Раунды гатт краткая характеристика основных решений. Всемирная торговая организация (ВТО): общая характеристика. Переговорные конференции в рамках гатт

РНБ не

Заключение региональных торговых соглашений.

Предоставление льготного режима международной торговли для развивающихся стран.

Развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции.

8. Установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды. Ограничения импорта текстильных товаров (в соответствии с Соглашением по текстилю и одежде на временной основе до 1 января 2005года допускается квотирование).

Эти принципы были зафиксированы в ГАТТ, позднее в результате переговоров к ним добавился еще и принцип национального режима.

Поскольку в ГАТТ были заложены идеи свободы торговли и равенства всех участвующих сторон, то существенное значение приобретает принцип режима наибольшего благоприятствования (Most Favoured Nation Treatment). Его суть состоит в необходимости соблюдения равенства и недискриминации всех участников внешнеторговой деятельности. РНБ предусматривает обязанность государства предоставлять в отношении товаров из другого государства в определенной области такие же льготы и преимущества, которые уже предоставлены или будут предоставлены в отношении товаров из любого третьего государства. Этот принцип предполагает обязательство стран-участниц устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой третьей стране.

Положения режима наибольшего благоприятствования распространяются на экспортные, импортные и транзитные торговые операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным операциям. РНБ распространяется на таможенные пошлины и любые сборы, взимаемые в связи с внешнеторговыми операциями, а также все правила и формальности, с ним связанные. Кроме того, положения РНБ распространяются на внутренние налоги и сборы, на внутренние правила и законы, регулирующие покупку и продажу товаров на внутренних рынках стран-участниц.

В ГАТТ РНБ допускает исключения в случае создания специальных экономических (интеграционных) группировок. В первой редакции ГАТТ (1947) исключения из этого принципа предоставлялись странам-колониям, связанным с метрополиями особыми соглашениями. Однако позднее с распадом колониальной системы ситуация с такого рода исключением изменилась. Развивающимся странам было предоставлено право пользоваться преференциальным таможенным режимом на односторонней основе (т.е. без взаимного снижения ими пошлин на товары, импортируемые из промышленно развитых стран).

распространяется:

§ На весь круг операций, связанных с ввозом и вывозом товаров;

§ На внутренние налоги и любые внутренние сборы, которыми могут облагаться иностранные товары;



§ На все законы, правила, требования, относящиеся к внутренней продаже, предложениям на продажу, покупке, перевозке, распределению и использованию;

§ На все сборы, правила и формальности, связанные с транзитом;

§ На требования, предъявляемые к маркировке;

§ На нетарифные меры, если допускается их применение (принцип "неселективности").

распространяется:

  • На преимущества, предоставленные:

Любой развивающейся стране или между развивающимися странами;

Соседним странам в целях развития приграничной торговли;

В рамках таможенных союзов и зон свободной торговли;

  • На преимущества, действующие между следующими территориями:

Великобритания и зависимые территории Великобритании;

Территории Французского союза;

Таможенный союз Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и их зависимые территории;

Участники преференционных соглашений Чили-Аргентина; Чили-Боливия, Чили-Перу;

Участники преференционного соглашения между Ливаном, Сирией и соседними странами;

Между Кубой и США.

Требует своего разъяснения второй принцип ГАТТ – отмена нетарифных мер во внешней торговле товарами. Речь идет о том, какие средства внешнеторгового регулирования допустимы в рамках ГАТТ (позднее ВТО). В качестве единственно приемлемого средства ГАТТ были признаны внешнеторговые пошлины. Все остальные формы и методы внешнеторгового регулирования в соответствии с ГАТТ применяться не должны (а если они применяются, то это должно носить временный характер и обосновываться исключительными обстоятельствами).

Принципиальным здесь является вопрос об отношении ГАТТ к количественным ограничениям в международной торговле – ГАТТ не рекомендует странам использовать квоты , а также экспортные или импортные лицензии. Но в тексте ГАТТ есть перечень возможных исключений (когда введение количественных ограничений допустимо). К ним относятся случаи регулирования сельскохозяйственного производства, а также случаи нарушения равновесия платежного баланса. В виде исключения допускаются:

· Запрещения или ограничения экспорта, временно применяемые для предотвращения или ослабления критического недостатка продовольствия или других товаров, имеющих существенное значение для экспортирующего государства;

· Запрещения или ограничения в связи с применением правил классификации, сортировки или реализации товаров в международной торговле (например, при продаже товаров второго сорта под видом первого);

· Ограничения импорта сельскохозяйственных товаров, включая продукты рыболовства, при проведении правительственных мероприятий, направленных на сокращение национального производства подобных товаров или на ликвидацию затоваривания;

· Ограничения в целях обеспечения равновесия платежного баланса;

· Ограничения в случае импорта товара в увеличенных количествах: каждый член ВТО имеет право на защитную меру, если он установил, что импорт наносит или угрожает нанести серьезный ущерб отрасли национального производства, производящей подобные или прямо конкурирующие товары;

· Ограничения импорта текстильных товаров (в соответствии с Соглашением по текстилю и одежде на временной основе до 1 января 2005года допускается квотирование);

· Нетарифные меры, применяемые странами, экономика которых может обеспечить только низкий уровень жизни и находится на ранних стадиях развития (если требуется правительственная помощь для создания определенной отрасли промышленности).

Кроме того, ГАТТ отрицательно относится к таким государственным мерам внешнеторгового регулирования, как стимулирование производства с помощью налоговых льгот, программ регионального развития и помощи и др. (эти меры не допускаются тогда, когда это ведет к дискриминации стран-участниц ГАТТ).

Из второго логически вытекает и третий принцип ГАТТ – постепенного (но неуклонного) снижения пошлин во взаимной торговле стран-участниц в результате переговоров (без их дальнейшего повышения). Если в начале действия ГАТТ (конец 40-х гг.) таможенные пошлины стран-участниц были на уровне 40-60%, то к 2000г. они составляли уже 3-5%.

На первых этапах деятельности ГАТТ механизм снижения пошлин состоял в том, что основные страны-производители и страны-потребители товаров договаривались о величине снижения, после чего эти сокращения автоматически распространялись на все страны – участницы соглашения. На последних же этапах деятельности ГАТТ (когда величина таможенных пошлин значительно снизилась и одновременно возросло число участников ГАТТ) снижения таможенных пошлин стали осуществляться на основе списков, подготавливаемых странами-участницами. Эти списки составлялись таким образом, что величина потерь для национального бюджета страны от снижения импортных пошлин должна быть равна сумме выигрыша ее национальных производителей, поставляющих свои товары за границу, за счет снижения импортных пошлин стран-контрагентов (покупателей), т.е. действовал принцип равенства уступок.

В 70-е гг., когда участники ГАТТ стали решать проблемы регулирования нетарифных мер, этот принцип равенства уступок начал применяться в модифицированном виде – основой переговоров стали подсчеты стоимостных эквивалентов потерь, понесенных странами от введения тех или иных ограничений.

Четвертый принцип ГАТТ – отказ стран-участниц от односторонних действий в пользу переговоров и консультаций. В соответствии с этим принципом страны обязуются не осуществлять односторонних действий, связанных с ограничением свободы торговли (все решения принимаются только на основе взаимных торговых переговоров).

Как крупные, так и небольшие страны могут обратиться в ГАТТ с просьбой о рассмотрении спорного вопроса, если они считают, что их права по ГАТТ ущемляются другими государствами-участниками ГАТТ. Система разрешения споров основывается на статьях 12 и 13 Соглашения. Согласно ГАТТ первый шаг в урегулировании споров – это двусторонние консультации спорящих сторон. В том случае, если двусторонние консультации не приводят к разрешению спора, страны могут воспользоваться услугами специальных групп ГАТТ. Группа обычно состоит из трех экспертов из стран, не заинтересованных в существе вопроса. Они выслушивают мнение заинтересованных сторон и выносят решение на основе положений ГАТТ, интерпретации его статей и существующих прецедентов. Далее представляется доклад Совету ГАТТ. Доклад содержит выводы по существу спора и рекомендацию, обращенную к спорящим сторонам (или к одной из сторон). Совет на основе консенсуса может утвердить доклад группы (вся эта система перенесена в ВТО с той лишь разницей, что последней инстанцией в ВТО является Орган по разрешению споров). В этом случае спорящие стороны обязаны действовать в соответствии с выводами и рекомендациями. В том случае, если сторона, являющаяся нарушителем положением ГАТТ, не выполняет рекомендацию, потерпевшая сторона может попросить у членов ГАТТ разрешение на принятие ответных мер.

В рамках ГАТТ было проведено 8 раундов:

· Женева, Швейцария, 1947г.;

· Аннеси, Франция, 1949г.;

· Торки, Великобритания, 1956г;

· Женева, Швейцария, 1960 – 1961гг.;

· Женева, Швейцария, 1964 – 1967гг.;

· Токио, Япония, 1973 – 1979гг.

· Пунта дель Эсте, Уругвай, затем Женева, Швейцария, 1986 – 1994гг. (так называемый Уругвайский раунд).

На первых пяти раундах рассматривались вопросы снижения таможенных пошлин.

В рамках раунда 1964 – 1967гг. (Женева, так называемый ²Кеннеди-раунд² помимо рассмотрения вопросов снижения таможенных пошлин были введены преференции для развивающихся стран и разработан первый международный Антидемпинговый кодекс.

На так называемом ²Токио-раунде² 1973 – 1979гг. помимо рассмотрения традиционных вопросов, связанных со снижением таможенных пошлин, был подписан ряд соглашений по нетарифному регулированию международной торговли, в том числе Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам ; принята новая редакция Антидемпингового кодекса ; приняты Кодекс по государственным заказам и Конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур ; подписано Соглашение по вопросам стандартизации и сертификации продукции .

Особую роль сыграл Уругвайский раунд 1986 – 1994гг. В его рамках помимо рассмотрения традиционного вопроса снижения пошлин и проблем совершенствования механизма реализации ГАТТ был принят целый ряд кардинальных решений:

· было подписано соглашение о создании ВТО;

· была принята новая редакция ГАТТ (ГАТТ – 1994), при этом страны-участницы прилагали к этому соглашению график собственных обязательств по снижению взаимных торговых барьеров;

· было разработано и принято Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС);

· было разработано и принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС);

· было подписано Соглашение о постепенном сокращении субсидий фермерам (коснувшееся прежде всего стран ЕС) и снижении импортных пошлин на продовольственную продукцию;

· было введено понятие так называемых ²законных² и ²незаконных² субсидий, при этом к числу ²законных² были отнесены субсидии, применяемые в связи с охраной окружающей среды и региональным развитием;

· были введены минимальные параметры, ниже которых субсидирование автоматически признается ²законным² (3% от общей величины импорта или 1% от общей стоимости товара).

Год Место проведения Обсуждавшиеся вопросы Число стран- участников
Женева Тарифы
Аннеси Тарифы
Торки Тарифы
Женева Тарифы
1960-1967 Женева (раунд Диллона) Тарифы
1973 - 1979 Женева (раунд Кеннеди) Тарифы и антидемпинговые меры
1973 -1979 Женева (Токийский раунд) открыт в Токио Тарифы, нетарифные меры и "рамочные" соглашения
1986 - 1993 Женева (Уругвайский раунд) открыт в Пунта-дель-Эсте, Уругвай Тарифы, нетарифные меры, правила, услуги, права интеллектуальной собственности., урегулирование споров, текстиль и одежда, сельское хозяйство, создание ВТО, и др. вопросы
2001- н/в Женева (Доха раунд) открыт в столице Катара – Дохе Первый раунд многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО. Либерализация тарифных и нетарифных барьеров. Вопросы нормализации условий сельскохозяйственной торговли, программа мер содействия торговле, торговля услугами

Раунды получили своё название от наименования городов (стран), в которых проходила Конференция Министров открывшая раунд. Первый раунд многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО получил название Доха-раунд от имени столицы государства, где проходила Конференция его открывшая.

Что такое Дохийский раунд?

Дохийский раунд торговых переговоров является последним циклом переговоров под эгидой Всемирной торговой организации (ВТО), базирующейся в Женеве. С конца второй мировой войны прошло девять раундов многосторонних торговых переговоров, но раунд Дохи первым сосредоточился на оказании помощи развивающимся странам в присоединении к мировому рынку и, как результат, и их экономике. Этот раунд был запущен в ноябре 2001 года – и еще не закончился.

Какие вопросы обсуждаются на Дохийском раунде?

В широком смысле, цель любых торговых переговоров – облегчить закупку и продажу товаров и услуг через национальные границы. В случае раунда в Дохе это означает сокращение налогов на импорт, которые известны как тарифы , –от пшеницы до автомобилей и одежды. Это также влечет за собой 1) ограничение использования странами субсидий для фермеров и рыбаков , 2) снижение налогов и регуляторных барьеров, влияющих на трансграничную торговлю услугами, таких как банковское дело и консалтинг , и 3) переговоры о новых правилах интеллектуальной собственности в отношении таких вещей, как медицинские препараты и произведения искусств, защищенные авторским правом.

Какие страны принимают участие в переговорах?

Участники переговоров в Дохе представляют 155 членов ВТО, большинство, но не все из которых являются странами (например, в ЕС и Гонконге есть свои делегации). Развивающиеся страны составляют около 2 /3 всех участников, но экономические державы, включая ЕС, США, Китай и Индию, как правило, доминируют в переговорах.

Разве не было много протестов против раунда в Дохе в прошлом?

Да. Можно вспомнить столкновения в Сиэтле (США) в 1999 году, когда активисты попытались закрыть встречу, которая должна была начать новый раунд торговых переговоров ВТО. (Активистам удалось, и ВТО была вынуждена перевести встречу в столицу Катара, поэтому этот раунд называется Дохийский раунд, а не Сиэтлийский) . Активисты опасались, что переговоры позволят крупным корпорациям разграбить экономику развивающегося мира, ограничить доступ бедных стран к недорогим лекарственным средствам и не дать развивающимся странам защищать свои внутренние экономические интересы. Но количество протестов против ВТО, постепенно сократилось с 1999 года.

Будет ли сделка в Дохе благоприятной для развивающихся стран?

Это зависит от того, какое соглашение примут во время переговорами. Это также зависит от того, кого вы спросите. Большинство людей согласятся с тем, что более жесткие ограничения на субсидии фермерам в ЕС и США будут хороши для фермеров в развивающихся странах. Но если развивающиеся страны подпишут сделку, которая строго ограничивает тарифы, разрешенные им, например, на импорт кукурузы, это может затруднить защиту их домашних фермеров в случае засухи или других стихийных бедствий у себя дома . Большинство экономистов скажут вам, что, в широком смысле, такой протекционизм, который Доха стремится искоренить, – это плохо для мировой экономики, но многие активисты по борьбе с бедностью не согласились бы.

Продолжаются ли переговоры?

Должностные лица по торговле все еще продолжают свои выступления на своих регулярных встречах в штаб-квартире ВТО в Женеве, однако за последние несколько лет они не добились значительного прогресса.

Почему переговоры еще не закончились?

Дохийский раунд основан на идее единого обязательства, а это означает, что, по сути, ничего не согласовано до тех пор, пока все не согласовано , – популярная фраза среди торговых чиновников. Переговоры пытаются выработать новые правила по огромному множеству вопросов . Если переговоры в одной из областей экономики не завершились, то вся сделка будет считается незаключенной. Официальные лица приблизились к заключению сделки и завершили Дохийский раунд раз и навсегда – на встрече высокого уровня в Женеве в июле 2008 года. Но спустя 10 дней переговоры сорвались из-за спора между США и Индией о правилах, регулирующих торговлю сельскохозяйственными товарами.

Будет ли Дохийский раунд завершен?

Каждый раунд многосторонних торговых переговоров за последние 70 лет занял больше времени, чем тот, который ему предшествовал, поэтому вялый характер Дохийского раунда не является беспрецедентным.

Всемирная торговая организация (ВТО – англ. World Trade Organization (WTO)) – организация, созданная в 1995 году с целью наладить международную торговлю и установить регулирование торгово-политических отношений государств-членов. ВТО начала свою деятельность в качестве преемницы Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году.

Всемирная торговая организация ВТО – это сообщество стран, признающих ее Устав и придерживающих основных соглашений, регулирующих внешнюю торговлю. В настоящее время ВТО не является органом ООН и располагает механизмами решения вопросов торговли между государствами участниками.

Штаб квартира ВТО находится в Женеве, Швейцария. В состав организации входят как развитые, так и развивающиеся страны со всех континентов. Изначально странами-участницами Всемирной Торговой Организации являлись 77 государств. На данный момент в ее состав входит 162 члена (158 международно признанных государств, Тайвань, 2 зависимые территории и Европейский союз).

Какие задачи выполняет ВТО?

В задачи ВТО входят:

  • контроль за выполнением соглашений и договорённостей пакета документов Уругвайского раунда;
  • проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
  • разрешение торговых споров;
  • мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
  • сотрудничество с международными специализированными организациями.

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. В целом ВТО пропагандирует идеи свободной торговли, стремясь убрать любые протекционистские барьеры.

Что дает стране вступление в ВТО?

Основными преимуществами от членства в ВТО являются:

  • помощь в создании благоприятных условий на международном торговом рынке в виде развития стабильных, прочных торговых взаимоотношений между странами-участницами (в том числе помощь в создании выгодных условий во внешнеэкономической политике);
  • ликвидация всяческой дискриминации, защита интересов как национальных, так и общих у стран-членов ВТО, если они ущемляются другими странами-партнерами;
  • помощь в осуществлении намеченных планов, возникновение новых торгово-экономических интересов.

Все страны, вступившие во Всемирную Торговую Организацию, обязуются исполнять условия соглашений, юридических документов, которые объединяются под единым термином «Многостороннее торговое соглашение» (МТС). Иными словами, организация предоставляет пакет соглашений (контрактов), правил, определенных норм, которые управляют всей мировой торговлей.

Из международных организаций статус наблюдателей получили: Всемирный банк, ООН и МВФ.

Является ли Россия членом ВТО?

Переговоры о вступлении России в ВТО длились 18 лет. Полноправным членом организации РФ стала с 22 августа 2012 года. Наиболее сложными были переговоры с США и Евросоюзом. В частности, с Вашингтоном долгое время не удавалось решить вопросы по доступу на российский рынок американской свинины и по защите прав интеллектуальной собственности, с ЕС - по экспортным пошлинам на лес, по сельскому хозяйству, по условиям промышленной сборки автомобилей на территории РФ.

Полезные статьи по теме

Fortrader Suite 11, Second Floor, Sound & Vision House, Francis Rachel Str. Victoria Victoria, Mahe, Seychelles +7 10 248 2640568

Место проведения

Обсуждавшиеся вопросы

Число стран- участников

(раунд Диллона)

(раунд Кеннеди)

и антидемпинговые меры

(Токийский раунд) открыт в Токио

Тарифы, нетарифные меры и "рамочные" соглашения

(Уругвайский раунд) открыт в Пунта-дель-Эсте, Уругвай

Тарифы, нетарифные меры, правила, услуги, права интеллектуальной собственности., урегулирование споров, текстиль и одежда, сельское хозяйство, создание ВТО, и др. вопросы

(Доха раунд) открыт в столице Катара – Дохе 1

Первый раунд многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО. Либерализация тарифных и нетарифных барьеров.

Вопросы нормализации условий сельскохозяйственной торговли, программа мер содействия торговле, торговля услугами

Токийский раунд - первая попытка реформы системы международной торговли

В Токийском раунде, который проходил с 1973 по 1979 г., участвовали 102 страны. Этот раунд продолжил усилия ГАТТ, направленные на постепенное снижение тарифов. Среди достигнутых результатов можно назвать снижение в среднем на одну треть таможенных пошлин на промышленные изделия, в результате чего средняя величина ставок таможенных пошлин на промышленные изделия снизилась до 4.7 процента. Снижение тарифов, проходившее постепенно в течение восьми лет, включало в себя элемент гармонизации, в результате чего наиболее высокие тарифы снижались в большей степени, чем низкие тарифы. Однако, снижение тарифов было вскоре нивелировано ростом цен и изменением валютных курсов.

По другим направлениям результаты Токийского раунда были более значительны. Этот раунд ознаменовался поворотом усилий к модернизации правил торговли. В результате переговоров был достигнут ряд новых соглашений. Некоторые из этих соглашений были связаны с условиями применения ряда действующих правил ГАТТ, другие же охватывали совершенно новые направления. К этим соглашениям присоединились прежде всего промышленно развитые страны и часть развивающихся государств. Соглашения были достигнуты по таким вопросам, как:

Соглашение по применению и интерпретации Статей VI, XVI и XXIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (субсидии и компенсационные меры);

Соглашение по техническим барьерам в торговле;

Соглашение по процедурам лицензирования импорта;

Соглашение по правительственным закупкам;

Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ (таможенная оценка);

Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ (антидемпенговые меры);

Соглашение по говядине;

Международное соглашение по молочной продукции;

Соглашение по торговле гражданской авиатехникой.

Всемирная торговая организация (англ. World Trade Organization – WTO) — международная экономическая организация, создающая определенные условия торговли на территории стран-участниц.

История создания ВТО

ВТО была создана 01 января 1995 года с целью регулирования торгово-политических отношений между странами-участницами. Образована она на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году. Сам исторический факт создания Всемирной торговой организации произошел в городе Марракеш (страна- Марокко) в апреле 1994 года. Вследствие чего договор стран о создании единых правил торговли называют «Марракешским соглашением». Однако датой начала функционирования организации является 01 января 1995 года, поэтому эта дата признается как дата создания. На дату начала функционирования ВТО в состав входили 76 стран.

Основной целью создания всемирной торговой организации было введение единых принципов торговли на мировой арене для всех стран-участниц. Однако каждый из участников данного объединения имеет право вводить дополнительные меры контроля для товаров, поступающих на свои рынки.

Применение дополнительных условий для товаров вводится, в большей степени, в том случае, если в стране кризисная ситуация в какой-либо сфере производства. А так же данный принцип применяется при нарушении самих партнерских принципов ВТО.

Не смотря на более чем двадцатилетний стаж, ВТО не сыскала благосклонности в ряде стран. Основной причиной этого послужили сложность системы и устройства самой всемирной торговой организации.

Многие предприятия не видят всех возможных выгод, а так же не могут в полной мере оценить мировое положение системы в целом. При этом для стран-участниц данная система дает не только единый рынок на общих правилах, но и немалый список прав, для каждого участника торговый отношений.

На сегодняшний день штаб-квартира ВТО расположена в Женеве (страна – Швейцария). Генеральный директор ВТО — Роберто Азеведо (бразильский экономист).

Принципы Всемирной Торговой Организации

  • Как бы не казались правила ВТО непростыми, на самом деле им присущи три основных принципа, на которых выстроена вся система единой торговли принцип наибольшего благоприятствования (РНБ). Этот принцип говорит о том, что не может существовать какая-либо дискриминация между странами-участниками.

Например, если товар ввозится из Гамбии (порядковый номер 125 в едином реестре стран-участников ВТО) и Франции (порядковый номер 69 в едином реестре стран-участников ВТО) на территорию Польши (порядковый номер 99 в едином реестре стран-участников ВТО), то условия для ввоза и регистрации этих товаров будут абсолютно одинаковыми;

  • Принцип национального режима. Самый неоднозначный принцип. Он предполагает, что условия для иностранных товаров, с условием, что они ввозятся членами ВТО, будут такими же, как и для товаров, произведенных на территории принимающей страны. Однако условия участия в ВТО не запрещает вводить процедуры, упрощающие системы продажи национальных товаров. Но такие правила, чаще всего, распространяются только для собственных предприятий-производителей. Тем самым подтверждая, что данный принцип всемирной торговой организации не совершенен;
  • Принципе транспарентности. Этот принцип является основой всех юридических соглашений участников ВТО. Он говорит о том, что каждая страна-участник должна обеспечить полную доступность других участников к своей нормативной и законодательной базе в разрезе торговли на её территории. Страны-участницы обязаны создать информационные центры, где в доступной форме каждая заинтересованная сторона, могла бы разъяснить для себя все интересующие её аспекты законодательного регулирования торговых отношений.

Для того чтобы вступить в ВТО руководству страны необходимо пройти очень длительную и щепетильную процедуру, в среднем она длится около пять лет. Основное требование для потенциальных стран участниц является приведение международной торговли к стандартам, прописанным в соглашении, подписанном на Уругвайском раунде.

На первом этапе оцениваются экономика и торговая политика страны в целом, после чего проходят длительные переговоры о потенциальной выгоде сторон от присоединения нового рынка к общей системе торговли.

В заключении, если стороны пришли к взаимному соглашению, новая страна-участница подписывает согласие на предлагаемые условия торговли, а так же её присваивается индивидуальный неизменные номер. Так же новая страна-участник обязана оплатить членство в данной организации в соответствии с действующими тарифами.

Для того чтобы выйти из ВТО необходимо направить письменное уведомление на имя генерального директора Всемирной торговой организации, в тором необходимо прописать свое желание покинуть данное объединение. Через шесть месяцев членство будет признано законченным. Стоит заметить, что в истории существования ВТО не было ни одного заявления с подобным ходатайством.

Функции и задачи ВТО

Основные функции ВТО заключаются в следующем:

  • мониторинг коммерческой политики государств-участников;
  • контроль за соблюдением всех договорных условий и отношений, заключенных под эгидой ВТО;
  • организация переговоров между странами-участницами ВТО;
  • обеспечение стран-участниц информационным пособием в рамках программы ВТО;
  • поддержание дипломатических связей с остальными странами и содружествами для развития торговых отношений;
  • разрешение спорных вопросов.

Исходя из перечисленных функций ВТО можно смело утверждать, что основной задачей Всемирной торговой организации является организация взаимодействия стран-участниц между собой, вследствие чего – спорных вопросов, которые могут появиться на этапе взаимодействия нескольких сторон.

Юридическую основу всех документов, выпущенных ВТО составляют шестьдесят соглашений, которые прописывают три основных принципа ВТО в различных формах и разрезах.

Структура ВТО

Так как уже в 2015 году насчитывалось 162 страны-участницы, при этом страны объединены одном единственным критерием – торговлей, при этом это страны с разным национальным языком, вероисповеданием, уровнем экономики и .

Поэтому так важно, чтобы все решения принимались сугубо в целях достижения материального благополучия, без применения какой-либо адресности.

Для того, чтобы принять то или иное решение, собираются большие совещания, в которых все участники пытаются достичь единого знаменателя. Так же разрешается метод открытого (или закрытого) голосования, по средством определения большинства. Но этот метод в истории работы ВТО ни разу не применялся.

Наибольшим количеством прав во Всемирной торговой организации обладают члены Министерской конференции, при этом члены данного структурного подразделения обязаны созывать заседания не реже одного раза в два года.

  1. Впервые эта конференция была собрана в 1996 году в Сингапуре (страна – Сингапур). Повесткой собрания было утверждение намеченных целей и задач, а также подтверждение основных принципов работы ВТО.
  2. Второй раз конференция была собрана в 1998 году в Женеве и была посвящена пятидесятилетию ГАТТ (сообществом, на основании которого и была организована Всемирная торговая организация).
  3. Третья конференция состоялась в 1999 году в Сиэтле (страна – США) и была призвана к формированию новых целей для определения нового направления торговли, однако данные переговоры так и остались безрезультативными.

Следующим звеном в структуре ВТО, после Министерской конференция, выступает Генеральный совет, который занимается ежедневной работой по оформлению стандартных документов и решения текущих задач.

В состав Генерального совета в ходят послы и главы делегаций стран-участниц, а периодичность сборов данного структурного подразделения составляет несколько раз в год. В свою очередь Генеральному совету подчиняется несколько подструктур, между которыми разделены основные функции ВТО:

  • Совет по торговле товарами. Его основная функция – это контроль за тем, чтобы принципы ВТО соблюдались на каждом уровне торговли среди стран-участниц. Так же описанные принципы должны соблюдаться и во всех документах, заключенных под эгидой ВТО;
  • Совет по торговле услугами. Это подразделении контроля следит за соблюдением правил ГАТС, которые были прописаны в соответствующем соглашении. Совет по торговле услугами подразделяется на два основных отдела Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Штат этого совета расширяется с каждым годом, а требования, предъявляемые к странам-участницам ВТО становиться всё строже;
  • Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. В данном совете ВТО возникает наибольшее споров и конфликтов, так как именно интеллектуальная собственность становится наиболее спорным объектом. Как и во всем Мире, в правилах ВТО вопрос права на интеллектуальную собственностью, так и не раскрыт в полном объеме, и каждый раз возникают новые споры.

Если говорить о том, какое из подразделений Всемирной торговой организации работает непосредственно со всеми заявлениями от стран-участниц и населения, то это секретариат ВТО. В этом подразделении работают несколько сотен человек. Главой секретариат назначается генеральный директор

Обязанность секретариата заключается в том, что он организовывает все технические аспекты, которые сопровождают важные заседания и совещания, а также Министерской конференции.

Также техническая поддержка оказывается странам, находящиеся на стадии развития. Помимо этого специалистами данного отдела проводится анализ мировой экономики, а так же проводятся конференции со СМИ.

Россия в ВТО

В 1995 году властями Российской Федерации было сделано официальное требование о предоставлении права вступить во Всемирную торговую организацию.

Наиболее трудным этапом стали переговоры с СШИ, Китаем и странами Евросоюза. Однако после того, как Россия поддержала страны Европы в отстаивании позиций Киотского протокола, единственным несогласным членом ВТО остались США.

С этой страной продолжались переговоры на протяжении шесть лет. Однако после многочисленных встреч и проведенных реформ в сельскохозяйственном секторе экономики России был подписан протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года.

Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (страна – Вьетнам).

Но не смотря на всю проделанную работу с 1995 года, официальное вступление Российской Федерации в ВТО постоянно откладывалось по разным причинам, основной из которых была – неустойчивое экономическое положение стран-участниц, которое могло стать ещё хуже после присоединения рынка России, оценка которого была крайне низкой и не стабильной.

В июне 2009 года Российская Федерация приняла весьма необычное решение. В лице премьер-министра Путина В.В. было объявлено заявление о том, что переговоры по вступлению России в ВТО прекращены. Инициатором остановки рассмотрения вопроса о присоединении РФ выступила сами российские власти. Однако ими же было принято решение о начале переговоров по вступлении России в ВТО в составе единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

К тому времени анти-сторонниками России стали власти Грузии.

В октябре 2011 года при содействии властей Швейцарии было сформулировано соглашение между Россией и Грузией по урегулированию спорных вопросов, что обеспечило поддержку РФ даже со стороны этого оппонента. Официальной датой присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации является 22 августа 2012 года с присвоением постоянного порядкового номера – 156.

Такова была не простая история вступления России в ВТО.

Однако нельзя не заметить, что членство в ВТО так и не помогло при урегулированию торговых санкций против РФ.