Объединение гжель

Создатель и правообладатель современных художественно-стилевых особенностей всемирно признанного народного художественного промысла Гжель. Гжель известна во всём мире как Российская фабрика по производству фарфора, отличающегося качеством и красотой.

ЗАО «Объединение Гжель» , Copyright

Гжельские изделия традиционно входят в подарочный фонд Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств России.

Фарфоровые и фаянсовые изделия Гжели отвечают требованиям Федерального закона «О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства»

Приглашение в Гжель

Гжель – один из крупнейших керамических центров русской культуры. До сегодняшнего времени сохранили местные жители неповторимый облик керамический изделий, передавая из поколения в поколение мастерство, бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая и дала возможность родиться и расцвести гжельскому промыслу, известному с 14 века.


ЗАО «Объединение Гжель» , Copyright

Посетив Гжель, вы соприкоснетесь с таинством изготовления фарфора и майолики. В производственных цехах вы увидите процесс изготовления гжельских изделий, опытные специалисты дадут необходимые консультации и интересующие вас вопросы.

Вы ознакомитесь с технологическим процессом, спецификой традиционной росписи и сможете поучаствовать в процессе и изготовить подарок для близких.

Фирменный магазин

Приглашаем Вас в фирменный магазин ЗАО Объединение Гжель. В нашем магазине Вы можете "вживую" ознакомится с широким и разнообразным ассортиментом нашей продукции, приобрести по ценам завода-изготовителя подлинные фарфоровые изделия традиционного народного художественного промысла Гжель.


Часы "Лефортово" авт.Розанов ЗАО «Объединение Гжель» , Copyright

В магазине Вы ознакомитесь и приобретёте авторские работы наших выдающихся художников. Магазин расположен непосредственно на территории завода по производству гжельской керамики. Приветливые продавцы не оставят Вас без внимания, окажут помощь в выборе сувениров и подарков из фарфора с гжельской росписью.

Парковка для Ваших автомобилей находится перед магазином.

Время работы магазина:

Будни: 10:00-17:00

Выходные: 09:00-16:00

Немного истории

Историю любого керамического производства в целом можно рассматривать как цепь из повторяющихся двухзвенных периодов, включающих непродолжительный подъем и достаточно длительный период упадка.

В некоторых случаях причиной упадка следует считать, как ни странно, наступление новых технологий, которые не дают развиться керамическому производству на достигнутом техническом уровне до получения очевидного экономического эффекта.


ЗАО «Объединение Гжель» , Copyright

Ярким таким примером может служить уникальная гжельская майолика конца ХVIII века, вытесненная с рынка сначала английским фаянсом,а затем русским полуфаянсом.

В других случаях — к упадку ведут изменения экономических отношений в сфере производства (концентрация капитала в конце ХIХ века) и социальные потрясения (войны, революции). Развитие керамического «народного промысла» в Гжели не является исключением из правил.

Благодаря своей необычной и красочной росписи он популярен не только в России и за рубежом. Свое название он получил в честь места производства. Двадцать семь деревень, находящихся в примерно 60 км от Москвы именуют «Гжельским кустом». Именно там нужно искать самые качественные и красивые изделия, так как эти земли издавна богаты белоснежными глинами высокого качества, некоторые из которых даже признаны лечебными. Всего выделяют 17 сортов гжельской глины, из них 2 основных используются для производства фарфора и фаянса и майолика, соответственно.

Гжель не сразу появилась в уже привычном для нас всех виде. Как старинное гончарное ремесло она берет свое начало в XIV веке. До середины XVIII века гжельские умельцы производили посуду, кирпич и другие утилитарные вещи, а также игрушки. Белая эмаль изделий тогда еще расписывалась красочными узорами, такие предметы выглядели вполне обычными среди других промыслов.

Лишь позже, в начале XIX века гжельские мастера перешли на роспись синим кобальтом, который стал фирменным для посуды, а затем всей создаваемой гжели. Художники работали интуитивно, редко повторяя свой рисунок, который складывался в определенный сюжет.

Сейчас Гжель входит в ряд популярнейших видов народных промыслов, наряду с , и другими.

Одной из самых надежных и признанных во всем мире компаний-производителей такой керамики является ЗАО «Объединение Гжель». Старейшая фирма, которая является создателем и правообладателем многих особенностей стиля гжельского рисунка.

Изначально «Объединение Гжель» включало в себя в себя всего шесть небольших производств из разных деревень, расположенных рядом друг с другом. Мастера создавали образцы, невиданные ранее, разрабатывали уникальные формы изделий, обогащали гжельскую живопись. В настоящее время объединение расширилось и включает в себя уже более 1500 рабочих высокой квалификации: художников, скульпторов и технологов.

Продукция, выпускаемая предприятием, отличается высочайшим качеством и красотой и отвечает всем требованиям российского закона «О народных художественных промыслах». Кроме того, опытные мастера предприятия могут сделать вещь с неповторимой росписью по вашему желанию.

Объединение «Гжель» выпускает широкий спектр изделий, с помощью которых Вы можете украсить свое окружение, придать ему более изысканный вид и ощущение истинно русского колорита.

Вы можете приобрести подлинную Гжель в нашем интернет-магазине или при посещении КТТК «Золотые Ворота». Самовары, кофейники, сахарницы, солонки, супницы, штофы и другие вещи для кухни; статуэтки, вазы, шкатулки, часы, игрушки в подарок и многие другие прекрасные изделия!

Всё ЗАО можно охарактеризовать как "Здравствуй, социализм". Жующий жвачку экскурсовод - это, конечно, сильно:) Сама экскурсия неплохая: посетили музей, производство (зимой на производстве холодно, в самом музее стоят тепловые пушки). Показали каким образом изделие проходит "ОТК" и как расписывают.
На мастер-классе сами расписывали фигурки (был выбор: кошка, космонавт, машинка. За отдельную плату доп.предмет. Тоже на выбор: чашка, кружка, пепельница она же миска для еды животных).
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

При заводе есть магазинчик.
В столовую уместились все желающие.
Горячую воду в туалете дали;)
Посмотрим как будет с возвратом изделий.

Январь 2013. В общем-то и неплохо. Провели и по музею и по производственным цехам. Дали пораскрашивать заготовки - несколько вариантов на выбор. Желающих (по предварительному заказу) покормили обедом. Пустые гулкие помещения - так ведь экскурси по выхдным. потрескавшиеся бетон и штукатурка - бывает и хуже, а вот, тем не менее, огромное количество заготовок разной степени готовности говорит о том, что производство живет.

Гжель изготовляют многие, но ЗАО " Объединение " Гжель" крупнейшая и старейшая русская компания производящая фарфоровые изделия народного художественного промысла Гжель. Именно поэтому когда возник вопрос куда ехать на экскурсию смотреть Гжель, выбор пал на это предприятие. Экскурсии проводятся каждый день в 12.00. Экскурсионный отдел: +7-906-055-23-57. Стоимость 250 руб с человека. В стоимость входит посещение производства и музея при фабрике. Продолжительность 1.5 часа.
Теперь непосредственно по самой экскурсии. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Производство оставляет двоякое впечатление с одной стороны старейшая фабрика России, а с другой запустение, стены с обвалившейся штукатуркой, потрескавшиеся бетонные полы, гулкие пустые помещения. В общем предприятие явно знавало лучшие годы. Многие помещения не предназначены для посещения туристических групп. Музей конечно хорош, богатейшая коллекция фарфора. Обязательно надо посетить фирменный магазин фабрики который находится непосредственно рядом с проходной.
При должном развитии это место имеет большие перспективы.

В принципе, экскурсия интересная, особенно в исторической части - с чего начиналось производство и т.д.

Но организация не выдерживает никакой критики! Сначала 40 человек загнали в предбанник и даже хотели начать экскурсию такой огромной группой. К счастью, организаторам удалось наехать на этих деятелей и группу разделили на 2. Впрочем, 20 человек - это тоже перебор.
Экскурсовод рассказывала все вполне внятно и доступно, но очень торопилась.
На производстве постоянно мешался мальчик Миша, сын директора этого заведения. Лез, своей головой загораживал демонстрацию росписи. Он там всегда мешается и его невозможно прогнать. Еще и на ногу жене наступил. Так что будьте начеку.
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Ну, и апофеозом бестолковости организации была попытка накормить 40 человек в их кафе. Как вы думаете, за какое время можно нагреть в одной микроволновке 40 хотдогов? Чай, кстати, был невкусным.
А еще в туалете только холодная вода.

Вот это было написано мной сразу после экскурсии (14.03.2010):
Были большой группой 14 марта. Сама экскурсия и в музей, и на производство довольно интересна. Но всё впечатление смазывают разнообразные накладки. На будущее - группа должна быть не больше 15 человек - в музее маленькие комнаты. Мастер-класс у нас был сразу 2-х видов - раскрашивание и лепка. Посередине между мастер-классом и экскурсией - устроили для нас чаепитие.
Оценки бы расставила так:
музей 3
производство 4
чаепитие 3
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

мастер-класс по раскрашиванию 4+
мастер-класс по лепке - 4
В итоге - неплохо:)

А вот, что хочется добавить:
коз, раскрашенных на мастер-классе, нам привезли только через полтора месяца после многочисленных звонков и ругани с музеем. Непрерывно врали, что все отправлено. В мтоге, 2 козы потеряли, не привезли. История еще не закончена, но уже понятно, что больше я туда не поеду и никому не посоветую это место. Организация хромает, сотрудники не умеют общаться с клиентами-туристами, не приучены решать возникающие проблемы быстро или хотя бы вежливо.

Как участник экскурсии, добавлю, что музей и производство очень понравились, экскурсовод преподала историческую информацию довольно интересно, однако в погоне за деньгами, текущих от таких любознательных путешественников, готова была экскурсию провести для всех нас 40ка человек. Как бы мы поместились все в узких залах музея, просто не представляю?! И в группе из 20, любители пофотографировать оказывались в хвосте, далеко от стендов, и о каких экспонатах шла речь было просто не понять. Но тем не менее нельзя не восхитится мастерством наших умельцев, художников. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Все производство это ручная работа. И по музею и по цехам ходила в восхищении. Несмотря на некоторые недочеты, я все же ставлю 5.

Понятие о ЗАО «Гжель»

Традиционный народный художественный промысел - это одна из форм искусства, осуществляемая на основе коллективного развития традиций народного искусства в определенной местности из материалов, характерных для данной местности, в процессе творческого ручного или механического труда мастеров народных художественных промыслов на базе школ мастерства, созданной данным коллективом. Гжельский промысел - это промысел, сохранивший самобытные традиции, преемственность поколений, создавший свой современный художественный стиль, имеющий художественную школу, кадровое образование и являющийся частью культурного достояния России.

Гжель является основным центром отечественной высокохудожественной керамики, где сформировались и нашли отражение ее лучшие многовековые черты, связанные с высшими достижениями декоративно-прикладного искусства.

Особенности географического положения, огромные запасы глин и специфика жизнеуклада способствовали возникновению и развитию керамического промысла. О древних корнях, о самых первых мастерах история сохранила документы, они начинаются с Духовной Грамоты князя Великого Ивана Калиты, датированной 1339 годом. В археологических раскопках найдены изделия, датированные Vl-м тыс. до нашей эры. По историческим документам еще в 1-й половине XIV века Гжель отмечается как центр керамического производства России, который являлся поставщиком гончарной посуды для царева двора. Вторая половина XVIII века - полуфаянс, полученный как промежуточный материал в поисках рецепта фарфора, расписанный синей смальтой по серому, толстому, пористому черепку. Роспись на квасниках, кувшинах, тарелках носила в начале графический характер, имела вид раскрашенного контурного рисунка.

Начало XIX века - эпоха фарфора. Фарфор частных заводов Гжели отличался большой яркостью, сочетанием контрастных красок, лубочной трактовкой мотивов, разнообразных форм бытовых предметов.

На рубеже XIX-XX веков, когда машинное производство стало постепенно вытеснять рукотворные работы, искусство Гжели начинает затухать. В советские годы крупные заводы переориентировались на выпуск технического фарфора.

В 20-30 годы двадцатого столетия были созданы артели и мастерские. В 1929 году в д. Турыгино организована артель "Вперед, керамика". В 1936 году артель переименована в артель "Художественная керамика" и в дальнейшем преобразована в Турыгинский завод "Художественная керамика".

Под его руководством и с участием художницы Н.И. Бессарабовой была разработана подглазурная мазковая роспись кобальтовой краской с теневой росписью на фарфоре. В разработке участвовали гжельские живописцы: Т.С. Дунашова, Т.С. Еремина, М.С. Манайкина, М.С. Толпегина. В послевоенные годы - Турыгино и Бахтеево стали родиной бело-синего фарфора. С 1946 по 1970-е годы коллектив пополняется профессионала художниками: Л.П. Азарова, Петров В.А, З.В. Окулова, А.Н. Федотова которые совершенствуют формы и роспись, вводя в роспись сюжеты, цветочные композиции, архитектурные мотивы, совершенствуются технологии .

Возрождение Гжели как народного керамического центра началось в 40-ые годы XX века на предприятиях впоследствии вошедших в ЗАО «Объединение Гжель». Многолетние усилия коллектива Научно-исследовательского института художественной промышленности РФ и артелей «Вперед, керамика» (ныне ЗАО «Объединение Гжель») и «Всекохудожник» увенчались созданием стиля росписи бело-синего фарфора подглазурным кобальтом с мазковой росписью тонов и полутонов, получившим в 80-ые годы ХХ века всемирную известность. В 1967 г. Турыгинскому заводу художественной керамики присвоен статус народного художественного промысла (НХП). За создание стиля группе выдающихся художников ПО «Гжель» в 1978 году была присуждена Государственная премия РФ им. Репина, а за создание научных основ технологии и внедрение в серийное производство художественной керамики Гжель в 1991 году Указом Президента СССР группе специалистов присуждена Государственная премия СССР. Именно этот бело-синий фарфор ассоциируется со словом - Гжель.

В 1972 году на базе существующих производств Гжельского, Фенинского, Турыгинского, Бахтеевского создано Производственное Объединение "Гжель". Генеральный директор - Герой Социалистического Труда В.Логинов. В соответствии с Постановлением Правительств "О развитии народных художественных промыслов" создана материально - техническая база, что дало возможность творческого расцвета художественного фарфора и керамики. Был создан современный Гжельский стиль гжельской продукции на с использованием синей кобальтовой подглазурной краски. Коллектив ЗАО "Объединение Гжель" развил и усовершенствовал, унаследованные традиции и технологии; специализируется на выпуске высокохудожественных изделий из фарфора, майолики.

Главной особенностью современных художественно-стилевых особенностей является возрождение старых народных элементов росписи на фарфоре с подглазурной кобальтовой краской. Стройная система новых, современных художественно-стилевых особенностей закреплена в индивидуальных почерках, своеобразных манерах исполнителей - мастеров в процессе творческого варьирования ЗАО "Объединения Гжель".

В 1991 г группе специалистов ЗАО "Объединения Гжель" была присуждена Государственная премия СССР "За создание научных основ технологии и внедрение в серийное производство художественной керамики "Гжель".

Гжельские изделия традиционно входят в подарочный фонд Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств России.

Фарфоровые и фаянсовые изделия ЗАО "Объединения Гжель" отвечают требованиям Федерального закона "О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства"

ЗАО "Объединение Гжель" выпускает декоративно - прикладные изделия из керамики (фарфор, майолика, шамот, гончарные изделия), изготовленные с применением современных художественно - стилевых особенностей по предложенной и внедренной им технологии:: предметы утилитарного и декоративно - художественного назначения; предметы сувенирно-подарочного характера; предметы украшения интерьера; скульптура малых форм и предметы церковно - культового назначения. По заказу предприятие выполняет эксклюзивные подарки и элитные подарки.

К ним относятся: вазы, шкатулки, кумганы, квасники подсвечники, пудреницы, сахарницы, конфетницы, масленки, кружки, бочонки, коробочки, кадочки; солонки, тарелки и блюда, бокалы, совки, супницы, чашки, кувшины, молочники, чайницы, чайники, сухарницы, розетки, лоточки, стаканы, салфетницы, ларцы, доски разделочные и сырные, лопатки кухонные, ложки, кухонные комплекты, коробки для шитья и рукоделия, пепельницы, рюмки, стопки, соусники, штофы, наборы для супа, наборы салата, наборы для вина, наборы для коньяка, пива, окрошки, грибов, пельменей, варенья, специй, кваса, молока, напитка, компота, ухи, икры, сервиз столовый, посуда столовая, сервиз чайно-кофейный, сервиз чайный, сервиз кофейный, сервиз столовый, сервиз десертный, телефонные аппараты, горшки для цветов, кашпо; декоративные панно и тарелки, шахматы, телефонные аппараты, коробки и шкатулки миниатюрные, подносы, барельефы, плакетки, письменные приборы, туалетные приборы, пудреницы, скульптуры, кубки, гербы, изделия с изображением портретов, геральдики и архитектурные памятники; часы настольные, часы настенные, часы каминные, осветительные приборы (люстры, бра, настольные лампы),керамическая облицовочные плитки, изразцы, печи и камины, стаканы для карандашей, подставки для бумаг, декоративные лопатки, салфеточное кольцо, оправы для зеркал, художественные рамки для фотографий и картин, игрушки, кашпо, цветочные горшки, декоративные архитектурные элементы, медальоны, вставки, плакетки, карнизы, маскароны, фризы; игрушки; статуэтки; барельефы; макеты; макеты памятников культуры и архитектуры; пасхальные наборы; пасхальные яйца; подставки; крестики; медальоны; иконы; художественные изделия с использованием элементов церковного зодчества, лики святых; иконостасы .

Стройная художественная система приемов гжельского письма закреплялась в индивидуальных почерках, своеобразных манерах исполнителей. Используя в творчестве один и тот же набор живописных элементов, каждый художник создает свой индивидуальный, узнаваемый сюжет росписи: букет или отдельный цветок, архитектурные пейзажи, животный и растительный мир, изображения людей. В целом же современные художественно - стилевые особенности росписи представляют собой художественное явление, обладающее ярко выраженным стилистическим единством. Важная особенность в гжельской росписи сине - белого фарфора - живописное начало. Большое значение придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. В сочетании с белым фоном рисунок создает ажурный узор на поверхности изделия: в центре - яркое, крупное пятно - изображение цветка, а вокруг легкая россыпь веточек с листьями и ягодками, завитков, усиков, едва различимых, уходящих в белизну фона. Лепестки цветка, выполненные одним закругляющимся мазком с тенями, складываются в пышную, округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки-тычинки. Градация синего цвета придает лепесткам выпуклость, цветок словно вылеплен из лепестков-долек. Гирлянды цветов соседствуют с сетчатым орнаментом, выполняющимися тонкой кистью. Сетки могут сочетать в себе чередование тонких и широких линий, перемежающихся точками.

Основными элементами, составляющими неповторимое своеобразие подглазурной росписи фарфора, являются так называемый кистевой "светотеневой мазок" (мазок с тенями), кистевой мазок одной кистью, ситчик, а также второстепенные: сетки, штриховки, завитки, отводки, усики и т д. Кистевой "мазок с тенями", ставший родовой приметой обладателя свидетельства, обладает широким тональным диапазоном: от глубоких и темных тонов до очень светлых и легких, тонов подглазурной росписи. Краска наносится на поверхность изделия легким круговым разворотом. В утолщенной части кисти краски больше - кистевой мазок получается темным, насыщенным. Ближе к середине мазок включает различные оттенки синего цвета. "Мазок с тенями" образует плотную поверхность синего цвета, контрастирующего с белым фоном. В этом случае особенно важно соотношение белого и синего цветов. Белый фон становится вторым цветом, он также активен, как и сама кобальтовая роспись.

При "росписи одной кистью" каждый последующий кистевой мазок отличается от предыдущего тональной насыщенностью. Насыщенность синего цвета меняется в зависимости от того, как расходуется краска, набранная на кисть: первые мазки получаются сочными, но по мере убывания краски светлеют. Тогда на кисть вновь набирают краску - мазки резко усиливаются, а затем вновь ослабевают. Этот прием чаще используется при изображении многолепестковых цветков. Каждый лепесток отличается насыщенностью синего цвета, а в целом одноцветное изображение получает богатое тональное звучание, что придает росписи особую мягкость.

Одним из приемов можно назвать использование в росписи тонкого, ювелирного орнаментального узора "ситчик", когда в работу включается не вся кисть, а лишь ее тонкий кончик. Традиционный мотив гжельской росписи - птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище - бутон с волнистыми краями шея, грудь - каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы, но не в коем случае не подражая и не копируя ее, а создают свои самостоятельные декоративные запоминающиеся образы.

Не менее значительны и второстепенные элементы, входящие в живописные композиции: легкие закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, линейные отводки, узкие пояски простого геометрического орнамента, геометрические сетки. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм.

Роспись и форма составляют единое целое в образном решении каждого изделия. Подчиняясь форме, роспись дополняет ее, придавая изделию большую основательность, выделяя детали, подчеркивая форму, оживляя лепные детали, порой дополняет то, что было недосказано в пластике. Искусство создания высокохудожественных фарфоровых изделий приобрело сложный, пространственный, живописный скульптурный характер. Сейчас художники считают себя вправе не ограничиваться функциональностью изделий, а стремятся к созданию изделий эмоционально насыщенных, способных не только украсить, но и преобразить наш быт .

Народный художественный промысел ЗАО «Объединение Гжель» имеет в своём творческом активе более восьмисот патентов на образцы авторских изделий и их группы с применением современных художественно-стилевых особенностей НХП «Гжель».

В настоящее время Объединение ""Гжель"" - современное предприятие, в состав которого входят 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих. Среди них потомственные мастера и семейные династии.

Коллектив постоянно работает над улучшением художественного и технического уровня изделий, осуществляет реконструкцию и строительство новых производств, ежегодно увеличивает выпуск продукции. В настоящее время ""Гжель"" производит художественный фарфор с ручной подглазурной росписью кобальтовой краской и майолику с полихромным декором. Ассортимент изделий насчитывает более 2000 наименований: наборы посуды, традиционные квасники, кумганы, декоративные вазы, скульптура малых форм, предметы для оформления интерьера: камины, светильники, часы и др.

Для подготовки специалистов на промысле создана стройная многозвеньевая система эстетического воспитания и образования молодежи.

Продукты ""Гжели"" пользуются устойчивым спросом на Российском и международном рынке.