23 государственное финансирование и кредитование предпринимательства. Финансирование и кредитование предпринимательской деятельности

Вопрос №50. Правовые основы государственного финансирования предпринимательской деятельности.

Финансирование – это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности. Принципами безвозвратности и безвозмездности финансирование отличается от кредитования, предусматривающего предоставление средств на условиях возвратности и возмездности. Правовой режим инвестирования отличается от финансирования главным образом тем, что инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности. При финансировании право собственности у субъекта, предоставившего денежные средства, не возникает. Финансирование осуществляется денежными средствами.

В зависимости от источника финансирования, под которым следует понимать источник получения денежных средств, финансирование делится на государственное, муниципальное, самофинансирование, банковское, благотворительное.

Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций , государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.

Средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются государственным фондам поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основным принципом финансового обеспечения хозяйственной деятельности в рыночных условиях является переход на самофинансирование организациями своих потребностей. В условиях рынка государство берет на себя обязанность финансового обеспечения приоритетных государственных программ развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи. Финансируются отрасли и предприятия, деятельность которых удовлетворяет социальные потребности, нужды населения, обеспечивает оборону и безопасность. Так, из федерального бюджета финансируется конверсия оборонных отраслей промышленности, осуществляется государственная поддержка атомной энергетики.

Источниками государственного финансирования служат средства федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Соответственно, основными нормативными актами, определяющими порядок государственного финансирования являются бюджетный кодекс и законы о бюджете на соответствующий год.

Рассматриваемый вид финансирования имеет строго целевой характер. Расходование средств не по целевому назначению следует рассматривать в качестве нарушения обязательства со стороны получателя финансирования и может служить основанием для применения мер ответственности.

В соответствии с БК РФ расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие. Капительные – обеспечение государственного финансирования инновационной и инвестиционной деятельности. Текущие расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов госвласти, ОМС и бюджетных учреждений, оказание господдержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в виде дотаций, субвенций, субсидий на текущее функционирование.

Понятие и виды финансирования предпринимательской деятельности

Обеспечение предпринимательской деятельности необходимыми финансовыми ресурсами возможно в следующих правовых формах: финансирование и кредитование предпринимательской деятельности, самофинансирование, а также использование добровольных взносов от иных субъектов.

Рыночные механизмы осуществления предпринимательской деятельности основной акцент переносят на такие формы, как кредитование и самофинансирование.

Обеспечение потребности в финансовых ресурсах посредством кредитования представляется возможным для организаций, имеющих определенную финансовую устойчивость, занимающих стабильное положение на рынке товаров, работ и услуг. Для иных субъектов предпринимательской деятельности основной формой обеспечения остается самофинансирование за счет собственных финансовых ресурсов, а также за счет привлеченных денежных средств по иным основаниям. Основным источником самофинансирования организации является чистая прибыль, оставшаяся после уплаты налога на прибыль с валовой прибыли организации, и направляемая в соответствии с действующим законодательством, учредительными документами юридического лица, учетной политикой организации на различные цели. В настоящее время не установлены нормативы распределения чистой прибыли организации, что предполагает произвольную форму распределения прибыли, из которой формируются фонды накопления, фонды потребления, а также резервные (страховые) и иные фонды. Если же фонды не создаются, то в целях обеспечения планового расходования средств составляются сметы расходов на развитие производства, социальные нужды работников, материального поощрения и т.д.



Вместе с тем определенный интерес с позиции финансового обеспечения представляет и система бюджетного финансирования, которая в последние годы претерпела существенные изменения. В современных условиях осуществления предпринимательской деятельности субъекты могут использовать различные источники для финансового обеспечения расширенного воспроизводства, в том числе средства бюджетов различного уровня бюджетной системы. Использование бюджетных средств в форме финансирования осуществляется в основном в рамках приоритетных государственных программ развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и иных сфер, связанных с удовлетворением социальных потребностей. В основе финансирования заложены публичные интересы государства. Вместе с тем бюджетное финансирование предпринимательской деятельности необходимо субъектам, которые находятся на начальном этапе осуществления предпринимательской деятельности и нуждаются в поддержке государства, а также тем, чья деятельность является заведомо убыточной.

Понятие "финансирование" не получило нормативного определения, хотя наукой финансового права данное понятие подвергается анализу с позиции правового регулирования государственных расходов. Финансирование - безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной деятельности*(843).

Финансирование предпринимательской деятельности - это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в различных формах для осуществления предпринимательской деятельности.

С позиции предпринимательского права понятие "финансирование" тесно связано с понятием "инвестирование". Понятие "инвестиции", в отличие от понятия "финансирование", закреплено в действующем законодательстве (ст. 1 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-I "Об инвестиционной деятельности в РСФСР"*(844) и другие акты).

Правовой режим инвестирования следует отличать от финансирования по следующим основным критериям. Во-первых, инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности. При финансировании право собственности у субъекта, предоставившего денежные средства, не возникает. Во-вторых, целью инвестиционной деятельности является получение прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта. Целью финансирования является обеспечение нормального функционирования субъекта предпринимательской деятельности. В-третьих, в качестве инвестиций могут выступать материальные и нематериальные объекты, не изъятые из гражданского оборота. Финансирование осуществляется только денежными средствами.

В зависимости от источника финансирования, под которым следует понимать источник получения денежных средств, финансирование делится:

На государственное (за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ);

Муниципальное (за счет средств муниципального бюджета);

Самофинансирование (за счет собственных средств хозяйствующего субъекта);

Благотворительное (за счет взносов частных собственников).

Анализируя соотношение понятий "финансирование" и "кредитование", приходится признать, что нередко термин "финансирование" применяется, в том числе и в законодательстве, в широком смысле, включая банковское кредитование, когда имеется в виду не правовой режим получения средств, а их общий объем независимо от источников. В этом случае кредитование можно рассматривать как часть финансирования. Вместе с тем кредитование выступает как самостоятельное звено в финансовой системе и имеет особые специфические признаки.

В соответствии с БК РФ можно выделить основные направления получения и использования бюджетных средств:

Получение бюджетных средств в счет оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам (ст. 70-73 БК РФ);

Получение финансовой помощи из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в форме субвенций и субсидий (ст. 78 БК РФ);

Получение бюджетных средств на возмездной и возвратной основе в форме бюджетных кредитов (ст. 76-77 БК РФ).

Правовые основы бюджетного финансирования предпринимательской деятельности

Государственные или муниципальные денежные средства, аккумулированные в бюджетах соответствующего уровня, в основном направляются на финансирование государственных или муниципальных расходов. Спецификой финансирования является его безвозмездный и безвозвратный характер.

Бюджетные средства могут использоваться для финансирования мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов.

Бюджетное финансирование предпринимательской деятельности носит целевой характер и осуществляется в следующих формах:

Предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

Предоставление субсидий и субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Финансирование предпринимательской деятельности – безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в различных формах для осуществления предпринимательской деятельности.

Финансирование следует отличать от инвестирования:

1) Инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности; при финансировании у субъекта таких прав не возникает

2) Целью инвестирования является получение прибыли; целью финансирования – обеспечение нормального функционирования предпринимат.деят-ти

3) В качестве инвестиций могут выступать материальные и нематериальные объекты, не изъятые из гражданского оборота; финансирование осуществляется только за счет денежных средств.

Также финансирование отличается от кредитования. Кредитование, как правило, осуществляется денежными средствами, но на возвратной и возмездной основе.

В зависимости от источника финансирования выделяют:

Государственное финансирование (за счет фед.бюджета или субъекта РФ)

Муниципальное (за счет бюджет муниципального образования)

Самофинансирование

Благотворительное (за счет взносов частных собственников)

Государственное финансирование осуществляется по трем направлениям:

1) Предполагает выделение бюджетных средств в счет оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юр.лицами по гос. и муниципальным контрактам.

2) Предоставление финансовой помощи из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основа в форме субвенций и субсидий.

3) Предоставлении бюджетных средств на возвратной и возмездной основа в форме бюджетных кредитов.

Финансирование государственных и муниципальных нужд.

Государственные нужды – обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами РФ или расходными обязательствами субъектов РФ за счет средств фед.бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций РФ, исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации программ, в которых участвует РФ, либо потребности субъектов РФ в товарах, работах и услугах, необходимых для осуществления функции субъектов РФ, в том числе реализации региональных целевых программ.



Муниципальные нужды – обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных гос.полномочий, переданных органом местного самоуправлениям в соответствии с фед.законами и законами субъектов РФ.

Для реализации гос. и муниципальных нужд применяются соответствующие целевые программы. Для организации работ по выполнению целевых программ утверждаются соответствующие гос.и муниц.заказчики.

Гос. и муницип. заказчиками могут выступать органы гос. власти РФ или субъектов, органы местного самоуправлениям или уполномоченные этими органами организации.

Заказчик должен определить предмет заказа, его начальную цену, условия исполнения заказа, условия проведения конкурса или аукциона.

Участником целевой программы может быть любое юр.лицо или ИП.

Гос.заказы предоставляются победителям конкурсов или аукционов или гос.заказ может быть предоставлен конкретному исполнителю без конкурса и аукциона.

Гос.заказчики, за исключением случаев, касающихся заказов на поставки товаров, исполнение услуг для нужд обороны гос-ва или безопасности, обязаны размещать не менее 15% общего объема заказов от субъектов малого предпринимательства.

Лицу, получившему гос.заказ, предоставляются гос.гарантии оплаты этого заказа. С лицом, получившим заказ, заключается гос.или муниципальный контракт, в котором устанавливается порядок исполнения заказа, меры ответственности за исполнение или неисполнение заказа.

Заказчик имеет право осуществлять контроль за ходом исполнения заказа, в то же время специально уполномоченные органы вправе осуществлять контроль за соблюдением заказчиком условия контракта. Предусматривается возможность для исполнителя заказа обжаловать в суде действия или бездействия заказчика, препятствующие исполнению заказа.

Предоставление средств в виде субвенций и субсидий регулируются ст. 78 бюджетного кодекса РФ.

Субвенция – бюджетные средства, предоставленные бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юр.лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления определенных целевых расходов.

Субсидия – бюджетные средства, предоставленные бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юр.лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субсидии и субвенции юр.лицам, которые не являются гос.или муницип.унитарными предприятиями, допускаются в след. случаях:

Из фед.бюджета в случаях, предусм. фед. и регион. целевыми программами и фед. Законами

Из бюджетов субъектов РФ в случаях, предусмотренных фед.целевыми программами, фед.законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ

Из местных бюджетов в случаях, предусмотренных фед.законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления.

Бюджетное кредитование.

Бюджетное кредитование – предоставление бюджетных средств в собственность юр.лиц на возмездной и возвратной основе.

Отличия бюджетного кредитования:

Это целевое предоставление средств, т.е. при составлении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен кредит, условия и порядок предоставления кредитов, лимиты их предоставления, а также ограничение по субвенциям, которым могут быть предоставлены кредиты

Льготный характер. Проявляется в том, что в некоторых случаях может быть продлен срок возврата кредита, правительство РФ может также проводить реструктуризацию задолженности юр.лиц по начисленным пеням и штрафам за несвоевременный возврат средств, а также за просрочку уплаты по кредитам.

Порядок предоставления кредита предполагает, что он предоставляется в пределах финансового года равными долями в пределах средств, поступающих от возврата ранее выделенных кредитов.

Бюджетные кредиты предоставляются не государственным или не муниципальным юр.лицам (частным) только при условии предоставления заемщикам обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита.

Обеспечение обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Если частное юр.лицо не в состоянии предоставить обеспечение по кредиту, кредит ему не предоставляется.

Бюджетный кредит предоставляется частному юр.лицу на основании договора.

Договор предусматривает условия, на которых предоставляется кредит, т.е. цели, для достижения которых предоставляется кредит, проценты, порядок предоставления кредита заемщику, а также договор, предусматривающий предоставление обеспечения исполнения обязательств. Если заемщик нарушает условия договора, кредитор вправе потребовать досрочного возвращения кредита и уплаты процентов по нему.

Банковское кредитование.

Банковское кредитование – активная банковская кредитная операция по размещению от своего имени и за свой счет привлеченных во вклады денежных средств физич. и юр. лиц.

Банковское кредитование может осуществляться на основании лицензии банка России.

Цель кредитования – извлечение прибыли.

Принципы :

- Возвратность (сумма кредита и начисленные на нее % должны быть возвращены кредитору, при этом кредитная организация не только вправе, но и обязана предпринять все необходимые меры по взысканию указанных сумм с заемщика. С баланса кредитных организаций допускается списание только безнадежных или нереальных к взысканию кредитов. Безнадежность кредита должна подтверждаться судебными актами, актами суд. представителей, актами органов гос. регистрации, доказывающими невозможность взыскания задолженности)

- Платность (взимание с заемщика процентов за пользование предоставленными денежными средствами. Размер % зависит от срока кредитования, репутации заемщика, наличия обеспечения и связанных с этим риском невозвратности денежных средств)

- Срочность (кредит должен быть возвращен по истечении времени, указанному в договоре)

- Добровольность (банк или кредитная организация самостоятельно принимает решения о предоставлении кредита или об отказе в предоставлении кредита)

- Исключительность (осуществлять кредитование могут только банки и не банковские кредитные организации на основании лицензии, полученной от Банка России)

- Резервность (кредитная организация в обязательном порядке создает резервы на возможной потере по ссудам, размер резервов определяется в соответствии с классификацией того или иного вида кредита: зависит от уровня риска невозврата, от обеспеченности кредитов; в соответствии с качеством обслуживания долга. Размер резерва прямо пропорционален вероятности финансовых потерь вследствие неисполнения заемщиком своих обязательств и варьируется от 0 до 100%. Создание резервов необходимо потому, что в качестве кредитов кредитные организации предоставляют деньги своих вкладчиков)

Перечисленные принципы являются обязательными принципами кредитования. Выделяют также факультативные:

- Принцип обеспеченности (заемщик предоставляет обеспечение исполнения своего обязательства по кредиту, в качестве обеспечения часто используется залог имущества, возможно также предоставление банковской гарантии, либо внесение гарантийного депозита. Нарушение условий обеспеченности кредита влечет публично-правовые и частноправовые последствия. Публично-правовые: обязанности кредитной организации реклассифицировать кредит путем отнесения его к более низкой категории качества и увеличение резерва на возможные потери по ссудам. Частноправовые: кредитная организация может потребовать досрочного возвращения суммы кредита и уплаты причитающихся процентов)

- Целевой характер (в заявлении на получение кредита и в договоре о кредите указывается цель его использования. Указание цели кредита дает банку возможность оценить срок окупаемости проекта, оценить возможность заемщика погасить кредит, а также контролировать использование кредитных сумм. Заемщик обязан обеспечить представителю кредитной организации возможность осуществления контроля за целевым использованием кредита. При нарушении этой обязанности или при неисполнении условия об использовании целевого кредита, кредитная организация имеет право отказать заемщику в дальнейшем кредитовании и потребовать досрочного возвращения кредита и уплаты причитающихся %)

Процедура выдачи кредита:

I. Рассмотрение заявки на получение кредита

II. Рассмотрение вопроса руководителем кредитного подразделения банка, либо кредитным комитетом и заключение кредитного договора

III. Предоставление кредита. Он предоставляется только в безналичном порядке путем зачисления средств на текущий или корреспондентский счет заемщика

IV. Кредитный мониторинг. Банк осуществляет контроль за целевым использованием кредита и исполнением графика погашения

V. Погашение кредита

Самофинансирование.

Самофинансирование – финансирование за счет собственных финансовых ресурсов, а также за счет привлеченных денежных средств по иным основаниям.

Основным источником самофинансирования является чистая прибыль, которая остается после уплаты налога на прибыль и валовой прибыли организации и которая направляется в соответствии с законодательствами и учред. документами юр лица на различные цели.

Нормативы распределения прибыли законодательно не установлены, что предполагает произвольную форму распределения прибыли, из которой формируются фонды накопления, потребления и иные резервные фонды.

Если фонды не создаются, то составляются сметы расходов на развитие производства, соц. нужды работников, материальные поощрения и т.д.

Товарное кредитование – предоставление одной стороной другой стороне определенными родовыми признаками вещей. Сторона, которой эти вещи предоставлены, обязуется при этой возвратить аналогичное количество вещей того же рода и качества.

Эти обязательства оформляются договором товарного кредита. К договору применяются нормы гражданского кодекса о банковском кредитовании.

Как правило, по договору товарного кредита поставляются потребляемые вещи.

Коммерческое кредитование осуществляется в результате договоров, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определенных родовым признаками, в которых предусмотрено предоставление кредита. Кредит может предоставляться в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, если другое не предусмотрено законом.

МЕНЕДЖМЕНТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Партнерские связи в предпринимательстве

Партнерские связи - это такие договорные отношения, которые устанавливаются между предпринимателями и дают возможность каждому из них получить искомый уровень прибыли за счет обмена результатами деятельности (покупка, поставка продукции), выступающими в товарной или денежной форме. Каждый предприниматель заинтересован в установлении наиболее эффективных форм партнерских связей. Определить самую эффективную форму взаимоотношений с партнером можно лишь путем сравнительного анализа различных вариантов. Схема предпринимательских действий как раз дает возможность выбрать ее для каждого партнера.

Важнейшая составляющая схемы предпринимательских действий -экономико-правовая форма реализации предпринимательской цели. Под данной формой понимается конкретный вид сделки, которая может быть приемлема для партнера и отвечает цели, поставленной предпринимателем. Сделкой называют коммерческий (т.е. с целью получения прибыли) обмен ценностями между партнерами или объединение их усилий для достижения коммерческой выгоды. Сделку следует отличать от простой передачи. Если вы передаете партнеру какой-то товар, а он вам взамен - деньги или другой товар, то это сделка. Если же вы передаете товар, но взамен не получаете ничего, то это передача. Если вы договариваетесь с партнером о том, что будете производить полуфабрикаты, а он из полуфабрикатов будет выпускать товары, готовые к потреблению, то это сделка. Если же вы в кооперации с другими партнерами договорились произвести товар на тех же условиях, но не продать его, а передать (бесплатно) школе, то это передача.

Сделки могут быть выгодные и невыгодные. Отметим, что сделки с одним и тем же товаром могут иметь разный эффект (вчера сделка с данным товаром принесла прибыль 20 тыс. руб., а сегодня уже 35 тыс. руб.). Отчего зависит коммерческая результативность сделки? Прежде всего, оттого, какие условия закладываются в процесс подготовки и осуществления сделки, т.е. в какую экономико-правовую форму облекается и сама предпринимательская цель, и средство ее достижения. В этой связи говорят о формах партнерских связей (и формах сделок как средства внешнего оформления таких связей).



Форма партнерских связей всегда предлагается одним из партнеров (инициатором) другому. Иными словами, каждый предприниматель в своей практической деятельности или должен предложить какую-либо конкретную форму сотрудничества, или дать ответ своему партнеру на его предложение об избранной им или предпочтительной для него форме сотрудничества. Но для того чтобы предложить или ответить на предложения, необходимо достаточно полно представить себе все разнообразие партнерских связей в сфере предпринимательства.

Все разнообразие партнерских связей в предпринимательстве можно сгруппировать по трем основным сферам (направлениям предпринимательского сотрудничества):

1) сотрудничество в сфере производства;

2) сотрудничество в сфере товарообмена;

3) сотрудничество в сфере торговли;

4) сотрудничество в сфере финансовых отношений.

Сделка считается заключенной, когда на каждую из сторон возлагаются определенные данной сделкой права и обязанности. В целом выстраивается следующая логическая цепочка: вначале предприниматель-инициатор определяет сферу сотрудничества с возможными партнерами, затем ищет конкретную форму сотрудничества, а после этого предлагает заключить договор.

Организация финансирования предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность в процессе осуществления своих целей использует большое количество разных видов ресурсов. Одним из важнейших ресурсов являются финансовые ресурсы, обладание которыми позволяет предпринимателю реализовать свои планы, производить продукцию, выстраивать свои взаимоотношения с поставщиками оборудования, сырья, материалов, а также кредиторами, налоговыми органами и другими контрагентами.

Учитывая, что возможности предприятия по сравнению с его желаниями более ограничены, необходимо разобраться, откуда же оно в принципе может получать финансовые ресурсы. В целом предприятие может генерировать финансовые ресурсы за счет своей хозяйственной деятельности, а также привлекать внешние источники финансовых ресурсов. В первом случае это будет прибыль и амортизационные отчисления, которые обязаны своим происхождением умению, навыкам и опыту предпринимательской деятельности руководителей предприятия.

В качестве источников привлеченных финансовых ресурсов могут выступать:

Дополнительная эмиссия акций;

Взносы учредителей предприятия в уставный капитал предприятия;

Дотации и гранты, полученные предприятием от государства;

- «благотворительные взносы» конкурентов данного предприятия.

Как правило, структура источников финансирования предприятия меняется в зависимости от фазы делового цикла, а также этапа жизненного цикла наиболее важных видов продукции предприятия. Доля внутренних источников снижается в периоды оживления и подъема, когда повышается инвестиционная активность, и растет в периоды экономического спада, что связано с сокращением масштабов инвестирования, сокращением предложения денег, удорожанием кредита. Это вполне объяснимо, так как в случае ухудшения деловой конъюнктуры кредитные учреждения начинают переливать свой капитал в более выгодные сферы и соответственно снижают объемы финансирования промышленных предприятий. Ярким подтверждением этого могут служить также сроки предоставления кредитов в условиях инфляции, не превышающие трех лет.

В качестве внешних заемных финансовых ресурсов предприятия следует выделить следующие:

Выпуск облигаций;

Кредиты банков;

Целевой государственный кредит;

Выпуск предприятием облигаций и размещение их на финансовом рынке дает возможность привлечь дополнительные средства без потери контроля за управлением проектами предприятия, а также на приемлемых для предприятия условиях. Владельцы облигаций имеют право на фиксированный и гарантированный доход по данным ценным бумагам взамен отказа от вмешательства в дела предприятия. Доход по облигациям не зависит от дивидендной политики менеджеров предприятия, поэтому в случае неэффективных действий предприятия заемщик финансовых ресурсов не теряет доход. Для предприятия же удобно самому определить безопасные условии привлечения заемных средств, учитывая деловую конъюнктуру рынка и свои финансовые возможности. При этом предприятие само диктует плату за заемные средства, а не соглашается на условия, предлагаемые финансово-кредитными учреждениями. Конечно, предприятие должно иметь положительный имидж в глазах потенциальных покупателей облигаций, убедить их в том, что облигации являются надежным и ликвидным средством вложения средств, в противном случае ценные бумаги предприятия не будут пользоваться спросом.

Привлечение средств за счет коммерческих кредитов является наиболее распространенным способом мобилизации финансовых ресурсов предприятия. В этом случае предприятие получает возможность расширить масштабы своей деятельности, при этом отсрочив возврат средств на определенный срок за установленную плату. Характерной чертой данного способа является необходимость наличия ликвидного обеспечения или надежных гарантий для банка. Правда, необходимо учитывать, что российские банки располагают дешевыми ресурсами в ограниченном количестве, которые они могут представить предприятиям на относительно длительный срок 5-7 лет.

Рассматривая государственный кредит, следует отметить следующие его основные черты:

-Во-первых, это достаточно традиционный источник финансирования, и, следовательно, попытка получить финансирование в областной администрации или в правительстве более привычна и не требует от менеджмента новых знаний и навыков.

-Во-вторых, подготовить проект для частного инвестора на порядок сложнее, чем для государства: требования государства к раскрытию информации и подготовке инвестиционных проектов скорее формальные, чем профессиональные.

-В-третьих, государство - самый лояльный кредитор, и многие предприятия не возвращают полученные от него займы в срок без опасения быть объявленными банкротами. Если предприятие действительно располагает возможностями получить прямое государственное финансирование, гарантии или налоговый кредит, то этим необходимо воспользоваться. Наибольшие шансы на получение финансирования из государственного бюджета имеют инфраструктурные, социальные, оборонные и научные проекты предприятий, которые вследствие объективных причин не в состоянии получить доступ к финансированию из коммерческих источников.

В настоящее время широкое распространение получило также лизинговое финансирование предприятия. Суть данного метода заключается в том, что предприятие использует какое-либо оборудование в предпринимательских целях, не обладая полным правом собственности на него. В качестве платы за использование данного источника финансовых ресурсов предприятие уплачивает лизинговые платежи, а в роли обеспечения выступает само оборудование, которое остается в собственности предприятия-лизингодателя. Характерной чертой данного метода является также возможность переноса риска морального износа оборудования на владельца данного оборудования, что снижает финансовый риск предприятия в случае неблагоприятной конъюнктуры рынка или появления на рынке более совершенного оборудования. О привлекательности данного метода говорит также тот факт, что темпы роста рынка лизинговых услуг составляют около 36 % в год, а также отмена лицензирования лизинговой деятельности.

Также широкое применение имеет финансирование предприятиями поставщиками материально-технических ресурсов. Суть данного источника заключается в предоставлении отсрочки по платежам за приобретенные ресурсы, что позволяет предприятию начать использование оборудования, получить доход и расплатиться за поставленное оборудование из полученного дохода. В свою очередь, поставщик имеет возможность расширить объемы продаж своего оборудования за счет рационального управления дебиторской задолженностью своих контрагентов.

Изучив данную главу, студент должен:

  • знать понятие и виды финансирования в предпринимательской деятельности;
  • уметь анализировать источники правового регулирования финансирования и кредитования предпринимательской деятельности, квалифицировать частные и публичные источники финансирования, различать их различные виды;
  • владеть навыками правового анализа основных видов финансирования и кредитования в предпринимательской деятельности, оценки правовых преимуществ и недостатков каждого из таких видов.

Финансирование и кредитование представляют собой способы обеспечения денежными средствами предпринимательской деятельности.

Финансирование – это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности. Принципами безвозвратности и безвозмездности финансирование отличается от кредитования, предусматривающего предоставление средств на условиях возвратности и возмездности (платности).

Правовой режим инвестирования отличается от финансирования, главным образом, тем, что инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности. При финансировании право собственности у субъекта, предоставившего денежные средства, не возникает. Кроме того, инвестициями могут быть любые материальные и нематериальные ценности, финансирование же осуществляется денежными средствами. Можно проследить различия и по целям деятельности (инвестиционная, как правило, ориентирована на получение прибыли), но субъектам этой деятельности. Классификацию видов финансирования можно провести по ряду оснований. Так, в зависимости от источника финансирования, под которым следует понимать источник получения денежных средств, финансирование делится на государственное; самофинансирование; банковское; коммерческое.

Понятие и формы государственного финансирования предпринимательской деятельности

В рыночных условиях хозяйствования государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ. Рассматриваемый вид финансирования носит строго целевой характер. Расходование средств не по целевому назначению может служить основанием для применения мер ответственности. Для обеспечения возможности контроля за целевым использованием государственных средств они отражаются на отдельных субсчетах по кредиту счета "Целевые финансирование и поступления". Бухгалтерский учет предоставленных бюджетных средств осуществляется в соответствии с приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет государственной помощи” ПБУ 13/2000". Для организаций, выполняющих государственный заказ за счет средств федерального бюджета, предусмотрена обязанность вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному заказу.

Государственное финансирование осуществляется в следующих формах:

  • предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;
  • предоставление дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;
  • предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям на выполнение плана-заказа в случае недостаточности для этого их собственных средств.

Общие правовые и экономические принципы и порядок финансирования государственных нужд установлены Федеральными законами от 13.12.1994 № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", от 02.12.1994 № 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", от 29.12.2012 № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", от 29.12.1994 № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и другими актами.

В целях организации работы по выполнению целевых программ и удовлетворению иных государственных нужд определяются государственные заказчики, которые и становятся главными распорядителями бюджетных средств. Целевые программы и государственные заказчики утверждаются Правительством РФ. Для выполнения целевых программ и обеспечения иных государственных нужд заключаются государственные контракты. Совокупность заключенных государственных контрактов представляет собой государственный заказ.

Утвержденные целевые программы и иные государственные нужды финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, а также привлекаемых для выполнения программ внебюджетных источников: взносов участников реализации программ, целевых отчислений от прибыли организаций, заинтересованных в осуществлении программ, средств внебюджетных фондов и других поступлений.

Перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством РФ на утверждение Федеральному Собранию в составе федерального бюджета на очередной финансовый год. Финансирование закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, а также с учетом реального поступления в бюджет финансовых ресурсов. Финансирование осуществляется Минфином России путем перечисления Главным управлением федерального казначейства денежных средств государственным заказчикам в пределах бюджетных назначений. Платежные документы принимаются к исполнению только при наличии письменного подтверждения факта поставки товаров для государственных нужд государственному заказчику или факта выполнения работ и услуг.

Полученные из бюджета средства должны расходоваться главными распорядителями средств строго по целевому назначению. Средства, направленные не по целевому назначению, засчитываются Минфином России в счет текущего финансирования и в дальнейшем не компенсируются. Контроль за строго целевым расходованием указанных средств осуществляется Минфином России.

Помимо непосредственного финансирования государственных нужд, в целях экономического стимулирования поставщиков, изготовителей, подрядчиков в соответствии с законодательством РФ им могут предоставляться:

  • льготы по налогу на прибыль;
  • текущие и долгосрочные кредиты на льготных условиях;
  • валютные средства, оставляемые на льготных условиях в их распоряжении при реализации продукции на экспорт.

Виды, размеры и порядок предоставления финансовых льгот устанавливаются соответствующими органами власти при утверждении конкретной целевой программы или перечня других государственных нужд.

Финансовая помощь и поддержка со стороны государства может заключаться в финансировании определенных затрат организаций (селективное санирование) или отраслей в целом путем предоставления дотаций, субсидий, субвенции.

Дотации – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу па условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Порядок финансирования расходов на государственную финансовую поддержку закупки и доставки продукции (товаров) в районы Севера с ограниченными сроками завоза грузов был утвержден приказом Минфина России от 15.05.2000 № 49н "Об утверждении Порядка финансирования за счет средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации расходов на государственную финансовую поддержку закупки и доставки продукции (товаров) в районы Севера с ограниченными сроками завоза грузов".

Правовые основы финансирования казенных предприятий закреплены в постановлении Правительства РФ от 15.12.2007 № 872 "О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий". В основном финансирование деятельности казенных предприятий осуществляется за счет доходов от реализации продукции (работ, услуг). При их недостаточности такому предприятию из федерального бюджета выделяются средства на реализацию плана его развития (в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), содержание объектов социальной инфраструктуры, компенсацию убытков от выполнения плана-заказа.

Указанные средства на финансирование казенных предприятий предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой. Решение о выделении предприятию средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ по представлению Минэкономразвития России и Минфина России. Выделение предприятию бюджетных средств производится только после представления уполномоченным органом указанным министерствам сведений о расходовании бюджетных средств и общих результатах хозяйственной деятельности предприятия за предыдущий период. Не использованные казенным предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет. Предприятие представляет уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований.