Почему люди постоянно делают селфи. Чтобы погасить тревогу. Социальные сети и реальность постмодернизма

Мир технически развивается стремительно быстро, и этот факт оставляет свой отпечаток на его жителях. Поскольку двигателями прогресса и инициаторами являются именно люди, отвечать им. С давних времён учёные и гении прошлого искали пути запечатлеть изображение более простыми путями, чем рисование. И это неудивительно, ведь мы всегда ищем лёгкие пути для решения своих задач. Одним из последствий стала «болезнь селфи».

Селфи-зависимость разных слоёв населения Земли

Если смотреть поверхностно на фотографию, то её цель ‒ запечатлеть в определённый промежуток времени область, которую захватывает объектив фотокамеры. Для человека это изображение может послужить ключом для воспоминаний прошлого. А именно они зарождают в людях глубокие чувства грусти и радости, вызывают эмоции, захватывают дух и играют воображением. Что касается развития фотографии в целом для искусства и культуры, то это огромный скачок вперёд для многих областей науки и техники. По фотографии можно найти человека, место, предметы, пропавшие когда-либо. В современном мире фото стало неотъемлемой частью жизни человека. Социальные сети заполнены миллионами фотографий, преимущественно сделанными самостоятельно. Такое явление уже имеет собственное название ‒ селфи. Болезнь 21 века захватила весь мир. Она коснулась не только студентов и подростков, как повествуют газеты и журналы, а и более взрослую категорию людей. Президенты, Папа Римский, знаменитые актрисы и актёры, певицы и певцы ‒ абсолютно всех можно увидеть в социальной сети на селфи.

Больше всего поражает то, что даже со значимым социальным статусом делают селфи. К примеру, автопортрет Барака Обамы на похоронах в весёлом расположении духа вызвал массу разногласий. А фото премьера Российской Федерации Медведева в лифте вообще набрало в «Твиттере» более трёхсот тысяч твитов. В то время как основная масса восторгается столь открытыми поступками со стороны правительства, учёные всерьёз озадачены проблемой 21-го века, уже получившей название «болезнь селфи».

Selfie переводится с английского как «сам» или «себя». Это фотография, сделанная на камеру мобильного телефона, планшета. Изображение имеет характерные черты, например, запечатлено отражение в зеркале. Слово «селфи» стало популярным впервые в начале 2000 года, а потом в 2010 году.

История селфи

Первые селфи были сделаны на фотоаппарат «Кодак Брауни» от фирмы «Кодак». Делали их при помощи штатива, стоящего перед зеркалом, или на расстоянии вытянутой руки. Второй вариант был более сложным. Известно, что одно из первых селфи произведено княжной Романовой в тринадцать лет. Она была первым подростком, сделавшим такое фото для своего друга. Сейчас же «себяшки» делают все, и возникает вопрос: селфи ‒ болезнь или развлечение? Ведь многие из людей ежедневно делают фотографии самих себя и выкладывают их в социальную сеть. Что касается возникновения самого слова «селфи», то оно пришло к нам из Австралии. В 2002 году на канале АВС был впервые употреблён такой термин.

Селфи ‒ простое невинное развлечение?

Желание фотографировать себя в какой-то степени не несёт каких-то неприятных последствий. Это проявление любви к своему внешнему облику, желание нравиться другим, что свойственно практически всем женщинам. Но ежедневные фотографии еды, ног, себя с алкогольными напитками и другие интимные моменты личной жизни, выставленные напоказ обществу - это неконтролируемое поведение, влекущее за собой вовсе не невинные последствия.

Особенно пугает такое поведение со стороны совсем ещё детей от 13 лет. Подростки в социальных сетях как будто вовсе не воспитывались родителями. Самоснимок может быть невинным развлечением только тогда, когда фото делаются редко и не имеют эротического подтекста и других социологических отклонений. Общество, имея свою культуру и духовные ценности, опускается вниз при таком бездумном поведении. Выставляя напоказ свои гениталии, подростки обрекают будущее нашего рода на отсутствие морально-этических норм в социуме.

Селфи ‒ психическая болезнь?

Американские учёные пришли к выводу, что автопортреты с мобильного телефона, которые регулярно выкладывают в социальных сетях, таких как «Фейсбук», «Инстаграм», «ВКонтакте», «Одноклассники», и других менее известных ресурсах, являются привлечением внимания и психическим расстройством. Болезнь селфи распространилась по всему миру и коснулась людей разных возрастных категорий. Люди, находящиеся в постоянном поиске яркой фотографии, понемногу сходят с ума, а некоторые и погибают ради экстремального кадра. Это реальная болезнь ‒ делать селфи ежедневно.

Разновидности селфи

Учёные выделили три степени такого психического расстройства:

  • Эпизодическая: характеризуется наличием не более трех фотографий ежедневно без выкладывания в социальных сетях. Такое расстройство ещё можно контролировать, и оно подлежит лечению силой воли и осознанием своих действий.
  • Острая: в день человек делает более трёх снимков и обязательно делится ими в интернет-ресурсах. Высокая степень расстройства психики ‒ фотографирующий себя не контролирует своих действий.
  • Хроническая: самый сложный случай, абсолютно не контролируемый человеком. Ежедневно производится более десяти фотографий с публикацией в социальных сетях. Человек фотографируется где угодно! Это самое яркое доказательство того, что существует болезнь селфи. Как называется она в медицине? Собственно, именно в честь фото себя её и назвали, хотя здесь не второстепенную роль играют соцсети, которые тоже являются своего рода зависимостью.

Проявление селфи в обществе

В обществе уже существуют десятки поз для фотографирования себя, и теперь у них есть название. Болезнь селфи продолжает распространяться в социуме, несмотря на заявления учёных об опасности и проведение телепередач на эту тему. Вот самые модные селфи-позы 2015 года:


У каждого из нас есть знакомые, которые любят фотографировать себя всегда и повсюду: в кафе, на прогулке, за завтраком и даже (классика!) перед зеркалом в общественном туалете. Нередко встреча с ними превращается в бесконечную и бессмысленную фотосессию. Сегодня о селфи и зависимости от него, получившей название «селфизм», возникло немало шуток, забавных и не очень историй. Кроме того, это явление уже стало объектом всевозможных психологических исследований. Попробуем разобраться в том, что же такое селфи, какова его роль в современной культуре, а также как и почему формируется зависимость от него.

Социальные сети и реальность постмодернизма

Социальные сети дают новые возможности для общения на расстоянии. Теперь выражать свои эмоции можно не только с помощью слова, но и с помощью камеры, встроенной в смартфон. Виртуальная реальность по количеству связей превосходит любой круг общения в рамках какой-либо социальной организации, будь то профессиональная или неформальная группа. Наше социальное окружение постепенно переместилось в область виртуальности, где действуют особые законы. В связи с этим происходит изменение способов восприятия себя и окружающей нас реальности. Феномен селфи, который появился и стал распространяться не так давно, также играет определенную роль в этих изменениях. Но почему это происходит именно сейчас? Что привело к этим процессам?

Во-первых, изменилась общественная среда. Трансформировался не только способ взаимоотношений, но увеличилось и количество участников, вовлеченных в процесс общения. Самое главное – поменялся характер социального взаимодействия, а вслед за ним и цель.

Однако современное влияние социальных сетей преобразует не только сферу коммуникаций, но и воздействует на отношения человека с миром, что непосредственно отражается на процессе мышления, в котором эстетическое становится одной из основополагающих ценностей. Восприятие, созерцание и переживание сегодня являются главными факторами, определяющими выбор человека. Такой выбор не требует рефлексии, он очевиден и прост: «Конечно, я выберу платье этого цвета, ведь он мне так идет!». Однако суждения вкуса не всегда подходят в качестве мотива к действию, реальность требует от человека учитывать массу факторов, а это труднее. Реальность состоит из множества жизненных явлений, на большую часть которых мы не можем повлиять, зато можем изменить их восприятие как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.

Мишель Маффесоли, описывая новую форму ориентации человека в ситуации постмодернизма, вводит понятие эстезис. Эстезис – это «непрерывный процесс эстетизации всех жизненных явлений». Эстетизация как форма взаимодействия с реальностью разворачивается в культуре XX века в ответ на рационализм модерна и строгость тоталитарных режимов индустриальной эпохи, где эстетическое было вытеснено из общественной сферы в угоду прагматизму.

Но термин «эстетизация» встречается и в психоанализе. Это механизм, защищающий сознание от травмирующей его действительности. Этому психическому процессу также обязано и искусство: оно выполняет для нас компенсаторную функцию, достраивая реальность до гармоничного целого, в котором мы способны к безопасному переживанию жизни.
Возможно, столь широкое распространение фотографии как нового вида искусства в XX веке также во многом связано с работой этого защитного механизма, с мучительными поисками этого гармоничного целого, которые раньше были доступны лишь избранным.

Мир через объектив фотокамеры, или искусство видеть

Представители The Byron Company/The Museum of the City of New York.

Искусство фотографии имеет полуторавековую историю, в процессе которой социальный смысл фотографии неоднократно менялся. На заре своего появления фотография была средством копирования действительности. К фотосъемке относились с предельной серьезностью: в первой половине прошлого века перед объективом собиралась вся семья и неподвижно ожидала момента своего «запечатления в истории». Фотография на какое-то время даже потеснила реалистичную живопись, поставив под вопрос ее необходимость.

С развитием техники фотография стала доступна каждому. Каждый может стать фотографом и заниматься профессиональной или любительской фотосъемкой. Семейный фотоальбом - это часть семейной жизни. Человек стал обращать внимание на повседневную жизнь, появился целый жанр бытовой фотографии. Однако семейный фотоальбом - это личная вещь, хранящая историю и память в виде моментов прошлого.

Сегодня фотография используется для быстрой передачи информации, общения и в качестве способа публично заявить о себе. Благодаря социальным сетям фотография из интимно-личного пространства переходит в публичное, доступное всем и каждому.

Формируя «фокус» восприятия мира, фотография изменила и наше отношение к нему. Мы смотрим на вещи и, оформляя их в рамку, фрагментируем реальность. Жизнь как таковая нас уже не интересует, она становится предметом эстетического восприятия, а потому появляется потребность достроить такие границы, в которых объект восприятия будет выглядеть привлекательно. Если раньше это была прерогатива медийных личностей, тех, кто превратил свою жизнь в товар на рынке красоты, то сегодня каждый может позволить себе соответствовать той глянцевой жизни, которую мы раньше могли видеть только на обложках модных журналов.

Потребляя вещь или услугу, будь то путешествие или еда в ресторане, главным критерием выбора является ее эстетическая привлекательность, которую мы фиксируем с помощью камеры, и тут же отправляем в сеть в поисках подтверждения и признания нас и нашего выбора как правильного, где за соответствие нужному образу человек получает «поглаживания» в виде лайков или репостов, что становится основанием для действий.

Селфи – автопортрет, меняющий человека


Винсент Ван Гог «Автопортрет в серой фетровой шляпе III»/© Wikimedia Commons.

Селфи – это искусство, популярный жанр фотографии, такая разновидность автопортрета, который создается при помощи мобильного устройства. Фотографирование себя на расстоянии вытянутой руки.

Вероятно, жанр автопортрета в фотографию пришел из живописи, где был разработан и получил глубокое психологическое и философское обоснование. Но в живописи автопортрет создается художником с целью поиска себя, это попытка воплотить свое Я в произведении искусства.

Винсент Ван Гог, автопортреты которого являются отражением вечно ускользающего Я, пытался схватить и выразить в красках свою неизменную сущность, перенести ее на холст, сохранив для вечной жизни.

Вот что пишет Ван Гог о фотографии:

«...Фотография – это всегда неизменно условные глаза, носы, рты, восковые, гладкие, холодные. В них всегда есть что-то мертвенное. А вот живописные портреты живут собственной жизнью, исходят непосредственно из души художника, чего не может дать никакая машина. Чем больше видишь фотографий, тем яснее это становится».

Конечно, фотография дает меньше возможностей для самовыражения, потому как уже прикована к реальности, но насколько далек от истины великий художник?

Если творчество Ван Гога было, в первую очередь, поиском себя для себя, то современное селфи-творчество можно назвать поиском «себя для других», такого себя, который будет интересен другим. А как стать интересным для других? В культуре потребления ответ один – необходимо приобрести то, что имеет ценность для общества. Если уж и создавать автопортрет, то с тем, что имеет социальную значимость.

Сьюзен Сонтаг говорит о том, что «сфотографировать значит присвоить фотографируемое».

Фотографируя, мы присваиваем объект, делая его виртуальную копию своей собственностью. А благодаря социальным сетям делаем этот факт публичным. Если следовать логике С. Сонтаг, то селфи – это «умножение» себя, присвоение своей виртуальной копии самому себе, попытка запечатлеть себя в каждый момент своей жизни. Возможно, стремление делать селфи обусловлено вытесняемым страхом смерти, а также внутренней тревогой, вызванной потерей идентичности.

Селфи – это не обычная фотография, в которой объект и субъект находятся по разные стороны объектива. Если использовать классификацию Ролана Барта, то можно говорить о том, что в селфи сливаются воедино все три лица, участвующие в процессе съемки – зритель, фотограф и модель, которую фотографируют. В момент, когда человек узнает о том, что оказался в объективе фотографа, он тут же начинает вести себя неестественно, не так, как обычно ведет себя в жизни, он позирует и играет с существующим у себя в сознании образом своего Я. Созерцая фотографию, мы скорее наблюдаем то, как человек хочет выглядеть для нас, но не то, как он выглядит на самом деле.

Социальные сети фундаментально изменили смысл фотографии в современном обществе. Сфера фотографии стала публичной, она напрямую зависит от стереотипов и принятых в обществе стандартов. Мышление современного человека, его взгляд на мир и взаимодействие с ним превратились в поиск идентичности, где в процессе эстетизации действительности он отчуждается от своего Я, срастается со своей маской, виртуальным двойником, что влияет и на его поведение в реальной жизни. Люди создают привлекательный для других виртуальный образ, соответствующий всем стандартам гламурных журналов и красивых кинофильмов, где важным является не только главный герой, но и каждая мелочь, оказавшаяся в кадре. Человек, создающий свое виртуальное Я, старается удивить других, поместив в объектив камеры не только свое лицо, но и другие атрибуты, необходимые для признания в обществе, например, используемые им бренды. В результате происходит фундаментальная переориентация жизненного пространства на исключительно эстетически привлекательные, привлекающие внимание, внешние явления и проявления себя. Это обусловлено поиском объектов, с которыми можно себя идентифицировать. По мере появления на своей странице удачных кадров человек может даже немного успокоиться, а его внутренняя тревога утихнуть, но завтра настанет новый день, а значит, голод идентификации нужно будет снова удовлетворять.

Наряду с новыми возможностями для общения мы получили и новую действительность, в которой нет места некрасивым людям, грязным подъездам и непривлекательной пище. Да, это может свидетельствовать о повышении уровня эстетического восприятия и даже эстетической культуры общества, что впоследствии может отразиться и на реальном преображении жизненного пространства человека, например, города. Однако одновременно с этим эстетическое восприятие действительности может влиять на жизненно важные решения, где приоритетным является то, что привлекательнее выглядит. Человек всегда стремился к прекрасному, однако выбор, совершаемый на уровне переживания, иррационален, красивое может обернуться обманом, а за погоней за привлекательной картинкой может скрываться пустота, свидетельствующая об отчаянии и бессмысленности.

Когда Я идентифицируется через фотографии в социальной сети, происходит качественная трансформация мышления, ведущая к потере идентичности, потому что внешняя форма начинает подменять внутренний смысл. Человек оказывается зависим от селфи, что и приводит к отклонению под названием «селфизм». Ощущая данное противоречие между внешним и внутренним, он начинает искать свое Я, пытаясь идентифицировать себя с чем-либо, но привычка - вторая натура, а значит, способ поиска идентичности происходит снова через внешнее. Очевидно, чтобы выбраться из этого порочного круга, необходим качественный пересмотр нашего поведения и ценностей, на которые мы опираемся.

Фото: музыкант Джордж Харрисон, 1966.


Слово «селфи» включили в Оксфордский словарь английского языка в 2013 году. Конечно же, люди создавали автопортреты на протяжении столетий, но термин «селфи» относится к особой их разновидности – автопортретам, сделанным при помощи камеры, встроенной в мобильный телефон. Интерес к селфи быстро завоевал весь мир, и сегодня ученые даже говорят о развитии особой зависимости, называемой селфиманией .

Селфиманию ученые определяют как навязчивое желание делать селфи. Впервые об этом заговорили в 2014 году ученые из Американской психиатрической ассоциации. Они провели ряд исследований, результаты которых указывают на то, что чрезмерное увлечение селфи – это один из видов психического расстройства.


Исследование проводилось двумя учеными - Джанартананом Балакришнаном (Индия) и Марком Гриффтсом (Великобритания). Они изучили поведение 400 индийских студентов в возрасте 20 лет. Целью исследования было выяснить, насколько часто студенты делают селфи, и какова их мотивация. Результаты свидетельствуют, что наиболее часто люди делают селфи, чтобы презентовать себя с более выгодной стороны, это особый тип социального соперничества.

Из 400 студентов, принявших участие в исследовании, 34% страдают от пограничных состояний, 40,5% - от острых состояний, и 25,5% - от хронической зависимости от селфи. 57,5% мужчин подвержены селфимании и 42,5% женщин. Как и ожидалось, селфимания - молодежная зависимость, аддикцию выявили у половины участников эксперимента в возрасте от 16 до 20 лет, у людей старше 25 лет интерес к селфи проявляется значительно реже.


Что касается количества фотографий, которые делали студенты, то оно может показаться не таким значительным, как принято думать. В день 55% студентов делали от 1 до 4 селфи, только у 9% студентов это количество превысило 8 фотографий. Интересно, что 34% студентов не публиковали свои селфи в социальных сетях.


Причины, по которым студенты делали селфи, они объясняли следующим образом.

Фактор 1: Соответствие ожиданиям окружающих

1.1 Когда я делаю селфи, у меня улучшается самочувствие, и я могу наслаждаться окружающим миром.
1.2 Селфи – мой способ самовыражения.
1.3 Селфи – возможность сохранить воспоминания о событиях и пережитом опыте.
1.4 Селфи послужат базой для будущих воспоминаний.

Фактор 2: Социальное соперничество

2.1 Обмен селфи с друзьями и коллегами помогает чувствовать дух социального соперничества.
2.2 Когда я делаю различные селфи, я повышаю свой социальный статус.
2.3 Я публикую селфи в социальных сетях, чтобы получать «лайки» и комментарии.
2.4 Я использую фотофильтры, чтобы мои селфи выглядели лучше, чем у других.


Фактор 3: Поиск внимания

3.1 Я получаю большую долю внимания, когда публикую селфи в соцсетях.
3.2 Я чувствую себя более популярным.
3.3 Публикуя селфи, я предполагаю, что мои друзья оценят меня.

Фактор 4: Изменение настроения

4.1 Я понижаю уровень стресса, делая селфи.
4.2 Чем больше селфи, тем лучше настроение и больше счастья.
4.3 Селфи моментально меняют мое настроение.

Фактор 5: Самооценка

5.1 Я чувствую себя уверено, когда делаю селфи.
5.2 Я лучше отношусь к себе, когда делаю селфи.
5.3 Я делаю много селфи и рассматриваю их после, чтобы повысить свою самооценку.

Фактор 6: Соответствие ожиданиям сверстников
6.1 Я получаю одобрение среди сверстников, когда делаю селфи и публикую их в соцсетях.
6.2 Сверстники принимают меня «за своего», когда я делаюсь селфи.
6.3 Когда я не делаю селфи, я не чувствую связи с моими сверстниками.

Доказывают, что интерес к фотографированию себя проявлялся у людей и много лет назад.

По материалам сайта mymodernmet.com

Новые технологии и ультрасовременные гаджеты подарили миру новое увлечение, захватившее целиком людей разных возрастов, разных слоев и социальных групп. Слово «селфи» происходит от английского «selfie», что значит «фотографирование самого себя». Это фотографии, которые делаются на вытянутой руке или в зеркале фотокамерой телефона.

Феномен «сетевого эксгибиционизма»

Селфи сегодня – это не просто очередной вид фотосъемок или мейнстрим сезона, это особое социальное явление, которое иногда превращается в болезненную манию. Причины и опасности этого нового увлечения уже взволновали психологов всего мира. Последнее время невинное увлечении селфи все чаще перерастает в неконтролируемое навязчивое психическое расстройство, когда человек начинает себя фотографировать десятки раз в день, иногда в интимной обстановке или в экстремальной ситуации с риском для жизни.

Психологи установили, что данная проблема появилась в современном мире в связи со снижением ценности межличностных отношений. Люди все больше заняты карьерой, бизнесом, увеличением доходов и накоплением денег; они все меньше внимания уделяют личному общению, дружбе и любви. Они не стараются строить глубокие отношения, не привязываются друг к другу, в итоге видя друг в друге не личность, а набор полезных для себя функций.

Селфи — разновидность эмоционального эксгибиционизма

Многие сегодня не желают «тратить» свои чувства на других, но сами по-прежнему отчаянно нуждаются в любви. Отсюда и чрезмерная увлеченность селфи. Врачи называют такое самолюбование нарциссизмом или сетевым эксгибиционизмом. Некоторые делают селфи постоянно: дома и во время учебы, на работе и на отдыхе, в туалете и на приеме у врача. Каждому человеку хочется, чтобы окружающие отмечали его уникальность, чтобы его любили и восхищались.

Если многочисленные селфи, размещенные в соцсетях, получают одобрительные отзывы и лайки, человеку начинает казаться, что его заметили и полюбили. Многие селфи делаются бессознательно, с целью поднять низкую самооценку, но результат получается противоположный – это лишь обостряет внутреннюю пустоту, ведь если их фото получает мало лайков, то это может привести к депрессии. Человек еще больше замыкается в себе и озлобляется, начинаются трудности в реальном общении и социальной жизни.

Последствия чрезмерной увлеченности селфи

В некоторых иностранных компаниях перед приемом на работу нового сотрудника проверяют его странички в социальных сетях. Если они чрезмерно заполнены селфи, то ему не суждено попасть в компанию – такой человек считается плохим работником, потому что слишком зациклен на себе и занят самолюбованием, у него отсутствует ответственность за других людей и общее дело.

Иногда жажда внимания и одобрения приводит к трагическим последствиям. Всем известна история 19-летнего парня из Великобритании, который ежедневно размещал в соцсети более 200 своих фото. Получив множество лайков, он был уверен в собственной неотразимости. Когда он получил отказ в модельном агентстве, то впал в глубокую депрессию, перестал есть, похудел на 10 кг и не выходил полгода из дома.

Важно, чтобы любовь к селфи не переросла в манию

Он делал фотографии каждую минуту, пытался копировать позы Леонардо Ди Каприо, в надежде снять «идеальное селфи» и прославиться на весь мир, но в итоге, поняв, что лучшее в мире селфи у него не выходит, попробовал покончить с собой. Сейчас, после лечения в клинике, он находится на реабилитации и учится жить без телефона.

Другой молодой человек, сделав удачное фото в костюме Губки Боба и собрав тысячи лайков, решил покорить интернет экстремальным селфи. В результате экстрим закончился травмой, кровопотерей и смертью автора. Почему же люди так стремятся разместить свои фото в соцсетях? Одной из объективных причин селфи-мании считается, что пользователям больше нравится ставить лайк чьему-то фотопортрету, а не отвлеченной фотографии. Лайки для юзера в виртуальном мире - это психологические заменители одобрения и похвалы, в которых так нуждается каждый человек.

Как сделать удачное селфи?

Иногда селфи делают знаменитые и публичные люди, и в этом нет ничего плохого. Например, президент Америки Барак Обама с удовольствием принял участие в групповом селфи с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном и премьер-министром Дании Хелле Торнинг-Шмитт. А большой поклонник новых трендов — Председатель правительства России Дмитрий Медведев, — сделал фото себя в лифте Дома правительства и разместил его на своем аккаунте в Твиттере.

Американский астронавт Стивен Суонсон первым загрузил в Сеть прямо из космоса настоящее космическое селфи. На фото за спиной астронавта виден океан и облака. Под фото он написал: «Вернулся на Международную космическую станцию. Жизнь прекрасна ».

Но если вы не президент, не кинозвезда и не космонавт, то каким методом вам обратить на себя внимание? Для того чтобы выделиться на общем фоне цифровых фото, не обязательно сумасбродствовать. Лучше включить мозг, и тогда из вашего увлечения селфи получится настоящее искусство. Можно, например, с помощью селфи рассказывать интересную историю, или общаться эмоциями как в пантомиме.

Иногда селфи помогает людям преодолеть кризисные моменты в жизни. Одни используют фотографирование себя для того, чтобы принять и полюбить свою внешность, либо преодолеть застенчивость. Другим такие фото в какой-то степени компенсируют отсутствие карьерных успехов. Третьим просто поднимают настроение.

В селфи, как и во всем, нужно помнить о чувстве меры! И если вы продолжаете жить привычной жизнью, уделяет время близким и родным, в вашей жизни есть настоящие друзья и любимые люди, общение с которыми для вас главнее любых фото, то селфи – не более чем модное увлечение.

Про пристрастие к селфи много шутят, но последнее время люди все больше задаются поиском реальных психологических предпосылок увлечения. Психологи и социологи даже провели немало исследований. И выяснили не только причину тяги к селфи, но и научились «читать» снимки. А чрезмерную увлеченность назвали селфизмом.

Селфи дословно можно перевести как «себяшка». Это вариант фотосъемки, при котором человек запечатлевает сам себя с помощью вытянутой руки или специального устройства – селфи-палки.

Ученым из Технологического института Джорджии удалось в ходе исследования выявить несколько интересных фактов о селфи:

  • Пик увлеченности приходится на возраст 18–35 лет.
  • Среди всех любителей селфи 70 % – женщины.
  • Больше половины фотографий отражают внешность автора, в том числе выбор одежды, макияжа, прически.
  • На втором месте по популярности селфи с родными людьми и друзьями. Так называемые социальные селфи.
  • Менее популярны селфи, подчеркивающие этническую принадлежность, рассказывающие об отдыхе автора, путешествиях, занятиях спортом.

В результате эмпирического исследования ученые пришли к выводу, что селфи – это часть самопрезентации, элемент интернет-образа. Не секрет, что люди часто являются тем, кем хотят быть, а не тем, кем являются на самом деле.

Цель фото – убедить других пользователей в успешности автора страницы. Как правило, жизненный успех на просторах интернета измеряется физической привлекательностью, богатством и здоровьем. Люди даже рискуют жизнью ради интересного снимка. К сожалению, рискуют не всегда удачно.

И это еще не все. Наверняка вы видели много шуток из рубрики «ожидание – реальность», которые наглядно показывают закулисье социальных сетей. Но зачем и кому нужно подобное пускание пыли в глаза или реальное хвастовство собственными материальными ценностями?

Психологические причины

Мы уже подошли к ответу. Прежде всего, побудителем выступает система и личности.

  1. Подделывать фото для сети любят те, кого не устраивает собственная жизнь. То же актуально для обработки фотографий. Мы сейчас не говорим о красивой профессиональной съемке. Речь идет о злоупотреблении фотошопом, изменении собственной фигуры, цвета глаз и т. д.
  2. Те, кто действительно материально обеспечен, выкладывают реальные фото в инстаграм, чтобы вызвать зависть у других людей, похвастаться, самоутвердиться.
  3. Есть третья категория людей. Те, кто просто любят себя, имеют в характере черты .
  4. Иногда селфи сопровождается действительно интересной информацией или демонстрацией красивого места, увлекательного мероприятия. «Но почему бы просто не сфотографировать окружающую обстановку?», – спросите вы. Автор хочет показать максимальную причастность к происходящему, наглядно доказать, что он там был. А то ведь попробуй докажи общественности, что просто фотографию сделал именно он. Это вытекает из потребности во внимании, значимости, причастности к чему-то важному. По крайней мере, важному с точки зрения автора. А еще чаще всего он хочет получить поддержку, одобрение, положительную оценку его действий.
  5. Для еще неокрепших личностей селфи – форма самопознания. Точнее, человек выясняет, каким мир хочет его видеть. Комментарии, лайки, дизлайки формируют у индивида представление о допустимости или недопустимости действий, эмоций, мест, запечатленных на фото. Новый цвет волос, прическа, увлечения, обучающие курсы – на все не определившийся и неуверенный в себе человек жаждет получить ответ общества.
  6. Есть люди, которым нравится публичная жизнь. Они не хотят кого-то задеть, возвыситься. Они просто хотят показать себя. Как правило, у активных пользователей селфи есть круг своих почитателей, поклонников. Это некая игра в известность. Можно, конечно, пойти дальше и предположить, что это нереализованная потребность в любви, последствие . Но, как говорил Фрейд, «иногда сигарета – это просто сигарета». Есть люди с чертами демонстративности.

Интересный факт! Согласно одной теории, пристрастие к селфи – результат стремления гармонизировать окружающую среду, пережить и принять неудовлетворяющую реальность. В психологии существует понятие эстетизации. Это , при котором человек придает эстетическое значение травмирующим вещам.

Польза селфи

Есть у селфи и чисто практическая сторона:

  • Зафиксировать успехи в похудении. Не обязательно это выкладывать, но и публично порадоваться за себя порой хочется.
  • Получить поддержку, разделить печаль или радость. Селфи отлично передают эмоции. Правда, если у человека в реальной жизни есть с кем поговорить, то он вряд ли побежит рассказывать о неудачи миру. А вот о радости иногда действительно хочется кричать на весь мир. Для этого и существуют селфи.
  • Сделать приятное другу. Представьте, что вы по почте получили долгожданную посылку с теплым свитером. Тому, кто сделал подарок, будет приятно увидеть ваше селфи в этом свитере.
  • Подтверждение своей локации для начальника или ревностного супруга. Не самый лучший пример, но это тоже бывает.
  • Самомотивация. Для некоторых людей страница с селфи – это просто виртуальный фотоальбом, напоминающий о значимых событиях.

Не страшно, если селфи – один из способов получения внимания, любви, поддержки, заботы. Если это лишь дополнение, если человек не готов ради лайка прыгать с обрыва, то это можно назвать здоровой психотерапией. У каждого свой масштаб потребности во внимании.

Послесловие

Речь идет не столько о селфи, сколько в принципе о тяге к созданиям фотографий, публикациям в социальных сетях. Самому себя сфотографировать удобнее, чем просить другого человека, особенно в незнакомых местах, потому селфи популярнее.

Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь. Некоторым людям они даже заменили реальную жизнь. Нельзя говорить о пристрастии к селфи в общем ключе. Каждый случай требует отдельного рассмотрения, понимания мотивов конкретного человека.