На запасной орбите: почему Россия проигрывает битву за космос. лет космической станции "Мир": как это было

Экипаж Международной космической станции заклеивает отверстие в обшивке. Источник: mk.ru

По одной из версий дырку в корпусе пристыкованного к ней «Союза» еще на Земле случайно сделал один из работников российской космической корпорации. А чтобы никто этого не увидел, он заклеил ее клеем.

Тревожные сигналы с орбиты поступили ночью с 29 на 30 августа. Компьютер записал снижение атмосферного давления на Международной космической станции (МКС) из-за утечки воздуха. Первыми сообщение о проблеме получили американцы, так как изначально предполагалось, что сбой произошел в их части.

Однако вскоре глава российского космического агентства Роскосмос Дмитрий Рогозин признался, что утечка произошла в одном из отсеков транспортного корабля Союз МС-09, который пристыковался к МКС в июле. Это было обнаружено совместно российскими космонавтами и американскими астронавтами, которые во время обивки стенок туалета наткнулись на… просверленное отверстие.


Дмитрий Рогозин, руководитель агентства «Роскосмос». Источник: atom-energy.ru

Первоначальная версия столкновения с микрометеоритом была отвергнута. Тем более, как позже сообщили российские информационные агентства, дырка появилась еще на Земле. Позже выяснилось, что еще на заводе российской ракетно-космической корпорации «Энергия» работник случайно сделал отверстие в корпусе корабля. А чтобы об этом никто не узнал, виновник (который по некоторым данным уже признал свою вину), заклеил дырку клеем. И благодаря этому корабль прошел испытание на герметичность.

Но на орбите заплатка из клея вывалилась. По подсчетам членов экипажа МКС, через отверстие было потеряно около 40 кубических метров воздуха, что является 1/10 всего запаса воздуха станции. Это не так и страшно, подчеркивают эксперты, но если бы утечка продолжилась, это могло бы быть опасно. К счастью, ситуацию взяли под контроль. Отверстие на этот раз заклеили специальным термическим скотчем. Экипажу ничего не угрожает.

Позже глава Роскосмоса начал отказываться от первоначальной версии, согласно которой причиной аварии стало просто непреднамеренное разгильдяйство.

Наземная версия проверяется. Но есть и другая версия, которой не отбрасываем, – сказал Рогозин.

По его мнению, не исключаются «преднамеренные действия в космосе». Рогозин проинформировал, что рядом с отверстием замечено «несколько попыток использования дрели» на внутреннем корпусе корабля, и теперь эксперты должны точно определить, где это происходило – на Земле или уже на орбите.

Видно, что инструментом пользовался неумелый человек, поэтому можем отвергнуть версию, что это какая-то технологическая ошибка.

Глава Роскосмоса обещает, что внутренний контроль в компании точно покажет, кто хотел навредить кораблю и экипажу.

Мы точно узнаем все обстоятельства – обещаю.

Между тем озвучиваются и некоторые другие версии этого случая. Максим Сураев , бывший космонавт, а теперь депутат Государственной Думы, говорит, что дыру в космическом корабле мог просверлить член экипажа, который имел проблемы с психикой и… хотел домой.

Мы все живые люди, мы все можем хотеть домой, но этот способ совершенно недостойный. Если это совершил космонавт, что вполне вероятно, это очень плохо, – сказал Сураев. – Дай Бог, чтобы это был дефект на производстве, хотя это тоже очень грустно. Чего-то подобного раньше не было во всей истории «Союзов».

Гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин обвинил главу американской компании SpaceX Илона Маска в демпинге на рынке запусков ракет в космос с целью выдавить с этого рынка Россию. "Если вы посмотрите, по какой цене он продает "Фальконы" Пентагону и за сколько он выходит на рынок, то вы увидите чистый демпинг. Для того чтобы выдавить Россию с этого рынка, он продает пуски от 40 до 50, иногда от 50 до 60 млн долларов", - сказал Рогозин в эфире программы "Большая игра" на "Первом канале" вечером в понедельник, 1 октября.

При этом, по словам Рогозина, Маск получает от Пентагона около 150 млн долларов за каждый пуск. "Ему доплачивают для того, чтобы он выходил на рынок с дешевым продуктом", - отметил глава Роскосмоса. Он признал, что в таких условиях Россия не в состоянии конкурировать. Роскосмос не может требовать от Минобороны цену за пуск, которая будет в 3 - 5 раз дороже, отметил Рогозин, добавив, что такая игра будет несправедливой.

Контекст

Тем не менее, глава Роскосмоса пообещал, что в ближайшем будущем Россия снова станет лидировать на рынке запусков полезных нагрузок в космос ракетами-носителями. По его словам, в следующем году Россия проведет второй запуск тяжелой ракеты "Ангара", а с 2021 года начнет их серийное производство. "Мы вернемся и станем снова первыми, я вам обещаю", - заявил Рогозин.

В июне SpaceX заключила контракт с Центром космических и ракетных систем ВВС США на сумму в 130 млн долларов. Компания Маска должна осуществить запуск секретного военного спутника с помощью тяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy. Первый испытательный запуск Falcon Heavy состоялся в начале февраля. Тогда ракета вывела на орбиту красный электромобиль Tesla Roadster, за рулем которого сидит кукла в футуристическом скафандре.

Смотрите также:

  • Идея создать постоянно действующую орбитальную космическую станцию возникла в СССР еще в 1970-е годы. Таким образом, Советский Союз хотел превзойти США в гонке за господство в космическом пространстве. В 1986 году Москва вывела на орбиту комплекс "Мир" - самую сложную из всех ранее существовавших станций.

  • 30 лет космической станции "Мир": как это было

    Международное сотрудничество

    После окончания холодной войны Россия столкнулась с нехваткой ресурсов. На "Мире" началась эра международного сотрудничества. К примеру, несколько полетов к станции совершил американский челнок Atlantis (на фото). Станцию весом почти в 140 тонн посетили и четыре немецких космонавта.

    30 лет космической станции "Мир": как это было

    Многочисленные посетители

    В числе работавших на комплексе "Мир" - немецкий астронавт Райнхольд Эвальд (на фото - 2-й справа в верхнем ряду). Он прибыл на станцию в 1997 году на российском "Союзе". В общей сложности, на борту "Мира" побывало более 100 астронавтов из разных стран. Во время нахождения там Эвальда на орбитальной станции случился пожар, который, впрочем, был быстро ликвидирован.

    30 лет космической станции "Мир": как это было

    Неудачи, поломки, неисправности…

    Кроме прочего, "Мир" - рекордсмен по числу поломок. Материалы, из который была сделана станция, быстро износились. То происходила утечка охлаждающего агента, то отключался бортовой компьютер, а однажды транспортный корабль "Прогресс" при стыковке повредил солнечные батареи (на фото). Орбитальная станция - это "не зал ожидания с плюшевыми креслами", отметил тогда астронавт Райнхольд Эвальд.

    30 лет космической станции "Мир": как это было

    На пути к МКС

    США, которые после развала СССР частично финансировали работу станции "Мир", настаивали на совместном создании новой международной космической станции. С началом строительства МКС в 1998 году также начинается постепенный демонтаж "Мира". За 15 лет, проведенных на орбите, "Мир" совершил более 86 тысяч оборотов вокруг земного шара.

    30 лет космической станции "Мир": как это было

    Конец пилотного проекта

    Станция "Мир" считается важным этапом в развитии международного сотрудничества в освоении космоса. "Без этого опыта мы бы еще находились в самом начале пути", - указывает немецкий астронавт Томас Райтер. 23 марта 2001 года "Мир", проработавший в три раза дольше первоначально установленного срока, был затоплен в южной части Тихого океана.


Тем, кто следит за космической отраслью, известно: компания Илона Маска SpaceX после первого удачного цикла использования ракеты, включавшего в себя старт, разгон и посадку, серьезно пошатнула позиции «Роскосмоса» на рынке космических услуг. Поначалу над компанией Маска смеялись на государственном уровне.

Теперь же разговоры о том, что Россия остается великой космической державой, ведут лишь в тех случаях, когда в рамках международных проектов требуется разделить серьезные расходы. В проектах поменьше российские достижения остаются практически незамеченными. Более того, Россия почти потеряла один из наиболее востребованных секторов международного рынка космических услуг - вывод полезной нагрузки на орбиту.

Если не брать во внимание статистику нескольких лет, а сосредоточиться лишь на последних трех годах, то можно убедиться, что с момента выхода на мировой рынок компании SpaceX количество коммерческих пусков в России заметно снижается. Наиболее удачным для России был 2015 год: 23 успешных пуска из 26 осуществленных. Однако уже через год общее количество пусков снизилось до 17. В 2017 году было совершено 19 космических пусков, а за половину текущего года Россия осуществила всего шесть запусков, пропуская вперед основных конкурентов - Соединенные Штаты и Китай.

Технологичность и надежность российских ракет вопросов не вызывает - внештатные ситуации случаются у всех, даже у самых подготовленных. Важны и другие обстоятельства. Российские ракетостроители часто говорят, что техническая и научная возможность проектировать и строить уникальные ракеты есть, но делать это просто так «Роскосмос» никогда не будет. Это можно объяснить: каждая ракета - это десятки миллионов долларов инвестиций, которые должны работать и приносить прибыль государству.

Как раз прибыльностью российская космонавтика похвастаться не может. Работа по линии Минобороны и постоянные пуски спутников дистанционного зондирования Земли и других космических аппаратов, функционал которых засекречен, безусловно, важны при соблюдении государственных интересов и программ, направленных на обеспечение национальной безопасности.

Главной претензией к «Роскосмосу» на протяжении последних нескольких лет оставалась неспособность зарабатывать деньги. Все ресурсы для создания под крылом государственной корпорации серьезной международной космической «дочки», способной освоить многомиллиардный рынок, у компании были и есть до сих пор, однако решений руководства компании в этом направлении не было и по-прежнему нет.

Госкомпании теряют контроль

Периоду затишья вскоре может прийти конец. Партнерство государственных ведомств и частных компаний в США подало миру «дурной пример» того, что разработанная негосударственной компанией космическая программа может оказаться в десятки, если не в сотни раз дешевле тех, что на протяжении десятилетий предлагались крупными госкорпорациями.

Ярчайший пример - американская United Launch Alliance (ULA), созданная гигантами американского военно-промышленного комплекса Lockheed Martin и Boeing. Улыбчивый и вечно жизнерадостный Илон Маск может уничтожить эту структуру в ближайшие несколько лет.

Создатель частной космической фирмы SpaceX разом «сбросил» цену за космические пуски на $350 млн - об этом сам Маск писал в Twitter, издевательски намекая на совершенно безумную стоимость космических пусков компании ULA в $420 млн. Если учесть, что за вывод космического аппарата SpaceX, по разным оценкам, просят $60-65 млн, нетрудно догадаться, что другие международные компании могут провести собственный аудит и посчитать, что текущие транши за «езду» в космос на российских ракетах составляют гораздо большие суммы.

На протяжении долгих лет помимо доставки космонавтов на орбиту и вывода полезной нагрузки одной из статей дохода оставалась продажа ракетных двигателей РД-180 в США. Такие двигатели использовались для коммерческих пусков в одноразовых ракетах Atlas-III и Atlas-V. Однако совсем быстро и неожиданно успешно для производителей и экспортеров двигателей подоспела замена.

Созданные компанией миллиардера Джеффа Безоса Blue Origin двигатели ВЕ-4 уже испытаны и в 2019 году должны занять свое место внутри новой ракеты ULA Vulcan. Нетрудно догадаться, что после начала серийного производства американских двигателей разработанные и производимые в России РД-180 могут оказаться никому не нужны.

«Роскосмос» не умеет зарабатывать

Курировать военно-промышленный комплекс вместо Дмитрия Рогозина в новом составе правительства будет бывший заместитель министра обороны Юрий Борисов, человек с невероятно высокой компетенцией, авторитетом и умением решать сложные задачи. Однако в ведении Борисова, по больше части, окажется сугубо военный космос, обеспечивающий потребности всех родов вооруженных сил. Это значит, что вести «Роскосмос» к новым коммерческим высотам и эффективности придется новому руководителю - бывшему вице-премьеру Дмитрию Рогозину.

Однако тут возникает закономерный вопрос: куда «Роскосмос» собирается двигаться? Какие программы будет реализовывать и чем будет заниматься? На протяжении многих лет считалось, что «Роскосмос» не конкурирует и не будет конкурировать с частными космическими компаниями.

Структура госкорпорации предусматривает обеспечение государственных интересов по работе с космическим пространством. Но если небольшие «частники», получившие лицензий для работы с коммерческими пусками, отберут сначала грузовые миссии по выводу полезной нагрузки в космос, а затем и пилотируемые, что останется «Роскосмосу»?

На этот вопрос руководство компании ответит совсем скоро, но не раньше, чем закончится серьезный внутренний аудит. При этом о масштабных сокращениях известно уже сегодня - только Федеральная космическая программа «похудеет» на 150 млрд рублей. Отсутствие эффективности и, как следствие, финансирования может сказаться как на десятках межпланетных проектов, направленных на изучение особенностей ближайших планет Солнечной системы, так и на программе обеспечения страны национальной площадкой для вывода полезной нагрузки - второй очереди космодрома «Восточный».

Сопоставляя все факты, можно обнаружить, что успешность и прибыльность «Роскосмоса» все еще обеспечивает исключительно государство. Однако мир меняется, и для того, чтобы находить средства на реализацию космических программ, нужно быть умнее основных конкурентов, предлагать более дешевые, практичные и надежные решения. Проблемы с финансированием «Роскосмоса» вполне могла бы решить дочерняя компания, созданная в рамках корпорации и направленная на решение задач по завоеванию рынка.

Однако для того, чтобы догнать SpaceX и отвоевать долю коммерческих запусков обратно, руководству «Роскосмоса» придется совершить настоящее чудо. Единственной надеждой российской космонавтики (по крайней мере пока) остается крупный телекоммуникационный проект британской компании OneWeb, направленный на создание глобальной сети спутникового интернета.

Частичный выбор «Роскосмоса» в качестве оператора запусков здесь объясняется довольно просто - Илон Маск скорее всего просто не продаст собственные ракеты Falcon 9 под выведение на орбиту спутников основного конкурента. Он сам готовится подключить мир к спутниковому интернету Starlink.

Какое место в современной космонавтике займет «Роскосмос», станет понятно в ближайшие пару лет. Однако для того, чтобы не оказаться на обочине без денег, надежные решения для международного рынка космических услуг нужно придумать уже сейчас. Завтра может быть слишком поздно.