Народный фронт за честные закупки. Проект ОНФ «За честные закупки» представил пять новых направлений работы. А кто занимается картелями у вас

Уважаемый, zerber! Рад, что вы не оставили свои изыскания и продолжаете изучать наше оборудование.
Попробую ответить на ваши вопросы.
1. Вы писали: «для начала хочу вернуться к самому сертификату.
Как мне пояснили грамотные спецы, действительно действительно может быть расширено информационным письмом (бред конечно, ну да ладно). Однако данное письмо, должно иметь хоть какое-то обоснование. например вот такое http://bolid.ru/files/373/566/edu_le...
Ответ: Письмо, на которое вы сослались, является внутренней перепиской между органом сертификации и фирмой-производителем и не может являться официальным документом, который может прилагаться к сертификату соответствия. Информационное письмо к сертификату это публичный документ и он так и называется – «Информационное письмо к сертификату соответствия № .... ». http://omegasound.ru/uploads/docs/al...
2. Вы писали: «прошу обратить внимание на наличие экспертного заключения и выводов в самом письме. Инспекционный контроль, и даже результаты типовых испытаний, учитывая дату их протокола, не могут являться основанием для распространения действия серта. получается что сертификат дополнили тремя новыми устройствами, в частности ОСА-1, которые на соответствие ГОСТ Р 53325-2012 никто не испытывал без уважительных причин.»
Ответ: Честно говоря, даже не понимаю, о чем вы говорите и на основании чего делаете свои выводы. Основанием для распространения действия сертификата как раз и является инспекционный контроль и типовые испытания (ЭМС, функциональность, совместимость и т.п.) согласно ГОСТ Р 53325-2012, а не просто хотелки производителя. Что касается даты протокола испытаний, то за это вам большое спасибо, буду разбираться. Иногда так случается, что документ оформляется одним числом, а подписывается другим.
2. Вы писали: «п. 4.1 руководства на ОСА-1 это конечно не отмазка от несоответствия ГОСТу. Более того - это просто наглость такое писать. Я бы еще понял, если бы например было написано, что наличие органов управления или индикации обеспечивается другим компонентом, входящим состав... в общем п. 7.4.1 д) не выполняется.»
Ответ: В этой дискуссии вам уже указывали на то, что согласно приложению к п.7.6.1.15 пункт 7.4.1 д) носит не обязательный, а рекомендательный характер. Было бы не лишним если бы вы повнимательней почитали бы и пункт 7.6.3.4 «ПРИ НАЛИЧИИ у ППУ функции перехода в режим РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ …». В п.4.1 руководства на ОСА-1 ясно написано, что прибор не имеет органов ручного управления и предназначен для работы в автоматическом или в полуавтоматическом (при помощи ЭДУ) режимах работы. Что тут непонятного? Если вы хотите включать таблички от кнопочки расположенной на лицевой панели прибора, то ОСА не для вас. Ищите другой прибор.
3. Вы писали: «насколько я понял ОСА-1 может быть запущена или от ППКП или от ЭДУ. это тоже нарушение ГОСТа.»
Ответ: По всей видимости, вы очень прозорливый и наблюдательный человек. Нужно обладать недюжинными способностями, чтобы понять, что ОСА-1 МОЖЕТ БЫТЬ запущена от любого «нормально разомкнутого» контакта (ППУ, ППКП, ЭДУ и т.п.). Если это (как вы считаете) является нарушением ГОСТа, то когда вы будете писать его следующую редакцию, прямо так и укажите, что запускать ОСу от ППКП или ЭДУ категорически запрещается.
4. Вы писали: «на ППУ, управляющем даже одним направлением, среди прочих, должны быть 2 обязательных индикатора обобщенных сигналов. Пожар и Пуск. Учитывая допустимость изменения названий индикаторов на схожие слова, могу отнести индикатор Тревога к любому из обязательных, но только к одному.»
Ответ: С чего вы это взяли, что на ППУ должны быть 2 обязательных индикатора обобщенных сигналов. Пожар и Пуск. Внимательно прочитайте п. 7.6.1.4 уделив особое внимание последнему абзацу.
5. Вы писали: «даже при работе ОСА-1 к ППУ на одно направление требование 7.6.3.2 б) не обеспечивается. в этом же ракурсе не выполнятся 7.6.4.3. я разговаривал с разработчиками, под направлением в данном пункте они подразумевали линию связи. но раз пункт спорный, тогда можно не акцентировать.
Ответ: Даже комментировать не буду. Внимательней читайте руководство и предыдущие ответы.
6. Вы писали: «опять же что-то мог упустить, но не смог найти решение выше обозначенных проблем ОСА-1 при работе как составной части Альфы.Разве что пуск от ППК и ЭДУ. И то только в том случае, если два входа AL-8MP2 могут запускать один и тот же алгоритм.»
Ответ: По-поводу обозначенных «проблем» ОСА-1 и их решения я вам уже ответил. Что касается ППУ AL-8MP2, то сценарии оповещения (алгоритмы) для входов вы можете программировать сами. Как вам угодно, хотите одинаковые для всех входов, хотите индивидуальные (что было бы логично), для каждого входа активации свой сценарий.
7. Вы писали: «пока хватит. если я нигде не ошибся (иначе прошу поправить), тогда постараюсь продолжить. На первый взгляд к AL-8MP2 вопросов нет. но что-то не даёт мне покоя. а значит косяки точно есть.»
Ответ: Скорее всего, точно есть. Не может не быть. Соответствовать ГОСТу на 100% невозможно. Невозможно потому, что всегда найдется человек, у которого будет свое видение на соответствие тем или иным пунктам столь несовершенного ГОСТа. Но мы (производители) все же надеемся, что следующая редакция ГОСТ Р 53325 будет иметь конкретные формулировки по каждому требованию. Хотя, всегда найдется человек …:)
Уважаемый, zerber! Если честно, то мне не очень хочется продолжать дискуссию в том же русле. Вы пытаетесь, что-то выковырять, а я тыкаю вас в пункты ГОСТа и пытаюсь объяснить, на мой взгляд, очевидные вещи. Давайте лучше, вы поставите в конце названия дискуссии знак вопроса, и мы на этом закончим никому не интересную тему. Если вас действительно интересует система оповещения Альфа, то готов продолжить обсуждение в рамках ее характеристик и функционала.

https://www.сайт/2017-06-05/v_rossii_idut_proverki_na_sootvetstvie_gostam_chto_eto_znachit_dlya_potrebiteley_i_proizvoditeley

Добровольно-обязательная сертификация

В России идут проверки на соответствие ГОСТам. Что это значит для потребителей и производителей?

Яромир Романов/сайт

В нескольких российских регионах с середины мая идет пилотный проект Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) по проверке товаров на соответствие ГОСТам. Он предусматривает добровольную сертификацию, и на сегодня, по данным этого федерального агентства, получено несколько десятков обращений от производителей, которые желают подтвердить заявленное качество своей продукции через сеть испытательных лабораторий. Одновременно Росстандарт обещает, что взять и просто так, ради рекламы, поместить знак ГОСТа, скажем, на банку сгущенки или тушенки станет себе дороже..

ГОСТ — это что, очередной привет из 70-х?

Даже не из 70-х: история советской системы государственных стандартов начинается с середины 20-х годов, а дошедшая до нашего времени аббревиатура родилась в начале 40-х, когда в СССР уже успели утвердить 8600 различных государственных общесоюзных стандартов. Их соблюдение было строго обязательным, и за несоответствие продукции ГОСТам была предусмотрена административная ответственность. Хотя любой, кто жил в позднем СССР, легко вспомнит о «колбасе из туалетной бумаги» в период, когда на прилавках были рады любым товарам…

Но и с началом рыночных отношений в России ГОСТы никуда не исчезли, просто перестали быть обязательными для производителей. Их заменили более либеральные ТУ (технические условия), которые во многом повторяют ГОСТы, но подчас с серьезными «допущениями»: например, с заменой натуральных ингредиентов на ненатуральные.

Все это привело к тому, что уровень доверия потребителей к качеству продуктов питания в России снизился до 18%, тогда как в европейских странах более 60% потребителей даже не смотрят на состав продуктов, полностью доверяя государственному контролю качества, отмечает Дмитрий Шиманов, гендиректор исследовательской компании MAR CONSULT. При этом регулярные социсследования говорят, что ГОСТам продолжает доверять больше 70% российских потребителей (данные ноября 2015 года).

Яромир Романов/сайт

Так что маркировка продукции ГОСТом — это отличный маркетинговый ход, свидетельствует Ярослава Усатова из торгового дома «Кондитер». Но соответствует ли товар этой «высокой» маркировке на самом деле, потребителю неизвестно. Отсюда и его запрос на необходимые гарантии, которые Росстандарт рассчитывает дать, покончив с бесконтрольным использованием ГОСТов на товарных этикетках.

Значит, назад в СССР?

Нет, возврата к обязательной стандартизации по советской системе ГОСТов не будет. Управляющий партнер ООО «Правовое решение», эксперт в вопросах потребительского рынка Сергей Воронин призывает не забывать, что производственные технологии сегодня уже не те, что были раньше. Технологические линии выросли и в масштабах, и в скорости производства. Возврат к советским стандартам во многих случаях будет означать рост издержек, а значит, и стоимости продукции.

К тому же, значительная часть выпускавшейся по ГОСТам продукции, особенно в группе бытовых товаров, просто морально устарела. А если специально для этого взяться за модернизацию старых советских ГОСТов, рано или поздно возникнет вопрос о доверии к обновленным стандартам, опасаются некоторые эксперты. Впрочем, скорее всего этим все равно рано или поздно придется заниматься, но для начала было бы неплохо убедить потребителей в том, что новая система сертификации работает не хуже прежней, то есть что под сертификатом соответствия ГОСТу им не продадут что-то недоброкачественное.

То есть ГОСТы останутся делом добровольным?

Да, добровольным. Но нужно помнить: если производитель все же решил прихвастнуть перед потребителем приверженности «старым добрым» советским ГОСТам, то его продукция не должна ни на йоту отступать от заявленных требований. Только при этом условии производитель будет включен в специальный реестр Росстандарта и получит право маркировать свой товар знаком Национальной системы стандартизации.

Яромир Романов/сайт

Собственно, этот механизм сейчас и тестируется с привлечением испытательных лабораторий и органов по сертификации подведомственных Росстандарту региональных центров стандартизации, метрологии и испытаний. Тестовая фаза затронула семь пилотных регионов: Нижегородскую, Кировскую, Оренбургскую, Волгоградскую, Омскую, Свердловскую области, а также Республику Крым. Уже в следующем году национальная система сертификации начнет действовать по всей стране.

Что ждет нарушителей?

Во-первых, производителя продукции, которая продается с указанием соответствия ГОСТу, но на самом деле не отвечает заявленным требованиям, будут привлекать к ответственности за введение потребителя в заблуждение. За это полагается штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. Во-вторых, как напоминает замруководителя Росстандарта Антон Шалаев, знак ГОСТ — это зарегистрированный торговый знак, и если Росстандарт в его выдаче никоим образом не участвовал, то нарушитель может заплатить штраф до 1 млн рублей.

Ирина Гехт, замруководителя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, просит не забывать и о репутационных потерях. Все уважающие себя предприятия будут если не стремиться обзавестись сертификатами на соответствие ГОСТам, то по крайней мере поостерегутся афер с подлогами, считает сенатор.

Важно иметь в виду, что проверки с целью выявить липовые маркировки на соответствие ГОСТам начались уже сейчас, параллельно с добровольной сертификацией, притом сразу по всей стране. Вероятно, через какое-то время Росстандарт хотя бы в воспитательных целях предъявит публике получившуюся «доску позора».

Что от всего этого ждать потребителю?

Вряд ли стоит ждать ухудшения потребительских свойств продукции, полагают опрошенные нами эксперты. Во-первых, если государству удастся навести порядок с ГОСТовской маркировкой, можно будет смело доверять качеству продаваемых с ней товаров. Во-вторых, раз не идет речь о принуждении производителей к единой высокой планке качества, у потребителя остается выбор — как говорится, на любой вкус и кошелек. То есть и для роста цен оснований нет. Хотя, если кому-то все же придет в голову со временем ограничивать использование ТУ, рост цен возможен, притом довольно чувствительный, предупреждает советник гендиректора «Открытие Брокер» Сергей Хестанов.

Наталья Ханина/сайт

«Если начинающий предприниматель сможет производить первосортную продукцию, потребитель будет только рад, а если крупные производители сделают ставку на эконом-сегмент и станут производить 2-3-й сорт за честные деньги — потребитель снова выиграет», — убеждена Ярослава Усатова. Возможно, будет и наоборот: лидеры рынка обеспечат потребителя продукцией высшего качества, а производители поменьше - среднего. Главное, что на потребительский рынок вернутся понятные его участникам правила.

Значит, выиграет и производитель?

Да, если он за честную конкуренцию, делают оговорку эксперты. Изменения будут безболезненными для производителей, поскольку применение ТУ никто не будет ограничивать, уверен Сергей Воронин. Пожалуйста — производи товары с «допустимыми отступлениями», но в таком случае не вводи потребителей в заблуждение, что твоя продукция строго соответствует советскому ГОСТу. Честным бизнесменам от такого правила станет только легче: никто из конкурентов больше не сможет прихвастнуть ГОСТовским качеством продукции, хотя на самом она ничем не отличается от твоей, произведенной по упрощенной технологии, соглашается Дмитрий Шиманов. При этом Сергей Воронин предполагает, что новая система особенно подойдет небольшим производствам, которые смогут выпускать товары разного качества небольшими партиями, тестируя их в том или ином покупательском сегменте. Ведь вовсе не обязательно, что потребителю в конечном итоге понравится именно то, что соответствует ГОСТу.

А что насчет рынка услуг?

Обсуждается идея распространить сертификацию на предмет соответствия ГОСТам и на рынок услуг, хотя во времена обязательных ГОСТов о многих ныне оказываемых услугах в нашей стране и слыхом не слыхивали. Активно идею поддерживают в некоторых думских фракциях. Например, первый зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Савельев (ЛДПР) убежден, что это будет следующим этапом развития потребительского рынка в стране. С парламентарием согласен эксперт потребительского рынка Роман Харланов, но он против того, чтобы госстандарты оказания услуг внедряли депутаты. По его словам, эта емкая отраслевая задача должна решаться с привлечением специализированных институтов и пользующихся доверием рыночных игроков.

И что, никаких подводных камней?

Часть экспертов полагает, что не все так гладко. Тот же Роман Харланов опасается, что новая система стандартизации и сертификации может стать ограничителем конкуренции, и на это стоит обратить внимание ФАС. Особенно это касается допуска на рынок начинающих производителей, так что система ТУ с ее послаблениями остается критически важным условием.

Яромир Романов/сайт

Повод для пессимизма может быть и в другом: система не заработает, если государство не наведет порядок с выдачей липовых сертификатов, полагает Валерий Маракулин, у которого многолетний опыт работы в системе сертификации. Побывав «по разные стороны баррикад», Валерий отмечает, что ему неоднократно приходилось сталкиваться с центрами сертификации, которые просто продают нужные предпринимателям бумажки.

Любые регулирующие стандарты имеют смысл только при должном контроле со стороны надзорных органов, согласен бизнесмен Антон Чупин. Он является соучредителем бренда по производству жидкости для вейпа — то есть занимается тем, на что никаких стандартов в Советском Союзе еще просто не было. Но даже если бы они были, Чупин указывает на другую проблему. «Сегодня есть определенные стандарты и требования к оформлению упаковки многих товаров, но рядом с нашим товаром на сотнях полок магазинов присутствуют товары, на которых не указаны базовые вещи - дата изготовления, состав, данные о производителе, информация о технических условиях производства. Я не понимаю, как ГОСТы помогут системе, которая при текущих стандартах и требованиях не справляется с регулированием рынка», — говорит Антон. На сегодня, считает предприниматель, в РФ достаточно регулирующих норм. Так что государству на самом деле пора сконцентрироваться на том, чтобы магазины сами боялись связываться с недобросовестными производителями.

05.05.2008

Пресс-служба
Пресс-релизы

Административная ответственность за нарушение правил сертификации и государственных стандартов ПРЕСС-РЕЛИЗ Одним из принципов правового регулирования, определенных Законом РФ «О защите прав потребителей», ФЗ «О техническом регулировании», является контроль за безопасностью товаров, а так же защита прав потребителей.Правила обязательной сертификации и требования государственных стандартов представляют собой «средства», с помощью которых государство воздействует на производство качественных товаров и контролирует их реализацию в гражданском обороте. Их же нарушение создает угрозу жизни и здоровью каждого потребителя.В Арбитражный суд Ростовской области поступают заявления от компетентных органов (Прокуратура Ростовской области, Госнадзор ЮМТУ Ростехрегулирование) о привлечении к административной ответственности субъектов предпринимательской деятельности за совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.19. КоАП РФ.При рассмотрении указанной категории дел суд проверяет соответствие реализуемых предпринимателями товаров законодательству Российской Федерации.________________________________________________________________________СПРАВКА!!! В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей » изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. П. 4 ст.7 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 предусмотрено, что в случае, если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи. На основании п.п. 11, 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г., продавец обязан при продаже товаров довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров (которая в обязательном порядке должна содержать наименование товара, фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар и т. д.), а также информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию одним и следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товаросопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям. Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержден Постановлением правительства РФ № 1013 от 13.08.1997 г. Большое значении в регулировании изготовления и реализации товаров имеет ГОСТ. Например, если реализуются пищевые продукты действуют требования ГОСТ Р 51074-2003 , если парфюмерная продукция - ГОСТ 51391 - 99. ________________________________________________________________________ По результатам рассмотрения заявлений о привлечении к административной ответственности на основании ст. 19.19 КоАП РФ решениями Арбитражного суда Ростовской области привлечены к административной ответственности семь индивидуальных предпринимателей . Административное наказание в таких случаях назначается в виде штрафа и конфискации товаров, подготовленных к продаже с нарушением обязательных требований. При назначении наказания суд учитывает принцип индивидуализации ответственности, смягчающие и отягчающие обстоятельства, а так же наличие вредных последствий от содеянного. Приведем для наглядности эти примеры.1. Ростовским отделом госнадзора ЮМТУ Ростехрегулирования была проведена проверка деятельности ИП Кобылкиной А.А, осуществляющей рыбопереработку в цехе. При техническом осмотре указанной продукции установлено, что информация, нанесенная на этикетки продукции сельди атлантической слабосоленой сорт 1 и густеры вяленой сорт 1 не соответствуют обязательным требованиям р.3 п.4.5. ГОСТ Р51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». На потребительских этикетках продукции указана недостоверная и неполная информация для потребителя. На этикетке сельдь слабосоленая не указаны: принадлежность к району промысла, длина и масса рыбы, жирность, состав продукта. На этикетке густера вяленая не указаны: длина и масса рыбы, вид разделки, жирность, состав продукта, не указано графическое изображение знака соответствия, неверно указана пищевая ценность продукта (указано 221 ккал, должно быть 149 ккал). По результатом проведения судебной экспертизы выяснилось, что информация для потребителей, имеющаяся на этикетках представленной для исследования продукции не соответствует требованиям ГОСТ Р 51074 - 2003.Решением Арбитражного суда Ростовской области предприниматель привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 4000 руб. Рыбная продукция конфискована.2. Прокуратурой Волгодонского района Ростовской области была проведена проверка деятельности ИП Минаевой В.В. В ходе проверки установлен факт реализации пищевых продуктов следующих наименований с нарушением требований государственных стандартов и правил сертификации: консервы «Клубника в сиропе», 1 банка, по цене 23 руб., торговая марка Лютик, производитель Китай, на упаковке отсутствовало указание на ГОСТ (ТУ); консервы «Оливковое масло Кополива», 1 банка, по цене 100 руб., производство Испании, на упаковке отсутствует указание на наименование и местонахождение изготовителя, ГОСТ.; консервы «Оливки с креветкой» 1 банка, по цене 32 руб. за банку., торговая марка «Маэстро де Олива», производство Испании, на упаковке отсутствовали сведения о дате изготовления и ГОСТ; консервы «Томатная паста», 1 банка,по цене 6 руб., торговая марка «Росанна», производство Италии, на упаковке отсутствовало указание на дату изготовления, наименование и местонахождение изготовителя, ГОСТ, отсутствовали сведения о массовой доле растворимых сухих веществ; консервы «Оливки с перцем», 1 банка, по цене 139 руб., торговая марка «Вегда продукт», производство Испании, на упаковке отсутствовало указание на ГОСТ. На указанные продукты питания отсутствовали также сертификаты соответствия. Решением Арбитражного суда Ростовской области предприниматель привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 4000 р. и по части 2 ст. 19.19 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 1000 р. Пищевые продукты конфискованы.3. Ростовским отделом госнадзора ЮМТУ Ростехрегулирования была проведена проверка деятельности главы КФХ «Вольная степь» Сологуб Л.А, осуществляющего производство и продукцию изделий кондитерских (мучных). При техническом осмотре и идентификации пирожных «кольцо песочное» установлено, что на этикетках продукции отсутствуют сведения о юридическом адресе изготовителя, отсутствует термин масса нетто, масса нетто продукции указана в количестве 0, 075 г, в то время как при взвешивании 1 единицы продукции установлено, что масса нетто составляет 0, 075 кг; в составе продукта указано: мука пшеничная в/с вместо муки пшеничной хлебопекарной в/с, не указаны групповые наименования пищевых добавок «разрыхлители», «Ароматизатор идентичный натуральному», использованы нестандартные термины: «сода», «аммоний», «сахар», «яйца», «соль», вместо «натрий двууглекислый», «соль углеаммонийная», «сахар-песок», «яйца куриные пищевые», «соль поваренная пищевая»; отсутствует термин пищевая ценность, не указан час изготовления, отсутствует обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт, отсутствует информации о подтверждении соответствия. На этикетке кекса «Столичный» не указан юридический адрес изготовителя, отсутствует термин «масса нетто», масса нетто вместо 0, 075 кг. ошибочно указана в размере 0, 5г, не указан состав продукта, отсутствует термин «пищевая ценность», отсутствует обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт, отсутствует информации о подтверждении соответствия. информация для потребителей, имеющаяся на этикетках представленной для исследования продукции не соответствует требованиям ГОСТ Р 51074 - 2003. Решением Арбитражного суда Ростовской области глава КФХ привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 4000 руб. Изделия кондитерские (мучные) конфискованы.4. Прокуратурой Чертковского района Ростовской области проведена проверка деятельности ИП Скрыльникова В.И.В ходе проверки установлено, что в реализации находились консервы рыбные «Риба Рубана» масса нетто 230 гр. Производитель ТОВ «Интерфлот-продукт» Украина, г.Крым м. Севастополь, на которые отсутствовали сертификат соответствия, в то время как в соответствии с законодательством рыбные консервы подлежат обязательной сертификации. В своих объяснениях предприниматель пояснил, что он завез в принадлежащий ему магазин консервы рыбные «Риба Рубана» без сертификатов и реализовывал их. Решением Арбитражного суда Ростовской области предприниматель привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст.19.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 руб. Рыбные консервы конфискованы.5. Ростовским отделом госнадзора ЮМТУ Ростехрегулирования была проведена проверка деятельности ИП Солдатенко И.Ю. В ходе проверки установлено, что предпринимателем изготавливалась и реализовывалась продукция -колбаса вареная традиционная с добавками «Любимая» в/с, колбаса полукопченая «Одесская», 1 сорт. По результатом проведения судебной экспертизы выяснилось, что предпринимателем допущено нарушение п. 3.8. Правил по проведению сертификации в РФ, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.05.2000 № 26., в соответствии с которым изготовители продукции при проведении обязательной сертификации обязаны обеспечить соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована или подтверждена декларацией соответствия. Решением Арбитражного суда Ростовской области предприниматель привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст.19.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 руб. Колбаса вареная конфискована.6. Ростовским отделом госнадзора ЮМТУ Ростехрегулирования была проведена проверка деятельности ИП Паленого А. В. осуществляемого в мясоперерабатывающем цехе. В ходе проверки установлено, что предпринимателем изготавливалась и реализовывалась продукция - паштет печеночный охлажденный, в полимерной пленке, ТУ 9213 - 001 - 65400182-02По результатом проведения судебной экспертизы выяснилось, что находящаяся в реализации продукция не отвечает требованиям ГОСТ Р 51074 - 2003 (п. 3 п. 4.2.2.), на соответствие которому она сертифицирована по маркировке и предоставлению потребителю достоверной и полной информации об изготовителе, поскольку в маркировке паштета не полностью указаны юридический и фактический адреса изготовителя (отсутствует индекс); в составе продукта не указаны маргарин сливочный, соль поваренная пищевая, вместо шпика хребтового или бокового указана свинина, которая не должна присутствовать в составе продукта., в составе продукта не указано на наличие печени свиной или говяжьей, лука свежего или сушеного, моркови свежей или сушеной. Проверяющие пришли к выводу о том, что предпринимателем допущено нарушение п. 3.8. Правил по проведению сертификации в РФ, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.05.2000 № 26., в соответствии с которым изготовители продукции при проведении обязательной сертификации обязаны обеспечить соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована или подтверждена декларацией соответствия. Решением Арбитражного суда Ростовской области предприниматель привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст.19.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 руб. Паштет печеночный конфискован.7. Прокуратурой г. Донецка Ростовской области проведена проверка деятельности ИП Лавренюк В.И., осуществляющего реализацию парфюмерно-косметической продукции. В ходе проведения проверочной закупки установлено, что в указанном отделе была предложена к реализации парфюмерно-косметическая продукция следующих наименований: гигиеническая помада « Dali », губная помада « Moda Trend », гигиеническая помада « Revolline ». На потребительской таре указанной парфюмерно-косметической продукции в нарушение обязательных требований государственных стандартов отсутствуют обязательные требования стандартов о наименовании и местонахождении изготовителя, наименовании и местонахождении изготовителя, организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя, составе, массе и сроке годности изделия, а также информация о сертификации, о применении и предостережениях. Вышеуказанная парфюмерно-косметическая продукция предназначалась к продаже и имела установленную продавцом цену. Решением Арбитражного суда Ростовской области предприниматель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст.19.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4 000 р.

Задачей оценки качества товаров является также выявление несоответствий или дефектов. Несоответствие -- невыполнение требований (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

Одной из разновидностей несоответствий являются дефекты.

Дефект -- невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием (ГОСТ Р ИСО 9000-2001). Эти два понятия имеют общий признак -- невыполнение требований. Различие заключается в том, что при выявлении дефектов возникает юридическая ответственность, если из-за их наличия потребитель не может в полной мере или частично использовать дефектный товар по назначению. Например, консервы с таким дефектом, как микробиологический бомбаж, не могут использоваться в пищу из-за невыполнения требований микробиологической безопасности, а консервы в металлических банках с ржавлением, но без утраты герметичности не подлежат длительному хранению.

Другой разновидностью несоответствия можно считать недостаток товара. Этот термин регламентируется Законом РФ «О защите прав потребителей».

Дефекты подразделяют по нескольким признакам: степени значимости, наличию методов и средств для их обнаружения или устранения степени наносимого вреда, месту обнаружения. Классификация дефектов приведена на рисунке 2.

По степени значимости различают критерии критические, значительные и малозначительные.

Критические дефекты -- несоответствия товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред жизни, здоровью, имуществу потребителей или окружающей среде. Товары с критическими дефектами нельзя или экономически нецелесообразно использовать по назначению. Например, загнившие яблоки нельзя использовать в пищу или на промпереработку, так как они содержат вредные для организма вещества (микотоксины), обладающие канцерогенным и мутагенным действием. Даже если менее половины мякоти плода еще не загнила, отделение здоровых тканей требует таких больших затрат, что обработка невыгодна.

Значительные дефекты -- несоответствия, существенно влияющие на использование по назначению и надежность товаров, но не влияющие на безопасность для потребителя и/или окружающей среды. Так, ушибы, проколы, повреждения вредителями ухудшают внешний вид, снижают выход съедобной части и сохраняемость яблок, но плоды все же могут быть использованы по назначению (в свежем виде и на промпереработку).

Малозначительные дефекты -- несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товаров, в первую очередь на назначение, надежность и безопасность. Так, при оценке качества яблок к малозначительным дефектам могут быть отнесены небольшие отклонения от формы, размера, окраски.

В зависимости от наличия методов и средств обнаружения дефекты подразделяются на явные, для которых предусмотрены методы и средства обнаружения, и скрытые, для которых методы и средства обнаружения не предусмотрены или их применение нецелесообразно.

Например, к явным дефектам консервов относится бомбаж в стадии вздутия банки, который определяется визуальным осмотром. Начальные стадии бомбажа нельзя обнаружить визуально. Для этого необходим микробиологический контроль, для чего банки нужно вскрывать. При выборочном контроле всегда существует опасность, что банки в начальной стадии бомбажа могут не попасть в выборку. Если же вскрыть все банки в товарной партии, реализовать такую партию нельзя. Поэтому сплошной контроль невозможен, а другие методы неразрушающего контроля отсутствуют.

Рисунок 2. Классификация дефектов

В зависимости от наличия методов и средств устранения дефекты делят на устранимые и неустранимые.

Устранимые дефекты - дефекты, после устранения, которых товар может быть использован по назначению. Так, к устранимым дефектам относят загнивание яблок, если поражено менее 50% плода. После удаления загнившей ткани, а также части прилегающей к ней здоровой ткани плоды можно использовать в свежем виде или на промпереработку.

Неустранимые дефекты - дефекты, которые невозможно или экономически невыгодно устранять. Примером неустранимых дефектов могут служить полностью гнилые плоды и овощи, другие виды микробиологической порчи товаров, их механические разрушения.

При оценке качества товаров товароведы должны проводить диагностику их дефектов по характерным признакам проявления дефектов и устанавливать причины их возникновения. Это необходимо для выявления градации качества (стандартная, нестандартная, брак и отходы) и класса товаров по назначению (пригодные, условно пригодные и непригодные к использованию по назначению), поскольку градации качества и классы товаров по назначению в значительной мере определяются дефектами разной степени значимости. Так, товары с критическими дефектами относятся к неликвидным отходам, непригодным к использованию по назначению, со значительными - к нестандартным, если количество допускаемых дефектных товаров превышает установленные нормы.

В пределах установленных норм допускаемых отклонений товары со значительными дефектами, а также с малозначительными (без ограничений) считаются стандартными. Разные градации, классы, сорта стандартной продукции зачастую отличаются заданными требованиями, касающимися объектов с малозначительными или значительными дефектами. При диагностике причин возникновения дефектов выявляются виновные юридические или физические лица для предъявления им претензий по качеству товаров.

В зависимости от степени наносимого вреда различают допустимые и недопустимые дефекты.

Допустимые дефекты - дефекты, ухудшающие качество товаров, но при этом товары не утрачивают безопасность. Например, нетипичность формы и окраски, наличие проколов и ушибов у свежих плодов и т.п. Этот вид дефектов в стандартах регламентируется обычно как допустимые отклонения или предусматривается в низшей градации качества. Следует иметь в виду, что для высшей градации качества допустимый для низшей градации качества дефект устанавливается как недопустимый. Возникновение допустимых дефектов может явиться одной из причин перевода стандартного товара в более низшую градацию или нестандартную продукцию.

Недопустимые дефекты - несоответствия, вызывающие снижение уровня качества для определенной градации качества или утрату безопасности. Для отдельных товаров в стандартах, наряду с допускаемыми отклонениями или дефектами, регламентируются недопустимые дефекты (например, загнивание, запаренные, раздавленные, подмороженные плоды и овощи; бой яиц, разрывы тканей, обуви и т.п.). Допустимые дефекты переводятся в недопустимые, если превышают предельно допустимые нормы содержания. Например, позеленение клубней на площади до 25% поверхности в пределах 2% относится к допустимому отклонению, а сверх 25% поверхности -- к недопустимому дефекту.

В зависимости от места возникновения все дефекты условно подразделяют на технологические, предреализационные и послереализационные.

Технологические дефекты - дефекты, вызванные недостатками при проектировании и/или разработке продукции, сырья, несоблюдением или несовершенством производственных процессов. Эти дефекты являются следствием недостаточного управления и контроля качества при производстве продукции. Поступление товаров с технологическими дефектами в торговлю свидетельствует о неудовлетворительной организации приемосдаточного контроля у изготовителя, поставщика и продавца.

Если технологические дефекты при сдаче-приемке имели скрытый характер, то в течение 4 месяцев продавец может предъявить претензии поставщику. Так, в приведенном выше примере со скрытыми формами бомбажа товароведы после проявления этого технологического дефекта должны предъявить претензию поставщику.

Если при приемке технологические дефекты носили явный характер, но не были обнаружены или зафиксированы, а партия с такими дефектами была принята товароведом или материально ответственным лицом без уведомления изготовителя и поставщика, то по истечении срока, обусловленного Инструкцией по приемке товаров народного потребления по качеству, предъявить претензии невозможно.

Предреализационные дефекты возникают при транспортировании, хранении, подготовке к продаже или реализации товаров. Примером таких дефектов может служить бой товаров в стеклянной таре, бой посуды, микробиологическая порча товаров при хранении, утрата товарного вида при подготовке к продаже или реализации вследствие загрязнения, деформации и т. п. При возникновении таких дефектов предъявить претензии можно только работникам торговой организации, по чьей вине эти дефекты появились. Для предупреждения появления таких дефектов руководители и товароведы торговой организации должны проводить инструктаж работников, разъясняя правила обращения с товаром.

Товары, у которых выявлены недопустимые технологические или предреализационные дефекты, реализации не подлежат.

Послереализационные дефекты возникают при хранении, эксплуатации или использовании товаров потребителем. Причинами возникновения этих дефектов могут быть:

нарушение потребителем правил эксплуатации, хранения, транспортирования или потребления;

проявление скрытых технологических или предреализационных дефектов.

В первом случае потребитель имеет право предъявить претензию, если правила эксплуатации, хранения, транспортирования или потребления не были доведены до него соответствующим образом. При наличии достаточной информации о таких правилах (например, с помощью эксплуатационных документов или маркировки) претензии, вызванные появлением послереализационных дефектов по вине потребителя, не принимаются.

В случае появления скрытых дефектов товаров не по вине потребителя продавец обязан либо устранить дефекты за свой счет, либо заменить дефектный товар на бездефектный, либо вернуть уплаченную потребителем сумму денег. При этом потребитель имеет право претендовать на возмещение материального и морального ущерба. Права потребителей и ответственность изготовителей и продавцов регламентируются Законом РФ «О защите прав потребителей».

Следует иметь в виду, что возникновение послереализационных дефектов может зависеть от отсутствия или характера информации, предоставляемой потребителю изготовителем или поставщиком. Если эта информация неполная, недостоверная или вообще отсутствует, ответственность за возникновение дефектов при эксплуатации должен нести изготовитель и/или продавец.

Однако, если такая информация предоставлена потребителю в виде эксплуатационных документов, маркировки и иными способами, в случае возникновения дефектов приобретатель товара должен доказать, что эксплуатация проводилась в соответствии с установленными условиями (например, соблюдались условия и сроки хранения пищевых продуктов).

Вероятность возникновения дефектов на разных этапах технологического цикла товародвижения требует осуществления прослеживаемости товаров, а также действий по предупреждению и устранению дефектов.

Предупреждающее действие -- действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации (ГОСТ Р ИСО 9000-2001). Примером предупреждающих действий могут служить операционный контроль качества при производстве продукции, товароведный контроль за условиями и сроком хранения, предоставление информации потребителю о правилах эксплуатации товаров или противопоказаниях к использованию.

Корректирующее действие -- действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации (ГОСТ Р ИСО 9000-2001). В отличие от предупреждающих, корректирующие действия направлены на предотвращение повторного возникновения несоответствия в случае его обнаружения. Так, при выявлении технологических дефектов вносятся изменения в соответствующие производственные операции. При обнаружении дефектов товаров при хранении корректирующие действия направлены на изменение условий и сроков хранения (например, при обнаружении заболевания картофеля фитофторой снижается температура хранения или производится первоочередная реализация товарной партии). Корректирующие действия направлены на устранение причин уже возникшего и обнаруженного несоответствия. Логическим завершением корректирующих действий является устранение обнаруженного несоответствия -- коррекция, которая в отличие от корректирующих действий не предназначена для выявления причин. качество торговля дефект потребитель

Коррекция -- действие, принятое для устранения обнаруженного несоответствия (ГОСТ Р ИСО 9000-2001). Коррекция осуществляется в сочетании и как последующая операция корректирующих действий, так как без обнаружения несоответствий невозможно их устранение. Коррекция может включать переделку и снижение градации. Переделка -- действие, предпринятое в отношении несоответствующей продукции для приведения ее в соответствие требованиям, отличающимся от исходных. Для пищевых продуктов на практике и в нормативных документах чаще применяется термин «повторное промышленное использование». Примером такого использования является получение новых видов продукции из так называемого некондиционного или нестандартного сырья (например, из мелких и пораженных вредителями яблок получают соки, пюре, сушеную продукцию, удалив поврежденные части плодов). Переделке может подвергаться любая условно пригодная к использованию продукция, а также полуфабрикаты и готовая продукция несоответствующего качества, выявленные при контроле определенных операций производства.

При переделке продукция может быть выпущена и реализована. Следует пояснить разницу между терминами «выпуск» и «реализация», которые широко применяются в технологической, товароведной и юридической практике.

Выпуск - разрешение на переход к следующей стадии процесса. Выпуск может быть дан после определенных технологических операций или завершения производства и получения готовой продукции, а также на последующих этапах товарных стадий. Например, в торговле именно товароведы осуществляют выпуск товаров в реализацию после выявления соответствия и/или устранения несоответствий путем сортировки или разбраковки товаров.

Реализация - это действия по передаче товара от изготовителя или продавца приобретателю. Реализация должна осуществляться только товаров, соответствующих установленным требованиям или имеющих разрешение на отклонение или отступление. Поэтому реализации предшествуют действия по установлению соответствия и/или несоответствия, а также последующие действия с несоответствующей продукцией.

Снижение градации - изменение градации несоответствующей продукции, чтобы она соответствовала требованиям, отличным от исходных (ГОСТ Р ИСО 9000-2001). Эти действия мы подробно рассмотрели ранее при изложении допустимых и недопустимых дефектов.

Утилизация несоответствующей продукции - действия в отношении несоответствующей продукции, предпринятые для предотвращения ее первоначального предполагаемого использования (ГОСТ Р ИСО 9000-2001). В этом стандарте указано, что утилизация может осуществляться путем переработки или уничтожения. В российских нормативных документах (ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве пищевых продуктов», СанПиН и т.п.) предусмотрено, что утилизация проводится путем уничтожения и применяется в отношении опасной или непригодной для дальнейшего использования продукции. Например, утилизации подвергаются опасные (вредные) для человека и/или окружающей среды товары (например, загнившие, плесневелые пищевые продукты, товары с повышенным содержанием токсичных элементов и др.).