов в любой области? Как каждый из нас может научиться входить в состояние Мастерства? Отвечая на подобные вопросы, НЛП, как всегда, изящно и структурно описывает успешный субъективный опыт! И главное - мастера НЛП умеют моделировать уникальные стратегии (успешных) людей, добивающихся значительных результатов! А значит, они сами могут уверенно и быстро освоить любой навык и так же эффективно передать его другим!НЛП-Мастер: полный сертификационный курс раздел Высокие технологии, Майкл Холл, Боб....
Введение..
Что означает стать мастером..
Осознанное и неосознанное обучение.
Расширение практического опыта.
Достижение мастерства..
Комментарии к данному руководству и стилю изложения..
ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В МАСТЕРСТВО. ПРИНЯТИЕ УСТАНОВКИ И ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ НЛП..
Глава 1. Системное мышление в НЛП.
НЛП как системная модель нашей нейро-лингвистики 4
Системное мышление.
Системная Модель-Ill..
Овладение системным НЛП.."..
Глава 2. Кинотеатр сознания. Как стать редактором, режиссером и постановщиком качественной
кинематографической продукции
Составляющие субъективности..
Информационные процессы в нашей нейро-лингвистической
От фильмов к смыслу..
Базовая коммуникативная модель НЛП.
Фреймы наших фильмов.
Кинематография НЛП/НС
Режиссура фильмов сознания.
Упражнения в кинематографии..
Часть 2 Свет, звук, мотор! «Коммуникация» как фактор, вызывающий
к жизни наши фильмы.
«Успех» как картирование полезных фильмов.
Кинематография как нейро-семантическая система..
Так почему же люди смотрят такие фильмы?.
Благие намерения, стоящие за жуткими фильмами.
Метасферы наших фильмов
Глава 3. Путь к мастерству
Установка, творящая чудеса
Установка волшебника.
Пресуппозиционные установки..
Построение гештальт-метафрейма..
Часть 2 Встраивание в сознание пресуппозиций как обогащающих
нас метасостоянии.
Тестирование и оценка духа мастерства
ЧАСТЫII. ОВЛАДЕНИЕ МЕТАСФЕРАМИ НЛП
Глава 4. Управление состояниями, вызываемыми нашими фильмами
Пути к состояниям.
Отработка навыков менеджмента состояний..".
Базовый курс менеджмента состояний.
Кинематография и эмоции.
Использование магии ментальных фильмов
Вперед, в мир нейросемантики!
Магия трансформации фильмов
Глава 5. Управление метасостояниями..
Введение в метасферы
Метасостояния и кинотеатр нашего сознания.
Повышение качества менеджмента состояний с помощью
метасостоянии..
Характеристики метасостоянии..
Первичные состояния и метасостояния.
Эффективное различение первичных состояний
и метасостоянии
Обучение, ускоренное метасостояниями..
Переживание метасостоянии..
Якорение метасостоянии
Психо-логика метасостоянии..
Кинематографический клей
Трансформация фильмов «о неудачах»..
Рефлексивность метасостоянии.
Уровни смыслов наших фильмов
Базовый паттерн вхождения в метасостояние.
Развитие навыков с помощью метасостоянии.
Искусство выявления метауровней.
Глава 6. Мастерство метасостоянии..
Признание роли метасвязей
От метасостоянии к гештальт-состояниям
Модулирование и интегрирование метасостоянии
Многопорядковость: язык уровней наших метасостоянии..
Воссоздание культурных реалий в метасостояниях
Технология проектирования метасостоянии
Работа с негативными эмоциями с помощью метасостоянии
Уничтожение и/или приручение дракона.
Повышение самооценки и самоуважения с помощью метасостоянии
Паттерн «от-сознания-к-мускулам»
Работа с «намерениями»
в метасостояниях.1
Глава 7. «Суб-модальности» как редакторские метауровни. Четвертая метасфера
Термин «суб-модальности»
Структура и уровень «суб-модальностей»
Когда «суб» на самом деле «мета».
Назад к истокам наших репрезентативных систем
Кинематографические характеристики наших ментальных фильмов
Тестирование старого НЛП-паттерна изменения убеждений
Использование фрейма подтверждения для новых убеждений
Структурный фрейминг с использованием информационных
различий..
Символическая природа «суб-модальностей».
Глава 8. Метамодальности. Использование фрейма кинематографических характеристик4
Секреты «суб-модальностей»..
Как фреймы управляют кинематографическими характеристиками
наших фильмов7
Когда паттерн «суб-модальностей» не работает
Глава 9. Овладение программами восприятия. Метасфера Метапрограмм
Общий обзор метапрограмм
Сортировка выборов, составляющих континуум.
Контекстуальные фреймы сознания5
Изменение метапрограмм
Профилирование с помощью метапрограмм
Метауровневый анализ метапрограмм
Учимся распознавать паттерны восприятия
Достижение мастерства в использовании метапрограмм
Высокое искусство изменения метапрограмм.
Изменение метапрограмм во «времени» и с помощью «времени»
Воздействие метапрограмм на «суб-модальности»
Шаблон метапрограмм.
Глава 10. Списки программ для профессионалов. Детализация сферы Метапрограмм
Перечень метапрограмм..
Метапрограммы ментальных процессов переработки информации
Метапрограммы эмоциональной сортировки1
Волевые метапрограммы
Концептуальные метапрограммы и метапрограммы высших
Метапрограммы внешнего реагирования.
Концептуальные метапрограммы
Личностные метапрограммы: различные измерения ощущения
Глава 11. Метарепрезентативная система. Лингвистическая сфера Метамодели
Возвращение к структуре магии.
Овладение первой метасферой..
Суть Метамодели
Вопросы, задаваемые с целью редактирования.
Форматирование и структурирование Метамодели
«Логические уровни» Метамодели.
Глава 12. Метамагия и расширенная Метамодель. Новые лингвистические паттерны Метамодели
Ценность Метамодели
Расширение Метамодели.
Что описывают новые паттерны..
Овладение мастерством Метамодели
Овладение пресуппозициями Метамодели
ЧАСТЫIII. СИСТЕМНОЕ НЛП
Глава 13. Системное НЛП. Системное мышление
о кинематографии нашего сознания
Системное мышление и оценка в метасостояниях.
Вхождение в метасостояния как системное мышление
Принципы системного мышления.
Предпосылки матрицы сознания.
Работа с фреймами в метасостояниях с целью создания
самоорганизующейся системы.
Эффекты метасостояний.
Глава 14. Теория метасостояний как единая
теория поля.
Метасостояния как метафреймы.
Системное мышление, формирующее единое поле НЛП
Системное мышление в единой теории поля..
Глава 15. Единые теории поля НЛП. Дилтс, Бэндлер, Холл, Боденхамер..
Первая системная модель НЛП: Сеть Нейро-Логических уровней
«Технология проектирования человека» (DHE) Бэндлера как вторая
попытка создать единую теорию поля
Модель Метасфер: третья попытка создания системного НЛП
Перенос структуры в процессе индивидуального развития
Модель интерфейсного взаимодействия метасфер
От первичных состояний к многослойным метасостояниям
Ключевые свойства метасфер..
ЧАСТЬ IV. МОДЕЛИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМНОГО НЛП.
Глава 16. Обогащенная модель стратегий НЛП
Стратегия опыта.3
В начале была модель ЮТЕ.
Модель Стратегий.3
Разработка модели Стратегий.
Обогащенная модель ЮТЕ
Овладение мастерством НЛП, понимание ЮТЕ.
Пример распаковки стратегии..
Паттерн выявления стратегии..
Использование анализа стратегий для переноса сознания
Овладение мастерством модели стратегий
Использование модели SCORE для моделирования
Стратегии моделирования
Глава 17. Моделирование с использованием метауровней. Модели стратегий в НЛП
Поднимаясь над ограничениями модели Стратегий
Использование метауровней в стратегиях.
Моделирование высших уровней сознания и смысла
Системное мышление в моделировании
Системное размышление о «логических уровнях».
Ремоделирование «Нейро-Логических уровней»
Метауровень фонового знания
Распаковка стратегии высокопрофессионального пилота.
Вхождение в нужное состояние при моделировании
Организация данных для построения модели.
ЧАСТЬ V. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО.
Глава 18. Мастерство транса
Так что же такое гипноз?.
Действуем ли мы «неосознанно»?.
Какова природа гипнотических состояний?
Как эмоционально переживается транс или гипноз?.
Каков язык гипноза?
Каковы невербальные гипнотические процессы?
Что такое метафорическое направление транса?
Армирование трансовых состояний путем входа
вметасостояния
Новые гипнотические языковые паттерны
Трансовое состояние «времени».
Трансовые состояния ускоренного и замедленного времени
Принятие новых решений «во времени» с помощью
метасостояний
Опыт спирального вращения ресурсов
Моментальное развитие терпения"
Глава 19. Линии разума. Разговорный рефрейминг.
Вы когда-нибудь слышали, чтобы линии меняли сознание?
Линии, фреймирующие разум.
Магический ку
Линии разума: линии, фреймирующие смыслы.
Линии разума: линии, рефреймирующие смыслы,
удерживаемые в сознании
Как работают линии разума?
Как заставить линии работать в сознании для трансформации.
Использование линий разума для укрепления эффективных
убеждений..
Глава 20. Использование линий разума
в повседневной жизни.8
Двадцать шесть способов рефрейминга «неудачи».
Линии способны изменять сознание
Эффективные состояния для работы с линиями разума
Поддерживающие убеждения для эффективных «магических»
состояний.
Краткий обзор линий разума
Подсказки для запоминания линий разума
Глава 21. Пресуппозиционное использование
языка. Часть I.
Использование пресуппозиционных терминов для задания фреймов, направляющих сознание и создающих гипнотические эффекты..
Модель НЛП о репрезентации реальности
Модальные операторы и метасостояния
Пресуппозиции0
Глава 22. Пресуппозиционное использование языка. Часть II
Глава 23. Практическое НЛП. Приложения НЛП в сферах психотерапии, бизнеса, межличностных отношений, здравоохранения и личностного роста
Нейро-лингвистические технологии
Разнообразие техник
НЛП и психотерапия
Паттерн реимпринтинга
Паттерн изменения личностной истории
Паттерн уничтожения решений..
Паттерн работы с негативными эмоциями в метасостояниях
НЛП и бизнес.
Фрейм «как если бы»
Трансформация «ошибок» в «обучение»
Паттерн принятия решений..
НЛП и образование
Глава 24. Мастерство НЛП
Задавание фреймов мастерства..
Путь к мастерству
Литература..
ВВЕДЕНИЕ
Часть 1
ВВЕДЕНИЕ В МАСТЕРСТВО ПРИНЯТИЕ УСТАНОВКИ И ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ НЛП
Чтобы овладеть НЛП и научиться эффективно его использовать, мы должны сделать модель НЛП предметом своего системного мышления. Это необходимо, поскольку НЛП само по себе является системной моделью. НЛП не только описывает системы (такие, как система сознания-тела человека, система сознания-языка, сенсорная и метарепрезентатив-ная системы или система человеческой культуры), и не только базируется на моделировании ряда систем (таких, как семейные системы по Вирджинии Сатир и не-аристотелевская система Альфреда Ко-жибски), но и само функционирует системным образом и имеет систематическую структуру.
В этом состоит одна из причин того, почему столько людей нашли книги по НЛП трудными для понимания. Создатели НЛП, для которых системное мышление стало неотъемлемой частью жизни, не пожелали (а возможно, в то время и не могли) отказаться от нелинейной подачи предлагаемого ими материала. Этот материал не укладывался в строго линейную форму изложения. Чтобы по достоинству оценить ранние работы по НЛП («Из лягушек в принцы», «Рефрейминг», «Транс-формации»), читатель должен начать мыслить более системно. И если это верно по отношению к НЛП в целом, то тем более это касается уровня практикующего мастера НЛП, к которому мы подойдем, когда начнем работать с четырьмя метасферами НЛП и использовать Метамодель, метамодальности («суб-модальности»), Метапрограммы и Метасо-стояния с целью описания и моделирования субъективных переживаний и взаимодействия с ними.
Резюме
Ключом к овладению мастерством НЛП является переход от линейного мышления к нелинейному, системному мышлению. Научившись осуществлять этот переход, мы сможем по-настоящему понять природу нейро-лингвистических состояний и механизмы, управляющие ими. Для большинства людей переход к системному мышлению не происходит внезапно или в кратчайшие сроки. Он является результатом использования НЛП по отношению к самому себе и предполагает способность к не-арис-тотелевскому мышлению.
Практика метадетализации на пути к достижению мастерства
1. Метадетализация данного руководства.
Используйте следующую технику интенсивного обучения: быстро просмотрите главы этого руководства, так чтобы вы смогли составить о нем общее представление.
Присутствие какого метаподхода вам удалось ощутить?
В чем суть этого подхода?
2. Ментальное картирование деталей общего представления.
Создайте собственную ментальную карту, какую хотите, чтобы нанести на нее свое ощущение того направления, в котором ориентировано это руководство. Помните, ваше предположение не обязано быть точным. По мере чтения и изучения материала книги, выполнения упражнений и игры со своим сознанием вы сможете использовать каждый такой опыт в качестве обратной связи, направленной на усовершенствование вашего процесса метамодели-рования.
3. Сравнение результатов своих находок с результатами ваших единомышленников.
Глава 2
Часть 1
Прежде всего, мы перечислим все элементы, составляющие модель, и дадим им новую формулировку, используя метафору кинотеатра сознания. Затем мы займемся кинематографическими играми с целью овладения этой динамической нейро-лингвистической моделью.
Часть 2
Свет, звук, мотор!
Резюме
Мы представили модель НЛП как модель, описывающую сенсорные «языки» сознания, с помощью которых создаются ментальные фильмы, что помогает нам упростить жаргон НЛП и предложить более дружественную пользователю метафору. Это позволяет нам рассмотреть процесс переработки информации, процесс, определяющий наше мышление, эмоции, чувства, психосоматические отношения и навыки в терминах кинематографических характеристик.
Являясь когнитивно-поведенческой моделью, НЛП представляет собой систематическую модель приема и переработки информации. Когда мы «ощущаем» то, что видим, слышим и внутренне чувствуем, как будто мы смотрим некий внутренний ментальный фильм, этот фильм посылает сигналы всей нашей нервной системе. Именно благодаря этому факту наши фильмы являются нейро-лингвистическими.
Однако фильмы нашего сознания испытывают воздействие и со стороны фреймов более высоких уровней. Эти фреймы определяют редакторские настройки, которые мы называем «суб-модально-стями», паттерны сортировки, которые мы называем метапрограммами, фреймы установок и настроения наших фильмов, которые мы называем мета-состояниями, а также абстрактные и гипнотические языковые паттерны, которые мы называем обратными паттернами метамодели.
Теперь настал черед свести все четыре метасферы НЛП в единую комплексную модель.
Глава 3
Часть 1
Глава 3 Путь к мастерству
Мы должны выработать в себе установки, присущие нейро-лингвистическим волшебникам. Это значит усвоить и адаптировать для своих нужд установки, позволяющие нам становиться режиссерами и продюсерами своих ментальных фильмов, подобно тому, как это делали Сатир, Перлз, Эриксон, а также Бэндлер и Гриндер.
ОВЛАДЕНИЕ МЕТАСФЕРАМИ НЛП
Часть 3
Глава 4
Резюме
Мы живем нейро-лингвистической жизнью в том смысле, что как мы думаем, так мы и чувствуем. Сознание, тело и эмоции взаимосвязаны таким образом, что мы можем использовать либо «сознание», либо «тело» как путь к пониманию и вызову наших состояний.
Наши эмоции и эмоциональные состояния не представляют собой неразрешимой тайны. Они функционируют согласно определенной «психо-ло-гике», обладающей формой и структурой.
Как мы создаем внутренние фильмы наших мыслей, воспоминаний и воображения и как мы фреймируем наши фильмы, что заставляет нас видеть и переживать их в определенном ключе, так мы и входим в состояния.
Искусство менеджмента состояний начинается с понимания наших состояний и развития навыков, необходимых для выполнения функций редактора, режиссера и продюсера той кинематографической продукции, которую мы проигрываем в кинотеатре своего сознания. Это развивает наш эмоциональный интеллект.
Овладеть мастерством НЛП - значит взять под свой контроль процессы репрезентации и референции. Это значит научиться создавать кинематографические характеристики на высокопрофессиональном уровне. И тогда наши внешние проявления - поведение, поступки, жесты, речь и эмоции - станут отражением прекрасных фильмов, показанных в нашем сознании.
Управление метасостояниями
Глава 5
Представляя модель Метасостояний, мы обозначили ее как третью метасферу НЛП. Как и тысячи людей до вас, вы найдете, что эта модель существенно облегчает овладение НЛП. Однако этим ее роль не ограничивается. Как вы сможете убедиться, понимание модели метасостояний поможет вам сформировать объединяющую структуру для других моделей НЛП - Метамодели, Метапрограмм, «субмодальностей» и транса.
Прежде всего, модель Метасостояний позволяет провести различие между разнообразными типами состояний: первичными состояниями, метасосто-яниями и гештальт-состояниями. Вы сможете также настроить слух на обнаружение лингвистических маркеров высших состояний, благодаря чему сможете перемещаться вверх и вниз по метауров-ням («логическим» уровням), ловко и изящно занимать метапозиции, а также использовать различные техники НЛП, руководствуясь метауровне-выми принципами. В личном плане овладение метасостояниями позволит вам подниматься на все более высокие уровни, пока вы не займете в отношении ваших высших намерений интенциональную позицию, так что они станут ориентировать и направлять вас в повседневной жизни. Помимо и сверх этого метасостояния позволят вам связать между собой все метауровневые феномены, которые до появления этой модели представляли собой лишь неорганизованный набор компонентов и сфер НЛП, - убеждения, ценности, решения, концепции и идентификации.
Часть 1
Введение в метасферы
НЛП включает четыре метасферы. История НЛП берет свое начало с первой метасферы - Метамодели. Ричарду Бэндлеру и Джону Гриндеру (Bandler & Grinder, 1973, 1975) удалось идентифицировать и свести воедино лингвистические (или, точнее, нейро-лингвистические) паттерны Метамодели. Основоположники НЛП достигли этой цели, использовав лингвистическую модель, разработанную Ноамом Хомским (Chomsky, 1965), - модель трансформационной грамматики. С помощью этой модели им удалось ввести в широкое использование речевые паттерны, обнаруженные ими в терапевтической работе Фрица Перлза и Вирджинии Сатир.
Все началось с того, что Ричарда и Джона потрясло, насколько мастерски Перлз и Сатир используют речь: они вызывали в людях невероятные трансформации просто с помощью слов, что отдавало «волшебством». Как Перлз, так и Сатир много говорили и писали о мощном воздействии речи в психотерапии. С этого и началась работа основоположников НЛП. На их мысль также оказала влияние модель логических уровней, предложенная Грегори Бейтсоном. Бейтсон и его коллеги по «Пало-Альто Групп» (Джексон, Хейли, Уикленд и Вацлавик) в течение нескольких лет работали с паттернами ре-фрейминга. Эти разработки также явились материалом для построений Бэндлера и Гриндера. На этом материале был основан фундаментальный двухтомный труд Бэндлера и Гриндера «Структура магии» (Bandler & Grinder, 1975, 1976), с которого и начался полный приключений путь НЛП. В этой работе была представлена базовая модель, описывающая функционирование языка (как сенсорных репрезентативных систем, так и лингвистических систем), послужившая основным каркасом для структуры нейро-лингвистической реальности.
Впоследствии Бейтсон вдохновил разработчиков НЛП смоделировать терапевтическую работу Милтона Эриксона и его недирективный стиль гипноза. Через пару лет результаты моделирования гипнотического языка были закодированы в письменной форме в работе «Паттерны», тома I и II (Bandler & Grinder, 1975, 1976). Имея в своем распоряжении весь этот арсенал, Бэндлер и Гриндер смогли идентифицировать и смоделировать многочисленные паттерны, позволяющие «управлять собственным мозгом» и трансформировать нересурсные состояния. Таковой была первая метасфера НЛП, сфера языка как метарепрезентативной системы.
Вторая метасфера начала принимать форму около 1982 года, когда Лесли Кэмерон-Бэндлер, занимаясь «классическим НЛП» в стиле Уайатта Вудс-молла, столкнулась с некими неожиданными и необъяснимыми препонами, лишающими некоторые паттерны НЛП эффективности, и восприняла это как «редкую и беспрецедентную возможность» провести интереснейшие исследования. Впоследствии Ричарду и Лесли Бэндлер удалось сформулировать 14 метапрограмм. Эти паттерны фильтров восприятия составили объяснительную модель тех механизмов, посредством которых мыслительный паттерн может разрешать, усиливать, подрывать или сводить на нет воздействие трансформационных паттернов НЛП. Это открыло путь ко второй метасфере НЛП, Метапрограммам.
Первое упоминание о третьей метасфере относится к 1988 году, когда Уайатт Вудсмолл включил метасостояния в список метапрограмм. Он отмечал, что «состояния» сознания могут относиться как к обычному, так и к «метауровню». Это соответствовало «метасоставляющей», упоминаемой в книгеБэндлера и Гриндера «Рефрейминг» (Bandler & Grinder, 1985), - составляющей, функционирующей на метауровне и помогающей избегать попадания в петли. Андреас и Андреас (Andreas & Andreas, 1991) также говорили о метафункции, порождающей метасостояния, когда использовали метавоп-росы с целью выявления позитивного намерения, стоящего за поведением: «И когда вы получили сполна именно то, чего вы хотели, что "еще более важное" вы получили сверх этого?»
Повторение этого метавопроса в конце концов позволяет выявить набор «глубинных» состояний, каждое из которых представляет собой метапози-цию по отношению к предыдущему состоянию и к исходному первичному состоянию. Однако лишь в 1994 году, в процессе моделирования и исследования структуры мобилизации, мне (М. X.) пришла в голову идея о возможности состояния-по-поводу-состояния. Впоследствии мне удалось яснее сформулировать структуру и процессы, относящиеся к метасостояниям, переформулировав идеи Кожиб-ски (Korzybski, 1933/1994), касающиеся абстракций второго и третьего порядка. При этом также оказались заново открыты развернутые концептуальные модели метауровней Грегори Бейтсона (Bateson, 1972, 1979), а также его понимание метауровней как контролирующих и модулирующих низшие уровни. Это привело меня к написанию ряда работ по данной теме: «Метасостояния» (Hall, 1995), «Уничтожение дракона» (Hall, 1996), «НЛП: Переход на Метауровни: Продвинутое моделирование» (Hall, 1997).
Четвертая метасфера была впервые описана Дэвидом Гордоном в книге «Терапевтические метафоры» (Gordon, 1978). Ричард Бэндлер назвал ее «субмодальностями», используя это обозначение как замещающее используемый ранее термин «прагма-графики», введенный в обращение Тоддом Эпштей-ном. В результате распространения этого термина никому даже в голову не могла прийти мысль о том, что «суб-модальности» являются метауровнем по отношению к чему бы то ни было. Мы все были введены в заблуждение этим словом. Однако эти различия, как мы покажем в главах 7 и 8, функционируют на метауровне по отношению к репрезентативному экрану.
Упражнение
1. Идентифицируйте необходимые ресурсы.
Проведите мозговую атаку на тему: как вы хотели бы усовершенствовать свое состояние обучения и какие качества придать ему.
Какие ресурсные состояния вы хотели бы привнести в ваше базовое состояние обучения?
Как бы вы хотели смонтировать ваши наслаивающиеся друг на друга состояния?
2. Исследуйте ваши ресурсы в игровой форме.
Варианты: игривость, экспериментирование, страсть, установка «Просто сделай это!»
3. Войдите в данное состояние и примените эти ресурсы к первичному состоянию, в котором происходит обучение.
Резюме
Не все нейро-лингвистические состояния тождественны. Наши состояния относятся к различным уровням. У нас возникают состояния сознания-тела по поводу других состояний сознания-тела; таким образом, мы имеем первичные состояния и метасо-стояния. Это позволяет ввести в сферу НЛП третью метауровневую модель наряду с Метамоделью (язык) и Метапрограммами (восприятие). Модель Метасостояний содержит описание уровней или слоев сознания, а также любых метауровневых феноменов, описание того, как мы сами создаем для себя метапрограммы и как мы формируем насыщенные и многоуровневые ментальные и эмоциональные состояния.
Все четыре метасферы описывают один и тот же референт - субъективный опыт человека. Одна ме-тасфера рассматривает его сквозь призму языка, другая - сквозь призму паттернов восприятия и мышления, третья - сквозь призму состояний сознания и, наконец, последняя - сквозь призму кинематографических характеристик, закодированных в кинотеатре нашего сознания. Метасостояния являются неотъемлемой частью нашего опыта, благодаря от природы присущей нашему сознанию рефлексивности. Мы рефлексируем по поводу наших собственных мыслей, чувств и физиологии наших состояний. Мы никогда не ограничиваемся просто мышлением, мы всегда размышляем о своих мыслях. Метасостояния представляют собой реакции на наши реакции.
Принимая во внимание феномен метасостояний при исследовании структуры опыта, мы привносим в НЛП новый образ мышления. Этот образ мыслей от начала и до конца носит нелинейный и системный характер. Это означает включение в арсенал НЛП не только линейных пошаговых процессов - «стратегий» переноса репрезентаций на экран нашего сознания, но и процессов распознавания метауровневых фреймов, управляющих нашими репрезентациями.
Модель Метасостояний говорит о том, что помимо сенсорных фильмов, проигрываемых в кинотеатре нашего сознания, - фильмов, посылающих сигналы телу и выполняющих функцию проектов, согласно которым мы мыслим, чувствуем, поступаем и живем, - мы также располагаем фреймами, обрамляющими эти фильмы, воздействующими на них и контролирующими их.
* Боденхамер Б., Холл М. НЛП-практик: полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
Краткий курс механики в качестве программы и методических указаний по изучению курса Физика Краткий курс механики: Программа и методические указания по изучению курса Физика / С
Федеральное агентство железнодорожного транспорта... Омский государственный университет путей сообщения...
Социология. Краткий курс Социология. Краткий курс. : ООО Питер Пресс; Санкт-Петербург; 2007 Социология. Краткий курс Предмет и история социологии Борис Акимович Исаев
Социология Краткий курс... RU http www litru ru bd b Социология Краткий курс ООО Питер Пресс Санкт Петербург...
Лекція 1. Вступ до курсу історії України 1. Курс історії України в системі гуманітарних наук. Предмет, мета та завдання курсу. 2. Періодизація історії України
Лекція Вступ до курсу історії України План...
Курс лекций Экономика недвижимости Введение в курс. 3 Глава 1. Недвижимое имущество и его виды
Курс лекций Экономика недвижимости Кафедра Финансовый менеджмент Преподаватель Шаренков С Б...
ОБЩАЯ РЕЦЕПТУРА Учебное пособие для студентов II курса стоматологического факультета, III курса лечебного факультета и Факультета спортивной медицины
Санкт Петербургский государственный медицинский... Университет имени академика И П Павлова... Федерального агентства по здравоохранению...
Задание на курсовой проект с Методическими указаниями Общие требования к выполнению курсового проекта
Задание на курсовой проект с... Методическими... Общие требования к выполнению курсового проекта...
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ По курсу статистика – для заочной формы обучения ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ СТАТИСТИКА 1
По курсу статистика для заочной формы обучения... ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ СТАТИСТИКА Повторить общую теорию статистики часть ряды динамики и индексы...
МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ до корективного курсу для студентів 1 курсу всіх спеціальностей
ХЕРСОНСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ ТЕХНІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ... КАФЕДРА ІНОЗЕМНИХ МОВ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К выполнению курсового проекта по курсу “Механика грунтов, основания и фундаменты”
ХАРЬКОВСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА...
Лекции по английскому (полный курс)
Программа включает в себя 10 основных тем. Учебный курс заканчивается зачетом.
Зачет предполагает сдачу итоговой контрольной работы, которая состоит из… Вот некоторые советы 1. Постарайтесь правильно, не спеша на сколько позволяет время, прочитать правило, текст или…
Вы уже получили сертификат «НЛП-практик» в Урало-Сибирском Центре НЛП или прошли обучение и сертифицировались в другом центре? Тогда Вам уже точно доводилось слышать о «таинственных» технологиях с мастерского курса. Чему же там учат на самом деле?
Данная программа будет полезна бизнесменам, руководителям, психологам, коучам, переговорщикам, профессиональным
тренерам и всем тем, кто хочет обогатить мастерство своего общения и развития.
Курс «НЛП-Мастер» можно сравнить с программой обучения по высшей математике. «НЛП-практик» в данной метафоре находится на уровне школьного образования и предоставляет Вам готовые решения и алгоритмы личной эффективности, выявленные у успешных коммуникаторов, бизнесменов и психотерапевтов: спецификация цели, поведенческая подстройка, метамодель, Т.О.Т.Е. и др.
В то же время на курсе «НЛП-практик» невозможно осветить все темы на их полную глубину. Возможно, Вы и сами задумывались об этом, задавая себе следующие вопросы:
Ответы на все эти вопросы ждут Вас на курсе в виде: практических упражнений, мозговых штурмов, захватывающих презентаций, исследований и демонстраций.
Более того, Вы изучите технологию НЛП-моделирования , благодаря которой были созданы все модели и техники, изученные Вами на курсе «НЛП-практик». В рамках учебной программы Вы сможете опробовать этот исследовательский инструмент, работая над личным проектом моделирования, и защитить его на сертификации.
Ричард Бендлер и Джон Гриндер выявили алгоритмы раппорта, структуру метамодели и другие известные Вам НЛП-инструменты, наблюдая за первоклассными коммуникаторами и психотерапевтами: Фрицом Перлзом, Вирджинией Сатир и Милтоном Эриксоном. Как же им это удалось?
Технология моделирования позволяет, благодаря структурированному интервью и детальному изучению поведения человека, выявить структуру любого навыка: мыслительного, коммуникативного или двигательного.
Моделирование - это технология ускоренного обучения, позволяющая Вам перенимать тот опыт, к которому его обладатели могли идти долгие годы. Используя ее, Вы сможете увеличить темп своего личного и профессионального развития в любой сфере: ведение переговоров, спортивные игры и единоборства, лидерство и менеджмент, креативность, мастерство живописи, копирайтинга и др.
Любой навык имеет структуру, и Вы можете легко научиться ему , если знаете, на что и как смотреть, наблюдая за человеком. Данный постулат, прежде всего, доказывается историей появления самого НЛП. Не секрет, что его основатели изначально не имели никакого образования в области психотерапии и, в то же время, смогли стать лучшими профессионалами этой сферы только благодаря моделированию и практике.
Другим доказательством является множество тренинговых программ, созданных российскими (Андрей Плигин, Александр Герасимов, Леонид Тимошенко, Илья Селютин и др.) и западными (Роберт Дилтс,Энтони Роббинс и др.) специалистами именно благодаря НЛП-моделированию.
Ваше коммуникативное мастерство обогатится, и Вы сможете:
|
|
Освоив стратегии моделирования, Вы научитесь:
|
|
Дополнительным эффектом обучения будет усиление:
|
1 модуль «Основы мастерства и моделирования» Повторение основных тем курса «НЛП-практик». |
2 модуль «Алгоритмы совершенства: работа со стратегиями» Развитие навыка разработки специализированных вопросников на основе модели Т.О.Т.Е. под конкретные задачи моделирования. |
3 модуль «Динамический профайлинг. Метапрограммы человека» Метапрограммы - «фильтры бессознательного восприятия» |
4 модуль «Комплексная работа с целями, ценностями и убеждениями» Система верхних логических уровней: Ценности, критерии и убеждения. |
В последние 2 дня курса проходит сертификация. При успешном прохождении сертификации Вы получаете сертификат международного образца с присвоением звания НЛП-мастер.
Центр НЛП в образовании, г. Москва
Директор московского Центра НЛП в образовании
Тренер международного класса, бизнес-консультант.
Психолог-консультант, психотерапевт.
Более 20 лет опыта ведения программ по НЛП, корпоративного обучения в федеральных компаниях, личного консультирования.
Имеет психолого-педадогическое образование.
Совместно с Андреем Плигиным разработал такие программы, как «Стратегическое развитие компании», «Системное мышление в бизнесе и принятие оптимальных управленческих решений», «Харизматичное лидерство в компании и законодательное лидерство на рынке» и др.
Можно ли как-то повлиять на поведение человека, на его взгляды, убеждения, но так, чтобы он этого не заметил? Можно ли так повлиять на самого себя? Еще полвека назад большинство людей на эти вопросы с уверенностью ответили бы отрицательно. Однако сейчас интенсивно развивается область психологии, называемая нейролингвистическим программированием, и многие уже знают, что это возможно. Незнающему человеку это может показаться магией, но всё объяснимо с научной точки зрения. Если прочитать книгу Боба Г. Боденхамера «НЛП. Полный курс освоения базовых приемов», то все станет понятно. Она написана доступным языком, несмотря на то, что содержит массу терминов и понятий.
В этой книге систематизированно и последовательно поясняется, что представляет собой НЛП. Читатели смогут понять, как правильно применять полученные знания в психологии, в любой другой профессиональной среде, а также в повседневном общении. Материал подается в нужном объеме, можно даже законспектировать самое главное для лучшего запоминания.
Большим достоинством книги является то, что в ней содержится много упражнений и методов, которые помогут разобраться в том, как работает НЛП на практике. Автор призывает читателя быть честным с самим собой, чтобы увидеть, насколько оно эффективно на самом деле. Предложенные упражнения можно выполнять в группах, это будет еще более интересно, и тогда будут заметны различия в реакциях разных людей. Книга будет интересна как профессионалам, так и просто тем, кому любопытно и хочется узнать что-то новое.
На нашем сайте вы можете скачать книгу "НЛП. Полный курс освоения базовых приемов" Боб Г. Боденхамер бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.