Презентация на тему "духовная жизнь серебряного века". План-конспект урока по истории (9 класс) на тему: конспект урока "Духовная жизнь Серебряного века"

План изучения Состояние духовной жизни российского общества Состояние духовной жизни российского общества Образование, просвещение, наука. Образование, просвещение, наука. Литература Литература Скульптура Скульптура Живопись Живопись Архитектура Архитектура Театр и музыка Театр и музыка






Образование1897 год – Всероссийская перепись населения Средний уровень грамотности 21% Мужчины-29,3% Женщины- 13,1% высшее образование- 1% 16 высших технических учебных заведений Рост числа студентов Сер.90-х г. – 14 тыс.чел г. 35,3 тыс. чел 1911 год – право женщин на образование


Просвещение Новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых Рабочие курсы Просветительские рабочие Народные Рабочие курсы Просветительские рабочие Народные общества дома общества дома Развитие периодической печати Конец XIXвека Начало XX века 1860 г.-7 газет 300 типограф г. – 1263 газеты 1890 г. – 100 газет 1000 типог. 1,2 тыс. типографий 500 публичных библиотек 1914 г. – 76 тыс. общественных 3 тыс. земских читален библиотек


Суворин Алексей Сергеевич Российский журналист, издатель, публицист, театральный критик. Российский журналист, издатель, публицист, театральный критик. В 1895 Суворин открыл свой театр. Он был одним из учредителей «Литературно- художественного кружка» (1895). В 1895 Суворин открыл свой театр. Он был одним из учредителей «Литературно- художественного кружка» (1895).


Сытин Иван Дмитриевич Российский издатель-просветитель. К началу 20 в. издательство Сытина стало крупнейшим в России.


«Иллюзион» - кино 1914 г. 400 кинотеатров г. снято 2 тыс. новых фильмов В.А. Старевич создал объемные мультипликации В.А. Старевич создал объемные мультипликации


НАУКАДостижения Д.И. Менделеев 1869 г. В.И. Вернадский - биохимия, Периодич. система хим. элем. биогеохимия, радиогеология А.Г. Столетов И.И. Мечников – микробиология, А.Г. Столетов И.И. Мечников – микробиология, законы фотоэффекта иммунология законы фотоэффекта иммунология И.П. Павлов – иссл. нервной И.П. Павлов – иссл. нервной системы системы И.М. Сеченов – «Рефлексы П.Н. Лебедев - исследования И.М. Сеченов – «Рефлексы П.Н. Лебедев - исследования головного мозга» ультразвука головного мозга» ультразвука К.А. Тимирязев – основал К.Э. Циолковский - космонавтика К.А. Тимирязев – основал К.Э. Циолковский - космонавтика русскую школу физиологии А.Ф. Можайский, Н.Е.Жуковский- русскую школу физиологии А.Ф. Можайский, Н.Е.Жуковский- растений основы авиации растений основы авиации П.Н. Яблочков – дуговая электрическая лампочка П.Н. Яблочков – дуговая электрическая лампочка А.Н. Лодыгин – лампочка накаливания А.Н. Лодыгин – лампочка накаливания


Павлов И.П.() В 1904году- удостоен Нобелевской премии за труды по высшей нервной деятельности


Мечников И.И В 1908 г. удостоен Нобелевской премии за исследования в области иммунологии


ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В.О. Ключевский С.Ф. Платонов С.А. Венгеров история экономика литературоведение В.С. Соловьев Основы религиозного философского Ренессанса Н.А. Бердяев С.Н. Булгаков Д.С. Мережковский Г.П. Федотов П.А. Флоренский развитие культуры философии этики


Своеобразным манифестом нового направления в духовной жизни России стал сборник «Вехи» (1909 г). Н.А.Бердяев () С.Н.Булгаков () М.О.Гершензон () П.Б.Струве () С.Л.Франк ()


Литература Толстой Лев Николаевич Наиболее известные произведения «Война и мир» «Анна Каренина» «После балла» «Воскресенье»


Чехов Антон Павлович Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара


Бунин Иван Алексеевич В лирике продолжал классические традиции. В рассказах и повестях показал оскудение дворянских усадьб, жестокий лик деревни, гибельное забвение нравственных основ жизни. В лирике продолжал классические традиции. В рассказах и повестях показал оскудение дворянских усадьб, жестокий лик деревни, гибельное забвение нравственных основ жизни.


Ф. К. Сологуб З. Н.Гиппиус Д.Мережковский А. А. Блок Символизм - если образ выражает единичное явление, то символ таит в себе целый ряд значений подчас противоположных, разнонаправленных Символизм - если образ выражает единичное явление, то символ таит в себе целый ряд значений подчас противоположных, разнонаправленных


Акмеизм - провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова.освобождениевозврат С. М. Городецкий Н. С. Гумилев А. А. Ахматова О. Э. Мандельштам


Футуризм - Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать "раковую опухоль" старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Елена Гуро В. Маяковский СЕВЕРЯНИН Игорь (наст. имя и фам. Игорь Васильевич Лотарев) ХЛЕБНИКОВ Велимир (наст. имя Виктор Владимирович)


Скульптура Трубецкой Павел Петрович Русский скульптор Представитель импрессионизма Самое замечательное произведение Трубецкого – памятник Александру III в Петербурге (1909, бронза).


Андреев Николай Андреевич Российский скульптор и график, заслуженный деятель искусств России


Живопись Художников Серебряного века интересовали не глобальные исторические события, а эстетика русского быта XVII в., утонченная красота древнерусского узорочья.. Проникновенным лиризмом, глубоким пониманием своеобразия жизненного уклада отмечены лучшие полотна художников. Художников Серебряного века интересовали не глобальные исторические события, а эстетика русского быта XVII в., утонченная красота древнерусского узорочья.. Проникновенным лиризмом, глубоким пониманием своеобразия жизненного уклада отмечены лучшие полотна художников. В живописи импрессионизма мир движущийся, эфемерный, ускользающий, поэтому акцент - на это уходящее мгновение, на настоящее. Импрессионизм предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию. В живописи импрессионизма мир движущийся, эфемерный, ускользающий, поэтому акцент - на это уходящее мгновение, на настоящее. Импрессионизм предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию.


Васнецов Аполлинарий Михайлович В исторических полотнах А. В. Васнецова находим развитие пейзажного начала В исторических полотнах А. В. Васнецова находим развитие пейзажного начала


Исаак Ильич Левитан Современники оставили немало признаний в том, что именно благодаря Левитану родная природа "представала перед нами как нечто новое и вместе с тем очень близкое...дорогое и родное".


Константин Алексеевич Коровин К.А. Коровин – самый яркий представитель русского К.А. Коровин – самый яркий представитель русскогоимпрессионизма. Полотна Коровина – это «пиршество для глаз». Полотна Коровина – это «пиршество для глаз».


Модерн (от фр. «современный») Зародился в конце XIX – начале XX в. Проявился в творчестве художников, входивших в группу «Мир искусства» (А.Н.Бенуа (), Е.Е.Лансере (), К.А.Сомов ()), а так же к этому стилю тяготели М.А.Врубель() и К.С.Петров-Водкин ().


А.Н.Бенуа Итальянская комедия Выезд на охоту Эскиз костюма к балету «Петрушка»


Е.Е.Лансере Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе Прогулка на молу


М.А.Врубель Демон сидящий Роза Воскресение Розы и лилии




Абстракционизм Характерные черты: Разрыв с традициями прошлого, поиск новых форм и средств выражения, эксперименты в области искусства. Разрыв с традициями прошлого, поиск новых форм и средств выражения, эксперименты в области искусства. В.В.Кандинский (1866 – 1944) К.С.Малевич () Б.М.Кустодиев ()


Казимир Северинович Малевич Малевич Казимир Северинович (), российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства- супрематизма.. Малевич Казимир Северинович (), российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства- супрематизма..


Архитектура Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX-XX вв. произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа. Появление новых строительных материалов и совершенствование строительной техники.


Федор Осипович Шехтель Русский архитектор. Представитель стиля модерн. Работал в Москве. Русский архитектор. Представитель стиля модерн. Работал в Москве.




Евгений Багратионович Вахтангов Российский театральный режиссер, актер, педагог, основатель театра им. Вахтангова. Российский театральный режиссер, актер, педагог, основатель театра им. Вахтангова.
41 ШАЛЯПИН Федор Иванович Среди лучших партий Борис Годунов, Мефистофель, Фауста Иван Грозный. Он являлся Камерным певцом, режиссером, художником.


Заключение Творцы искусства, которых сегодня относят к "серебряному веку", незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества. Творцы искусства, которых сегодня относят к "серебряному веку", незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества. Развитие общественных коллизий рубежа веков властно требовало переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. На этом фоне рождались художественные стили, в которых смещался привычный смысл понятий и идеалов. Развитие общественных коллизий рубежа веков властно требовало переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. На этом фоне рождались художественные стили, в которых смещался привычный смысл понятий и идеалов. По целостности подхода и ансамблевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн – один из наиболее последовательных стилей. По целостности подхода и ансамблевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн – один из наиболее последовательных стилей.

Слайд 2

Просвещение

Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз. В школах обучалось ок.6 млн человек. Выросло число гимназий и реальных училищ. Появились коммерческие училища и др.профессиональные заведения. Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове открылся университет. В столицах открылись пединституты.60% всех студентов не являлись дворянами.

Слайд 3

Наука

В начале 20 в.в России быстрыми темпами развивалась наука. Физик П.Лебедев разработал единую волновую теорию. Н.Жуковский и С.Чаплыгин создали в стране самолетостроение. К.Э.Циолковский в 1903 г. обосновал возможность космических полетов и определил пути достижения этой цели. В.Вернадский разработал учение о ноосфере.

  • П.Н.Лебедев
  • Н.Е.Жуковский
  • Слайд 4

    В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являлись центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения.

    • В.Ключевский
    • Н.Бердяев
  • Слайд 5

    • К.Э.Циолковский
    • С.А.Чаплыгин
    • В.И.Вернадский

    Почтовые марки, 1951г., выдающиеся русские учёные

    Слайд 6

    Нобелевские лауреаты

    • И.Мечников
    • И.Павлов

    И.П.Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности и об условных рефлексах. И.И Мечников заложил основы иммунологии

    Слайд 7

    Литература

    Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе. Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества. И.Бунин исследовал жизнь крестьянства, а А.Куприн армейские будни. М.Горький впервые описал жизнь пролетариата. В русскую поэзию пришли С.Есенин, Н.Клюев и др.

    Слайд 8

    Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К.Бальмонт,А.Блок,В.Брюсов) начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души». Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова.

    • А Ахматова
    • С.Гумилев
  • Слайд 9

    Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея».

  • Слайд 10

    Живопись

    Реалистические основы сохранились в творчестве И.Репина, В.Сурикова, М.Нестерова. В то же время модернисты объединились в группу «Мир искусства». Они полагали, что искусство не зависит от политических обстоятельств и должно существовать самостоятельно. В группу входили почти все видные художники- А.Бенуа, Л.Бакст,Б.Кустодиев, Е.Лансере, Н.Рерих, К.Сомов и др.

    • В.Суриков «Боярыня Морозова»
    • И.Репин «И.Грозный и сын его»
  • Слайд 11

    В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза». Н.Сапунов, М.Сарьян пытались обрести индивидуальность, сочетая, западный опыт и национальные традиции. Они были тесно связаны с символистами. Символизм в живописи не был единым направлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель, К.Петров-Водкин и др.

    • М.Врубель «Царевна Лебедь»
  • Слайд 12

    Скульптура. Архитектура.

    В скульптуре успешно развивался импрессионизм. П.Трубецкой создал бюсты С.Витте, Л.Толстого и памятник Александру IIIА.Голубкина пыталась создавать скульптуры в виде обобщенного образа. С.Коненков отразил новые веяния в реализме («Камнебоец», «Нищая братия»).В то же время он сохранил черты индивидуальности, что хорошо видно в бюсте А.П.Чехова.

    • С.Коненков бюст Чехова.
  • Слайд 13

    В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С. Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну(Банк Рябушинского. В.Валькотт используя эклектику построил в Москве здание гостиницы «Метрополь».Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма.

    • Гостиница «Метрополь»
    • Особняк Рябушинского
    • Ярославский вокзал
  • Слайд 14

    Музыка. Балет. Театр. Кинематограф.

    В н.20 в.в музыке появились композиторы- новаторы А.Скрябин, И.Стравинский, С.Рахманинов, которые стремились выйти за рамки традиционной классической музыки. Вокальная школа дала миру таких выдающихся певцов как Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинов,И.Ершов.

    • Композитор С.Рахманинов.
    • Певец Ф.Шаляпин
  • Слайд 15

    В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиков был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др.

    • К.Станиславский и одна из его ролей в спектакле «Мнимый больной»
    • Е.Вахтангов и одна из его ролей.
  • Слайд 16

    В 1908-9г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в начале века появился кинематограф.В 1908 г. вышла 1-я русская картина- «Степан Разин» в 1911- «Оборона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры

    • Кадр из фильма «Степан Разин» 1908 г
    • Актриса немого кино Вера Холодная в разных образах.
  • Посмотреть все слайды

    Урок по истории России в 9 классе.Разработан учителем истории ГБОУ школа № 1056 Тихонов А.С.

    Тема: Духовная жизнь Серебряного века.

    Цель урока: сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века; на конкретных примерах показать достижения русской науки, литературы, искусства; раскрыть социальную суть и художественную ценность новых направлений в искусстве.

    Учащиеся развивают умения формировать собственное мнение, вырабатывают личностное отношение к культурному наследию.

    Оборудование: экран, компьютер, проектор, диск со слайдами к уроку, фрагменты литературных произведений, раздаточный материал.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Понятия: ренессанс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.

    Ход урока:

    Эпиграф

    Культура – это совокупность

    материальных и духовных ценностей, созданных

    человеческим обществом и характеризующих

    Определенный уровень развития общества.

    Организационный момент: приветствие учащихся, знакомство.

    Внимание на доску, прочитайте тему урока.

    Что такое духовная жизнь?

    (Ответы учащихся. Это все, что связано с культурой, т. е. все ценное, созданное обществом. В данном случае - это система основных нравственных, эстетических, духовных, научных ценностей, включая менталитет людей данной эпохи, которые воплощены в науке, религии, нравственности, искусстве, и т.д.)

    Эпиграфом к уроку нам служит определение слова культура. Сегодня на уроке мы познакомимся с культурой начала XX века.

    Проблема: Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

    План урока:

    1. Духовное состояние общества.
    2. Просвещение.
    3. Наука.
    4. Литература.
    5. Живопись.
    6. Скульптура. Архитектура.
    7. Музыка, балет, театр, кинематограф.

    (1 вопрос освещает учитель).

    Внимательно выслушайте и ответьте на вопрос:

    Какие слова передают духовное состояние общества в этот период?

    В начале XX Россия вступила в эпоху индустриализации, которая диктовала свои условия и нормы жизни. Грани веков позволяют людям острее почувствовать бег времени, движение жизни. Рушились традиционные ценности и представления людей. Возникали растерянность, тревожность, чувство катастрофичности бытия. Начался пересмотр прежних устоявшихся человеческих ценностей. Русская интеллигенция была занята поиском общественного идеала, новой русской идеи. Русская культура этого периода переживала удивительный расцвет, охвативший все виды творческой деятельности. Появились новые имена, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки.

    Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

    Возвращение к проблеме: Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

    (2 вопрос учитель раскрывает методом беседы). Учащиеся читают раздел учебника (стр. 57) и отвечают на вопросы:

    В чем причина подъема образования в России в начале XX века?

    (модернизация требовала образованных людей)

    Докажите, что в начале XX века в России отмечается подъем образования.

    (расходы на образование с 1990 по 1915 гг увеличились более чем в 5 раз; городские и сельские начальные школы вытесняли церковно-приходские; росло число гимназий и реальных училищ; увеличение количества часов на изучение естественно-математических предметов; возросло количество средних специальных учебных заведений;

    Расширилась сеть высших учебных заведений; открылись педагогические институты в Москве и Петербурге (карта), свыше 30 женских курсов.).

    Несмотря на подъем образования,сохранялось много нерешенных проблем. Так, более ¾ крестьянских детей не учились даже в начальной школе. Только 3 % детей среднего школьного возраста учились в школе.

    Как вы думаете, почему основная масса крестьянских детей не имела доступа к обучению? (обучение было платным и не все имели возможность его оплатить)

    (3 вопрос о русской науке начала XX века изучается путем сочетания рассказа учителя с заполнением учащимися таблицы)

    « Достижения русской науки в начале XX века». (рабочий лист №1))

    Фамилия ученого

    Над какой проблемой работал?

    П.Н. Лебедев

    В.И. Вернадский

    И.П. Павлов

    И.И. Мечников

    Н.Е. Жуковский

    К.Э. Циолковский

    В.О.Ключевский

    Физиология

    Иммунология

    История России

    Физика волн

    Ракетостроение

    Аэродинамика, самолетостроение

    Учение о биосфере и ноосфере

    В начале XX века в российской науке появляется целое созвездие имен. Сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений на окружающий мир.

    Физик П.Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим).

    Выдающийся ученый В.И. Вернадский работал на стыке химии, биологии и геологии. Его труды способствовали появлению новых научных направлений в биохимии, геохимии, радиологии. Учение Вернадского о биосфере (т.е. области распространении жизни на земле) и ноосфере (сфере разума) заложили основу современной экологии.

    Русский физиолог И.П.Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил И.И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям. Выдающиеся открытия в теории и практике самолетостроения сделал Н.Е. Жуковский

    Мировую известность получил учитель калужской гимназии, самородок К.Э. Циолковский, обосновавший в своих трудах возможность космических полетов. Его именем назван один из крупнейших кратеров на Луне.

    В этот период работают известные историки В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, Е.В. Тарле и др.

    Проверка выполнения задания (1- 2 ученика).

    (4 вопрос изучается путем сочетания рассказа учителя с методом беседы, а также выполнением учащимися заданий).

    Литература начала XX века отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов.

    Господствующим направлением в русской литературе этого периода оставался реализм.

    В чем главный принцип этого направления? (реальное отражение окружающего мира)

    В традициях реализма творили Л.Н.Толстой, А.П. Чехов, А.И. Куприн.

    С какими произведениями Л.Н.Толстого вы знакомы?

    Какие произведения А.П. Чехова вы знаете?

    Кто знаком с произведениями А.И. Куприна?

    Кто еще из писателей представлял реализм в начале века? Кого вы можете назвать? (И.А. Бунин, В.Г. Короленко, М. Горький).

    В первое десятилетие XX века в русскую поэзию пришла плеяда талантливых крестьянских поэтов – С. Есенин, Н.Клюев, С.Клычков.

    Это время появления в русской поэзии ярких творческих индивидуальностей, придерживающихся различных взглядов, принадлежавших к разным направлениям (символизм, акмеизм, футуризм).

    Работа с терминами

    Символизм – направление в искусстве; сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей, находящихся за пределами чувств, восприятий.

    Акмеизм – (от греч. – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – направление в литературе XX века, характеризующееся склонностью к эстетизму, камерности, поэтизации чувств; главное внимание – художественному слову.

    Футуризм – (от лат. – будущее) - авангардистское течение в литературе и искусстве XX века, характеризующееся отрицанием художественного и нравственного наследия, и поиском «нового искусства», соответствующего динамично развивающемуся миру.

    Ребята, вам необходимо внимательно прочитать новые понятия, заполнить таблицу « Направления в русской поэзии начала XX века» и определить используя текст учебника (стр.59-60), кто из русских поэтов представлял эти направления. (рабочий лист №2)

    « Направления в русской поэзии начала XX века»

    символизм

    акмеизм

    футуризм

    Сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей

    Направление в литературе, характеризующееся склонностью к эстетизму, камерности, поэтизации чувств;

    Главное внимание художественному слову

    Авангардистское течение в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием художественного и нравственного наследия, поиском «нового искусства», соответствующего динамично развивающемуся миру

    К. Бальмонт, А.Блок, В. Брюсов, А. Белый

    Н. Гумилев,

    А. Ахматова,

    О. Мандельштам

    В. Маяковский В, Хлебников, Д. Бурлюк, И. Северянин

    Проверка выполнения задания (3 ученика).

    В чем сущность акмеизма? Кто представлял это направление?

    Учитель раздает отрывки из стихотворений

    Ученик читает отрывок из стихотворения А.Ахматовой.

    Вечером.

    Звенела музыка в саду

    Таким невыразимым горем.

    Свежо и остро пахли морем

    На блюдце устрицы во льду.

    Он мне казал: «Я верный друг!»

    И моего коснулся платья.

    Как не похожи на объятья

    Прикосновенья этих рук.

    Так гладят кошек или птиц,

    Так на наездниц смотрят тройных…

    Лишь смех в глазах его спокойных

    Под легким золотом ресниц.

    Поют за стелющимся дымом:

    «Благослови же небеса –

    Ты первый раз одна с любимым». (1913)

    В чем сущность символизма? Кто представлял это направление?

    Ученик читает отрывок из стихотворения А.Блока.

    Девушка пела в церковном хоре

    О всех усталых в чужом краю,

    О всех кораблях, ушедших в море,

    О всех, забывших радость свою.

    И луч сиял на белом плече,

    И каждый из мрака смотрел и слушал,

    Как белое платье пело в луче.

    В чем сущность футуризма? Кто представлял это направление?

    Ученик читает отрывок из стихотворения В. Маяковского.

    Послушайте!

    Ведь, если звезды зажигают –

    значит – это кому-нибудь нужно?

    Значит – это необходимо,

    чтобы каждый вечер

    над крышами

    загоралась хоть одна звезда?!

    (5, 6 вопросы изучаются путем сочетания рассказа учителя с выполнением учащимися заданий.)

    В живописи этого периода также было много направлений. Внимание на схему.

    Направления в живописи начала XX века.

    Работа с терминами . Внимание на экран, перед вами новые слова.

    Модерн - (от фр. современный) - направление в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием традиционных форм, опорой на условность стиля, поиском новых форм, противопоставлением реализму.

    Авангардизм - (от фр.- передовой)- название ряда художественных течений XX века, стремящееся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме; характеризуется принижением значения культурно-исторического наследия человечества.

    Ребята, вам необходимо внимательно прослушать материал, прочитать новые понятия, заполнить таблицу « Направления в русской живописи начала XX века» и определить, используя текст учебника (стр. 60) кто из русских художников представлял эти направления. (рабочий лист №3)

    « Направления в русской живописи начала XX века»

    реализм

    модерн

    символизм

    авангардизм

    1. В чем сущность этих направлений?

    Направление в литературе и искусстве, характеризующееся наиболее полным, правдивым отражением реальности .

    Направление в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием традиционных форм, опорой на условность стиля, поиском новых форм, противопоставлением реализму .

    Направление, характеризующееся сосредоточенностью на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей

    Ряд художественных течений XX века, характеризующихся стремлением к коренному обновлению искусства, как по форме, так и по содержанию, принижением значения культурно-исторического наследия человечества .

    2.Перечислите представителей этих направлений.

    И. Репин, В. Суриков, М. Нестеров

    К. Коровин, В. Серов, А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере, Н. Рерих, К. Сомов

    П. Кузнецов,

    Н. Сапунов,

    М. Сарьян,

    М. Врубель, К. Петров-Водкин

    В. Кандинский, М. Шагал, П. Филонов

    Проверка выполнения задания (4 ученика).

    Скульптура была связана с импрессионизмом.

    Внимание на экран, работа с термином.

    Импрессионизм – это направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его неподвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

    Архитектура этого периода связана с модерном.

    Вспомните, в чем сущность этого стиля?

    Задание классу: 1 вариант выясняет, кто прославился в скульптуре?

    2 вариант – Кто прославился в архитектуре? (2 мин )

    Проверка выполнения задания (2 ученика)

    В скульптуре этого времени прославились П.П. Трубецкой (скульптурные портреты Л.Н. Толстого, С.Ю. Витте, Ф.И. Шаляпина, памятник Александру III.); С.М. Волнухин (памятник первопечатнику Ивану Федорову);

    А.С. Голубкина (скульптуры «Старость», «Волна», «Спящие»).

    Облик русского модерна определило творчество Ф.О. Шехтеля (особняк З.Г. Морозовой, дом А.Н. Рябушинского, здание Ярославского вокзала в Москве и др.); И.В. Жолтовский (гостиница «Метрополь» в Москве).

    (7 вопрос излагается учителем.)

    Задание: слушая рассказ учителя, приведите в соответствие таблицу путем проставления нумерации в 3 столбце. (рабочий лист № 4)

    (звучит отрывок из произведения С.В. Рахманинова).

    В начале XX века творческий взлет переживали великие русские композиторы А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.И. Танеев,

    С.В. Рахманинов. Они пытались найти новые музыкальные формы и образы.

    Этот период дал плеяду выдающихся «поющих актеров»: Ф.И. Шаляпина, А.В. Нежданову, Л.В. Собинова.

    Одаренные блестящими вокальными данными, по ходу спектакля они не только исполняли свои оперные партии, но и играли как первоклассные актеры. Шаляпин в роли Бориса Годунова производил потрясающее впечатление на зрителей.

    (фрагмент записи в исполнении Ф.И. Шаляпина).

    Большим событием в мировом искусстве стал русский балет. Имена русских танцовщиков: Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского не сходили со страниц русских и мировых газет.

    Театр, возглавляемый такими выдающимися мастерами как К.С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов оказывал огромное влияние на формирование

    общественного мнения, на духовную жизнь людей. С большим успехом в МХАТе шли пьесы А.П. Чехова: «Чайка», «Дядя Ваня» и др.

    В 1908-1913 гг. Сергей Дягилев организовал в Париже, Риме, Лондоне и других европейских городах Русские сезоны, предоставив восхищенной публике балет, оперу, театральную живопись и музыку.

    В начале XX века возник новый вид искусства кинематограф. В 1908 г была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а через 2 года – полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Главное отличие кинематографа было в том, то он был доступен всем слоям населения.

    Задание: слушая рассказ учителя, приведите в соответствие таблицу путем проставления нумерации в 3 столбце.

    Проверка выполнения задания (1 ученик).

    Закрепление.

    Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

    (ответы учащихся).

    Период русской культуры начала XX в. вошел в историю как серебряный век русской культуры. Тот, кто придумал это название, конечно же, сравнивал его с «золотым веком», с временем Пушкина, Гоголя, Глинки. «Золото» осталось за ними. Но «серебро» - это не только второй по ценности металл. И сравнение «золотого» и «серебряного» веков давно уже утратило соревновательный оттенок. Изделия из серебра часто не имеют себе равных по изяществу, внутреннему благородству и утонченности – особенно когда их одевает патина времени. Таким и запечатлелся в памяти России и всего мира взлет русской культуры в начале XX века.

    3. Выберите лишнее:

    А) Н.А.Бердяев

    Б) П.Н.Лебедев

    В0 В.С.Соловьев

    А) реализм

    Б) романтизм

    В) сентиментализм

    5. А.П. Чехов написал пьесу:

    А) «Враги»

    Б) «Вишневый сад»

    В) «Петербург»

    А) Н.К.Рерих

    Б) Л.Н. Толстой

    В) И.А.. Попов

    7. Скульптура Серебряного века была связана с направлением:

    А) акмеизм

    Б) символизм

    В) импрессионизм

    8. Область распространения жизни на земле называется:

    А) биосфера

    Б) ноосфера

    В) импрессионизм

    9. Выберите лишнее:

    А) М. З. Шагал

    Б) А.Н. Скрябин

    В) И.Ф. Стравинский

    А) К.С. Станиславский

    Б) А.Т.Павлов

    А.Н.Бенуа

    Духовная жизнь Серебряного века

    2 вариант

    1. Область распространения жизни на Земле называют

    А) биосфера

    Б) ноосфера

    В) импрессионизм

    2. Учение о высшей нервной системе, об условных рефлексах разработал:

    А) И.И. Мечников

    Б) И.П.Павлов

    В) В.О.Ключевский

    3. Выберите лишнее:

    А) К.А.Коровин

    Б) В.О. Ключевский

    В)А.Н. Бенуа

    4. Господствующее направление в литературе Серебряного века

    А) реализм

    Б) романтизм

    В) сентиментализм

    5. С.В. Рахманинов:

    А) поэт- акмеист

    Б) художник-импрессионист

    В) композитор

    6. Из вышеперечисленного выберите художника Серебряного века:

    А) Н.К.Рерих

    Б) Л.Н. Толстой

    В) И.А.. Попов

    7.Акмеизм - это:

    А) направление в живописи

    Б) направление в литературе

    В) направление в музыке

    8. Серебряным веком называют:

    А) начало XXв

    Б) XIX в

    В) конец XXв

    9. Премия за выдающиеся достижения в области науки, техники, литературы, присуждаемая ежегодно Шведской академией наук:

    А) Нобелевская

    Б) за достижения

    В) тринадцатая

    10. Основатель психологической актерской школы:

    А) К.С. Станиславский

    Б) А.Т.Павлов

    9 класс. История России. 25.10.2017 г.

    Тема: Духовная жизнь Серебряного века.

    Цель урока: сформировать представление о том, почему начало XX века вошло в русскую культуру под названием «серебряного века».

    Задачи урока.

    Образовательная:

      познакомить с культурой Серебряного века;

      на конкретных примерах показать достижения русской науки, литературы, искусства;

      способствовать запоминанию основной терминологии;

      раскрыть мировое значение достижения русской культуры.

    Развивающая:

      создать условия для развития общеучебных умений - работа с текстом учебника, с репродукциями картин;

      применять знания, для решения проблемных задач используя различные источники знаний.

      заполнять таблицы;

      способствовать формированию навыков работы с информацией (отбор);

      содействовать формированию умения оценивать свою работу на уроке (рефлексия).

    Воспитательная:

    воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру, уважение к культурному наследию.

    Оборудование: экран, компьютер, проектор, презентация к уроку, фрагменты музыкальных произведений, раздаточный материал.

    Понятия: импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.

    План урока:

      Вводное слово учителя. Постановка цели урока и проблемного вопроса.

      Просвещение.

    1. Литература.

      Живопись.

      Скульптура. Архитектура.

      Музыка, балет, театр, кинематограф.

      Закрепление. Проверка проблемного задания.

    Ход урока:

    1. Организационный момент. Вводное слово учителя. Постановка цели урока и проблемного вопроса. Слайд 2 . Проблемный вопрос: Начало 20 века называют Серебряным веком русской культуры. Почему?

    В начале XX Россия вступила в эпоху индустриализации, которая диктовала свои условия и нормы жизни. Рушились традиционные ценности и представления людей об окружающем мире. Возникали растерянность, тревожность, чувство катастрофы. Русская интеллигенция была занята поиском общественного идеала, новой русской идеи. Русская культура этого периода переживала расцвет и подъем. Появились новые имена, ставшие гордость русской и мировой культуры.

    2. Просвещение. Учащиеся читают учебник пункт "Просвещение" и отвечают на вопросы:

      Какие изменения произошли в области образования и просвещения?

      Чем они были обусловлены?

      Проверяем. Слайд №3.

    3. Наука. Слайды 4-6.

    Рассказ учителя, показ слайдов и заполнение учащимися таблицы: «Достижения русской науки в нач. XX века».

    П.Н. Лебедев

    В.И. Вернадский

    И.П. Павлов

    И.И. Мечников

    Н.Е. Жуковский

    К.Э. Циолковский

    В.О.Ключевский

    Физика волн

    Учение о биосфере и ноосфере

    Физиология

    Иммунология

    Аэродинамика, самолетостроение

    Ракетостроение

    История России

    Сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений на окружающий мир.

    Проверяем выполнение задания.

    4. Литература. Слайды 7-9).

    Литература начала XX века отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов. Господствующим направлением в русской литературе этого периода оставался реализм. В традициях реализма писали свои произведения Л.Н.Толстой, А.П. Чехов, А.И. Куприн.

    Кто еще из писателей представлял реализм в начале века? Кого вы из писателей реалистов этого периода Вы знаете? Если не знают, предложить посмотреть в учебнике на странице 56-57 - И.А. Бунин, В.Г. Короленко, М. Горький.

    В первое десятилетие XX века в русскую поэзию пришла плеяда талантливых крестьянских поэтов – С. Есенин, Н.Клюев, С. Клычков.

    В это время все громче стали звучать голоса поэтов и писателей нового поколения, протестовавших против главного принципа реалистического искусства - непосредственного изображения окружающего мира. Они придерживаются различных взглядов и принадлежат к разным направлениям - символизму, акмеизму и футуризму.

    Работа с терминами . Внимание на экран, перед вами новые слова. Слайд 10.

    Символизм – направление в искусстве; сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей, находящихся за пределами чувств, восприятий.

    Акмеизм – (высшая степень чего-либо, цветущая сила) направление в литературе XX века, характеризующееся склонностью к эстетизму, камерности, поэтизации чувств; главное внимание – художественному слову.

    Футуризм – (будущее) авангардистское течение в литературе и искусстве XX века, характеризующееся отрицанием художественного и нравственного наследия, и поиском «нового искусства», соответствующего динамично развивающемуся миру.

    Слайд 11. Символизм в русской поэзии начала XX века представляли - К. Бальмонт, А.Блок, В. Брюсов, А. Белый.

    Слайд 12. Акмеизм в русской поэзии представляли - Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.

    Слайд 13 . Футуризм представляли - В. Маяковский В, Хлебников, И. Северянин.

    5. Живопись.

    Слайд 14. Направления в живописи начала XX века.

    слайд 15.

    Модерн - (от фр. современный) - направление в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием традиционных форм, опорой на условность стиля, поиском новых форм, противопоставлением реализму.

    Авангардизм - (от фр.- передовой)- название ряда художественных течений XX века, стремящееся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме; характеризуется принижением значения культурно-исторического наследия человечества.

    Работа с презентацией слайды 16-22. Заполняем таблицу « Направления в русской живописи начала XX века». Раздаточный материал - таблица.

    слайд 23.

    6. Скульптура. Архитектура. Слайды 24-26.

    Скульптура была связана с импрессионизмом. Работа с термином.

    Импрессионизм – это направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его неподвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

    В скульптуре этого времени прославился П.П. Трубецкой. Памятник Александру III.

    Архитектура этого периода связана с модерном.

    Облик русского модерна определило творчество Ф.О. Шехтеля (здание Ярославского вокзала в Москве и др.).

    7. Музыка, балет, театр, кинематограф. Слайды 27-30.

    В начале XX века творческий взлет переживали великие русские композиторы А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов. Они пытались найти новые музыкальные формы и образы. Звучит их музыка.

    Этот период дал плеяду выдающихся «поющих актеров»: Ф.И. Шаляпина, А.В. Нежданову, Л.В. Собинова. (фрагмент записи в исполнении Ф.И. Шаляпина). Одаренные блестящими вокальными данными, по ходу спектакля они не только исполняли свои оперные партии, но и играли как первоклассные актеры. Шаляпин в роли Бориса Годунова производил потрясающее впечатление на зрителей. (фрагмент записи в исполнении Ф.И. Шаляпина).

    Большим событием в мировом искусстве стал русский балет.

    Театр, возглавляемый такими выдающимися мастерами как К.С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов оказывал огромное влияние на формирование общественного мнения, на духовную жизнь людей.

    Слайд 30. В начале XX века возник новый вид искусства кинематограф. В 1908 г была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а через 2 года – полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Главное отличие кинематографа было в том, то он был доступен всем слоям населения.

    Закрепление. Слайд 31. Проверяем проблемное задание.

    Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

    Период русской культуры начала XX в. вошел в историю как серебряный век русской культуры. Тот, кто придумал это название, конечно же, сравнивал его с «золотым веком», с временем Пушкина, Гоголя, Глинки. «Золото» осталось за ними. Но «серебро» - это не только второй по ценности металл. И сравнение «золотого» и «серебряного» веков давно уже утратило соревновательный оттенок. Изделия из серебра часто не имеют себе равных по изяществу, внутреннему благородству и утонченности – особенно когда их одевает патина времени. Таким и запечатлелся в памяти России и всего мира взлет русской культуры в начале XX века.

    Домашнее задание: § 8 , подготовить сообщения о деятелях русской культуры начала XX в. (по выбору).


    1. Духовное состояние общества

    2. Просвещение

    3. Наука

    4. Литература

    5. Живопись

    6. Скульптура. Архитектура

    7. Музыка, балет, театр, кинематограф


    Духовное состояние общества

    Серебряный век - период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна.

    Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX в.) На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский

    «Серебряный век» протекал

    с 1880 до 1920х годов


    Просвещение

    • городские и сельские

    начальные школы постепенно

    вытесняли

    церковно-приходское

    образование;

    • росло число гимназий

    и реальных училищ;

    • возросло количество

    средних специальных

    учебных учреждений;

    • к 1914 году в России действовало

    более 100 высших учебных

    заведений

    Сельская школа начала XX века



    Пётр Николаевич Лебедев

    выдающийся русский физик-экспериментатор, первым подтвердивший на опыте вывод Максвелла о наличии светового давления. Создатель первой в России научной физической школы

    Константин Эдуардович Циолковский

    русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики

    Николай Егорович Жуковский

    (1847-1921 гг.)русский механик, создатель аэродинамики как науки

    Чертеж первого космического корабля Циолковского


    Иван Петрович Павлов

    русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения» . Всю совокупность рефлексов разделил на две группы: условные и безусловные.

    Владимир Иванович Вернадский российский и советский учёный естествоиспытатель. Создатель научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.

    В круг его интересов входили многие науки: геология, почвоведение, кристаллография, минералогия, геохимия, радиогеология, биология, палеонтология, биогеохимия, метеоритика, философия и история.

    Собака Павлова, Музей Павлова, 2005


    Историки

    С.Ф. Платонов

    В.О. Ключевский

    А.А. Корнилов

    Философы

    П.А. Флоренский

    В.С. Соловьев

    Н.А. Бердяев

    С.Н. Булгаков


    Литература

    Горький М. Куприн А.И.

    Толстой Л.Н.

    Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Он верил, что насилие насилием устранить невозможно

    Есенин С.А. Бунин И.А.


    Литературные направления

    СИМВОЛИЗМ

    • ставил глубокие философские вопросы, символисты пытались проникнуть в глубины души народа и в русской народной жизни увидели возможность обновления, второго рождения России
    • Блок А.А., Бальмонт К.Д., Брюсов В.Я., Белый А.

    АКМЕИЗМ

    • акмеисты отстаивали самоценность реальной жизни. Главным в поэзии они считали красоту и отточенность художественного слова
    • Ахматова А.А., Гумилев Н.С., МандельштамО.Э.

    ФУТУРИЗМ

    • направление в авангардизме. Футуристы придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката, афиши.
    • Северянин И.В., Хлебников В.В., Бурлюк Д.Д., Маяковский В.В.

    Живопись

    Реализм

    Модерн

    Направления

    Авангард

    Символизм


    Реализм

    Задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности

    Представители: Репин И.Е., Суриков В.И.,

    Нестеров М.В., Васнецовы В.М. и А.М.

    Суриков. Автопортрет. 1902




    Модерн

    Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий.

    Представители: Бенуа А.Н., Бакст Л.С., Лансере Е.Е., Рерих Н.К

    Бенуа. Свадебная прогулка, 1906



    Символизм

    Главная задача символизма в живописи – создать мостик между миром идей

    и миром вещей

    Представители: Врубель М.А., Петров-Водкин К.С., Сомов К.А.

    Врубель. Демон сидящий, 1890


    Врубель. Жемчужина, 1904

    Врубель. Автопортрет, 1904-1905


    Авангард

    Объединяет целый ряд школ и направлений; особенность – использование оригинальных, новаторских средств выражения, экспериментальный подход к художественному творчеству

    Представители: Кандинский В.В., Лентулов А.В., Шагал М.З., Филонов П.Н


    Шагал.

    Ворота еврейского кладбища, 1917 Прогулка, 1917-1918


    Скульптура

    Импрессионизм – направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

    Трубецкой П.П. Портрет С.Ю. Витте, 1901

    Коненков Т.С. Мыслитель, после 1915

    (модерн)


    Архитектура

    Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

    Гостиница «Метрополь», Москва. Валькотт В.Ф. (неоклассицизм)


    Ярославский вокзал. Шехтель Ф.О. (Модерн)

    Особняк Рябушинского А.Н. Шехтель Ф.О. (Модерн)


    Композиторы: Скрябин А.Н., Стравинский И.Ф., Танеев С.И., Рахманинов С.В.

    Певцы: Шаляпин Ф.И., Нежданова А.В., Собинов Л.В., Ершов И.В.

    Рахманинов С.В. Композитор

    Шаляпин Ф.И. Певец


    Мейерхольд В.Э. Режиссер

    Станиславский К.С. Режиссер

    Вахтангов В.Э. Актер


    Представители: балетмейстеры Горский А.А., Петипа М.И. и артисты балета Павлова А.Т., Карсавина Т.П., Нижинский В.Ф.

    Балерина А.Т. Павлова


    Кинематограф

    1903 г. – открылись первые «электротеатры» и иллюзионы

    1908 г. – снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна»

    1911 г. – первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя»

    Режиссер Протазанов Я.А., актеры Мозжухин И.И., Холодная В.В., Коонен А.Г.

    Мозжухин И.И.


    Культура начала XX века переживала необычайный расцвет.

    Это был Серебряный век русского искусства.

    Спасибо за внимание!!!