Концерн тракторные заводы и ростех последние. Концерн полностью переходит под управление госкорпорации. Банкротить нельзя помиловать

"Ростех" нагрузили тракторами?

Как корпорация Чемезова прибрала к рукам "Тракторные заводы" и кому теперь достанутся долги.

Меньше двух недель осталось до заседания суда по банкротству "Концерн "Тракторные заводы" (КТЗ). Как стало известно корреспонденту УтроNews, оно полностью перейдет под управление корпорации "Ростех": такое решение было принято совместно с Внешэкономбанком.

Ранее предприятие было поделено на гражданский и оборонный дивизионы, и глава "Ростеха" Сергей Чемезов рассчитывал забрать себе последний - во имя выполнения гособоронзаказа и получения выгоды. Теперь же стало известно, что он получит и "тракторное достояние".

Помогать в работе по оздоровлению "Ростеху" будет ВЭБ - основной кредитор концерна. На конец сентября его долг достигал 85 млрд рублей, из них 58.5 млрд - перед ВЭБом. Сейчас размер общего долга около 90 млрд рублей.

Баков и Болотин рады, что останутся на свободе?

Все это напоминает рейдерский захват, с учетом поведения ВЭБа и появлением в структуре "Ростеха". Собственники КТЗ, Альберт Баков и Михаил Болотин, между тем, похоже, рады, что предприятие у них отнимают. Или рады, что так легко отделались?

Последние показатели.

Ситуация вокруг КТЗ кардинально изменилась за месяц. Еще в конце сентября Чемезов заявлял, что пути спасения концерна нет - только банкротство. Себе он при этом отобрал самые лакомые кусочки - например, "Курганмашзавод", который единственный в России производит боевые машины пехоты и всегда находится в плюсе благодаря гособоронзаказу. Присвоить себе его "Ростех", понятно, хотел из благих намерений - чтобы срыва того самого гособоронзаказа не допустить.

Но теперь аппетиты госкорпорации разогнались по-настоящему. Дело в том, что гражданский дивизион внезапно улучшил свои показатели: если в сентябре сообщалось, что одно из его ключевых производств "Промтрактор" в первом полугодии изготовил 55 единиц продукции, то по итогам на октябрь их было уже 169! Только вдумайтесь: за четыре месяца предприятие изготовило в два раза больше, чем за предыдущие шесть! Что это, если не магия?

Казалось бы, производство растет, все хорошо, будет дальше жить. Но нет, не факт. Дело в том, что на протяжении всего года ВЭБ выделял деньги дивизиону напрямую: гасил долги по налогам, выплачивал зарплаты, разбирался с другими кредиторами. И автоматически наращивал долги предприятий перед самим собой. Теперь же деньги на оздоровление будут уходить "Ростеху" - а это только "на начальном этапе" 1.5 млрд рублей!

Куда пойдут эти деньги? По предназначению, на оборотные средства? Или будут попилены?

Отдельного пункта заслуживает и вопрос о долговых обязательствах. Зампред ВЭБа Петр Золотарев уже высказался по этому поводу.

Нужно провести процедуру очистки от долгов и начать жить с чистого листа, что позволит по крайней мере не начислять 30 млн руб. ежедневно только процентов, штрафов и пеней за финансовые и кредитные ресурсы, которые предоставлены, - заявил он "Коммерсанту".

Стоит ли уточнять, что такого понятия как "очистка от долгов" нет? Что это значит - ВЭБ попросту простит предприятиям теперь уже "Ростеха" все долги и даже пени перестанет начислять? Это почти 60 млрд государственных средств! И все, по сути, пойдет коту под хвост. То есть Чемезову.

Банкротить нельзя помиловать.

Изначальный план ВЭБа по спасению КТЗ состоял в поиске инвесторов на часть предприятий, которые заберут их под управление, выведут из кризиса и выплатят часть долгов. Вот только дураков таких, видимо, не нашлось, и тогда был разработан гениальный в своей простоте план - всучить предприятие "Ростеху". Чемезова, видимо, упрашивать долго не пришлось - тот понял, что ему достается совсем не "кот в мешке", а огромный чемодан с бюджетными деньгами.

Чемезов доволен предстоящим обогащением?

Интересно, кстати, что бенефициары КТЗ, Баков и Болотин, сами предлагали отдать военный дивизион и 60% гражданского государству. Но на тот момент такое решение ВЭБ почему-то не устроило. А может быть, просто не было такой отмашки "сверху" и банк пытался оставить себе прибыльные активы?

Похоже, что Чемезов готов брать все, что ему дают, если в придачу идут и деньги. А если это что-то, на чем можно нажиться, то заверните два! Так вышло и с дивизионами КТЗ: забрали один, а следом получат второй. Как говорится, горит сарай - гори и хата!

Причем производится переход в весьма срочном порядке: уже до 30 ноября все предприятия перейдут под крыло "Ростеха". Банкротами их теперь признавать, видимо, не будут - не удивительно, если ВЭБ отзовет иск. Либо, в зависимости от собственных интересов, банкротство все-таки начнут: ведь иск пока подали только по пяти юрлицам, синдицированный кредит по которым превышает 68.8 млрд рублей, долг - 27 млрд рублей. К тому же, исключительно в теории, на них можно "повесить" другие долги КТЗ, чтобы вот так запросто от них избавиться…

Хотя и банкротство откроет перед Чемезовым прекрасные пути: долги будут списаны, имущество распродано, а значит, придется закупать новое оборудование, заново организовывать производство, и на все это понадобятся деньги. Их на весьма "братских" условиях вполне сможет предоставить ВЭБ. А там можно будет "пилить" поток бюджетных рублей, попутно получая деньги за гособоронзаказ. Благодать!

В общем, очевидно, что ВЭБу и "Ростеху" предстоит долгое и продуктивное сотрудничество. По крайней мере, таким оно вполне может оказаться для карманов их руководителей. А останется ли в России вообще производство тракторов - это совсем другой вопрос…

«Я считаю, что нужно обязательно банкротить предприятие, потому что никакое финансовое оздоровление не поможет. Предприятие находится в крайне тяжелом финансовом положении, там огромные долги», - цитирует слова главы Ростеха Сергея Чемезова о концерне «Тракторные заводы» (КТЗ) агентство ТАСС. План выхода КТЗ из кризиса был запущен в декабре 2016 года. ВЭБ как его крупнейший кредитор получил в собственность военный дивизион и передал его в управление «Ростеху». Планировалось, что к рентабельности концерн вернется во втором квартале 2017 года, однако этого не произошло, несмотря на господдержку производства сельхозтехники.

Чемезов отметил, что госкорпорация Ростех будет претендовать на часть собственности концерна, так как «Курганмашзавод» (входит в КТЗ, производит боевые машины пехоты) должен предприятиям госкорпорации порядка 17 млрд рублей.

ОАО «Курганмашзавод» представляет собой очень серьезный актив. Как сказано на его сайте, это входящее в «Концерн “Тракторные заводы”» предприятие - один из лидеров военно-промышленного комплекса России, единственное в стране предприятие, выпускающее боевые машины пехоты, такие, как: модернизированные БМП-1, БМП-2 и БМП-3.

Помимо Курганского машиностроительного завода», в концерн входят внушительный список производств (в форме акционерных обществ): «Алтайский моторный завод», «Владимирский моторо-тракторный завод», «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ», «Зауральский кузнечно-литейный завод», «ПО «Красноярский завод комбайнов», «Красноярский завод лесного машиностроения», «Липецкий завод гусеничных тягачей», «Онежский тракторный завод», «Промтрактор», «Промтрактор-Вагон», «Промтрактор-Промлит», «САРЭКС» (производство экскаваторов), «Тракторная компания «ВгТЗ», «Чебоксарский агрегатный завод», "Волжский комбайновый завод", группа компаний Vogel&Noot (Лейпциг, Германия).

На полутора десятках системообразующих предприятий, трудятся более 20 тысяч человек. Общий долг «Тракторных заводов» превышает 85 млрд рублей. По информации «Коммерсанта», ВЭБ согласен с идеей банкротить «Тракторные заводы», банкротами также объявят нидерладскую «дочку» КТЗ - Machinery & Industrial Group N.V и собственников - Альберта Бакова и Михаила Болотина.

Кризис прошел, начались банкротства

Банкротство концерна «Тракторные заводы» - проявление и общего кризиса машиностроения в стране, и неверных действий менеджмента компании, уверен ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Производство же отечественной спецтехники за три года упало на треть, по оценкам Ассоциации «Росспецмаш». Кроме того, отечественная продукция в большинстве случаев не выдерживает конкуренции с импортными аналогами, доля которых на рынке сейчас составляет 65-70%., полагает Марк Гойхман.

За первое полугодие 2017 года входящее в КТЗ предприятие «Промтрактор» выпустило 55 единиц дорожно-строительной техники, говорит аналитик. Но для возвращения доли на рынке нужно производить до 1 тыс. единиц в год. Убыток по показателю EBITDA составляет 100 млн руб. за два квартала 2017 года.

Все обстоятельства говорят о невозможности выхода на прибыльную деятельность, констатирует Марк Гойхман. Он прогнозирует очень негативные последствия - финансовые потери кредиторов, массовое увольнение персонала и пр.

Ведущий аналитик компании «Аналитик-Сервис» Антон Быков отмечает, что если промышленные предприятия, имеющие государственные заказы, прежде всего связанные с оборонным комплексом, демонстрируют признаки жизни, то гражданская промышленность, по его словам, «смирилась со своей судьбой». Однако при отсутствии четкой и понятной государственной стратегии развития промышленности текущую ситуацию скорей можно назвать плановой, говорит он.

Неудивительно в такой ситуации желание Ростеха обанкротить «Тракторные заводы» и забрать активы, связанные с оборонкой, где есть понятный и четкий заказчик, отмечает Антон Быков.

Можно сделать вывод, что в ближайшее время «Тракторные заводы» действительно ждет процедура банкротства, делает он вывод. Уровень долговой нагрузки для российского промышленного предприятия слишком высокий, более 80 млрд рублей. Такие деньги в отечественной экономике выделяют только на спасение банков. Для предприятий концерна, выполняющих оборонный заказ, в работе ничего не изменится, просто сменится владелец. Что касается гражданских производств, то судьба их незавидна и печальна, полагает Антон Быков.

Можно отметить также, что это банкротство укладывается в то, что уже начинает напоминать тенденцию. Взятие совсем недавно Центробанком, точнее «Фондом консолидации банковского сектора», крупных ФК «Открытие» и «Бинбанка» на санацию формально банкротствами не называется, банки продолжают полноценную работу. Но это только благодаря тому, что ЦБ располагает по сути неограниченными средствами для поддержки «своей» отрасли. И широко, хотя и избирательно, пользуется этими возможностями. В иных случаях банки закрываются и недавних случаев также более, чем достаточно.

И только накануне объявления о том, что будут банротиться «Тракторные заводы», разразился скандал с авиакомпанией ВИМ-Авиа, чьи самолеты перестали выпускать из аэропортов за долги. Собственник компании бежал за границу, а в четверг были задержаны гендиректор и главный бухгалтер. На «выходе из кризиса», который действительно фиксируется ростом макроэкономических показателей, хозяйствующие субъекты вдруг посыпались один за другим.

Озвученная выше информация – это не какие-либо инсинуации от «источников», это вполне официальные комментарии, которые дал «Правде ПФО» вице-премьер регионального правительства . Как и предполагало издание, окно Овертона в отношении КТЗ потихоньку расширяется.

«Пока не все гладко. Ситуация непростая. Даже сложная. Закрываются Владимирский и Онежский заводы. По нашим четырем заводам разговор о закрытии даже не идет. Но есть сложности в переходном процессе: мы видим определенные шероховатости со стороны старой команды по передаче объектов и дальнейшей контрактации. Внешний фон бывшей управляющей компании «Концерн «Тракторные заводы», шлейф этот накладывается и на «Ростех», на нового директора. Но это временные процессы, они должны закончиться, и в течение месяца новая управляющая компания вступит в свои права», – заявил Аврелькин «Правде ПФО».

Вице-премьер Владимир Аврелькин, руководитель УФНС по ЧР Марина Петрова на встрече с представителями КТЗ

Вице-премьер уточнил, что контрактация «Промтрактора» на январь – это всего 8 тракторов, тогда как для безубыточной работы концерну необходимо производить 25 машин в месяц. Даже в самых радужных планах фигурируют 30 тракторов за 1 квартал. В качестве позитивной новости указывается отсутствие на чувашских предприятиях концерна долгов по зарплате и перед энергетиками и начало частичного погашения долгов по налогам.

Впрочем, тут источник понятен: чтобы банкротство не было столь болезненным, Внешэкономбанк выделил КТЗ 1,5 млрд на закрытие наиболее срочных дыр. Очевидно, что ничего общего с бизнесом это не имеет. Бизнес на развалинах КТЗ будет вести «Ростех»: в декабре компания подписала с экс-владельцами концерна договор доверительного управления, «Промтрактор» и «Чебоксарский агрегатный завод» возглавил проверенный кадр госкорпорации .

Вилсор Халиуллин показывает Владимиру Аврелькину "Промтрактор". Или наоборот

Но, как уже было сказано выше, Болотин и Баков активно препятствуют новому руководству, в первую очередь, планируя оставить за собой контроль над сбытовыми компаниями концерна, с которыми у потребителей его продукции все еще действуют контракты. Подконтрольные Болотину и Бакову «Четра-ПМ» и «Четра-КЗЧ» под банкротство не попали и не попадут.

В отличие от основных производственных площадок. «Правда ПФО» о противодействии экс-владельцев головной компании КТЗ, «Компании корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы», введении в обществе процедуры банкротства. Получилось не очень: наблюдение в обществе было введено первым, еще 27 ноября 2017 года. Дальше информация из Арбитражного суда начала напоминать военные сводки 1941-го года. Или 1945-го, в зависимости от отношения к экс-владельцам КТЗ.

Источник - картотека Арбитражного суда

7 декабря после долгих продолжительных боев с превосходящими силами «Ростеха» войска Болотина и Бакова оставили ООО «Сервис промышленных машин», 8 декабря – ООО «Чебоксарский сталеплавильный завод» и ООО «Отель ДИС». 11 декабря в Арбитражном суде Мордовии пал смертью храбрых «САРЭКС», 22 декабря - «Промтрактор-Промлит». Передышка на новогодние праздники была недолгой: уже 15 января армия ВЭБа взяла под контроль «Чебоксарский агрегатный завод», 16 января – «Агромашхолдинг».

Пока Болотин и Баков удерживают за собой цитадель в лице «Промтрактора» и «Промтрактор-Вагона»: этим предприятиям повезло оказаться субъектами естественных монополий, транспортирующими энергию другим потребителям, и обанкротить их не так просто. Но дата решающих сражений уже известна: 8 и 9 февраля. Исход их наблюдатели считают предрешенным.

Другим кредиторам КТЗ при этом остается дырка от бублика. Показательна здесь ситуация компании «Мариуралтраксервис» из Йошкар-Олы, первой подавшей на банкротство «Агромашхолдинга» из-за смехотворного по меркам концерна долга в 3 млн за пару тракторов. Незадолго до введения наблюдения на предприятии в «Правду ПФО» пришло письмо о том, что компания подала в следственные органы заявление против «мошенников» Болотина и Бакова. Говорят, зять Никиты Михалкова очень испугался страшную марийскую компанию.

О том, как проводящая свой затянувшийся последний день Помпеи управленческая команда бывших владельцев относится к требованиям всех остальных, кроме ВЭБа и «Ростеха», участников распиливания КТЗ, красноречиво поведано в опубличенной «Мариуралтраксервисом» истории телефонных переговоров с директором компании Тамерланом Казаковым .

«В ходе данного телефонного разговора Казаков цинично усмехался над нашими проблемами, утверждая, что это ерунда, что у них забот и без нас хватает. Мы уточнили, неужели, руководство ООО «Агромашхолдинг» хочет вводить процедуру банкротства в отношении такого крупного предприятия, на, что Казаков рассмеялся и сказал: «Ну, попробуйте», и положил трубку. Это был последний удавшийся разговор с руководством ООО «Агромашхолдинг», – рассказывает директор компании Александр Собко .

Есть вопросы и ко входящему в курс дела Халиуллину. На чебоксарских интернет-форумах распространяется информация о меняющихся с его приходом нравах на заводах. Якобы в своем кабинете Халиуллин установил индивидуальное отопление, «хотя старые директора мерзли вместе со своими рабочими». Обедает Халиуллин там же, а не в столовой предприятия, а пришедшие вместе с ним люди «Ростеха» якобы получают в два раза больше предыдущих директоров и советников.

Рабочим "Промтрактора" зарплаты в 500 тысяч только снятся

Хотя казалось бы, куда уж больше: для топов концерна даже в худшие его времена 500 тысяч рублей в месяц являлись нижним уровнем дохода. Сбыт Халиуллин, согласно тем же источникам, намерен переподчинить себе, для чего «в республиканской налоговой имеются документы о регистрации ООО «Торговая компания «Промтрактор», где генеральным директором является он сам». Такую же компанию Халиуллин собирается создать и на ЧАЗе, уверяют источники. В общем, есть те, кто на банкротстве КТЗ определенно сможет оздоровиться. И для этих людей все только начинается.

Следит за развитием событий.

Москва. 23 октября. сайт - Внешэкономбанк (ВЭБ) подал иск о признании банкротом концерна "Тракторные заводы" (КТЗ) Михаила Болотина и Альберта Бакова, просит взыскать 68,5 млрд рублей, свидетельствуют материалы Арбитражного суда Чувашии.

В начале октября наблюдательный совет ВЭБа под председательством премьера РФ Дмитрия Медведева принял решение о "дефолтной стратегии" в отношении КТЗ, тогда же ВЭБ опубликовал на "Федресурсе" (fedresurs.ru) уведомления о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве концерна и его "дочек".

Газета "Коммерсантъ" в сентябре со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией вокруг КТЗ, написала, что ВЭБ признал неудачу плана реструктуризации долгов концерна. Причиной провала собеседники издания называли, в частности, неурегулированность внутригрупповой задолженности и отказ владельцев конвертировать часть долга в капитал КТЗ. В результате предприятия концерна продолжают копить убытки, а финансовый долг КТЗ уже превышает 85 млрд рублей.

По словам источника газеты, из плана реструктуризации КТЗ, принятого в декабре 2016 года, выполнены, по сути, только обязанности ВЭБа. Так, за счет госкорпорации погашены долг перед персоналом концерна по зарплате на 680 млн рублей, кредиторская задолженность гражданского дивизиона КТЗ перед налоговиками и арендодателями (3,2 млрд рублей). Кроме того, ВЭБ предоставил гражданскому дивизиону кредит на 1,9 млрд рублей на восстановление операционной деятельности. Всего, как сообщалось, для стабилизации финансового положения ВЭБ предоставил предприятиям гражданского дивизиона КТЗ 3,854 млрд рублей.

По плану реструктуризации ВЭБ как крупнейший кредитор КТЗ получил в собственность военный дивизион и передал его в управление "Ростеху". Совладельцы КТЗ Болотин и Баков получили контроль над гражданскими активами КТЗ, но ход реструктуризации должен был контролировать ВЭБ. Ключевой целью было сохранение основных производственных активов обоих дивизионов. М.Болотин и А.Баков основали ООО "Машиностроительно-индустриальная группа КТЗ", куда отошли предприятия гражданского дивизиона (ВЭБу принадлежит не более 50%). В конце 2016 года Болотин говорил, что "доволен" схемой реструктуризации, и отмечал, что ее реализация займет около трех-пяти месяцев. Текущий финансовый долг КТЗ - 85,4 млрд рублей, заявил источник газеты, из них долг перед ВЭБом - 58,5 млрд рублей.

ГК "Ростех" выступает за банкротство концерна "Тракторные заводы", процедура финоздоровления не поможет, заявил в сентябре журналистам гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов.

"Ростех" проинформирован о поданном иске и поддерживает действия Внешэкономбанка в отношении активов КТЗ. На сегодняшний день процедура оздоровления - единственная возможность преодолеть кризис и нормализовать работу проблемных предприятий", - сообщили "Интерфаксу" в понедельник в пресс-службе "Ростеха".

"В первую очередь необходимо исключить риск срыва госзаказа - ГОЗ должен выполняться в полном объеме и в срок. Во-вторых, должна быть обеспечена социальная стабильность, ведь КТЗ - это порядка 20 тыс. сотрудников по всей стране. В-третьих, с помощью антикризисных мер должен быть заложен фундамент для дальнейшего развития активов", - сказали в пресс-службе.

"Совместно с ВЭБом "Ростех" проводит сейчас глубинную экспертную оценку состояния активов. Прорабатываются несколько сценариев вывода предприятий из текущего состояния, все они носят позитивный характер", - сообщили в госкорпорации.

Ранее сообщалось, что "Ростех" в ходе реструктуризации долгов КТЗ получил ряд предприятий военного дивизиона концерна. В их числе, в частности, "Курганмашзавод", "Липецкий завод гусеничных тягачей", "Волгоградская машиностроительная компания "ВгТЗ".

"Курганмашзавод" - единственное в России предприятие, выпускающее боевые машины пехоты.

В свою очередь в пресс-службе ВЭБа заявили, что план мероприятий в рамках дефолтной стратегии работы с проблемной задолженностью КТЗ предусматривает обеспечение производственной деятельности концерна на переходный период; поддержание работоспособности ключевых предприятий КТЗ; направлен на урегулирование долгов по оплате текущих расходов по зарплате, налогам, сборам, страховым взносам и другим платежам.

В ВЭБе напомнили, что ранее для решения проблемы избыточной долговой нагрузки предприятий концерна, а также реализации комплекса мер по восстановлению платежеспособности была создана рабочая группа с участием представителей Внешэкономбанка, госкорпорации "Ростех", Минпромторга, Минтруда и региональных органов исполнительной власти. В задачи группы входит определение и реализация мер по обеспечению бесперебойного функционирования предприятий КТЗ в целях выполнения возложенных стратегических для страны обязательств, а также разработка мер по обеспечению социальной стабильности в регионах присутствия КТЗ.

"С учетом значимости активов концерна будут приняты все меры для предотвращения остановки или сбоев производства на предприятиях КТЗ. При проведении, предусмотренных законом судебных процедур, хозяйственная деятельность предприятий будет продолжаться", - пообещали в ВЭБе.

Введение процедуры наблюдения включает приостановление исполнения решений по исполнительным документам, снятие ранее наложенных арестов на имущество и иных ограничений в части распоряжения имуществом должника, наложенных в ходе исполнительного производства. Таким образом, предприятия становятся значительно более защищенными, так как предотвращается возможность отчуждения их имущества по частям, сохраняется производственный цикл, заявили в ВЭБе.

"На законодательном уровне предусмотрены механизмы оздоровления, которые предполагают не только сохранение производственного комплекса, но и всего штата работников. В настоящее время рабочая группа будет анализировать возможность использования этих механизмов для сохранения и дальнейшего развития КТЗ. После начала реализации мероприятий по оздоровлению, будет определена дальнейшая стратегия развития активов. Группа КТЗ представляет собой холдинг стратегической значимости федерального масштаба", - сообщили в пресс-службе.

ВЭБ начал банкротство активов проблемного концерна «Тракторные заводы» (КТЗ) Михаила Болотина и Альберта Бакова, подав иски против пяти юрлиц. По мнению руководства госкорпорации, процедура наблюдения защитит активы КТЗ от отчуждения по частям и сохранит производство, в министерствах и «Ростехе» с этим согласны. Но юристы отмечают, что у банкротства как защитной меры есть риски, в том числе расторжение контрактов и предъявление счетов кредиторами.


В рамках одобренной в октябре набсоветом ВЭБа «дефолтной стратегии» КТЗ госкорпорация подала серию исков о банкротстве предприятий концерна. Арбитражный суд Чувашии 23 октября зарегистрировал пять исков ВЭБа к компаниям ККУ КТЗ, Чебоксарский сталеплавильный завод, «Отель-ДИС», «Аверс» (требования к каждому - 68,5 млрд руб.) и ООО «Сервис промышленных машин» (27 млрд руб.). Как уточнили в КТЗ, речь идет о задолженности по синдицированному кредиту на 68,8 млрд руб., основной долг по нему - 27 млрд руб.

ВЭБ - крупнейший кредитор КТЗ. В конце 2016 года концерн задолжал госкорпорации около 45,6 млрд из 72,6 млрд руб. общего долга, тогда ВЭБ согласовал план реструктуризации, по которому военный дивизион КТЗ отходил в управление «Ростеха», гражданский оставался у Михаила Болотина и Альберта Бакова, а контроль над реструктуризацией вел ВЭБ. Но из-за отказа владельцев конвертировать часть долга в капитал КТЗ и неурегулированной внутригрупповой задолженности ВЭБ в сентябре признал попытку оздоровления гражданского дивизиона неудачной и предложил банкротить КТЗ (см. “Ъ” от 27 сентября). Долг КТЗ составлял 85,4 млрд руб., перед ВЭБом - 58,5 млрд руб.

В ВЭБе “Ъ” пояснили, что деятельность предприятий КТЗ будет продолжаться. «Введение процедуры наблюдения включает приостановление исполнения решений по исполнительным документам, снятие ранее наложенных арестов на имущество и иных ограничений в части распоряжения имуществом должника,- говорят в госкорпорации.- Предприятия становятся более защищенными, предотвращается возможность отчуждения их имущества по частям, сохраняется производственный цикл».

Для решения проблем КТЗ уже создана рабочая группа с участием ВЭБа, «Ростеха», Минпромторга, Минтруда и регионов, которая проанализирует возможность использования механизмов оздоровления для сохранения и развития КТЗ. В Минпромторге “Ъ” пояснили, что поддерживают проведение предприятий КТЗ через банкротство, «поскольку это необходимо для оздоровления предприятий, оптимизации долговой нагрузки и дальнейшего развития». На состоявшемся накануне заседании рабочей группы были рассмотрены вопросы погашения долгов по зарплате, планы по загрузке предприятий.

Предприятиям КТЗ, ВЭБу, «Ростеху» и регионам предложено к 27 октября представить комплексные программы развития в условиях процедуры оздоровления, пояснили в Минпромторге. В Минтруде «держат ситуацию на контроле». В «Ростехе» проинформированы об исках и «поддерживают действия ВЭБа». В первую очередь необходимо исключить риск срыва гособоронзаказа (ГОЗ), считают в «Ростехе», должна быть обеспечена социальная стабильность, нужно с помощью антикризисных мер заложить фундамент для развития активов.

В Минпромторге говорят, что в 2017 году КТЗ увеличил производство техники, в том числе благодаря господдержке. «В 2017 году выручка КТЗ увеличится на 43%, до 38,7 млрд руб.,- считают в министерстве.- На 1 октября исполнение ГОЗ составило 74%, что является высоким показателем». В КТЗ подтвердили создание рабочей группы и отметили, что в Чувашии предприятия обеспечены заказами. За восемь месяцев четыре крупнейших актива КТЗ увеличили производство: «Промтрактор-Вагон» - в 17,6 раза, «Промтрактор-Промлит» - в 1,8 раза, «Промтрактор» - в 1,4 раза, Чебоксарский агрегатный завод - в 1,3 раза. Михаил Болотин вчера не ответил на звонок “Ъ”.

«Смысл процедуры наблюдения в том, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения состояния должника,- говорит партнер независимой юргруппы “Стрижак и партнеры” Вячеслав Косаков.- Но нужно понимать, что закон в первую очередь защищает интересы кредиторов». В течение семи месяцев предприятие может функционировать, говорит он, его судьбу решат кредиторы на собрании. Процедура наблюдения мыслилась законодателем как способ спасти должника, говорит Анастасия Худякова из Heads Consulting, но на практике это не всегда работает: для многих контрагентов это является основанием для расторжения договоров и предъявления счетов. Кроме того, отмечает она, кредиторы, которые мирились с положением дел, захотят закрепить свои требования к должнику, включившись в реестр.

Наталья Скорлыгина; Олег Ерусланов, Чебоксары