ОГЭ: аргументы к сочинению «Что такое добро? Проблема добра и зла — аргументы и сочинение

Сочинение по тексту Екимова из сборника "ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК 2017 50 ВАРИАНТОВ И.П.ВАСИЛЬЕВЫХ, Ю.Н.ГОСТЕВА, В.В.ЛЬВОВ" вариант №1

Добро - вечная ценность. Издавна наши предки оберегали и защищали добро. С раннего детства человека приучают быть человечным, отзывчивым, понимающим. Но зачем все это? Для кого нужны и важны добрые дела? Именно на эти вопросы отвечает русский прозаик и поэт Екимов в своем тексте.

Поднятая писателем проблема важности добрых дел, несомненно, важна в наши дни, потому что в наше время мало людей готовы совершить бескорыстный поступок, помочь кому-то. Интересно проследить, как автор раскрывает проблему и приводит нас к пониманию своей позиции. Рассказчик повествует историю о Григории, который каждый год весной ездил на рыбалку на Дон. Однажды он увидел, как старая женщина копала огород и "как тяжело ей давалась каждая лопата". И Григорий с товарищем помогли бедной старушке.

Тетка Варя все их благодарила и добра желала. А потом герой уехал и словно забыл про далекий поселок. Но когда пришла новая весна, он снова вспомнил о тетке Варе, о том, как тяжело ей было управляться с домашними делами. Долго думал и вспоминал о ней герой, не выдержал и поехал помогать по хозяйству. И эти добрые дела, которые Григорий совершал, приносили ему радость. "Как хорошо думалось, как светло" после совершения добрых дел. Герой вспоминал о том, что многие люди помогали и ему, и понял, "какая малость нужна порой человеку для счастья".

Екимов считает и хочет донести до читателя, что добрые дела важны не только для того, кто нуждается в помощи, но и для самого человека.

Ему это необходимо для того, чтобы быть в ладу с совестью. Совершая добрые дела, человек получает возможность продолжить ряд хороших поступков, совершенных по отношению к нему на протяжении всей его жизни.

Я полностью согласна с мнением писателя. Действительно, человеку необходимо совершать добрые дела, для того, чтобы жить в гармонии с собой.

К проблеме важности добрых дел обращались многие писатели. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский в романе "Преступление и наказание" раскрывает тему добрых дел на примере Сонечки Мармеладовой. Эта героиня - ангел. Она пошла на низкое дело для того, чтобы прокормить семью, несмотря на то, что бы очень набожной. На мой взгляд, именно добрые дела, которые совершала Соня, помогли ей остаться такой чистой. Она - очень сильна. Образ Сони - это олицетворение совести, ведь именно в добрых делах проявляется совесть человека.

В рассказе Шолохова "Судьба человека" главный герой Андрей Соколов прошел все тяготы войны, потерял семью.Он взял под опеку мальчишку Ваньку. И именно этот маленький мальчик не дал ему душе Андрея очерстветь, сделал его добрее.

Таким образом, Екимов, несомненно, прав в том, что добрые дела нужны для того, кто их совершает. Именно они помогаю людям не потерять человеческий облик, жить в гармонии с собой и со своей совестью, оставаться отзывчивыми и добродушными.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-03-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Классный час на тему: « Добро не наука, оно действие»(Р.Роллан).

Цель:

Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;

    расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека;

Задачи:

Учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;

Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;

Развивать творческие возможности детей.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор (или интерактивная доска)

Материалы для детей: цветные карандаши, ножницы, клей, шаблоны сердечек, рисунок Дерева Доброты.

Конспект занятия

Орг. момент.

Если хмуримся с утра

Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети соберитесь
и друг другу улыбнитесь!

Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

Хочу начать эту беседу с прекрасных слов французского писателя Ромена Роллана.

«Добро не наука, оно действие» (Р. Роллан).

И мы с вами, ребята, на этом классном часе должны убедиться, что добро действует на все живое и неживое.

Сегодняшняя наша беседа посвящена теме доброты, вежливости, уважения, проявлению добрых чувств, поступков, дел и отношений. –Думаю, что и занятие наше сегодня пройдет в доброжелательной обстановке с пользой для всех.

Что такое добро? Что такое зло? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос.

Слайд 2

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

В ы в о д. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Первые слова, которыми мы начинаем день, – это «доброе утро». Произнося их, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы все были здоровы

Ознакомление с темой. Беседа. Творческие задания.

Итак, что такое доброта? Как вы понимаете значение этого слова? (Дети отвечают)

Слайд 3

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:

« Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Слайд 4

Вопросы и задания для беседы:
- Посмотрите, перед вами маленький росток, появившийся из жёлудя. Как будет выглядеть взрослое дерево через 15 лет. Перечислите всех, чья доброта помогла этому дереву вырасти.

(Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка и т.д.)

Слайды 5 – 17

Слушаем сказку.
Даром ни одно доброе дело не пропадает. А.Неелова
Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, - думает крестьянин, - пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает - не пошлет ли Бог дождичка.
Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:
- Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.
- Так то так, - ответила другая капелька, - да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная - тебе не смочить и самой маленькой травки.
- Правда твоя, - согласилась капелька, - а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.
Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:
- Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.
И вот упали обе капельки - одна крестьянину на лоб, другая - на колос ржи.
- Слава тебе, Господи, дождь собирается, - обрадовался крестьянин; - не останусь я теперь без хлеба.
Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.
- Пойду и я порадую мужичка, - надумала, наконец, одна из капелек.
- И я! И я! ИI я! - послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.
Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски, Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.
Слайд 18
Вопросы и задания к сказке:
Почему капелька пожалела крестьянина?
Какими качествами должен обладать хороший земледелец?
Какой была туча - мама добрых капелек? Чему и как она учила своих деток?

Слайд 19
- Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.

(Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей и подружек и т.д.)
Слайды 20, 21

Делайте людям добро, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовы помочь.
Я предлагаю вам послушать рассказ.

«Закрыть амбразуру»

Шла Великая Отечественная война. Рота бойцов получили приказ – овладеть высотой. Однако атаки захлёбывались одна за другой - из амбразуры дота беспрерывно стрелял пулемёт. Выполнение приказа казалось невозможным... Тогда один боец, подкравшись по-пластунски к амбразуре, накрыл её своим телом.

Высота была взята. Этот подвиг совершался много раз в годы войны.

– Как объяснить героизм воинов? Ответы детей

Учитель: я предлагаю вам на лежащих перед вами листах написать слова благодарности погибшим героям. Представьте, что они получат эти письма, чтобы вы им хотели сказать?

Творческое задание «Дерево Доброты».

Перед вами Дерево Доброты, которое поможет вспомнить и написать о своих добрых делах. От ваших добрых дел (в результате на дереве появится столько сердечек, сколько вы вспомните)

(Работа в группах: дети на маленьких сердечках пишут добрые дела и приклеивают к веточкам дерева).

Какие деревья вы вырастили? (Каждая команда демонстрирует своё «выращенное» дерево.)

Слайд 22

Слайд 23

Итог занятия

Скажите, для чего доброта нужна каждому человеку?

    Твори добро.

    Твори добро.

    Твори добро.

    Твори добро.

(Памятку со словами получает каждый из детей)

Слайд 24

Путь к доброте – нелёгкий, долгий путь. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках. Смотрите друг на друга по – доброму. Чаще улыбайтесь. Пусть ваша улыбка дарит людям радость.

А я сегодня благодарю всех за тёплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли.

Просмотр содержимого презентации
«Урок доброты к юбилею Амонашвили»



В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.


Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим

Словарь Ожегова



ДАРОМ НИ ОДНО ДОБРОЕ ДЕЛО НЕ ПРОПАДАЕТ














  • Почему капелька пожалела крестьянина?
  • Какими качествами должен обладать хороший земледелец?
  • Какой была туча - мама добрых капелек?
  • Чему и как она учила своих деток?


ДОБРОЕ ДЕЛО, ЧТО ДОЖДЬ В ЗАСУХУ.




  • Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - Твори добро.
  • Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - Твори добро.
  • Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - Твори добро.
  • Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - Твори добро.
  • Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,

Ибо никто не властен над твоим добром

Ш.А. Амонашвили




Презентацию составила:

учитель русского языка и литературы МОБУ Уразаевская СОШ Салиева Оксана Егоровна.


http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/70/Farmer_plowing.jpg - крестьянин пашет

http://img.beta.rian.ru/images/25419/97/254199796.jpg - пшеничное поле

http://fotki.yandex.ru/users/vchastukhin/view/283957/?page=4 - пшеничное поле

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/59/ 29.jpg - пшеничное поле

http://i074.radikal.ru/1008/74/8b039d6f8393.jpg - около вспаханной полосы

http://kri.com.ua/uploads/posts/2008-11/1226997953_pisyda.jpg - вот какие колосья

http://fon4ik.info/wp-content/uploads/2010/01/trava.gif - дождинки на траве

http://i058.radikal.ru/1004/b5/734c4712db1e.jpg - капельки дождя на траве

http://spim.ru/i/tolk/pshen.jpg - наливаются колосья

http://gvard-ru.livejournal.com/tag/pictures - радужное дерево

http://wallstory.files.wordpress.com/2008/12/tree-outline1.jpg - силуэт дерева

http://z.about.com/d/forestry/1/0/6/l/acorn_sprout.jpg - прорастание из семени

http://animo2.ucoz.ru/_ph/96/1/234739866.jpg - сердечко

http://karenswhimsy.com/public-domain-images/tree-clipart/tree-clipart-4.jpg - дуб

Добро – не наука, оно – действие.
Ромен Роллан


В современном толковом словаре С. И. Ожегова «добро» толкуется как «все положительное, хорошее, полезное, противоположное злу». У В. И. Даля в духовном значении – «благо, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина».

Я связываю с добром и помощь пожилым людям, и защиту слабых, и ласковое летнее солнце, и теплую воду реки, и красивый цветок, и приятную мелодию, и вкусный мамин пирог, и плечо друга.

Всем нам хочется, чтобы с нами поступали хорошо, по – доброму, чтобы нас окружали только хорошие люди. А чтобы все люди были хорошими, я и сам должен быть хорошим. Учиться делать для людей добро, быть добрым, не простая задача. Это тяжелый, но очень достойный труд.

Добрые дела требуют от тебя времени, сил, внимания, чуткости. Мы иногда так поглощены своими делами, что не замечаем нуждающихся в нас.

Многие люди, особенно мальчишки, мечтают о великих делах, о возможности прославиться, как Бетмен, Человек – паук, спасать мир, выносить людей из горящего дома, спасать утопающих. А таких великих дел все нет, малые дела они совершать не хотят. Поэтому слова Ромена Роллана справедливы: «Добро – не наука, оно – действие».

Мы с удовольствием переведем пожилого человека через дорогу, даже уступим место в автобусе, подберем брошенного котенка, или щенка понимая, что делаем хорошо. Но забываем, что добро начинается с малых дел: позвонить и узнать как здоровье у бабушки, помыть за собой посуду, выкинуть мусор, полить растение, чтобы из него вырос прекрасный цветок. Добро начинается с малого. Еще Колинз сказал: добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. Да, добро – это нелегкое дело. Надо делать доброе людям, но не ждать благодарности в ответ. Конечно, ты будешь настоящим другом, если поможешь другу в трудную минуту, не зря же говорится, что «друг познается в беде», но гораздо важнее поднять настроение, приободрить, если ты чувствуешь, что у него плохое настроение.

Иногда хочется быть волшебником, чтобы у тебя была волшебная палочка, которая сделала бы всех людей здоровыми, счастливыми, добрыми. Но к сожалению, так осчастливить человечество невозможно. Даже великие музыканты, художники, писатели не могут этого сделать, так как на вкус и цвет товарищей нет.

Но делать добро близким своим – это в наших силах. Как говорил Маленький принц: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Поэтому, если ты завел котенка, рыбак, собаку ты должен отвечать за них. Мама, папа заботятся о нас, но и мы должны помогать, облегчать им жизнь.

Есть хороший закон в жизни; за добро добром платят. Кто нарушает этот закон, сам и поплатится: делая плохо другим, зло к нему и вернется.

К несчастью, есть еще в мире зло и злые люди. Но, к счастью, хороших людей и добра все – таки больше. Об этом говорится и в мудрых сказках.

Еще Зеном сказал:

«Не в силе добро, а в добре сила».
Размышляя о добре, у меня родились такие строки:
Дарите люди всем добро.
Добро дарить - ведь это важно.
Подарок ваш, ваше тепло
Вернется вам. Когда? Неважно!

Пусть миром правит доброта,
Тепло, любовь, улыбки, радость,
Ведь это формула верна,
Ее хранить - такая сладость.

Ты сделал доброе сейчас,
Оно помножилось другими:
И через миг, и через час
Добрее стало все отныне!

АДМИНИСТРАЦИЯ АРХАРИНСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Отважное»

Разработка классного часа

Тема: Добро не наука – оно действие.

Самойленко Татьяна Константиновна,

учитель начальных классов

МОБУ «СОШ с. Отважное»

Контактный телефон:

E - mail :

с. Отважное

2016 г

Оглавление

Введение

Условия жизни на сегодняшний день способствуют тому, что большинству родителей приходится значительную часть времени проводить на работе. В результате духовно - нравственное воспитание школьников в семье отходит на второй план. Педагоги и родители должны стремиться не только дать детям теоретические знания, но и развить в них доброту, человечность, любовь к природе и уважение к ближним. Духовно - нравственное воспитание школьников должно стоять на первом месте. Но все чаще в сети всплывают ролики, главными героями которых становятся дети и их жестокое обращение со сверстниками или животными. С трудом верится, что такими они появляются на свет. Жестокими дети становятся позже, а вся ответственность за духовно - нравственное воспитание школьников должна лежать на плечах взрослых людей, многие из которых в настоящее время пренебрегают своим долгом.

В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке - совесть, его нравственное самосознание. ,

Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.

При духовно – нравственном воспитании младших школьников стало актуально формирование уровня знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированности моральных качеств личности, умений и навыков соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Классный час проходит в инсценированной познавательно-игровой форме. Совместная работа учащихся над подготовкой сценических постановок – прекрасная возможность дать каждому учащемуся шанс проявить свою творческую индивидуальность, обучая его важному жизненному навыку: умение работать в команде. Работа позволяет повысить интерес учащихся к изучаемой проблеме, углублять и расширять их знания, совершенствовать навыки и умения. Она помогает учителю увидеть наиболее способных детей, а учащимся – показать свои таланты, способности.

Приложение 1

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома -

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче ….(здравствуй)

Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу … (привет)

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать …(пожалуйста)

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас - будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте ….(любезны)

Будьте ….(добры)

Порвал Воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущенно:

Ну ….(извините)

Если встретилась компания,

не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите: ... (до свидания)

Когда я что-то подарю,

Мне говорят:...(благодарю)

Если, словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить:...(Спасибо)

Приложение2

Игра «Сад Добра» (выполняется стоя)

Мы попали в сад Добра. Пройдёмся по этому саду и представим, что мы -деревья, растущие в саду. Я буду называть дела, которые совершают ребята. Если вы одобряете поведение детей, то поднимаете руки вверх. Дерево радуется, шелестит листочками. Если вам не нравится поведение ребят, то опускаете руки вниз. Дерево огорчается, веточки плачут.

Поздороваться при встрече

Уступить место в автобусе пожилому человеку

Жаловаться на всех подряд

Смастерить скворечник

Перебивать взрослых, которые разговаривают

Помочь полить летом грядку на огороде

Сорить в классе и в других общественных местах

Помочь товарищу решить задачу

ТРИ ОЧКА ЗА СТАРИЧКА

Стоит Лариса у доски,

Девчонка в пышной юбке,

И переводит на очки

Хорошие поступки.

Вся в цифрах классная доска:

- За помощь маме - два очка,

За помощь брату-малышу

Очко Никитину пишу,

А Горчакову три очка -

Водил он в гости старичка.

- За это мало трех очков! -

Кричит Андрюша Горчаков

И вскакивает с лавки.-

Три очка за старичка?!

Я требую прибавки!

Я с ним провел почти полдня,

Он полюбить успел меня.

Стоит Лариса у доски,

Любовь кладет на счеты

И переводит на очки

Вниманье и заботы.

А две подружки в стороне

Приложение 3

Ворчат, надувши губки:

- И трех очков не дали мне

За добрые поступки!

- И я не этого ждала,

Когда купала братца.

Тогда за добрые дела

Совсем не стоит браться!

Стоит Лариса у доски,

Девчонка в пышной юбке,

И переводит на очки

Хорошие поступки.

Ох, даже слушать тяжело,

Не верится, ребята,

Что за сердечное тепло

Нужна кому-то плата.

А если плата вам нужна,

Тогда поступку грош цена!

Будьте добры!

Будьте любезны!

Отдайте моё!

Будьте великодушны!

Замечательно!

Превосходно!

Очень плохо!

Отлично!

Благодарю

Извините

Привет

Сейчас ударю

Спасибо

Пожалуйста

До свидания

Отстань

Простите

Вы чудесно выглядите!

Я всегда хочу с тобой играть!

Не подходи ко мне!

Отойди от меня!

Я тебя люблю!

Я рад тебя видеть!

Спасибо, что ты рядом!

Приложение 4

Практическая работа.

Приложение 5

Текст песни «Твори добро»

Руки твои сильные, - ты защити слабого,
Мысли твои верные, - ты научи глупого,
Глаза твои, твоя душа добрая и чистая,
Дари ее тому, кому больно одному.

Припев:
Твори добро на всей земле,
Твори добро другим во благо.
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом.

Твори добро на всей земле,
Твори добро другим во благо.
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом.


Я расскажу все тайны дня, досветла.
Я долечу до неба, я накричусь досыта,
Я расскажу все тайны дня, досветла.

Припев:
Твори добро на всей земле,
Твори добро другим во благо.

Приложение 6

Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом.

Твори добро на всей земле,
Твори добро другим во благо.
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом.

Твори добро на всей земле,
Твори добро другим во благо.
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом.

Твори добро на всей земле,
Твори добро другим во благо.
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом.

Твори добро на всей земле,
Твори добро другим во благо.
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом.

Твори добро на всей земле,
Твори добро другим во благо.
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом.

Текст из ЕГЭ

(1) Добро и зло родят действия, специфические для соответствующих случаев. (2) Добро приносит ближним приятные переживания, а зло, наоборот, хочет ему страдания. (3) Чувствуете? (4) Добро хочет уберечь кого-то от страдания, а зло хочет оградить от удовольствия. (5) Добро радуется чужому счастью, зло — чужому страданию. (6) Добро страдает от чужого страдания, а зло страдает от чужого счастья. (7) Добро стесняется своих побуждений, а зло — своих. (8) Поэтому добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя — под великое добро. (9) Как это, говорите, бывает? (10) Как это добро маскируется? (11) Неужели не замечали?..

(12) Ежедневно это происходит, ежедневно! (13) Добро великодушно и застенчиво старается скрыть свои добрые мотивы, снижает их, маскирует под морально-отрицательные. (14) Или под нейтральные. (15) «Не нужно благодарности, мне это ничего не стоило». (16) «Эта вещь лишнее место занимала, я не знал, куда её деть». (17) «Не заблуждайтесь, я не настолько сентиментален, я страшно жаден, скуп, и это получилось случайно, накатила блажь вдруг. (18) «Берите скорей, пока я не раздумал». (19) Добру тягостно слушать, когда его благодарят. (20) А вот зло… (21) Этот товарищ охотно принимает благодарность за свои благодеяния, даже за несуществующие, и любит, чтобы воздавали громко и при свидетелях.

(22) Добро беспечно, действует не рассуждая, а зло — великий профессор нравственности. (23) И обязательно даёт доброе обоснование своим пакостям.

(24) Разве вас не удивляет стройность, упорядоченность этих проявлений? (25) Как же люди слепы! (26) Впрочем, трудно разобраться, где светлое, а где тёмное. (27) Светлое мужественно говорит: «Да какое же я светлое, на мне много тёмных пятен». (28) А тёмное кричит:«Я всё из серебра и солнечных лучей, да кто же может заподозрить во мне изъян!» (29) 3лу иначе и вести себя нельзя. (30) Как только скажет: «Вот и у меня есть тёмные пятна, критиканы и обрадуются, и заговорят. (31) Нет, нельзя! (32) Что добру выставлять свои достоинства и подавлять людей своим благородством, что злу говорить о своих пакостях — ни то, ни другое немыслимо.

(33) Способен ли человек противостоять злу, победить его, утвердить добро, или, обречённый на поражение, он должен отступить, прижать своё бессилие?

(34) Нет предела совершенствованию мира, человека, поэтому и зло можно ограничить, но победить окончательно… (35) Вряд ли. (36) Но, пока жив человек, он будет стремиться к добру и к обузданию зла.

(по В. Дудинцеву)

Вступление

Добро и зло – две крайности, противопоставленные друг другу. В мире достаточно и того и другого и довольно трудно определить, с чем мы сталкиваемся в ту или иную минуту. Добро – это благодать, это самопожертвование, это умение жить правильно, не требуя ничего взамен. Зло – это ложь, притворство, желание собственной выгоды любыми средствами.

Проблема

Проблему столкновения добра и зла поднимает в своем тексте В. Дудинцев. Размышляя об этих двух противоположных категориях, он задается вопросом, способен ли человек противостоять злу, встать на путь добра, или же его участь бессильно опуститься перед злом на колени?

Комментарий

Автор размышляет о том, что добро и зло порождают действия, соответствующие той или иной ситуации. Добро сеет приятные чувства, настроения и пережива6ния, а зло, напротив, причиняет людям страдание. Добро ограждает от страданий, а зло от счастья. Добро печалится от чужих невзгод, а зло гнетет радость окружающих.

Уверен автор и в том, что добро и зло одинаково стесняются своих побуждений. Поэтому они их маскируют: добро свои мотивы представляет случайными, отрицательными или нейтральными, а зло выставляет их великодушием и благородством. Добро говорит: «Мне не составило это труда». А зло с удовольствием принимает благодарность за свои поступки.

Добро действует спонтанно, не заботясь о последствиях и выгоде, а зло расчетливо и хладнокровно, убеждает всех в доброте своих мотивов.

Людям зачастую сложно разобраться в том, где на самом деле находится добро, а где зло. Ведь добро клевещет на себя, убеждая всех, что и оно не без греха, не без темных пятен. Зло же, напротив, расхваливает себя, убеждает в собственной невинности и совершенстве. Иначе поступать ни тому, ни другому нельзя. Иначе жизнь станет слишком очевидной и лишенной смысла.

Авторская позиция

В. Дудинцев убежден, что человек постоянно совершенствуется, как и мир вокруг него. Поэтому есть надежда на то, что зло возможно ограничить в его власти, но победить окончательно вряд ли получится. Однако, пока человек жив, он неизменно будет стремиться к добру и к преодолению зла.

Своя позиция

Хотелось бы сказать, что автор не прав, и рано или поздно человек полностью победит зло в своей душе и в окружающем мире. Но совершенно очевидно, что это не так. Абсолютно преодолеть зло не получится, потому что оно отлично умеет маскироваться, прятаться под маской добра и лучших намерений. Такое заблуждение в первую очередь и мешает человечеству победить все темное в нашем мире и выстроить идеальный общественный уклад. Очень много людей погибало в борьбе с несправедливостью, со злом, с тьмой.

Аргумент №1

Вспоминается образ Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», отдавший свою жизнь во благо своего народа. В поисках света, люди долго плутали по лесным чащам, теряя путь из-за темноты. Они уже пали духом и стали обвинять того, кто повел их за собой – молодого и сильного мужчину по имени Данко.

Чтобы спасти народ, Данко вырвал свое горящее сердце и начал освещать им путь. Когда толпа вышла из чащи, Данко в бессилии упал, а один осторожный человек растоптал его сердце ногой.

Так отплатили люди молодому человеку за спасение, за то добро, которое он ради них совершил.

Аргумент №2

Еще один пример, который доказывает неоднозначность поведения людей во имя добра, когда зло маскируется под благие намерения, — Родион Раскольников из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Герой создал целую теорию, в которой он рассмотрел все пункты помощи нуждающимся. Но для достижения идиллии ему пришлось убить старуху-процентщицу и ее больную сестру, носящую ребенка. В результате, его теория была развенчана им же.

Заключение

Трудно представить человека, который каждый свой поступок оценивает с позиции добра или зла. Чаще мы действуем так, как позволяет нам наше внутреннее я. И каждый наш поступок можно расценить двояко – делая для кого-то добро, мы может ранить другого человека. Но при этом, я верю, что большинство из нас все же больше стремится к добру и справедливости.