Как оставаться мотивированным на долгое время. Пути решения на практике

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь (Лев Толстой).

Мотивация (motivatio) – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в труде А. Шопенгауэра.

Понятия мотивация

Несмотря на то, что изучение мотивации является одним из актуальных вопросов исследования психологов, социологов, педагогов, на сегодняшний день не установлено единого определения этого явления. Существует много довольно противоречивых гипотез, пытающихся на научной основе дать объяснения феномену мотивации, ответить на вопросы:

  • почему и из-за чего человек действует;
  • на удовлетворение каких потребностей нацелена активность личности;
  • почему и как особа выбирает определенную стратегию действий;
  • какие результаты индивид рассчитывает получить, их субъективная значимость для человека;
  • почему некоторым персонам, обладающим более сильной мотивацией в сравнении с другими, удается добиться успеха в тех сферах, в которых наделенные аналогичными способностями и имеющие те же возможности терпят крах.

Одна группа психологов отстаивает теорию о преобладающей роли внутренней мотивации – врожденных, приобретенных механизмов, управляющих поведением человека. Другие ученые полагают, что ведущей причиной мотивации являются значимые внешние факторы, воздействующие на личность из окружающей среды. Внимание третьей группы направлено на изучение основополагающих мотивов и попытки их систематизации на врожденные и приобретенные факторы. Направление исследований четвертых – исследование вопроса о сути мотивации: как главенствующей причины для ориентирования поведенческих реакций человека с целью достижения конкретной цели либо как источника энергии для деятельности, управляемой другими факторами, например, привычкой.

Большинство ученых понятие мотивации определяет как систему, основанную на единении внутренних факторов и внешних стимулов, определяющих поведение человека:

  • вектор направленности действий;
  • собранность, целеустремленность, последовательность, действий;
  • активность и напористость;
  • устойчивость избранных целей.

Потребность, мотив, цель

Термин мотив – один из ключевых понятий психологии, понимаемый учеными по-разному в рамках различных теорий. Мотив (moveo) – условно идеальный предмет, не обязательно материальной природы, на достижение которого ориентирована деятельность личности. Мотив воспринимается индивидом как своеобразные, специфичные переживания, которые можно охарактеризовать как позитивные ощущения от предвкушения достижения предмета потребностей, либо негативные эмоции, возникшие на фоне неудовлетворения, либо неполного удовлетворения от имеющегося в настоящем положения. Для выделения и осознания конкретного мотива человеку необходимо осуществить внутреннюю целенаправленную работу.

Наиболее простое определение мотива представлено А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном в теории деятельности. По выводу ведущих ученых: мотивом выступает мысленно очерченная, «опредмеченная» потребность субъекта. Мотив по своей сути – отличное явление от понятий потребность и цель. Потребность является неосознанным желанием особы избавиться от имеющегося дискомфорта (читать про ). Цель – желаемый результат сознательных целенаправленных действий (читать про ). Например: голод – естественная потребность, желание принять пищу – мотив, а аппетитный шницель – цель.

Виды мотивации

В современной психологии используют различные способы классификации мотивации.

Экстринсивная и интринсивная

Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных действием внешних факторов на объект: обстоятельств, условий, стимулов, не связанных с содержанием конкретной деятельности.

Интринсивная мотивация (внутренняя) имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями, влечениями, интересами, установками. При внутренней мотивации человек действует и поступает «добровольно», не руководствуясь внешними обстоятельствами.

Предмет дискуссии о целесообразности такого деления мотиваций освящен в работе X. Хекхаузена, хотя с точки зрения современной психологии, такие дебаты – беспочвенны и бесперспективны. Человек, являясь активным членом социума,не может быть полностью независимым от влияния окружающего общества в выборе решений и поступках.

Положительная и отрицательная

Различают мотивацию положительную и отрицательную. Первый вид основан на стимулах и ожиданиях положительного характера, второй – отрицательных. Примерами положительной мотивацией являются конструкции: «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение», «если я не буду предпринимать этих действий, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут быть утверждения; «если я поступлю так, меня не накажут», «если я не буду действовать таким образом, меня не накажут». Иными словами, основное различие: ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, и негативных – во вторых.

Устойчивая и неустойчивая

Основы устойчивой мотивации – нужды и потребности личности, для удовлетворения которых индивид выполняет осознанные действия, не нуждаясь в дополнительных подкреплениях. Например: утолить голод, согреться после переохлаждения. При неустойчивой мотивации человеку необходима постоянная поддержка, стимулы извне. Например: сбросить мешающие килограммы, избавиться от курения.

Психологи также различают два подвида устойчивой и неустойчивой мотивации, условно именуемой «от кнута к прянику», различия между которыми иллюстрирует пример: стремлюсь избавиться от лишнего веса и достигнуть привлекательных форм.

Дополнительная классификация

Существует деление мотиваций на подвиды: индивидуальные, групповые, познавательные.

Индивидуальная мотивация объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза. Примерами являются: чувство голода, жажда, стремление избежать болевых ощущений, обеспечить температурный оптимум.

К явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о детях, выбор вида деятельности для получения признания социума, поддержание государственного устройства.

Примерами познавательной мотивации выступают: научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний через игровой процесс.

Мотивы: движущая сила поведения людей

Психологи, социологи, философы на протяжении столетий предпринимают попытки для определения и классификации мотивов – стимулов, потенцирующих определенную деятельность личности. Ученые выделяют следующие виды мотивации.

Мотив 1. Самоутверждение

Самоутверждение – потребность человека быть признанным и оцененным обществом. Мотивация основанана честолюбии, чувстве собственного достоинства, самолюбии. Руководствуясь желанием самоутвердиться, индивид старается доказать социуму, что он – стоящая личность. Человек стремится занять определенное положение в обществе, получить социальный статус, добиться уважения, признания, почитания. Этот вид схож по сути с мотивацией престижа – жаждой достигнуть и впоследствии сохранить формально высокий статус в обществе. Мотив самоутверждения – значимый фактор в мотивации активной деятельности человека, побуждающий личностное развитие и интенсивную работу над собой.

Мотив 2. Идентификация

Идентификация – стремление человека быть похожим на кумира, которым может выступать как реальная авторитетная личность (например: отец, учитель, известный ученый) либо вымышленный персонаж (например: герой книги, киноленты). Мотив идентификации – веский стимул для развития, совершенствования, прикладывания волевых усилий для формирования определенных черт характера. Мотивация быть схожим на кумира часто присутствует в ювенальном периоде, под влиянием которой подросток обретает высокий энергетический потенциал. Наличие идеального «образца», с которым хотел бы отождествлять себя молодой человек, наделяет его особой «заимствованной» силой, придает вдохновение, формирует целеустремленность и ответственность, вырабатывает . Наличие мотива идентификации – важная составляющая для эффективной социализации подростка.

Мотив 3. Власть

Мотивация власти – потребность индивида оказывать значимое влияние на иных людей. В определенные моменты развития, как личности, так и общества в целом, мотив является одним из существенных движущих факторов деятельности человека. Стремление выполнять лидирующую роль в коллективе, желание занимать руководящие должности мотивирует личность на последовательные активные действия. Для осуществления потребности руководить и управлять людьми, устанавливать и регламентировать их сферу деятельности человек готов прикладывать огромные волевые усилия и преодолевать существенные преграды. Мотивация власти занимает важное положение в иерархии стимулов деятельности.Стремление господствовать в социуме – отличное явление от мотива самоутверждения. При такой мотивации человек действует ради обретения влияния над другими, а не в целях получения подтверждений собственной значимости.

Мотив 4. Процессуально-содержательный

Процессуально-содержательная мотивация побуждает человека к активным действиям не из-за влияния внешних стимулов, а благодаря личной заинтересованности индивида в самом содержании деятельности. Является внутренней мотивацией, оказывающей сильное действие на активность личности. Суть явления: человек интересуется и испытывает наслаждение от самого процесса, ему нравится проявлять физическую активность, задействовать интеллектуальные возможности. Например, девушка занимается танцами, так как ей очень нравится сам процесс: проявление своего творческого потенциала, физических способностей и интеллектуальных возможностей. Ей доставляет удовольствие сам процесс танца, а не внешние мотивы, такие как: ожидание популярности, достижения материального благополучия.

Мотив 5. Саморазвитие

Мотивация саморазвития основана на стремлении человека к развитию имеющихся природных способностей,усовершенствованию имеющихся позитивных качеств. По мнению выдающего психолога Абрахама Маслоу, эта мотивация побуждает личность прикладывать максимум волевых усилий для полного развития и реализации способностей, руководствуясь потребностью ощутить компетентность в определенной сфере. Саморазвитие дает человеку ощущение собственной значимости, требует самообнажения – возможности быть самим собой и предполагает наличие смелости «бытия».

Мотивация саморазвития требует мужества, отваги, решимости для преодоления страха риска потерятьдостигнутую в прошлом условную стабильность, отказаться от комфортного покоя. Человеку свойственно держаться и возвеличивать былые достижения, и такое почитание личностной истории – основные препятствия на пути саморазвития. Эта мотивация побуждает личность принять однозначное решение, сделав выбор между стремлением двигаться вперед и желанием сохранить безопасность. По утверждению Маслоу, саморазвитие возможно лишь в том случае, когда шаги вперед приносят особе больше удовлетворения, чем ставшие обыденностью былые достижения. Хотя при саморазвитии часто возникает внутренний конфликт мотивов, движение вперед не требует насилия над собой.

Мотив 6. Достижения

Мотивация достижения подразумевает стремление человека достигнуть наилучших результатов в выполняемой деятельности, овладеть вершинами мастерства в привлекательной сфере. Высокая эффективность такой мотивации основана на сознательном выборе индивидом трудных заданий, стремлении разрешить сложные задачи. Этот мотив – движущий фактор для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности, ведь победа зависит не только от природного дара, развитых способностей, освоенных навыков и полученных знаний. Успех любого начинания базируется на высоком уровне мотивации достижения, которая обуславливает целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность человека для достижения поставленной цели.

Мотив 7. Просоциальный

Просоциальная – общественно значимая мотивация, основана на имеющемся чувстве долга человека перед социумом, личной ответственности перед общественной группой. В случае если личность руководствуется просоциальной мотивацией, происходит идентификация человека с определенной ячейкой общества. При воздействии общественно значимых мотивов особа не только отождествляет себя с конкретной группой, но и имеет общие интересы и цели, принимает активное участие в разрешение общих задач, преодолении проблем.

Человек, движимый просоциальной мотивацией, имеет особый внутренний стержень, ему присущ определенный набор качеств:

  • нормативность поведения: ответственность, добросовестность, уравновешенность, постоянство, совестливость;
  • лояльное отношение к принятым в группе стандартам;
  • принятие, признание и защита ценностей коллектива;
  • искреннее стремление достигнуть цели, поставленной ячейкой общества.

Мотив 8. Аффилиация

Мотивация аффилиации (присоединения) основана на стремлении индивида установить новые контакты и поддерживать отношения со значимыми для него людьми. Суть мотива : высокая ценность общения как процесса, захватывающего, привлекающего и приносящего удовольствие человеку. В отличие от проведения контактов сугубо с корыстными целями, аффилиативная мотивация – средство удовлетворения духовных потребностей, например: желание любви или симпатии со стороны друга.

Факторы, определяющие уровень мотивации

Невзирая на вид стимула, движущего деятельность человека, – имеющегося у него мотива, уровень мотивации не всегда одинаков и постоянен у человека. Многое зависит от вида выполняемой деятельности, сложившихся обстоятельств и ожиданий человека. Например, в профессиональной среде психологов некоторые специалисты выбирают для изучения сложнейшие задачи, другие же ограничиваются «скромными» проблемами в науке, планируя достичь в выбранной области значимых достижений. Факторами, определяющими уровень мотивации, являются критерии:

  • значимость для личности перспективного факта достижения успеха;
  • вера и надежда на выдающееся достижение;
  • субъективная оценка человеком существующей вероятности получения высоких результатов;
  • субъективное понимание личностью стандартов, эталонов успеха.

Способы мотивации

На сегодняшний день успешно применяются различные способы мотивации, которые можно условно распределить на три большие группы:

  • Социальная – мотивация персонала;
  • Мотивация для обучения;

Вкратце приводим короткую характеристику отдельных категорий.

Мотивация персонала

Социальная мотивация – специально разработанная комплексная система мер, включающая моральное, профессиональное и материальное стимулирование деятельности работника. Мотивация персонала нацелена на повышение активности трудящегося и достижения максимальной эффективности его труда. Меры, используемые в побуждении деятельности персонала, зависят от разнообразных факторов:

  • система стимулирования, предусмотренная на предприятии;
  • система управления организации в целом, и кадрового менеджмента в частности;
  • особенности учреждения: сфера деятельности, численность персонала, опыт и избранный стиль управления руководящего звена.

Способы мотивации персонала условно разделяют на подгруппы:

  • экономические методы (материальная мотивация);
  • организационно-административные меры, основанные на власти (необходимость подчиняться регламенту, соблюдать субординацию, следовать букве закона с возможным применением принуждения);
  • социально-психологическиефакторы (воздействие на сознание трудящихся, активизируя их эстетические убеждения, религиозные ценности, социальные интересы).

Мотивация учащихся

Мотивация школьников и студентов – важное звено для успешного обучения. Верно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов. Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в детском и подростковом возрасте. Именно поэтому психологами и педагогами разработано множество приемов для формирования мотивации, позволяющей плодотворно заниматься учебной деятельностью. В числе наиболее распространенных методов:

  • создание ситуаций, привлекающих внимание, заинтересовывающих учеников в предмете (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);
  • эмоциональное переживание поданного материала благодаря его уникальности и масштабности;
  • сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;
  • имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;
  • позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;
  • придание фактам элементов новизны;
  • актуализация учебного материала, его приближение к уровню достижений;
  • использование позитивной и негативной мотивации;
  • социальные мотивы (стремление обрести авторитет, желание быть полезным членом группы).

Самомотивация

Самомотивация – индивидуальные способы мотивации, основанные на внутренних убеждениях личности: желаниях и стремлениях, целеустремленности и последовательности, решительности и стабильности. Примером успешной самомотивации является ситуация, когда при интенсивных внешних помехах человек продолжает действовать для достижения поставленной цели. Существуют различные способы для самостоятельной мотивации, в числе которых:

  • аффирмации –специально подобранные позитивные утверждения, которые оказывают влияние на индивида на подсознательном уровне;
  • – процесс, подразумевающий самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленный на формирование новой модели поведения;
  • биографии выдающихся людей – эффективный метод, базирующийся на изучении жизни успешных личностей;
  • развитие волевой сферы – выполнение деятельности «через не хочу»;
  • визуализация – действенная методика, основанная на мысленном представлении, переживании достигнутых результатов.

Хуже работы с человеком, который не любит свою работу, может быть только работа с человеком, которому просто пофиг. Такие люди не просто тормозят процесс развития бизнеса, они его убивают на корню.

Человек, который всеми своими фибрами души не любит свою работу и каждый день через силу на нее идет, но имеет четкую мотивацию – заработать денег, чтобы выжить, вполне себе трудоспособен и результативен. Ведь он прекрасно понимает, что не будет работать – не будет денег. С такими людьми я работать не люблю, но умею. Им просто нужно давать четкие инструкции, чтобы человек лишний раз не включал мозг. К ним я отношусь снисходительно и с жалостью, это ж как нужно не любить себя, что большую часть своей жизни заниматься нелюбимым делом))) Поэтому я всегда спокойно объясняю, что нужно сделать.

Но человек, который ничем и никак не мотивирован на работу, и вообще не понятно, зачем и почему тут сидит – это просто провал. Такие люди обычно просто не знают, чего хотят от жизни и им просто нужно чем-то себя занять. Или например, они просто подчиняются общепринятым нормам, что нужно работать, чтобы быть как все. Или просто плывут по течению. Или сидят на пристроенном месте. Такие люди, как правило, могут позволить себе не работать, ввиду своего финансового или семейного положения. Но они зачем-то ходят на работу. В таких случаях я, если честно, бессильна. Когда у них что-то не получается, или не удается достигнуть результата – им пофиг. Да, они могут расстраиваться и уставать, но по сути они не понимают, зачем им нужно надрываться. А надрываться им нужно всегда, потому что это не их дело. А их дело – не знать, какое у них дело))))) Я обычно бешусь от таких людей и не могу адекватно выстроить рабочий процесс, и это бесит меня ещё больше))))

Если человек занимается любимым делом – любые трудности воспринимаются им как очередная задача, и он стремится ее решить. С интересом разбирается, спрашивает, предлагает. Таких людей мало, но с ними работать настоящий кайф.

Это можно спроецировать на командную игру в каком-либо виде спорта, ну например, волейбол. Команда долго играет друг с другом, если человек стремится принести победу команде, то будет тренировать и улучшать навыки игры; если человек не любит играть в волейбол, но ему платят деньги за выигрыш, то он хотя бы будет четко выполнять свою роль в игре или может даже тоже улучшать; а человек, которому по барабану на результат, будет играть «на отвали» постоянно запарывая мячи, тем самым тянуть всю команду назад.

Усовершенствуя свои навыки работы, мы также помогаем развиваться другим и компании в целом.

В моей практике было большинство людей, которые любят свое дело, наверное, поэтому и я развивалась вместе с ними. В последнее время всё чаще встречаются люди других двух типов, поэтому и возникает необходимость переоценки трудовой деятельности.

Учеба без мотивации: как деградируют петербургские школы

В российских школах начались госэкзамены – ЕГЭ в одиннадцатых классах и ОГЭ (основной государственный экзамен, ранее именовавшийся ГИА – государственной итоговой аттестацией) – в девятых. Перед этим прошла серия репетиций – пробных экзаменов в школах. В Петербурге случилась сенсация – более 50% школьников, репетировавших ОГЭ по математике, получили двойки – не смогли набрать даже минимальных 8 баллов из 38. В связи с этим учитель математики, заместитель директора знаменитой 30-й школы (имеет статус губернаторского лицея) Анастасия Ильина рассказала драматические подробности: «В некоторых школах Кировского района в классах из 30 учеников двойки получили 20. Я сама проверяла работы, и некоторые не могли набрать даже одного балла».

Это настолько взволновало чиновников и директоров школ, что они стали собирать родителей и пугать их ужасными последствиями, если этот результат повторится в ходе настоящего ОГЭ 31 мая.

Специалисты считают такой результат репетиций вполне закономерным. «Школьное математическое образование стремительно деградирует», — уверен старший методист лицея «Физико-техническая школа» Академического университета РАН, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России Валерий Рыжик, более 50 лет преподававший математику, в том числе, в знаменитой петербургской физико-математической школе № 239.

Уровень подготовки ужасный

Школьные учителя и преподаватели вузов приводят массу примеров плохой математической подготовки школьников. Так, декан экономического факультета МГУ Александр Аузан как-то пожаловался, что многие абитуриенты, даже с высоким баллом ЕГЭ по математике, на вступительных экзаменах не могут решить простейшие задачи — даже те, которые каждый взрослый человек решает ежедневно в обычной жизни.

Доцент Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена Татьяна Ходот, 49 лет проработавшая в пединституте, свидетельствует: «В последние годы наши преподаватели говорят в начале каждого учебного года, что таких слабых детей они еще не встречали. То, что сейчас происходит, мне кажется это уже даже не развал математического образования, а гораздо хуже – катастрофа. Из 28 поступивших к нам детей, сдававших ЕГЭ, когда его только ввели, к пятому курсу осталось трое. А половина отчислилась уже в январе на первом курсе. Некоторые абитуриенты приходят на первый курс с большим желанием учиться, но уже к ноябрю многие из них понимают, что не тянут. При этом один из трех студентов спросил меня, бывает ли синус равным нулю. Когда я спрашиваю, чему равен синус тридцати градусов, они задумываются».

Подобные анекдотические примеры приводит и заведующий кафедрой математики Петербургского университета путей сообщения профессор Виктор Гарбарук: «Один абитуриент не смог на вступительном экзамене сосчитать, сколько будет пять умножить на пять. И хотя он поступал на платное отделение, мы его не приняли. Хотя для института это катастрофа, потому что большая часть нашей зарплаты поступает от платных студентов».

Специалисты называют несколько причин плохой подготовки школьников. Одна из них – низкое качество преподавания. «Как-то я попросила первокурсников сообщить, кого из них в школе с седьмого по одиннадцатый класс ни разу не вызывали к доске доказывать какую-нибудь теорему. Из 12 человек таких оказалось 8. Только один заявил, что в его школе на каждом уроке обязательно кого-нибудь вызывают к доске», — свидетельствует Татьяна Ходот. Студенты Виктора Гарбарука говорят тоже самое: «Мы в одиннадцатом классе к доске не выходили – все-время писали тесты».

Педагогов в вузах не готовят

Плохое школьное образование во многом порождено низким уровнем подготовки учителей. О том, как происходит эта подготовка, рассказывает Татьяна Ходот: «К нам зачастую приходят на первый курс по остаточному принципу — те, кто никуда больше не попал. А мы, в свою очередь, вообще теперь не даем педагогического образования. Мы не готовим учителей. В дипломах наших выпускников не написано «учитель» или «педагог». В России теперь нет педагогических вузов, их ликвидировали «как класс». Хотя некоторые предметы, необходимые будущим педагогам, остались – психология, педагогика и методика. Правда, методика теперь в основном теоретическая и преподавать ее могут люди, никогда не работавшие в школе.

Мы теперь – учреждение, которое готовит бакалавров образования по направлению «естествознание» и по специализации «математика». Это означает, что наш выпускник должен хорошо знать естествознание – географию, биологию, ну и математику тоже. Бывали случаи, когда наш студент приходил на практику в школу и директор посылал его провести урок географии».

Школам не нужны молодые учителя

«Многие наши выпускники хотят работать в школе, — говорит Татьяна Ходот. — Но у них мало практики, потому что ее урезали. Если раньше практика была на трех курсах, то теперь только на двух и ее продолжительность на каждом курсе сокращена вдвое. Учителя в школах не любят, когда к ним приходят студенты на практику. Потому что никакой пользы им от этого нет, только головная боль и лишняя нагрузка. Раньше учитель получал хотя бы какую-то денежку за своего практиканта. И это правильно – с практикантом надо работать, как с аспирантом в вузе. Нельзя просто разрешить студенту вести урок, потому что он ничего не умеет – ведь, как я уже говорила, педагогической подготовки он в вузе не получает.

В результате, практика очень мало что дает студентам и когда они после окончания вуза приходят работать в школу, для директора это головная боль – выпускник не имеет учить детей, его самого еще надо учить. Выпускников берут на работу в школу только при острой необходимости. Поэтому учительский корпус неуклонно стареет. Средний возраст школьного учителя в Петербурге – 58 лет. При советской власти было обязательное распределение после вуза, так что школы были еще и обязаны брать выпускников. Сейчас распределения нет. И растет дефицит учителей в школах.

Раньше для выпускников была стажировка и только после нее выдавали диплом. Вот я сама год работала в школе стажером после вуза. Школы были заинтересованы брать молодых специалистов – потому что они год стажировались и уже чего-то умели, к тому же школам начислялись какие-то баллы за молодых специалистов. Сейчас ничего этого нет – ни стажировок, ни баллов, ни доплат учителям за практикантов».

Культурная деградация

На самом деле, как утверждают специалисты, ситуация с образованием еще хуже, чем это кажется на первый взгляд. «Одна моя студентка призналась, что ей очень трудно решать задачи, в описании которых встречаются причастные обороты, — рассказывает Татьяна Ходот. — Выяснилось, что они не умеют связывать подлежащее со сказуемым. Они не умеют правильно сформулировать вопрос. Им очень трудно читать учебники – они плохо понимают, что там написано. То есть, проблема даже не в плохом математическом образовании. Налицо крайне низкий уровень общей культуры. По-моему, это катастрофа».

Культурную безграмотность студентов отмечает и Виктор Гарбарук: «Когда нам пишут записки с просьбой пересдать какой-то экзамен, меньше трех ошибок в этих записках не бывает. Они совершенно не умеют говорить, связно отвечать на вопросы. Школа их не приучила связно излагать свои мысли. Оно и понятно – если даже историю, английский, литературу они сдают в виде тестов ЕГЭ, кто же говорить будет».

«Школа не развивает интеллект детей. Отсюда многие проблемы, такие, как неспособность учеников решать простейшие задачи, требующие не столько знания математики, сколько более или менее развитого интеллекта», — считает Валерий Рыжик.

Корень зла – в отсутствии мотивации

Главной причиной неблагополучия в системе образования специалисты называют отсутствие мотивации: у учеников — учиться, а у учителей — учить. Она и раньше была не слишком сильна, но в последние годы значительно ослабела, особенно у детей. И к этому приложили руку чиновники от образования, считают специалисты.

«Раньше родители боялись, что их дети не поступят в институт, а если и поступят, то вылетят за неуспеваемость и не получат диплом. Это сильно мобилизовало и родителей, и детей, влияло на отношения в семье, на отношение к учебе в школе и вузе как родителей, так и детей, — утверждает Виктор Гарбарук. — Теперь такой угрозы практически нет. Все знают – и поступит, и закончит. Как бы ребенок ни учился в школе и в вузе».

Дипломы получают все

Специалисты называют две причины такого положения вещей. Первая – огромное число филиалов вузов, особенно платных. Поступить в них не проблема, как и удержаться, даже при низкой успеваемости – потому что студенты нужны вузу даже больше, чем он им. Вуз финансируется платой студентов. Это обстоятельство, кстати, сильно влияет и на работу государственных вузов, особенно после начала реформы бюджетных учреждений в рамках 83-ФЗ, которая обязала все вузы зарабатывать на свое содержание.

При этом их бюджетное финансирование стало уменьшаться. «Космонавт Елисеев как-то пожаловался, что даже его вуз финансируют всего на 40% от потребности. Нас финансируют меньше, чем на 40%, — говорит Гарбарук. – Чтобы выжить, приходится зарабатывать на платных студентах. И их отчислять нам категорически не выгодно. И мы их держим, как бы плохо они ни учились. Они это понимают и потому не напрягаются. Осталось только два процента студентов, которые стараются хорошо учиться».

«Мы тоже всячески противимся отчислению, — подтверждает тенденцию Татьяна Ходот. — Дошло до того, что проректор по учебной работе в прошлом году нам заявил: «Если даже вы пришлете мне на отчисление студента, я приказ не подпишу».

Вторая причина демотивации школьников связана с первой. Зависимость финансовой обеспеченности вуза, даже государственного, от количества студентов побуждает его снижать проходной балл ЕГЭ. «У нас проходной балл – 24, только на самые популярные специальности – 28. Чтобы набрать такие баллы нужно решить пять или шесть задач типа – синус какого угла равен одной второй. Или – если билет на автобус стоит пять рублей, сколько билетов можно будет купить на сто рублей после повышения цены на 20%. Для этого в школе можно учиться спустя рукава», — с горечью отмечает профессор Гарбарук. При этом 6% российских школьников не могут решить даже такие задачи. А это, между прочим, 50 тысяч человек.

Учитель без мотивации

Нет мотивации и у учителей. «Низкая оплата труда делает учительскую профессию крайне непрестижной, даже неуважаемой, — утверждает молодой учитель математики и информатики 30-й школы Антон Тимофеев. – В учителя идут только редкие энтузиасты, вроде меня». Лишает учителей мотивации и нежелание детей учиться, и унизительно примитивные задачи, которые требует ЕГЭ для получения минимального балла для получения школьного аттестата и поступления в вуз, — считает заслуженный учитель России Тамара Лейкина. «Где там математика? Такие легкие задачи убивают желание преподавать математику», — возмущается она.

«Чтобы дети добросовестно учились, им должно быть интересно учиться, — напоминает известную специалистам истину Тамара Лейкина. – Но если у учителя нет мотивации, он не сделает урок интересным. Этого сейчас и нет». «Да учителям просто некогда об этом думать. Они перегружены и завалены бумажной работой, которую на них навесили чиновники», — считает Валерий Рыжик. Непрестижность профессии учителя, неуважительное отношение к нему в обществе снижает авторитет учителя в глазах учеников. И это тоже усиливает их нежелание учиться.

Двойки теперь не проблема

Дети могут себе позволить не учиться, потому что получать двойки в четверти или даже за год сейчас не слишком опасно. «Раньше за это оставляли на второй год, а теперь с одной двойкой переводят в следующий класс. Как только это ввели, успеваемость резко понизилась даже в нашей очень хорошей школе, — свидетельствует замдиректора 30-й школы Анастасия Ильина. – Еще год назад нельзя было перевести в следующий класс ученика с несколькими двойками. Сейчас уже можно учиться с любым количеством двоек – ребенок считается условно переведенным в следующий класс и, формально, должен учиться по индивидуальному плану. На второй год его можно оставить только по желанию родителей. Понятно, что это приведет к еще большему снижению уровня образования».

Справедливости ради к этим аргументам следует, по-видимому, добавить и объективные факторы: жизнь изменилась, и для выстраивания карьеры, особенно в бизнесе и на госслужбе, особого образования сейчас не нужно. Страна живет за счет доходов от продажи сырья, бизнес – заработками на госзаказах, на качество исполнения которых чиновники за взятки закрывают глаза. Госслужащие сидят на высоких зарплатах при низкой ответственности за свою работу. Для всего этого квалифицированные специалисты не нужны. Нужны формальные атрибуты образованности — школьные аттестаты и вузовские дипломы, а их получить не проблема.

Многие специалисты не скрывают своего убеждения в том, что государство очевидно не заинтересовано в качественном образовании своих граждан. Следствием этого, вероятно, является отсутствие необходимой компетентности в системе управления образованием, на чем настаивает Валерий Рыжик. В этом, по его мнению, причинах многих дефектов системы образования. В частности, нелепо организованный ЕГЭ.

Провинция спасет?

«Если мы выживем, то только за счет периферии, — надеется Татьяна Ходот. — Я недавно была в Самаре и в Брянске. Там у учителей совершенно другие проблемы. Они находят время на дополнительные занятия с учениками. Меня они спрашивают, как такую-то тему лучше всего подать ученикам, по какому учебнику ее изучать. Там совершенно другой климат. Даже лица у детей отличаются от наших. У студентов осмысленный взгляд. В Самаре студенты провели для меня экскурсию по городу. Они рассказывали мне о своем городе грамотным русским языком. Хотя уровень знаний у них не лучше нашего. Но они хотя бы стараются».

Виктор Гарбарук, хорошо знающий ситуацию в школах Северо-Запада, не столь оптимистичен: «Есть, конечно, замечательные школы в разных городах и поселках, но есть и печальные примеры. В одной школе учитель говорил ученикам: «Я не учу и учить не буду. Поставлю всем четверки и уходите».

Наша компания проиграла трудовой спор с работником в районном суде первой инстанции. Мы собираемся подавать кассационную жалобу на вынесенное решение. По закону это нужно сделать в течение десяти дней с даты принятия судом решения в окончательной форме. Но после судебного заседания прошло уже два месяца, а решения нет. Нас волнует, будет ли дата окончательного решения в нем написана, когда мы его получим? Если нет, то на какую дату ориентироваться для подачи жалобы в срок? На дату получения решения по почте? Может ли суд в таком случае вернуть нам жалобу, сославшись на то, что мы пропустили срок для обжалования?

Подобная ситуация достаточно распространена. Изготовление судебного решения в полном объеме с нарушением процессуальных сроков — обычное явление в судах общей юрисдикции. Посмотрим, какие последствия это может повлечь. Обратимся к нормам Гражданского процессуального кодекса о порядке принятия решения суда и составления его в окончательной форме.

Пробел в законодательстве

Решение суда состоит из нескольких частей: вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной (ст. 198 ГПК РФ).

Решение суда принимается немедленно после разбирательства дела. При этом в судебном заседании, которым закончилось разбирательство дела, суд обязан объявить резолютивную часть решения. Составление же мотивированного решения может быть отложено не более чем на пять дней с даты окончания разбирательства дела (ст. 199 ГПК РФ).

При объявлении в судебном заседании только резолютивной части решения суда председательствующий обязан разъяснить, когда лица или их представители, участвующие в споре, смогут ознакомиться с мотивированным решением (ч. 2 ст. 193 ГПК РФ).

В пункте 14 постановления от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» Пленум ВС РФ обращает внимание судов на необходимость строго соблюдать установленный ст. 199 ГПК РФ срок. Но на деле все обстоит иначе.

Как уже отмечалось, сроки изготовления окончательных решений нарушаются из-за высокой нагрузки на судей. Вполне объективная причина. Но ведь от срока составления мотивированного решения суда считается срок подачи жалобы на него. В частности, кассационная жалоба может быть подана в течение десяти дней с даты принятия решения судом в окончательной форме (ст. 338 ГПК РФ). При этом на основании ст. 214 ГПК РФ копии решения суда высылаются не позднее пяти дней с этого момента.

Кодекс умалчивает о том, что в судебном решении указывается дата его принятия именно в окончательной форме. В части 2 ст. 198 ГПК РФ определено, что в вводной части решения суда отражаются дата и место принятия решения суда. То есть речь идет о дате принятия решения именно в судебном заседании, которым закончилось разбирательство дела.

Таким образом, суд не обязан обозначать в окончательной форме решения дату его принятия. Поэтому по судебному решению невозможно определить, было ли оно принято в пятидневный срок, установленный в ст. 199 ГПК РФ. То есть при отсутствии в полученном решении даты его изготовления в окончательной форме лицо, намеренное его обжаловать, остается не извещенным о дате, от которой следует исчислять десятидневный срок для подачи кассационной жалобы.

Пути решения на практике

Обычно в подобной ситуации поступают так.

Чтобы не пропустить срок обжалования решения суда, в течение десяти дней с даты объявления резолютивной части решения в судебном заседании заявители подают так называемую краткую кассационную жалобу - без доводов. Поскольку мотивировочная часть решения суда на этот момент заявителю неизвестна, в ней отсутствуют основания, по которым он не согласен с вынесенным решением.

Между тем ГПК РФ требует в кассационной жалобе указывать основания, по которым заявитель считает решение суда неправильным (ч. 1 ст. 339). Без них подать жалобу невозможно. Более того, ч. 1 ст. 341 ГПК РФ обязывает суд оставлять без движения кассационную жалобу, не соответствующую данному требованию.

Тем не менее краткие кассационные жалобы суды принимают к рассмотрению. Судьи, понимая мотивы их подачи, учитывают, что такое действие лицо, участвующее в деле, предпринимает, чтобы добросовестно использовать свое процессуальное право на обжалование судебного решения. Этого от него требует ст. 35 ГПК РФ. После изготовления решения суда в окончательной форме подается полноценная кассационная жалоба.

Повторимся: ГПК РФ не предусматривает подачу краткой кассационной жалобы, поэтому подобная практика не основана на законе.

Таким образом, у заявителя есть только одна, основанная на нормах ГПК РФ возможность подать жалобу: в полном виде в соответствии с требованиями ст. 339 и 340 ГПК РФ в течение десяти дней с момента принятия решения суда в окончательной форме. Причем отсчет не может вестись с даты его получения лицом, участвующим в деле. ГПК РФ этого не предусматривает. Значит, дата принятия решения суда в окончательной форме и дата его получения нетождественны.

Следовательно, кассационную жалобу, поданную в течение десяти дней с момента получения судебного решения, суд может возвратить из-за того, что срок обжалования истек (п. 2 ч. 1 ст. 342 ГПК РФ).

Но этого можно избежать.

В этой же статье установлено, что кассационная жалоба возвращается лицу, подавшему ее, по истечении срока обжалования, если в ней не содержится просьба о восстановлении срока или в его восстановлении отказано.

В силу ч. 1 ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Пропуск срока для подачи жалобы из-за нарушения процессуальных сроков изготовления решения суда в окончательной форме суд вправе признать уважительной причиной. Об этом говорится в п. 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.06.2008 № 12 «О применении судами норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции».

Таким образом, в случае, когда кассационая жалоба не подана в десятидневный срок, есть только один выход: сразу после получения судебного решения по почте обратиться с кассационной жалобой в суд и ходатайствовать в ней к суду о восстановлении пропущенного срока.

Правда, суд может и не удовлетворить данное ходатайство. И сделать уже ничего будет нельзя.

Чтобы избежать таких ошибок, можно либо использовать характерный для сегодняшней практики способ реализации своих прав и подать краткую кассационную жалобу, либо, не дожидаясь получения решения по почте, узнать день принятия решения суда в окончательной форме в канцелярии суда, в которую решение сдается для его высылки сторонам спора. Получив его копию на руки, нужно составить и подать кассационную жалобу в десятидневный срок.

Для этого необходимо периодически обращаться в канцелярию суда для уточнения даты передачи ей решения по делу для отправки участникам процесса и возможности ознакомления с ним.

Можно предположить, что если эти меры не помогут и о дне принятия решения суда в окончательной форме оперативно узнать не удастся, то, получив решение позднее (о чем, в частности, будет свидетельствовать почтовый штемпель на конверте) и подав жалобу с просьбой восстановить срок, суд учтет факт принятия указанных мер, оценив уважительность причины пропуска срока, установленного ст. 338 ГПК РФ.

К сведению

На решение районного суда в качестве суда первой инстанции по трудовому спору подается именно кассационная жалоба (ст. 336 ГПК РФ). В апелляционном порядке по действующему законодательству могут быть обжалованы только решения мировых судей.

Мотивация - это очень сильный инструмент в умелых руках. Иногда человеку очень легко мотивировать себя, и он долгое время остается воодушевленным. Но временами сделать это очень сложно, и его начинает медленно затягивать «болото» прокрастинации и апатии. В этой статье вы найдете несколько эффективных способов и полезных исследований, посвященных тому, как долгое время оставаться мотивированным.

1. Что такое мотивация и как она работает

Ученые определяют мотивацию как побуждение к какой-либо деятельности. Другими словами, она представляет собой совокупность психофизиологических процессов, которые побуждают человека совершить определенное действие. Однако, существует и другое определение мотивации.

Что такое мотивация?

Итак, что же представляет собой мотивация? Это понятие наилучшим образом раскрыто в книге Стивена Прессфильда «Война за креатив». Он пишет: «В какой-то момент ничегонеделание начинает причинять человеку больший дискомфорт, чем осуществление деятельности».

Другими словами, иногда легче предпринять что-нибудь, чем ничего не делать. Проще собраться с силами и пойти в спортзал, чем продолжать лежать на диване и толстеть. Проще преодолеть стеснение и позвонить своему потенциальному клиенту, чем лишиться премии из-за невыполненного плана продаж.

Любой наш выбор имеет свою «цену», но лучше испытывать неудобства от какой-либо деятельности, чем потом сожалеть о том, что вы ничего не сделали. Однако, чтобы взяться за дело, нужно переступить определенную черту, отделяющую зону прокрастинации от зоны активных действий. Часто это происходит, когда мы приближаемся к дедлайну.

В связи с этим возникает очень важный вопрос: что мы можем сделать, чтобы преодолеть эту черту и постоянно оставаться мотивированными?

Типичные заблуждения, связанные с мотивацией

Удивительно то, что мотивация обычно возникает после того, как вы совершите какой-то необычный поступок, а не до этого. У многих существует ошибочное представление о том, что достаточно прочитать мотивирующую книгу или посмотреть воодушевляющее видео, чтобы вдохновиться на какую-либо деятельность. Тем не менее, так называемое «активное» вдохновение может послужить более мощным стимулом к действию.

Мотивация обычно является результатом какой-либо деятельности, а не ее причиной. Стоит только начать что-то делать, как у вас естественным образом выработается вдохновение и вы сможете завершить начатое.

Таким образом, чтобы мотивировать себя на совершение какого-либо действия, достаточно просто начать его делать. Ниже речь пойдет о том, как применить этот совет в реальной жизни.

2. Как мотивировать себя и начать что-то делать

Многие люди изо всех сил стараются мотивировать себя на достижение определенных целей. Без мотивации мы тратим слишком много сил и времени на осуществление действий, ведущих нас к желаемому результату.

По мнению писательницы Сары Пек, многие начинающие авторы не могут завершить свои произведения, потому что не могут ответить на вопрос, когда они в следующий раз сядут за работу. То же самое касается тренировок в спортивном зале, бизнеса, искусства и т.п. Например, если у вас нет расписания тренировок, тогда каждый день вы будете просыпаться с мыслью: «Я пойду сегодня в спортзал, если у меня будет настроение».

Кажется, что составление расписания - это очень простой шаг. Однако это поможет вам организовать и систематизировать свою деятельность. Обычно люди стараются придерживаться расписания, несмотря на отсутствие желания и мотивации. Множество исследований подтверждают этот факт.

Перестаньте ждать, когда придет вдохновение, а просто составьте четкое расписание, которому вы будете следовать. В этом заключается главное отличие между профессионалами и любителями. Любители ждут вдохновения, а и приступают к действию.


В чем секрет известных деятелей искусства? Как им удается постоянно оставаться мотивированными? Они не просто составляют расписание действий, а вырабатывают ритуалы.

Известная танцовщица и хореограф Твайла Тарп в одном из интервью рассказала о своем ежедневном ритуале. Каждый день она встает в 5.30 утра, надевает одежду для тренировок и выходит из квартиры. Затем девушка ловит такси и говорит водителю отвезти ее в спортзал, где она занимается в течение двух часов. Ритуал заключается не в процессе тренировки, а в самой поездке. Как только Твайла сообщает водителю, куда нужно ехать, ритуал уже закончен.

Кажется, что это очень простое действие. Однако, если вы будете повторять одно и то же каждое утро, очень скоро это войдет в привычку. А как только действие станет привычным, вам легче будет совершать его регулярно, ведь мы не задумываемся о рутинных каждодневных действиях, а просто делаем их «на автомате».

Многие известные люди выработали собственные ритуалы. Об этом много написано в книге Мейсона Карри «Режим гения. Распорядок дня великих людей».

Ключевым моментом любого ритуала является то, что вам не нужно принимать никаких решений по поводу того, что сделать сначала, а что потом. Многие люди не могут достичь успеха, потому что не могут начать что-то делать. Если вы сумеете превратить свою деятельность в привычный ритуал, то вам не составит труда закончить начатое, даже если на вашем пути возникнут сложные задачи.


Как выработать мотивирующую привычку

Следуя трем простым шагам, вы сможете выстроить свой собственный ритуал и превратить мотивацию в привычку.

Шаг №1. Любой ритуал должен начинаться с какого-то очень простого действия. Например, можно выпить стакан воды перед тем, как сесть за написание романа. Или можно надеть свои любимые кроссовки перед тем, как отправиться на тренировку. Эти действия настолько простые, что невозможно отказаться от их выполнения.

Шаг №2. Вы должны заставить себя двигаться. Отсутствие мотивации часто бывает связано с недостатком физической активности. Вспомните свое физическое состояние в момент, когда вам скучно или грустно. Вы не совершаете никаких активных движений, не правда ли? В такие моменты большинство людей просто сидят на диване и смотрят в одну точку. В таком случае верно обратное утверждение: если вы физически активны, что ваш мозг тоже начинает работать активнее. Например, когда вы танцуете, просто невозможно не чувствовать прилива энергии и оживления. Физическая активность не всегда означает выполнение каких-либо упражнений. Например, если вашей целью является написание романа, то эта активность должна быть направлена на писательство.

Шаг №3. Необходимо каждый день придерживаться одного и того же плана действий. Их изначальной задачей является мотивировать вас на определенную деятельность. В результате, вам не придется ждать вдохновения. Вместо этого вы просто приступите к своему привычному ритуалу, а затем плавно перейдете к основному действию.

3. Как оставаться мотивированным на долгое время

Выше были упомянуты стратегии, помогающие мотивировать себя и начать выполнение задачи. Но как насчет сохранения мотивации на длительное время? Как оставаться мотивированным?

Представьте, что вы играете в теннис. Если в качестве противника вы выберете себе четырехлетнюю девочку, то игра вам быстро наскучит, так как победа будет слишком легкой. И напротив, если вы будете играть, например, против Серены Уилльямс, то постоянные поражения быстро демотивируют вас. Такой противник окажется вам «не по зубам». Вы будете заинтересованы в игре, если соперник будет обладать равными способностями. У вас будет шанс выиграть, если вы приложите к этому усилия. Таким образом, сложные, но выполнимые задачи помогают нам оставаться мотивированными.

Людям нравятся трудные задачи. Но уровень сложности должен быть оптимальным для конкретного человека. Слишком сложные задачи демотивируют нас, в то время как слишком простые быстро наскучивают.


В этот момент человек испытывает особое состояние эмоционального подъема. Спортсмены обычно называют это термином «быть в ударе». В этот момент человек настолько сфокусирован на выполнении определенной задачи, что весь мир вокруг него меркнет.

Чтобы достигнуть этого состояния, необходимо следовать правилу, описанному в предыдущем разделе. Если вы выберете для себя задачу оптимальной сложности, вы не только будете мотивированы на долгий срок, но также испытаете ощущение счастья после ее выполнения. Как сказал психолог Гилберт Брим: «Один из важных источников человеческого счастья кроется в выполнении задач подходящего уровня сложности».

Тем не менее, чтобы достигнуть пика мотивации, необходимо еще постоянно измерять свой текущий прогресс. Иными словами, важно, чтобы вы получали обратную связь на каждом этапе выполнения задачи. Оценка собственного прогресса является ключевым фактором, необходимым для поддержания состояния мотивации.


Что делать, если вы начинаете терять мотивацию

Мотивация на выполнение какого-либо действия неизбежно начнет угасать в определенный момент времени. В подобных случаях, можно воспользоваться советами, приведенными ниже.

1. Ваш мозг - это источник ценных предложений

Представьте, что каждая мысль, возникающая у вас в голове представляет собой предложение, а не приказ. Например, когда автор пишет статью, ему в голову приходит мысль о том, что он устал. Из этого следует предложение оставить работу, выбрать путь наименьшего сопротивления и сдаться.

Только помните о том, что ни одно из этих предложений не является указанием к действию. Это всего лишь опции, а у вас есть возможность выбрать одну из них.

2. Дискомфорт - это временное явление

Почти любое действие, которое вы совершаете закончится очень скоро. Например, ваша тренировка длится всего час или два. Ваш отчет будет готов к завтрашнему утру.

Сейчас жизнь стала намного проще, чем раньше. Еще 300 лет назад, если вы сами не вырастили себе еду и не построили дом, то вы обречены на гибель. А сегодня трагедией для человека является тот факт, что он оставил дома зарядное устройство для своего телефона.

Таким образом, помните о грядущих перспективах. Жизнь прекрасна, а любой дискомфорт носит временный характер.

Вы никогда не будете жалеть о том, что сделали работу хорошо

Теодор Рузвельт как-то сказал: «Бесспорно, лучшей наградой, которую жизнь может подарить вам, является стоящая работа». Мы все хотим, чтобы наша работа была полезна людям, и они уважали наш труд. Однако мы не желаем, чтобы наши попытки оказались тщетными. Все хотят получить награду, а не тяжелую однообразную работу. Любой человек хочет получить золотую медаль, но лишь некоторые хотят тренироваться так же усердно, как члены олимпийской сборной. Таким образом, помните, что награда стоит усилий, затраченных на ее получение.

Это жизнь

В жизни мы постоянно балансируем между желанием отстраниться от всего и самодисциплиной. Жизнь - это совокупность сотен тысяч маленьких решений, относительно того, стоит ли бороться или сдаться.

Не стоит недооценивать те моменты, когда вам не хочется ничего делать. Проведите это время так, чтобы вы могли гордиться собой.