Что нужно чтобы изменить мир. Поверьте, что вы можете что-то изменить. Будьте собой и делайте то, что вам нравится

Каждый из нас что-то ежедневно меняет. Вопрос в том, какого рода эти изменения. Практически невозможно оставаться нейтральным, переживая различные события в течение дня. Если вы внимательно относитесь к окружающим, вежливо и уважительно обращаетесь с ними, это приводит к позитивным изменениям. И наоборот, пренебрежение, критика, принижение значимости других, намеренные или нет, становятся причиной негативных изменений. Ключевой момент в том, чтобы обращать внимание на изменения, которые вызываете вы. Марк Санборн в своей книге «Практика малых дел» описывает три правила о том, как изменить мир к лучшему. Из этой статьи вы узнаете, как в этом помогает практика малых дел.

«Каждый человек имеет значение. Вы. Я.
В теологии в это поверить сложнее всего.»

(Г. К. Честертон)

Старушка и кофе

Замечательным весенним утром в Цинциннати Марк вышел из отеля и направился в ближайшую кофейню. Его лекция должна была состояться после обеда, так что, заплатив за чашку кофе, он занял столик на улице и погрузился в чтение газеты. Неподалеку располагалась стоянка такси. Марк заметил пожилую женщину около автомобиля. Она вышла из машины, разминая ноги, и задумчиво смотрела на кофейню. Было ясно, что она хотела зайти. Марк подошел к ней:

«Не желаете чашечку кофе?» - спросил Марк.

«Это было бы чудесно!» - ответила дама.

«Какой кофе вы предпочитаете?»

«Черный», - она любила такой же кофе, как и Марк.

Марк вернулся в кафе и заплатил немногим больше доллара за кофе для старушки и для водителя такси. Женщина полезла в карман за деньгами. «Не беспокойтесь. Напитки за мой счет», - сказал Марк. Женщина так и стояла с изумлением на лице, потеряв дар речи. Вот, что значит послужить для кого-то вдохновением.

Проснулись ли вы сегодня с намерением изменить мир?

Признание, что вы начали утро, планируя изменить мир, несомненно, звучит грандиозно и порой даже нелепо. Но вы действительно меняете мир каждый день, хотите вы того или нет. Зачастую требуется всего один маленький шаг. Вы меняете мир супруга или детей произносимыми перед уходом из дома фразами. Чуть больше внимания или немного нежности меняют их день. А вам это напоминает о том, что действительно важно, когда вы мчитесь в офис, готовясь к сумасшедшему графику. Вы меняете мир коллеги, клиента, партнера или сотрудника кафетерия своей улыбкой или хмурым выражением лица.

Конечно, это не повлияет на глобальное состояние политики и не принесет лекарства от СПИДа. Но кто скажет, что маленькие изменения не оказывают совокупного глубинного эффекта на жизни других и в конце концов на вашу собственную? Не спрашивайте, изменили ли вы что-то сегодня. Разумеется, ответ «да». Вы могли оказать как незначительное влияние на кого-то, так и очень серьезное. Но гораздо важнее задаться вопросом, какого рода были эти изменения.

Три правила для изменений

Нам стоит обращать внимание на незначительные хорошие поступки и поощрять их.

Важно наполнять вашу работу и отношения ощущением значимости не время от времени, а постоянно. Все ваши поступки: незначительные и серьезные - в совокупности формируют ваш стиль жизни, который становится очевидным для любого, кто проявил к вам малейший интерес.

Способы повлиять на окружающий мир делятся на эффективные и не очень. Вот некоторые проверенные практикой методы, как делать это успешно.

Правило 1. Определите, когда вы что-то измените

Когда вы способны что-то изменить? При любом выпавшем шансе! Помните, никто не заставляет вас делать что-то экстраординарное. Если ваши попытки стать исключительным человеком превращаются в гнетущую обязанность, вы обречены на провал. Вы что-то меняете, потому что вы хотите и можете это сделать.

Правило 2. Определите людей, на которых направлены ваши усилия

Цель заключается в предоставлении исключительного сервиса всем своим клиентам. Применимо ли это к вам? Ответ: зависит от обстоятельств. Отлично выполнять свои обязанности для всех, дома или на работе, вполне реально. Но, без сомнений, существуют те, для кого вы хотели бы сделать что-то экстраординарное. Самые важные люди в нашей жизни заслуживают максимального внимания.

- Клиенты. Подумайте, как сделать ваше отношение к клиентам исключительным?

- Семья. Как отреагировала бы ваша вторая половина на демонстрацию ей своей заботы и привязанности? А ваши дети? Вы в силах превратить обычные семейные отношения и события в необыкновенные моменты и чудесный опыт.

- Руководитель. Вы хотели бы, чтобы ваш руководитель был выдающимся человеком? Тогда начните относиться к нему как к выдающемуся человеку. Делайте для него потрясающие вещи, и со временем вы увидите, как изменились ваши отношения. А если нет, значит, вам пора найти другого руководителя.

- Коллеги. Результативные команды состоят из эффективных членов. Кто-то должен стать первым на этом поприще, так почему не вы? Станьте самым потрясающим коллегой в мире и наблюдайте, как это положительно повлияет на остальных.

- Незнакомцы. Что может быть удивительнее, чем исключительный поступок для незнакомца? Или не исключительный, но небольшой и добрый? Это восстанавливает веру в человечество.

Правило 3. Обдумывайте изменения

Стоит просто задуматься над этим, и вы быстро поймете, как можете изменить любую свою деятельность или событие. Зачастую наша жизнь настолько суматошна и полна стресса, что у нас не хватает времени на размышления, как обогатить ее и добавить ценность в то, что мы делаем для других. Поэтому нам стоит специально выделять для этого время. Подобно тому как спортсмены проводят предматчевые встречи перед соревнованиями, мы тоже должны подготовиться к ежедневной деятельности, предварительно поняв, как превратить стандартное поведение в необычное.

Когда мы знаем, какие изменения способны совершить, наша задача сводится к тому, чтобы действительно сделать это. Такое нельзя делегировать кому-то еще. Действовать необходимо нам самим.

Какие изменения вы совершите сегодня?

Вот я здесь сижу и пишу на 68-м году жизни что-то вроде собственного некролога. Делаю я это не только потому, что меня уговорили; я и сам думаю, что показать своим ищущим собратьям, какими представляются, в исторической перспективе, собственные стремления и искания, – дело хорошее. После некоторого размышления я, однако, почувствовал, как неполна и несовершенна должна оказаться такая попытка. Ведь как бы ни была коротка и ограничена трудовая жизнь, как бы ни преобладали в ней ошибки и блуждания, все же отобрать и изложить то, что этого заслуживает, – задача нелегкая. Когда человеку 67 лет, то он не тот, каким был в 50, 30 и 20 лет. Всякое воспоминание подкрашено тем, что представляет человек сейчас, а нынешняя точка зрения может ввести в заблуждение. Это соображение могло бы отпугнуть. Но, с другой стороны, из собственных переживаний можно почерпнуть многое такое, что недоступно сознанию другого.

Еще будучи довольно скороспелым молодым человеком, я живо осознал ничтожество тех надежд и стремлений, которые гонят сквозь жизнь большинство людей, не давая им отдыха. Скоро я увидел и жестокость этой гонки, которая, впрочем, в то время прикрывалась тщательнее, чем теперь, лицемерием и красивыми словами. Каждый был вынужден участвовать в этой гонке ради своего желудка. Участие это могло удовлетворить желудок, но никак не всего человека как мыслящего и чувствующего существа. Выход отсюда указывался прежде всего религией, которая насаждается всем детям традиционной машиной воспитания. Таким путем я, хотя и был сыном совсем нерелигиозных (еврейских) родителей, пришел к глубокой религиозности, которая, однако, уже в возрасте 12 лет резко оборвалась. Чтение научно-популярных книжек привело меня вскоре к убеждению, что в библейских рассказах многое не может быть верным. Следствием этого было прямо-таки фанатическое свободомыслие, соединенное с выводами, что молодежь умышленно обманывается государством; это был потрясающий вывод. Такие переживания породили недоверие ко всякого рода авторитетам и скептическое отношение к верованиям и убеждениям, жившим в окружавшей меня тогда социальной среде. Этот скептицизм никогда меня уже не оставлял, хотя и потерял свою остроту впоследствии, когда я лучше разобрался в причинной связи явлений.

Для меня ясно, что утраченный таким образом религиозный рай молодости представлял первую попытку освободиться от пут «только личного», от существования, в котором господствовали желания, надежды и примитивные чувства.

Там, вовне, существовал большой мир, существующий независимо от нас, людей, и стоящий перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, по крайней мере отчасти, нашему восприятию и нашему разуму. Изучение этого мира манило как освобождение, и я скоро убедился, что многие из тех, кого я научился ценить и уважать, нашли свою внутреннюю свободу и уверенность, отдавшись целиком этому занятию. Мысленный охват, в рамках доступных нам возможностей, этого внеличного мира представлялся мне, наполовину сознательно, наполовину бессознательно, как высшая цель.

Те, кто так думал, будь то мои современники или люди прошлого, вместе с выработанными ими взглядами, были моими единственными и неизменными друзьями. Дорога к этому раю была не так удобна и завлекательна, как дорога к религиозному раю, но она оказалась надежной, и я никогда не жалел, что по ней пошел.

То, что я сейчас сказал, верно только в известном смысле, подобно тому как рисунок, состоящий из немногих штрихов, только в ограниченном смысле может передать сложный предмет, с его запутанными мелкими подробностями. Если данная личность особенно ценит остро отточенную мысль, то эта сторона ее существа может выделяться ярче других ее сторон и в большей степени определять ее духовный мир. Может тогда случиться, что в ретроспективном взгляде эта личность усмотрит систематическое саморазвитие там, где фактические переживания чередовались в калейдоскопическом беспорядке. В самом деле, многообразие внешних обстоятельств в соединении с тем, что в каждый данный момент думаешь только об одном, вводит в сознательную жизнь каждого человека своего рода атомную структуру. В развитии человека моего склада поворотная точка достигается тогда, когда главный интерес жизни понемногу отрывается от мгновенного и личного и все больше и больше концентрируется в стремлении мысленно охватить природу вещей. С этой точки зрения, приведенные выше схематические заметки содержат верного столько, сколько вообще может быть сказано в таких немногих словах.

Что значит, в сущности, «думать»? Когда при восприятии ощущений, идущих от органов чувств, в воображении всплывают картины-воспоминания, то это еще не значит «думать». Когда эти картины становятся в ряд, каждый член которого пробуждает следующий, то и это еще не есть мышление. Но когда определенная картина встречается во многих таких рядах, то она, в силу своего повторения, начинает служить упорядочивающим элементом для таких рядов, благодаря тому, что она связывает ряды, сами по себе лишенные связи. Такой элемент становится орудием, становится понятием. Мне кажется, что переход от свободных ассоциаций или «мечтаний» к мышлению характеризуется той, более или менее доминирующей, ролью, какую играет при этом «понятие». Само по себе не представляется необходимым, чтобы понятие соединялось с символом, действующим на органы чувств и воспроизводимым (со словом); но если это имеет место, то мысль может быть сообщена другому лицу.

* * *

По какому же праву, спросит теперь читатель, оперирует этот человек так бесцеремонно и кустарно с идеями в такой проблематической области, не делая притом ни малейшей попытки что-либо доказать? Мое оправдание: всякое наше мышление – того же рода; оно представляет собой свободную игру с понятиями. Обоснование этой игры заключается в достижимой при помощи нее возможности обозреть чувственные восприятия. Понятие «истины» к такому образованию еще совсем неприменимо; это понятие может, по моему мнению, быть введено только тогда, когда имеется налицо условное соглашение относительно элементов и правил игры.

Для меня не подлежит сомнению, что наше мышление протекает в основном минуя символы (слова) и к тому же бессознательно. Если бы это было иначе, то почему нам случается иногда «удивляться», притом совершенно спонтанно, тому или иному восприятию? Этот «акт удивления», по-видимому, наступает тогда, когда восприятие вступает в конфликт с достаточно установившимся в нас миром понятий. В тех случаях, когда такой конфликт переживается остро и интенсивно, он в свою очередь оказывает сильное влияние на наш умственный мир. Развитие этого умственного мира представляет собой в известном смысле преодоление чувства удивления – непрерывное бегство от «удивительного», от «чуда».

Чудо такого рода я испытал ребенком 4 или 5 лет, когда мой отец показал мне компас. То, что эта стрелка вела себя так определенно, никак не подходило к тому роду явлений, которые могли найти себе место в моем неосознанном мире понятий (действие через прикосновение). Я помню еще и сейчас – или мне кажется, что я помню, – что этот случай произвел на меня глубокое и длительное впечатление. За вещами должно быть что-то еще, глубоко скрытое. Человек так не реагирует на то, что он видит с малых лет. Ему не кажется удивительным падение тел, ветер и дождь, он не удивляется луне и тому, что она не падает, не удивляется различию между живым и неживым.

В возрасте 12 лет я пережил еще одно чудо совсем другого рода: источником его была книжечка по эвклидовой геометрии на плоскости, которая попалась мне в руки в начале учебного года. Там были утверждения, например, о пересечении трех высот треугольника в одной точке, которые хотя и не были сами по себе очевидны, но могли быть доказаны с уверенностью, исключавшей как будто всякие сомнения. Эта ясность и уверенность произвели на меня неописуемое впечатление. Меня не беспокоило то, что аксиомы должны быть приняты без доказательства. Вообще мне было вполне достаточно, если я мог в своих доказательствах опираться на такие положения, справедливость которых представлялась мне бесспорной. Я помню, например, что теорема Пифагора была мне показана моим дядей еще до того, как в мои руки попала священная книжечка по геометрии. С большим трудом мне удалось «доказать» эту теорему при помощи подобных треугольников; при этом мне казалось, однако, «очевидным», что отношение сторон прямоугольного треугольника должно полностью определяться одним из его острых углов. Вообще мне казалось, что доказывать нужно только то, что не «очевидно» в этом смысле. И предметы, с которыми имеет дело геометрия, не казались мне другой природы, чем «видимые и осязаемые» предметы, т. е. предметы, воспринимаемые органами чувств. Это примитивное понимание основано, конечно, на том, что бессознательно учитывалась связь между геометрическими понятиями и наблюдаемыми предметами (длина – твердый стержень и т. п.). Возможно, что это понимание лежит в основе известной кантовской постановки вопроса относительно возможности «синтетического суждения априори».

Хотя это выглядело так, будто путем чистого размышления можно получить достоверные сведения о наблюдаемых предметах, но такое «чудо» было основано на ошибке. Все же тому, кто испытывает это «чудо» в первый раз, кажется удивительным самый факт, что человек способен достигнуть такой степени надежности и чистоты в отвлеченном мышлении, какую нам впервые показали греки в геометрии.

* * *

Раз я позволил себе прервать начатый с грехом пополам некролог, я уже не буду стесняться выразить здесь в нескольких фразах свое гносеологическое кредо, хотя кое-что из этого было уже попутно сказано ранее. Эти мои убеждения складывались медленно и сложились много позднее; они не соответствуют тем установкам, которые у меня были, когда я был моложе.

Я вижу, с одной стороны, совокупность ощущений, идущих от органов чувств; с другой стороны, – совокупность понятий и предложений, записанных в книгах. Связи понятий и предложений между собою – логического характера; задача логического мышления сводится исключительно к установлению соотношений между понятиями и предложениями по твердым правилам, которыми занимается логика. Понятия и предложения получают смысл, или «содержание», только благодаря их связи с ощущениями. Связь последних с первыми – чисто интуитивная и сама по себе нелогической природы. Научная «истина» отличается от пустого фантазирования только степенью надежности, с которой можно провести эту связь или интуитивное сопоставление, и ничем иным. Система понятий есть творение человека, как и правила синтаксиса, определяющие ее структуру. Хотя системы понятий сами по себе логически совершенно произвольны, но их связывает то, что они, во-первых, должны допускать возможно надежное (интуитивное) и полное сопоставление с совокупностью ощущений; во-вторых, они должны стремиться обойтись наименьшим числом логически независимых элементов (основных понятий и аксиом), т. е. таких понятий, для которых не дается определений, и таких предложений, для которых не дается доказательств.

Предложение верно, если оно выведено внутри некоторой логической системы по принятым правилам. Содержание истины в системе определяется надежностью и полнотой ее соответствия с совокупностью ощущений. Вернее, предложение заимствует свою «истинность» из запаса истины, содержащегося в системе, его заключающей.

Юм ясно понял, что некоторые понятия, например понятие причинности, не могут быть выведены из опытных данных логическим путем. Кант, убежденный в том, что без некоторых понятий обойтись нельзя, считал эти понятия в их принятой форме необходимыми предпосылками всякого мышления и отличал их от понятий эмпирического происхождения. Я же уверен, что это разграничение ошибочно и не охватывает естественным образом задачу. Все понятия, даже и ближайшие к ощущениям и переживаниям, являются с логической точки зрения произвольными положениями, точно так же, как и понятие причинности, о котором в первую очередь шла речь.

* * *

Возвращаюсь теперь к некрологу. В возрасте 12 – 16 лет я ознакомился с элементами математики, включая основы дифференциального и интегрального исчисления. При этом, на мое счастье, мне попались книги, в которых обращалось не слишком много внимания на логическую строгость, зато хорошо была выделена везде главная мысль. Все это занятие было поистине увлекательно; в нем были взлеты, по силе впечатления не уступавшие «чуду» элементарной геометрии, – основная идея аналитической геометрии, бесконечные ряды, понятие дифференциала и интеграла. Мне посчастливилось также получить понятие о главнейших результатах и методах естественных наук по очень хорошему популярному изданию, в котором изложение почти везде ограничивалось качественной стороной вопроса (бернштейновские естественнонаучные книги для народа – труд в 5 – 6 томов); книги эти я читал не переводя дыхания. К тому времени, когда я в возрасте 17 лет поступил в Цюрихский политехникум в качестве студента по физике и математике, я уже был немного знаком и с теоретической физикой.

Там у меня были прекрасные преподаватели (например, Гурвиц, Минковский), так что, собственно говоря, я мог бы получить солидное математическое образование. Я же большую часть времени работал в физической лаборатории, увлеченный непосредственным соприкосновением с опытом. Остальное время я использовал главным образом для того, чтобы дома изучать труды Кирхгофа, Гельмгольца, Герца и т. д. Причиной того, что я до некоторой степени пренебрегал математикой, было не только преобладание естественнонаучных интересов над интересами математическими, но и следующее своеобразное чувство. Я видел, что математика делится на множество специальных областей и каждая из них может занять всю отпущенную нам короткую жизнь. И я увидел себя в положении буриданова осла, который не может решить, какую же ему взять охапку сена. Дело было, очевидно, в том, что моя интуиция в области математики была недостаточно сильна, чтобы уверенно отличить основное и важное от остальной учености, без которой еще можно обойтись.

Кроме того, и интерес к исследованию природы, несомненно, был сильнее; мне как студенту не было еще ясно, что доступ к более глубоким принципиальным проблемам в физике требует тончайших математических методов. Это стало мне выясняться лишь постепенно, после многих лет самостоятельной научной работы. Конечно, и физика была разделена на специальные области, и каждая из них могла поглотить короткую трудовую жизнь, так и не удовлетворив жажды более глубокого познания. Огромное количество недостаточно увязанных эмпирически фактов действовало и здесь подавляюще. Но здесь я скоро научился выискивать то, что может повести в глубину, и отбрасывать все остальное, все то, что перегружает ум и отвлекает от существенного.

Тут была, однако, та загвоздка, что для экзамена нужно было напихивать в себя – хочешь не хочешь – всю эту премудрость. Такое принуждение настолько меня запугивало, что целый год после сдачи окончательного экзамена всякое размышление о научных проблемах было для меня отравлено. При этом я должен сказать, что мы в Швейцарии страдали от того принуждения, удушающего настоящую научную работу, значительно меньше, чем страдают студенты во многих других местах. Было всего два экзамена; в остальном можно было делать более или менее то, что хочешь. Особенно хорошо было тому, у кого, как у меня, был друг, аккуратно посещавший все лекции и добросовестно обрабатывавший их содержание. Это давало свободу в выборе занятия вплоть до нескольких месяцев перед экзаменом, свободу, которой я широко пользовался; связанную же с ней нечистую совесть я принимал как неизбежное, притом значительно меньшее, зло.

В сущности, почти чудо, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность, ибо это нежное растеньице требует наряду с поощрением прежде всего свободы – без нее оно неизбежно погибает. Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут способствовать находить радость в том, чтобы смотреть и искать. Мне кажется, что даже здоровое хищное животное потеряло бы жадность к еде, если бы удалось с помощью бича заставить его непрерывно есть, даже когда оно не голодно, и особенно если принудительно предлагаемая еда не им выбрана.

* * *

Итак, в 1895 г. в шестнадцатилетнем возрасте я приехал из Италии в Цюрих, после того как без школы и без учителя провел год в Милане у родителей. Моей целью было поступление в политехникум, хотя я не совсем ясно представлял себе, как это можно осуществить. Я был своенравным, но скромным молодым человеком, который приобрел свои необходимые знания спорадически, главным образом путем самообразования. Я жаждал глубоких знаний, но обучение не казалось мне легкой задачей: я был мало приспособлен к заучиванию и обладал плохой памятью. С чувством вполне обоснованной неуверенности я явился на вступительный экзамен на инженерное отделение. Экзамен показал мне прискорбную недостаточность моей подготовки, несмотря на то, что экзаменаторы были снисходительны и полны сочувствия. Я понимал, что мой провал был вполне оправдан. Отрадно было лишь то, что физик Г.Ф. Вебер сказал мне, что я могу слушать его коллег, если останусь в Цюрихе. Но ректор, профессор Альбин Герцог, рекомендовал меня в кантональную школу в Аарау, где после годичного обучения я сдал экзамен на аттестат зрелости. Эта школа оставила во мне неизгладимый след благодаря своему либеральному духу и скромной серьезности учителей, которые не опирались на какие-либо показные авторитеты; сравнение с шестилетним обучением в авторитарно управляемой немецкой гимназии убедительно показало мне, насколько воспитание в духе свободы и чувства личной ответственности выше воспитания, которое основано на муштре, внешнем авторитете и честолюбии. Настоящая демократия не является пустой иллюзией…

1896 – 1900 гг. – обучение на отделении преподавателей специальных дисциплин швейцарского политехникума. Вскоре я заметил, что довольствуюсь ролью посредственного студента. Для того чтобы быть хорошим студентом, нужно обладать легкостью восприятия; готовностью сконцентрировать свои силы на всем том, что читается на лекции; любовью к порядку, чтобы записывать и затем добросовестно обрабатывать преподносимое на лекциях. Всех этих качеств мне основательно недоставало, как я с сожалением установил. Так постепенно я научился ладить с не совсем чистой совестью и организовывать свое ученье так, как это соответствовало моему интеллектуальному желудку и моим интересам. Некоторые лекции я слушал с большим интересом. Но обыкновенно я много «прогуливал» и со священным рвением штудировал дома корифеев теоретической физики. Само по себе это было хорошо и служило также тому, что нечистая совесть так действенно успокоилась, что душевное равновесие не нарушалось сколько-нибудь заметно. Это широкое самостоятельное обучение было простым продолжением более ранней привычки; в нем принимала участие сербская студентка Милева Марич, которая позднее стала моей женой. Однако в физической лаборатории профессора Г. Ф. Вебера я работал с рвением и страстью. Захватывали меня также лекции профессора Гейзера по дифференциальной геометрии, которые были настоящими шедеврами педагогического искусства и очень помогли мне позднее в борьбе, развернувшейся вокруг общей теории относительности. Но высшая математика еще мало интересовала меня в студенческие годы. Мне ошибочно казалось, что это настолько разветвленная область, что можно легко растратить всю свою энергию в далекой провинции. К тому же по своей наивности я считал, что для физики достаточно твердо усвоить элементарные математические понятия и иметь их готовыми для применения, а остальное состоит в бесполезных для физики тонкостях, – заблуждение, которое только позднее я с сожалением осознал. У меня, очевидно, не хватало математических способностей, чтобы отличить центральное и фундаментальное от периферийного и не принципиально важного.

В эти студенческие годы развилась настоящая дружба с товарищем по учебе, Марселем Гроссманом. Раз в неделю мы торжественно шли с ним в кафе «Метрополь» на набережной Лиммат и разговаривали не только об учебе, но и, сверх того, обо всех вещах, которые могут интересовать молодых людей с открытыми глазами. Он не был таким бродягой и чудаком, как я, но был связан со швейцарской средой и в пределах возможного не потерял внутренней самостоятельности. Кроме того, он обладал в избытке как раз теми данными, которых мне не хватало: быстрым восприятием и порядком во всех отношениях. Он не только посещал все лекции, которые мы считали важными, но и обрабатывал их так замечательно, что если бы его тетради перепечатать, то их вполне можно было бы издать. Для подготовки к экзаменам он одалживал мне эти тетради, которые служили для меня спасательным кругом; о том, как мне жилось бы без них, лучше не гадать.

* * *

Несмотря на эту неоценимую помощь и вопреки тому, что все читавшиеся нам предметы сами по себе были интересными, я должен был перебороть себя, чтобы основательно изучить все эти вещи. Для людей моего типа, склонных к долгому раздумью, университетское образование не является безусловно благодатным. Если человека заставить съесть много хороших вещей, он может надолго испортить себе аппетит и желудок. Огонек священного любопытства может надолго угаснуть. К счастью, у меня эта интеллектуальная депрессия после благополучного окончания учебы длилась только год.

Меня всегда мучили вопросы: для чего мы приходим в этот мир? можем ли мы быть свободными? можем ли мы делать мир лучше? почему в мире столько зла и насилия? и что могу я? Вы тоже часто думаете об этом?..

Каждый день мы слышим по телевизору, радио, читаем в интернете всякие неприятные новости о том, что с миром что-то не то.. Война в Сирии, Украине, Секторе Газа, террор, наводнения, убийства, насилие, склоки и скандалы — все это валится в наш и без того переполненный мозг, заставляя верить, что все становится лишь хуже.

Как изменить мир

Мы смотрим вокруг, на окружающих и близких, и укореняемся в этой мысли еще больше: люди с пивными баночками и тусклыми лицами, пустое прожигание жизни у телевизора, вечная нехватка денег и вечная пахота за них, женщины с несчастными глазами и мужчины с озлобленными лицами. Мелкие цели, серые мечты и хождение по миллионы раз проигранным сценариям, из которых так редко выходят живыми и счастливыми. Просто ад, а не планетка! Мир идет под откос, спасайся кто может.

И я так думал, пока не встретил удивительного человека, чья миссия — делиться с людьми знанием о том, что мы свободны жить так, как хотим.

Человека этого зовут — путешественник, интернет-предприниматель, блоггер, создатель и автор программы «Секреты новых богатых» , где в формате видеоинтервью рассказывает о жизни людей, которые мыслят и действуют не так, как подавляющее большинство.

Для меня каждое интервью Артема Мельника с новым героем — не просто глоток свежего воздуха. Это заставляет дух трепетать внутри от радости, переворачивает мышление и открывает действительно безграничные перспективы, снимая запреты на то, что мы можем или нет. Просто хочется жить и творить. И всегда в каждом интервью — конкретные рекомендации от героя, как изменить свой образ мыслей и действий .

Этот пост — моя благодарность Артему и его жене Юлии — они сдвинули мою жизнь и сознания с мертвой точки, показав совсем новую для меня перспективу. После его просмотра у меня появилось новое увлечение — (в моем активе уже несколько)

Такие люди умеют преломлять обстоятельства, изменять свой личный мир и таким образом оказывают сильное влияние на многих, а значит, меняют мир к лучшему.

Анфиса Бреус взяла интервью у самого Артема Мельника, где он рассказывает о себе и с чего начинался его путь. А если вдумчиво и внимательно слушать, то можно даже услышать очень ценную информацию, о том, сколько и главное — Как — зарабатывать на партнерских программах.

И все-таки.. На планете действительно не спокойно. Но, если Вы хорошо знаете историю, то заметили: так было всегда, во все эпохи и времена. И каждый раз перед нами, людьми, стоял вопрос и выбор: как мы выберем жить? Станет ли от нашего присутствия в мире хоть капельку лучше?

Человек, который счастлив, занимается любимым делом, чья жизнь наполнена смыслом и открытиями, не станет воевать, убивать, разрушать, пить, одурманиваться наркотиками. Если Вы прожили больше 20 лет на этой планете), то уже поняли это.

Все хотят изменить мир, но никто не хочет измениться сам.

Лев Толстой

Задумывались ли вы о том, как изменить мир к лучшему, сделать его ярче и красочнее, а людей в нем справедливыми, добрыми и радостными. Безусловно, можно что-то изобрести и предложить людям, чтобы упростить жизнь в быту. Но если речь идет не о материальной, а о моральной стороне вопроса.

Всем известно, если хочешь изменить мир – начни с себя. И в этом есть истина и правда жизни, как только меняется человек, сразу же меняется и жизнь вокруг него и окружающие люди. Соответственно, если вы хотите изменить мир к лучшему, сами и приносить в этот мир только радость и положительные эмоции.

Итак, с чего же начать?

  • Привычки. Проанализируйте свою жизнь и свои привычки. Составьте список плохих привычек и выделите те, которые негативно отражаются на вашем здоровье и на вашей жизни в целом, с ними и нужно бороться в первую очередь. Также составьте список привычек, которые вы хотели бы привить и выделите те, которые необходимы в первую очередь, например, мыть руки после улицы, мыть посуду после приема пищи, ранний подъем, утренняя зарядка и прочее.
  • Организованность. Если вы хотите стать успешным человеком и много успевать вам нужно стать организованным и научиться рационально управлять собственным временем. Для этого вы можете сделать одно очень простое упражнение. На протяжении недели записывайте абсолютно все, чем вы занимаетесь, кроме дел которые занимают меньше пяти минут. Это своего рода хронометраж. После того как вы проделаете данное упражнение вы сможете наглядно наблюдать на что тратите больше всего своего времени, а также выделить бесполезные дела. Также для того чтобы рационально использовать свое время составляйте список на каждый день.
  • Добрые дела. Для того чтобы изменить мир не достаточно только работать над собой и думать о великих делах, нужно делать добрые дела. Начните с малого – помогайте окружающим людям и животным, а также не отказывайте в помощи людям, которые в ней действительно нуждаются.
  • Будьте доброжелательны . Относитесь к людям уважительно, не обижайте и тем более не унижайте, будьте открыты и приветливы. Люди становятся добрее, когда к ним хорошо относятся, быть может, вы своей добротой сделаете мягче многих людей, и тогда мир действительно станет радостнее и гармоничнее.
  • Общественная жизнь. Как много людей проживает жизнь по обычному сценарию: работа, быт, дом, редкие встречи с друзьями и родственниками. Часто люди об окружающем мире узнают только из выпуска новостей, все заняты только своей жизнью и в напряженном современном мире не остается ни сил, ни времени на общественную жизнь. Ведь для того чтобы понять как изменить мир недостаточно только работать и решать только свои проблемы, нужно заниматься общественной деятельностью и интересоваться этим самым миром. Участвуйте в различных акциях, займитесь волонтерством, пишите письма в газеты и журналы, высказывайтесь на форумах. Говорите всем о своем желании, и найдутся единомышленники, с которыми вам будет намного проще сделать мир лучше.
Избавьтесь от , эмоций и убеждений, будьте смелее и не бойтесь просить о помощи и помогать другим. Научитесь благодарить Бога за все, что у вас есть сегодня, встречайте каждый новый день с улыбкой, не проходите мимо людей с каменным лицом, а дарите улыбки и позитив, наполняйте окружающий серый мир яркими красками и позитивными эмоциями. Люди перестали общаться со своими соседями, знакомиться и общаться с незнакомыми людьми, как это было раньше, во времена Советского Союза, когда еще не было ни телефонов, ни интернета, ни социальных сетей.

“Чтобы изменить мир... необходимо осознать, что если этого не сделаете вы, то этого не сделает никто. Ваши действия значат больше, чем вы можете себе представить”.

“Чтобы изменить мир, просто начните действовать. Это значит взять на себя ответственность за происходящее вокруг, даже когда этого никто от вас не требует и даже если вам кажется, что никто этого не заметит”.

“Вам не построить карьеры, если вы прослывете человеком, который всегда находит оправдание собственному бездействию”.

Джон Иццо в книге "Как изменить мир к лучшему: Воспитание личной ответственности за все, что происходит вокруг"

Каждый человек способен улучшить свою жизнь и жизнь окружающих его людей. Для этого следует определить свои “пять рядов ответственности”. Представьте, что вы летите в самолете и ваша улыбка вызывает ответные улыбки у пассажиров, сидящих на пяти рядах впереди и позади вас. Человек в силах оказывать влияние на все, что происходит в его личной жизни, в семье, на работе и в окружающем его мире.

Проявите мужество и возьмите на себя личную ответственность за то, что происходит вокруг. Если каждый поступит так же, то многие проблемы, беспокоящие людей, попросту исчезнут. Каждая из этих проблем находится в области чьей-нибудь личной ответственности, и этот человек наверняка захочет что-нибудь предпринять, чтобы ее решить.

Начиная действовать, человек запускает цепную реакцию: его активная жизненная позиция побуждает к действиям других, их действия, в свою очередь, вдохновляют третьих, и мир постепенно меняется. Когда что-то не получается, то, прежде чем искать виновных, проанализируйте свое поведение и мыслительные установки. Когда все идет хорошо, обратите внимание на то, много ли людей вокруг вас разделяют вашу радость.

“Это не моя вина, это не мое дело”

Социальные психологи делят людей на две категории в зависимости от того, насколько, по мнению самих этих людей, они влияют на окружающий мир. “Инициаторы” черпают энергию внутри себя, не боятся действовать, берут на себя ответственность за свою жизнь и верят, что все их удачи и неудачи – результат сознательного выбора. “Жертвы” – люди зависимые от внешнего окружения – напротив, перекладывают ответственность на других и верят, что их жизнью управляет судьба, случай или “сильные мира сего”.

Большинство людей находится где-то посередине между этими двумя крайностями. Ваша личная позиция в этом спектре определяет ваше восприятие мира, а ваш склад ума (гибкий или жесткий) определяет то, каким вы видите себя. В первую очередь всегда думайте о том, что вы в состоянии изменить, а не о том, что вам не по силам. Старайтесь больше работать над собой, а не пытаться повлиять на других. Начните действовать: занимайтесь саморазвитием, делитесь с другими своим опытом, знаниями и открытиями.

Меняйте свою жизнь, развивайте гибкость ума и никогда не забывайте, что только вы и никто другой ответственны за все, что с вами происходит.

Один в поле не воин?

Респонденты исследования, проведенного в США и Канаде, сформулировали четыре главные причины, по которым они не решаются изменить свою жизнь. Самым частым (46%) был ответ “Я ничего не смогу в одиночку”. Еще 20% ответили, что “меняться нужно кому-то другому”, 18% сослались на “отсутствие времени и груз повседневных забот”, и 16% ответили, что им будет стыдно потерпеть неудачу. Если вы не решаетесь действовать, потому что считаете, что ваши усилия ни к чему не приведут, то знайте, что действия людей с общими интересами вызывают синергический эффект, потенциал которого многократно превышает возможности индивида. В неудачах нет ничего постыдного: многие люди, принесшие огромную пользу обществу, не раз терпели фиаско. А позиция “пусть это сделает кто-то другой” в итоге лишает вас самоуважения.

Восемь способов изменить мир к лучшему

После того как вы осознаете, зачем нужно менять мир и почему это должны делать именно вы, изучите стратегии, которые помогут направить усилия в нужное русло.

1. Мир меняют наивные люди

Если вы хотите изменить к лучшему свою жизнь – личную, профессиональную и общественную, – станьте достаточно наивным человеком, чтобы поверить, что такие перемены вообще возможны. Наивная вера толкает к действию. Так, исполнительный директор Clorox Дон Кнаусс исповедует “философию всепобеждающего оптимизма”: он верит, что стоит лишь попытаться, и вас обязательно ждет успех. Начните действовать прямо сейчас, сосредоточившись на проблемах, решить которые вам по силам. Попробуйте поколебать убежденность окружающих в том, что “ничего никогда не переменится”.

2. Ответственность на все сто процентов: никаких оправданий

В 1998 году журнал Fortune назвал малоизвестную финансовую компанию Synovus лучшим работодателем США. В этой компании принято правило “100/0”, где 100 означает стопроцентную ответственность каждого за все, что связано с бизнесом компании, а 0 – абсолютное неприятие любых оправданий, если что-то идет не так. Печальный факт: большинство людей переставляют эти цифры местами и живут по принципу “0/100”, считая, что лично они ни за что не отвечают, и не пытаются изменить статус-кво. Разумеется, возможности человека не безграничны, но те, кто обладает решимостью и верой в себя, добивается успеха несмотря ни на что. Подумайте, как изменится к лучшему ваша жизнь, если вы перестанете искать оправдание своей бездеятельности. Займите активную позицию: взгляните на себя в зеркало и спросите, что вы можете изменить здесь и сейчас. Не бойтесь принять вызов, какие бы силы вам ни противостояли. Упорно преодолевайте неизбежные препятствия и не сдавайтесь после первой неудачи.

3. Не сидите сложа руки

Если вы действительно хотите изменить свою жизнь, начинайте действовать прямо сейчас. Неважно, что у вас нет плана. Важно, чтобы вы не бездействовали. Просто начните – и все остальное встанет на свои места само. Если в том районе города, где вы живете, назрела проблема, организуйте собрание местных жителей. Если что-то не ладится на работе, обсудите ситуацию за чашкой кофе с коллегами-единомышленниками. Если возник семейный конфликт, покажите, что вы готовы к серьезному разговору. Вполне возможно, что вам не удастся придумать хороший план действий, но вы точно ни на шаг не приблизитесь к решению проблемы, если не начнете действовать.

В одной фирме трое сотрудников договорились не тревожить друг друга на выходных сообщениями, касающимися работы. В коллективе возник “эффект домино”, и через год это правило стало официальной политикой компании. Если вы чувствуете, что вам нужно заняться спортом, но пойти в спортзал не получается, возьмите за правило начинать день с нескольких прыжков на месте и приседаний. Это, конечно, не улучшит вашу спортивную форму, зато поможет сформировать здоровую привычку. Начните менять свою жизнь, делая сначала один маленький шажок к цели, затем еще один. Найдите людей, вместе с которыми сможете решать волнующие вас проблемы. Не стесняясь говорите о том, насколько лучше станет жизнь, если приложить к этому немного усилий.

4. Начинайте там, где находитесь

По словам эксперта по преобразованию корпоративной культуры Питера Блока, перемены “должны начинаться прямо с той комнаты, в которой вы находитесь”. Иными словами, если вы хотите помогать развивающимся странам, вам не обязательно путешествовать через полмира. Действуйте там, где находитесь. Ребенок в силах организовать продажу лимонада для сбора пожертвований в пользу нуждающихся, взрослый может помочь с упаковкой гуманитарной помощи, фармацевтическая компания – пожертвовать лекарства, а авиакомпания – бесплатно доставить груз в зону бедствия. Возможности есть везде, и ваш поступок не станет менее благородным, если вы совершите его, оставаясь на месте. Просто постарайтесь сделать все, что в ваших силах.

Брать на себя личную ответственность за происходящее людей побуждают два основных фактора. Первый – это протест против несправедливости и желание исправить ситуацию. Второй – это осознание (внезапное или постепенное) того, что вы в силах изменить что-то к лучшему. Начните действовать, определив, в чем вы можете улучшить свою жизнь: для этого просто взгляните на вещи под новым углом зрения. Подумайте, какую пользу вы можете принести окружающим, какими уникальными способностями (ораторскими, педагогическими, организаторскими или любыми другими) обладаете.

5. Лидер – это не должность

Лидер – это внутреннее состояние, а не должность или красивое слово на визитке. Взять на себя роль лидера означает посвятить себя служению другим людям. Научитесь не терять самообладания во время жаркой дискуссии, и вы увидите, что другие вскоре начнут прислушиваться к вашему мнению. Будьте лидером даже в том, что выходит за рамки ваших прямых обязанностей. Например, Frappuccino стал брендом стоимостью несколько миллиардов долларов благодаря настойчивости персонала одной из кофеен Starbucks в Санта-Монике (Калифорния). Эта горстка людей проявила инициативу в области, которая формально не была сферой их ответственности, и несмотря ни на что довела дело до конца.

Еще один пример подобного лидерства – история сотрудника коллекторского агентства, работающего на Canadian Tire (крупную розничную сеть по продаже хозяйственных и бытовых товаров). Этот человек помог женщине с задолженностью по кредитной карте открыть свой бизнес, чтобы выплатить долги. Лидерами проявили себя и два старшеклассника одной из канадских школ, организовавшие “День розовых рубашек”, чтобы поддержать подростка, над которым издевались другие ученики из-за того, что тот пришел в школу в розовой рубашке. Начните действовать, заявив во всеуслышание (а еще лучше – изложив на бумаге), как вы собираетесь менять мир к лучшему. Не бойтесь выходить за рамки своих полномочий и делайте больше, чем от вас ожидают.

6. Не бойтесь высказываться откровенно

Чтобы изменить мир, наберитесь смелости пойти туда, куда вас не приглашали. Вы не должны бояться разоблачить недобросовестные действия своей компании, подать совет другу или коллеге, даже если он его не просит, или озвучить непопулярное мнение. Помните о разнице между аргументированным спором и перебранкой. Спор – это дискуссия, в которой стороны ищут истину, анализируя и опровергая аргументы друг друга, но воздерживаются от перехода на личности. Спор превращается в перебранку, когда кто-то из участников пытается обвинить других и снять с себя ответственность.

Вы добьетесь колоссальных позитивных изменений, если будете открыто высказывать свое мнение в тех случаях, когда это помогает восстановить справедливость, разоблачить нечестные действия или открыть другим глаза на что-то важное. Ваша откровенность может превратиться в мощный стимул перемен. Подвергайте конструктивной дружеской критике окружающих. Не бойтесь затрагивать больные темы. Кого бы вы ни критиковали – друзей, родственников или коллег, – делайте это крайне уважительно.

7. “Кто я такой, чтобы менять мир?”

Вам не нужен план, чтобы начать действовать, а сделав первый шаг, вы уже не сможете оставаться в стороне. Так произошло с двумя канадскими бездомными – Кеном Лиотьером и Уильямсом Тремблэ, которые зарабатывали на пропитание сбором бутылок.

В 1991 году они провели однодневную акцию, чтобы привлечь внимание к проблеме бездомных. Их усилия заставили правительство Канады и представителей бизнеса изменить подходы к переработке вторичного сырья. Сегодня компания Лиотьера и Тремблэ по переработке отходов трудоустроила многих бездомных и приносит солидную прибыль.

Дэвин Хиббард основала благотворительную организацию BeadforLife вместе с двумя случайными знакомыми. Цель этого проекта – дать источник средств к существованию, а с ними и надежду на будущее, тысячам нуждающихся женщин Уганды. По словам Хиббард, “для перемен необходимо терпение. Нам всем хочется, чтобы наш поступок мгновенно возымел эффект, но изменения происходят не сразу”. Начните действовать, даже если вы считаете, что у вас нет нужных навыков, талантов или знаний.

8. Формирование культуры активного действия

Лидеры большинства организаций хотели бы, чтобы подчиненные проявляли инициативу и не боялись брать на себя ответственность. Формирование культуры ответственности начинается с руководства: лидеры должны лично демонстрировать качества, которых они требуют от членов команды. Помните о следующих базовых принципах.

Люди не боятся действовать, когда имеют право голоса. Привлеките к процессу принятия решений всех, кого эти решения касаются. Сотрудники будут лично заинтересованы в результатах, ощутив свою причастность к принятию решения.
Возложите на людей ответственность, и они начнут действовать ответственно. Расширьте полномочия работников всех уровней, и в итоге вы получите преданных людей, которые лично заинтересованы в успехе компании и ее клиентов.
Хвалите за старание, а не только за результат. Усилия, прилагаемые подчиненными, часто остаются без внимания со стороны руководства. Люди намного быстрее захотят что-то изменить, если будут знать, что их старания вознаградят даже в случае неудачи. Они не должны бояться попасть в неловкое положение, получить взыскание или потерять работу. Не упускайте случая, чтобы похвалить их за усердие.

Вы подавите в людях всякое желание проявлять инициативу, если будете с ходу отвергать любые их предложения. Поощряйте инновации, отдавая должное свежим идеям.

Запомните: "И один в поле воин!" Каждый способен изменить мир к лучшему!

Ваши действия всегда имеют смысл, даже если вам приходится действовать в одиночку. Когда множество людей станут совершать усилия в одном и том же направлении, итоговый эффект многократно возрастет. Признайте свою личную ответственность за все, что происходит вокруг, и начните менять мир к лучшему.