Виханский о с об эффективном менеджменте

О.С.Виханский А.Н.Наумов Менеджмент учебник 4-е издание, переработанное и дополненное Москва ЭКОНОМИСТЪ 2 0 06 Предисловие к четвертому изданию Уважаемые читатели! Перед вами новое, четвертое издание учебника «Менеджмент».

Учебник издается с 1992 г.

и хорошо известен аудитории: его совокупный тираж составляет уже более 200 тысяч экземпляров.

Первые издания появились в годы бурных изменений в нашей стране, становления рыночной экономики, потока новой, в первую очередь зарубежной, информации о реальных механизмах функционирования бизнеса.

В тот период остро стояла задача пересмотра взглядов на преподавание экономических и управленческих дисциплин, подготовки специалистов, обладающих новыми, адекватными изменившейся ситуации знаниями.

Предыдущее, третье издание вышло в свет в 1998 г.

Прошедшие годы принесли много нового в управленческую теорию, в практику бизнеса, выросли требования к уровню и качеству подготовки людей, принимающих управленческие решения.

Окружающий мир очень быстро изменяется; набирают темп интеграционные процессы, реальностью стала глобализация хозяйственной жизни, бурно развиваются процессы информатизации.

Для успешного выполнения управленческих функций уже недостаточно знаний и логики, необходимы гибкость, интуиция, творчество.

Необходима способность предвидеть изменения, управлять ими, изменяться самим.

Целью подготовки нового издания было создание учебника, максимально соответствующего новым потребностям: не только дать знания, но и научить их применять, помочь выработать необходимые навыки и умения.

Учебник ориентирован на развитие теоретической и концептуальной подготовки: способности рассуждать ясно и глубоко; применять теории и концепции к решению проблем в организации; уметь ситуационно отличать проблемы от симптомов, выявлять причины, лежащие в основе возникшей ситуации, применять модели и управленческие технологии для проявления индивидуального, группового и организационного творчества; обладать системным взглядом на управление организацией.

Профессиональная подготовка включает способность применять специфические методы, процедуры и технологии в конкретных ситуациях в управлении.

В новом издании были существенно усилены моменты, связанные с методами научения и мотивации; выработки миссии, целей и стратегии компании; проектирования работы и построения организации; решения проблем и принятия решений.

Умения и навыки в области профессиональной подготовки также включают развитие способностей в области эффективной коммуникации; лидерского поведения; мотивирования; управления конфликтом; групповой работы и т.п.

Цементирующим началом в системе управления организацией является культура.

Управление этим многогранным и интегрирующим компонентом - одна из важнейших задач менеджмента, поскольку изменение культуры - это ключевая составляющая в изменении организации.

Сама же работа по проведению изменений в организации требует наличия у менеджера определенных знаний, навыков и умений, в том числе умения обучаться в течение всей жизни.

Учебник приобрел совершенно иную структуру, знакомый читателям материал частично переработан, освещен ряд прежде не затрагивавшихся вопросов.

Вполне возможно, что многие из наших читателей никогда не станут менеджерами в полном смысле этого слова.

Но большая часть наверняка так или иначе будет иметь дело с различными видами управленческих работ.

И в этом смысле данное издание содержит достаточно материала, который поможет им быть эффективными работниками независимо от выполняемой в организации роли.

Учебник состоит из вводной главы и пяти теоретически и методически завершенных разделов.

Каждый раздел содержит не только изложение соответствующих теорий и концепций, но и материал для практических занятий.

Теоретическая часть раздела завершается краткими выводами, списком ключевых терминов и понятий, вопросами для самопроверки.

Сердцевину методического сопровождения раздела составляют конкретные ситуации.

Для комплексного анализа в конце учебника приведена интегрирующая конкретная ситуация.

Метод конкретной ситуации разработан в Гарвардской школе бизнеса.

Основная его идея применительно к обучению управлению строится на представлении, что менеджмент - это больше поведение, навыки и умения, чем просто знания.

Поэтому лучшим способом развития этих качеств является тренировка через моделирование действий.

Сам метод предусматривает анализ и разбор по определенной методике конкретных ситуаций в процессе обучения, что способствует выработке у обучающегося необходимых навыков и умений.

Подробнее ознакомиться с сущностью метода и методикой анализа конкретных ситуаций можно в завершающей учебник методической части «Метод конкретной ситуации в обучении управлению».

Помимо соответствующих теме каждого раздела конкретных ситуаций, одной или нескольких, в раздел включены практикующие упражнения и домашние задания.

Они предназначены для закрепления материала и выработки умений и навыков осуществления соответствующих организационных процедур, для подготовки к занятиям.

Теоретическая часть учебника построена в соответствии с пятью базовыми компонентами дисциплины.

Первый раздел, «Человек и организация», включает три главы, рассматривающие вопросы взаимодействия индивида с организацией и группой.

Значительная часть этого раздела посвящена таким основополагающим вопросам, как социализация индивида и научение поведению.

Последняя глава раздела дает читателю представление о сложных проблемах мотивации деятельности.

В ней дается общая характеристика мотивации, раскрывается суть теорий содержания и процесса мотивации.

Во втором разделе, «Стратегия организации», освещены как общетеоретические вопросы стратегического управления, так и вопросы применения теории в практике бизнеса.

В первой главе раздела большое внимание уделяется вопросам анализа внешней среды.

Две другие главы дают читателю представление о том, что предшествует выработке стратегии компании и как происходит процесс выполнения стратегии.

Третий раздел, «Построение организации», начинается с изложения малознакомых российским читателям вопросов проектирования работы, т.е.

той основы, на базе которой впоследствии вырастает конкретная организация.

Важным в этой части раздела является рассмотрение современной тенденции перехода от функционального к процессному управлению.

Две последующие главы вводят читателя в проблемы проектирования организации с учетом факторов, определяющих выбор той или иной организационной структуры.

Завершается раздел рассмотрением различных типов организаций.

В четвертом разделе, «Организационные процессы», описаны все известные сегодня процессы, отражающие организационную динамику: процесс коммуникации как основа любой деятельности, ключевой элемент управленческой деятельности - принятие решений.

Важное место уделяется процессу управления конфликтом как необходимым источником развития организации.

В заключательной главе раздела раскрывается сущность двух тесно взаимосвязанных понятий - власти и лидерства.

Сердцевиной этой части являются концепции ситуационного лидерства.

Пятый, завершающий раздел, «Организационная культура и управление изменениями», интегрирует все сказанное ранее в терминах культуры и изменений.

Рассмотрение вопросов организационной культуры увязывается со стратегией и организационной эффективностью, а также с имеющимся в ней национальным аспектом.

Заключительная глава об управлении изменениями в организации как часть курса «Менеджмент» включена в учебник впервые и детально рассматривает модели и технику проведения организационных изменений.

Менеджмент. Виханский О.С., Наумов А.И.

4 -е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. - 670 с.

В учебнике освещается широкий круг вопросов менеджмента в деловой организации, функционирующей в конкурентной рыночной среде. Особенностью книги является подход к рассмотрению менеджмента с позиций наиболее эффективного использования потенциала организации, в первую очередь человеческого потенциала, для успешного выживания в динамично меняющемся окружении.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям п специальностям. Представляет интерес для тех, кто работает в сфере бизнеса.

Формат: pdf / zip ( 4 -е изд . - М.: Экономистъ, 2006 . - 670 с.)

Размер: 2 ,6 Мб

/ Download файл

Формат: doc / zip ( 3 -е изд . - М.: Гардарики, 2003 . - 528 с.)

Размер: 1,7 Мб

/ Download файл

Формат: pdf / zip ( 3 -е изд . - М.: Экономистъ, 2003 . - 528 с.)

Размер: 4 ,0 2Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ (4- е изд., 2006)
Предисловие к четвертому изданию 13
Вводная глава 19
1. Общая характеристика менеджмента 20
1.1. Организация и менеджмент 20
1.2. Позиция управления внутри организации 23
1.3. Менеджмент и внешнее окружение организации 30
1.4. Процесс управления организацией 31
1.5. Менеджер 33
2. Теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления 35
2.1. Управление как отношение 35
2.2. Управление как развивающаяся система 40
2.3. Содержание и логика развития управления.46
3. Развитие взглядов на менеджмент 52
3.1. «Одномерные» учения об управлении 53
3.2. «Синтетические» учения об управлении 61
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И ОРГАНИЗАЦИЯ
Глава 1. Взаимодействие человека и организации 78
1. Подходы к установлению взаимодействия человека и организации 78
1.1. Модель взаимодействия человека и организационного окружения 78
1.2. Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения 81
2. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации 86
3. Личностный аспект взаимодействия человека и организацион¬ного окружения 91
3.1. Восприятие человеком окружения.91
3.2. Критериальная основа поведения 101
3.3. Характеристика индивидуальности человека 1 0 8
Глава 2. Взаимодействие человека и группы 113
1 . Обшее понятие группы 1 1 3
2. Общая характеристика группы 1 1 6
3. Индивид и группа 122
Глава 3. Адаптация человека к организационному окружению и изменение его поведения 126
1. Вхождение человека в организацию 1 2 6
1 . 1 . Обучение при вхождении в организацию 1 2 7
1 . 2 . Влияние организации на процесс вхождения 1 2 8
2. Изменение поведения посредством научения 1 3 3
2.1. Научение поведению в организации 1 3 3
2.2. Процесс сознательного научения поведению в организации 1 3 7
2.3. Научение поведению и модификация поведения человека в организации 1 3 9
Глава 4. Мотивация деятельности 143
1 . Общая характеристика мотивации 1 4 4
1 . 1 . Что такое мотивация 1 4 4
1 . 2 . Мотивационный процесс 1 5 0
2 . Теории содержания мотивации 1 5 3
2.1. Теория иерархии потребностей Маслоу 1 5 4
2.2. Теория ERG Альдерфера 1 5 8
2.3. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда 1 6 0
2.4. Теория д в у х факторов Герцберга 1 6 4
2.5. Обобщенный взгляд на теории содержания мотивации. . . . 1 6 6
3. Теории процесса мотивации 1 6 8
3.1. Теория ожидания 1 6 9
3.2. Теория постановки целей 1 7 6
3.3. Теория равенства 1 8 2
3.4. Концепция партисипативного управления 1 8 5
РАЗДЕЛ II. СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Глава 5. Стратегическое управление организацией 206
1. Общая характеристика стратегического управления 206
1.1. Сущность стратегического управления 206
1.2. Система стратегического управления 209
2. Анализ сред 212
2.1. Анализ внешней среды. 213
2.2. Анализ внутренней среды 219
2.3. Метод SWOT 221
Глава 6. Миссия и цели организации 226
1. Миссия организации 227
2. Цели организации 230
3. Установление целей 236
Глава 7. Стратегия фирмы 239
1. Типы стратегий бизнеса 240
1.1. Области выработки стратегии 240
1.2. Эталонные стратегии развития. . . 241
2. Выработка стратегии фирмы 245
2.1. Шаги определения стратегии 245
2.2. Выбор стратегии " 247
3. Выполнение стратегии 251
3.1. Стадии выполнения стратегии. 251
3.2. Области проведения стратегических изменений 253
3.3. Проблемы проведения стратегических изменений 257
3.4. Мобилизация потенциала для выполнения стратегии. . . . 261
РАЗДЕЛ III. ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Глава 8. Проектирование работы в организации 286
1. Функции управления организацией 287
1.1. Общие функции предприятия 287
1.2. Функция администрирования 289
1.3. Анализ функций управления 293
2. Проектирование работы 293
2.1. Концепция проектирования работы 293
2.2. Анализ работы 294
2.3. Параметры работы 297
2.4. Восприятие содержания работы 299
2.5. Технология и проектирование работы 301
3. Модели проектирования работы 303
3.1. Построение работы 303
3.2. Расширение масштаба работы 304
3.3. Ротация работы 305
3.4. Обогащение работы 306
3.5. Модель социотехнической системы 314
3.6. Выбор модели проектирования 316
Глава 9. Проектирование организации 318
1. Факторы проектирования организации 318
1.1. Внешняя среда 319
1.2. Технология работы 322
1.3. Стратегический выбор 325
2. Элементы проектирования организации 327
2.1. Разделение труда и специализация 329
2.2. Департаментизация и кооперация 331
2.3. Связи в организации и координация. 340
2.4. Масштаб управляемости и контроля 346
2.5. Иерархия в организации и ее звенность 352
2.6. Распределение прав и ответственности 353
2.7. Централизация и децентрализация 355
2.8. Дифференциация и интеграция 358
Глава 10. Типы организаций и их структуры 362
1. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой. . . . 363
1.1. Механистический тип организации 363
1.2. Органический тип организации 364
2. Типы организаций по взаимодействию подразделений 366
2.1. Традиционная организация 366
2.2. Дивизиональная организация 368
2.3. Матричная организация 371
3. Типы организаций по взаимодействию с человеком 376
3.1. Корпоративная организация 377
3.2. Индивидуалистская организация. 379
4. Новое в типах организаций 381
4.1. Эдхократическая организация 383
4.2. Многомерная организация 384
4.3. Партисипативная организация. 388
4.4. Предпринимательская организация 392
4.5. Организация, ориентированная на рынок 394
РАЗДЕЛ I V . ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Глава 11. Коммуникации, решения и конфликты 420
1. Коммуникации в управлении 420
1.1. Общее понятие 420
1.2. Процесс коммуникации 422
1.3. Коммуникационные сети 425
1.4. Коммуникационные стили 429
1.5. Невербальная коммуникация 431
2. Принятие решений 432
2.1. Общее понятие 432
2.2. Модели принятия решения 434
2.3. Процесс принятия управленческих решений 435
3. Управление конфликтом 443
3.1. Общее понятие 443
3.2. Типы конфликтов 443
3.3. Уровни конфликта в организации 445
3.4. Структурные методы управления конфликтом 449
Глава 12. Власть и лидерство 450
1. Власть и влияние 450
1.1. Общее понятие 450
1.2. Источники власти в организации 452
3. Власть и лидерство 455
2. Основы лидерства 457
2.1. Природа и определение понятия лидерства 457
2.2. Содержание понятия лидерства в управлении организацией 459
2.3. Лидер и менеджер 463
2.4. Подходы к изучению лидерства 466
3. Традиционные концепции лидерства 467
3.1. Теория лидерских качеств 467
3.2. Концепции лидерского поведения 471
4. Концепции ситуационного лидерства. 481
4.1. Континуум лидерского поведения Танненбаума - Шмидта. 481
4.2. Модель ситуационного лидерства Фидлера 482
4.3. Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда. . . . 487
4.4. Модель лидерства «путь - цель» Хауза и Митчела 490
4.5. Модель ситуационного лидерства Стинсона - Джонсона. . 494
4.6. Ситуационная модель принятия решения Врума - Йеттона -Яго 495
4.7. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства. . 499
5. Новое в теориях лидерства 500
5.1. Концепция атрибутивного лидерства (причинно-следственный подход к изучению лидерства) 501
5.2. Концепция харизматического лидерства. . 505
5.3. Концепция преобразующего лидерства, или лидерство для изменений 507
РАЗДЕЛ V. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ
Глава 13. Организационная культура 530
1. Концепция организационной культуры 530
1.1. Понятие и структура организационной культуры 530
1.2. Содержание организационной культуры 535
2. Развитие организационной культуры 539
2.1. Формирование организационной культуры 539
2.2. Поддержание организационной культуры 543
2.3. Изменение организационной культуры 547
3. Влияние культуры на организационную эффективность 551
3.1. Подходы к измерению влияния культуры 552
3.2. Соответствие культуры принятой стратегии 559
3.3. Управление организационной культурой 5 6 1
4. Национальное в организационной культуре 564
4.1. Системный подход 564
4.2. Модель Хофстида 565
4.3. Модель Лэйна и Дистефано 568
4.4. Модель Оучи 570
Глава 14. Управление изменениями 573
1. Причины и цели планируемых организационных изменений. . . 574
1.1. Улучшение организационной адаптивности 575
1 . 2 . Изменение индивидуального поведения. 576
1.3. Причины для организационных изменений 577
2. Организационный диагноз и проведение изменений 580
2.1. Организационный диагноз 580
2.2. Определение готовности к изменениям 580
2.3. Принципы проведения изменений 581
3. Модели организационных изменений 582
3.1. Трехшаговая модель изменений 582
3.2. Модель «исследования - действия» 583
3.3. Модель планируемых изменений 585
4. Сопротивление организационным изменениям. 587
4.1. Индивидуальное сопротивление изменениям 587
4.2. Организационное сопротивление изменениям 589
4.3. Преодоление сопротивления изменениям 590
5. Методы проведения организационных изменений 592
5.1. Методы, ориентированные на людей и культуру 593
5.2. Методы, ориентированные на задачи и технологии 597
5.3. Методы, ориентированные на структуру и стратегию 600
5.4. Этические проблемы проведения организационных изменений 604
Краткие выводы 604
Основные термины и понятия 607
Вопросы к разделу V 608
Конкретная ситуация 611
Практикующие упражнения 616
Домашние задания 619
Сводная конкретная ситуация по курсу «Менеджмент» 620
Метод конкретной ситуации в обучении управлению 641
1. Что такое «Конкретная ситуация» 641
2. Анализ и обсуждение конкретных ситуаций 649
Список литературы 663
Сведения об авторах 671

5-е изд. - М.:2014. - 576с. 4 -е изд., перераб. и доп. - М.:2006. - 670с.

В учебнике освещается широкий круг вопросов менеджмента в деловой организации, функционирующей в конкурентной рыночной среде. Особенностью книги является подход к рассмотрению менеджмента с позиций наиболее эффективного использования потенциала организации, в первую очередь человеческого потенциала, для успешного выживания в динамично меняющемся окружении. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям п специальностям. Представляет интерес для тех, кто работает в сфере бизнеса.

Формат: pdf ( 5 -е изд . - М.: 2014 . - 5 76 с.)

Размер: 3,7 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf / zip ( 4 -е изд . - М.: 2006 . - 670 с.)

Размер: 2 ,6 Мб

/ Download файл

Формат: doc / zip ( 3 -е изд . - М.: 2003 . - 528 с.)

Размер: 1,7 Мб

/ Download файл

Формат: pdf / zip ( 3 -е изд . - М.: 2003 . - 528 с.)

Размер: 4 ,0 2Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ (5- е изд., 2014)
Предисловие к пятому изданию 13
Вводная глава 17
1. Общая характеристика менеджмента 19
Организация и менеджмент 19
Позиция управления внутри организации 22
Менеджмент и внешнее окружение организации 28
Процесс управления организацией 30
Менеджер 32
2. Теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления 34
Управление как отношение 34
Управление как развивающаяся система 41
Содержание и логика развития управления 47
3. Развитие взглядов на менеджмент 53
«Одномерные» учения об управлении 55
«Синтетические» учения об управлении 63
Краткие выводы 68
РАЗДЕЛ I Человек и организация
ГЛАВА 1 Взаимодействие человека и организации 72
1.1. Подходы к установлению взаимодействия человека и организации 73
Модель взаимодействия человека и организационного окружения 73
Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения 75
1.2. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации 80
1.3. Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения 86
Восприятие человеком окружения 87
Критериальная основа поведения 97
Характеристика индивидуальности человека 105
ГЛАВА 2 Взаимодействие человека и группы 110
2.1. Общее понятие группы 110
2.2. Общая характеристика группы 113
2.3. Индивид и группа 120
ГЛАВА 3 Адаптация человека к организационному окружению и изменение его поведения 125
3.1. Вхождение человека в организацию 125
Обучение при вхождении в организацию 126
Влияние организации на процесс вхождения 128
3.2. Изменение поведения посредством научения 132
Научение поведению в организации 132
Процесс сознательного научения поведению в организации 137
Научение поведению и модификация поведения человека в организации 138
ГЛАВА 4 Мотивация деятельности 144
4.1. Общая характеристика мотивации 145
Что такое мотивация 145
Мотивационный процесс 152
4.2. Теории содержания мотивации 155
Теория иерархии потребностей Маслоу 156
Теория ERG Альдерфера 160
Теория приобретенных потребностей МакКлелланда 163
Теория двух факторов Герцберга 167
Обобщенный взгляд на теории содержания мотивации 169
4.3. Теории процесса мотивации 171
Теория ожидания 172
Теория постановки целей 180
Теория равенства 187
Концепция партисипативного управления 190
Краткие выводы 192
РАЗДЕЛ II Стратегия организации
ГЛАВА 5 Стратегическое управление организацией 195
5.1. Общая характеристика стратегического управления 196
Сущность стратегического управления 196
Система стратегического управления 199
5.2. Анализ сред 202
Анализ внешней среды 203
Анализ внутренней среды 209
Метод SWOT 212
ГЛАВА 6 Миссия и цели организации 217
6.1. Миссия организации 218
6.2. Цели организации 222
6.3. Установление целей 227
ГЛАВА 7 Стратегия фирмы 231
7.1. Типы стратегий бизнеса 232
Области выработки стратегии 232
Эталонные стратегии развития 234
7.2. Выработка стратегии фирмы 238
Шаги определения стратегии 238
Выбор стратегии 240
7.3. Выполнение стратегии 244
Стадии выполнения стратегии 244
Области проведения стратегических изменений 246
Проблемы проведения стратегических изменений 251
Мобилизация потенциала для выполнения стратегии 254
Краткие выводы 257
РАЗДЕЛ III Построение организации
ГЛАВА 8 Проектирование работы в организации 260
8.1. Функции управления организацией 261
Общие функции предприятия 261
Функция администрирования 263
Анализ функций управления 264
8.2. Проектирование работы 268
Концепция проектирования работы 268
Анализ работы 269
Параметры работы 272
Восприятие содержания работы 275
Технология и проектирование работы 276
8.3. Модели проектирования работы 279
Построение работы 280
Расширение масштаба работы 280
Ротация работы 281
Обогащение работы 282
Модель социотехнической системы 290
Выбор модели проектирования 293
ГЛАВА 9 Проектирование организации 295
9.1. Факторы проектирования организации 295
Внешняя среда 296
Технология работы 299
Стратегический выбор 303
9.2. Элементы проектирования организации 305
Разделение труда и специализация 306
Департаментизация и кооперация 308
Связи в организации и координация 319
Масштаб управляемости и контроля 325
Иерархия в организации и ее звенность 331
Распределение прав и ответственности 333
Централизация и децентрализация 334
Дифференциация и интеграция 337
ГЛАВА 10 Типы организаций и их структуры 342
10.1. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой 343
Механистический тип организации 343
Органический тип организации 345
10.2. Типы организаций по взаимодействию подразделений 347
Традиционная организация 347
Дивизиональная организация 349
Матричная организация 351
10.3. Типы организаций по взаимодействию с человеком 357
Корпоративная организация 358
Индивидуалистская организация 361
10.4. Новое в типах организаций 363
Эдхократическая организация 365
Многомерная организация 366
Партисипативная организация 370
Предпринимательская организация 375
Организация, ориентированная на рынок 377
Краткие выводы 385
РАЗДЕЛ IV Организационные процессы
ГЛАВА 11 Коммуникации, решения и конфликты 388
11.1. Коммуникации в управлении 389
Общее понятие 389
Процесс коммуникации 390
Коммуникационные сети 394
Коммуникационные стили 397
Невербальная коммуникация 399
11.2. Принятие решений 401
Общее понятие 401
Модели принятия решения 403
Процесс принятия управленческих решений 404
11.3. Управление конфликтом 412
Общее понятие 412
Типы конфликтов 413
Уровни конфликта в организации 414
Структурные методы управления конфликтом 419
ГЛАВА 12 Власть и лидерство 420
12.1. Власть и влияние 420
Общее понятие 420
Источники власти в организации 422
Власть и лидерство 426
12.2. Основы лидерства 427
Природа и определение понятия лидерства 427
Содержание понятия лидерства в управлении
организацией 430
Лидер и менеджер 435
Подходы к изучению лидерства 437
12.3. Традиционные концепции лидерства 439
Теория лидерских качеств 439
Концепции лидерского поведения 443
12.4. Концепции ситуационного лидерства 453
Континуум лидерского поведения Танненбаума - Шмидта 453
Модель ситуационного лидерства Фидлера 455
Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда 460
Модель лидерства «путь - цель» Хауза и Митчела 463
Модель ситуационного лидерства Стинсона - Джонсона 468
Ситуационная модель принятия решения Врума - Йеттона - Яго 469
Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства 472
12.5. Новое в теориях лидерства 474
Концепция атрибутивного лидерства (причинно-следственный подход к изучению лидерства) 474
Концепция харизматического лидерства 478
Концепция преобразующего лидерства, или лидерство для изменений 481
Краткие выводы 483
РАЗДЕЛ V Организационная культура и управление изменениями
ГЛАВА 13 Организационная культура 486
13.1. Концепция организационной культуры 487
Понятие и структура организационной культуры 487
Содержание организационной культуры 491
13.2. Развитие организационной культуры 496
Формирование организационной культуры 496
Поддержание организационной культуры 501
Изменение организационной культуры 505
13.3. Влияние культуры на организационную эффективность 509
Подходы к измерению влияния культуры 510
Соответствие культуры принятой стратегии 517
Управление организационной культурой 520
13.4. Национальное в организационной культуре 523
Системный подход 523
Модель Хофстида 525
Модель Лэйна и Дистефано 527
Модель Оучи 529
ГЛАВА 14 Управление изменениями 532
14.1. Причины и цели планируемых организационных изменений 533
Улучшение организационной адаптивности 534
Изменение индивидуального поведения 536
Причины для организационных изменений 537
14.2. Организационный диагноз и определение готовности к изменениям 539
Организационный диагноз 539
Определение готовности к изменениям 540
Принципы проведения изменений 541
14.3. Модели организационных изменений 542
Трехшаговая модель изменений 542
Модель «исследования-действия» 543
Модель планируемых изменений 545
14.4. Сопротивление организационным изменениям 547
Индивидуальное сопротивление изменениям 547
Организационное сопротивление изменениям 549
Преодоление сопротивления изменениям 550
14.5. Методы проведения организационных изменений 552
Методы, ориентированные на людей и культуру 553
Методы, ориентированные на задачи и технологии 558
Методы, ориентированные на структуру и стратегию 561
Этические проблемы проведения организационных изменений 565
Краткие выводы 565
Список литературы 569
Сведения об авторах 575

Учебник «Менеджмент» издается с 1992 г. и хорошо известен аудитории: его совокупный тираж составляет уже более 250 тысяч экземпляров.
Первые издания появились в годы бурных изменений в нашей стране, становления рыночной экономики, потока новой, в первую очередь зарубежной, информации о реальных механизмах функционирования бизнеса.
В тот период остро стояла задача пересмотра взглядов на преподавание экономических и управленческих дисциплин, подготовки специалистов, обладающих новыми, адекватными изменившейся ситуации знаниями.
Третье издание вышло в свет в 1998 г. Прошедшие годы принесли много нового в управленческую теорию, в практику бизнеса, выросли требования к уровню и качеству подготовки людей, принимающих управленческие решения. Окружающий мир очень быстро изменяется; набирают темп интеграционные процессы, реальностью стала глобализация хозяйственной жизни, бурно развиваются процессы информатизации.
Четвертое издание (2005 г.) было существенно переработано.


РЕКОМЕНДОВАНА ЛІТЕРАТУРА

  1. Абчук В. А. Азбука бизнеса (36 уроков предпринимательства и менеджмента). Л.: ЛФВИПРП, 1991.

  2. Айдинян КВ. Основы управления фирмой. - Можайск, 1992.

  3. Аксенова Е.А., Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Лукъянова Н.Ф., Талан М.В. Управление персоналом в системе государственной службы: Учебное пособие. - М.: ИПК госслужбы, 1997.

  4. Білоус С.Г. Менеджмент: конкурентоздатність та ефективність - К.. 1992.

  5. Блейк Р.Р., Моутон Д.С. Научные методы управления. Киев: Наукова думка, 1990.

  6. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: пер. с англ. / Под ред. Ю.Н.Каптуревского – СПб: Издательство «Питер», 1999.

  7. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией: Пер. с англ. Пособие для руководителя. - М.: АО "Инфра-М", 1995.

  8. Борманн Д., Воронина Л., Федерманн Л. Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. Гамбург: S+W, 1992.

  9. Борсук С.С. Культура управління, - К, КДТЕУ, 1992.

  10. Брасс А.А. основы менеджмента: Учебное пособие. – Мн. ИП «Экоперспектива», 1999.

  11. Вирсма Х. Менеджмент в подразделениях фирмы. - М.: Инфра-М, 1997.

  12. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – Мю: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 1997.

  13. Вершигора Е.Е. Мнеджмент: Учебное пособие. – М. 1999.

  14. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1995.

  15. Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент: Учеб. 3-е изд. М., 1998.

  16. Вудвок М.,Френсис Д. Раскрепощённый менеджер. - М.: Дело, 1991.

  17. Герчикова Р.Н. Менеджмент. М.: "Банки и биржи", 1995.

  18. Гольянов В.Т. Краткий курс менеджмента. - Самара 1992.

  19. Гончаров В. В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. - М.: МП "Сувенир", 1993.

  20. Глухов В. В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие. - СПб.: Специальная литература, 1995.

  21. Гроув Э. С. Высокоэффективный менеджмент: Пер. с ан. - М.: Филинь, 1996

  22. Дизель П.М., Раньян У.М.-К. Поведение человека в организации. - М.: Фонд “За экономическую грамотность”, 1993.

  23. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. Пер. С англ. - М.: Дело, 1996.

  24. Друкер П. Ф. Эффективный управляющий. - М.: СП "Бук Чембэр Интернэшнл", 1994. Друкер П. Ф. Управление нацеленное на результаты: Пер. с англ. М.: Технологическая шкала бизнеса, 1994.

  25. Жигалов В.Т., Шиманобська Л.М Основи менеджменту, управлінської діяльності. - К.: Вища шк. 1994,

  26. Завадський Й.С Менеджмент - К, УФіМБ. 1997.

  27. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990

  28. Евланов Л. Г, Теория и практика принятия решений. - М. Экономика, 1984.

  29. Кабушкин Н. И. Оновы менеджмента: Учебник. - Минск: БГЭУ, 1998.

  30. КрупновВ. И., КрупноваН.А. Менеджмент в бизнесе. - М.: Новости, 1990.

  31. Кузнецов Ю. В. Проблемы теории и практики менеджмента. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1994.

  32. Курочкин А. С. Организация управления предприятием: Учебник. - К.: МАУП-1996.

  33. Кунц Т., О"Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих
    функций. М.: Прогресс, 1981 Ладанов И. Д. Практический менеджмент. - М.: Изд-во "Элник", 1995.

  34. Лагоша Б.А., Шаркович В.Г., Дегтярева Т.Д. Методы и модели совершенствования организационных структур. М.: Наука, 1988.

  35. Лэнд П. Э. Менеджмент - искусство управлять: Пер. с англ. - М/ ИНФРА - М. 1995.

  36. Мартыненко Н.М. Менеджмент фирмы: Кн. Для предпринимателя: Для студентов экон. спец. вузов. – К: МП “Леся”, 1995.

  37. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: "Дело", 1995.

  38. Менеджмент в организациях: Сокр. пер. с англ. с 15-го изд./Г. Саймон, Д. Смитбург, В. Томпсон. - М.; Экономика, 1995.

  39. Менеджмент организаций. Под ред. З.П.Румянцевой и М.А.Соломатина. - М.: Инфра-М, 1995.

  40. Мошек Г.Є. Організація праці менеджера. - К.. КДТЕУ, 1995.

  41. Наука управляти: з icтopiiї менеджменту. Хрестоматія: Навч. посібник / Упорядник I. О. Сленов. - К.: Либідь, 1993.

  42. Сацков Н. Я. Методы и приёмы деятельности менеджера и бизнесмена. - К.: Ин-тут проксеологии, 1993.

  43. Сорснин А.С., Мельниченко Л.В. конспект лекций. К.: УФИМБ, 1998.

  44. Таунсенд Р. Секреты управления. М.: Интерконтакт, 1991.

  45. Толковый словарь по управлению. - М.: Изд-во "Алане", 1994.

  46. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саламатина. – М.: ИНФРА-М, 1999.

  47. Управление - это наука и исскуство: А, Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. - М.: Республика, 1992.

  48. Уткин Э. А. Профессия - менеджер. - М.: Экономика, 1992.

  49. Хміль Ф.І. Менеджмент – К.: Вища шк. – 1991.

  50. Фельзер Д.Б., Доброчевський О.В. Техніка роботи керівника. - К, Вища шк, 1993.