Логопедическая викторина «Перелетные птицы» (старший дошкольный возраст). Конспект викторины (старший дошкольный возраст) «Птицы – наши друзья

Светлана Коваленко

Цель :

Развитие логического мышления, зрительного и слухового внимания,связной и диалогической речи.

Задачи :

Закрепить знания детей о перелетных птицах , их внешнем виде, образе жизни, питании, пользе.

Развивать связную речь, память, мышление, воображение.

Формировать навык сотрудничества, доброжелательных отношений, умение выслушать ответ товарища. Воспитывать бережное отношение к птицам .

Оборудование : доска, волчок, аудиозапись трели скворца, предметные картинки с изображением перелетных птиц , медальки, звездочки, волшебная коробочка.

Предшествующая работа : беседа о перелетных птицах , заучивание стихов, загадок, скороговорок, упражнений.

Ход викторины:

Педагог включает детям аудиозапись трели скворца. В это время выставляет картинки пособия.

Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Кто знает, как их можно назвать одним словом? Правильно, это перелетные птицы .

Давайте вспомним,как они называются?

Ребята мы много говорили с вами на совместной деятельности о перелетных птицах . И сегодня мне бы хотелось с вами провести небольшую логопедическую викторину о перелетных птицах и закрепить ваши знания.

Для викторины мы пригласили жюри , за каждый ответ вы будете получать звездочку, а в конце мы подведем итоги.

Кто же из вас окажется самым внимательным, смекалистым, умным.

По среди стола ставиться волчок со стрелочкой, по кругу раскладываются карточки с заданием.

Дети по очереди вращают волчок и отвечают на выпавшую карточку с заданием.


Задания к викторине .

1. Назовите каких перелетных птиц вы знаете (грач, скворец, журавль, ласточка, стриж т. д.)

2. Почему перелетных птиц называют перелетными ? куда они улетают и зачем?

(перелетные птицы на зиму улетают в теплые края в поисках корма)

3. Назовите водоплавающих перелетных птиц ?

4. Загадки о птицах :

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

Кто без но и без свирели

Кто же это?

На шесте дворец

Во дворце певец

А зовут его скворец

Черный, проворный,

Кричит : «Крак!»

Червякам враг.

Птицы с длинными ногами

До весны простились снами.

Машут крыльями вдали,

И курлычут. Журавли.

5. Какую пользу людям приносят перелетные птицы ?

6. Как называется домик для скворца, который строят люди?

7. Считается, что эта птица предвещает добрую судьбу и рождение детей?

8. Физкультминутка «Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут,

Склонились над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на воду садятся.

9. Маленькая подвижная птичка с размером воробья?

10. Эти маленькие птички значительную часть жизни проводят в воздухе и ловят на лету насекомых?

11. Про эту птицу в народе говорят так «Увидел грача весну встречай» .

12. Обыгрывание диалога «Ласточка»

Ласточка, ласточка

Милая касаточка

Ты где была, ты с чем пришла?

За морем бывала, весну добывала

Несу, несу

Весну -кросну

13. У этих птиц нет своей песенки , но они прекрасно подражают другим птицам . в песни самца можно услышать посвист иволги, соловьиную трель, ржание жеребёнка, кваканье лягушки.

14. Этих птиц считают предсказателями погоды. если они строят гнезда высоко, лето будет хорошим,если низко –холодным, сырым. Если они усаживаются на высоком дереве близко друг к другу и клювом к ветру, жди плохой погоды.

15. Проговорить скороговорки :

У Грачихи 5 грачат.

Громче всех они кричат.

Стоит ласточка свой дом

Прямо над моим окном.

На березе скворушка

Пестренькие перышки.

16. Во многих местах эта красивая, грациозная крупная птица почитается как защитник и покровитель моряков. Для моряков появление этих белых птиц над морем предвещает спокойное и благополучное путешествие.

17. Какая из птиц не высиживает птенцов, а подкладывает яйцо в другие гнезда птиц ?

18. Стихи о птицах :

Мы раскрыли окна.

Распахнули дверь

Солнечный и мокрый

К нам пришел апрель

Забурлил ручьями,

Зазвенел, запел

Первыми скворцами

На березы сел.

Теперь весна –красавица

зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.

Ребята наша викторина закончена , и теперь жюри подводит итоги, а мы с вами проведем игру «Веснянка»

Солнышко, солнышко

Золотое донышко

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло

Побежал в саду ручей

Прилетело сто грачей

А сугробы тают, тают

А цветочки подрастают.

Детям вручаются медальки.

В конце логопедической викторины дети выставили свои поделки «Вестники весны» из соленого теста.








Спасибо всем. Наша совместная деятельность окончена.

Цель: обобщение знаний детей о перелётных и зимующих птицах.

Задачи: закрепить знания детей об отличительных особенностях птиц.

Развивать умение детей в отгадывании загадок о птицах.

Развивать внимание, мышление, память.

- умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями,

Совершенствовать г рамматический строй речи – образование притяжательных прилагательных, употребление в речи предлогов;

Воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Материалы:

Таблицы, карточки с изображением птиц, картинка с изображением кормушки, макеты деревьев, посылка с кормом.

Предварительная работа:

Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход викторины.

Воспитатель: Дети, сегодня мы собрались, чтобы провести викторину "Птицы -наши друзья!». А поможет мне провести нашу викторину наша старая знакомая ворона Каркуша. Что-то она задерживается. Давайте, пока её нет, мы разделимся на команды. Раз разговор у нас будет о птицах, то и название команд должны быть связаны с птицами. У вас в руках есть части картинок, их надо собрать в целые, и тогда мы узнаем название команд.

Д/и «Собери картинку»

Ну, вот у нас появились две команды «воробьи» и «снегири».

Появляется Каркуша.

А вот и я. Я вижу, вы готовы начать нашу викторину. Будьте внимательны. Если вы будете готовы отвечать на вопросы, то поднимайте руку. За каждый правильный ответ команда получает вот таких птичек (силуэты птичек из картона). В конце викторины определим победителя.

1 тур «Разминка»

Чья команда назовет больше птиц.

2 тур «Загадки»

На ветвях, украшенные снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых яблоки клюют.

И петь не поет, и летать не летает…

За что же тогда его птицей считают.

Все время стучит, деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит.

Всю ночь летает – мышей добывает.

А станет светло – спать летит в дупло.

3 тур «Узнай по описанию»

Вся жизнь его проходит на деревьях. Здесь он добывает себе корм, из-под коры деревьев, так как ему пищей служат личинки насекомых. Как внимательный врач осматривает, выстукивает выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено – принимается долбить его.

У этой птицы черная шапочка, желтая грудка и острый клав. Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Зимой в поисках еды часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало.

Окраска оперенья у этой птицы оранжево-красная, крылья и хвост буро-черные, клюв скрещенный, им удобно щелкать орешки. Выводит птенцов зимой.

Еще наряднее становится зимняя природа, когда на деревьях появляются эти птицы. Это красногрудая птичка с черной головкой. Это доверчивая и общительная птица.

Игра «Хочу быть птичкой».
Я по улице гулял
(Поступательные движения указательным и средним пальцами обеих рук, обозначающие ходьбу.)
Галок и ворон считал
(Скрестить перед собой кисти рук, сделать плавные движения кистями, обозначающие полет птицы.)
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибать поочередно пальцы рук, начиная с большого.)

Рот открыл, смотрю я в небо
(Открыть рот, поднять голову вверх.)

Вправо-влево. Я там не был.
(Повороты головы.)
Птичкой захотел я стать.

И руками стал махать.
(Взмахи руками через стороны вверх, вниз, часто, кисти напряжены.)
Крылья вверх и крылья вниз
(Плавно высоко вверх и вниз взмахнуть руками.)
Только слышно ветра свист.
(Вращательные движения указательными пальцами обеих рук, поднятыми вверх)
Я подпрыгнул, чтоб взлететь.
(Руки поднять вверх, подпрыгнуть.)

Но пришлось на землю сесть.
Присесть.

4 Тур «Ответь на вопрос»

Какая птица умеет дразниться? (попугай)

Какая птица хвостом разноцветным гордится? (павлин)

Какая птица летает в «очках» на носу? (филин)

Какая птица зимой выводит птенцов? (клест)

Какую птицу называют символом мира? (голубь)

Какая птица селится на крышах домов и по преданию приносит счастье? (голубь)

Какую птицу можно назвать зимним яблоком? (снегирь)

Какая птица может «работать почтальоном? » (голубь)

5 Тур Игра «Летает не летает»

Воспитатель называет слова, если дети услышат название птицы. они должны хлопнуть в ладоши.- орел, козел, щегол, синица, горчица, фазан, сазан, баклан, лягушка, старушка, глухарь, сухарь, гагара, гитара, утенок, ворона, корона, сова, трава, удод, компот и т. д.

6 тур "Из какой мы сказки?"

Воспитатель: Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них.

А) С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями)
б) С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
а) Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
б) В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
а) Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
б) С какой птицей дружил Винни Пух?

А) У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
б) Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

7 тур: «Что у нас сегодня на обед и ужин?»
1. В конверте лежит фотография птицы. Её имя произошло от названия орехов, которыми она питается. Кто это? (Кедровка питается кедровыми орехами).
2. В конверте лежит плод дерева, семена которого очень любят есть клесты. Что это? (Еловая шишка).
3. В конверте лежит ветка дерева, которое поит дятла. Что это? (Ветка берёзы)

8 тур: «Пословица не даром молвится».
Воспитатель: В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.
Каждой команде предлагается по 3 пословицы.
1. На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).
Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).
У каждой птицы… (своя песня).
2.Одна ласточка… (весны не делает).
Цыплят по осени… (считают).
Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).
9 тур- «Найди птицу».( вывешиваются 2 макета деревьев)

Воспитатель : Каждая команда на своем дереве должна разместить только зимующих птиц.

Команды подходят к своему панно и размещают на нем птиц, отбирая только зимующих

10 тур «Угадайте, для каких птиц эти мешочки».

Воспитатель: Ребята, Каркуша принесла в детский сад небольшую посылку. Давайте мы посмотрим, что в посылке? Здесь мешочки с кормом для птиц. Вам надо отгадать какой корм для какой птицы.

(Воспитатель передает по два мешочка с кормом каждой команде. Дети рассматривают их, совещаются и один ребенок из команды рассказывает какой корм для какой птицы.)

Воспитатель:

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь

Воспитатель: Ребята, что может случиться, если люди не будут помогать птицам пережить суровую зиму?

Дети: Они погибнут.

Воспитатель: Представим себе на одну минутку, что на земле осталось очень мало птиц? Что измениться?

Дети: Разведется очень много вредных насекомых и мелких грызунов. Деревья начнут болеть и погибнут. Людям станет трудно дышать, потому что деревья вырабатывают кислород. Вредители будут уничтожать весь урожай на полях и огородах.

Воспитатель: А еще я думаю, что будет очень печально, если мы не сможем наслаждаться пением птиц, их весеннему гомону, и поэтому

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!


Воспитатель: Ребята, мы должны помочь маленьким друзьям – развесить птичьи домики, перевязать кусты для гнезд, устроить бесплатные столовые для милых гостей. Ведь птиц в природе становится все меньше и меньше. Поможем, дети, птицам! Спасибо участникам, болельщикам, жюри за интересную и увлекательную игру! Пусть сердце и душа станет добрее, заботливее ко всему живому на земле.

Каркуша: До свидания, ребята! Мне пора лететь проверить кормушки. Полны ли они кормом, не заметены ли снегом!

Подведение итогов . Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, если вам понравилось сегодня участвовать в викторине, то вы можете прикрепить птиц на кормушки, которые вам раздавала Каркуша.

«Птичья почемучка»

Цель:

Задачи: Образовательные: Расширить кругозор детей о мире пернатых.

Развивающие: Развивать наблюдательность, творческий потенциал дошкольников.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательность, ответственность за общее дело коллектива.

Ведущий:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (Птица)

1 ребенок:

Каждый день когда встаем

Мы с братишкою вдвоем,

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших

Прилетает к нам друзей

2 ребенок:

На кормушках сидя,

Птицы чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи

Ждут нас также терпеливо

И красавицы снегири….

Все привыкли - не пугливы

Хоть руками их бери!

(Г.Ладонщиков «Наши друзья»)

Ведущий:

1. Разминка

(Филин.)

2. «Чей нос лучше»

(Показать книгу).

1. Назовите, чьи это клювы.

(1 - клёст - клювом достаёт семена из еловых шишек; 2 - фламинго - по краям надклювья зубчики, они помогают процеживать воду и собирать мелких беспозвоночных).

2. Назовите, чьи это клювы.

(1 - ворона - очень мощный и сильный клюв, питается разной пищей; 2 - пеликан - в нижней части клюва есть кожистый мешок, в который птица складывает рыбу).

3. Назовите, чьи это клювы.

(1 - орёл - острый загнутый клюв, это хищная птица; 2 - гусь - водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей).

Подготовительная группа - инсценировка «Сорока»

Старшая группа - игра «Сорока»

3. «Кто как летает»

1 . Назовите, кто летит.

(1 - утка; 2 - ласточка).

2. Назовите, кто летит.

(1 - сорока; 2 - цапля).

3. Назовите, кто летит.

(1 - ворона; 2 - гусь).

Игра «Чья стая быстрее соберётся»

4. «Птичьи загадки».

1.

2. (Еловая шишка).

3. (берёза)

«Угадай птиц по описанию»

1. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке - красное пятно, а на чёрных крыльях белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый. Летает за ним много пернатых нахлебников. (Дятел)

2. Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху на крыльях - белая полоска, под шейкой большое чёрное пятно. Совсем, как бант или широкий галстук. (Воробей)

(Синичка)

. (Ласточка)

«Дорисуй птицу» (на мольберте)

«В сыром бору тропина» (муз. композиция)

5. «Защитники природы»

На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).

Цыплят по осени… (считают).

Старого воробья… (на мякине не проведёшь).

Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).

Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).

Всякий кулик своё… (болото хвалит).

Одна ласточка… (весны не делает).

Рано пташечка запела… (как бы кошечка не съела).

Глупа та птица…

«Лабиринт» -

Ведущая: Жаворонки прилетайте

Весну встречайте!

Угощение

Загадки для зрителей

1. Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа-

2. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки подбирает,

По полям кочует,

Коноплю ворует (воробей)

3. Птичка - звонкая певичка,

Желтобрюхая сестричка,

Суетится невеличка,

Наша быстрая … (синичка)

4. Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Просмотр содержимого документа
«Викторина для детей старшего дошкольного возраста "Птичья почемучка"»

Викторина для детей старшего дошкольного возраста

«Птичья почемучка»

Цель: воспитание у старших дошкольников бережного отношения к окружающему миру и формирование навыка заботы о пернатых друзьях.

Задачи:
Образовательные:
Расширить кругозор детей о мире пернатых.

Развивающие:
Развивать наблюдательность, творческий потенциал дошкольников.

Воспитательные:
Воспитывать доброжелательность, ответственность за общее дело коллектива.

Команды детей входят в зал, занимают свои места.

Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (Птица)

1 ребенок:

Каждый день когда встаем

Мы с братишкою вдвоем,

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших

Прилетает к нам друзей

2 ребенок:

На кормушках сидя,

Птицы чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи

Ждут нас также терпеливо

И красавицы снегири….

Все привыкли – не пугливы

Хоть руками их бери!

(Г.Ладонщиков «Наши друзья»)

Ведущий: Сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в викторине, которая посвящена Дню птиц. В викторине участвуют три команды детей.

(дети старшей группы делятся на команды «Матки-матки, чьи отгадки?», дети подготовительной к школе группы складывают разрезные картинки «Птицы»)

Каждая команда выбирает капитана и придумывает название команды, связанное с птицами.

За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон. По окончании игры подсчитывается количество жетонов. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше.

1. Разминка

1. Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

2. Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

3. Какая птица летает в «очках» на носу? (Филин.)

2. «Чей нос лучше»

У Виталия Бианки есть сказка «Чей нос лучше?» (Показать книгу). Сейчас мы проверим, умеете ли вы определять по рисункам, каким птицам принадлежат клювы.

1. Назовите, чьи это клювы.

(1 – клёст – клювом достаёт семена из еловых шишек; 2 – фламинго – по краям надклювья зубчики, они помогают процеживать воду и собирать мелких беспозвоночных).

2. Назовите, чьи это клювы.

(1 – ворона – очень мощный и сильный клюв, питается разной пищей; 2 – пеликан – в нижней части клюва есть кожистый мешок, в который птица складывает рыбу).

3. Назовите, чьи это клювы.

(1 – орёл – острый загнутый клюв, это хищная птица; 2 – гусь – водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей).

Подготовительная группа инсценировка «Сорока»

Старшая группа игра «Сорока»

3. «Кто как летает»

По рисункам определить название птицы в полёте. (Дети выполняют задания по карточкам).

1 . Назовите, кто летит.

(1 – утка; 2 – ласточка).

2. Назовите, кто летит.

(1 – сорока; 2 – цапля).

3. Назовите, кто летит.

(1 – ворона; 2 – гусь).

Игра «Чья стая быстрее соберётся»

4. «Птичьи загадки».

«Что у нас сегодня на обед и ужин?»

1. В конверте лежит фотография птицы. Её имя произошло от названия орехов, которыми она питается. Кто это? (Кедровка питается кедровыми орехами).

2. В конверте лежит плод дерева, семена которого очень любят, есть клесты. Что это? (Еловая шишка).

3. В конверте лежит картинка дерева, которое поит дятла. Что это? (берёза)

«Угадай птиц по описанию»

1. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке – красное пятно, а на чёрных крыльях белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый. Летает за ним много пернатых нахлебников. (Дятел)

2. Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху на крыльях – белая полоска, под шейкой большое чёрное пятно. Совсем, как бант или широкий галстук. (Воробей)

3. Головка у неё в чёрной шапочке, на шее и груди длинный серый галстук. Спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка жёлтая, будто она в жёлтую жилетку нарядилась. (Синичка)

4. Сверху они чёрные, только под самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатинка. (Ласточка)

«Дорисуй птицу» (на мольберте)

«В сыром бору тропина» (муз. композиция)

5. «Защитники природы» «Пословица недаром молвится».

На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).

Цыплят по осени… (считают).

Старого воробья… (на мякине не проведёшь).

Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).

Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).

Всякий кулик своё… (болото хвалит).

Одна ласточка… (весны не делает).

Рано пташечка запела… (как бы кошечка не съела).

Глупа та птица… (которой своё гнездо не мило).

«Правила поведения на природе - девять «Нельзя».

На мольберте прикреплены 3 ряда карточек лицевой стороной вниз по 3 карточки в каждом ряду.

«Лабиринт» - у нашего воробья есть братья и сестры, их нужно довести до корма, провести через лабиринт, давайте выполним и это задание.

Музыкальная композиция «Голуби»

Ведущая: Жаворонки прилетайте

Весну встречайте!

Угощение

Загадки для зрителей

1. Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа-

Целый день долбить стволы (Дятел).

2. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки подбирает,

По полям кочует,

Коноплю ворует (воробей)

3. Птичка – звонкая певичка,

Желтобрюхая сестричка,

Суетится невеличка,

Наша быстрая … (синичка)

4. Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Всё равно ты будешь мой (дятел)

Птицы – наши друзья, берегите птиц. Помогайте им в трудные периоды. Не уничтожайте птиц. Они приносят немало пользы.

1. Вступительное слово к викторине

Наступила весна. Птицы возвращаются на родину. Скоро их весеннее пение будет слышно то тут, то там. Мы рады прилёту птиц. Они возвратились — а значит весна, и «вновь смеётся луг», и жизнь идёт своим чередом. В начале викторины — чудесный стих Георгия Скребицкого.

Какое утро, ширь какая!
Дымки далёких деревень…
Кругом всё и скрится, сверкает,
Встречая первый вешний день.

Синеет небо, солнце светит,
Снега лучами сожжены.
Нет дня счастливее на свете,
Чем день рождения весны!

2. Первый блок вопросов

Как мы называем птиц, которые на зимний период отправляются в тёплые края, а весной прилетают обратно?
Ответ: перелётные птицы

Как мы называем птиц, которые на зимний период остаются на родине?
Ответ: зимующие птицы

Вы слыхали, как поют дрозды? И не только дрозды, а и жаворонки, соловьи, иволги? Как называются птицы, которые поют лучше других?
Ответ: певчие птицы

Почему запели птицы?
Ответ: Потому что наступила весна, стало тепло, надо заводить потомство, стараться понравиться друг другу и найти себе пару.

3.Второй блок вопросов

Какие перелётные птицы вам знакомы?
Ответ: А — аист, Б – береговушка, В — выпь, Г – галстучник, грач, Д — дрозд, Ж – жаворонок, З – зяблик, И – иволга, К – кулик, кукушка, Л — ласточка, лазоревка, М – мухоловка, П – перепел, Р – рябинник, С — стриж, скворец, соловей, Т- трясогузка, Ц – цапля, Ч — чибис, чайка озёрная, У – утка.

Почему птицы улетают в тёплые края?
Ответ: основная причина – недостаточное питание в зимние месяцы

Когда улетают на юг аисты и цапли?
Ответ: когда замерзают водные бассейны

Какие перелётные птицы летят в ночное время?
Ответ: журавли, малиновки

Какие виды птиц добираются «пешком» до места зимовки?
Ответ: коростели, перепела

Как ориентируются перелётные птицы?
Ответ: ориентирами служат: побережья морей, горные цепи, речные долины, солнце

4.Загадки про перелётных птиц

Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач )

Целый день по пашне вскачь, и зовётся птица…(грач ).

На шесте — дворец, во дворце – певец. (Скворец )

5. Скворец

«Начинай серенаду, скворец!
Сквозь литавры и бубны истории,
Ты - наш первый весенний певец
Из березовой консерватории».

В какие календарные периоды у скворца блестящее черное оперение с зеленоватым отливом, а в какие крапчатое (с белыми пятнышками), с характерным металлическим блеском?
Ответ: черное – весной и летом, в пятнышках – осенью и зимой.

Когда прилетает скворец?
Ответ: в марте

Сколько поколений птенцов появляется у скворцов за сезон?
Ответ: два поколения

Где зимует скворец?
Ответ: в Европе, Африке, Средней Азии, на Кавказе

6. Грач

«Грач над березовой чащей.
Света и сумрака заговор.
Вечно о чем-то молчащий,
Неразговорчивый загород».

Где зимует грач?
Ответ: в Северной Африке, Средней Азии, на побережье Черного моря

Чем питается грач?
Ответ: насекомыми, полевыми мышами, улитками, (может поймать молодого зайчонка)

Когда прилетает грач?
Ответ: в период с февраля по апрель

К какому семейству относится грач?
Ответ: к семейству вороновых

7.Ласточка

«Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит».

Почему ласточку иногда называют касатка?
Ответ: потому что деревенская ласточка принадлежит к роду касаток

Кто является врагом ласточки?
Ответ: воробей. Он нередко атакует и захватывает ласточкины гнёзда, выкидывая оттуда крошечных птенцов.

Когда прилетает ласточка?
Ответ: в середине мая

Чем питается ласточка?
Ответ: исключительно летающими насекомыми — мухами, кузнечиками, стрекозами, бабочками, жучками.

Сколько поколений птенцов появляется у ласточек за сезон?
Ответ: два поколения

Цель: поддерживать интерес детей к родному краю, его обитателям (птицам), народным традициям встречи весны и празднованию Дня птиц.

Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация, социализация, музыка, художественное творчество, здоровье.

Участники игры-викторины: дети подготовительной к школе группы - Команда «Галчата», и их родители - Команда «Совуньи» .

(В нарядно украшенном зале напротив друг друга размещаются две команды: «Галчата» и «Совуньи» ).

Ведущая: Если снег повсюду тает, превращается в ручей,

Травка робко вылезает, день становится длинней,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла…(весна).

Весна в Приангарье! Солнышко растопило снег! Мы любовались сосульками, слушали звуки капели, а сегодня нас радует птичий щебет.

Весна в Приангарье! Первые вестники весны – птицы. Именно им посвящена наша сегодняшняя игра-викторина «Эти удивительные птицы». Участники игры: команда «Галчата»! И команда «Совуньи»! капитаны команд – старшие в своих командах. Это Богданова В.В. и Богданова Аня. Участие в конкурсах, выполнение заданий будет оценивать жюри. (Представление жюри).

Команды готовы? Начинаем игру!

1 конкурс «Птичьи вопросы».

Команде «Галчата»:

а) каких птиц, зимующих у нас в Приангарье, вы знаете? (воробей, синица, сорока, дятел, ворона, снегирь);

б) какие птицы не умеют летать? (пингвин, страус, киви);

в) назовите птицу-маму, которая не заботится о своих птенцах? (кукушка);

г) У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их и сказку («Гуси-лебеди»).

Команде «Совуньи»:

а) назовите перелетных птиц (скворец, грач, ласточка, стриж, кукушка, журавль, дикие утки и гуси);

б) какие птицы улетают в теплые края последними? (водоплавающие);

в) любимое лакомство синиц (сало);

г) какие птицы стали героями балета? Назовите этот балет и композитора (лебеди, «Лебединое озеро», Чайковский).

2 конкурс «Конкурс чтецов».

Каждая команда приготовила по 4 стихотворения В. Степанова о птицах. Нужно чтецам выразительно рассказать стихотворение и показать свою птицу на карточке.

3 конкурс «Загадки».

Команды поочередно отгадывают загадки:

1) Чернокрылый, красногрудый, 2) На одной стоит ноге,

Не боится он простуды, А другую греет.

И зимой найдет приют - Не купила сапоги,

С первым снегом тут как тут. (Снегирь) А теперь жалеет. (Цапля)

3) Непоседа птица эта, 4) Ты его узнаешь сразу:

Одного с березой цвета. Черноклювый, черноглазый,

Верещунья, белобока, Он по пашне важно ходит,

А зовут ее… (Сорока) Червяков, жуков находит. (Грач)

5) На когтях на ствол сосновый 6) Всю ночь летает –

Влез монтер красноголовый. Мышей добывает.

Он трудился на весу, А станет светло –

Но не вспыхнул свет в лесу. (Дятел) Спать летит в дупло. (Сова)

Ведущая : Приглашаю игроков на разминку «Сорока».

Летела сорока, сорока белобока (бегут на носочках)

Летела, летела, на березу села (полуприсед)

Хвостом повертела (отводят ручки за спину, крутят кистями)

По сторонам поглядела (поворачивают голову вправо-влево)

4 конкурс «Знатоки птиц».

Команды получают конверты с набором картинок и чистыми бумажными квадратами, на которых должны написать первые буквы слов – названий предметов. Затем из букв сложить слово – название птицы и найти картинку с ее изображением.

(ВОРОНА КУКУШКА)

В зал влетает Скворец (ребенок в костюме).

Скворец: Рад весну встречать я с вами. Снова встретился с друзьями.

Молодой весны гонец. Как зовут меня? (Скворец)

Верно. Пролетал я над вашим детским садом и порадовался: висят ваши скворечники на тополях. Сразу видно, что ждали меня и моих друзей. Спасибо!

И хотя мы, скворцы, предпочитаем некрашеные и не струганные домики, жаль, что эти скворечники такие серенькие.

Ведущая: Ничего, скворушка, хочешь, наши игроки придумают, как украсить птичьи домики?

Скворец: Конечно! Это было бы здорово!

5 конкурс «Украсим скворечники».

Обе команды получают рисунок-силуэт скворечника и набор цветных фломастеров. Решают, как будут украшать, работают сообща и поочередно.

В это время дети из группы поддержки исполняют песню «Кукушка и лягушка». Юля З., Карина Д. и Андрей Кож. Рассказывают скороговорки: грачиную, галчиную и синичью.

Подвижная игра «Скворцы и кошка».

Под музыку скворцы (дети в наголовниках) летают по залу, а кошка дремлет в сторонке. По окончанию музыки кошка ловит скворцов, а они летят в домики-обручи, но занимать домики только по двое. Скворцов больше на два, их ловит кошка. Игра повторяется.

6 конкурс «Птичьи повадки».

Команде «Галчата»:

а) какая птица охотится только ночью? (сова);

б) какая птица кашку варила и деток кормила? (сорока);

в) самая известная курочка (Ряба);

г) какая птица вьет гнездо на крыше дома? (аист).

Команде «Совуньи»:

а) какая птица может обогнать лошадь? (страус);

б) какие птицы жили у бабуси? (гуси);

в) начальник курятника? (петух);

г) какую птицу называют птицей – мухой? (колибри).

7 конкурс «Домашнее задание».

Участники команд показывают 4 миниатюры по произведениям Н. Сладкова:

«Сорока и заяц»;

«Сорока и медведь» ;

«Сорока и заяц»;

«Крот и филин».

8 конкурс «Музыкальный».

Участники команд называют песни, в которых упоминаются птицы. Засчитывается не название песни, а несколько строк, рассказанных или напетых.

Жюри подводит итоги. Вручает командам похвальные грамоты «Знатоки птиц» и шоколадные медали.