Порядок аттестации педагогических работников. Аттестация педагогических работников: новые правила. В чем были недоработки прежней аттестации

Последние изменения в Федеральном законе 273 «Об образовании в РФ» говорят о том, что аттестация учителей в 2017 году будет проходить в два этапа. На первом этапе педагог должен подтвердить соответствие занимаемой должности непосредственно своей профпригодностью. Следующий — второй — этап подразумевает обоснованное присвоение работнику учебных заведений соответствующей категории. Квалификация может быть повышена только в случае успешного прохождения комиссии, члены которой проверяют знания и навыки педагога очно, при этом определяя его умение общаться с детьми и обращаться с ними как следует — как подобает учителю.

Общие положения касательно аттестации педработников в России

Новая аттестация педагогических работников в 2017 году распространяется на всех без исключения работников сферы образования. Напомним, что на данный момент времени в России есть сразу два вида аттестации: обязательная и добровольная. Первую проходят те педагогические работники, которые, по требованию государства, непосредственно нуждаются в проверке знаний. Комиссия определяет уровень состоятельности определенного учителя, после чего делает вывод, подходит ли стране такой человек или нет, то есть соответствует ли он своей должности или попросту занимает чье-то место.

В то же время добровольная аттестации будет интересна в первую очередь тем педработникам, которые преследуют цель повышения своего настоящего квалификационного уровня.

Обязательная аттестация: важные сведения об этом виде оценки состоятельности учителя.

Обязательная аттестация педагогических работников, начиная с 2016 года, будет проводиться для тех, кто проходил ее 5 лет назад. В 2017 году от обязательного прохождения аттестации освобождаются педагоги с уже имеющейся квалификационной категорией и беременные женщины.

Следует отметить, что аттестация может быть проигнорирована теми педагогами, которые состоят на службе в учебных заведениях последние 2 года. Декретный отпуск дает право получить квалификацию и подтвердить свою учительскую состоятельность уже после выхода на работу. Важно помнить, что с этого момента и до аттестации должно пройти не менее двух лет.

Аттестация не распространяется на тех работников учебных заведений, которые в силу разных причин отсутствовали на рабочем месте последние 4 месяца (и выше этого срока). Для них обязательной аттестация становится лишь по истечении одного календарного года, начиная с момента своего официального возвращения на работу.

Добровольная аттестация: кому интересен этот вид подтверждения учительской состоятельности.

Наверное, каждый человек (не только учитель — любой другой специалист) хочет повысить свой квалификационный уровень на более высокий, преследуя цель продвигаться по карьерной лестнице и совершенствоваться. Таким людям, кто желает улучшать себя, будет интересна добровольная аттестация. Новая форма аттестации учителей в 2017 году, в целом, во многом схожа с уже знакомым порядком дел.

Если мы говорим о сфере образования, то конкретно учитель, намереваясь повысить свою квалификацию, для начала должен обратиться за помощью в решении данного вопроса непосредственно к своему начальству, после чего написать соответствующие заявление. В документе следует в обязательном порядке уточнить, что добровольная аттестация будет проведена с целью установления новой квалификационной категории.

Добровольная аттестация будет интересна как преподавателям без категории, так и тем педагогам, у которых она уже есть, но в то же время конкретно им еще есть, куда расти.

Чтобы получить наивысший разряд из возможных, нужно быть учителем, который не только решительно настроен, а также уже получил ранее первую категорию. Отметим, что с того момента до очередного повышения должно пройти не менее двух лет.

В то же время нельзя не сказать, что наивысшая категория присваивается тем педагогам, у которых уже есть таковая вообще. В их случае они подтверждают свою квалификацию, добытую ранее. Категории выдаются на 5 лет, после чего они более не нуждаются в дальнейшей пролонгации.

Как происходит аттестация.

Обязательная аттестация учителей в 2017 году в России проводится под контролем специальной аттестационной комиссии. Ее состав формируется из представителей образовательной организации. Руководителем, который подтвердил приказ о назначении комиссии, утверждается состав: председатель, заместитель, секретарь и остальные члены комиссии. В назначенный день проводится заседание комиссии.

Добровольная аттестация подразумевает предварительную подачу заявления от самого работника. В нем указывается его должность и текущая категория. Комиссия будет проверять знания педагога в назначенный день.

Проверка заявления может занимать до 30 дней, после чего выдается заключение комиссии. Продолжительность проведения аттестации, включая выдачу заключительного решения комиссии, составляет не более 60 дней.

Результаты проведенной аттестации.

Если педагогический работник частично или полностью не согласен с решением комиссии, у него есть возможность оспорить полученное заключение в суде. Другой вариант — создать специальную комиссию по трудовым спорам. На оспаривание результатов у учителя остается 90 дней с момента выдачи заключения.

С другой стороны, если результаты аттестации во многом удовлетворяют работника учебного заведения, сам он в таком случае, вернувшись на рабочее место и предъявив заключение комиссии начальнику, может потребовать прибавку.

Аттестация учителей в 2017 году: последние изменения

Последние изменения в Федеральном законе 273 «Об образовании в РФ» говорят о том, что аттестация учителей в 2017 году будет проходить в два этапа. На первом этапе педагог должен подтвердить соответствие занимаемой должности непосредственно своей профпригодностью. Следующий - второй - этап подразумевает обоснованное присвоение работнику учебных заведений соответствующей категории. Квалификация может быть повышена только в случае успешного прохождения комиссии, члены которой проверяют знания и навыки педагога очно, при этом определяя его умение общаться с детьми и обращаться с ними как следует - как подобает учителю.

Общие положения касательно аттестации педработников в России

Новая аттестация педагогических работников в 2017 году распространяется на всех без исключения работников сферы образования. Напомним, что на данный момент времени в России есть сразу два вида аттестации: обязательная и добровольная. Первую проходят те педагогические работники, которые, по требованию государства, непосредственно нуждаются в проверке знаний. Комиссия определяет уровень состоятельности определенного учителя, после чего делает вывод, подходит ли стране такой человек или нет, то есть соответствует ли он своей должности или попросту занимает чье-то место.

В то же время добровольная аттестации будет интересна в первую очередь тем педработникам, которые преследуют цель повышения своего настоящего квалификационного уровня.

Обязательная аттестация: важные сведения об этом виде оценки состоятельности учителя

Обязательная аттестация педагогических работников, начиная с 2016 года, будет проводиться для тех, кто проходил ее 5 лет назад. В 2017 году от обязательного прохождения аттестации освобождаются педагоги с уже имеющейся квалификационной категорией и беременные женщины.

Следует отметить, что аттестация может быть проигнорирована теми педагогами, которые состоят на службе в учебных заведениях последние 2 года. Декретный отпуск дает право получить квалификацию и подтвердить свою учительскую состоятельность уже после выхода на работу. Важно помнить, что с этого момента и до аттестации должно пройти не менее двух лет.

Аттестация не распространяется на тех работников учебных заведений, которые в силу разных причин отсутствовали на рабочем месте последние 4 месяца (и выше этого срока). Для них обязательной аттестация становится лишь по истечении одного календарного года, начиная с момента своего официального возвращения на работу.

Добровольная аттестация: кому интересен этот вид подтверждения учительской состоятельности

Наверное, каждый человек (не только учитель - любой другой специалист) хочет повысить свой квалификационный уровень на более высокий, преследуя цель продвигаться по карьерной лестнице и совершенствоваться. Таким людям, кто желает улучшать себя, будет интересна добровольная аттестация. Новая форма аттестации учителей в 2017 году, в целом, во многом схожа с уже знакомым порядком дел.

Если мы говорим о сфере образования, то конкретно учитель, намереваясь повысить свою квалификацию, для начала должен обратиться за помощью в решении данного вопроса непосредственно к своему начальству, после чего написать соответствующие заявление. В документе следует в обязательном порядке уточнить, что добровольная аттестация будет проведена с целью установления новой квалификационной категории.

Добровольная аттестация будет интересна как преподавателям без категории, так и тем педагогам, у которых она уже есть, но в то же время конкретно им еще есть, куда расти.

Чтобы получить наивысший разряд из возможных, нужно быть учителем, который не только решительно настроен, а также уже получил ранее первую категорию. Отметим, что с того момента до очередного повышения должно пройти не менее двух лет.

В то же время нельзя не сказать, что наивысшая категория присваивается тем педагогам, у которых уже есть таковая вообще. В их случае они подтверждают свою квалификацию, добытую ранее. Категории выдаются на 5 лет, после чего они более не нуждаются в дальнейшей пролонгации.

Как происходит аттестация

Обязательная аттестация учителей в 2017 году в России проводится под контролем специальной аттестационной комиссии. Ее состав формируется из представителей образовательной организации. Руководителем, который подтвердил приказ о назначении комиссии, утверждается состав: председатель, заместитель, секретарь и остальные члены комиссии. В назначенный день проводится заседание комиссии.

Добровольная аттестация подразумевает предварительную подачу заявления от самого работника. В нем указывается его должность и текущая категория. Комиссия будет проверять знания педагога в назначенный день.

Проверка заявления может занимать до 30 дней, после чего выдается заключение комиссии. Продолжительность проведения аттестации, включая выдачу заключительного решения комиссии, составляет не более 60 дней.

Результаты проведенной аттестации

Если педагогический работник частично или полностью не согласен с решением комиссии, у него есть возможность оспорить полученное заключение в суде. Другой вариант - создать специальную комиссию по трудовым спорам. На оспаривание результатов у учителя остается 90 дней с момента выдачи заключения.

С другой стороны, если результаты аттестации во многом удовлетворяют работника учебного заведения, сам он в таком случае, вернувшись на рабочее место и предъявив заключение комиссии начальнику, может потребовать прибавку.


Аттестация педагогических работников в 2017 году будет проходить в два этапа с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон 273 «Об образовании РФ». Педагоги обязаны подтвердить свою профпригодность и получить соответствующую категорию.

Какие новые положения и правила введены для аттестации работников образования в 2017 году

Аттестация педагогических работников в 2017 году будет проходить по изменившимся правилам и положениям. Процедура переаттестации проводится каждые пять лет. Процесс необходим для подтверждения профпригодности, повышения знаний, навыков с целью получения соответствующей категории.

Комиссия оценивает подготовку участника. Педагог доказывает профессионализм и находчивость, другие умения и навыки, которые необходимы в повседневной работе.

Успешное прохождение аттестации позволит:

  • получить повышение категории;
  • подтвердить полученную ранее высшую квалификационную категорию;

Справка

Аттестация работников образования в 2017 году будет добровольной и обязательной:

  1. обязательная охватит всех педагогических сотрудников, которые проходили процедуру более пяти лет назад.
  2. добровольную аттестацию пройдут работники образования, желающие повысить квалификационный уровень.

Обратите внимание: работники образования, желающие подтвердить категорию или получить повышение квалификации, обязаны подать заявление о прохождении аттестации в вышестоящие образовательные учреждения на уровне субъектов РФ. Ранее заявление подавали в районные образовательные организации.

На присвоение первой квалификационной категории могут рассчитывать:

  • работники образования, имеющие вторую квалификационную категорию;
  • сотрудники с первой квалификационной категорией, которые были аттестованы более 5 лет назад.

На присвоение высшей квалификационной категории могут рассчитывать:

  • работники образования, получившие первую категорию более двух лет назад;
  • сотрудники с высшей квалификационной категорией, прошедшие аттестацию более 5 лет назад.

Обязательная аттестация педагогических работников в 2017 году может быть отменена для следующих категорий работников образовательных учреждений:

  • для лиц, имеющих общий трудовой стаж меньше двух лет;
  • беременных сотрудниц;
  • женщин, находящихся в декретном отпуске;
  • педагогов, которые длительно отсутствуют на рабочем месте по причине болезни, для них аттестация переносится на один год, рассчитываемый с момента возвращения к работе.
  • Если данные категории педагогических работников изъявили желание пройти обязательную или добровольную аттестацию, законодательством не запрещено осуществить данный процесс.

Скачайте документы по теме:

Положение об аттестации педагогических работников

Аттестация педагогических работников 2017 проводится на основании действующего законодательства, где регламентирован порядок аттестации с целью подтверждения профессиональной пригодности.

Правовой основой процедуры является:

  • Трудовой кодекс,
  • Приказы Министерства образования и науки,
  • Федеральные законы и постановления Правительства.
  • Справка

В соответствии с действующим Положением аттестация направлена:

  1. на стимулирование непрерывного повышения уровня квалификации;
  2. личностный и профессиональный рост работников образовательных учреждений;
  3. повышение качества труда;
  4. учет требований при формировании педагогического состава;
  5. определение необходимости повышения квалификации.

Справка

Согласно действующему законодательству, для аттестации потребуется представить следующие документы:

  1. заявление от аттестуемого сотрудника с личной подписью;
  2. копию листа прошлой аттестации, если он имеется и процедура проводится не впервые;
  3. ксерокопию документа об образовании;
  4. ксерокопию, подтверждающую присуждение квалификационной категории;
  5. ксерокопию документов о смене фамилии, если это имело место в период между прохождениями аттестации;
  6. характеристика или развернутое письмо с места работы, в нем должна быть подтверждена компетенция и успешность профессиональной деятельности.

Через один месяц по месту проживания поступит уведомление о дате проведения аттестации.

Обратите внимание: если работник образования уже имеет высшую квалификационную категорию, аттестация необходима только для ее подтверждения.

Чтобы получить первую категорию, сотрудник обязан:

  • безупречно знать современные программы и применять их на практике;
  • внести собственный взнос в повышение качества образования;
  • демонстрировать профессиональные успехи.

На получение высшей ступени могут претендовать:

  • лица, получившие первую категорию профессиональной квалификации;
  • работники образования, демонстрирующие умения использования передовых методологий;
  • сотрудники, показывающие постоянные профессиональные успехи, прилагающие индивидуальные усилия для лучшего усваивания программ.

Какой порядок проведения аттестации педагогических работников в 2017 году

Порядок проведения аттестации педагогических работников в 2017 году проходит в совокупной последовательности поэтапных действий, направленных на проведение оценки профессиональной деятельности.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе осуществляется подготовка к аттестации педагогических работников:

  • в трудовой договор при его заключении вносят пункт о необходимости проходить систематическую аттестацию;
  • составляют список сотрудников, подлежащих аттестации и тех, кто временно по каким-то причинам освобожден от нее;
  • утверждают пятилетний план прохождения аттестации;
  • проводят разъяснительную работу о порядке, целях процедуры.

Организационный этап:

  • работодатель оформляет приказ в отношении всего коллектива работников образования, подлежащих аттестации, целью которой является подтверждение соответствия занимаемой должности или повышение квалификационной категории;
  • приказом определяют основные мероприятия, сроки проведения, назначают ответственных лиц и вносят дополнительные необходимые распоряжения;
  • заполняют характеристику или развернутое письмо для каждого работника образования, подлежащего аттестации;
  • сотрудников знакомят с документами под роспись.

Педагоги, не согласные с подготовленной характеристикой или развернутым письмом, имеют возможность представить собственные сведения о профессиональной деятельности в квалификационную комиссию. Отказ от подписи под документами не обозначает освобождение от аттестации.

Если работник образования отказался от подтверждения профессиональной пригодности или повышения квалификации, это считается нарушением трудовой дисциплины и влечет за собой соответствующие наказания вплоть до увольнения.

Проведение письменного квалификационного испытания на соответствие занимаемой должности:

порядок аттестации педагогических работников предполагает письменное испытание по ряду вопросов, связанных с осуществлением деятельности по занимаемой должности;

письменные вопросы предлагают кандидатам на повышение и подтверждение квалификации;

после проведения таких испытаний экспертная группа аттестационной комиссии выдает заключение.

Принятие решения:

  • в качестве принятого решения выносят заключение о соответствии или несоответствии занимаемой должности;
  • о повышении квалификации, если испытание проводилось с соответствующей целью.

Обратите внимание: аттестация педагогических работников 2017 проводится на основании поданного заявления. После испытаний аттестационная комиссия выносит решение. Письменный результат выдается с подписью председателя комиссии.

С момента подачи заявления до получения письменного решения комиссии проходит не более 60 дней. Дальнейшие действия сотрудника образовательного учреждения зависят от полученного заключения.

Справка

Дальнейшие действия сотрудника образовательного учреждения в зависимости от полученного заключения:

  1. Решение, вынесенное комиссией, не устраивает. Это можно оспорить в суде или в комиссии по трудовым спорам. Заявление о рассмотрении вопроса должно быть подано в течение 90 дней с момента получения письменного заключения.
  2. Решение, вынесенное комиссией, устраивает педагога. Сотрудник вправе требовать от своего руководства повышения заработной платы, перевода на вышестоящую должность.
  3. Решение о несоответствие занимаемой должности рассматривает администрация по месту работы педагога. Сотрудника могут уволить или перевести на другую должность. Увольнение невозможно для льготных категорий работников образования, одиноких матерей, беременных женщин.

Приказ об аттестации педагогических работников

Приказ об аттестации педагогических работников выпущен Министерством образования и науки РФ от 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Основные изменения в 2017 году коснулись оформления характеристик, подаваемых в аттестационную комиссию. Руководитель работника образования обязан представить беспристрастную оценку трудовой деятельности сотрудника.

Исход аттестации фиксируют в специальном листе, прилагаемом к основным документам. Процедура может проходить без личного присутствия аттестуемого, но при этом педагог имеет возможность присутствовать при вынесении окончательных результатов.

Всем привет, с вами Татьяна Сухих! Сейчас усердно готовится моя аттестация, как раз поступают вопросы читателей по данной теме, поэтому решила посвятить небольшую статейку ответам на вопросы и познакомить с новыми правилами аттестации, которые действуют в текущем году. Возможно, кто-то также готовит документы в данный момент, а методисты не спешат с помощью, поэтому будет вам очень кстати небольшая подсказка.

Одна из читательниц спрашивает, можно ли ей пройти аттестацию в декрете, если она ушла в декретный отпуск и не успела аттестоваться. Что же говорит закон на сей счет?

По закону эту «процедуру» не проходят беременные работники, а также те, кто находится в декретном отпуске. Им нужно будет аттестовываться через 2 года после выхода из декрета. Нововведения 2017 года добавили к льготным категориям, в отношении которых не проводится проверка, еще две группы работников:

  • воспитателей со стажем до 2 лет;
  • воспитателей, которые провели на больничном 4 месяца и более (они будут проходить проверку через год после завершения больничного).

Означает ли это, что при желании эти педагоги не могут пройти аттестацию до указанного законом срока? Если подходит время переаттестации (5 лет с момента предыдущей) или воспитатель желает аттестовываться на высшую категорию (имеет первую категорию 2 года и более), то он имеет право подать необходимые документы и пройти эту процедуру, даже находясь в декрете или в отпуске по беременности и родам.

Следующий вопрос, касающийся аттестации - это документы, которые потребуются для подачи заявления. До 2017 года это было только заявление, которое писал работник и заверял руководитель образовательной организации. Теперь же пакет необходимых документов существенно расширился.

К заявлению необходимо приложить:

  • документ о предыдущей аттестации (при наличии);
  • ксерокопию диплома о педобразовании;
  • ксерокопию документа, подтверждающего наличие категории (при наличии);
  • документ, легализующий смену фамилии (если она была изменена);
  • характеристика с места работы и сопроводительное письмо.

Решение аттестационной комиссии приходит в течение месяца с указанием даты и места аттестации. Если вы, дорогие мои коллеги, все еще раздумываете, переаттестовываться ли на более высокую категорию сейчас или сделать это позже, либо и вовсе дожидаться плановой проверки через несколько лет, то я настоятельно советую подать документы в этом году. Каждый год придумывают все новые и новые сложности, зачем их ждать, если можно сделать все сейчас?

Аттестация и курсы повышения квалификации

Вторая читательница спрашивает по поводу ее действий, если в марте 2017 года закончился сертификат о подтверждении занимаемой должности. Нужно ли ей проходить какие-либо курсы, и как это сделать, по собственной инициативе или на усмотрение заведующей, по решению коллектива.


Прежде всего хочу немного разграничить понятие курсы и аттестация. Повышение квалификации педагогические работники, в том числе воспитатели, проходят 1 раз в три года. И если указанный период истек, то воспитателю необходимо пройти новые курсы. Это можно сделать по собственной инициативе, если вы нашли подходящее по тематике направление обучения, и вас устраивает его стоимость.

Однако цены на дистанционное обучение сейчас достаточно высокие. Поэтому зачастую руководство образовательной организации организует обучение для всех работников каждые три года, приглашая специалистов из Института повышения квалификации вашей области. В этом случае стоимость повышения квалификации в расчете на каждого работника будет существенно ниже.

Если же в вашем учреждении нет подобной практики, и вы нашли курс, который вам интересен и готовы его самостоятельно оплатить, тогда можно посоветоваться по этому поводу с заведующей, и пройти его по своей инициативе, в том числе дистанционно.

При этом курсы повышения квалификации являются обязательным условием для аттестации. Если вы планируете пройти подтверждение на соответствие занимаемой должности повторно, либо будите повышать свой профессионализм до наличия первой категории, тогда курсы вам просто необходимы.

Надеюсь, что мои ответы будут полезны не только тем воспитателям, которых интересовали эти вопросы, но и всем тем, кто еще не разобрался во всех тонкостях такой необходимой для всех работников образования процедуры. Я уверена, что у вас все получится, главное чуть-чуть подсобраться и подготовить все требуемые справки, документацию. А если вы читаете мой блог, то у вас все это безусловно получится, да и я всегда приду вам на помощь!

До 2020 года планируется завершить внедрение профессионального стандарта «Педагог». Профстандарт предъявляет новые требования к педагогическим работникам, следовательно, меняется процедура аттестации педагогических кадров.

Как законодательные изменения повлияют на аттестацию?

С 1 января 2017 года вступил в силу закон «О независимой оценке квалификации», утверждённый Приказом Минтруда России от 1 ноября 2016 года № 601н. В июле этого года Министерство образования и науки РФ утвердило план мероприятий по формированию и введению национальной системы учительского роста - «дорожную карту». Принятие таких шагов говорит о заинтересованности государства в профессиональном росте педагогических работников.

Шестого сентября прошёл вебинар «Аттестация педагогических кадров в условиях введения профессиональных стандартов» , на котором педагоги обсудили влияние этих нормативные актов на порядок аттестации на соответствие занимаемой должности и повышения квалификации.

Вебинар провела Ольга Владимировна Бережнова, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой развития образовательных систем БУ ОО ДПО «Институт развития образования».

- В первую очередь я бы хотела сказать о том, что сейчас нужно всем очень хорошо разбираться, что происходит в системе образования, какие новые направления мы с вами видим и в чём мы все с вами участвуем, - этим напутствием Ольга Бережнова начала своё выступление.

Мир быстро меняется и характеризуется постоянным обновлением информации, поэтому от педагогов требуется постоянное совершенствование знаний. Непрерывное самообразование становится решающим фактором развития личности педагога на профессиональном пути.

Педагоги из Абакана, Лесосибирска, Тюмени и других городов России рассмотрели нормативно-правовую базу введения образовательных и профессиональных стандартов и обсудили требования к педагогическим работникам.

Нормативно-правовая база введения профстандарта «Педагог»

Педагогические работники ДОУ и профстандарты

Каждой специализации соответствует свой профстандарт:

  • Воспитатель - профстандарт «Педагог» (Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н);
  • Инструктор по физической культуре - профстандарт «Инструктор-методист» (Приказ от 8 сентября 2014 года № 630н);
  • Педагог-психолог - профстандарт «Педагог-психолог» (Приказ от 24 июля 2015 года № 514н);
  • Педагог дополнительного образования - профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ от 8 сентября 2015 года № 613н).

Бережнова отметила, что в должностных инструкциях, трудовых книжках и других бумагах должности прописываются чётко, как в профстандарте, без добавлений: не «педагог дополнительного образования по ИЗО », а просто «педагог дополнительного образования», «педагог-организатор» и так далее. Точность формулировок нужна, чтобы у работника не возникли сложности при прохождении аттестации.

Новый порядок аттестации

В настоящее время система аттестации включает в себя подтверждение соответствия занимаемой должности и установление квалификационной категории на основе портфолио педагога, то есть без единых критериев оценки.

Национальная система учительского роста предлагает другую модель аттестации по единому формату.

Субъекты РФ сами выбирают вариант проведения аттестации:

  • текущий формат, но с учётом требований профстандарта;
  • Единая федеральная оценка.

Но Ольга Бережнова считает, что в конечном итоге все будут обязаны проходить аттестацию по ЕФО.

Эта модель может применяться не только к учителям школы, но и к педагогам дошкольного образования, так как для учителей и воспитателей действует единый профессиональный стандарт «Педагог». Но если у сотрудника нет специального образования, то он не может проходить аттестацию.

Можно ли уволить сотрудника без специального образования?

Нет, уволить нельзя. Если сотрудник не соответствует профстандарту, то руководитель предлагает ему другую должность или переподготовку. Если у сотрудника нет образования дошкольной направленности, но он хочет работать в детском саду, то он проходит курсы ДПО по направлению деятельности ОО, переподготовку, поступает на бакалавриат или магистратуру. Также такой сотрудник может пройти независимую оценку квалификации.

Закон «О независимой оценке квалификации» вступил в силу с января этого года.

Предполагается, что независимая оценка квалификации поможет:

  • работнику - провести независимую оценку его квалификации для подтверждения её соответствия профстандарту, планировать дальнейшее обучение или карьеру;
  • работодателю - обеспечить организацию квалифицированными кадрами и планировать обучение сотрудников.

Считается, что независимая оценка будет стимулировать работников к профессиональному росту. Национальная система учительского роста предполагает возможность профессионального роста педагога по горизонтальной и вертикальной модели.

Педагог может выполнять три обобщённые трудовые функции A, B и C. ОТФ A включает в себя три трудовые функции:

  • А1 - профессиональная деятельность по обучению и воспитанию детей по ФГОС и основной образовательной программе;
  • А2 - взаимодействие с родителями воспитанников;
  • А3 - взаимодействие с коллегами.

Горизонтальная карьера воспитателя

Если педагог выполняет только профессиональную деятельность - А1, то у него будет должность воспитатель или учитель. А1 - это соответствие занимаемой должности. Если воспитатель подтверждает, что взаимодействует с родителями, то он может претендовать на первую квалификационную категорию. Если педагог проводит семинары, семинары-практикумы и участвует в различных конференциях - взаимодействует с коллегами, то он получает возможность выйти на высшую квалификационную категорию.

Вертикальная карьера воспитателя

Если педагог осваивает функцию B, то он может именоваться старшим воспитателем. Старший воспитатель выполняет полностью ОТФ А и ОТФ B. Если воспитатель осуществляет ещё функцию С, то он может стать ведущим воспитателем.

- То есть все должностные обязанности будут переписываться, - делает вывод Бережнова. - И три должности уже - не просто воспитатель, а воспитатель, старший воспитатель и ведущий воспитатель. Такого у нас ещё не было в системе дошкольного образования - ведущий воспитатель.

Вопросы участников

Тема оказалась злободневной для участников вебинара, и педагоги засыпали эксперта вопросами.

ОТФ С - воспитатель работает с детьми в группе как основной воспитатель, или это должность?

Он работает как воспитатель. Слово воспитатель предполагает работу с детьми. Но кроме работы с детьми, могут быть другие функции, которые он осуществляет. И если он осуществляет эти функции дополнительно, то он тогда может быть или старшим, или ведущим воспитателем в зависимости от того, какие функции на него возложены.

Для учителя начальных классов, работающего воспитателем в ДОО, достаточно курсов повышения квалификации или необходима профессиональная переподготовка?

В соответствии с действующим законодательством, преподавание в начальных классах входит в кластер «Образование и педагогические науки», то есть это одно и то же направление подготовки. В соответствии с профессиональным стандартом этот человек может работать в системе образования, в данном случае - дошкольного.

Учитель входит в кластер «Образование и педагогические науки», но так как у него нет специального дошкольного образования, то ему нужно дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации - повышение квалификации не реже одного раза в три года.

Каждая образовательная организация готовит план по организации применения профессиональных стандартов в организации. В плане указывается:

  • список профстандартов, подлежащих применению;
  • сведения о потребности работников в профессиональном образовании;
  • этапы применения профстандартов;
  • перечень локальных нормативных актов, которые подлежат изменению с учётом положений профессиональных стандартов.

В плане прописываются процедуры аттестации на соответствие занимаемой должности, сертификации, оценки квалификации, разработки должностных обязанностей и так далее. Все мероприятия должны быть завершены до 1 января 2020 года.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.