Сценарий праздника «Казачьи посиделки» (для старших и подготовительных групп). Сценарий общешкольного мероприятия с презентацией: Казацкие посиделки

Сценарий Казачьих посиделок.

Цели:

Познакомить с историческим прошлым родного края, с историей возникновения казачества на Дону, культурой и миропониманием казаков

Прививать любовь к родному краю

1 ЧТЕЦ: Мой край, где невесты-березы

Зеленые косы плетут,

Где первые вешние грозы

Саблями небо секут,

Над речкою мостик горбатый

И месяц, упавший в траву,-

Все это – что с детства так свято

Я Родиной милой зову.

1 ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаем вас на казачьи посиделки! Каждый из нас, кто живет в славном Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, глубоко и преданно любить великий тихий Дон.

2 ЧТЕЦ: Мы – гордое племя! Мы вольные птицы!

В нас кровь – горячее огня –

За наши курганы и наши станицы

И горе соседям, коль в бешеном споре

Весной заколышется степь.

И вспенит волну до широкого моря

Ковыль – наша белая лепь!

2 ВЕДУЩИЙ: Диким полем назвали пять веков тому назад донские степи. Здесь бродили вооруженные татарские отряды, часто нападавшие на русскую землю, иностранные купеческие и посольские караваны. С конца 15 века безбрежные просторы донских степей все более привлекали решительных и смелых русских людей, мечтавших освободиться от наступающего на них крепостничества. Бежавшие из Московского государства на Дон смельчаки объединялись в отряды и вели жизнь опасную и полную тревог. За ними закрепилась тюркское название – казаки – вольные, свободные люди, легковооруженные воины.

3 ЧТЕЦ: Сабли, пики, чубы вихрастые –

Храбрецам дозор по силе.

С казаков начиналась Астрахань –

Крепостица южная России.

Укрепив себя станицами,

Рос над Волгой красавец – город,

И его низовой столицею

Казаки называли гордо.

1 ВЕДУЩИЙ: Казаки прибыли сюда семьями. Здесь жили калмыки-скотоводы. Казаки стали обживать Донские земли: строили дома и содержали скот, пахали землю и разбивали сады.

2 ВЕДУЩИЙ: Потомки тех казаков – Ширяевы, Смирновы, Деревягины, Багаевы, Абакумовы – и сейчас живут в этих местах.

(Ведущие уходят. На сцену выходят КАЗАК и КАЗАЧКА)

КАЗАК: Урожай в закромах, кони в вольных табунах, теперь можно и повеселиться, попеть песни.

КАЗАЧКА: Песня рождается от избытка чувств там, где много солнца, где вольный ветер, где нарядны и красивы девушки!

(Звучит песня в исполнении учащихся).

КАЗАЧКА: А теперь, гости дорогие, отгадайте-ка казачьи загадки!

1) Крепка, звонка да отточена. (Стрела)

2) Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на лошади)

3) Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подкова)

4) Желтая свинка без щетинки

На пригорке разлеглась, вся травою оплелась. (Дыня).

5) Сом с одним усом. (Кнут)

6) У кого в темнице семья родится? (У картошки)

7) Десять братьев в двух домах, в разных квартирах. (Пальцы в перчатках).

8) Зубы, как у щуки, рога, как у быка.

Испокон веку служит человеку. (Пила)

КАЗАК: Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. По обычаю, когда в семье рождался сын, родные и знакомые приносили в дар ему «на зубок», стрелу, патрон, пулю, лук, ружье. Все это развешивали на стене. Когда сын подрастал, совершался обряд посвящения в казаки. Отец брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на коня, подстригал волосы в кружок, а затем возвращал матери, поздравляя ее с казаком.

С детства казак приучался чувствовать себя военным. О сражениях пела ему мать в колыбели, рассказывал о службе дед, отец. В возрасте 3 лет казачонок ездил на лошади по двору, в 7-8 бесстрашно скакал без седла по улице, по степи, смело переплывал через Дон, стрелял из ружья. Любимым занятием были скачки, выливавшиеся в торжественный праздник. Казачьи военные игры развивали ловкость и отвагу, готовили к будущей тяжелой военной службе.

КАЗАЧКА: Проводы на службу совершались так: в определенное время, в курене новобранца собирались родственники и друзья на прощальный обед. У ворот собирался народ. Отец брал в руки икону и благословлял воина.

(Сценка в исполнении учащихся «Проводы». Действующие лица: отец, мать, сын, невестка).

ОТЕЦ: Вот икона святая, дорогой сын. Помни Бога в начале и не забывай его заповеди. Служи царю верой и правдой, слушайся своих начальников, помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословенье от меня и матери твоей и знай, что с верой в Бога и его Пречистую Матерь, тебе не будут страшны ни вражеские пули, ни мечи неприятеля. Послужи батюшке царю, как и деды и отцы твои служили.

СЫН: Прости меня родной батюшка! Прости меня, родная матушка! Прости меня милый друг (жене). Бог даст – свидимся!

КАЗАЧКА: По обычаю, казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть родной земли, зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту. Если суждено было умереть на чужбине – первой на его гроб падала родная земля. Считалось: хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле. А переходя Дон, казаки черпали священную воду родной реки, прощались с ней, быть может навсегда.

(Продолжение сценки)

СЫН: С нетерпением ожидали моего возвращения из похода домой, устраивали мне торжественную встречу, высылался вестовой, чтобы оповестить станичного атамана о прибытии. С оружейными залпами встречали меня. Трижды я кланялся в ноги родителям и целовал их.

НЕВЕСТКА: Кланялась я в ноги мужу в благодарность за благополучное возвращение мужа.

(На сцене - КАЗАК и КАЗАЧКА).

КАЗАК: Казак – это особая философия и образ мыслей. Казачьи пословицы и поговорки не знают границ, они живут веками. Ребята, а кто знает казачьи пословицы? Ну-ка, помогайте, пословицы выдавайте!

(Помощь учащихся из зала).

КАЗАЧКА: Молодцы, вспомнили!

А знаете ли вы, откуда взялась пословица «Напекли и наварили как на Маланьину свадьбу!»? Ведь она связана с действительным историческим фактом. Войсковой атаман, Степан Ефремов, проходя однажды по базару, увидел за прилавком молодую красивую казачку – Маланью, обратившую на себя его внимание бойкой речью и редкой находчивостью. Атаман приказал ей выйти за него замуж, и яств и питья на той свадьбе было множество.

КАЗАК: А пословицы: « Терпи казак – атаманом будешь», « где наше казачье не пропадало», « жизнь собачья, да слава казачья!» - говорили о тяжелой участи рядового казака, всю жизнь проводившего в трудных походах, и о том, как нелегко доставалась ему казачья слава.

А теперь мы побываем на казачьей ярмарке.

(Сценка «Ярмарка»)

На сцену выходят казаки и казачки.

1 КАЗАК:

Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовёт!

2 КАЗАК:

Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!
Гляди, не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Вот товары хороши! Что угодно для души!
Тары – бары - растабары,
Расторгуем все товары!

1 КАЗАК: А посмотрите-ка, к нам коробейники пожаловали!

КОРОБЕЙНИКИ:

Бубны, румбы, трещотки, ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Становись в ряд! Выбирай подряд!
Красиво – приятно, а для всех занятно!

Игра “Карусель”: Дети, взявшись за ленточки, идут под музыку по кругу, убыстряя темп движения. А потом карусель останавливается.

Звучит песня “Где был, Иванушка?”

(Инсценировка русской народной песни.)

Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку.


- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.

Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Барашка.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Барашек на лугу травку жуёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Коровушку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Барашек на лугу травку жуёт.
Коровка детям молоко даёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.

(Все уходят. На сцену снова выходят казак и казачка).

КАЗАЧКА: Ну, казаки, осталось рассказать предание, как во времена Ермака на Дон было прислано царское жалование: деньги, хлеб, вино, порох, селитра и сукно красного и синего цвета. Собравшись на круг для раздела казаки обнаружили недостаток красного сукна. Зашумел круг. Нахмурился атаман. И порешили казаки делить все поровну. Пришлось синюю одежду отделать узкими полосками красного сукна, так и повелось на Дону – иметь одежду из синего сукна с ярко красной отделкой.

КАЗАК: Посиделки - посиделками, а про веселье забыли. Ну-ка, гармонист! Частушки!

(Исполнение частушек на казачью тему.)

Мы с веселой песней дружим,

По-казачьи говорим,

Хорошо живем, не тужим,

Со сметаной хлеб едим.

Эх! Донское государство!

Возле Дона куреня.

До чего же ты красива,

Дорогая сторона!

(Выходит 1 ВЕДУЩИЙ)

1 ВЕДУЩИЙ: Говорить о казаках можно бесконечно, как бесконечны наши степи. Не забудем и мы теперь о наших легендах и песнях, о донских традициях, об удали и походах, о нелегкой жизни казаков и любви к Дону.

КАЗАК и КАЗАЧКА:

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь

Говорим мы «До свиданья!»

До счастливых новых встреч!

Цель: ознакомить воспитанников с традициями казачьего сословия; воспитать интерес к родной культуре; расширить кругозор учащихся; коррекция эмоциональной сферы.

Оборудование: макет деревенского дома с печкой, стенд «Астраханское казачество», рушники, зал украшен плакатами с пословицами о труде:

Что посеешь, то и пожнёшь.
Труд человека кормит, а лень портит.
Терпение и труд всё перетрут.
Мала пчела, да и та работает.
Скучен день до вечера, коли делать нечего
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Не всяк хлеб сеет, да всяк его ест.

Ход праздника

1-й ученик.
Наша страна Россией зовётся,
Пусть мирное небо сияет над ней.
Пусть сердце наполнится радостью,
счастьем,
Пусть песни поют миллионы людей.

2-й ученик.
Вот она, Россия, наша страна,
Очень и очень большая она.
Россия – Родина, наш дом,
Где вместе с вами мы живём.

3-й ученик.
Под самым небом – горные отроги,
Внизу – поля, раздолье, ширина.
Бегут тропинки и пути-дороги
Просторы эти – Родина моя!

4-й ученик.
Под тёплым солнцем вырастая,
Мы дружно, весело живём.
Россия – милая, родная…

Все.
Цвети и крепни с каждым днём!

Исполняется песня «Песня о России», сл. О.Высотская, муз. В.Локтева.

1. Посмотри как всё красиво,
Посмотри простор какой!
Точно мать, склонилась ива
Над заснувшею рекой.
Ветерок взметнулся разом,
Облаков прорвав кольцо,
И ромашка жёлтым глазом
Смотрит солнышку в лицо.

Припев:
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней.

2. Посмотри, леса, какие
И сады шумят кругом.
Наша Родина – Россия –
Хорошеет с каждым днём.
Видишь, яблони и сливы
Вдоль дороги встали в ряд.
О житье-бытье счастливом
В русских сёлах говорят.

5-й ученик.
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья по- особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире
По - детски чисто тянется душа…

6-й ученик.
Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть!
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!

7-й ученик
Здесь на левом берегу – город мой,
И на правом берегу – город мой,
И у моря, на косе, на мысу…
Где найдёте вы такую красу?

Здесь на левом берегу – острова,
И на правом берегу острова,
И у моря, там, где светит маяк, -
Это Астрахань родная моя!

Исполняется песня «Город Астрахань», сл. и муз. В.Туктарова

1. Только солнце на востоке
Лишь окрасит небосвод,
Ты проснёшься утром ранним
А с тобою весь народ.

Припев:
Город Астрахань, город родной
Вечно молод и вечно живой.
Куполами сверкающий кремль,
Покоряющий всех красотой.
Город Астрахань, город родной,
Невозможно расстаться с тобой.
Знать уж так на роду мне написано,
Видно стал ты моею судьбой.

2. Город с множеством традиций
Ты историей богат.
Горожан своих ты любишь
И гостям ты тоже рад.
Припев:

3. И куда б я не уехал,
Дом оставив и семью,
Всё равно, любимый город,
Без тебя я не смогу.
Припев:

Ведущая. Край у нас действительно замечательный. Более 120 национальностей проживают здесь. Мы любим свой край, свою Родину. И учимся бережно относиться к своему прошлому. Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями Астраханского казачества.
Посмотрим, как жили казаки много лет назад. Мы попали с вами в станицу. Что-то никого не видно!

Домовёнок Прошка. Апчхи! Апчхи!

Ведущая. Ой, кто это?

Прошка. Кто, кто! А то не знаешь! (Выскакивает из-за печки.) Это я, Домовёнок Прошка. В этом доме живу-поживаю, про всё на свете знаю.

Исполняет песню на мелодию «Песенка водовоза», муз. И. Дунаевского

Удивительный вопрос
Задаёте вы всерьёз.
Стыдно вам, должно, друзья,
Домовёнок – это я!

В доме каждом я живу
И покой в нем берегу.
Охраняю я очаг,
Без меня, друзья, никак!

Прошка. А вы кто такие?

Ведущая. Мы молодые астраханцы. Хотим посмотреть, как люди раньше жили, как песни пели, как трудились. Здесь, кроме тебя, никого нет. Где все?

Прошка. Как – где? Все делом заняты. Казаки коней пошли поить. Девчата полотно ткут. Вот они, смотрите!

Выходят девочки, поют (музыка и слова народные) и водят хоровод с рушниками

А в деревни у реки
Девки ткали полотно.
Они ткали и мочили
В золушку опускали.
А с золы их вынимали,
На реку спешили.
На реку спешили,
Там холсты мочили.
А с воды их вынимали
Да валиком выбивали.
На траве холсты сушили,
А потом рушники шили!

Прошка. С утра до вечера люди трудились. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.
А вы, ребята, знаете пословицы о труде? Сейчас проверим. Давайте сделаем так: я начну пословицу, а тот, кто вспомнит её окончание, пусть поднимет руку, а затем завершит всю фразу. Итак, начали. (Произносит начало пословицы, а ребята должны произнести её конец.)

  • Что посеешь, то (и пожнёшь).
  • Труд человека кормит, а (лень портит).
  • Терпение и труд (всё перетрут).
  • Мала пчела, да и (та работает).
  • Скучен день до вечера, (коли делать нечего).
  • Откладывай безделье, да (не откладывай дела).
  • Не всяк хлеб сеет, да (всяк его ест).

Прошка. Молодцы, ребята! Не зря в школе учитесь.

Ведущий. А лентяев и бездельников не любили, высмеивали их. В людях всегда ценилось трудолюбие.

Выходит казак с подушкой, ложится спать.

Ведущий. Ой, Прошка, ты говорил, все работают, а здесь кто-то спит.

Прошка. День в разгаре, дел невпроворот. Вот лежебока! Ему что утро, что вечер – всё одно. Только с боку на бок переворачивается. Вставай!

Казак. А ну тебя! Ты мне сон мешаешь смотреть!

Прошка. Вставай, вставай! (Казак встаёт и уходит )
Трудятся люди днем, а вечером собираются на посиделки. А какие же посиделки без чаепития? Надо воды набрать, чаю заварить.

Ведущая.
Посылали молоду
Под горошку по воду.
А водица далеко,
А ведёрко велико.

Песня-инсценировка «Аннушка», муз. А.Филиппенко, сл. Т. Волгиной

Ведущая. Идёт девушка, а возле реки казаки песни поют, о родном крае говорят.

Мальчики исполняют песню «У Волги-реки»

1. Возле Волги – матушки реки
Собрались астрахански казаки.

Ой, да,да, ой, да, да наши казаки.

2. Вороные копытами бьют,
Наши казаченьки весело поют.
Ой, да, да, ой, да, да у Волги реки.

3. Песню про Отчизну, про родимый кров,
Про высокий в поле урожай.
Ой, да, да, ой, да, да у Волги реки.
Ой, да, да, ой, да, да наши казаки.

1-й казак. Казак без коня что солдат без ружья.
2-й казак. Казак в беде не плачет.
3-й казак. Казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает.
4-й казак. Казак сам голодает, а конь его сыт.
5-й казак. Казаку конь – отец родной и товарищ.
6-й казак. Казаку конь себя дороже.

Сценка Н. Краснова «Ты не казак!»
Участвует два ученика.

1-й казак. - А сказать тебе, почему лошадь слушается человека?
2-й казак. - Ну, кажи, кажи. Послухаемо.
1-й казак. - Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит, все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас! Агромадными великанами! Ну и боится. Потому и слушается.
2-й казак. - Чи ты дурень, чи шо? Хто тоби це казав?
1-й казак. - Ведьмак жил у нас в деревне…
2-казак. - Брешет твой ведьмак! Лошадь не потому подчиняется, что боится, а потому, что доверяет, любит… Дывлюсь я, Ершов, зачем ты тут? Возле коня тоби нема шор обить. Ты не казак!
3-й казак. После работы всех на посиделки зовём!

Ведущая. Казаки очень любили лошадей и были преданы своим верным друзьям и помощникам. О них слагали песни, пословицы, стихи. Без коня казак кругом сирота.

Мальчики исполняют песню «Ой, при лужку»

1. Ой, при лужку, при лужку,
При широком поле,
При знакомом табуне
Конь гулял по воле.

2. Ты гуляй, гуляй, мой конь,
Пока нэ споймаю.
Як споймаю, зануздаю
Шёлковой уздою.

3. Як споймал казак коня,
Зануздал уздою.
Вдарил шпорой под бока –
Конь летит стрелою.

4. Ты лети, лети, мой конь,
Тай нэ торопыся,
Возле милого двора
Стань, остановыся.

Ведущая.
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели,
Да водили хоровод.

1-й ученик.
Как на нашей улице
Весь народ волнуется:
Едут, едут казаки –
Удалые молодцы.

Исполняется песня «Астраханские казаки».

1. Астрахански казаки,
Да астрахански казаки
Казаки, казаки, казаки, казаки.

2. По улицам ходили,
По улицам ходили.
Ходили, ходили, ходили, ходили.

3. Молодушек любили,
Молодушек любили.
Любили, любили, любили, любили.

4. Подарочки дарили,
Подарочки дарили.
Дарили, дарили, дарили, дарили.

5. Подарочек небольшой,
Подарочек небольшой.
Небольшой, небольшой,
Небольшой, небольшой.

6. Позолоченный, литой,
Позолоченный, литой.
Литой, литой, литой, литой.

7. Серебряно колечко,
Серебряно колечко.
Колечко, колечко, колечко, колечко.

8. Болит больно сердечко,
Болит больно сердечко.
Сердечко, сердечко, сердечко,
сердечко.

9. Далеко милый живёт,
Далеко милый живёт.
Далеко, далеко, далеко, далеко.

Ведущая.
Казаки съезжаются,
Пляски начинаются.

Выступление ансамбля казачьей песни «Поляница» (рук. А.В. Лепёхин)

Прошка.
Веселиться я люблю,
Все вставайте на игру!

Проводится игра «Достань платок».

Играющие ходят по кругу, выполняя танцевальные движения. В центре круга – водящий с шестом руке, на его конце – платок. По окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удаётся, тот становится водящим. Игра продолжается.

Ведущая. Весной принимались казаки ладить соху да борону, пахать землю, чтобы хлеб сеять. Начинались земледельческие работы – заводились в деревнях и молодёжные игры, в которых рассказывалось об этих работах.

Хороводная игра «Просо сеяли».

В игре принимают участие две группы: группа девушек и группа парней, которые выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 8 шагов.

Девушки на слова:
«А мы просо сеяли, сеяли…» делают 4 шага вперед и два притопа.
Затем на слова:
«Ой, дид Лада, сеяли, сеяли».
Возвращаются на место.
Группа парней, повторяя движение девушек, поет:
«А мы просо вытопчем, вытопчем.
Ой, дид Лада, вытопчем, вытопчем».

Девушки, сменяя парней, поют:
«Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей,
Ой, дид Лада, 100 рублей, 100 рублей».

Парни, сменяя девушек, продолжают песню:
«Нам не надо 100 рублей, 100 рублей,
А нам надо девицу, девицу».

Девушки идут навстречу парням со словами:
«Мы дадим вам девицу, девицу,
Мы дадим вам косую, косую».

Парни отвечают:
«Нам не надо косую, косую».
Парень выбирает себе девушку, кланяясь ей.

Девочка. Ой, ребята, а я что видела!

Все. Что!?

Девочка.
Ехала станица мимо казака,
Вдруг из подворотни
Лают ворота!

Мальчик.
Лошадь ела кашу,
А казак – овёс.
Лошадь села в сани,
А казак - повёз!

Девочка.
Стучит – бренчит по улице,
Фома едет на курице.
А Тимошка – на кошке
По кривой дорожке!

Мальчик.
Катя, Катя-Катюха
Оседлала петуха.
Петух заржал,
На базар побежал!

Девочка.
Синее море огнём горит,
Белая рыба по небу летит,
По чистому полю корабль плывёт,
На корабле серый волк стоит.

Мальчик.
А проворная лисица потявкивает:
Хоть вправо держи, хоть влево держи,
А потом куда хочешь сворачивай!

Девочка.
Ну, ребята, вы загнули,
Чуть не до смерти пугнули.
Да и где же это видано?
Да и где же это слыхано?

Мальчик.
Ты играй, гармонист,
Играй, не стесняйся,
Ты сегодня, гармонист,
Для нас постарайся.

Девочки и мальчики исполняют частушки.

Говорят, частушки вроде
В наши дни уже не в моде.
Только как они не в моде
Если любят их в народе.

Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!

Веселей играй, гармошка,
Будем петь вам от души.
Мы, девчонки астраханки,
До чего же хороши!

Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона!
Здесь повсюду нас встречает
Астраханская земля.

Старину мы уважаем,
Старину мы бережём.
О любимом нашем крае
Песни звонкие поём.

Ты играй, играй гармошка,
Гармошечка казацкая!
Я девчонка боевая
С края Астраханского.

Мы с весёлой песней дружим,
Мы вам честно говорим,
Хорошо живём, не тужим,
Хлеб с икоркою едим.

Мы вам пели и плясали,
Каблучками топали,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Ведущая. Но не всегда было спокойно, безоблачно, мирно в казачьих станицах. Казак одной рукой за плуг держится, а другой - за строевого коня.

Ученик.
Только враг зашевелится,
Наш казак уж на коне –
Рубит, колет, веселится
В неприятельской стране.

Исполняется песня «В саду дерево цветёт».

1. А в саду дерево цветёт,
А казак у поход идёт.
Припев:

А казак у поход идёт.

2. Да казак у поход идёт,
Да за ним девка слёзы льёт.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

3. Да не плачь, девка, не рыдай
Да кари очи не стирай.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

4. Да тогда, девка заплачешь,
Да как у строю побачишь.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

5. Да как у строю, у строю,
Да на вороненьком коню.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

6. Да на вороненьком коне,
Да на казачьем на седле.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

7. Да на казачьем на седле
Да при шашке, кинжале.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

Ведущий. Перед походом казак кланялся в ноги отцу с матерью, просил простить, если обидел невзначай, а отец давал сыну наказ:
«Служи исправно, не позорь станичников», «Зря на рожон не лезь, но и в хвосте не плетись».

Ученик.

И да пошлёт тебе Бог силы
Долг службы свято соблюдать,
Служить, как мы царю служили,
И славу рода поддержать.

Иди туда, куда укажут
Господь, начальство и черёд,
Когда же в бой лететь прикажут,
Благословлясь, ступай вперёд!

Но ни в бою, ни перед боем
Ты не бранися, ни ругай,
Будь христианином и перед боем
Крестом себя ты осеняй…

Конь боевой всего дороже,
И ты, мой сын, им дорожи,
И лучше сам ты ешь поплоше,
А лошадь в холе содержи!

Ученик.
Наш сотенный командир –
Он во всём нам господин.
Он не спал и не дремал,
Свою сотню обучал.
Подтянул сотню свою,
Хоть показывай царю.

Исполняется песня «Командир»

1. Эх, кабы в нашей сотне,
Командир хороший.

Припев:
Чернявая моя, чернобровая моя.
Черноброва, черноглаза,
Раскудрява голова.
Браво, браво, Катерина!
Браво душечка моя!

2. Командир был славный,
Жизнь была весёлая.

3. Он ехал на коне,
Конь под ним взвивался.

4. Подъезжал он к казакам,
С ними он прощался.

5.Вспоминать вас будут
Храбрые казаки.

Ведущая. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, и внесли неоценимый вклад в прославление русского оружия, много славных страниц вписали они и в историю Великой Отечественной войны.

Ученик.
Жила в сердцах их смелая отвага,
Своей любовью к Родине сильны,
Они дошли с победой до рейхстага,
Геройские сыны своей страны.

Исполняется песня «Едут, едут по Берлину наши казаки»,
сл. Ц.Солодарь, муз. Дан. и Дм.Покрассы

По Берлинской мостовой
Кони шли на водопой.
Шли, потряхивая гривой,
Кони-дончаки.
Распевает верховой -
Эх, ребята, не впервой
Нам поить коней казацких
Из чужой реки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.

Он коней ведёт шажком,
Видит - девушка с флажком
И с косою под пилоткой
На углу стоит.
С тонким станом, как лоза,
Синевой горят глаза.
Не задерживай движенья -

Казаку кричит.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Задержаться он бы рад,
Но, поймав сердитый взгляд,
Ну-ка, рысью - с неохотой
Крикнул на скаку.
Лихо конница прошла,
А дивчина расцвела.
Нежный взор не по уставу
Дарит казаку.

Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
По берлинской мостовой
Снова едет верховой,
Про свою любовь к дивчине
Распевает так:
"Хоть далеко синий Дон,
Хоть далеко милый дом,
Но землячку и в Берлине
Повстречал казак..."
Казаки, казаки,

Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.

Ученик.

Все в мире сущие народы,
Благославите светлый час!
Отгрохотали эти годы,
Что на земле настигли нас.

Ещё теплы стволы орудий,
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал. Вздохните, люди,
Переступив порог войны…
А. Твардовский

Ученик.
Пусть слава героям шумит не смолкая,
Не сгладит почёта грядущей мечты,
И пусть к постаментам, как память живая,
Ложатся во веки бессмертья цветы.

Ученик.
Казаком родиться
Не каждому дано,
Безо всяких традиций,
А просто – суждено!
Раз так – наденешь форму
И встанешь в общий строй,
Для казака – как норма:
Хранить людской покой!

Исполняется песня «Казачата»

Приуныли казаки, -
пыльная дорога,
не ведёт их в дальний путь,
песня казаков.
Не забыты дни былые,
песни боевые.
Ратный дух угас в груди,
уснули казаки.

Эх, казачата,
ребята удалые
Подхватите песню
дедов и отцов,
Пусть они припомнят
годы боевые.
Будут новые победы
славных казаков.

И пускай пока немного
велика папаха,
Но в седле казачьем старом
я уже держусь.
Подрастают казачата
песня раздаётся.
Скажет атаман довольно:
«Сменой я горжусь!
И опять казачья песня
над рекой польётся.
Закружится дым над трубкой,
вспыхнули костры,
Вам лихие казачата
Бурка достаётся,
Если с шашкой передали
Вам её отцы!

Ведущая. Вот и заканчивается наше путешествие в прошлое. До свидания, Прошка! А мы с вами, ребята, всегда будем беречь и уважать наследие своего народа.

Литература

  1. Горбунов Н.П., Кучерук И.В., Афанасьев С.Н. История казачества в Астраханском крае: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных школ, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Астрахань, 2002.
  2. Библиографический указатель «Астраханское казачество: История и современность», 3 раздел: «Музыкальная культура астраханского казачества. Песни казачества. Фольклор», изданного Астраханской областной научной библиотекой им. Н.К. Крупской.

муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Орска»

Сценарий

фольклорного праздника

«Казачьи посиделки»

Составитель: Голованова М.А.

педагог-организатор

Орск, 2018г

Пояснительная записка

Сценарий предназначен для педагогов дополнительного образования и учителей школы, для реализации воспитательной работы во внеурочное время.

Уральский фольклор – это особая область народного творчества. Он несет в себе многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер казаков. Мужественный, сильный, суровый – по былинам; хитроватый и озорной – по бытовым сказкам и играм; веселый, задорный, неунывающий – по плясовым и шуточным песням; мудрый, наблюдательный – по пословицам. Следует также указать и на то, что тема отъезда казака на военную службу, прощания его с родиной и родными одна их самых популярных в казачьем фольклоре. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших, средних детей школьного возраста с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.

Адресат: дети 9-13 лет.

Цель и задачи: ознакомить обучающихся с традициями казачьего сословия; воспитать интерес к родной культуре; расширить кругозор учащихся о культуре оренбургского казачества, желание её сохранять.

Оборудование: зал оформлен в виде казачьих посиделок: лавочки, нарисованный плетень; 2 бутафорских коня, веревка, платки, конусы, бусы, ленты, фартуки, коромысло, 2 ведра, избушка, пуховый платок, прялка.

Предварительная работа: В подготовке праздника участвуют активисты клуба, хореографический коллектив «Вираж», обучающиеся объединения "Вокал".

    Беседа с обучающими об Оренбуржье, его культурном наследии, народах проживающих на данной территории, а именно об уральских казаках. Посещение краеведческого музея, выставки народно-прикладного искусства, просмотр видеофильма об истории возникновения Оренбургского пухового платка, паутинки.

    Разучивание стихов о родном крае, об Оренбургском платке.

    Разучивание песни "Казачата", хоровода "Калинушка", литературно-хореографической постановки "Прялица".

Действующие лица: ведущая- казачка, казак 1, казак 2, казак 3, казак 4, казак 5 казак 6, сказочница, 6 девочек-казачек.

Ход праздника:

В зале стоят скамейки, на них сидят «мальчики-казаки» и девочки-«казачки» . Выходит ведущая.

Ведущая:
Здравствуйте, гости дорогие!
Если величать,
так на пороге встречать.
Дай Бог тому,
кто в нашем дому:
Наделил бы вас Господь
и житьем, и бытьем и здоровьицем.
А что за народ собрался? (обращается к сидящим казачкам)

Казаки : Казаки!

Ведущая: А скажите мне, кто это такие - казаки?

1 казак:

Казаком родиться
Не каждому дано,
Безо всяких традиций,
А просто – суждено!
Раз так – наденешь форму
И встанешь в общий строй,
Для казака – как норма:
Хранить людской покой!

2 казак:

Народ широкий, мощный, вольный,
Всегда, во всем мы хороши:
Терпим мы, когда нам больно,
И веселимся от души.

3 казак:

Упрямый взгляд и скромная улыбка,
Всегда побрит, как истинный моряк,
Такому непростительна ошибка –
Он - оренбургский коренной казак.

Ведущая присаживается к казакам на скамейку

Ведущая: Посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне, о жизни казачьей. А поведайте-ка нам - Кто же главный у казаков?

1казак: Атаман
Ведущая: А как зовут помощника?

2 казак: Есаул;
Ведущая: где выбирают атамана?

3 казак - на Кругу;
Ведущая: А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором?

Все: Любо!
Ведущая: А какая главная казачья заповедь?

Все: « Люби Родину, ибо она твоя мать!»

Рассказывая историю казачества, выступающие, встают со своих мест и читают стоя, затем садятся на своё место. Текст читается наизусть.

1казачка: В многогранной истории Российского государства казачество играло особую роль, именно казаки заселяли окраины государства и защищали их от внешних врагов. Патриотизм, верное служение Отечеству, своеобразная культура, общинное землепользование – все это составляет лучшие традиции казачества. Именно на возрождение этих традиций и направлена деятельность возникающих сейчас объединений потомков казаков в самых разных регионах страны.

2казачка: Возрождается казачество и на нашей Оренбургской земле. Восьмого декабря 1991 года в селе Неженка под Оренбургом собрался первый большой казачий Круг, произошло возрождение Оренбургского казачьего войска. Благодаря труду казаков, самоотдаче, знаниям и умениям Оренбургское казачье войско России считается одним из лучших в Российской Федерации.

Ведущая : Мы с вами живем в богатом и славном традициями и людьми крае. Край у нас действительно замечательный. Мы любим Оренбуржье, свою Родину. И учимся бережно относиться к своему прошлому.

С места поднимаются поочередно следующие выступающие.

4 казак:

Дивный край, простор Урала!

Горы, степи и леса.

Мы тебя храним и славим,

Оренбургская земля!

Ты прекрасней и милее,

Всех заморских дальних стран.

Твой душистый хлеб вкуснее,

Урожай богатый дан!

В холода тебя согреет,

Пуховых платков вуаль.

Из под кружев паутинок,

Оренбуржье смотрит вдаль!

Но прекрасно Оренбуржье,

Тем народом, что взрастил,

Города, посёлки…

Всюду свою душу приложил.

Расцветает с каждым годом,

Бог храни тебя всегда!

Дивный край, простор Урала,

Оренбургская земля!

5 казак: Очень часто за событиями и за сутолокой дней.

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

6 казак: Хоть и более привычны, нам полеты на Луну,

Вспомним казачьи обычаи, вспомним нашу старину.

Ведущая: Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями и играми уральского казачества. Посмотрим, как жили казаки много лет назад.

1 казак:

На завалинках в светелках, иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки молодых и пожилых.

При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод.

Говорили, песни пели и водили хоровод.

Выходят 4-5 пар девочек в руках у них венки из калины.

Исполняется Хоровод «У калинушки» ( хореографический коллектив «Вираж»)

Ведущая: Ай да казачки, ай да стать! А кто покажет нам, как красиво и грациозно идут казачки с коромыслом.

Кто вечернею порою за водой бежит к реке,
И распущенной косою с коромыслом на плече?

Дадим им в руки коромысло да два ведра.

Пусть красавицы порадуют народ, в работе им гармошка подпоет.

Звучит старинная казачья плясовая. Девочки сидящие на скамье по очереди подходят к коромыслу и ведрам. Ведра вешают на коромысло и идут по сцене, делая круг.

А сидящие одаривают их аплодисментами.
Дефиле с коромыслом и вёдрами.

Казак 1: Старину мы уважаем, старину мы бережем.

О любимом нашем крае песню звонкую споем.

Ведущая: Казачьи песни наши слушать –

что мёд ложкой кушать!

Исполняется песня «Казачата». (Обучающиеся объединение «Вокал»)

Ведущая: Ну и здорово вы пели – любо-дорого послушать. А не сыграть ли нам в игры – забавушки. Озорные да распотешные? А вы знаете, что казак с конем и ночью и днем. А где же казачки, ваши кони быстрые?

Для игры сначала выходят 2 казака и 2 казачки показывают, как нужно играть, затем

приглашаются зрители из зала. Игра повторяется 3-4 раза.

Игра «Наряди казачку».

Ведущая: Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Батькам смена добрая будет! Ставьте своих коней резвых, не подвели они вас. Недаром в народе говорится: «Каков казак, таков и конь». А мы продолжаем наши забавы. Приглашаю вас казаки и казачки на следующую игру.

Выходят казачки и встают в один ряд. а казаки поочередно выходят для выполнения задания. Достав платок, казак отдает его казачке и ведёт её под руку на лавочку. В игре учавствует одинаковое количество мальчиков и девочек. Игра повторяется со зрителями.

Игра «Достань платочек»

Ведущая: Ох, и ловкие казаки народ! А ещё они очень трудолюбивые, с утра до вечера они трудились. Но, когда работа была окончена, казаки собирались на посиделки, как мы сегодня. Хороводы водить, песни да частушки петь, себя показать, да на других посмотреть, семечки пощелкать, да добрым словом перемолвиться. Казачки пряли, вязали, вышивали.

Литературно-хореографическая композиция «Прялица»

Открываются двери избушки, и сказочница начинает сказ об оренбургском пуховом платке.

Сказочница: Жила в стародавние времена русская царица. Наряжалась она в платья заморские, французские да английские, украшала себя золотыми кольцами да бусами с жемчугами да бриллиантами. Однажды взглянула в зеркало и огорчилась: красота ее потускнела. И ничто уже не радует: ни платья, ни украшения. И вот услышала она, что есть в губернии Оренбургской мастерицы, вяжут они из козьего пуха платки ажурные красоты небывалой. По народному поверью, паутина, летающая в воздухе во время бабьего лета, - и не паутина вовсе, а пряжа богоматери. Та рукодельница, которая сумеет её поймать, чудеса сотворить сможет даром бесценным обладать станет. Достался тот дар оренбургским казачкам, и слава об их тончайших, подобных той самой паутине платках, разнеслась по всему свету. А кто наденет такой волшебный платок: краше во стократ станет.

И отправила царица своих гонцов в губернию Оренбургскую разыскать тех рукодельниц, да раздобыть платок чудесный…

Выходит коллектив «Вираж»с хореографической постановкой.

Казак 2: Мелькают руки пуховниц,

Их замыслам послушные,

Плывут узоры с тонких спиц, как облака воздушные.

И вот рождается мечта

Движеньями искусными.
Зовется эта красота

Платками оренбургскими.

Сразу после танца

Сказочница: Ажурная, белоснежная шаль оренбургская была принята царицей с восхищением. А слава о платках Оренбургских распространилась по всему свету.

Казак 3: И с тех пор в январские метели

Вспоминают люди мастериц.

В Лондоне, в Брюсселе,

В Праге и Марселе

Тоже прославляют

наших пуховниц.

В конце, когда участницы танца развернули платок, выходит девочка-казачка, ей они отдают платок, она набрасывает его себе на плечи и читает стих

Казачка:

Мне платок подарили пуховый,

Оренбургский пуховый платок.

Он согреет как тёплое слово,

Даст мне силы, как влаги глоток.

Этот пух оренбургские козы,

Нарастили в степях среди гор,

Где гуляют ветра и морозы,

Чтоб сплела мастерица узор.

Чтоб тончайшую ткань отбелила,

Расчесала искусной рукой.

Людям сердце своё подарила,

И любовь, и уют, и покой.

Я изящным движеньем накину,

Паутинки ажурный наряд,

Распрямлю свои плечи и спину,

И окрашу лукавостью взгляд.

На избыток проблем невзирая,

На вечернюю глядя зарю.

Завернусь в это облака рая,

И к блаженству душой воспарю.

На середину зала выходят казак и ведущая

Казак 3:

Мы сегодня вместе веселились,
Край Оренбургский прославлять не ленились,
Посиделки удались на славу
Веселились, танцевали мы по праву!

Ведущая:
Вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»

Приложение

Игра «Наряди казачку».

Выходят 2 казака и 2 казачки. Казакам даются бутафорские кони на палке. Казак по сигналу садится на палку и скачет на середину зала, где стоит дерево. На нем висят по 2 пары: бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами, затем за фартуком и т. д. Наряжают казачку. Выигрывает, тот «казак», кто быстрее привезёт и наденет все предметы одежды и украшения на казачку стоящую на старте.

Игра «Достань платочек»

На перекладине, на веревочках разной длины висят платочки. Мальчики разбегаются, прыгают и достают платки. Кто достанет, дарит платок понравившейся девочке и садится рядом.

Интернет ресурсы:

https://www.yandex.ru/search/

http://pensionerka.net/pozdravit_stihi/platok_stih/platok_stih.html

http://kanevskadm.ru/index

http://melody24.net/search/несе+галя++воду

http://www.doshkolniki.com/plyaski/horovod_u_kalinushki.html

Сценарий досуга для детей старшей и подготовительной группы (ведущие - казак Григорий и казачка Аксинья)

Цель: продолжать знакомить детей с Донским краем, своеобразием жизни людей на Дону, познакомить с особенностями донского женского костюма; вызвать интерес к созданию казачьего костюма средствами художественно-продуктивной деятельности воспитывать гордость за свой народ.

Предварительная работа: Рассматривание альбомов о донском казачестве, заучивание поговорок, пословиц. Чтение казачьих сказок. Слушание песен донских казаков.

Музыкальный зал оформлен в виде казачьего куреня. Посередине накрытый стол с блюдами казачьей кухни, вокруг стола стоят лавки. В переднем углу висит икона Божьей Матери. Вокруг рушники, одеяло в лоскутной технике, на ковре висит макет сабель и другого оружия. Несколько детей мальчиков и девочек одеты в казачьи костюмы. Дети рассаживаются на лавки вокруг стола.

Ход и руководство:

Звучат казачьи песни. Появляются казачка Аксинья и казак Григорий.

Здорово дневали! Мы с вами живём в богатом и славном традициями и людьми крае. С давних времён по окончании бабьего лета (после 8 сентября), когда заканчивались все работы в поле, казаки собирались на посиделки, казачки ткали, пряли, вышивали, пели песни, хороводы водили…

Мы приглашаем вас поиграть в казачьи посиделки «Урожай - в закромах, кони - в вольных табунах!»

Казак Григорий:

Казаки на Дон пришли очень давно. Удивительные края, дремучие леса и бескрайние степи. Ни одного человека не встретишь, зато зверей и птиц великое множество (рассказ сопровождается показом слайдов)

А знаете, как называлось сооружение для жилья казаков? (курень) - А что из украшений держали в курене казаки и почему? (кинжалы, шашки, дорогое оружие, добытое как трофей в сражениях)

Свободно, но тяжело жилось казакам. Боролись они за славу казачью и её же ставили выше всего. С той поры пошла поговорка «Хоть жизнь собачья, так слава казачья». А ещё ценилась воинская доблесть, храбрость, неутомимость, меткая стрельба были дороже богатства. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казачьей доблести?

Дети:

Либо грудь в крестах, либо голова в кустах. Казак скорее умрёт, чем сродной земли уйдёт. Кто пули боится, тот в казаки не годится. Донской казак честь не кинет, хоть с головушкой сгинет. В стремя ногой - расстанься с головой.

Казачка Аксинья (показывает костюм казачки и называет предметы одежды)

Любили казачки красиво одеваться, ходили в юбках и кофтах, которые назывались «парочка», носили нижнюю юбку (спидницу) из хлопка, шёлка или шерсти. Сверху надевали запон - фартук с растительным узором. На ногах полусапожки. На руках кольца из золота и серебра. Головной убор- полушалок (небольшая шаль,) файшонка кружевная. Для девочек шили сарафаны из ситца. Голову украшали ленты, венец или обруч. Посмотрите, какие красивые костюмы у казачек.

Демонстрация одежды казачек. (Показывают заранее подготовленные дети)

Казак Григорий: » А вот что казачья форма нам расскажет«…(Демонстрация слайдов.)

Раньше носили казаки служебную форму, фуражки и папахи с красным верхом и военную синюю шинель, мундир синего сукна и шаровары также синего сукна с красными лампасами. А что такое лампасы? Зачем они нужны казаку? (Ответы детей.) Вот послушайте старинную легенду о лампасах.

«Царь присылал жалованье казакам на военную службу: порох, хлеб, оружие, сукно - обычно красное и синее. Однажды станица, вернувшаяся из Москвы, привезла на Дон жалованье. Все казаки собрались на Круге, чтобы поделить его поровну. Когда очередь дошла до сукна, то выяснилось, что синего сукна привезли достаточно, а красного совсем мало. Нахмурился атаман, зашумел круг, но всё- таки решили всё поделить поровну, и когда подели, то синего сукна всем досталось по большому куску, а красного по небольшой ленте, которой хватило только для того, чтобы синие штаны отделать красными лампасами»

Вот и стали казаки с тех пор нашивать на штаны красные лампасы. Всё это-форму, фуражку и папаху с красным верхом военную синюю шинель, мундир синего сукна с красными выпушками и шаровары также синего сукна с красными лампасами называют «казачья справа». Казака» справляли» задолго до того, как он шёл служить. Отец говорил ему: » Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я боле перед Богом за тебя не ответчик» А теперь посмотрите на ребят в казачьей форме.

У вас есть куклы-мальчики и девочки (силуэты, вырезанные из бумаги) Они очень хотят носить красивую и удобную народную одежду. Я предлагаю вам стать модельерами. На столах лежат цветная бумага, выкройки одежды, цветные карандаши и фломастеры. Давайте нарядим кукол в казачьи костюмы. Дети наряжают силуэтных кукол в нарядную одежду, показывают друг другу и педагогу.

Посмотрите, как много появилось кукол в красивой и удобной одежде. Как вы думаете, им будет удобно? Им нравится новая одежда? А вам? Почему? В таких нарядах только на праздник можно идти! А теперь можно и повеселиться!

Казак Григорий и Казачка Аксинья вместе с детьми исполняют песню » Пчёлочка златая»

Казак Григорий:

Вот и закончились наши посиделки. В конце занятия проводится выставка- презентация детских работ.

Сценарий
«Казачьи посиделки».
Задачи: ознакомить детей с историческим прошлым родного края; развивать творческий
потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей
художественных традиций, бытующих на Кубани; воспитывать гордость за героическое
прошлое казаков, интерес к родным традициям.
Материал: зал оформлен в виде казачьего куреня, мультимедийное оборудование.
Ход мероприятия
Ведущий:
На завалинках в светелках,
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки
Молодых и пожилых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Наш досуг порою мелок
И чего тут говорить.
Скучно жить без посиделок.
Их бы надо возродить!
(На сцене, с декорацией казачьего подворья, находятся Хозяин и Хозяйка в казачьих
костюмах).
Хозяин: Приветствуем, Вас, добрые люди!
Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие!
(На сцену выходят станичники – мальчики и девочки в казачьих костюмах, среди них
«старый казак», маленькие казачата, всего человек 5­6).
Хозяин: Просим в курень! Красному гостю – почётное место!
Хозяйка: Будьте как дома, присаживайтесь!
Хозяин и Хозяйка (вместе): Милости просим!
(На сцену выходит Атаман в сопровождении есаульца (адьютанта)).
Атаман: Слава Кубани!
Все казаки (хором): Героям слава!
Атаман: Доброго здоровья, дорогие станичники!
Мир Вам, соседи!
Хозяин: Здорово живёшь, Батька Атаман! Рад тебя видеть в своём курене! С добром к нам
пожаловал, аль с печалью?
Атаман: Конечно с добром! Да с любовью к вам, станичники мои дорогие! Радостно мне,
что собрались вы все вместе. Только вот скажите, по какой причине?
Хозяйка: А собрались мы, щоб песни казачьи спевать, игры и обычаи казачьи вспомнить,
чтоб не сгинули они в веках!
Атаман: Добре, Хозяюшка, гутаришь, любо­дорого слушать такие речи!
Хозяин: Поведем мы беседу на очень интересную тему, о казачестве, его обычаях и
традициях, песнях и о поговорках. То, что вы сегодня услышите не дань моде, а один из
кирпичиков, вложенный в дело возрождения славного, сильного, яркого, свободного
племени – казачества.

Атаман: А что означает слово казак?
1 ученик:
Слово казак в переводе с татарского языка – удалой, вольный человек.
2 ученик:
Те казаки, которые селились по берегам Дона, стали зваться донскими.
3 ученик:
Те, кто селился на Украине, в Запорожье, называли себя запорожскими казаками.
4 ученик:
На реке Кубань ­ кубанские.
5 ученик:
Терские казаки – на реке Терек.
6 ученик:
Забайкальские – на озере Байкал.
Хозяйка: А какие казачьи обряды и традиции вы знаете?
1 ученик:
Когда в семье рождался сын, ему на «зубок» все родные и знакомые приносили лук,
стрелы, ружье, патроны.
2 ученик:
Когда мальчику исполнялся один год, его сажали на неоседланного коня, покрытого
шелковым платком, и провозили вокруг церкви.
3 ученик:
Если хватался за гриву и крепко сидел, значит вырастет сильным и смелым казаком.
4 ученик:
А пятилетние казачата вовсю скакали по улицам. Стреляли из лука, играли в «войнушку».
Хозяйка: Жизнь казака без коня была немыслима. О коне они заботились больше, чем о
себе. Недаром и пословица у них была сложена: «Казаку конь себя дороже»
Исполняют песню « Казачата»
Хозяйка: Много вы знаете о воспитании мальчиков в казачьей семье, а какие обязанности
были у девочек?
1 ученик:
Девочки начинали работать с очень раннего возраста.
2 ученик:
В пять лет девочка уже могла быть нянькой.
3 ученик:
Постарше уже помогала матери по ­ хозяйству.
4 ученик:
Ее учили вышивать, шить, вязать на спицах и крючком.
5 ученик:
Девочку в семье очень любили, отмечали все девичьи праздники. Все праздники
сопровождались угощениями, песнями и плясками.
Хозяин: Собрались мы позабавиться
Да потешиться, поиграть.
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Песня «Ой при лужку»
Хозяйка:
Казаки были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли
приметы, пословицы, поговорки.

напасть
будет
переменяли:
Приметы
1 ученик:
В понедельник казаки рубашку не
2 ученик:
Нож подавать человеку лезвием значит мыслить тому человеку зло.
Хозяин: Пословицы и поговорки не знают границ, живут они веками, и были у казаков на
все случаи жизни.
­ На Кубани пословица не от безделья молвится, а добрая беседа найдет соседа.
­ Казан проверяют по звону, а казака по слову.
­ Степь да воля ­ казачья доля.
­ Чти отца своего и матерь свою.
­ Казак с конем и ночью и днем;
­ Казацкому роду нема переводу;
­Казак казака баче издалэка;
­Нэ сыди сложа рукы, та й нэ будэ скукы.
­ Не журися казаче, нехай твой ворог плаче.
­Дарёному коню в зубы ни смотрють.
­ Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;
Хозяйка:
Молодцы, много вы пословиц и поговорок знаете.
Ну да на этом посиделки – продолжаются.
Девочка выходит на середину зала. Дивчата! Пишлы на улыцю гулять, парубкив
завликать.
Девочки, воображая, гуляют по залу, затем становятся стайкой, шепчутся,
хихикают. Мальчики, показывая удаль, тоже становятся кучкой. Девочки затем
отворачиваются.
1 мальчик. Що дивчата одвырнулись,
Чи мы вам не прыглянулись?
1 девочка. Що на вас дывыться?
Чи дила другого немае?
2 мальчик. (подходит к девочкам) а дэ ж цэ моя Маруся? Вы не бачылы мою Марусю?
Тю, так ось же вона! А ну, пишлы танцювати.
Песня «Моя Маруся»
Атаман:
Юмор и сатира в жизни казаков занимали очень важное место. Посмеяться, или
как говорят позубоскалить казак всегда был рад.
Хозяйка:
К вам сейчас один вопрос.
Кто потешек знает воз?
Выходите, расскажите
И гостей повеселите.

Сценка « Два кума»
­ Здорово, Грицко!
­ Здорово кум!
­ Ну, шо нового слыхать?
­ Я в цём годе, такой кавун вырастив. Ну, прямо, о! (показывает)
Нидилю усей семьёй илы, косточкой чуть кошку не вбил.

­ Брешешь!
­ Та правду кажу.
­ А я яблоко вырастив. О таке! (показывает)
­ Брешешь!
­ Правду кажу. Еле у телегу впихнув шоб на ярмарку визты.
Еду, чую, хрустыть. Повертаюсь, червяк. Так я вбиг, а вин кобылу загрыз! Во!!!
­­­Кума!
­­­Га?
­­­От у вас собаки зли, семь штук напало – еле пэрэгавкала!
­­­Кума!
­­­Га?
­­­Чого цэ у вас рот перерванный?
­­­Та ихала якось раззява та мени оглоблю в рот запхала.
­­­ Сынок сходи за водичкой за ричку
­­­Брюхо болит
­­­Сынок, иди кашу есты
­­­Що ж, раз маты каже – надо идты!
­­­Що ваши дивки роблят
­­­Шьют да спивают
­­­А матери
­­­Порют да плачут.
­­­Фома, у тебя в хати тепло?
­­­Типло! На печи в кужухе согриться можно!
Хозяин: Что­то загрустили наши гости...
Хозяйка: Ничего, мы их казачьей песней развеселим.
Песня «Казачок »

Ученик: (Слайд 13)
1. Кукарекает петух,
Ссорятся индюшки
Мы сейчас для вас споем
Кубанские частушки.
2. Веселей играй, гармошка,
Мы станцуем и споем,
Мы кубанские девчата
Любим песни с огоньком.
3. Заиграй, гармошка, громче,
Пусть девчата подпоют,
Пусть услышат во всем мире,
Как кубаночки поют.

4.Во саду ли в огороде
Выросла черешня.
Полюбила казака,
А казак нездешний.
5. Эх, сторонушка родная,
Дорогая старина!
Здесь повсюду нас встречает
Краснодарская земля.
6. Мы на ферму заглянули,
В сапогах там не пройти.
Ну, подайте – ка ходули,
Чтоб до корпуса дойти.
7. Ты играй, играй, гармошка,
Гармошка кубанская!
Я девчонка боевая
С края Краснодарского!
8. Посмотрите на меня.
Я хорош собою.
Выходите­ка, девчата,
Поплясать со мною.
9. Ох, ох, не дай бог
С казаками знаться.
Гарны брови, ясны очи,
Тяжко расставаться.
10. Караул! Караул!
Казак Миша утонул!
Не в болоте, не в реке –
Просто в кислом молоке!
11. Я сидела на окошке,
Ехал казачок на кошке!
Стал к окошку подъезжать,
Не смог кошку удержать!
12. Казаченьки­казаки,
Удалы головушки!
Долго будете стоять
Вы от нас в сторонушке?
13. Был я маленький когда­то
И мечтал быть моряком.
А теперь хочу ребята
Стать кубанским казаком.

14.Мы с весёлой песней дружим,
По кубански говорим,
Хорошо живём, не тужим,
Со сметаной хлеб едим.
15. Мы частушки петь кончаем
И кончаем разговор.
Мы сегодня уезжаем
Поступать в Кубанский хор.
Много шуточных песен было, да и мы от них не отстаем, шуточную песню сейчас вам
споем.
Песню «Як служив я в пана».
А теперь мы отдохнем
Да загадки разберем.
«Йист, йист, не найистся.
Накормишь – живет, напоишь – убьет». (Огонь).
«Висом висят, ходом ходят, время показывают». (Часы).
«Стоит столбом, горыть огнем, ни жару, ни пару, ни угольев». (Свеча).
«Висит, телепается, всяк за него хватается». (Рушнык).
«Сталы хлопци в ряд, проходыть нэ велять». (Плэтэнь).
«Новая посудына уся в дырах». (Решето).
«Длинна дровыняка в желизо нарядылась, в работе пригодылась». (Лопата).
«Сам худ, голова с пуд». (Молоток).
«В маленьком амбаре держат сто пожаров». (Спички).
«Бьють мэнэ ломакою, рижуть мэнэ ножакою, за то мэнэ дюже губять, що вси мэнэ дюже
любять». (Хлеб).
«Стоить Антошка на одной ножке, его шукають, а вин не отклыкается». (Гриб).
«Лычки дэрэ, а лаптей нэ шье». (Коза).
«Жовтый шар сыпэ жар». (Солнце).
МОЛОДЦЫ, ПОИГРАЛИ, ЗАГАДКИ ОТГАДАЛИ.
Ведущий:
Все вместил язык казачий.
То смеется он, то плачет.
В нем искрится юмор тонкий,
Как родник он для потомков.
Должен ты, казак, беречь
И кохать родную речь!
Девочка:
Разрешите поплясать. Разрешите топнуть.
Неужели в куреньке половицы лопнут?

Дети исполняют кубанский танец
Девочка:
Земля моя родная
Мой милый Краснодар
И ты Кубань прекрасная, –
Моей судьбы причал
Здесь родилась, я,
Выросла, без горести и бед
И вот я всем потомкам
Даю большой совет:
Цените нашу Родину,
Любите вы ее
И охраняйте бережно
Не жить нам без нее
Нигде нет места лучшего
Где б могли бы жить!
Где все могли бы радоваться,
Смеяться и любить
Вы берегите рощи, нивы, зеленые поля
И будет вами славиться кубанская земля
Песня «Моя Кубань – моя душа».
Кубанская народная песня ­ это лучший рассказ о душе кубанского народа. Многие
поколения вложили в нее радости и печали, свои мечты о жизни. Народ воспевал
дорогие сердцу края, прославляя героев, тружеников, мудрость, красоту и сердечную
чистоту кубанских женщин, молодецкую удаль казаков.
Песня «Казачьему роду нэма перевода»
Вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»
По окончании слов участники посиделок покидают сцену.