Требования к плану выполнения проекта. Проведение проектной работы. Процедура защиты проекта

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются, по крайней мере, три различные классификации. (Сергеев И.С.)

Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.


Комитет по молодежной политике
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Требования к оформлению проектов на конкурс
«Золотое будущее Югры»

Ханты-Мансийск - 2007

Проект должен включать в себя, как правило:

  • Введение, которое дает анализ, разъяснение актуальности и новизны, указание сферы применения, функционального назначения, выявление конкретной, локальной и решаемой проблемы.
  • Постановку цели деятельности и конкретных, измеряемых и достижимых задач.
  • Управленческо-кадровый аспект (механизм управления, квалификация персонала).
  • Содержание и механизм реализации (модули, этапы, формы и методы, организационную структуру, план конкретных действий).
  • Характеристику и способ оценки планируемых результатов.
  • Бюджет. Материально-техническое обеспечение.
  • Выводы. Заключение.
  • Список использованной литературы.

Основные требования к проекту

1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) - это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

  • этапы и конкретные сроки их реализации;
  • четкие и измеряемые задачи;
  • конкретные и измеряемые результаты;
  • планы и графики выполнения работ;
  • конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

2. Целостность - общий смысл проекта должен быть очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3. Последовательность и связность - логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4. Объективность и обоснованность - доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

5. Компетентность авторов и персонала - адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

6. Жизнеспособность - определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

Основные разделы текста проекта

Наиболее часто используется следующая форма структурирования проектов.

Название проекта - должно быть броским, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия.

Организация-исполнитель - название, адрес, телефон, реквизиты; в этом разделе отдельной строкой указывается организация-заявитель, если это не одна и та же организация; поддерживающая организация (учреждение, которое содействует выполнению проекта, либо является учредителем исполнителя).

Руководители проекта - фамилия, имя, отчество, должность, место работы, адрес, телефон, звание.

География - территория, на которой будет проходить реализация, координаты участников.

Сроки выполнения - если проект проходит по этапам, указываются сроки выполнения каждой его стадии.

Учреждение/организация-исполнитель - указывается дополнительная информация, доказывающая компетентность исполнителей, цели и задачи, род деятельности заявителей, наличие достижений в сфере деятельности по проекту, опыт реализации аналогичных проектов и программ.

Постановка проблемы (введение) - актуальность проекта определяется значимостью проекта, решению которой призван способствовать ваш проект. При этом социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность и которое оно намеревается преодолеть.

Схема формулирования проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (штапмы-предложения: «До сих пор ничего не сделано для того, чтобы...» или «Все меры по... оказываются малоэффективными» или «То, что делалось до сих пор, не принесло результатов...»).

В этом разделе разъясняется актуальность и новизна данного проекта по сравнению с аналогами, чьи интересы затрагивает эта проблема, каковы ее масштабы и что может произойти, если она не найдет решения.

Аналитическое осмысление, проблемы необходимо представить в количественных и качественных показателях, ее структурных характеристиках.

В этом разделе важно также выделить сферы применения проекта, его функциональное назначение, стратегию, как основной способ решения проблемы.

С точки зрения проектирования, стратегия определяет назначение проекта, его долгосрочные цели, это - последовательная схема принятия решений, логически продуманная миссия проекта, обоснование его существования.

  • описывает, почему возникла необходимость выполнения проекта;
  • ясно, какие обстоятельства побудили написать проект;
  • проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества;
  • исполнитель является достаточно компетентным для реализации проекта;
  • масштабы проекта разумны, он не делает попытки решить все мировые проблемы сразу;
  • проект поддерживается статистическими и аналитическими данными, ссылками на экспертов, ключевые научно-методические источники;
  • проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя;
  • нет голословных утверждений, минимум наукообразных и специальных терминов, интересно для чтения и кратко;
  • четко определен способ решения проблемы.

Цель проекта

Это осознанное представление результата деятельности по проекту.

Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата. При постановке цели вы внедряетесь вобласть ценностей и ценностных отношений. Формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и по возможности решать ее, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта.

Основные требования к формулировке цели таковы:

  • достижимость в рамках этого проекта;
  • безусловность, так как для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ;
  • предусматривание итогового результата проекта;
  • соответствие компетентности, подготовленности финансово-экономичеким, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта.

Определение цели - важный момент процесса проектирования, нельзя подходить к нему формально. Добиться результата в любом деле можно, если четко знаешь, что именно хочешь добиться. Псевдоцел (неточно поставленные или неверные) в процессе реализации проекта не позволяют добиться положительных результатов.

Задачи проекта

В работе над проектом важно дифференцировать понятия «цель» и «задачи». В жизни и в справочной литературе эти понятия, к сожалению, трактуются как синонимы, но в процессе проектирования они наполняются специфическим смыслом.

Задача - это частная цель или мини-цель. Это конкретизация общей цели, шаг на пути ее достижения. Слово «задача» означает также «поручение, задание», вопрос, требующий решения по известным данным с соблюдением условий, наконец «успех, счастье, удача».

Задача в проекте - это конкретная часть цели (пункт), которую предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта. Лучше избегать глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать), а применять слова: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить (глаголы совершенного вида). При формулировке задач рекомендуется использовать международный критерий SMART (англ. specific, measurable, area-specific, realistis, time-bound: конкретность, исчисляемость, территориальность, реальность, определенность во времени).

  • описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке;
  • цель является общим итогом проекта, а задачи - промежуточными, частными результатами;
  • из раздела ясно, какие произойдут изменения в сложившейся ситуации;
  • по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна четкая задача;
  • цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению;
  • постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения;
  • язык ясен и четок, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок.

Управление и кадры

В данном разделе авторам необходимо кратко описать схему или механизм управления проектом и квалификацию основного персонала, обеспечивающего его реализацию. Если проект предполагает систему обучения и роста кадрового состава, необходимо прописать механизм и тематику обучения.

  • четко распределены сферы и функции деятельности между персоналом;
  • ясно, кто кому подчиняется, и кто несет ответственность за определенные виды работы;
  • персонал, реализующий проект, обладает достаточной квалификацией или получает дополнительное обучение до (или) в процессе реализации;
  • механизм управления является эффективным, действенным, не тормозит, а увеличивает эффективность работы;
  • описание четкое, краткое, содержание - ясное и понятное.

Основной компонент проектирования - выбор содержания, форм, методов деятельности по проекту. Это технологический этап, который подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач.

Подбор технологического инструментария предполагает, что вы достаточно подробно прописываете, в каких направлениях, каким образом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемых результатов.

Если же мы структурируем содержание, то нужно продумать «вертикальные» и «горизонтальные» связи между частями. Чтобы разобраться, можно все содержание сначала представить в виде схемы, так как это позволяет легче представить «что», «где», «в какой последовательности» будет проводиться при реализации проекта.

Составление схем дело не обязательное, но полезное. Схема (или текстовая информация) работы по проекту и план действий являются базовыми понятиями в технологии разработки содержания и механизма реализации, так как достаточно четко показывают, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.

Контрольными характеристиками к этому разделу могут служить:

  • полная ясность, в каких направлениях будет работать проекта;
  • четкость структурирования проекта на части и видение их взаимосвязей;
  • доступное описание основных мероприятий и причин выбора именно этих форм работы;
  • из раздела понятно как, с кем, когда и где будет проходить /реализовываться проект;
  • естественность логической цепочки: проблема - цель - задача - метод;
  • нет лишней «воды», то есть ненужных описаний, приложений и прочего отягощения текста.

Планирование

Является самой важной частью механизма реализации. При планировании мероприятий по реализации проекта желательно ориентироваться на следующие принципы:

Принцип содержательности. Формы работы соответствуют содержанию проекта, решению его целейи задач.

Принцип времени. Рациональное и логичное, последовательное распределение мероприятий. Нельзя «сшить лоскутное одеяло» из набора непоследовательных действий, всему свое время. Если проект выходит за пределы среднесрочного планирования, его целесообразно разделить на несколько последовательно осуществляемых этапов или отдельных проектов.

Принцип ресурсов - человеческие и материальные ресурсы, которые можно не использовать из-за большого ущерба для достижения цели, не следует использовать. Проект рассчитан на достижение максимального результата при минимальных ресурсных затратах.

Принцип места - проект ориентирован на место проведения, соответственно отбирается и каждая форма работы по проекту, нельзя ориентироваться на единый стандарт.

Принцип последствия - поскольку каждое дело имеет как позитивные, так и негативные последствия, надо анализировать результаты и стремиться к уменьшению до минимума негативного и развертывания до максимума позитивного последействия.

Принцип коррекции - нет незыблемых планов, лучше вовремя внести корректировки, чем получить отрицательный результат.

План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам, модулям, др. Все виды работ увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители.

Важно, чтобы план включал разумно ограниченный, содержательно соответствующий целям, набор мероприятий, действий.

Все мероприятия могут быть выполнены качественно и в срок с привлечением достаточного количества ресурсов.

План должен быть последователен и убедителен, в нем ясен состав ответственных, исполнителей, средств. Мероприятия плана логически связаны, понятны причины выбора именно этих форм работы.

Оценка результативности проекта

Очень важно отразить систему показателей эффективности проекта. Показатели - инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цель проекта и измерить его эффект. Когда в предполагаемых результатах мы говорим об «усилении», «улучшении» или «увеличении» чего-либо, то не совсем ясно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполнимыми и проект осуществленным. Для того, чтобы не быть голословными, нужны показатели.

Показатель - это характеристика отдельной стороны объекта или процесса, имеющая количественно-качественное выражение.

Поэтому мы предлагаем примерные ориентиры для оценки выполнения проекта:

Количественные показатели (востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел: акций, мероприятий, др.).

Показатели общественного мнения (популярность проекта, заинтересованность партнеров, отклик в средствах массовой информации).

Технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).

Экономические показатели (соотношение затрат с эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).

Утверждать, что результативность нельзя измерить, равносильно признанию, что проект не дает заметного эффекта.

Критерии эффективности призваны:

  • выражать действенность всех видов, форм и методов реализации проекта;
  • отражать качество управленческой и содержательной деятельности.

Требованиями к проектам:

  • Возможности заявителя.
  • Наличие реального опыта работы в регионе для осуществления данного проекта;
  • Профессионализм основных исполнителей.
  • Социальная значимость.
  • Актуальность данной проблемы для территории, на которой будет реализован;
  • Степень разработанности проблемы, на решение которой направлен данный проект.
  • Цели и задачи проекта.
  • Четкость формулировки задач и целей проекта и возможность их количественной оценки в рамках проекта;
  • Реальность достижения поставленных целей в установленные проектом сроки.
  • Деятельность по проекту.
  • Адекватность указанных в проекте видов деятельности решению заявленных задач и достижению предполагаемых результатов;
  • Новизна подходов, которые предлагается использовать в данном проекте;
  • Наличие четкого плана-графика осуществления деятельности по проекту;
  • Оценка результатов проекта и возможность дальнейшего развития проекта;
  • Бюджет.
  • Реалистичность бюджета и обоснованность затрат по проекту;
  • Наличие софинансирования на деятельность по проекту;
  • Эффективность проекта с точки зрения соотношения предполагаемых результатов и стоимости проекта.

Предполагаемые результаты

Результаты проекта - это то, что предполагалось достичь, воплотив проект в жизнь.

По объему раздел лаконичен, так как по существу результатом каждого грамотного, обоснованного проекта являются его цели и задачи.Напомним, что цель - это образ предполагаемого результата.

При описании результатов следует руководствоваться требованиями к формулировке блока целей и задач: конкретность, реальность, достижимость. Эффективность проекта оценивается по его результативности.Одна из заповедей авторов любого проекта: «Проект начинается с цели. А цель с вопроса: «Чего же я хочу добиться?» Значит, проектирование начинается с осмысления результата».

Жизнеспособность проекта (перспективы)

Задача этого раздела - спрогнозировать возможный дальнейший путь развития проекта. Возможно, в дальнейшем будет расширение географии проекта, освоение новых видов деятельности.

При этом важно предусмотреть социальные и ресурсные стороны продолжения развития проекта.

Финансовое обоснование проекта

Основное внимание при составлении бюджета следует уделить вопросам:

  • Сколько в целом необходимо средств на осуществление проекта?
  • На какие цели будут израсходованы средства?
  • Какие средства есть в наличии у организаторов проекта?
  • Какая есть материально-техническая база?

Какие дополнительные источники финансирования можно найти (конкурсные средства государственных структур и общественных фондов; бюджетные поступления; взносы; средства учредителей; благотворительные пожертвования; спонсорские отчисления; доходы от разрешенной законом деятельности; труд добровольцев; прочие, не запрещенные законом поступления)?

  • На какие цели будут израсходованы средства, собранные для реализации проекта?

Как правило, бюджет готовится после продумывания самого проекта. Бюджет должен содержать реальную финансовую информацию, если возможно - сделайте поправки на инфляцию, определите временные рамки бюджета.

Если вы представляете проект на конкурс или ищете социальных партнеров для софинансирования, то необходимо:

  • знать требования к бюджету, формы смет и отчетностей организации, софинансирующей проект или предоставляющей конкурсные средства, а также финансовые возможности и круг интересов данной организации;
  • дать перечень других источников финансирования и собственных затрат на данный проект;
  • закладывать реальные цены на те или иные товары и услуги по проекту (не завышать и не занижать их);
  • в смете запрашиваемых средств не учитывать интеллектуальный труд (авторские права) и не учитывать труд сотрудников организации или учреждения, ставших инициаторами проекта;
  • не бороться за благородную идею, которая неизвестно сколько стоит. Такой аргумент неубедителен. Если организаторы не могут оценить финансовые потребности проекта, то они не смогут эффективно распорядиться выделенными средствами.

Основные требования к оформлению проекта

1. Оформление титульного листа.Вверху пишется название Комитета по молодежной политике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, название конкурса - «Золотое будущее Югры». В середине листа название номинации и тема проекта. Ниже, справа - фамилия, имя, отчество автора проекта. Внизу - город, год написания проекта.

2. Нумерация страниц проекта должна быть сквозной. Титульный лист считается первой страницей, но номер страницы не ставится. Нумерация начинается со 2 страницы, где размещается оглавление.

3. Статистические материалы исследования оформляются в виде таблиц, диаграмм, гистограмм, рисунков, схем.

4. Оформление таблиц. Над правым верхним углом таблицы и ее заголовком помещается надпись «Таблица» с указанием порядкового номера. У каждой таблицы свой содержательный заголовок. Таблица размещается в тексте сразу после ссылки на нее. При переносе таблицы на следующую страницу нужно пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Эту страницу начинают с надписи «Продолжение таблицы» с указанием ее номера.

5. Оформление рисунков, схем, фотоматериалов обозначают словом «Рис.», его располагают внизу под схемой или рисунком, непосредственно после ссылки в тексте. Нумерация, как для таблиц, так и для рисунков должна быть сквозной для всего текста проекта.

6. Правила написания буквенных аббревиатур.В тексте проекта, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, используются вводимые их авторами буквенные аббревиатуры, сокращённо обобщающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.

7. Оформление цитат. Цитируемый фрагмент из источника берется в кавычки, и далее обязательно идут ссылки на источник. Они оформляются в виде сносок.
Один вариант: в конце цитаты ставится цифра (арабская), обозначающая порядковый номер цитаты на данной странице. Внизу страницы проводится черта, под которой помещают сноску, пишется порядковый номер цитаты, фамилия автора, название источника, номер цитируемой страницы.

Второй вариант: сноску размещают после цитаты в скобках в соответствии с нумерацией списка литературы и указанием страниц, например - . Наличие в тексте проекта сносок, цитат пусть даже многочисленных, подчёркивает научную добросовестность автора.

8. Оформление списка использованной литературы.Использованные литературные источники должны быть перечислены в следующем порядке:

  • монографическая и учебная литература;
  • периодическая литература - статьи из журналов и газет;
  • законодательные и инструктивные материалы;

4) статистические сборники и другие, используемые в работе отчётные и учётные материалы.
Сначала должны быть указаны источники на русском языке, затем на иностранном языке. При оформлении выходных данных источника указываются: фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц. Для статей, опубликованных в периодической печати, следует указывать автора, название статьи, наименование издания, номер, год, а также занимаемые страницы (Приложение 1). Более подробно можно посмотреть в Гост 7.1 - 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание». - М., 2004.

9. Последняя страница проекта (после заключения) подписывается автором.

10 . Оформление приложения.Каждое приложение автор оформляет на отдельных листах, в правом верхнем углу делая надпись: «Приложение» с указанием его порядкового номера: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

В приложения можно включить методики исследования (тесты, оценочные шкалы, карты, протоколы наблюдений, анкеты, рисунки, фотографии и др.);

11. Объем проекта - 10-20 страниц (без учета приложений).

12. Текст печатается на компьютере, размер страницы А-4, в формате MS Word, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал - 1,5. Поля оставлять по всем четырем сторонам печатного листа: левое поле - 35 мм, правое не менее 10 мм, верхнее и нижнее - 20 мм, величина абзацного отступа - 1,27 см.

13. Проект должен быть переплетен.

Подготовка проекта к защите.

На защиту может быть представлена работа полностью завершенная, оформленная в соответствии с установленными стандартами.

Допущенная к официальной защите работа направляется на рецензирование внешнему рецензенту. Работа допускается к защите только при наличии внешней рецензии. Подпись рецензента заверяется печатью.

Рецензия составляется в произвольной форме, в ней дается характеристика работы, указывается степень актуальности и практическое значение разрабатываемой темы, соответствие содержания целевым установкам, особенности работы, научный уровень, качество выполнения. В заключение рецензии отмечают достоинства и недостатки работы.

Процедура защиты проекта

Защита проекта является важным этапом в процедуре конкурса. Проект защищается конкурсантом перед, заранее определенным жюри, на открытом заседании.

Конкурсант в течение 10 минут излагает собравшимся членам жюри и другим конкурсантам основные положения работы. При этом он должен:

  • назвать тему проекта, обосновать ее актуальность;
  • сформулировать цель и задачи работы;
  • раскрыть основное содержание работы;
  • аргументировано изложить полученные выводы.

Конкурсанту необходимо свободно владеть материалом и четко излагать содержание своей работы. Доклад должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, формулами, другими материалами, которые оформляются в виде комплектов раздаточного материала для каждого члена жюри и демонстрируются на экране с помощью мультимедийной аппаратуры.

В обсуждении проекта имеет право принять участие каждый присутствующий на защите.

Конкурсанту предоставляется слово для ответа на вопросы и высказанные в процессе обсуждения замечания. Отвечая на вопросы и замечания, конкурсант имеет право обращаться к тексту проекта.

В заключение конкурсант должен ответить на замечания, если таковые имеются, рецензента.

Решение жюри конкурса об окончательной оценке проекта основывается на рецензии, выступлении и ответах конкурсанта в процессе защиты.

Приложение 1

Примеры оформления источников в соответствии с ГОСТ 7.1-2003

Книги

История России [Текст] : учеб, пособие для студентов всех специальностей / В. Н. Быков [и др.] ; отв. ред. В. Н. Сухов; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. лесотехн. акад. - 2-е изд., перераб. и доп. / при участии Т. А. Суховой. - СПб.: СПбЛТА, 2001.— 231 с.

Законодательные материалы

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. — М.: Маркетинг, 2001. — 39, с.

Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе [Текст] : федер. закон: [принят Гос. Думой 6 марта 1998 г. : одобр. Советом Федерации 12 марта 1998 г.]. - . — М.: Ось-89, . - 46, с.

Документ в целом

Гиппиус, 3. Н. Сочинения [Текст] : в 2 т. / Зинаида Гиппиус - I [вступ. ст., подгот. текста и коммент. Т.Г. Юрченко; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ, наукам].- М. : Лаком-книга: Габе-стро, 2001.- 2 т.

Диссертации

Вишняков, И. В. Модели и методы оценки коммерческих банков в условиях неопределенности [Текст]: дис. канд. экон. наук: 08.00.13: защищена 12.02.02: утв. 24.06.02 / Вишняков Илья Владимирович., М., 2002. - 234 с.

Газеты

Академия здоровья [Текст]: науч.-попул. газ. о здоровом образе жизни: прил. к журн. "Аквапарк" / учредитель "Фирма "Вивана". - 2001, июнь - М., 2001 - 8 полос. - Еженед. 2001, № 1-24.- 10000 экз.; 2002, № 1 (25)-52 (77).

Журналы

Актуальные проблемы современной науки [Текст]: информ.-аналит. журн. / учредитель ООО "Компания "Спутник +". - 2001, июнь - М.: Спутник,2001 - Двухмес. - ISSN 1680-2721.2001, № 1-3.

Аудиоиздания

Роман (иеромон.). Песни [Звукозапись] / иеромонах Роман; исп. Жанна Бичевская. - СПб.: Центр духов, просвещения, 2002. — 1 электрон, опт. диск. - (Песнопения иеромонаха Романа; вып. 3).

Видеоиздания

От заката до рассвета [Видеозапись] / реж. Роберт Родригес; в ролях: К. Тарантино, X. Кейтель, Дж Клуни; Paramount Films. — М.: Премьер-видеофильм, 2002. — 1 вк. — Фильм вышел на экраны в 1999 г.

Электронные ресурсы

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). - М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996.

Мищенко Владимир Александрович - руководитель конкурса, декан гуманитарного факультета, заведующий кафедрой педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент ЮГУ

Редактор:

Магеляс Алла Дмитриевна - заместитель председателя Комитета по молодежной политике автономного округа

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ – особая форма организации образовательной деятельности обучающихся

Индивидуальный проект выполняется обучающимся под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя, и требования к учебному проекту – совершенно особые.

1. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися-проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы (с определения продукта и формы презентации). Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

4. Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы

Типология учебных проектов

Этапы работы над проектом

Первый этап работы над проектом – ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель.

Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.

Следующий этап – ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ . Достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы. На этом этапе необходимо определить, каким будет ПРОЕКТНЫЙ ПРОДУКТ , решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута.

Далее надо СПЛАНИРОВАТЬ все шаги, которые предстоит пройти от исходной проблемы до реализации цели проекта. Для этого надо показать ученику алгоритм планирования, задав следующие вопросы:

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи.

Как ты будешь решать эти задачи? – определение способов работы на каждом этапе.

Когда ты будешь это делать? – определение сроков работы.

Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать ? – выявление имеющихся ресурсов.

Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться? – выявление недостающих ресурсов.

Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет разработать план своего проекта.

На этом этапе можно также воспользоваться следующей таблицей, чтобы убедиться, что все идет правильно:

На следующем этапе будет проходить РЕАЛИЗАЦИЯ намеченного плана. Самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта.

После того как выполнены все запланированные шаги и сделан проектный продукт, необходимо написать отчет о работе над проектом

Далее предстоит ПРЕЗЕНТАЦИЯ проекта. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры,- важнейший социальный навык. Регламент презентации – 7-10 минут. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов.

Формы продуктов проектной деятельности

WEB -сайт

Анализ данных социологического опроса

Видеофильм

Видеоклип

Выставка

Газета

Журнал

Игра

Коллекция

Макет

Мультимедийный продукт

Оформление кабинета

Письмо в …

Праздник

Публикация

Путеводитель

Серия иллюстраций

Сказка

Справочник

Сравнительно-сопоставительный анализ

Статья

Сценарий

Учебное пособие

Экскурсия

Паспорт проектной работы

1. Название проекта

2. Руководитель проекта

3. Консультант(ы) проекта

4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект

7. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс)

8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой)

9. Цель проекта (практическая и педагогическая цели)

10. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!)

11. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)

12. Необходимое оборудование

13. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание)

14. Предполагаемые продукты проекта

15. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа)

16. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. В состав ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ входят:

1. Паспорт проекта

2. Планы выполнения проекта и отдельных его этапов

3. Промежуточные отчеты группы

4. Вся собранная информация по теме проекта

5. Результаты исследований и анализа

6. Записи всех идей, гипотез и решений

7. Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах»

8. Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления

9. Эскизы, чертежи, наброски продукта

10. Материалы к презентации (сценарий)

11. Другие рабочие материалы

Чтобы научить детей уже в 5 классе писать отчет о работе, можно предложить им в качестве черновика воспользоваться шаблоном.

ВВЕДЕНИЕ

Тема моего проекта

Я выбрал эту тему, потому что

Цель моей работы

Проектным продуктом будет

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы) :

Выбор темы и уточнение названия

Сбор информации (где и как искал информацию)

Изготовление продукта (что и как делал)

Написание письменной части проекта (как это делал)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Я начал свою работу с того, что

Потом я приступил к

Я завершил работу тем, что

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)

План моей работы был нарушен, потому что

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как

Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например

Это произошло, потому что

Если бы я начал работу заново, я бы

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как

Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал)

Не обязательно использовать шаблон полностью, однако необходимо, чтобы ребенок проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои чувства и эмоции.

В старших классах отчеты о работе над проектом должны быть более развернутыми и глубокими.

ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТОВ

1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта

2. Планирование путей ее достижения

3. Глубина раскрытия темы проекта

4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта

6. Анализ хода работы, выводы и перспективы

7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

8. Соответствие требованиям оформления письменной части

9. Качество проведения презентации

10. Качество проектного продукта

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА ДОЛЖНЫ ОТРАЖАТЬ

    Сформированность навыков коммуникативной, учебно – исследовательской деятельности, критического мышления

    Способность к инновационной, аналитической деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

    Способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Требования к структуре и содержанию индивидуального проекта

Индивидуальный проект должен содержать:

титульный лист,

введение,

основную часть,

заключение,

библиографию (список нормативных правовых актов и литературы),

приложения (могут быть).

Во введении обосновывается:

Актуальность выбранной темы.

Формулируется проблема, которую студент должен решить в данной работе.

Определяются цели и задачи проекта, объект и предмет исследования.

Методы исследования.

Даются композиционные особенности и краткое содержание частей проекта.

Основная часть работы. Основную часть следует делить на главы (разделы, пункты). Рекомендуемое количество глав (разделов, пунктов) – 2-3.

В основной части следует:

Определить сущность исследуемой проблемы, изучить опыт её реализации в практике деятельности;

Дать характеристику степени проработанности проблемы в литературных источниках (книгах, журналах, монографиях, газетных статьях, материалах конференций и т.д.), наметить пути решения проблемы;

Необходимо увязать проблематику исследования с общетеоретическими положениями, дополняя и развивая их;

Представить результаты проделанных исследований, предложения и рекомендации, пути решения задач, поставленных в работе.

В заключении раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики; делаются выводы по всей проделанной работе. Выводы могут оформляться в виде тезисов, рекомендаций, предложений. Объем заключения в среднем должен составлять 2-3 страницы.

После заключения приводится список источников в установленном порядке в соответствии с ГОСТ 7.1 - 2003 и приложения к индивидуальному проекту.

Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы, и могут включать: дополнительные материалы, иллюстрации вспомогательного характера, анкеты, методики, документы, материалы, содержащие первичную информацию для анализа, таблицы статистических данных и т.д. Правила представления приложений:

Приложения помещают на страницах, следующих за списком литературы;

Приложения располагают в порядке появления на них ссылок в тексте проекта;

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием наверху посредине страницы слова «Приложение», его обозначения и иметь содержательный заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой;

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь;

Приложения должны иметь общую с остальной частью проекта сквозную нумерацию страниц;

На все приложения в основной части индивидуального проекта должны быть ссылки .

Требования к оформлению проекта

Проект должен быть выполнен в печатном виде. Работа представляется в сброшюрованном виде. Папка, в которую оформляется работа, должна быть из жесткого материала и предусматривать скрепление листов, предотвращающих их выпадение из работы.

Титульный лист оформляется согласно приложению 1.

Оформление текста работы.

Текст должен воспроизводится на одной стороне стандартного листа формата А4 (210х297 мм) с книжной ориентацией страницы. Бумага должна быть белого цвета нелинованная.

Шрифт – Times New Roman;

кегль шрифта основного текста – 14, для таблиц – 12;

междустрочный интервал – 1 или 1,5, для таблиц – одинарный.

Выравнивание текста по ширине страницы, отступ слева (абзац) - 1,25.

Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Общий объём проекта - от 12 до 20 страниц.

При оформлении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и чёткость изображения по всей работе. Не должно быть помарок, перечеркивания, сокращения слов, за исключением общепринятых.

Страницы текста нумеруют арабскими цифрами. Номер страницы проставляют в центре нижнего листа без точки, шрифт кегль 10. Титульный лист включают в общую нумерацию, но номер на нем не проставляют. Нумерация страниц сквозная.

Все структурные элементы работы : введение, основная часть, заключение, список источников, приложения должны начинаться с новой страницы.

Заголовки структурных элементов печатают прописными буквами (полужирное начертание) кеглем 14-16 и располагают по центру страницы. Точки в конце заголовков не ставятся, заголовки не подчеркиваются. Переносы слов во всех заголовках не допускаются .

Оформление глав. Каждая глава проекта начинается с новой страницы. Расстояние между главами должно быть равно 3 интервалам.

Расстояние между названием параграфа и последующим текстом должно быть равно 1,5 интервала. Заголовки параграфов пишутся строчными буквами (первая буква заголовка параграфа заглавная) кеглем 14 полужирное начертание и выравниваются по центру листа. Если заголовок или подзаголовок включает несколько предложений, их разделяют точкой.

Главы проекта должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами с точкой прописными буквами, располагается по центру листа (полужирное начертание ).

Оформление табличного материала. Цифровой материал, сопоставление и выявление определённых закономерностей оформляют в виде таблиц. Наименование таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Наименование таблицы указывают с прописной буквы без точки в конце. Таблицы нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах главы. В этом случае номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Оформление таблицы приведено на рисунке 1.

Таблица 1 – Показатели деятельности предприятия

Заголовки граф Подзаголовок графы

Рисунок 1 – Оформление таблицы

Таблица выполняется на одной странице. Если таблица не умещается на одной странице, она выносится в приложение. Таблицу с большим числом строк допускается переносить на другую страницу. При переносе части таблицу на другую страницу слово «Таблица», ее номер и наименование указывают один раз слева над первой частью таблицы, а над другими частями слева пишут слова «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы. В этом случае пронумеровывают графы арабскими цифрами и повторяют их нумерацию на следующих страницах.

Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице измерения, то ее обозначение необходимо размещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части – над каждой ее частью.

Если в большинстве граф таблицы приведены показатели, выраженные в одних и тех же единицах измерения, но имеются графы с показателями, выраженными в других единицах измерения, то над таблицей следует указать наименование преобладающего показателя, а в подзаголовках остальных граф приводить наименование показателей и (или) обозначение других единиц измерения. Обозначение единицы измерения, общей для всех данных в строке, следует указывать после ее наименования в строке. Если в графе таблицы помещены значения одной и той же физической величины, то обозначения единицы физической величины указывают в заголовке (подзаголовке) этой графы.

Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю.

В таблице не должно быть пустых граф. Если цифровые или иные данные в графе не приводятся, то ставится тире. Все приводимые в таблице данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы. Если повторяющийся в разных строках текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а затем – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Таблицы желательно размещать так, чтобы ею можно было пользоваться без поворота текста работы. Допускается поворот документа на 90º по часовой стрелке. Таблицы помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Оформление иллюстраций. Иллюстрации (рисунки, графики, диаграммы, эскизы, чертежи и т.д.) располагаются в дипломной работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, так, чтобы было удобно рассматривать изображение без поворота работы. Допускается поворот на 90º по часовой стрелке. Все иллюстрации должны быть пронумерованы. Нумерация сквозная. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах главы. Если иллюстрация в работе единственная, то она обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посредине строки.

Все иллюстрации необходимо снабжать надписью, которая должна содержать 3 элемента:

Наименование графического сюжета, обозначаемого словом "Рисунок";

Порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами, например: "Рисунок 1", "Рисунок 2" и т.д.;

Тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в краткой форме.

Аналогично оформляются и другие виды иллюстративного материала, такие как диаграмма, схема, график, фотография и т.д. Иллюстрация выполняется на одной странице. На все иллюстрации должны быть ссылки. При ссылках на иллюстрации следует писать «…в соответствии с рисунком 2...".

Рисунок 2 – Показатели количества документов по годам

Оформление формул. Формулы выделяются из текста в отдельную строку, располагаются по центру. Выше и ниже каждой формулы должна быть оставлена одна свободная строка. Если формула не умещается водну строку, она переносится после знаков: равенства (=), сложения (+), вычитания (-), умножения (х), деления (:), других математических знаков. Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте. Не рекомендуется нумеровать формулы, на которые нет ссылок в тексте. Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках, у правого края страницы.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов приводится непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова "где" без двоеточия. В последней строке пояснения указывается источник, например:

После определения общей годовой трудоемкости работ можно определить численность персонала по следующей формуле:

(1)

Оформление перечислений. Внутри пунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым элементом перечисления следует ставить дефис. При необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений вместо дефиса ставятся строчные буквы в порядке русского алфавита, начиная с буквы а (за исключением букв ё, з, й, о, ч, ъ, ы, ь). Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

Пример

а)______________;

б)______________:

1)_________;

2)_________;

в)______________.

Список источников должен охватывать не менее 10 различных материалов по изученной теме.

Основное требование к составлению списка источников – единообразное оформление и соблюдение ГОСТ 7.1-2003.

Список использованной литературы указывается в конце работы (перед приложением) и составляется в определенной последовательности.

1. Конституция РФ

3. Федеральные законы (обратнохронологический порядок)

4. Указы Президента РФ (обратнохронологический порядок)

5. Постановления Правительства (обратнохронологический порядок)

6. Законы Алтайского края (обратнохронологический порядок)

7. Постановления Законодательного собрания Алтайского края (обратнохронологический порядок)

8. Постановления Администрации г.Барнаула (обратнохронологический порядок)

9. Приказы Министерств и ведомств (обратнохронологический порядок)

10. Положения, инструкции министерств и ведомств (обратнохронологический порядок)

11. Инструктивные письма министерств и ведомств (обратнохронологический порядок)

12. Статистические сборники (обратнохронологический порядок)

13. Стандарты (в порядке номера)

14. Литература (книги, статьи из периодических изданий – по алфавиту)

Источники располагаются в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий книг и статей. Авторы – однофамильцы указываются в алфавитном порядке их инициалов. Работы одного автора - в хронологическом порядке изданий. Нумерация списка должна быть сплошной арабскими цифрами с точкой.

Образцы оформления различных источников приведены ниже.

Законодательные и нормативные материалы

Федеральный закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» [Текст]: офиц. текст: [принят Гос. Думой 19 июня 1992 г. с изм. и доп. 23 апреля 2012 г.]. – М.: Гросс- Медиа, 2012. – 24 с.

Стандарты

ГОСТ Р 517721–2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования [Текст]. – Введ. 2002–01–01. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 27 с.

Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения [Текст]: учебник для бакалавров /Е.Е.Мачульская.- 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012 – 575 с.

Хайниш, С. В. Управление изменениями и механизмы активного развития предприятия [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.В.Хайниш, Н.Ю. Токарева – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : ЛЕНАНД, 2010. – 232 с.

Книга с указанием редактора и составителя

Товароведение потребительских товаров: учебное пособие [Текст]: учебное пособие / под ред А.Д.Покусаевой, Л.А.Пашкевич, А.В.Павлиновой – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012 – 384 с.

Электронные ресурсы

Булгаков, Н. А. Основные законы и формулы по физике [Электронный ресурс]: справочник / Н. А. Булгаков, И. А. Осипова. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=56797&p_rubr=2.1.23. - 14.09.2011.

Статья из журнала или газеты

Тюрин, Д. В. Методы проведения маркетингового анализа конкурентной среды региона [Текст] /Д.В.Тюрин // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. - № 4. – С. 69-83.

1. Ограниченность (по времени, целям, задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

Этапы и конкретные сроки их реализации;

Четкие и измеряемые задачи;

Конкретные и измеряемые результаты;

Планы выполнения работ;

Конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

2.Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая часть его соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3.Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи проекта напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы автора проекта по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

6.Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях.

Структура проекта

Проект должен включать в себя следующие разделы:

Название проекта;

Сфера проектирования;

Аудитория проекта;

Цели и задачи проекта;

Форма реализации проекта;

Критерии оценки эффективности проекта;

Предполагаемые конечные результаты, потенциалы развития проекта, долгосрочный эффект;

Финансово-экономическое обоснование проекта.

Приложениями к проекту могут быть подготовленные проекты нормативно-правовых актов по теме проекта, сопутствующие его реализации таблицы, диаграммы, итоги проеденных по теме проекта социологических исследований и другие материалы.

1 раздел-название. Оно должно, по возможности, отражать основную идею проекта. Например, «Центр правого воспитания», «Экологический туризм», «Клуб выходного дня» и т.д.

2 раздел – сфера проектирования. Раздел включает, во-первых, характеристику проблем, решаемых с помощью данного проекта (т.е. обозначение противоречий, недостатков, сложностей в той или иной сфере общественной жизни); во-вторых, определение приоритетных направлений и видов социально-культурной деятельности. В совокупности это и есть обоснование актуальности проекта, т.е. ответ на вопрос «почему?».

3 раздел – аудитория проекта (ответ на вопрос «для кого?»). В нем дается полная характеристика проблем, потребностей, интересов, особенностей той или иной категории, социальной группы, которой адресована программа. Помимо социально-демографических характеристик (пол, возраст, профессия), здесь необходимо учитывать образ жизни типичного представителя данной группы, его положение в обществе, круг интересов и др.

4 раздел – цели и задачи проекта (ответ на вопрос «зачем?»). Цели – это, как правило, «перевернутые» проблемы, которые получены в процессе анализа ситуации, они фиксируют ее желаемое состояние, которое необходимо достичь в результате реализации проекта. Задачи- это более конкретные шаги, которые в содержательной части проекта можно обеспечить (решить) соответствующими мероприятиями.

5 раздел – форма реализации проекта. В зависимости от замысла проекта, содержания деятельности и имеющихся ресурсов, формой реализации проекта может быть: социально-культурный центр, общественное объединение, фонд, клуб, отдельное мероприятие, цикл мероприятий (диспутов, дискуссий, конференций, аукционов), акций (политических, экологических, культурных и др.), конкурсная программа и т.д.

6 раздел – содержание проекта. Ответ в рамках проекта на вопрос «как?» може6т быть представлен в виде следующей таблицы:

Направления деятельности – это конкретные шаги по решению основных задач проекта, они зависят как от характера проблемы и основной идеи проекта, так и от возможностей (потенциала, ресурсов) соответствующей проектной деятельности.

Базой реализации проекта может стать любой объект инфраструктуры культуры, образования, досуга, спорта (культурно-досуговые центры, библиотеки, кинотеатры, спортивные залы, учреждения системы образования и т.д.).

7 раздел - критерии эффективности проекта. В этом разделе содержится набор своеобразных «индикаторов», по которым можно отследить эффективность проекта. Индикаторы- это числовые показатели, по которым можно отследить изменение ситуации в конкретной области.