Ми 28н ночной охотник. «Ночной охотник» против «Аллигатора

Вертолет Ми‑28Н при выполнении учебного полета 6 августа 2012 года на аэродроме Моздок (Северная Осетия). При посадке экипаж вертолета не пострадал, разрушений на земле нет. Вертолет получил незначительные повреждения.

В 2002 году были завершены заводские испытания.

В марте 2006 года государственная комиссия под председательством главнокомандующего Военно‑воздушных сил РФ выдала предварительное заключение о выпуске установочной партии вертолетов Ми‑28Н.

В феврале 2008 года два первых вертолета поступили в Вооруженные Силы РФ .

26 декабря 2008 года госкомиссия по результатам государственных испытаний рекомендовала принять боевой вертолет Ми‑28Н на вооружение Минобороны России и поставить его на серийное производство.

Серийное производство Ми‑28Н было развернуто на Ростовском заводе (ОАО "Роствертол").

За время эксплуатации этой машины Ми‑28Н. 19 июня 2009 года во время полета на Гороховецком общевойсковом полигоне (нижегородская область) вертолет совершил экстренную посадку, при которой были разрушены несущий винт и хвостовая балка. Пострадавших не было. 15 февраля 2011 года вертолет Ми?28 совершил жесткую посадку в Буденновском районе Ставропольского края, при которой экипаж получил травмы различной степени тяжести. Командир экипажа вертолета в тот же день скончался в военном госпитале. 6 августа 2012 года вертолет Ми-28Н совершил жесткую посадку на аэродроме Моздок (Северная Осетия). При посадке вертолет получил незначительные повреждения, экипаж не пострадал.

Экипаж ‑ 2 человека (при необходимости в заднем отсеке может перевозиться еще 2‑3 человека).

Силовая установка ‑ 2 двигателя ТВ3‑117ВМА мощностью 2200 лошадиных сил каждый.

Взлетная масса:

Нормальная ‑ 10400 кг,
- максимальная ‑ 11500 кг.

Масса боевой нагрузки:

Максимальная - 1605 кг,
- нормальная - 638 кг.

Масса пустого вертолета ‑ 7890 кг.

Скорость полета:
- максимальная ‑ 282 км/ч,
- крейсерская ‑ 260 км/ч.

Статический потолок ‑ 3450 м.

Динамический потолок ‑ 5750 м.

Дальность полета с нормальной взлетной массой ‑ 460 км.

Перегоночная дальность ‑ 1105 км.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

СССР вплоть до 60 годов отставал от США в вертолетостроении, и не сразу понял преимущества использования вертолетов в военной сфере. В то время как Штаты начали использовать винтокрылые машины еще в Корейской войне. Однако осознав отставание от потенциального противника, занялись созданием боевого вертолета.

Первый кто предложил создать летающую машину был Миль, в проекте разрабатывался вертолет способный доставлять десант на поле боя и мог их поддержать огнем.

В 1971 в воздух поднялись первые машины для проведения летных испытаний. Ми-24 имел много модификаций и множество раз модернизировался. Участвовал во множестве конфликтов от Афганистана до Африки. Это единственный вертолет в мире, который участвовал практически во всех крупных войнах, второй половины 20 века. Эта машина и сегодня безупречно служит армии России, и стоит на вооружении других стран.

Ми-24 это безусловно хороший вертолет, но опыт последних войн показал что основная проблема вертолета была- концепция летающего БМП. А на поле боя его в основном его применяли в качестве ударного вертолета. А отсек для десанта практически не использовался.

После применения американцами АН-1 Кобра во Вьетнаме, министерство обороны привлекло конструкторские бюро Миля и Камова, для участия в конкурсе на создание ударного вертолета. Особое неизгладимое впечатление на военных оставил случай который произошел 1973 году, когда израильские ВВС силами в восемнадцати штук АН-1 Кобра сожгли девяносто египетских танков советского производства, не потеряв при этом ни одного вертолета. Поэтому в задачу ставилась возможность уничтожать танки и другую бронированную технику противника.

Камов предложил, сейчас всем известный одноместный вертолет Ка-50, а Миль представил Ми-28 переработанная и измененная до не узнаваемости версия Ми-24. После летных испытаний, конкурс выиграло бюро Камова. А Ми-28 отправили переделывать и дорабатывать.


Тяжелые времена распада СССР, отразились и на оборонной промышленности, о проекте забыли вплоть до 1996 года, в этом году Ми-28Н - был принят на вооружение страны. Первый всепогодный и способный выполнять задачи в ночное время вертолет России, за что его и прозвали "ночной охотник".

Машину создали по классической одно винтовой схеме с одним рулевым винтом. Двухместная бронированная кабина с размещением пилотов один за другим. Все важные системы машины продублированы. Двигатели расположены с двух сторон фюзеляжа. Так же в вертолете имеется отсек для трех человек. РЛС в виде шара разместили над осью несущего винта. Скорость вертолета порядка 280 км. в час.

Одно из новшеств Ми-28Н является новая система управления огнем и радиоэлектронное оборудование, нашлемная система целеуказания помогает пилотам управлять пушкой поворотом головы, также в "комплектации" имеется лазерный дальномер и тепловизор.

Способность летать на низких высотах с огибанием местности в полной темноте, делают Ми-28Н практически незаметным. Также установлена система спутникового позиционирования и база трехмерных карт местности. Вертолет может ориентироваться по физическим полям Земли и видеть такие препятствия как деревья и провода.

Из вооружения на Ми-28Н стоит 30 миллиметровая пушка 2А42. Четыре точки подвески дают возможность установки управляемых и неуправляемых ракет. Также вертолет может бороться с воздушными целями, ракетами "воздух-воздух" и устанавливать минные заграждения.

Если разобраться то Ми-28Н это серьезная модернизация Ми-24 "крокодила". Конечно вертолеты Ка-52 гораздо сложная и технологичная машина, но машина Миля очень дешевая и превосходит американский вертолет "Апач" поэтому выбрана основным ударным вертолетом России. В принципе можно понять замысел Минобороны РФ, отставание в качественных вертолетах нужно сокращать сейчас и принять на вооружение вертолет Ми-28Н это единственно верное решение.

Карандаш Рогозина для "Диванные войска"

Советский Союз не сразу включился в «вертолетную гонку» и поначалу имел отставание от США, которые еще во время Корейской войны поняли выгоды использования вертолетов. Однако, в Советском Союзе очень быстро увидели преимущества использования «винтокрылых машин» в военной сфере и принялись наверстывать упущенное.

В начале 60-х годов прошлого века Миль предложил создать боевой вертолет, который мог бы доставлять бойцов на поле боя и если надо – поддерживать их огнем. На вертолет предполагалось установить мощное вооружение и создать в нем приличный десантный отсек. Так началась история создания легендарного вертолета – Ми-24 , советского «летающего танка». В 1971 году несколько первых машин были переданы для летных испытаний. Этот вертолет имел множество различных модификаций, не раз был модернизирован. Он был участником многих вооруженных конфликтов и войн, прошел суровую школу Афганистана, воевал на разных континентах и в разных станах. «Летающий танк» до сих пор в строю и надежно служит в российской армии и в других армиях мира.

Но в тоже время, опыт афганской войны показал, что армии нужен новый вертолет. Ми-24 – это действительно уникальная машина, к тому же с течением времени она избавилась от мелких недоработок, но проблема была в ее концепции. Ми-24 строился по сути, как летающий БМП. Изначально задумывалось так, что вертолет может доставить десант, а потом прикрыть его. Использование вертолета в боевых действиях (особенно в Афганистане) показало, что в основном машину используют как ударный вертолет, а десантный отсек попросту не нужен. В 1975 году Министерство обороны СССР объявило конкурс на новый ударный вертолет. В нем приняли участие бюро Камова и Миля. Военным нужен был аналог американского вертолета AH-1 Кобра .

К тому же советских стратегов интересовал еще один момент – возможность применения вертолетов против вражеской бронетехники. Пару лет до начала конкурса случился один эпизод, который произвел на советских военных неизгладимое впечатление. В октябре 1973 года восемнадцать израильских вертолетов АН-1 Кобра уничтожили 90 египетских танков, не потеряв при этом не единой машины. Так что советским конструкторам была поставлена задача, научить новый вертолет бороться с танками.

Конструкторское бюро Камова предложило на конкурсе одноместный Ка-50 , который позже стал знаменитой «Черной акулой», а бюро Миля пошло по более простому и дешевому пути. Был еще раз переработан вертолет Ми-8 . На нем полностью ликвидировали грузовой отсек, до неузнаваемости изменили носовую часть вертолета, в кабине так и осталось два члена экипажа. На вертолет была установлена новая, более мощная пушка и более совершенная система управления огнем.

В середине 80-х, после многочисленных испытаний, конкурс на создание ударного вертолета выиграл Ка-50. А Ми-28 принялись переделывать согласно пожеланиям заказчика. Новый вертолет, получивший наименование Ми-28А, показали в 1988 на выставке в Ле-Бурже. Но потом СССР распался, и на время всем стало не до вертолетов. Ми-28 был принят на вооружение в 1995 году, а уже в 1996 году появился Ми-28 Н – первый в России вертолет, который мог действовать в любое время суток и при любой погоде. За это ударный вертолет Ми 28 Н получил прозвище «ночной охотник».

Внешне этот вертолет очень напоминал вертолет Ми 28, за исключением одной детали, которая сразу бросалась в глаза: шар РЛС над осью несущего винта вертолета. Но эта деталь очень сильно меняла характеристики машины, превращая ее из довольно средней машины в один из лучших вертолетов России, который мог соперничать с любыми зарубежными аналогами.

Описание и технические характеристики машины

Боевой вертолет Ми 28 создан по классической одновинтовой схеме, у него один несущий и один рулевой винт. Оба винта имеют по четыре лопасти. Машина имеет трехколесное неубирающееся шасси и двухместную кабину. Пилоты находятся в ней один за другим. Кабина бронирована, также покрыты броней самые важные узлы и системы вертолета. Многие важные системы дублируются. Двигатели разнесены на разные стороны фюзеляжа. Есть небольшой грузовой отсек, в который помещается 2-3 человека. Рулевой винт имеет Х-образную форму. Скорость машины более 280 километров в час.

На вертолете предусмотрена система спасения экипажа в условиях аварийной посадки – это специальные кресла пилотов и шасси, которые могут амортизировать удары.

Боевой вертолет Ми 28 прекрасно подходит для полета на сверхмалых высотах. Он может скрываться за складками местности и таким образом, незаметно подкрадываться к цели. Однако, самым важным в этом вертолете является его радиоэлектронное оборудование, которое и делает его «ночным охотником». В его состав входит система управления вооружением, ИЛС, нашлемная система целеуказания, которая позволяет пилоту управлять пушкой простым поворотом головы. Есть тепловизор, лазерный дальномер. Также в распоряжении пилотов специальная система для управления вертолета ночью.

РЛС «Арбалет» (шарик которой можно видеть над плоскостью винтов) позволяет вертолету летать и маневрировать на предельно низких высотах, уменьшая, таким образом, вероятность быть обнаруженным противником. Комплекс бортового оборудования позволяет экипажу огибать рельеф местности и существенно повышает технические характеристики машины. Бортовая РЛС «Арбалет» позволяет совершать полет в любое время суток, она сигнализирует пилоту о препятствиях на пути вертолета, включая даже такие, как деревья и провода электропередач. Благодаря «Арбалету» Ми-28 Н может прятаться в складках местности и выставлять только верхушку с антенной.

Вертолет ориентируется по физическим полям Земли, также может использовать спутниковую навигацию. В базе данных бортового ЭВМ хранится большое количество трехмерных карт района боевых действий.

У «ночного охотника» есть система подавления ИК-излучения и система сбрасывания тепловых ловушек. У вертолета есть возможность установки помех для вражеских РЛС и головок наведения ракет.

Вооружение Ми 28 Н состоит из 30-мм автоматической пушки 2А42, также он может нести, как управляемые, так и неуправляемые ракеты. На вертолет могут быть установлены ракеты класса «воздух-воздух». Вертолет имеет четыре точки подвески. Также машина может быть оборудована для установки минных заграждений.

Основные ттх Ми 28

Модификация
Диаметр главного винта, м 17.20
Диаметр хвостового винта, м 3.84
Длина,м 16.85
Высота,м 3.82
Масса, кг
Пустого 7890
нормальная взлетная 10400
максимальная взлетная 11500
Внутренние топливо, кг 1500
ПТБ, л 4 х 500
Тип двигателя 2 ГТД Климов ТВ3-117
Мощность, кВт 2 х 1640
Максимальная скорость, км/ч 282
Крейсерская скорость, км/ч 260
Дальность действия, км 460
Скороподъемность, м/мин 816
Практический потолок, м 5750
Статический потолок, м 3450
Экипаж, чел 2
Вооружение одна 30-мм пушка 2А42; ПТУР «Штурм», «Атака» и «Вихрь»

Вертолет Ми 28 имеет несколько модификаций, которые отличаются техническими характеристиками, комплектацией, годом выпуска и другими деталями.

Модификации Ми-28

  • Ми-28. Экспериментальная машина, которую отправили на доработку.
  • Ми-28 А. Доработанная машина. Отличался более мощным двигателем, Х-образным рулевым винтом, улучшенным оборудованием. В серию не пошла.
  • Ми-28 Л. Создавался для выпуска по лицензии в Ираке. В серию не пошел.
  • Ми-28 Н. «Ночной охотник». Всепогодный вертолет, который может выполнять задания в любое время суток.
  • Ми-28 НЭ. Экспортный вариант «ночного охотника».
  • Ми-28 НМ. Модернизированный вариант Ми-28 Н.
  • Ми-28 УБ. Учебно-боевой вертолет с дублированным управлением.

Говоря о Ми-28 можно отметить следующее. По своим техническим параметрам этот ударный вертолет очень похож на американский «Апач », правда стоит он гораздо дешевле. Кроме того, в этом вертолете отчетливо просматриваются черты Ми-24. Можно сказать, что эта машина – очень глубокая модернизация «крокодила». Новых решений в этом вертолете примерно 25-30% и это делает его очень выгодным. Многие узлы и детали отлично отработаны и хорошо известны техническому персоналу. Камовские машины – это действительно революционные вертолеты, но потому и запустить их серийно сложнее. Так что выбор Ми-28 Н в качестве основного ударного вертолета для армии России очень логичен и выгоден экономически.

Основной вопрос, который стоит сейчас в том, что же будет дальше. Ми-28Н можно назвать хорошим вертолетом второго поколения, российским аналогом «Апача ». Но американский вертолет давным-давно в серии, опробован во многих конфликтах, имеет несколько модификаций. Россия же только начинает серийный выпуск «ночных охотников». За это время в США успели создать новые вертолет «Команч», сделанный с использованием технологий «стелс». И уже успели от него отказаться. Вертолет получился не очень удачным с технической точки зрения и слишком дорогим даже для США.

Но дело, наверное, даже не в этом. Скорее всего, эпоха ударных вертолетов уходит в прошлое. На их место придут БПЛА . Беспилотные аппараты намного дешевле, они уже доказали свою эффективность и жизнеспособность. Такие аппараты отличаются большей эффективностью, малозаметностью и маневренностью, чем вертолеты. Да и при этом не нужно рисковать жизнью пилотов. В разработке таких аппаратов первое место пока принадлежит США, но их стремительно догоняет армия Китая . Россия же отстала в этом направлении, все наработки пока существуют только в виде чертежей и проектов.

Видео о МИ-28

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Ми-28Н «Ночной охотник» (по натовской кодификации Havoc, «Опустошитель») - российский ударный вертолет производства ПАО «Роствертол», входящего в холдинг «Вертолеты России». Представляет собой современный боевой вертолет, основным предназначением которого является поиск и уничтожение танков, бронированной и небронированной техники противника, а также его пехоты на поле боя, помимо этого может поражать малоскоростные воздушные цели. Вертолет может использоваться в дневное и ночное время как в простых, так и в сложных метеоусловиях.

Ми-28Н официально принят на вооружение Министерством обороны России и активно поставляется в войска. По информации на 2017 год в составе ВВС России находится более 90 вертолетов Ми-28Н. Боевая машина пользуется также спросом на международном рынке. Как минимум 15 вертолетов Ми-28НЭ находится на вооружении иракской армии, ведутся поставки ударных вертолетов в Алжир, который в марте 2014 года подписал контракт на поставку 42 вертолетов Ми-28НЭ. Вертолеты уже успели поучаствовать в боевых действиях, российские применялись против террористов, находясь в составе Авиационной группы ВВС России в Сирии, иракские использовались в боях с террористами «Исламского государства» (ИГ, террористическая организация, запрещена в России) на территории Ирака, в частности достаточно широко использовались во время операции Фатах (наступление на Мосул).


Свой первый полет ударный вертолет Ми-28 совершил 35 лет назад, это произошло 10 ноября 1982 года. Впоследствии на его базе был создан вертолет Ми-28Н, принятый на вооружение в 2009 году. Его серийное производство началось в России в 2006 году в Ростове-на-Дону на заводе ПАО «Роствертол». Согласно государственной программе вооружений до 2020 года российская армия должна получить порядка 200 вертолетов Ми-28Н.

Пилотажная группа "Беркуты" на Ми-28Н


Вертолет Ми-28 отличается выдающимися летно-техническими характеристиками. Он в состоянии выполнять такие фигуры высшего пилотажа как: петля Нестерова, бочка, переворот Иммельмана, полет боком, полет назад. Неслучайно с 2012 года вертолеты Ми-28Н используются пилотажной группой российских ВВС «Беркуты», группа выполняет полеты на шести строевых вертолетах данного типа.

Создания этого удивительного вертолета берет свое начало еще в 1976 году, когда Совет министров СССР принял постановление о начале работ над новым ударным вертолетом, который по своей боевой эффективности сумел бы превзойти стоящий на вооружении советский Ми-24 и американский Apache. Свои конкурсные работы представили ведущие ОКБ страны - Камова (вертолет Ка-50 «Черная акула») и Миля (вертолет Ми-28, генеральный конструктор Марк Вайнберг). В отличие от Ка-50 вертолет Миля разрабатывался в соответствии с традиционной концепцией двухместной одновинтовой машины с рулевым винтом. При этом существовало разделение функций между членами экипажа ударного вертолета: штурманом-оператором и пилотом.

Об интересных фактах появления вертолета и первых испытаниях Ми-28 журналистам ТАСС рассказал Герой Советского Союза летчик-испытатель Гурген Карапетян, который за годы своей работы освоил 39 типов вертолетов, планеров и самолетов, а с учетом их модификаций - более сотни различных летательных аппаратов. Всего он провел в воздухе более 5500 часов, совершал полеты на всех типах вертолетов, созданных ОКБ Миля, в том числе и на ударном Ми-28. Именно летчик-испытатель ОКБ Миля Гурген Карапетян и штурман-испытатель Виктор Цыганков впервые подняли новый опытно-экспериментальный вертолет в воздух 10 ноября 1982 года.

Вспоминает Гурген Карапетян: «В тот день, к сожалению, скончался Леонид Ильич Брежнев. Но несмотря на это в 11 часов утра висение вертолета состоялось. Однако уже в 12 часов полеты запретили. Во время первого полета мы взлетели, повисели в воздухе 5 минут. Поднялись сначала на один метр, потом на пять метров, совершили перемещение влево-вправо, вперед-назад, выполнили развороты с небольшой угловой скоростью, после чего произвели посадку». По воспоминаниям летчика-испытателя особенно ярких впечатлений этот полет не оставил. При этом вертолет был достаточно устойчив и очень чувствителен в управлении. Позднее в ноябре-декабре 1982 года при испытаниях летчики доходили до скорости 60 км/ч. После первых полетов все материалы по ним и расчетные материалы ОКБ Миля были представлены на совет в Министерство авиационной промышленности СССР, после чего было получено одобрение на продолжение испытаний.

Стоит отметить, что в то время Ми-28 серьезно конкурировал с камовским изделием. Вертолет Ка-50 поднялся в небо в июне 1982 года, а Ми-28 взлетел только в ноябре. Как вспоминает Гурген Карапетян, перед выполнением первого полета произошло разрушение трансмиссии. Поэтому вплоть до ноября в КБ проводились различные доработки, и только в конце осени вертолет сумел выполнить первое висение. К тому моменту камовцы смогли уйти далеко вперед, поэтому в КБ Миля нужно было думать, как наверстать упущенное.

Серия предварительных испытаний нового ударного вертолета Ми-28 продолжалась с 1982 по 1985 год, они шли параллельно с испытаниями вертолета Ка-50. В конечном итоге в Минобороны приняли решение о том, что в конкурсе победила фирма Камова, однако с таким решением в КБ Миля были несогласны, прекрасно отдавая себе отчет в том, что на одноместной машине летать просто, а вот эффективно воевать уже сложнее. По воспоминаниям Карапетяна испытания вертолета Ка-50 на Гороховецком полигоне проводились точно такие же, как и с Ми-28. При этом был такой нюанс: однажды военные экипажи летали одновременно на Ка-50 и Ми-28. Их задачей было - 25 целей. Экипаж на вертолете Ми-28 обнаружил все цели, а на Ка-50 всего одну.


Разработчики нового ударного вертолета Ми-28, а также летчики-испытатели КБ Миля убеждали военное руководство СССР в том, что «летчик на предельно малых высотах полета не в состоянии выполнять сразу все функции: пилотировать вертолет, заниматься поиском целей, огибать рельеф местности и препятствия и поражать цели». Гурген Карапетян поясняет, что на высотах 5-15 метров данные задачи один пилот выполнять не в состоянии, это возможно на высоте полета 30-50 метров, однако тогда вероятность его поражения вырастает до 95%.

Гурген Карапетян вспомнил еще один случай, который произошел во время его пребывания в Афганистане в 1980 году вместе с генеральным конструктором ОКБ Миля. Тогда на высоте 50 метров был сбит боевой вертолет Ми-24. «То ли там снайпер попался очень хороший, то ли шальная пуля попала летчику в голову. Но второй пилот не успел среагировать и с высоты 50 метров Ми-24 упал и разбился», - рассказывает летчик-испытатель. После возвращения в Москву в конструкции нового вертолета Ми-28 были произведены соответствующие доработки, в том числе претерпела изменения геометрия кабины. Тогда же Карапетян обратился к генеральному конструктору с предложением о том, чтобы забронирована была вся кабина вертолета: не только ее нижняя часть, но и стекла. Проведенные позднее испытания, в которых кабина вертолета Ми-28 расстреливалась из 20-мм авиационной пушки Vulcan (основной пушки НАТО) продемонстрировали отличные результаты защищенности.

Подтвердилась и концепция создания двухместной боевой машины, данный подход был абсолютно правильным. В то время у американцев наблюдалась похожая ситуация, вспоминает летчик-испытатель КБ Миля - везде в печати появлялись материалы в пользу одноместной концепции ударного вертолета. Причем многие статьи выходили к заседаниям государственной комиссии в СССР, примерно за месяц-два до ее проведения. Все это влияло на ход работ. Лишь после проведения испытаний на фирме Сикорского в 1989 году в США написали о том, что для того, чтобы сделать ударный вертолет одноместным необходимо автоматизировать 36 его систем, а стоимость такой автоматизации выходила «золотой».

По словам Карапетяна, в процессе создания нового вертолета конструкторами внедрялись различные решения и концепции, призванные добиться улучшения эргономики. В качестве примера летчик-испытатель отмечает: чтобы запустить двигатель, на вертолете Ми-24 необходимо было выполнить 144 операции, тогда как на новом Ми-28 - всего 18. Разница была значительной. На Ми-28 внедрялось большое количество усовершенствований, которые собирались внедрять еще на Ми-24, но по тем или иным причинам так и не реализовали. К примеру, на Ми-24 не было систем ночного видения, тогда как Ми-28 стал круглосуточным и всепогодным боевым вертолетом. При этом обнаружить сам вертолет в ночное время существенно сложнее, чем в дневные часы.

Международный дебют вертолета Ми-28А пришелся на 1989 год. 8 июня машина была впервые продемонстрирована в рамках французского авиасалона в Ле Бурже. Советский ударный вертолет стал настоящей звездой выставки. При этом первой реакцией иностранцев, по воспоминаниям Карапетяна, была следующая: «Ай, копия американского Apache!». Сам он объяснял, что внешне машины похожи, но неправильно говорить о копировании, просто люди в СССР и США при разработке боевой машины мыслили примерно в одном направлении. При этом, когда иностранцы узнали о решениях и концепции, которые были заложены в Ми-28, у них по-настоящему был шок. С точки зрения Карапетяна по боевой живучести Apache и Ми-28 совершенно разные машины и сравнение здесь не в пользу американца. В лице Ми-28 наша армия получила очень хороший вертолет, который по своей эффективности и боевой живучести является сейчас одним из лучших в мире, резюмировал заслуженный летчик-испытатель.

В настоящее время процесс развития боевого вертолета Ми-28 продолжается. 12 октября 2016 года в небо впервые поднялся вертолет Ми-28НМ, представляющий собой модернизированный вариант вертолета Ми-28Н. В отличие от обычного «Ночного охотника», в котором штурман-оператор сидит в передней кабине и ограничен в возможностях пилотирования боевой машины, в новом вертолете полноценное управление реализовано в обеих кабинах. Вертолет Ми-28НМ получил надвтулочную РЛС и новый прицельно-пилотажно-навигационный комплекс, усовершенствованную радиолокационную станцию. Предполагается, что первая партия таких вертолетов может поступить в войска уже в 2018 году.


Работы над созданием ударного вертолета Ми-28НМ (изделие 296) стартовали в 2009 году в рамках ОКР «Авангард-3». Основной задачей работ было проведение модернизации существующего вертолета Ми-28Н «Ночной охотник» с использованием новых узлов, агрегатов и систем. Боевые, летные и эксплуатационные качества вертолета планировалось повысить путем замены ряда комплектующих. Также часть работ по проекту была связана с упрощением производства техники за счет отказа от комплектующих, поставка которых может быть связана с возникновением каких-либо проблем.

При создании модернизированного боевого вертолета Ми-28Н конструкторами был в полной мере учтен опыт разработки учебно-боевой версии Ми-28УБ: в передней кабине модернизированного вертолета разместили второй комплект управления. Помимо этого модернизации подверглась и кабина экипажа: летчик-оператор и командир будут теперь получать внекабинную информацию о работе всех систем машины и об окружающей обстановке в более доступной форме и в большем объеме. Это призвано повысить ситуационную информированность экипажа боевой машины, что облегчит взаимодействие и будет способствовать повышению быстроты принятия решений особенно в сложной боевой обстановке. Также на вертолете появился новый прицельно-пилотажно-навигационный комплекс, который получил современные вычислительные средства увеличенного быстродействия. Кабина экипажа вертолета Ми-28НМ надежно бронирована, что должно обеспечить эффективную защиту от бронебойных пуль и снарядов калибра до 20 мм включительно.

Усовершенствованная надвтулочная РЛС и повышенные возможности в использовании современного высокоточного , в том числе самонаводящихся ракет, также являются визитными карточками вертолета Ми-28НМ. Применение высокоточного оружия позволяет существенно сократить время нахождения ударного вертолета в потенциально опасных ситуациях. К преимуществам модернизированной машины относят и хорошую устойчивость к боевым повреждениям. Это достигается при помощи применения новых конструктивных решений и новейших материалов. Конструкция топливной системы вертолета Ми-28НМ исключает возможность взрыва или возгорания топлива в баках, а лопасти несущего винта были выполнены из композиционных материалов. Лопасти позволяют безопасно завершить полет даже при попадании в них снарядов калибра 20-30 мм.

Презентация учебно-боевых вертолетов Ми-28УБ из числа первой партии. Ростов-на-Дону, 19.10.2017 (с) Евгений Баранов/АО "Вертолеты России"


Помимо Ми-28НМ создана еще одна новая модификация - Ми-28УБ, учебно-боевой вертолет с двойным комплектом управления и пультом имитации отказов, сохранивший всю функциональность ударного вертолета. Основное отличие данной модели как раз и заключается в наличии двойной системы управления, которая позволяет пилотировать боевую машину как из кабины пилота, так и из кабины оператора. За счет этого появляется возможность более эффективного обучения и подготовки военных летчиков, которым нужна практика налета на «Ночных охотниках». Также в боевых условиях при возможных нештатных ситуациях на борту управление вертолетом сможет взять на себя и второй член экипажа. Установленный на Ми-28УБ пульт имитации отказов позволяет моделировать для обучаемого летчика различные варианты отказа оборудования в полете, что улучшает натренированность обучаемого в моменты возникновения кризисных ситуаций, а это в случае реальных неисправностей или аварий поможет спасти ему жизнь.

По словам Вадима Баранникова первого заместителя управляющего директора авиационного завода «Роствертол», в рамках подписанного с Министерством обороны России трехлетнего контракта в течение трех лет, начиная с 2017 года, военные будут получать до 10 учебно-боевых вертолетов Ми-28УБ (таким образом, армия пополнится минимум 30 такими машинами). Данные вертолеты уже прошли весь комплекс заводских испытаний. Как уточнили в Минобороны, в начале ноября 2017 года первые два вертолета Ми-28УБ с двойным управлением были приняты в войска, в ближайшее время данные машины поступят в 344-й Центр армейской авиации в Торжке. По данным портала Аircraftcompare.com, стоимость одного Ми-28УБ незначительно выше стоимости Ми-28Н и составляет от 16,8 до 18 миллионов долларов.

То, что отечественный боевой вертолет Ми-28 по кодификации NATO получил в свое время прозвище «Опустошитель», летчик-испытатель Гурген Карапетян считает очень точным. Опыт боевого применения данной боевой машины в Сирии демонстрирует, что подобранный военными североатлантического альянса эпитет является абсолютно правильным.

Источники информации:
http://tass.ru/armiya-i-opk/4713899
http://www.russianhelicopters.aero
http://www.airwar.ru/enc/ah/mi28nm.html
Материалы из открытых источников

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Ми-28Н "Ночной охотник" / изделие 294 / ОКР "Авангард-2" - HAVOC-B
Ми-28НМ

Всепогодный ночной-дневной ударный вертолет. В 1993 г., после окончания первого этапа государственных испытаний ударного вертолета Ми-28А было получено предварительное заключение о выпуске установочной партии вертолетов, оснащенных комплексом оборудования и вооружения для применения в дневных и ограниченно-сложных метеоусловиях. Однако М.В. Вайнберг, ставший к тому времени генеральным конструктором «МВЗ им. М.Л. Миля», принял решение прекратить разработку Ми-28А на заключительном этапе государственных испытаний и сосредоточить все силы и финансовые возможности на разработке боевого вертолета Ми-28Н («Н» - ночной) - ОКР "Авангард-2" - круглосуточного и всепогодного, с принципиально новым интегрированным комплексом бортового оборудования пятого поколения.

Испытания . Первый опытный вертолет Ми-28Н был построен в августе 1996 г. и совершил первый полет 14 ноября 1997 г. (летчик-испытатель В.В.Юдин и штурман С.В.Никулин), а с 30 апреля 1997 г. начал проходить заводские летные испытания. Через четыре года Ми-28Н поступил на государственные совместные испытания (2001 г.). Учитывая большую потребность в военных машинах подобного типа, командование ВВС РФ в 2002 г. приняло Ми-28Н как основной перспективный боевой вертолет будущего, не дожидаясь завершения испытаний. В июне 2005 г. к программе испытаний приступил второй опытный прототип Ми-28Н. 4 марта 2006 г. после успешного окончания первого этапа государственных совместных испытаний государственная комиссия под председательством главнокомандующего ВВС Российской Федерации генерала армии В.С.Михайлова выдала заключение о выпуске установочной партии Ми-28Н. В мае 2006 г. к госиспытаниям присоединился первый серийный Ми-28Н борт №32. Государственные совместные испытания Ми-28Н завершены 26 декабря 2008 г. подписанием акта об их окончании. В ГСИ приняли участие 2 опытных и 7 предсерийных вертолетов. 15 октября 2009 г. распоряжением Президента России Ми-28Н официально принят на вооружение в качестве основного ударного вертолета.


Вертолеты Ми-28Н бортовые №№09 и 10 желтые, лето 2012 г. (фото - A.Blogin, http://ruforces-com.livejournal.com).


Ми-28Н постройки 2012 г. на аэродроме ПО "Роствертол", г.Ростов-на-Дону, 9 марта 2012 г. (фото - Михаил Мизикаев, http://russianplanes.net/).


Первый прототип Ми-28Н - вертолет ОП-1, бортовой №014 после доработок на авиашоу МАКС-2003, 23.08.2003 г. (фото - Flavien Breitenmoser, http://www.airliners.net).


Вертолет Ми-28Н - прототип вертолета Ми-28НЭ участвовавший в показательных полетах в Индии на авиасалоне МАКС-2011 16-21 августа 2011 г. (фото - VLAS, ).


Динамическая схема Ми-28Н послужила основной для разработки на МВЗ им. М.Л. Миля проектов новых вертолетов: воздушной боевой машины пехоты Ми-40 и транспортно-пассажирского вертолета Ми-58.

Серийное производство . Учитывая положительные результаты совместных госиспытаний первого опытного образца Ми-28Н, Правительство РФ 14 декабря 1997 г. выпустило постановление о завершении работ по Ми-28 и начале серийного производства на Ростовском вертолетном заводе. Однако из-за тяжелого экономического положения в стране завершить постройку первого предсерийного вертолета ростовчанам удалось только в марте 2004 г., уже в варианте модификации Ми-28Н «Ночной охотник» - первый вертолет ростовской сборки (борт №02, позже - 024) совершил первый полет 24 марта 2004 г. До официального решения 27 декабря 2005 г. первый полет совершил первый серийный вертолет борт №32. Выданное 4 марта 2006 г. государственной комиссией заключение о выпуске установочной партии Ми-28Н явилось официальным разрешением ОАО «Роствертол» начать серийный выпуск вертолетов Ми-28Н, а для подразделений заказчика - осуществлять их эксплуатацию. В том же году первые серийные «Ночные охотники» начали поступать в состав ВВС РФ и подписан контракт на поставку до 2015 г 67 вертолетов Ми-28Н. Ранее в СМИ заявлялось о планах до 2010 г. поставить 50 таких машин. Всего же потребность отечественных ВВС оценивается в 300 «Ночных охотников». Заинтересованность в приобретении вертолетов выразили военные министерства ряда стран дальнего зарубежья. Ежегодно запланировано поставлять Вооруженным Силам России по десять Ми-28Н. По состоянию на 2010 г. серийное производство ведется заводоа ОАО "Роствертол" в г. Ростов-на-Дону.


Предистория Ми-28 (размещена до публикации отдельной статьи ):
К углубленной проектной разработке боевого вертолета Ми-28 сотрудники «МВЗ им. М.Л. Миля» под руководством главного конструктора М.Н. Тищенко приступили в 1972 г. 16 декабря 1976 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о разработке боевого вертолета Ми-28. Все работы возглавил заместитель главного конструктора А.Н. Иванов, ответственным ведущим конструктором был назначен М.В. Вайнберг. Поиск наиболее рационального внешнего облика и работа по улучшению технических и летных показателей вертолета проводились в сотрудничестве со специализированными научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и летно-испытательными организациями.
К концу 1977 г. конструкторы МВЗ им. М.Л. Миля закончили эскизный проект, а в 1979 г. ОКБ приступило к рабочему проектированию винтокрылой машины и испытаниям первых экспериментальных образцов агрегатов и систем. В августе 1980 г. правительственная Комиссия по военно-промышленным вопросам, ознакомившись с ходом разработки перспективного боевого вертолета Ми-28, приняла решение о строительстве опытно-экспериментальных образцов, не дожидаясь официального утверждения окончательного макета. Поэтому первый образец Ми-28, собранный в июле 1982 г., дорабатывался до требуемого уровня в процессе доводки и летных испытаний.
10 ноября 1982 г. экипаж в составе ведущего летчика-испытателя завода Г.Р. Карапетяна и штурмана-испытателя В.В. Цыганкова впервые оторвал новый вертолет от земли, а 19 декабря того же года - осуществил первый полет по кругу. Вертолет поступил на совместные сравнительные государственные испытания, В сентябре 1983 г. опытное производство МВЗ завершило сборку второго летного экземпляра. Он использовался для испытания вооружения.
В 1986 г. Ми-28 успешно прошел основную часть программы госиспытаний, и в следующем году последовало правительственное постановление о запуске вертолета в серийное производство. Тогда же МВЗ им. М.Л. Миля завершил постройку предсерийного прототипа, названного Ми-28А. Вертолет получил высокую оценку как отечественных, так и зарубежных специалистов. Он полностью соответствовал своему назначению и превосходил по многим показателям все вертолеты аналогичного класса. Пилотажные и маневренные характеристики уникальны и гарантируют высокую степень выживаемости в воздушном бою. 6 мая 1993 г. летчик-испытатель Карапетян впервые выполнил на Ми-28 «петлю Нестерова», а спустя несколько дней - «бочку».
Всего включая Ми-28А в 1982-1991 г.г. построено и летало 4 вертолета Ми-28.

Конструкция :
Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя ГТД, трехопорным шасси и вспомогательным крылом.
Фюзеляж цельнометаллический, полумонококовой конструкции, включает в себя носовую и центральную части, а также хвостовую и килевую балки. В носовой части находятся два раздельных бронированных отсека кабины экипажа, в которой размещены спереди кресло штурмана-оператора, а сзади и выше кресло пилота. Для повышения боевой живучести вертолета и выживаемости экипажа имеется бронезащита кабины, в которую входит набор керамических плиток, наклеенных на каркас носовой части фюзеляжа. Ми-28Н - единственный в мире вертолет, оснащенный боковыми бронестеклами. Летчик и штурман разделены бронеперегородкой. Дверь штурмана находится на левом борту, а летчика - на правом. Двери и стекла оборудованы механизмами аварийного сброса. При аварийном покидании кабин под дверями надуваются специальные трапы, предохраняющие экипаж от удара о шасси. Спереди внизу к носовой части крепится на стабилизированной платформе обзорно-прицельная станция и рама пушечной установки. Под полом летчика размещены блоки электрооборудования и прицельно-пилотажно-навигационного комплекса.

Бронирование - полностью броневое плоскопараллельное остекление выдерживает прямые попадания пуль калибром до 12,7 мм, броня кабины выдерживает попадания снарядов 20 мм пушки "Вулкан".


Задний отсек радиооборудования имеет достаточно вместительные свободные объемы, позволяющие использовать его в качестве грузового (для перевозки аэродромного оснащения при передислокации вертолета либо эвакуации экипажа другого вертолета). Нижнее расположение хвостовой балки исключило возможность задевания за нее лопастью несущего винта при резком маневре. Задняя часть килевой балки выполнена в виде фиксированного руля. В верхней части килевой балки крепится стабилизатор. Под ее нижней частью находится хвостовая опора шасси.


Открытый задний отсек радиооборудования со свободными объемами. Вертолет Ми-28Н борт №12 кореновской эскадрильи, авиабаза в Буденновске, лето 2011 г. (http://4044415.livejournal.com).


Система пассивной защиты вертолета обеспечивает безопасность членов экипажа при аварийной посадке с вертикальной скоростью до 12 м/с. При этом величины перегрузок снижаются до уровня физиологически переносимых. Механизмы, приводившие в действие систему защиты, установлены на цилиндрах амортизаторов основных опор шасси. С их помощью осуществляется просадка энергопоглощающих кресел экипажа и отклонение вперед ручки продольно-поперечного управления, что исключает возможность травмирования летчика. Энергогасящие кресла "Памир-К" разработки КБ "Звезда", опускающиеся на 30 см, защищают экипаж от перегрузок, возникающих при аварийной посадке. В аварийной ситуации также обеспечивается принудительное травмобезопасное притягивание летчиков к спинке кресла привязной системой.


Крыло свободнонесущее с четырьмя пилонами, предназначенными для подвески ракетного, стрелково-пушечного, бомбового вооружения и дополнительных топливных баков. По концам крыла в обтекателях располагаются устройства для отстрела помеховых патронов. В аварийной ситуации крыло может сбрасываться. Управление стабилизатором соединено с ручкой общего шага несущего винта.

Несущий винт пятилопастный. Лопасти имеют прямоугольную форму в плане. Лонжерон лопасти - из полимерных композиционных материалов образует носовую часть по форме профиля. К нему крепятся хвостовые отсеки, выполненные в виде обшивки из полимерных композиционных материалов с полимер-сотопластовым заполнителем. Втулка несущего винта представляет собой титановый корпус с пятью вынесенными сферическими эластомерными шарнирами. В подвижных соединениях втулки используются металлофторопластовые и тканевые подшипники.

Хвостовой винт четырехлопастной. Для снижения шума и повышения эффективности спроектирован по Х-образной схеме. Его втулка состоит их двух модулей, установленных один над другим на шлицах ступицы. Каждый модуль представляет собой сочленение двух рукавов лопастей. Лопасть состоит из стеклопла-стикового лонжерона и хвостовой части из сотового блока и стеклопластиковой обшивки. Лопасти несущего и рулевого винтов оснащаются электротепловой противообледенительной системой.

Шасси трехопорное с хвостовым колесом. В конструкцию опор основного шасси включены гидропневматические амортизаторы с дополнительным аварийным ходом. Устройство основных опор рычажного типа позволяет изменять клиренс вертолета. Топливная система выполнена в виде двух самостоятельных симметричных систем питания каждого двигателя с автоматическим перекрестным питанием и перекачкой. Она состоит из трех баков (двух расходных на каждый двигатель и одного общего), находящихся в контейнере топливных баков, стенки которого протестированы пенорезиной. Сами топливные баки заполняются предохраняющим от взрыва пенополиуретаном.

Трансмиссия состоит из многопоточного главного редуктора ВР-29, двух угловых редукторов УР-28, служащих для передачи крутящего момента от двигателей к главному редуктору, промежуточного редуктора, редуктора рулевого винта и трансмиссионных валов привода.

Система управления - бустерная, состоит из четырех установленных на главном редукторе комбинированных рулевых приводов, которые выполняют функции гидроусилителей и рулевых машин автопилота. Управление вертолетом максимально скомплексировано: в кабине летчика размещены органы управления полетом, в кабине штурмана-оператора - управление вооружением.

Гидравлическая система состоит из двух независимых систем для питания комбинированных рулевых приводов и гидродемпферов. Электрическая система переменного тока питается от двух генераторов с приводом от главного редуктора.
Гидравлическая система состоит из двух независимых систем, служащих для питания комбинированных рулевых приводов систем управления и гидродемпфера в системе путевого управления.

Система жизнеобеспечения включает систему кондиционирования воздуха и кислородное оборудование.


Двигатели : 2 х турбовальных двигателя ТВЗ-117ВМА (ВМ модификация "А") мощностью по 2200 л.с. (2500 л.с. по западным данным - en.wikipedia.org ) разработки ОКБ им.В.Я.Климова, в серии с 1986 г. На вертолеты выпуска 2010 г. и позже (начиная с борта №01 белого) устанавливаются двигатели ВК-2500-02 - модификация двигателя ТВ3-117. Мощность двигателя на чрезвычайном режиме - 2700 л.с. Информация по новой модификации двигателя подтверждена в интервью Главкома ВВС России от 13.02.2012 г.

Независимая работа двиагетелей обеспечивает возможность выполнения полета с одним работающим двигателем. На входах двигателей стоят грибовидные пылезащитные установки. Двигатели оборудованы экранно-выхлопными устройствами, снижающими тепловую заметность вертолета - как минимум с 2003 г. используются ЭВУ нового современного типа. Система впрыска воды обеспечивает беспомпажную работу двигателей при пусках неуправляемых ракет. В качестве вспомогательной силовой установки использован двигатель АИ-9В, который также обеспечивает привод систем при проверках на земле и подачу теплого воздуха для обогрева кабин. В подкапотном пространстве редукторного отсека, над потолочной панелью центральной части фюзеляжа, располагаются вентилятор и маслорадиатор.


Экранно-выхлопные устройства старого типа на Ми-28А (фото из архива Дмитрия Миронова, http://forum.eagle.ru и http://airbase.ru).


Экранно-выхлопные устройства нового образца на Ми-28Н борт №37 на выставке МАКС-2007, Раменское, 26.08.2007 г. (фото - Федор Борисов, http://www.airliners.net).


ТТХ вертолета :

Экипаж - 2 чел (пилот и штурман)

Длина - 21155 мм
Длина фюзеляжа без винтов - 17010 мм
Диаметр несущего винта - 17200 мм
Размах крыла - 4880 мм
Высота - 4800 мм

Масса взлетная максимальная:
- 12100 кг (боевая)
- 12139 кг (перегоночная)
Масса взлетная нормальная - 10700 кг
Масса пустого - 8550 / 8590 кг (по разным данным)
Масса полезной нагрузки - 2300 кг
Масса топлива:
- боевая - 634-1271 кг
- перегоночная - 3029 кг (включая 4 ПТБ)
Запас топлива во внутренних баках - 1900 л

Типовые варианты полезной нагрузки и заправки топливом (источник - ED forums ):

ПТУР "Атака" 8 8 8 16 16 8 16 8
УР "Игла" 4 4 4 4
НУР 2 х Б-8В20А 2 х Б-8В20А 4 х Б-8В20А 2 х Б-13Л1 2 х Б-13Л1 4 х Б-13Л1
Наличие боекомплекта НППУ и БКО без БКО без БКО и бк НППУ
ПТБ 4 ПТБ
Масса полезной нагрузки (кг) 2250 2382 2081 2530 2831 3517 3216 3305 3550 3550 3550 3509
Масса топлива (без 30 кг расходуемых до взлета, кг) 1271 1271 1271 1271 1271 1271 1271 1271 960 1261 828 3029
В т.ч. в основных баках (кг) 1271 1271 1271 1271 1271 1271 1271 1271 960 1261 828 1294

Скорость:
- максимальная - 324 км/ч
- крейсерская - 265 км/ч
- боковая, задняя - до 100 км/ч
- угловая разворота на зависании - до 90 град/с
- угловая рыскания на зависании - до 117 град/с
- угловая крена на зависании - 100 град/с
Дальность:
- перегоночная - 1100 км
- практическая - 460 км
Потолок:
- динамический - 5700 м
- статический - 3700 м
- минимальный - 5 м

Вооружение :
- артеллирийское - состоит из несъемной подвижной пушечной установки НППУ-28 с пушкой 2А42 калибра 30 мм. Диапазон отклонения НППУ-28 составляет: по азимуту ±110°; по углу места +13...-40 град. Боезапас пушки в 250 снарядов располагается в двух ящиках с селективной двухсторонней подачей на поворотной части турели. Штатно артиллерийской установкой управляет штурман-оператор.


Артиллерийская установка НППУ-28 вертолета Ми-28Н борт №38 - прототипа вертолета Ми-28НЭ - на авиасалоне МАКС-2011 16-21 августа 2011 г. Пушка находится в крайнем левом положении (фото - VLAS, ).


- ПТУР - на внешних балочных держателях может осуществляться подвеска до 16 противотанковых управляемых сверхзвуковых ракет 9М120 комплекса « » или 9М114 комплекса « » (с радиокомандными системами наведения).

Ракеты "воздух-воздух" - на Ми-28Н предусмотрена установка ракет типа «Игла» класса «воздух-воздух» с ИК-головкой самонаведения с командно-аппаратными модулями - пусковыми установками "Стрелец". По состоянию на весну 2011 г. КАМ "Стрелец" поставлены на авиабазу в Буденновск.


Блок НАР Б-13 и пусковая установка "Стрелец" с ракетами "Игла" под Ми-28Н борт №38 на экспозиции авиасалона МАКС-2011, август 2011 г. (фото - VLAS, ).


- прочее подвесное вооружение - на внутренних держателях крепятся блоки неуправляемых ракет , или , унифицированные вертолетные гондолы ГУВ в пулеметном и гранатометном вариантах, контейнеры мелких грузов КМГУ-2 с минами и авиабомбами малого калибра. На держателях также можно перевозить авиационные бомбы калибра 250 и 500 кг или дополнительные топливные баки. Арсенал вертолета также включает тяжелые неуправляемые ракеты , пушечные контейнеры УПК-23-250 и зажигательные баки ЗБ-500.

Типовые варианты полезной нагрузки и вооружения, узлы подвески слева-направо по ходу вертолета (источник - ED forums , предположительно данные устаревшие ):

№ пп
узел подвески №1 узел подвески №2 узел подвески №3 узел подвески №4 Масса топлива
1 КМГУ
КМГУ КМГУ КМГУ 634 кг
2
698 кг
3
8 ПТУР "Атака"
КМГУ
КМГУ
8 ПТУР "Атака" 818 кг
4
8 ПТУР "Атака" 8 ПТУР "Атака" 850 кг
5 1062 кг
6 8 ПТУР "Атака" 8 ПТУР "Атака" 1210 кг
7 ПТБ ПТБ ПТБ ПТБ 3017 кг

Оборудование :
Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования включает в свой состав:
- навигационная система в составе высокоточной инерциальной системы ИНС-2000 и бесплатформенной курсовертикали СБКВ-2В-2 с комплексированием со спутниковой навигационной системой, доплеровским измерителем скорости и сноса (ДИСС) и системой воздушных сигналов (СВС), радиотехнической системы дальней навигации (РСДН);
- пилотажный комплекс
- бортовая вычислительная система на базе ЭВМ "Багет-53"
- информационно-управляющая система
- многофункциональная система отображения информации на ЖК-индикаторах МФИ-10-6М с многофункциональным пультом ПС-7В с устройством регистрации видеоинформации;
- система управления оружием
- обзорно-прицельная станция оператора - для обнаружения и распознавания объектов, прицеливания, захвата и автосопровождения объектов по телевизионному и тепловизионному каналам. В состав входят: система стабилизации линии визирования, система автоматического сопровождения целей, оптико-телевизионный канал, тепловизионный канал, лазерный дальномер;
- обзорно-пилотажная система летчика с очками ночного видения, предназначена для круглосуточного обзора местности, поиска и обнаружение объектов (ориентиров и препятствий). Состав: низкоуровневый телевизионный канал, тепловизионный канал, лазерный дальномер;
- АТТ (автомат теплотелевизионный) семейства "Охотник", разработки ФГУП "ГРПЗ" - обеспечивает интеллектуальную обработку видеоизображений, в результате чего становится возможным видение фоноцелевой картины при любых погодных условиях в любое время суток. В АТТ впервые из всех моделей "Охотник", реализован высокоскоростной цифровой интерфейс для передачи видеосигналов при вибрациях и крене вертолета, также обеспечивается автоматическое обнаружение и сопровождение целей;
- бортовая радиолокационная станция кругового обзора
- система управления ракетным вооружением
- нашлемная система целеуказания и индикации
- бортовой комплекс средств связи КСС-28Н-1, обеспечивает автоматический телекодовый обмен данными с наземными пунктами управления и другими летательными аппаратами, оборудованными аппаратурой, обеспечивающей встречную работу; дальнюю и ближнюю открытую и засекреченную радиосвязь через изделие криптозащиты и КВ-модем. Комплекс обеспечивает одновременную работу (прием - передача) по трем каналам связи, в том числе по двум телефонным каналам и одному телекодовому;
- система предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении, пеленгатор УФ-излучения
- радиоаппаратура опознавания.

Оптико-электронная обзорно-прицельная станция с гиростабилизированными полями зрения ОПС-28 "Тор", разработанная Красногорским ОМЗ им. Зверева, имеет оптический, низкоуровневый телевизионный и тепловизионный каналы наблюдения. Со станцией конструктивно совмещены лазерный определитель дальности и система управления ПТУРами. Для облегчения пилотирования применяется турельная оптико-электронная система ТОЭС521 разработки Уральского ОМЗ им. Э.С.Яламова. Эта система так же оборудована лазерным дальномером, тепловизионным и телевизионным каналами. Вся обобщенная информация поступает на многофункциональные цветные жидкокристалические индикаторы - по два в кабинах летчика и штурмана-оператора, кроме того у летчика индикатор на лобовом стекле. На Ми-28Н освоена единая вычислительная среда в составе трех центральных БЦВМ и целого ряда перефирийных вычислителей, существенно упростившая бортовое программное обеспечение. На вертолете внедрена разветвленная система внутреннего контроля.
Дальность обнаружения целей - 10 км


Приборы в кабинах пилота (слева) и штурмана-оператора (справа) вертолета Ми-28Н. (фото - Алексей Михеев, Фомин А. Ми-28Н - поставки растут. // Взлет. №1-2 / 2011 г.).


Бортовые средства наблюдения и наведения систем вооружений вертолета Ми-28Н (из архива Дмитрия Миронова, http://military.tomsk.ru/forum).


На вертолет планировалось установить надвтулочную РЛС Н025. На прототипах вертолета (ОП-1 и ОП-2) устанавливались только массо-габаритные макеты РЛС. К 2007 г. основным разработчиком - Рязанским Приборным Заводом - изготовлено три опытных РЛС. Один из трех изготовленных прототипов РЛС Н025 впервые поднялся в воздух 16 февраля 2007 г. на вертолете Ми-28Н борт №36. По состоянию на середину 2008 г. испытания РЛС на данном вертолете продолжались в Чкаловском. Испытания РЛС проводились в режиме висения на высоте 8 м - проведено испытание работы РЛС в различных режимах полета, изучалось воздействие механических воздействий на работу РЛС результаты испытаний признаны положительными. Доработана конструкторская документация. Штатная установка надвтулочной РЛС планируется на модификацию Ми-28НМ. Предназначение РЛС:
- картографирование земной поверхности;
- обнаружение подвижных и неподвижных наземных целей;
- измерение координат целей;
- обеспечения безопасности полета (обнаружение опасных для полета препятствий, в т.ч. проводов и опор ЛЭП);
- обнаружения воздушных целей;
- обнаружения опасных для полета метеообразований, измерение их интенсивности и дальности до них.

ТТХ РЛС Н-025Э (2011 г.):
Частотный диапазон - Ка
Количество одновременно сопровождаемых целей - 4
Дальность действия - 20 км
Дальность обнаружения опасных метеобразований - до 100 км
Время обзора - не более 1 сек
Зона обзора по азимуту - сектор 180 град
Зона обзора по углу места - от -25 до + 15 град.
Сектор поиска наземных целей по азимуту - 90 град
Сектор поиска наземных целей по углу места - 35 град
Сектор поиска воздушных целей по азимуту - 180 град
Сектор поиска воздушных целей по углу места - 4-12 град


Ми-28Н борт №036 на испытаниях первого варианта РЛС Н025 (Взлет. №5 / 2008 г.).


РЛС Н025 производства Рязанского Приборного завода, 2008 г. (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).


РЛС Н025 производства Рязанского Приборного завода (http://www.grpz.ru).


Надвтулочная РЛС Н025НЭ на авиасалоне МАКС-2011, август 2011 г. (фото - SV, http://forums.eagle.ru).


Ми-28Н борт №36 желтый, вероятно, с обновленной надвтулочной РЛС. 1-2 апреля 2012 г. (фото - kabuki, http://russianplanes.net/).


Для защиты от средств ПВО на вертолете установлены: аппаратура "для постановки помех радиолокационным станциям и управляемым ракетам с инфракрасными и радиолокационными головками самонаведения"; аппаратура предупреждения об облучении вертолета радиолокационными станциями и лазерными целеуказателями противника; устройство отстрела помеховых патронов УВ-26 для защиты от ракет с тепловыми головками самонаведения.


Ми-28Н бортовой №16 синий выпуска 2010 г. с полным штатным комплектом бортового комплекса обороны, 17.01.2011 г. (фото - Сергей Аблогин, http://www.airliners.net).


Блок отстрела помех на конце консоли крыла вертолета Ми-28Н борт №12 кореновской эскадрильи, авиабаза в Буденновске, лето 2011 г. (http://4044415.livejournal.com).


Модификации :
- Ми-28 / изделие 280 - HAVOC / HAVOC-A - исходная опытно-экспериментальная модификация вертолета, предназначенного для применения в дневных и ограниченно-сложных метеоусловиях. Выпущена в двух экземплярах, проходивших испытания с 1982 по 1987 г.

- Ми-28А / изделие 286 - HAVOC-A - модернизированный, модификация Ми-28 создана в 1985-1987 г.г. В конструкции учтены все замечания и изменения, вносимые в опытно-экспериментальные образцы по мере их доводки. Вертолет отличается модернизированными высотными двигателями ТВЗ-117ВМА мощностью 2200 л.с. каждый, улучшенным приборным оборудованием, измененной конструкцией эжекторных выхлопных устройств и модифицированным главным редуктором. На концах крыльев установлены контейнеры с кассетами инфракрасных и радиолокационных пассивных помех. Модификация выпущена в двух опытных экземплярах.

- Ми-28Н «Ночной охотник» / изделие 294 - HAVOC-B - созданная в 1997 г. новейшая глубоко модернизированная модификация с интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного и приборного оборудования и вооружения, обеспечивающим круглосуточное боевое применение в сложных метеоусловиях и на предельно малых высотах (5 - 15 м) с автоматическим огибанием рельефа местности и облетом (обходом) препятствий с использованием картографической информации и трехмерного синтезирования изображения местности. С 2006 г. находится в серийном производстве на ОАО «Роствертол».

- Ми-28НЭ / изделие 296 - экспортный вариант Ми-28Н. Специалисты ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля» продолжают работы по совершенствованию Ми-28Н «Ночной охотник», внедряя в конструкцию его агрегатов и систем новейшие достижения отечественной и мировой вертолетной науки и техники. Готовится ряд новых модификаций вертолета для ВВС РФ и экспортных поставок, в том числе варианты с агрегатами и системами иностранного производства. Осенью 2010 г. вертолет заявлен на тендер ВВС Индии. Прототип - Ми-28Н борт №38 - переоборудован к осени 2010 г., совершал показательные полеты в Индии. Вертолет №38 показан на авиасалоне МАКС-2011 16-21 августа 2011 г.

- Ми-28УБ / изделие 298 - в начале 2010 г. начата разработка (присвоен шифр изделия) для учебной версии Ми-28Н. С идентичными кабинами летчика и оператора. По состоянию на лето 2011 г. идут работы по изготовлению прототипа ОП-1. 9 августа 2013 г. ОП-1 совершил первый полет на территории летно-испытательной станции ОАО «Роствертол» и планируется демонстрация вертолета на авиасалоне МАКС-2013. Основным отличием нового Ми-28УБ от вертолета Ми-28Н «Ночной охотник» является двойная гидромеханическая система управления, которая позволяет управлять вертолетом как из кабины летчика, так и из кабины летчика-оператора, выполняющего функции инструктора. В новом вертолете кабина инструктора увеличена, расширена верхняя часть фонаря кабины летчика, изменена конфигурация энергопоглощающих кресел (). ВВС России планируют приобретение до 2020 г. от 40 до 60 вертолетов Ми-28УБ. "Четыре-шесть машин будем брать на каждую воинскую часть, которая эксплуатирует вертолеты" ().


Первые публичные фотографии опытного прототипа Ми-28УБ - вертолета ОП-1, 09.08.2013 г. (фото - ОАО "Вертолеты России", http://www.russianhelicopters.aero).


- Ми-28Н серийный образца осени 2011 г. - вертолеты серии отличаются улучшенным охлаждением двигателей и другими доработками. Согласно источника (ист. - Пилотажная группа... ) в модели 2011 г. исправлена недоработка в конструкции главного редуктора вертолета, приводившая к проблемам и даже аварийным ситуациям - при работе более 2 часов редуктор перегревался, что приводило к остановке винта.


Вертолет Ми-28Н борт №50 желтый из партии вертолетов, переданной ВВС на авиабазу 344 ЦБПиПЛС АА 8 октября 2011 г., г.Торжок, Тверская область (автор фото - Сергей Аблогин, http://ablogin.ru/).


Ми-28Н серийный №07-01 борт №26 синий в Ростове в День Воздушного Флота России, 19.08.2012 г. (фото - ErikRostovSpotter и Андрей Котков, http://aviaforum.ru и http://forums.airforce.ru).


- Ми-28НМ - 25.12.2008 г. сообщено, что ВВС России приступили к реализации проекта модернизации вертолета Ми-28Н и созданию вертолета Ми-28НМ, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы ВВС РФ. Проект тактико-технического задания на опытно-конструкторскую работу по модернизации вертолета Ми-28НМ прошел предварительное согласование в Главном командовании ВВС России. Вертолет будет штатно оснащен надвтулочной РЛС. Серийное производство модификации планируется начать в 2015 г.

25 октября 2013 г. командир 344-го Центра боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации в Торжке полковник Андрей Попов сообщил СМИ, что Ми-28НМ будет существенно отличаться от Ми-28Н - в т.ч. и внешне. Вертолет будет оснащен дублированным управлением, новым оборудованием и вооружением. Проектирование вертолета ведется, сроки готовности не называются.

19 декаюря 2013 г. замгендиректора по производству холдинга "Вертолеты России" Андрей Шибитов заявил СМИ, что испытания Ми-28НМ начнутся через 3 года - т.е. в 2016 г.

Статус и хронология : Россия
- 1996 г. 14 ноября - первый полёт опытного Ми-28Н / ОП-1 - борт №014.

2002 г. 24 апреля - возобновление испытаний Ми-28Н (№014) после оснащения его новым главным редуктором ВР-29 (вместо ВР-28).

2004 г. 24 марта - первый полет второго прототипа Ми-28Н - ОП-2, борт №02, позже 024. Вертолет собран на ростовском заводе "Роствертол".

2005 г. - между МО России и ОАО "Роствертол" заключен контракт сроком на 9 лет о поставках в ВВС 67 вертолетов Ми-28Н. В 2005-2007 г.г. построены и поставлены первые 7 предсерийных вертолетов Ми-28Н.

2006 г. май - серийныйо Ми-28Н борт №32 присоединился к программе государственных совместных испытаний.

2006 г. 17-25 июня - 2 вертолёта Ми-28Н (№14 и 32) приняли участие в учениях "Щит Содружества -2006".

2008 г. 15 января - в Ростове-на-Дону состоялась торжественная церемония передачи в Военно-воздушные силы Российской Федерации двух серийных вертолетов Ми-28Н «Ночной охотник» (бортовые №№42 и 43).

2008 г. 8 августа - вероятно еще 2 серийных вертолета поступили в Центр боевого применения и переучивания летного состава №344 в Торжке (в/ч 32882). Всего в 2008 г. поставлено в ВВС 4 вертолета.

2009 г. 17 марта - на авиабазу в Буденновске поступили первые 6 серийных Ми-28Н производства ОАО "Роствертол". Авиабаза №6972 (в/ч 40491-Д).

2009 г. лето - 2 вертолета из центра в Торжке приняли участие в маневрах "Запад-2009" проходивших в Белорусии.

2009 г. 19 июня - вертолёт Ми-28Н (борт №43) потерпел аварию на Гороховецком полигоне Московского военного округа. При стрельбе из пушки в висении из-за сбоя в автоматике произошёл пуск НУР. Пороховые газы попали в двигатель, вызвав его помпаж. В связи с потерей мощности двигателей пилоты приняли решение совершить экстренную посадку. При касании земли левая стойка шасси попала в яму, вертолет опрокинулся на левый борт, в результате чего оказались разрушены несущий винт и хвостовая балка. Экипаж машины не пострадал, оба пилота успели выбраться из аварийного вертолета.


Авария Ми-28Н борт №43 на Гороховецком полигоне, 19.06.2009 г. (нижнее фото - Сергей Суворов, из архива Дмитрия Миронова, http://military.tomsk.ru/forum).


Авария Ми-28Н борт №43 на Гороховецком полигоне, 19.06.2009 г. (http://www.ntgs.ru).


Вертолет Ми-28Н борт №43 после аварии на Гороховецком полигоне, на первом фото видно сработавшее средство покидания вертолета - надувной трап штурмана, фото 19-20.06.2009 г. (http://www.liveinternet.ru).


- 2009 г. 15 декабря - на летно-испытательной станции "Роствертола" состоялась отправка очередной партии из 4 вертолетов Ми-28Н в строевые части ВВС. Всего за год поставлено 10 машин (12 по др.данным). Вертолеты поступили на вооружение строевой эксадрильи на авиабазе Буденновск.

2009 г. 25 декабря - ВВС России приступили к реализации проекта модернизации вертолета Ми-28Н и созданию вертолета Ми-28НМ, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы ВВС РФ. Проект тактико-технического задания на опытно-конструкторскую работу по модернизации вертолета Ми-28НМ прошел предварительное согласование в Главном командовании ВВС России

2010 г. начало года - начата разработка (присвоен шифр изделия) для учебной версии Ми-28Н. С идентичными кабинами летчика и оператора.

2010 г. 18-22 июня - на полигоне около Приморско-Ахтарска эскадрилья Ми-28Н с авиабазы в Буденновске отрабатывала применение ПТУР "Атака".

2010 г. 30 июня - 3 июля - летно-тактические учения в которых приняла участие эскадрилья из 10 Ми-28Н с авиабазы в Буденновске.

2010 г. октябрь - завод "Роствертол" в г.Ростов-на-Дону построил и сдал ВВС России 15 Ми-28Н. 4 вертолета поступили на авиабазу в Буденновске, остальные поступали на авиабазу в Кореновске (8 вертолетов с белыми номерами, временно находятся в Буденновске). Авиабаза №393 в Кореновске (в/ч 35666).

2010 г. осень - заключен новый контракт между МО России и ОАО "Роствертол" на поставку до 2015 г. дополнительно 30 вертолетов Ми-28Н (в дополнение к 67 шт контракта 2005 г.).

2011 г. 15 февраля - во время проведения тренировочного полёта разбился Ми-28Н (борт №05). В редуктор двигателя попала стружка, после чего экипаж принял решение совершить вынужденную посадку. При посадке машина ударилась кабиной о землю. Лётчики были доставлены в госпиталь Буденновска, где от полученных травм скончался командир экипажа подполковник Андрей Глянцев.


Ми-28Н борт №05 после катастрофы, 15.02.2011 г. (из архива Дмитрия Миронова, http://military.tomsk.ru/forum).


Ми-28Н борт №05 после катастрофы, 15.02.2011 г. (фото опубликованы Денисом Мокрушиным, http://twower.livejournal.com).


- 2011 г. 8 апреля - с аэродрома ОАО «Роствертол» в Ростове-на-Дону поднялся в первый полет очередной, 34-й по счёту, серийный вертолет Ми-28Н. Машина отличается рядов усовершенствований, в т.ч. новыми воздухозаборниками двигателей.


По неподтвержденной информации на фото вертолет Ми-28Н борт №43 желтый, восстановленный после аварии 19.06.09 г. На вертолете установлены нового типа теплообменники для главного редуктора, оборудование бортового комплекса обороны - так же будут доработаны все ранее выпущенные вертолеты. Снимок сделан на испытательной базе ОАО "Роствертол" в пос.Крестовка, г.Ростов-на-Дону, 10.05.2011 г. (автор фото - Михаил Мизикаев, http://russianplanes.net).


- 2011 г. август - появилась неподтвержденная информация о том, что инфраструктура авиабазы №393 в Кореновске не готова к приему вертолетов выпуска 2010-2011 г.г. предназначенных для базирования там. В итоге, простояв в Буденновске, с июля 2011 г. вертолеты переводятся в центр обучения в Торжке и в связи с выходом календарного ресурса после замены бортовых номеров на "торжковские" желтые используются для обучения пилотов. В таком ключе "перенумерованы" как минимум машины с бортовыми номерами от 109 по 112 - новые номера от 09 до 12 желтые (см так же - ).

2011 г. 04 октября - в СМИ (газета "Известия") со ссылкой на источник в ВПК заявлено, что вместо вертолетов Ми-28Н будут закуплены вертолеты Ми-35М. Речь идет о закупках 2011 г. или о плане на 2012 г. не уточняется, но вероятно секвестирован заказ на часть 2011 и на 2012 г.г.

2011 г. 08 октября - компанией "Росвертол" поставлены в ВС России 6 вертолетов Ми-28Н. Вертолеты поставлены в рамках ГОЗ-2011.

2012 г. 02 января - объявлено в СМИ о том, что 12 вертолетов Ми-28Н в первом квартале 2012 г. поступят на вооружение базы авиации в Смоленске.

2012 г. 16 августа - при выполнении учебного полета в Моздоке совершил жесткую посадку Ми-28Н. Жертв нет, разрушений на земле нет. Вертолет получил незначительные повреждения ().


- 2012 г. 19 августа - в День Воздушного Флота в Ростове представлен вертолет Ми-28Н серийный №07-01 борт №26 синий, который по неподтвержденным данным является одним из 6 вертолетов постройки 2012 г. переданных в завода "Роствертол" в 546-ю авиабазу армейской авиации (управление - Ростов).

2012 г. 5 ноября - в Ростове совершил первый полет 15-й вертолет Ми-28Н выпуска 2012 г., серийный №07-07.

2013 г. 16 июля - Министерство обороны России сообщает, что до конца лета Западный военный округ получит в Ростове очередную партию вертолетов Ми-28Н и один транспортный вертолет Ми-26 ().

Экспорт : по состоянию на начало 2012 г. поставок на экспорт не производилось.

Алжир :
- 2007 г. июль - Ми-28Н прошел серию демонстрационных полетов в стране. Алжир проявляет интерес к приобретению вертолета, но изложил требования к вертолету, которые требуют его доработки.

Венесуэла - по состоянию на июль 2007 г. проявляет интерес к приобретению вертолета.

Индия :
- 2010 г. осень - вертолет Ми-28НЭ заявлен на тендер ВВС Индии госкомпанией "Росвооружение" и ОАО "Вертолеты России". Индия планирует закупить 22 вертолета такого класса. В течение 2010 г. Ми-28Н борт №38 "желтый" прошел испытания в Индии.

2010 г. сентябрь - прототип Ми-28НЭ - борт №38 - совершил несколько демонстрационных и испытательных полетов в Индии.

2011 г. 25 октября - в СМИ объявлено о завершении конкурса на поставку 22 ударных вертолетов в ВВС Индии. Победителем после сравнительных испытанияй 2010 г. признан вертолет Apache Longbow. По данным индийских военных, Ми-28Н не соответствует требованиям тендера по 20 пунктам. При этом Apache показал превосходство по таким характеристикам как всепогодность и возможности применения. Позже - в 2012 г. - в СМИ появилась информация (ист. - Пилотажная группа... ) о том, что причинами неудачи Ми-28Н стали технические проблемы с главным ротором и системой вооружения.

Ирак :
- 2012 г. 9 октября - СМИ сообщают, что возможно в апреле, июле или в августе 2012 г. подписан ряд соглашений с Ираком о поставке техники. В т.ч. возможно планируется поставка 30 вертолетов Ми-28Н.

2013 г. 17 июня - РИА "Новости" сообщают о подписании соглашения на поставку Ка-52 - корреспондент РИА некорректно понял высказывание представителя "Рособоронэкспорта". На самом деле речь была о Ми-28Н. Позже появилась информация о том, что подписан контракт на поставку более 10 вертолетов Ми-28НЭ.

2013 г. 20 октября - СМИ сообщают , что Ми-28НЭ будут поставлены в Ирак до конца октября 2013 г.

Источники :
АРМС-ТАСС, информационное агентство. Сайт http://armstass.su/ , 2011
Барабанов М.С. ВВС России получают пополнение. // Независимое военное обозрение. 18.03.2011 г.http://www.airliners.net/ , 2011 г.
ED forums.Сайт http://forums.eagle.ru , 2011 г.
. Сайт