Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации. Утверждён ли профстандарт руководителя образовательной организации? Проект профстандарта руководителя образовательной организации год

В связи с тем, что руководство образовательными организациями должно осуществляться работниками, которые обладают определенными знаниями, имеют соответствующее образование и опыт работы, на федеральном уровне был разработан определенный стандарт .

В настоящее время положения данного стандарта являются обязательными к соблюдению не только государственными образовательными организациями, но и частными.

Стандарты в отношении руководителей образования начали приниматься в России с 2013 года .

Первоначально такие документы носили исключительно рекомендательный характер и их основной функцией являлось определение критериев подбора сотрудников на руководящие должности, а также выявления их соответствия.

В настоящее время принятый и действующий стандарт своим наличием решает следующие вопросы :

  1. Определение возможных категорий сотрудников, которые могут рассматриваться в качестве претендентов на руководящие должности.
  2. Выявление учебных заведений, руководство которыми осуществляют не соответствующие принятому стандарту работники, и принятие мер по устранению такого недостатка.
  3. Определение основных функций, которые должен выполнять сотрудник, занимающий подобную должность.
  4. Совершенствование работы всех существующих в пределах РФ образовательных учреждений.
  5. Способствование развитию российского образования.
  6. Повышение управляемости во всех существующих учреждениях образовательного характера, начиная с дошкольного и заканчивая высшим.
  7. Повышение рейтинга образования РФ за счет улучшения процесса подготовки специалистов.

Нормативно-правовая база на 2018 год

Согласно действующим на данный момент законодательным актам, нормативно-правовой базой, которая является основанием для разработки и установления стандартов для руководителей образовательных организаций, является Трудовой кодекс РФ . В частности, стоит отметить такие основные формулировки :

  1. К сотрудникам, занимающим руководящие должности отдельных сфер и организацией, допустимо применение стандартов государственного масштаба.
  2. Отраженные в принятых стандартах требования и функции по каждой из должностей не должны противоречить требованиям, отраженным в квалификационных справочниках.
  3. В случае наличия определенных ограничений в соответствии с ТК РФ по выполнению трудовых обязанностей на руководящих должностях разработанные стандарты не могут содержать данных по их допущению.
  4. При возникновении дополнительных вопросов или неясностей по содержанию профессиональных стандартов, относящихся к руководящим должностям, необходимо руководствоваться данными квалификационных справочников.

Профессиональный стандарт общегосударственного уровня, который определяет основные требования к руководителю, имеет следующее содержание :

  1. Общие данные и сведения . В этой части отражается наименование типа деятельности и основная цель осуществления руководства в такой сфере. Также приводится кодовая классификация должностей по кодам ОКЗ и ОКВЭД.
  2. Раздел, называемый как «Функциональная карта» . Тут отражаются общие понятия основных выполняемых руководителем задач, которые далее по тексту документа расшифровываются и отражаются подробнее.
  3. Подробная характеристика каждой из функций . В этой части каждая из отраженных ранее стоящих перед руководителем задач и выполняемых им функций раскрывается отдельно.
  4. Данные об организациях, которые участвовали в разработке профессионального стандарта до того момента, как он был принят приказом Министерства труда .

Требования к руководителю и его правовой статус

Основные требования, которым должен отвечать руководитель, следующие :

  1. Иметь высшее образование.
  2. Проходить по утвержденному графику профессиональную подготовку.
  3. Осуществлять прохождение дополнительного обучения по утвержденным на федеральном уровне профессиональным программам подготовки. Периодичность таких действий устанавливается минимально возможной раз в три года (не реже).
  4. При руководстве высшим учебным заведением иметь определенную ученую степень и звание.
  5. Не иметь ограничений по праву заниматься педагогической деятельностью.
  6. Иметь предварительный опыт работы на должностях, связанных с педагогикой или относящихся к руководящим.

Общие сведения о должности

В зависимости от того, в какой организации будет выполнять свои обязанности руководитель, требования к сотрудникам могут несколько отличаться . В частности, отдельно выделяются различные категории учреждений :

  • дошкольное образование (детские садики);
  • начальное, среднее и основное общее, общее среднее (школы);
  • профессиональное;
  • бакалавриат и специалитет;
  • магистратура;
  • подготовка специалистов высших квалификаций;
  • обучение проф. характера;
  • дополнительное для граждан любого возраста.

В положении о профессиональном стандарте указываются также возможные наименования должностей, которые могут занимать руководители:

  • ректор;
  • директор;
  • заведующий;
  • начальник.

Стандарт включает подробное описание выполняемых функций, что предписываются руководителю в зависимости от того, в каком именно учреждении он осуществляет свою трудовую деятельность. В целом функции сводятся к осуществлению общим руководством обеспечения развития учреждения.

Также руководитель наделяется полномочиями приема на работу и увольнения, имеет право подписи и утверждения всех внутренних документов и приказов.

Также функциями, выполнение которых требуется от руководителя организации, являются:

  1. Осуществление прямого руководства организацией.
  2. Принятие мер в пределах своей компетенции для обеспечения развития образовательного учреждения.
  3. Управление ресурсами, которые входят в состав учреждения.
  4. Представление интересов конкретного учреждения, руководителем которой является работник.
  5. При необходимости решение вопросов с представителями власти, а также учреждениями за пределами РФ, если идет речь о международном сотрудничестве.
  6. Осуществление функций по обеспечению проведения исследований научного характера за исключением школ и детских садов.

Последствия от несоответствия

В связи с тем, что принятый и на данный момент действующий стандарт носит обязательный характер, необходимо отметить последствия , которые могут иметь место по причине несоответствия сотрудника, занимающего должность руководителя, отраженным в документе нормам и требованиям:

  1. Трудовым кодексом не предусмотрено наличие несоответствий стандарту для их рассмотрения в качестве оснований для расторжения заключенного трудового договора.
  2. В том случае если руководитель учреждения не имеет достаточный уровень допустимой для конкретной организации квалификации, он может быть уволен. Для того чтобы работающего руководителя оставить на должности, имеется возможность прохождения определенной аттестации.
  3. При наличии факторов, которые свидетельствуют о несоответствии руководителя занимаемой должности, сотруднику могут предложить переход на другую должность.

Мастер-класс в рамках данного профессионального стандарта представлен ниже.

входит в число документов, которые необходимо применять в установленных трудовым законодательством случаях. Разберемся, что собой представляет этот профессиональный стандарт и что он включает.

Чем является профессиональный стандарт секретаря руководителя?

Процесс подготовки и утверждения профессиональных стандартов длится уже несколько лет. Первоначально эти документы носили такой же рекомендательный характер, как и квалификационные справочники ЕКС (для специалистов) и ЕТКС (для рабочих профессий). Однако с июля 2016 года ситуация изменилась: вступили в действие новые статьи ТК РФ, и теперь профессиональные стандарты обрели силу нормативных актов.

К числу прочих документов этого рода относится и профстандарт секретаря . Он представляет собой официальное описание исполняемых этим специалистом трудовых функций, а также указание на то, какие именно знания, образование и опыт работы требуются для каждой из них. Кроме того, в профстандарте имеется и информация о кодировке работы секретаря по роду занятий (ОКЗ) и видам экономической деятельности (ОКВЭД). Эти сведения могут оказаться весьма полезными для статистического учета.

Описывая требуемую от секретаря квалификацию, профстандарт тем самым служит нескольким целям:

  • Унифицирует требования, предъявляемые к секретарям. В результате становится проще определять, чем конкретно должны заниматься работники на этой должности в разных организациях.
  • Задает ориентиры для системы профессионального образования. Как следствие, разного рода учебные заведения или курсы, готовящие секретарей, могут сразу ориентировать учащихся именно на то, что от них реально потребуется при трудоустройстве.

Из каких частей состоит профессиональный стандарт секретаря?

Как и любые другие документы этого рода, профстандарт № 447, утвержденный для секретарей руководителей, имеет следующую структуру:

  1. Общие сведения о виде деятельности и ее основной цели.
  2. Функциональная карта для деятельности секретаря.
  3. Характеристика отдельных профессиональных функций, возложенных на этого специалиста.
  4. Перечисление организаций, принимавших участие в подготовке профстандарта.

А теперь рассмотрим содержание основных разделов, за исключением последнего, подробнее.

Общие сведения, включенные в профстандарт

Первый раздел профстандарта секретаря руководителя включает в себя именно основные сведения о том, какой конкретно деятельностью должен заниматься секретарь. В частности, здесь указаны:

Не знаете свои права?

  • регистрационный номер по общему реестру профстандартов и код;
  • название вида деятельности («Организационное и документационное обеспечение управления организациями»);
  • ее основная цель (обеспечение управления и внедрение новых разработок в этой области);
  • классификация по ОКЗ и ОКВЭД.

Функциональная карта секретаря

Вторым разделом является функциональная карта, то есть описание обобщенных трудовых функций с входящими в них конкретными обязанностями. Для каждой из них профстандарт устанавливает необходимый уровень (или подуровень) квалификации, требуемый от работника. Уровни кодируются по принятой для профессиональных стандартов системе в зависимости от сложности функции — от 3 до 6.

Профстандарт устанавливает для секретаря руководителя следующие обобщенные функции:

  1. Организационное обеспечение работы организации в целом.
  2. Документационное обеспечение.
  3. Обеспечение деятельности конкретно лица, управляющего организацией.
  4. Аналитика и административная поддержка этого лица.

Функции перечисляются в порядке возрастания сложности и требуемого квалификационного уровня.

Характеристика отдельных функций

Каждая из обобщенных функций раскладывается на ряд более конкретных, именно их описанию и посвящен третий раздел профстандарта. Так, к примеру, функция по организационному обеспечению компании в целом включает:

  • прием телефонных звонков и их распределение по сотрудникам-адресатам;
  • работу с посетителями, пришедшими в организацию;
  • координацию и обеспечение работы организации.

Однако это еще не всё. Дело в том, что структура профстандарта предусматривает, что помимо общего перечисления функций для каждой из них указывается, какие конкретно трудовые действия должен совершить секретарь. В частности, упомянутая выше функция по координации и обеспечению раскладывается на следующие виды действий:

  • ведение журналов перемещений и разъездов сотрудников;
  • координация труда курьеров и водителей;
  • составление справок о разъездах и маршрутах.

При этом для каждой конкретной функции дополнительно еще указывается, каким именно объемом знаний и умений должен обладать секретарь. Объемы эти пересекаются для разных функций (к примеру, знание деловой этики требуется практически всегда), но благодаря такой структуре профессионального стандарта легко разобраться, что именно можно требовать от секретаря в различных случаях.

Помимо характеристики функций третий раздел профстандарта имеет еще одну нужную особенность — в нем для каждой из обобщенных функций дополнительно указывается следующая информация:

  1. О возможных названиях должностей, которые может занимать секретарь.
  2. О требованиях по образованию.
  3. О необходимом стаже трудовой деятельности.

Для простых функций от секретаря требуется только среднее образование и программа профессиональной подготовки. Однако начиная с обобщенной функции по обеспечению деятельности руководителя профстандарт предусматривает уже высшее образование не ниже бакалавриата (хотя допускается и среднее профессиональное). А вот для аналитической и административной поддержки выбора уже нет: секретарь в этом случае обязан иметь только высшее образование.

Что же касается необходимого стажа, то для секретаря, обеспечивающего организацию в целом, он не требуется. Но в том случае, когда он выполняет обязанности помощника руководителя, требования ужесточаются:

  • для функции по организационной и документационной поддержке руководителя требуется стаж не менее 2 лет именно в качестве секретаря;
  • для аналитической и административной поддержки — уже не меньше 3 лет, однако здесь достаточно любой работы, относящейся к той области, в которой действует организация.

Названия должностей профстандарт устанавливает следующие (в порядке возрастания требований по квалификации):

  1. Секретарь-администратор.
  2. Делопроизводитель.
  3. Секретарь руководителя.
  4. Помощник руководителя.

Возможные названия следует учитывать при составлении штатного расписания и оформлении документов по кадрам. Профстандарты для секретаря с 2016 года становятся обязательными, а их соблюдение в тех случаях, когда это предусмотрено ТК РФ, будет контролироваться. Несоответствие названий вполне может рассматриваться как нарушение.

Транскрипт

1 (Дата обращения:) Справочная система «Образование». Электронный журнал 5Май 2016 года УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦ ИЕЙ разъяснение Профстандарт руководителя: к чему готовиться Инна Иванова, канд. юрид. наук, зам. начальника управления государственного надзора в сфере труда Роструда Главное в статье 1. Принятие профстандарта руководителя образовательной организации запланировано на июль август 2016 г. Ознакомиться с проектом можно на сайте ФИРО. 2. Профстандарт будет использоваться при аттестации руководителей и подготовке программ дополнительного профобразования. 3. Набор трудовых функций руководителя образовательной организации согласно проекту профстандарта должен составляться с учетом специфики работы этой организации.

2 4. Директорам школ следует заранее уточнить, соответствуют ли они требованиям профстандарта. На сайте Федерального института развития образования размещен проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Минтруд России подготовил проект приказа о его утверждении. В пояснительной записке к стандарту говорится, что он разрабатывался с учетом мирового опыта, норм российского законодательства в сферах труда и образования, положений учебно-методических материалов, результатов анкетирования (250 участников) руководителей дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, высшего образования. Стандарт создан пока в проекте, однако с ним нужно внимательно ознакомиться: во-первых, еще можно внести предложения по его корректировке, а во-вторых, подготовиться к его принятию. Цель профессиональной деятельности и уровни квалификации 5 лет минимальный опыт работы для кандидата на должность директора школы В I разделе проекта стандарта указана цель профессиональной деятельности руководителя образовательной организации обеспечение развития, эффективной деятельности организации, повышения качества образовательных услуг. Для создания проектов профессиональных стандартов предусмотрено девять уровней квалификации. Выполнение трудовых функций директора школы (лицея, гимназии) соответствует 8-му уровню.

3 СЛОВО ЭКСПЕРТА Подготовка к введению профстандарта Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации планируется принять в июле августе 2016 г. В настоящее время определена его структура, идет работа над текстом: уточняются конкретные трудовые действия, умения и знания руководителя, требования к руководителям организаций разных уровней образования. Подготовкой стандарта занимается рабочая группа, сформированная из сотрудников Минобрнауки России, ФИРО, НИУ ВШЭ, Союза ДПО, экспертов других организаций Москвы, Ярославля и Вологды, в т. ч. директоров школ. Главная целевая установка, которой они руководствуются, сделать стандарт понятным и ясным для будущих пользователей. Формулируя положения стандарта, члены рабочей группы учитывают замечания Минтруда России, пожелания, оставленные на сайте ФИРО, дополнения и замечания, предложенные по результатам общественных обсуждений. Профессиональный стандарт будет использоваться в первую очередь для аттестации руководителей образовательных организаций и подготовки программ дополнительного профессионального образования. Айрат Сатдыков, заместитель руководителя Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО Требования к образованию и опыту

4 Согласно проекту стандарта директор школы должен иметь высшее образование, дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности и не менее 5 лет руководства организацией (подразделением), в т. ч. в образовании. Кроме того, для него установлены условия допуска к работе: отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью; прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), внеочередных медицинских осмотров (обследований); прохождение аттестации. Трудовые функции В процессе работы директор школы выполняет две обобщенные трудовые функции: формирование стратегии развития организации и управление реализацией стратегии и текущей деятельностью организации. Обратите внимание В проекте стандарта руководителя образовательной организации дается расширенный набор трудовых функций. Это не значит, что директор школы должен выполнять их все В первую обобщенную трудовую функцию входят две трудовые функции: определение перспективных и приоритетных направлений развития организации и руководство разработкой программы стратегического развития организации. Во вторую обобщенную трудовую функцию входят четыре трудовые функции: формирование органов управления организации; управление реализацией программы стратегического развития организации для достижения установленных показателей деятельности; управление процессами достижения образовательных, экономических и других результатов; управление взаимодействием с заинтересованными сторонами, включая органы власти, субъекты рынка труда, в т. ч. управление сетевым взаимодействием. Каждая трудовая функция включает обширный перечень трудовых действий. Умения и знания, необходимые руководителю для их выполнения, также описаны в стандарте.

5 Возьмем для примера трудовую функцию «Формирование органов управления образовательной организации» (таблица). Характеристика трудовой функции «Формирование органов управления образовательной организации» Трудовые действия Необходимые умения Необходимые знания Определение потребностей в органах управления в зависимости от специфики работы и стратегических задач организации. Формирование перечней органов управления организацией. Руководство разработкой и утверждение кадровой политики. Заключение трудовых договоров. Организация подготовки и утверждение должностных инструкций. Руководство разработкой системы оплаты труда. Организация проведения аттестации работников. Контроль формирования органов управления организации с целью обеспечения эффективности образовательного процесса и достижения образовательных результатов. Анализ Рассчитывать риски последствий управленческих решений. Координировать работу структурных подразделений. Ориентироваться в правовом поле и применять правовые нормы. Выстраивать оптимальные траектории к достижению поставленной цели. Соблюдать профессиональную этику Приоритетные направления развития образовательной системы РФ. Действующее законодательство РФ в области образования. Федеральные государственные образовательные стандарты. Порядок приема в образовательные организации. Локальные нормативные правовые акты образовательной организации. Структура и специфика работы образовательной организации. Российский и зарубежный опыт создания образовательного продукта. Порядок подготовки кадров высшей квалификации. Особенности реализации основных образовательных программ

6 Трудовые действия Необходимые умения Необходимые знания качества принимаемых решений, планирование корректирующих и предупреждающих действий Подготовка к введению Профстандарт руководителя образовательной организации не будет применяться с 1 июля 2016 г. Причина простая он пока не утвержден. Как только это произойдет, директору рекомендуется: 1. Проверить, соответствует ли он требованиям, установленным стандартом. 2. Позаботиться о своей квалификации, в т. ч. о дополнительном образовании, наличие которого предполагается для занятия данной должности. Материал из Справочной системы «Образование». Подробнее:


ПЕРЕХОД НА РАБОТУ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Основания для разработки профессиональных стандартов Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации

Работа ФИРО над профессиональными стандартами сферы образования Круглый стол «Актуальность профессиональных стандартов в образовании» Пастуховские чтения - 2018 г. Ярославль, 1 июня 2018 г. Сатдыков А.И.

Проект профессионального стандарта «Руководитель профессиональной образовательной организацией» Международный форум «Евразийский образовательный диалог» Секция 2.1 «Актуальные вопросы совершенствования

ПРОЕКТ УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2015 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Руководитель образовательной Содержание I. Общие сведения... 2 II. Описание трудовых

Круглый стол Проект профессионального стандарта «Руководитель организации (подразделения) дополнительного профессионального образования» XVII Пастуховские чтения «ДПО как ключевой элемент кадрового обеспечения

Приложение 1 ПРОЕКТ УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2015 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Руководитель образовательной организации Регистрационный номер Содержание

1.3.2. В соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работы по определенной должности (профессии) связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (абз. 3 части второй

Новые подходы к управлению образовательной организацией в условиях внедрения профессионального стандарта «Педагог» и «Руководитель образовательной организации» В.Г. Константинова, зав.каф. Менеджмента

Профессиональные стандарты для ИТ-специалистов: к чему готовиться Ирина Янова, руководитель направления дистанционного обучения Учебного центра Softline Сегодня в программе 1. Общие вещи. Откуда взялись

ПРОЕКТ УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2015 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Руководитель Содержание I. Общие сведения... 2 II. Описание трудовых функций,

Профессиональный стандарт является новой формой определения квалификации работника по сравнению с единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС) работ и профессий Для применения профстандартов федеральным

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с.усть-кулом П Р И К А З 16 мая 2017 316 Об утверждении плана мероприятий по внедрению профессиональных В соответствии

Профессиональные стандарты в сфере образования Вебинар 29.11.2016 Государственная кадровая политика Вопрос о кадрах в современных условиях становится стержневым среди всех вопросов, решаемых государством

Должностная инструкция методиста 1. Общие положения 1.1. Методист относится к категории специалистов. 1.2. На должность методистапринимается лицо: 1) отвечающее одному из указанных в подпунктах «а» «в»

Принято педагогическим советом Протокол от 76 от 02.12.16 Утверждено приказом заведующей МДОУ Детский сад «Сказка» п.спирово Приказ 02.12.2016 22 ПОЛОЖЕНИЕ об аттестационной комиссии по проведению аттестации

Особенности применения профессиональных стандартов в образовательных организациях Вебинар 05.12.2016 ДОЛГОАРШИННЫХ НЕЛЛИ ВЛАДИМИРОВНА, к.п.н., доцент, начальник регионального научно-методического центра

КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «Руководитель образовательной организации (подразделения) дополнительного профессионального образования» Обсуждена в Минтруде России и на РГ Минобрнауки России по

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 22 января 2013 г. 23 МОСКВА О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов В соответствии со статьей 195 1 Трудового

Профессиональные стандарты и их использование при проектировании образовательных программ Михайлова Людмила Артемьевна, специалист по УМР Методического центра НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук Профессиональные

Модуль 9: ПРОФСТАНДАРТЫ Сведения об утвержденном профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России. Реестр размещается

Материалы для обсуждения Аналитические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА - статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации - статья 57 ТК РФ, - часть 1 статьи 195.3 ТК РФ - постановление Правительства Российской

1 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПРОЕКТ Регистрационный номер Содержание I. Общие сведения... 2 II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт 3 (функциональная карта вида профессиональной

ПРОЕКТ Приложение 1 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2017 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Руководитель образовательной организации (подразделения) дополнительного

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова» Профессиональный стандарт «Педагог

13 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПРОЕКТ Регистрационный номер III.Характеристика обобщенных трудовых функций 3.2 Обобщенная трудовая функция Наименование Управление реализацией образовательных программ и программы

Приложение к приказу МБДОУ детский сад 20 «Сказка» от 20.12.2016 г. 85 -О План мероприятий по внедрению профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального

Московский городской психолого-педагогический университет ПРИМЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА Леонова Олеся Игоревна Координатор подгруппы рабочей группы по адаптации и внедрению отдельных профессиональных

Организация и проведение учебно-производственного процесса по программам СПО: требования профессионального стандарта Шелехова О.В., руководитель центра профессионального самоопределения и карьерного развития,

И.А. Ахьямова МБОУ ВО ЕАСИ, г. Екатеринбург, ректор, докт. пед. наук, профессор ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ Изменяющийся

А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я А Л Т А Й С К О Г О К РА Я ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ул. Ползунова, 36, г. Барнаул, 656035 телефон: 29-86-00, факс: 29-86-59 E-mail: [email protected] Руководителям

1. Общие положения 1. 1. Настоящее Положение разработано в соответствии: - с Трудовым кодексом Российской Федерации; - Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства

Www.skillscenter.ru Национальная система квалификаций Управление системой подготовки при переходе к Национальной системе квалификаций Вводные данные Система профессиональных стандартов в нашей стране формируется

План внедрения профессионального стандарта (дорожной карты) «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ 1 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА РЫНКЕ ТРУДА качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы; компетенции работников требуют длительной адаптации при трудоустройстве,

О ПРИМЕНЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ (Консультация) Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству Российской

Согласовано: Утверждаю: Председатель М Профсоюзного комитета «Ц.р.р.- д/ с 116» Шумакова А.К. «01» 03 2016г. приказ 10/1 от 01.03.2016г План внедрения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая

Современные справочные и информационные системы в сфере бухгалтерского учета и управления финансами; - методы анализа финансово-хозяйственной деятельности школы; - правила хранения бухгалтерских документов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (ФГБОУ ВО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 18 сентября 2015 г. АК-2726/06 О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ Минобрнауки России в целях оказания методической помощи организациям, реализующим

Приложение 1 ПРОЕКТ УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2017 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Управление профессиональной образовательной организацией Регистрационный

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Московский областной медицинский колледж 5» УТВЕРЖДАЮ Директор

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ I. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Агалатовский детский сад комбинированного вида 1» Утверждено: Заведующий МДОБУ «Агалатовский ДСКВ 1» Михайлова Ж.В Приказ 60 от «31» августа

Цель: Обеспечение перехода МКДОУ д/с 325 на работу в условиях действия стандартов. Повышение качества образования, определение ориентиров и перспектив развития педагогов. Задачи: -разработка организационно-управленческого

Информационное сопровождение введения ФГОС ДО Консультационная поддержка ФИРО ФГОС ДО. Вопросы и ответы для всех участников образовательных отношений Информационное сопровождение введения ФГОС ДО осуществляется

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с отраслевым стандартом «Управление охраной труда и обеспечение безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России.

Алгоритм применения и внедрения профессиональных стандартов. Безопасные схемы Автор: Ректор Академии кадрового резерва Т.Ю. Леонтьева НОЧУ ДПО «Академия кадрового резерва» http://etp2014.ru Тел: 8 (800)

МОДУЛЬ 5. РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НА УРОВНЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ Основные термины и их определения: вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных

УТВЕРЖДАЮ Директор ИГ УНЦ РАН В.Н. Пучков от 20 г. Квалификационные характеристики по должностям научных работников Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института геологии Уфимского

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1 ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА» ПРИНЯТО советом МБОУ «СОШ 1» Протокол от 2016 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ 1» Н. Ф. Вычегжанина

КАЗАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

«КОМПЛЕКСНОЕ ВНЕДРЕНИЕ ПРОФСТАНДАРТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ» Номинация ЛУЧШАЯ КАДРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПЕРСОНАЛА ГБОУ гимназия 586 Василеостровского района Санкт-Петербурга

Цель: Обеспечение перехода учреждения на работу в условиях действия «Педагог» Задачи: 1. Апробация методики оценки соответствия педагогических работников уровню. 2. Совершенствование персонифицированных

Негосударственное образовательное учреждение Подольский колледж «Парус» УТВЕРЖДАЮ: Директор НОУ ПК «Парус» Г.С.Никулина 20 г. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА КОЛЛЕДЖА ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ

Профессиональные стандарты. Справочник профессий. И.А. Волошина 1 Профессиональные стандарты: нормативная база ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Гимназия 1540 «УТВЕРЖДАЮ» ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Директор Гимназии 1540 М.В.

Об организации работы в области охраны труда Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим трудовым законодательством. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Цель работы по охране труда - обеспечение безопасности

АВГУСТОВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ Профессиональная стандартизация в образовании как системная инновация? Что надо знать и к чему готовиться 2016

О разработке профессиональных стандартов в области авиастроения Ополонская Ольга Константиновна Руководитель Департамента по взаимодействию с органами государственной власти, общественными и иными объединениями

Заведующая МБуД^ У» 1«Космос»»ЕЖД6И1 юо*> 1-1 1 к Дешевим ПЛАН Внедрения стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования)

ПРИЛОЖЕНИЕ к годовому плану Принят на Педагогическом совете протокол 1 от 30.08.2016 г. Утвержден приказом Ш/QQ-сЮо \ «30» 2016 г План внедрения профессионального стандарта (дорожной карты) «Педагог (педагогическая

2013 год Введение государственных профессиональных стандартов Программа социальных реформ в РФ на период 1996-2000 годов, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 222; Концепция действий

ПРИКАЗ федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) «/

1 2 Наименование мероприятия Ожидаемые результаты (вид документа) 1. Создание рабочей группы по разработке плана действий по переходу на профстандарты Срок исполнения Ответственный за внедрение профстандарта

Подготовила и провела: старший воспитатель МБДОУ д/с 27 «Чароит» Киселева М.И. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «О разработке рекомендаций по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере

Администрация города Дзержинска Нижегородской области Департамент социальной политики и спорта Отдел физической культуры и спорта муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская

Обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; - обеспечить

ПОЛОЖЕНИЕ Об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в ГБОУ СОШ 1280 1. Общие положения 1.1. Положение является основным локальным нормативным актом, регламентирующим

Благодарю вас за ваш предыдущие ответы на наши вопросы - эти ответы нам очень помогают в работе.С 1.07.2016 г. вводятся профстандарты. Пожалуйста, подскжИте, утверждён ли профстандарт руководителя (директора) образовательной организации (среднего профессионального образования)? Прежде, чем задать данный вопрос, я просмотрела на сайте Минтруда уже утверждённые профстандарты, и там не нашла искомого. Вместе с тем, в сети имеется проект этого профстандарта 2013 г. Пожалуйста, помогите прояснить ситуацию с этим профстандартом, т.к. директор требует от меня однозначного ответа: утверждён ли официально (и если да, то каковы реквизиты приказа Минтруда об утверждении - номер и дата) профстандарт директора образовательной организации среднего профессионального образования?Заранее благодарна.

Ответ

Ответ на вопрос:

Действительно, утвержденного профстандарта на руководителя образовательной организации в настоящее время нет.

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

  • педагогов и иных работников образовательных организаций ( , ст. , Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Профстандарт «Педагог» 1 января 2017 года ().

Педагогической деятельностью могут заниматься лица, которые имеют соответствующий и отвечают квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках или ( , ). При определении квалификационных требований работодатель вправе использовать как квалификационные справочники, так и профстандарты. Такие разъяснения приведены в .

Общие требования к образовательному цензу педагогического работника установлены в единого квалификационного справочника, утвержденного .

Требования к квалификации руководителя образовательной организации согласно вышеуказанному справочнику: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как применять профессиональные стандарты

Назначение профстандартов

Для чего разрабатывают профессиональные стандарты

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения работы по должности (). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.

Разработка стандартов

Как происходит разработка профессиональных стандартов

Разработка профессиональных стандартов - большая комплексная задача, которую реализуют постепенно. Массово профессиональные стандарты начали утверждать в 2015 году, и в 2016-2018 годах эта работа продолжается. В числе первых были утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.

Полный перечень утвержденных стандартов приведен в едином справочнике , разбитом по отраслям.

Разработка новых документов происходит в соответствии с разработки профессиональных стандартов на 2014-2016 годы, утвержденным .

Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов ( Правил, утвержденных ). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу [email protected] (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:

  • проект профессионального стандарта;
  • пояснительную записку к проекту;
  • сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
  • информацию о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов и других заинтересованных организаций.

При разработке проекта профессионального стандарта необходимо руководствоваться следующими документами:

  • о правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;
  • по разработке профессионального стандарта, утвержденные ;
  • , утвержденный ;
  • в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные .

В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:

  • информирует его разработчика об отклонении или о принятии проекта к рассмотрению;
  • размещает проект профстандарта, принятого к рассмотрению, на сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения;
  • направляет проект профстандарта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, который готовит свои замечания и предложения по проекту.

Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.

После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.

В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.

Такие правила предусмотрены в пунктах Правил, утвержденных .

В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев ( Правил, утвержденных ).

Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России ( Правил, утвержденных ). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования ( Правил, утвержденных ).

Проекты профессиональных стандартов могут быть разработаны как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (п. , Правил, утвержденных ). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в к .

Обновление профстандартов

Вопрос из практики: как часто профстандарты будут обновлять

По мере необходимости.

Изменения в профессиональные стандарты будут вносить при наличии обоснованных предложений либо изменений в законодательстве РФ. Вносить изменения в профстандарты будут в том же порядке, как , утвержденным . Такие разъяснения дают и специалисты Минтруда России в письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Применение профстандартов

Какие организации обязаны применять профстандарты

Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в части:

  • наименований должностей, если выполнение работ по должности связано с . В этих случаях наименование должности должно быть указано в соответствии с утвержденным профстандартом или квалификационными справочниками ( , ). Если сотрудник имеет право на досрочную пенсию по списку, а наименование должности в профстандарте не соответствует наименованию должности в списке и квалификационном справочнике, .
  • требований к образованию, знаниям и умениям. То есть если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения его трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами ().

Так, требования к квалификации, в частности, установлены в отношении следующих категорий работников:

  • авиационного персонала, экипажей воздушных судов (ст. , Воздушного кодекса РФ);
  • адвокатов ();
  • аудиторов (ст. , Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • водителей организаций, которые осуществляют перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом ();
  • врачей-психиатров, иных специалистов и медработников по оказанию психиатрической помощи ();
  • главных архитекторов ();
  • главбухов в открытых акционерных обществах, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов и иных организациях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах, органах управления государственных внебюджетных фондов, в том числе территориальных ();
  • главбухов кредитных и некредитных финансовых учреждений ();
  • государственных гражданских и муниципальных служащих ( , );
  • работников, занятых на подземных работах ();
  • работников, занятых на работах с химическим оружием ();
  • работников, занятых на работе, которая непосредственно связана с движением транспорта ();
  • медиаторов ();
  • медиков и фармацевтов ();
  • научных работников ();
  • нотариусов ();
  • органов управления и работников профессионального участника рынка ценных бумаг, клиринговой организации ( , );
  • охранников ();
  • педагогов и иных работников образовательных организаций ( , ст. , Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Профстандарт «Педагог» 1 января 2017 года ();
  • прокуроров ();
  • работников в сфере госзакупок в рамках Закона № 44-ФЗ с ( , Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • работников области профессионального консультирования, профессионального отбора (подбора), психодиагностики и коррекции ( Положения, утвержденного );
  • руководителей службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации ( и др.);
  • сварщиков ( , утвержденные );
  • сотрудников органов внутренних дел ();
  • сотрудников Следственного комитета России ();
  • спасателей ();
  • специалистов в области ветеринарии ();
  • специалистов и должностных лиц страховых организаций ();
  • стажеров нотариуса, помощников нотариуса (ст. , Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных );
  • судебных приставов ();
  • судей ().

Соответственно, если по указанным должностям или направлениям деятельности утверждены профстандарты, то работодатели обязаны соблюдать их, в том числе требования к квалификациям.

Например, с 1 июля 2016 года все аудиторские организации, а также индивидуальные аудиторы - работодатели обязаны применять . На это указывают и специалисты Минфина России в). Это значит, что организации, в которых есть должности педагогических работников, могут отсрочить по ним до 1 января 2017 года. Аналогичные рекомендации содержит .

Также до 1 января 2017 года работник контрактной службы или контрактный управляющий могут иметь профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. А с 1 января 2017 года они уже должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Об этом говорится в статьи 38 и статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Аналогичные разъяснения дают специалисты Минэкономразвития России в .

Сроки обязательного внедрения профстандартов также .

В остальных случаях, если требования к квалификации законодательством не установлены, профстандарты продолжают носить рекомендательный характер.

В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух-шести цифровых знаков. Его структура может быть представлена в следующем виде:

XX - класс;

Работодатель также с учетом специфики деятельности может расширять перечень трудовых действий по отдельным должностям, профессиям, специальностям по сравнению с перечнем, предусмотренным профстандартом по соответствующим трудовым функциям. Например, за счет трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных трудовых функций одного профстандарта или трудовых функций из смежных профстандартов. В этом случае работодатель определяет соответствие сотрудника требованиям к образованию и обучению, к опыту практической работы и особые условия допуска к работе, в том числе с учетом положений профстандартов, которые предусматривают данные трудовые действия.