Склонность к риску и стрессоустойчивость как факторы успешного выполнения боевой задачи спасателями-пожарными. Склонность к риску и личностные качества. Комплекс мер по недопущению или устранению конфликтных ситуаций при силовых отношениях

Склонность к риску – это личностные качества индивида, связанные с такими чертами характера, как независимость, склонность доминировать, импульсивность, желание достичь успеха, независимость. Это способность человека принимать нестандартные (рискованные) решения, не бояться потерять существующие материальные (духовные) блага ради чего-то большего.

Склонность к риску в инвестировании – готовность участника рынка (трейдера, инвестора) работать с высокорисковыми активами с целью повышения своей прибыли. Такие люди предпочитаются более прибыльные и рисковые акции, стабильным и малодоходным облигациям.

Виды склонности к риску

Сегодня можно выделить два основных вида склонности к риску, которые отличаются по видам проявления:

1. Первый тип – склонность к мотивированному риску . В этом случае человек действует исходя из ситуации (по обстоятельствам). Он полностью осознает положение вещей, потенциальные риски, цели и настойчиво идет к решению поставленной задачи. Итогом такого риска является получение какой-либо выгоды – одобрения коллег, похвалы близкого человека, рост по карьерной лестнице, денежное вознаграждение и так далее.

2. Второй тип – склонность к немотивированному риску. Такой риск имеет другую природу. Здесь задача человека – не приспособится к опасности, и получить конкретную выгоду, а устранить, противодействовать ей. Такой индивид из двух вариантов – уйти от риска или встретиться с ним «лицом к лицу» выберет второй. Благодаря такому качеству человек может намного быстрей раскрыть свой потенциал, добиться больших успехов, сдвинуть существующие ограничения и страхи.

Склонность к риску очень полезна в инвестировании, когда работая с различными низколиквидными инструментами сегодня можно добиться большой прибыли в будущем. Естественно, речь не идет о слепом риске – он должен иметь под собой определенную основу, анализ.

Многочисленные исследования показали, что склонность к немотивированному риску – это не путь к самоутверждению, как считают многие. Здесь речь идет о чем-то большем – желании переступить за грань, прочувствовать новые возможности, получить что-то большее от жизни.

Методы определения склонности к риску

В течение последних ста лет ученые всего мира уделяли особое внимание склонности к риску и ее оценке. Почти у всех в этом отношении были свои методики:

1. В 1957 году свою методику разработал А. Гора – хорошо известный ученый из Австралии. В его испытании принимали участие несколько предметов – тяжелые шары и стекло. Суть была в следующем. Испытуемому предлагалось выполнять любые с шарами над стеклянной поверхностью. Люди, которые были склонны к риску, не задумываясь манипулировали и действовали крайне неосторожно. Как следствие, они часто разбивали стекло. В свою очередь люди, которые были менее склонны к риску, действовали осторожно и редко упускали изделия на стеклянную поверхность.

2. В 1963 году вопросом определения склонности к риску активно занимался Ф. Мерц. Для оценки он использовал следующий метод. Человеку, который проходил испытание, предлагалось работать по желанию с одним из острых предметов. Один был выполнен из стекла, а второй – из дерева. Те участники эксперимента, которые выбирали любой предмет, не задумываясь над его природой, считались Ф.Мерцом более склонными к риску. Если же человек начинал анализировать, какой из предметов эффективней и безопасней (из дерева или стекла), то способность к риску такого человека признавалась минимальной.

3. В 1967 году два ученых из США (М. Валлах и Н. Коган) разработали оригинальную методику, основанную на игре в кости. Особенность эксперимента была в том, что испытуемым предлагалось играть не просто так, а с денежными ставками. При этом, чем большую ставку делал человек, тем большая склонность к риску у него «диагностировалось».

4. В 1969 году Д. Клебельсберг для оценки склонности к риску использовал особый способ. Человек за определенную премию должен был остановить движущийся индекс как можно ближе к контрольной точке. Если испытуемый останавливался слишком рано, то он не получал премии. Если же, наоборот, он останавливался выше контрольной точки, то на него накладывался штраф.

5. В России методика определения склонности к риску была более «жесткой». К примеру, М. Котик использовал в своих опытах специальный прибор – электромиллисекундомер. После включения устройства испытуемый должен был оставить стрелку около показателя «пять секунд». Если он это делал позже, то его наказывали ударом электрического тока (несильным, конечно). По такой методике ученый определял, насколько сильна склонность к риску у конкретного индивида и есть ли она вообще.

6. В.А. Смит и Ф. Ирвин применяли методику, основанную на карточках. Задача испытуемого была как можно быстрее оценить цифру, изображенную на специальной табличке. Если человек оценивал рисунок как можно быстрее (при этом в ущерб точности показаний), то его признавали склонным к риску. В случае, когда индивид убеждался в цифре и только после этого давал ответ, подобная черта характера у него исключалась.

Вообще сегодня разработано множество различных методик оценки склонности к риску. Как правило, они носят опросный вид, то есть имеют вид обычного теста. Задача человека – ответить на несколько вопросов. После этого производится подсчет баллов и делаются определенные выводы.

Оценка склонности к риску в инвестировании

Способность человека рисковать и желание это делать очень ценится при работе на фондовом рынке. Так, многие инвестиционные компании при работе с клиентом стараются определить его склонность к рисковым операциям. Исходя из полученных результатов, человеку рекомендуются те или иные инструменты.

В представлениях о психологической регуляции принятия решений присутствуют понятия готовности к риску и склонности к риску. Взаимоотношения между ними не четко очерчены и включают также отнесенность к концептам поведенческого принятия риска и рискового поведения.

Понятие склонность к риску более характерно для переводов англоязычных работ; оно включило представление о диспозициональном личностном риске как индивидуальном свойстве, различающем людей в однотипных задачах, следует отметить, что в литературе оно связано с описанием характеристик, ассоциирующихся с импульсивностью и снижением самоконтроля.

Понятие готовности к риску более адекватно фиксирует прямой перевод с немецкого термина Risikobereitschaft. Существенно, что в большей степени оно связано с оценкой иных индивидуальных различий, чем называемые в связи со «склонностью к риску». «Готовность к риску» как личностное свойство отнесено здесь к умению субъекта принимать решения в условиях неопределенности как недостаточности ориентиров; для такой характеристики важным моментом становится соотнесение с понятием рациональности принятия решения.

В модели Тверского--Канемана готовность к риску или его избегание вводится как маркировка реализованных субъектом стратегий принятия решения.

Стремление к риску, или предпочтение риска в стратегии человека, проявляется в случае, когда вероятностно заданная альтернатива (лотерея) предпочитается им по отношению к другой альтернативе -- с надежным исходом. Напротив, неприятие риска, или «отвращение к риску», выражается в предпочтении надежной альтернативы, с определенным исходом, а не «лотереи».

Надо отметить, подмена понятия готовности к риску понятием импульсивности была свойственна многим авторам. Наиболее известными стали концепции, связанные с разработкой опросников М.Цукерман (Шкала поиска ощущений) и Гансом и Сибиллой Айзенками (Шкала «импульсивность»). Авторы опросника I7 продемонстрировали постепенное размежевание психологических конструктов рискованности, склонности к поиску сильных ощущений и снижения самоконтроля. На русскоязычных выборках опросник модифицирован в кратком варианте А. Долныковой и Т. Корниловой, которыми приведены также ключи для его использования .

Импульсивность, как отмечает Г.Айзенк, более тесно связана с темпераментом, и присуща людям профессий с рисковым поведением. Импульсивность - снижение самоконтроля. Готовность к риску как склонность к поиску сильных ощущений Г. Айзенк отличает от импульсивности. Склонность риску также присуща людям с рисковым поведением и тесно взаимосвязана с импульсивностью. [Айзенк, 1993]. Отечественные авторы также связывают готовность к риску не с импульсивностью, а с особенностями актуалгенеза деятельности человека, находящегося в ситуации неопределенности и имеющего возможность изменить уровень этой неопределенности посредством личностных и когнитивных усилий. А значит, мы говорим и готовности к риску, скорее как о личностном потенциале субъекта действовать в ситуации неопределенности, а не как о личностной черте».

Ю.Козелецкий (1979, 1991) связывает готовность к риску с возможностями субъекта достигать поставленные цели и регулировать свои познавательные и поведенческие стратегии. Он же относит склонность к риску к личностным чертам, поскольку ее проявление детерминировано как средовыми факторами, так и другими личностными -- уровень тревоги, агрессивности и др.

Выявление взаимосвязей готовности к риску с другими свойствами направляло многие корреляционные исследования. Так Г. Лерч приводит данные других авторов о положительных корреляциях (при факторной проработке конструкта) измерений рискованности и следующих свойств: импульсивности, агрессии, возбудимости, доминировании. Отрицательные связи обнаруживались с такими свойствами, как социальная желательность, социальная ответственность и совестливость [Лерч, 1987].

Агрессия и тревожность упоминаются рядом авторов как свойства, коррелирующие с готовностью к риску [Козелецкий, 1979; 1974].

Некоторыми авторами предприняты попытки обосновать связь склонности к риску с особенностями мышления субъекта, а также развести такие личностные факторы принятия решений, как готовность к риску и рациональность (Корнилов, 1994). Под рациональностью понимают склонность к обдумыванию решений.

Выделяют и такие определения готовности к риску - готовность к самоконтролю действий при заведомой неполноте или недоступности необходимых ориентиров, а также готовность полагаться на свой потенциал. Или готовность принимать решения в ситуации неопределенности или при неполноте информации. Склонность к риску же можно понимать как склонность к поиску ощущений, как личностная черта или как активность личности, направленная навстречу возможной опасности.

Итак, анализ литературы показал, что можно выделить 3 разновидности риска: импульсивность, склонность к риску как к поиску ощущений и готовность к риску.

Под риском наркозависимости мы понимаем сочетание ряда факторов. Первый - самочувствие подростка. Подросток может испытывать дискомфорт, связанный с дефицитом или избытком внутреннего ресурса относительно той ситуации, в которой он находится. Поэтому, в поисках комфорта такие подростки с большей вероятностью могут пробовать наркотики, которые, благодаря своей иллюзорно-компенсаторной функции, обеспечивают временное удовлетворение. Вторым фактором на наш взгляд является сам факт осуществления наркотической пробы. То есть подросток, однажды преступивший запретную черту, с большей вероятностью осуществит повторные пробы. Третий фактор - асоциальная направленность подростка. Следует учитывать тот факт, что пробы наркотика осуществляются в компании. Идентификация с такой компанией выражается в том, что социальные установки подростка приобретают негативистский характер, они становятся склонными к совершению или одобрению асоциальных поступков, общественно значимая деятельность не приобретает для них важности. По всей видимости, такие подростки будут избегать участия в ней.

Физиологические корреляты склонности к риску. А. Г. Евдокимов занялся поиском объективных показателей склонности к риску и обнаружил ее физиологические корреляты, согласовывались с психологическими коррелятами. Ими оказались вариабельность ритма сердца и кожно-гальваническая реакция.

Так, в группе охранников с высоким уровнем риска низкочастотный компонент ВРС в состоянии покоя оказался в среднем в 2 раза больше. Показатель высокочастотного компонента спектра в покое был больше на 40%. Показатель симпато-вагусного отношение и общая суммарная мощность также были больше, чем в группе низкого риска, на 14 и 8% соответственно, что подтверждает заметное преобладание симпатического тонуса вегетативной нервной системы у охранников из группы высокого риска.

По данным спектрального анализа вариабельности ритма сердца, по данным А. Г. Евдокимова, моделирование эмоциогенного нагрузка вызывает специфические функциональные изменения вегетативной нервной системы у лиц, имеющих склонность к риску. Ведущими параметрами, позволяющими дифференцировать физиологические особенности таких лиц, следует считать усиление активности симпатического отдела вегетативной нервной системы при достаточном тонусе парасимпатического, что выражается увеличением вклада низкочастотного компонента спектральной мощности кардиоритма (на 7% и более) и показателя отношения низкочастотного компонента к высокочастотного (на 33% и более) .

Склонность к риску и личностные качества. Склонность к риску представляет собой достаточно устойчивую, но вторичную характеристику индивидов, так как обуславливается наличием у человека других личностных особенностей - стремление к поиску новых ощущений, упорства, экстраверсии, нейротизма и психотизму, импульсивности, эгоцентризма, тревожности, самоэффективности.

По данным А. Г. Евдокимова, для лиц с высоким уровнем склонности к риску характерны более высокие показатели импульсивности, эмоциональной лабильности, некритичности, а также истерии, психопатии и гипомании, чем для лиц с низкой склонностью к риску.



Хотя склонность к риску и уровень притязаний имеют много общего, это не одно и то же. Идти на экзамен без подготовки - это риск, но не показатель высокого уровня притязаний. Однако две данные концепции могут вполне закономерно использоваться как взаимозаменяющие в ситуации, когда человек должен принять определенное решение или зафиксировать свой уровень притязаний там, где результат сильно зависит от случая .

В дальнейшем были выделены две независимые тенденции, которые существуют в рамках данного мотива. Они характеризуют два типа людей: кто-то стремится к успеху, а другие хотят избежать неудачи. Обе тенденции сказываются как мотивация достижения (потребность в достижениях). В случае с первой тенденцией, приступая к деятельности, человек думает, прежде всего, о достижении успеха. Вторая заставляет человека думать главным образом о возможности неудачи, осуждение, наказание. Для такого индивида ожидания негативных последствий становится определяющим .

Исследования, выполненные Д. МакКлелланда, выявили три основные характеристики людей, имеющих ярко выраженное стремление к достижениям.

Эти люди:

1) предпочитают работать в таких условиях, которые позволяют им при решении различных проблем брать ответственность на себя;

2) проявляют склонность к заранее «просчитанном» риска и преследуют реальные и достижимые цели;

3) постоянно нуждаются в признании своих заслуг и в обратной связи, так как им необходимо знать, насколько хорошо они работают .

Как показано Аткинсоном, люди, нацеленные на успех, выбирают задачи средней сложности, с вероятностью достижения успеха от 30 до 50%, мотивированные же на неудачу - задача или слишком легкие, или повышенной трудности. Относительно целей, достижение которых зависит от случайности, ориентированные на успех предпочитают наименее рискованные ставки, а мотивированные на неудачу - наиболее рискованные, так как они считают, что достижение результата от их способностей не зависит.

По данным А. Г. Ниазашвили, склонность к экстремальному риска положительно связана с мотивом достижения, но только у молодых. В зрелом возрасте такая связь отсутствует. Относительно склонности к рациональному риска связь с мотивом добычи не выявлено независимо от возраста.

Согласно Н. А. Герасимовой, чем значительнее мотив достижения, тем чаще ему соответствуют такие типологические особенности свойств нервной системы: сильная нервная система, подвижность возбуждения и торможения и преобладание возбуждения по внешнему и внутреннему балансам. Это означает, что у тех, кто имеет выраженный мотив достижения является типологический комплекс свойств нервной системы, связанный с решимостью человека, а следовательно, и со склонностью к риску.

Склонность к риску связана и с другими личностными чертами, такими как независимость, агрессивность, стремление к успеху, склонность к доминированию и самоутверждению, импульсивность.

По данным Т. В. Корниловой, склонность к риску положительно связана с самостоятельностью и отрицательно - с рациональностью . Положительная связь склонности к риску с самостоятельностью обнаружена и С. А. Ермолин на женской выборке. Кроме того, он обнаружил положительную связь склонности к риску со склонностью к инновационному мышлению.

Чем выше IQ, тем больше склонность к риску? «Вам предлагают два варианта: взять 100 евро сейчас или 150, но через год. Какой вы выберете? »- Такой вопрос задали исследователи из Боннского университета одной тысячи немцев. После того как респондент выбирал наиболее интересный ему вариант, ученые просили его пройти тест на IQ. Результаты этого исследования позволили научным путем доказать, что интеллектуальный уровень человека коррелирует с терпеливостью относительно получения прибыли: чем выше был IQ респондента, тем больше он был склонен выбирать отдаленную перспективу получения денег, если ожидания обещает ему большие прибыли.

Т. В. Тулупьева и А. П. Исакова обнаружили отрицательная связь между склонностью к риску и таким типом психологической защиты, как реактивное образование. Это означает, что лица, склонные к риску, ориентируются на мнение и одобрение окружающих - отсюда демонстративность, вычурность их поведения вследствие желания понравиться другим людям. Склонность к риску негативно связана и с такой чертой личности, как дипломатичность. Поэтому таким людям быстрее присущие безыскусность и простота, чем соответствие социальным ожиданиям. По данным указанных исследователей, склонность к риску положительно коррелирует с поиском ощущений. Очевидно, это и толкает людей на опасные поступки и авантюры.

Склонность к риску зачастую имеет генетическую основу. Об этом свидетельствует тот факт, что лица с сильной нервной системой более склонны к риску, чем лица со слабой нервной системой. Это может служить объяснением того, почему в первых при управлении автотранспортом отмечается больше аварий, чем во второй.

Внутренняя склонность индивидуума к риску представляется врожденной личностной характеристикой. Эта склонность может определять способы восприятия риска и влиять на то, воспринимаем мы ситуацию как перспективную или угрожающую. Исследователи обнаружили важный элемент личности, относится к риску, - склонность к поиску сенсаций, новых впечатлений. В этот личностный аспект входят четыре элемента: поиск острых ощущений; поиск опыта; чрезмерная деятельность; склонность к скуке.

В ходе исследований установлена ​​связь между поиском сенсаций и некоторыми типами рискованного поведения, такими как принятие финансовых решений, азартные игры, экстремальные виды спорта, социально опасное поведение и неосторожное вождение. Здесь часто проявляется склонность к умалению риска: по мнению многих, любой риск бледнеет рядом с возможными приобретениями, которые с ним связаны. Люди же, имеющим склонность к поиску сенсаций выражена не так ярко или имеет неконкурентной ориентирования (путешествия, наука, творчество) и которые по природе своей более подвержены негативным переживаниям, часто больше думают о возможных потерях. Они считают, что никакие приобретения не стоят того, чтобы попытать счастья, так как их перевешивают возможные убытки. Для таких людей ценность - покой.

Однако склонность к риску может возникнуть из-за привыкания к риску, что формирует «вкус к опасности», потребность в риске (что, по рассказам, наблюдается у летчиков-испытателей, альпинистов и вообще людей, связанных с экстремальными видами деятельности).

В одном из исследований изучались условия возникновения склонности к риску в раннем детстве и был сделан вывод, что относительная непредсказуемость поведения матери в Сензитивный период доречевого развития ребенка может обладать «импринтиговим» эффектом для него .

  • Тема 2. Систематизация и классификация хозяйственных рисков
  • 2.1. Расширенная систематизация хозяйственных рисков
  • 2.2. Классификация хозяйственных рисков
  • Тема 3. Рискообразующие факторы
  • 3.1. Понятие фактора риска. Факторы внешней и внутренней среды
  • 3.2. Среда прямого и косвенного воздействия на предпринимательскую структуру
  • 3.3.Факторы внешней среды
  • 3.4. Рейтинг странового риска
  • Тема 4. Методы выявления и оценки рискообразующих факторов
  • 4.1. Характеристика методов выявления хозяйственных рисков
  • 4.2.Факторы внутренней среды предприятия
  • 4.3. Оценка профиля внешней среды. Профиль фирмы
  • 4.4. Комбинация возможностей, угроз, сильных и слабых сторон. Swot-анализ
  • 5. Влияние на риск этапов жизненного цикла предприятия5.1. Этапы модели жизненного цикла предприятий
  • 5.2. Характеристика эксплерентного этапа жизненного цикла предприятия и анализ рискообразуюицих факторов на этом этапе
  • 5.3. Характеристика патиентного этапа жизненного цикла предприятия и анализ рискообразующих факторов на этом этапе
  • 5.4. Характеристика виолентного этапа жизненного цикла предприятия и анализ рискообразующих факторов на этом этапе
  • 5.5.Характеристика комутантного этапа жизненного цикла предприятия и анализ рискообразующих факторов на этом этапе
  • 5.6. Характеристика леталентного этапа жизненного цикла предприятия и анализ рискообразующих факторов на этом этапе
  • Оценка хозяйственных рисков
  • 6. Зоны риска
  • 6. 1. Риск как опасность потерь. Разновидности возможных потерь
  • 6.2. Схема зон риска
  • 6.3. Кривая риска и ее характерные точки
  • 7. Количественная оценка риска
  • 7.1.Абсолютная и относительная оценки риска. Кривая распределения вероятностей достижения определенного уровня прибыли или убытка
  • 7.2.Возможность количественной оценки риска
  • 7.3.Методы исчисления коэффициента риска.
  • 7.4.Показатели математической статистики, используемые для оценки риска (математическое ожидание, дисперсия, коэффициент вариации)
  • 7.5. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни
  • 7.6.Шкала риска
  • 8. Риск-менеджмент
  • 8.1. Особенности процесса управления хозяйственными рисками
  • 8.2. Функции подсистемы управления хозяйственными рисками
  • 8.3. Процедуры принятия решений и алгоритм управления уровнем хозяйственного риска в производственной деятельности предприятия
  • 8.4. Организация управления хозяйственным риском на производственном предприятии
  • 8.5. Склонность к риску
  • 8.6. Эвристические правила для принятия решений в условиях риска
  • 9. Методы минимизации хозяйственных рисков
  • 9.1. Классификация методов снижения хозяйственных рисков
  • 9.2. Методы уклонения
  • 9.3. Методы локализации
  • 9.4. Методы диссипации
  • 9.5. Методы компенсации
  • 10. Оценка эффективности методов управления риском
  • 10.1. Общие подходы к оценке эффективности методов управления риском
  • 10.2. Экономические критерии оценки эффективности управления риском
  • 10.3. Анализ экономической эффективности страхования и самострахования
  • 11.1. Методы анализа рисков: исторический, статистико-экономический, монографический, экспериментальный, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический
  • 11.2. Классификация ошибок персонала в ситуациях риска
  • 11.3. Типы людей по склонности человека к риску
  • 11.4. Формы создаваемых бизнес-структур
  • Комплекс мер по недопущению или устранению конфликтных ситуаций при силовых отношениях
  • Тема 12. Становление и развитие адаптивного к риску механизма хозяйствования
  • 12. 1. Стратегии управления рисками, связанными с чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и экологического характера
  • 12.2. Стратегии риск-менеджмента по осуществлению эффективной деятельности предприятия
  • 12.3.План преодоления кризисных ситуаций
  • Тема 13. Страхование – важнейший прием риск - менеджмента
  • 13.1. Содержание и виды страхования рисков. Необходимость и основные задачи актуарных расчетов
  • 13. 2. Сдерживающие факторы при страховании хозяйственных рисков
  • 13.3. Передача риска без страхования
  • 13.4. Способы резервирования средств для покрытия возможных убытков
  • Тема 14. Страхование и управление рисками в разных странах
  • 14.1. Образцы руководства по управлению рисками в зарубежных организационно-правовых структурах
  • 14.2. Национальные страховые рынки
  • 14.3. Программа управления рисками в мировом масштабе
  • 14.4. Международные стратегии по страхованию и управлению рисками
  • 4.2. Глоссарий терминов (основных понятий) по темам дисциплины
  • 11.3. Типы людей по склонности человека к риску

    Изучение общих критериев и методов достижения успешной деятельности менеджеров и предпринимателей свидетельствует, что качественный уровень личности, способной к рациональной хозяйственной деятельности, складывается из трех необходимых компонентов: общих способностей, специфических профессиональных навыков и индивидуальных различий, позволяющих определить типы предприимчивых людей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности менеджера:

      практичность ума – способность применять знания на практике, умение обобщать и использовать прошлый опыт в конкретной ситуации;

      глубина ума – способность доходить до сущности явлений, процессов, раскрывать их причины и следствия, определять главное;

      общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;

      активность – умение действовать энергично, напористо при решении практических задач;

      инициативность – особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений, энергичность, предприимчивость;

      настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;

      самообладание – способность контролировать свои чувства, поведение в сложных ситуациях;

      работоспособность – выносливость, способность выдерживать напряженный темп работы длительное время;

      наблюдательность – умение видеть главное, сохранить в памяти важнейшие моменты из происходящего;

      организованность – сила воли подчинить себя необходимому режиму, постоянно планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность;

      самостоятельность – умение самому находить пути достижения поставленных целей, брать на себя ответственность при выполнении ключевых задач.

    Специальными исследованиями установлено, что более высокий уровень образования менеджеров увеличивает склонность к риску. Однако их повседневная деятельность направлена на оправданный риск. Высокая профессиональная подготовленность, знание конъюнктуры рынка позволяют данной категории работников добиваться в большинстве случаев высоких конечных результатов.

    По склонности человека к риску выделяют четыре типа людей.

    Первый тип – это люди так называемого практического склада. Прежде чем рисковать, они просчитывают возможные варианты действий и следующие за ними события и готовы нести ответственность за принятое решение.

    Второй тип несколько похож на первый своей активностью и инициативностью. Однако люди этого типа не столь эмоционально устойчивы, хотя рискуя, они также подвергают анализу возможные альтернативы и последствия при их осуществлении. Их отличает наличие потребности в риске. Если эта потребность не реализуется в профессиональной деятельности, то это выливается в хобби, связанное с неопределенностью и риском.

    Третий тип - люди, испытывающие потребность в рискованных действиях. В случае удачи могут преуспевать, но даже в случае неудач идут по жизни, не принимая их близко к сердцу.

    Люди четвертого типа рискуют для достижения собственных целей. Иногда в основе их рискованных поступков лежит стремление получить желаемое любым путем: агрессия, эгоизм.

    Таким образом, роль личностного фактора в обеспечении высокоэффективного и безопасного труда существенна.

    Согласно существующим психологическим концепциям хозяйственной деятельности, мотив и цель образуют своеобразный вектор поведения индивида, определяющий направление его деятельности. Вектор "мотив – цель" выступает высшим регулятором любого вида хозяйствования.

    Сильными мотивирующими факторами выступают страх и жадность. В бизнесе страх может заставить предпринимателя тщательно изучить все возможные риски, прежде чем он возьмется за решение какого-либо дела. Ведущим побудительным мотивом для предпринимателя служит получение прибыли для расширения своего дела, развития фирмы и стимулирования занятых работников. Однако, как свидетельствует зарубежный опыт, это не определяющий мотив. Он заранее обусловлен, ибо без получения прибыли предприниматель не сможет осуществлять свое дело. Наиболее существенными мотивами при организации собственного дела являются стремление человека улучшить свое экономическое, материальное и социальное положение в обществе. Среди других мотивов предпринимательской деятельности следует отметить возможность самовыражения личности, возможность заниматься приносящим выгоду обществу видом деятельности.

    Менеджер, формируя команду исполнителей, создает оперативную систему управления персоналом. При этом важно исследовать основные направления мотивации работников с целью реализации стратегической миссии (предпочтения) фирмы.

    Общеизвестно, что открывая фирму, каждый мечтает получить наибольшую выгоду. Однако на пути достижения наивысшей прибыли по закону, который действует в коммерческом мире, возникает риск понести и значительные потери, оказаться банкротом. Поэтому как у предпринимателя, так и у группы работников в зависимости от предрасположенности к рискованной деятельности могут возникать противоположные мотивации от максимизирующих устремлений до предпочтения покоя, наличия свободного времени. Способность персонала эффективно вести порученное дело, активно выполнять свои функциональные обязанности, рисковать в допустимых пределах разумного – все это важно учитывать при подборе кадров.

    При наличии достаточного количества информации, позволяющей определить, какие по величине коэффициенты риска сопутствуют реальной экономической деятельности, можно построить шкалу возможного поведения лиц в рискованных ситуациях (рис.).

    Рис. Шкала возможного рискованного поведения на условных данных

    Например, поведение предпринимателя, ориентированного на неоправданный риск, обычно определяется желанием получить сверхприбыль сомнительными методами (обманом покупателей, невыполнением обязательств с посредниками по коммерческой сделке). Это тип авантюриста, который руководствуется принципом "авось, пронесет". Предприниматели этого типа, как правило, имеют слабую профессиональную подготовку и слишком большую самоуверенность. Отличительной чертой порядочных и опытных работников является наличие у них стереотипов поведения, позволяющих совершать сравнительно небольшое число ошибок.

    Методика «Готовность к риску» (RSK) Шуберта

    Методика направлена на выявление оценки своей смелости, готовности к риску.

    2 – полностью согласен, безусловное «да»;

    1 – скорее «да», чем «нет»;

    О – ни «да», ни «нет»;

    – 1 – скорее «нет», чем «да»,

    – 2 – совершенно не согласен, безусловное «нет».

    Вопросы теста (некоторые вопросы оригинального текста заменены на сходные по смыслу, но более отвечающие специфике жизни в России):

    1. Превысили бы вы скорость, установленную ГИБДД, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?

    2. Согласились бы вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?

    3. Встали бы вы на пути убегающего опасного взломщика?

    4. Могли бы вы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч?

    5. Прыгнули бы вы в воду с 5-метровой вышки?

    6. Стали бы вы первым переходить очень холодную реку?

    7. Одолжили бы вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он вернет вам деньги?

    8. Вошли бы вы вместе с укротителем в клетку со львами при заверениях, что это безопасно?

    9. Могли бы вы залезть на высокую фабричную трубу?

    10. Могли бы вы, не умея управлять парусной лодкой, отправиться на ней на прогулку?

    11. Рискнули бы вы схватить за узду мчащуюся лошадь?

    12. Могли бы вы скатиться на лыжах с очень крутой горы?

    13. Могли бы вы совершить ради интереса прыжок с парашютом?

    14. Могли бы вы часто ездить на транспорте «зайцем»?

    15. Поехали бы вы на машине, если бы ее вел человек, недавно попавший по своей вине в аварию?

    16. Могли бы вы спрыгнуть на пожарный тент с третьего этажа?

    17. Могли бы вы пойти на опасную операцию, чтобы избавиться от тяжелой болезни?

    18. Могли бы вы спрыгнуть с подножки поезда, идущего со скоростью 50 км/ч?

    19. Могли бы вы зайти в переполненный лифт, зная, что из-за перегрузки лифт может надолго застрять между этажами?

    20. Могли бы вы перебежать улицу на красный свет, если невдалеке стоит милиционер, а вам нужно сесть на подходящий к остановке автобус?

    21. Взялись бы вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили?

    22. Могли бы вы войти во двор дома, несмотря на надпись: «Осторожно, злая собака»?

    23. Согласны ли вы с утверждением, что «риск – благородное дело»?

    24. Хватает ли у вас духу возражать начальству?

    25. Посадили бы вы к себе в машину незнакомых мужчин, «голосующих» на дороге?

    Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов с учетом знака («+» или «-»).

    Выводы. Если опрашиваемый набирает менее 20 баллов, он отличается слишком большой осторожностью, если от -10 до +10 баллов – средней осторожностью, а свыше +20 баллов – большой склонностью к риску, смелостью.

    Тест «Способны ли вы идти на оправданный риск?»

    Тест взят из американского журнала «Forchun» и касается в первую очередь риска в инвестировании средств в различные проекты и ценные бумаги (цит. по: Щебетенко А. И., 1995).

    Инструкция. Выберите тот ответ на каждый вопрос, который соответствует вашим наклонностям.

    Текст опросника:

    1. Вы являетесь победителем телевизионной игры-шоу. Какой приз вы себе выберете:

    а) $2 тыс. наличными;

    б) пятидесятипроцентный шанс в дальнейшем выиграть $4 тыс.;

    в) двадцатипроцентный шанс выиграть $10 тыс.;

    г) двухпроцентный шанс выиграть $100 тыс.

    2. Вы проиграли в покер $500. Сколько бы вы поставили на игру, чтобы отыграть свои $500:

    а) более $500;

    д) ничего, вы решили смириться с проигрышем сразу же?

    3. Месяц спустя после вашей покупки акций их курс неожиданно поднялся на 15%. Что вы будете делать, не имея дополнительной информации:

    а) буду держать эти акции без дополнительных приобретений или продаж;

    б) продам их и получу разницу;

    в) куплю еще больше этих же акций, возможно, их курс еще больше возрастет.

    4. Курс ваших акций стал неожиданно падать через месяц после их приобретения. Но основные показатели корпорации, акции которой вы купили, выглядят убедительно. Что вы будете делать:

    а) куплю еще; если эти акции выглядели привлекательно при прежней цене, то при более низкой они стали еще более выгодными;

    б) буду держать только эти акции и подожду, пока цена вернется к прежнему уровню;

    в) продам их, чтобы избежать еще больших потерь.

    5. Вы являетесь ведущим специалистом в только что образовавшейся компании. Вы можете выбрать способ получения ежегодных премиальных; какой из предложенных способов вы выберете:

    а) $1500 наличными;

    б) вместо наличных возьму опшион (документ, дающий право на приобретение новых акций) на приобретение в качестве премии акций компании, которые могут принести мне дивиденды в $15 тыс. в следующем году, если компания будет преуспевать (но эти акции ничего не принесут, если компания потерпит неудачу).

    Обработка результатов. По ключу определите количество баллов за отмеченные вами варианты ответов и суммируйте их. Полученную сумму разделите на 30 и умножьте на 100%.

    Диагноз. Чем больше сумма набранных вами баллов, перечисленных в проценты, тем выше ваша склонность к риску. Если вы набрали от 81 до 100%, то у вас очень высокая склонность к риску, от 61 до 80 – высокая, от 41 до 60 – средняя, от 21 до 40 – низкая, от 20% и ниже – очень низкая.

    Методика определения склонности к риску Когана Валлаха

    (Цит. по: Т. В. Корнилова. Психология риска и принятия решений. М., 2003)

    Инструкция. Цель данной анкеты – определить, как человек принимает решения в рискованных ситуациях. Предлагается двенадцать упрощенных жизненных ситуаций, каждая из которых может быть решена двумя способами: первый не приносит большой пользы, но гарантирует нечто прочное; второй приносит финансовый выигрыш, лучшее общественное положение на работе, повышение престижа, карточный выигрыш и т. п., но содержит в себе определенный риск, значительные потери, если постигнет неудача. Вероятность успеха различна. Для простоты предположим, что во всех ситуациях сравнительно легко оценить шансы на успех.

    Ваша задача следующая: прочтите внимательно каждую ситуацию и представьте себе, что вы работаете в психологическом консультационном центре. К вам придут люди с ситуациями, описанными в анкете, и просьбами дать совет, как следует поступить в каждой ситуации. Вы должны ответственно и по чистой совести предложить одно из возможных решений. Старайтесь советовать так, как в данной ситуации вы поступили бы сами. Не думайте при этом об абстрактных или теоретических решениях, которые вы могли бы дедуцировать из больших этических или других теорий.

    Выбрав одно из возможных решений, проставьте его номер на листе бумаги с указанием, если требуется, той вероятности успеха, которую вы считаете необходимой, чтобы рекомендовать рискованное решение.

    Принимайте решение в каждой ситуации, не возвращаясь назад и стараясь не поддаваться прежним решениям. Не сравнивайте отдельные ситуации, но решайте каждую независимо.

    Ситуация 1 . Гражданин А. – инженер-химик, может сменить место работы. Сейчас он получает невысокую, но достаточную для него зарплату. На новом месте зарплата будет выше, но нельзя исключить, что работа будет ему не по силам и через некоторое время ему придется с нее уйти. Оба места подходят ему по интересам и профессиональной подготовке. Как ему поступить:

    а) гражданин А. ни в коем случае не должен менять место работы;

    б) ему хорошо бы сменить место работы, даже если вероятность успеха будет равна 0,1;

    в) он должен сменить место работы, если вероятность успеха 0,2, 0,3, 0,4, 0,5, 0,6, 0,7, 0,8, 0,9.

    Ситуация 2. У гражданина Б. в 40 лет было обнаружено тяжелое сердечное заболевание. Он должен решить: либо радикально изменить свои жизненные привычки (уйти в отставку, меньше работать, соблюдать строгую диету и т. п.), либо подвергнуться рискованной операции, в случае успеха которой полностью возвращается здоровье, но которая может кончиться и трагично. Что ему делать:

    а) гражданин Б. ни в коем случае не должен идти на операцию;

    б) идти на операцию при вероятности успеха 0,9, 0,8, 0,7, 0,6, 0,5, 0,4, 0,3, 0,2, 0,1.

    Ситуация 3. Гражданин В. – единственный кормилец семьи из четырех человек, и у него сравнительно небольшая зарплата. Предстоит серьезный ремонт и переоборудование квартиры, что будет весьма ощутимо для семейного бюджета. В спортлото он выиграл крупную сумму. Может быть, ему следует провести в квартире только самые неотложные работы и использовать деньги для покупки антикварных вещей, продажная цена которых со временем значительно повысится, и рассчитывать на то, что через год он продаст их со значительной выгодой. После этого он мог бы позволить себе все желаемые затраты на ремонт. Возможность использования денег частично туда, а частично сюда исключается. Как поступить гражданину В.:

    а) антиквариат не покупать;

    б) купить, если вероятность значительного превышения цены в течение года равна 0,1;

    в) купить при вероятности повышения цены 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5, 0,6, 0,7, 0,8, 0,9.

    Ситуация 4. Гражданин Г. работает тренером хоккейной команды, которая перед последним туром в своей группе занимает второе место. В последней встрече остается одна минута при равном счете. Можно заменить вратаря полевым игроком и вести силовую игру, имея численное большинство. Если этот тактический ход удастся и команда забьет гол, то выйдет на первое место и получит крупную сумму. Если противнику удастся забить шайбу в пустые ворота, то команда тренера Г. опустится на четвертое место. В случае если счет сохранится, команда остается на втором месте. Дайте совет тренеру:

    а) ни в коем случае не заменять вратаря полевым игроком;

    б) заменить, если вероятность успеха 0,9, 0,8, 0,7, 0,6, 0,5, 0,4, 0,3, 0,2, 0,1.

    Ситуация 5. Гражданин Д. на своей работе получает очень хорошую зарплату, но отношения с сотрудниками плохие и портят ему нервы. Перспектив на улучшение отношений нет. Хорошие отношения ему очень важны, и напряженные отношения он очень болезненно переносит. Он может перейти на другое место, где зарплата меньше на 5-10%, но он сомневается, что человеческие отношения будут лучше. Он просит совета:

    а) не менять место работы;

    б) менять место, если вероятность лучших отношений 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5, 0,6, 0,7, 0,8, 0,9.

    Ситуация 6. Гражданин Е. имеет сына, который заканчивает школу в целом с хорошими результатами, но видно, что он не относится к лучшим ученикам. Е. может послать сына в колледж, но есть шансы поступить в технический вуз. Однако существует опасность, что его сын не сумеет окончить институт. Что вы посоветуете отцу:

    а) послать сына в колледж;

    б) послать в институт, если вероятность его окончания 0,9, 0,8, 0,7, 0,6, 0,5, 0,4, 0,3, 0,2, 0,1.

    Ситуация 7. Гражданин Ж. очень любит шахматы. Он участвует в шахматном турнире, где встречает противника, примерно равного ему по силам. После начала игры появилась возможность для Ж. осуществить маневр, ведущий в случае успеха к быстрому выигрышу, но в случае неуспеха – к быстрому проигрышу. Что ему делать:

    а) не предпринимать этот маневр;

    б) предпринять, если вероятность успеха 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5, 0,6, 0,7, 0,8, 0,9.

    Ситуация 8. Гражданин 3. заканчивает в этом году школу. У него, по школьным результатам, хорошие математические способности, и все, включая его, знают, что он может поступить в технический вуз, окончить его и получить хорошее место работы. Но он также чрезвычайно хорошо играет на скрипке и хотел бы учиться в консерватории и стать солистом. Однако солистами становятся только немногие, самые лучшие скрипачи. Что вы порекомендуете:

    а) поступить в технический вуз;

    б) поступить в консерваторию, если вероятность стать солистом 0,9, 0,8, 0,7, 0,6, 0,5, 0,4, 0,3, 0,2, 0,1.

    Ситуация 9. Гражданин И. во время войны попал в плен и был интернирован в лагере. Он может бежать из лагеря, где жизненные условия в целом сносные, но если побег не удастся, то комендант будет потом его третировать. Как ему поступить:

    а) остаться в лагере;

    б) попытаться бежать, если вероятность успеха 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5, 0,6, 0,7, 0,8, 0,9.

    Ситуация 10. Гражданин К. – человек с сильно выраженной потребностью в гражданской деятельности. Он может быть выбран на важное место в гражданском самоуправлении и осуществить свои планы на улучшение жилищных условий в своей части города. Но он не уверен, что, будучи избран, он сможет выполнить свои планы, а в случае неуспеха он будет тяжело переживать. Как ему быть:

    а) отказаться от этого места и соответствующих функций;

    б) принять эту должность при вероятности проведения в жизнь своих планов, равной 0,9, 0,8, 0,7, 0,6, 0,5, 0,4, 0,3, 0,2, 0,1.

    Ситуация 11. Гражданин Л. – физик. Он поступил в трехгодичную аспирантуру в НИИ. Он может работать над одной важной темой, трудной и объемной, но с риском, что его длительные усилия не увенчаются успехом. Или он может за эти три года заниматься рядом более мелких проблем, которые он решит, но значение которых для основного развития науки не так важно. Какой путь выбрать:

    а) решать легкие проблемы;

    б) взяться за трудную, но важную работу при вероятности успеха 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5, 0,6, 0,7, 0,8, 0,9.

    Ситуация 12. Гражданин М. Решает, жениться ли ему на девушке К. Он любит ее, но знает, что их взгляды на многое значительно расходятся. В консультации по вопросам семьи ему разъяснили, что счастливый брак при таких обстоятельствах возможен, но гарантии нет. Как ему быть:

    а) не жениться на К.;

    б) жениться на ней при вероятности счастливого брака 0,9, 0,8, 0,7, 0,6, 0,5, 0,4, 0,3, 0,2, 0,1.

    Методика «Исследование склонности к риску» А. Г. Шмелева

    Инструкция. Перед вами набор утверждений. Внимательно прочитайте каждое утверждение и решите, верно или неверно оно по отношению к вам. Если верно, то напишите «да», если неверно – «нет».

    Текст опросника:

    1. Я часто говорю до того, как обдумать сказанное.

    2. Мне нравится быстрая езда.

    3. Я часто меняю свои интересы и увлечения.

    4. Лучший способ приобрести настоящих друзей – говорить людям то, что о них думаешь.

    5. Во множестве случаев вопрос на экзамене может быть поставлен так, что он оказывается совершенно не связанным с программой и вся подготовка оказывается бесполезной.

    6. Жизнь без опасностей мне не кажется слишком скучной.

    7. Если хочешь занять высокое положение по службе, следуй пословице «тише едешь – дальше будешь».

    8. Азартные игры мешают развитию у человека чувства ответственности за то, чтобы принимать продуманные решения.

    9. Я быстрее испытываю скуку от какого-либо занятия, чем большинство людей, делающих то же самое.

    10. Я лучше пройду пешком две-три остановки, когда тороплюсь, а автобуса долго нет, хотя знаю, что автобус меня догонит, вместо того чтобы ждать.

    11. Мне интересно сделать так, чтобы подзадорить кого-нибудь.

    12. Только неожиданные обстоятельства и некоторое чувство опасности позволяют мне мобилизовать свои силы.

    13. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

    14. Только по-настоящему смелые действия позволяют человеку получить известность и признание.

    15. Мне неприятны те лица, которые из-за собственной прихоти превращают серьезные дела в легкомысленные игры.

    16. Когда я вырабатываю конкретный план действий, я почти всегда уверен, что мне удастся его осуществить.

    17. Когда на небе светит солнце, я никогда не беру с собой на прогулку зонт, даже если прогноз обещает дождь.

    18. Я часто стремлюсь испытать возбуждение.

    19. Мне неприятно, когда мне навязывают пари, даже если я полностью уверен в своем мнении по данному вопросу.

    20. В некоторых случаях я не остановлюсь перед тем, чтобы солгать, если мне нужно произвести хорошее впечатление.

    21. По-настоящему умный человек избегает скороспелых решений, он умеет дождаться таких моментов, когда действовать можно наверняка.

    22. Я не считаю, что трюки, выполняемые цирковыми акробатами без страховочного пояса, выглядят более впечатляющими.

    23. Я предпочитаю работу, включающую перемены и путешествия, даже если она может быть небезопасной.

    24. Я всегда плачу за провоз багажа на транспорте, даже если не опасаюсь проверки.

    25. Я думаю, что стоит верить в свой шанс, даже когда перевес не на моей стороне.

    26. В творческом деле главное – это дерзкий замысел, пусть даже в результате нас ждет неудача из-за нелепых случайностей.

    27. Я не пожалею денег ради того, чтобы в нужный момент выглядеть состоятельным и привлекательным человеком.

    28. Когда при встрече мой знакомый на меня не смотрит, я не стану навязывать ему свое общение и здороваться первым.

    29. Большинство людей не понимает, до какой степени их судьба зависит от случая.

    30. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и комфортом – с одной стороны, и безопасностью – с другой, я выберу безопасность.

    31. Я чувствую себя лучше всего, когда испытываю острое увлечение какой-либо затеей.

    32. Я предпочитаю приобретать такую одежду, про которую я твердо знаю, что она надежна и выглядит хорошо независимо от скачков моды.

    33. Когда я играю в различные игры, я люблю взять инициативу на себя, даже зная, что противник только и ждет этого.

    34. Во время путешествий я люблю отклоняться от известных маршрутов.

    35. Я часто попадаю в такие ситуации, из которых мне хочется поскорее выбраться.

    36. Если я даю обещание, то практически всегда сдерживаю его независимо от того, удобно мне это или нет.

    37. Если мой непосредственный начальник будет «зажимать» мои новаторские идеи, у меня хватит смелости довести их до сведения руководителя более высокого ранга.

    38. Азартные игры развивают у человека способность принимать смелые решения в сложных жизненных ситуациях.

    39. Когда я читаю остросюжетную книгу, я никогда не тороплюсь быстрее узнать, чем все кончится, и с удовольствием читаю по порядку.

    40. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

    41. Лучший способ вызвать искреннее отношение к себе – доверять людям.

    42. Я чувствую себя лучше всего, когда испытываю счастливое ощущение покоя и комфорта.

    43. Мне бывает гораздо труднее купить одну дорогую вещь, чем ряд дешевых вещей на ту же сумму.

    44. Я предпочитаю играть или спорить на что-нибудь.

    45. Люди слишком часто безрассудно тратят собственное здоровье, переоценивая его запасы.

    46. Если мне не грозит штраф, то я перехожу улицу там, где удобно, а не там, где положено.

    47. Я не рискую покупать одежду без примерки.

    48. Только смелый человек способен на подлинно благородное отношение к людям независимо от того, как они относятся к нему.

    49. В командной игре важнее всего взаимная подстраховка.

    50. В жизни людям на самом деле очень часто приходится играть в опасную игру «пан или пропал».

    Постановка диагноза. За каждый ответ «да» начисляется один балл. Набранные баллы суммируются. Если набранная сумма меньше 11 балов – склонность к риску низкая; 11-29 – склонность к риску средняя; 30 баллов и больше – склонность к риску высокая.

    Карточная игра «Очко»

    Играют двое испытуемых. Путем взятия трех карт вслепую нужно набрать сумму, большую, чем у партнера, но не большую 21 очка. Риск состоит в том, что при взятии третьей карты можно набрать сумму, большую 21, и «прогореть».

    Опросник «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР-25)

    Инструкция. Вам предложен ряд высказываний. Если высказывание в основном характеризует вас, то в бланке «Протокол» вы ставите «+1», если оно характеризует вас только наполовину – «0», если оно вам не соответствует – «-1».

    Текст опросника:

    1. При подготовке к контрольной работе (экзамену, зачету и т. п.) я стараюсь получить всю информацию, все необходимые знания.

    2. При решении проблемы я обдумываю и оцениваю все возможные варианты, даже если какие-то из них нереальны или неприемлемы.

    3. Именно действия, а не размышления помогают мне достичь желаемых результатов.

    4. В ситуациях, требующих решения, я всегда бываю так увлечен или разочарован делом, что выбор меня не затрудняет.

    5. Я могу утверждать или отрицать только то, о чем точно осведомлен.

    6. Я осторожен в своих планах и действиях.

    7. Я неохотно ставлю на карту что-либо, предпочитаю действовать наверняка.

    8. Я всегда забочусь о тщательности и точности в своих планах и действиях.

    9. Я робок.

    10. Я принимаю решения не на авось, а только после основательных размышлений.

    11. Я действую согласно девизу: «Не зная броду, не суйся в воду».

    12. Я предпочитаю неоднократно обдумывать решения, чтобы не сделать ошибки.

    13. Я охотно и смело иду на большой риск.

    14. Только осознав всю правильность основ своего действия, я принимаю решение.

    15. Я высказываю свое мнение, даже если большинство других людей занимают противоположную позицию.

    16. На работу, которая кажется мне неинтересной, я решаюсь даже тогда, когда мне неясно, справлюсь ли я с ней.

    17. Я легко заговариваю и с незнакомыми людьми, с которыми хотел бы вступить в разговор.

    18. Я охотно заменил бы своего начальника, чтобы показать, чего я могу добиться, даже рискуя наделать ошибок.

    19. Я не принимаю решения, пока не обдумаю всех его последствий.

    20. Меня тяготила бы ситуация самостоятельного ведения переговоров.

    21. Даже если я знаю, что мои шансы невелики, я все равно попытаю счастья.

    22. В ситуации неопределенности выбора я все же склонен заключить сделку.

    23. Мне не доставляет труда принимать самостоятельные решения.

    24. Я доверяюсь партнеру только в том случае, если имею о нем достаточно полную информацию.

    25. К успеху в делах меня приводит скорее неутомимость попыток, чем скрупулезность расчетов.

    Ключ. К шкале «Рациональность» относятся следующие пункты опросника: 1, 2, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 19, 24; за каждый положительный ответ начисляется один балл, подсчитывается набранная сумма балов (максимум очков – 12). К шкале «Готовность к риску» относятся пункты: 3, 4, 7 (с обратным значением, т. е. со знаком «минус»), 13, 15, 16, 17, 18, 20 (с обратным значением), 21, 22, 23, 25 (максимум очков – 13).

    Методика «Измерение рациональности»

    Методика состоит из двух частей (А и Б) и построена как элемент техники массового социологического опроса. Предназначена для оценки способа принятия и выдвижения целей испытуемым.

    Часть А.

    На работе и дома каждому из нас приходится решать какие-то проблемы, но мы делаем это по-разному. А как принимаете решения вы?

    Инструкция. Приводится ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением ставьте на бланке для ответа знак «+» («да»).

    Текст опросника:

    Когда я принимаю решение, то:

    1) а) прежде всего думаю о том, к чему это приведет, к каким результатам; б) часто не задумываюсь о последствиях и результатах, просто следую своему желанию;

    2) а) советуюсь с друзьями или родными и обычно поступаю так, как советуют; б) иногда советуюсь, иногда нет, но не очень считаюсь с советами;

    3) а) обычно колеблюсь, не могу принять его до последнего момента; б) обычно принимаю его без колебаний;

    4) а) даже перед тем, как решить не очень важный вопрос, я должен хорошо подумать; б) предпочитаю принимать его с ходу, по вдохновению;

    5) а) считаю, что не всегда нужно принимать его, потому что многое решается само собой; б) предпочитаю не полагаться на обстоятельства, а самому решать свои проблемы;

    6) а) мне очень трудно решиться на что-то, если я не знаю точно, к чему это приведет; б) без особого труда принимаю его и тогда, когда ситуация неясная;

    7) а) часто вместо того, чтобы обдумывать его, начинаю мечтать о том, что вряд ли сбудется; б) я не мечтаю о том, что вряд ли сбудется;

    8) а) часто потом отказываюсь от него; б) редко потом отказываюсь от него.

    Положительные ответы по утверждениям 1)а), 2)а) и 4)а) свидетельствуют об осторожности при принятии решения, по 3)а) и 6)а) – о нерешительности, по 5)а) – о зависимости при принятии решения от обстоятельств, по 7)6) – о прагматичности, по 8)6) – о настойчивости в осуществлении принятого решения, по 1)6) и 4)6) – об импульсивности принимаемых решений, по 3)6) и 6) б) – о решительности, по 2)6) и 5)6) – о самостоятельности в принятии решения, по 7)а) – о мечтательности, по 8)а) – о неустойчивости намерений.

    Часть Б.

    Люди по-разному строят свою повседневную жизнь, и каждый имеет свое мнение на этот счет.

    Инструкция. Ниже приводятся некоторые мнения. Ответьте, отражают ли они вашу точку зрения. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением (пунктом) ставьте на бланке для ответа знак «+» («да»), при несогласии – знак «-» («нет»).

    Текст опросника:

    Обработка результатов и выводы. Полученные результаты свидетельствуют о следующих качествах человека: независимость от внешних обстоятельств – при ответе «да» по п. 1; целеустремленность – при ответах «да» по п. 5 и «нет» по п. 2 и 11; импульсивность в принятии решения – при ответе «да» по п. 3; стремление к прогнозированию будущего – при ответах «да» по п. 7 и 8 и «нет» по п. 4; прагматизм – при ответах «да» по п. 6, 9, 10 и 12.

    Противоположные ответы по тем же пунктам свидетельствуют об обратных характеристиках человека, проявляющихся при выборе цели и принятии решения, т. е. в построении поведенческой стратегии.

    Тест «Потребность в поиске ощущений»

    Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары под буквами а) и б). Из каждой пары нужно выбрать только одно утверждение, которое наиболее характерно для вас, и отметить соответствующую букву галочкой.

    Текст опросника:

    1) а) я бы предпочел работу, требующую многочисленных разъездов, путешествий; б) я бы предпочел работать на одном месте;

    2) а) меня взбадривает свежий, прохладный день; б) в прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой;

    3) а) мне не нравятся парфюмерные запахи; б) мне нравятся запахи некоторых духов;

    4) а) я рискнул бы попробовать какой-нибудь наркотик, чтобы испытать новые ощущения; б) я не стал бы пробовать наркотик, так как не испытываю потребности в каких-то особенных ощущениях;

    5) а) я бы предпочел жить в стабильном обществе, без революций и потрясений; б) я бы предпочел жить в смутные дни истории страны;

    6) а) я не могу понять людей, которые ездят на большой скорости; б) я люблю ездить быстро, так как меня это возбуждает;

    7) а) я люблю риск, азарт; б) я не люблю рискованных мероприятий и действую по принципу «семь раз отмерь – один раз отрежь»;

    8) а) споры по политическим или мировоззренческим вопросам меня не увлекают; б) я люблю поспорить, это меня возбуждает;

    9) а) я не люблю однообразную деятельность, она меня усыпляет; б) я спокойно отношусь к однообразной работе;

    10) а) я бы не хотел оказаться загипнотизированным; б) я хотел бы попробовать оказаться загипнотизированным;

    11) а) наиболее важная цель в жизни – жить на полную катушку и взять от жизни столько, сколько возможно; б) счастье – это спокойная жизнь;

    12) а) в холодную воду я вхожу постепенно, чтобы дать себе время привыкнуть; б) я люблю сразу нырнуть в холодную воду, чтобы ощутить обжигающее чувство;

    13) а) я могу с удовольствием снова и снова слушать передаваемые по радио популярные песни; б) мне быстро надоедают популярные песни;

    14) а) худший недостаток человека – быть всегда веселым, легкомысленным; б) худший недостаток человека – быть скучным, занудой;

    15) а) мне бы понравилось ездить на мотоцикле с ветерком; б) люди, ездящие на мотоцикле с большой скоростью, – самоубийцы;

    16) а) я предпочитаю людей спокойных, даже «отрегулированных»; б) я предпочитаю эмоционально выразительных людей, даже если они несколько неуравновешенные.

    Теперь перенесите полученные данные в приведенную ниже таблицу: запишите напротив каждого номера соответствующую букву.

    Обработка результатов. Полученные ответы соотносятся с ключом:

    Учитываются только ответы, совпавшие с ключом. Каждое совпадение оценивается в один балл, полученные баллы суммируются. Запишите результат (сумму).

    Результаты теста. Высокий уровень потребности в ощущениях (11-16 баллов) означает наличие сильного, почти бесконтрольного влечения к новым, щекочущим нервы впечатлениям. Осторожно! Вас легко спровоцировать на участие в рискованных мероприятиях и авантюрах, но вы не контролируете степень риска и опасности. Последствия такого поведения могут быть самыми печальными. На самом деле ощущение полноты жизни могут дать интересное общение, эмоционально значимые события, интересный досуг и творчество.

    Средний уровень потребности в ощущениях (6-10 баллов) свидетельствует об умении контролировать эту потребность. Такие люди, с одной стороны, открыты новому опыту, с другой – в определенные моменты жизни могут проявлять сдержанность и рассудительность.

    Низкий уровень потребности в ощущениях (0-5 баллов). Такие люди предпочитают стабильность и упорядоченность всему неизвестному и неожиданному. Результаты свидетельствуют о повышенной предусмотрительности и осторожности, даже в ущерб получению новых впечатлений и информации.

    Методика «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» (М. Цуккерман)

    Инструкция. Перед вами утверждения, которые касаются разного рода поведенческих ориентации, связанных с потребностями в риске, новизне, экстремальности. Ваша задача – выбрать подходящий для вас вариант ответа:

    а) да, верно;

    б) нет, неверно;

    в) затрудняюсь ответить.

    Отметьте свой выбор на бланке протокола крестиком в соответствующем квадрате. Избегайте промежуточных ответов, кроме тех случаев, когда по-другому ответить действительно невозможно.

    Текст опросника:

    1. В ситуации неясной обстановки я предпочитаю подождать, пока она прояснится, а не разведывать ее.

    2. Я хотел бы уйти далеко в море на небольшом, но надежном морском судне.

    3. В работе я предпочитаю игнорировать все, что прямо не относится к делу.

    4. Меня привлекает путешествие по стране на попутных машинах.

    5. Мне неинтересно смотреть один и тот же фильм повторно.

    6. Я остерегаюсь еды, которую раньше не пробовал.

    7. Мой девиз: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет».

    8. Я бы предпочел жить в такие периоды истории, которые насыщены переменами.

    9. Мне неприятно видеть экстравагантные прически.

    10. Мне бы хотелось прыгнуть с парашютом.

    11. Мне не нравятся люди, которые лезут на рожон.

    12. Я хотел бы покататься на спортивном мотоцикле.

    13. Я бы стал учиться управлять дельтапланом.

    14. Глупо стараться совершать безумные поступки только ради того, чтобы посмотреть, как на это прореагируют окружающие.

    15. Мне утомительно смотреть любительские фильмы и слайды.

    16. Люди, которые со мной не согласны, интересны мне меньше, чем единомышленники.

    17. Я люблю заплывать далеко от берега.

    18. Совершенно не представляю себя альпинистом.

    19. При прочих равных условиях я действую по линии наименьшего сопротивления.

    20. Мне нравится одеваться необычно.

    21. Человеку надо время от времени менять работу, чтобы избежать застоя.

    22. У меня хватает терпения общаться с нудными и скучными людьми.

    23. В незнакомом городе я предпочитаю самостоятельно находить дорогу, а не пользоваться путеводителем.

    24. Я избегаю друзей, поступки которых непредсказуемы.

    25. Иногда мне хочется сделать что-нибудь пугающее.

    26. Мне хотелось бы пожить жизнью бродячих цыган, странствующих артистов.

    27. Я испытываю подъем сил, если при осуществлении какого-либо дела появляются серьезные препятствия.

    28. Мне тяжело уживаться в коллективе с занудой.

    29. Мне страшно нырять с высоты скалы.

    30. Мне нравится подначивать людей к неразумному проявлению власти и деспотизма.

    31. Жаль тратить столько времени на сон.

    32. Я берусь за трудные задачи, только если меня вынуждают к этому обстоятельства.

    33. Я бы не решился попробовать препараты, вызывающие галлюцинации.

    34. Даже подумать не могу о спуске на горных лыжах с высокой горы.

    35. Я не люблю сочетания контрастных цветов и неправильных форм современной живописи.

    36. Человек, действия которого предсказуемы, – зануда.

    37. Я бы хотел понырять с аквалангом.

    38. Мне очень нравится преодолевать трудности.

    39. Правы те люди, которые выбирают непроторенные пути, чреватые возможной неудачей.

    40. Мне нравится слушать новую и необычную музыку.

    Обработка данных производится с помощью ключа к шкалам опросника. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. В ключе отрицательные ответы обозначены знаком «-».

    Примечание. Шкала ПООР – поиск острых ощущений; шкала НО – непереносимость однообразия; шкала ПНВ – поиск новых впечатлений; шкала НСТ – неадаптивное стремление к трудностям.

    По каждой шкале диапазон баллов от 0 до 10. Уровни выраженности исследуемых шкал: 3,1 балла – низкий; 3,2-6,2 – средний; 6,3 балла и больше – высокий.

    Тест «Склонность к риску предпринимателя» (RobertD. Hisrich, CandidaG. Brush, 1986)

    Умение рисковать – и в финансовом, и в социальном, и в психологическом плане – является частью процесса предпринимательства. Определить, в какой мере это свойство присуще лично вам, можно с помощью анкеты. Возможны два варианта ответа – «да» и «нет».

    1. Способны ли вы рисковать деньгами, т. е. вложить их, не будучи уверенными, что эти затраты окупятся?

    2. Отправляясь в дорогу, берете ли вы с собой зонтик (грелку, градусник)?

    3. Если вы боитесь чего-то, стараетесь ли вы преодолеть свой страх?

    4. Любите ли вы пробовать новые блюда, бывать в новых местах, вообще делать что-то новое?

    5. Вы предпочитаете задавать вопросы, ответы на которые вам известны?

    6. Приходилось ли вам рисковать в течение последних шести месяцев?

    7. Можете ли вы подойти к совершенно незнакомому человеку и завязать с ним беседу?

    8. Возникает ли у вас желание добраться до места новым маршрутом?

    9. Пользуетесь ли вы только проверенными методами?

    10. Приходилось ли вам когда-либо ходить на свидание с незнакомым человеком?

    Ключ. Если вы ответили «да» на вопросы 2, 5 и 9, вы, по-видимому, не очень-то любите рисковать. Впрочем, риск на самом деле бывает разный, и здесь возможна неоднозначность трактовки.
    | |