Как привить любовь к чтению. Не заставить, а привить любовь к чтению. Делать из чтения праздник

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.

Цели. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.

Подготовка к собранию

Анкета для родителей

1. Любит ли ваш ребенок читать?
2. Читаете ли вы ребенку?
3. Обсуждаете ли вы прочитанное?
4. Можно ли увлечь ребенка чтением? Как?
5. От чего зависит выразительное чтение?
6. Как этому научить?
7. Как вы поступаете, если ребенок не хочет читать или, прочитав немного, говорит, что устал?
8. Ваши просьбы, пожелания учителю.
9. О чем бы вы хотели узнать на собрании?

Правила чтения для учащихся

1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день.
2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
4. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.
6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
10. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.

Как готовить домашнее задание по чтению

1. Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой.
2. Посмотри, кто автор произведения.
3. Внимательно прочитай весь текст.
4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
8. Составь план пересказа текста.
9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.

Как обсуждать с ребенком прочитанное?

Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового он узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса

    Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

    Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

    Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

    Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

    Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

    Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

    Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

    Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

    Воспитывайте бережное отношение к книге.

    Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

II. Проведение собрания

1. Анализ учебных достижений

Итоги техники чтения.
Анализ прочитанных летом книг.

2. Ознакомление родителей с состоянием читательского интереса

Анализ анкеты учащихся

«Человек без книги жить не может», – все дети.
«Нравится ли тебе читать?».
Да – 15; не очень – 7.
«Почему?»

Нравится : интересные книги; можно узнать новое; хочется узнать, что произойдет дальше, чем закончится книга; в книге есть картинки.
Не нравится : бывают неинтересные книги; маленькие буквы; когда читаю, глаза слезятся, хочется спать.

С удовольствием читают сказки, журналы, книги с крупными буквами, произведения Успенского, Носова, Драгунского, рассказы о животных, энциклопедии.
Получать книги в подарок нравится всем.
«У вас дома много книг?»
Четверо ответили – не очень, у остальных – много. В домашней библиотеке у всех есть детские книги.
«Читают ли тебе родители книги?»
Да – 6; иногда – 7; нет – 9 (совпало с родительской анкетой).
«С кем ты недавно читал книгу дома?»
С мамой – 7; один – 14; не читал – 1.
«Хвалят или ругают тебя родители во время чтения?»
Хвалят – 13; хвалят и ругают – 6; не ругают – 2; не хвалят и не ругают – 1.

СИТУАЦИЯ 1

Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила! Разве так читают? Смотри, как надо!» А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению. Как вы оцениваете поведение матери?

Выслушав ответ родителей, делаем вывод: будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут ошибаться, читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту простоту ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

Анализ анкеты родителей

Не все дети любят читать. Родители читают детям очень редко, но прочитанное стараются обсуждать. Для увлечения чтением можно записать ребенка в библиотеку, читать ему книги, рассказывать о прочитанном, увлекать своим примером. Выразительное чтение зависит от того, как читают взрослые, от эмоциональности ребенка, от понимания прочитанного, от соблюдения знаков препинания. Чтобы научить выразительно читать, нужно голосом передавать характер героев, слушать «живое слово» (в театре, по телевизору и т.д.), чаще читать по ролям. Если ребенок не хочет читать или устал, родители разрешают ему немного поиграть, а потом предлагают продолжить читать.

СИТУАЦИЯ 2

Немного почитав, Сережа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» – требует мать. «Ну, мам», – умоляет Сережа. «Кому говорят, читай!» – почти кричит мать. «Не ори на меня!» – грубит сын. «Ты с кем разговариваешь? Да я тебя...» – угрожает мать. Как избежать конфликта?

После высказываний родителей о данной ситуации я упомянула о пользе физкультминуток. Некоторые из них мы разучили прямо на собрании и записали их в блокнот.

Пожелания учителю

Больше знакомить детей с интересными книгами, завести читательский дневник, инсценировать сказки.

Родители на собрании захотели узнать: сколько времени должен читать ребенок, как увлечь чтением, что нужно делать родителям, чтобы ребенок хотел читать, как привить любовь к чтению. Вот на эти вопросы мы сегодня с вами и постараемся ответить.

3. Психолого-педагогическое просвещение

Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. А.П. Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».

Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать отрицательно влияет не только на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А спустя 8–10 лет мы часто становимся участниками диалога: «Ну, как книга?» – «Ничего, нормально», – безразлично отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми – стена непонимания. Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время него мать и отец открываются для ребенка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг открывают, что дети намного взрослее, чем казалось, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.

Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение будет значительно затруднено. Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе начальных классов она составляет 90–100 слов в минуту.

    Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще: почитал 5–7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два – еще 1–2 абзаца. Перед сном – еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа за один прием.

    Хорошие результаты дает чтение перед сном.

    Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: ребенок читает одну-две строчки, после этого получает краткий отдых. Такой режим получается, если ребенок просматривает диафильмы. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.
    Для того чтобы ребенок видел свои достижения в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно 1 минуту. Подсчитайте, сколько слов он успевает прочесть за это время. К своим успехам он будет относиться столь же ревностно, как к меткам роста на двери. Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает. Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка – первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К. Чуковский, сказка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб. Сказка приходит в дом тогда, когда в нем появляется малыш.
    Однако для того, чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребенку, с ней можно поиграть, тем самым сделав ее своим помощником в развитии ребенка.

    Так же развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи. Родители могут ненавязчиво помочь ребенку обнаружить, что слова в стихах не живут отдельно друг от друга, а внутренне между собой связаны. Полезно после разбора стихотворения попросить детей нарисовать картинку, которая поможет разобраться, насколько понят смысл и передано настроение стихотворения.

    Ребенка следует записать в библиотеку, где он может выбрать то, что нужно именно ему.
    Приглашенный на собрание библиотекарь объясняет:
    – что читать детям 7–8 лет;
    – как создать домашнюю библиотеку;
    – на какие издания можно подписаться всей семье;
    – как пользоваться книгами в библиотеке;
    – традиции библиотеки.

    Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке. В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся детские книги. Жизнь у этих книг может быть длинная: их читали бабушка, дедушка, мама, папа, а теперь они стали друзьями ребенка. Такая семейная традиция не просто воспитывает бережное отношение к книге – оно дополняется чувствами к самым дорогим людям. Сближают родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно, совместное чтение и обсуждение прочитанного. Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.

Совет 2

Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он понял что-то не так, как вам хотелось. Поддерживаете его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы – это согреет его сердце.
Чтобы сохранить великий дар природы – зрение, учащимся младших классов врачи рекомендуют читать непрерывно не более 20–30 минут, а потом делать перерыв. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.

4. Обсуждение организационных вопросов

    Показ образца читательского дневника.

    Ознакомление с правилами ведения читательского дневника.

    Знакомство с памятками и их обсуждение.

5. Личная беседа с родителями

Вручение благодарностей родителям, дети которых читают грамотно, бегло и выразительно.

Публикация статьи произведена при поддержке сайта www.VampireTV.ru. Созданный для поклонников историй о вампирах, сайт www.VampireTV.ru содержит полное собрание эпизодов «Дневники вампира ». Удобные инструменты сайта позволят как смотреть сериал «Дневники вампира» онлайн, так и бесплатно скачать любой интересующий Вас эпизод, будь то новые серии или серии 2 сезона. А так же на страницах сайта www.VampireTV.ru представлены экранизации других историй о вампирах и оборотнях, которые позволят весело и интересно провести Ваш досуг.

Советы родителям

Если до школы есть желание и возможность заниматься с ребенком, пусть он придет школу, умея читать. В 5–6 лет учиться читать легче, чем в 7–8 лет.
Терпеливо помогайте ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.
Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением. Больше играйте с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.
Рассказывайте детям сказки.
Устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.Читайте сами – пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы – посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.
Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читает.
Вместе с ребенком создавайте такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.
Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное.
Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.

III. Осмысление итогов собрания

1. Родители делятся своим опытом, как привить детям любовь к чтению.
2. Мнение родителей о пользе собрания.
3. Решение собрания. Учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставим себе цель:

В обращении с ребенком помнить народную мудрость: «Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью». Каждая семья найдет время и возможности для семейного чтения.

Выписать детские журналы и приучить детей их читать.

Оказывать детям помощь в оформлении читательских дневников. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные мысли из прочитанного. Объявить конкурс на лучший читательский дневник. На итоговом собрании в конце года победителю вручить приз.

Провести праздник сказок: инсценировать сказку по выбору детей, организовать сказочную викторину и т.д.

Держать связь с библиотекой: проводить совместные мероприятия с детьми и родителями.

Учитель. Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!

ПРОГНОЗ НА БУДУЩЕЕ

    В конце 2-го класса провести конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

    Третий класс – «Литературная гостиная».

    Четвертый класс – «Урок-отчет по внеклассному чтению».

IV. Выступление детей. Инсценировка сказки про Незнайку и Буквоеда

Список используемой литературы

Захаров С.Н . Детские праздники. – Владимир, 1994.
Никитин Ю.С . Спутник досуга. – М., 1989.
Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. – М., 1993.
Воскобойников В.М . Как определить и развить способности ребенка. – 1996.
Дереклеева Н.И . Родительские собрания. – М.: Вако, 2004.
Стрельцова О. Воспитание у детей интереса к чтению // Начальная школа – Первое Сентября.

Даже в читающей семье ребёнок может быть равнодушен к книгам. Психологи винят клиповое мышление - гаджеты, видеоролики, чаты, а учителя бьют тревогу, ведь чтение литературных произведений не только развивает речь и улучшает грамотность. Чтение художественной литературы - это часть жизни образованного человека. Так можно ли подрастающему поколению привить любовь к чтению?

Учитель русского языка и литературы, читатель детских книг Ольга Гвинджилия считает, что да. Что можно посоветовать родителям, которые мечтают приобщить ребёнка к книге?

  1. Читайте даже тогда, когда ребёнок ещё не знает букв . Словарный запас начинает формироваться с 10 месяцев, с двух лет дети воспринимают фразы как повествование, а с трёх сами становятся собеседниками. При этом родители часто не читают малышам. «Что толку? Всё равно маленькие не слушают книги!» - говорят они. Но это не совсем так. Дело в том, что фаза активного внимания ребёнка до полутора лет составляет всего порядка четырёх минут, и только к трём годам увеличивается до 20. Но даже в эти мизерные временные отрезки необходимо читать ребёнку, хотя бы короткие стихи и сказки. Так вы посеете в дошколятах семя любви к книгам.
  2. Покажите, как важно уметь читать в реальной жизни . Когда малыш освоил буквы, нужно продемонстрировать ему, что чтение - это увлекательно и полезно. Назидания бессмысленны: читай и вырастишь умным. Превращайте чтение в игру! Например, дайте ребёнку самостоятельно прочитать меню в кафе («Найди, есть ли здесь твой любимый шоколадный кекс») или вывески на домах («Мы придём, когда будем на улице Пушкина»).
  3. Предоставьте детям свободу выбора . Вообразите: мама купила ребёнку новенькую красивую книгу, а он несёт ей зачитанную до дыр «Муху-Цокотуху». Что будет правильным: спрятать уже порядком надоевшую взрослому старую книгу и настоять, чтобы ребёнок посмотрел новую? А может быть снова (пусть и в сто первый раз) прочитать то, что так нравится ребёнку? Вероятно, второе. Страсть к многократному перечитыванию естественна для детей, и обычно к 8 годам проходит сама собой. Если вы возьмёте на себя роль цензора и будете строго фильтровать, что читать, а что не читать ребёнку, вряд ли он вообще будет это делать. Даже когда в подростковом возрасте ребёнок станет зачитываться историями про инопланетян, старайтесь спокойно относиться к его текущим литературным пристрастиям. Ведь в конечном итоге любая книга полезна. Вкусы со временем изменятся, а любовь к чтению останется.
  4. Формируйте читательские привычки . У многих людей есть триггеры, благодаря которым они получают двойное удовольствие от чтения. Кто-то любит проводить пальцами по каждой новой странице, потому что так делала мама, а кто-то не мыслит знакомство с произведением без стакана молока, как в детстве. Помогите ребёнку сформировать свои собственные ритуалы. Например, попробуйте почитать с ним в ванной или возьмите за правило обсуждать каждую прочитанную книгу. Последнее, возможно, подтолкнёт его в будущем искать читающих друзей.
  5. Подавайте личный пример . Чем чаще ребёнок будет видеть вас за чтением, тем охотнее сам будет брать в руки книги. В нечитающих семьях дети очень быстро понимают: «Мама и папа не читают, и у них всё хорошо, зачем мне читать?» или «Маме с папой некогда читать, я тоже хожу в школу и на секцию, значит, мне тоже некогда, можно не читать». Ребёнок должен видеть пример - держите книгу в руках хотя бы 15 минут в день.

Ещё больше практических рекомендаций Ольги Гвинджилии вы получите на курсе Фоксфорда « ». На нём Ольга Витальевна, педагог с 30-летним стажем, будет говорить о том, как сегодня изменился круг детского чтения, что лучше читать детям и с детьми.

Вы узнаете, как связаны возраст ребёнка и круг чтения, как подбирать книги, почему нужно обязательно читать стихи, зачем читать вслух и многое другое.

Вам повезло, если в семье растет так называемый «книжный» малыш, которого не нужно уговаривать прочитать пару страниц. Уже с раннего возраста его привлекает волшебный мир книг. Сначала ребенку нравятся яркие картинки, затем завораживают буквы, которые можно сложить в слова.

Но что делать с теми малышами, кого не интересуют книжки? Как привить крохе любовь к чтению? Если вы хотите, чтобы ваше чадо предпочло компьютеру или телевизору хорошую книгу, наша статья для вас.

Современные родители все чаще задумываются над тем, как заставить своих отпрысков читать книги, в то время как они заняты компьютерными играми или просмотром мультфильмов. Однако психологи уверены, что заставлять ребенка бесполезно, поскольку само это слово подразумевает что-то нехорошее и неинтересное.

Правильная постановка задачи – заинтересовать детей читать книжки.

В непростом деле воспитания читающего человека необходимо привить любовь к литературе еще в детстве, дать понять малышу, что чтение является чрезвычайно увлекательным и интересным процессом, приносящим немало удовольствия чтецам.

В чем польза книг для ребенка?

Прежде всего, поговорим, для чего вообще нужна детская литература, есть ли польза от книжек для маленького слушателя. Педагоги и психологи уверены, что книги:

  • развивают интеллект и расширяют детский кругозор. Малыши пока знают очень мало, а сказочные истории в мамином или бабушкином исполнении пополняют багаж знаний;
  • развивают речь, поскольку ребенку легче запоминать новые слова, понимать их значение;
  • учат детей таким необходимым социальным чувствам, как сострадание, умение сопереживать, готовности прийти на помощь (стихи А. Барто, русские народные сказки).

Кроме того, если вы превратите чтение в ежевечерний ритуал, то привнесете в жизнь детей определенную стабильность. Книголюбы вырастают в том случае, если дети с рождения слышат голоса родителей, читающих стихи или сказки.

Как привить детям любовь к книгам?

Мы собрали несколько полезных советов от специалистов и опытных родителей, которые обязательно помогут вам приучить вашего ребенка к чтению книжек.

  1. Самое главное и действенное правило – читайте сами. Если родители будут любить книги, собирать домашнюю библиотеку, читать с удовольствием, значит, малыш начнет вам подражать. Не стоит недооценивать значимость родительского примера.
  2. Постарайтесь познакомить кроху с литературой с раннего детства. Начинать можно с книг, состоящих почти целиком из картинок, с моющихся книжек для младенцев, затем переходите к простым стихотворениям, потешкам. Лишь после года необходимо открывать сказки.
  3. Грудничкам лучше читать плавным, размеренным голосом, так они проще воспринимают услышанное. Деткам постарше родители могут читать выразительно, «в лицах».
  4. Выбирайте подходящее время для чтения – ребенок должен быть спокойным, заинтересованным. Не стоит отвлекать его от игры и заставлять слушать, если он не хочет. Чтобы малыш захотел читать, старайтесь вызывать у него только положительные эмоции от книг.
  5. Не забывайте разговаривать с подросшим чадом о прочитанной литературе: интересуйтесь его мнением о сюжете и персонажах, спрашивайте, что ему больше всего понравилось. В этом случае ребенок скорее научится анализировать.
  6. Книга для вас важнее телевизора и компьютера? Тогда постарайтесь расставить приоритеты – ограничьте время пребывания за экраном. И все же без высоких технологий сейчас не обойтись. Русские сказки, произведения отечественных и зарубежных писателей все чаще можно найти в аудиоформате.
  7. Не забывайте рассказывать ребенку об авторах, чьи книги он слушает или читает. Возможно, он захочет прочитать и другие произведения полюбившегося сказочника. Еще один прекрасный способ – просмотр спектакля или фильма по понравившейся истории.
  8. Пробуйте растягивать удовольствие от произведения на несколько дней. Нетерпеливый малыш захочет узнать, что произойдет с любимым персонажем дальше. Однако не стоит сразу же удовлетворять детское любопытство. Ненавязчиво объясните, что когда он научится читать, то быстрее узнает о сюжетных перипетиях.
  9. Обязательно ходите с ребенком по книжным магазинам, чтобы он сам выбирал себе книги. Не огорчайтесь, если он поначалу станет выбирать комиксы, а не полезные, по вашему мнению, книги. Ваша задача на данном этапе – привить интерес к чтению, а потом можно будет понемногу заинтересовывать малыша другой литературой.
  10. Не отказывайте детям, если они уже умеют читать, но иногда просят, чтобы родители им почитали. В этом случае у вас есть возможность приобщить малыша к тем литературным произведениям, с которыми вы хотели бы его познакомить.
  11. Еще одно важное правило – нельзя заставлять детей читать. Чрезмерная навязчивость родителей зачастую приводит к тому, что ребенок вообще откажется от книг. Также не следует критиковать его чтение и сравнивать достижения с успехами сверстников.
  12. Кроме того, не стоит считать книжки единственным и самым лучшим средством интеллектуального развития. Помимо литературы в жизни малыша должны присутствовать подвижные и настольные игры, обычная возня с друзьями, прогулки в парк и походы в зоопарк, кинотеатр, цирк.

Что читать маленькому ребенку?

При выборе книг, прививающих любовь к чтению, ориентируйтесь на возраст малышей. Если кроха не сможет понять то, что вы ему читаете, то не станет даже слушать вас.

Для самых юных слушателей подойдут короткие стихотворения об игрушках, сказки про зверей.

Предпочтение следует отдавать тем волшебным историям, в которых персонажи повторяют одно и то же действие («Теремок», «Колобок»). Трехлетним деткам можно уже читать сказки, рассказывающие о самых невероятных чудесах.

Конечно, такое деление достаточно условно, однако оно отвечает психологическим особенностям малышей и может стать ориентиром при подборке детской литературе. Предлагаем примерный список, на который вы можете ориентироваться при создании собственной библиотеки.

Книги для детей в 1-2 года:

  • русские сказки – «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба» и пр.;
  • потешки во время гигиенических процедур – умывания, купания, массажа;
  • Агния Барто – «Ути-ути», «Зайка», «Лошадка», «Бычок» и т.д.;
  • Борис Заходер «Мишка-Топтыжка»;
  • Стихи Валентины Берестовой, Ирины Токмаковой, Самуила Маршака;
  • Лев Толстой «Три медведя».

Книги для детей в 2-3 года:

  • народные сказки – «Гуси-лебеди», «Два жадных медвежонка», «Каша из топора» и пр.;
  • Владимир Сутеев – «Мышонок и карандаш», «Яблоко», «Под грибом», «Мешок яблок» и др.;
  • Софья Прокофьева «Машины сказки»;
  • сказки в стихах Корнея Чуковского – «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха»;
  • Григорий Остер – «Попался, который кусался», «Как гусёнок потерялся», «Он попался», «Котёнок по имени Гав»;
  • стихи Елены Благининой и Эммы Мошковской;
  • Самуил Маршак «Сказка об умном мышонке»;
  • сказки Геннадия Цыферова.

Самое важное в книжках для самых маленьких деток – это, безусловно, картинки. Если взрослые с помощью воображения могут представить героев и обстановку по описанию, то малышам необходимо видеть иллюстрации.

Отдавайте предпочтение книгам, в которых изображения занимают около 70% от всего содержимого страниц.

Не стоит заставлять детей читать, направьте все свои родительские усилия на то, чтобы привить детям интерес и любовь к чтению и книгам. Постарайтесь превратить взаимодействие с книжкой в увлекательнейшую игру, хорошую привычку и интересный досуг.

Если у вас это получится, значит, можно не сомневаться, что ваше чадо предпочтет взять в руки книгу, а не потянется к компьютерной мышке.

Другая информация по теме


  • «Как не боятся доктора?»

  • Учимся общаться правильно! (от 1 до 3 месяцев)

  • Это опасно! Синдром встряхивания ребенка

Светлана Жабуева
Статья «Как привить любовь к чтению вашего ребёнка»

Статья «Как привить любовь к чтению вашего ребёнка »

Хотите, чтобы ваш ребенок вырос умным и стал успешным, и готовы приложить для этого все силы и средства? Начните с самого простого : прививайте своему ребенку любовь к чтению . Это увлечение создаст очевидные преимущества не только для него – например, хорошую успеваемость в школе, но и для вас. Оно способно наполнить ваши взаимоотношения другим содержанием.

Психологи отмечают, что чтение – один из самых действенных способов развития ключевых отделов головного мозга человека. А специалисты Канзасского университета выяснили, что чем больше детям читали в возрасте от 10-ти до 18-ти месяцев, тем богаче был их словарный запас впоследствии. Кроме того, любой ребенок опосредованно, благодаря авторским комментариям и пояснениям, познает окружающий мир. Дети учатся концентрироваться на тех вещах, которые они не замечали раньше. Это очень пригодится им в дальнейшем - для самоконтроля в учебе.

К тому же совместные чтения влияют благотворно на детей. При этом совсем неважно, сколько лет вашему ребенку – 10 месяцев или 13 лет. Ведь это прекрасный способ установления с ним душевного и эмоционального контакта, налаживания хороших доверительных и доброжелательных взаимоотношений.

Читая вслух, родители, сами того не замечая, замедляют речь так, как если бы разговаривали с младенцем. Они хотят быть услышанными и понятными своим чадом, и такая размеренная и спокойная речь помогает ребенку чувствовать себя увереннее рядом с мамой и папой. Таким образом можно сгладить конфликтную ситуацию. А еще добавьте сюда внимание, которое во время чтения вслух уделяют друг другу взрослые и дети. Благодаря этому простому и не требующему больших материальных и физических затрат увлечению у ребенка постепенно будет укрепляться тесная связь с родителями.

С чего же начать?

То, как ребенок станет относиться к книгам, когда будет старше, появиться ли у него желание читать и сохранится ли в дальнейшем интерес к чтению , зависит именно от нас с вами.

Приведем несколько советов , которые помогут привить ребенку любовь к книгам :

1. Создайте в доме «книжную» атмосферу

Родители для ребенка – самый лучший и главный объект для подражания, поэтому дети подсознательно копируют поведение взрослых. Читайте сами, и пусть ребенок увидит, что это доставляет вам удовольствие. Затем обсуждайте прочитанное в кругу семьи – и вы сыграете на естественном любопытстве чада . Ребенку будет интересно узнать ответ на вопрос : «Неужели все то, о чем рассказывает мама, находится внутри этой книги?» .

Кроме этого, чтобы дети читали книги, они должны вырасти в окружении книг. Требования экономии места, высокая мобильность и быстрое распространение электронных носителей вытеснили тяжелые тома книг, за которыми еще недавно записывались в очередь. Книжные шкафы и полки стали рассматриваться как невозможное ретро, не вписывающееся в современный дизайн, который почему-то называют евроремонтом. В домах европейцев чрезвычайно ценятся и берегутся старинные библиотеки или хотя бы их остатки . Если в домах нет следов интеллектуальной культуры, а только признаки финансового благосостояния, как дети узнают, что чтение и книги являются особыми ценностями? В доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, вырастет читающий ребенок.

2. Позволяйте ребенку играть с книгами тогда, когда ему этого хочется, даже когда он еще не умеет читать. Только не ленитесь объяснять, для чего предназначены книги и как правильно сними обращаться. Если кроха захочет, чтобы у него были собственные книжки, позаботьтесь о том, чтобы он получил их от вас в подарок. Постепенно пополняйте вместе с ним его библиотеку.

3. Учите с ребенком стихи. Детское стихотворение, размер выученного текста - это, говоря современным языком, формат текста, который ребенок может понять, связать, запомнить и пересказать за раз. Это «устойчивая порция» , «квант» , «единица» чтения . У детей, которые сразу сели за компьютеры, как правило, не сформирована устная речь и умение связно изложить свою мысль другому. Навыки оперирования текстами приобретаются не только во время механического чтения , но и в устной речи, в процессе ролевой игры, в самых разных социальных ситуациях.

4. Приходите вместе с ним в библиотеку. Выбирая книги для себя, не забудьте обратить внимание малыша на книги для детей. Проанализируйте, чем в настоящий момент ребенок увлечен, и позвольте ему самостоятельно выбрать книгу на интересующую тематику.

5. Запаситесь аудиокнигами, поскольку, согласно статистике , у ребенка, который привык слушать аудиокниги , впоследствии возникает любовь к чтению .

6. Не увлекайтесь количеством прочитанных книг. Давайте ребенку передышку – ему нужно время, чтобы осмыслить полученную информацию. Однако если он будет проявлять нетерпение и попросит прочесть ему следующую книгу, заметьте, что быстро это сделать он может только сам, а для этого должен научиться читать. Обучение чтению необходимо проводить в ненавязчивой, а лучше всего игровой форме. Разучивать буквы следует постепенно, и только когда ребёнок хорошо выучит одну букву, только тогда можно переходить к другой.

Выучив алфавит, можно идти дальше и учиться складывать из отдельных букв слоги. При этом не следует забывать о чтении на ночь , только теперь уже вы можете меняться ролями, предложив ребёнку почитать самому , сославшись на усталость голоса. Дети любят рассказывать что-либо сами, а поэтому, как правило, легко соглашаются.

Нужно сказать, что чтение вслух на ночь является очень важным элементом в системе воспитания, поэтому оно должно стать таким же привычным делом , как умывание и чистка зубов. Самые лучшие книги для этой цели – добрые детские сказки известных отечественных и зарубежных писателей или короткие рассказы о детях и животных. И напротив, комиксов, популярных журналов, изобилующих яркими картинками с сомнительным смыслом, а при этом ещё и бедных текстом, следует избегать. Помните о главном : книга должна излучать добро и иметь пусть самый простой, но положительный пример для подражания.

7. Читайте ребенку вслух, даже если он уже умеет читать.

Так он будет перенимать у вас правильную интонацию, произношение, а это занятие создаст между вами устойчивую эмоциональную связь. И в дальнейшем чтение напомнит ему о вашей любви и всегда будет только в радость.

8. Будьте последовательны, не позволяйте детям перелистывать страницы, не дочитав книгу до конца. Что же делать, если вы видите, что книжка не интересна ребёнку ? Возможно, он просто ещё до неё не дорос. В этом случае попробуйте подобрать что-нибудь попроще.

9. Учите ребенка сочинять, сочиняйте с ним истории. Интерес к придуманным мирам лежит в основании потребности читать толстые книжки в будущем. Пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, вы сформируете у ребенка творческое воображение. Дети с развитым творческим воображением будут искать более сложные и занятные истории, чем могут придумать они сами или вместе с родителями. Они потянутся к книгам.

10. Разыгрывайте спектакли по мотивам известных книжных сюжетов. Детям интересны отношения между людьми, необычными персонажами, и, как только наступает время ролевых игр, они с удовольствием погружаются в их миры. С 4-5 лет «единицей чтения » становится событие, действие, которое произошло с двумя и более персонажами. Можно сказать, они начинают усваивать искусство диалога и делают еще один важный шаг на пути к формированию сюжетного мышления.

С детьми постарше всё немного сложнее… Если подросток в 11-13 лет уже привык к телевизору , не стоит пытаться навязывать ему классику, а особенно что-либо из школьной программы. Оторвать подросшее чадо от голубого экрана и обратиться к печатному тексту можно таким способом : дайте ему почитать толковую рецензию на его любимый фильм или телепередачу. По крайней мере, это даст ему стимул поспорить и, при необходимости, поискать нужную информацию в интернете.

Склонить чашу весов в пользу чтения можно также предложив прочитать книгу, по которой поставлен его любимый фильм. Большинство сценариев известных фильмов имели своим источником как раз именно литературные произведения. Очень часто такой альтернативный подход привлекает юного телезрителя своими возможностями узнать новые грани поведения своих любимых героев и незаметно прививает интерес к книге .

Дорогие родители, здравствуйте! Если вы читаете эти строки, значит вы с нами, и это несказанно радует. А часто ли вы читаете? А ваши дети? Если на первый вопрос я, наверное, услышу многочисленные «да!», то на второй, скорее всего, будет многозначительное молчание.

Не так давно удивилась своим детям, которые не смогли в первые несколько секунд припомнить, а какие книги они в последнее время читали, и какая больше пришлась по душе. Школьная литература и заученный на урок Некрасов – не в счёт! Ну как же так?

Начинаю рассказывать, что мы раньше в «живую очередь» , чтобы взять «Незнайку», «Волшебника Изумрудного города» и «Тома Сойера», а потом взахлёб читали, чтобы поскорее передать книги друзьям, а у вас всё в доступе, но вы не хотите, и натыкаюсь на круглые глаза детей: типа, а зачем?!

Да, «книжных» детей стало меньше. Знакомство с литературой стало ограничиваться лишь школьной программой, и это наводит на печальные мысли, что пройдёт годик-другой, и нашим детям действительно не о чем будет поговорить, кроме как о сухих цифрах экономики. Не приучено молодое поколение читать – факт.

Но если вы, равно как и я, этим обеспокоены, предлагаю познакомиться с советами психологов, как привить ребёнку любовь к чтению, и как при этом избежать частых ошибок.

План урока:

Почему мы делаем ошибки

Мало кто знает, что процесс чтения у психологов делится на 2 этапа.

  1. На первом, техническом, появляется «голый» навык овладения умением, который не приносит ещё дошкольнику должного удовольствия. Да, ребёнок радуется, что у него получается, но сам ещё книгу в руки не берёт, только в качестве игры и для демонстрации нам, родителям, своих достижений.
  2. На втором этапе начинается содержательное чтение, когда ухватывается смысл. Вот здесь-то и происходит получение удовольствия от того, что прочитано.

Нередко мы «застреваем» на , потому как в школе важно, насколько правильно ребёнок это делает, сколько слов он умудряется «пробежать» за минуту, и на последнем месте во время обучения чтению как таковому стоит понимание.

Формируется слово «надо», подкрепляемое школьными читательскими дневниками и нашим ежевечерним: «А ты сегодня читал?! Давай бери книгу!». И заметьте, в такие минуты нам не важно, а есть ли настроение у ребёнка для чтения. Нами движет слово «надо».

Так что в возрасте первоклассника 7 лет в большинстве случаев чтение техническое, и это не страшно. Страшно застрять на этом этапе, потому как репрессивное «Давай ещё страницу!» отобьёт желание брать книгу в руки напрочь.

На заметку! Психологи уверены, что крайний возраст, когда ещё можно из ребёнка сделать книголюба – 8 лет. Не привили любовь к чтению до 9-ти, позже сделать это гораздо труднее, а во многих случаях просто невозможно.

На втором этапе важно дать ребёнку свободу. Специалисты уверены, что не стоит до школьного возраста, а в идеальном варианте – до 10 лет, прививать чувство долга по отношению к интеллектуальной деятельности.

Психологи советуют «навязать» младшим школьникам осознание того, что школа – это, безусловно, в большинстве случаев обязанность, но учёба, в которой чтение занимает львиную долю, — это одновременно и радость, а получение информации из печатных строк должно приносить удовольствие.

А как мы поступаем обычно? Ведём к полке со школьной литературой: «Ты должен!» либо дарим книги «Тебе надо!» в уверенности, что именно это модное произведение должно быть прочитано, чтобы быть ему среди интеллектуалов. И совершаем непоправимую ошибку: не станет ребёнок читать с удовольствием то, что ему неинтересно, лишь исключительно «из-под палки», а это возвращает нас на уровень №1.

Потому не заверяем ни себя, ни юного читателя в том, что в семейной библиотеке есть всё, что нужно, а идём дружно в книжный магазин и оставляем на несколько минут ребёнка один-на-один в этом книжном царстве, наблюдая со стороны, а не жужжа под ухом: «Возьми вот это!» И пусть в результате в корзинке окажется совсем не то, что Вы ожидали видеть. Вариант без лишней траты денег – библиотека: «Как много книг, и всё это тебе доступно!»

Манёвры, чтобы подружиться с книгами

На просторах интернета нашла несколько советов для родителей, которыми можно воспользоваться, желая воспитать «книжное» поколение. Во всех из них – маленькая хитрость.

Хитрость от Кассиля

Русский писатель Лев Кассиль стоял на страже того, чтобы детская книга была популярна, а пополнить ряды читателей он предложил при помощи детской любопытности. Всё просто: читаем ребёнку книгу и на тебе: останавливаемся на самом интересном и становимся вдруг ну о-очень занятыми, игнорирую детское: «Ну прочитай ещё страницу!»

Что остаётся любопытному созданью? Правильно: прочитать самому! От Вас требуется в это время поддержать его инициативу и внимательно слушать продолжение рассказа.

Подходит он для тех ребят, которые уже свободно читают, застряв на стадии технического чтения и готовые переходить на этап содержательный.

Хитрость от Искры Даунис

Детский психолог предлагает воспользоваться той же самой чертой, присущей каждому ребёнку, – любопытством.

Представьте, что однажды утром Ваш ребёнок находит под подушкой записочку от любимого героя, в которой таинственно сообщается, что там-то – там-то для него приготовлен сюрприз. Находим сюрприз.

На следующее утро – ещё одно письмо, уже подлиннее текстом, но не про подарок, а про его достижения либо про плохие поступки. День за днём письма всё длиннее и содержательнее, а удовольствие от процесса чтения всё больше.

Еврейская хитрость

У еврейского народа есть свои традиции к привитию любви к чтению: они разрешают своим детям читать только тогда, когда они хорошо себя ведут.

То есть книга у них – это не наши обязательные каждый день 2-3 страницы «для галочки», а награда, к которой надо стремиться. Воспитанные с пелёнок с мыслью о том, что пользование книгой необходимо заслужить, маленькие еврейцы начинают испытывать нескончаемое удовольствие, когда в их руки наконец-то попадает книга.

Почему бы и нам не стать чуточку хитрее во благо? Мне кажется, если соединить все эти маленькие хитрости вместе, чередуя их, привить любовь к книгам получится гораздо быстрее.

Среди окружающих давно сложился образ библиотекаря. Это обязательно строгая тётя в очках, сухая и неэмоциональная, постоянно шикающая и призывающая к порядку. А ведь у неё большой багаж советов для того, чтобы помочь детям полюбить книги, ведь она-то сама с ними «на ты».

Когда читать?

Читать всегда, начиная прямо с момента рождения, ведь любовь к книгам – дело сугубо семейное. Именно родители – первоисточники колыбелей и , чтения на ночь, а читающий родитель – и вовсе пример для подражания.

Многие уверены, что видящий с книгой в руках маму-папу-бабушку-дедушку ребёнок непременно будет сам «книжником». Не то, чтобы совсем непременно, но вероятность этого значительно выше, чем у нечитающих семей. Когда книга в доме – обычный предмет, приносящий положительные эмоции, то желание ею пользоваться ради получения этих эмоций самостоятельно велико. Одно условие для чтения – позитивный настрой.

Как читать?

По несколько минуточек, но каждый день, выбирая для этого уютное местечко дома, рассматривая книжки и картинки в них, и обязательно с выражением, медленно муссируя то, про что Вы читаете, вызывая бурю эмоций. И с паузами, давая возможность «переварить», и с последующим обсуждением, предоставляя право высказать собственное мнение.

Очень полезно чтение всеми вместе по ролям. А если Вы подкрепите прочитанную книгу ещё и просмотром поставленного по ней спектакля или мультфильма, сравнивая текст с увиденным, то сможете рассчитывать на положительную реакцию юного читателя.

Что читать?

Всё, что интересно Вашему ребёнку. И пусть он в двадцать пятый раз просит Вас прочитать книгу, залистанную до дыр, у Вас нет права ему отказать. Для детсадовцев и младших школьников предпочтительно пользоваться книгами яркими, красочными, с крупным шрифтом.

Оставьте собственные амбиции позади и не подпихивайте серьёзные книги. Ребёнок придёт к этому, но позднее, а возрасте 8-11 лет пусть себе листает всё, что нравится, даже хоть комиксы.

Где читать?

Везде! Во время прогулки – вывески, на пляже – объявления, в помещениях – книги.

Конечно, не стоит циклиться на чтении, когда никак не удаётся ребёнка к этому склонить. И в наши времена были нечитающие дети, в развитии которые совсем не отставали. Главное — найти, чем заменить такие пробелы в развитии и делать это без фанатизма. А у Вас читающая семья? Рассказывайте в комментариях)

И не забудьте подписаться на новости блога, чтобы быть в курсе всех новых статей здесь появляющихся)

Приятного чтения Вам и Вашим маленьким школьникам!