ФЦПИР - это Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы». Основная цель ФЦПИР - сформировать в стране конкурентоспособный и эффективный сектор исследований и разработок в области прикладных исследований.
В данной программе, в отличие от ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы», не заложено финансирование опытно-конструкторских и опытно-технологических работ. Новая ФЦПИР направлена на поддержку исследований и разработок лишь на докоммерческой стадии. Соответственно, программа нацелена на исследователей и научные организации. Впрочем, больше всего шансов на победу у тех проектов, чьи результаты смогут быть запущены в коммерчески успешное производство.
В целом ФЦПИР должна привести к следующим глобальным результатам :
ФЦПИР стала продолжением ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы» (далее - ФЦПИР 07-13).
Работы в рамках ФЦПИР 07-13 велись по следующим приоритетным направлениям науки, технологий и техники Российской Федерации:
За 7 лет выполнения программы объем производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции превысил ожидания почти на 20% и составил около 400 видов на общую сумму свыше 180 млрд. руб., 17% из которых пойдут на экспорт. Были разработаны порядка 300 конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации в реальном секторе экономики, при этом более 50 из них успешно внедрены. В проектах приняли участие 50 тыс. молодых исследователей и разработчиков, в стране было создано несколько десятков тысяч рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.
Наиболее яркие инновационные проекты были представлены на выставке, которая проходила 24 и 25 сентября 2013 г. в рамках конференции по итогам ФЦПИР 07-13.
Так, НИТУ «МИСиС» (Институт стали и сплавов) в сотрудничестве с Уфимским моторостроительным производственным объединением, компанией «Кермет», ведущим предприятием Федерального космического агентства «Композит» и крупнейшим машиностроительным заводом г. Электросталь разработали новую технологию изготовления лопаток турбин для авиационных двигателей из гамма-алюминида титана. Такие лопатки в два раза легче, чем аналог на основе никеля. Переход на новую технологию позволил повысить рабочие характеристики двигателя, включая КПД и приёмистость, уменьшить удельный расход топлива и выбросы в атмосферу, а также снизить уровень шума. Двигатели для самолётов с новыми лопатками уже запущены в производство в Уфе.
Масштабных результатов добились участники и другого проекта, выполненного научно-производственной компания «Разумные решения». В рамках работ по госконтракту №07.524.12.4022 они создали систему оперативного управления ресурсами и согласованного управления цехами предприятий для заготовительного, инструментального, механосборочного производства, цеха испытаний собранных изделий и цеха ремонта изделий с разборкой и заменой частей. Был произведен полный переход к электронной технологии управления механосборочным цехом, при этом прозрачность его работы достигла 100%, что позволило наладить контроль и оптимизировать работы. Система цеха была полностью интегрирована в информационное пространство предприятия, в ней поддерживается полный цикл управления: от ввода событий – к планированию и контролю результатов через отметки факта выполнения работ и анализу план против факта. Автоматизированы все основные рутинные операции, что сократило трудоемкость управления. По мнению руководства завода и цеха, главным результатом проекта стало достижение полной прозрачности планирования производства, что позволяет с опережением видеть «узкие места» и оперативно перераспределять ресурсы в реальном времени.
Заслуживают пристального внимания и другие уникальные проекты, среди которых:
Темы проектов в рамках ФЦПИР либо определяются директивно, по указанию органов государственной власти, либо формируются на основе инициатив со стороны делового, академического сообществ и организаций-координаторов технологических платформ (перечень технологических платформ). Инициативные предложения о формировании тематики и объемов финансирования с 30 сентября 2013 г. принимает ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» (далее - Дирекция), которая осуществляет полное организационное сопровождение ФЦПИР. Извещение о приеме предложений можно прочитать на официальном сайте программы.
Предложения по ФЦПИР принимаются только в электронной форме. Для этого нужно просто заполнить специальную анкету на сайте, расположенную по адресу: http://tematika.fcpir.ru . Принимать предложения будут в течение всего срока реализации ФЦПИР.
Дирекция регистрирует поступившие предложения в Системе экспертиз. Для всех инициативных предложений специально созданные рабочие группы по приоритетным направлениям развития науки и техники Дирекции проводят предварительную экспертизу. Она включает:
Затем предложения вместе с результатами предварительной экспертизы передаются руководителям соответствующих рабочих групп Научно-координационного совета Минобрнауки России для рассмотрения. В результате оформляются протоколы заседаний рабочих групп и передаются в Научно-координационный совет. Необходимо отметить, что Научно-координационный совет вправе существенно скорректировать условия выполнения проектов.
После рассмотрения предложения Минобрнауки России либо объявляет конкурс на выполнение соответствующего проекта, либо откладывает предложение до лучших времен для другого конкурса, либо отклоняет его вовсе. В последнем случае оно может быть вновь рассмотрено на одном из следующих заседаний Научно-координационного совета.
В настоящее время Дирекция принимает предложения по формированию тематики исследований и проектов в рамках следующих мероприятий ФЦПИР:
Отбор проектов для финансирования по ФЦПИР осуществляется двумя способами:
Финансирование проектов в рамках ФЦПИР осуществляется двумя способами:
путем предоставления субсидий (мероприятия 1.1 - 1.4, 2.1, 2.2, 3.1.1 и 3.1.2);
на основании государственных контрактов в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд (мероприятия 2.3, 3.2, 3.3.1, 3.3.2 и 5.1).
В 57 главе ГК РФ фактически содержится нормативно-правовая база проведения любых конкурсов в стране, включая те, что регулируются 44 законом. Минобрнауки как заказчик и координатор ФЦПИР получило более широкое пространство для маневра и может объявлять конкурсы на проведение НИР не только в рамках госзакупок, но и без применения контрактной системы 44 закона.
В соответствии с ГК РФ открытый конкурс - это разновидность публичного конкурса, при котором организатор предлагает принять в нем участие всем желающим и объявляет об этом в СМИ. При этом открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатор проводит предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.
Объявление о конкурсе должно, по крайней мере, содержать условия, предусматривающие суть задания, критерии и порядок оценки результатов работы, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды победителю (в случае с ФЦПИР - размер и форму финансирования проекта), а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.
Следует добавить, что если предметом конкурса является создание произведения науки, то по умолчанию заказчик приобретает преимущественное право на заключение с автором произведения, удостоенного награды, договора об использовании произведения с выплатой ему за это соответствующего вознаграждения. Эту норму закона необходимо иметь в виду и внимательно изучать конкурсную документацию, прежде всего, индивидуальным предпринимателям и исследователям, претендующим на исполнение тех или иных работ в рамках ФЦПИР и любой другой федеральной целевой программы. Победа в подобном конкурсе для участника может стать равносильна потере прав на любые результаты НИР по конкурсному заданию.
Открытый конкурс объявляется на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - сайт госзакупок), расположенном по адресу http://zakupki.gov.ru . Последние по времени объявления конкурсы отображаются в Реестре заказов и закупок на странице http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/quicksearch/search.html .
Чтобы принять участие в конкурсе, нужно оформить и подать соответствующую заявку строго согласно правилам, указанным в конкурсной документации. Конкурсная документация размещается заказчиком одновременно с объявлением о конкурсе на сайте госзакупок и доступна для свободного ознакомления. Можно также обратиться к заказчику за ее печатной версией, но такая услуга обычно платна.
Несмотря на то, что конкурсная документация всегда составляется с учетом норм 44 закона, при оформлении заявки на участие в конкурсе следует ориентироваться, в первую очередь, на данный закон, в частности, на ст. 51.
Все заявки подаются как на бумажном, так и на электронном носителях (компакт-диске) по адресу, указанному в конкурсной документации, причем зачастую вместе с оригиналом заявки требуется также ее копия. Конверты с заявками вскрываются конкурсной комиссией в присутствии участников, проверяется соответствие содержимого конвертов требованиям конкурсной документации, при этом вся процедура записывается на диктофон. Если претензий по составу документов заявки нет, она принимается к участию в конкурсе. В противном случае заявка отклоняется.
Принятые заявки рассматриваются конкурсной комиссией в течение максимум 20 дней после вскрытия. В ряде случае заказчик может продлить этот срок на 10 дней, тогда он извещает об этом всех участников конкурса и размещает соответствующее объявление на сайте госзакупок. Протоколы с результатами рассмотрения заявок публикуются на сайте госзакупок на той же странице, где размещена вся информация по конкурсу. В результате рассмотрения заявки могут отклоняться по причине несоответствия требованиям конкурсной документации и/или 44 закона.
Победителем конкурса признается участник, который предложил лучшие условия исполнения государственного контракта, исходя из критериев оценки заявок, их содержания и значимости. Не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 дней после объявления победителя заказчик заключает с ним государственный контракт на условиях, указанных в победившей заявке. Следует обратить внимание, что если по условиям конкурса требуется обеспечение исполнения контракта, он заключается только после того, как участник конкурса, с которым заключается контракт, предоставит безотзывную банковскую гарантию, выданную банком или иной кредитной организацией, или передаст заказчику в залог денежные средства, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта. При этом способ обеспечения исполнения контракта определяется участником конкурса самостоятельно.
Также необходимо отметить, что если участником конкурса, с которыми заключается контракт, является бюджетное учреждение, заказчик не вправе требовать обеспечение исполнения контракта.
В течение 15 дней с даты получения от заказчика проекта контракта победитель конкурса обязан его подписать контракт и представить заказчику. Важно помнить, что подача конкурсной заявки накладывает на участника определенную степень ответственности. В случае победы отказаться от государственного финансирования и, вместе с ним, от исполнения госконтракта - значит подвергнуть себя, проектную команду или свою организацию жестким санкциям. Заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, за вычетом обеспечения заявки, либо заключить контракт с участником конкурса, заявке которого присвоен второй номер, и на условиях его же заявки. При этом такой участник вправе отказаться от подписания контракта.
Следует учесть, что при уклонении победителя конкурса от заключения контракта все денежные средства, внесенные им в качестве обеспечения заявки, остаются у заказчика. Более того, он на два года попадает в Реестр недобросовестных поставщиков, публично представленный на сайте http://rnp.fas.gov.ru .
Любой участник вправе направить заказчику в письменной или электронной форме запрос о разъяснении результатов конкурса, и заказчик должен ответить в течение двух рабочих дней.
Двухэтапный конкурс - конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц на сайте госзакупок, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования и победителем признается участник обоих этапов такого конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам конкурса), предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа. Двухэтапные конкурсы проводят, когда заказчик хочет уточнить условия закупки, например, требования к результатам НИР, и на тех же условиях, что и обычные открытые конкурсы, за исключением ряда особенностей.
На первом этапе такого конкурса участники предоставляют так называемые первоначальные заявки, содержащие только предложения об объекте закупки (о качестве работ) без указания цены контракта. Обеспечение заявки на первом этапе не требуется.
Конкурсная комиссия проводит с участниками обсуждения содержащихся в их заявках предложений, обеспечивая всем равные возможности для дискуссий. При этом срок первого этапа не может превышать 20 дней с даты вскрытия конвертов с первоначальными заявками. Результаты состоявшегося обсуждения фиксируются конкурсной комиссией в протоколе и размещаются на сайте госзакупок на странице соответствующего конкурса. По результатам первого этапа заказчик вправе уточнить условия закупки.
На втором этапе конкурсная комиссия предлагает всем участникам, принявшим участие в первом этапе, представить окончательные заявки уже с указанием цены контракта и обеспечение заявки с учетом новых условий закупки. Измененные условия могут устроить не всех, поэтому важно помнить, что участник первого этапа имеет право отказаться от участия во втором.
Все подробности об участии в ФЦП ИР можно узнать на сайте http://xpir.fcntp.ru/ в разделе «Теория и практика». Там же можно задать вопросы по программе.
Аннотированный отчет о выполнении 2 этапа проекта в рамках реализации ФЦП«Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014-2020 годы». ФЦП «Исследования и разработки по направлениям развития...
22 марта 2019 , Решения Правительства по вопросу о ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы за 2018 год
4 февраля 2019 , Государственная программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя» Об утверждении государственной программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя» Постановление от 30 января 2019 года №63. Цель госпрограммы – создание условий для сбалансированного устойчивого развития экономики и социальной сферы Республики Крым и Севастополя. В рамках госпрограммы, в частности, предусматривается стимулирование предпринимательской активности, развитие инфраструктуры, функционирование свободной экономической зоны в Крыму, обеспечение эффективного функционирования сети автомобильных дорог, повышение уровня энергосбережения и надёжности инженерной инфраструктуры, формирование доступной и комфортной туристской среды.
25 декабря 2018 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости Об изменениях в порядке предоставления субсидий на приоритетное привлечение трудовых ресурсов в субъекты Федерации Постановление от 19 декабря 2018 года №1593. В целях создания привлекательных условий для переезда работников и закрепления их на рабочем месте подписанным постановлением утверждена новая редакция Правил предоставления и распределения субсидий субъектам Федерации на дополнительные мероприятия в сфере занятости. В частности, установлена возможность участия в региональных программах всех работодателей, испытывающих потребность в трудовых ресурсах (ранее предусматривалось участие в региональных программах только работодателей, реализующих инвестиционные проекты). Для работодателей в Дальневосточном федеральном округе предусмотрено увеличение размера финансовой поддержки с 225 тыс. рублей до 1 млн рублей на каждого привлечённого работника.
24 декабря 2018 , Аграрная наука О дополнении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы Постановление от 21 декабря 2018 года №1615. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы дополнена подпрограммой «Развитие селекции и семеноводства сахарной свёклы в Российской Федерации». Цель подпрограммы – обеспечение стабильного роста объёмов промышленного производства и реализации высококачественных конкурентоспособных семян рентабельных гибридов сахарной свёклы отечественной селекции на основе новых высокотехнологичных российских разработок и выполнения комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла.
5 декабря 2018 , Общие вопросы реализации государственных программ и федеральных целевых программ Доклад Максима Орешкина на заседании Правительства О ходе выполнения федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы за девять месяцев 2018 года.
5 декабря 2018 , Общие вопросы реализации государственных программ и федеральных целевых программ В повестке: об исполнении федерального бюджета, о ходе выполнения федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы за девять месяцев 2018 года.
25 октября 2018 , Государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» Об утверждении государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019–2023 годы» Постановление от 25 октября 2018 года №1272. В настоящее время действует государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014–2018 годы». Поскольку период действия этой госпрограммы завершается, подписанным постановлением утверждена новая государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019–2023 годы».
6 сентября 2018 , Федеральный бюджет В повестке: об исполнении федерального бюджета, о ходе выполнения федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы за первое полугодие 2018 года, проекты федеральных законов.
3 августа 2018 , Общие вопросы реализации государственных программ и федеральных целевых программ Сводный доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ в 2017 году В соответствии с установленным порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Минэкономразвития России представило в Правительство сводный доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ по итогам 2017 года. В соответствии с порядком разработки, реализации и оценки эффективности госпрограмм сводный доклад публикуется на официальном сайте Правительства России.
6 апреля 2018 , Об утверждении федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018–2026 годы)» Постановление от 6 апреля 2018 года №420. Программа направлена на приведение следственных изоляторов и исправительных, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений в соответствие с российским законодательством и международными стандартами.
31 марта 2018 , Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта» О внесении изменений в государственную программу «Развитие физической культуры и спорта» Постановление от 30 марта 2018 года №351. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Также в госпрограмму включена подпрограмма «Развитие хоккея в Российской Федерации». В рамках подпрограммы планируется увеличение количества спортивных сооружений для занятий хоккеем, обеспечение подготовки спортсменов сборной команды России по хоккею, увеличение числа граждан, занимающихся хоккеем, количества физкультурных, спортивных и тренировочных мероприятий по хоккею.
31 марта 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда О внесении изменений в государственную программу «Доступная среда» на 2011–2020 годы Постановление от 30 марта 2018 года №352. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
31 марта 2018 , Общие вопросы энергетической политики О внесении изменений в государственную программу «Энергоэффективность и развитие энергетики» Постановление от 30 марта 2018 года №371. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
31 марта 2018 , Государственная программа «Юстиция» О внесении изменений в государственную программу «Юстиция» Постановление от 30 марта 2018 года №372. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
Об утверждении новой редакции государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» Постановление от 30 марта 2018 года №377. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
31 марта 2018 , Охрана природы. Заповедники, национальные парки О внесении изменений в государственную программу «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы Постановление от 30 марта 2018 года №379. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». В госпрограмму включены отдельные мероприятия приоритетных проектов «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги», «Дикая природа России: сохранить и увидеть», «Чистая страна». Постановление от 29 марта 2018 года №340. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
1Федеральная целевая программа (далее - Программа) - это увязанные по ресурсам и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих решение целевых задач в области государственного, экономического и социального развития Российской Федерации.
Цель Программы
Формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора прикладных научных исследований и разработок.
Задачи Программы:
2. Подать заявку на участие в открытом конкурсе программы на портале регистрации заявок по адресу konkurs2014.fcpir.ru . Ознакомится с актуальными на настоящий момент конкурсами и соответствующей конкурсной документацией можно .
Проекты, выполняемые учеными Кубанского государственного университета в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»:
Проект «Создание и трансфер зеленых технологий глубокой переработки зернового и масличного сырья с целью снижения потерь от социально значимых заболеваний» выполняется в рамках мероприятия 1.3 «Проведение прикладных научных исследований и разработок, направленных на создание продукции и технологий» в рамках деятельности технологических платформ по приоритетному направлению «Науки о жизни».
Проект выполняется в соответствии с соглашением от 05.06.2014 № 14.577.21.0046. Сроки выполнения проекта 2014-2016 гг. Проект выполняется в рамках деятельности технологической платформы «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания» , членом которой является Кубанский государственный технологический университет.
Целью проекта является получение научных результатов мирового уровня при выполнении наукоемких исследований по разработке «зеленых» технологий глубокой переработки зернового и масличного сырья для снижения потерь от социально значимых заболеваний.
Задачи проекта:
Руководитель проекта - руководитель ЦКП «Исследовательский центр пищевых и химических технологий», профессор кафедры технологии жиров, косметики, товароведения и экспертизы товаров, доктор технических наук, профессор Герасименко Евгений Олегович.
Научный руководитель - руководитель НОЦ «Пищевых технологий и безопасности продуктов питания», профессор кафедры технологии жиров, косметики, товароведения и экспертизы товаров, доктор технических наук, профессор Бутина Елена Александровна.
Индустриальный партнер - Общество с ограниченной ответственностью «Краснодарский Промзернопроект».