Проект по теме декоративно прикладное искусство. Декоративно - прикладное искусство. Примерный тематический план

Проект для детского сада "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству".

Шигапова Светлана Александровна, воспитатель МДОУ "Детский сад №9общеразвивающего вида" г. Ухта, Республика Коми.
Описание материала: предлагаю вам проект для детей старшей группы (5 - 6 лет) по теме «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству». Данный материал может быть полезен для воспитателей старшей и подготовительной группы.Этот проект поможет познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;с декоративно-прикладным искусством-дымковской, хохломской, филимоновской росписью,с гжелью;научит детей ориентироваться в различных видах росписи;воспитает интерес к народной культуре.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»

Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: Дети, родители и воспитатели старшей группы № 4. МДОУ «Детский сад №9».
Продолжительность: среднесрочный (с июня 2015 г. по июль 2015г.)
Актуальность: Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению. Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю
Цель: Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному творчеству, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи:
1.Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;
2.Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством-дымковской, хохломской, филимоновской росписью, с гжелью;
3.Научить детей ориентироваться в различных видах росписи;
4.Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать. Развивать навыки художественного творчества детей;
5.Воспитывать любовь к русскому прикладному искусству, уважение к работам народных мастеров.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
Основной
Заключительный
1 этап-подготовительный.
1.Постановка цели и задач.
2.Определение методов исследования.
3.Подбор наглядно-иллюстративного материала.
4.Подбор художественной литературы по теме (загадки, стихи).
5.Подбор материала для продуктивной деятельности.
6.Мастер класс для родителей «Дизайн в росписи народных промыслов"
2 этап-основной.
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»
Включает в себя:
1.Работа с детьми.
2.Работа с родителями.
Содержание
1.Просмотр презентаций: «Русские умельцы», «Золотая хохлома», «Сказочная гжель»,«Филимоновские игрушки», «Дымка».
2.НОД. Познавательное «Умелые мастера»
3.НОД. Рисование «Дымковская уточка»

4.Знакомство с основными элементами росписей: гжель, хохлома, дымка, филимоново (рисование).
5.Раскраски по теме



6.Изготовление д/и «Четвёртый лишний», «Составь узор»

7.Лепка из глины «Дымковская лошадка».
8.Лепка из теста «Кулоны для мам».



9.Лепка из теста «Красивые узоры».


10.Оригами «Филимоновский петушок».
В работе с родителями:
1.Консультации: «Дымковская игрушка»; «Виды народного декоративно-прикладного искусства»; «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»; «Ознакомление детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
2.Выставка «Мы мастера своего дела»




3 этап – заключительный.
1.Создание альбомов «Виды росписей».


2.Развлечение для детей «Город мастеров»
3.Презентация проекта. Обобщение положительного опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведение данного проекта показало очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

В учебно-воспитательной работе с детьми ДХШ и ДШИ Наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию.

Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по ДПИ включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся.

Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.

В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение, даже символизация образа. Иногда достаточно бывает вместо подробного изображения внешнего вида предмета дать лишь одно его «качество», по которому этот предмет может быть узнан. В процессе осмысления формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам.

Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства самых с ранних времен. На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойство и технологии, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности.

В процессе занятий декоративной работой преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение несущих и несомых частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки).

Актуальность

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.

Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.

Цели и задачи программы

  • Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
  • Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
  • Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.
  • Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента.
  • Познакомить с различными видами декоративной росписи.
  • Развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.
  • Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.
  • Создавать предметы декоративно-прикладного искусства.

Предполагаемый в программе тематический план является примерным. В него могут быть внесены те или иные изменения, целесообразность которых диктуется специфическими условиями работы. Эти изменения должны быть утверждены на педсовете и утверждены директором школы.

Примерный тематический план

1 класс (34 часа)

Наименование темы

Общее кол-во часов

В том числе теорет. занятий

В том числе практ. занятий

Беседа о декоративно прикладном искусстве

Виды и структуры орнаментов.

Стилизация природных форм.

2 класс (34 часа)

Наименование темы

Общее кол-во часов

В том числе теорет. занятий

В том числе практ. занятий

Работа с природными материалами.

Рельефы из бумаги. Конструирование.

Шрифтовая композиция.

3 класс (34 часа)

Наименование темы

Общее кол-во часов

В том числе теорет. занятий

В том числе практ. занятий

Папье-маше.

Работа с бисером.

Мозаика из яичной скорлупы.

Роспись по ткани.

4 класс (34 часа )

1 класс (34 учебных часа)

В первом классе учащиеся знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства его особенностями и спецификой. Многообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов. С возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров. Знакомятся с художественными промыслами. Овладевают техническими навыками изображения различных видов росписи. Приобретают навыки конструирования и моделирования из различных материалов.

Занятие 1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве – 1час.

Роль и значение ДПИ в процессе обучения. Задачи курса декоративно-прикладного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и их использованием, с приемами работы. Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его подготовкой к работе.

Материал: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства.

Занятие 2. Виды и структура орнаментов.

Виды орнаментов – геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный. Типы орнамента – ленточный, сетчатый и замкнутый. Ритм и симметрия в орнаменте.

Цель: Знакомство с разнообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов.

Задача: Грамотно закомпоновать изображение в листе. Добиться выразительности линий.

Материал: фломастеры, бумага.

Занятие 3. Стилизация природных форм.

Отбирая главное преобразовать предмет, подчиняя его форму и цвет ритмическому строю изображения.

Цель: Развитие эмоционально-ассоциативного восприятия учащихся. Познакомить с возможностями декорирования.

Задача: Выделить главное и типичное, творчески переосмыслить натуру, нарисовать стилизованную растительную форму.

Материал: глеевые ручки, бумага.

Занятие 4. Народные художественные промыслы.

Отличительные особенности традиционных художественных промыслов России. Приемы нанесения различных мазков. Цветовая палитра в каждом виде росписи.

Цель: знакомство с художественными промыслами России.

Задача: Овладение техническими навыками. Изображение элементов различных росписей.

Материал: гуашь, бумага, кисти.

Занятие 5. Стилизованная роспись по твердому материалу.

Оформление поверхности камня стилизованной росписью. Работа над эскизом.

Цель: Развитие образного мышления, раскрытие творческих способностей учащихся.

Задача: Разработать эскиз. Заполнить росписью плоскость с учетом формы камня.

Материалы: камни, гуашь, бисер, кисти, клей ПВА.

Занятие 6. Аппликация из различных по фактуре материалов.

Коллективная работа над замыслом, подбор материалов. Выполнение работы с использованием различных по фактуре и качеству материалов.

Цель: Формировать умения работы в коллективе, навыков в подборе цветовой палитры и материала.

Задача: Гармоничное заполнение листа. Создание полуобъемной композиции.

Материал: цветная бумага, картон, лоскуты, ленты, бисер, клей ПВА, ножницы.

Занятие 7. Работа с природными материалами.

Сбор природных материалов. Работа над творческой идеей композиции. Изготовление фигурок, склеивание частей в целое.

Цель: Познакомить учащихся с возможностями работы с природными материалами.

Задача: Научить видеть красоту в реальной действительности. Передача характерных особенностей большой формы.

Материал: листья, шишки, кора деревьев и т. п., пластилин.

Занятие 8. Объемно-декоративная работа. Конструирование из бумаги.

Вырезанные силуэты оформляются учащимися в коллективную работу.

Цель: Развитие фантазии. Знакомство с понятием семетричности. Применение в практической работе теоретических знаний.

Задача: использование технических приемов складывания и вырезания бумаги.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

2 класс (34 учебных часа)

Во втором классе учащиеся работают с природными материалами, бумагой и различными подручными материалами. Продолжают знакомство с приемами складывания бумаги. Многообразием способов работы с подручным материалом. Учатся разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства. Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа.

Занятие 1. Работа с природными материалами.

Подбор материала, выполнение замысла композиции. Приклеивание природного материала в соответствии с замыслом.

Цель: Развивать фантазию учащихся, воспитывать любовь к природе и искусству.

Задача: Выполнить работу в технике аппликации из природных материалов.

Материалы: картон, ножницы, клей, засушенные растения.

Занятие 2. Рельеф из бумаги. Конструирование.

Знакомство с различными видами поздравительных открыток. Работа над замыслом. Выполнение яркой декоративной работы.

Цель: Развить творческое воображение, умение видеть, запоминать и анализировать образы.

Задача: Продолжить изучать приемы складывания и вырезания бумаги разными способами. Изготовить праздничную открытку.

Материал: бумага, ножницы, картон, клей.

Занятие 3. Объемно-декоративная работа. Новогодние украшения.

Из имеющегося материала выполняются различные украшения к новогодним праздникам.

Цель: развитие фантазии и творческого воображения. Формировать навыки работы с различными материалами.

Задача: Изучить технические приемы. Научить последовательно грамотно вести работу. Продолжить изучать приемы работы в смешанной технике.

Материалы: бисер, фольга, гофрированная бумага, ножницы, клей, проволока.

Занятие 4. Украшение узором объемного предмета.

Робота над замыслом композиции. Роспись бутылки.

Цель: Приобретение навыка заполнения объемной формы узором. Познакомить с новым видом художественной деятельности.

Задача: Научить грамотно, заполнять форму, использовать элементы декора.

Материал: гуашь, лук, кисти, бутылки разной формы.

Занятие 5. Шрифтовая композиция.

Изучение видов шрифтов. Условная стилизация изображение с использованием шрифта.

Цель: расширить кругозор учащихся. Познакомить с некоторыми видами шрифтов.

Задача: Научить грамотно, компоновать, стилизовать и вырезать отдельные элементы шрифтов.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей.

Занятие 6. Коллаж.

Работа над эскизом. Выполнение работы в большом формате.

Цель: развитие творческих способностей учащихся. Формирование навыков работы в технике коллаж.

Задача: Научить создавать и осмысливать произведения декоративно-прикладного искусства. При помощи художественных приемов раскрыть замысел работы.

Материал: бумага разная по фактуре, ножницы, клей.

Занятие 7. Конструирование из бумаги. Оригами.

Цель: Развитие логического мышления и пространственного представления. Развитие моторики рук.

Задача: Научить складывать основные модули. Выполнить объемную фигуру с использованием нескольких модулей.

Материал: бумага, ножницы.

3 класс (34 учебных недели)

В третьем классе учащиеся знакомятся с такими видами декоративно-прикладного искусства как – мозаика из яичной скорлупы, бисероплетение, папье-маше, роспись по ткани «батик», работа с конструкциями. Продолжают знакомство с возможностями декорирования форм и предметов. Учатся создавать работу, связывая основные части и детали с конструктивной особенностью формы. На занятиях в третьем классе формируются навыки работы с разными материалами. Учащиеся учатся самостоятельно задумывать, развивать, осмысливать и выполнять работу. В основу работы над декоративно-прикладным искусством в третьем классе положен активный метод преподавания, основанный на живом восприятии явлений и творческом воображении учащихся.

Занятие 1. Папье-маше.

Подготовка рабочего места. Последовательное и поэтапное выполнение изделия. Роспись готовой работы.

Цель: Формировать в процессе обучения творческое воображение и фантазию учащихся. Развивать навыки работы в технике папье-маше.

Задача: познакомить с техникой работы папье-маше. Научить создавать предметы декора своими руками.

Материал: газеты, клейстер, гуашь, кисти.

Занятие 2. Работа с бисером.

Плетение элементов. Практическая работа.

Цель: развитие мелкой моторики рук, сенсорных ощущений. Формировать стремление к самостоятельной творческой деятельности.

Задача: Научить приемам плетения из бисера. Познакомить с видами бисера и способами работы с ним.

Материал : бисер разных цветов, проволока.

Занятие 3. Мозаика из яичной скорлупы.

Наносим рисунок на картон. Переводим на кальку все детали. Нумеруем. Заклеиваем яичной скорлупой. Последовательно ведем работу.

Цель: развивать наблюдательность, творческое мышление и воображение.

Задача: Познакомить с новой техникой – мозаика из яичной скорлупы. Научить приемам работы с яичной скорлупой.

Материал: скорлупа, клей, картон.

Занятие 4. Роспись по ткани.

Попробовать работать в различных техниках батика. Работа над замыслом. Выполнение декоративного панно.

Цель: Развивать кругозор учащихся. Формировать навыки работы с материалом. Развивать умения декорирования предметов и вещей.

Задача: Познакомить с искусством росписи ткани. Видами Батика и способами выполнения. Выполнить работу в выбранной технике в соответствии с замыслом.

Материал: ткань, акриловые краски для ткани, резерв.

Занятие 5. Конструирование архитектурных сооружений.

Изучение видов архитектурных сооружений в зависимости от их назначения. Практическая работа.

Цель: развивать конструктивное мышление и пространственное представление. Продолжить развивать навыки элементов конструирования.

Задача: Научить в масштабе и объеме передавать идейный замысел работы. Передать связь основных частей и деталей с учетом конструктивных особенностей формы. Выполнить конструкцию, макет здания.

Материал: бумага, картон, ножницы, клей.

4 класс (34 учебных недели)

В четвертом классе учащиеся продолжают знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Закрепляют знания, умения и навыки предыдущих лет учебы. По итогам изучения программы четырехлетнего обучения создают самостоятельную работу с применением изученного материала.

Занятие 1. Мозаика.

Цель: развитие моторики рук, образного мышления. Умения при помощи цвета передать замысел композиции.

Задача: Научить видеть целое при составлении работы из отдельных мелких частей, подчинять мелкие детали главному в работе.

Занятие 2. Коллаж. Коллективная работа.

Поиск эскиза и осуществление в технике коллажа плаката на задуманную тему. Цветовой и графический ритм. Органическое сочетание мотивов коллажа, рисунка и шрифта в плакате.

Цель: Развитие навыков коллективной работы. Воспитывать творческую сторону личности.

Задача: Решение композиции плаката.

Материал: гуашь, тушь, ткань, фотографии, клей, ножницы.

Занятие 3. Конструирование из бумаги. Исторические персонажи.

Работа над замыслом композиции. Выполнение отдельных деталей. Склеивание работы.

Цель: Развитие образного мышления и творческого представления. Закрепить навыки конструирования из бумаги.

Задача: применить на практике навыки конструирования, приобретенные за время обучения.

Материал: бумага, ножницы, клей.

Занятие 4. Итоговая работа.

Самостоятельная работа, выполняется учащимися в любой технике, изученной за время обучения.

Цель: проверка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися за четыре года обучения по данной программе.

Материал: по выбору учащихся.

Предполагаемые результаты:

По окончании обучения по данной программе учащиеся должны знать и уметь:

  • Виды декоративно-прикладного искусства.
  • Уметь стилизовать природные формы.
  • Работать с различными материалами и в разных техниках.
  • Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.
  • Различать и узнавать виды художественных промыслов.
  • Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.
  • Овладеть техническими навыками выполнения различных росписей.
  • Приобрести навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
  • Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства.
  • Уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства.
  • Уметь применять полученные знания на практике.

Список литературы

  • Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.
  • Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.
  • Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983.
  • Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.
  • Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр «Академия»,2003.
  • Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.
  • Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.
  • Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.
  • Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
  • Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дДром Оникс», 2000.
  • И. А. Дворкина , Батик. – М.: ОАО издательство «Радуга», 2002.

МОУ Усольская СОШ

проект КРУЖКА

по декоративно-прикладному искусству

«Акварелька»

(для детей младшего школьного возраста)

учитель начальной школы

п. Карьково

Страна, в которой учили бы рисовать так же,

все страны во всех искусствах, науках и мастерстве.

Лепить по заранее подготовленным эскизам на основе традиционных приёмов филимоновской и дымковской игрушек;

Передавать в лепке выразительные формы, сочетать орнамент с формой предмета;

К концу учебного года учащиеся должны знать:

Понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, архитектура, народное искусство;

Доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей своего народа;

Приёмы смешивания красок для получения тёплых и холодных оттенков;

Композиционные основы орнамента;

К концу третьего года учащиеся должны уметь:

Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструкцию, цвет;

В работе над рисунком соблюдать целостное восприятие предмета, намечать главное, уметь сравнивать рисунок с изображаемым предметом;

Разрабатывать эскиз изделий и выполнять изделие по эскизу;

Решать творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию, на проектирование изделий;

Комбинировать различные приёмы работы с бумагой для достижения выразительности образа;

Ожидаемые результаты к концу четвёртого года обучения:

Средства художественной выразительности (цвет, линия, объём, свет, ритм, форма, пропорция, композиция) ;

Простейшие сведения о перспективе, линии горизонта, точке схода;

Основные средства композиции: высота горизонта, контрасты света и тени, выделение композиционного центра;

Деление цветового круга на группу тёплых и холодных цветов;

Изменение цвета в зависимости от расположения в пространстве;

Названия центров традиционных и художественных промыслов России и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;

Приёмы разметки (шаблоном, линейкой, циркулем);

Анализировать произведения искусства, выражая своё отношение к их содержанию;

Анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, цвета;

Выполнять изображения отдельных предметов, используя фронтальную и угловую перспективу; передавать в рисунках свет, тень, блик, падающую тень;

Соблюдать последовательное выполнение рисунка;

Использовать в декоративно-сюжетной композиции художественно-выразительные средства (цвет, пятно, линия и др.,) для передачи характера композиции: статичная или динамичная, симметричная или асимметричная;

Свободно рисовать кистью элементы геометрического или растительного орнамента;

Решать творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию по мотивам народного творчества;

Решать творческие задачи на проектирование изделий с помощью рисунка или технологической карты;

Комбинировать различные приёмы с бумагой для достижения выразительности образа художественной вещи;

7 Новизна разработки состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена, что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами этого искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность. Программа предоставляет право каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни. При этом в ней используется важнейшее свойство народной культуры – её живая, органичная системность, позволяющая сформировать личность с целостным, нераздроблённым мировоспитанием и миропониманием.

Темы занятий программы дают более целостное представление школьникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики, его значения, выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.

Программа знакомства ребёнка с декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей , доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:

    Беседы; Уроки на основе метода интеграции ; Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; Выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства; Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в школе и в поселке; Просмотр видеофильмов; Экскурсии; Дидактические игры; Использование силуэтного моделирования Экспериментирование с различными художественными материалами; Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки. Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах; Создание книг по декоративно-прикладному искусству.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.

Многие занятия продолжают и расширяют темы, начатые на уроках. Содержанием этих занятий являются такие темы или виды работ, развитие которых на внеклассных занятиях поможет более глубокому освоению школьной программы и расширит возможности учащихся в практическом применении полученных знаний. Примером могут быть занятия, посвящённые рисованию различных предметов, выполнению набросков и зарисовок птиц, животных, людей, различные живописные упражнения. Нашли своё продолжение на занятиях темы уроков: «Народная игрушка», «Народный костюм», «Посуда» и др. Программа предоставляет право каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни. В отличие от существующих программ и, в данной программе можно выделить 4 раздела: « Основы художественного изображения», « Орнамент - образ эпохи», « Народное искусство России», «Искусство на улицах города и посёлка». Курс знакомит не только с искусством России, но и с искусством других стран. Кроме того, отводится достаточно времени на ознакомление с архитектурными памятниками и постройками, характерных для России и других стран.

1 раздел «Основы художественного изображения» рассматривает народное искусство как часть культуры, как тип художественного творчества. Это позволяет понять принципы взаимодействия типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры.

2 раздел «Орнамент-образ эпохи» знакомит с различными видами орнаментов, с их построением, знакомит с отличительными признаками орнаментов разных стран, раскрывает связи народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. С этой целью выбраны художественные явления тех эпох и стран, искусство которых взаимно питало и обогащало друг друга. Это даёт основание для рассмотрения связей орнаментального искусства с традициями в истории человечества.

3 раздел «Народное искусство России» посвящён народному и декоративно-прикладному искусству России. В разделе широко и многогранно раскрывается художественный образ предмета. Учащиеся учатся овладевать искусством импровизации в рамках народных традиций. Целостное освоение и восприятие народного искусства даёт возможность школьнику ощутить себя частью своего народа.

4 раздел «Искусство на улицах города и посёлка» знакомит подробно с искусством аппликации, бумажной пластики. Школьники узнают о памятниках архитектуры России и других стран. В разделе широко раскрывается знакомство с конструкциями различных предметов.

Тема занятия

Форма проведения

Основные понятия

1.Основы художественного изображения. (5ч)

Цвет. Цвет в передаче состояния времени года, явлений природы. Составление палитры тёплых и холодных цветов. Основные цвета и приёмы их смешивания. Линия, пятно, силуэт. Выразительность линий, силуэта в передаче простейшей формы изображаемых предметов.

Композиция. Передача в композиции смысловой связи в изображаемом сюжете, выделение главного.

Основные и составные цвета. Цветик - семицветик

изобразительная викторина

Передача цвета и формы предмета. Наброски с натуры овощей, фруктов

практическое занятие

Передача движения. Какой бывает дождик

практическое занятие

Силуэт. Натюрморт. Аппликация

Передача характера природы линией и цветом. Осень. Пора плодородия

практическое занятие

2. Орнамент - образ эпохи.(6ч.)

Составление линейного орнамента из форм растительного мира. Аппликация

Орнаментальное искусство. Вечные образы в искусстве. Символика цвета в орнаменте. Явление симметрии в орнаменте. Линейный орнамент (бордюр). Простые схемы построения орнамента, чередование элементов одинаковой формы и размера, но разного цвета, одинакового цвета и размера, но разной формы.

Рисование в полосе орнамента из форм растительного мира. Линейный орнамент

практическое занятие

Узор в круге. Ось симметрии. Геометрический орнамент

викторина

Орнамент в украшении крестьянской избы Русского Севера. Изображение наличника

практическое занятие

Орнамент в украшении крестьянской избы. Изображение сказочного домика

экскурсия, практическое занятие

3. Народное искусство России.(13ч.)

Элементы городецкой росписи по дереву. Серия упражнений по заполнению формата листа элементами городецкого орнамента (розаны, купавки)

Практ. занятие

Народная игрушка. Знаки-символы солнца, земли, света и воды в произведениях народных мастеров.

Дымковская игрушка: повтор отличительных элементов геометрического орнамента, вариации главных мотивов орнамента.

Импровизация по мотивам городецкой росписи. Роспись спинки детского стульчика.

Разработка серии эскизов - импровизаций по мотивам народной росписи по дереву (Городец) для декорирования разделочной доски, коробочки

Практ. занятие

Декоративное панно с характерными элементами Городца (аппликация). Коллективная работа.

Выставка

Игрушка- произведение искусства. Игрушки из дерева, глины, соломы.

Матрёшка: элементы орнамента загорской матрёшки.

Городецкая роспись по дереву: повтор главных элементов (розаны, купавки, птицы). Импровизации с использованием колорита Городца и отдельных приёмов росписи.

Злементы росписи загорской игрушки. Импровизация по мотивам росписи матрёшки

Глиняная игрушка. Элементы дымковского оорнамента

Практ. занятие

Дымковская глиняная игрушка. Импровизация по мотивам. Лепка и роспись.

Практ. занятие

Народная игрушка. Аппликация. Коллективная работа

Презентация)

Упражнения в рисовании птиц - мотивов городецкого орнамента

Практ. занятие

Украшение ларцов по мотивам городецкой народной росписи. Коллективная работа

4.Искусство на улицах города и посёлка. (10 ч.)

Форма здания и фантазия. Создание макетов фантастических конструкций

Азбука бумажной пластики. Развитие эстетических представлений и творческого опыта в работе с бумагой. Аппликация. Знакомство с техникой аппликации народных мастеров. Моделирование(сгибание, складывание, вырезание).

Образ здания и его назначение. Конструирование здания с определённым образом

Презентация

Выражение намерений человека через конструкцию и декор. Конструирование из бумаги силуэтов и парусов для двух флотов: доброго и злого

Беседа. Конкурс

Выражение намерений, целей через украшение. Украшение парусов и кораблей двух флотов: доброго и злого.

Выставка

Характер и ритм объёмов. Конструирование макетов современного города

Презентация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43»

ХМАО - Югра

Конспект урока по технологии
в 7 классе

«Творческий проект»

подготовила

учитель технологии

Медведева Вера Викторовна

г. Нижневартовск

2013

Характеристика темы урока.

Продолжают осваивать алгоритм преобразовательной деятельности и знакомятся на практике с новой организацией изготовления изделия, бригадным методом. Что способствует воспитанию коллективизма, ответственности за свою работу. Для этого отводится 6 часов занятий.

Закрепляют знания в выборе цвета деталей узора. Знакомятся с возможностями компьютера на практике. Освоив новый узор лоскутной пластики, они могут расширить свои возможности выборе рисунка для изделий и продолжить оформление интерьера кухни декоративными и утилитарными изделиями, выполнив коллективный творческий проект. В результате своей деятельности дети получают конечный результат, изделие, что способствует желанию к последующей деятельности.

Тема изучается после разделов «Материаловедение» и «Машиноведение», что позволяет учащимся пользоваться полученными знаниями и совершенствовать работу на швейной машине. Для выполнения работы потребуется 5 швейных машин и 2 утюга.

План урока.

Класс 7

Тема раздела. Декоративно – прикладное искусство.

Тема урока: Творческий проект.

Тип урока – комбинированный.

Цель урока:

Образовательная: закрепить полученные знания, умения по рукоделию «Лоскутная пластика»; продолжить освоение алгоритма преобразовательной деятельности учениками.

Воспитательная - воспитывать коллективизм, ответственность.

Развивающая: развивать художественный вкус; развивать самостоятельность в решение проблем.

Методы обучения : рассказ – объяснение, обсуждение, мозговой штурм, метод проекта, практический показ приемов работ.

Межпредметные связи: история, краеведение, математика, рисование.

Внутрипредметная связь: машиноведение, материаловедение, технология изготовления изделий.

МТО. Образцы работ. Плакаты-с таблицами 1,2,3. Листы с таблицей 4, папка по проектированию, ПЭВМ, ткань – лоскут, инструменты, швейная машина, утюг.

Литература:

1. В.Е.Мельников, В.А. Мигунов, П.А.Петряков. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология». Великий Новгород, 1999.

2. Р. А. Гильман. Иголка и нитка в умелых руках. Москва. Легпромбытиздат, 1993.

3. И. Ю. Муханова. Лоскутное шитье. Москва. ЗАО «МИЧ», 1998.

4.Л.А. Андронова. Лоскутная мозайка. Москва. «Школа-Пресс».1993.

5. Журналы. «Школа и производство» № 4, 6, 1997; №3, 1998.

6. Приложение к журналу «Стиль» №2. 1994.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент-3мин.

1.1Проверка посещаемости учащихся.

1.2 Подготовка к уроку.

1.3 Проверка домашнего задания.

2. Повторение пройденного материала-7 мин.

2.1. С какими видами рукоделия вы познакомились в этом году?

Ответ: вышивка и лоскутная пластика.

2.2.Дайте определение рукоделию «Лоскутная пластика».

Ответ: «Лоскутная пластика» - создания изделия из лоскутков ткани.

2.3. Перечислите основные правила по изготовлению изделий в «Лоскутной пластике».

Ответ: определение прочности окраски;

подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку;

соединять детали одинаковым швом;

швы заутюживать.

2.4. Как называется изученный вами рисунок?

Ответ: алмаз.

3. Новый материал: 25-30 мин.

Выполнение краткосрочного и коллективного проекта.

Проблему формулирует учитель.

Проблема.

На основе изученного рисунка выполнить сувенир.

Чтобы решить нашу проблему давайте поставим перед собой цели.

Цели:

проверить свои знания и умения;

выполнить работу самостоятельно.

совершенствовать свои возможности в области проектной деятельности.

Для решения проблемы нужно сформулировать задачу.

Краткая формулировка задачи.

Выполнить сувенир своими руками за 2 занятия.

Исследование 1. Мозговой штурм.

Вопрос: Какие изделия можно выполнить, используя изученный рисунок?

Ваши идеи.

Ответ: прихватку, салфетку, закладку, платочек, вымпел.

Исследование 2.

Вопрос: Каким требованиям должно отвечать изделие?

Ответ: красивое (декоративное), полезное (утилитарное), недорогое (экономически выгодное), безопасное для человека и окружающей среды (экологично), легкое в обработке (технология) и с минимальными затратами по времени. Рассмотреть каждый предложенный вариант идеи с учетом выработанный требований.

Критерии

Таблица 1

итого: 6 3 3 5 2

Вывод: из предложенных изделий всем требованиям отвечает салфетка.

Исследование 3. Выбор ткани.

Ученикам предлагаются ткани разные по волокнистому составу. Хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, льняные, искусственные и синтетические.

Задание: используя полученные знания по материаловедению и требования к тканям для работы в лоскутной технике необходимо выбрать наиболее оптимальный вариант.

Требования, предъявляемые к тканям. Таблица 2

Требования

Всего 9 11 4 4

Вывод: Наиболее полно отвечают требованиям хлопчатобумажные ткани.

Исследование 4.Экологическая справка.

Ответ: на натуральные и химические.

Ответ: из хлопка.

Ответ: к натуральному.

Вывод : хлопчатобумажные ткани экологически чистые т.к. они натуральные.

Исследование 5. Экономический расчет.

СЫРЬЕ, ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Таблица 3

п/п

Примечание: ученики имели домашнее задание узнать стоимость аналогичных изделий.

Вывод: Изделие экономически выгодно изготовить самим. Оно дешевле рыночной цены. Подобные изделия на рынке стоят от 15-20 рублей.

Исследование 6. Подбор тканей по цвету. Таблица 4

Цвет

Исследование 7. 4. Вводный инструктаж-10 мин.

Используя данные таблицы и компьютер, подберите сочетаемые цвета.

Примечание: первую часть задания выполняет учитель в редакторе Word .

1.(для учителя) Включите панель «Рисование». На ней нажмите кнопку «прямоугольник». Подведите курсор «Мышью» к месту рисования. Нажмите левую кнопку «мыши» и, удерживая кнопку, растяните прямоугольник. Если при этом удерживать нажатой клавишу « Shift », то получится квадрат.

Нажмите еще раз кнопку «прямоугольник» и рядом нарисуйте еще один квадрат и выделите его (наведите на него курсор «мыши» и нажмите один раз левую кнопку «мыши»). На панели «Рисование» нажмите кнопку «свободное вращение». Установите указатель «мыши» на любую зеленую точку, нажмите левую кнопку «мыши» и удерживая кнопку, движением «мыши» разверните квадрат на 45 градусов. Если при этом удерживать нажатую клавишу « Shift », то проще зафиксировать нужный угол. Нажмите на панели рисования кнопку «свободное вращение». Теперь впишите перевернутый квадрат в первый квадрат. Для этого перенесите «мышью» перевернутый квадрат в середину первого квадрата. Изменяя размеры перевернутого квадрата, добейтесь точных размеров. При этом держите нажатой клавишу «Alt». Аналогично нарисуйте третий квадрат и впишите его в перевернутый.

Примечание: вторую часть задания выполняют ученики, имеющие опыт работы на компьютере вместе с остальными учащимися. Это работа позволяет с экономить время на уроке, наглядно поработать с цветом и познакомится с возможностями компьютера.

2.(для учеников) Выделите любой квадрат. Нажмите значок треугольника справа от кнопки «цвет заливки» на панели «рисование». В открывшемся окошке выберите желаемый цвет, наведите на него курсор «мыши» и нажмите левую кнопку «мыши» один раз. Выбранный квадрат окрасится нужным цветом.

3. Повторите п.2 для других квадратов.


5. Практическая работа -20 мин.

1. Подобрать ткань по цвету.

2. Вырезать детали, по шаблонам соблюдая правила раскроя:

крой производят по изнаночной стороне;

нить основы проходит по одной из сторон детали;

раскладка деталей выполняется экономно.

6. Заключительный инструктаж-10мин.

6.1 Анализ характерных ошибок и их причин. 6.2 Закрепление материала. Назовите основные этапы проекта.

Каким требованиям должно отвечать изделие?

Назовите требования, предъявляемые к тканям.

6.3 Сообщение оценки работы каждого учащегося.

6.4 Домашнее задание.

Принести детали кроя, нитки, инструменты.

7. Уборка рабочих мест-5 мин.

Творческий проект.

Поисковый этап.

Проблема.

Какие изделия можно выполнить, используя изученный узор?

Исследование 1.

изделия

Конструкторский этап.

Исследование 2.

Требования потребителя.

Критерии

Вывод:

Исследование 3. Выбор ткани.

Требования, предъявляемые к тканям. Таблица 3

Требования

Всего

Исследование 4.Экологическая справка.

Вопрос: На какие два класса делится текстильные волокна?

____________________________________________________

Вопрос: Из каких волокон получают хлопчатобумажные ткани?

Вопрос: К какому классу относится волокно хлопок?

_____________________________________________________

Вывод:

Исследование 5.

СЫРЬЕ, ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Таблица 2

п/п

Вывод:

Исследование 6. Подбор тканей по цвету. Используя данные таблицы, подберите сочетаемые цвета.

Таблица 4

Цвет

Заключительный этап.

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА

Вопросы для самооценки:

Удовлетворяет ли изделие потребность. Опишите кратко.

Оцени свою работу над проектом .

Что нового тобой приобретено в ходе его выполнения?

Литература.

    Гузеев В. Метод проектов. Директор школы. 1995. №6.

    Джонс Д.К. Методы проектирования. Москва. Мир.1986.

    Использование метода проектов на уроках «Технологии» в школе: Методические рекомендации. Под редакцией М. Б. Павловой. –СПб.1996.

    Тихонов А. С., Сидоров О. В. Творческий потенциал учебного проектирования. Школа и производство. 1995. №1.

    Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие. СПб. Просвещение, 1995.

    6. В.Е.Мельников, В.А. Мигунов, П.А.Петряков. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология». Великий Новгород, 1999.

    Р. А. Гильман. Иголка и нитка в умелых руках. Москва. Легпромбытиздат, 1993.

    И. Ю. Муханова. Лоскутное шитье. Москва. ЗАО «МИЧ», 1998.

    Л.А. Андронова. Лоскутная мозайка. Москва. «Школа-Пресс».1993.

    Журналы. «Школа и производство» № 4, 6, 1997; №3, 1998.

    Приложение к журналу «Стиль» №2. 1994


Ирина Кузьмина
Проект «Народное декоративно-прикладное искусство»

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется проект на тем : Народное декоративно-прикладное искусство .

Проблема :В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа , знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле, «Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны» [Усова 2005].

Цель проекта Познакомить детей , родителей с народными художественными промыслами. Создать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре . Развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства .

Задачи проекта :

Вызвать у детей интерес к народной культуре .

Создать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре .

Уточнить и расширить знания детей о росписи : хохломы, городца, дымки, матрешки, гжели.

Формировать навыки технического исполнения росписей.

Развивать творческое воображение.

Формировать активное гуманистическое отношение к окружающему миру.

Тип проекта : творческий, долгосрочный.

Сроки проведения : октябрь-март.

Вид проекта : семейный, групповой

Количество участников проекта : воспитатели, дети – 17чел., родители – 10 чел.

Возраст детей : 5-6 лет.

Актуальность реализации проекта .

Тема проекта актуальна , так как народное искусство играет важную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Советские педагоги А. Г. Усова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного.

Ожидаемые результаты.

У детей сформируются :

Сформированная предметно- развивающая среда и условия для обогащения разнообразной художественной деятельности детей.

Созданная модель взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии детей

У родителей :

Повысится интерес к совместной деятельности

Гармонизируются детско-педагогические отношения

Повысится уровень культуры личности.

Продукт проектной деятельности : Развлечение «Город мастеров»

Этапы реализации

1 этап : Подготовительный. Цель : выявление знаний педагогов, родителей, детей о народном русском творчестве .

2 этап : Реализация проекта . Цель : Знакомство детей, родителей, педагогов с народными традициями , бытом, декоративно-прикладном искусством

Работа с детьми.:Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций. Чтение художественной и научной литературы о народном творчестве . Разучивание подвижных игр на словесной основе (по данной тематике) .Разучивание стихов, песен. НОД : изо : «Украсим матрешек» «Рисование матрешек «весёлые матрёшки» «Роспись силуэтов» «Украсим силуэты» е «Украшение объемной посуды элементами хохломской росписи «Знакомство с искусством Гжельской росписи » «Ваза для весенних цветов» (гжель) «Рисуем Гжель» «Нарисуй какой хочешь узор» «Дымковские куклы» «Домашние животные» «Знакомство с городецкой росписью «Городецкая роспись» «Нарисуй какой хочешь узор «Украсим матрешкам фартук»

Организация игровой деятельности детей с дидактическими играми по данной тематике

Рассматривание научной литературы.

СД : Развлечение «Город мастеров»

Организация игровой деятельности детей. Перечень игр и упражнений : Д/и «Собери целое Д/и «Обведи и раскрась Д/и «Найди пару Д/и «Продолжи рисунок Д/и Д/и

3 этап : Заключительный1. Обобщение опыта работы по проблеме 2. Оформление альбома детских работ 3. Выставка детских рисунков, работ из глины и пластилина. 4. Развлечение «Город мастеров»

Схема реализации проекта

Дни недели 1 неделя 2 неделя 2 неделя 4 неделя

понедельник Рассматривание иллюстраций и изделий дымковских мастеров Беседа о Дымке Заучивание стихотворения «Дымка» Роспись различных силуэтов в свободной деятельности

вторник Беседа об истории дымковской игрушки Д/и «Собери целое» Д/и «Обведи и раскрась» Заучивание загадок о дымке

среда Д/и «Найди пару» Занятие : «Дымковские куклы» Занятие : «Домашние животные» Занятие : «Вылепи какую хочешь дымковскую игрушку»

четверг Занятие :»Знакомство с росписью дымковских игрушек» Загадывание загадок про дымку Беседа с детьми «Из чего делают дымковские игрушки» Выставка детских работ

пятница Чтение стихов о дымке Родительское собрание : «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье» Рассматривание иллюстраций, дымковских изделий Оформление мини-музея «Народные промыслы »

Рассматривание иллюстраций и изделий Городецких мастеров Беседа о росписи Городца, названий росписи : купавки, розаны т. д. Чтение стихотворений о Городецких мастерах и их изделиях Чтение стихов о «Городце»

Беседа с детьми об истории Городца Д/и «Продолжи рисунок» Беседа с детьми «Из чего сделаны изделия Городецких мастеров» Д/и «Найди пару»

Занятие «Знакомство с городецкой росписью» Занятие «Городецкая роспись» Занятие «Городецкая роспись деревянной доски» Занятие «Нарисуй какой хочешь узор»

Д/и «Найди такой же узор» Заучивание стихов о Городце Д/и «Собери целое» Закрепляющая беседа об истории Городца

Чтение стихов о Городце Консультация для родителей :»Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Рассматривание изделий городецких мастеров Выставка детских работ

Дни недели 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Рассматривание Семеновской матрешки

Беседа с детьми о матрешках, истории их возраждения Д/и «Обведи и раскрась» Чтение стихов, пение песен о матрешках.

Чтение стихов, слушание песен о матрешке Д/и «Кто быстрее соберет матрешку» Закрепляющая беседа об истории возникновения матрешек Заключительная беседа о матрёшках.

Занятие «Украсим матрешкам фартук» Занятие «Украсим матрешек» Занятие «Рисование матрешек» Занятие «весёлые матрёшки»

Д/и «Найди пару» Заучивание танца матрешек Д/и «Найди отличия» Д/и «Собери целое»

Беседа сдетьми о семеновских матрешках Чтение стихов о матрешках Консультация для родителей «Творчество и воображение» Выставка детских работ

Дни недели 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Рассматривание иллюстраций и изделий хохломских мастеров (знакомство с народным промыслом «хохлома» ) Рассматривание хохломских изделий (какие элементы используют мастера в росписи, что предпочитают рисовать)

Д/и «Найди пару» Чтение стихов о хохломе

Занятие «Знакомство с Хохломской росписью» Занятие «Роспись силуэтов»

Чтение книги Н. Бедник «Хохлома» с. 16-21 (об истории хохломской росписи) Беседа с детьми «Из чего делают хохломские изделия и техника рисования»

Консультация для родителей «Знакомство детей с хохломской росписью» Заучивание стихотворения о хохломе «Ох, Россия, ты Россия…»

Дни недели 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Беседа о технологии и истории промысла (хохлома) Беседа о видах росписи Закрепляющая беседа о видах росписи Рассматривание иллюстраций и изделий Гжельских мастеров

Чтение стихов о хохломской росписи Изготовление посуды из теста Заучивание стихов о хохломе Чтение стихов о гжели

Занятие «Украсим силуэты» Занятие «Украсим посуду хохломской росписью» Занятие «Украшение объемной посуды элементами хохломской росписи» Занятие «Знакомство с искусством Гжельской росписи »

Д/и «Продолжи рисунок» Д/и «Найди пару» Д/и «Узнай элемент росписи» Д/и «Придумай свою роспись»

Рассматривание изделий хохломских мастеров и иллюстраций Заучивание стихов о хохломе Выставка работ Консультация для родителей «Ступени к творчеству»

Дни недели 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Рассматривание изделий гжельских мастеров Чтение стихов, Разучивание песни «Русский сувенир» Рассматривание картин и изделий мастеров народных декоративных промыслов Беседа о народных промыслах

Беседа об истории возникновения Гжели Беседа о гжельской росписи Чтение стихов о народных промыслах Чтение стихов

Занятие «Ваза для весенних цветов» (гжель) Занятие «Рисуем Гжель» Занятие «Праздник волшебного рисунка» Занятие «Нарисуй какой хочешь узор»

Д/и «Обведи и раскрась» Д/и «Найди такую же роспись» Д/и «Угадай к какому промыслу относится» Д/и «Придумай свою роспись»

Чтение стихов о Гжели Беседа с родителями о помощи и участии проведения праздника Выставка детских работ Развлечение «Город мастеров»

Критерии анализа и оценки созданных детьми изображений используя методические рекомендации О. А. Соломенниковой. Критерии данной диагностики следующие [Соломенникова 2005]:

1. Цвет :

высокий уровень (В) – ребёнок знает цветовую гамму для дымковской росписи;

средний уровень (С) – знает цветовую гамму, но иногда забывает цвета;

низкий уровень (Н) – не знает цветовую гамму дымковской росписи.

2. Форма :

высокий уровень – рисует простые и сложные элементы дымковской росписи, узор передаёт точно;

средний уровень – рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает;

низкий уровень – рисует только простые элементы, а сложные не удаются.

Простые элементы : точка-горошина, прямая линия, круг.

Сложные элементы : клеточки, дуга, волнистая линия.

3. Умение хорошо работать кончиком кисти :

высокий уровень – хорошо владеет навыком рисования кончиком кисти;

средний уровень – умеет работать кончиком кисти, но преобладает манера письма всей кистью;

низкий уровень – не умеет работать кончиком кисти.

4. Композиция :

высокий уровень – ребёнок видит и украшает полностью всю фигуру, используя простые и сложные элементы дымковской росписи;

средний уровень – ребёнок видит часть плоскостного силуэта и украшает его;

низкий уровень – скученное изображение.

5. Характер линии :

высокий уровень – плавная без отрыва;

средний уровень – прерывистая;

низкий уровень – не получается.

6. Какие материалы использовались для создания изображения при условии самостоятельного выбора :

высокий уровень – плоскостной силуэт, кисть, тычок;

средний уровень – плоскостной силуэт, либо кисть, либо тычок;

низкий уровень – простой лист, тычок.

7. Уровень самостоятельности выполнения работы :

высокий уровень – самостоятельно выполняет работу, дополняет изображение подходящими элементами;

средний уровень – необходима частичная (небольшая) помощь педагога;

низкий уровень – не может выполнить работу.

8. Творчество :

высокий уровень – самостоятельно придумывает композицию, изображает элементы росписи;

средний уровень – составляет композицию, но для этого ребёнку надо иметь образцы элементов перед глазами; незначительная помощь педагога;

низкий уровень – рисует только то, что видит, нет творческой активности.

Детям было предложено изобразить красками дымковский узор на бумажном силуэте дымковской игрушки или на листе белой бумаги (по выбору ребёнка) . После этого работы анализировались и оценивались по вышеуказанным критериям.

Результаты промежуточной диагностики.

Диагностика показала, что цветовую гамму росписей на высоком уровне знают 38% старших дошкольников, на среднем уровне – 54%, на низком – 8%. Передача формы элементов росписи у 85% детей – на среднем уровне, у 15% – на низком. Умение работать кончиком кисти на среднем уровне проявилось у 85% дошкольников, на низком уровне – у 15%. Умение составлять композицию из элементов росписи у 47% детей находится – на высоком уровне, у 38% – на среднем, у 15% – на низком. Характер линии у 55% дошкольников имеет высокий уровень, у 15% – низкий. Использование материалов при создании изображения находится на высоком уровне у 54% детей, на среднем уровне – у 46%. Самостоятельность при выполнении работы у 85% дошкольников оказалась на среднем уровне, у 15% – на низком. Творческую активность на среднем уровне проявили 85% старших дошкольников, на низком уровне – 15%.

Результаты итоговой диагностики

Итоговая диагностика показала, что цветовую гамму росписей на высоком уровне знают 46% старших дошкольников, на среднем уровне – 54%. Передача формы элементов росписей у 38% детей проявляется на высоком уровне, у 50% детей – на среднем уровне, у 16% – на низком. Умение работать кончиком кисти на высоком уровне находится у 38% дошкольников, на среднем уровне – у 54%, на низком уровне – у 8%. Умение составлять композицию из элементов росписи у 69% детей находится – на высоком уровне, у 31% – на среднем. Характер линии у 31% дошкольников имеет высокий уровень, у 69% – средний. Использование материалов при создании изображения находится на высоком уровне у 77% детей, на среднем уровне – у 23%. Самостоятельность при выполнении работы у 23% дошкольников оказалась на высоком уровне, у 61% – на среднем, у 16% – на низком. Творческую активность на высоком уровне проявили 61% старших дошкольников, на среднем – 27%, на низком уровне – 12%.

Результаты сравнительного анализа результатов промежуточной и итоговой диагностики овладения изобразительными навыками в декоративной работе

Критерии Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

Цветовая гамма 38% 54% 8% 46% 54% -

Передача формы, элементов - 85% 15% 38% 50% 12%

Умение работать кончиком кисти - 85% 15% 38% 54% 8%

Умение составлять композицию из элементов 47% 38% 15% 69% 31% -

Характер линии 55% 30% 15% 31% 69% -

Использование материалов при создании изображений 54% 46% - 77% 23% -

Самостоятельность при выполнении работы - 85% 15% 61% 27% 12%

Выводы. Таким образом, итоговая диагностика показала, что в процессе изучения народных промыслов дети улучшили свои результаты по большинству критериев анализа и оценки созданных изображений, по которым проводилась диагностика.

В результате проводимых занятий по декоративному рисованию , рассматривания иллюстраций, изделий народных мастеров , бесед, дидактических игр, чтения стихов и потешек о дымковской игрушке у старших дошкольников появился устойчивый интерес к народному декоративно-прикладному искусству ,дети научились хорошо ориентироваться на листе бумаги и бумажном силуэте, усвоили цвета каждой росписи, стали лучше владеть кистью, большинство детей стало безошибочно называть все элементы росписей.

И закончить хочется словами А. И. Деньшина, человека, который очень много сделал для того, чтобы промысел дымковской игрушки не ушел в забвение : «Научите детей творить, и они меньше будут вытворять!»

Список литературы

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. «Конспекты занятий. -М.: Мозаика-Синтез, 2008.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» . М.: Карапуз 2009.

О. А. Соломенникова «Радость творчества» //Дошкольное воспитание. -2005. № 1. – с. 49-52.

Н. Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду.» М.:ТЦ Сфера 2008

Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Авт. -сост. В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева Изд. Учитель Волгоград 2010.