Консалтинг в области информационных технологий (ИТ-консалтинг). Жизненный цикл создания системы управления ит

Ключевым документом, определяющим взаимодействие сторон при внедрении программных решений является техническое задание, в котором содержится совокупность требований к функциональности программного решения и критериев проверки и приемки. Основной вопрос, на который должно отвечать техническое задание: что должна делать будущая система? Процесс подготовки технического задания состоит из разработки, оформления, согласования и утверждения документа. Как правило, он представляет собой совместную работу специалистов организации-заказчика и организации-исполнителя. В этих работах принимают участие продуктовые ИТ- консультанты.

Техническое задание выдается организацией-заказчиком организации-исполнителю (системному интегратору ) работ по внедрению программных решений, в его содержательную часть включаются разработанные ранее требования к ИС.

Методической поддержкой для подготовки технического задания является ГОСТ 34.602-89 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы", в котором определен перечень требований к содержанию документа и проведению испытаний.

В соответствии с указанным стандартом техническое задание включает следующие разделы, которые могут быть разделены на подразделы:

  1. общие сведения;
  2. назначение и цели создания (развития) системы;
  3. характеристика объектов автоматизации;
  4. требования к системе;
  5. состав и содержание работ по созданию системы;
  6. порядок контроля и приемки системы;
  7. требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие;
  8. требования к документированию;
  9. источники разработки.

6.7.5. Организация управления процессом внедрения на основе создания совместных рабочих групп

Как и любой проект, проект по внедрению нуждается в собственной организационной структуре, в которой должны найти свое отражение объем и сложность задач по внедрению. В такой структуре должны быть объединены специальные знания сотрудников функциональных подразделений организации, знания по управлению проектами и методологии внедрения программного продукта.

При создании организационной структуры проекта внедрения разрабатываются квалификационные требования к участникам, оцениваются трудозатраты по каждому этапу внедрения и определяется необходимое число участников, проводится спецификация ролей и областей ответственности каждого члена команды, осуществляется отбор персонала и его обучение методологии внедрения и применяемому инструментарию.

Примером организационной структуры проекта внедрения ERP-системы на крупном промышленном предприятии может служить следующая организационная структура:

  • координационный комитет, в состав которого входят руководство предприятия и менеджеры высшего звена, в том числе главный менеджер проекта, а также назначенный управляющим директором ведущий консультант;
  • руководитель проекта и группа проекта внедрения, в состав которой входят техническая команда, представители ключевых пользователей, консультанты, представители высшего звена руководства.

Организационная структура проекта может включать в свой состав различные совместные рабочие группы, которым поручаются отдельные задачи внутри проекта. Это подразумевает назначение различных членов рабочих групп, назначение их руководителей и создание структуры отчетности для составления отчетов о результатах деятельности каждой рабочей группы, которые затем консолидируются в общий отчет о выполнении проекта.

Методологии внедрения ведущих разработчиков программных средств предусматривают определенные организационные структуры проектов внедрения и четкое распределение ролей с соответствующими требованиями к их навыкам и знаниям, закрепленное в документации. Примером является документация по методологии внедрения AcceleratedSAP, в которой подробно определены роли всех участников организационной структуры проекта, в т.ч. и консультанта по приложениям.

Следует отметить, что в состав организационной структуры проекта внедрения обязательно входят продуктовые ИТ- консультанты. Так, в организационную структуру проекта SAP включают лидеров по модулям (Module Leaders ), которые несут ответственность за каждый из базовых модулей, планируемых к внедрению.

Продуктовые ИТ-консультанты участвуют в работах по разработке стратегии внедрения в составе основной организационной структуры, а также выполняют определенные задачи на отдельных этапах внедрения в составе совместных рабочих групп и выполняют следующие основные обязанности:

  • обучение членов рабочей группы методологии внедрения , применяемой в данном проекте;
  • обучение пользователей работе с программным продуктом;
  • подготовка учебных материалов;
  • ответственность за соблюдением сроков внедрения конкретных модулей программного продукта;
  • разработка необходимой документации;
  • помощь в процессе настройки программного продукта на сформулированные требования;
  • разработка методики испытаний и управление рабочей группой во время проведения испытаний;
  • мониторинг результатов внедрения и внесение необходимых модификаций;
  • обсуждение замечаний пользователей и выявленных узких мест проекта;
  • консультации пользователей.

6.7.6. Работы при определении границ проекта и плана внедрения

Основой подготовки устава проекта является стандарт ANSI PMI PMBOK® 3-rd Edition (2004) - основной стандарт, описывающий все процессы управления проектами.

Устав проекта - первый официальный документ проекта, формально удостоверяющий существование проекта. Данный документ наделяет менеджера проекта правом задействовать ресурсы организации на операциях проекта.

Устав может включать в себя:

  • общее описание проекта (руководитель, начало проекта, завершение проекта, краткое описание);
  • цель или обоснование проекта, задачи проекта;
  • границы проекта (основные выполняемые работы);
  • результаты проекта, систему мер (методы оценки результатов), состав и структуру проектных отчетов;
  • организационную структуру проекта;
  • описание ролевых функций участников проекта;
  • описание процедур взаимодействия;
  • расписание контрольных событий (основные даты);
  • описание процедур управления изменениями, проблемами и рисками;
  • бюджет проекта.

В процессе подготовки Устава проекта и базового плана основными задачами продуктового ИТ-консультанта является определение рамок проекта внедрения, выбор стратегии внедрения и стратегии развертки (определяющей план разворачивания системы с пилотного участка на остальные, определенные рамками проекта внедрения), планирование проектной деятельности .

Для определения рамок проекта необходимо выделить те виды деятельности и подразделения, которых коснется автоматизация.

Определение границ проекта проводится на этапе предварительного обследования организации. В ходе предварительного обследования собирается вся макро-информация об организации: сведения об организационно- функциональной структуре , направления деятельности, выполняемые работы и услуги, масштаб организации. Границы проекта - это определенный перечень работ или бизнес-процессов, которые затрагивает автоматизация. Границы проекта являются базисом для определения сроков проекта и его стоимости, планирования проектных работ.

Исходя из информации, полученной в результате предварительного обследования, продуктовый ИТ-консультант формирует отчет, регламентирующий границы проекта. Очерченные границы проекта являются исходной информацией для разработки Устава проекта.

Стратегия внедрения определяет подход к внедрению программного продукта в организации. Существуют различные стратегии внедрения, используемые ведущими разработчиками программных продуктов. Например, при внедрении ERP-систем обычно применяют стратегии "Большого взрыва", "Шаг за шагом", пилотное внедрение.

Принцип "Большого взрыва" предполагает одновременное внедрение всех функциональных модулей программного продукта и замен старых систем.

При подходе "Шаг за шагом" внедрение функциональных модулей разносится во времени, когда по окончании одного внедрения начинается другое.

При пилотном внедрении в определенном подразделении предприятия реализуется прототип будущей системы, который в случае успеха распространяется на другие подразделения с учетом накопленного опыта. При этом сам прототип может внедряться по принципу "Большого взрыва" или "Шаг за шагом". После завершения пилотного проекта прототип системы переносится на остальные участки в соответствии со стратегией развертки. Как правило, при этом проводятся минимальные изменения, обусловленные спецификой участков.

Выбор подходящих стратегий внедрения и развертки является решающим фактором успеха проекта внедрения.

На основе принятых стратегий, с учетом поставленных целей проекта, выделенных ресурсов и финансов разрабатывается базовый план проекта внедрения.

Базовый план проекта (по стоимости, срокам) - официально утвержденный документ, относительно которого измеряется выполнение проекта, и который используется для управления и контроля за исполнением проекта. В состав такого плана входит план освоения ресурсов и бюджета, календарный график, определяющий сроки прохождения различных рубежей проекта. Такой план не является статичным, он совершенствуется по мере выполнения проекта и прохождения различных этапов. Обычно базовый план проекта включает:

  • перечень этапов, подэтапов, задач и их взаимосвязь;
  • сроки выполнения этапов, подэтапов, задач, включая все виды деятельности, которые включены в график реализации;
  • сроки предоставления результатов;
  • трудоемкость этапов;
  • планируемые ресурсы по этапам.

6.7.7. Разработка документа "Дизайн системы"

Документ "Дизайн системы" отвечает на основополагающий вопрос проекта внедрения: как будем строить систему, чтобы она удовлетворяла предъявленным к ней требованиям. При его разработке проводится окончательная детализация и документирование всех предъявляемых требований организации относительно тех или иных бизнес-процессов, определение необходимой адаптации программного продукта спецификаций пользовательского интерфейса.

При разработке документа "Дизайн системы" продуктовые ИТ- консультанты проводят дополнительный сбор информации для подтверждения и уточнения требований; демонстрируют пользователям стандартную функциональность программного продукта на основе тестовых данных, что сопровождается заполнением опросных листов с мнениями пользователей; определяют пробелы между стандартной функциональностью программного продукта и требованиями; вырабатывают соответствующие рекомендации и меры по их устранению.

На основе анализа покрытия стандартной функциональностью программного продукта предъявляемых требований; анализа соответствия форм документов и отчетов предприятия формам документов и отчетов, стандартно формируемых в программном продукте, продуктовый ИТ- консультант составляет список необходимых модификаций программного продукта для адаптации его к особенностям организации, согласовывает принципиальные решения, документирует макеты отчетов и первичных форм, разрабатывает регламенты ведения нормативно-справочной информации.

Поскольку на момент реализации проекта в организации могут использоваться и другие программные средства, при выполнении указанных работ также решаются вопросы экспорта-импорта информации и вопросы по организации переноса данных из старых систем в новую.

Результатом проведенных работ является документ "Дизайн системы" и техническое задание на проведение необходимых доработок. В соответствии с техническим заданием организация - исполнитель работ дорабатывает функционал системы.

6.7.8. Управление процессом настройки программного продукта

Настройка программного продукта в соответствии со сформулированными функциональными требованиями и с учетом особенностей бизнес-процессов - продолжительный и трудоёмкий процесс, поскольку при выполнении этих работ реализуется логика каждого из бизнес-процессов и создаётся пользовательский интерфейс.

Данные работы проводятся на основе разработанного документа "Дизайн системы" и соответствующего технического задания. Продуктовый ИТ-консультант участвует в управлении процессом настройки программного продукта на сформулированные требования.

В общем случае на этом этапе выполняется настройка бизнес-процессов программного продукта в соответствии с моделью бизнеса организации; создаются необходимые шаблоны отчетов и первичных документов; разрабатываются средства экспорта-импорта данных с программными решениями, уже функционирующими на предприятии; проводится настройка справочников и классификаторов; разрабатываются дополнительные прикладные модули.

В процессе управления настройкой продуктовый ИТ- консультант составляет план и сценарии тестирования проведенной модификации программного продукта. Тестирование позволяет убедиться в том, что настроенный программный продукт работает без программных ошибок и соответствует согласованным требованиям предметной области и организационным требованиям. При выявлении ошибок проводятся работы по их устранению.

Кроме того, в процессе проведения работ по настройке программного продукта продуктовый консультант на тестовых данных демонстрирует пользователям, каким образом происходит выполнение в программном продукте настроенных бизнес-процессов; согласовывает замечания и изменения. Параллельно с демонстрацией макета программного продукта, он проводит обучение конечных пользователей, а также принимает участие в документировании конфигурации и подготовке документации для конечных пользователей.

6.7.9. Работы при управлении процессом создания пилотной версии информационной системы

Практический опыт свидетельствует, что работы по созданию информационной системы, базирующейся на выбранном программном продукте, особенно в крупных проектах, рекомендуется начинать с пилотного проекта . Пилотный проект внедрения предполагает внедрение программного продукта на отдельном участке в рамках выбранных первоочередных функций. Приобретенный опыт затем распространяется на другие функции и подразделения.

Пилотный проект - это прототип информационной системы, который реализует ограниченную функциональность, или охватывает более узкий контур внедрения, или хранит и обрабатывает часть данных. Его задачей является выявление эффекта от внедрения данного программного продукта с целью принятия окончательного решения о целесообразности внедрения в полном масштабе и выработки базиса для планирования работ по проекту внедрения.

Продуктовый ИТ-консультант занимается вопросами планирования пилотного проекта . Он участвует в работах по проверке готовности пилотных объектов (выбранных участков) к внедрению, проводит оценку необходимых ресурсов, составляет план конвертации данных старых систем в новую систему и план проведения приемо-сдаточных испытаний, проводит обучение пользователей.

В рамках выполняемых работ продуктовым ИТ- консультантом осуществляется согласование и утверждение возможных изменений, в соответствии с которыми проводится доработка программного продукта и документации.

По окончании работ продуктовый ИТ-консультант участвует в подготовке отчета, содержащего результаты пилотного проекта .

6.7.10. Обучение персонала организации методологии внедрения и использования выбранного ИТ - решения

Процесс обучения персонала организации поддерживается стратегией обучения, технологией и средствами обучения.

Стратегия обучения разрабатывается с учетом этапности и масштабности внедрения программного продукта. Продуктовым ИТ- консультантом определяется общий подход к обучению, осуществляется планирование основных этапов и мероприятий по обучению и аттестации полученных знаний персонала, составляется календарный график обучения, проводится предварительный расчет количества слушателей, описание требуемых для обучения ресурсов.

Технология обучения включает в себя перечень учебных курсов, для которых разрабатываются соответствующие учебные программы, и поддерживается средствами обучения.

Состав средства обучения, как правило, следующий: документация по описанию функциональных возможностей программного продукта; учебные пособия; практические задания для обучения и методические материалы; учебный экземпляр программного продукта, наполненный тестовыми данными, для проведения демонстрации и обучения; другие автоматизированные средства для обучения, например, тестовые системы, электронные учебные материалы.

Документирование стратегии и технологии обучения проводится в виде подготовки специального отчета, включающего описание подходов к обучению, учебных курсов и программ обучения, применяемых средств обучения, требуемых для обучения ресурсов, учебных планов и регламенты проведения обучения.

Продуктовый ИТ-консультант принимает участие как в работах по разработке средств обучения, так и подготовке отчета, документирующего стратегию и технологии обучения.

В функциональные обязанности продуктового ИТ- консультанта входит обучение проектной группы методологии внедрения и обучение пользователей. В соответствии с разработанным календарным планом обучения он проводит предусмотренные учебные занятия. Следует отметить, что обучение персонала включает не только проведение учебных занятий, но и аттестацию способности персонала обеспечить функционирование программного продукта, выполнить необходимые при внедрении работы.

6.7.11. Организация опытной эксплуатации информационной системы и разработка методики испытаний

Информационная система, базирующаяся на выбранном программном продукте, должна доказать свою работоспособность.

Испытания информационной системы представляют собой процесс проверки выполнения заданных функций системы, определения и проверки соответствия количественных и качественных характеристик системы требованиям технического задания, выявления и устранения недостатков в действиях системы, в разработанной документации.

В соответствии с ГОСТ 34.603-92 "Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем" для информационных систем устанавливаются следующие виды испытаний: предварительные, опытная эксплуатация, приемочные.

Предварительные испытания выполняют после проведения разработчиком отладки и тестирования поставляемых программных и технических средств системы и представления им соответствующих документов об их готовности к испытаниям, а также после ознакомления персонала с эксплуатационной документацией.

Опытную эксплуатацию проводят с целью определения фактических значений количественных и качественных характеристик информационной системы и готовности персонала к работе в условиях её функционирования, определения фактической эффективности информационной системы, корректировке (при необходимости) документации.

При организации опытной эксплуатации информационной системы задачей продуктового ИТ-консультанта является разработка документа "Программа и методика проведения испытаний".

Документ "Программа и методика испытаний" включает:

  • условия и порядок функционирования частей информационной системы и информационной системы в целом;
  • продолжительность опытной эксплуатации , достаточную для проверки правильности функционирования информационной системы при выполнении каждой функции системы и готовности персонала к работе в условиях функционирования информационной системы;Работа завершается оформлением акта о завершении опытной эксплуатации и допуске к приемочным испытаниям.

    6.7.12. Управление вводом информационной системы в промышленную эксплуатацию и разработка ее регламентов

    Задача управления вводом информационной системы в промышленную эксплуатацию включает подготовку и утверждение детального плана перехода на новую систему и плана её дальнейшей поддержки, проведение приемочных испытаний информационной системы. В этих работах принимает участие продуктовый ИТ- консультант.

    Как уже говорилось, приемочным испытаниям информационной системы должна предшествовать её опытная эксплуатация. На основе результатов опытной эксплуатации проводится распространение полученного опыта на все участки, входящие в границы проекта, в соответствии с принятой стратегией развертки информационной системы.

    Приемочные испытания информационной системы проводят для определения её соответствия техническому заданию, оценки качества опытной эксплуатации и решения вопроса о возможности приемки информационной системы в промышленную эксплуатацию.

    В соответствии с ГОСТ 34.603-92 "Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем" документ "Программа приемочных испытаний " содержит:

    • перечень объектов, выделенных в системе для испытаний и перечень требований, которым должны соответствовать объекты (со ссылкой на пункты технического задания);
    • критерии приемки системы и ее частей;
    • условия и сроки проведения испытаний;
    • средства для проведения испытаний;
    • фамилии лиц, ответственных за проведение испытаний;
    • методику испытаний и обработки их результатов;
    • перечень оформляемой документации.

    Приемочные испытания включают проверку:

    • полноты и качества реализации функций при штатных, предельных, критических значениях параметров объекта автоматизации и в других условиях функционирования информационной системы, указанных в техническом задании;
    • выполнения каждого требования, относящегося к интерфейсу системы;
    • работы персонала в диалоговом режиме;
    • средств и методов восстановления работоспособности информационной системы после отказов;
    • комплектности и качества эксплуатационной документации.

    6.7.13. Организация мониторинга результатов внедрения информационной системы и внесения необходимых модификаций

    В течении установленных сроков продуктовым ИТ-консультантом осуществляются работы по организации мониторинга работы информационной системы и внесения необходимых модификаций. Эти работы направлены на улучшение эффективности и производительности информационной системы. Обычно они включают следующие мероприятия:

    • дополнительное обучение пользователей;
    • консультирование пользователей;
    • мониторинг характеристик работы информационной системы;
    • анализ полученных результатов мониторинга и выработка рекомендаций по внесению необходимых изменений
    • управление процессом внесения изменений и модернизацией информационной системы;
    • разработка дополнительной документации, внесение изменений в существующую документацию.
ГОСТ 24.208-80 Требования к содержанию документов стадии «Ввод в эксплуатацию»

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 14 мая 1980 г. № 2101 срок введения установлен

с 01.01 1981 г.

Настоящий стандарт распространяется на техническую документацию на автоматизированные системы управления (АСУ) всех видов, разрабатываемые для всех уровней управления (кроме общегосударственного), и устанавливает требования к содержанию документов, разрабатываемых на стадии «Ввод в эксплуатацию» в соответствии с требованиями ГОСТ 24.101-80

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Документы, разрабатываемые на стадии «Ввод в эксплуатацию» относят к приемно-сдаточной документации на АСУ.

1.2. При составлении документов на части АСУ содержание документов ограничивают рамками соответствующей части АСУ.

1.3. В зависимости от назначения и специфических особоенностей создаваемых АСУ допускается включать в документы дополнительные сведения, требования к содержанию которых не установлены настоящим стандартом.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИЕМО-СДАТОЧНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

2.1. Акт завершения работ

2.1.1. Документ предназначен для фиксации факта завершения отдельной работы при создании АСУ.

2.1.2. Документ не распространяется на строительно-монтажные и пусконаладочные работы.

2.1.3. Документ должен содержать:

  • наименование завершенной работы (работ);
  • список представителей организации-разработчика и организации-заказчика, составивших акт;
  • дату завершения работ;
  • наименование документа(ов), на основании которого(ых) производилась работа;
  • основные результаты завершенной работы;
  • заключение о результатах завершенной работы.

2.2. Акт приемки в опытную эксплуатацию

2.2.1. Документ предназначен для фиксации факта завершения ввода АСУ в целом или ее частей в опытную эксплуатацию.

2.2.2. Документ должен содержать:

  • наименование АСУ (или ее части), принимаемой в опытную эксплуатацию, и соответствующего объекта управления;
  • состав приемочной комиссии и основание для ее работы (наименование, номер и дата утверждения документа, на основании которого создана комиссия);
  • состав функций АСУ (или ее части), принимаемой в опытную эксплуатацию;
  • перечень составляющих технического, программного, информационного и организационного обеспечений, проверяемых в процессе опытной эксплуатации;
  • основные результаты приемки в опытную эксплуатацию;
  • решение комиссии о принятии АСУ в опытную эксплуатацию.

2.3. Акт приемки в промышленную эксплуатацию

2.3.1. Документ предназначен для фиксации факта ввода АСУ (или ее части) в промышленную эксплуатацию.

2.3.2. Документ должен содержать:

  • наименование объекта управления и АСУ (или ее части), принимаемой в промышленную эксплуатацию;
  • сведения о статусе приемочной комиссии (государственная, межведомственная, ведомственная), ее составе и основание для ее работы;
  • период времени работы комиссии;
  • наименование организации-разработчика, организации-соисполнителя и организации-заказчика;
  • наименование документа, на основании которого разработана АСУ;
  • состав функций АСУ (или ее части), принимаемой в промышленную эксплуатацию;
  • перечень составляющих технического, программного, информационного и организационного обеспечений, принимаемых в промышленную эксплуатацию;
  • перечень документов, предъявляемых комиссии;
  • заключение о результатах опытной эксплуатации АСУ;
  • оценка соответствия принимаемой АСУ техническому заданию на ее создание;
  • краткую характеристики и основные результаты выполненной работы по созданию АСУ;
  • оценку научно-технического уровня АСУ (по проектным данным) * ;
  • оценку экономической эффективности от внедрения АСУ (по проектным данным) * ;
  • решение комиссии;
  • рекомендации комисси по дальнейшему развитию системы * .
* Обязательно только при приемке АСУ в целом.

2.3.3. К «Акту приемки в промышленную эксплуатацию» прилагают программу и протоколы испытаний, протоколы заседаний комиссии, акты приемки в промышленную эксплуатацию принятых ранее частей АСУ, перечень технических средств, которые использовала комиссия при приемке АСУ. По усмотрению комиссии допускается включать в приложение дополнительные документы.

2.4. План-график работы

2.4.1. Документ устанавливает перечень работ, сроки выполнения и исполнителей работ, связанных с созданием работ.

2.4.2. Документ для каждой работы, включенной в перечень, должен содержать:

  • наименование работы;
  • дату начала и окончания работы;
  • наименование подразделения-участника работы;
  • фамилию и должность ответственного исполнителя;
  • формулу представления результатов работы.

2.5. Приказ о проведении работ

2.5.1. В зависимости от этапа работ по созданию АСУ установлены следующие разновидности документа:

  • приказ о готовности объекта управления к проведению строительно-монтажных работ;
  • приказ о готовности объекта управления к проведению наладочных работ;
  • приказ о начале опытной эксплуатации АСУ (ее частей);
  • приказ о вводе в промышленной эксплуатации АСУ (ее частей).

2.5.2. Документ «Приказ о готовности объекта управления к проведению строительно-монтажных работ» должен содержать:

  • сообщение о готовности объекта управления к проведению строительно-монтажных работ;
  • определение зоны строительства и монтажа;
  • порядок допуска к проведению работ;
  • список представителей организации-заказчика, ответственных за проведение работ и сохранность смонтированного оборудования;
  • список ответственных представителей строительных и монтажных организаций, производящих работы.

2.5.3. Документ «Приказ о готовности объекта управления к проведению наладочных работ» должен содержать:

  • сообщение о готовности объекта управления к проведению наладочных работ;
  • перечень технических средств АСУ, подлежащих наладке;
  • указание о порядке проведения наладочных работ;
  • порядок допуска к проведения наладочных работ;
  • список представителей организации-заказчика, ответственных за проведение наладочных работ;
  • список ответственных представителей организаций, выполняющих наладочные работы;
  • указания о порядке устранения ошибок монтажа и лицах, ответственных за выполнение этих работ.

2.5.4. Документ «Приказ о начале опытной эксплуатации АСУ (ее частей)» должен содержать:

  • наименование АСУ в целом или ее частей, проходящей опытную эксплуатацию;
  • сроки проведения опытной эксплуатации;
  • список должностных лиц организации-заказчика и организации-разработчика, ответственных за проведение опытной эксплуатации;
  • список подразделений организации-заказчика, участвующих в проведении опытной эксплуатации.

2.5.5. Документ «Приказ о вводе в промышленной эксплуатации АСУ (ее частей)» должен содержать:

  • состав функций АСУ или ее частей, технических и программных средств, принимаемых в промышленную эксплуатацию;
  • список должностных лиц и перечень подразделений организации-заказчика, ответственных за работу АСУ;
  • порядок и сроки введения новых форм документов (при необходимости);
  • порядок и сроки перевода первонала на работу в условиях функционирования АСУ.

2.6. Приказ о составе приемочной комиссии

Документ должен содержать:

  • наименование принимаемой АСУ в целом или ее частей;
  • сведения о составе комиссии;
  • основание для организации комиссии;
  • наименование организации-заказчика;
  • наименование организации-разработчика, организаций-соисполнителей;
  • назначение и цели работы комиссии;
  • сроки начала и завершения работы комиссии;
  • указания о форме завершения работы комиссии.

2.7. Программа работ

2.7.1. В зависимости от содержания работ установлены следующие разновидности документов:

  • программа испытаний;
  • программа опытной эксплуатации;
  • программа работ приемочной комиссии.

2.7.2. Документ «Программа испытаний» предназначен для определения порядка проведения и объема предварительных испытаний при передаче в опытную эксплуатацию и приемо-сдаточных испытаний при передаче в промышленную эксплуатацию АСУ.

Документ должен содержать:

  • состав функций АСУ в целом или ее частей, подлежащих испытаниям, со ссылкой на пункты «Технического задания» на создание АСУ;
  • перечень составляющих технического, программного, информационного и организационного обеспечений, подлежащих испытаниям;
  • порядок действий при испытании отдельных составляющих обеспечения АСУ и отдельных функций АСУ;
  • условия и сроки проведения испытаний;
  • порядок регистрации испытаний и выявленных недостатков;
  • порядок устранения недостатков и внесения необходимых изменений в техническую документацию;
  • указание о форме представления результатов испытаний.

2.7.2. Документ «Программа опытной эксплуатации» предназначен для определения порядка и объема проведения опытной эксплуатации.

Документ должен содержать:

  • состав функций АСУ и ее частей, подлежащих опытной эксплуатации, со ссылкой на пункты технического задания на создание АСУ;
  • перечень составляющих технического, программного, информационного и организационного обеспечений, подлежащих опытной эксплуатации;
  • порядок действий персонала при опытной эксплуатации элементов АСУ и отдельных функциональных подсистем;
  • условия и сроки проведения опытной эксплуатации;
  • порядок регистрации результатов опытной эксплуатации и выявленных недостатков;
  • порядок устранения выявленных недостатков и внесения изменений в техническую документацию;
  • указание о форме представления результатов опытной эксплуатации.

2.7.2. Документ «Программа работ приемочной комиссии» предназначен для определения порядка приемки АСУ в промышленную эксплуатацию. Состав и содержание документа определяют по нормативно-техническим документам, утвержденным в данной отрасли.

2.8. Протокол испытаний

2.8.1. Документ предназначен для фиксации результатов предварительных испытаний при передаче АСУ в целом или ее частей в опытную или промышленную эксплуатацию.

2.8.2. Документ должен содержать:

  • наименование объекта испытаний;
  • список должностных лиц, проводивших испытание;
  • цель испытаний;
  • сведения о продолжительности испытаний;
  • перечень пунктов технического задания на создание АСУ, на соответствие которым проведены испытания;
  • перечень пунктов «Программы испытаний», по которым проведены испытания;
  • сведения о результатах наблюдений за правильностью функционирования АСУ;
  • сведения об отказах, сбоях и аварийных ситуациях, возникших при испытаниях;
  • сведения о корректировках параметров объекта испытаний и технической документации.

2.9. Протокол согласования

2.9.1. Документ предназначен для согласования отклонений от ранее принятых и утвержденных проектных решений, когда в процессе опытной эксплуатации АСУ в целом или ее частей выявилась необходимость их корректировки.

2.9.2. Документ должен содержать:

  • перечень рассмотренных отклонений с указанием документа, отклонения от требований которого являются предметов согласования;
  • перечень должностных лиц, составивших протокол;
  • обоснование принятых отклонений от проектных решений;
  • перечень согласованных отклонений и сроки внесения необходимых изменений в техническую документацию.

Переиздание. Май 1986 г.

Порядок ввода ЭИС в эксплуатацию.

ТИПОВОЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ. СТАДИЯ ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ.

ЛЕКЦИЯ 10.

Согласно ГОСТ 34.601-90 «АС. Стадии создания» и ГОСТ 34.603-92 «Виды испытаний АС» В рамках стадии ввода системы в эксплуатацию проводят следующие работы:

1) организационная подготовка объекта автоматизации к вводу ИС в действие – реализация проектных решений по организационной структуре, обеспечение подразделений объекта управления инструктивно-методическими материалами, внедрение классификаторов информации;

2) подготовка персонала – обучение персонала и проверка его способности обеспечить функционирование ИС;

3) комплектация ИС поставляемыми изделиями (в случае описанной в ТЗ необходимости такой поставки) – получение комплектующих изделий серийного и единичного производства, материалов и монтажных изделий, проведение входного контроля их качества;

4) строительно-монтажные работы – проведение работ по строительству специализированных помещений для размещения технических средств и персонала ИС, сооружению кабельных каналов, монтажу технических средств и линий связи, испытанию смонтированных технических средств, сдаче технических средств для проведения пусконаладочных работ;

5) пусконаладочные работы – автономная наладка технических и программных средств, загрузка информации в базу данных и проверка ее ведения, комплексная наладка всех средств системы;

6) проведение предварительных испытаний – испытание ИС на работоспособность и соответствие техническому заданию в соответствии с программой и методикой предварительных испытаний; устранение неисправностей и внесение изменений в документацию на ИС, в том числе эксплуатационную в соответствии с протоколом испытаний; оформление акта о приёмке ИС в опытную эксплуатацию;

7) проведение опытной эксплуатации – опытная эксплуатация ИС; анализ ее результатов; доработка программного обеспечения ИС; дополнительная наладка технических средств ИС; оформление акта о завершении опытной эксплуатации.

8) проведение приёмочных испытаний – испытания на соответствие техническому заданию в соответствии с программой и методикой приёмочных испытаний; анализ результатов испытания ИС и устранение недостатков, выявленных при испытаниях; оформление акта о приёмке ИС в постоянную эксплуатацию.

Ввод в эксплуатацию ЭИС представляет собой постепенный переход от существующей системы управления к автоматизированной. При этом не только повышается степень использования технических средств для обработки данных, но и соответствующим образом меняются сами методы управления.


В соответствии со спиральной моделью жизненного цикла системы начиная со стадии технического проектирования, подсистемы ЭИС, комплексы задач или отдельные компоненты, способные к самостоятельному функционированию, вводятся в эксплуатацию поэтапно, по мере готовности рабочей документации и технических средств.

Стадия ввода в эксплуатацию включает в себя опытную эксплуатацию комплексов задач и прием их в промышленную эксплуатацию после проведения приемо-сдаточных испытаний. В промышленную эксплуатацию всю систему принимают после завершения приема в эксплуатацию всех комплексов задач.

Одной из важных особенностей ввода системы в эксплуатацию является наличие некоторого периода, в течение которого осуществляется параллельная работа существующей системы и новой ЭИС. В технических системах одно устройство заменяют другим чаще всего последовательно во времени. Иногда новый станок устанавливают на месте старого – в этом случае в течение некоторого времени не работает ни новое, ни старое оборудование. Если новое вступает в строй раньше, чем прекращает работать старое, то они работают независимо друг от друга. При вводе в эксплуатацию ЭИС организационного типа принципиально невозможна ситуация, при которой хотя бы кратковременно не работала ни старая, ни новая система. Более того, для проверки правильности всех заложенных решений ввод в эксплуатацию новой системы осуществляется постепенно во время опытной эксплуатации следующими шагами:

1. Проверка подсистемы или комплекса задач на полном объеме реальных данных, но не в реальные сроки, необходимые для управления.

2. Работа новой системы на полном объеме реальных данных и в реальные сроки в контрольном режиме, когда полученные результаты не используются для управления, а сопоставляются с результатами, получаемыми в прежней системе, и анализируются.

3. Переход на управление по результатам новой системы при сохранении в работе старой системы на случай возможных сбоев и непредвиденных ситуаций.

4. Окончательный переход на работу новой системы.

Работа системы в параллельном режиме крайне неблагоприятна для сотрудников. Им приходится выполнять двойную работу с повышенной нагрузкой. Разработчикам системы следует стремиться к сокращению срока параллельной работы, что существенно зависит от того, насколько успешно проведена разработка и отладка системы. Недопустимо переносить хотя бы часть отладки и доводки системы на период опытной эксплуатации. Изменения и в этот период неизбежны, однако следует стремиться к тому, чтобы остались лишь такие, которые нельзя было предусмотреть до начала опытной эксплуатации.

Опытная эксплуатация перекрывает процесс тестирования. Как правило, система вводится в эксплуатацию не полностью, постепенно. Поэтому с точки зрения информационного наполнения системы ввод в эксплуатацию проходит, по крайней мере, три фазы:

2) накопление информации;

3) выход на проектную мощность.

инициирует довольно узкий круг ошибок - в основном это проблемы рассогласования данных при загрузке и собственные ошибки загрузчиков, то есть то, что не было отслежено на тестовых данных. Если отладку «на живых» данных производить невозможно, то придется моделировать ситуацию, причем быстро. Здесь требуются очень квалифицированные тестеры.

В период накопления информации проявится наибольшее количество ошибок, допущенных при создании информационной системы. Как правило, это ошибки, связанные с многопользовательским доступом. Часто на этапе тестирования таким ошибкам не уделяется должного внимания. Это связано, видимо, со сложностью моделирования, а также с дороговизной средств автоматизации тестирования информационной системы в условиях многопользовательского доступа. Некоторые ошибки исправить будет довольно сложно, так как они являются ошибками проектирования. Ни один самый хороший проект от них не застрахован. Это значит, что на всякий случай надо резервировать время на локализацию и исправление таких ошибок.

В период накопления информации можно столкнуться со знаменитым «упала база». При самом плохом раскладе окажется, что СУБД не выдерживает потока информации. При хорошем - просто параметры конфигурации неверны. Первый случай опасен, так как повлиять на производителя СУБД довольно сложно, а заказчик очень не любит ссылок на службу технической поддержки СУБД. Решать проблему отказа СУБД придется не производителю, а вам - менять схему, снижать поток запросов, менять сами запросы; в общем - вариантов много. Хорошо, если время восстановления базы вписывается в запланированное время проекта.

Выход системы на проектную мощность при удачном стечении обстоятельств - это исправление ряда мелких ошибок, и изредка – ошибок серьезных.

Постановление Правительства РФ от 6 июля 2015 г. N 676
"О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации"

В соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации.

2. Установить, что мероприятия, предусмотренные требованиями , утвержденными настоящим постановлением, осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Рекомендовать иным государственным органам, помимо федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления руководствоваться в своей деятельности требованиями , утвержденными настоящим постановлением.

Требования
к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 июля 2015 г. N 676)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящий документ определяет требования к порядку реализации мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее соответственно - система, органы исполнительной власти) в целях повышения эффективности реализации полномочий органов исполнительной власти в результате использования информационно-коммуникационных технологий.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2017 г. N 555 Требования дополнены пунктом 1.1

1.1. При реализации органами исполнительной власти мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации систем и дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации должны выполняться:

а) требования о защите информации, содержащейся в системах, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий;

б) требования к организации и мерам защиты информации, содержащейся в системе.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2017 г. N 555 Требования дополнены пунктом 1.2

1.2. В целях выполнения требований о защите информации, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего документа (далее - требования о защите информации), органы исполнительной власти определяют требования к защите информации, содержащейся в системе органа исполнительной власти, для чего осуществляют:

а) определение информации, подлежащей защите от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также иных неправомерных действий в отношении такой информации;

б) анализ нормативных правовых актов, методических документов и национальных стандартов, которым должна соответствовать система;

в) классификацию системы в соответствии с требованиями о защите информации;

г) определение угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению безопасности информации в системе, и разработку на их основе модели угроз безопасности информации;

д) определение требований к информационной системе (подсистеме) защиты информации, содержащейся в системе.

II. Требования к порядку создания системы

2. Основанием для создания системы является:

а) обязанность органа исполнительной власти по созданию системы, предусмотренная нормативными правовыми актами;

б) решение органа исполнительной власти о создании системы с целью обеспечения реализации возложенных на него полномочий.

3. Создание системы осуществляется в соответствии с техническим заданием с учетом модели угроз безопасности информации, предусмотренной подпунктом "г" пункта 1.2 настоящего документа.

Модель угроз безопасности информации и (или) техническое задание на создание системы согласуются с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий в части, касающейся выполнения установленных требований о защите информации.

Техническое задание на создание системы должно включать сформированные в соответствии с подпунктом "а" пункта 1.1 настоящего документа требования к защите информации, содержащейся в системе.

4. Техническое задание на создание системы и модель угроз безопасности информации утверждаются должностным лицом органа исполнительной власти, на которое возложены соответствующие полномочия.

5. Порядок создания системы включает следующие последовательно реализуемые этапы:

а) разработка документации на систему и ее части;

б) разработка рабочей документации на систему и ее части;

в) разработка или адаптация программного обеспечения;

г) пусконаладочные работы;

д) проведение предварительных испытаний системы;

е) проведение опытной эксплуатации системы;

ж) проведение приемочных испытаний системы.

6. Этап разработки документации на систему и ее части включает разработку, согласование и утверждение документации в объеме, необходимом для описания полной совокупности проектных решений (в том числе по защите информации) и достаточном для дальнейшего выполнения работ по созданию системы.

7. Этап разработки рабочей документации на систему и ее части включает разработку, согласование и утверждение документации, содержащей сведения, необходимые для выполнения работ по вводу системы в эксплуатацию и ее эксплуатации, и порядка эксплуатации системы, содержащего сведения, необходимые для выполнения работ по поддержанию уровня эксплуатационных характеристик (качества) системы (в том числе по защите информации), установленных в проектных решениях, указанных в пункте 6 настоящего документа, в том числе:

а) перечень действий сотрудников при выполнении задач по эксплуатации системы, включая перечень, виды, объемы и периодичность выполнения работ по обеспечению функционирования системы;

б) контроль работоспособности системы и компонентов, обеспечивающих защиту информации;

в) перечень неисправностей, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации системы, и рекомендации в отношении действий при их возникновении;

г) перечень режимов работы системы и их характеристики, а также порядок и правила перевода системы с одного режима работы на другой с указанием необходимого для этого времени.

8. Этап разработки или адаптации программного обеспечения включает разработку программного обеспечения системы, выбор и адаптацию приобретаемого программного обеспечения, а также в установленных случаях и порядке сертификацию разработанного программного обеспечения системы и средств защиты информации по требованиям безопасности информации.

9. Этап пусконаладочных работ включает автономную наладку технических средств и программного обеспечения частей системы, загрузку информации в ее базу данных, комплексную наладку технических средств и программного обеспечения системы, включая средства защиты информации.

10. Этап проведения предварительных испытаний включает:

а) разработку программы и методики предварительных испытаний, в соответствии с которыми осуществляется проверка системы на работоспособность и соответствие техническому заданию на ее создание;

б) проверку системы на работоспособность и соответствие техническому заданию на ее создание;

в) устранение выявленных при проведении таких испытаний неисправностей и внесение изменений в документацию и рабочую документацию на систему;

г) оформление протокола испытаний и акта о приемке системы в опытную эксплуатацию.

11. Этап проведения опытной эксплуатации включает:

а) разработку программы и методики опытной эксплуатации;

б) опытную эксплуатацию системы в соответствии с программой и методикой опытной эксплуатации;

в) доработку программного обеспечения системы и дополнительную наладку технических средств в случае обнаружения недостатков, выявленных при опытной эксплуатации системы;

г) оформление акта о завершении опытной эксплуатации, включающего перечень недостатков, которые необходимо устранить до начала эксплуатации системы.

12. Этап проведения приемочных испытаний включает:

а) испытания системы на соответствие техническому заданию на ее создание в соответствии с программой и методикой приемочных испытаний;

б) анализ результатов устранения недостатков, указанных в акте о завершении опытной эксплуатации;

в) оформление акта о приемке системы в эксплуатацию.

III. Требования к порядку ввода системы в эксплуатацию

13. Основанием для ввода системы в эксплуатацию является правовой акт органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию, определяющий перечень мероприятий по обеспечению ввода системы в эксплуатацию и устанавливающий срок начала эксплуатации.

14. Правовой акт органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию включает:

а) мероприятия по разработке и утверждению организационно-распорядительных документов, определяющих мероприятия по защите информации в ходе эксплуатации системы, разработка которых предусмотрена нормативными правовыми актами и методическими документами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также национальными стандартами в области защиты информации;

б) мероприятия по аттестации системы по требованиям защиты информации, в результате которых в установленных законодательством Российской Федерации случаях подтверждается соответствие защиты информации, содержащейся в системе, требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации;

в) мероприятия по подготовке органа исполнительной власти к эксплуатации системы;

г) мероприятия по подготовке должностных лиц органа исполнительной власти к эксплуатации системы, включая лиц, ответственных за обеспечение защиты информации.

15. Ввод системы в эксплуатацию не допускается в следующих случаях:

а) невыполнение установленных законодательством Российской Федерации требований о защите информации, включая отсутствие действующего аттестата соответствия требованиям безопасности информации;

б) отсутствие в реестре территориального размещения объектов контроля, предусмотренном Правилами осуществления контроля за размещением технических средств информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 675 "О порядке осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 и частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", сведений о размещении технических средств информационной системы на территории Российской Федерации;

в) невыполнение требований настоящего раздела, выявленных в ходе осуществления контроля в соответствии с Правилами осуществления контроля за соблюдением требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 675 "О порядке осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 и частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

16. Срок начала эксплуатации системы не может быть ранее срока окончания последнего мероприятия, предусмотренного правовым актом органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию.

IV. Требования к порядку развития системычасти 7 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также в пункте 15 настоящего документа.

VI. Требования к порядку вывода системы из эксплуатации и дальнейшего хранения содержащейся в ее базах данных информации

20. Основанием для вывода системы из эксплуатации является:

а) завершение срока эксплуатации системы, в случае если такой срок был установлен правовым актом органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию;

б) нецелесообразность эксплуатации системы, в том числе низкая эффективность используемых технических средств и программного обеспечения, изменение правового регулирования, принятие управленческих решений, а также наличие иных изменений, препятствующих эксплуатации системы;

г) порядок, сроки и способы информирования пользователей о выводе системы из эксплуатации.

23. Перечень мероприятий по выводу системы из эксплуатации включает:

а) подготовку правовых актов, связанных с выводом системы из эксплуатации;

б) работы по выводу системы из эксплуатации, в том числе работы по деинсталляции программного обеспечения системы, по реализации прав на программное обеспечение системы, демонтажу и списанию технических средств системы, обеспечению хранения и дальнейшего использования информационных ресурсов системы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2017 г. N 555 пункт 23 дополнен подпунктом "в"

в) обеспечение защиты информации в соответствии с документацией на систему и организационно-распорядительными документами по защите информации, в том числе архивирование информации, содержащейся в системе, уничтожение (стирание) данных и остаточной информации с машинных носителей информации и (или) уничтожение машинных носителей информации.

24. Если нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено иное, то сроки хранения информации, содержащейся в базах данных системы, определяются органом исполнительной власти и не могут быть меньше сроков хранения информации, которые установлены для хранения документов в бумажном виде, содержащих такую информацию.

25. Срок вывода системы из эксплуатации не может быть ранее срока окончания последнего мероприятия, предусмотренного правовым актом о выводе системы из эксплуатации.