Может ли некоммерческое предприятие заниматься коммерческой деятельностью. В трудовом договоре устанавливаются. частные отношения между физическими лицами

В категорию самых распространенных организационных структур России входят компании . И, хотя их формирование не связано с бизнесом и получением дохода, НКО имеют отношение к мероприятиям, приносящим прибыль. В чем заключена основная деятельность НКО – рассмотрим в нашем материале.

Основы

Некоммерческие объединения не имеют права заниматься бизнесом с целью получения дохода, однако таковая деятельность, направленная на достижение целей организации, не запрещена (Закон № 7-ФЗ РФ гл. 4). Россия на законодательном уровне поощряет формирование НКО, государством предусмотрены специальные льготы для некоммерческих структур. Определение организаций такого формата прописано в ст. 50 ГК РФ.

Создание НКО направлено на ведение основной деятельности, которая поддерживается государством с целью реализации социальных программ. К относятся:

  • . Основные задачи организаций – услуги в области права, спорта, науки, здравоохранения, образования (ст. 123.24 Закона № 51-ФЗ).
  • . Материальной базой выступают паевые взносы. Компания создается на условиях членства, а деятельность направлена на получения услуг (товаров) для собственных потребностей организации (ст. 123.2 Закона № 51-ФЗ).
  • Фонды. Работа организаций направлена на цели, полезные обществу. Объединения такого типа не имеют членства, а их основной инструмент – использование имущества и средств, сформированных учредителями (ст. 123.17 Закона № 51-ФЗ).
  • Общественные и религиозные объединения. Создаются на основе единства взглядов учредителей. Деятельность структуры направлена на реализацию основных целей участников НКО (ст. 123.26 Закона № 51-ФЗ).
  • Государственные корпорации. Основателем организации выступает государство. Работа организации направлена на выполнение общественных, управленческих или социальных задач (ст. 123.21 Закона № 51-ФЗ).
  • Некоммерческие партнерства. Создаются гражданами РФ или юридическими субъектами. Объединение основано на членстве участников НКО (ст. 8 Закона № 7-ФЗ РФ).
  • Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы). НКО создаются с целью защиты имущественных прав (ст. 123.8 Закона № 51-ФЗ).

Что особенного?

Все направления организаций некоммерческого формата имеют особенности, отличающие их от стандартных коммерческих компаний. Работа организаций этой формы ориентирована на социальные цели, объединению не обязательно формирование юридического лица, есть некоторые ограничения в процессе .

Предпринимательская деятельность с целью получения дохода законодательно запрещена, однако предоставление платных, управленческих услуг, проведение обучающих программ и образовательных мероприятий не воспрещается. Главное условие – поток прибыли должен направляться на достижение задач, ради которых создана конкретная структура НКО.

В отличие от коммерческих структур, некоторые формы НКО действуют без официальной регистрации. К ним относятся общественные движения, фонды, структуры самодеятельности. В этом случае объединения лишены прав юридических лиц и не выступают как субъекты гражданских правоотношений.

Не каждая некоммерческая организация может быть признана банкротом в стандартной процедуре. Процесс ликвидации НКО не действует на политические партии, учреждения, религиозные общины, так как в этих структурах отсутствует раздел имущества. Несмотря на то, что конкретного срока существования НКО нет, законодательно допускается формирование компании некоммерческого типа с ограниченным периодом действия.

Сферы деятельности

В зависимости от структуры организаций, основная сфера деятельности НКО охватывает такие направления:

  • Здравоохранение.
  • Благотворительность.
  • Социальная защита.
  • Образование.
  • Правовая защита.
  • Культура.
  • Религия.
  • Экология.
  • Жилищные проблемы.
  • Отношения межнационального характера.
  • Аналитика.
  • Сферы профессионального уровня.
  • Развитие гражданской обороны населения.

Согласно действующему законодательству РФ, НКО могут заниматься одним или несколькими видами деятельности, направления которых оговорены в (Закон № 7-ФЗ, ст. 24).

Главные позиции

Организация некоммерческого типа выступает субъектом, объединяющим граждан для участия в решении проблем социального и общественного назначения. Принципы создания и существования НКО должны соответствовать сфере деятельности и основам организации.

Существование НКО основывается на поддержании таких принципов:

  1. Самоконтроль. Внутри объединения ведется контроль за направлением деятельности, проводится систематическая оценка ее качества.
  2. Общественная польза. Организация реализовывает и поддерживает интересы общества, привлекает внимание власти и СМИ к проблемам социального характера.
  3. Сотрудничество. НКО развивает партнерские связи с заинтересованными субъектами ради реализации целей объединения.
  4. Ответственность. Объединение ответственно перед целевой аудиторией, обществом и должно учитывать последствия своей работы для окружающей среды, граждан, других объединений.
  5. Правовые нормы. Деятельность НКО не противоречит законодательству, подчиняется учредительным документам организации.
  6. Доступность. Информация о деятельности, миссиях и доходах объединения открыты для заинтересованных граждан. НКО может закрыть доступ к данным, разглашение которых может отрицательно повлиять на ее существование, если это не запрещено законодательством.
  7. Свобода действий. Объединение свободно в выборе направления деятельности и методе реализации его целей. НКО открыто выражает свою позицию и поддерживает ее в отношении общественных проблем.
  8. Демократическое управление. Главенство НКО информирует членов о миссиях, правовых условиях и задачах организации. Работа ведется на принципе взаимного уважения и демократии. Члены НКО имеют право открыто обсуждать вопросы, касающиеся целей и работы организации.

НКО может закрыть доступ к данным, разглашение которых может отрицательно повлиять на ее существование, если это не запрещено законодательством.

Организация некоммерческого типа не использует свои преимущества, дискриминирующие другие организации. Действия или бездействие НКО не должны приводить к негативным результатам или ущемлению прав других компаний.

Заключение

Некоммерческие организации преследуют конкретную цель, улучшающую положение отдельных социальных групп. Основная деятельность НКО должна строго подчиняться учредительным документам компании, поддерживать принципы ее существования и работать на благо общественности.

1) нет, не могут, так как это некоммерческие организации;

2) да, могут, если право на занятие предпринимательской деятельностью закреплено в учредительных документах некоммерческой организации наряду с основными видами деятельности;

3) некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, указанную в их учредительных документах, и если она служит достижению целей, ради которых созданы коммерческие организации, и соответствует этим целям.

21. Правоспособность юридического лица прекращается с момента:

1) принятия учредителями решения о ликвидации юридического лица;

2) завершения расчетов со всеми кредиторами и утверждения ликвидационного баланса;

3) внесения записи в государственный реестр об исключении из него юридического лица.

22. Право собственности в объективном смысле – это правовые нормы, определяющие вид и меру поведения лиц:

1) по присвоению и пользованию имуществом;

2) по владению имуществом;

3) по распоряжению имуществом;

4) по владению, пользованию, распоряжению имуществом.

23. Право собственности в субъективном смысле – это юридически обеспеченная возможность лица:

1) владеть имуществом;

2) пользоваться имуществом по своему усмотрению;

3) владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом по своему усмотрению;

4) владеть и распоряжаться имуществом по своему усмотрению.

24. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации признаются:

1) частная, государственная и муниципальная формы собственности;

2) государственная и муниципальная формы собственности;

3) долевая и совместная формы собственности;

4) частная и коллективная формы собственности.

25. В соответствии с действующим законодательством имущество может находиться:

1) только в частной собственности физических лиц;

2) только в собственности Российской Федерации и ее субъектов;

3) только в государственной и муниципальной собственности;

4) в частной собственности физических и юридических лиц, а также в государственной и муниципальной собственности.



26. Правомочие владения представляет собой:

27. Правомочие пользования представляет собой:

1) совокупность действий, направленных на удержание и обеспечение сохранности вещи;

2) совокупность действий, направленных на извлечение из вещи ее полезных свойств;

3) совокупность действий, направленных на извлечение из вещи доходов;

4) совокупность действий, направленных на изменение принадлежности вещи.

28. Правомочие распоряжения представляет собой:

1) совокупность действий, направленных на удержание и обеспечение сохранности вещи;

2) совокупность действий, направленных на извлечение из вещи ее полезных свойств;

3) совокупность действий, направленных на удержание чужой вещи;

4) совокупность действий, направленных на изменение принадлежности вещи.

29. Лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее этим имуществом как своим, приобретает право собственности на это имущество:

1) по истечении двадцати лет в отношении недвижимости и по истечении десяти лет в отношении движимого имущества;

2) по истечении десяти лет в отношении недвижимости и по истечении пяти лет в отношении движимого имущества;

3) по истечении пятнадцати лет в отношении недвижимости и по истечении пяти лет в отношении движимого имущества;

4) по истечении десяти лет как в отношении недвижимости, так и в отношении движимого имущества.

30. На праве хозяйственного ведения имущество закрепляется:

1) за казенным предприятием;

2) за муниципальным учреждением;

3) за государственным предприятием;

4) за производственным кооперативом;

5) за учреждением, созданным общественной организацией.

31. Право хозяйственного ведения возникает у унитарного предприятия:

1) с момента принятия решения уполномоченным на то органом;

2) с момента государственной регистрации предприятия;

3) с момента передачи ему имущества собственником;

4) с момента начала перечисления части прибыли собственнику имущества.

32. Унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, согласие собственника имущества необходимо:

1) для совершения любых сделок с предоставленным имуществом;

2) только для совершения сделок с недвижимым имуществом;

3) решение о совершении сделки предприятие принимает самостоятельно.

33. На праве оперативного управления имущество закрепляется:

1) за казенным предприятием;

2) за потребительским кооперативом;

3) за дочерним предприятием государственного или муниципального предприятия;

4) за сельскохозяйственным производственным кооперативом.

34. Собственник имущества не несет субсидиарной ответственности:

1) по долгам казенного предприятия;

2) по долгам муниципального унитарного предприятия;

3) по долгам учреждения.

35. Казенное предприятие создается на основе:

1) только федеральной государственной собственности;

2) государственной и муниципальной собственности;

3) частной собственности;

4) любой формы собственности.

36. Доходы, полученные учреждением от разрешенной ему предпринимательской деятельности, а также приобретенное за счет этих доходов имущество поступают:

1) в бюджет государства;

2) местный бюджет;

3) в самостоятельное распоряжение учреждения;

4) в собственность учредителя учреждения.

37. Распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется:

1) по согласию всех сособственников;

2) с согласия более половины сособственников;

3) с согласия двух третей общего числа сособственников;

4) в соответствии с решение суда.

38. Распоряжение имуществом, находящимся в общей совместной собственности, осуществляется:

1) по согласию всех участников общей собственности;

2) с согласия более половины участников общей собственности;

3) с согласия двух третей общего числа участников общей собственности;

4) в соответствии с решением суда.

39. Двусторонней сделкой является:

1) сделка, в которой каждая из сторон представлена одним субъектом;

2) сделка, для совершения которой необходимо волеизъявление двух сторон;

3) договор, в котором обе стороны обладают взаимными правами и обязанностями.

40. Односторонней сделкой является:

1) завещание;

2) договор, в котором одна сторона обладает только правами, а другая только обязанностями;

3) принятие наследства наследником по завещанию;

4) ни один из перечисленных вариантов.

41. Если не соблюдена нотариальная форма сделки, то последняя является:

1) несостоявшейся;

2) оспоримой;

3) ничтожной;

4) мнимой.

42. По общему правилу, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, является:

1) оспоримой;

2) ничтожной;

3) притворной;

4) несостоявшейся.

43. Сделка юридического лица, выходящая за пределы его правоспособности, является:

1) оспримой;

2) ничтожной;

3) недействительной;

4) притворной.

44. Оспоримая сделка считается недействительной с момента:

1) вступления в силу судебного решения, которым она признана недействительной;

2) ее совершения;

3) когда началось ее исполнение;

4) предъявления иска о признании ее недействительной.

45. Ничтожная сделка считается недействительной с момента:

1) когда началось ее исполнение;

2) предъявления иска о применении последствий недействительности ничтожной сделки;

3) ее совершения;

4) вступления в силу судебного решения, в котором суд констатировал ее ничтожность.

46. Доверенность на совершение сделок с любым имуществом представляемого называется:

1) генеральной;

2) специальной;

3) разовой;

47. Ипотека представляет собой:

1) залог движимого имущества;

2) залог недвижимого имущества;

3) кредитование под залог недвижимости.

48.Обращение взыскания на заложенное имущество происходит:

1) в административном порядке;

2) в судебном порядке;

3) по соглашению сторон.

49. Соглашение о задатке заключается:

1) в устной форме;

2) в письменной форме;

3) исключительно в нотариальной форме.

50. Обязательство считается взаимным, если:

1) каждая сторона обязательства имеет как права, так и обязанности;

2) одной стороне обязательства принадлежат только права, а другой стороне - только обязанности;

3) одной стороне обязательства принадлежат только права, а другой стороне – как права, так и обязанности;

4) одной стороне обязательства принадлежат только обязанности, а другой стороне – как права, так и обязанности.

51. Уступка права требования допускается:

2) независимо от согласия должника;

52. Перевод долга допускается:

1) только с согласия должника;

2) без согласия должника;

3) по взаимному согласию кредитора и должника;

4) при условии уведомления кредитором должника.

53. Предварительный договор заключается в форме:

1) устной, по взаимному согласованию;

2) письменной, в зависимости от стоимости сделки;

3) нотариальной, по требованию одной из сторон;

4) установленной для основного договора, а если форма для последнего не установлена, то в простой письменной форме.

54. Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение :

1) о предмете договора;

2) об условиях, которые названы законом в качестве существенных;

3) об условиях, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение;

4) обо всем, указанном в пунктах «а»-«в».

55. Соглашение об изменении или расторжении договора совершается в форме :

1) только письменной;

2) только нотариальной;

3) в той же, в какой был заключен договор;

56. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично договор считается расторгнутым, когда такой отказ допускается:

1) законом;

2) соглашением сторон;

3) законом или соглашением сторон.

57. Существенными условиями договора купли-продажи являются:

1) наименование товара;

3) срок передачи товара;

4) наименование и количество товара.

58. Товаром по договору розничной купли-продажи является:

1) товар, используемый для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли;

2) товар, используемый для любых нужд;

3) товар, используемый для извлечения прибыли.

59. По договору купли-продажи недвижимости право собственности переходит с момента:

1) составления передаточного акта;

2) государственной регистрации;

3) с момента нотариального удостоверения договора.

60. При продаже предприятия в его состав включаются :

1) имущество, предназначенное для его деятельности, сырье, продукция, права требования, исключительные права (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания);

2) имущество, предназначенное для его деятельности, сырье, продукция, долги, права требования, исключительные права (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания);

3) имущество, предназначенное для его деятельности, сырье, долги, права требования, исключительные права (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания).

61. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором при использовании арендованного имущества:

1) всегда являются собственностью арендатора;

2) всегда являются собственностью арендодателя;

3) поступают в собственность арендодателя, если в аренду передано государственное имущество.

62. Днем открытия наследства является:

1) день написания завещания;

2) день смерти наследодателя;

3) день по окончанию шести месяцев со дня смерти наследодателя.

63. Родители, лишенные родительских прав не могут быть наследниками:

1) по закону;

2) по завещанию.

64. Если место жительства наследодателя неизвестно, то местом открытия наследства признается:

1) место последней регистрации;

2) место нахождения наследственного имущества;

3) место постоянного жительства наследников.

65. Недостойными наследниками признаются лица:

1) не желающие проживать с наследодателем;

2) не исполняющие обязанность по содержанию наследодателя;

3) проживающие в другом городе.

66. В порядке универсального правопреемства по наследству не переходят:

2) имущественные права;

3) права неразрывно связанные с личностью наследодателя.

67. Наследниками по закону не являются:

1) граждане;

2) дети, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после его смерти;

3) юридические лица.

68. Приобретательная давность возникает на чужое недвижимое имущество при открытом и постоянном владении им в те­чение:

69. РФ призывается к наследованию по закону, если имущество:

1) завещано РФ;

2) признано выморочным;

3) нет наследников по закону, но есть наследники по завещанию.

70. Наследниками и по закону и по завещанию признаются недееспособные граждане:

71. Объявить гражданина умершим вправе:

3) нотариус.

72. Наследник имеет право:

1) принять имущество полностью;

2) принять имущество частично;

3) отказаться от ненужного имущества.

73. Нотариус определяет место открытия наследства на основании:

1) справки о смерти из медучреждения;

2) решения суда о признании гражданина умершим;

3) свидетельства о смерти, выданное органом ЗАГСа.

74. Завещание может быть совершено:

2) по доверенности;

3) законным представителем, опекуном или попечителем.

75. Интеллектуальная собственность – это:

1) результат интеллектуальной деятельности;

2) средства индивидуализации юридических лиц, товаров, услуг и предприятий;

3) результат интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации юридических лиц, товаров, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.

1) в течение срока, установленного законом;

2) бессрочно.

77. Условием патентоспособности промышленного образца не является:

1) новизна;

2) промышленная применимость;

3) оригинальность.

78. Результатом интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации не являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для ЭВМ;

3) законы, принимаемые Госдумой РФ;

1) вправе использовать свое произведение независимо от составителя производного произведения;

2) не вправе использовать свое произведение независимо от составителя производного произведения.

80. Интеллектуальные права – это права:

1) на результаты интеллектуальной деятельности;

2) на средства индивидуализации;

3) на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации.

1) законы РФ;

2) правовые акты РФ;

3) международные договоры РФ;

4) обычай делового оборота;

2) осуществляет свои права при условии соблюдения прав автора.

3) передает свои права на производное произведение автору оригинального произведения.

2) в течение срока правовой охраны, установленного законом;

3) бессрочно.

84. Срок действия исключительного права на изобретение составляет:

85. Срок действия исключительного права на промышленный образец составляет:

1) отчуждаемо и передаваемо;

2) неотчуждаемо и непередаваемо;

3) отчуждаемо и непередаваемо.

87. Правообладатель вправе:

1) использовать результат ИД по своему усмотрению;

2) распоряжаться результатом ИД по своему усмотрению;

3) использовать и распоряжаться результатом ИД по своему усмотрению, если ГК РФ не предусмотрено иное.

1) имущественные;

2) неимущественные;

3) имущественные и неимущественные права на произведения.

90. Исключительное право – это право:

1) использовать результат интеллектуальной деятельности;

2) распоряжаться исключительным правом на результат;

3) разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности;

4) все ответы верны;

5) все ответы не верны.

ТЕСТЫ К ЛЕКЦИИ №4

ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ

1. Трудовое право – это система правовых норм, регулирующих трудовые отношения:

1. Работников и работодателей.

2. Работников и работодателей и надзорных органов Прокуратуры и Государственной инспекции труда.

3. Работников и работодателей и надзорных органов Прокуратуры и Государственной инспекции труда и профсоюзов.

2. Трудовые отношения по непосредственному применению труда – это отношения в связи:

1. С дисциплиной труда;

3. Испытательный срок устанавливается в отношении:

1. Несовершеннолетних:

2. Молодых специалистов по достижению 25-летнего возраста;

3. Беременных женщин;

4. Избранных на выборную должность.

4. Трудовое право – это:

1. Подотрасль гражданского права.

2. Самостоятельная отрасль права.

3. Комплексная отрасль права.

5. Трудовые отношения по непосредственному применению труда – это отношения в связи:

1. С охраной труда;

2. С участием работника в управлении производством;

3. подготовкой и переподготовкой, бучением работника;

4. С возмещением материального ущерба.

6. При расторжении трудового договора по инициативе работника он обязан предупредить об увольнении за:

1. 1 неделю;

2. 2 недели;

3. 3 недели.

7. Предмет правового регулирования в трудовом праве – это общественные отношения в сфере:

2. Труда и отдыха;

3. Труда отдыха и общественной деятельности.

8. Трудовые отношения по непосредственному применению труда – это отношения в связи:

1. С перемещением и увольнением работника;

2. С участием работника в управлении производством;

3. подготовкой и переподготовкой, бучением работника;

4. С возмещением материального ущерба.

9. Расторжением трудового договора по инициативе администрации не является:

1. Ликвидация организации;

2. Сокращение численности;

3. Отказ работника от перевода на работу в другую местность;

4. Несоответствие работника занимаемой должности в связи с низкой калификацией.

10. Субъектами трудовых отношений являются:

1. Физические лица;

2. Юридические лица;

3. Физические лица и юридические лица.

11. Трудовые отношения по непосредственному применению труда – это отношения в связи:

1. Выхода на пенсию;

2. С участием работника в управлении производством;

3. подготовкой и переподготовкой, бучением работника;

4. С возмещением материального ущерба.

12. Расторжением трудового договора по инициативе администрации не является:

1. Ликвидация организации;

2. Сокращение численности;

3. Соглашение сторон;

13. Правосубъектность возникает у работника:

1. С 14 лет;

2. С 15 лет;

3. С 16 лет;

4. С 18 лет.

14. Трудовые отношения вне сферы непосредственного применения труда возникают между:

2. Администрацией и трудовым коллективом.

15. Расторжением трудового договора по инициативе администрации не является:

1. Ликвидация организации;

2. Сокращение численности;

3. Истечение срока трудового договора;

4. Несоответствие работника занимаемой должности в связи с низкой квалификацией.

16. Правосубъектность возникает у работника по согласованию с профсоюзным органом:

1. С 14 лет;

2. С 15 лет;

3. С 16 лет;

4. С 18 лет.

17. Трудовые отношения вне сферы непосредственного применения труда возникают между:

1. Работником и работодателем;

2. Администрацией и профсоюзным органом.

18. Расторжением трудового договора по инициативе администрации не является:

1. Ликвидация организации;

2. Сокращение численности;

3. Перевод работника по его просьбе к другому работодателю;

4. Несоответствие работника занимаемой должности в связи с низкой квалификацией.

19. Правосубъектность возникает у работника при определенных обстоятельствах с согласия родителей:

1. С 14 лет;

2. С 15 лет;

3. С 16 лет;

4. С 18 лет.

20. Основной формой реализацией права граждан на труд является:

1. Гражданский договор;

2. Трудовой договор.

21. Расторжением трудового договора по инициативе администрации не является:

1. Ликвидация организации;

2. Сокращение численности;

3. Переход на выборную должность;

4. Несоответствие работника занимаемой должности в связи с низкой квалификацией.

22. Правосубъектность возникает у работника с согласия родителей, если он является::

1. Учащимся школы;

2. Учащимся профтехучилища;

3. Учащимся среднего специального учебного заведения;

4. Все перечисленное.

23. Трудовой договор – это договор между:

1. Работником и работодателем;

2. Работником и трудовым коллективом;

3. Работником, работодателем и трудовым коллективом.

24. Расторжением трудового договора по инициативе администрации не является:

4. Отказ работника от перевода в другую местность;

25. Правосубъектность возникает у работника, если он является учащимся учебного заведения при условии согласия:

1. Прокурора;

2. Органа опеки и попечительства;

3. Родителей.

26. Сторонами трудового договора являются:

1. Работник и работодатель;

2. Работник и трудовой коллектив;

3. Работник, работодатель и трудовой коллектив.

27. Расторжением трудового договора по инициативе администрации не является:

1. Систематическое неисполнение работником своих обязанностей;

2. Прогул без уважительной причины;

3. Появление на работе в состоянии алкогольного опьянения;

4. Соглашение сторон;

5. Совершение хищения на рабочем месте.

28. К юридическим лицам в трудовых отношениях не относятся:

1. Работодатели;

2.Трудовой коллектив;

3. Профсоюзы.

4. Государственная инспекция труда.

29. Трудовой договор заключается в:

1. 2-х экземплярах;

2. 3-х экземплярах.

30. Расторжением трудового договора по инициативе администрации не является:

1. Систематическое неисполнение работником своих обязанностей;

2. Прогул без уважительной причины;

3. Появление на работе в состоянии алкогольного опьянения;

4. Истечение срока трудового договора;

5. Совершение хищения на рабочем месте.

31. Работодателями не являются:

1. Индивидуальные предприниматели;

2. Организации;

3. Физические лица.

32. В трудовом договоре устанавливаются:

1. Права и обязанности работника;

2. Права и обязанности работодателя;

3. Права и обязанности работника и работодателя;

33. Расторжением трудового договора по инициативе администрации не является:

1. Систематическое неисполнение работником своих обязанностей;

2. Прогул без уважительной причины;

3. Появление на работе в состоянии алкогольного опьянения;

4. Перевод работника по его просьбе к другому работодателю;

5. Совершение хищения на рабочем месте.

34. Условия труда работника не устанавливаются:

1. Трудовым законодательством;

2. коллективным договором;

3. Правилами внутреннего трудового распорядка.

35. Расторжением трудового договора по инициативе администрации не является:

1. Систематическое неисполнение работником своих обязанностей;

2. Прогул без уважительной причины;

3. Появление на работе в состоянии алкогольного опьянения;

4. Переход на выборную должность;

5. Совершение хищения на рабочем месте.

36. Трудовые отношения по непосредственному применению труда – это отношения в связи:

1. С приемом на работу;

2. С участием работника в управлении производством;

3. подготовкой и переподготовкой, бучением работника;

4. С возмещением материального ущерба.

37. Прием на работу оформляется:

1. Подписанием трудового договора;

2. Изданием приказа работодателя;

3. Подписанием коллективного договора.

38. Расторжением трудового договора по инициативе администрации не является:

1. Совершение хищения по месту работы;

2. Отказ работника от перевода в другую местность;

3. Однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей.

39. Трудовые отношения по непосредственному применению труда – это отношения в связи:

1. Оплаты труда;

2. С участием работника в управлении производством;

3. подготовкой и переподготовкой, бучением работника;

4. С возмещением материального ущерба.

40. Приказ о приеме на работу:

1. Доводится до сведения работника;

2. Доводится до сведения работника под расписку.

41. Согласно Конституции РФ продолжительность рабочей недели не может превышать:

2. 35 часов;

3. 36 часов;

4. 40 часов.

42. Трудовые отношения по непосредственному применению труда – это отношения в связи:

1. Условий труда;

2. С участием работника в управлении производством;

3. подготовкой и переподготовкой, бучением работника;

4. С возмещением материального ущерба.

43. Установление испытательного срока при приеме на работу является:

1. Обязательным;

2. Допустимым по решению работодателя.

44. В соответствии с трудовым законодательством для работников в возрасте до 16 лет установлена продолжительность рабочей недели:

2. 35 часов;

3. 36 часов;

4. 40 часов.

45. В соответствии с трудовым законодательством для работников в возрасте от 16 до 18 лет установлена продолжительность рабочей недели не более:

2. 35 часов;

3. 36 часов;

4. 40 часов.

46. В соответствии с трудовым законодательством для работников, являющихся инвалидами 1 и 2 группы установлена продолжительность рабочей недели не более:

2. 35 часов;

3. 36 часов;

4. 40 часов.

47. В соответствии с трудовым законодательством для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, установлена продолжительность рабочей недели не более:

2. 35 часов;

3. 36 часов;

4. 40 часов.

47. В соответствии с трудовым законодательством для работников, занятых на работах с опасными условиями труда, установлена продолжительность рабочей недели не более:

2. 35 часов;

3. 36 часов;

4. 40 часов.

48. Сокращенная продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и других работников) устанавливает:

1. Конституция РФ.

2. Федеральный Закон.

3. Указ Президента.

4. Постановление Правительства РФ.

49. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе:

1. Работающей женщины.

2. Беременной женщины.

50. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе:

1. Работающей женщины.

2. Женщины, имеющей ребенка до 14 лет

3. Работающей женщины - пенсионера

51. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе:

1. Работающей женщины.

2. Женщины, имеющей ребенка-инвалида до 18 лет.

3. Работающей женщины - пенсионера

52. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе:

1. Работающей женщины.

2. Женщины, осуществляющей уход за больным членом семьи.

3. Работающей женщины - пенсионера.

53. Вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день:

1. Может быть разделен на части.

2. Не может быть разделен на части.

54. Разделение рабочего дня на части вследствие особого характера труда на основании:

1. Конституции РФ.

2. Федерального закона.

3. Указа Президента РФ.

3. Приказа руководителя предприятия.

55. Перерывы в течение рабочего дня (смены) должны быть не более:

2. 2 часов.

3. 3 часов.

56. Перерывы в течение рабочего дня (смены) должны быть не менее:

1. 0,5 часа.

57. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность не устанавливаются:

58. При пятидневной рабочей неделе общим выходным днем является воскресенье, а второй выходной день не устанавливается:

1. Правилами внутреннего трудового распорядка.

2. По соглашению между работником и работодателем.

3. Приказом директора предприятия.

59. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится на основании:

1. Закона.

2. Приказа директора.

3. Приказа Директора и письменного согласия работника.

60. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускаются в случаях, установленных:

1. Конституцией РФ.

2. Трудовым Кодексом РФ.

3. Указом Президента РФ.

4. Постановлением Правительства РФ.

Юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими организациями (п.1 ст.50 ГК). Выделение некоммерческой организации из ряда прочих юридических лиц возможно только при одновременном наличии у такой организации обоих характеризующих ее признаков. Исключение составляют потребительские кооперативы, которые вправе распределять доходы, полученные от предпринимательской деятельности, осуществляемой ими в рамках уставной правоспособности (п.5 ст.116 ГК). Такая особенность потребительских кооперативов вполне оправданна, поскольку эта форма некоммерческой организации создается и осуществляет свою деятельность именно для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов (жилищных, бытовых), тогда как другие некоммерческие организации имеют в качестве основных нематериальные цели, направленные на достижение общественных благ, в частности социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих, охраны здоровья граждан, развития физкультуры и спорта, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, оказания юридической помощи и пр. Конкретные цели некоммерческой организации определяются ее учредительными документами.

Содержащийся в Гражданском кодексе подход к выделению из числа других юридических лиц некоммерческих организаций вызывает заслуженную критику специалистов в области предпринимательского права. "При таком подходе, - пишет В.И. Андреев, - оказывается, что деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации не имеет практического значения. Нередко некоммерческие организации осуществляют целиком предпринимательскую деятельность, не отвечая по правилам п.3 ст.401 ГК". И далее: "Гражданский закон не позволяет создание иных организационно-правовых форм юридического лица как коммерческой организации, хотя и разрешает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью, ставя тем самым под сомнение и в теоретическом плане само деление на коммерческие и некоммерческие организации" Андреев В.И. Роль государства в развитии малого предпринимательства // Правовые проблемы малого предпринимательства. - М., Юрайт. 2001. - С. 72..

Действующее законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, соблюдение которых является для них обязательным. Во-первых, предпринимательская деятельность не должна быть основной целью деятельности некоммерческой организации, иначе она превращается в коммерческую (п.1 ст.50 ГК). Во-вторых, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и в соответствии с этими целями (п.3 ст.50 ГК), т.е. предпринимательская деятельность некоммерческих организаций должна соответствовать двум условиям:

служить достижению целей организации, т.е. укреплять ее материально-техническую базу, быть источником формирования имущества, используемого для целей организации, привлекать к труду членов организации, имеющих физические недостатки и лишенных возможности трудиться в обычных условиях (слепых, глухих), а также способствовать реализации прочих общественно полезных целей организации;

соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее уставной правоспособности.

Необходимо отметить, что в Законе о некоммерческих организациях (п.2 ст.24) в отличие от ГК указано только первое условие: некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Второе условие о необходимости соответствия предпринимательской деятельности уставным целям некоммерческой организации в этом Законе отсутствует.

С точки зрения общих принципов применения норм законодательства не вызывает сомнения приоритетность норм Гражданского кодекса как акта высшей иерархии (п.2 ст.3 ГК), который устанавливает специальную, а не общую правоспособность (хозяйственную компетенцию) некоммерческих организаций.

Указанное противоречие вызвало неоднозначное понимание и правоприменение. В литературе высказывается точка зрения, что "требование соответствия всякой предпринимательской деятельности некоммерческих организаций их уставным целям применительно к отдельным видам некоммерческих организаций не является бесспорным" Кудрявцева Г.А. Федеральное законодательство России о праве общественных объединений на осуществление предпринимательской деятельности // Право и экономика. - 1998. - № 9. - С. 11.. Автор приводит в качестве возможного несоответствия уставным целям организации участие некоммерческой организации в хозяйственном обществе, производящем непрофильные для целей организации товары. Так, не вызывает сомнения участие общественной организации инвалидов в акционерном обществе, производящем протезы для инвалидов.

Возможность осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности вообще имеет неоднозначную оценку. Она позволяет некоммерческим организациям в современных условиях недостаточного финансирования культуры, образования, спорта, здравоохранения, управления решать вопросы укрепления своей материально-технической базы и дальнейшего развития. Заслуживает всяческого поощрения деятельность общественных организаций инвалидов, приобщающих к труду незрячих, глухих, людей с другими дефектами здоровья к общественно полезному труду, способствующих социальной реабилитации. Однако под вывеской некоммерческих организаций с использованием льготного режима правового регулирования стала осуществляться разноплановая предпринимательская деятельность, имеющая в качестве главной цели отнюдь не общественно полезные задачи. Такая ситуация бросила тень на многие положительные инициативы.

Для разрешения этой ситуации законодатель, в частности, пошел по пути унификации налогообложения прибыли, получаемой организациями независимо от их вида. Концепцией гл.25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", вступившей в силу с 1 января 2002 г., в отличие от ранее действовавшего налогового законодательства, является определение круга налогоплательщиков независимо от квалификации организации в качестве коммерческой или некоммерческой. Плательщиками налога на прибыль являются также и некоммерческие организации. Принцип исключения из налогооблагаемой базы доходов некоммерческих организаций, получаемых ими не от предпринимательской деятельности, остался только в части невключения в налоговую базу так называемых целевых поступлений, к которым, согласно п.2 ст.251 НК РФ, относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, использованных указанными получателями по назначению. В Кодексе приводится исчерпывающий перечень таких целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

Что же такое предпринимательская деятельность некоммерческих организаций и в каких формах она может осуществляться?

Предпринимательской деятельностью некоммерческой организации признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п.2 ст.24 Закона о некоммерческих организациях). Разнообразные виды предпринимательской деятельности, которые вправе осуществлять некоммерческие организации, можно разделить на две группы:

предпринимательская деятельность, осуществляемая непосредственно некоммерческой организацией;

предпринимательская деятельность, осуществляемая путем создания и участия в коммерческих организациях.

И здесь мы можем ответить на поставленный выше вопрос: противоречит ли требованиям ГК о соответствии предпринимательской деятельности некоммерческой организации ее уставной правоспособности участие организации, например, в акционерном обществе, производящем непрофильные для этой некоммерческой организации товары? Представляется, что нет, но лишь в том случае, если доходы от акций будут направлены на цели организации и в соответствии с ее уставной правоспособностью. Этим и отличается предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, осуществляемая ими непосредственно, и их предпринимательская деятельность, связанная с созданием и участием в коммерческих организациях.

Для отдельных видов некоммерческих организаций существуют ограничения в занятии предпринимательской деятельностью. Так, ассоциации (союзы) коммерческих организаций могут осуществлять предпринимательскую деятельность только путем создания хозяйственных обществ или участия в них. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество (п.1 ст.121 ГК).

Примерами ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций могут служить, например, запрет для благотворительной организации участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами (п.4 ст.12 ФЗ от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"), возможность для общественных фондов и благотворительных общественных объединений создавать и принимать участие только в хозяйственных обществах (ст.118 ГК).

В законодательстве установлены также ограничения возможности участия некоммерческих организаций в отдельных обязательствах. Так, только коммерческие организации могут выступать в качестве финансовых агентов по договору финансирования под уступку денежного требования (ст.825 ГК), сторонами в договоре коммерческой концессии (п.3 ст.1027 ГК). По общему правилу, доверительным управляющим может быть только коммерческая организация (п.1 ст.1015 ГК).

Законодательством РФ могут устанавливаться и иные ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Ограничительные нормы направлены прежде всего на то, чтобы оградить некоммерческие организации от излишней "коммерциализации", чтобы предпринимательская деятельность не стала препятствием для некоммерческих организаций в осуществлении ими уставной деятельности, направленной на удовлетворение общественно полезных целей.

В целом ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций весьма незначительны и позволяют им принимать активное участие в хозяйственном обороте. По части возможностей совершения различных сделок правоспособность некоммерческой организации по существу мало чем отличается от правоспособности коммерческой организации.

Это обстоятельство, а также возможность некоммерческих организаций нести самостоятельную имущественную ответственность (кроме учреждений) позволяют отдельным авторам ставить резонные, на наш взгляд, вопросы о наличии у большинства некоммерческих организаций экономических предпосылок для применения к ним процедур несостоятельности (банкротства) Свит Ю. Возможно ли банкротство некоммерческих организаций? // Российская юстиция. - 2000. - № 10. - С.23.. Как известно, в настоящее время пункт 1 ст.65 ГК содержит закрытый перечень некоммерческих организаций, которые могут быть признаны банкротами, - это потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды. По мнению указанного автора, все некоммерческие организации, обладающие имуществом на праве собственности, могут быть включены в перечень субъектов, к которым могут быть применены процедуры банкротства. Это позволит создать дополнительные гарантии для кредиторов в отношении возможности взыскания задолженности, а некоммерческим организациям - использовать меры по восстановлению платежеспособности и освобождению от долгов, предусмотренные законодательством о банкротстве.

Верно, на наш взгляд, также то, что процедуры банкротства, применяемые к некоммерческим организациям, должны иметь определенные особенности, обусловленные их спецификой. В частности, это касается восстановительных мероприятий и процедуры внешнего управления. Проведение мероприятий по восстановлению платежеспособности не должно приводить к доминированию предпринимательской деятельности над деятельностью некоммерческого характера, ради которой создана организация. Поэтому важная роль в восстановлении платежеспособности должна отводиться не расширению предпринимательской деятельности организации, а приведению в надлежащее состояние ее дел (взыскание долгов, реализация недвижимого имущества, не имеющего существенного значения для деятельности организации и т.п.) и получению помощи от учредителей и иных лиц.

Имущество и доходы, приобретаемые некоммерческими организациями в результате их предпринимательской деятельности, как правило, поступают в их собственность и учитываются на балансе организации. Исключение составляют доходы учреждений, полученные ими от предпринимательской деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество, которые поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и также учитываются на отдельном балансе (п.2 ст.298 ГК). Любая коммерческая организация (кроме учреждения) отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся в ее собственности. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (п.2 ст.120 ГК, ст.9 Закона о некоммерческих организациях).

Правовая природа предоставленного учреждению права самостоятельного распоряжения доходами от приносящей такие доходы деятельности неоднозначно оценивается специалистами. Большинство ученых придерживаются мнения, что закрепленное в ст.298 ГК право является правом хозяйственного ведения Маттей У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. - М., Норма. 1999. - С. 331; Комментарий к ГК РФ / Под ред. Садикова О.Н. - М., Инфра. 1995. - С. 321; Некоммерческие организации: правовое положение, законодательство, учредительные документы / Под ред. Тихомирова М.Ю. - М., Изд-во М.Ю. Тихомирова. 1998. - С.67.. Другая точка зрения, нашедшая отражение не только в научной доктрине, но и в законодательных актах, состоит в том, что доходы, получаемые учреждением от предпринимательской деятельности, поступают в собственность учреждения, поскольку только собственник может самостоятельно распоряжаться имуществом Камышанский В.П. Право собственности: пределы и ограничения. - М., Юрист. 2000. - С. 172.. Третьей точкой зрения является позиция, что право самостоятельного распоряжения учреждением доходами от приносящей такие доходы деятельности является особым вещным правом, которое не укладывается ни в рамки оперативного управления, ни в рамки права собственности Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М., Проспект. 2000. - С. 357.. И наконец, последняя концепция состоит в том, что государство остается единым и единственным собственником имущества учреждения, принадлежащего ему на праве оперативного управления. Осуществляя предпринимательскую деятельность, учреждение приобретает право самостоятельно, в рамках специальной хозяйственной компетенции, распоряжаться полученными от такой деятельности доходами и приобретенным за счет этих доходов имуществом. Сами же доходы и приобретенное имущество по-прежнему принадлежат учреждению на праве оперативного управления Ершова И.В. Предпринимательское право. - М., Юриспруденция. 2002. - С. 213..

Оставляя за рамками этой статьи подробное рассмотрение многолетней и многоаспектной дискуссии ученых и практиков о правовой природе права учреждения на доходы от предпринимательской деятельности, отметим, что в любом случае вряд ли справедливой и рациональной является позиция законодателя об ограниченной ответственности учреждения только денежными средствами, в том числе и по обязательствам, вытекающим из предпринимательской деятельности учреждения. Вслед за позицией отдельных ученых, нашедшей подтверждение и в судебной практике, представляется, что по обязательствам, возникшим из предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, учреждение должно нести полную ответственность имуществом, приобретенным за счет этого дохода, а не только денежными средствами Ершова И.В. Указ. соч. - С.214; Постановление Президиума ВАС РФ от 23.05.2005 г. № 4940 // Вестник ВАС РФ. - 2005. - № 4. - С. 14..

При ликвидации некоммерческой организации имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами на цели, в интересах которых была создана некоммерческая организация, и (или) на благотворительные цели, а при невозможности использования в соответствии с учредительными документами - обращается в доход государства. Особенности распределения имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, Закон о некоммерческих организациях устанавливает для некоммерческих партнерств. Такое имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом и не более этого взноса, если иное не установлено специальными федеральными законами и учредительными документами некоммерческого партнерства Залесский В.В. Некоммерческие партнерства: уплата членских взносов // Право и экономика. - 2007. - № 1. - С. 18.. Особенности распределения имущества ликвидируемого некоммерческого партнерства сближает эту форму некоммерческих организаций с хозяйственными обществами и товариществами, однако заметим, что имущество ликвидируемого хозяйственного общества (товарищества) поступает в собственность участника (товарища) без ограничения его размера пределами взноса в уставный (складочный) капитал.

1. Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

Материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

2. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

3. Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности.

3.1. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума.

4. В интересах достижения целей, предусмотренных уставом некоммерческой организации, она может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.

Бюджетное учреждение с согласия собственника вправе передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя (участника) денежные средства (если иное не установлено условиями предоставления денежных средств) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет денежных средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.

Государственные бюджетные учреждения, являющиеся государственными академиями наук, вправе осуществлять от имени Российской Федерации полномочия учредителей государственных унитарных предприятий, государственных учреждений и собственников закрепленного за ними федерального имущества в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущество, указанное в абзаце втором настоящего пункта, в уставный капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя (участника).

Казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

Консультации юриста по ст. 24 Закона О некоммерческих организациях

Задать вопрос:


    • Ответ юриста:
  • Илья Нармацкий

    Экономика. ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВПРАВЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?ПОЧЕМУ?

    • Некоммерческие организации , в том числе некоммерческие партнерства, ведут бухгалтерский учет и представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 32 Федерального закона 7-ФЗ, п. 1 ст....

    Игорь Авиловичев

    Виды фондов как некоммерческих организаций. Большое спасибо всем за помощь. Я надеюсь, что кто-нибудь всё-таки ответит на вопрос о ВИДАХ (!!!) фондов как некоммерческих организаций. Пожауйста, помогите. Это вопрос контрольной работы.

    • Ответ юриста:

      Классическими разновидностями фонда как организационно-правовой формы некоммерческой организации следует признать благотворительный фонд (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях) и общественный фонд (ст. 10 Закона об общественных объединениях) . Негосударственные пенсионные фонды, созданные в соответствии с федеральными законами для осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению участников фондов в соответствии с заключенными с ними договорами, а также деятельности в качестве страховщика по обязательному и профессиональному пенсионному страхованию, считаются не фондами, а особой организационно-правовой формой некоммерческих организаций социального обеспечения (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 апреля 1998 г. "О негосударственных пенсионных фондах"), хотя их правовое положение весьма близко к статусу обычного фонда. Вместе с тем деятельность таких фондов связана с исключительно коммерческим использованием денежных средств граждан и распределением между ними полученных в результате доходов. Поэтому их некоммерческая природа вызывает серьезные сомнения. В то же время Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, вопреки названию, являются не фондами, а представляют собой самостоятельные финансово-кредитные государственные учреждения.

    Мария Зайцева

    Подскажите пожалуйста где взять правила регистрации некоммерческого благотворительного фонда!???

    • В налоговой наверно.

    Мария Куликова

    у какой формы НКО может быть один учредитель?

    • Ответ юриста:

      Практически у любой: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Статья 15. Учредители некоммерческой организации 1.3. Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

    Константин Селевачев

    К какому виду организации приравнивается некоммерческое партнерство. - к какому виду организации приравнивается некоммерческое партнерство для налоговой отчетности - где посмотреть по каким документам оно отчитывается перед налоговой инспекцией

    • Ответ юриста:

      Некоммерческие организации, в том числе некоммерческие партнерства, ведут бухгалтерский учет и представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-

Некоммерческая организация — юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками. Действует Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

Выделение некоммерческой организации из ряда прочих юридических лиц возможно только при одновременном наличии у такой организации обоих характеризующих ее признаков (извлечение прибыли – не основная цель; не распределяет прибыль между участниками). Исключение составляют потребительские кооперативы, которые вправе распределять доходы, полученные от предпринимательской деятельности, осуществляемой ими в рамках уставной правоспособности.

Перечень форм некоммерческих организаций является открытым. Закон о некоммерческих организациях в пределах диспозитивного правового регулирования наряду с предусмотренными ГК РФ потребительскими кооперативами, общественными, религиозными организациями (объединениями), учреждениями, фондами, ассоциациями (союзами) включил в перечень некоммерческих организаций также некоммерческие партнерства, некоммерческие автономные организации, государственные корпорации.

Требования к осуществлению некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, соблюдение которых является для них обязательным:

предпринимательская деятельность не должна быть основной целью деятельности некоммерческой организации, иначе она превращается в коммерческую;

некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы и в соответствии с этими целями; последнее означает, что предпринимательская деятельность некоммерческих организаций должна соответствовать двум условиям: а) служить достижению целей организации; б) соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее уставной правоспособности (в Законе о некоммерческих организациях указано только первое условие, но, нормы ГК РФ приоритетны, а в нем закреплена именно специальная правоспособность некоммерческих организаций).

Предпринимательской деятельностью некоммерческой организации признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве. Разнообразные виды предпринимательской деятельности, которые вправе осуществлять некоммерческие организации, можно разделить на две группы: а) предпринимательская деятельность, осуществляемая непосредственно некоммерческой организацией; б) осуществляемая путем создания и участия в коммерческих организациях. Противоречит ли требованиям ГК РФ о соответствии предпринимательской деятельности некоммерческой организации ее уставной правоспособности участие некоммерческой организации, например, в акционерном обществе, производящем непрофильные для этой некоммерческой организации товары? Представляется, что нет, но лишь в том случае, если доходы от акций будут направлены на цели организации и в соответствии с ее уставной правоспособностью.

Для отдельных видов некоммерческих организаций существуют ограничения в занятии предпринимательской деятельностью. Так, ассоциации (союзы) коммерческих организаций могут осуществлять предпринимательскую деятельность только путем создания или участия в хозяйственных обществах. В законодательстве установлены также ограничения возможности участия некоммерческих организаций в отдельных обязательствах. Так, только коммерческие организации могут выступать в качестве финансовых агентов по договору финансирования под уступку денежного требования, сторонами в договоре коммерческой концессии. Ограничительные нормы направлены прежде всего на то, чтобы оградить некоммерческие организации от излишней "коммерциализации", чтобы предпринимательская деятельность не стала препятствием для некоммерческих организаций в осуществлении ими уставной деятельности, направленной на удовлетворение общественно полезных целей.

Имущество и доходы, приобретаемые некоммерческими организациями в результате их предпринимательской деятельности, как правило, поступают в их собственность и учитываются на балансе организации. Исключение составляют доходы учреждений, полученные ими от предпринимательской деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество, которые поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и также учитываются на отдельном балансе. Любая некоммерческая организация (кроме учреждения) отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся в ее собственности. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам несет его собственник. Обоснована и научно, и законодательно поддерживается точка зрения, что доходы, получаемые учреждением от предпринимательской деятельности, поступают в собственность учреждения, поскольку только собственник может самостоятельно распоряжаться имуществом.

При ликвидации некоммерческой организации имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели, а при невозможности использования в соответствии с учредительными документами — обращается в доход государства.

Что касается некоммерческих партнерств – его имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом и не более этого взноса, если иное не установлено специальными федеральными законами и учредительными документами некоммерческого партнерства.

Вопрос 27. Объединения в сфере предпринимательской деятельности (правовые вопросы). Правовые формы участия объединений в предпринимательской деятельности.

Объединение коммерческих организаций – форма интеграции, участники которой осуществляют согласованную предпринимательскую деятельность. Классификация объединений предпринимателей может быть проведена по ряду критериев. Так, с точки зрения организационно-правовых форм объединений следует выделять: ассоциации (союзы) и некоммерческие партнерства, холдинги, финансово-промышленные группы, объединения предпринимателей, основанные на договоре простого товарищества.

*Понятия: Ассоциация (союз) — некоммерческая организация, представляющая собой договорное объединение коммерческих организаций, созданное в целях координации их предпринимательской деятельности и защиты общих имущественных интересов. Финансово-промышленная группа (ФПГ) — форма организационного объединения юридических лиц в целях технологической и экономической интеграции. Холдинг (холдинговая компания) — совокупность основного (материнского) общества (товарищества) и дочерних хозяйственных обществ, ведущих согласованную предпринимательскую деятельность и связанных между собой отношениями экономической зависимости и контроля, позволяющими основному (материнскому) обществу (товариществу) определять условия ведения предпринимательской деятельности дочерними обществами.

По критерию экономического содержания , основанного на цели создания объединения, принципах централизации тех или иных производственно-хозяйственных, коммерческих функций, распределении полномочий между участниками объединения, выделяют: концерны, конгломераты, консорциумы, картели, синдикаты, пулы и пр.

*Понятия: Концерн — способ организации взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности путем централизации производственных, научно-технических, внешнеэкономических функций, финансовой и инвестиционной деятельности, а также сервисного, коммерческого обслуживания. Концерн представляет собой экономическое единство; централизованное управление — отличительный признак концерна. Конгломерат — совокупность разнопрофильных организаций, которые не имеют каких-либо общих производственных основ, но объединены организационными или финансовыми связями. Консорциум — временное договорное объединение субъектов предпринимательской деятельности, сохраняющих юридическую самостоятельность, создаваемое с целью осуществления крупных проектов.

Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, на что снять деньги в нко.

Картель — договорная форма объединения хозяйствующих субъектов, участники которой, сохраняя статус юридического лица, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность, определяют общую сбытовую политику и ценообразование с целью усиления влияния на товарных рынках. Синдикат — предпринимательское объединение картельного типа, участники которого сбывают свои товары через единую торговую контору, которая может также осуществлять для участников синдиката закупки сырья. Пул — договорная форма предпринимательского объединения, участники которой не утрачивают юридической самостоятельности, создаваемая для консолидации средств и минимизации предпринимательских рисков с целью распределения полученных от совместной деятельности доходов в конце "пульного" периода. Пулы получили распространение в сфере страховых, торговых, биржевых, патентных и прочих услуг.

Цели объединений могут быть реализованы в результате образования определенной правовой формы . Так, например, концерны, как правило, воплощаются в форму холдинга; картели, консорциумы, пулы могут быть созданы в форме простого товарищества. Синдикаты, имеющие в своей структуре специализированную торгово-сбытовую контору, в современных рыночных условиях могут приобретать организационную форму финансово-промышленных групп или холдинговых компаний.

По способу организации объединения (добровольный или принудительный) можно выделить объединения вертикального и горизонтального типов. К объединениям вертикального типа или неравноправным объединениям, основанным на экономической субординации и контроле, относятся собственно холдинговые компании, а также объединения холдингового типа: унитарные предприятия с хозяйственными обществами (товариществами), в которых они имеют контрольную долю участия, некоммерческие организации с созданными ими хозяйственными обществами. К объединениям горизонтального типа или равноправным объединениям, основанным на добровольных отношениях кооперации, относятся договорные формы объединений: ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства, простые товарищества. Финансово-промышленные группы, определяемые в законодательстве как совокупность юридических лиц, (1) действующих как основное и дочерние общества либо (2) полностью или частично объединивших свои активы на основе договора о создании ФПГ, в зависимости от формы создания могут быть отнесены в соответствии с критерием добровольности создания к первой или ко второй группе.

Возможна классификация объединений по критерию правосубъектности . С точки зрения традиционного цивилистического подхода, признающего в качестве коллективных субъектов гражданских правоотношений только юридические лица, к числу правосубъектных объединений относятся только ассоциации (союзы); все иные объединения, которые не обладают статусом юридического лица, являются неправосубъектными. Мы придерживаемся существующей в юридической литературе точки зрения о возможности признания за предпринимательскими объединениями, не являющимися юридическими лицами, частичной правосубъектности. Холдинги, ФПГ обладают частичной (неполной) правосубъектностью или отдельными ее элементами, поскольку в определенных случаях они становятся субъектами урегулированных нормами права общественных отношений. Так, в ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках законодатель, игнорируя форму (оболочку) юридического лица, рассматривает ФПГ и другие группы лиц, связанные отношениями зависимости, как единых хозяйствующих субъектов.

Ассоциации (союзы) являются юридическими лицами со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями, в том числе: самостоятельной имущественной ответственностью по своим обязательствам имуществом, находящимся в их собственности, способностью выступать в гражданском обороте от своего имени. Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов, члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами. Ассоциации могут заниматься предпринимательской деятельностью только путем создания хозяйственных обществ и участия в них.

Некоммерческим партнерством является основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении целей, направленных на достижение общественных благ. К таким целям наряду с другими могут относиться защита интересов участников, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи и пр. Квалификация некоммерческих партнерств, объединяющих коммерческие организации, в качестве объединений предпринимателей подтверждается Законом о рынке ценных бумаг, обязывающем создавать фондовые биржи в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства (ч.2 ст.11).

О Холдингах и ФПГ см. Вопрос 28.

⇐ Предыдущая18192021222324252627Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 944 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

АНО «Цифровая экономика», АНО «Институт развития интернета» и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» подписали соглашение о сотрудничестве в сфере «Кадры и образование». Подписание состоялось 13 февраля в Москве на всероссийском форуме «Наставник».

АНО «Цифровая экономика», ИРИ и АСИ подписали соглашение о сотрудничестве в сфере образования

Соглашение ставит целью объединение усилий Сторон в формировании и развитии кадрового потенциала цифровой экономики и предусматривает совместные действия по совершенствование системы образования в целях обеспечения цифровой экономики компетентными кадрами, а также развитие благоприятных условий для освоения новых профессий, необходимых для развития цифровой экономики России.

Согласно подписанному документу, организации будут сотрудничать в сфере разработки и запуска новых образовательных проектов, способствующих развитию цифровой экономики, в продвижении и популяризации перспективных для цифровой экономики профессий и компетенций.

Может ли АНО вести предпринимательскую деятельность и иметь прибыль

Соглашение также предусматривает совместное участие в разработке документов, направленных на координацию и взаимодействие с органами власти и заинтересованными организациями, связанными с направлением «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

«Цифровую трансформацию экономики способны провести лидеры изменений, хорошо разбирающиеся как в современных технологиях работы с данными, так и в перспективных бизнес-моделях их применения. Чрезвычайно важно объединить усилия для вовлечения максимально возможного числа первоклассных экспертов и профессиональных площадок, федеральных и региональных органов власти»

Генеральный директор АНО «Цифровая экономика»

«Подписание соглашения – важный шаг, который позволит консолидировать ресурсы трех организаций на пути к единой цели – значительному увеличению высококвалифицированных кадров не только в сфере технологий, но и в сфере управления, где наблюдается явный дефицит профессионалов, способных действовать в условиях цифровой трансформации»

Директор АНО «Институт развития интернета»

«Цифровая экономика – это в том числе стартапы, которые могут найти кадры только на открытом рынке. Но система образования таких специалистов массово не готовит, а из-за демографического спада мы ожидаем серьезный дефицит людей, обладающих алгоритмическим мышлением, разбирающихся в программировании, в работе с данными, понимающих, как работают цифровые платформы. Поэтому наши общие усилия направлены на развитие цифровой грамотности, в том числе, у взрослого населения, на создание ускоренных программ обучения, новых форм общего, среднего, профессионального и высшего образования, чтобы обеспечить рынок труда цифровой экономики востребованными специалистами»

Директор направления «Молодые профессионалы» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»

АНО «Цифровая экономика» создана в целях предоставления услуг в сфере развития цифровой экономики в Российской Федерации, в том числе путем поддержки общественно значимых проектов и инициатив в указанной сфере, а также координации взаимодействия между бизнес-сообществом в сфере цифровой экономики, научно-образовательными организациями, иными сообществами и органами государственной власти.

АНО «Институт развития интернета» – организация, созданная для развития отрасли современных технологий в России (интернет, софт и медиа), повышения конкурентоспособности российских компаний и корпораций за счет применения интернет-технологий, развития экосистемы интернет-предпринимательства и бизнеса в России.

АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» создана распоряжением Правительства Российской Федерации. Инициатива создания Агентства принадлежит Президенту Российской Федерации Владимиру Путину. Деятельность Агентства направлена на реализацию важных для развития экономики страны инициатив по таким направлениям, как улучшение инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, кадровое обеспечение промышленного роста, Национальная технологическая инициатива (НТИ) и Цифровая экономика. Агентство также поддерживает коммерческие, социальные и образовательные проекты в части преодоления административных и нормативно-правовых барьеров, проведения всесторонней экспертизы и привлечения финансирования (через финансовые институты и институты развития).

Могут ли некоммерческие организации заниматься предпринимательской деятельностью?

Для того чтобы понять ответ на этот вопрос, попробуем разобраться в том, чем отличаются коммерческие предприятия от некоммерческих организаций.

Некоммерческая организация создается для решения вопросов группы лиц, объединенных общими целями и интересами. Как правило, эти структуры решают социальные задачи, занимаются благотворительностью, способствуют развитию образования, здравоохранения, культуры. Некоторые виды некоммерческих структур, например, благотворительные фонды, направляют взносы, полученные на добровольной основе от физических лиц и организаций, на оказание помощи нуждающимся гражданам, на строительство школ, больниц, детских садов и т.д.

Прибыль, полученная в результате деятельности некоммерческого предприятия, не распределяется между участниками, а направляется на решение тех задач, ради которых была создана организация. Это основное отличие от коммерческих компаний, создаваемых именно ради получения прибыли, которая после уплаты всех налогов остается в распоряжении участников общества.

Взаимодействие некоммерческих и коммерческих организаций

Иногда коммерческим организациям выгодно объединяться с некоммерческими предприятиями, если у них есть общие задачи или их взаимодействие помогает обеим сторонам. Такие организации называются ассоциациями (союзами). При этом обе стороны сохраняют за собой права юридических лиц. Предпринимательская деятельность представляет важность для большинства некоммерческих фирм, поскольку для решения любой социальной проблемы необходимы финансовые средства. Законом не запрещено участвовать не прибыльным компаниям в предпринимательстве. Это помогает эффективно решать поставленные задачи.

Некоммерческая организация как учредитель коммерческого предприятия

Некоммерческая организация может быть учредителем коммерческого предприятия. Это предусмотрено законом. Например, АНО (автономная некоммерческая организация), занимающаяся образовательной деятельностью, имеет право стать единственным учредителем ООО, которое будет заниматься торговой, производственной, посреднической и другими видами деятельности. При этом предприятия уплачивают налоги и ведут бухгалтерский учет отдельно, как две разные организации. Аналогично могут действовать другие некоммерческие фирмы.

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 15 не на религиозные организации, Государственную компанию «Автодор».

Действие п.п. 1, 1.1 — 1.3 ст. 15 не на бюджетные и казенные учреждения.

Статья 15. Учредители некоммерческой организации

1. Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

1.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

1.2. Не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации:

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

2) лицо, включенное в перечень в соответствии с Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»);

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 505-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

5) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.

(пп. 5 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 170-ФЗ)

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

1.2-1. Лицо, которое ранее являлось руководителем или входило в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, не может быть учредителем некоммерческой организации в течение десяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

(п. 1.2-1 введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 505-ФЗ)

1.3. Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

(п. 1.3 введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

2. Учредителем бюджетного или казенного учреждения является:

1) Российская Федерация — в отношении федерального бюджетного или казенного учреждения;

2) субъект Российской Федерации — в отношении бюджетного или казенного учреждения субъекта Российской Федерации;

3) муниципальное образование — в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

3. Если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о своем выходе в регистрирующий орган. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.

Права и обязанности учредителя (участника) некоммерческой корпорации либо права и обязанности учредителя фонда или автономной некоммерческой организации в случае его выхода из состава учредителей и (или) участников прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Учредитель (участник), вышедший из состава учредителей (участников), обязан направить уведомление об этом соответствующему юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган.

Задайте вопрос дежурному юристу,

3 введен Федеральным законом от 31.01.2016 N 7-ФЗ)

4. Если иное не предусмотрено федеральным законом и уставом юридического лица, физические и (или) юридические лица вправе войти в состав учредителей (участников) некоммерческой корпорации, в состав учредителей фонда и автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей и (или) участников.