Проект в доу зимующие птицы. Проект «Зимующие птицы» в старшей группе. Дидактическая игра «Верю – не верю»

Вид проекта:

Краткосрочный; информационно-творческий.

Участники проекта:

Дети старшей группы;

Воспитатель;

Родители.

Актуальность проекта:

Много птиц погибает от голода во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова. Зимой птицы очень нуждаются в помощи людей. Мы задумались, а какие птицы живут рядом с нами? Если птица голодная, то будет ли она есть любой корм из любой кормушки? Как правильно подкармливать птиц? В ходе проекта мы будем знакомиться с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями. Будем учиться заботиться о птицах, помогать им в холодный период времени.

Цель: Развивать познавательный интерес к миру природы, формировать реалистичные представления о природе. Расширять знания об особенностях внешнего вида, жизни, повадках зимующих птиц, их приспособленности к среде обитания в зимний период.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить представления детей о зимующих птицах родного края.
  • Учить узнавать птиц по внешнему виду и называть их.
  • Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им.
  • Изучить повадки зимующих птиц.
  • Расширить знания о правильной подкормке птиц в зимний период;
  • Дать представление о значении птиц для окружающей природы.

Воспитательные:

  • прививать любовь и бережное отношение к пернатым друзьям,
  • формировать желание заботиться о птицах в зимний период.

Развивающие:

  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность;
  • Развивать познавательную активность;
  • Развивать любознательность, интерес к миру пернатых;
  • Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях;
  • Развивать и обогащать словарный запас по теме проекта;
  • Развивать детское творчество через продуктивную деятельность.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный:
  2. Разработка комплексно- тематического планирования по теме проекта.
  3. Подготовка материала для реализации проекта:

Подбор методической, справочной и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме;

Подготовка материалов для продуктивной деятельности;

Подбор материалов, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.

  1. Информирование родителей о предстоящей деятельности.

Основной.

Реализация проекта по комплексно-тематическому планированию.

Обобщающий.

Пополнение предметно - развивающей среды по теме проекта.

Оформление уголка книги (подбор книг о птицах);

Оформление альбома: «Зимующие птицы нашего края»;

Организация выставки плакатов «Покормите птиц зимой»;

Оформление картотеки загадок, стихов о птицах;

Презентация проекта.

Комплексно-тематическое планирование.

Образовательная область

Проводимая работа

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры: «Сложи картинку», «Что за птица?», «Угадай, какая птица поёт?»

«Каких птиц зимой не увидишь?»;

«Назови птичку ласково»;

«Опиши птицу»

Сюжетно-ролевые игры: «Больница птиц». «Птичий двор».

Игра-театрализация «Где обедал воробей?

Познавательное развитие

ООД «Пернатые друзья».

ООД «Покормим птиц»

Беседа «Наши пернатые друзья».

Беседа «Холодно ли птицам зимой?».

Наблюдение за птицами во время прогулки.

Исследование «Следы птиц на снегу».

Памятка «Как ухаживать за кормушкой».

«Меню птиц» (беседа);

Речевое развитие

Чтение С. Михалков «Птичья столовая».

Чтение Т. Шарыгина «Синица», «Клесты», «Сова», «Сорока», «Снегири», «Свиристели».

Составление рассказов по иллюстрациям.

Разгадывание загадок.

Творческое рассказывание «Как я спас птичку».

Рассказ по картине «Птицы на кормушке»;

Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц»;

Чтение рассказа И. С. Тургенева «Воробей»;

Чтение рассказа Л. Воронкова «Птичьи кормушки»;

Чтение рассказа В. Сухомлинского «О чем плачет синичка?»;

Чтение стихотворения А. Барто «Снегирь»;

Чтение стихотворения С. Есенина «Воробушки»;

Художественно-эстетическое развитие

ООД «Пернатые друзья» (рисование в технике тычок).

Лепка «Птицы на кормушке».

Аппликация «Снегири ».

Раскрашивание раскрасок «Зимующие птицы».

Физическое развитие.

Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнёздышках», «Вороны и воробьи».

Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы.

Оформление альбома «Зимующие птицы нашего города».

Консультация для родителей «Покормите птиц зимой».

Планируемые результаты:

Дети:

Развитие у детей любознательности, интереса к наблюдению за объектами и явлениями природы, развитие творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Воспитатель:

Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Использование различных форм работы по экологическому воспитанию детей.

Распространение и обобщение опыта работы по экологическому воспитанию.

Родители:

Повысился уровень экологической воспитанности родителей.

Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.

Привлекают детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.

Список литературы:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М., 2013.

2..Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991

  1. Долгова Т., Кравченко И. «Прогулки в детском саду»

4.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.

  1. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2002.
  2. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
  3. Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?» М.,2003 .

Мониторинг знаний и умений детей старшей группы в рамках реализации проекта.

Фамилия, имя

Знает, каких птиц называют зимующими

Определяет по внешнему виду и называет зимующих птиц

Умеет описывать внешний вид зимующих птиц

Проявляет интерес к наблюдению за зимующими птицами

Знает, как правильно кормить птиц зимой

Умеет изображать птиц в разных видах х/д

В - высокий уровень

С - средний уровень

Н - низкий уровень

Приложение №1

Консультация для родителей.

«Покормите птиц зимой».

Наступила зима. Перелётные птицы уже давно улетели в тёплые края. Но ведь есть ещё и зимующие птицы! Это воробьи, голуби, сороки, синицы, вороны. Зимой в городе можно увидеть даже таких лесных жителей, как снегирь, свиристель, поползень, дятел, сова. В холодное время года птицам всё труднее становится добывать себе пропитание. Им нужна наша помощь!

Зимняя подкормка птиц - старая традиция. Птицы быстро поняли, что возле человеческого жилья можно найти корм. Зимой даже лесные птицы тянуться к человеческому жилью. Голод заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.

Помочь птицам несложно, надо устроить кормушку. Самая простая кормушка - это дощечка с прибитыми по краям бортиками, чтобы корм не сдувало ветром. Можно приспособить под кормушку различные пакеты из-под сока, пластиковые бутылки и т.п.

Напоминаем простые правила, о которых не стоит забывать

У кормушки должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождём.

Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть её.

Корм для разных птиц

Для свиристелей и снегирей подходит кормушка - сетка (её можно сделать из старой сетки). В неё помещают заготовленные на зиму плоды рябины.

Синицы с удовольствием будут лакомиться высушенными семенами арбуза и дыни, семечками подсолнуха и тыквы (не жареными), кусочками несолёного мяса и сала. Можно повесить за окном в сетке кусок плавленого сырка. Синицы быстро найдут лакомство. Охотно кушают синицы и крошки хлеба (чёрного ржаного давать нельзя). Поползни едят всё то, что и синицы.

Рады полакомиться хлебом воробьи и голуби. Для кормления лучше использовать измельчённый черствый хлеб. Свежий хлеб на холоде замерзает, и птицы не смогут с ним ничего сделать. Голубей лучше кормить в парке или во дворе. Иначе они вытеснят остальных птиц. Более осторожные птицы просто не будут появляться возле кормушки.

Кормушку нужно повесить так, чтобы ребёнок хорошо видел её из окна. Если ежедневно в одно и то же время оставлять корм в кормушке, то птицы будут слетаться к этому времени. Если корм класть нерегулярно, то птицы перестанут прилетать. Нужно, чтобы хоть немного корма было каждый день.

Надеемся, что этой зимой вы сделаете вместе с детьми свою птичью столовую. Это будет важной помощью нашим пернатым друзьям.

Приложение №2

Стихотворения о зимующих птицах.

Зимующие птицы

Что вы ищете под снегом.

Может быть, большого червяка? Глупые, ну разве он под снегом.

Он уж под землей наверняка!

Воробьишки

Бела крупа

Сыплется в сад.

И воробьи обедать летят.

Стайкою сели.

Стали клевать...

Что за еда, не могут понять.

Это не крупка, не творожок.

Это холодный белый снежок.

Воробей

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробушек-пташка,

Серая рубашка

Откликайся, воробей.

Вылетай-ка, не робей!

(И. Демьянов)

Воробей

Чуть живой,

Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей.

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком, бедный,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

От того, что так трудно ему.

(Н. Рубцов)

Сорока

Скачет сорока по ельничку.

Бьет хвостом по метельничку. Холодно сороке без шубки скакать. Плачет сорока. Да негде взять.

Снегири

На ветвях, украшенных Снежной бахромой.

Яблоки румяные выросли зимой. Яблоки на яблоньке весело снуют. Гусениц мороженых яблоки клюют.

Снегири

Глянь-ка, мама, посмотри,

За окошком снегири.

Синие, красные, крылышки атласные. В окна вьюга бьется.

Холодно без солнца.

Чтобы не было им скучно,

Чтобы не было им грустно,

Можно с крошками в кормушки Положить игрушки!

(А. Говоров)

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы. Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей. Настоящее горе.

Ведь ни зернышка нет у вороны

И от холода нет обороны...

(Н. Рубцов)

Птицы

Точки, крестики, кружочки.

Кто рассыпал на снегу

Под окном и на снегу

Длинные цепочки?

Мне понятны эти строчки,

Крестики и точки?

Это мне письмо прислали

Это птицы на бегу

На заре друзья мои.

Оставляют на снегу

«С добрым утром!»—написали Длинные цепочки,

Непоседы-воробьи.

Крестики и точки.

Синицы

Жили-были две синицы.

Чем же будем мы кормиться?

Ведь кругом белым-бело,

Все полянки замело.

Позабыли вы, синицы.

Что ваш друг живет в станице:

Вон мой дом, мое окно.

Там отборное зерно.

О чем поют воробушки,

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

— Мы выжили!

— Мы выжили!

— Мы живы!

— Живы мы!

(В. Берестов)

Первая прогулка

Воробьиха воробьенка

Выводила полетать.

По дороге потихоньку

Стала мама объяснять:

Это — кошка!

Это — кошка.

Это — Лешкино окошко.

Лешка любит нас с тобой.

Лешка кормит нас зимой.

(В. Левин)

Галчата

Все галчата черные,

Поднимают ссору,

Быстрые, проворные,

Распушили спинки,

С черными носами,

Скачут по забору

С острыми глазами.

Точно на пружинке.

Птицы

Чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи.

Ждут нас также терпеливо

И красавцы снегири...

Все привыкли — не пугливы,

Хоть руками их бери!

(Г. Ладонщиков)

Страшная птица

На окошко села птаха.

Брат закрыл глаза от страха:

— Это что за птица? Он ее боится!

Клюв у этой птицы острый.

Встрепанные перья.

Где же мама? Где же сестры?

— Ну, пропал теперь я!

— Кто тебя, сынок, обидел? — Засмеялась мама. —

Ты воробышка увидел

За оконной рамой.

Новая столовая

Мы кормушку смастерили,

мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник — снегири, ярче утренней зари.

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев —

стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог налетели семь сорок.

В воскресенье, воскресенье

Прилетел гонец весенний —

Путешественник-скворец,

Вот и песенке конец.

(3. Александрова)

Здравствуй, зимушка-зима

Белым снегом все покрыто: И деревья, и дома. Свиснет ветер легкокрылый: «Здравствуй, зимушка-зима». Вновь для птиц кормушки ставят, Насыпают в них корма. И поют пичужек стаи: «Здравствуй, зимушка-зима».

(Г. Ладонщиков)

Голуби

Голуби, голуби.

Раз, два, три.

Прилетели голуби-Сизари,

Сели и нахохлились у дверей.

Кто накормит крошками Сизарей?

(И. Токмакова)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой.

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма:

Горсть зерна нужна.

Горсть одно —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть. Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Зимний разговор через форточку

— Я маленький воробей,

Я гибну, дети, спасите...

Я летом всегда подавал сигнал.

Чтоб сторож ворон с огорода гнал. Пожалуйста, помогите.

— Сюда, воробей, сюда —

Вот тебе, друг, еда,

Благодарим за работу!

— Я дятел, пестрый такой.

Я гибну, дети спасите.

Все лето я клювом столбы долбил: Тьму вредных букашек поистребил. Пожалуйста, помогите!

— Сюда, наш дятел, сюда!

Вот тебе, друг, еда.

Благодарим за работу!

— Я иволга, иволга я,

Я гибну, дети, спасите...

Ведь это я в прошедшем году —

Чуть сумерки — пела в ближнем саду. Пожалуйста, помогите.

— Сюда, певунья, сюда — Вот и тебе еда,

Благодарим за работу!

(Пер. с нем. К. Орешина)

Вышит снег красивой строчкой,

Словно белая сорочка.

Папу я зову во двор:

Погляди, какой узор!

Смотрит папа сверху вниз.

Тут письмо тебе, Денис!

Пишут птицы и зверюшки:

«Сделай нам, Денис, кормушки!»

(И.Галиновская)

Кормушка

То не дождь стучит за рамой,

И капелям капать рано —

Зимний ветер лют!

То, слетевшись на кормушку, Размельченную краюшку

Воробьи клюют!

(Приходько)

Приложение №3

Картотека загадок про зимующих птиц:

Распустили перышки,

Нежатся на солнышке.

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках …

(снегири).

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит …

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи подбирает …

(воробей).

В старину с собой в дорогу

Эту птицу брали.

Вместе с ней домой обратно

Письма отправляли.

Эта птица - почтальон,

Вести приносит в дом.

Неспроста сейчас она -

Символ Мира и Добра …

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зову ее - …

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Каркунья хрипловатая …

Зимой на ветках яблоки.

Скорей же собери.

И вдруг вспорхнули яблоки -

Ведь это - …

(снегири).

У этой птички клюв кривой,

А гнезда вьет она зимой,

Из шишек семечки клюет,

Кто эту птичку назовет?

Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка.

А зовут меня…

(синичка).

С грудкой желтой знаем птицу,

Называется…

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица?

Называется…

Небольшая и пёстрая птица,

Не боится зимой простудиться,

Угощение наше ей снится,

Прилетает к нам часто…

Прилетели, сели,

Песенку пропели,

Две подружки, две сестрички,

По прозванию - ...

(Синички)

На кормушку к нам зимой

Прилетает птица

С жёлтой грудкой пуховой -

Шустрая…

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это... (Снегири)

Птичка-невеличка

Ножки имеет

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

Получается прыжок.

(Воробей)

Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

Эта птичка - ...

(Воробей)

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

(Воробей)

Днём спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает.

Трещала с самого утра:

"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"

А что пора?

Какая с ней морока,

Когда трещит...

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её ...

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

Днём спит, ночью летает.

Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаз пятачком?

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

В лесу, под щебет,

Звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

"Здорово, дрозд, приятель!"

И ставит подпись...

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

Что за кузнецы в лесу куют?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой

Все равно он будет мой!

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник.

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

Хоть я не молоток -

По дереву стучу:

В нём каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

Прилетела на базар,

Громко всем сказала: "Кар!

Пусть я в школе не учёна,

Но умна, ведь я -

(ворона) "

Хочет с детства эта птица

Стать известною певицей.

День и ночь неугомонно

" Кар-кар-кар! " - поёт..

Серо-чёрная та птица,

Говорят, никак, певица.

Мол, как каркать прекращает,

Птицам певчим подражает.

Эта птица всем знакома -

Важно ходит возле дома

Кар-Кар-Кар вдруг закричит,

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

А зовут её…

Птица чёрная сидит

На лохматой ёлке.

Кар!- всё время говорит.

Клюв - страшней иголки. -

Непоседа птица эта -

Одного с берёзой цвета.

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Верещунья белобока,

А зовут ее...

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

Бела, как снег,

Черна, как жук,

Вертится, как бес.

Повернулась - и в лес.

Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна.

Брюхо белое да плечи.

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит - вмиг

Подымает стрекот-крик.

Меня сизокрылым

Все с детства зовут.

Как символа мира

И любят, и чтут.

Ну, а это птица мира,

Только в небесах парила,

Быстро к нам спустилась в ноги,

Смело ходит по дороге

И боится только кошек,

Ей даем семян и крошек.

С нами птица круглый год,

Воркованием поет.

Приложение № 4

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ СИНИЦ

  • Название «синица» произошло не от синевы оперения этих птиц. Из наших синиц, голубые пёрышки встречаются только у лазоревки, и то лишь на макушке. А имя своё синицы получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Дзинь-дзинь!».
  • Из всех синиц только гаичка способна сама выщипать себе дупло в гнилом, вертикально стоящем стволе дерева. Другие виды синиц пользуются брошенными дуплами дятлов.
  • Синицы разных видов зимой объединяются в стаи с дятлами и пищухами и такими группами кочуют по лесу в поисках еды.
  • Лесных птиц, в том числе и синиц, нельзя кормить чёрным хлебом. Птицы часто оставляют часть корма в зобу, где хлеб быстро набухает и бродит; это может даже убить птичку. Особенно опасен ржаной хлеб, потому что в него добавляют больше дрожжей, чем в пшеничный

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

  • Синица кричит утром - к морозной ночи, вечером свистит - к ясному дню.
  • Синицы появляются стайками около домов - жди холодов.
  • Синица пищит и жмется к дому - к морозу.
  • Много синиц на кормушках - к метели, снегопаду.
  • Синицы рано улетают в теплые края - скоро похолодает.
  • Появление у кормушки лазоревки - к счастью.
  • Стучит в окно синица - к доброму известию, подарку.
  • Когда сядет на руку синица, нужно загадать желание, и если птаха подаст голос - загаданному сбыться.
  • Поймать во сне синицу - знак преодоления неприятностей, достижения целей.

Ольга Константинова
Проект «Зимующие птицы»

Проект на тему «Зимующие птицы » в группе старшего дошкольного возраста

Актуальность

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Зимующие птицы » выбрана не случайно. Ведь именно птицы , окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают . И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах , их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Наша задача - познакомить детей с птицами , зимующими в нашей местности , с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах , помогать им в холодное зимнее время.

Виды работ :

Сбор информации.

Отбор художественной и познавательной литературы.

Подбор иллюстративного материала.

Совместная продуктивная деятельность взрослого и детей.

Оформление презентации «Зимующие птицы » с голосами птиц .

Свободная самостоятельная художественно изобразительная деятельность детей.

Развешивание кормушек на территории детского сада.

Презентация проекта .

1 этап. Разработка проекта .

Цель проекта : Формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.

Задачи :

Организационно-методические :

Создать условия для вовлечения детей, родителей, воспитателей к исследовательской, познавательной, поисковой деятельности.

Обучающие :

Обогащать представление детей о зимующих и перелетных птицах , об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городке, о взаимодействии человека и природы) .

Обогащать познавательный интерес детей к зимующим и перелетным птицам через систему наблюдений, экскурсий, бесед, и т. д.

Воспитательные :

Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Развивающие :

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей.

Предполагаемый результат :

Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах . Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.

Создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц .

Вызывать постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой

Обогащать словарный запас детей.

Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.

Приобщать к совместной деятельности родителей.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатель группы, специалисты ДОУ, родители воспитанников.

Вид проекта : Познавательно-исследовательский, краткосрочный, групповой

Срок реализации проекта : 2 недели

2 этап : Основной (практический) .

Беседы с детьми

«Пришла зима.

«Как живут наши пернатые друзья зимой» .

«Кто заботится о птицах » .

«Пользу или вред приносят птицы .

«Меню птиц » .

«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой

Художественная литература

Чтение рассказов : Чтение Г. Скребицкого «Воробей, Большой пестрый дятел, Ворона, Сорока» ; А. Стрижева «Птицы зимой » ; Н. Павловой «Зимние гости» , Сухомлинского «О чем плачет синичка» , просмотр презентации : "Зимующие птицы ".

Творческое рассказывание : «Как я спас птичку» . Заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой » . Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц .

Организованная деятельность

Образовательная деятельность «Познание. Формирование целостной картины мира» .

Тема : «Зимующие птицы »

Цели : Формирование знаний у детей о зимующих птицах , объяснение причины их перелетов (перелетные, зимующие , воспитание заботливого отношения к птицам (Конспект) .

Художественно - продуктивная

Аппликация на тему : ««Снегири»

Рисование на тему : «Зимующие птицы »

Конструирование из бумаги на тему : «Синица»

Игровая деятельность

Дидактические игры :

«Один-много» , «Назови ласково» , «Счет птиц » , «Угадай птицу по описанию » , «Кто что ест» , «Узнай по голосу» ; «Доскажи словечко» ;

Настольные игры : «Разрезные картинки» , «Домино» , Лабиринт «Зимующие птицы » , «Лото» .

Сюжетно-ролевые игры :

«Парк птиц » , «Птичий двор» .

Подвижные игры :

«Совушка» , «Птицы в гнёздышках » , «Воробушки и автомобиль» , «Воробушки и кот» .

Музыкальная деятельность

Совместная деятельность детей и родителей

Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц » .

Фотоконкурс «На моей кормушке» ;

Задание родителям : помочь детям подобрать корм для птиц .

3 этап. Заключительный

Итог работы :

Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).

Развивающая среда группы пополнилась : литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах , загадками, презентациями о зимующих птицах .

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8» г. Балаково Саратовской области

Исследовательско – творческий проект

в подготовительной к школе группе № 7

«Зимующие птицы»

Разработала и провела воспитатель

Каращук Н.Н.

2017 г.

Проект «Зимующие птицы»

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст детей-участников: 6-7 лет.

Участники: педагог, дети и родители группы.

Актуальность:

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 17 опрошенных воспитанников меньше половины группы узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый восьмой смог вспомнить и назвать только 4 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2.Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

3.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Подготовительный этап

Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

Подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап.

Взаимодействие с детьми.

Задача: закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Понедельник - беседа«Что ты знаешь о птицах?»

Вторник - дидактические игры «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь».

Цель.Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).

Рис. 1. Зимующие птицы.

Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».

Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Среда - Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Грудка ярче, чем заря,

У кого?..

У снегиря.

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

Сорока.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синица.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

Назови его скорей,

Кто там скачет?

Воробей.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в морозных кронах,

А зовут её …

Ворона.

Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти…

Свиристели.

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут.

Голубь.

Над жуком и короедом

Держит он всегда победу.

По деревьям тук да тук:

Кто для леса верный друг?

Дятел.

Четверг - Аппликация «Снегири на ветке рябины»

Цель. Учить передавать внешний вид снегирей.

Пятница -дидактические игры «Четвёртый лишний», «Один – много».

Взаимодействие с родителями

Консультации – «Покормите птиц зимой», « Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Заключительный этап.

Взаимодействие с родителями

Конкурс поделок -«Мастерим кормушки для птиц»


Фото 1. Птицы на кормушке.

Взаимодействие с детьми.

Викторина «Кто больше знает о птицах?»

Цель: закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

Ожидаемый результат:

У детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Перспективы проекта: В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».

Воспитатель. А мы должны сделать всё, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

Воспитатель. Ребята с родителями смастерили кормушки, давайте их рассмотрим.

Взрослые и дети показывают кормушки и рассказывают, как их мастерили.


Фото 2. Кормушка для птиц.

Воспитатель. А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час?

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.

З. Александрова «Новая столовая»

Воспитатель. Посчитайте, сколько прилетело на нашу кормушку поползней, синиц, воробьёв, голубей, сорок?Ответьте на вопросы:
1. Какие птицы прилетали первыми на кормушку?
2. В какой день недели прилетали вороны?
3. Сколько ворон прилетало?
4. Чем лакомился голубь на кормушке?
5. Чем угощались сороки?
6. Сколько было сорок на кормушке?
Молодцы, и с этим заданием справились!

Проводится викторина «Что мы знаем о птицах».

Взрослый задает вопросы, дети отвечают. Выигрывает участник, давший большее количество правильных ответов.

Вопросы к викторине:

1. Какая птица на земле самая большая?

2. Какая птица самая маленькая на земле?

3. Какие птицы не умеют летать?

4. Какие птицы устраивают танцы на болотах?

5. Птенцы, какой птицы не знают своей мамы?

6. Какую птицу называют «лесным доктором»?

7. Какую птицу называют «лесным санитаром»?

Проводится игра «Птичий концерт».

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:

Воробьи – чирик – чирик.

Синицы – тинь – тинь.

Ворона – кар – кар.

Дятел – тррр – тррр.

Снегирь – дю – дю – дю.

Клёст – цок – цок – цок.

Свиристель – тюр –тюр – тюр.

Воспитатель. Ребята, вот вам семейное задание. Повесьте кормушки у себя во дворе и подкармливайте птиц зимой. А сейчас, когда вы все оденетесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки на участке. Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки». В заключение нашей с встречи, я хочу подарить каждому участнику буклеты «Что любят птицы» и «Как кормить птиц». Передайте их друзьям, знакомым, соседям. Как только вы начнете регулярно подкармливать птиц, они станут вашими постоянными гостями!

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

А. Яшин.

Дети одеваются и выходят на участок. Одни выносят кормушки, другие корм. Взрослые помогают развесить кормушки. Дети насыпают корм.

Конспект занятия по аппликации «Снегири на ветке рябины»

Задачи:

Учить детей работать с шаблонами.

Учить детей выполнять аппликацию способом скручивания салфетки.

Закреплять умение детей пользоваться ножницами.

Развивать мелкую моторику.

Развивать умение детей передавать образ птиц.

Формировать творческое воображение.

Материалы:

Образец.

Салфетки бумажные красного цвета.

Квадрат красного цвета для грудки.

Три черных прямоугольника для крылышек и хвостика

Квадрат черного цвета для головы.

Цветная бумага для веточки, глазок и клюва.

Ножницы

Лист цветного картона форматом 1/2 А4

Клей

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки. Рассматривание иллюстраций. Чтение познавательной литературы. Вывесить вместе с детьми кормушки для птиц.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель читает детям стихотворение «Снегири»:

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо

На берёзе

Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней

И глазам не верится

Стайка алых снегирей

Облепила деревце.

2. Рассказ воспитателя о снегирях.

А кто-нибудь из вас знает, как выглядит снегирь? Чем питается? Где зимует? Как человек заботится о нем? Почему снегирь прилетел к нам зимовать?

А теперь послушайте рассказ о снегирях.

«Еще наряднее становится природа зимой, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы – снегири. Они называются так потому, что появляются в наших краях с первым снегом.

Снегирь – пухленькая красногрудая птичка с голубовато – зеленой спинкой и черной головкой. Летает снегирь легко и красиво. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка (7-10 птичек, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день.

Чем питается снегирь? Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками растений, семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена. Закусив рябиной, снегирь чистит клюв. К клюву прилипло несколько семян рябины. Во время чистки клюва они падают на землю. Весной они прорастут.

С приближением темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует, скрывшись в ветках. И так в течение всей зимы.

Снегири украшают нашу зимнюю природу своим ярким оперением и мелодичным посвистыванием».

Теперь вы знаете, какие снегири и где они живут.

3. Изготовление снегирей.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть образец работы. Обратите внимание на детали изображения, на их геометрическую форму. Из каких геометрических фигур состоят крылья и хвост птицы? А Голова и грудка?

Давайте подготовим детали для птиц – голову и грудку, крылышки и хвостик. У квадратов плавно срежьте углы так, чтобы получилась форма круга, а у прямоугольников, чтобы получились треугольники.

Теперь нужно сделать веточку, на которой будут сидеть наши птички.

Воспитатель предлагает детям расположить детали аппликации на листе бумаги с опорой на образец, последовательно наклеить каждую деталь.

Чего не хватает нашим снегирям? Правильно, давайте вырежем и приклеим им глазки и клювик.

4. Физминутка «Снегири».

Вот на ветках посмотри, Руками хлопают себя по бокам

В красных майках снегири. Показывают грудки

Распустили перышки, Руки слегка в стороны,

Греются на солнышке. Шевелят пальчиками

Головой вертят, вертят, Повороты головой вправо, влево

Улететь они хотят. Бегут по кругу, взмахивая руками

Кыш! Кыш! Улетели!

А метелью, за метелью! Разбегаются по группе, машут руками

5. Воспитатель предлагает детям украсить грудки снегирям. Возьмите красную салфетку, аккуратно отрываем от нее маленькие кусочки и скручиваем из них комочки. Этими маленькими комочками украсим грудки снегирям.

По желанию детей, выполнивших работу быстро, можно сделать с помощью салфеток ягодки рябины на веточке.

6. Итог.

Молодцы, какие красивые снегири у нас получились.

Программные задачи:

Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны;
Активизировать словарь по теме: орнитология, символ; развивать речевую активность; развивать логическое мышление, внимание и память;
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.

Ход занятия:

1. Вступительная часть

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие (гости). А куда? Попробуйте угадать. (Звучит аудиозапись «голоса птиц»).
Правильно, мы отправимся в мир птиц!

2. Закрепление знаний о видах птиц

Воспитатель:

Вы уже очень много знаете о них. В природе существует очень большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить?

Дети:

Перелётные и зимующие.

Воспитатель:

Почему птицы улетают на юг?

Дети:

Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена.

Воспитатель:

Каких представителей перелётных птиц вы знаете?

Дети:

Перелётные – утки, журавли, ласточки.

Воспитатель:

Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?

Дети:

Необходимо развесить птичьи столовые – кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.

Воспитатель:

Вот послушайте стихотворение на эту тему:

Покормите птиц зимой

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

(А. Яшин)

Воспитатель:

Каких представителей зимующих птиц вы знаете?

Дети:

Зимующие – дятел, синица, воробей.

Воспитатель:

Как человек заботится о птицах с приходом весны?

Дети:

Строит и развешивает скворечники.

Воспитатель:

Давайте рассмотрим скворечник. Посмотрите, это маленькое отверстие – вход в скворечник, птица легко может попасть внутрь, а вот, например, кошка не сможет. Перед входом можно сделать жердочку. Из какого материала он сделан?

Дети:

Из дерева.

Воспитатель:

Верно. Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко.

Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?

Дети:

Морские – живут у моря, ноги как у водоплавающих с перепонками: чайка, пингвин;
Водоплавающие – живут у водоёмов, ноги с перепонками: утка, лебедь;
Домашние – живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: куры, гуси, индюки;
Ночные – днём спят, а ночью охотятся: сова, сыч;
Певчие – отличаются красивым пением: канарейка, соловей, щегол;
Хищные – употребляют в пищу мясо других животных: орёл, сова;
Экзотические – живут в других странах, отличаются красивым оперением: колибри, павлин, фламинго, тукан.

Воспитатель:

Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц! У меня для вас есть интересная игра «Четвёртый лишний», на карточках изображены птицы, нужно определить, по какому признаку они объединены, а кто является лишним и почему.

3. Игра «Четвёртый лишний»

Ласточка, павлин, воробей, журавль.
(Павлин – обитатель жарких стран).

Соловей, канарейка, щегол, трясогузка.
(Трясогузка не певчая птица).

Аист, фламинго, страус, альбатрос.
(Альбатрос – птица с короткими ногами).

Грач скворец, ласточка, индюк.
(Индюк – домашняя птица).

Сойка, фазан, гусь, сова.
(Гусь - водоплавающая птица).

Сова, утка, голубь, сойка.
(Сова – ночная птица).

4. Сравнение птиц по разным признакам

Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем например?

Дети:

У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги – живёт на болоте; лебедь имеет короткие ноги с перепонками – живёт на воде, плавает. Синичка имеет короткие ножки с цепкими коготками – живут на деревьях.

Воспитатель:

Я предлагаю вам выполнить небольшое задание. На столе лежат изображения птиц и разных мест, где они могли бы обитать. Вам их следует расселить в зависимости от того где они живут (у воды, в лесу или других местах).

Воспитатель:

Что ещё у птиц разного? Вспомните, мы читали с вами произведение В. Бианки «Чей нос лучше?»

Дети:

У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У ласточки клюв маленький, она ест мошек. У цапли длинный – ест рыбу. У пеликана клюв-мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкий загнутый – легко расщёлкивает семечки.

Воспитатель:

Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку?

Дети:

Нет.

Воспитатель:

Что ещё у птиц разного?

Дети:

У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине.

Воспитатель:

А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части).

Опыт: жир отталкивает воду

Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте так как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили?

Дети:

Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа смазанного жиром, а не смазанная часть листа впитала воду и бумага размокла.

Воспитатель:

Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода».

Воспитатель:

Как называются дети птиц?(Птенцы). Давайте посмотрим на макет яйца в нашем музее, из чего оно состоит? (Скорлупа, желток, белок, воздушная камера) Как развивается птенец?

Дети:

Птенец развивается из желтка, питание он получает из белка, воздух из воздушной камеры, который поступает из маленьких отверстий на поверхности скорлупы.

Воспитатель:

Верно, мы наблюдали с вами эти отверстия через лупу.

5. Игра «У кого кто?»

А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «У кого кто?»

Грач-грачата,
Дрозд – дроздята,
Стриж-стрижата,
Журавль-журавлята,
Кукушка-кукушата,
Ласточка-ласточата.

6. Игра-перевоплащение

Воспитатель:

Давайте сейчас с вами тоже превратимся в птиц! Я буду называть, а вы их изображать.

7. Игра «Чей дом?»

У меня для вас есть интересная игра– «Чей дом?» Давайте поможем нашим птицам расселиться в свои гнёзда. Объясните свой выбор.

8. Обобщение признаков, выведение типичного строения птиц

Воспитатель:

Вы хорошо справились с заданием. Всё у птиц разное, а название одинаковое – птицы. Как же мы отличаем птиц от других животных?

Дети:

(Опираясь на модель). Ноги у птиц разные, но их две. Крылья разные, но у всех по два крыла. Клювы разные, но клюв есть у всех птиц. Перья разного цвета, но у всех птиц тело покрыто перьями.

9. Игра «Угадай по описанию»

Воспитатель:

Молодцы. А сейчас давайте поиграем с вами в игру. Дайте описание птицы, но не называйте её. Ребята должны догадаться, о какой птице вы говорите.

Воспитатель:

Как человек использует птиц в своей жизни?

Дети:

Использует мясо и яйца в еду, перья для украшений, пух для изготовления перин, подушек, одеял, верхней одежды. Слушает пение птиц.

Воспитатель:

Какую пользу приносят птицы в природе?

Дети:

Уничтожают вредных насекомых, грызунов. Разносят семена растений.

Воспитатель:

А какой вред?

Дети:

Склёвывают посевы на полях, ягоды в ягодниках и садах.

Воспитатель:

Кого можно назвать врагами птиц?

Дети:

Диких животных, хищных птиц.

Викторина

Воспитатель:

Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах. Давайте проведем небольшую викторину.

У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).
Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).
Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).
Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане? (Царевна-лебедь).
Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).
У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке? (Журавль).
Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).

Воспитатель:

Конечно, о птицах много написано рассказов, сказок и стихов и песен. Человек украшал изображениями птиц и одежду и посуду.
Ребята, а какие профессии вы знаете, связанные с птицами?

Дети:

Птичник – работает на птицеферме, выращивает птиц. Орнитолог – изучает птиц, их виды, где живут, чем питаются.

Итог занятия:

Воспитатель:

Ребята, расскажите, что нового, интересного вы узнали, собирая музей птиц?

Дети:

Мы узнали, какими разными бывают птицы, что живут они в разных местах и строят разные гнёзда. Узнали о некоторых особенностях их поведения. Проведённый опыт, помог нам выяснить, что жир отталкивает воду.

Воспитатель:

Вы очень много узнали нового о мире птиц, поэтому смело можете называться юными орнитологами. Желаю вам новых интересных открытий в окружающем вас мире живой природы.

Беседа «Что ты знаешь о птицах?»

Воспитатель: Сегодняшняя тема спрятана в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это.
Дети: Птица.
Воспитатель: Мы безмерно богаты,
В наших чащах и рощах,
Столько всяких пернатых -
Просто диву даешься!
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково -
И, гляди, удивится:
Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство -
На полях, перелесках,
Так сказать, птичье царство.
Птичье царство – и только?
Ну, дрозды, ну, синички.
Где запомнишь все клички,
Просто птички – и только?
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от многих других животных, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя.
Разнообразие птиц на Земле велико – их около 9000 видов. Раздел зоологии, изучающий птиц, называется орнитологией. Археологи свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственное и экологическое значение птиц.

Это интересно:
В знак признательности к заслугам птиц во многих странах люди установили им памятники:
В 1942 г. в Англии на подводной лодке произошла авария, матросы выпустили птицу и она доставила сообщение на сушу – экипаж был спасен. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачислили в экипаж лодки (голубь).
В 16 веке в Германии, в осажденном городе люди умирали от голода, когда осажденные выставили птицу на крепостную стену – враг подумал, что в городе много продовольствия и снял осаду. Благодарные люди поставили птице памятник (петух).
В 1850 г. в Америке, впервые завезли воробья, здесь он быстро освоился. В пригороде Бостона сильно размножились насекомые. На помощь пришла эта птица. В знак благодарности жители поставили ей памятник в центральном парке (воробей).
Этой птице поставлено 2 памятника в честь спасения ею посевов от саранчи: один в США, штат Юта, а другой в Австралии. Ведь она спасла людей от голодной смерти (чайка).

Физминутка.
Летели кукушки через три избушки
Так суетились, так торопились.
Головками вертели, крыльями махали
А куда летели, так и не сказали!

Конкурс «Загадки».
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел)
Спинкою зеленовата,
Брюшком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
(Воробей)


Наталья Пижамова
Проект «Зимующие птицы». Исследовательская деятельность в подготовительной группе

Участники проекта : дети подготовительной группы компенсирующей направленности, воспитатели группы , учитель-логопед, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.

Возраст детей : 6 лет.

Актуальность темы

Птицы зимой нуждаются в заботе. Очень много птиц погибает не от холода, а от голода. Необходимо воспитывать у детей заботливое отношение к птицам .

Цель проекта : Приобщить дошкольников к наблюдению за зимующими птицами нашей области , формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности , воспитывать любовь к птицам и желание помогать им в зимних условиях.

Задачи :

Закреплять представления детей о зимующих птицах нашей области , их образе жизни посредством ситуативного разговора «Что мы знаем о птицах ;

Повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период , способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны посредством ситуативного разговора «Как живут наши пернатые друзья зимой?» , «Жалобная книга природы» ;

Совершенствовать умение составлять рассказы-описания посредством д/и «Угадай по описанию» ;

Развивать связную речь посредством упражнения «Расскажи, как вы делали кормушку» ;

Закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие-перелетные » посредством д/и «Зимующие и перелетные » ;

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность посредством наблюдений за птицами в природе ;

Развивать творческие способности детей в передаче образа, используя жесты, мимику, выразительную речь посредством театрализованной постановки «Как сорока клеста судила» ;

Развивать умение строить композицию рисунка посредством продуктивной деятельности «Снегири на ветках» ;

Развивать четкую, правильную и выразительную речь посредством разучивания чистоговорок, стихотворений, загадок о птицах ;

Продолжать развивать интерес к литературному чтению посредством восприятия художественных произведений о птицах ;

Расширять и актуализировать активный словарь детей : перо, хвост, оперение, воробей, синица, клест, ворона, дятел, свиристель, сорока, снегирь, лущить, зимующие , выводить;

Развивать двигательную активность, внимание, умение координировать речь с движением посредством игровой деятельности «Ворона и воробьи» , «Снегири» ;;

Формировать музыкальные способности детей посредством слушания звуков природы, голосов птиц ;

Создать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.

План реализации проекта :

1. Вводная часть

1) Формулирование проблемы.

2) Постановка задач.

2. Практическая часть

1) Изготовление кормушек совместно с родителями, кормление птиц на улице .

2) Разучивание сценки «Как сорока клеста судила»

3) Разучивание загадок, стихов

4) Игровая деятельность «Ворона и воробьи» , «Зимующие и перелетные »

5) Восприятие художественной литературы чтение рассказов : Н. Сладков «Клест и дятел» , Н. Петрова «Птичья елка» , чтение и обсуждение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой » , А. Александрова «Столовая для птиц »

6) Театрализованная деятельность «Как сорока клеста судила»

7) Игровая деятельность «Доскажи словечко» , «Кормушка» , «Зимующие и перелетные » , «Прилетели птицы » , «Сосчитай птиц » , «Есть-нет»

8) Познавательно-исследовательская деятельность «Сравнение питания синицы и воробья» , «Подбери крылышко по цвету» , «Чей голос?»

9) Продуктивная деятельность (Аппликация) «Снегири на ветках» , раскрашивание силуэтов птиц

3. Заключительная часть

Защита проекта в форме культурно-досуговой деятельности «Зимующие птицы » .

Продукт проекта :

Кормушки для птиц

Культурно-досуговая деятельность «Зимующие птицы »

Книжки-малышки с загадками

Ожидаемый результат :

1. Сформируются знания детей о зимующих птицах , их образе жизни, повадках, сходстве и различиях.

2. Повысится познавательный интерес к окружающему миру природы.

3. Воспитается желание бережного отношения к природе, заботе о зимующих птицах .

Защита проекта в форме культурно - досуговой деятельности «Зимующие птицы »

Интеграция ОО.: «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие»

: Задачи :

Закреплять знания детей о зимующих птицах , их образе жизни, сходстве и различиях.

Развивать мышление, внимание посредством загадок о птицах , д/игры «Прилетели птицы » .

Развивать правильную, выразительную речь детей посредством заучивания стихотворений, загадок о птицах .

Развивать связную речь детей при составлении рассказов «Как мы делали кормушку»

Обогащать и активизировать активный словарь детей по теме «Зимующие птицы

Развивать творческие способности детей в передаче образа, используя жесты, мимику, выразительную речь посредством театрализованной постановки «Как сорока клеста судила»

Развивать слуховое внимание и восприятие посредством слушания голосов птиц .

Создать благоприятной микроклимат во время проведения мероприятия.

Оборудование : записи голосов птиц , предметные картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц , шапочки с изображениями птиц (сорока, клест, снегирь, синица, филин, дятел, свиристель, ворона, ноутбук, контурные изображения птиц (снегирь, синица, клест, воробей, тарелочки с угощениями для птиц (рябина, сало, шишки, семечки, конфеты, 2 мольберта, кормушки, изготовленные детьми, музыка для подвижной игры, толстая веревка.

Логика культурно- досуговой детельности.

1. Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы участвовать в празднике зимующих птиц .

Многие птицы на юг улетают ,

Многие зиму у нас коротают .

Галка, ворона, снегирь, воробей.

Ну-ка, ребята, их вспомни скорей!

Воспитатель : Молодцы! А теперь я предлагаю вам сыграть в игру. Я буду называть птиц , но как только вы услышите другое слово – хлопайте в ладоши. Будьте внимательны!

3. Игра «Прилетели птицы » :

1) Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, мухи и стрижи.

2) Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

3) Прилетели птицы : голуби, синицы, чибисы, чижи, галки, стрижи, комары, кукушки.

4) Прилетели птицы : голуби, куницы, поползни, дятлы.

5) Прилетели птицы : голуби, синицы, галки, стрижи, сороки, воробьи, чижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы…Все вы молодцы, вы были внимательными.

4. Игра «Зимующие и перелетные птицы »

Воспитатель : Какие бывают птицы ? (перелётные и зимующие ) Я предлагаю поиграть в игру. Нужно будет разместить птиц на 2 фланелеграфа – зимующих птиц под снежинкой , а перелётных птиц - под солнышком . Кому я дам солнышко, тот ищет перелётных птиц , а кому снежинку – зимующих . А остальные ребята – будут моими помощниками, будем проверять.

(детям раздаются солнышки и снежинки, они выбирают нужную птицу и помещают на фланелеграф картинки птиц )

Воспитатель : Давайте проверим, нет ли у нас ошибок. Зимующие птицы – голубь , синица, снегирь, сорока. Перелётные птицы – грач , ласточка, кукушка, журавль. (если заметили ошибку – исправить, объяснить)

Почему мы этих птиц называем перелётными (ответы детей)

Почему мы этих птиц называем зимующими (ответы детей)

5. Игра «Отгадайте загадки» . Отгадывание загадок.

Воспитатель :Я вам загадаю загадки, и если вы угадаете, появятся отгадки. Дети отгадывают загадки, после появляется ноутбук с картинками зимующих птиц (которые дети отгадали) .

Педагог : Правильно, снегирь.

(Влетает «снегирь» -ребенок в маске)

Воспитатель : Кто к нам прилетел в гости? Как догадались (ответы детей)

Снегирь : Я слышал, вы много знаете о нас – зимующих птицах . Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы , зимой поближе к жилью

человека, надеемся на его помощь и доброту.

Воспитатель : Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой ? (подкармливать птиц , делать кормушки)

Воспитатель : Дорогой снегирь! Хочешь, ребята прочитают стихотворение о птичьей столовой? (А. Александрова «Столовая для птиц » . Читает ребенок)

Снегирь : Молодцы, ребята, спасибо! Но построить кормушку нелегко. Знаете ли вы, как сделать кормушку для птиц ?

6. Презентация кормушек.

Дети рассказывают, как они делали кормушку со своими родителями.

7. Игра «Покорми птицу »

Снегирь : Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц .

(на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины)

Снегирь : Уберите лишнее, что птицы есть не будут . Перед вами – модели, обозначающие птиц .

Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем)

Какая птица любит сало ? (выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем)

Какая птица зимой питается ягодами рябины? (выбрать модель)

Какая птица питается семенами еловых и сосновых шишек? (выбрать модель)

Воспитатель :- А теперь послушайте загадку.

Эта птица зимующая . У нее голова, крылья черного цвета. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. А по бокам перышки совсем белые. Поэтому эту птицу назвали белобокой . (Сорока)

Послушайте и посмотрите, какая история приключилась с одной вороной.

8. Театрализованное представление в исполнении детей «Как сорока клеста судила»

Список используемой литературы :

1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада . Воронеж, 2007г.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду /А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991.

3. Савельева Е. А. Тематические загадки и веселые игры для пальчиков : метод. пособие для работы с детьми дошкольного возраста / Е. А. Савельева.

4. Киреева Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников. – Волгоград : Учитель,2008.