Шведский «Грипен» пятого поколения. Шведы собрали истребитель Gripen нового поколения

Разработанный концерном SAAB самолет JAS 39E Gripen из-за своего программного обеспечения может стать самым продвинутым в своем классе.

Самый совершенный боевой самолет в мире проектируется в Швеции - некоторые характеристики JAS 39E Gripen позволяют говорить о создании первого многоцелевого истребителя шестого поколения.

К такому выводу пришел американский военный журналист и эксперт по высокотехнологичным вооружениям Билл Свитмен. В своей статье в Daily Beast он предположил, что шведский производитель может успешно оспорить доминирование Пентагона в области военно-воздушных разработок.

«В 2005 году Lockheed Martin использовали термин „пятое поколение“ для их нового стелс-истребителя , разрабатываемого для американской армии. По иронии судьбы они позаимствовали российский термин для обозначения другого малозаметного истребителя - . Некоторые из конкурентов попали в расставленную ловушку, пытаясь доказать, что четвертое поколение боевых машин не хуже пятого», - напомнил он, пояснив, что если есть пятое поколение, то неизбежно появление шестого. По его мнению, именно к этому этапу развития военной авиации следует отнести истребитель JAS 39E Gripen шведской компании Saab.

Размер вооруженных сил снижается по всему миру - все меньше государств имеют на вооружении более ста боевых самолетов, поэтому каждая машина должна использоваться максимально эффективно. Свитмен считает, что в современных условиях это означает не только превосходство в качестве материалов и инженерных решений, но и в программном обеспечении. Например, iPhone ценится за те приложения, которые можно на нем запустить, а не за само «железо».

Американские истребители пятого поколения были созданы с опорой на концепцию 30-летней давности, когда натовские самолеты готовились к одной простой задаче - отразить любую опасность, которая прилетит со стороны Востока. В будущем боевые операции в воздухе будут не такие прямолинейные, поясняет специалист, ключевую роль в них будут играть разведка и подробное изучение зоны военного конфликта.

Именно поэтому JAS 39E Gripen можно назвать истребителем шестого поколения, это не самый быстрый или самый малозаметный самолет, его отличает особый подход к «софту». Это небольшой истребитель с относительно большой грузоподъемностью, позволяющий устанавливать обновления программ для управления воздушным судном на каждую новую модификацию. Кроме того, шведы поставят на JAS 39E Gripen улучшенную электронную систему опознавания «свой-чужой», которая позволит пилоту максимально четко разобраться в нейтральных, враждебных и союзнических целях в условиях воздушного боя. При создании оптических сенсоров, возможно, впервые при создании боевой системы была применена экспериментальная технология нитрида галлия.

По словам Свитмена, шведы научились строить ультрасовременные истребители благодаря сбалансированному использованию собственных и заграничных технологий. Так, двигатель JAS 39E Gripen американский, радиолокационное оборудование британское, инфракрасная система наведения из Италии, а часть элементов корпуса изготовлены в Бразилии.

«Новый проект амбициозен, это первый раз, когда Швеция взялась за такой проект, попавший в центр внимания в международном масштабе. Но в случае успеха это будет уроком, который должны будут выучить все », - резюмировал военный журналист.

Билл Свитмен считается весьма авторитетным экспертом, но говорить о создании в Швеции истребителя шестого поколения еще рано, рассказал «Русской планете» главред журнала «Взлет» Андрей Фомин. «Если F-35 изначально создавался как перспективный истребитель, то Gripen все-таки очередная модификация истребителя четвертого поколения летающего с 1980-х годов. Конечно, обновляется бортовое оборудование, ставятся современные системы вооружения, но технологически мало реализуемо сделать из него абсолютно новую машину », - считает он.

По словам Фомина, F-35 и вообще не стоит сравнивать. «У этих машин разная размерность. Шведский самолет относится к легкому классу, у него максимальный полетный вес 12 тонн, это современное европейское воплощение того, чем у нас когда-то был . А истребитель F-35 все-таки более тяжелая машина», - пояснил эксперт.

Многоцелевой истребитель JAS 39 «Грипен» компании СААБ (SAAB), по мнению шведских специалистов, относится к пятому поколению. Основными особенностями машины являются ее малые габариты, чего изначально требовали военные, современная система управления вооружением и аэродинамическая схема «утка». Кстати, переднее горизонтальное оперение по сравнению с оперением классической «утки» используется для управления в канале тангажа лишь на малых, дозвуковых скоростях полета, а после посадки оно, отклоняясь передней кромкой вниз, играет роль воздушного тормоза. Сложность же системы управления новой машины обусловила переход от простейшей с механической проводкой к электродистанционной.

Особенностью машины являются также отличные взлетно-посадочные характеристики, позволяющие эксплуатировать ее с плохо подготовленных аэродромов и автострад (потребная длина ВПП 700 м), оснащенных на случай военных действий оборудованием для подготовки к повторному вылету (в частности, заправки топливом и снаряжения вооружением).

В арсенал «Грипена» входит встроенная 27-мм пушка ВК27 фирмы «Маузер». На семи внешних узлах допускается подвеска УР класса «воздух - воздух» RB 74 (лицензионная ракета AIM-9L «Сайдуиндер») и AIM-120 AMRAAM (максимальная дальность пуска варианта AIM-120В - 50- 70 км) или «МИКА» (MICA) компании «Матра» (дальность стрельбы до 60 км). Кроме этого используются ракеты класса «воздух - поверхность» RB 75 (лицензионная AGM-65 «Мейврик») и противокорабельные RBS-15F фирмы СААБ с дальностью пуска свыше 100 км, а также планирующие разовые бомбовые кассеты DWS 39 компании DASA, свободнопадаюшие бомбы и неуправляемые ракеты.

Поскольку самолет многофункциональный, то после подвески контейнеров с разведывательным оборудованием он превращается в полноценный разведчик.

Что касается системы управления вооружением, то ее основой является PJIC PS-OS/A компании «Эрикссон» (Ericsson Microwave). Многофункциональная РЛС с передатчиком, обеспечивающим гибкие режимы работы с низкой, средней и высокой частотой повторения импульсов задающего генератора (допускает перестройку рабочей частоты в широком диапазоне), моноимпульсной антенной с многоканальным приемником, высокопроизводительным процессором для обработки информации, высокой помехозащищенности и системой встроенного контроля позволяет применять различное оружие как по наземным и морским, так и по воздушным целям.

Согласно опубликованным данным, РЛС способна обнаруживать воздушные цели на удалении 160 км. Учитывая, что размеры «Грипена» невелики, это дает машине неоспоримые преимущества, поскольку противник сможет обнаружить шведский истребитель значительно позже. Так что «Грипен» с ракетами AIM-120 в дальнем воздушном бою может успешно противостоять МиГ-29М.

Поставив цель создать действительно многофункциональный боевой самолет, разработчики «Грипена» в качестве направления «главного удара» выбрали совершенствование технологий обработки информации на борту. Решающим моментом здесь признается взаимодействие летчика и самолета, а главной трудностью - организация информационного потока таким образом, чтобы он не был чрезмерным, но в то же время являлся достаточно полным, чтобы вызывать доверие. С самого начала программы этому придавалось огромное значение, гораздо большее, чем улучшению летных характеристик.

Работая над этими вопросами, создатели самолета стремились уменьшить нагрузку на летчика, особенно в бою, чтобы дать ему больше времени для принятия тактических решений. Пилотирование максимально автоматизировали, много внимания уделили рациональному размещению в кабине средств управления радаром и вооружением, реализовали концепцию пилотирования без отрыва рук от РУД и РУС. Электродистанционная цифровая троекратно резервированная система управления самолетом должна предотвращать выход на закритические режимы полета.

Первый полет опытная машина совершила в декабре 1988 года. С тех пор прошло 12 лет. Машина и ее вооружение постоянно совершенствуется. Так, в сентябре 2010 года прошло сообщение о том, что шведское Агентство по материальному обеспечению армии (FMV) подписало с британским Министерством обороны контракт на поставку перспективных ракет «Метеор» класса «воздух - воздух» с прямоточными ВРД с регулируемой тягой. Сообщается, что ракета сможет летать со скоростью, соответствующей числу М=4, на расстояние свыше 100 км.

Помимо «Грипена», «Метеор» планируется включить в состав вооружения истребителей «Тайфун» и «Рафаль».

В октябре 2010 года прошло сообщение об очередных испытательных пусках ракет «Метеор» с истребителя «Грипен». В нем говорилось также, что пуски ракет прошли успешно и они пополнят номенклатуру вооружений шведских истребителей до конца 2013 года.

Крупнейшая шведская газета Aftonbladet опубликовала статью, в которой говорится о достижениях отечественного военного самолетостроения. Они, конечно, существуют. Причем, немалые — страна, уступающая по населению Москве без пригородов, производит истребители Saab JAS 39 Gripen. Они не только эксплуатируются с 1997 года в ВВС Швеции, но и неплохо продаются в несколько европейских стран. Более того, этот истребитель был приглашен участвовать в грандиозном индийском тендере , наравне соревнуясь с французскими, российскими и американскими самолетами.

Скоро в шведской оборонной промышленности будет праздник — в обозримом будущем, года через 2−3, должно начаться серийное производство новой модификации самолета — JAS 39 Gripen E. Он должен приблизить шведов к созданию истребителя пятого поколения.

Но при этом автор публикации в Aftonbladet, преисполненный патриотической гордости, существенно завышает возможности новой машины на фоне лучших российских и американских истребителей: «Су-57 — это первый российский истребитель пятого поколения. Со своими технологиями незаметности („стелс“), продвинутыми радарами с АФАР и ракетами дальнего радиуса действия он отвечает на вызов самого передового истребителя-перехватчика США F-22 Raptor — наравне со шведским Gripen E».

То есть получается, что Gripen E находится как бы наравне с Су-57. В то же время его необходимо сравнивать в лучшем случае с МиГ-35. Потому что шведский истребитель-штурмовик-разведчик (так расшифровывается аббревиатура JAS) — это легкий однодвигательный самолет. Его максимальная взлетная масса — 16500 кг. И тягаться с Су-57 и с «Раптором» он не в состоянии, которые примерно столько весят в незаправленном состоянии. Хоть, самолет, несомненно, и хороший.

Однако и в своей весовой категории он не дотягивает до пятого поколения. Начнем с того, что планер остался практически прежним и, следовательно, о существенном снижении заметности относительно самолетов четвертого поколения не может идти и речи.

Несколько обновилась авионика. Главным достижением считается использование РЛС с активной фазированной антенной решетки. Ну, так и у МиГ-35 точно такая же РЛС. Еще к одному несомненному достоинству шведская газета относит использование сверхзвуковой евроракеты «воздух-воздух» «Метеор» с прямоточным двигателем, которая имеет дальность в 100 км. И на этом описание нахваливаемого самолета прекращается.

Придется эту работу выполнить нам. Действительно, в модификации «Е» довольно много полезных нововведений. Заменили двигатель с тягой на форсаже, равной 8160 кгс, на двигатель, использующийся на американском палубном самолете F/A-18E, который выдает на форсаже 9700 кгс. В связи с чем максимальная скорость Gripen E на высоте подпрыгнула с 2000 км/ч до 2350 км/ч. Однако этот двигатель, вопреки утверждению шведских экспертов, не позволяет развивать сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме. В то время как это может делать не только Су-35, но и МиГ-35.

Тяга двигателя отклоняется в двух плоскостях. В сочетании с хорошей аэродинамикой планера это дает возможность утверждать о сверхманевренности самолета. Так что «швед» вполне может пободаться на ближней дистанции и с нашими истребителями, и с «Раптором». Но при этом следует учитывать и то, что практически все ракетное оружие размещается на внешних подвесках, количество которых увеличено до десяти. Это не лучшим образом влияет и на маневренность, и на малозаметность.

При этом Gripen E по ряду характеристик обошел F-22 (но не Су-57). Во-первых, у него есть оптико-локационная система, работающая в видимом и инфракрасном диапазонах. Это предоставляет пилоту больше возможностей при сражении на средних дистанциях. В-вторых, есть нашлемное целеуказание. Пилоты «Раптора», у которых этого нет, жалуются, что в Сирии им приходится сильно напрягаться, чтобы отслеживать перемещения российских самолетов. Более того, они зачастую теряют из вида наши «сушки», совершающие хитроумные маневры.

За счет того, что конструкторы увеличили объем топливных баков, как внутренних, так и подвесных, существенно вырос боевой радиус, достигнув 1350 км. Для легкого истребителя это очень хороший показатель.

На тонну возросла боевая нагрузка — 6000 кг. Расширился набор адаптированных к данному самолету ракет. Причем, это не только американские ракеты, но и разработанные европейскими консорциумами. Но при этом важнейший элемент авионики — комплекс самообороны — остался на уровне четвертого поколения. В него входят повсеместно используемые средства предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении и автомат отстрела тепловых ловушек.

Самолет наиболее удовлетворяет требованиям по части завоевания господства в воздухе. Здесь он способен успешно конкурировать с «американцами» четвертого поколения, с французским «Рафалем» и евроистребителем «Тайфун». Значительно сложнее придется вести борьбу с Су-35 и МиГ-35, у которых авионика более современная, чем у французского и европейского истребителей и у американских F-15, F-16, F/A- 18 «Суперхорнет». И лучше ракетное вооружение «воздух-воздух», несмотря на наличие у «Грипена» ракеты «Метеор» со 100-километровой дальностью. У российской ракеты Р-27 дальность 110 км. Скорости соизмеримые — больше 4 М. Но «Метеор» в полете сильно выдает себя за счет того, что в нем используется активная радиолокационная ГСН. В Р-27 — пассивная. Есть модификация и с инфракрасной ГСН.

Есть у нас преимущество и в ракетах ближнего боя. Шведы используют американскую ракету AIM-9. Ее достоинство заключается в отклоняемом векторе тяги двигателя. Но у российской за счет использования газодинамических рулей выше динамика маневрирования — ракета способна работать с перегрузками в 40g. При этом поражает цели, маневрирующие с перегрузками до 12g, хоть у лучших истребителей эта величина достигает лишь 9,5g.

Но ни о каком сравнении с Су-57 говорить не приходится. Результат тут предрешен. Если, конечно, «Грипены» не накинутся стаей на одинокий Су-57.

Что же касается функции штурмовика, то тут у шведского самолета дела обстоят далеко не блестяще. Прежде всего, конструкторы не стремились повысить живучесть самолета при работе на небольших высотах при поддержке наземных операций, в которых участвуют сухопутные войска. Самолет не имеет бронирования, поскольку для легковеса дополнительные полторы тонны брони могут сыграть роковую роль в воздушном бою. Ничего не сообщается и о дублировании важнейших систем.

Трудно представить себе штурмовик и с одним двигателем, потому что вывод его из строя огнем ПЗРК неминуемо приведет к потере самолета. Нормальные, двухдвигательные, штурмовики возвращаются на базу и с одним работающим двигателем.

Новый «Грипен», несмотря на расширение номенклатуры вооружения, не в полной мере приспособлен для нанесения ударов по земле. У него есть фугасная ракета «воздух-поверхность», есть противокорабельная ракета. Но нет противотанковой ракеты, необходимой для поддержания наземных операций. AGM-65 Maverick не в счет, поскольку она не способна гарантированно отличить танк от груды нагретых солнцем камней. Нет даже противолокационной ракеты. И это весьма странно.

Что же касается третьей функции — самолета-разведчика, — то она «Грипену» вполне по силам. В связи и со сниженной заметностью, и со способностью постоять за себя в воздухе.

В заключение необходимо сказать, что консультант газеты — авиаэксперт и руководитель научного отдела в Шведском институте национальной обороны Андрес Блум — не очень знаком с возможностями и своего перспективного самолета, и нашего Су-57. Он утверждает, что второй, более совершенный, двигатель для российского истребителя появится только в 2027 году. В то время как один прототип уже летает с новым двигателем с конца прошлого года. Так что его внедрение должно состояться значительно раньше. Но авиаэксперт заявляет, что до 2027 года Gripen E будет конкурировать не с Су-57, который не готов, а с Су-30СМ и Су-35С. Поэтому и статья имеет максимально бодрое окончание: «Если сравнивать эти самолеты с Gripen E, то расклад будет совсем иным». Несомненно, 3,5 млн. доверчивых шведов, которые ежедневно читают эту газету, вздохнули с облегчением.

Многоцелевой боевой самолет JAS-39 Grippen компании SAAB/British Aerospace это одномоторный моноплан с простым дельтовидным крылом и полностью регулируемым плавающим предкрылком - аэродинамическая конфигурация «Утка» (Горизонтальные рули вынесены перед крылом).

Самолет характеризуется естественной (намеренной) аэродинамической не устойчивостью, что позволяет добиться высокой маневренности. Благодаря электродистанционной системе управления (Fly-by-Wire) с трехканальной системой резервирования обеспечивается аэродинамическая устойчивость самолета в полете. Также в чрезвычайных ситуациях предусмотрена аналоговая система резервного управления.

Так как самолет разрабатывался в Швеции, где ограниченное число равнин, то по этой причине самолет имеет отличные взлетно-посадочные характеристики, позволяющие взлетать и садиться на короткие ВПП. Тормозные щитки вместе с предкрылками обеспечивают достаточное аэродинамическое торможение при посадке.

Примерно 30% планера изготовлены из композитных материалов. Горизонтальные поверхности управления крыла, предкрылки выполнены из углеродного волокна. Фюзеляж выполнен из алюминиевого сплава, крылья из титановового сплава.

Двигатель JAS-39

В JAS-39 в качестве двигателя используется силовая установка RM12. Данный двигатель является турбореактивным двухконтурным двигателем с форсажной камерой (ТРДДФ) производства Volvo Aero Corporation. Это модифицированная версия двигателя американской компанией General Electric F-404-400, который используется в американском F/A-18. RM12 от F404 отличается повышенной тягой. 54кН в RM12 против 48,9кН в F404 без форсажа и 80,5кН против 78,7кН соответственно с форсажем. Другими различиями являются большая устойчивость к проглатыванию инородных предметов и более высокую надежность, так что двигатель отвечает критериям безопасности для использования в качестве одного двигателя самолета. Работа двигателя, в том числе автоматическое управление тяги, в зависимости от режима полета контролируется специальным компьютером, обеспечивая максимальную производительность двигателя, что дает возможность адаптироваться к конкретным условиям с максимальной эффективностью. В JAS-39C/D используется модифицированный двигатель Volvo Aero RM12UP.

Авионика JAS-39

Самолет оснащен импульсным доплеровским радаром PS-05/A, работающего в частотном диапазоне 8-10 ГГц. Излучаемая мощность радара 1 кВт с возможностью обнаружения целей до 120 км. Радар может автоматически отслеживающий несколько целей в верхней и нижней полусфере, на земле, на воде и в воздухе, и в любых погодных условиях. Она также может одновременно наводить до 4 ракет класса «воздух-воздух» на 4 различные цели.

Радиоэлектронная аппаратура характеризуется высокой степенью интеграции и автоматизации многих функций, Позволяя самолету вести боевые действия в любых погодных условиях, днем и ночью.

Вооружение JAS-39

Основное вооружение 27-мм авиационная пушка Mauser BK27 со скорострельностью от 1100 до 1700 выстрелов в минуту с запасом 120 патронов (отсутствует в двухместной модели JAS 39B). JAS-39 имеет 8 точек подвески и способен нести боевую нагрузку общим весом 4200 кг. Экспортная же версия JAS-39NG имеет 10 точек подвески. Грузоподъемность в этой версии увеличена до 5200 кг. В классе ракет «воздух-воздух» способен нести до 6 ракет типа AIM-9 Sidewinder или до 4 ракет AIM-120 AMRAAM. В классе «воздух-поверхност», самолет способен нести до 4 ракет AGM-65 Maverick или же до 2 ракет дальней дальности TAURUS KEPD 350/150, предназначенных для поражения высокозащищенных целей. Также JAS-39 способен нести до двух противокорабельных ракет RBS-15, разработанных шведской фирмой SAAB Bofors Dynamics.

Бомбовое вооружение включает в себя до 4 управляемых бомб с лазерным наведением GBU-12 PAVEWAY II или же до 8 бомб без лазерного наведения Mark 82. Также способен нести и кассетные бомбы.

Grippen состоит на вооружении следующих стран: Швеция, Венгрия с 2006 года, Великобритания, Чехия, Таиланд, ЮАР с 2007 года

Технические и тактические данные:

Производитель: SAAB / BAE Systems (Швеция / Великобритания)

История: разработка началась в 1982 году, первый полет в 9 декабря1987 года, последние летные испытания завершены в декабре 1996 года. С 1997 года начал поступать в ВВС Швеции

Размеры: длина 14,1 метра, высота 4,5 метра,

Размах крыльев : 8,4 метра,

Вес пустого : 5700 кг

Максимальная взлетная масса :14000 кг.

Силовая установка: реактивный двигатель Volvo Aero RM 12 с тягой 80 кН.

Тяга: 54 кН

Тяга на форсаже: 80,5 кН

Максимальная скорость : 2 Маха (2400 километров в час)

Скороподъемность : 4700 метров в минуту

Перегоночная дальность : 3200 км. (с подвесными баками)

Боевой радиус : 800 км.

Максимальный потолок : 15452 метра

Экипаж: стандартно о дин пилот, но есть также двухместная версия (JAS-39B).

Antony Angrand в статье «Suède: controverse autour du Gripen », опубликованной французским журналом "Air&Cosmos ", в Швеции разворачивается небольшой скандал относительно производства новых истребителей Saab JAS-39E Gripen (Gripen NG). Новые истребители должны содержать комплектующие, снятые с находящихся в составе ВВС Швеции истребителей модификаций JAS-39C и D. Шведы задаются вопросом, имеет ли смысл каннибализировать имеющийся парк истребителей для производства новых самолетов.

Круговорот Saab JAS-39 Gripen в природе: предыдущее поколение становится донором запчастей для своего потомка (с) gripenblogs.com

Этот вопрос породил множество протестов, так как стоящие на вооружении истребители Gripen проходят модернизацию, причем ее стоимость высока. Истребитель JAS-39C в последней версии [стандарт MS20] оснащен новым оборудованием и может применять новейшие ракеты «воздух-воздух» Meteor разработки концерна MBDA, самолеты этой модификации были
переданы ВВС Швеции полтора года назад. Многие считают, что процедура каннибализации JAS-39C/D для постройки машин JAS-39E представляет собой хищение в особо крупных размерах, причем одновременно дорогостоящее и бесполезное. Некоторые считают, что имеющиеся самолеты могут быть перепроданы в другие страны. Глава либеральной партии Ян Бьерклунд (Jan Björklund) также присоединился к дебатам, высказав мнение, что в будущем шведские ВВС будут эксплуатировать сто истребителей - закупив 60 Gripen E и добровольно сохранив 40 Gripen C и D. По мнению Берклунда, идеальным вариантом было бы сохранение всех имеющихся Gripen, а численность ВВС могла бы составить 160 истребителей.

Однако новые данные о состоянии ВВС Швеции демонстрируют тот факт, что без использования комплектующих с имеющихся самолетов для Gripen E программа выходит очень дорогой, и настаивают на том, что Gripen C и D были также выпущены с использованием деталей самолетов предыдущей модификации - JAS-39А и В.

Однако на этот раз масштаб использования б/у комплектующих намного шире. Новый Gripen E отличаются большими размерами, у него новый бортовой процессор, у которого нет ничего общего с предыдущим вариантом, новый комплекс РЭБ и намного больше новых деталей.

Определенное число деталей всегда может быть вновь использовано. Их стоимость оценивается в 20% от цены нового Gripen. А это позволяет говорить о том, что в обратном случае - когда старые Gripen не станут донорами запчастей, а новые Gripen E будут выпущены исключительно из комплектующих нового производства, стоимость программы вырастет на 820 млн евро.

Первые серийные экземпляры истребителя Gripen E должны быть выпущены в 2019 году. Начиная с этого времени ежегодно должно производиться от пяти до десяти самолетов в период до 2026 года. Чтобы выдержать график поставок, Saab должна начать разборку имеющихся самолетов начиная с 2017 года. Таким образом, итоговое решение должно быть принято самое позднее до конца текущего года.

Если шведы решать не пускать "на органы" свои нынешние истребители, вырастут дополнительные расходы, так как Gripen E в значительной степени унаследовал детали от своих предшественников, но это не значит, что он не сильно будет от них отличаться. А это приведет к тому, что стоимость эксплуатации двух разных модификаций самолета будет выше.

Наконец, дополнительное число самолетов означает большее число летчиков, новые авиабазы, больший объем обслуживания и ремонта, а это тоже приводит к дополнительным расходам.