Презентация на тему "Кодирование текстовой (символьной) информации". Разработка урока и презентация на тему "кодирование текстовой информации" Презентация на тему кодирование текстовой информации
























Почтовые индексы – Волоколамск – Чухлома – Олонец – Богучар – Сургут




Двоичное кодирование АБВАБВ




Сколько нужно символов? В текстах мы используем: прописные и строчные русские буквы Аа Бб Вв … прописные и строчные латинские буквы Аа Bb Cc … знаки препинания!, ?. … цифры … знаки арифметических операций + - × … другие символы ([ \ … Достаточно 256 различных символов.


С помощью 1 байта можно получить 256 разных двоичных кодовых комбинаций и отобразить с их помощью 256 различных символов. Кодирование заключается в том, что каждому символу ставится в соответствие уникальный десятичный код от 0 до 255 или соответствующий ему двоичный код от до Таким образом, человек различает символы по их начертанию, а компьютер - по их коду.


КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ЭВМ А Q В R С S D Т Е U F V G W


Кодовые таблицы Соответствие символов и кодов задается с помощью специальных кодовых таблиц. В кодовых таблицах каждому символу ставится в соответветствие уникальная цепочка из восьми нулей и единиц. СимволДесятичный кодДвоичный код!…АБВ!…АБВ 33 … …


Присвоение символу конкретного кода - это вопрос соглашения, которое фиксируется в кодовой таблице. Кодовая таблица - это внутреннее представление символов в компьютере. Во всем мире в качестве стандарта принята таблица ASCII (American Standard Code for Information Interchange - Американский стандартный код для обмена информацией).ASCII


В последнее время появился новый международный стандарт Unicode, который отводит на каждый символ не один байт, а два, и потому с его помощью можно закодировать не 256, а различных символов. Эту кодировку поддерживают последние версии платформы Microsoft Windows&Office (начиная с 1997 года)


Кодовая таблица в системе Windows СимволДесятичный кодДвоичный кодСимволДесятичный кодДвоичный код Пробел! * +, -. / = ? АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПАБВГДЕЖЗИЙКЛМНОП РСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ



РАЗРАБОТКА УРОКА "Кодирование текстовой информации"

Класс : 9 класс

Тип урока :

§ ознакомление с новым материалом,

§ урок-практикум.

Вид урока : комбинированный.

Задачи урока :

§ Дидактическая : обеспечить первичное осмысление нового содержания материала.

§ Педагогическая : привести учащихся к пониманию причин и способов преобразования и хранения текстовой информации на компьютере в виде двоичного кода.

Цели урока :

Обучающая :

§ Ввести понятия текстовой информации, кодирования текстовой информации, кодовой таблицы.

Развивающие :

§ Научить определять код символа и символ по коду с использованием кодовых таблиц и текстового редактора.

§ Научить кодировать и перекодировать текстовую информацию.

Воспитательные :

§ Продолжить формирование интереса к предмету, формирование мировоззрения.

§ Воспитать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, умение слушать.

§ Воспитать личностные качества: активность, умение сотрудничать и работать в группе.

§ Подготовить учащихся к жизни в быстро изменяющемся информационном мире.

Оснащение урока :

§ Учебник Н.Д.Угринович Информатика 9 класс, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014.

§ Рабочее место учителя.

§ Рабочие места учеников: ПК с установленной операционной системой Windows XP.

§ Текстовый редактор Блокнот.

§ Мультимедийный проектор.

§ Презентация «Кодирование текстовой информации».

§ Карточки с практическим заданием.

§ Таблицы кодировок.

Формы обучения : фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в парах).

Методы и приемы обучения : объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный (фронтальная беседа), наглядный (демонстрация компьютерной презентации), практический (выполнение практической работы на ПК), рефлексия (фронтальный опрос).

Ход урока

Этап урока

Деятельность

Время (мин)

Организационный
момент

Проверка готовности к уроку (наличие у учеников тетрадей, учебников)

Актуализация
знаний, повторение изученного

Подготовка к изучению нового материала, фронтальный опрос

Изучение нового
материала

Лекция в сопровождении мультимедийной презентации, записи на доске и в тетрадях

Практическая работа

Выполнение практического задания на компьютере

Закрепление.
Работа в парах

Самостоятельное составление задания для своего товарища, проверка правильности выполнения

Итог урока. Рефлексия

Сообщение учителя, фронтальный опрос

Домашнее задание

Запись в дневниках

После изучения темы учащиеся должны

знать:

§ принцип кодирования текстовой информации в компьютере;

§ принцип хранения текстовой информации;

§ понятие таблицы кодировки;

§ современные таблицы кодировки;

уметь:

§ определять код символа в заданной таблице кодировки;

§ находить символ по заданному коду;

§ выбирать и менять различные кодировки символов для текста.

1 этап урока. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы урока » (слайд 1).

Постановка целей урока (слайд 2):

§ Познакомиться с понятиями текстовой информации, кодирования текстовой информации, кодовой таблицы.

§ Научиться определять код символа и символ по коду с использованием кодовых таблиц и текстового редактора.

§ Научиться кодировать и перекодировать текстовую информацию.

2 этап урока. Актуализация знаний. Повторение изученного

Ребятам предлагается ответить на вопросы (слайд 3):

1. Что такое информация?

Ответ: это сведения об окружающем мире (объекте, процессе, явлении);

это отражение окружающего мира в виде сигналов и знаков.

2. Какие виды информации по форме представления вы знаете?

Ответ: Числовая, текстовая, графическая, звуковая, видео, комбинированная.

3. Что такое кодирование?

Ответ: Процесс представления информации с помощью знаковой системы.

3 этап урока. Изучение нового материала

Текстовая информация – это информация, выраженная с помощью естественных или формальных языков в письменной форме (слайд 4).

К текстовой информации относятся:

§ Буквы русского алфавита

§ Буквы латинского алфавита

§ Цифры

§ Знаки

§ Математические символы

Вопрос: Что такое естественный язык, а что такое формальный язык?

Ответ: Естественный язык – это язык, исторически сложившийся, появившийся естественным путем. Например, русский устный.

Формальный язык - это язык, искусственно придуманный, со строгими правилами. Например, язык алгебры, язык компьютера .

Для кодирования текстовой информации достаточно 256 различных знаков! Вспомним основную формулу информатики и подсчитаем количество информации, необходимое для кодирования 1 знака (слайды 5, 6):

N = 2 i , где

N – количество кодовых комбинаций

i – длина двоичного кода

256 = 2 i 28 = 2 i I = 8 бит

Для обработки текстовой информации в компьютере необходимо представить ее в двоичной знаковой системе. Человек различает знаки по их начертанию, а компьютер – по их двоичным кодам. Когда мы вводим в ПК текстовую информацию, происходит ее двоичное кодирование, т.е. изображение знака преобразуется в его двоичный код. При нажатии на клавишу в компьютер поступает последовательность из 8 электрических импульсов. Код знака хранится в оперативной памяти (слайд 7).

В процессе вывода на экран происходит обратный процесс (слайд 8).

Вопрос: какое устройство занимается преобразованием информации в двоичный код и обратно?

Ответ: микропроцессор.

Присвоение знаку конкретного двоичного кода – это вопрос соглашения, который фиксируется в кодовой таблице (слайд 9).

Таблица кодировки – это таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера – коды.

Международным стандартом для ПК считается таблица ASCII – American Standard Code for Information Interchange (Американский стандартный код для информационного обмена).

Первые 33 кода в этой таблице соответствуют не знакам, а операциям (пробел, разрыв строки, знак абзаца и другие). Коды с 33 по 127 – интернациональные (знаки латинского алфавита, цифры, знаки арифметических операций, знаки препинания). Коды с 128 по 255 – национальные, т.е. в различных национальных кодировках одному и тому же коду, соответствуют разные знаки (слайд 10).

Для кодирования русских букв в настоящее время существует 5 различных кодировок (Windows , MS - DOS , Mac , ISO , КОИ-8) (слайд 11).

Исторически так сложилось, что национальная часть кодовых таблиц появилась несогласованно в разных странах и в разных операционных системах. Кодовые таблицы ISO и КОИ-8 появились в СССР. Кодовая таблица MS - DOS была разработана для операционной системы Microsoft DOS , кодовая таблица Windows – для операционной системы Microsoft Windows . Кодовая таблица Mac используется в операционных системах Mac OS (слайд 12).

Тексты, созданные в одной кодировке, не будут правильно отображаться в другой!

Иногда возникает необходимость в одном текстовом документе использовать не два языка, а больше. Например, при печати текста по геометрии могут понадобиться символы русского языка, латинские буквы, греческие буквы. Как быть в такой ситуации?

В 1991 году был предложен новый стандарт кодов, где на каждый символ выделялось 2 байта памяти. Кодовую таблицу назвали Unicode . В кодовой таблице Unicode 65536 символов. Такое количество кодовых комбинаций позволяет закодировать знаки языков практически всех алфавитов мира! (слайд 13).

4 этап урока. Практическая работа на компьютере

Вспомним цели урока. Первую цель – познакомиться с понятием кодирование текстовой информации, кодовая таблица, - мы достигли.

Научиться кодировать текстовую информацию, определять код символа и символ по коду, используя кодовые таблицы и текстовый редактор, нам поможет практическая работа (слайд 14).