Управление финансовыми потоками и планирование трат – это основные направления деятельности финансиста. Для получения этой профессии, необходимо наличие мышления стратега, обостренность внимания, выносливость, усердие и математический склад ума. Уметь распоряжаться денежными средствами, быть в курсе всех финансовых новостей и по возможности страховаться от инфляции – это также немаловажные навыки для профессионалов подобного уровня.
Минимальный проходной балл – от 235. «Финансы и кредит» код специальности – «ОКСО 080105». Форма обучения предусматривается, как стационарная, так и заочная. Сроки обучения – 5 лет. После выпуска у студента будет квалификация экономист специальности «Финансы и кредит».
Работа экономиста предполагает расчеты по финансовым, трудовым затратам при проведении определенных работ или при оказании услуг. Специалист также осуществляет экономический анализ деятельности предприятий, разрабатывает при необходимости стратегию и режим экономии. Он организовывает сбор и обработку информации для выполнения необходимых плановых работ. Руководство техниками и инженерами в совместном проведении исследований также входит в обязанности экономиста.
Будущие банковские работники и экономисты проходят практику в различных муниципальных или частных компаниях, учреждениях и банках. Студенты изучают структуру организации изнутри, знакомятся с необходимой отчетной документацией, приобретают профессиональные навыки. Под чутким руководством куратора, они имеют возможность исполнять различные поставленные задачи.
Если студент проявляет старание и ответственность, он приобретает ценные знания о функционировании организации, о темпе ее работы и о способах повышения эффективности труда. Выбирать место прохождения практики студент может самостоятельно, либо может воспользоваться списком, предоставленным вузом.
Профессия, связанная с решением экономических вопросов, довольно востребована на рынке трудовых услуг настоящего времени.
Вариантов занятости экономистов великое множество. Возможно, студент захочет пойти в магистратуру либо получить второе высшее образование. Ведь профессиональные экономисты – это ценная находка для любого бизнеса или структуры. Представители этой сферы деятельности обычно имеют доход средний или выше среднего по стране.
Возможно Вас заинтересуют.
Еще 20 лет назад в России обязанности финансового директора исполнял штат бухгалтеров. Сегодня же в условиях рыночной экономики страна нуждается в эффективных менеджерах, которые могут управлять финансовыми потоками и заниматься развитием бизнеса. В статье рассмотрим понятие, обязанности и алгоритм действий, как стать финансовым директором.
Финансовый директор - это руководитель финансового подразделения предприятия. В некоторых организациях используется еще одно определение этой должности - финансовый советник генерального директора.
Специфика работы данного сотрудника схожа с обязанностями главного бухгалтера:
Должностные обязательства финансового директора могут меняться в зависимости от специфики организации. На некоторых предприятиях он исполняет только функции главного бухгалтера.
Крайне редко организации рассматривают претендентов на должность финансового директора со стороны. Обычно предприятию выгоднее и безопаснее взять на должность сотрудника, который уже зарекомендовал себя внутри компании. Опыт работы, конечно, важный показатель, однако далеко не последний. Рассмотрим перечень основных требований, которые необходимо учитывать при подаче заявки на вакансию финансового директора.
Что нужно, чтобы стать финансовым директором:
В большинстве организаций требования к специалистам данного уровня идентичны, но существуют и специфические запросы. Об этом необходимо узнавать заранее.
Здесь, скорее, речь идет не о крупной компании, а о молодой организации, только начинающей свой путь. В таких случаях вероятность занять место финансового директора при этом, не обладая нужным опытом и навыками, возрастает в несколько раз.
В малом и среднем бизнесе должность главного бухгалтера может именоваться как финансовый директор. При этом нужных навыков, скорее всего, получить не удастся, поэтому карьера вне организации с таким «опытом» едва ли получится. Поэтому прежде необходимо ознакомиться с тем, как становятся финансовыми директорами и чем данная должность отличается от должности главбуха.
Работа финансового директора тесно связана с обязанностями главного бухгалтера, однако есть и принципиальные различия.
Главное отличие состоит в том, что в компетенции финансового директора есть возможность направлять капитал компании на те или иные цели в рамках развития предприятия, а у главного бухгалтера таких обязательств нет.
Также стоит отметить, что работа финансового директора сопряжена напрямую с работой с партнерами по бизнесу. Главный бухгалтер же взаимодействует только с государственными структурами.
В обязанности директора по финансам входит анализ рынка и эффективное распределение капитала организации в соответствии с запросами фирмы. Обязанность главного бухгалтера - контроль над законностью всех финансовых операций предприятия.
Из перечисленного следует, что эти две должности находятся на одном уровне, однако должность финансового директора все же считается следующей ступенью после работы главбухом. Поэтому стоит ознакомиться с алгоритмом действий, как стать финансовым директором после главного бухгалтера.
Как показывает практика, одного опыта в бухгалтерии и экономического диплома оказывается далеко не достаточно. Поэтому рассмотрим способы, как главбуху стать финансовым директором:
Помимо общих требований к должности финансового директора специалист должен обладать рядом профессиональных качеств, которые необходимы в работе.
Финансовый директор - это правая рука генерального директора. Зачастую о надежности организации (как партнера) судят именно по работе финансового директора, поэтому первые качества, которыми он должен обладать, - это пунктуальность и ответственность.
Аналитический склад ума - способность быстро оценить риски и выгоду той или иной операции.
Стрессоустойчивость - неотъемлемое качество человека, который хочет заступить в должность финансового директора. Высокий пост - это всегда большая ответственность, поэтому ТОП-менеджеры чаще всего страдают от нервозных состояний, таких как депрессия и апатия, что достаточно негативно влияет на рабочий процесс.
Если специалист обладает всеми качествами, которые необходимы для этой должности, то, наверняка, проблем в работе у него не возникнет.
Получить должность финансового директора не так просто, но еще сложнее заслужить хорошую репутацию в этой сфере. Эффективные менеджеры очень востребованы на рынке труда, однако организации выдвигают серьезные требования к этой специальности. Еще бы, финансовый директор должен управлять всеми денежными потоками предприятия и при этом сделать работу прибыльной. Поэтому вопрос эффективности работы волнует многих.
Перед тем как стать успешным финансовым директором, специалист, как минимум, должен получить экономическое образование для самого понимания финансовых процессов. При этом директор финансов обязан ежедневно получать новые знания и навыки, так как рынок спроса и предложений достаточно гибкий. Поэтому специалист должен уметь реагировать на все изменения в сфере услуг, которые касаются его предприятия.
Достаточно часто ТОП-менеджеры проходят курсы ораторского искусства и навыка продаж. В обязанности финансового директора входят переговоры с субъектами бизнеса. Чтобы убедить партнеров в необходимости той или иной операции, требуется навык управления разговором.
Вопрос, как стать финансовым директором, волнует многих. Существует множество пособий и книг, фильмов и тренингов, которые предлагают различные способы для достижения цели - занять должность директора финансов. Все это можно использовать как дополнительный инструмент в преодолении преград на пути к заветной должности. Но все же будущий директор должен понимать, что без профессиональных знаний и опыта в этой профессии делать нечего.
Эффективное управление ресурсами – приоритетная задача любого предприятия. В зависимости от стратегии развития и учетной политики компании разрабатываются принципы управления денежными потоками и формирования взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности.
Функции учета, контроля, распределения ресурсов возложены на руководителя экономического департамента. Он отвечает за корректную реализацию экономической политики компании и обязан создать условия для эффективной работы предприятия. Основные функции и задачи финансового менеджера на предприятии:
Финансовый менеджер имеет обязанности и организационного характера. Он участвует в бюджетном процессе и обеспечивает деятельность казначейства. А также контролирует и анализирует хозяйственную деятельность и денежные потоки, исследует возможность применения различных инструментов в рамках политики предприятия и утвержденных принципов управления.
Рисунок 1. Оптимизация денежных потоков на примере программного продукта «WA: Финансист».
Финансовый менеджер использует широкий спектр инструментов. Процесс учета и контроля трудоемкий и ответственный, специалист не имеет права на ошибки, так как управляет активами компании. С целью повышения качества и максимальной систематизации процессов, предприятия внедряют универсальные программные продукты с широким функционалом. Такой подход позволяет оптимизировать трудо- и временные затраты, повысить эффективность.
Система «WA: Финансист» является гибким инструментом для решения наиболее сложных задач менеджмента, она может быть применима на любом предприятии в Москве или в других регионах России. Она позволяет увеличить число аналитических задач благодаря расширению функционала, поэтому экономический руководитель прямые обязанности может выполнять более эффективно. Система удобна и проста в использовании, легко настраивается, подбор опций осуществляется в зависимости от целей специалиста.
В основные функции и обязанности финансового менеджера входит эффективная организация работы казначейства и постановка управленческого учета. «WA: Финансист» позволяет реализовать их максимально качественно и эффективно. Рациональное управление денежными средствами – это приоритетная задача компании, поэтому организация учета начинается с построения системы казначейства (учета движения денежных средств). Система включает набор инструментов, позволяющий максимально корректно решить задачи:
Рисунок 2. Формирование бюджета движения денежных средств на примере программного продукта «WA: Финансист».
Этот функционал позволяет:
«WA: Финансист» может решать целый ряд масштабных задач. Поэтому внедрение более сложных моделей при смене лицензии позволяет расширить спектр управленческих действий. Например, «WA: Финансист: Бюджетирование» позволяет эффективно формировать:
Рисунок 3. Консолидированная управленческая отчетность по группе компаний в системе «WA: Финансист».
Также может быть применено решение «WA: Финансист: Управленческий учет/МСФО», если существует необходимость реализации системы управленческого учета. Система управления договорами может быть эффективно организована при варианте поставки «WA: Финансист: Контракт-менеджмент».
Все продукты, разработанные WiseAdvice, взаимодополняют друг друга. Переход на другой вариант поставки позволяет использовать функциональные возможности предыдущей модели. Новые версии расширяют текущие функциональные решения и позволяют специалисту использовать привычные инструменты, которые были доступны в вариантах системы, применяемых ранее.
В зависимости от масштаба и специфики деятельности предприятия, принципов учетной политики и управления ресурсами, спектр функций финансового менеджера может существенно отличаться. Специалист может решать отдельные задачи управления денежными потоками или же осуществлять полный контроль экономического состояния компании. Должностная инструкция должна отражать круг всех обязанностей, возложенных на специалиста. Кроме того, она должна включать список полномочий, что позволит сотруднику определить его права и в будущем эффективно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с положениями инструкции.
Должностные инструкции разрабатываются компаниями в соответствии с особенностями их деятельности, однако они имеют в своей структуре основные сходные положения:
Все положения должностной инструкции финансового менеджера должны быть прописаны четко и полно. Такой подход не позволит сотруднику компании неэффективно выполнять функции финансового менеджера и даст ему понимание всей зоны ответственности, возложенной на него. Кроме того, руководствуясь положениями инструкции, специалист будет более системно строить трудовой процесс и использовать свои права в продуктивном направлении.
Качественно составленные должностные инструкции позволяют специалисту по подбору персонала более эффективно заполнить вакансии, оценивая резюме в соответствии с положениями этих документов. Такой подход оптимизирует процесс подбора профессиональных кадров, вне зависимости от того, заполняется ли вакансия специалиста по продажам или же финансового менеджера.
— документ, который определяет права, обязанности и статус этого специалиста внутри компании. Также инструкция определяет подчиненность и требования, предъявляемые к этому работнику. Разберемся, что именно собой представляет такой документ и как он составляется.
Современная экономика развивается настолько бурно, что постоянно появляются новые профессии и должности, о которых раньше никто даже не слышал. Именно к таким относится и профессия финансового менеджера. Чем же занимается этот специалист?
На практике под словом «менеджер» понимается человек, занимающийся одним из направлений менеджмента (управления какой-то сферой деятельности), повышением в ней прибыли и уменьшением расходов. Таким образом, финансовый менеджер — это человек, который занимается управлением денежными потоками, двигающимися внутри фирмы, а также между ней и контрагентами по договорам.
Причем должность финансового менеджера вводится только на крупных предприятиях. В небольших фирмах задачи по осуществлению финансового менеджмента решаются совместно руководителем компании и главбухом, на которого возлагаются контрольные функции. В крупных же компаниях финансовым менеджментом нередко занимается специальный отдел, департамент или другое подразделение во внутренней структуре. Если создание такого подразделения нецелесообразно, менеджер может выступать как работник, напрямую подчиняющийся генеральному директору (в этом случае финансовый менеджер часто именуется финансовым директором).
При всем этом единых требований к названию такой должности законом не установлено, общей практики для всех компаний, работающих в финансовой сфере, также пока не выработано. Однако определение места финансового менеджера в структуре компании чрезвычайно важно, поэтому крайне желательно отобразить эту информацию в должностной инструкции — документе, определяющем права, обязанности и ответственность работника.
Должностная инструкция финансового менеджера не относится к документам, наличие которых всегда требуется по закону. Однако такой документ крайне полезен, потому в большинстве случаев составляется на тех предприятиях, где вводится должность финансового менеджера. Польза от наличия такой инструкции проявляется в следующем:
Кроме того, должностная инструкция определяет:
Обязательных требований к тому, как должна выглядеть и из каких частей состоять должностная инструкция финменеджера, закон не устанавливает. Однако есть нормативные акты, на которые следует ориентироваться при разработке такого рода документов. К ним относятся, в частности:
Обычно должностная инструкция финменеджера строится по следующей схеме:
Раздел обязанностей — это главная часть любой должностной инструкции. Не является исключением и инструкция для финансового менеджера. Точный перечень обязанностей будет зависеть от того, в какой сфере работает компания, т. к. деятельность, например, финменеджера банка и финменеджера производственной компании различается довольно сильно. Однако есть и общие моменты:
При необходимости этот перечень может быть расширен.
Не менее важен и раздел должностной инструкции, посвященный описанию требований, которые предъявляются к кандидату на должность. Применительно к финансовому менеджеру можно при разработке этого раздела опираться на положения КСД, т. к. там указаны требования, которые одинаково подходят и к финансовому директору, и к финансовому менеджеру.
В частности, финменеджер должен знать:
КСД в качестве требования по квалификации указывает также на необходимость высшего экономического образования и опыта работы в финансовой или бухгалтерской области не менее 5 лет. Однако нормы КСД являются лишь рекомендательными, поэтому работодатель вправе устанавливать требования и самостоятельно.
Порядок разработки и применения инструкции для финансового менеджера следующий:
При необходимости копия готовой инструкции выдается на руки сотруднику.