Теория всего. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

2. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

3. Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

4. Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от проведения торгов.

5. Участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Если иное не установлено законом, обязательства организатора и участников торгов по заключению договора по результатам торгов могут обеспечиваться независимой гарантией.

6. Если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

Лицо, уклонившееся от подписания протокола, обязано возместить причиненные этим убытки в части, превышающей размер предоставленного обеспечения.

Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.

7. Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.

8. Условия договора, заключенного по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июня 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 42-ФЗ.

Комментарий к статье 448 Гражданского Кодекса РФ

1. Понятие открытых и закрытых аукционов и конкурсов по-разному раскрывается в действующих правовых актах. Критерию открытости, закрепленному п. 1 комментируемой статьи, отвечает понятие "публичные торги", используемое в законодательстве (ст. 399 - 405 ГПК РСФСР) и иных правовых актах (см. п. 52 Основных положений о залоге недвижимого имущества - ипотеке, утв. распоряжением СМ РФ от 22.12.93 N 96-рз). Однако критерий открытости в отдельных случаях подвергается ограничениям, направленным на отстранение от участия в публичных торгах определенных категорий лиц. Так, согласно п. 53 упомянутых Основных положений о залоге недвижимого имущества - ипотеке в торгах в качестве покупателя не вправе участвовать, в т.ч. через представителей, должностные лица органов местного самоуправления, суда, арбитражного суда и прокуратуры, залогодатель и залогодержатель, а также проводящие торги специализированные организации.

Применение квалификационных требований для отбора лиц, удовлетворяющих условиям конкурса, не превращает конкурс в закрытый. Оценка квалификации не должна носить дискриминационного характера, если иное не предусмотрено федеральными законами или указами Президента РФ (п. 7 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утв. Указом Президента РФ от 08.04.97 N 305).

Критерий "закрытости" торгов (аукционов и конкурсов) понимается в комментируемой статье как избирательный подход к кругу лиц, допускаемых к участию в них: таковыми названы особо приглашенные для этой цели лица. В правовых актах о проведении торгов также используется названный подход. Закрытыми признаются торги по конкурсному распределению экспортных квот, если они ограничены по числу участников (п. 3.1 Положения о порядке и условиях проведения федеральных торгов по конкурсному распределению экспортных квот для государственных нужд, утв. Приказом МВЭС РФ от 23.02.93; п. 1.2 приложения N 1 к Положению о реформировании сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.07.94 N 874 (СЗ РФ, 1994, N 15, ст. 1787).

В нормативных актах используется и иной критерий "закрытости" торгов, отличающийся от указанного в комментируемой статье. Так, различая конкурсы по составу участников и по форме проведения торгов, п. 10 Примерного положения об инвестиционных конкурсах (инвестиционных торгах) по продаже объектов приватизации, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утв. распоряжением ГКИ РФ от 13.11.92 N 770-р, называет закрытыми такие инвестиционные торги, при проведении которых предложения претендентов подаются организатору торгов не публично, а в запечатанном виде.

Разновидностью открытых торгов являются торги по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков. Некоторые лица не могут участвовать в таких торгах, однако это не придает им свойства закрытости. В частности, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях (Земельный кодекс), следовательно, они не вправе участвовать в конкурсе, позволяющем заключить договор, посредством которого может быть приобретено право собственности. Речь в этом случае идет не об избирательном допуске претендентов к участию в конкурсе, а об установлении законодательных ограничений на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 15 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" - СЗ РФ, 2002, N 46, ст. 4587).

2. В п. 2 комментируемой статьи определен минимальный объем обязанностей, возлагаемых на устроителей торгов. Детализация сведений, которые следует включать в объявление о проведении торгов, зависит от специфики торгов и предусматривается соответствующими правовыми актами. Так, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.10.96 N 1299 Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством Российской Федерации количественных ограничений (п. 11) предписывает включать в такое объявление сведения о времени, месте, форме, предмете и порядке проведения конкурса; условиях и порядке реализации квоты; сроках приема конкурсных предложений и проведения предварительной квалификации (в случае ее осуществления); адресе, телефаксе и контактном телефоне Межведомственной комиссии по организации проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот; сроке окончания приема конкурсных предложений.

В ходе приватизации государственных и муниципальных предприятий используемые способы приватизации, в т.ч. продажа на конкурсах и аукционах, предполагают опубликование продавцами имущества надлежащей информации о приватизации. Так, Закон о приватизации в ст. 15 предписывает обязательное опубликование информационного сообщения о продаже государственного и муниципального имущества не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи указанного имущества. При продаже на коммерческом конкурсе акций открытого акционерного общества, созданного в процессе приватизации, информационное сообщение о такой продаже должно содержать следующие сведения: площадь земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество упомянутого общества; характеристика принадлежащей обществу недвижимости с указанием связывающих ее обременений; имеющиеся ограничения на перепродажу акций общества; обязательства общества, в т.ч. перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, государственными внебюджетными фондами; балансовый отчет общества; основная номенклатура продукции (работ, услуг) общества; численность работников общества; условия продажи акций общества; ограничения на участие нерезидентов Российской Федерации, а также резидентов Российской Федерации, имеющих в качестве учредителей (участников) и аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц; порядок ознакомления с иными сведениями (п. 3 ст. 18 Закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" от 21.07.1997 N 123-ФЗ).

Ответственность за точность и полноту сведений, содержащихся в информационном сообщении о проведении конкурса, плане приватизации предприятия и соответствующих правовых актах, лежит на председателе конкурсной комиссии.

Если торги ведутся за право заключить договор, то извещение о предстоящих торгах должно содержать срок, по истечении которого договор будет заключен с победителем торгов (см. п. 7 Правил проведения конкурсов на право заключения договоров доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ угольной промышленности (угольных компаний), утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.96 N 1485).

3. Если организатор известил о торгах, но впоследствии отказался от их проведения, он обязан возместить убытки, понесенные участниками в связи с таким отказом. Убытки подлежат возмещению только в части реального ущерба (см. ст. 15 ГК), без учета упущенной выгоды. При этом обязанность возмещения зависит от формы, которую должны были иметь несостоявшиеся торги. Для открытых торгов такая обязанность вообще не наступает, если отказ был совершен в пределах указанных в п. 3 комментируемой статьи сроков, а для закрытых торгов (как конкурсов, так и аукционов) она обременяет организатора независимо от того, в какой момент он отказался от их проведения, если только приглашенные к участию лица были о них извещены.

4. В п. 4 ст. 448 предусмотрено применение задатка в отношениях, связанных с организацией и проведением торгов. Задаток, вносимый участниками торгов, имеет целью подтвердить серьезность намерения участвовать в конкурсе.

Устроитель торгов, даже несущий обязанность возмещения ущерба, причиненного отказом от их проведения, возвращает принятый задаток в одинарном, а не в двойном размере (как это имело бы место согласно общим правилам ст. 381 ГК). Такой подход следует объяснять тем, что ни в момент извещения потенциальных участников торгов, ни в момент внесения ими задатка между будущими участниками торгов и их организатором не возникает еще то обязательство, на создание которого направлены торги, - обязательство заключить договор. Такое обязательство возникает лишь между организатором и победителем торгов.

Отсутствие в п. 4 комментируемой статьи указаний на размер вносимого участниками торгов задатка или способ его определения позволяет решить этот вопрос в специальных правовых актах. Так, в п. 6 Постановления СМ РФ от 10.08.93 N 757 "О реализации дополнительных мер по защите права граждан России на участие в приватизации" указывается, что сумма залога (задатка), взимаемого с участников конкурса, аукциона, устанавливается решениями правительств республик в составе Российской Федерации, глав администраций автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в пределах 5-кратной объявленной начальной цены продаваемого объекта приватизации (СА РФ, 1993, N 33, ст. 3093).

5. Согласно п. 5 ст. 448 обеспечительная функция задатка используется в отношениях между организатором торгов и их победителем. При нарушении обязанности заключить с последним (подписать) договор организатор не только возвращает задаток в двойном размере, но и возмещает в не покрытой им части убытки, причиненные участием в торгах (включая упущенную выгоду).

Для подписания договора с победителем торгов отводится определенный срок, заранее указанный в извещении об их проведении. При отсутствии указания о таком сроке он не должен превышать 20 дней (для торгов, предмет которых составляло приобретение права на заключение договора). Течение срока начинается с момента завершения торгов и оформления протокола об их результатах.

Уклонение победителя торгов, проводившихся на предмет приобретения права на заключение договора, от заключения соответствующего договора дает другой стороне право обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением. При этом следует учитывать, что закон не наделяет сторону правом требовать понуждения исполнить заключенный по результатам торгов договор. При неисполнении такого договора (например, при отказе покупателя произвести уплату покупной цены) предусматривается расторжение договора, а не понуждение покупателя к его исполнению (см. разъяснение п. 5.3 Временного положения о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на аукционе в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.01.97 N 2898/96 - Вестник ВАС РФ, 1997, N 4, с. 43).

Другой комментарий к статье 448 ГК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает, что порядок проведения торгов может быть двояким: могут проводиться как открытые, так и закрытые аукционы и конкурсы. Они различаются по кругу лиц, которые могут принять участие в торгах: это могут быть любые лица или специально приглашенные на торги.

Закон о конкурсах называет виды конкурсов, посредством которых организатор конкурса осуществляет размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Они включают: открытые и закрытые конкурсы (в том числе двухэтапные). Наиболее предпочтительным, по смыслу данного закона, является открытый конкурс.

Организатор конкурса по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти вправе проводить закрытые конкурсы в случаях, если:

Предметом государственного контракта являются поставки товаров (работ, услуг) для нужд обороны и безопасности государства в части, составляющей государственную тайну;

Технически сложные товары (работы, услуги) производятся ограниченным числом поставщиков (исполнителей).

Закон о банкротстве предусматривает, что продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона. Однако в случае, если в состав имущества предприятия входит имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу, продажа предприятия осуществляется только путем проведения закрытых торгов. В закрытых торгах принимают участие лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество (ст. 110).

Законодательством могут быть предусмотрены определенные ограничения действия данной статьи ГК. Так, в процессе приватизации не могут быть покупателями и участвовать в конкурсе, аукционе юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%.

2. В п. 2 комментируемой статьи определяется порядок информирования о проведении торгов. Извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором аукциона или конкурса не менее чем за 30 дней до проведения торгов. При открытых торгах информация о их проведении сообщается посредством публикации в периодических изданиях объявления о проведении аукциона или конкурса. При закрытых торгах производится рассылка приглашений в адрес конкретных претендентов, при этом перечень участников, которым рассылаются приглашения, публикуется в открытой печати. Данный пункт предусматривает необходимый перечень сведений, которые должны содержаться в извещении. К таким сведениям относятся: сведения о времени, месте и форме торгов (т.е. проводятся ли торги в форме аукциона или в форме конкурса), их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах (например, путем подачи в соответствующие сроки заявки установленного образца), порядке определения лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Указанный перечень сведений является обязательным, но не исчерпывающим. При проведении отдельных видов аукционов и конкурсов обязательным может быть включение и иной информации.

наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации имущества, реквизиты указанного решения;

наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристики имущества);

способ приватизации;

начальная цена;

форма подачи предложений о цене;

условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов;

порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок (предложений);

исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов и требования к их оформлению;

срок заключения договора купли-продажи;

порядок ознакомления покупателей с иной информацией, в том числе с актом инвентаризации, условиями договора купли-продажи;

ограничения участия отдельных категорий физических и юридических лиц в приватизации имущества.

При продаже государственного или муниципального имущества на аукционе, специализированном аукционе или конкурсе также указываются:

порядок определения победителей;

размер, срок и порядок внесения задатка, необходимые реквизиты счетов;

место и срок подведения итогов;

условия конкурса (при продаже государственного или муниципального имущества на конкурсе);

форма бланка заявки (при продаже акций на специализированном аукционе).

3. Пункт 3 комментируемой статьи регламентирует порядок отказа организатора открытых и закрытых торгов от проведения аукциона или конкурса. Организатор открытого аукциона может отказаться от его проведения в любое время, но не позднее чем за 3 дня до его проведения, отказ от проведения открытого конкурса объявляется не позднее чем за 30 дней до его проведения.

Эта норма является диспозитивной, поскольку в комментируемой статье указывается, что этот порядок действует, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов. Если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Иной порядок предусмотрен для возмещения вреда, понесенного участниками закрытого аукциона или закрытого конкурса в случае, когда организатор торгов отказался от их проведения: организатор торгов обязан возместить реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.

4. В п. 4 комментируемой статьи изложены правила внесения задатка, а также его возвращения участникам торгов. Задаток возвращается в двух случаях: а) если торги не состоялись; б) если лица участвовали в торгах, но не выиграли их. Если же лицо выиграло торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному с ним договору. Так, в соответствии с Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе для участия в аукционе претендент вносит задаток на счет (счета) продавца. Договор о задатке заключается в порядке, предусмотренном ст. 428 ГК. Размер задатка, срок и порядок его внесения, реквизиты счета (счетов) продавца, порядок возвращения задатка и иные условия договора о задатке, определенные продавцом в качестве условий договора присоединения, публикуются в информационном сообщении о проведении аукциона. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет (счета) продавца, является выписка (выписки) со счета (счетов) продавца. Задаток возвращается участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение 5 дней со дня подведения итогов аукциона. Задаток, внесенный покупателем на счет (счета) продавца, засчитывается в оплату приобретаемого имущества.

5. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает правила подписания протокола о результатах торгов. Протокол о результатах торгов имеет силу договора, а значит, по отношению к нему действуют все положения о заключении договора.

Форма протокола и процедура его подписания не являются единообразными.

Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе устанавливает, что решение продавца об определении победителя оформляется протоколом об итогах аукциона, составляемым в двух экземплярах, в котором указывается имя (наименование) победителя аукциона и предложенная им цена покупки имущества. Протокол об итогах аукциона направляется победителю аукциона одновременно с уведомлением о признании его победителем.

Подписанный уполномоченным представителем продавца протокол об итогах аукциона является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи имущества.

В случае уклонения от подписания протокола лицо, выигравшее торги, утрачивает внесенный им задаток, а организатор торгов, уклонившийся от подписания договора, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

Если предметом торгов было только право на заключение договора, то такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. Так, лицо, выигравшее лесной аукцион, и организатор лесного аукциона в тот же день подписывают протокол лесного аукциона, который имеет силу договора. В протоколе лесного аукциона указываются: границы участка лесного фонда; виды лесопользования; объемы (размеры) лесопользования; размеры платы за пользование участком лесного фонда и порядок ее внесения (п. 35 Положения о порядке проведения лесных аукционов).

1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

2. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

3. Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

4. Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от проведения торгов.

5. Участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Если иное не установлено законом, обязательства организатора и участников торгов по заключению договора по результатам торгов могут обеспечиваться независимой гарантией.

6. Если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

Лицо, уклонившееся от подписания протокола, обязано возместить причиненные этим убытки в части, превышающей размер предоставленного обеспечения.

Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.

7. Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.

8. Условия договора, заключенного по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.

Комментарий к статье 448 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья содержит нормы, регламентирующие организацию и порядок проведения торгов, а также порядок заключения договора по результатам проведенных торгов.

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет виды аукциона и конкурса, а также устанавливает критерий, по которому проводится классификация. Аукцион и конкурс могут быть открытыми и закрытыми в зависимости от того, является ли участие в торгах свободным для всех и каждого или же участниками являются специально приглашенные лица. Хотя в комментируемой статье об этом прямо и не сказано, следует прийти к выводу, что выбор конкретного вида аукциона либо конкурса - открытого или закрытого, как и выбор формы торгов в целом, зависит от воли организатора, кроме исключительных случаев, установленных специальной нормой федерального закона. Данный вывод логично следует из правила, закрепленного ч. 3 п. 4 ст. 447 ГК, которое предоставляет организатору право выбирать форму торгов.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает организационное требование к сроку, в течение которого организатором должно быть совершено извещение о проведении торгов, а также требования к содержанию соответствующего извещения.

Извещение о проведении аукциона или конкурса должно быть сделано организатором не позднее чем за 30 дней до их проведения. Иной срок может быть установлен только федеральным законом. Что касается содержания извещения, то оно должно включать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также, если планируется проведение аукциона, - сведения о начальной цене. Кроме того, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.

Отсутствие в извещении о торгах указанных сведений является нарушением порядка проведения торгов и основанием для признания торгов недействительными по иску заинтересованного лица (п. 2 письма ВАС N 101).

3. Закон не предъявляет каких-либо специальных требований к форме извещения о проведении торгов. Из содержания комментируемой статьи следует, что форма извещения должна быть вербальной. Поскольку каких-либо специальных ограничений на этот счет не установлено, форма извещения может быть как устной, так и письменной.

В то же время следует учитывать, что в судебной практике устное извещение о проведении торгов, переданное в эфире радиостанции или телеканала однократно, признается ненадлежащей формой доведения информации до потенциальных участников торгов, поскольку в данном случае не обеспечивается возможность однозначного восприятия и беспрепятственной фиксации сведений потенциальными участниками торгов, что отрицательно сказывается на привлечении внимания к торгам со стороны возможных покупателей (п. 4 письма ВАС N 101).

4. Извещение о проведении торгов не является офертой, хотя и имеет некоторые схожие с ней черты, поскольку является нацеленным на заключение гражданско-правового договора предложением, направленным конкретным адресатам либо неопределенному кругу лиц. Принципиальное отличие извещения от оферты заключается в том, что оно не содержит существенные условия будущего договора, а должно содержать лишь подробную информацию о торгах, по результатам которых будут определены все существенные условия.

По своей юридической природе извещение о проведении торгов представляет собой одностороннюю сделку, возлагающую на организатора или лицо, от имени которого он действует, обязанность по проведению торгов. У лиц, получивших извещение, возникает соответствующее право требовать проведения торгов и участия в них.

5. Закон устанавливает различные правила допустимости отзыва извещения о проведении торгов в зависимости от того, являются ли торги открытыми или закрытыми. Извещение о проведении открытых торгов может быть отозвано организатором. Пункт 3 комментируемой статьи предоставляет организатору соответствующее право, однако ставит его реализацию в определенные временные рамки. Если организатор разместил извещение о проведении открытого аукциона, то он вправе его отозвать, но не позднее чем за три дня до проведения торгов. Если запланирован открытый конкурс, организатор вправе отменить его проведение не позднее чем за 30 дней. Столь ощутимая разница в сроках объясняется тем, что для подготовки к участию в конкурсе заинтересованные лица, как правило, должны проделать определенную подготовительную работу, в то время как для участия в аукционе какой-либо особой подготовки не требуется. Если указанные сроки организатором нарушены и торги не состоялись, организатор обязан возместить участникам причиненные убытки в пределах реального ущерба.

Закон не содержит специальных требований к форме уведомления об отзыве извещения, в связи с чем к ней относимо все сказанное в п. 3 комментария к данной статье.

В отличие от организатора открытых торгов организатор закрытого аукциона или конкурса не вправе отозвать сделанное извещение о проведении торгов. Если торги не состоялись, он обязан возместить участникам причиненный реальный ущерб.

Норма комментируемой статьи, предоставляющая организатору открытых торгов право отменить торги, является общей и диспозитивной. Она может быть изменена специальной нормой закона либо волей организатора, которую он вправе выразить в извещении о проведении торгов. Напротив, правило о недопустимости отмены закрытых торгов является императивным и не может быть изменено участниками оборота.

6. В целях обеспечения исполнения обязательств по участию в торгах каждый участник обязан предоставить организатору задаток. Размер задатка, срок и порядок его внесения должны быть определены в извещении о проведении торгов. Задаток подлежит возврату участнику торгов, в случае если торги не состоялись, а также в случае, если участник не выиграл торги.

Если участник выигрывает торги, то внесенный им задаток засчитывается в счет исполнения обязательств по договору.

Государственные торги могут проводиться разными способами. Наиболее распространенными вариантами считаются аукционы и конкурсы. Они могут быть закрытыми или открытыми. Особенности их проведения раскрываются в ст. 448 ГК РФ . Рассмотрим норму подробно.

Общие сведения

Как указывает ст. 448 ГК РФ , к участию в допускаются любые лица. К закрытым торгам допускаются только специально приглашенные субъекты. Если другое не устанавливает законодательство, уведомление о проведении торгов публикуется организаторами не позднее, чем за месяц до даты проведения. В извещении, согласно п. 2 ст. 448 ГК РФ , должна присутствовать информация о месте, форме, предмете, времени торгов, существующих обременениях реализуемых ценностей, порядке проведения мероприятия, правилах оформления участия, определения победителя и данные о первоначальной цене имущества. Организаторы конкурса/аукциона определяют условия договора, подписываемого с выигравшим субъектом. Они также указываются в уведомлении.

Возможности организатора

Если иное не предусматривается в уведомлении либо законе, субъект, опубликовавший извещение, может отказаться от проведения торгов. Согласно п. 4 ст. 448 ГК РФ, соответствующее решение в отношении аукциона должно быть обнародовано не позднее 3-х дн. до наступления установленной даты. Уведомление об отказе от проведения конкурса публикуется не позже месяца до его начала. Если организатор нарушил указанные сроки, на него возлагается обязанность по компенсации причиненного ущерба участникам торгов. Возмещение реального вреда осуществляется вне зависимости от того, в какой период после направления уведомления последовал отказ.

Задаток

О нем говорится в п. 5 ст. 448 ГК РФ . Как указывает норма, участникам торгов надлежит внести задаток в порядке, размере и в срок, установленные в уведомлении о проведении конкурса/аукциона. Если по тем или иным причинам торги не были проведены, внесенная сумма возвращается. П. 5 ст. 448 ГК РФ предусматривает также, что лица, участвовавшие в аукционе/конкурсе, но не выигравшие их, также получают задаток обратно. При оформлении договора с победителем внесенная им сумма засчитывается в счет выполнения обязательства по сделке. Если другое не устанавливается законодательством, добросовестность организаторов и участников может быть обеспечена

Особенности документального оформления

Если другое не предусматривается законодательством, субъекту, победившему в торгах, и организатору следует подписать протокол об их результатах в день проведения мероприятия. Этот документ обладает силой договора. Субъект, уклоняющийся от его подписания, должен компенсировать нанесенный этим ущерб в части, превышающей величину предоставленного обеспечения. В ряде случаев заключение договора допускается исключительно посредством проведения торгов. Если в соответствии с законом имеет место такая ситуация, то при уклонении организатора от подписания протокола лицо, выигравшее аукцион/конкурс, может обратиться с требованием о принуждении к заключению контракта в суд. Кроме того, субъект вправе направить иск о возмещении причиненных ему убытков.

Дополнительно

В соответствии с ч. 7 ст. 448 ГК РФ , если оформление договора допускается только по результатам торгов, победитель не может уступать права и переводить долг по обязательствам, вытекающим из такого контракта. Условия соглашения должны исполняться лицом, выигравшим конкурс/аукцион лично, если иное не закрепляется законодательством. Содержание контракта в случае, когда его оформление допускается только по результатам торгов, может быть изменено сторонами. При этом корректировки не должны затрагивать существенные условия договора, имевшие значение при определении цены, а также в других закрепленных законом случаях.

Ст. 448 ГК РФ с комментариями 2016 г.

В пункте первом рассматриваемой нормы предусмотрено разделение конкурсов и аукционов на закрытые и открытые. В качестве основания для классификации выступает уровень свободы участия. К открытым торгам могут привлекаться любые субъекты, а к закрытым, соответственно, исключительно специально приглашенные. Между тем, необходимо учесть нюанс. Возможность участия любого субъекта в открытом аукционе/конкурсе не означает, что законодательство не может установить определенные требования или ограничения. Так, согласно 5 статье ФЗ № 178, в таких торгах в качестве приобретателей муниципального/госимущества могут выступать любые организации и граждане, кроме унитарных предприятий, учреждений и компаний, если в их капитале доля РФ составляет больше 25%. Данные ограничения распространяются и на субъектов, которые могут участвовать в приватизационных аукционах/конкурсах. При этом данные ограничения не трансформируют открытые торги в закрытые. Из этого следует, что признак, закрепленный в части первой ст. 448 ГК РФ , следует трактовать в том смысле, что к конкурсу/аукциону может привлекаться любое лицо, соответствующее установленным законодательством требованиям (если они определены).

Правила уведомления

Общий порядок извещения о предстоящих торгах закрепляет пункт второй ст. 448 ГК РФ. Положениями установлен, в числе прочего, срок, в который должно быть опубликовано уведомление. Извещение считается важным и обязательным правовым актом в рамках процедуры торгов. В нем фиксируются ключевые параметры предстоящего конкурса/аукциона. Необходимо отметить, что извещение - это не публичная оферта. Обуславливается это тем, что договор, который оформляется по результатам торгов, не может заключаться с любым субъектом, отозвавшимся на предложение. Последнее, в свою очередь, выступает существенным признаком оферты. Рассматривая экспертов, необходимо обратить внимание на то, что специалисты расценивают извещение как акт, выражающий волю организатора заключить договор посредством проведения конкурса/аукциона. Это и определяет содержание уведомления.

Минимальные требования

Анализируя ст. 448 ГК РФ с комментариями юристов, можно выделить следующие обязательные пункты, включаемые в уведомление: время, место, форма, предмет и порядок проведения торгов. Указание на начальную цену должно присутствовать в извещении о торгах, в которых условие о стоимости является существенным. Срок подписания договора включается в уведомление о конкурсе/аукционе, предметом которого выступает только право на оформление контракта (ст. 447, 448 ГК РФ ). Данные требования считаются минимальными для всех торгов. Организатор может указать в уведомлении иные сведения, кроме обязательных. Дополнительные требования к содержанию акта могут закрепляться в законодательстве.

Форма уведомления

В рассматриваемой норме не установлено никаких требований к виду уведомления. Между тем, значение и характер извещения указывают на приоритет письменной формы. Допускается и устное уведомление потенциальных участников. К примеру, собственник имущества, желающий реализовать его дороже, может сам выступать в качестве организатора закрытого аукциона. В этом случае он вправе по телефону уведомить каждое лицо, приглашаемое к участию в торгах.

Отказ от проведения мероприятия

Его условия и последствия закрепляются в пункте третьем комментируемой статьи. В качестве общего правила предусматривается возможность организатора открытого аукциона/конкурса, опубликовавшего извещение, отказаться от проведения мероприятия. В уведомлении или законе может закрепляться, однако, ограничение этого права. Для закрытых мероприятий возможность отказа не предусмотрена прямо, но подразумевается косвенно. На это указывают положения пункта 3, регламентирующие последствия отказа от проведения такого аукциона/конкурса.

П. 7 ст. 448 ГК РФ: комментарии

При применении отдельных пунктов рассматриваемой нормы достаточно часто возникают сложности. В частности, речь идет о п. 7 ст. 448 ГК РФ. Практика показывает, что далеко не все заявители правильно толкуют норму. В пункте устанавливается запрет на случаи, в которых не заказчиком приобретается товар, услуга или работа для муниципальных или госнужд, а физлицо или предприятие получает права по отношению к публичному образованию в собственных интересах. В таких ситуациях действует п. 7 ст. 448 ГК РФ при отсутствии регламентации конкретных отношений в специальном законодательстве. Т. е. запрет действует вследствие существенного значения личности кредитора.

Судьба задатка

В четвертом пункте рассматриваемой нормы установлена обязанность участников торгов вносить предварительную (обеспечительную) сумму. Стоит отметить, что вопрос о задатке и его последующей судьбе урегулирован статьей настолько, что не возникает необходимости в применении к данным отношениям положений ст. 380 и 381 Кодекса. Величина суммы, порядок и срок внесения определяется организатором и указывается в уведомлении. Задаток должен быть возвращен всем участникам, если мероприятие не состоялось. Если же аукцион/конкурс был проведен, то перечисляется обратно тем субъектам, которые не победили.

Важный момент

Рассматривая вопрос, касающийся задатка, нужно обратить внимание на один нюанс. По правилам нормы, если с субъектом заключен контракт, то сумма, внесенная им в качестве обеспечения, засчитывается в счет выполнения обязательства, если в договоре предусмотрено соответствующее условие. Однако из этого правила есть исключение. Задаток будет возвращен победителю торгов госконтракта на поставку продукции для госнужд. Это обусловлено тем, что договором не устанавливается обязанность поставщика выплатить контрагенту какую-либо сумму.

Последняя стадия аукциона/конкурса

Она регламентируется пунктом пятым комментируемой статьи. Для уяснения сути положений необходимо четко разделять виды торгов, разграничиваемых в зависимости от их предмета. В п. 5 присутствуют соответствующие указания. В частности, в качестве предмета торгов может выступать заключение договора. Другими словами, организуется аукцион/конкурс непосредственно для оформления контракта. Соответственно, результатом мероприятия будет договор, заключенный с победившим субъектом. Предметом торгов может стать право на оформление контракта. Положения абзаца первого п. 5 распространяется в определенной степени на все виды аукционов/конкурсов. Абз. 2 действует в отношении только тех торгов, предметом которых выступает право оформления контракта. Общее значение абзаца первого заключается в том, что необходимость составления и подписания протокола по результатам мероприятия, последствия уклонения от этого действия в виде потери внесенного задатка или выплаты двойной его суммы, а также компенсации убытков распространяются на аукционы/конкурсы и того, и другого типа. Предписание о том, что данный документ имеет силу контракта, относится только к тем торгам, предметом которых выступает заключение договора.

Выводы

Учитывая вышесказанное, по смыслу пункта пятого можно заключить следующее:

  1. Субъект, победивший в торгах любого типа, и организатор должны подписать в день проведения мероприятия протокол о его результатах.
  2. Документ, оформленный по итогам торгов, в которых предметом выступало заключение контракта, приравнен по силе к договору.
  3. Протокол, подписанный по результатам аукциона/конкурса, проводимого за право заключения соглашения, считается правовым актом. Он закрепляет итоги торгов и подтверждает правомочие победителя.
  4. Субъект, выигравший аукцион/конкурс, в случае уклонения от подписания протокола теряет выплаченным им задаток, а организатор в такой же ситуации должен вернуть двойную его сумму заинтересованному лицу, а также компенсировать последнему потери, связанные с участием в мероприятии в части, превышающей двойной размер платежа. Данные правила распространяются на торги, предметом которых является, как заключение договора, так и право на его оформление.

Таким образом, необходимо четко отграничивать и понимать специфику конкретного типа аукциона/конкурса, во избежание негативных последствий. Для каждого вида торгов действуют свои правила в части наделения участников теми или иными юридическими возможностями. Дополнительно следует сказать о сроках. Контракт по результатам аукциона/конкурса, предметом которого являлось право на подписание договора, должен быть заключен не позже 20 дней после окончания мероприятия и составления протокола. В уведомлении может предусматриваться и иной срок для совершения данного действия.

Обращение в суд

Оно допускается в случае, когда любая из сторон уклоняется от подписания контракта. Заинтересованный субъект может направить требование о понуждении к оформлению договора в суд. Кроме того, он вправе рассчитывать на компенсацию потерь, причиненных уклонением контрагента от подписания контракта. Здесь следует обратить внимание на еще одно различие торгов, предметом которых является заключение договора и право на его оформление. Если в первом случае возможность обратиться с требованием о понуждении к подписанию контракта в суд предусматривается, то во второй ситуации принудить контрагента поставить подпись в протоколе нельзя. В п. 5 не разъясняется, когда договор считается заключенным. Представляется, что в связи с тем, что подписанный протокол имеет силу контракта, то последний будет считаться оформленным в момент заверения акта.


от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(представлена действующая редакция части первой ГК РФ на 02.11.2013)

Раздел III. ОБЩАЯ ЧАСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОГО ПРАВА

Подраздел 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ

Глава 28. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА

Статья 448. Организация и порядок проведения торгов

1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми.

В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

2. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.

3. Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.

4. Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

5. Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

Гражданский кодекс РФ, наряду с принятыми в соответствии с ним федеральными законами, является основным источником гражданского законодательства в Российской Федерации. Нормы гражданского права, содержащиеся в других нормативно правовых актах, не могут противоречить Гражданскому кодексу. Гражданский кодекс РФ, работа над которым началась в конце 1992 г., и первоначально шла параллельно с работой над российской Конституцией 1993 г. - сводный закон, состоящий из четырех частей. В связи с огромным объемом материала, требовавшего включения в Гражданский кодекс, было принято решение принимать его по частям.

Первая часть Гражданского кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 1995 г., (за исключением отдельных положений), включает в себя три из семи разделов кодекса (раздел I «Общие положения», раздел II «Право собственности и другие вещные права», раздел III «Общая часть обязательственного права»). В данной части Гражданского кодекса РФ, содержатся основополагающие нормы гражданского права и его терминология (о предмете и общих началах гражданского права, статусе его субъектов (физических и юридических лиц)), объектах гражданского права (различных видах имущества и имущественных прав), сделках, представительстве, исковой давности, праве собственности, а также об общих началах обязательственного права.

Вторая часть Гражданского кодекса РФ, являющаяся продолжением и дополнением части первой, ведена в действие с 1 марта 1996 г. Она полностью посвящена разделу IV кодекса «Отдельные виды обязательств». Основываясь на общих началах нового гражданского права России, закрепленных в Конституции 1993 г. и части первой Гражданского кодекса, часть вторая устанавливает развернутую систему норм об отдельных обязательствах и договорах, обязательствах из причинения вреда (деликтах) и неосновательном обогащении. По своему содержанию и значению часть вторая Гражданского кодекса РФ - крупный этап в создании нового гражданского законодательства Российской Федерации.

Третья часть Гражданского кодекса РФ включает в себя раздел V «Наследственное право» и раздел VI «Международное частное право». По сравнению с законодательством, действовавшим до введения в действие 01 марта 2002 г. части третьей Гражданского кодекса РФ, серьезные изменения претерпели нормы о наследовании: добавлены новые формы завещаний, расширен круг наследников, а также круг объектов, которые могут переходить в порядке наследственного преемства; введены подробные нормы, касающихся охраны наследства и управления им. Раздел VI Гражданского кодекса посвященный регулированию гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом, представляет собой кодификацию норм международного частного права. Данный раздел, в частности, содержит нормы о квалификации юридических понятий при определении применимого права, о применении права страны с множественностью правовых систем, о взаимности, обратной отсылке, установлении содержания норм иностранного права.

Четвертая часть Гражданского кодекса (введена в действие с 1 января 2008г.), полностью состоит из раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Её структура включает в себя общие положения - нормы, которые относятся ко всем видам результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации или к значительному числу их видов. Включение в состав Гражданского кодекса РФ норм о правах на интеллектуальную собственность позволило лучше скоординировать эти нормы с общими нормами гражданского права, а также унифицировать используемую в сфере интеллектуальной собственности терминологию. Принятие четвертой части Гражданского кодекса РФ завершило кодификацию отечественного гражданского законодательства.

Гражданский кодекс РФ прошел проверку временем и обширной практикой применения, однако, экономические правонарушения, часто совершающиеся под прикрытием норм гражданского права, выявили недостаточную завершенность в законе ряда классических гражданско-правовых институтов, таких как недействительность сделок, создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц, уступка требований и перевод долга, залог и др., что обусловило необходимость внесения в Гражданский кодекс РФ ряда изменений системного характера. Как было отмечено одним из инициаторов внесения таких изменений, Президентом РФ Д.А. Медведевым, «Сложившаяся система нуждается не в переустройстве, коренном изменении, … а в совершенствовании, раскрытии ее потенциала и выработке механизмов реализации. Гражданский кодекс уже стал и должен оставаться основой становления и развития в государстве цивилизованных рыночных отношений, эффективным механизмом защиты всех форм собственности, а также прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Кодекс не требует коренных изменений, но дальнейшее совершенствование гражданского законодательства необходимо…» <1>.

18 июля 2008 г. был издан Указ Президента РФ N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором была поставлена задача разработки концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации. 7 октября 2009 г. Концепция была одобрена решением Совета по кодификации и совершенствованию российского законодательства и подписана Президентом РФ.

________
<1> См.: Медведев Д.А. Гражданский кодекс России - его роль в развитии рыночной экономики и создании правового государства // Вестник гражданского права. 2007. N 2. Т.7.