Сколько самолетов на корабле адмирал кузнецов. Такр «адмирал кузнецов»: история службы. Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

В составе российского флота находится единственный авианосец – “Адмирал Кузнецов”. Он уникален в своём классе, но не одинок в чём-то другом. Оценки качеств и полезности большинства российской боевой техники чаще всего неоднозначны. Не избежал этого и “Кузнецов”. Кто-то заявляет, что он “смеётся над НАТОвскими кораблями”, указывая на его мощное вооружение. Кто-то считает крейсер “позором российского флота”, ссылаясь на длительные сроки нахождения в ремонте.

На сегодняшний день корабль успел повоевать и был награждён орденом Ушакова, так что заявлять о его “позорности” явно поторопились.

Краткая история создания

Авианесущие корабли впервые появились в годы Первой Мировой Войны. На её ход они влияния не оказали, но заинтересовались ими практически все морские державы. И к началу Второй Мировой авианосцы имелись у большинства воюющих государств.

Опыт применения авианосцев показал – звезда линкоров зашла, и отныне именно “плавучие аэродромы” – сильнейшие боевые корабли. Если в начале 20 века каждое морское государство старалось заиметь хотя бы один линкор, то к середине века предметом вожделения стали авианосцы.

В Советском Союзе дела складывались иначе. До Великой Отечественной Войны ни одного авианосца не успели даже заложить. После неё, за строительство авианосцев активно выступал выдающийся флотоводец – адмирал флота Н.Г. Кузнецов.

Однако его личный конфликт с маршалом Жуковым, приведший к опале адмирала, и своеобразная позиция партийного руководства, провозгласившего авианосцы “оружием агрессоров”, похоронили эту идею.

Единственными авианесущими кораблями советского флота стали противолодочные вертолётоносцы проекта 1123. Их преемники – корабли проекта 1143, первоначально тоже считались противолодочными, но позже их переклассифицировали в “авианесущие крейсера”. Развитием этих кораблей и стал “Адмирал Кузнецов”.

Корабль проекта 1143.5 стал развитием авианесущих крейсеров “Киев”. Если у проекта 1143 авиационное вооружение было скорее вспомогательным, новый крейсер должен был нести не только противолодочную авиацию, но и “настоящие” истребители и штурмовики.


Для этой цели впервые в СССР проектировались палубные самолёты горизонтального взлёта с коротким разбегом до отрыва.

Заложили крейсер в Николаеве, в начале сентября 1982 года. Закладывался корабль под названием “Рига”, но уже в ноябре его переименовали в честь почившего Леонида Брежнева. С именем генсека авианосец дожил до 1987 года, а на первые испытания (ещё не полностью достроенный) вышел под названием “Тбилиси”.

Первые самолёты сели на палубу крейсера в ноябре 1989 года, причём Су-27К(он же Су-33) пилотировал знаменитый лётчик-испытатель Виктор Пугачёв. После успешных испытаний самолётов корабль вернулся в Николаев. А в конце 1990 года череда переименований, наконец, завершилась. Крейсеру присвоили имя адмирала флота Н.Г. Кузнецова, к сожалению, не дожившего до появления в ВМФ первого полноценного авианосца.

Описание корабля

Особенностью конструкции “Кузнецова” стало отсутствие паровых катапульт на взлётной палубе – их заменили трамплином. Такое решение сэкономило массу и полезное пространство, положительно повлияло на живучесть. Но это не даёт возможность использовать для старта всю полётную палубу, а самолёты с недостаточно мощными двигателями взлетать с трамплина просто не могут.


Это привело к появлению серьёзной слабости авианосца – в составе авиагруппы не было специализированных разведывательных самолётов с большим радиусом действия. Позже проблема была решена с помощью установки на палубные истребители “электронных разведывательных контейнеров”. Впрочем, они по-прежнему зависят от управления с корабля, а контейнеры с различным оборудованием размещаются не на одном истребителе, а на группе из трёх.

Силовой установкой корабля стали восемь котлов и четыре паровые турбины. Ничего необычного в такой системе нет, однако в своё время она послужила поводом для критики корабля. Наблюдаемый журналистами дым из трубы единственного российского авианосца расценили, как знак плохого состояния “Адмирала Кузнецова”.

А дело всего лишь в том, что работают котлы крейсера на мазутном топливе. А при стоянке корабля двигатели работают в таком режиме, при котором в трубе откладывается нагар.

Конечно, мазутные котлы не обеспечивают неограниченной дальности плавания, как ядерные реакторы, но проще и гораздо дешевле в обслуживании. А заполненные топливом отсеки входят в систему противоторпедной защиты.


Когда авианосец разрабатывался, в него закладывалась устойчивость к близким взрывам ядерных боеприпасов (мощностью до тридцати килотонн). Ожидалось, что полётная палуба в любом случае из-за радиоактивного заражения станет непригодной к эксплуатации, и корабли противника придётся поражать с помощью ракет “Гранит”.

Противоторпедная защита состоит из многих переборок и отсеков с мазутом, чередующихся с пустыми. Она рассчитана на защиту от взрывов мощностью, эквивалентной 400 кг тротила.

Для того чтобы авианосец мог атаковать вражеские корабли, не поднимая в воздух самолёты и не прибегая к услугам судов сопровождения, его вооружили дальнобойными тяжёлыми ракетами П-700 “Гранит”.

По прямому назначению ракеты никогда не применялись. Вероятной представлялась доработка “Гранитов” для атаки наземных целей, но судя по тому, что сейчас пусковые установки уже демонтированы, осуществлена она не будет.

Противовоздушную оборону крейсера обеспечивают , ракетно-пушечные установки “Кортик” и шестиствольные автоматические пушки АК-630 калибра 30 мм. Для защиты от вражеских торпед и субмарин применяется реактивный бомбомёт “Удав”.


Первоначально авиагруппу “Адмирала Кузнецова” должны были составлять палубные модификации , лёгкого МиГ-29 и штурмовика Су-25.

Фактически на протяжении 90-х годов использовались только “сушки”, причём Су-25 только в учебно-тренировочном варианте.

Истребители МиГ-29К стали поставляться только в 2015, причём ожидается, что именно они заменят большинство Су-33. Оставшиеся “сушки” предполагают использовать, как штурмовики, увеличив их бомбовую нагрузку. Большинство вертолётов авианосца – противолодочные Ка-27ПЛ, недавним пополнением стали штурмовые Ка-52К.

Интересные факты и технические характеристики

Уникальный класс корабля – “авианесущий крейсер” дал ему юридическую возможность, будучи фактически полноценным авианосцем, свободно действовать в Чёрном море (конвенция Монтрё запрещает проходить через Босфор авианосцам).


Если в ходе модернизации ударное ракетное оружие будет “Кузнецовым” утрачено – возможность он может потерять. Но вряд ли это критично, так как черноморский регион в авианосцах не очень нуждается.

Несколько отличающийся по конструкции, в 90-е годы отошёл Украине и не достраивался. Затем он был продан в Китай, якобы для перестройки в плавучий отель. В итоге с 2012 под названием “Ляонин” он служит в ВМФ НОАК.

В таблице представлены данные крейсера “Адмирал Кузнецов”, американского авианосца “Нимиц”, как типичного представителя “суперавианосцев” США, французского “Шарля де Голля” недавней постройки, и новейшего британского корабля “Куин Элизабет”.

ТАКР “Адмирал Кузнецов” USS Nimitz (CVN-69) Charles de Gaulle (R91) HMS Queen Elizabeth
Длина, м 305 332,9 261,5 284
Ширина полётной палубы, м 70 76,8 64,36 73
Полное водоизмещение, т 55000 106300 42000 65000
Скорость хода, узлы 29 30 27 25
Дальность плавания 8000 миль при скорости 18 узлов Неограниченная Неограниченная 10000 миль при скорости 15 узлов
Вооружение 12 х ПКР “Гранит”, 24 х ПУ ЗРК “Кинжал”, 8 ЗРАК “Кортик”, 6 х АК-630, 2 х РБУ “Удав” 2 х ПУ ЗРК Sea Sparrow, 2 х ПУ ЗРК RAM, 2 х АУ Phalanx, 2 x 25мм орудия, 10 х 12,7мм пулемётов 4 х ПУ ЗРК Aster, 2 x ПУ ЗРК Mistral, 8 x 20мм орудий Нет данных
Авиагруппа 28 самолётов, 14 вертолётов 90 самолётов и вертолётов до 40 самолётов и вертолётов до 40 самолётов и вертолётов
Экипаж, чел 1960 свыше 5000 1950 до 1600

Действительно, “Кузнецов” уступает американским тяжёлым авианосцам по мощи авиагруппы и дальности действия. Но заслуживает ли это разгромной критики – ведь современные европейские авианосцы по своим качествам (и размерам) близки именно “Кузнецову”. Возможно, что размещать мощное ракетное вооружение на авианесущем корабле нецелесообразно. Но изначальный проект последнего британского авианосца не предусматривает даже оборонительного вооружения, и будет ли оно установлено впоследствии – пока неизвестно. Сложно считать это преимуществом.

Видео

ТАСС о том, что между Минобороны РФ и Объединенной судостроительной корпорацией заключен контракт на ремонт авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов".

Как сообщал ранее заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, ремонт корабля предполагается завершить в 2020 году, а его возвращение в строй запланировано в 2021 году. Ремонтные работы будут проведены на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске (филиал Центра судоремонта "Звездочка").

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об авианосце.

"Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" - тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР). По состоянию на 2018 год - крупнейший корабль и единственный авианосец Военно-морского флота (ВМФ) России. Входит в состав Северного флота, флагман ВМФ. 23 февраля 2018 года президент РФ Владимир Путин наградил ТАКР орденом Ушакова (за заслуги в укреплении обороноспособности страны, высокие показатели боевой подготовки, мужество и героизм, проявленные личным составом во время выполнения боевых задач).

История проекта

В послевоенный период в руководстве СССР, Министерства обороны и ВМФ не существовало единого взгляда на необходимость авианосцев и возможные способы их применения. Часть политиков, промышленников и военачальников (в том числе министр обороны маршал Андрей Гречко и министр судостроительной промышленности Борис Бутома) выступала за строительство крупных атомных авианосцев, аналогичных американским типа Nimitz.

Оппоненты (среди них - главнокомандующий ВМФ Сергей Горшков и сменивший в 1976 году Гречко на посту министра обороны Дмитрий Устинов) указывали на высокую стоимость программы строительства авианесущих кораблей, отсутствие внятной концепции их использования и делали акцент на развитие подводного флота, в первую очередь атомных субмарин. В результате до 1980-х годов в составе ВМФ СССР отсутствовали авианосцы, рассчитанные на самолеты с горизонтальным взлетом и посадкой.

Для противолодочной борьбы, которая была объявлена приоритетом надводных сил ВМФ СССР, строились противолодочные крейсера проектов 1123 и 1143, на которых базировались вертолеты, а также самолеты вертикального взлета-посадки Як-38. По боевым возможностям эти машины уступали обычным самолетам, что заставило руководство ВМФ в начале 1970-х годов вернуться к планам создания крупного авианосца, способного обеспечивать ведение боевых действий авиации на значительном удалении от баз флота.

Предлагалось построить атомный авианосец водоизмещением до 80 тыс. т, с авиапарком до 70 летательных аппаратов (проект 1160 "Орел"). В дальнейшем проект подвергался многочисленным изменениям, в конце 1970-х годов работа над ним была прекращена. Взамен было решено построить авианосец, взяв за основу авианесущий крейсер проекта 1143 и оснастив его оборудованием для взлета и посадки "обычной" авиации. Также разработчики отказались от использования атомной энергоустановки.

Проект 11435 был разработан в начале 1980-х годов в Невском проектно-конструкторском бюро (Ленинград, ныне - Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Василия Аникиева. В процессе проектирования специалисты отказались от установки на корабле катапульт - вместо них авианосец оснащен носовым трамплином, что ограничивает взлетный вес летательных аппаратов.

Кроме того, на авианесущем корабле было установлено мощное ударное вооружение - ракеты П-700 "Гранит". В результате проект 11435 был классифицирован ВМФ как "тяжелый авианесущий крейсер" (ТАКР; по другой версии, это было сделано для обхода положения конвенции Монтрё о статусе черноморских проливов, которое запрещало проход через них авианосцев).

Первоначально предполагалось назвать головной корабль "Советский Союз" (в 1930-е годы такое же имя предполагалось присвоить первому линкору советской постройки, не завершенному в связи с началом Великой Отечественной войны). В 1982 году авианосец получил название "Рига" (традиционно советские авианесущие корабли называли в честь столиц союзных республик). В конце 1982 года переименован в "Леонид Брежнев" (после смерти генерального секретаря ЦК ЦКСС). В 1987 году в начале перестройки и осуждения "эпохи застоя" ТАКР сменил имя на "Тбилиси". С октября 1990 года - "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" - в честь Николая Кузнецова, возглавлявшего ВМФ СССР в 1939-1947 и 1951-1955 годы.

Строительство, испытания

Корабль был заложен на Черноморском судостроительном заводе (город Николаев, ныне на территории Украины) 1 сентября 1982 года под заводским номером 105. 22 февраля 1983 года перезаложен (как "Леонид Брежнев"), спущен на воду 4 декабря 1985 года. 8 июня 1989 года начались швартовые испытания. 21 октября 1989 года корабль был выведен в Черное море, где провел цикл летно-конструкторских испытаний самолетов. Для подготовки пилотов одновременно со строительством корабля на аэродроме Саки-4 (поселок Новофёдоровка, Крым) был открыт специальный учебный центр НИТКА ("Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный", ныне - полигон взлетно-посадочных систем "Нитка").

Первую в истории советского ВМФ горизонтальную посадку на корабль совершил 1 ноября 1989 года летчик-испытатель Герой Советского Союза Виктор Пугачёв на самолете Су-27К. 25 декабря 1990 года был подписан приемный акт, а 20 января 1991 года корабль вошел в состав Северного флота ВМФ СССР. Однако он оставался на Черном море, продолжая испытания. Переход в Североморск был совершен только в конце 1991 года.

История службы

Эксплуатацию корабля затрудняли отсутствие финансирования и необходимой береговой инфраструктуры. В частности, много проблем возникало с главной энергетической установкой, котлы которой постоянно выходили из строя.

По состоянию на апрель 2018 года авианосец совершил семь дальних походов, из них шесть - в Средиземное море (1995-1996, 2007-2008, 2008-2009, 2011-2012, 2013-2014, с 15 октября 2016 года по 8 февраля 2017 года) и один - в Северную Атлантику (2004). В 2000 году "Адмирал Кузнецов" был задействован в аварийно-спасательных работах по оказанию помощи затонувшей подводной лодке К-141 "Курск".

Находясь в седьмом по счету дальнем походе, в ноябре 2016 года - январе 2017 года крейсер впервые принял участие в боевых действиях - палубные истребители корабля наносили удары по инфраструктуре террористических организаций "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра" (запрещены в РФ) на территории Сирии. Всего в течение похода летчиками палубной авиации было выполнено 420 боевых вылетов, в том числе 117 ночных, поражены 1 тыс. 252 объекта террористов.

Корабль проходил ремонты в 2001-2004, 2008, 2015 годах.

Тактико-технические характеристики

  • Длина по ватерлинии - 270 м;
  • наибольшая длина (палубы) - 306 м;
  • ширина по ватерлинии - 33,4 м;
  • наибольшая ширина - 72 м;
  • высота - 64,5 м;
  • стандартное водоизмещение - 46 тыс. 540 т;
  • полное водоизмещение - 59 тыс. 100 т;
  • скорость полного хода - 29 узлов;
  • дальность плавания при скорости 29 узлов - 3 тыс. 850 миль, при скорости 14 узлов - 8 тыс. 417 миль;
  • автономность плавания - до 45 суток;
  • экипаж - 1 тыс. 960 человек, в том числе 518 офицеров и 210 мичманов.

Главная энергетическая установка - котлотурбинная, включает четыре паротурбины мощностью 50 тыс. лошадиных сил каждая. На корабле установлены девять турбогенераторов и шесть дизель-генераторов мощностью по 1 тыс. 500 кВт каждый.

Вооружение

  • 12 пусковых установок противокорабельного ракетного комплекса П-700 "Гранит" (дальность полета сверхзвуковых ракет - около 550-600 км);
  • 24 пусковые установки зенитно-ракетного комплекса "Кинжал" (боезапас - 192 ракеты);
  • восемь модулей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса "Кортик" (боезапас - 256 ракет, 48 тыс. снарядов);
  • шесть шестиствольных артиллерийских установок АК-630 калибра 30 мм (48 тыс. снарядов).
  • реактивный комплекс противоторпедной защиты "Удав-1".

Авиагруппа

ТАКР может нести на полетной палубе и в подпалубном ангаре 26 самолетов и 24 вертолета. Авиагруппа крейсера первоначально состояла из палубных истребителей Су-33 (Су-27К), палубных штурмовиков Су-25УТГ, вертолетов Ка-252РЛД (Ка-31), Ка-27/27ПС и Ка-29, с конца 1990-х годов включала истребители Су-33 279-го корабельного истребительного авиаполка (аэродром базирования - Североморск-3, Мурманская область), вертолеты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного полка (база - Североморск-1).

Летом 2016 года на корабле начались испытания обновленной авиагруппы, в состав которой входят новые палубные истребители МиГ-29К/КУБ. В 2016-2017 годах на "Адмирале Кузнецове" во время его похода к берегам Сирии проходили испытания ударного вертолета корабельного базирования Ка-52К "Катран".

Командиры корабля

  • 1987-1992 годы - капитан I ранга Виктор Ярыгин;
  • 1992-1995 годы - контр-адмирал Иван Санько;
  • 1995-2000 годы - контр-адмирал Александр Челпанов;
  • 2000-2003 годы - капитан I ранга Александр Турилин;
  • 2003-2008 годы - капитан I ранга Александр Шевченко;
  • 2008-2011 годы - капитан I ранга Вячеслав Родионов;
  • 2011 по настоящее время - капитан I ранга Сергей Артамонов.

"Варяг"

По незначительно измененному проекту 11436 в 1985-1992 годах в Николаеве строился тяжелый авианесущий крейсер "Варяг". В 1993 году он оказался в собственности Украины, в 1998 году продан Китаю. В 2012 году принят на вооружение ВМФ Народно-освободительной армии Китая. Получил название "Ляонин". В настоящее время является единственным действующим китайским авианосцем (второй готовится к испытаниям).

.
О том, сколько и каких летательных аппаратов способен принять на борт российский авианосец, наверное, задумывались даже те, кто совсем мало интересуется флотом. Довольно долго автор блога считал, что ему известен ответ на этот вопрос, пока неясные сомнения . не поколебали его картину мира,. послужив поводом для данного материала.


Илл. 1. ТАВКР "Адмирал Кузнецов" с 16 (! ) ЛА на полётной палубе: 9 Су-33, 2 Су-25УТГ, 5 Ка-27/29 - Атлантика, 18.01.2008 (фото от Slava2014 , forums.airbase.ru, 3190 пикс.)


Теория

Наиболее авторитетные источники (*) сходятся на том, что численность авиагруппы "Кузнецова" по проекту составляет 50 (пятьдесят) летательных аппаратов, а именно: 26 Су-27К (Су-33), 4 Ка-252 РЛД (Ка-31), 18 Ка-27(ПЛ), 2 Ка-27ПС. Разработчик проекта (Невское ПКБ) даёт 40 ЛА (ссылка 1 ), Министерство обороны - 36 (12 Су-33 и 24-! Ка-27, ссылка 2 ). Разброс значений вызван, скорее всего, учётом/неучётом ЛА на полётной палубе (около 30% , конкретнее - 14/36 ). С другой стороны, по (условным) нормам проектирования (один ЛА на 1000 т стандартного - А.Ш. водоизмещения, ссылка 3 ) получается 46-47 самолётов и вертолётов, по оценке автора блога (D п олн /1250) - 47 (**).

(*) Помимо непосредственного участия В. Заблоцкого в строительстве и испытаниях авианесущих крейсеров, доверие к его данным вызвано тем, что автор приводит не только стандартное, нормальное и полное водоизмещение (что само по себе производит впечатление), но и соответствующие им средние осадки с точностью до сантиметра (! ), . демонстрируя тем самым высший пилотаж в области технической литературной маринистики.
(**) Стандартное водоизмещение ТАВКР пр. 11435 - 46 540 т, полное - 59 100 т .

Практика

За 25 лет (без 13 дней) в составе ВМФ СССР и РФ "Адмирал Кузнецов" записал в свой актив семь боевых служб: пять в Средиземном море и две в северо-восточной Атлантике. За исключением самой первой БС, точное количество ЛА, находившихся на его борту, неизвестно, однако есть наблюдения коллеги Polikarpoff (участника forums.airforce.ru), который зафиксировал бортовые номера всех Су-33, попавших в кадр в видео- и фоторепортажах ( ссылка 4 ) (автор блога готов подтвердить достоверность информации по БС 2013-2014 г.г.). Ниже приведены все имеющиеся данные по авиагруппе ТАВКР во всех его дальних походах:

1 ) 23.12.1995-22.03.1996 , Средиземное море - 26 ЛА : 13 Су-33 (б/н 61, 64, 65, 67, 76, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 88 и опытный 109 синий), 2 Су-25УТГ, 11 Ка-27/27ПС/29 ( * ) ;
2 ) 27.09-24.10.2004 , Северная Атлантика - минимум 7 Су-33 ( 60, 67, 68, 80, 82, 85, 88 ) и 2 Су-25УТГ ( 07, 14 ) ;
3 ) 23.08-14.09.2005 , Северная Атлантика - из-за обрыва троса аэрофинишёра потерян Су-33 б/н 82 , по др. бортам - н/д ;
4 ) 05.12.2007-03.02.2008 , Средиземное море - минимум 10 Су-33 ( 60, 61, 66, 72, 79, 80, 81, 86, 87, 88 ) и 2 Су-25УТГ ( 08, 11 ) ;
5 ) 05.12.2008-27.02.2009 , Средиземное море - минимум _ 8 Су-33 ( 60, 61, 64, 68, 72, 76, 81, 88 ) и 1 Су-25УТГ ( 08 ) ;
6 ) 06.12.2011-17.02.2012 , Средиземное море - минимум 10 Су-33 ( 62, 66, 68, 76, 77, 78, 80, 81, 86, 87 ) ;
7 ) 17.12.2013-17.05.2014 , Средиземное море - минимум _ 6 Су-33 ( 62, 66, 68, 76, 77, 78 ) (БС 2-7 - только замеченные машины) .

( * ) Во время перехода от Ирландии к Гибралтару корабельная группа СФ попала в шторм, из-за чего было принято решение отложить планировавшиеся полёты до прибытия в Средиземное море . . Данный факт интересен тем, что позволяет косвенно оценить вместимость ангара, т. к. в штормовых условиях все 26 летательных аппаратов, вероятнее всего, были убраны с полётной палубы.

Понятно, что приведённая перепись бортов (скорее всего - неполная) не отражает реальной "самолётовместимости" авианосца, а лишь констатирует нехватку Су-33 в состоянии лётной годности и, возможно - подготовленного лётного состава. При этом, хронический некомплект авиагруппы не только действует на нервы, но и в значительной степени принижает боевые возможности "Кузнецова" в глазах вероятных противников и потенциальных союзников.


Илл. 2. ТАВКР "Адмирал Кузнецов", Атлантика, 18.01.2008 (фото от Slava2014 , forums.airbase.ru, 3160 пикс.)

Геометрия ангара

Авиационный ангар ТАВКР пр. 11435 имеет габариты 153 х26,0 х7,2 м, площадь 3 980 м2 и объём 28 640 м3 , он занимает 57 % длины и 74 % ширины корабля по КВЛ (у "Нимица" - 66 % и 82 % ). Самолётоподъёмников - два (16х14 м): перед "островом" и за ним, оба - по правому борту. Система транспортировки ЛА в ангаре - полуавтоматическая цепная, из ангара на платформы подъёмников - с помощью тягачей. . Перед подъёмниками имеются поворотные круги для быстрой ориентации ЛА килём к борту.

На сегодняшний день наибольший вклад в понимание вместимости ангара, без сомнения, внёс коллега paralay - автор схемы, размещённой ниже (илл. 3). Проверка с пристрастием:) показала хорошее соответствие её элементов имеющимся данным: габаритов ангара, расположения и длины подъёмников, пропорций Су-33 со сложенными крыльями, стабилизаторами и штангой ВТГ и Ка-27 со сложенными лопастями (20,7 х7,4 и 12,25 х4,0 м ). Кажущаяся неправдоподобность очень плотного размещения самолётов - "валетом" (*) по четыре в ряд, опровергается следующей за схемой фотографией (илл. 4). Единственное замечание касается разбросанности вертолётов по свободным "пятачкам" - на практике они, скорее всего, также швартуются стройными рядами ( илл . 1 2 ). Кроме того, не следует забывать, что кроме ЛА какая-то часть площади ангара занята машинами для их обслуживания (пожарными, газоструйными, тягачами - илл. 13).

(*) "Валет" родился ровно 40 лет назад: "Проектная вместимость ангара [ТАВКР пр. 1143] составляла 22 летательных аппарата, но после посещения в 1975 году "Киева" Министром обороны маршалом А. Гречко, потребовавшим увеличить число летательных аппаратов в полтора раза, схему размещения машин в ангаре пересмотрели. После отмены министром запрета на обязательный зазор между ними в 0,75 м и разрешения ставить самолёты "валетом", . вместимость ангара увеличили до 36 ЛАК" .


Илл. 3. Схема размещения Су-33 и Ка-27 в ангаре ТАВКР пр. 11435 с paralay.iboards.ru (оригинал - по клику)


Илл. 4. Плотное размещение Су-33 на боевой службе 1995-96 г.г. - "валетом" по четыре в ряд (в ближнем ряду)

Геометрия полётной палубы

На сплошной полётной палубе авианосца длиной 305 м, шириной 70 м и площадью 14 800 м2 предусмотрены три стартовых позиции: №1 и №2 - перед трамплином (разбег 105 м), №3 - в средней части угловой палубы (разбег 195 м), и девять технических - вдоль "острова" и за кормовым подъёмником. Столько же ВПП для корабельных вертолётов (плюс одна "внахлёст" для базового Ми-8) размечены у трамплина и на угловой палубе, по причине чего во время взлётно-посадочных операций самолётных эскадрилий для швартовки вертолётов использованы быть не могут. В этом случае дежурные Ка-31 и Ка-27ПС, потребность в которых может возникнуть в любую минуту, могут ожидать своей очереди на свободном участке палубы, в самой корме по правому борту - там, где на схеме (илл. 5) изображён Як-41М и носовее его . (аналогично тому, как стоит самый левый Ка-29 на илл. 14).


Илл. 5. План полётной палубы ТАВКР пр. 11435 (разрыв по центру - из-за дефекта сканирования). Некоторые обозначения: 6 - ВПП для вертолётов Ка-27/29/31; 9, 10, 20 - Су-33 соответственно на 1-й, 2-й и 3-й стартовых позициях; 26 - расчётная точка касания палубы гаком самолёта; 27 - ВПП для вертолёта типа Ми-8; 31 - Су-33 на технической позиции; 32 - СВВП Як-41М на технической позиции

Швартовка на свежем воздухе

Даже после беглого предварительного ознакомления с особенностями ангара ТАВКР становится понятно, что на комфортное базирование в отапливаемом брызгозащищённом помещении полноценной авиагруппы, соответствующей водоизмещению корабля, надеяться не приходится. Нет и другого способа нарастить численность ЛА на борту, . кроме как возить их на полётной палубе в течение всей боевой службы - и в шторм, и в холод. Касательно отрицательных температур и вызываемого ими обледенения можно сказать сразу: в Арктику и зимнюю Северную Атлантику с авиагруппой, усиленной "палубными" ЛА "Кузнецову" дорога заказана. . Речь может идти разве что о нескольких дежурных самолётах и вертолётах . (например, 2 Су-33, Ка-31 и Ка-27ПС), отогреваемых в ангаре на ротационной основе.

По части шторма (качки, заливаемости и шквального ветра) дела обстоят несколько лучше. Говорят, что у авианосцев ВМС США с их 20-метровой высотой надводного борта проблем в свежую погоду не бывает совсем - до палубы волны просто не достают, а швартовка ЛА по-штормовому позволяет не тревожиться о небоевых потерях ценных боевых единиц (хотя от этого конечно, никто не застрахован) (*). Почти 17-метровая высота борта у 11435 (против 13,5 м у других 1143) позволяет думать, что и у него с заливаемостью всё более-менее благополучно, а полувековой опыт эксплуатации палубных ЛА - надеяться, что наши сегодняшние "швартовки" (найтовы) ничуть не хуже американских (**).

(*) Американский техник, служивший на "Корал-Си" в красках рассказывает о том, . как однажды чуть не улетел за борт на своём "Скайхоке", а наш соотечественник, обслуживавший Як-38 на "Минске" - о потере слава Богу пустой машины на одной из БС в экваториальных широтах : ссылка 5 . Стоит обратить внимание на следующие факты из воспоминаний американца: каждый "Скайхок" крепили девятью цепями - по три на каждую стойку шасси, а когда было получено предупреждение о возможной встрече с тайфуном . (это уже не шторм, это - ураган ), . руководитель полётов приказал дополнительно закрепить машины штормовыми концами - тремя стальными тросами. Самолёты в ангар не убирали .

(**) "Все узлы крепления самолётов рассчитаны на крен до 40 градусов, при этом на одном узле могут возникнуть усилия до 10 тонн, а мы их рассчитывали и испытывали двойной нагрузкой на 20 тонн и таких узлов на каждый самолёт было четыре. Вертолёты крепились шестью цепями. В 1988 г. на "Баку" в Северной Атлантике мы попали в жесточайший шторм, который продолжался неделю и бортовая качка достигала 25 градусов при включённых успокоителях... ни одного самолёта на палубе не было (по ней проносились потоки воды), все в ангаре, но ни один самолёт не был сорван с креплений, которые аналогичны тем, какие есть на полётной палубе" (В. Бабич - ссылка 6 ).

Обманчивая малогабаритность МиГа

В своё время Су-33 (Су-27К) чуть было не потерял место на палубе авианосца из-за того, что его габаритная ширина, значительно б"ольшая, нежели у МиГ-29К образца 1988 г. (9,8 против 7,8 м), не позволяла разместить на борту достаточное количество машин. В результате конструкторы ОКБ Сухого сотворили маленькое чудо, сложив крыло не на половине длины консоли, а на 1/4 от центроплана (а вместе с ним - ещё и стабилизатор), в результате чего "Сухой" стал на 40 см компактнее МиГа ! На сегодняшний день ситуация повторяется с точностью до наоборот - в том смысле, что теперь уже МиГ-29К с крылом, складывающимся на середине консоли, сдерживает наращивание авиагруппы ТАВКР (об этом чуть позже).

Илл. 6 . Подпись - на иллюстрации. Примечание: "Габаритная ширина самолёта со сложенным крылом (без подвесных устройств - балочных держателей, авиационных катапульт и АПУ - А.Ш. ) - 7,46 м. Размах стабилизатора - 7,695 м" .

На илл. 6 изображён МиГ-29КУБ для ВМС Индии, однако надежда на то, что в ходе "русификации" корабельного МиГа его крыло было оптимизировано под ангар 11435, рушится после просмотра фотографий самолётов первой партии (б/н 31 и 50), на которых хорошо видно, что линия складывания консоли находится на том же самом месте, что и у индийского "прототипа" (илл. 15, 16). Надеяться на то, что крыло бортов выпуска 2014-2015 г.г. устроено иначе, было бы наивно. Маловероятно, что вопрос об уменьшении габаритов МиГа не поднимался вовсе - скорее всего, на одном из межведомственных совещаний _ было принято решение не включать в ОКР переделку крыла, чтобы не задерживать принятие нового самолёта на вооружение МА ВМФ.

Поиграем в самолётики

Для решения поставленной задачи - оценки реального (достижимого на практике) состава обновлённой авиагруппы "Кузнецова" - на базе компоновки paralay в меру скромных возможностей автора была нарисована новая схема размещения ЛА в ангаре авианосца. Результат не то чтобы оправдал ожидания, но и не разочаровал - в ангаре помещается три двухзвенных самолётных эскадрильи (одна Су-33 и две МиГ-29К) и одна вертолётная, итого 32 летательных аппарата (илл. 7).

Гораздо больший эффект от внедрения в авиагруппу МиГов (по сравнению с исходным вариантом paralay ) можно было бы наблюдать при доработке крыла МиГ-29К с целью уменьшения габаритной ширины. Как видно на илл. 8, в этом случае в ангаре можно было бы разместить на четыре машины больше, сделав одну штурмовую (истребительно-бомбардировочную) эскадрилью трёхзвенной и доведя общую численность ЛА до 36 .


Илл. 7. Вариант размещения ЛА в ангаре ТАВКР пр. 11435 при штатном складывании крыла МиГ-29К(УБ)


Илл. 8. Вариант размещения ЛА в ангаре ТАВКР пр. 11435 при "местосберегающем" складывании крыла МиГ-29К(УБ)

На полётной палубе, в условиях не слишком сурового климата, могут быть дополнительно размещены (пришвартованы) 12 самолётов (три Су-33 на стартовых позициях и ещё один "Су" и 8 МиГов - на технических) и минимум два вертолёта. По боевой тревоге можно будет быстро поднять в воздух звено тяжёлых истребителей, обеспечив тем самым дальнюю разведку и ПВО на угрожаемом направлении. Далее - по обстоятельствам : либо насыщать "Сухими" воздушное охранение, либо поднимать первую волну МиГов для атаки береговых целей или корабельной группировки противника. При пустой палубе (в варианте "всё в ангаре") порядок действий примерно тот же : сначала на кормовом подъёмнике "из гаража выезжают" 4 Су-33, на носовом - Ка-31 и Ка-27ПС, затем - остальные "Сухие" или МиГи.

Заключение

По мнению автора, изложенное выше достаточно убедительно демонстрирует возможность базирования на 11435 полноценной авиагруппы, значительно расширяющей область боевого применения не только отдельно взятого корабля, но и ВМФ РФ в целом. Разумеется, о подлинной "полноценности" можно будет говорить только тогда, когда полётной палубы коснутся колёса шасси долгожданного самолёта РЛД, и, если российским авиаконструкторам удастся создать "хокай", способный взлетать без катапульты (с 3-й стартовой позиции), . такую машину можно будет увидеть уже на "Кузнецове". Пока же российский авианосец будет располагать авиагруппой примерно такого состава :

46 летательных аппаратов, около 80% которых представляют собой первоклассные истребители и истребители-бомбардировщики, а 70% могут базироваться в ангаре - совсем неплохой результат. Остаётся только пожелать, чтобы РСК МиГ доработало-таки крыло своего самолёта с целью доведения численности авиагруппы до заветных 50 машин. Другое пожелание относится к офицерам Управления кораблестроения и вооружения ВМФ, учёным Крыловского научного центра и конструкторам Невского ПКБ, работающим над обликом нового авианесущего корабля: для минимизации влияния бурной погоды и отрицательных (арктических и субарктических) температур на боевой потенциал СФ и ТОФ флоту нужны авианосцы с больш"ими ангарами - настолько большими, насколько это технически возможно.

Источники (через дефис может быть указан номер страницы).

1. Ю. Апальков "Ударные корабли", М., Моркнига, 2010.
2. В. Заблоцкий "Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", "Морская коллекция" №7/2005, приложение к журналу "Моделист-конструктор".
3. А. Фомин "Су-33. Корабельная эпопея", М., РА Интервестник, 2003.
4. С. Шумилин, Н. Околелов, А. Чечин, "Атомный авианосец USS Nimitz ", "Морская коллекция" №7/2008, приложение к журналу "Моделист-конструктор".
5. Г. Белов "Атлантическая эскадра. 1968-2005", М., Горизонт, 2015.
6. А. Фомин "МиГ-29К: основное оружие новых индийских авианосцев", журнал "Взлёт" №2/2005.


Илл. 10. Ангар "Кузнецова": справа вблизи - кормовой подъёмник, вдали - носовой, прямо - поворотный круг, "гайки" на переднем плане (на удалении выглядят как заклёпки) - швартовочные узлы (фото от sam7 с forums.airbase.ru, 2650 пикс.)

Илл. 11 . Относительно свободное размещение Су-33 в ангаре ; хорошо видны (особенно при увеличении) швартовочные узлы (с прорезями по типу замочных скважин) и цепные "швартовки" - швартовочные приспособления, найтовы (дата и автор - н/д)


Илл. 12 . Размещение вертолётов Ка-27 "стройными рядами" в полупустом ангаре - с большими зазорами между машинами (судя по всему, при необходимости зазор может быть значительно уменьшен) (17.12.07, информация об авторе отсутствует)

Илл. 13. "Автоколонна №063": мало кто из водителей категории C может похвастаться навыками вождения в открытом море:) (фото от Slava2014, forums.airbase.ru)

Илл. 14. Кормовой участок полётной палубы "Адмирала Кузнецова" во время БС 1995-96 г.г. .. Интерес представляет Ка-29,. пришвартованный так,. чтобы не мешать . проходам самолётов над палубой с касанием . и посадке на аэрофинишёры


Илл. 15. МиГ-29К б/н 31 "синий" из первой партии (4 машины, конец 2013 г.) со сложенными консолями крыла, 26.08.2015 (фото vechernin с russianplanes.net)


Илл. 16. МиГ-29КУБ б/н 50 "синий" из первой партии (4 машины, конец 2013 г.) со сложенными консолями крыла, 26.09.2015 (фото Антона Громова с russianplanes.net)

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал Кузнецов» предназначен как для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника так и для авиационного прикрытия оперативных соединений кораблей - авианосной многоцелевой группы (АМГ) и придания ей боевой устойчивости.
«Адмирал Кузнецов» - единственный боевой корабль проекта 11435 "Кречет" , создавался как своего рода компромисс между линией развития кораблей с самолетами вертикального взлета и посадки (проекты 1143, 1143.4, остался "Адмирал Горшков") и разработанными в 1970-е гг., но так и оставшихся неосуществленными проектами полноценных авианосцев с катапультным взлетом самолетов и атомной главной энергетической установкой (проекты 1160 и 1153). Проектная численность авиакрыла на ТАВКР - 50 летательных аппаратов (ЛА), включая 36 истребителей Су-27К, 14 вертолетов Ка-27.

Команда корабля для пр. 1143.5 составляет 1 960 человек, включая 200 офицеров. Также на корабле размещены 626 человек летного персонала и 40 человек - штаб соединения кораблей. 3 857 корабельных помещений включают 387 кают, 134 кубриков команды с 50 душевыми, 6 кают-компаний, 120 складских помещений и 6 000 метров коридоров.

Разработка корпуса базируется на более раннем классе типа "Киев"(1143.4, "Адмирал Горшков"), который был заложен в 1982 году, но с большим водоизмещением - 58 500 тонн по сравнению с 40 400 тоннами, и имеет несколько медленную скорость 29 узлов по сравнению с 32 узлами на пр.1143.4.
В месте с тем к орпус имеет сплошное двойное дно и 9 палуб. Ангар площадью 153х26 м по высоте занимает три межпалубных пространства (7,2 м) и вмещает 70% штатного числа ЛА. Внутри он оборудован полуавтоматической системой цепной транспортировки самолетов (вместо применяющихся за рубежом тягачей-буксировщиков); тягачи используются лишь для подачи ЛА на платформы лифтов. В целях противопожарной безопасности ангар разделяется на 4 отсека огнестойкими складными шторами. Локальное коробчатое бронирование (НКЗ) прикрывает топливные цистерны и погреба авиационного боезапаса, общий запас авиатоплива - около 2500 т. ПТЗ шириной 4,5 м состоит из трех продольных переборок, одна из которых (2-я) бронированная пакетная (многослойная).

Энергетическая установка практически полностью повторяет примененную в проекте 1143.4, но за счет увеличенного запаса топлива дальность плавания 18-уз. ходом повысилась до 8000 миль. Автономность выросла в 1,5 раза.

ТАВКР проекта 1143.5 (с 1981 г. - 11435) отличается чисто «авианосной» архитектурой со смещенным к правому борту «островом». Площадь сквозной полетной палубы - 14800 кв.м, угловая часть размерами 205х26 м располагается под углом 7° к ДП. Впервые в нашем флоте на корабле появились гидравлические аэрофинишеры, аварийный барьер, оптическая система посадки «Луна» и бортовые самолетоподъемники. От предполагавшихся катапульт отказались на заключительном этапе разработки проекта - их заменили носовым трамплином с углом схода ЛА 14°. Длина разбега истребителя Су-33 с двух стартовых позиций - по 100 м, с третьей позиции - 200 м.

- 30 мм AK-630 зенитные автоматы, 8 x 6 с 24 000 патронов

Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб» и многофункциональный комплекс «Марс-Пассат», трехкоординатная РЛС «Фрегат-МА», РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат», навигационный комплекс «Буран-2», РЛС управления полетами «Резистор», средства РЭБ «Созвездие-БР», ГАС «Звезда-М1».

В адрес редакции поступило письмо военнослужащего, некоторое время проходившего службу на ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Думаем, данный материал будет интересен читателю, так как процесс сокращения нашего флота, как это не печально, идет постоянно. И тем важнее становится грамотная, качественная и полноценная эксплуатация тех немногих современных кораблей, которые остаются в составе нашего флота.


С путеводителем по Ковчегу

Сначала - небольшая характеристика размеров и общего расположения единственного российского авианосца.

Полное водоизмещение «Кузнецова» сейчас, вероятно, уже превысило 60000 т. Его наибольшая длина - более 300 м, ширина - 72 м.

Главная энергетическая установка корабля, по воле различного рода руководителей из нашего недавнего прошлого сделанная котлотурбинной, а не атомной (как у американцев) - четырехвальная, суммарной мощностью 200000 л.с., обеспечивала ранее скорость 29 узлов (но это было в далеком 1990 г.).

Корабль имеет 8 ярусов надстройки, 7 палуб и 2 платформы, носовые и кормовые МКО (по 4 котла и 2 ГТЗА в каждом), 5 энергоотсеков (с дизель- и паротурбогенераторами); ангар длиной более 150 и шириной 26 м, занимающий по высоте пространство между 2-й и 5-й палубами и соединенный с полетной палубой двумя самолетоподъемниками размером примерно 14х16 м (если бы не их бортовое расположение, поднять из ангара или опустить в него наши Су-33 длиной около 21 м было бы просто невозможно), целых 6 камбузов, карцер и собственную гауптвахту.

Пожалуй, вполне достаточно для повествования, целью которого является не техническое описание корабля, а очерк его "социального положения".

Для удобства весь корабль поделен на "схода" - от 1-го до 53-го. Такая же система применялась и на кораблях пр. 1143. Тем, кто там не был, объясняем: все трапы (кроме "острова") пронумерованы; при этом трапы, располагающиеся друг под другом, несут один номер, четные по левому борту, а нечетные - по правому.

Пример. Допустим, надо послать гонца - "золотые копыта" (прошу прощения, защитника отечества, т.е. матроса) на командный пункт связи (КПС). А он, матрос, хоть и отслужил год, так и не знает, где этот КПС находится (обычное явление). Тогда ему следует сказать: "Ступай на 17-й сход, 4-я палуба, в КПС".

Теперь погуляем по кораблю. Сначала поднимемся на борт авианосца по трапу. Он находится в районе миделя по правому борту (если «Кузнецов» стоит в заводе). На площадке правого трапа (4-я палуба) нас встретит вахтенный офицер по трапу, с кортиком, и морской пехотинец - со штык-ножом. Если сделать "уставное лицо", вполне можно сойти за своего (документы на трапе проверяют редко) и войти на корабль. Поднявшись на 3-й ярус надстройки (жилой), начнем осмотр отсюда.

Здесь в одноместных каютах живут помощники командира и командир ЭМБЧ ("старший механик"). Спускаясь ниже, на трапе упираемся в "блок-пост". Об этом явлении стоит поговорить отдельно, тем более, что такого вида вахты нет ни на одном другом корабле. "Блок-пост" - это матрос срочной службы, который выполняет роль сторожа определенного участка (палуба, трап и т.д.), находящегося в его заведовании. Сторожит он вовсе не секретные объекты, а электрические лампочки, пожарные рукава, огнетушители, стенды, колокола громкого боя и т.д. А поскольку матрос может уснуть, уйти, наконец, у него могут ночью отнять это богатство, делается еще и подстраховка. Так, огнетушители и пожарные рукава можно вообще не выставлять - и действительно, вы нигде не найдете их на корабле. Исключение составляют только время "высочайших" смотров, когда корабль обходят "Е.И.В." со свитой (командир, старпом и т.д.). Тогда выставляется все, что есть, а "блок-посты" обязательно удваиваются. Пытливый читатель может спросить: "А как же лампочки? Ведь их не снимешь, иначе как ходить в полной темноте?" Спешу успокоить: эта проблема давно уже решена на высоком идейно-техническом уровне. Лампочки: а) приклеивают эпоксидной смолой; б) приматывают проволокой - желательно колючей; в) подводят ток к проволоке или плафону. Все это применяется, как правило, в комбинации. И все равно, эти чертовы лампочки воруют.

Вернемся к нашей прогулке. Ярусом ниже проживает командир и флагманы, здесь - "блок-пост", а значит - свет и ковры. Спустимся на вторую, галерейную палубу, расположенную между ангаром и полетной палубой. Здесь есть "блок-посты", а значит, есть свет. Но не стоит обольщаться, ибо БЧ-5 всегда готова "помочь", поэтому фонарик (без него тут никуда) надо держать на "товсь". Спустившись на палубу ниже, пройдем по 3-й палубе левого борта (она проходная от носа до кормы). Здесь тоже "блок-посты" и свет.

Теперь включим фонарик и спустимся еще ниже... Здесь мы станем свидетелями очередного авианосного чуда, делающего этот корабль непохожим ни на один другой. Вы можете идти по залитой светом чистой 3-й палубе, но стоит только спуститься ниже, как вы попадаете в "катакомбы" - с развороченными постами, брошенными каютами, все это - без света и очень часто затоплено (иногда сточными водами, так что запах "высококачественный"). Ниже - то же самое. Конечно, такое не везде (не более 60% сходов ниже 3-й палубы). Если вы окажетесь на освещенном сходе, значит, там кубрики или склады службы снабжения.

Спускаемся еще ниже, в трюма. Там все в мазуте и воде, там и тут - кучи мусора (нести его на причал далеко, да туда и пускают только в определенное время, а приборка на корабле делается всегда, вот и кидают мусор в трюм). А знаете, сколько у нас мазута и воды в трюмах? Сколько, сколько? 50 т, говорите? Простите, это несолидно. Ведь мы - авианосец, а не какая-нибудь канонерка. Тогда 500. Ну что, внушительно - почитай, 10 железнодорожных цистерн. Все равно неверно - добавьте еще ноль, и будет как раз. Возможны недовольные возгласы со стороны: дескать, плавали, знаем, и у нас такое было, жили только в надстройке. Можно узнать, что это за корабль? Ах, БПК «Удалой»! Это тот, что уже 10 лет после пожара в отстое, и экипаж на нем - 30 человек. Простите, сравнение некорректное, мы ведь вам не о корабле отстоя рассказываем, а о целом авианосце, который в море ходит!

Со всей ответственностью заявляем, что второго такого корабля просто нет. Сейчас на Северном флоте все корабли делятся на две группы: "ходовые", т.е. чистые, опрятные и готовые идти в море, но стоящие из-за нехватки топлива, и корабли "отстоя" (сейчас их большинство). «Кузнецов» же - единственный гибрид, "ходовой-отстой".

Удобства во дворе

Обратите внимание: когда рассказывают о каком-нибудь чудо-корабле, то вначале приводят количество пушек, их калибр, толщину брони и т.д., и уж потом, между делом, да и то редко - об условиях жизни экипажа. А между тем, сие не совсем верно, ибо именно экипаж эксплуатирует все это многообразие вооружения. Поэтому, чтобы избежать этой ошибки, обратим особое внимание на условия обитаемости экипажа.

Первое, что надо отметить, так это отсутствие на корабле отопления, что, согласитесь, для Севера немаловажно. Причин тому много, но, пожалуй, главная - это отсутствие постоянно действующего вспомогательного котла. Поэтому пар на хозяйственные нужды берется от ГЭУ, что весьма накладно, т.к. требует не обычной, а специальной котельной воды, коей на флоте всегда мало. Можно еще подать пар с ЭНС (энергонесущее судно пр. 305), но давления оттуда - "кот наплакал" (а зимой 1998/1999 гг. вообще ничего не подавалось). В результате пар на отопление подается периодически, что в системе не предусмотрено, т.к. отсутствует слив конденсата. Система парового отопления проходит по БПТЗ (бортовой противоторпедной защите) или, как ее называют на корабле, коридорам труб, т.е. вдоль борта. Поэтому когда прекращается подача пара, трубы очень быстро промерзают. А дальше все как в учебнике физики: конденсат превращается в лед, лед расширяется, труба лопается. В результате отопления нет, тепла нет, на переборках - местами иней, а на палубе - лед. Экипаж даже в ангаре строится в шинелях. Если в кубрике или каюте +5°С, то это уже хорошо, а если +12-15° - это уже, простите, барство!

В такой обстановке спасают только электрогрелки. Поскольку покупать их дорого, а достать корабельную сложно, "лепят" их, кто во что горазд. Начальство же изымает "нештатное электрооборудование", при этом его хозяева получают "награды". Но холод - не тетка, и ряды мечтающих об индивидуальном электрическом солнце не тускнеют.

Горят же чаще всего не электрогрелки, а трансформаторы сети освещения. Они просто не рассчитаны на нагрузки, которые дают навешенные на них электрогрелки. В результате и напряжение в сети всегда значительно ниже ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» на североморском рейде штатного (100 В вместо 127 - далеко не предел). Подливает масло в огонь и отсутствие в каютах сети на 220 В (есть только никому не нужные 127 В), поэтому все стараются провести себе 220 В. Колдуют по-разному: кто-то "кидает фазу" от 380 В, другой складывает фазы 127 В, третий тащит километровые провода от редких щитов на 220 В. А это, в свою очередь, способствует многочисленным замыканиям.

Но холод страшен не только этим. Им пронизана вся корабельная жизнь. Ведь замерзает не только конденсат - то же происходит и с прочими трубами, в коих есть вода. По этой причине во все каюты 2-й палубы (а это почти 60% всех корабельных кают) вода не подается ни зимой, ни летом. Ни один офицерский душ не работает. Поэтому лозунг о равенстве и братстве здесь особенно применим, все - и матросы, и офицеры - моются в носовой (кормовая не работает) бане личного состава. Конечно, это не распространяется на командование - у них есть свой душ.

Вода подается не на все камбузы. Обычным делом зимой стало и отсутствие стока с кают. Соответственно, тяжело на корабле и с гальюнами. Всего их более полусотни, но добрая половина не работает, а значительная часть остальных закрывается на замок: если вы не являетесь счастливым обладателем "золотого ключика", то "добро" вам меньше есть, тем более, что МО РФ всегда в этом плане готово пойти навстречу.

Зимой 1998/1999 гг. замерзли даже трубки в одном из главных котлов.

Скверно у нас и с вентиляцией - 50% электродвигателей вентиляторов давно сгорело. А без вентиляции туго, поскольку, в отличие от других кораблей, иллюминаторов здесь мало, а подавляющее большинство жилых помещений вовсе их не имеет. Так что возможна только принудительная вентиляция, а если ее нет, в каюте будет пахнуть плесенью, с подволока закапает конденсат, а духота - "хоть топор вешай".

Напоследок стоит рассказать о нашей кают-компании. Как таковой ее нет, а имеется столовая офицеров, где оные в количестве более 150 человек только питаются - и ничего более. Помещением это больше напоминает сельскую столовую для механизаторов во время страды. Скатертей нет и в помине, ножи - тоже излишество, посуда - не то, чтобы совсем грязная, но столовые предметы все же лучше протереть "перед употреблением". Готовят, в принципе, хорошо, и продукты по сегодняшним флотским меркам хорошие. Однако всего этого может и не хватить, т.к. в буфете подворовывают. Поэтому в кают-компанию лучше не опаздывать. Наверное, разумнее было делать несколько кают-компаний (например, для каждой БЧ).

Вся королевская рать

Какой кошмар, кто же в таких условиях будет жить? Рассказываю.

Предполагалось, что служить на «Кузнецове» будут полторы тысячи человек (без авиагруппы и десанта), но постепенно экипаж вырос до 2000. Командир - контр-адмирал (это единственный плавающий адмирал!), у него ряд помощников: старпом (капитан 1 ранга), помощник, помощник по воспитательной работе, помощник по боевому управлению, помощник по авиации, помощник по живучести и помощник по правовой работе. На корабле семь боевых частей, четыре службы и три команды: штурманская (БЧ-1), ракетно-артиллерийская (БЧ-2), минно-торпедная (БЧ-3), связи (БЧ-4), электромеханическая (БЧ-5), авиационная (БЧ-6) и радиотехническая (БЧ-7); службы медицинская, химическая, живучести (такая есть только на «Кузнецове»); команды управления ("КУ"), боцманская ("БК") и комендантская. Есть еще "РО" - рота охраны, исполняющая функции корабельного ОМОН.

Еще немного о нашей организации. В день у нас в среднем 10 построений, каждое длится около 35 минут (таким образом, за год мы простаиваем на построениях почти 65 суток). На построениях всегда говорят: "Экипаж АВИАНОСЦА... построен". И вообще, командование всегда подчеркивает, что мы служим именно на АВИАНОСЦЕ. Напомню, что классификацию кораблей ВМФ РФ пока никто не менял, а там никакого авианосца нет, есть лишь тяжелый авианосный крейсер. Да и самолеты на нашем корабле - редкость, и посещают они его в довольно жалком количестве. А еще на построениях командир любит говорить (он вообще любит говорить на построениях минимум по полчаса): "Мы должны отработать авианосную организацию". И это на пятом ТАКР!

Со сходами на берег офицеров, мичманов и матросов контрактной службы на «Кузнецове» жестко. Здесь "двухсменка": одну неделю отпускают в понедельник и среду, с 18.00 до 7.30, а также в субботу, с 18.00 до 7.30 понедельника; а в следующую неделю - с 18.00 вторника до 7.30 и с 18.00 четверга до 7.30 субботы. Получается, что в одну неделю вы отдыхаете 64,5 часов, а во вторую - 51 из 168. Забудьте о "статусе военнослужащего" со всеми его выходными - законы РФ здесь не действуют (как, впрочем, и на большинстве остальных кораблей). Правда, некоторые льготы все же выполняются: так, можно получить почти бесплатно квартиру, но - в п. Видяево, а это - у "черта на рогах", и автобусом туда ехать часа четыре. И семью вы будете видеть раз в неделю. Сами понимаете, что в таких условиях могут служить только особые люди.

Начальники у нас тоже удивительные. Вся страна 12 апреля отмечает день космонавтики, а мы - День своего руководства, которое парит в облаках, пока мы, грешные, ходим по земле. От такого стиля командования чувствуешь себя пигмеем.

После всего сказанного неудивительно, что «Кузнецов» пользуется дурной славой. Начальство везде так и пугает: "Будешь себя плохо вести - пошлем на «Кузнецов» (кличка - "Кузя")". Ну, а тем, кому "повезло" попасть служить на «Кузнецов», служить там не очень хочется. Отсюда и большая текучесть кадров. Каждые 4-5 лет (по истечению контракта) младший офицерский состав - а это главный костяк корабля - меняется на 80%. Уходят опытные, а на их место приходят "зеленые". То же касается и мичманов. Все это явно не способствует улучшению эксплуатации техники. В связи с такими условиями контракт после срочной службы на авианосце заключают только те, кто совсем не пригоден для "гражданки" - а это, согласитесь, далеко не лучший "человеческий материал". Не случайно, что не все офицеры считают желательным иметь на корабле "контрактников".

Что касается личного состава, т.е. матросов, то глядя на них, веришь, что СССР жив, живет и жить будет. Каких только национальностей здесь нет! Русских - не больше 60%, хотя призывают, вроде, только жителей РФ. Дело, вероятно, в том, что у нас, русских, "закосить святую обязаность" считается показателем положения в обществе и престижа. Поэтому гребут всех тех, у кого не хватило ума или денег, чтобы уклониться. Читаешь адреса призывников и веришь: не оскудела Русь землею. Деревня, поселок, колхоз, но нет среди молодых матросов ни москвичей, ни питерцев (еще адмирал Н.О. Эссен говаривал: "Хлебопашцы нам на флоте не нужны"). Другое дело - Северный Кавказ. Там считается, что настоящий мужчина должен пройти армейскую школу, а попасть на флот они считают за счастье. Поэтому на корабль приходят не худшие представители Северного Кавказа. Разумеется, они быстро осваиваются с обстановкой, организовывая местечковые группировки и захватывая власть в матросской среде. По иному дело обстоит с тувинцами и башкирами: видимо, из-за отсутствия близкого знакомства с цивилизаций они просто не знают, как уклониться от почетной государственной обязанности. Теперь, вероятно, понятно, почему каждый десятый призывник не говорит по-русски.

От греха подальше, весь этот контингент даже не пускают в увольнение (дабы ничего не учудили в Мурманске). Так и сидят они 2 года на "железе". Главной воспитательной мерой по отношению к матросам теперь стала "плетка" ("пряник" отсутствует), т.е. карцер, куда иногда попадают даже мичманы. От такой жизни матросы любят "теряться", благо корабль большой. Происходит это по 3-4 раза в месяц. Тогда всех офицеров и мичманов расписывают по сходам, и мы ищем спрятавшегося матроса. Поиски длятся обычно 1-2 дня (если не находят в первый день, а это 50% вероятности, то матрос, как правило, через 2-3 дня выходит сам), но были и рекордсмены. Так, одного матросика в Средиземном море искали неделю. А самым знаменитым стал случай с авиатехником, который в состоянии сильного алкогольного опьянения пропал без вести. Его (вернее, его мумию) нашли через ЧЕТЫРЕ ГОДА в таком месте, что до сих пор никто не может понять, как он туда попал...

"Прохиндиада"

"Хочешь жить - умей вертеться". Эта старая добрая истина, хорошо характеризующая стиль жизни на «Кузнецове». Командир любит поговорить про дураков - младших командиров, которые ставят невыполнимые задачи по "доставанию" чего-либо, толкая матросов на воровство, и тут же стращает, что прикроет сход на берег какой-нибудь БЧ, если она к утру не осветит свои коридоры. А где взять эти самые лампочки, если их на корабле не выдают? Вестимо где - у соседей, ночью...

Воруют все и у всех. Как то украли 200 пар (у нас все по крупному) офицерских ботинок, а потом почти в открытую ими по 50 рублей за пару торговали на корабле. А командир все кричал, что всех посадит.

Самой плодотворной нивой здесь, конечно, являются камбузы. С них тащат все, кому не лень, а не лень тут всем. Что не уносится, то съедается, и по ночам на всех камбузах пахнет жареной картошкой. На камбузы выдают специально пробитые консервы, но их все равно продают по сниженной цене рабочим с завода. И первую скрипку здесь играет, конечно, служба снабжения.

Уже было сказано, что у нас туго с душевыми. Но это не у всех. Особо "одаренные" делают себе "самопальные" душевые с электроподогревом - благо, на корабле заброшенных душевых и умывальников огромное количество. Не менее интересно обстоит дело с каютами. На корабле много разграбленных и брошенных кают офицеров десанта, летчиков и авиатехников. При особом желании можно найти себе подходящую и отремонтировать. Поэтому зачастую даже мичманы или матросы-контрактники живут в одноместных каютах. "Хочешь жить - умей вертеться".

Главное : "Орлята учатся летать"

Непонятно; что является главным оружием на авианосном крейсере - авиация или ударные ракеты. «Кузнецов» все же более авианосный, чем ракетный, поэтому главным оружием здесь считается авиация. Теоретически, на корабле может базироваться до 40 Су-33. На деле страна раскошелилась лишь на 24, а для постоянного базирования с огромным трудом подготовила только семь машин.

Наши самолеты, в отличие от более "отсталых" американских, способны решать только задачи ПВО (хотя в ВВС есть самолет-универсал Су-35), поэтому ударную задачу авианосец решает при помощи ПКР. Из-за трамплинного (вместо катапультного) взлета на Су-33 налагаются ограничения по взлетной массе. Если учесть, что (отчасти, по вине ГЭУ) полеты проводятся на б-8-узловом ходу, то становится понятным, почему случаются они только в ветренную погоду и, как правило, без подвесного вооружения и с уменьшенным запасом топлива.

На корабле смонтирована система автоматической посадки, теоретически предусматривающая возможность полетов при любой видимости, однако на практике ее не проверяли. Поэтому полеты производятся только в ХОРОШУЮ ветренную погоду.

Вообще, базирование самолетов на «Кузнецове» носит какой-то странный характер. Авиация даже не появляется в ангаре, а вместо самолетов там мирно стоят: 25-тонный автокран, четыре тягача-буксировщика, пожарные ГАЗ-66 и ЗиЛ, "Газель", УАЗ-452, "козлик" и трактор с установленным на нем реактивным двигателем (для очистки полетной палубы от снега и льда).

Наше оружие

Летом 1998 г. на День ВМФ мы принимали мазут. Вы спросите: "А причем тут оружие?" А вот причем: принимали мы его не только в цистерны, но и в один из постов управления стрельбой. Правда, всего 60 т, да и без злого умысла. Трюмные, видимо, закрыли не тот клапан и продолжали принимать мазут уже в полную цистерну, неплотно задраенная горловина которой находилась возле упомянутого поста. Через эту горловину и затопило пост, в коем почему-то не оказалось вахты БЧ-2. Герметичные стойки не выдержали, и пост вышел из строя.

Два из четырех ЗРК были тоже в свое время затоплены забортной водой из системы орошения. Дело было ночью, в трубе оказался свищ, и все помещения обоих комплексов затопило "по крышу". Все восемь "Кортиков" требуют плановой наладки, на которую нет денег. К довершение всех бед, барахлит система "горизонт-азимут". Поэтому стрелять-то мы можем, а вот попасть...

"А вместо сердца - пламенный мотор"

Когда говорят об БЧ-5, как правило, имеют в виду ГЭУ. О ней и поговорим.

Во первых, один из восьми котлов и один ГТЗА временно не работают - из-за взрыва газохода по причине ошибки в эксплуатации (перед розжигом котла забыли провентилировать газоход). Таким образом, теоретически мощность ГЭУ снизилась до 75%. Но это в теории, а на практике - и того меньше.

Все четыре дейвуда текут, поэтому периодически подтапливаются подшипники линий валов, что накладывает ограничение на максимальное число оборотов. Давно выработала свой ресурс автоматика ГЭУ, от этого «Кузнецов» дымит как броненосец с фотографии начала века. К тому же трубопроводы уже "еле дышат", да и матросы, обслуживающие ГЭУ, не блещут профессиональными навыками и знаниями. В результате вместо почти 29 узлов, которые дал «Кузнецов» на испытаниях, или хотя бы 24, на трех машинах он еле держит 16-18, а обычно - не более 10-12 узлов.

"Хорошо" обстоит дело и с электрической частью. То турбогенератор "сядет", а резервный дизель-генератор не сможет запуститься, то еще что-нибудь случится. И весь корабль погружается во мрак. Особенно пикантно это выглядит на ходу: локаторы не излучают, связи нет, котлы тухнут - не авианосец, а "летучий голландец" . Именно при таких обстоятельствах летом 1998 г. едва не погиб ЭМ «Бесстрашный», а еще раньше - «Киев». В обоих случаях корабли в шторм несло на берег, и лишь чудом успели ввести в строй ГЭУ. На «Киеве» это произошло в 3-4 кабельтовых от скал...

Следует сказать и о пункте базирования авианосца. Официальным местом для него является судоремонтный завод №35 (СРЗ-35). Не знаю, как обстоят дела на других флотах, а вот на Севере больше ни один корабль не имеет место постоянного базирования в заводе. Для «Кузнецова» это, пожалуй, идеальный вариант, т.к. в противном случае ему пришлось бы базироваться в п. Видяево, (где ранее и находилось его штатное место). Там ничего нет, кроме сопок и десятка домишек. Сейчас в Видяево доживает свой век списанный «Киев».

Рядом с нами стоит «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Когда-то он пришел в СРЗ-35 в ремонт и у него сгорела кормовая машина. Теперь он официально находиться на консервации, а по-настоящему же просто умирает. Ведь на консервацию тоже нужны деньги, а тут просто "повесили на корабль замок". Рабочий день там строго до 17.00, экипаж - всего 75 человек, и матросы каждый день ходят в увольнение - не служба, а сказка. Так они и стоят в полукабельтове друг от друга, два антипода - "каторга" и "курорт" Северного флота. Чудны дела твои, Господи!

СРЗ-35 не ахти как приспособлен к базированию авианосца. Пар подается скверно или совсем не подается. С водой тоже самое, т.к. напора не хватает для подачи ее на ярусы надстройки. Электричество тоже в обрез - "берег" слабоват, и зимой, когда из-за грелок нагрузка в сети повышается, береговой щит питания периодически "рубится".

Но повествование о СРЗ-35 не будет полным без рассказа о ВОХР. Укомплектован он женщинами "бальзаковского возраста", что, однако, нисколько не влияет на боеспособность - не дай Бог попасть в их женские руки (не случайно Зимний защищал именно женский ударный батальон). На КПП завода вас обязательно обыщут, обнюхают (на предмет малейшего запаха спиртного) и, конечно, проверят наличие пропуска. Это вам не «Кузнецов». Все это доведено до абсурда. Например, через КПП без специального пропуска запрещен пронос больших сумок, рюкзаков и "дипломатов" (даже пустых). Но если вы запихнете их в целлофановый пакет (даже пусть двухметровый), то можно нести без всяких пропусков.

У читателя, вероятно, от всего сказанного остался нехороший осадок - оно и понятно. Одни скажут, что такого не может быть, а другие возмутятся: до чего дошел флот и как опустились нынешние военные. Нам приходилось довольно часто слышать такие обидные речи - и непременно от гражданских лиц. Подобные суждения всегда вызывали скорее чувство недоумения, чем обиды. Наша страна, даже при всей своей экстравагантности, не "банановая республика", где армия есть государство. У нас МО - лишь часть государственного механизма. И вообще, за последние 100 лет армия в России была далеко не ведущей политической силой. В отличие от гражданского сектора, мы, военные, зависим от правительства не косвенно (через законы), а напрямую (через приказы). Так что мы - точный слепок с нашего государства-правительства. А поскольку каждый народ достоин своего правительства, не стоит отмежевываться от наших, вернее, общих проблем.

Если же и дальше развивать эту тему, стоит развеять и еще одно недоразумение, чрезвычайно стойкое в "гражданских кругах" - о якобы природной тоталитарности военных. Мы - плоть от плоти своего народа, и сторонников РНЕ или ЛДПР среди военных не больше, чем среди остального народа. А сторонников КПРФ, пожалуй, даже меньше.

От некоторых военных приходилось слышать и такое: дескать, раз мы не умеем эксплуатировать авианосцы, то они нам и не нужны, достаточно одних ЭМ и БПК. Но тогда зачем нужны эти самые ЭМ и БПК? Ведь вдали от берега без поддержки авиации они будут уничтожены, а под берегом их задачи спокойно решают МРК и МПК. И командование ВМФ, слава Богу, это понимает и в последнее время, в меру своих возможностей, старается спасти этот уникальный корабль, да и вообще "авианосное направление". Ходят даже слухи, что «Кузнецов» больше не будет зимовать на севере. Но можно ли все это сделать, не имея поддержки на самом верху? Для его эксплуатации и особенно для ввода в строй хотя бы двух дюжин Су-33 нужны большие деньги...

Ужасно обидно за наш уникальный и любимый корабль.