Умение слушать. Развитие умения слушать. Умение слушать как условие эффективного делового

Успех делового общения во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Все понимают, что слушать можно по-разному. Представление о том, что “слушать” и “слышать” - это не одно и то же, зафиксировано в русском языке самим фактом наличия разных слов для обозначения эффективного и неэффективного слушания.
Французскому писателю-моралисту Ж. Лабрюйеру принадлежит изречение: “Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие; если после беседы с вами человек доволен собой и своим остроумием, значит, он вполне доволен и вами”.
Неумение слушать - основная причина неэффективного общения, именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам. При кажущийся простоте (некоторые думают, что слушать - значит просто помалкивать) слушание - сложный процесс, требующий значительных психологических энергозатрат, определенных навыков и общей коммуникативной культуры.
Стили слушания. Манера слушания складывается у человека стихийно и зависит от его пола, психического склада, занимаемого служебного положения, профессии.
Различают мужской и женский стили слушания. Мужской стиль характеризуется вниманием к содержанию разговора. Само слушание длится 10-15 секунд. Как только становится ясно, о чем идет речь, сосредоточиваются на критических замечаниях или перебивают собеседника. Женский стиль слушания характеризуется большим вниманием к эмоциональной стороне сообщения, самому процессу общения, а не к содержанию разговора. Женщины лучше понимают чувства говорящего, видят его как личность, реже перебивают. Оба стиля слушания имеют преимущества и недостатки. Мужской стиль слушания может вызвать у собеседника дискомфорт, а то и помешать ему высказаться; женский стиль в отдельных ситуациях может быть малоэффективен.
Чтобы научиться слушать, нужно прежде всего проанализировать свою манеру слушать: к какому стилю ее можно отнести, позволяет ли она получить необходимую информацию от собеседника и удовлетворить его потребность высказаться.
Тем, кто обнаружил у себя недостатки мужского стиля слушания, можно посоветовать давать собеседнику время высказаться. Не все в состоянии сразу точно выразить суть дела. Если говорящего перебить, он может смутиться и вообще не добраться до нее. Умение слушать требует доброжелательности и терпения. Отсутствие этих качеств приводит к конфликтам в общении.
Если вы склонны заражаться настроением говорящего, нужно сосредоточиваться на информационной стороне разговора. Расположитесь немного дальше обычного от эмоционального собеседника и вслушивайтесь в смысл его слов, а не в интонацию.
Процесс слушания имеет два этапа: на первом происходит собственно слушание собеседника, на втором - после обдумывания и уточнения сказанного высказывается свое отношение к услышанному.
В литературе выделяются следующие виды слушания.
Нерефлексивное (пассивное) слушание - это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Слушание этого вида особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы. На первом этапе не следует перебивать говорящего, ограничивая свое участие в беседе короткими репликами типа: “Да!”, “Ну-и-ну!”, “Продолжайте”, “Интересно”, “Да, понимаю” и т. д. Когда собеседник останавливается, уместны слова: “Продолжайте, прошу вас”, сочувственное молчание или одобрение высказанного.
Рефлексивное (активное) слушание представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений. Оно необходимо чаще всего в деловых контактах с целью получить как можно больше информации от партнера. Активное слушание предпочтительнее пассивного по следующим причинам: вследствие многозначности слов и выражений возможно неправильно истолковать сообщение; собеседник не всегда умеет четко и определенно выразить свои мысли; собеседник может избегать открытого самовыражения или намеренно скрывать информацию.
Приемы активного слушания: Уточняющие вопросы для выяснения смысла выражения или слова: “Что вы имеете в виду?”, “Простите, я не понял...”, “Пожалуйста, уточним это” и т. п. С помощью данных вопросов допускается перебить говорящего на первом этапе. Наводящие вопросы уместно задавать, когда собеседник умолкает. Они помогут собеседнику рассказать о каких-то не затронутых им сторонах дела. Побуждение - прямая просьба остановиться на определенном моменте, стимулирует беседу. При отражении чувств акцент делается на отражении слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: “Вероятно, вы чувствуете...”, “вы несколько расстроены...” и т. д. Перефразирование - новая формулировка сообщения для проверки его точности. Применяется, если собеседник выражается неясно. Начать перефразирование можно так: “Вы хотите сказать, что...”, “Вы имеете в виду, что...”, “Как я понял вас...”, “Вы думаете, что...”, “По вашему мнению...” и т. п. В том случае, когда партнер специально затемняет суть дела, такой прием позволяет выявить его истинные соображения. Резюмирование - подытоживание основных идей и чувств собеседника, например: “Итак, если я вас правильно понял...”, “Вашими основными идеями, как я понял, являются...”, “Если теперь подытожить сказанное вами, то...”. Резюмирование уместно в ситуациях при обсуждении разногласий в конце беседы, во время длительного обсуждения вопроса, при завершении разговора.
Когда значение сообщения выяснено, можно высказать свое мнение или совет.
Чтобы поддержать расстроенного собеседника, применяют эмпатическое слушание, состоящее в передаче говорящему чувства сопереживания, что выражается в позе, жестах, мимике, взгляде, репликах одобрения или сочувствия: “Конечно...”, “Еще бы...”, “Я понимаю...” и т. д. Эмпатическое слушание целесообразно лишь тогда, когда удается точно понять эмоциональное состояние собеседника.
Необходимость ритуального слушания может появиться в официальной обстановке. Встретив старого знакомого в ситуации, не располагающей к обстоятельной беседе, следует ограничиться ритуальным приветствием и, задав формальный вопрос: “Как дела?”, не добиваться подробного ответа. Вам нужно лишь вежливо выслушать, а затем сказать нечто вроде: “Рад за тебя” или “Надеюсь, скоро все наладится”.
Среди типичных ошибок слушания можно выделить: перебивание собеседника во время его сообщения. Большинство людей перебивают друг друга неосознанно. Руководитель чаще перебивает подчиненных, а мужчины - женщин. При перебивании нужно постараться тут же восстановить ход мыслей собеседника; поспешные выводы заставляют собеседника занять оборонительную позицию, что сразу же возводит преграду для конструктивного общения; поспешные возражения часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего. Зачастую человек не слушает, а мысленно формулирует возражение и ждет очереди высказаться. Затем увлекается обоснованием своей точки зрения и не замечает, что собеседник пытался сказать то же самое; непрошенные советы обычно дают люди, не способные оказать реальную помощь. Прежде всего нужно установить, что хочет собеседник: совместно поразмышлять или получить конкретную помощь; отсутствие всяких эмоций на лице собеседника или, наоборот, преувеличенный эмоциональный отклик на услышанное; привычка собеседника смотреть в сторону; скептицизм в выражении лица партнера.
Установки и правила продуктивного слушания: Чтобы лучше понять собеседника, его мысли и чувства, необходимо заранее настроиться на то, что разговор с ним будет полезен и приятен, т. е. нужна установка одобрения. Она проявляется в положительном отношении к собеседнику, даже если он вам несимпатичен. Доброжелательное отношение со стороны слушающего приводит любого человека в спокойное состояние, при котором ему легче выражать свои мысли, быть более откровенным. Нужно уметь также сосредоточиться на теме разговора, забыть о своих проблемах, следить за ходом мысли собеседника. Когда становится ясно, о чем собеседник хочет сказать, возникает соблазн перебить его или отдаться течению собственных мыслей. Чтобы этого не произошло, используйте высвободившееся время для того, чтобы понять, искренен ли партнер, что кроется за его информацией, можно ли ей доверять и т. д. Понаблюдайте за жестами, мимикой, выражением лица партнера. Они дополняют, а нередко и проясняют смысл сказанного. Старайтесь сдерживать себя при попытке прервать собеседника. Прежде чем ответить, дайте ему возможность высказаться. Невербальными жестами покажите ему, что вам интересно его слушать. Давайте собеседнику время на формулирование мыслей. Многие люди думают вслух и идут к своей точке зрения как бы на ощупь. Поэтому первое высказывание часто является лишь начальным, грубым приближением к основной мысли. Для того чтобы человек открыл и выразил свою мысль до конца, вы должны дать ему время высказаться спокойно и не торопясь. Не подчеркивайте своим поведением, что его трудно слушать. Проявляйте внимание при слушании. Используйте различные типы и приемы слушания в зависимости от цели говорящего и ситуации общения. Повторите своими словами и про себя высказывание собеседника. Выделите в сказанном главную мысль или основные пункты и поинтересуйтесь, это ли имелось в виду. Выполнение этого правила оградит вас обоих от неясностей и недопонимания. Избегайте поспешных выводов. Поверхностные суждения являются очень мощным коммуникативным барьером. Воздерживайтесь от скоропалительных оценок. Лучше попытаться понять собеседника и ход его мыслей до конца. Не заостряйте внимание на речевых особенностях партнера по общению (неправильные ударения в словах, манеру выражать мысли и вести себя во время беседы). Если вы считаете себя хорошим собеседником, вас не должны отвлекать манеры и выразительные средства, которыми он пользуется. Реагируйте спокойно. Хороший слушатель всегда сдерживает волнение, не разбрасывается по мелочам, а ищет и находит главную мысль, суть высказывания, основное содержание сообщения. Не лицемерьте. Бывает так, что, когда нам уже ясно, что речь собеседника начисто лишена информации и время тратится впустую, мы начинаем притворяться: высказываем подчеркнутое внимание к партнеру, но то же время невербальными проявлениями (рассеянный взгляд и т. д.) даем понять, что нам неинтересно продолжать разговор. Так вот, во-первых, не надо настраивать себя на то, что беседа будет пустой и неинтересной (ведь всякая информация полезна). А во-вторых, не нужно притворяться. Лучше тактично попросить собеседника обратиться к фактам. Не отвлекайтесь. Плохого слушателя отвлекает все: звук с улицы, телефонный звонок, хождение людей и т. д. И наоборот, хорошего слушателя не отвлекает ничего - он либо сядет так, чтобы ничего не видеть, либо сконцентрирует внимание только на словах партнера. Не всю информацию удается вложить в слова. Часть ее доносится, дополняется изменением тональности и окраски голоса, мимикой, жестами. Общий смысл сказанного собеседником можно открыть, только обращая внимание на эти очень важные детали. Следуйте за главной мыслью, не отвлекайтесь на частности. В деловой информации следует выделять главное, самое существенное и отсеивать не относящееся к делу. Хороший слушатель анализирует, какие факты являются побочными, второстепенными, а какие - главными, основополагающими. Он ориентируется на информационную ценность, сравнивает их друг с другом. Не монополизируйте разговор, не стремитесь лидировать в разговоре и оставить последнее слово за собой. Собеседник, который стремится занять явно доминирующее положение в любой ситуации, чаще всего плохой слушатель. “Забивая” собеседника своей активностью, мы рискуем упустить то ценное, что могли бы от него услышать. Приспосабливайте темп мышления к речи и темп речи к мышлению. Скорость мышления в 3-4 раза превышает скорость речи. Когда мы слушаем собеседника - мы не пассивны, наш мозг усиленно работает.
Правила для слушающего Не жалейте времени для того, чтобы выслушать партнера. Терпеливо и уважительно относитесь к говорящему. Не перебивайте партнера, выслушайте его до конца. Дайте партнеру выразить себя в общении, стимулируйте его активность. Используйте речевые, жестовые, мимические средства эмоционально-психологической поддержки говорящего.

Все ведущие специалисты в области психологии общения отмечают, что умение правильно слушать собеседника является важнейшим гарантом успешности Вашей деятельности. Слушание может быть продуктивным и непродуктивным. Непродуктивное слушание – неспособность сосредоточиться на словах и позиции партнера. Продуктивное слушание - дать высказаться и не дать понять, что Вам неинтересно. Продуктивное слушание бывает рефлексивным и нерефлексивным.

Затраты энергии на восприятие возрастают:

Слушать, чтобы понять содержание;

необходимо выделять ключевые моменты в речи.

Слушать, чтобы запоминать;

записывать, перефразировать, зарисовывать.

Слушать, чтобы оценивать и анализировать содержание;

фиксировать сходство и различие позиций сторон, отделять эмоции от фактов.

Слушать, чтобы поддержать другого.

СТИЛИ СЛУШАНИЯ.

Нерефлексивное слушание – умение внимательно молчать. Не перебивать. Не задавать вопросы. Коротко поощрять к продолжению. Подтверждать свое внимание вербально и невербально. Рекомендуется, когда собеседнику надо выговориться или когда Вам выгодно, чтобы он выговорился. Нерефлексивное слушание по принципу «Угу». То есть, когда Вы слушаете и используете следующие приемы: одобрение (“Да, да…Понятно.”), подчеркивание внимания (кивок).

Оценочная обратная связь. Реплики, демонстрирующие собственное отношение к сообщению и партнеру. (Согласен. Мне это нравится.)

Безоценочная обратная связь Выяснение. Перефразирование. Резюмирование.

Например: повторение (“Если я правильно понял, то”), сопереживание (“Вы очень беспокоитесь об этом?”), обобщение: (“Следовательно, мы действуем так”). Внимательно слушайте, о чем говорит Ваш партнер. Обычно люди так или иначе упоминают те темы и вопросы, в решении которых они заинтересованы, даже если хотят скрыть свои намеренья. Обратите внимание на то, что отрицает (мотивы, цели, качества) Ваш собеседник относительно себя. Как правило - это и характеризует его сознание, поведение и деятельность.

Эффективное общение - это не просто передача информации. Для эффективного общения, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чём говорит собеседник.

Слушать — это значит дать возможность человеку открыто делиться информацией, и важнейшее условие правильного понимания точки зрения собеседника, а в целом - залог успешной коммуникации.

Настоящее умение слушать предполагает от человека умение воздерживаться от выражения своих эмоций во время того, как говорящий излагает информацию, поддерживать собеседника ободряющими жестами, улыбкой, краткими репликами, ненавязчиво, но так, чтобы тот продолжал беседу.

Виды слушания

Направленное или критическое - слушающий сначала критически анализирует полученную информацию, а потом старается её понять.

Эмпатическое - слушающий больше «считывает» чувства,нежели слова. Такое слушание действительно может быть эффективным, если оно вызывает положительные эмоции, и наоборот, если говорящий вызывает своими словами отрицательные эмоции

Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство в речь говорящего при максимальной сосредоточенности на ней. Это полезно в ситуациях, когда партнер стремится выразить свою точку зрения, отношение к чему-либо, хочет обсудить наболевшие вопросы, испытывает отрицательные эмоции; когда ему трудно выразить словами то, что его волнует или он застенчив, неуверен в себе.

Слушание бывает активным. Что такое активное слушание?

Активное или рефлексивное слушание характеризуется установлением обратной связи с говорящим посредством:

  • расспрашивания - прямого обращения к говорящему, которое осуществляется с помощью разнообразных вопросов;
  • перефразирования - высказывания одной и той же мысли только другими словами, чтобы говорящий смог оценить, правильно ли его поняли;
  • отражения чувств, когда слушающий основное внимание уделяет не содержанию сообщения, а чувствам и эмоциям, которые выражает собеседник;
  • резюмирования - подведение итогов услышанного, что дает понять говорящему, что его основные мысли поняты и восприняты.

В межличностном общении человек может:

  • Не слушать. Мы не обращаем внимание или игнорируем слова собеседника.
  • Притворяться, что слушает. Мы действуем и ведем себя так, будто слушаем, но на самом деле поглощены своими мыслями или проблемами.
  • Частично слушать. Возникает эффект разделенного внимания: мы фокусируемся только на части сообщения, остальное проходит мимо нашего сознания.
  • Сфокусировано слушать. Мы отдаемся полностью разговору.
  • Интерпретировано слушать. Мы не только слышим человека, но и предпринимаем сознательные усилия для того, чтобы понять его.
  • Интерактивно слушать. Мы задаем вопросы и проясняем ситуацию.
  • Увлеченно и активно слушать. Мы прислушиваемся ещё и к чувствам, эмоциям и ощущениям собеседника.

Развитие умения слушать

Чтобы уметь слушать многого не надо, просто надо молчать,… молчать и слушать собеседника. Но для эффективной коммуникации этого безусловно недостаточно.

Умение слушать предусматривает умение выслушать и понять партнера, умение быть непринуждённым, сконцентрированным и терпеливым.

А для развития умения слушать необходимо придерживаться простых, но важных правил эффективного общения. Если вы будете использовать эти правила в любой беседе, то в скором времени заметите явный прогресс в развитии умения слушать. Итак,

Умение слушать или правила внимательного собеседника

Не прерывайте и не перебивайте своего собеседника. Дайте возможность человеку закончить свою мысль. Тишина заставляет человека продолжать говорить. Но эта тишина должна быть заполнена вашими невербальными сигналами о том, что вы всё — таки слушаете, а не спите.

Не посматривайте на часы. Если хотите узнать, который час, сделайте это незаметно, иначе собеседник воспримет этот жест как отсутствие интереса к нему и к теме разговора.

Не заканчивайте предложение за своего собеседника. Терпеливо дождитесь, чтобы говорящий высказал свою мысль до конца, не перебивайте его, это может отбить у человека всякое желание продолжать общение с вами.

Задав вопрос, дождитесь ответа. Даже если возникшая после вопроса пауза затянулась, все — равно не соблазняйтесь ответить вместо собеседника. Паузы должны быть кратковременными.

Ваша поза не должна быть развязной или наоборот слишком «закрытой». Слишком закрытая поза вызывает недоверие к вам. Но и не разваливайтесь на стуле, сядьте прямо, можно слегка наклониться вперед. Это покажет вашу заинтересованность в беседе.

Умение слушать и слышать

Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Однако постарайтесь не переусердствовать. Отводите изредка свой взгляд, чтобы не напрягать собеседника.

Кивайте. Это очень эффективный способ показать человеку, что вы его слушаете и понимаете. Однако, кивая чересчур усердно, вы покажете собеседнику сигнал, что ваше терпение закончилось и ему пора заканчивать беседу.

Установите вербальную обратную связь. Реплики вроде «Да, да», «конечно», «это интересно…» и т.п. призваны подтвердить, что вы активно слушаете собеседника. А это очень важно для поддержания контакта.

Не бойтесь задавать уточняющие вопросы. Если вам что-то не ясно, или вы не уверены, что правильно поняли собеседника, задайте уточняющие вопросы. Так вы произведете впечатление человека, который старается понять говорящего и не упустить важные моменты беседы. Существует множество уточняющих вопросов, к примеру: «Вы имеете в виду, что…», «Правильно ли я вас понял…», «Объясните, пожалуйста…», «Вы хотите сказать,что…» и др.

Не поддавайтесь соблазну опровергать новую для вас информацию. Некоторые люди очень любят поспорить. Если вы услышали от собеседника то, что не соответствует вашим убеждениям или отличается от ваших представлений, не накидывайтесь на него и не обороняйтесь, отстаивая свою точку зрения. Лучше просто спросить: «Откуда у вас такие сведения?», «Почему вы так считаете?», «Чем объясняется ваша позиция?»

Умение слушать (как и умение задавать правильные вопросы ) является основой коммуникативного общения . Мы проводим 50 - 80% нашего времени бодрствования в общении. По крайней мере, 45% этого времени мы слушаем. Но умение слушать является способностью, обучению которой меньше всего уделяют внимания.

«Секрет влияния на людей не в умении говорить, а в умении быть хорошим слушателем ». Дейл Карнеги

Важность умения слушать

  • является одним из главных показателей культуры. Глядя на человека, который вас не слышит, вначале вы, пожалуй, почувствуете разочарование, затем гнев. Когда нас не слушают - это очень неприятно.
  • Люди необычайно отзывчивы к тем, кто их внимательно слушает. Ведь если человека слушают, это заставляет его чувствовать себя важным, нужным и даже счастливым. Когда вы становитесь активным слушателем, вы без слов делаете собеседнику комплимент.
  • Человек, обладающий умением слушать собеседника внимательно, не просто воспринимает то, что ему говорят, а и сам формирует процесс разговора.
  • В бизнесе умение слушать особенно важно, поскольку это один из важнейших принципов ведения деловых бесед и коммерческих переговоров. Неумение слушать своего партнера или клиента чаще всего приводит к потере денег.
  • Веской причиной научиться внимательно слушать собеседника является возможность узнать много нового и интересного.
  • Если вы начнете заботиться об этом умении, вы обязательно почувствуете прогресс. И больше не заметите явления, описываемого поговоркой «в одно ухо влетает, а из другого вылетает». Вся информация останется в уме.

Даже когда мы не перебиваем собеседника и смотрим на него, многое из того, что он говорит, пролетает мимо наших ушей. И в основном потому, что наши мысли в этот момент витают очень далеко от собеседника. Приведенных ниже правила, помогут вам научиться слушать людей и сделают сам процесс максимально полезным для вас.

Развитие умения слушать - как научиться слушать:

  1. Тренируйте свои уши. Сознательно практикуйте «аналитическое слушание». Оно состоит в возвращении себя в «природное состояние», в котором ваш мозг и уши настроены на все звуки окружающей среды, в то же время, концентрируясь на самом важном.
  2. Слушайте сознательно. Убедите себя, что умение слушать становится одной из ваших отличительных особенностей. Слушая, добивайтесь действительно активного состояния ума и тела, а не симулируйте внимание.
  3. Слушайте дольше. Часто говорят: чем мудрее человек, тем меньше он говорит и больше слушает. Каждый раз, слушая, попытайтесь воздержаться от суждения, пока говорящий не окончит говорить и вы не добьетесь полного понимания. Старайтесь избегать делать выводы до тех пор, пока у вас не будет полной картины.
  4. Умение слушать предполагает сопереживание собеседнику. Для этого посмотрите на вещи его глазами, попытайтесь встать на его место. Только так можно лучше понять говорящего и точнее выявить смысл его речи. Недаром говорится: чтобы слушать, нужны оба уха: одно - воспринимать смысл, другое - улавливать чувства говорящего.
  5. Судите о содержании, а не о способе его подачи. Когда вы слушаете, старайтесь избавиться от «комплекса превосходства» относительно любой не адекватности подачи и стиля, которые, возможно, присущи оратору. Полностью сконцентрируйтесь на содержании.
  6. Слушайте критически. Даже когда вам приходится слушать что-то скучное (на ваш взгляд), пытайтесь найти для себя ответ на вопрос: «Что здесь может быть для меня интересно? », а не просто автоматически отбрасывайте это. Довольно часто там, где мы меньше всего ожидаем найти для себя нечто ценное, обнаруживается что-то полезное для нас.
  7. Избегайте во время разговора мыслей о том, что вы скажете, когда ваш собеседник прервется. Если вы начинаете лихорадочно думать о том, что бы вам такое сказать или как дать правильный совет , рискуете пропустить важную информацию.
  8. Слушайте оптимистически. Если вы слушаете с надеждой, верой и внутренней установкой на то, что приобретете что-то полезное, то значительно увеличите вероятность того, что ваш ум найдет ценные взаимосвязи. Кроме того, весь процесс слушания станет намного более приятным.
  9. Прислушивайтесь к мыслям. Ваш мозг работает более эффективно, если он может схватывать общую идею. Поэтому прислушивайтесь к центральным темам, а не к отдельным фактам. Если вы последуете этому совету, то факты сами о себе позаботятся, легко увязываясь с главной структурой, которую конструирует ваш мозг, воспринимая эти идеи.
  10. Напрягайте свой мозг. Вы можете стимулировать свой мозг, а также улучшить свои знания и умение слушать, время от времени подвергая его воздействию более сложного материала. Старайтесь не поддаваться унынию и внутренне не сопротивляйтесь такому трудному материалу, а погрузитесь в него с энтузиазмом.
  11. Чтобы научиться слушать собеседника используйте синестезию. Синестезия - это ваша умственная способность объединять различные каналы, по которым поступает информация. Когда вы слушаете, пытайтесь «включить» и другие ваши органы чувств (особенно зрение). Чем больше каналов вы можете связать единой целью, тем лучше будет ваш слух, внимание, понимание и общее знание.
  12. Используйте свое воображение. Хотя слушание связано, казалось бы, только с восприятием слов, контролируемых левым полушарием мозга, в действительности же это процесс, затрагивающий весь мозг. Поэтому, когда вы слушаете слова, попытайтесь представить, насколько это возможно, умственные образы идей, воспринимаемых вами.
  13. Держите ум открытым. Когда произносятся слова, которые действуют на вас как эмоциональные раздражители, старайтесь интерпретировать их в наиболее объективном свете и понять перспективу, о которой говорит оратор. Даже если вы не согласны, представьте себе, что точка зрения, услышанная вами, конечно, так же заслуживает право на существование, как и ваша собственная.
  14. Используйте скоростные качества мозга. Ваш мозг может думать в десять раз быстрее, чем льется речь среднего человека. Поэтому, пока вы слушаете, воспользуйтесь вашими исключительными умственными способностями, чтобы предвидеть, организовать, обобщить, взвесить и сравнить аргументы, услышанные между строк, и выразить их человеческим языком. При особенно медленной речи вы можете более полно развивать это искусство - вместо того, чтобы впадать в дрёму и утрачивать внимание.
  15. Не заостряйте внимания на рассеянности. Если вы страдаете рассеянностью, не сосредоточивайтесь на этом. Осознайте, что это исправимо, и еще раз напомните себе, что ваш ум имеет способность блокировать, если пожелает, практически всё, на что не хочет обращать внимания. Сконцентрируйтесь на позитивном.
  16. Делайте перерывы. Когда это возможно, обеспечьте себе перерывы в процессе слушания через каждые тридцать - шестьдесят минут. Эти перерывы дадут вашему мозгу время, которое ему потребуется для обобщения, создавая при этом больший эффект свежести и новизны информации.
  17. Практикуйтесь в навыках разговорного общения. Если вы тренируете навыки разговорного общения, то есть перспектива, что вас тоже будут слушать. Это поможет вашему всестороннему развитию и благотворному завершению любого процесса.
  18. Слушайте в удобной позе. Когда вы слушаете, принимайте позу равновесия и внимания, подобную той, которую принимают животные. Напряженная и неудобная поза автоматически уменьшает качество слухового восприятия.
  19. Поддерживайте общее физическое здоровье. Латинская поговорка: «В здоровом теле - здоровый дух » является правильным наблюдением. Если вы поддерживаете хорошую общую физическую форму, то все ваши чувства, включая слух, будут улучшаться.

в управленческой деятельности

Успешность управленческой деятельности во многом за­висит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника.

Можно выделить следующие виды слушания:

рефлексивное (активное);

нерефлексивное (пассивное); ш эмпатическое.

В деловом, как и в любом другом общении, важно соче­тание нерефлексивного и рефлексивного слушания. Рефлек­сивное (активное) слушание представляет собой процесс рас­шифровки смысла сообщений. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, является постоянные уточнение правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник путем задания уточ­няющих вопросов типа: «Правильно я Вас понял, что?», пара­фразов: «Таким образом, ты хочешь сказать...» или «Другими словами, ты имел в виду...». Применение таких простых при­емов общения позволяет достичь сразу две цели:

1. Обеспечивается адекватная обратная связь, у вашего собеседника появляется уверенность в том, что передаваемая им информация правильно понята.

■■ "

2. Вы косвенным образом информируете собеседника о том, что перед ним не ребенок, которому можно указывать, и не «диктофон», в который можно диктовать свои мысли и рассуждения, а равный ему партнер. Занятие вами равной партнерской позиции означает, что оба собеседника должны нести ответственность за каждое свое слово. Эта цель дости­гается быстрее первой, особенно в тех случаях, когда вы име­ете дело с авторитарным, жестким собеседником, привык­шим общаться с позиции «на пьедестале».

Выяснить реальное значение сообщения помогают реф­лексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, пе­рефразирование, отражение чувств и резюмирование.

Выяснение представляет собой обращение к говорящему за уточнениями при помощи ключевых фраз типа: «Яне понял», « Что Вы имеете в виду?», «Пожалуйста, уточним это» и т.п.

Перефразирование - собственная формулировка сообще­ния говорящего для проверки его точности. Ключевые фра­зы: «Как я понял вас...», «Вы думаете, что...», «По вашему мнению...».

При отражении чувств акцент делается на отражении слу­шающим эмоционального состояния говорящего при помо­щи фраз: «Вероятно, Вы чувствуете...», «Вы несколько рас­строены...» и т.д.

При резюмировании подытоживаются основные идеи и чувства говорящего, для чего используются фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются...», «Если теперь подытожить сказанное Вами, то...». Резюмирование умест­но в ситуациях при обсуждении разногласий в конце беседы, во время длительного обсуждения вопроса, при завершении разговора.

Активное слушание незаменимо в деловых переговорах, в ситуациях, когда ваш партнер по общению равен вам или сильнее вас, а также в конфликтных ситуациях, когда собе­седник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое прево­сходство. Это очень хорошее средство успокоиться и настро­иться самому (и настроить собеседника) на деловую волну, если у вас возникает желание надерзить вашему партнеру, развить начавшийся конфликт.

Типичной ошибкой людей при применении активного слу­шания является чисто формальное следование правилам, без реального отражения содержания разговора. В таких случаях человек задает «нужный» вопрос: «Правильно ли я Вас понял, что...», но, не услышав ответа, продолжает развивать свои аргументы в пользу своей собственной точки зрения, игно­рируя фактически точку зрения собеседника. Потом такой человек удивляется, что «Техника активного слушания» не работает: «Я же сказал: «Если я Вас правильно понял, то...», а мы все равно не поняли друг друга и собеседник стал злить­ся на меня. За что?»

Приемы активного слушания работают только тогда, ког­да вы учитываете ситуацию, содержание разговора и эмоцио­нальное состояние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять только в тех случаях, когда ваш партнер как минимум равен вам. Бывает, однако, что приходится слу­шать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбужде­ния, и в этом случае приемы активного слушания не срабо­тают. Ваш собеседник и не является в прямом смысле собе­седником, он сейчас всего лишь человек, который не конт­ролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одного - успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, только после этого с ним можно общаться «на равных». В таких случаях аффек­тивно работает так называемое пассивное слушание.

Тут важно просто СЛУШАТЬ человека, просто давать ему понять, то он не один, что вы его слушаете, понимаете и готовы поддержать. Нерефлексивное (ПАССИВНОЕ) слуша­ние - это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Слушание этого вида осо­бенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие глу­бокие чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать

свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы. Ответы при нерефлексивном слушании должны быть сведе­ны к минимуму типа «Да!», «Ну-и-ну!», «Продолжайте», «Интересно» и т.д. Не молчите, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека это раздражение будет усилено. Не задавайте ему уточняющих вопросов, потому что вопрос: «Ты хочешь ска­зать, что она тебе сказала то-то и то-то?», заданный в ответ на реплику: «И ты представляешь, тут она мне говорит... а я ей отвечаю..!», только вызовет взрыв негодования у вашего партнера. Не говорите ему: «Успокойся, не волнуйся, всё ула­дится» - он этих слов адекватно понять не может, они его возмущают, ему кажется, что его проблему недооценивают, что его не понимают.

Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чув­ства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стре­мятся оценить говорящего, не морализуют, не критикуют, не поучают.

Правила эмпатического слушания:

1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных пере­живаний и постараться отстроиться от готовых установок и предубеждений и постараться отстроиться от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае вы можете понять то, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его эмоции.

2. В своей реакции на слова партнера вы должны в точно­сти отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы проде­монстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но принято вами.

3. Необходимо держать паузу. После вашего ответа собе­седнику обычно надо промолчать, подумать. Помните, что это время принадлежит ему, - не забивайте его сво­ими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, что­бы разобраться в своем переживании.

4. Необходимо помнить, что эмпатическое слушание не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства. Замечания типа: «Так это у тебя от того, что ты просто завидуешь своему другу» или «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя всё время обращали внима­ние» не могут вызывать ничего, кроме отторжения и за­щиты.

5. В тех случаях, когда партнер возбужден, когда беседа складывается таким образом, что партнер говорит «не за­крывая рта», а ваша беседа носит уже достаточно довери­тельный характер, вовсе не обязательно отвечать развер­нутыми фразами, достаточно просто поддерживать парт­нера междометиями, короткими фразами типа «да-да», «угу», кивать головой или же повторять его последние слова.

6. Методику эмпатического слушания имеет смысл приме­нять только в том случае, когда человек сам хочет поде­литься какими-то переживаниями. В случае же, когда он задает обычный вопрос «А Вы не знаете, что означает то-то?» или же просто не хочет говорить с вами, а обсу­дить с ним что-то хотели вы, применение эмпатического слушания просто невозможно.

Нужно избегать типичных ошибок слушания, среди кото­рых можно выделить следующие.

Перебивание собеседника во время его сообщения. Боль­шинство людей перебивают друг друга неосознанно. Руково­дители чаще перебивают подчиненных, а мужчины - жен­щин. При перебивании нужно постараться тут же восстано­вить ход мыслей собеседника.

Поспешные выводы заставляют собеседника занять оборони­тельную позицию, что сразу же возводит преграду для конструктивного общения.

Поспешные возражения часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего. Зачастую человек не слушает, а мысленно формулирует возражение и ждет очереди выска­заться. Затем увлекается обоснованием своей точки зрения и не замечает, что собеседник пытался сказать то же самое.

Непрошеные советы обычно дают люди, не способные ока­зывать реальную помощь. Прежде всего нужно установить, что хочет собеседник: совместно поразмышлять или получить конкретную помощь.

Можно выделить несколько советов о том, как надо слу­шать :

1. Не уходите от ответственности за общение. Помните, что в общении участвуют как минимум два человека, ко­торые попеременно говорят и слушают. Если вам не ясно, о чем говорит собеседник, дайте ему об этом знать: или уточняющими вопросами, или переформулировав сказан­ное с просьбой поправить вас. Ведь никто не узнает, что его не понимают, если ему не сказать об этом.

2. Будьте физически внимательны, то есть слушайте собе­седника всем телом. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт.

3. Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Помни­те, что любой человек может удерживать сконцентриро­ванное внимание в пределах только нескольких минут. (Это должен учитывать и говорящий.)

4. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Декодируйте эмоциональные оттенки со­общений.

5. Придерживайтесь одобрительной установки по отноше­нию к собеседнику. Чем больше говорящий чувствует одобрение, тем точнее он выразит то, что хочет сказать.

6. Старайтесь выразить понимание.

7. Слушайте самого себя. Слушать себя особенно важно для обеспечения своей готовности слушать других.

8. Если вы озабочены или раздражены и ведете внутренний диалог, вы не способны слушать, что говорят другие. Если это раздражение вызвано словами собеседника, то лучше не затаивать зло, а возразить ему и по возможно­сти успокоить себя, чтобы без помех выслушивать даль­нейшие его высказывания.

Слушая собеседника, старайтесь не делать следующего :

1. Не притворяйтесь слушающим. Вас быстро разоблачат: отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в ми­мике или жестах.

2. Не перебивайте без надобности. Если вы кого-то пере­били, постарайтесь тут же восстановить ход мыслей собе­седника.

3. Не делайте поспешных выводов. Проявившаяся субъек­тивная оценка заставляет собеседника занять оборонитель­ную позицию, что сразу же возводит преграду для конст­руктивного общения.

4. Не попадайтесь на поспешных возражениях. Выслуши­вайте оппонента внимательно и до конца, а затем уж из­лагайте возражения.

5. Не задавайте одновременно слишком много вопросов. Это подавляет собеседника, отнимает у него инициативу и целеустремленность, вынуждает занять оборонительную позицию.

6. Не претендуйте на эмоциональную проницательность, например, говоря: «Я прекрасно понимаю ваши чувства». Это снижает доверие к вам. Лучшим свидетельством того, что вы внимательно слушаете собеседника, будут замеча­ния: «Вы чем-то разочарованы», «Это очень обидно» и т.п.

7. Не давайте непрошеных советов. Такие советы обычно дают люди, не способные оказывать реальную помощь.

Деловое общение реализуется в различных формах :

1) публичное выступление - передача одним выступающим информации различного уровня широкой аудитории;

2) деловая беседа - передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам или проблемам;

3) деловое совещание - способ открытого коллективного обсуждения деловых вопросов группой специалистов;

4) деловые переговоры - основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересован­ных сторон;

5) деловая полемика, спор - столкновение мнений, разно­гласия по какому-либо вопросу, борьба, при которой каж­дая из сторон отстаивает свою точку зрения;

6) дискуссия - обсуждение какого-либо спорного вопроса, исследование проблемы, в котором каждая сторона, оп­понируя мнению собеседника, аргументирует свою по­зицию и претендует на достижение цели;

7) мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - спо­соб работы группы специалистов, при котором перво­очередной целью является нахождение альтернативных ва­риантов разрешения проблемной ситуации;

8) синектический штурм внешне похож на мозговой штурм и также используется для разрешения проблемной ситуа­ции на основе организации деловой дискуссии;

9) деловая переписка - обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи информации;

10) телефонный разговор - дистанционное общение между личностями за счет использования специальных техни­ческих средств.

Рассмотрим некоторые из форм делового общения более подробно.