Сколько человек помещается в ми 24. Достоинства и слабые места. Эксплуатация и боевое применение

Вертолёт Ми-24 был и остается отличным боевым вертолётом. Его серийное производство продолжалось с 1970 по 1989 годы, за которые было изготовлено 2570 вертолётов Ми-24.

Разработка транспортно-боевого вертолёта на базе Ми-8 началась на ММЗ М.Л. Миля в инициативном порядке. В 1966 году был изготовлен макет такого вертолёта. В том же году Министерство обороны объявило конкурс, в котором приняли участие ОКБ Миля и ОКБ Н.И. Камова. ОКБ Камова представило на конкурс вертолёт Ка-25Ш, являвшийся модификацией корабельного Ка-25. Победителем стал более перспективный В-24.

В 1968 году ВВС утвердили тактико-технические требования к вертолёту. На В-24 предполагалось использовать двигатели ТВ3–117, разработанные для Ми-14, трансмиссию и несущую систему Ми-8. Рассматривались варианты однодвигательного и двухдвигательного вертолёта. Заказчик выбрал последний. 6 мая 1968 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке В-24 с силовой установкой Ми-14. Руководил разработкой заместитель главного конструктора В.А.Кузнецов. Ведущим конструктором по вертолёту был назначен В.М. Ольшанец. Общее руководство осуществлял сам М.Л. Миль (после его смерти М.Н. Тищенко).

От МО СССР разработку вертолёта курировал сам главком ВВС Маршал авиации дважды Герой Советского Союза Павел Семёнович Кутахов. Рабочее проектирование началось в июне 1968 года. Большое внимание при проектировании уделялось боевой живучести вертолёта. Предусматривалось бронирование боковых кабины и капотов двигателя, установка бронестекла спереди и бронеспинок сидений экипажа. При выходе из строя одного двигателя второй автоматически переводился на взлётный режим. Состав вооружения первоначально был аналогичен Ми-4АВ (комплекс К-4А), но позже в него вошли новые виды вооружения.

Требования к вертолёту оказались слишком высокими, что реализовать их в полном объёме в заданные сроки оказалось невозможным. Руководство МВЗ, желая ускорить процесс разработки, решило запустить вертолёт в производство без утверждения макета. Государственной комиссии был предъявлен уже готовый вертолёт. 19 сентября 1969 года лётчик-испытатель Г.В. Алфёров впервые оторвал В-24 от земли. Во время испытаний прототипа в НИИ ВВС и Липецком ЦБПиПЛС был выявлен целый ряд недостатков. Часть из них устранить не удалось, но на Арсеньевском машиностроительном заводе Прогресс уже началось изготовление первой партии вертолётов и руководство ВВС и МАП пошли на компромисс: устранение недостатков переносилось на последующие модификации. В июне 1970 года начались Государственные испытания серийного Ми-24А, продолжавшиеся до конца 1972 года. В 1973 году к производству подключился вертолётный завод в Ростове-на-Дону (приказ МАП от 13 февраля 1972 года).

С февраля по ноябрь 1974 года в НИИ ВВС прошли Государственные испытания доработанного вертолёта Ми-24Д, завершившиеся с положительными результатами. В процессе испытаний был отработан широкий набор фигур и элементов боевого маневрирования: вираж, разворот, форсированный разворот, горка, боевой разворот, поворот и разворот на горке, пикирование и т.д. В ноябре 1975 года завершились испытания Ми-24В с полным комплексом вооружения. 29 марта 1976 года Ми-24В и Ми-24Д приняты на вооружение Советской Армии.

Ми-24 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Лопасти несущего винта имеют по сравнению с Ми-8 меньшую длину и большую ширину. Ось вала винта (и всей силовой установки) наклонена влево на 2,5°. Фюзеляж типа полумонокок. Для создания дополнительной подъёмной силы в полёте и частичной разгрузки несущего винта установлено небольшое крыло с отрицательным поперечным V (-12°). Консоли крыла двухлонжеронные, трапецевидные в плане. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой, убирающееся в фюзеляж. Для защиты рулевого винта установлена хвостовая опора. Силовая установка состоит из 2 ТВД ТВ3–117 (на Ми-24В - ТВ3–117В), ВСУ АИ-9В. Начания с Ми-24Д воздухозаборники двигателей оборудуются пылезащитными устройствами. От двигателей к валам винтов и вспомогательных механизмов мощность передаётся через трёхступенчатый главный редуктор ВР-24. Запас топлива размещён в 5 мягких топливных баках. Предусмотрена установка 2 дополнительных металлических баков в фюзеляже и подвеска двух или четырёх ПТБ по 450 л под крылом.

Кабина экипажа и грузовая кабина герметичные. Места пилота и оператора вооружения расположены в кабине друг за другом. Начиная сМи-24Д кабины членов экипажа раздельные, размещённые ступенчато. На случай выхода пилота из строя в кабине штурмана-оператора установлен второй комплект управления. Место борттехника - в грузовом отсеке. В грузовом отсеке вдоль оси вертолёта установлены складные сиденья для отделения десантников. Доступ в грузовой отсек осуществляется через двустворчатые двери по обоим бортам. Нижние створки фиксируются в открытом положении тягами и служат трапами. Окна могут отрываться вовнутрь для ведения десантниками огня из табельного оружия.

Состав вооружения менялся в зависимости от модификации и включал пулемёты А-12,7 и ЯкБ-12,7; пушки ГШ-23 и ГШ-2–30К; ПТУР Фаланга, Штурм и Атака; НУРС С-5, С-8, С-13 и С-24; ракеты воздух-воздух Р-60; свободнопадающие бомбы калибром 50–500 кг, контейнеры мелких грузов КМГУ-2, выливные баки, универсальные контейнеры ГУВ-8700 и УПК-23–250. Для защиты от ПЗРК под хвостовой балкой и на бортах фюзеляжа могут подвешиваться кассеты ИК-ловушек АСО-2В, на выхлопных патрубках двигателей - устанавливаться ЭВУ. С 1982 года устанавливается станция активных помех СОЭП-В1А Липа.

Первые серийные Ми-24А в конце 1970 года поступили в Воронежский филиал 4 ЦБПиПЛС. В 1971 году новый вертолёт начали осваивать лётчики 319 Краснознамённого овп им. В.И.Ленина, дислоцировавшегося под Уссурийском. В 1961 году экипажи этого полка действали во Вьетнаме, а в 1962–1964 - на Кубе. Затем на Ми-24 перевооружился 111 овп в Бродах (ПрикВО), после чего вертолёты стали поступать в полки других военных округов. В 1980 году из ВВС Советской Армии выделилась армейская авиация, основу которой составили полтора десятка овп. Разведывательные модификации Ми-24 поступали на вооружение отдельных эскадрилий боевого управления общевойсковых дивизий. В 1973 году первые Ми-24 поступили в ГСВГ (172, 178, 439 овп). После скандальных посадок лёгких самолётов М.Руста в Москве и Г. Шнайдера в Батуми несколько эскадрилий Ми-24, вооружённых ракетами Р-60, включили в состав ПВО. На их счету ряд удачных перехватов самолётов воздушных хулиганов. Вертолёт широко применялся во время войны в Афганистане и обоих чеченских войн, во многих локальных конфликтах как на территории СНГ (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Таджикистан), так и за рубежом. В составе сил ООН российские и украинские Ми-24 принимали участие в миротворческих операциях в Югославии и Сьерра-Леоне.

За создание Ми-24 группе работников МВЗ во главе с М.Н.Тищенко присуждена Ленинская премия. В 1975 и 1978 годах на А-10 установлен 7 мировых рекордов грузоподъёмности и скорости полёта. В 1992 году лётчик Г.В.Расторгуева и штурман Л.Полянская на специально подготовленном Ми-24В осуществили перелёт из Москвы в Майами (США), приуроченный к 500-летию открытия Америки и 50-летию ленд-лиза.

Серийное производство продолжалось до 1989 года. Всего на двух заводах было изготовлено 2570 вертолётов Ми-24 всех модификаций. Поставлялся на экспорт в Алжир, Анголу, Афганистан, Болгарию, Венгрию, Вьетнам, ГДР, Зимбабве, Индию, Ирак, Йемен, Кампучию, КНДР, Кубу, Ливию, Мексику, Мозамбик, Монголию, Никарагуа, Папуя - Новую Гвинею, Перу, Польшу, Сирию, Судан, Сьерра-Леоне, Уганду, Чехословакию, Шри-Ланку, Эфиопию, Югославию. В настоящее время российские ВВС обладают 855 вертолётами семейства Ми-24. 270 вертолётов принадлежит Украине, 79 - Белоруссии, 15 - Азербайджану, 7 - Армении. 38 вертолётов армии ГДР достались Бундесверу (позже 20 проданы Венгрии и 18 - Польше), чехословацкие были поделены между Чехией и Словакией, югославские - между Сербией и Хорватией. Часть своих вертолётов Украина продала Перу, Шри-Ланке, группировке UNITA в Анголе. 10 вертолётов различными путями попали в США, где испытывались в различных исследовательских центрах. Ми-24, захваченные в Чаде, прошли испытания во Франции, затем в Великобритании. В настоящее время Ми-24А экспонируются в Центральном музее Вооружённых Сил в Москве, в музеях Луганского АРЗ и Армии СРВ, Ми-24В - в музее 344 ЦБПиПЛС в Торжке. Ми-24Д установлен в качестве памятника на территории 344 ЦБПиПЛС.

Состоящие на вооружении нашей армии Ми-24проходят сейчас коренную модернизацию. Вместо штатных металлических лопастей несущего винта Ми-24, на модернизированный вариант, названный Ми-24ВМ, ставят стеклопластиковые, более стойкие в боевых условиях с улучшенными аэродинамическими характеристиками. Одновременно штатную втулку несущего винта Ми-24 меняют на не требующую смазки эластомерную, позаимствованную от Ми-28Н. Вместо трехлопастного рулевого винта устанавливают малошумный Х-образный. В соответствии с унификацией с Ми-28Н. дорабатывается забустерная часть управления (автомат перекоса). В результате этих работ снижена масса на 300 кг и увеличен статический потолок на 600 м. При этом возрастает скороподъемность, улучшаются эксплуатационные характеристики и боевая живучесть.

Вся система выпуска-уборки шасси, существовавшая на Ми-24, теперь демонтируется, а створки шасси становятся неподвижными. При этом достигается экономия в весе более 120 кг. Применение новых балочных держателей ракетного оружия ДБ-ЗУ и многоместных авиационных пусковых установок (АПУ) позволило более компактно разместить оружие на крыле, снизив его размах. Более того, ДБ-ЗУ существенно облегчили эксплуатацию вертолета в боевых условиях, упростив подвеску ракет, без больших физических усилий. Упростили и командную радиолинию, снизив ещё раз при этом вес вертолёта. Общее снижение массы составило 300 кг, в результате чего скороподъёмность возросла с с 9,6 до 12,4 м/с. На 300 метров увеличился и статический потолок.

Крыло модернизированного вертолета также подверглось доработкам: размах его уменьшили до внешнего пилона. При этом количество более совершенных ПТУР Атака, устанавливаемых на внешних пилонах на двух АПУ-8-4У, осталось прежним — шестнадцать. Для повышения автономности боевого применения вертолета предлагается установить встроенную в крыло систему подвески вооружения.

На Ми-24ВМ установлена несъемная подвижная установка НППУ-24 с пушкой ГШ-23 (вместо пулеметной ЯБ-12,7). Вместо двух аналоговых вычислителей, на Ми-24ВМ ставят один цифровой комплекс БВК-24, а для поражения воздушных целей — систему управления вооружением СУВ «Игла В»

Ми-24 - опытные машины. Кабина «верандой», вооружение: в носу - подвижная пулемётная установка НУВ-1 с пулемётом А-12,7(боекомплект - 900 патронов), блоки НАР УБ-32А с НУРС С-5 и 4 ПТУР 9М17 противотанкового комплекса «Фаланга-М». Рулевой винт располагался справа.

Ми-24А (изделие 245) - серийный вариант, по сравнению с опытными машинами удлинена кабина, изменено крепление ПТУР (на подкрыльевых пилонах). Выпускался в 1971-1973 годах. Построено около 250 штук. На первых представителях этой серии рулевой винт располагался с правой стороны. В поздних вариантах Ми-24А рулевой винт был перенесён на левую сторону, и оставался там на всех последующих модификациях.

Ми-24Б (изделие 241) - Ми-24А с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7. Серийно не строился из-за поступления на вооружение более современной модификации Д, использовался для отработки вооружения. Вертолет прошёл испытания в 1971-1972 годах.

Ми-24БМТ (изделие 247) - минный тральщик на базе Ми-24А. Снято всё вооружение, броня и крыло. Установлено траловое устройство и дополнительный топливный бак. Построен в единственном экземпляре в 1974 году, больше не выпускался.

Ми-24У (изделие 244) - учебная модификация. От боевого отличается отсутствием носового пулемёта, вместо которого в передней кабине лётчика-инструктора были установлены полноценное пилотажно-навигационное оборудование и стандартные рычаги управления.

Ми-24Д (изделие 246) - с новым расположением кабин (тандемом). Кабины изолированы. Комплекс вооружения такой же как на Ми-24Б. ПТУР 9М17ПВ Фаланга-ПВ. Выпускался в 1973-1977 годах. Изготовлено более 600 машин.

Ми-24ДУ (изделие 249) - учебный вариант Ми-24Д с изменениями, аналогичными Ми-24У.

Ми-25 - экспортный вариант Ми-24Д. Отличается несколько изменённым составом оборудования.

Ми-24В (изделие 242) - самый массовый вариант Ми-24, с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7. Вертолёт Ми-24В с 4 ПТУР 9М114 Штурм-В и с системой наведения Радуга-Ш принят на вооружение 29 марта 1976 года. В 1986 году принят на вооружение модернизированный вариант с 16 ПТУР Штурм-В. Прицел АСП-17В. Двигатели ТВ3-117В. В составе вооружения появились блоки Б8В20-А с НАР С-8, блоки Б13Л1 с НАР С-13 и АПУ-68УМ3 с тяжёлыми НАР С-24Б. Выпускался в 1976-1986 годах. Построено около 1000 вертолётов.

Ми-24ВП (изделие 258) - Ми-24В с пушкой ГШ-23Л (боекомплект 460 снарядов) в подвижной установке НППУ-23 новым БРЭО и вооружением. На позднесерийных вертолётах появились восьмипозиционные АПУ-4 (унифицированные с Ми-8МТ) для ПТУР Атака-В (таким образом общее количество ПТУР доведено до 12-ти, с сохранением на внутренних подкрыльевых пилонах двух блоков Б8В20-А с 20-ю 80-мм НАР С-8 разных модификаций в каждом блоке). При этом опциональное вооружение РВВ ближнего боя Р-60М становилось обязательным. АПУ-60-1В ввиду компактности ракет семейства Р-60 монтировались между внешним пилоном и законцовкой, либо, как и на АПУ-60-11, на которой вторая ракета расположена перпендикулярно, устанавливали АПУ-60-1 с внешней стороны, перпендикулярно законцовке. Таким образом на 1989 год Ми-24ВП был единственным вертолётом, способным к эффективной обороне от истребителей при помощи высокоманёвренных и помехозащищённых ракет с дальностью до 14 км. Для поражения дозвуковых и сильнозащищённых в/ц (вертолёты и штурмовики потенциальных противников) в комплекс ПТУР также была введена РВВ (ракета «воздух-воздух») 9М220О с дальностью в 8 км и неконтактным взрывателем. Для поражения лёгких и малоопасных воздушных целей - БПЛА и вертолёты-разведчики - под законцовочные АПУ для двух ПТУР «Атака» подвесили полуавтономный (но управляющийся летчиком) 72-мм ПЗРК «Игла-С» с дальностью до 5200 м. Главной особенностью БРЭО Ми-24ВП является обновлённый ПнК вместе с новой аппаратурой радиокомандного наведения для ПТУР, нечувствительными к трассам НАР и ПТУР очками ночного видения для лётчика ОНВ-58В, новый ОЭПС (инфракрасный пассивный локатор целей) и ОПС «Радуга-УН». Выпускался с 1989 года. Выпущено не более 25-30 машин (в ряде источников указывается не соответствующая действительности цифра в 179 машин). Ми-24ВП по всем параметрам - скорости, защищённости, воздушному бою, круглосуточному применению превосходил своего заокеанского конкурента - AH-64A «Apache», как и его усовершенствованный вариант, когда последний ещё только разрабатывался.

Ми-35 - экспортный вариант Ми-24В.

Ми-24П (изделие 243) - Ми-24 с пушкой ГШ-30К, размещённой на правом борту в неподвижной установке НПУ-30, боекомплект - 250 снарядов. Пулемёт демонтирован. Выпускался в 1981-1989 гг.

Ми-24ПУ1 - украинская модернизация Ми-24П. Установлены модернизированные двигатели ТВЗ-117ВМА-СБМ1В-02, станция оптико-электронного противодействия «Адрос» КТ-01АВ, система сбора и регистрации полетной информации БУР-4-1-07, модернизированный авиационный стрелковый прицел АСП-17ВПМ-В, лазерная система формирования прицельной марки ФПМ-01кв, спутниковая навигационная система GРS МАР-695, ультракоротковолновая радиостанция КY-196В, аварийный радиомаяк ЕВС-406АFНМ, а также радиолокационный ответчик GТХ-327 с датчиком высоты АК-350. Принят на вооружение ВС Украины в 2012 году. В июне 2014 года на Украине было завершено переоборудование трёх вертолётов Ми-24ПУ1, стоимость модернизации одного вертолёта составляла 3 млн гривен.

Ми-35П - экспортный вариант Ми-24П

Ми-35ПМ - версия Ми-35П с новым несущим и Х-образным рулевым винтом с лопастями из композиционных материалов.

Ми-24ВК-2/ПК-2 - модернизация Ми-24 на экспорт. Новое БРЭО, включающее обзорно-прицельную систему ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной системой ГОЭС-342 и прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24. Также имеется навигационный комплекс КНЭИ-24. Стоит, однако, добавить, что Ми-24ВК/ПК (ростовская модификация) и Ми-24ВМ/ПМ (московская) имеют серьёзные различия по планёру и вооружению.

Ми-35ВН/ПН - экспортный вариант Ми-24ВК-2/ПК-2.

Ми-24ВМ - модернизация Ми-24В/П/ВП. Неубираемое шасси, винты от Ми-28А (Х-образный рулевой винт), всепогодное БРЭО, станция активных ИК помех СОЭП Липа, подвижная установка У-23 с пушкой ГШ-23Л (как на Ми-24ВП), усовершенствованная аппаратура РК наведения для ПТУР «Атака» - Тор-24. Также Ми-24ВМ может нести ПТУР «Малютка», «Штурм» и «Фаланга-М». УР В-В Р-60 и «Игла-В». На 2004 год планировалось завершить ГСИ. Поставляется в войска России с 2011 года.

Ми-35М - экспортный вариант Ми-24ВМ (Венесуэле под данной модификацией поставлялись Ми-24ПК2). Шасси неубирающееся.

Ми-24ВК-1/2/1.2 (экспортный, для Индии, Сирии и АРЕ), для АА ВВС РФ - Ми-24ВП-М, Ми-24ВП-И, не только имеют намного превосходящую ОПС Ми-35М2, основную прицельную систему ГОЭС-342, но и ОЭПС-27 идентичный пассивный инфралокатор с РЛ-дальномером, стоявший на ранних Су-27, обнаруживающий в секторе ±30 по курсу малоразмерную, низкоизлучающую воздушную цель до 37 км, наземную, класса «холодный танк» - с 14 км. По планеру ростовские боевые вертолёты (как модернизируемые, так и новые) имеют неукороченное крыло с 4-мя (вместо двух) точками подвески, на двух из которых расположены Р-64В - адаптированные для вертолётов ракеты ближнего боя пятого поколения, способные сбить приближающийся на околозвуке истребитель на встречных курсах более чем за 20 км, а также 4 «Сосна-В» под АПУ-4 «Атака» (для сравнения - ПЗРК «Игла», которыми оснащаются Ми-24ВМ, захватывают приближающийся истребитель с 2500-3200 м, а гиперзвуковая ЗУР «Сосна» - до 14 км. Тем не менее, и «Игла-С» входит в состав вооружения Ми-24ВК и Ми-24ВП-М).

Ми-24ВП-М и Ми-24ВП-И - проект модернизации для вооружённых сил России, поставки для армейской авиации ВС РФ были запланированы с 2006 года, однако данные проекты модернизации строевых и поставки новых машин выполнены не были.

Ми-24К (изделие 201) - разведчик-корректировщик, с системой наблюдения «Ирис», цифровым разведывательно-корректировочным комплексом «Рута» и аэрофотоаппаратом АФА-100 для перспективной съёмки в правом борту кабины.

Ми-24Р (изделие 2462) - вертолёт РХБ-разведки с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7, с повышенной системой жизнеобеспечения. Пусковые установки на пилонах ПТУР демонтированы, на их место установлены экскаваторы забора грунта (по 3 ковша). На первом держателе штатно установлен подвесной контейнер с дополнительной аппаратурой, на хвостовой балке установлено пусковое устройство для ракет СХТ. В состав экипажа введены два химика-разведчика. Принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС (Оценка уровня заражения местности). Построено 160 машин.

Ми-24РА - вертолёт РХБ-разведки на базе Ми-24Р. Более совершенное оборудование, экипаж сокращён на одного химика-разведчика.

Ми-24М (изделие 247) - противолодочный вариант. Разработка прекращена по личному указанию М. Л. Миля.

Ми-24 Super Hind - глубокая модернизация Ми-24, проведённая южноафриканской фирмой ATE с участием АО «Роствертол». Установлены новые средства связи стандарта НАТО, заменена навигационная аппаратура, система управления вооружением, переработан несущий винт, изменена центровка.

Ми-24 Super Hind Mk.3 - модификация, принятая на вооружение Алжира.

Ми-24 Super Hind Mk.4 - модификация с ракетами «Барьер-В», в 2010 году принята на вооружение Азербайджана под обозначением Ми-24G.

Ми-24ПН - модификация для выполнения боевых задач в ночное время, телевизор/тепловизионная ночная прицельная подсистема наведения. Поставляется в войска России с 2003 года. 14 вертолетов переданы в 2004 году.

ЛТХ

Ми-24 в трёх проекциях

Габариты

  • Диаметр несущего винта: 17,3 м
  • Диаметр рулевого винта: 3,908 м
  • Высота с вращ. винтами: 5,47 м
  • Длина фюзеляжа: 17,51 (17,23 на Ми-24ВМ) м
  • Ширина фюзеляжа: 1,7 м
  • Высота фюзеляжа: 3,9 м
  • Размах крыла: 6,4 м
  • Основные массы
  • Пустой: 7580 кг
  • Нормальная взлётная: 10 500 кг
  • Максимальная взлётная 11 500 кг
  • Максимальная грузоподъёмность: 2400 кг
  • Масса груза на внешней подвеске: 2400 кг
  • Внутренний запас топлива: 2100 кг
  • Запас топлива в ПТБ: до 3000 кг
  • Силовая установка
  • Количество, тип, марка: 2 двигателя ТВ3-117
  • Мощность: 2 х 2200 л. с.
  • Лётно-технические характеристики
  • Экипаж: 2-3 чел.
  • Пассажиров: до 8 десантников, 2 тяжелораненых на носилках и 2 легкораненых и медработник чел.
  • Крейсерская скорость: 270 км/ч
  • Максимальная скорость в горизонтальном полёте: 335 км/ч
  • Дальность полёта практическая: 450 км
  • Дальность полёта перегоночная: 1000 км
  • Средний расход топлива: 780 л/час
  • Статический потолок: 1400 м
  • Динамический потолок: 4950 м
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: −1,3/+3
  • Допустимый угол крена: 50 град.
  • Допустимый угол тангажа: 30 град.

Боевое применение вертолета Ми-24

Гражданская война в Анголе (1975-2002; Ангола);

Кампучийско-вьетнамский конфликт (1975-1989; Вьетнам);

Эфиопо-сомалийская война (1977-1978; Куба) - первый случай боевого применения;

Чадско-ливийский конфликт (1978-1987; Ливия);

Афганская война (1979-1989; СССР, Афганистан);

Ирано-иракская война (1980-1988; Ирак) - в ходе этого конфликта «Крокодил» также себя хорошо зарекомендовал в роли ПВО. В ходе войны иракской стороной было заявлено 53 воздушных победы над иранскими вертолётами и потере 6 своих машин в боях с «Кобрами». На сайте ACIG перечислены 17 воздушных побед Ми-24 над вертолётами, включая 16 неподтверждённых и 1 подтверждённую. Кроме этого, описывается эпизод, в котором вертолётом Ми-24В был поражен истребитель «Фантом» в ходе ирано-иракской войны (независимые исследователи высказывают сомнения в достоверности этого эпизода). Три иракских Ми-24 были сбиты иранскими истребителями. Потери вертолётов от огня с земли неизвестны;

Гражданская война на Шри-Ланке (1983-2009; Шри-Ланка, Индия) - применялись правительственными силами. Было потеряно 9 вертолётов;

Вторая гражданская война в Судане (1983-2002; Судан);

Карабахская война (1988-1994; Армения, Азербайджан, СССР) - Ми-24 применялись с обеих сторон. Были потеряны один армянский и шесть азербайджанских Ми-24;

Вооружённый конфликт в Приднестровье (1992; Россия);

Гражданская война в Сьерра-Леоне (1991-2002; Сьерра-Леоне);

Абхазская война (1992-1993; Грузия) - 5 октября 1992 года российский вертолёт Ми-24 огнем пушки сбил грузинский Ми-24;

Первая чеченская война (1994-1996; Россия) - ещё до того, как Россия официально начала вести боевые действия в Чечне, 30 сентября, 25 октября и 25 ноября «Крокодилы» совершили налеты на контролируемые Грозным аэродромы, уничтожив и повредив на земле несколько самолетов и вертолётов. 10 октября 1994 года Ми-24 нанесли удар по отрядам генерала Дудаева, а 23 ноября совместно с Су-25 по чеченскому танковому полку в Шали, уничтожив 21 танк и 4 БТР. В конце декабря российский Ми-24В сбил ракетой под названием «Р-63» на догонном курсе самолет Ан-12, который перевозил из Азербайджана оружие (в том числе 12 ПТУР и 8 ПЗРК) для дудаевцев, а также солидную партию долларов для независимой Чечни. 22 марта 1995 года была проведена операция, в ходе которой Ми-24 в сумерках нанесли удар по опорному пункту чеченских боевиков и району вокруг него. Было уничтожено 170 ополченцев и 8 единиц тяжелой техники - 4 танка и 4 орудия. На июль 1995 года по разным причинам было потеряно 7 вертолётов;

Война в Хорватии (1992-1995; Хорватия);

Эфиопо-эритрейская война (1998-2000; Эфиопия);

Вторая чеченская война (с 1999; Россия) - применялись вооружёнными силами России. За первый год войны (к сентябрю 2000 года) было потеряно 11 Ми-24, а к 2005 году число потерь вертолётов этого типа увеличилось до 23 машин.

Конфликт в Македонии (2001; Македония);

Война в Афганистане (с 2001; Польша);

Иракская война (2003-2010; Польша);

Война в Южной Осетии (2008; Россия, Грузия) - 11 августа 2008 года российский вертолёт Ми-24 уничтожил на аэродроме в Сенаки два грузинских вертолёта (Ми-14 и Ми-24);

Гражданская война в Кот-д’Ивуаре (2011; Украина, в составе миротворческих сил ООН);

Гражданская война в Сирии (с 2011; Сирия) - использовались правительственными силами. Потеряно как минимум три вертолёта;

Вооружённый конфликт в Ираке (с 2011; Ирак) - применяются правительственными силами. В 2014 году иракские ополченцы сбили огнём пулемётов, легких зенитных орудий и ПЗРК как минимум четыре Ми-24/35;

Вооружённый конфликт на востоке Украины (2014; Украина) - 5 Ми-24 украинских вооруженных сил были сбиты посредством ПЗРК и огнём крупнокалиберных пулемётов. Два повреждены;

Карабахский конфликт (2014, Нагорный Карабах) - 12 ноября 2014 г. азербайджанскими силами был сбит армянский (по другой версии - нагорно-карабахский) вертолёт Ми-24, погибли три члена экипажа.

Военная операция России в Сирии - Ми-24 с 30 сентября 2015 года задействованы российскими ВКС в Сирии в составе авиационной группы для борьбы против террористической организации «Исламское государство»

Воздушно-десантные войска и другие специальные подразделения в случае войны должны выполнять боевые задачи в тылу противника. Они отлично подготовлены, прекрасно экипированы, но все равно могут оказаться обреченными на гибель или пленение, если им не будет оказана своевременная поддержка. Десантники отрезаны от снабжения и могут рассчитывать только на собственные силы. Первой войной, в которой массово применялись вертолеты для доставки живой силы, грузов, эвакуации раненых и убитых, а также для нанесения ударов по наземным целям, была вьетнамская. В СССР между военными специалистами высшего звена в течение 60-х годов продолжались споры по поводу целесообразности заимствования американского опыта. В конечном счете победили сторонники «винтокрылой кавалерии», но с определенной оговоркой. Выражением советской концепции стал Ми-24 - вертолет, предназначенный для выполнения сразу двух боевых функций - десантной и штурмовой.

Отличие концепций военного вертолетостроения в СССР и США

Американский опыт был основан на специализации винтокрылой техники. Наиболее применяемой «лошадью» воздушной кавалерии США был знаменитый «Хьюи» UH-1 (он же «Ирокез» - машина небольшая, компактная и при этом вместительная). Еще одним достоинством «летающего джипа» была его потрясающая надежность и живучесть (в этом он действительно похож на «Виллис»). Именно этот вертолет высаживал десанты, обеспечивал их боеприпасами и всем необходимым, иногда прямо во время боя и под обстрелом. На «Хьюи» вывозили раненых. Он мог и сам осуществлять прикрытие, по бортам устанавливались кассеты с реактивными снарядами, а через дверной проем пулеметчик вел огонь. Однако в полной мере ударным этот вертолет назвать нельзя, возможности его ограничены. Поэтому в паре с ним обычно работала «Кобра» AH-1. Эта машина имела практически идентичную с «Хьюи» силовую установку, но все остальное отличалось сильно. Корпус хищно-узкий, бронированный, фонарь остекления пуленепробиваемый, в носовой части скорострельная пушка, а по бортам на крыльях-пилонах - усиленное ракетное вооружение. Возможности этих двух машин должен был объединить Ми-24, вертолет-БТР, как определил его назначение выдающийся авиаконструктор Михаил Леонтьевич Миль.

Ведомственные споры

М. Л. Миль обладал немалым опытом строительства винтокрылой техники. Созданные им машины предназначались для выполнения мирной работы, но и об обороне КБ не забывало. Первым в мире вертолетом, оснащенным встроенным стрелковым вооружением, был Ми-4, созданный в 1949 году. При всех своих выдающихся летных и эксплуатационных качествах, машина эта во второй половине шестидесятых уже нуждалась в замене. Но Михаил Леонтьевич пошел дальше, он выразил желание построить невиданную машину и выступил в Министерстве обороны СССР с докладом, в котором изложил свою техническую идею (1967). Она была воспринята неоднозначно. Генерал Епишев назвал замысел ерундой и даже предложил посадить генерального конструктора на вертолет и отправить его куда-нибудь повоевать. А вот генерал Молотков, руководивший ЦНИИ-30 и понимавший в технических аспектах несколько больше начальника политуправления, идеей увлекся. В конечном счете сторонники новой концепции победили, а КБ Миля начало готовить свое предложение уже на уровне технического Так в 1968 году зарождался Ми-24, армейский ударный вертолет с возможностью доставки отделения десантников, ставший «лебединой песней» Михаила Леонтьевича Миля. До его завершения выдающийся конструктор не дожил.

Новые технические идеи

Композиционная схема была выбрана классическая, с одним несущим винтом, имеющим пять лопастей (как у Ми-8, но немного короче) и рулевым трехлопастным пропеллером на конце несущей хвостовой балки. Шасси решено было сделать убирающимися для улучшения аэродинамики. Новизна проявилась в наклоне оси несущего винта не только вперед (4,5°), но и вбок (вправо) на два с половиной градуса, для частичной компенсации вращающего момента во время полета по прямой. Впервые вводилась должность оператора вооружений. Несущее крыло, снижающее расход топлива за счет уже применялось в конструкции Ми-6. Получил его и Ми-24, вертолет стал устойчивее, после того как ему придали отрицательную V-образность. Силовая установка вместе с трансмиссией в общем и целом заимствована у Ми-8 с некоторыми изменениями, обусловленными боевым назначением новой машины.

Конструкция

Турбинных двигателей два, ТВ3-117 (в современных модификациях), по 2200 «лошадок» каждый. Места стрелка и пилота располагаются тандемно-ступенеобразно, с некоторым смещением оси симметрии для улучшения обзора. Схема размещения экипажа неоднократно перерабатывалась, к оптимальному варианту инженеры пришли не сразу. Бронестекла с плоскими лобовыми поверхностями вызвали у кого-то из военнослужащих ассоциацию со стаканом, из-за чего появилось одно из неофициальных названий Ми-24. Вертолет имеет еще несколько шутливых прозвищ: «крокодил» (за вытянутый хищный силуэт), «Галина» и даже «лань» (Hind - так, очевидно за стремительность, его прозвали военспецы НАТО).

За пилотом может находиться бортмеханик, для него предусмотрено откидное сиденье, но в реальных боевых условиях его в полет берут не всегда.

Доработка вертолета

В начале 1970 года скончался М. Л. Миль. Новому генеральному конструктору М. Н. Тищенко пришлось завершать начатое старшим товарищем дело. Проблем хватало. Остекление фонаря, за которое ранних модификаций называли «верандой» или «стаканом», оказалось не очень удачным, как и расположение мест экипажа. Не все хорошо обстояло и с поперечной устойчивостью. На момент выхода из заводского сборочного цеха первого Ми-24, вертолет вооружение еще не получил. В стадии доработки находился комплекс «Штурм» и скорострельный пулемет. Решено было установить пока 2 ПТУРа «Фаланга-М». Пулемет К-4В также был использован временно, он уже состоял на вооружении Ми-4 и Ми-8. Предстояло оснастить машину блоками НУПС и бомбосбрасывателями. Окончательный вид, известный сегодня всему миру, ударный вертолет Ми-24 обрел в 1973 году. За время доводки он сменил несколько индексов. Все это время он назывался «изделием» (из соображений сохранения секретности) с номерами (245, 244, 246).

Летные характеристики

По своим параметрам машина, если не учитывать ее способности нести десант, близка к самолетам-штурмовикам военного времени.

Скорость крейсерская (270 км/ч) и максимальная (335 км/ч) даже несколько меньше, чем у прославленного «летающего танка» Ил-2. Практическая дальность полета составляет 450 км. Основной рабочий потолок - 1400 м, но при необходимости (особенно в горной местности) машина в состоянии подниматься почти на 5 км. В час военный вертолет Ми-24 расходует 780 литров керосина, конечно, больше, чем «штатский» собрат Ми-8.

Весовые параметры

Машину легкой назвать нельзя. На массу повлияли многие особенности конструкции, бронирование и дублирование функций для повышения надежности в случае повреждения узлов и агрегатов. Именно это обстоятельство дало основания в дальнейшем некоторым военным экспертам критиковать вертолет Ми-24. Технические характеристики машины универсального назначения оказались не самыми лучшими для ударной единицы. При этом десантные возможности тоже оказалась скромными - всего восемь бойцов (для сравнения, «Ирокез» берет на борт 14 человек, а во Вьетнаме при вывозе раненых приходилось и больше). Однако возможность двойного применения машины имела и свои положительные стороны. Масса пустого вертолета составляет 7,58 т. Для получения максимального взлетного веса к ней нужно добавить три тонны (емкость всех баков) и боевую нагрузку 2,4 тонны (не так уж и мало). Не нужно забывать и о том, что экипаж с десантом тоже не бесплотны. Всего получается примерно 11,5 тонны.

Первый опыт - Эфиопия

В конце семидесятых происходили многие локальные вооруженные конфликты. В одном из них, в эфиопо-сомалийской войне 1978 года, впервые «засветился» вертолет Ми-24. Технические характеристики машины вполне соответствовали характеру боевых действий, она успешно «работала» по колоннам бронетехники и позициям сомалийских войск, помощь эфиопской армии оказывали кубинские летчики-добровольцы, обученные в СССР. Главным оружием в этой войне были неуправляемые ракеты С-5. Противнику не удалось подбить ни одного вертолета, потеряны несколько единиц во время наземной атаки на аэродром Асмара, где базировалась авиатехника. Но главный боевой опыт был впереди…

Выполняя интернациональный долг

С конца 1979 года Ми-24 стал постоянным обитателем раскаленного афганского неба. Условия эксплуатации здесь были не просто тяжелыми, их можно назвать адскими. Пыль, песок и грязь повреждали лопатки турбин, обслуживание часто велось без соблюдения Но все «наземные» проблемы меркли по сравнению с огневым воздействием, которому машины подвергались со сторон отрядов моджахедов ежедневно и ежечасно. По мнению многих участников боевых действий, овеществленным символом афганской войны стал именно Ми-24. Вертолет прикрывал высадки боевых групп, производил эвакуацию попавших в засаду подразделений, расстреливал НУРСами и бомбил объемными зарядами укрепленные районы. Трудно переоценить его роль в этой войне, как и сосчитать число спасенных им солдатских жизней.

«Крокодил» за границей

После распада единой советской державы военный вертолет Ми-24, построенный в рекордных количествах (3,5 тыс. шт.), оказался в распоряжении почти всех новообразованных государств. Кроме этого, он состоит на вооружении армий еще более чем двух десятков стран, включая экзотические - Сенегал, Сьерра-Леоне и Мьянму. Без дела ему простаивать не приходится. Управлять им относительно легко (что характерно для авиатехники советского производства), в эксплуатации он неприхотлив, а по боевой эффективности мало какой аналогичный летательный аппарат может превзойти вертолет Ми-24. Характеристики его оптимальны для действия в условиях В 1982 году иракскому летчику даже удалось ракетным залпом поразить сверхзвуковой самолет F-4 «Фантом» иранских ВВС.

Используется эта винтокрылая машина и при выполнении гуманитарно-посреднических миссий ООН, в этом случае ее красят в белый цвет. Повоевать «Крокодилу» пришлось в двух с половиной десятках войн. Некоторые из них продолжаются и поныне.

Игрушки

Столь популярной машине, прославившейся своим характерным силуэтом во всем мире, заранее была уготовлена роль «звезды». В двух десятках компьютерных игр в качестве одного из персонажей участвует Ми-24. Армейский ударный вертолет стал героем кинолент как художественных, так и документальных. Его миниатюрные копии производятся многими фирмами, специализирующимися на изготовлении сборных моделей и макетов. Сегодня никого не удивляет то, что на прилавке может предлагаться покупателю вертолет радиоуправляемый Ми-24, пилотировать который можно с помощью дистанционного пульта. Что же, люди любят поиграть в войнушки…

Изучая историю военного искусства, обратил внимание на то, что еще с древних времен существовала тенденция повышения мобильности и боевой оснащенности сухопутных войск. Очередным шагом на этом пути стала разработка в 60-е годы боевых машин пехоты, оснащенных, в отличие от безоружного автомобиля и легковооруженного бронетранспортера, целым комплексом многоцелевого вооружения. Дальнейшее повышение мобильности сухопутных войск Миль видел в переходе на «воздушные БМП», т.е. хорошо вооруженные транспортно-боевые вертолеты с высокими ЛТХ и боевой живучестью, предназначенные для перевозки и огневой поддержки стрелкового отделения.

В то время идея аэромобильности войск была очень модной и широко обсуждалась в специальной литературе. Большое влияние на Миля оказала вышедшая в 1957 году книга американского генерала Монтросса «Воздушная кавалерия». Развернутые в ней перспективы развития армейской вертолетной авиации через некоторое время получили воплощение в американской программе UTTAS (многоцелевого тактического транспортного авиационного средства), своего рода «летающего бронетранспортера». В отличие от этой концепции, требовавшей дополнения «летающим танком», создававшимся по программе ДАН (усовершенствованного боевого вертолета), советским авиаконструктором в первой половине 60-х годов была разработана совершенно оригинальная система, совмещающая обе концепции в одном, аппарате. В те годы вертолета, способного перевозить отделение солдат, в советских десантно-штурмовых бригадах не было, т.к. Ми-4 в скором времени подлежал списанию, Ми-2 как боец оказался неудачным, а от создания Ми-22 (своего рода аналога «Ирокеза») отказались в пользу более тяжелого и хорошо вооруженного аппарата. Предполагалось, что новая машина станет основным армейским вертолетом СССР на ближайшие десятилетия.

Нечто подобное предлагала фирма И.И.Сикорского , разрабатывая свой S-67. Но в США уже было развернуто крупносерийное производство удачного легкого вертолета UH-1 «Ирокез», и другого средства перевозки отделения солдат не требовалось. Поэтому американцы предпочли дополнить «Ирокез» ударным вертолетом АН-1 «Кобра», заменив в дальнейшем их дуэтом UH-60 «Блэк Хок» и АН-64 «Апач».

В ОКБ Миля был накоплен немалый опыт постройки вооруженных вертолетов, и главный конструктор уверенно предложил свою концепцию командованию Вооруженных Сил Советского Союза. У него нашлись союзники из числа молодых военных теоретиков из научно-исследовательских институтов ВВС и Академии Сухопутных войск. Но были и противники, в основном высокопоставленные чиновники Министерства обороны во главе с министром маршалом Р.Я.Малиновским, предпочитавшие боевым вертолетам более традиционные средства вооруженной борьбы. В 1967 году Миль сумел уговорить относившегося с пониманием к идее вооруженного вертолета первого заместителя министра маршала А.А.Гречко провести по данной проблеме научно-технический совет. Выступая перед членами НТС, главный конструктор использовал впечатляющие плакаты, подготовленные его сотрудниками. Он подробно осветил все основные вопросы, столь детально вникая в сугубо военные проблемы, что даже благожелательно относившийся к нему Гречко не выдержал и попросил Михаила Леонтьевича оставить хоть что-нибудь для изучения военным специалистам. Их отзывы были самыми различными, в том числе и резко негативными. Так, начальник Главного политуправления генерал армии А.А.Епишев заявил: «Нужно посадить главного конструктора на вертолет и отправить на нем повоевать, чтобы он сам убедился, какую ерунду предлагает.» Но в целом предложение Миля было одобрено, в чем большую роль сыграла поддержка начальника ЦНИИ-30 генерала Молоткова. ОКБ получило задание готовить техническое предложение по новому вертолету.

ОКБ очень быстро подготовило два техпредложения. Первое — по семитонному вертолету с одним двигателем ТВ3-117 , и второе — по вертолету массой в 10,5 т с двумя такими же двигателями. ОКБ Н.И.Камова , подключившись к программе, предложило более дешевое решение: вооруженный вариант уже широко применявшегося на флоте корабельного Ка-25 .

Работы по оснащению этого аппарата различными системами вооружения, в том числе и ракетами класса «воздух-земля», уже давно велись на Ухтомском вертолетном заводе. Некоторые военные специалисты склонялись к предложению Камова, но в конечном счете возобладало решение оснастить отечественные Вооруженные Силы более новым и мощным боевым средством. Свою роль сыграл и больший опыт ОКБ Миля в создании вооруженных вертолетов для армии.

Окончательный выбор пал на двухдвигательный вариант, который мог нести большую боевую нагрузку и имел лучшие ЛТХ. Военные оценили его положительно, но потребовали заменить предложенную ОКБ пушку ГШ-23 на высокотемпный крупнокалиберный пулемет и предусмотреть в качестве основного противотанкового средства не реально существовавшие управляемые ракеты, а еще только разрабатывавшийся перспективный комплекс со сверхзвуковой ПТУР «Штурм» и полуавтоматическим наведением. Вертолет должен был оснащаться новым прицельным комплексом, включавшим стабилизированный прицел оператора, автоматический прицел летчика и лазерный дальномер. По мере разработки предусматривалось оборудовать вертолет круглосуточными обзорно-прицельными системами и элементами обороны от средств поражения.

По сравнению с вертолетами другого назначения боевой должен иметь большие скорости горизонтального полета и лучшие маневренные характеристики для скрытного подхода к цели и сокращения времени пребывания под огнем противника. Основной задачей при создании такой машины стало получение; следующих данных: максимальная скорость не менее 320-350 км/ч, статический потолок 1500-2000 м при повышенной температуре наружного воздуха и максимальная перегрузка 1,75 д при скоростях 100-250 км/ч. Задача достижения конкретных показателей боевой живучести и эффективности не ставилась, т.к. в то время представления о них были еще весьма смутными.

Рабочее проектирование вертолета, впоследствии получившего название Ми-24, началось в июне с 1968 года, сразу же после выхода совместного постановления ЦК КПСС и Совета Министров. Общее руководство всеми работами по вертолету осуществлял лично М.Л.Миль, а после его смерти — новый генеральный с конструктор М.Н.Тищенко. Непосредственно возглавлял создание новой машины заместитель главного конструктора Вячеслав Александрович Кузнецов, один из старейших советских вертолетостроителей.

Проектирование и постройка велись быстрыми темпами, и уже летом 1969 года первый опытный экземпляр вертолета был собран. Этому способствовало смелое решение Миля полностью или частично унифицировать значительную часть наиболее сложных и ответственных агрегатов нового вертолета с уже отработанными на Ми-8 и Ми-14 . Такой подход должен был обеспечить определенные выгоды и в процессе серийного производства, а также в эксплуатации.. Прежде всего нашли применение: двигатели, втулка и лопасти несущего винта, рулевой винт, автомат перекоса, главный редуктор и трансмиссия. Однако как ни с старались добиться полной унификации — это не удалось, например лопасти несущего винта сделали короче.

Компоновка вертолета отвечала его назначению. Ми-24 имел классическую одновинтовую схему с пятилопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Прямое крыло служило не только для подвески вооружения, но и создавало в установившемся полете 19-25% суммарной подъемной силы. Вертолет имел хорошо обтекаемые аэродинамические формы. Особое внимание при проектировании было обращено на снижение лобового сопротивления, площадь эквивалентной пластинки миделя вертолета в транспортном варианте составила 2-2,15 кв.м, а в боевом — 2,75 кв.м (у Ми-8 — 3 кв.м).

Отличительной чертой компоновки Ми-24 является наклон вправо от вертикального положения на 2,5° вала несущего винта вместе с силовой установкой, что вызвано стремлением повысить точность стрельбы из неподвижного оружия. Дело в том, что характерными особенностями динамики полета вертолетов являются висение с небольшим креном и полет с небольшим скольжением, вызванные необходимостью балансировки боковой составляющей тяги рулевого винта.

Благодаря наклону вала крен и скольжение вертолета на всех режимах полета получились минимальными: крен — 0,5-1,5°, скольжение — 1°. Для разгрузки рулевого винта при полете на большой скорости концевая балка имела относительно большую площадь (2,8 кв.м) и несимметричный профиль. На максимальной скорости киль создавал две трети боковой силы, необходимой для уравновешивания реактивного момента несущего винта.

В единой кабине экипажа размещались: стрелок-оператор и за ним с некоторым смещением влево летчик. В ОКБ этот тип кабины получил название «веранда». В задачу оператора входило обнаружение и распознавание цели, управление подвижной пулеметной установкой, пуск и наведение противотанковых ракет, сброс бомб. На случай выхода из строя летчика рабочее место оператора оборудовали вторым управлением. Летчик мог вести огонь из неподвижного оружия на подкрыльевых подвесках и фиксируемого по оси вертолета носового пулемета. Кабина экипажа защищалась боковыми броневыми листами, включенными в силовую схему фюзеляжа, лобовым пуленепробиваемым стеклом и бронированным сиденьем летчика. Кроме того, броню включили и в капоты силовой установки. Предусматривалось использование экипажем касок и бронежилетов.

В средней части вертолета разместили грузовую кабину на 8 десантников, оборудованную двустворчатыми открываемыми вверх и вниз дверями на бортах. Нижняя створка содержала ступеньки. Открывающиеся окна оснастили шкворневыми установками, позволявшими десантникам вести огонь из штатного оружия. Обе кабины образовали герметичный отсек, оборудованный системой кондиционирования воздуха с небольшим избыточным давлением для безопасности при полете над зараженной местностью. Грузовая кабина оборудовалась бортовой стрелой с электролебедкой и могла использоваться для эвакуации раненых и перевозки грузов до 1500 кг. Негабаритные грузы весом до 2500 кг могли перевозиться на внешней подвеске. Ми-24 имел убираемое в фюзеляж шасси, ниши которого закрывались створками.

В хвостовом отсеке фюзеляжа располагалось электро- и радиооборудование. Ми-24 был оснащен автопилотом, малогабаритной гировертикалью и курсовой системой, доплеровским измерителем скорости и угла сноса, автоматическим планшетом, радиосистемой ближней навигации с антеннофидерной системой и др. Управление вертолетом — механическое при помощи четырех гидроусилителей на общей плите, установленной на главном редукторе. Управление стабилизатором связано с управлением шагом несущего винта. Гидросистема состояла из трех отдельных систем: основной, дублирующей и вспомогательной.

Опробованный на Ми-14 новый двухвальный двигатель ТВ3-117 главного конструктора С.П.Изотова был в то время одним из лучших и не уступал по своим показателям зарубежным образцам. Он имел взлетную мощность 2200 л.с., номинальную -1700 л.с., удельный вес 0,117 кг/л.с. и удельный расход 0,23-0,265 кг/л.с.час. В случае остановки одного из двигателей другой автоматически переходил на взлетный режим. Топливная система состояла из пяти мягких протектированных баков емкостью 2125 л. Питание не прерывалось при повреждении любого из баков. В перегоночном варианте внутри грузовой кабины предусматривалась установка двух металлических баков емкостью 1630 л.

Ми-24 построили значительно раньше, чем вооружение, под которое он разрабатывался. Ввиду неготовности комплекса «Штурм» и высокотемпного пулемета Миль решил установить на первых образцах боевого вертолета оружие комплекса К4В, хорошо зарекомендовавшее себя на вооруженных модификациях Ми-4 и Ми-8. На съемные рамы, установленные на фюзеляже под дверями грузовой кабины, Ми-24 получил по паре ПТУР 9М17 противотанкового комплекса «Фаланга-М» с ручной системой наведения. Оператор осуществлял его с помощью танкового визира 9Ш121, имевшего телескопическую оптику с кратностью 8, и радиокомандной линии управления. В носу Ми-24 была смонтирована подвижная пулеметная установка НУВ-1 с крупнокалиберным пулеметом А-12,7 и простейшим коллиматорным прицелом. К четырем балочным держателям, установленным по два под каждой консолью крыла, могли крепиться: блоки НАР по 32 ракеты С-5 в каждом, бомбы калибром по 100 и 250 кг или по одному баку с горючей жидкостью. Оператор имел бомбовый прицел ОПБ-1Р. Летчик для стрельбы НУР пользовался коллиматорным прицелом ПКВ.

Программа заводских испытаний Ми-24 началась 19 сентября 1969 года с первого висения, выполненного летчиком-испытателем Г.В.Алферовым . Этот экземпляр, как и второй, собранный на опытном производстве Московского вертолетного завода (МВЗ), использовался только для летных испытаний. Вслед за ними была заложена опытная серия из 10 вертолетов: 5 — на МВЗ, 5 — на Арсеньевском машиностроительном заводе «Прогресс» (из последних машина № 1 предназначалась для ресурсных испытаний). На них были выполнены все заводские исследования по программам испытаний Ми-24. Кроме Алферова, в полетах чествовали летчики Г.Р.Карапетян и М.Материальный, бортмеханики В.Тарабухин и Ф.Новиков. Ведущим инженером по летным испытаниям был назначен Б.В.Смыслов. Во время одного из первых показов Ми-24 командованию ВВС произошла трагедия. Пилотировавший вертолет М.Материальный хотел как можно эффектнее продемонстрировать его генералам, но допустил ошибку, и машина рухнула на душевую соседней с МВЗ текстильной фабрики. Летчик и находившиеся на борту В.Тарабухин и Б.Смыслов погибли.

Государственные испытания начались в июне 1970 г. и продолжались полтора года. Они велись интенсивно, иногда, с участием 16 машин одновременно, и в целом подтвердили, расчетные данные. В варианте боевого вертолета, т.е. только с вооружением, без десанта, Ми-24 при нормальной взлетной массе 11 т имел максимальную скорость 320 км/ч и крейсерскую — 270 км/ч, а в транспортном — 340 км/ч и 280 км/ч соответственно. Большой избыток мощности на скоростях 100-200 км/ч обеспечил вертикальную скороподъемность до 16 м/с и разгон с ускорением 3-3,5 м/с2. В случае отказа одного из двигателей вертолет мог продолжать полет на другом в течение часа. В условиях МСА статический потолок вне влияния земли составил 1400 м, а практический — 4950 м. Дальность полета -450 км, перегоночная -1000 км. При скоростях полета 100-250 км/ч обеспечивалась вертикальная перегрузка 1,75 д при нормальной взлетной массе. В ходе испытаний Ми-24 был успешно решен ряд проблем прочности и ресурса, приняты меры, направленные на исключение повышенных вибраций. Несмотря на значительное увеличение по сравнению с Ми-8 скоростей полета, уровень вибраций фюзеляжа оказался относительно не высок.

Однако испытатели встретились и с рядом проблем, потребовавших внесения существенных изменений в конструкцию с вертолета. На скоростях свыше 200 км/ч с выключенным автопилотом при наличии внешних возмущений Ми-24 был с склонен к незатухающим или слабозатухающим колебаниям по курсу и крену (типа «голландский шаг»), что заставляло летчиков постоянно вмешиваться в управление. Для улучшения боковой устойчивости конструкторами было принято решение установить крыло с отрицательным поперечным «V».

Выяснилось также, что размещение ПТУР на фюзеляже является неудачным, т.к. при стрельбе НАР существует опасность их соприкосновения. В связи с этим узлы навески ПТУР перенесли на специальные пилоны, установленные на законцовках крыла, которое таким образом получило свой характерный силуэт.

Новое крыло впервые было установлено в конце 1970 года на двух доработанных на МВЗ прототипах, отличавшихся также удлиненной кабиной экипажа. Последнее решение было вызвано тем, что прежняя кабина оказалась слишком тесной для размещения в ней высокотемпного пулемета и новой прицельной системы «Радуга-Ф», предназначенной для полуавтоматического наведения ПТУР. Однако из-за задержки с доводкой нового вооружения первые серийные Ми-24 строились с комплексами «Фаланга-М» и пулеметом А-12,7. Они поступили в войска под названием Ми-24А.

«Двадцатьчетверки» первой серийной модификации строились в Арсеньеве в течение 5 лет. Всего построили около 250 Ми-24А. Некоторое количество вертолетов было выпущено в учебном варианте Ми-24У, прошедшем испытания в 1972 году. От боевого этот вариант отличался отсутствием носового пулемета, вместо которого в передней кабине летчика-инструктора были установлены полноценный комплекс пилотажно-навигационного оборудования и стандартные рычаги управления. На Ми-24А прошли подготовку летные экипажи и наземный персонал. Приобретенный ими опыт послужил дальнейшему совершенствованию вертолета, повышению его надежности и эффективности.

В период развертывания серийного производства ОКБ продолжало совершенствовать вооружение вертолета. Новая опытная модификация получила название Ми-24Б. От Ми-24 и Ми-24А она отличалась подвижной пулеметной установкой УСПУ-24 с высокотемпным (4000-4500 выстр/мин) пулеметом ЯкБ-12,7 (Якушев-Борзов), управляемой дистанционно с помощью прицельной станции КПС-53АВ. В состав системы подвижного стрелкового вооружения (СПСВ-24) вошел аналоговый вычислитель, сопряженный с системой бортовых датчиков параметров, благодаря чему поправки при стрельбе установка вводила автоматически. Кроме того, на Ми-24Б был установлен противотанковый комплекс «Фаланга-ПВ» с системой наведения «Радуга-Ф». Это повысило вероятность попадания ракет в цель в 3-4 раза. Гиростабилизированный прибор наведения позволил вертолету маневрировать в пределах +-60° по курсу в процессе наведения ракеты на цель, что существенно повысило его боевую эффективность.

Опытные Ми-24Б успешно прошли в 1971-1972 годах первый этап испытаний, но их доводка была остановлена. Опыт эксплуатации Ми-24А в частях выявил серьезный недостаток — неудовлетворительный обзор из кабины летчика. Устранило его ОКБ в начале 1971 года, спроектировав принципиально новую носовую часть: летчик и оператор размещались в изолированных кабинах тандемно и на разных уровнях (обе кабины имели бронестекла).

При этом удалось избавиться от затенения элементами конструкции прибора наблюдения системы «Радуга-Ф» и антенны командной радиолинии управления в секторе +-60° по азимуту, что было достигнуто установкой систем по бортам ниже обвода фюзеляжа. Размещавшийся на Ми-24А в кабине патронный ящик был перенесен ниже уровня пола и стал обслуживаться снаружи.

Кроме того, летчики жаловались, что на некоторых режимах полета (например, висении с левым боковым ветром в условиях влияния земли) им не хватает запаса путевого управления. Эта проблема была решена в 1974 году переносом рулевого винта с правого борта на левый. Винт из толкающего превратился в тянущий, потери от обдувки балки возросли, зато, за счет изменения направления вращения его окружная скорость стала складываться с индуктивным потоком несущего винта, в результате тяга рулевого винта значительно увеличилась. Так окончательно сложился внешний облик вертолета Ми-24.

Ми-24А начали поступать в войска в 1970-1971 годах. Первыми машину освоили в воронежском филиале 4-го Центра боевого применения и переучивания (ЦБПП). За ним последовали полки ВВС, дислоцированные в Черниговке (Дальневосточный ВО), Бродах (Прикарпатский ВО), Пархиме и Стендале (оба из состава ВВС ГСВГ). Позже к ним добавились полки в Пружанах (Белорусский ВО), Магоче (Забайкальский ВО), Рауховке (Одесский ВО), Бердичеве (Прикарпатский ВО) и др. Всего к началу 80-х гг. в Советской Армии существовало около 15 отдельных боевых вертолетных полков (ОБВП). Как правило, каждая из этих частей состояла из трех эскадрилий: двух по 20 Ми-24 и одной из 20 Ми-8. Кроме того, «двадцатьчетверки» включались в состав отдельных вертолетных полков боевого управления (ОВПБУ), а с формированием структур армейской авиации и в состав отдельных вертолетных эскадрилий при общевойсковых дивизиях.

Летчики, летавшие на первых Ми-24А, отмечали их хорошую маневренность и управляемость. Машины позволяли выполнять боевые развороты с креном, превышающим 60°, набор высоты с углом тангажа до 50°, развороты на горке и др. Однако первые «двадцатьчетверки» были еще весьма далеки от совершенства. Прежде всего, нарекания вызывали «сырые» двигатели, ресурс которых не превышал 50 ч, и плохой обзор с рабочего места пилота. Выяснилось также, что при полетах ночью на малой высоте в плоских стеклах «веранды» отражались наземные огни, что существенно ухудшало видимость, а иногда даже приводило к потере летчиком пространственной ориентации. Значительным недостатком являлась склонность вертолета к вращению в горизонтальной плоскости. Это явление возникало на висении при сильных порывах бокового ветра, причем часто его не удавалось остановить даже полной дачей ноги, что приводило к летным происшествиям.

Такие важнейшие агрегаты, как редуктор, втулка и лопасти несущего винта особых замечаний не вызывали, а происходившие отказы были связаны, в основном, с ошибками в обслуживании. Но иногда и эти агрегаты преподносили неприятные сюрпризы. Так, в 1976 году на вертолете А.С.Дубровского от замыкания в электропроводке противообледенительной системы произошло загорание лопасти несущего винта. Справиться с пожаром удалось только, отключив на борту все источники электропитания. Несмотря на то, что несколько секций лопасти выгорело, полет завершился благополучно. (В истории Ми-24 известно немало случаев, когда лопасти получали повреждения от столкновения с деревьями, птицами, другими вертолетами, огня ПВО и т.п., но чаще всего, даже при весьма существенных разрушениях, инциденты такого рода заканчивались без трагических последствий.)

Своеобразные проблемы принесло убирающееся шасси. Привыкшие к Ми-4 или Ми-8 летчики часто забывали его убирать после взлета и, что еще хуже, выпускать при посадке. Это приводило к весьма серьезным авариям. Еще одним существенным недостатком было отсутствие полноценного управления у летчика-оператора. Произвести посадку с его рабочего места могли лишь настоящие асы.

Перекочевавший с Ми-4 комплекс вооружения не позволял эффективно решать задачи по огневой поддержке. Особенно много неприятностей доставляли ПТУРы, точность попадания которых не превышала 30%.

Советский Союз поставлял Ми-24 различных модификаций в 21 страну. Менее чем за 20 лет «двадцатьчетверка» приняла участие в более чем трех десятках локальных войн и вооруженных инцидентов — ее можно считать самым «воюющим» из боевых вертолетов.

Впервые появление Ми-24 над полем боя отмечено западными наблюдателями в начале 1978 года в ходе эфиопо-сомалийской войны. Пилотируемые кубинскими летчиками, «двадцатьчетверки» наносили удары по бронетанковой технике и артиллерийским позициям сомалийского генерала Спада Барре. Ввиду слабости ПВО противника эти акции проходили практически безнаказанно. После изгнания сомалийцев в Эфиопии началась затяжная гражданская война, в ходе которой правительственные войска задействовали более 40 Ми-24А. Они использовались в качестве вертолетов огневой поддержки, при этом главным оружием являлись НАРы С-5. По имеющимся сведениям, потерь в воздухе не было. А вот на земле эритрейским сепаратистам удалось уничтожить несколько «двадцатьчетверок» при нападении на авиабазу Асмара в ночь с 20 на 21 мая 1984 года.

В правительственной армии Эфиопии работали советские военные советники, принимавшие участие в техническом обслуживании вертолетов и занимавшиеся подготовкой авиационных кадров. Один из них м-р С.А.Мельниченко вспоминает: «В 1988 г. из СССР поступили Ми-25 . Летали на них выпускники местной летной школы, причем делали это очень успешно. Кроме выполнения обычных для «двадцатьчетверки» задач, им пришлось вести борьбу в Красном море со скоростными катерами сепаратистов, которые внезапно нападали на стоящие под разгрузкой суда, после чего молниеносно исчезали. Вертолетчики уничтожили 8 катеров, после чего противник отказался от их дальнейшего использования. В феврале 1989 г. против танков были очень успешно применены УПК-23-250. Двигавшуюся по дороге в горном ущелье колонну бронетехники с тыла поочередно атаковали две группы Ми-25, которые пушечным огнем уничтожили 8 танков.» По мере развития конфликта сепаратистам удалось сбить несколько Ми-24А. Ми-25, по крайней мере до начала 1990 года, этой участи избежали, но все же одна машина была потеряна в результате посадки с невыпущенным шасси. После прекращения поставок запчастей из СССР большая часть вертолетного парка пришла в негодность. Некоторые машины были угнаны на сторону противника и использовались в боях вплоть до 1991 года, когда Эфиопия распалась на два государства.

В Афганистане первые Ми-24А и Ми-25 появились в апреле 1979 года. Им тут же нашлось применение в действиях против сил «непримиримой оппозиции». Использовались «двадцатьчетверки» афганскими летчиками весьма эффективно, но несмотря на слабую в то время ПВО моджахедов, без потерь не обошлось. Первый Ми-24 был сбит 30 мая. Обстрелянный с земли, он врезался в гору недалеко от Хоста. Лидеры ДРА настойчиво просили Москву о поставке дополнительной партии из 20-25 таких машин. Однако новые Ми-24 афганская с армия получила только после ввода в страну советских войск.

Ливия активно использовала свои Ми-24А и Ми-25 в Чаде во время гражданской войны между проливийской группировкой Г.Уэддея и режимом Х.Хабре.

Модификации:

Ми-24 — опытные машины, кабина «верандой», вооружение: в носу — подвижная пулеметная установка HУВ-1 c пулеметом А-12,7, блоки HУРС C-5 и 4 ПТУР 9М17 противотанкового комплекса «Фаланга-М» (внешне — это такие маленькие, с довольно большим для такой ракеты крылом).
Ми-24А — практически то же самое (немного удлинена кабина), только в серии. Построено около 250 машин.
Ми-24Б — аналог Ми-24А, кроме вооружения — в носу стояла подвижная пулеметная установка УСПУ-24 с пулеметом ЯКБ-12,7. В серию не пошел из-за неудовлетворительного обзора из кабины.
Ми-24БМТ — минный тральщик на базе Ми-24А. Снято все вооружение, броня и крыло. Установлено траловое устройство и доп. топливный бак. Сделан в единственном экземпляре (1974 год), в серии не был.
А-10 — специально облегченный бескрылый вариант Ми-24А для рекордных полетов (1975 год). В единственном экземпляре.
Ми-24У — учебная модификация. От боевого он отличался отсутствием носового пулемета, вместо которого в передней кабине летчика-инструктора были установлены полноценное пилотажно-навигационное оборудование и стандартные рычаги управления.

Модификация: Ми-24А
Диаметр несущего винта, м: 17,30
Диаметр рулевого винта, м: 3,91
Длина, м: 21,50
Высота, м: —
Размах крыла, м: 6,66
Площадь вращающегося винта, м2: 235,00
Масса, кг
-пустого: 7675
-нормальная взлетная: 10500
-максимальная взлетная: 11000
Тип двигателя: 2 х ТВаД ТВ3-117
-мощность, л.с.: 2 х 2200
Максимальная скорость, км/ч: 320
Крейсерская скорость, км/ч: 270
Перегоночная дальность, км: 1000
Практическая дальность, км: 450
Практический потолок, м: 4950
Статический потолок, м: 1400
Экипаж, чел: 3
Полезная нагрузка: до 8 солдат или 4 носилок или 1500 кг груза (максимально — 2400 кг) или 2000 кг на внешней подвеске.
Вооружение: 1 х 12,7-мм пулемет А-12,7 (на подвижной установке НУВ-1, БК-900 патронов);
Боевая нагрузка: до 1275 кг на 6 узлах подвески — 4 х ПТУР 9М17М Фаланга-М, 4 х УБ-32А-24 (128 НАР С-5М1, С-5МО, С-5КБП, С-5КО и С-5-О), 8 х ОФАБ-100, 4 х ОФАБ-250, 4 х РБК-250, 2 х РБК-500, 2 х КМГУ-2, 2 х ОДАБ-500, 2 х ЗБ-500.

Первый экземпляр опытного В-24.

Второй экземпляр опытного В-24 в полете.

Рекордный вертолет А-10 (Ми-24А).

Ми-24А из установочной серии выпуска 1970 г.

Ми-24А поздних серий выпуска.

Ми-24А ВВС Вьетнама в полете.

Ми-24А ВВС Эфиопии.

Новая коллекция «Ударный Вертолет МИ-24В» – Соберите точную копию легендарного боевого ударно-транспортного вертолета в масштабе 1:24 . Издательство Eaglemoss .

Боевой вертолет МИ-24В, введенный в эксплуатацию в СССР в 1972 году, был создан для оказания огневой поддержки наземным силам. Модель воспроизводит вертолет, участвовавший в Афганской войне в 1982 году в составе 335-го авиационного полка, который был расквартирован в Джелалабаде.

Модель

Чтобы создать детальную модель этого грозного ударного вертолета, мы привлекли лучших экспертов в области военной техники и опытных разработчиков макетов. Благодаря схемам, подлинным документам из военных архивов и 3D-сканированию вертолета Ми-24 специалисты создали его 3D-изображение. На основе 3D-модели вертолета был подготовлен проект сборки и создан полный набор литых металлических деталей. Благодаря этой методике вы сможете собрать реалистичную и точную модель в масштабе 1:24.

  • Точная модель из литого металла.
  • Невероятная детализация.
  • Реалистичная кабина экипажа.
  • Полное вооружение ударного вертолета.
  • Съемные ракеты.
  • Сигнальные огни.

Когда ваша модель будет закончена, вы сможете полюбоваться всеми ее деталями, в точности воспроизводящими элементы оригинала:

Кабина экипажа . Открывающаяся дверь кабины и откидывающаяся наверх прозрачная крыша дает возможность рассмотреть все детали, приборную панель и бронированное кресло.

Детали грузовой кабины . Иллюминаторы грузовой кабины открываются. Это позволяет солдатам, сидящем в вертолете, стрелять по наземным целям. Грузовая кабина, использующаяся для перевозки солдат или грузов, освещается одной лампой белого света.

Вращающиеся винты . Пятилопастный несущий винт и трехлопастный рулевой винт, расположенный на хвосте вертолета, свободно вращаются.

Подвижный стабилизатор . Подвижный хвостовой стабилизатор регулирует тангаж Ми-24 в полете. Стабилизатор модели можно сдвигать вверх-вниз.

Ходовые огни . Красный огонь на конце левого крыла и зеленый на конце правого дают возможность другим летательным аппаратам оценить направление полета Ми-24 ночью и в плохую погоду.

Белые огни . Белый огонь под вертолетом освещает землю, чтобы помочь Ми-24 приземлиться в темноте. Белые световые сигнализаторы по обеим сторонам носа необходимы работникам аэродрома для направления вертолета по неосвещенной территории.

Шасси . Носовые и основные стойки шасси убираются в положение полета и прячутся за дверями.

Размер модели :
Длина – 75 см.
Высота – 20 см.
Ширина – 30 см.
Диаметр несущего винта – 74 см.
Масштаб – 1:24

Журнал

Узнайте о том, как эволюционировал Ми-24, в каких операциях он принимал участие, а также познакомьтесь с другими известными вертолетами.

История Ми-24 . Статьи специалиста в сопровождении эффектных фотографий, подробных рисунков и схем познакомят вас с историей создания советского боевого вертолета Ми-24, начиная с первых разработок и заканчивая последней модификацией для серийного производства. Вы узнаете о конструкторах, разрабатывавших вертолет, многочисленных вариантах этой модели и их обозначениях.

Боевое применение . В этой рубрике вы найдете информацию о том, в армиях каких стран Ми-24 состоял и состоит на вооружении и какие конкретно войсковые части его использовали. Вас ждут портреты пилотов управлявших этим вертолетом, и описания боевых и миротворческих операций, в которых он участвовал.

Четыре типа вставок акцентируют внимание на ключевых моментах.

  • Крупным планом . Детали, заслуживающие особого внимания.
  • Тактико-технические характеристики . Техническое описание вертолета: его размер, автономность, вооружение.
  • Вкратце . Краткое изложение фактов как яркое дополнение основному тексту.
  • Ключевые данные . Значимые количественные данные о вертолете.

График выхода

№1 – Детали для сборки – январь 2018
№2 – Детали для сборки – 2018
№3 – Детали для сборки – 2018
№4 – Детали для сборки – 2018
Периодичность: еженедельно.

Актуальный и обзор каждого выпуска!

Сколько выпусков

Всего запланировано 120 выпусков .

Видео

2017-07-07T23:02:02+00:00

Многоцелевой ударный вертолет Ми-24П.

Разработчик: ОКБ Миля
Страна: СССР
Первый полет: 1974 г.

После войны отечественные авиаконструкторы довольно быстро перешли от пулеметного к пушечному вооружению самолетов. Исключение составляли лишь учебно-тренировочные машины и вертолеты. Несмотря на высокие удельные характеристики пулемета ЯкБ-12,7 , он все же предназначался для поражения живой силы и небронированной техники противника. Бороться же с мало-мальски защищенными укрытиями противника, а тем более с его бронетехникой было бесполезно и без пушки здесь не обойтись.

В 1974 году ОКБ им. Миля приступило к работе по оснащению Ми-24 автоматической пушкой. Выбор пал на авиационную 30-мм пушку ГШ-30К (Грязева-Шипунова). Трудность заключалась в ее установке на боевую машину, поскольку ее вес и сила отдачи при стрельбе не допускали размещения на старой подвижной установке. Орудие устанавливали как на истребителе — неподвижно, а боевую кнопку вывели на ручку управления машиной на рабочем месте летчика. Так же пришлось конструкторам оружия удлинить стволы пушки и оснастить их специальными насадками, выводящими очаг образования дульной волны за габариты вертолета.

Пушку ГШ-30К разместили на установке У-280 по правому борту вертолета и в 1975 году начали испытания, которые из-за доводки оружия затянулись более чем на пять лет. Лишь в апреле 1981 года Ми-24П запустили в серийное производство. Как показало реальное применение Ми-24П, в ряде случаев мощь ГШ-30К оказалась чрезмерной, для выполнения некоторых операций вполне достаточной была бы пушка калибра 23 мм. На экспорт вертолет поставлялся под обозначением Ми-35П.

Модификация: Ми-24П
Диаметр главного винта, м: 17,30
Диаметр хвостового винта, м: 1,50
Длина, м: 17,51
Высота, м: 3,90
Размах крыла, м: 6,66
Масса, кг
-пустого: 8570
-нормальная взлетная: 11300
-максимальная взлетная: 11500
Тип двигателя: 2 х ГТД ТВ3-117В
-мощность, л.с.: 2 х 2225
Максимальная скорость, км/ч: 320
Крейсерская скорость, км/ч: 270
Перегоночная дальность, км: 1000
Боевая дальность, км: 450
Практический потолок, м: 4500
Статический потолок, м: 2000
Экипаж, чел: 3
Полезная нагрузка: до 8 солдат или 4 носилок
Вооружение: одна двухствольная 30-мм пушка ГШ-30К (250 снарядов)
Боевая нагрузка: до 2400 кг на 6 узлах подвески — 8 х ПТУР 9К113 «Штурм-В» , 4 х УБ-32А-24 (128 НАР типа С-5 : С-5М1, С-5МО, С-5КБП, С-5КО, С-5-О), 4 х Б-8В20А (80 НАР типа С-8 : С-8ДМ, С-8БМ, С-8ВМ, С-8КОМ, С-8С), 4 Х Б-13Л1 (20 НАР С-13 , С-13Т, С-13-0Ф), 4 х С-24 , 2 х ГУВ-1, 4 х ГУВ-8700, УПК-23-250, 8 х ОФАБ-100, 4 х ОФАБ-250, 4 х РБК-250, 2 х РБК-500, 2 х КМГУ-2, 2 х ОДАБ-500, 2 х ЗБ-500. Возможна установка поставщика мин ПФМ-1.

Ми-24П. Высадка десанта в горах.

Ми-24П из войскового контингента ООН.

Ми-24П на летном поле. На втором плане ещё один заходит на посадку.

Носовая часть Ми-24П.

Проекции Ми-24П. Рисунок.