«Мы знаем крестьянский быт. Но не вспоминаем, как жили дворяне, шляхтичи, князья. Народная культура

Про белорусскую деревню получилось больше, чем про литовскую - потому что больше материала нашлось на русском языке:) Кое-что можно распространить и на литовскую деревню, ибо разница в хозяйстве и обрядности не так уж велика. Общие замечания те же, что и в предыдущей статье про литовцев. При возможности выбора региона выбирались данные по региону "Понеманье", "Гродненщина", "северо-западная Белоруссия".

Традиционное земледелие

Основным пахотным орудием белорусского крестьянина была соха. В интересующем нас регионе распространена "полесская соха": довольно основательное орудие, рассчитанное на двухволовью тягловую силу.

Для боронования использовали "вершалины" или "астрогi", сделанные из верхушки ели с обрубками сучьев, служившими зубьями. Для боронования выкорчеванных участков использовался также "смык", сколоченный из нескольких суковатых обрубков ели. На обычных старопахотных землях применялась так называемая плетеная, или вязаная борона. Затвердевшие комья, которые не поддавались боронованию, разбивали мотыкой или специально сработанным для этой цели деревянным молотком "кука", насаженным на длинную ручку.

Основные традиционные орудия уборки урожая - серпы, косы, вилы, грабли, цепы. Сжатые серпом хлеба сушили в сновах, расставляя их на поле в "бабки" ("мэндлiки"); затем свозили к гумнам, сушили в срубных помещениях (асець), а затем обмолачивали на току.
Для обмолота использовали цеп, валек, специально приспособленную решетку (абiвалка) и др. Обмолоченное и провеянное зерно сортировали, ссыпали в закрома амбаров (свiран) и клетей (клець, кладовка). Отдельные виды зерна или муки на текущий расход хранили в бочках, кадях, соломенных кошах. Для хранения зерна "про запас" служили специальные зерновые ямы, которые рыли в глинистом грунте, обкладывая стенки слоем бересты. Картофель и корнеплоды ссыпали в истопки и погреба; часть также хранили зимой в "копцах": картофель или свеклу собирали в большую кучу, обкладывали тут же в поле толстым слоем соломы и присыпали сверху землей.

Первый выход на пашню ("заворыванне") расценивался как праздник и сопровождался обрядовыми действиями. В первый раз крестьянин отправлялся пахать рано утром в новой одежде, взяв с собой завернутые в чистый рушник хлеб и соль. Хлеб и соль не только служили символом достатка, но и выполняли функции оберегов. В этот день крестьянин пахал недолго и, пройдя 2-4 борозды, возвращался домой, где его ждал накрытый праздничный стол. В этот же день хозяйка пекла обрядовое печенье в форме сохи, бороны, серпа. В некоторых регионах в состав ритуального обеда, помимо хлеба и соли, входили пасхальное мясо и вареные яйца. иногда первой запашке предшествовали "провидки": за несколько дней до запашки крестьянин шел в поле, взяв с собой хлеб, соль и освященные в церкви ветки верб, которые втыкал на меже, обходя поле.

Весенний сев приурочивали к полнолунию: полная луна ассоциировалась с полным колосом. Наиболее благополучными для весеннего сева днями считались вторник и суббота; в некоторых регионах предпочтение отдавалось пятнице. Однако для этого нужны были и благоприятные погодные условия: оптимальными считались пасмурные безветренные дни. В день весеннего сева крестьяне старались ничего не давать в долг (по поверью, вместе с одолженными вещами к соседям могла перейти и часть урожая). В этот день в доме должны были поддерживаться чистота и порядок. Первый засев производили отборными семенами, смешанными с зерном из "зажинного" снопа, сжатого в прошлом году или же взятого из венка, завитого по окончании жатвы ("дажынак"). По окончании сева крестьянина ждал накрытый праздничный стол. На званый обед или ужин приглашали родственников и соседей, считалось, что чем богаче праздничный ужин, тем богаче будет и урожай.

Животноводство

Основное место в животноводстве занимал крупный рогатый скот. Крупного рогатого скота на душу населения здесь было в 1,5 раза больше, чем в средней полосе России.
Здесь использовалась так называемая литовская (литовско-белорусская) порода скота. Литовский скот, потомок европейского тура, был неприхотлив в пище и приспособлен к суровым условиям содержания; в Понеманье он был более крупным и использовался в качестве не только продуктивного, но и рабочего скота, он требовал лучшего содержания и более сытных кормов.
Тягловой рабочей силой в Понеманье нередко служили также волы. Ими обрабатывались не только крестьянские наделы, но и помещичья земля. Волы использовались при перевозке грузов, приводили в движение механические мельницы, молотилки, лесопилки и другие промысловые установки. Однако при бороновании поля, перевозке легких грузов и пассажирской езде чаще всего использовалась лошадь.
Здесь также был район наиболее развитого свиноводства во всей нечерноземной зоне империи. Свиней откармливали зелеными сочными кормами, корнеплодами, желудями; убой проводили обычно в начале зимы в целях лучшего сохранения сала и мясных продуктов. День свежевания убитого животного отмечался в семье, как праздник, "свежиной" угощали и одаривали близких соседей.

Важную роль в хозяйстве играло овцеводство, особенно в Понеманье, на Гродненщине. Баранина использовалась в пищу чаще, чем говядина. Вместе с тем овцы давали необходимое сырье для домашних промыслов: овчина - на кожухи и шапки, шерсть - на ткани, вязаные и валеные изделия. Овец стригли два раза в год - поздной весной и осенью в теплые солнечные дни. Конец стрижки расценивали как праздник "урожая шерсти" и отмечали торжественным ужином. В среднем крестьянском хозяйстве оставляли на зиму 4-6 овец. В помещичьих хозяйствах, наряду с обычными грубошерстными, выращивали также и тонкорунных овец.
Малоземельные крестьяне и горожане разводили обычно коз, которых держали главным образом для молока. Почти в каждом крестьянском хозяйстве имелось также до десятка кур, а близ рек и водоемов - гусей и уток.
Преобладала выгонно-пастбищная система животноводства со стойловым содержанием скота в зимнее время. Скот пасли на протяжении 6-8 месяцев, летом - на общинных пастбищах (пастбищных сервитутах), паровых полях, лесных урочищах, в конце лета и осенью - также по жнивью и сенокосам. Крупный рогатый скот и овец на ночь загоняли в сарай, лошади паслись круглые сутки. В июне-июле коров выгоняли "на ранки" до восхода солнца, а в полдень загоняли в хлева, выпуская вновь в поле после того, как спадала жара. Практиковалась и отгонная форма выпаса, особенно в случаях откорма скота на убой или продажу.

Помимо крестьян и мелкой шляхты, отгонным ("гуртовым") животноводством занимались еврейские скотопромышленники. Они скупали или обменивали у местного населения молодняк, нанимали пастухов, угонявших стадо в лес на все лето, в конце июля к месту выпаса подвозили муку, соль; откормленный скот сбывали по осени на ярмарках. В местах отгона устраивали специальные ограды, загоны для скота, иногда здесь строили и легкие сараи - кашары, куда загоняли скот в непогоду.
Свиней выкармливали обычно в домашних условиях, периодически выпуская из сарая на подножный корм под надзором подростков.

Ремесла и народные промыслы

Наибольшее развитие получила деревообработка.
В деревнях и местечках существовало до 30 ремесленных профессий, связанных с обработкой дерева, в том числе плотницкое дело, столярное дело, бондарное ремесло, токарное ремесло, судостроение, плетение и др.
Плотничество было повсеместным занятием. Практически каждый взрослый крестьянин мог срубить хату и хозяйственные постройки. В этой трудоемкой работе ему помогали родственники и другие односельчане. Профессиональные плотники зачастую уходили в отходники. Артели профессиональных плотников, кроме жилых построек, возводили мосты и плотины, ветряные и водяные мельницы, сооружали деревянные церкви.
Столяры делали двери, оконные рамы, декоративно-прикладные изделия; другие специализировались на изготовлении мебели, домашней утвари, ткацких станков, сельскохозяйственного инвентаря, различных транспортных средств. Из липы, ольхи, осины изготавливалась разнообразная долбленая посуда и утварь.
Бондарное ремесло преобладало в форме кустарного промысла. Бондари работали преимущественно на заказ и на местный рынок; изготавливали бочки и посуду из дубовой, сосновой, еловой, осиновой клепки; емкости для воды, соков, напитков (транспортная бочка, кадка - "вадзянка", бочонок - "бiклага, барылка"), для хранения продуктов и различных вещей ("кубел" - для хранения одежды, лохань - "балея" для стирки белья, квашня - "дзяжа" и др.).

Особым видом ремесла - "стальмашный промысел" - было производство транспортных гужевых средств (колес, телег, бричек, саней и др.)
При этом изготовление телег и саней в качестве домашнего ремесла существовало в каждой деревне, а изготовление колес (катков), как требующее специальных навыков и опыта, чаще всего осуществлялось специальными мастерами-колесниками, работавшими на продажу на более широкой территории.
Особым видом деревообрабатывающих ремесел было изготовление полозьев, дуг, оглобель, колесных ободьев.
На прибрежных пристанях было широко распространено речное судостроение.
Из различных пород дерева народные умельцы изготовляли музыкальные инструменты (скрипки, свистульки, дудки, жалейки, цимбалы и др.)

Народное ткачество - одно из наболее распространенных и древних ремесел. Во многих помещичьих хозяйствах работали ткаческие мастерские.
Основным сырьем для ткачества в домашних условиях являлся лен, в меньшей степени - овечья шерсть и волокно конопли. На каждом этапе обработки льна использовались соответсвующие орудия. Для обивания льняных головок служил валёк (пранiк). В процессе дальнейшей обработки льна его мяли ("церлi") с помощью мялки (цернiцы). Для очищения волокна его трепали с помощью специального орудия - трепала ("трапло").

Чесали волокно гребнем (изначально деревянным с вырезанными на нем зубьями, позднее появился гребень с металлическими зубьями). Такими же способами и орудиями обрабатывалась и конопля. В отличие от льна и конопли обработка овечьей шерсти не требует такого количества орудий, здесь существенны три момента: стрижка овец, мытье и чесание шерсти.

Прядение осуществлялось вручную с помощью лопатообразной прялки (праснiца). Готовую пряжу сматывали на специальное приспособление - вилкообразное мотовило для свивания пряжи в мотки.

Изготовление тканей в домашних условиях выполнялось на горизонтальном ткацком стане. Наиболее характерен для белорусской деревни рамный стан, основу его составляла четырехугольная рама, на которой располагались навои для пряжи и полотна; нити крепились в верхней части рамы на понебнике.
Оригинальностью и красотой отличались ткани для женской поясной одежды. Изготавливались два типа тканей - полихромные и однотонные; среди узорных преобладали ткани с вертикальными и горизонтальными полосами, в основном двухнитовые. Повсеместное распространение имели также клетчатые ткани.
Изделия из шерстяных тканей назывались "андарак", "суконниiк", из полотняных - "спаднiца", "палатнянiк".
Изготавливались также разнообразные ткани для хозяйственных и других бытовых нужд, а также декоративные ткани: полотенца (ручнiкi), скатерни, покрывала. Полотенца украшались как тканым, так и вышитым орнаментом. В тканых полотенцах преобладал геометрический узор, который создавался с помощью браной техники и располагался в виду поперечных полос. На некоторых полотенцах узор создавался с помощью многонитового тканья.
Скатерти ткали из льняной пряжи преимущественно в четыре и восемь нитов. Рисунок создавался серым утком на отбеленной основе; обычный узор - геометрический в клетку. Изготовляли также ажурные скатерти - тканые и плетеные.

Одним из массовых домашних ремесел было плетение. Из лозовых прутьев плели корзины, кошелки, коробы, рыболовные снасти, мебель, детские колыбели, кузова саней и телег, изгороди, даже печные трубы. Из корней сосны, ели, можжевельника изготовляли утварь и посуду; из бересты делали солонки, табакерки, сумки, берестой оплетали глиняную посуду ("берасцянiкi"). Повсеместно употреблялось липовое лыко; из него плели лапти, кошели ("варэнькi"), вили веревки.

Распространено было также мочальное ремесло, то есть заготовка из липовой коры луба, мочала и изготовление из них различных хозяйственных вещей.
Липовую кору заготовляли весной. Для заготовки сухого луба с коры соскребали топором верхний слой, потом его распаривали над костром и клали под груз, после просушки использовали. Из луба делали короба, детские люльки, кузова для возков.
Для получения мочала луб замачивали в водоемах, сдирали с него волокнистую часть и после просушки разрывали на узкие полоски (ленты), из которых плели или ткали на ручных станках рогожи и циновки, различные сетки, канаты, вили веревки для лаптей, изготавливали мочальные паруса для речных судов.
Для плетения исполользовалась также солома. Из соломенных жгутов плели разнообразные короба, посуду для хранения продуктов, шкатулки, игрушки и др. Соломенные шляпы ("капелюшы") были летним головным убором мужчин-белорусов.

Важное значение в хозяйстве имел валяльный промысел. В ткацком производстве применялась операция мягчения тканей. Сукно-сырец для мягкости и прочности валяли с помощью ручных приспособлений. Сукно топтали босыми ногами в корыте или на полу, толкли толкачом в ступе, мяли на ребристой поверхности в ручных "валюшах" различной конструкции. При этом сукно смачивали горячей водой. Такой трудоемский процесс обычно выполняли коллективно в осенее и зимнее время. С древних времен из овечьей шерсти валяли войлок для конской сбруи, попон и др. Валяная войлочная шапка (магерка) - один из основных головных уборов белорусских крестьян. Магерку белорус носил круглый год, летом иногда надевали и широкополую войлочную шляпу ("брыль", "капялюш"). Шаповальство преобладало в форме отхожего промысла; мастера работали в домах заказчиков, переходя со своими инструментами из деревни в деревню и даже в соседние губернии. Во время отходничества ремесленники пользовались условным языком, который назывался катрушницкий лемезень (от слов "катруха" - шапка, "лемезень " - язык).

Кожевенные промыслы и ремесла - одно из древнейших занятий. В зависимости от вида сырья и назначения изделий издавна существовали различные способы обработки кож. Соответственно сложилась специализация ремесленников. Выделкой овчин и мехов занимались скорняки ("кушняры", "чэмбары"), выделкой сыромятной кожи - шорники ("рымары"), обувную кожу выделывали кожевники ("гарбары"). Наиболее древний способ обработки кож - выделка сыромятной кожи. Шкуру крупного рогатого скота размачивали в воде, золили в растворе гашеной извести для лучшего снятия шерсти, затем на наклонной колоде соскребали шерсть и мездру, мяли с помощью специального мяла. Из сыромятной кожи шорники шили сбрую: гужи, вожжи, шлеи, постромки, уздечки и проч. Сыромять шла и на пошив крестьянской обуви - кожаных лаптей ("поршнi", "пасталы"), и на изготовление различных хозяйственных и бытовых принадлежностей - поясов, кожаных мешков для продуктов в дорогу и др.
В народном скорнячестве главное место занимала обработка овчин для пошива зимней одежды. Основной технологической операцией в скорняжном деле было хлебное квашение. Разминали овчину крюком; выделка овчин производилась "набело", без дубления.

Кожевничество ("гарбарство") и сапожное ремесло преобладало в городах (в деревнях крестьяне до второй половины девятнадцатого века кожаную обувь практически не носили).

Наличие залежей глины способствовало развитию гончарства. Посуду формовали на ножном гончарном круге, обжигали в горнах или домашней печи и подвергали декоративной оброаботке. Различали несколько способов: обвариванье ("гартаванне"), задымливание и глазуровка ("глазурованне"). Обварная в овсяном тесте и затем обожженная посуда получалась пятнистой ("рябой"), задымленная - черной, остальная - красной, глазурованной и простой.

Кузнечное ремесло в городах к середине девятнадцатого века пришло в упадок, однако возросла роль сельского "кавальства". Обычно сельские кузнецы были потомственными профессионалами из местных крестьян, встречались также кузнецы-цыгане и евреи.

Сельские поселения

Для белорусских поселений характерна малодворность. Для многих селений число дворов колебалось от 2 до 10, поселение в 30-40 дворов считалось крупным. Часто встречался гнездовой (кучевой) тип планировки (без четкой уличной застройки); однако в Понеманье встречалась и двухсторонняя уличная планировка.

Определяющую ролоь в формировании застройки поселения играл тип двора. В Понеманье распространен в первую очередь погонный (линейный) тип застройки. Основным типом белорусского жилища является однокамерная хата, близкая в плане к квадрату. Печь в белорусской хате традиционно размещается в углу, устьем к порогу. По диагонали от печи находился красный угол ("чырноы кут"); напротив печи был кухонный угол ("бабiн кут"). Окошки украшались переплетами и наличниками, подтесы вокруг окон забеливались известкой.
Жилище строилось на высоком подрубе, состоящем из 2-6 бревен и имеющем проемы для вентиляции. Здесь же устраивались и подпольные погреба для корнеплодов и картофеля.
В западной Белоруссии известен тип жилища с подсенью, образуемой свесом крыши над входом в сени или в клеть, пристроенную к уличному фасаду жилища.
В Понеманье у зажиточной части крестьян жилище разделялось на хату, горницу и кухню, в сенях выделяются сенечки, камора, кладовая и другие помещения.

В большинстве жилищ полы были глинобитные; печи устанавливались на мощных колодах или на подрубе из бруса. Пространство между печью и фасадной стенкой занимал настил для отдыха, над которым к потолку прикреплялись полати, на которых обычно спали старики. Вдоль стен стояли лавы, в кухонном углу - полки, настенный буфет или угловой шкафчик для посуды, ведро с водой часто подвешивалось на крюке к потолку.
Освещалась хата каменными плошками для сжигания пней (корчей), которую устанавливали на углу печи.
Стены хаты периодически (к праздникам) мыли, скоблили.
Одежда, изделия ткачества обычно хранились в каморе, сенях, клети в деревянной емкости ("кубел") или в сундуке ("скрыня"). Традиционными элементами интерьера являлись различные, прикрепленные к балкам потолка жерди ("ашостак"), шестки. Обычно они располагались перед и за печью, над полатями и служили для развешивания полотенец, одежды, пучков трав и др.
Пространство сеней занимали бондарные и плетеные емкости, ступа, жернова, корыто для корма скота и др. По стенам в один или два яруса располагались полки для хранения посуды, инструментов. На вбитых в стену деревянных крюках висели сбруя, старые тулупы ("кажухi"), на деревянной жерди - мешки. Сени часто использовались, как летнее жилище, поэтому здесь могли стоять кровать, стол, скамеечки. Освещались сени одним-двумя окошками на одно-два стекла.
Резное убранство жилищ в регионе Понеманья в девятнадцатом веке почти не встречалось (в отличие от других белорусских районов).

Из хозяйственных построек в Понеманье широко распространены клети (свiрны) на основании из "штандартов" или камней, с широким порогом, вдоль которого шла столбовая галерея, поддерживающая нависающий второй ярус, где обычно хранили отборное зерно. Для хранения корнеплодов строились примитивные погребные ямы, несколько на одну усадьбу; выложенные камнем подвалы в сенях; иногда погреба под клетью.

Хлев (овчарня, хлеб для коров и др.) в погонной планировке усадьбы соединялся с основной частью усадьбы с помощью вспомогательных помещений (поветей, сенников и др.).
Гумно в районе Понеманья обычно имело прямоугольный план, двухскатную крышу. Торцы забирались бревнами, проезд - по оси через ворота в торцевых стенах.
Облик деревни дополняли изгороди (плетеные, дощатые или из камней).

Простейшим типом источника водоснабжения у белорусов был родник (иногда обустроенный, со скамеечкой и выложенной камнями тропинкой). В Понеманье часто встречался колодец с проемом из камней. Ведро поднимали при помощи журавля или коловорота (в колодцах с большой глубиной).

Традиционная одежда

Основным сырьем для изготовления одежды были волокна льна, конопли, кожа и шерсть животных. В домашних условиях окрашивали нитки и ткани, а также зачастую обрабатывали шерсть и кожи. В цветовой гамме традиционной белорусской одежды преобладал белый цвет (белое полотно, белое сукно). Во второй половине девятнадцатого века ткани домашней выработки стали окрашивать в разные цвета - коричневый, желтый, красный и др.

Общий комплекс традиционного белорусского костюма как у мужчин, так и у женщин складывался из нательной одежды (сарочкi) и набедренной, которая прикрывала бедра ("спаднiца", мужские штаны). Поверх этой легкой одежды надевали короткую безрукавную или с рукавами суконную одежду. Верхнюю одежду шили из сукна и мехов. Одежда дополнялась поясом (плетеным, вязаным, тканым из нитей или кожаным).
Нательную сорочку шили из белого полотна, изготовленого из льна или конопли. Основу сорочки (кашулi) составляла так называемая "станина" из целого прямого полотна или из двух частей обычно в женских сорочках.
Простейшим типом покроя является туникообразный, без швов на плечах (материал просто перегибался). Этот покрой к девятнадцатому веку был реликтовым и сохранялся преимущественно в обрядовой (похоронной) одежде. У белорусов он больше был известен для мужских сорочек. Более типичным кроем как женской, так и мужской сорочки был поликовый, при котором переднее и заднее полотница соединялись с помощью прямоугольных вставок - поликов, "уставок" из того же самого материала.

Старинные сорочки у белорусских крестьян шились без воротника, с простой обшивкой вокруг ворота. В праздничных сорочках пришивался невысокий (2-3 см) стоячий воротник. Среди мелкой шляхты был распространен отложной воротник. Стоячий воротник застегивался на пару пуговиц сбоку или спереди, отложной - на запонку (шпонку) или стягивался лентой или полоской цветной ткани. С широким отложным воротником сочетались и широкие рукава с манжетами (манкетамi), иногда наряду с вышивкой украшенные кружевом. Старинные сорочки белорусских крестьянок (особенно будничные) почти не украшались либо украшались весьма скромно простейшими затканными полосками красного цвета. Со второй половины девятнадцатого века появляется разнообразный тканый и вышитый орнамент на груди, поликах, воротнике, верхней части рукава. Украшать подол у белорусок было не принято, так как сорочки обычно были короче юбок.
Другим основным компонентом женского костюма является юбка - полотняная "спаднiца" и шерстяной "андарак". Юбки шили преимущественно из домотканины (полотна, сукна), праздничные - иногда из покупных фабричных тканей. Полотняные юбки шили из двух полотниц, тогда как суконные андараки - из трех-четырех-шести продольных полотнищ, равных по ширине вытканного материала, которые сшивались вместе и около пояса собирались в сборки или складки.
Необходимой частью белорусского костюма у женщин всех возрастов в будние и праздничные дни был фартук. Для белорусок характерны полотняные фартуки, укрепленные на поясе с помощью завязок. Длина их была чуть меньше длины юбки. Праздничный фартук украшался "натыканием" чаще красными нитями или вышивался разнообразным рисунком разноцветными нитями. Для украшения фартуков широко использовалось покупное или домашнего изготовления кружево.

Характерной составлной частью женской одежды была также безрукавка. В одних местах безрукавки были частью одежды только пожилых женщин, в других - они входили в девичий костюм и были обязательной принадлежностью приданого, а в замужестве только дошивались.
Безрукавка имела многочисленные названия - "кабат", "гарсэт", "шнуроука", "каптан", "безрукаука" и др. Встречались разнооброазные по фасону и покрою безрукавки; короткие - до талии, и длинные - ниже талии. Короткие шились обычно с прямой спинкой. При всех видах покроя спереди был разрез посередине от верха до низа, по обе стороны разреза делались петли, с помощью которых безрукавка зашнуровывалась либо застегивалась на крючки, пуговицы. Как нарядная часть костюма, безрукавка шилась преимущественно из покупных тканей: сукна, аксамита (род бархата), парчи ярких расцеток. Ее дополнительно украшали вышивкой, аппликацией, нашивкой галунов, металлических блесток и др.
Кое-где безрукавка встречалась и как часть мужского костюма.

Типы женских безрукавок, конец XIX- начало XX века. а, б - "каптан", Гродненская губ.

В качестве украшений носились серьги, бусы (стеклянные, янтарные, коралловые, у зажиточных слоев - иногда жемчужные, рубиновые). Другие украшения - броши, браслеты, кольца - также носились в основном зажиточными слоями населения.

Мужской комплекс одежды складывался из сорочки, штанов и пояса. Мужские сорочки шили из домотканого полотна в две или более полок в зависимости от ширины холста. Рабочие, будничные сорочки шились обычно туникообразным кроем. Более праздничный вариант - с поликами и на кокетке (гестке). Сорочки всех типов имели прямой разрез (пазуху) по центру, длина которого достигала 35-40 см. Под влиянием городской культуры также кое-где в качестве праздничного варианта появились косоворотки. Тканым и вышитым оргаментом украшались обычно поликовые праздничные сорочки по воротнику и манишке-планке, нашитой поверх разреза. Носили сорочки навыпуск и обязательно подвязывали поясом.

Пояс (крайка, кушак) изготавливался обычно в домашних условиях. Их ткали, вязали, плели из ниток домашнего изготовления, окрашенных в различные цвета. Белорусский пояс обычно украшался геометрическим орнаментом - ромбами, квадратами, звездами, полосками в разнообразном цветовом сочетании.

Кроме матерчатых поясов, носили кожаные ремни, к которым подвешивали кожаный кошелек - "калиту".

Мужская поясная одежда (порты, штаны) у крестьян изготавливалась из домотканого полотна и сукна; из фабричных тканей шили праздничную одежду. У зажиточных крестьян и мелкой шляхты белые холщовые порты выполняли роль нижнего белья, поверх которого надевались узкие или широкие штаны, мешковатые шаровары из плотного сукна.

Верхняя одежда у обоих полов и всех сословий изготавливалась из всех сортов сукна и мехов домашних и диких животных. Она имела много разных видов и разных названий.
Кожух и шуба встречались у всех сословий населения. Крестьянский кожух был преимущественно из овчины и отделывался также мехом из бараньих шкурю. Крестьянские кожухи и шубы сверху обычно не покрывались сукном или другим дорогостоящим материалом, как это было принято у состоятельной шляхты. В девятнадцатом веке термин "шуба" вытеснял более древний термин "кожух", однако покрой оставался практически прежним - с длинными рукавами, широким отложным воротником и застежкой впереди, посередине.
Разная по названию верхняя одежда - "епанча", "кирея", "бурка", "чуя" - шилась из плотного сукна прямым плащевидным покроем. Когда эту одежду надевали в дальнюю дорогу, к ней пристегивался башлык. Другие виды верхней одежды простонародья - "казакин", "однорядка", "кафтан", "сермяга" и др.

Распространенные типы кроя: прямой халатообразный, с неотрезной, немного приталенной списной, с боковыми вставками клиньями - "з вусамi"; с отрезной по талии спинкой, заложенной по линии отреза в небольшие складки - "хванды", с подрезными боками и вставными клиньями. В Гродненской губернии распространены были сермяги или кафтаны темно-серого или синего цвета, обшитые синими или красными обшлагами; у однодворцев, мещан и мелкой шляхты - часто обшлитые белой тесьмой.

Женский головной убор и прическа демонстрировали семейное положение и возраст женщины. Обычная девичья прическа - гладко зачесанные и заплетенные в одну или две косы от затылка волосы, прямой пробор. Заплетенные косы чаще свободно свисали вдоль спины; в косы вплетались ленты - шелковые в праздники, более дешевые - в будни. Головной убор девушки не должен был закрывать макушку головы. Обычно носились венки и головные повязки - "шырынкi", " скiндачкi". Головные повязки из тонкого, хорошо отбеленного домашнего холста шириной до 30 см при повязывании обычно складывались вдвое и завязывались на затылке.
Венки изготавливались на твердых обручах высотой 10-15 см, изготовленных обычно из луба. Лубяная основа обшивалась домашним холстом, поверх которого с внешней стороны нашивалась либо яркая фабричная ткань, либо расшитый нитками, бусами, мишурой налобник. К этой основе крепились живые или искусственные цветы, зелень, крашеные перья, а сзади - разноцветные ленты. Подобные венки носились повседневно девочками, начиная с 10-летнего возраста. Праздничные венки украшались богаче.
Специальную зелень для венков - руту, барвинок - специально для этих целей выращивалась на огородах и сохранялась зеленой целый год.

Типичным головным убором замужних женщин был сложный убор, состоящий из трех компонентов: обруча, чепца и намитки. Непосредственно на волосы надевался тонкий обруч (кiбалка, тканка, лямец), изготовленных из подручного материала - жгута льняной кудели, лубяного ободка, гибких древесных прутьев и др. На этот обруч женщина накручивала незаплетенные волосы. Поверх волос надевался чепец, в ряде мест обычаем было предусмотрено, чтобы из-под чепца не выбивалось ни единого волоска. На затылке чепец стягивался шнурком. Чепцы чаще шились из покупного материала различных расцветок и рисунков, но чаще - красных оттенков. Иногда чепцы вязались из домашних суровых ниток, окрашенных в различные цвета. Чепцы иногда украшались в налобной части оборками, кружевами, бусами; шляхтянки и мещанки по праздникам носили чепцы из более дорогих тканей - парчи, белой тонкой ткани с богатой вышивкой золотой нитью.

Третьим компонентом головного убора была "намiтка" - белое покрывало, напоминающее полотенце. Наряду с намитками в девятнадцатом веке появляются также разнообразные платки (хусткi, рантухi). Крестьянские платки - обычно полосатые или клетчатые, большие, из полотна или шерсти, носились не столько на голове, сколько на плечах.

Женщина в намитке. Минская губ.

Мужские головные уборы были разнообразны по материалу и по форме. Мужской головной убор, как ни одна другая часть костюма, отражал социальный статус владельца. Высокие и низкие шапки, целиком меховые или с меховым околышем, встречались у всех сословных групп населения, разница наблюдалась в качестве меха и характере украшений.
В зимние холода головным убором крестьян были шапки из домашней овчины коричневого, черного или серого цвета. Такой головной убор назывался "кучма".
В широком обиходе были также суконные и войлочные шапки. Кроме простых, сферической формы шапок, были известные шапки с четырехугольным верхом, сшитым из 4 кусков добротного сукна (красного, синего, желтого цвета), высокий околыш шили из натурального барашка. Подобные шапки чаще назывались рогатiвками. Кроме меховых и суконных шапок, были распространены мужские уборы из соломы и войлока, различного рода широкополые шляпы (капелюшы).
Соломенный капелюш имел обычно широкие поля, а войлочный - чаще малые. Капелюши украшались лентой обычно черного цвета, повязанной вокруг тульи.
Также встречались войлочные "магерки" - невысокие шапки белого или серого цвета с полями разной ширины, плотно прилегающими к тулье (в шляхетской среде носились подобные же головные уборы, но пошитые из бархата или сукна с украшением из перьев, и носившие название "баторовки", так как проникли на белорусские территории из Венгрии через Польшу во времена Стефана Батория).

Основным видом как летней, так и зимней мужской и женской обуви были самодельные, плетеные из лозы и лыка, либо кожаные лапти. Встречалась также кожаная обувь, изготавливавшяся из куска кожи, "края которой были отлого изогнуты и стянуты вверху лыком, бечевкой или ремешком". Такая обувь называлась "пасталамi", а в западных районах - "хадаками". Кожаные лапти имели две основных разновидности. За основу одних брали прямоугольный кусок кожи, который впереди сшивался по центру, образуя обычно острый носок. В специально проделанные отверстия по загнутым кверху краям протягивали кожаные оборы, которыми постолы крепились к ноге. Другая (менее нарядная) разновидность изготавливалась из куска кожи овальной формы (использовалась сыромятная коровья или телячья кожа), выкроенной по размеру ступни с припусками на борт, носок и задник. По краям также вырезались отверстия, через которые пропускались оборы. Это были "маршачкi", называемые так потому, что кожа при стягивании морщилась.
Однако самой распространенной была лыковая обувь, ее носили при выполнении всех видов сельскохозяйственных и домашних работ, а беднейшие крестьяне - и по праздникам. Лапти плелись в домашних условиях с помощью простейших инструментов, к ноге крепились с помощью пеньковых обор, которые протягивались через ушки, выплетенные на лапте. В морозы ступню утепляли дополнительно легкой мягкой соломой либо сеном, поверх которых накручивали портянки.
В северо-западных районах, на границе с литовцами, беднейшая часть крестьян также пользовалась деревянной обувью или на деревянной подошве.
В летнее время крестьяне часто не пользовались никакой обувью, ходили босиком.
Сапоги и женские башмаки (чаравiки) в деревнях носились только по праздникам или в наиболее зажиточных семьях. Такую обувь чаще изготавливали специальные ремесленники на заказ. Праздничную обувь хранили бережно и передавали от отца к сыну, от матери к дочери. Шилась такая обувь на толстой подошве, на низком или высоком каблуке с металлической подковкой; часто на "прямую" колодку - то есть без различия правой и левой ноги. Женская праздничная обувь отделывалась узорной строчкой, аппликациями из цветной кожи, лентами, зашнуровывалась разноцветной шелковой тесьмой или тонкими кожаными ремешками. Более высокие голенища у сапог характерны для высших сословий, чем выше сапог - тем богаче его носитель.

Повседневная жизнь.

Крестьянские дети росли в голоде, холоде и грязи. Детство в деревне было безрадостным и коротким. В пять лет дети уже пасли домашнюю птицу, приглядывали за младшими. В семь лет они работали пастухами, в десять - бороновали пашню. Ходили дети в холщовых рубахах, босые. Игрушек они не знали. Росли неграмотными, в лучшем случае умели немного читать и считать.

Крестьянин был свободен от работы только в воскресенье и праздничные дни. В такие дни он сначала посещал храм, а после богослужения направлялся в корчму.

В середине XVIII в. корчмы были почти в каждой белорусской деревне. Корчмарь был нужным человеком для шляхты и крестьян. Он поставлял информацию, посредничал в купле-продаже, знал почти все и обо всех. На ночлег в корчме останавливались проезжие. Они рассказывали о городах, государствах, традициях и обычаях других народов, интересных происшествиях.

Но корчма была злом для деревни, так как приучала крестьян к пьянству. Через арендатора пан сбывал здесь крестьянам продукцию своей винокурни.

Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта – это музей под открытым небом, так называемый "скансен". Такие музеи создаются, чтобы показать исторический быт в естественных условиях. Создается впечатление, что это настоящая жилая деревня, но жители внезапно почему-то покинули ее. Все предметы оставлены так, будто хозяева вот-вот вернутся.

Находится музей в пригороде Минска, вблизи деревни Строчицы. Часть музея расположена в пойме реки Птичь и является природоохранной ландшафтной зоной. Площадь музея составляет 220 гектаров.

Экспозиция включает шесть историко-этнографических секторов: Поозерье, Поднепровье, Центральный регион, Восточное и Западное Полесье, Понеманье. Рельеф каждого сектора максимально приближен к естественным условиям расположения поселений.

Туристы могут побывать в исконно белорусских домах, деревянной церкви, мельнице, хозяйственных постройках и даже школе. Все дома подлинные. Их осторожно разобрали, перевезли на территорию музея и вновь собрали под руководством опытных специалистов. В хатах находятся уникальные сохранившиеся предметы быта, изделия народных умельцев, ремесленников, мебель, хозяйственный инвентарь, посуда, домашнее убранство, одежда, обувь, украшения.

Уникальный археологический памятник – городище на Менке. По данным историков, городище возникло еще до нашей эры и, по мнению многих ученых, именно здесь зародился будущий Минск. Также, на территории музея находятся несколько курганов – захоронений, датируемых IX-XI веками.

В этнографическом музее проводятся народные праздники, фестивали, мастер-классы национальных ремесел. Здесь можно не только увидеть, но попробовать себя в роли крестьянина или ремесленника, отведать блюда белорусской кухни.

Ответ оставил Гость

Развитие сельского хозяйства - основной отрасли экономики в XVII-XVIII вв.- сдерживало сохранение феодально-крепостнического способа производства. Ограбленное панами и властями крестьянство не располагало нужной тягловой силой для выполнения панщины, извозных повинностей и обработки собственных земельных наделов. На востоке Беларуси на 100 дворов в среднем приходилось 300 лошадей. В западной части на 100 дворов приходилась 41 лошадь, хотя это в какой-то мере компенсировалось волами, численность которых- достигала 161 на сто дворов. Средняя урожайность зерновых в конце XVI в. составляла один к трем, то есть на меру высеянного зерна собирали три. Поскольку производство зерна не приносило нужного дохода, в хозяйствах увеличивалось производство технических культур: хмеля, конопли и особенно льна. Значительное развитие получило пчеловодство. Это способствовало втягиванию крестьянского хозяйства в рыночные отношения.
Основным принципом земельных отношений являлось то, что крестьянин получал от землевладельца участок земли, за что выполнял в его пользу определенные повинности. Фактически складывалось так,

что в это время крестьянам выделялось такое количество земли, которое могло обеспечить жизнеспособность и платежеспособность их хозяйств. Площадь среднего крестьянского надела в XVII - первой половине XVIII вв. составляла, как правило, не менее полволоки. т. е. немногим более 10 га. Если надел был меньшим, то ему выделялись дополнительно участки из так называемого позанадельного фонда, причем за них платились меньшие налоги. В тех случаях, когда землевладельцы были заинтересованы в привлечении на свои земли новых крестьян, они шли на уменьшение повинностей, за малую плату (третий или четвертый сноп) сдавали не засевавшиеся земли. Вновь прибывшим крестьянам в течение нескольких лет уменьшались повинности (по сравнению со старожилами).
Являвшееся основной производительной силой, содержавшее своим трудом шляхту, церковь, войско, государство в целом, крестьянство облагалось тяжелыми повинностями. Основными из них были панщина, дяк-ло и чинш. Размеры панщины землевладелец устанавливал сам. Приведем свидетельство очевидца, датированное 1585 г.: «На работу крестьяне обязаны выходить и становиться на назначенном месте с восходом солнца, и оставлять работу сразу после захода солнца. Кто б после заказа не вышел на работу, за такое непослушание должен отработать за один день два дня, не покидая территории панского двора, а за второй день - четыре дня, также находясь при дворе. Если кто-нибудь не вышел на работу все три дня или на протяжении шести недель по разу на неделе, особенно летом, то за эту неделю в кандалах должен работать во дворе... Если б и после этого у него случались невыходы на работу, тогда - бичевание возле столба».

Как известно, подавляющее большинство современных белорусов являются потомками крестьян. И если отбросить в сторону либеральные мифы о счастливой и зажиточной жизни крестьян Западных губерний России (куда относилась и территория современной Беларуси), то на поверхность выступает крайняя нищета, неустроенность крестьянских хат и периодический голод.



Читать полностью в источнике с фото:

Еще в середине XIX века группа офицеров русской армии по заданию Генерального штаба стала составлять сборники «Материалов для географии и статистики России» по всем губерниям. Не исключением являлись и западные (белорусские) регионы. Брест-Литовск в ту пору являлся уездным центром Гродненской губернии, сборник по которой содержит подробные сведения по ее истории и статистике. Подполковник Генерального штаба П.О. Бобровский провел детальное исследование и в 1863 году оставил солидное описание быта крестьянского населения губернии, выдержки из которого приводятся ниже.

Прежде всего, коснемся устройству крестьянской избы. Большинство крестьянских домов строилось без дымовой трубы, следовательно, вся копоть и сажа проникала внутрь помещения. «… Крестьяне живут в низких, полуразрушенных и закоптелых хатах, в которых вместе с копотью и нечистотами скрывается … тьма недугов - лихорадки, горячки, ломоты, язвы и т.п. Да и в жилищах с дымовыми трубами бывает также грязно и неопрятно и душно, как и в курных. Зимой, вместе с семьей крестьянина, в избе помещаются телята, ягнята, поросята и куры, а все это еще больше увеличивает нечистоту и поддерживает тяжелый и отвратительный воздух », - писал П.О. Бобровский.


Читать полностью в источнике с фото:

на фото слева - крестьянка, фото примерно 1890г.

В таких жутких, с позиции современного человека антисанитарных условиях, крестьянские семьи жили практически в полной нищете. Вот как описывал подполковник Бобровский их рацион: «Пища крестьян состоит из хлеба, огородных овощей, молока, мяса и грибов; она груба и неприхотлива. Хлеб из ржаной и дурно просеянной муки, вообще вкусный и здоровый; у бедных хлеб делают с примесью ячменя и картофеля; мякина - необходимый спутник крестьянского хлеба. Щи - необходимое кушанье, делаются из кислой серой капусты и приправляются овсяной или ячменной крупой; борщ из бураков, кашица - похлебка из круп, приправленная луком. Картофель в разных видах, горох, чечевица, огурцы, редька и разные пироги. Сало в большом употреблении, им приправляются все кушанья; по праздникам едят овечье мясо, а иногда копченую говядину. Жареное - гусь, поросенок - на крестьянском столе попадается весьма редко.

… Редьку едят с квасом и луком, огурцы употребляют соленые. При недостатке хлеба и овощей едят картофель, который составляет важнейший суррогат в крестьянской пище; неурожай на картофель тяжело ложится на беднейших, которые, за недостатком хлеба, кормятся картофелем круглый год. В постные дни рыбу не употребляют, а едят весной крапиву, щавель, а зимой - что попало».


Читать полностью в источнике с фото:

Самый тяжелый период для крестьян был весной, когда старые запасы уже закончились, а нового урожая еще не было. Особенно больно ударял этот период по наиболее слабой, беднейшей части крестьянства. Как писал Бобровский, «беднейшие пекут хлеб с двойной примесью мякины: высушенные листья папоротника, вереска, копытника, березовая кора и разные коренья, положенные в хлеб, делают его невкусным и весьма тяжелым для пищеварения».

Как отмечала в своей работе О.Н. Иванчина, «для решения продовольственного вопроса для выпечки хлеба предлагалось также использовать винную барду - оставшееся от винокурения зерно. На винокурнях её обычно выбрасывали либо отдавали на корм скоту. … Утверждалось, что в качестве добавки к хлебу из ржаной муки может использоваться также солома из муки, которой в тесте должно быть не более ⅓. Такой хлеб был хуже, чем с использованием барды, но намного лучше, чем хлеб с мякиной, лебедой, дубовыми желудями, древесной корой, исландским или оленьим мхом. Оба вида хлеба (с винной бардой либо с соломенной мукой) Медицинская комиссия при Министерстве внутренних вел и Вольном экономическом обществе сочла здоровыми и могущими заменить обычный ржаной хлеб в борьбе с голодом ».


Читать полностью в источнике с фото:

Но больше весеннего голода по крестьянам било пьянство. Если более зажиточный крестьянин оставлял у себя необходимое для пропитания своей семьи количества хлеба, остальное продавал на ярмарке, а на вырученные средства покупал другие товары, то большинство остальных крестьян попросту пропивали. Как писал Бобровский, «вырученные деньги пропиваются в корчме, которые распространены в огромном количестве по всем местечкам и на дорогах. Водку любят пить не только мужчины и женщины, но и дети, едва достигшие 12 лет. В корчме мужик готов пропить все … Водка сделалась такой неизбежной принадлежностью крестьянского быта, что каждый работник выговаривает себе у наемщика одну или две рюмки водки ежедневно, сверх условленной платы. Без водки или, как здесь говорится, без «магарыча», крестьяне не обойдутся при заключении каких-либо условий и сделок ».

на фото справа - П.О.Бобровский

Распорядок дня обычной крестьянской семьи был таков: отход ко сну зимой в 22 вечера и подъем уже в 5 утра, летом подъем с восходом солнца. «Обедают в 6 часов утра, в 12 часов полдничают, а часов в 8 вечеряют. Взрослый мужчина съедает в день 3 фунта (1 фунт около 454 грамм) хлеба и 2 кварты пресной, и 2 кварты (1 кварта - 0,9 л) кислой похлебки; женщина - 2 фунта хлеба и похлебки несколько менее; на пятилетнего ребенка полагается ½ фунта хлеба ».

По материалам сборника «Материалы для географии и статистики России. Гродненская губерния» (С.-Петербург, 1863), статьи О.Н. Иванчиной «Социально-экономическое развитие Малоритского района в составе Российской империи (1795-1917 гг.)». Вестник БрГУ, 2015, № 2.