Понятие товара в таможенном законодательстве. Товар в таможенном деле

Таможенное дело представляет собой совокупность взаимосвязанных видов деятельности: установления, осуществления, таможенного контроля и пресечения нарушений порядков и условий перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, их таможенного декларирования и деятельности таможенных посредников.

Перемещение товаров: понятие, субъекты и содержание

Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза «перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза - это ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза». «Ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом до их выпуска таможенными органами». «Вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом до фактического пересечения таможенной границы». Таможенной границей Таможенного союза (далее - таможенная граница) являются пределы таможенной территории Таможенного союза. Единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - таможенная территория Таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Товаром является любое движимое имущество, а также иные вещи, приравненные к недвижимому имуществу, перемещаемые через таможенную границу ТС. Классификации товаров. В первой классификации в зависимости от происхождения выделяются товары таможенного союза и иностранные товары. Товарами ТС считаются товары, находящиеся на таможенной территории ТС. Иностранными товарами считаются товары, не являющиеся товарами ТС, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров. Во второй классификации в зависимости от назначения выделяются: товары для предпринимательской деятельности; товары для личного пользования; припасы. Товарами для предпринимательской деятельности следует считать товары, перемещение которых предназначено для получения дохода от коммерческой или производственной деятельности. Товарами для личного пользования считаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных нужд физических лиц, пересекающих таможенную границу ТС. Припасами называются товары, необходимые экипажу и пассажирам во время международных перевозок.

Три классификации лиц, перемещающих товары. В первой классификации выделяются физические и юридические лица. Во второй классификации выделим иностранные лица и лица государств - членов Таможенного союза. В третьей классификации выделяются три группы лиц: участники внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД), туристы и перевозчики. Участниками ВЭД считаются физические и юридические лица, перемещающие товары для предпринимательской деятельности. Туристы - это физические лица, перемещающие товары для личного пользования. Перевозчики - это юридические лица, осуществляющие водные, воздушные и железнодорожные перевозки.

Перемещение, как процесс, представляет собой совокупность последовательных операций с товарами при их ввозе или вывозе. При ввозе товаров, предназначенных для предпринимательской деятельности, процесс перемещения состоит из следующих операций: прибытия товаров на таможенную территорию ТС; таможенного транзита; временного хранения товаров; соблюдения тарифных и нетарифных мер; распоряжения товарами. При вывозе товаров процесс перемещения состоит из следующих операций: соблюдения тарифных и нетарифных мер; таможенного транзита; убытия товаров с таможенной территории ТС. Все товары перемещаются в соответствии с определенной таможенной процедурой. Таможенная процедура - это «совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами».

В настоящее время нет однозначного определения вышеуказанных понятий. В Федеральном законе «О техническом регулировании» термин «продукция» означает результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. В соответствии с этим определением к продукции можно отнести только объекты в материальной форме. Международный стандарт определяет продукцию как результат процесса, деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей. Причем, продукция может быть материальной (сырье, перерабатываемые материалы, оборудование и т.д.) и нематериальной (услуги, информация, продукция интеллектуального труда – программные средства).

Товароведение изучает материальную продукцию, которой присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (т. е. должна быть кому-то нужна).

Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Таким образом, товар – материальная продукция, предназначенная для купли-продажи. Понятия «продукция» и «товар» различаются тем, что продукт становится товаром, будучи предложенным рынку. Товар - любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

Есть различие в определении термина «товар» – в товароведении и таможенной практике.

В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст.11) товары – любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых в международных перевозках.

То есть товары по определению в ТК РФ – это имущество. В соответствии со ст.128 Гражданского кодекса РФ в понятие имущества входят вещи (в том числе деньги и ценные бумаги) и не входят такие объекты гражданских прав, как действие (работа и услуги), информация и нематериальные блага. Эти последние объекты не могут, очевидно, рассматриваться как товары.

3. Принципы и методы товароведения, их использование в таможенной практике.
Принципами
товароведения являются: безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость, систематизация.

Безопасность – основополагающий принцип, который заключается в недопустимости риска нанесения товаром или услугой ущерба жизни или здоровью людей; имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу; окружающей среде; жизни или здоровью животных и растений.

Эффективность – принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении товаров.

Совместимость – принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов и услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.

Взаимозаменяемость – принцип, определяемый пригодностью одного товара быть использованным вместо другого товара в целях удовлетворения одних и тех же потребностей.

Систематизация – принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов и услуг. Систематизация – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Принцип систематизации положен в основу методов товароведения – таких как идентификация, классификация, кодирование.

Методы товароведения подразделяются на эмпирические, или экспериментальные и аналитические.

Эмпирические методы в зависимости от используемых технических средств измерения
подразделяются на:

Измерительные – физические, физико-химические, химические, биологические, осуществляются с помощью технических средств измерения.

Органолептические – методы определения показателей качества с помощью органов чувств.

Аналитические (мысленные) методы – это анализ, прогнозирование, программирование, планирование, систематизация, идентификация (метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим), классификация.

Например, идентификация (товаров) – деятельность по установлению соответствия конкретного товара образцу, его описанию требованиям нормативных, технических, а также товаросопроводительных документов и/или группе однородных товаров. Проведение идентификационной таможенной экспертизы позволяет выявлять фальсифицированную и контрафактную продукцию. Классификация товаров, или подразделение множества на подмножества по определенным признакам, является неотъемлемой частью товароведной характеристики любого товара, а также ответственной процедурой при таможенном оформлении.


4. Классификация непродовольственных и продовольственных товаров в товароведении и в ТН ВЭД.

Продовольственные товары

В товароведении используется несколько видов классификации товаров: торговая, учебная, экономико-статистическая, стандартная, внешнеэкономическая.
Торговая классификация является отраслевой и используется в практике торговли. Она призвана содействовать организации и управлению торговым предприятием, совершенствованию планирования ассортимента товаров, а также рациональному размещению их в торговом зале и организации складского хозяйства.

Учебная классификация используется в практике обучения товароведению, она служит для изучения потребительских свойств товаров, выявляет общие принципы формирования и сохранения этих свойств, позволяет наиболее полно изучить ассортимент товаров.

Учебная классификация приближена к торговой классификации, но отличается большей последовательностью. В учебных классификациях, преследующих цель изучения ассортимента товаров, важнейшим признаком считается назначение.

В соответствии с учебной классификацией товары также подразделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные.

Все продовольственные товары объединяют в 9 основных групп: зерномучные товары; овощи, плоды и грибы; вкусовые товары; кондитерские товары; пищевые жиры; молочные товары; мясные товары; рыбные товары; яйца и яичные товары.

В основе такой классификации лежит общность товаров по происхождению, химическому составу, особенностям технологии производства, назначению и условиям хранения.

Непродовольственный товар - продукт производственного процесса, предназначенный для продажи его гражданам или субъектам хозяйственной деятельности, но не с целью употребления его в пищу человеком и (или) представителями животного мира.

В практике розничной торговли выделяют следующие группы непродовольственных товаров: товары из пластических масс, товары бытовой химии, силикатные товары, строительные товары, мебельные товары, металлические товары, электротовары и бытовые машины, текстильные товары, швейные товары, трикотажные товары, обувные товары, пушно-меховые товары, галантерейные товары, парфюмерно-косметические товары, ювелирные товары и часы, товары культурно-бытового назначения. В особую группу выделяют книги и другую печатную продукцию.

Экономико-статистическая классификация считается наиболее полной. Она представлена в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП). ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, сертификация, управление качеством, производство продукции, статистика, экономика и другие.

В товароведении возможно использование стандартной классификации , представленной в государственных и отраслевых стандартах.

Стандартная классификация используется для определения требований, номенклатуры показателей качества, условий и методов испытаний, контроля качества, для разработки порядка проведения сертификации товаров и т. п. Эта система классификации отражена в Общероссийском классификаторе стандартов (ОКС).

Основные классификационные признаки, лежащие в основе деления товаров в соответствии со стандартной классификацией, - отраслевой и назначение. Классификация по признаку назначения зафиксирована в государственных стандартах четвертой системы, получившей название системы показателей качества. Например, трикотажные товары в соответствии с этой системой классификации делятся на верхние, бельевые, чулочно-носочные и перчаточные изделия.

К внешнеэкономической классификации относится ТН ВЭД, разработанная на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС).

Для классификации товаров в ТН ВЭД используются следующие признаки:

· Происхождение товара

· Материал, из которого изготовлен товар

· Назначение

· Химический состав товара и сырья

· Степень обработки товара (готовая продукция, полуфабрикаты, сырье и материалы)

Категориям товаров присваивается 9-10-значный цифровой код, первый четыре знака которого соответствуют товарной позиции, следующие 2 – субпозиции, следующие 3 знака определяют подсубпозицию, 10-м знаком определяется детализация товара.

От присвоенного товару 10-тизначного кода ТН ВЭД зависят как размеры таможенных пошлин, так и применяемые в отношении товара меры нетарифного регулирования. Эти факторы, практически, являются определяющими при определении экономической эффективности и коммерческой привлекательности внешнеэкономической деятельности.

В настоящее время вопросы классификации товаров являются основой таможенного контроля. Это положение закреплено в ст. 52 Таможенного Кодекса Таможенного союза (ТК ТС) и гл. 9 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» .

ТН ВЭД ТС - система классификации товаров, применяемая при декларировании товаров для регулирования внешнеэкономической деятельности и ведения статистики в таможенной сфере. ТН ВЭД разработана на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной Таможенной Организации и единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ.

Актуальность данной темы заключается в том, что вопрос классификации товара является одним из ключевых в правоприменительной практике таможенных органов, а от точности отнесения товара к той или иной позиции ТН ВЭД зависит и ставка пошлины, и порядок применения мер нетарифного регулирования. Без знания принципов построения ТН ВЭД и основ классификации невозможно осуществлять законное перемещение товаров через таможенную границу, а, следовательно, нельзя говорить об эффективности функционирования отрасли в целом.

Товары 87 группы включают наземные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили.

По данным ФТС России, в 2011 году импорт легковых автомобилей увеличился по сравнению с предыдущим годом на 43,3% - до 984 тысяч единиц. За данный период в денежном выражении было ввезено легковых автомобилей на 18,59 миллиарда долларов. В частности, из стран дальнего зарубежья импортировано 850,6 тысяч автомобилей на 17,71 миллиардов долларов, из стран СНГ - 133,4 тысячи на 878,9 миллиона долларов.

Импорт грузовых автомобилей в РФ в 2011 году вырос на 85,6% по сравнению с 2010 годом и составил 99,7 тысяч единиц. Грузовиков было завезено на 2,51 миллиарда долларов. Страны дальнего зарубежья поставили в РФ 98,9 тысяч грузовых автомобилей на 2,47 миллиарда долларов, страны СНГ - 0,8 тысячи на 39,6 миллиона долларов .

Сложность классификации товаров 87 группы связана с широким ассортиментом транспортных средств, разнообразием исходных материалов для их изготовления, способов производства, мест изготовления.

Несмотря на наличие довольно большого массива исследований, посвященных проблемам декларирования транспортных средств в целом, очень мало внимания уделяется конкретно проблеме классификации последних по ТН ВЭД. В учебной литературе дается лишь общая товароведная характеристика данной группе товаров и весьма формально освещается влияние тех или иных классификационных признаков на определение кода Товарной номенклатуры. В этих условиях возникает потребность в адекватной систематизации идентификационных признаков товара и представления их в виде, пригодном для практического использования в процессе классификации.

Объектом исследования является ТН ВЭД и классификация товаров по ней.

Предмет исследования включает анализ общих положений и отдельных проблем, касающихся классификации транспортных средств группы 87 ТН ВЭД ТС.

Целью работы является изучение проблем классификации транспортных средств 87 группы ТН ВЭД ТС.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Определить, какое значение имеет классификация объектов таможенного контроля по ТН ВЭД ТС;

Изучить нормативно-правовое обеспечение классификации объектов таможенного контроля по ТН ВЭД ТС;

изучить проблемы классификации объектов таможенного контроля по ТН ВЭД ТС;

определить классификационные признаки ассортимента транспортных средств товарных позиций 8702 и 8703 ТН ВЭД ТС;

изучить судебную практику по теме;

выявить пути минимизации таможенных рисков при классификации товаров группы 87 ТН ВЭД ТС.

Создание Таможенного союза оказало серьезнейшее влияние на таможенное законодательство. Изменения коснулись, в том числе, и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Классификация товаров при таможенном декларировании законодательно закреплена в ТК ТС и Законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Учебной литературы по таможенной классификации мало. Учебное пособие Е.И. Андреевой и А.В. Нестерова «Классификация товаров в таможенных целях» посвящено особенностям и сферам применения товарных номенклатур, используемых в практической деятельности таможенных органов, таким как единая товарная номенклатура внешней торговли, номенклатура Совета таможенного сотрудничества, стандартная международная торговая классификация, особое внимание уделено ТН ВЭД СНГ и России. В пособии раскрывается значение ТН ВЭД, правила ее интерпретации, содержание разделов и групп основных товарных номенклатур, пути совершенствования ТН ВЭД.

В учебно-практическом пособии «ТН ВЭД России. Основы классификации товаров» рассмотрены особенности структуры и сфера применения номенклатуры Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РФ. Приведены основные номенклатуры, предшествовавшие Гармонизированной системе и использованные в качестве базы для ее разработки, изложены основные положения Конвенции о Гармонизированной системе.

С 1 января 2010 года в силу вступила единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Сформированная годами основа товарной номенклатуры, несмотря на все интеграционные процессы, осталась неизменной. Что касается кода, то и его структура осталась прежней. Основные изменения произошли на уровне десятого знака.

Таможенный союз предполагает наличие единой таможенно-тарифной политики для трех государств. Основой таможенно-тарифной политики является Единый таможенный тариф Таможенного союза (ЕТТ ТС), систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ТС.

ТН ВЭД - это систематизированный перечень товаров, который включает в себя наименования товаров, их кодовое обозначение, единицы измерения количества товаров, а также примечания и правила интерпретации. Международной основой ТН ВЭД ТС являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров и Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ.

Каждый товар имеет свой десятизначный код. Первые две цифры обозначают товарную группу, четыре - товарную позицию, шесть - субпозицию, десять - подсубпозицию.

Кроме того, первые шесть цифр соответствуют кодам Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, поскольку, как отмечалось ранее, ГС является международной основой ТН ВЭД ТС. Седьмой и восьмой знаки относятся к Комбинированной номенклатуре Европейского союза. Девятый знак объединяет наши товары с товарами стран СНГ, десятый - используется в рамках Таможенного союза. Также ТН ВЭД ТС используют Таджикистан, Киргизия, планируют использовать - Абхазия и Южная Осетия.

Помимо участия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, Российская Федерация является постоянным членом Всемирной таможенной организации. Раз в пять лет происходит изменение товарной номенклатуры в рамках этой организации. Последний пятилетний цикл завершился в 2011 году, поэтому с 1 января 2012 года вступила в силу новая редакция товарной номенклатуры.

Таможенному союзу пришлось учесть все закрепленные в ней изменения. Было внесено двести двадцать наборов поправок. Поправки в основном коснулись товаров сельского хозяйства и продуктов их переработки (включая лесное хозяйство и рыболовство), продуктов, имеющих отношение к окружающей среде, а также товаров с низким объемом торговли. Появились три новые товарные позиции, такие как биодизель, водные беспозвоночные, кроме ракообразных и моллюсков, женские и детские санитарно-гигиенические средства.

В связи с вступлением России в ВТО решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года №54 был принят Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС) и новая редакция ТН ВЭД ТС , которые вступили в действие с 23 августа 2012 года.

Товаров, перемещаемых через границы государств, - сотни тысяч - охватить все их невозможно. Поэтому были разработаны Основные правила интерпретации ГС (ОПИ), имеющие обязательную силу. Существует шесть основных правил. Правила 1-5 регламентируют порядок определения четырехзначного кода товара, то есть определяют правила отнесения товара к той или иной товарной позиции.

Правило 6 применяется после того, как определен четырехзначный код товара и определяет дальнейшую процедуру включения товара в подходящую субпозицию и подсубпозицию.

Использовать Правила классификации можно только последовательно, переходя от Правила 1 к Правилу 2, от Правила 2 к Правилу 3 и так далее до Правила 6.

Используя их, можно отнести тот или иной товар к определенной товарной позиции.

Для единообразия толкования ТН ВЭД при классификации товаров на территории государств ТС принято Положение о порядке применения ТН ВЭД ТС при классификации товаров , Решением КТС от 18 ноября 2011 года №851 утверждены Пояснения к ТН ВЭД ТС . Кроме этого выпущено 18 решений Комиссии Таможенного союза, разъясняющих классификацию товаров , в т.ч. 87 группы: полуприцепа-кормовоза, автомобилей-самосвалов, подметально-уборочной машины, транспортных средств типа PickUp, многоцелевых легких бронированных транспортеров и транспортно-гусеничных машин, автомобиля-эвакуатора.

Но, несмотря на это, проблемы, связанные с классификацией товаров по ТН ВЭД ТС остаются, транспортные средства 87 группы не являются исключением. Об этом свидетельствует количество заявок на принятие предварительного решения о классификации товара по ТН ВЭД ТС, осуществляемое таможенными органами (рис., приложение)

Проблема классификации транспортных средств осложняется тем, что специальной литературы нет. Единственный учебник по товароведению - автора С.Л. Калачёва . Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Товароведение и экспертиза товаров». В нем рассматриваются ассортимент, конструкции, принципы функционирования и качество велосипедов, мопедов, мотоциклов, легковых автомобилей и прицепов к ним. Относительно остального ассортимента транспортных средств 87 группы учебной литературы по товароведению нет.

товарная группа ТН ВЭД ТС включает 16 товарных позиций. Критерием разделения товаров по позициям является их назначение. Внутри товарных позиций критерии зависят от вида транспортного средства. Например, для товарной позиции 8703 «Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили» на уровне субпозиции классификационным признаком является тип двигателя и рабочий объем цилиндров двигателя (не более 1000 см3; более 1000 см3,но не более1500 см3, 1500 см3, но не более 3000 см3 и т.д.). На уровне подсубпозиции в качестве классификационных признаков выступают: назначение (для медицинских целей, оборудованные для проживания и т.д.), срок изготовления (новые, бывшие в эксплуатации, с момента выпуска прошло более 5 лет). В отдельную подсубпозицию (8703 90 10)выделены электромобили.

Величина таможенной пошлины возрастает с увеличением рабочего объема цилиндров двигателя и даты выпуска автомобиля, поэтому при проведении таможенного контроля легковых автомобилей необходима внимательная проверка технических документов на транспорт.

При классификации товаров 87 группы, помимо товароведных познаний, необходимы знания технических характеристик и конструкционных особенностей транспортных средств.

Например, характерными признаками конструкции, обычно свойственными транспортным средствам, которые включаются в товарную позицию 8703, являются следующие:

б) наличие окон в двух боковых панелях задней части кузова;

в) наличие скользящей, открывающейся наружу или поднимающейся вверх двери или дверей, с окнами, на боковых панелях или сзади;

г) отсутствие постоянной панели или перегородки между зоной для водителя и передних пассажиров и задней зоной, которая может использоваться для транспортировки, как людей, так и грузов;

д) наличие внешних признаков комфорта и внутренней отделки, а также приспособлений внутри всего салона транспортного средства, которыми отличаются пассажирские салоны транспортных средств (например, напольное покрытие, вентиляция, внутреннее освещение, пепельницы).

В спорных вопросах проводится автотехническая экспертиза, включающая осмотр транспортного средства, анализ международного стандарта ИСО 3833-76 «Дорожные транспортные средства. Типы. Термины и определения» и Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы».

При таможенном контроле транспортных средств особое внимание уделяется графе 31 ТД, в которой должны быть заявлены необходимые и достаточные сведения для однозначной классификации транспортного средства в соответствии с ТН ВЭД ТС.

Список использованных источников

таможенный контроль правовой транспортный

1. Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 1983) // Таможенные ведомости. - №8. - 1996.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза: Федеральный закон от 2 июня 2010 г. №114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» // СЗ РФ. - 2010. - №23. - Ст. 2796 и ч. 2 Ст. 108.

3. Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС): Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года №54 [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров: Решение Комиссии Таможенного союза №522 от 28 января 2011 года (ред. от 19.08.2011) [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ (ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ 29.07.2002. - №30. - Ст. 3012.

6. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ // СЗ РФ. - 2010. - №48. - Ст. 6252.

7. О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров: распоряжение ФТС РФ №34-р от 01.03.12 [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Требование: О признании незаконным решений таможенного органа о классификации товара: постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.01.2012 №Ф03-6581/2011 по делу №А51-6368/2011 [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Андреева Е.И. Классификация товаров в таможенных целях / Е.И. Андреева, А.В. Нестеров // Учеб. пособие. - М.: РИО РТА, 2009. - 108 с.

Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД / Н.П. Бондаренко - Ростов н/Д: МарТ, 2007. - 240 с.

Импорт автомобилей в Россию в 2011 году увеличился [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Истомин С.И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов / С.И. Истомин - М.: Деловой двор, 2009. - 280 с.

Калачёв С.Л. Товароведение и экспертиза транспортных средств личного пользования: Учебник / С.Л. Калачёв - М.: Дашков и Ко, 2011. - 312 с.

Катушёнок В. Номенклатура от желаний не зависит. / В. Катушёнок // Таможня. - 2012. - №16. - С. 4-7.

Коник Н.В. Таможенное дело: учеб. пособие. / Н.В. Коник - М.: Омега-Л, 2009. - 192 с.

Пояснения к ТН ВЭД ТС (утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 года №851) [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Таможня не даёт добро [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Татаринов А.Е. Проблемы квалификации нарушений физическими лицами правил помещения товаров и транспортных средств под таможенный режим временного ввоза и несоблюдения условий такого режима / А.Е. Татаринов // Юрист. - 2008. - С. 12.

ТН ВЭД России. Основы классификации товаров / под ред. А.Н. Мячина. - M.: ТИРЕКС, 2006. - 984 с.

  • Курсовая работа - Таможенное дело и таможенное регулирование в Российской Федерации (Курсовая)
  • Малько А.В. (ред) Большой юридический словарь (Документ)
  • Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право (Документ)
  • Драганов В.Г., Рассолов М.М. (ред.) Таможенное право (Документ)
  • Молчанова О.В., Коган М.В. Таможенное дело. Учебное пособие. 2-е издание (Документ)
  • Презентация - Сборы за таможенное сопровождение (Реферат)
  • Богомолова А. Таможенное право: конспект лекций (Документ)
  • n1.doc

    Глава 3. Товары как объекты таможенного регулирования

    Товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств -участников таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (п.35 ч. 1 ст.4 ТК ТС).

    Таможенное законодательство таможенного союза содержит детализацию содержания понятия товаров, обозначая некоторые их категории:

    транспортные средства - категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодо­рожный подвижной состав) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами (п.39 ч.1 ст.4 ТК ТС).

    Такая детализация обоснована тем, что, во-первых, - воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты отно­сятся к недвижимому имуществу, во-вторых, - она позволяет отграничить товары данной категории от транспортных средств международной перевозки.

    Транспортные средства международной перевозки - транспорт­ные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки пассажиров, грузов и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслужи­вания или эксплуатации транспортного средства в пути следования (п.40 чЛ ст.4 ТКТС).

    Основное различие транспортного средства - товара, от транспорт­ного средства международной перевозки в целях его перемещения. В последнем случае - целью является международная перевозка товаров или

    пассажиров через таможенную границу таможенного союза, для которых это транспортное средство, как правило, используется многократно.

    Выделение в отдельную категорию товаров для личного пользо­вания - предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемых через таможенную границу в сопровож­даемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом, связано с особенностями их переме­щения через таможенную границу (гл.49 ТК ТС).

    3.1. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической дея­тельности

    Для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности в соответствии с ТК ТС (гл.6) применяется Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (далее - Товарная но­менклатура)

    Товарная номенклатура основывается на Гармонизированной системе (ГС) описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

    Она является основой таможенного тарифа - свода ставок таможенных пошлин и содержит наименования и классификацию товаров.

    Товарная номенклатура включает в себя товарные позиции, субпозии, подсубпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам, субпозициям и подсубпозициям, а также основные

    правила интерпритации.

    ТН ВЭД применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэко­номической деятельности, а также ведения таможенной статистики.

    Каждый товар, перемещаемый через таможенную границу должен

    найти свое место в ТН ВЭД.

    Классификация товаров в таможенных целях позволяет идентифици­ровать товары, выступающие предметом таможенного регулирования.

    От места товара в ТН ВЭД зависит выбор ставки таможенного тарифа. ТН ВЭД строиться следующим образом:

    Первые шесть знаков соответствуют коду товара согласно ГС;

    Те же шесть знаков плюс седьмой и восьмой знаки - коду товара по Комбинированной номенклатуре ЕС;

    Девятый знак ТН ВЭД России соответствует коду товара по ТН ВЭД

    Решения об утверждении Товарной номенклатуры и внесении в нее изменений принимаются и публикуются Комиссией таможенного союза

    на основании предложений таможенных служб государств - участников таможенного союза.

    Техническое ведение Товарной номенклатуры осуществляет Федеральная таможенная служба РФ, в ее компетенцию входит:

    1) мониторинг изменений международной основы Товарной номенкла­туры, а также пояснений и решений по толкованию этой основы;

    2) внесение предложений в Комиссию таможенного союза о приведении Товарной номенклатуры в соответствие с ее международной основой;

    3) составление и направление в Комиссию таможенного союза таблиц соответствия кодов Товарной номенклатуры на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиции при переходе на очередную версию ее международной основы;

    5) осуществление иных функций, необходимых для технического ведения Товарной номенклатуры.

    Товары при их таможенном декларировании подлежат классифи­кации по Товарной номенклатуре.

    Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.

    В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров.

    Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 ТК ТС, ст. ст. 105-107 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»

    Таможенные органы принимают предварительные решения по классификации отдельных видов товаров.

    Предварительное решение принимается таможенным органом того государства - участника таможенного союза, в котором будет осуществляться выпуск товаров. Предварительное решение является обязательным при декларировании товаров на территории государства -участника таможенного союза, таможенный орган которого принял предварительное решение.

    В РФ вопросы принятия предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ТС находятся в компетенции Управления товарной номенклатуры ФТС РФ, которое оказывает данную государственную услугу.

    Предварительное решение является обязательным при деклариро­вании товаров на территории государства - участника таможенного союза, таможенный орган которого принял предварительное решение. Предварительное решение действует 3 года с момента принятия.

    Таможенные органы, принимают решения и дают разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию.

    Такие решения или разъяснения являются обязательными при декларировании товаров на территории государства - участника таможенного союза, таможенным органом которого они приняты.

    Для обеспечения единообразия толкования Товарной номенклатуры Комиссия таможенного союза принимает и публикует решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров.

    Порядок внесения предложений о классификации отдельных видов товаров, их рассмотрения и согласования проектов решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров с таможенными органами государств - участников таможенного союза определяется решением Ко­миссии таможенного союза.

    После принятия Комиссией таможенного союза решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров решения и разъяснения, принятые ранее таможенными органами в отношении тех же видов товаров, подлежат отмене или изменению.

    Классификация товаров для целей таможенного регулирования производится по различным основаниям.

    3.2. Страна происхождения товара

    Под страной происхождения может пониматься группа государств, входящих, в частности, в таможенный союз). По стране происхождения товары делятся на:

    товары таможенного союза это - находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары, которые либо полностью произведены на территориях государств - участников таможенного союза, либо ввезены на таможенную территорию таможенного союза и приобрели статус товаров таможенного союза, либо были изготовлены на территориях государств - участников таможенного союза из иностранных товаров и приобрели статус товаров таможенного союза;

    иностранные товары - товары, не являющиеся товарами таможен­ного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с нормами таможенного законодательства.

    Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

    1) полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на его морском дне;

    2) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

    3) животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

    4) продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней

    животных;

    5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

    6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;

    7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте 6 настоящей статьи;

    8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

    9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

    10) продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;

    11) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной выше.

    Если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки в соответствии с положениями настоящей статьи.

    Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.

    Не отвечают критериям достаточной переработки:

    1) операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки;

    2) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

    3) простые сборочные операции и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара

    4) смешивание товаров, происходящих из различных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

    Для определения страны происхождения товаров также используются в порядке, определяемом Комиссией таможенного союза критерии

    достаточной переработки:

    1) выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;

    2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

    Определение страны происхождения товаров регламентировано гл. 7 ТК ТС, и должно производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны

    происхождения товара.

    В подтверждение страны происхождения товаров должны быть представлены декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара (ст.59-61 ТК ТС).

    Исключения из этого правила, например, при перемещении товаров физическим лицом для личного пользования, предусмотрены ст. 62 ТК ТС.

    По направлению перемещения через таможенную границу товары делятся на ввозимые, вывозимые и транзитные.

    Глава 4. Понятие и содержание методов государственного регулирования внешней торговли товарами

    Государственное регулирование внешней торговли товарами предпола­гает участие публичной власти в процессе установления правил их перемещения через таможенную границу.

    К товарам, перемещаемым через таможенную границу таможенного союза, применяются два основных метода: таможенно-тарифное регули­рование и нетарифное регулирование.

    Таможенно-тарифное регулирование представляет собой финан­совый инструмент, призванный способствовать развитию внешнеторговых связей, регулировать отношения такого рода, стимулировать прогрессив­ные структурные изменения в экономике.

    Оно выражается в установлении ввозных и вывозных таможенных пошлин. Эти меры используются при перемещении товаров через тамо­женную границу таможенного союза.

    4.1.Нетарифное регулирование заключается в установлении в законе и использовании государствами средств воздействия на внешнеторговую деятельность.

    Применение данных мер обусловлено защитой государственной безопасности, а также необходимостью соблюдения субъектами внешне­экономической деятельности санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов государственного контроля.

    Меры нетарифного регулирования внешней торговли - это механизм государственного регулирования внешнеторговой политики, включающей экономические (кроме таможенного тарифа), неэкономи­ческие, административные и технические условия, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между государствами.

    В настоящее время насчитывается более 800 конкретных видов нетарифных мер. Все нетарифные ограничения объединены в пять основных категорий:

    1) ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях:

    субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная система размещения государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях; меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков;

    2) таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности:

    усложнение таможенных процедур и операций, а также методов оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к оформлению документации;

    3) технические барьеры в торговле:

    стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции;

    4) количественные и административные меры:

    импортная квота, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения при экспорте, запреты, а также валютные ограничения;

    5) ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей: налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпин­говые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.

    В соответствии со статьей 4 ТК ТС запреты и ограничения - это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий:

    меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количест­

    венных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - участ­ников таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - участников таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - участников таможенного союза;

    меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов;

    особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами;

    меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения;

    меры технического регулирования;

    санитарно-эпидемиологические требования;

    ветеринарные требования;

    карантинные требования;

    фитосанитарные требования;

    радиационные требования.

    Запреты и ограничения устанавливаются:

    международными договорами государств - членов Таможенного союза;

    решениями Комиссии Таможенного союза; нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответ­ствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

    Объектами применения запретов и ограничений являются: товары, перемещаемые через таможенную границу и подлежащие декларированию в соответствии с ТК ТС:

    документы и сведения о товарах, представление которых предусмот­рено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

    деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможен­ную границу, а также осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур.

    Система обеспечения соблюдения запретов и ограничений включает:

    1) законодательство:

    таможенное законодательство Таможенного союза; законодательство государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

    2) силы и средства государств - членов Таможенного союза: таможенные органы, в том числе наделенные полномочиями в

    пределах своей компетенции осуществлять иные виды контроля, помимо таможенного;

    другие контролирующие государственные органы, с которыми таможенные органы взаимодействуют в целях повышения таможенного контроля;

    3) силы и средства негосударственной системы обеспечения соблюдения запретов и ограничений:

    участники внешнеэкономической деятельности; уполномоченные экономические операторы; таможенные представители; таможенные перевозчики;

    иные лица, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и их профессиональные объединения (ассоциации).

    Применение сил и средств системы обеспечения соблюдения запретов и ограничений осуществляется при перемещении товаров через таможенную границу.

    Места применения сил и средств данной системы являются зонами таможенного контроля.

    В соответствии со ст. 159 ТК ТС, независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования.

    Глава 5. Таможенные платежи

    Таможенные платежи являются важной статьей доходной части бюджета. Важная функция таможенных органов - взимание таможенных платежей. Уплата таможенных платежей - одно из условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС.

    Таможенные платежи являются фискальными доходами федераль­ного бюджета и не могут быть израсходованы на иные цели, что обусловливает публичное предназначение таможенных платежей, посколь­ку они, наряду с другими обязательными платежами, являются необхо­димой экономической основой существования и деятельности государства.

    Правовой основой таможенных платежей выступает ТК ТС. К таможенным платежам относятся ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, таможенные сборы (ст. 70 ТК ТС). Перечень таможенных платежей является исчерпывающим.

    Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможен-ными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

    Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров.

    Для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности в соответствии с ТК ТС применяется Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

    Она является основой Единого таможенного тарифа таможенного союза - свода ставок таможенных пошлин и содержит наименования и классификацию товаров.

    5.1. Таможенный тариф

    Термин «таможенный тариф» употребляется в нескольких значениях:

    во-первых"- таможенный тариф - инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

    во-вторых - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятель-ности;

    в- третьих - конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию (в этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины).

    Основные цели таможенного тарифа:

    Рационализация товарной структуры ввоза товаров на таможенную территорию ТС;

    Поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров;

    Создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в государствах, входящих в состав

    таможенного союза;

    Защита экономики государств, входящих в состав таможенного союза, от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

    Обеспечение условия для эффективной интеграции таможенного союза в мировую экономику.

    Функции таможенного тарифа:

    Фискальная - относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, формирующим доходную часть государственного бюджета государств ТС;

    Протекционистская (защитная) - относится к импортным пошлинам, с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

    Балансировочная - относится к экспортным пошлинам, установлен­ным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутрен­ние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

    5.1.1. Виды ставок таможенных пошлин:

    1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федера­ции о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным для взимания ввозной таможенной пошлины.

    Виды ставок таможенных пошлин по способу взимания, классифи­цированы в ст.71 ТК ТС:

    1) адвалорные - начисляются в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров (30% от таможенной стоимости);

    2) специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (15 евро за 1 кг);

    3) комбинированные - сочетают адвалорный вид обложения и специфический по методу поглощения (15% от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 кг);

    4) смешанные - сочетают адвалорный вид обложения и специфический по методу сложения (15% от таможенной стоимости плюс 3 евро за 1 кг).

    5.2. Таможенная стоимость товаров

    При исчислении таможенной пошлины общей налоговой базой является таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, которая определяется в соответствии с ТК ТС.

    Вопросы определения таможенной стоимости регулируются Соглаше­нием об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 г. (далее - Соглашение).

    Согласно Соглашению в таможенную стоимость подлежат включению расходы по транспортировке, разгрузке, перегрузке до места прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза.

    Таможенная стоимость товаров ввозимых на территорию таможенного союза определяется следующими методами:

    1) по цене сделки с ввозимыми товарами;

    2) по цене сделки с идентичными товарами;

    3) по цене сделки с однородными товарами;

    4) вычитания;

    5) сложения;

    6) резервным.

    Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную террито­рию ТС, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в ТС и дополненная на ряд расходов по их доставке до ввоза на таможенную территорию ТС.

    Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осущест­влению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.

    Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт.

    Вопросы декларирования и контроля таможенной стоимости товаров

    регулируются главой 8 ТК ТС.

    Данной главой устанавливаются:

    1) возможность в случаях, устанавливаемых Комиссией Таможенного союза отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров;

    2) решения в отношении таможенной стоимости товаров: решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров и решение о корректировке таможенной стоимости товаров;

    3) основания для корректировки таможенной стоимости товаров: заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильный выбор метода определения таможенной стоимости товаров и (или) определение таможенной стоимости;

    4) основание для проведения дополнительной проверки - выявление признаков недостоверного декларирования таможенной стоимости.

    ТК ТС наделяет Комиссию Таможенного союза полномочиями по установлению:

    порядка декларирования таможенной стоимости, в том числе формы декларации таможенной стоимости;

    порядка контроля таможенной стоимости товаров, в том числе проведения дополнительной проверки;

    порядка осуществления корректировки таможенной стоимости, в том числе формы корректировки таможенной стоимости.

    ТК ТС определяет порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин (гл. 10,11,12,13,14).

    Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Определение объекта налогообложения в ТК ТС обусловлено особенностями взимания таможен­ных пошлин, налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу (ст. 38 НК РФ, касающиеся объекта налогообложения, не применяются).

    Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров, а при применении специфических ставок (в установленном размере за единицу облагаемых товаров), или

    комбинированных ставок (в процентах к таможенной стоимости товаров и в установленном размере за единицу товаров) при определении налоговой базы учитывается количество товаров.

    Плательщиками таможенных платежей являются декларанты и иные лица, на которых ТК ТС возложена обязанность по уплате таможенных платежей

    (таможенный представитель, таможенный перевозчик, владельцы складов временного хранения, таможенных складов).

    в любой форме в соответствии с законодательством таможенного союза.

    Таможенные пошлины могут быть уплачены в кассу наличной форме) или переведены на счет таможенного органа, открытый для этих целей, (в безналичной форме). В безналичном порядке таможенные платежи могут быть уплачены в форме расчетов платежными поручениями через банковскую систему, электронным способом, с использованием кредитных карт или в виде авансовых платежей в соответствии с законодательством РФ.

    Таможенные пошлины уплачиваются в валюте государства- участника таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги (ст.83 ТК ТС).

    Структура Единого таможенного тарифа ТС основана на Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Единый тариф ТС (как и тарифы большинства стран) построен по принципу тарифной эскалации, то есть повышения ставок пошлин в зависимости от степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологи­ческой цепочки.

    По экономическому значению увеличение ставок пошлин в зависимости от степени обработки товаров можно сравнить с налогом на стоимость, добавленную в процессе промышленной переработки сырья. Принята трехуровневая структура тарифной эскалации.

    Кроме того, наиболее часто высокими пошлинами принято облагать продукцию традиционных трудоемких отраслей промышленности: текстильной, кожевенно-обувной, а также отдельные категории машин и оборудования.

    Ставки таможенных пошлин зависят от страны происхождения товаров.

    Номинальные ставки таможенного тарифа - ставки, установленные в таможенном тарифе, применяемые в ходе таможенного обложения товаров, страна происхождения которых пользуется режимом наибольшего благоприятствования.

    Если такой режим в отношении иностранного государства не действует, ставка удваивается и становится максимальной.

    Отдельные страны, перечень которых устанавливает Комиссия таможенного союза, пользуются системой преференций, льгот в тамо­женном обложении.

    Традиционно «скидки с таможенного тарифа» предоставляются развивающимся странам: 75% от номинального уровня таможенного обложения.

    5.3. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины

    являются разновидностью мер нетарифного регулирования и взимаются сверх таможенного тарифа.

    Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

    Специальная защитная мера может быть применена к товару в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию ТС осуществляется в таких возросших количествах

    (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства или потребления в ТС непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли государства - участника таможенного союза или создает угрозу причинения серьезного ущерба соответствующей отрасли экономики государства.

    Антидемпинговая пошлина - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

    Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта. Под демпинговым импортом понимается импорт товара на таможенную территорию таможенного союза по цене ниже нормальной стоимости такого товара.

    Компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины в качестве для нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль экономики государств ТС.

    Обычно срок действия ставок таможенных пошлин не устанавливается, они действуют постоянно и называются ординарными.

    В некоторых случаях ставки таможенных пошлин устанавливаются на определенный период времени (партикулярные).

    НДС и акцизы относятся к категории косвенных налогов и в области таможенного дела взимаются при ввозе товаров на таможенную

    территорию Российской Федерации.

    При обложении налогом на добавленную стоимость товаров, переме­щаемых через таможенную границу ТС, действует три вида ставок: нулевая, 10% и 18%.

    Обычно базой для исчисления НДС в таможенных правоотношениях является таможенная стоимость и ставка таможенной пошлины.

    В налоговую базу для обложения акцизами включаются: объем подакцизных товаров в натуральном выражении (для товаров, в отношении которых установлены твердые ставки); таможенная стоимость и таможен­ная пошлина (для товаров, в отношении которых установлены адвалорные, т.е. в процентах, ставки); объем ввозимых товаров в натуральном выражении и их расчетная стоимость (при исчислении комбинированной ставки).

    Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами таможенных операций.

    Ставки таможенных сборов за таможенные операции в соответ­ствии со ст. 130 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ») устанавли­ваются Правительством Российской Федерации.

    Размер таможенных сборов за таможенные операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов и не может превышать 100 ООО рублей.

    Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются в следующих размерах:

    1) за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранс­портного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние:

    а) до 50 км включительно - 2 000 рублей;

    б) от 51 до 100 км включительно - 3 000 рублей;

    в) от 101 до 200 км включительно -4 000 рублей;

    г) свыше 200 км - 1 000 рублей за каждые 100 километров пути, но не менее

    6 000 рублей;

    2) за осуществление таможенного сопровождения каждого водного или воздушного судна - 20 000 рублей независимо от расстояния перемещения.

    Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения таможенного органа уплачиваются в размере 1 рубля с каждых 100 килограммов веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 рублей с каждых 100 килограммов веса товаров в день.

    Сроки уплаты таможенных пошлин и налогов устанавливаются соответствующими статьями е рамках регулирования каждой таможенной процедуры.

    В общем случае, при помещении товаров под таможенные проце-дуры, предусматривающие уплату таможенных пошлин, налогов, срок их уплаты установлен - до выпуска товаров.

    Статьей 79 ТК ТС в качестве плательщиков таможенных пошлин, налогов определены декларанты или иные лица, на которых ТК ТС, международными договорами или законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

    Таким образом, ТК ТС не предусматривает возможности уплаты таможенных пошлин, налогов третьими лицами.

    Таможенные пошлины, налоги уплачиваются на счет Федерального

    казначейства.

    При этом ввозные таможенные пошлины уплачиваются с учетом норм Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), подписанного 20 мая 2010 г.

    В соответствии с указанным Соглашением ввозные таможенные пошлины должны уплачиваться плательщиками на балансовый счет "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" отдельными платежными документами.

    При уплате ввозной таможенной пошлины платежный документ заполняется в соответствии с требованиями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 октября 2009 г. N 102н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2004 г. N 106н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации".

    Денежные средства по коду «Ввозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие)», уплачен­ные в соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей.

    Предмет, цели, задачи и история развития товароведения. Роль товароведения в таможенном деле.

    Товароведение как научная и учебная дисциплина возникло и формировалось в процессе развития товарного производства и обмена одних товаров на другие.
    В истории развития товароведения выделяют три основных этапа:
    - середина XVI-начало XVII века – товароведно-описательный – создаются руководства с описанием свойств и способов использования различных товаров;
    - XVIII-начало XX века – товароведно-технологический – изучается влияние свойств сырья, материалов и технологий на качество товаров;
    - начало ХХ века – настоящее время – товароведно-формирующий – разрабатываются научные основы формирования, оценки и управления потребительной стоимостью, качеством, ассортиментом товаров
    Основоположником отечественного товароведения считают профессора М.Я. Киттары, который определил предмет и содержание дисциплины, разработал классификацию и описал свойства товаров. Профессора П.П. Петров и Я.Я. Никитинский уточнили содержание товароведения и показали его связь с технологией производства, с/х и экономическими науками.
    Профессор Ф.В. Церевитинов внес большой вклад в развитие товароведения пищевых продуктов.

    Происхождение термина «товароведение» специалисты также связывают с двумя основными словами: «товар» и «ведение».

    Товароведение – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости и факторах обеспечения этих характеристик.

    Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров.

    Цель товароведения – изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

    Задачи товароведения .

    Четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость;

    Установление принципов и методов товароведения, обусловливающих его научные основы;



    Систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;

    Изучение свойств и показателей ассортимента товаров для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации;

    Определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;

    Оценка качества товаров, в том числе импортных;

    Определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;

    Обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;

    Выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;

    Установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработки мер по их предупреждению или снижению;

    Информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;

    Товароведная характеристика конкретных товаров.

    Роль товароведения в таможенном деле. Главным принципом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является защита государством прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг.

    Вступление России в ВТО приведет к еще большему росту международной торговли и расширению ассортимента ввозимых товаров. В связи с этим актуальными являются задачи защиты потребительского рынка от ввоза опасной и вредной продукции, выявления фальсифицированных и контрафактных товаров. В этих условиях возрастает роль товароведения в работе таможенных служб.

    Товар, пересекающий таможенную границу РФ, является объектом таможенного оформления и таможенного контроля. В ходе таможенного контроля может назначаться таможенная экспертиза с целью установления страны происхождения, сырьевого состава, способа изготовления, стоимости и др. Специалист с товароведными знаниями во многом может способствовать обеспечению эффективного противодействия нарушениям таможенных правил и преступлениям в таможенной сфере. Таможенная экспертиза, кроме того, является одним из барьеров защиты потребительского рынка страны от импорта недоброкачественных, вредных и опасных товаров.

    Понятие продукции и товара. Понятие «товара» в таможенном деле.

    В настоящее время нет однозначного определения вышеуказанных понятий. В Федеральном законе «О техническом регулировании» термин «продукция» означает результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. В соответствии с этим определением к продукции можно отнести только объекты в материальной форме. Международный стандарт определяет продукцию как результат процесса, деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей. Причем, продукция может быть материальной (сырье, перерабатываемые материалы, оборудование и т.д.) и нематериальной (услуги, информация, продукция интеллектуального труда – программные средства).

    Товароведение изучает материальную продукцию, которой присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (т. е. должна быть кому-то нужна).

    Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Таким образом, товар – материальная продукция, предназначенная для купли-продажи. Понятия «продукция» и «товар» различаются тем, что продукт становится товаром, будучи предложенным рынку. Товар - любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

    Есть различие в определении термина «товар» – в товароведении и таможенной практике.

    В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст.11) товары – любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых в международных перевозках.

    То есть товары по определению в ТК РФ – это имущество. В соответствии со ст.128 Гражданского кодекса РФ в понятие имущества входят вещи (в том числе деньги и ценные бумаги) и не входят такие объекты гражданских прав, как действие (работа и услуги), информация и нематериальные блага. Эти последние объекты не могут, очевидно, рассматриваться как товары.

    3. Принципы и методы товароведения, их использование в таможенной практике.
    Принципами
    товароведения являются: безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость, систематизация.

    Безопасность – основополагающий принцип, который заключается в недопустимости риска нанесения товаром или услугой ущерба жизни или здоровью людей; имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу; окружающей среде; жизни или здоровью животных и растений.

    Эффективность – принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении товаров.

    Совместимость – принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов и услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.

    Взаимозаменяемость – принцип, определяемый пригодностью одного товара быть использованным вместо другого товара в целях удовлетворения одних и тех же потребностей.

    Систематизация – принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов и услуг. Систематизация – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Принцип систематизации положен в основу методов товароведения – таких как идентификация, классификация, кодирование.

    Методы товароведения подразделяются на эмпирические, или экспериментальные и аналитические.

    Эмпирические методы в зависимости от используемых технических средств измерения
    подразделяются на:

    Измерительные – физические, физико-химические, химические, биологические, осуществляются с помощью технических средств измерения.

    Органолептические – методы определения показателей качества с помощью органов чувств.

    Аналитические (мысленные) методы – это анализ, прогнозирование, программирование, планирование, систематизация, идентификация (метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим), классификация.

    Например, идентификация (товаров) – деятельность по установлению соответствия конкретного товара образцу, его описанию требованиям нормативных, технических, а также товаросопроводительных документов и/или группе однородных товаров. Проведение идентификационной таможенной экспертизы позволяет выявлять фальсифицированную и контрафактную продукцию. Классификация товаров, или подразделение множества на подмножества по определенным признакам, является неотъемлемой частью товароведной характеристики любого товара, а также ответственной процедурой при таможенном оформлении.


    4. Классификация непродовольственных и продовольственных товаров в товароведении и в ТН ВЭД.

    Продовольственные товары

    В товароведении используется несколько видов классификации товаров: торговая, учебная, экономико-статистическая, стандартная, внешнеэкономическая.
    Торговая классификация является отраслевой и используется в практике торговли. Она призвана содействовать организации и управлению торговым предприятием, совершенствованию планирования ассортимента товаров, а также рациональному размещению их в торговом зале и организации складского хозяйства.

    Учебная классификация используется в практике обучения товароведению, она служит для изучения потребительских свойств товаров, выявляет общие принципы формирования и сохранения этих свойств, позволяет наиболее полно изучить ассортимент товаров.

    Учебная классификация приближена к торговой классификации, но отличается большей последовательностью. В учебных классификациях, преследующих цель изучения ассортимента товаров, важнейшим признаком считается назначение.

    В соответствии с учебной классификацией товары также подразделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные.

    Все продовольственные товары объединяют в 9 основных групп: зерномучные товары; овощи, плоды и грибы; вкусовые товары; кондитерские товары; пищевые жиры; молочные товары; мясные товары; рыбные товары; яйца и яичные товары.

    В основе такой классификации лежит общность товаров по происхождению, химическому составу, особенностям технологии производства, назначению и условиям хранения.

    Непродовольственный товар - продукт производственного процесса, предназначенный для продажи его гражданам или субъектам хозяйственной деятельности, но не с целью употребления его в пищу человеком и (или) представителями животного мира.

    В практике розничной торговли выделяют следующие группы непродовольственных товаров: товары из пластических масс, товары бытовой химии, силикатные товары, строительные товары, мебельные товары, металлические товары, электротовары и бытовые машины, текстильные товары, швейные товары, трикотажные товары, обувные товары, пушно-меховые товары, галантерейные товары, парфюмерно-косметические товары, ювелирные товары и часы, товары культурно-бытового назначения. В особую группу выделяют книги и другую печатную продукцию.

    Экономико-статистическая классификация считается наиболее полной. Она представлена в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП). ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, сертификация, управление качеством, производство продукции, статистика, экономика и другие.

    В товароведении возможно использование стандартной классификации , представленной в государственных и отраслевых стандартах.

    Стандартная классификация используется для определения требований, номенклатуры показателей качества, условий и методов испытаний, контроля качества, для разработки порядка проведения сертификации товаров и т. п. Эта система классификации отражена в Общероссийском классификаторе стандартов (ОКС).

    Основные классификационные признаки, лежащие в основе деления товаров в соответствии со стандартной классификацией, - отраслевой и назначение. Классификация по признаку назначения зафиксирована в государственных стандартах четвертой системы, получившей название системы показателей качества. Например, трикотажные товары в соответствии с этой системой классификации делятся на верхние, бельевые, чулочно-носочные и перчаточные изделия.

    К внешнеэкономической классификации относится ТН ВЭД, разработанная на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС).

    Для классификации товаров в ТН ВЭД используются следующие признаки:

    · Происхождение товара

    · Материал, из которого изготовлен товар

    · Назначение

    · Химический состав товара и сырья

    · Степень обработки товара (готовая продукция, полуфабрикаты, сырье и материалы)

    Категориям товаров присваивается 9-10-значный цифровой код, первый четыре знака которого соответствуют товарной позиции, следующие 2 – субпозиции, следующие 3 знака определяют подсубпозицию, 10-м знаком определяется детализация товара.

    От присвоенного товару 10-тизначного кода ТН ВЭД зависят как размеры таможенных пошлин, так и применяемые в отношении товара меры нетарифного регулирования. Эти факторы, практически, являются определяющими при определении экономической эффективности и коммерческой привлекательности внешнеэкономической деятельности.