Выполненная транспортная работа и себестоимость перевозок. Себестоимость услуг автотранспортных предприятий

Себестоимость транспортной продукции– величина эксплуатационных расходов, приходящихся на единицу продукции (перевозки).Себестоимость продукции является одним из оценочных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия. Она служит важнейшим элементом отражения хозяйственной деятельности предприятия. Расходы, связанные с производством, образуют производственную себестоимость, а расходы, учитывающие при этом издержки обращения и реализации – полную себестоимость.

На транспорте различают себестоимость по видам перевозок и по видам деятельности. При этом выделяют индивидуальную и отраслевую себестоимость. Индивидуальную себестоимость формируют на транспортном предприятии и отражают конкретные расходы по осуществлению перевозок или других услуг. Отраслевая себестоимость представляет собой среднюю себестоимость продукции по отрасли, ее определяют делением расходов всех предприятий отрасли на общий объем перевозок.

Себестоимость транспортной продукции рассчитывается как отношение эксплуатационных расходов (расходы по основной эксплуатационной деятельности) транспортного средства к объему транспортной работы, выполненной этим транспортным средством. Себестоимость рассчитывается по следующей формуле:

1 ткм (1 т-мили):

(7.1)

Себестоимость погрузочно-разгрузочных работ:

(7.2)

где:S пер – себестоимость перевозки, руб/т (руб/ткм);

R- эксплуатационные расходы, руб.;

G - объем перевозки, т;

Gl– грузооборот, ткм

S прр – себестоимость погрузочно-разгрузочных работ, руб./т;

G прр – объем перегрузочных работ, т;

Себестоимость тонно-километра зависит от особен­ностей каждого вида груза. Так, себестоимость перевозки грузов с небольшим удельным весом значительно выше, чем тяжеловесных грузов. Высокие тарифные ставки устанавливаются на перевозку ско­ропортящихся продуктов, живой рыбы и тому подобных грузов. С учетом этих и некоторых других факторов все конкретные виды грузов объединены в разделы, группы и позиции.

Для расчета себестоимости единицы продукции по отдельным подразделениям конкретных предприятий применяют метод калькуляции затрат.

Калькуляция себестоимости перевозок или других видов транспортных услуг – это определение величины плановых или фактических затрат, приходящихся на единицу транспортной работы (продукции, услуг). Калькуляция производится по всем видам перевозок грузов и пассажиров, погрузочно-разгрузочных работ и других услуг с учетом особенностей их выполнения и порядка расчета с потребителями.

В качестве калькуляционной единицы на транспорте применяются натуральные показатели: одна тонна перегрузки, один тонно-километр, один пассажиро-километр, а также стоимостные – рубли доходов от соответствующих видов деятельности.

Применительно к транспортному производству различают два основных вида калькуляции: отчетную и расчетную.

Расчетная калькуляция относится к параметрической калькуляции и на транспорте представляется в виде проектной и нормативной. В качестве калькуляционной могут выступать не только единицы транспортной работы или доходов от выполненных транспортом услуг, но и единицы мощности транспортного средства, его грузоподъемности и др.

Отчетная калькуляция на видах транспорта традиционно предусматривает определение себестоимости перевозок и отдельных видов вспомогательных работ.

Основой этой калькуляции издержек является бухгалтерская отчетность транспортных предприятий.

Учет затрат ведется по отдельным учетным объектам. В зависимости от содержания затраты либо прямо в полном объеме относятся на соответствующий вид перевозок или вид деятельности, либо по определенной методике распределяются по видам перевозок или деятельности.

В отличие от отчетной расчетная калькуляция имеет своим объектом прогноз деятельности транспортного предприятия, определение эксплуатационных затрат, связанных с вариантами технических или технологических решений. Эти калькуляции предполагают первоначально определение состава операций анализируемого процесса. Например, применительно к процессу доставки массовых грузов это может быть выбор наилучшей схемы их доставки, когда весь процесс разбивается на отдельные технические и технологические операции.

Затраты на их использование могут рассчитываться в зависимости от использования в каждом варианте технических решений.

Выполнение расчетной калькуляции при решении таких задач требует наличия информации о стоимости потребляемых материальных и других ресурсов.

На самом деле это не сложно. И делать это надо обязательно. Денежки счет любят. Представьте себе перевозчика, который не в состоянии оценить плохой был для него год или хороший. Или экспедитора, который только по взмаху каких-нибудь палочек определяет стоимость перевозки. Вроде абсурд, но на практике такие люди встречаются и это не редкость. Мы такими быть не хотим и будем учиться считать нашу прибыль. Мы будем лучшие!

Наша задача:

  • научиться оценивать маршруты
  • научиться рассчитывать себестоимость грузоперевозок
  • подводить итоги работы за определенный период
  • рассчитать стоимость перевозки из пункта А в пункт Б
  • стать круче и повысить свой профессиональный навык

Теория

В теории я напишу пункты, которые попадают в расчет на больших расстояниях. Например, при оценке стоимости конкретного заказа на цену может повлиять скорость выгрузки или способ оплаты. А мы напишем только основу основ всех подсчетов. А дальше каждый для себя сам посчитает и найдет свои подходящие пункты, необходимы для более точных данных.

Основные (стандартные):
Период – Определенный промежуток времени, за который мы делаем расчет.
Пример: период 1 год. (253 рабочих дня)
Пробег — Общий (холостой пробег включен) средний пробег автотранспорта (1 единица) за период. Кто за какой период делает расчет.
Пример: пробег 150 000 км (Это средний пробег одной единицы транспорта за период).
Валовый доход — заработок за пробег (без учета расходов). Для наглядности выражают валовый доход за 1 км.
Пример: валовый доход 29 рублей за 1 км. (Это заработок за 1 км. пробега, без вычета расходов).

Расход по транспорту:
ДТ (топливо) – Затраты на дизельное топливо за пробег.
Пример: 35 литров на 100 км. 150 000 / 100 х 35 х 31 руб за литр= 1 627 500 рублей.
Резина – средства которые заменят износ резины (При подсчете не забывайте о резине которую скоро надо менять, но время еще не пришло. Ведь она тоже получила износ. Просто ее износ еще не достиг 100%).
Пример: резина 10 шт. х 11 000 рублей = 110 000 рублей. (Это затраты на резину за указанный пробег).
Замена масла – денежки, которые мы отдали на замену масла. (При подсчете помните что в расчет должны входить все затраты на масло, обратите внимание на пример)
Пример: 7.5 раз х (200 руб. х 40 л.) = 60 000 рублей (затраты на замену масла за пробег).
Фильтра топливные = 15 раз х 1000 руб. = 15 000 рублей.
Фильтра масляные = 7.5 раз х 3000 руб. = 22 500 рублей.
Ремонтный фонд – сюда входит ремонт и замена расходников. 30 000 рублей на 10 000 км.
Пример: 150000: 10000 х 30000 = 450 000 руб.
Амортизация – износ основных средств. Износ тягача и полуприцепа.
1: 60 месяцев х 100% = 1.67% — месячная норма амортизации. (60 месяцев это срок полезного использования транспортного средства, Вы можете поставить свой срок.).
(3 600 000 цена сцепки х 1.67: 100) ежемесячные отчисления х 12 = 721440 руб. в год.
Итого: 20 рублей за 1 км.

Расход по работнику (водитель):
Зарплата 3 рубля/км.
Отчисления на зарплату 34 % = 3/100х34 = 1.02 руб/км.
Командировочные 370 рублей в сутки х 253 рабочих дня = 93610 рублей.
Итого: 4.64 рубля за 1 км.

Расход на связь/офис/другое:
Связь — (440 интернет + 1600 мобильные + 3600 факс, стационарный номер) расходы на связь за один месяц х 12 = 67680 рублей.
Офис – 6000 рублей за 1 месяц х 12 = 72 000 рублей
Другое – расходники (принтер, факс, тонер, страховка …), налоги, другие непредвиденные расходы.
Пример: 150 000 / 100 х 12 = 522 000 рублей в год.
Итого: 661680 рублей или 4.41 рубля за 1 км.

Практика?

Вот я тут вроде бы в теории для самых самых маленьких расписал. Но все же давайте подведем итоги наших небольших примеров.

Период: 1 год (253 рабочих дня)
Пробег: 150 000 км.
Валовый доход: 29 руб/км.
29 — Расход по транспорту: 20 руб/км. — Расход по работнику: 4.64 руб/км. — Расход на связь/офис/другое: 4.41 руб/км. = — 0.05 руб/км .

Минус 5 копеек за каждый километр. За год работы мы в минусе 7500 рублей. Не ожидали? А так часто бывает! Сколько я встречал на своем жизненном пути таких горе-перевозчиков. Поэтому очень важно правильно уметь рассчитывать стоимость перевозки. Что бы в конце не получить отрицательный баланс. Конечно, многие скажут, что в примере завышены цифры с амортизацией и вообще транспорт только дорожает. Но видимо Вы, не учитываете ежегодную инфляцию.

На самом деле это не вопрос. Ответ на него уже дан в этой статье. Все точные цифры можно получить только на практике, запуская машину в рейс, но если подумать и напрячь серое вещество можно легко спрогнозировать свои затраты на определенные маршруты. Подсчитайте себестоимость перевозки под свой транспорт и текущие цены на топливо, налоги, ремонт, другие расходники, аренду. Добавьте 30% рентабельности в год и Вы получите оптимальную стоимость оплаты за километр.

Совет(!) : необходимо рассчитывать стоимость услуг так, что бы на длинной дистанции быть в плюсе.

Например: Вам предложили поехать в Урюпинск за 1000 км. Ваш оптимальный валовый доход 35 руб/км. И кажется что все просто, 1000 х 35 = наша стоимость перевозки. Но нет. Это только так может считать житель Урюпинска, который уже бабла заработал и домой возвращается и денег лишь бы на топливо и к дочке на день рождение успеть да цветы купить. Да и то, он себе цену знает и поедет намного дороже.

Ну и как тут быть? За сколько поехать? А вот тут и надо проявить дальновидность. Оцените близ лежащие крупные города и ставки домой. Рассчитайте круг по своему валу. И объявите стоимость заказчику. Ну не дармовозы мы! И он Вас поймет. Конечно бывают крупные заказчики. Которым надо сделать скидку в таких направлениях, что бы выиграть потом в других. Но это уже другая история.

Не ну реально же все уже написано. Вы че еще не научились? Бегом в комментарии и пишем вопросы и спасибо.

УДК 656.13:658 (075.8)

АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

© Н.В.Тарханова1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрена методика оценки себестоимости транспортных услуг. Анализ себестоимости транспортных услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости. Приведен поэтапный анализ себестоимости транспортных услуг на примере транспортного предприятия. Как результат: анализ себестоимости транспортных услуг помогает выяснить, по каким статьям затрат получена экономия средств, а по каким - перерасход, какие факторы и в какой степени повлияли на величину себестоимости.

Ключевые слова: анализ себестоимости транспортных услуг; анализ общей суммы затрат; перерасход средств; резервы снижения себестоимости; технико-эксплуатационные показатели.

TRANSPORT SERVICE COST ANALYSIS N.V. Tarkhanova

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The procedure of transport service cost analysis is considered. The analysis of transport service cost allows to determine the alteration trends in this indicator, as well as to evaluate enterprise performance according to the use of the possibilities to reduce costs. A stage-by-stage analysis of transport service cost is given for the case of a transport enterprise. It is concluded that the analysis of transport service cost facilitates the identification of the items on which cost savings or cost overruns are obtained. It also shows the factors and extent of their influence on the cost amount. Keywords: analysis of transport service cost; analysis of total cost; cost overrun; cost reduction reserves; technical and performance indicators.

Введение

Себестоимость транспортных услуг является основным экономическим показателем, характеризующим эффективность использования всех видов ресурсов, используемых для осуществления перевозок автомобильным транспортом (других работ и услуг, выполняемых автомобильным транспортом). Кроме того, уровень и структура себестоимости представляют собой основу для построения тарифов на перевозки.

В себестоимость транспортных услуг автомобильного транспорта включаются: текущие затраты трудовых и материальных ресурсов; затраты по воспроизводству основных производственных фондов; затраты, связанные с необходимым кадровым обеспечением, включая расходы на управление, обеспечение сохранности имущества, соблюдение необходимых требований по охране окружающей среды, вы-

полнение обязательств перед банком по предоставленным кредитам, налоги и сборы .

На автомобильном транспорте при учете и калькулировании себестоимости перевозочных услуг применяется следующая группировка по статьям затрат:

1. Затраты, непосредственно связанные с перевозками и производством других работ и услуг, в том числе:

Заработная плата водителей автомобилей (грузовых, автобусов, легковых такси) и кондукторов автобусов;

Отчисления на социальные нужды;

Автомобильное топливо;

Смазочные и прочие эксплуатационные материалы;

Износ и ремонт автомобильной резины;

Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей;

Амортизация подвижного состава.

Тарханова Наталья Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: (S952) 4051S5, e-mail: [email protected]

Tarkhanova Natalia, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: (S952) 4051S5, e-mail: [email protected]

2. Общехозяйственные расходы.

Анализ себестоимости транспортных услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости.

Основными задачами учета и калькулирования себестоимости являются:

1. Полное, достоверное и своевременное отражение фактических расходов на транспортные услуги, выполняемые различными видами автомобильного транспорта.

2. Выявление фактических расходов: по видам перевозок (грузовым, пассажирским); отдельным предприятиям (структурным единицам) и их частям (цехам, бригадам, арендным коллективам); видам оплаты работ (грузовым автомобилям, работающим по тарифу за тонну перевезенного груза; автобусам, работающим по тарифу за пассажиро-километр, в том числе по автобусам, работающим на городских маршрутах; грузовым автомобилям и автобусам, работающим с оплатой по почасовому тарифу; легковым таксомоторам) .

3. Контроль за рациональным использованием материальных, трудовых затрат и денежных средств, расходуемых в процессе перевозок грузов и пассажиров.

4. Выявление ресурсов сокращения

5. Единообразное определение состава затрат, образующих себестоимость перевозок и других работ (услуг) автомобильного транспорта.

6. Применение единых в своей основе методов учета и калькулирования производственных затрат, обеспечивающих наиболее правильное исчисление себестоимости перевозок, с использованием обоснованных способов распределения затрат между объектами калькуляции.

Данные учета затрат используются для анализа хозяйственной деятельности предприятий и их подразделений, организации внутреннего хозяйственного расчета, правильного определения величины взимаемого с предприятий налога, а также для

установления фактической эффективности проводимых организационно-технических мероприятий.

Таким образом, анализ себестоимости транспортных услуг должен помочь выяснить, по каким статьям затрат получена экономия средств, а по каким - перерасход, какие факторы и в какой степени повлияли на величину себестоимости.

Оценка общей суммы затрат

На первом этапе анализа себестоимости транспортных услуг проводится оценка общей суммы затрат с помощью приема выравнивания начальных точек анализа. Сущность приема выравнивания начальных точек анализа заключается в пересчете результирующих показателей, при этом показатели-факторы в расчетной формуле проставляются в отчетном значении, если они не зависят от деятельности предприятия, и - в плановом значении, если они зависят от деятельности предприятия. Для выполнения расчетов необходимо иметь сведения о выполнении плана по статьям калькуляции себестоимости транспортных услуг (табл. 1).

Аналитическая сумма затрат определяется по формулам :

Са = ФЗПав + Сапер + Сапост;

Пер " П1общ. Qa

где Са - аналитическая сумма затрат, руб.; ФЗПав - аналитическая сумма фонда заработной платы водителей, руб.; Сапер - аналитическая сумма переменных затрат, руб.; П/общ - процент выполнения плана по общему пробегу; Сапост - аналитическая сумма постоянных затрат, руб.

В результате расчетов, для анализа используются следующие величины: плановая, аналитическая и отчетная. Исходя из этих величин, определяется абсолютное, относительное и допустимое отклонение (табл. 2).

Абсолютное отклонение (А) определяется как разница между отчетной и плановой величинами.

Таблица 1

Общая сумма затрат по статьям калькуляции себестоимости транспортных услуг

Статьи затрат, тыс. руб.: План Отчет Процент выполнения,%

1. Условно-постоянные затраты, в т.ч.: ФЗПв; страховые взносы в фонды 120,200 136,980 113,960

2. Переменные затраты, в т.ч.: топливо смазочные материалы износ и ремонт шин ТО и ТР 101,048 2,695 33,871 127,189 120,472 3,512 41,576 128,389 119,223 130,276 123,281 100,944

3. Постоянные затраты, в т.ч.: общехозяйственные расходы, амортизационные отчисления. 48,995 60,641 123,770

Итого статьи затрат, тыс. руб.: 400,127 491,570 122,853

Таблица 2

Расчет отклонений общей суммы затрат_

Статья затрат Аналитическая величина Отклонение, тыс. руб.

1. Условно-постоянные затраты, в т.ч.: ФЗПв; страховые взносы в фонды 83,418 16,780 -36,780 53,562

2. Переменные расходы: - топливо - смазочные материалы - износ и ремонт шин - ТО и ТР 106,71 2,846 35,712 134,315 19,424 0,817 7,885 0,600 5,662 0,151 1,898 7,126 13,762 0,666 5,987 -5,926

3. Постоянные затраты, в т.ч.: общехозяйственные расходы, амортизационные отчисления 48,995 11,646 0 11,646

Всего 411,996 57,152 -21,943 79,695

Относительное отклонение (О) определяется как разница между отчетной величиной и аналитической.

Допустимое отклонение (Д) определяется как разница между аналитической величиной и плановой.

Допустимое отклонение формируется за счет показателей-факторов, не зависящих от деятельности предприятия, а относительное - за счет показателей-факторов, зависящих от деятельности предприятия. Таким образом, абсолютное отклонение от плана анализируемого показателя при помощи приема выравнивания начальных точек анализа разграничивается на две части: одна показывает, насколько

изменился анализируемый показатель за счет причин, зависящих от предприятия, а другая часть - по причинам, не зависящим от него. На данном этапе анализа необходимо определить конкретные причины экономии и перерасхода средств по статьям затрат.

Определение влияния отклонений на общую сумму затрат

На следующем этапе анализа определяется влияние отклонений на общую сумму затрат. Определив влияние отклонений на общую сумму затрат, следует рассчитать перерасход средств по статьям затрат по причинам, зависящим от деятельности предприятия (табл. 3).

Таблица 3

Влияние отклонений на общую сумму затрат_

Влияние отклонений на общую сумму

Статья затрат зат рат, %

А Д О Перерасход

1. Условно-постоянные затраты, в т.ч.: ФЗПв; страховые взносы в фонды 3,81 -8,35 12,16 36,306

2. Переменные расходы: - топливо 4,41 1,29 3,12 3,153

Смазочные материалы - износ и ремонт шин - ТО и ТР 0,19 1,79 0,14 0,03 0,43 1,62 0,15 1,36 -1,34 0,004 0,461

3. Постоянные затраты, в т.ч.: общехозяйственные расходы, 2,64 0 2,64 1,290

амортизационные отчисления.

Всего 12,97 -4,98 18,09 41,214

Для расчета перерасхода используется следующая формула:

перерасх

О. с. ci " 100 г

где О/ - влияние относительного отклонения на /-ю статью затрат, %; С/ - затраты по /-ой статье затрат, руб.

Таким образом, анализ себестоимости транспортных услуг показал, по каким статьям затрат получена экономия средств, а по каким - перерасход, какие статьи затрат и в какой степени повлияли на величину общей себестоимости. В данном примере в целом по предприятию наблюдается перерасход средств (отчетная сумма затрат больше плановой на 57,152 тыс. руб.). По причинам, зависящим от предприятия, наблюдается перерасход на 79,695 тыс. руб. за счет превышения затрат на ФЗПв и другие переменные и постоянные расходы, а по причинам, не зависящим от предприятия, - экономия на 21,943 тыс. руб. за счет снижения численности работников. Перерасход по статье «топливо» -13,762 тыс. руб., 3,12% - происходит по причине отсутствия контроля за расходованием топлива в бригадах, увеличения общего пробега автомобилей, несоблюдения нормативов при планировании. Отсутствие контроля за расходованием материалов привело к перерасходу по статье

«смазочные материалы» - 0,666 тыс. руб., 0,15%. Перерасход по статье «износ и ремонт шин» - 5,987 тыс. руб., 1,36%. Основные причины: снабжение предприятия некачественными шинами, недостаточное количество оборудования для ремонта шин. Причиной экономии по ТО и Р на 5,926 тыс. руб., -1,34%, является снижение заявок на текущий ремонт, что говорит о наличии автомобилей с малым сроком службы и о соблюдении нормативов. Общехозяйственные расходы возросли на 11,646 тыс. руб., что свидетельствует о необходимости улучшения методов планирования, экономии материальных и денежных средств, совершенствовании системы управления предприятия, а также об уменьшении доли общехозяйственных расходов, приходящихся на единицу транспортной работы.

Изменение затрат и объема выполненной работы

На следующем этапе анализа определяется влияние на себестоимость изменения затрат и объема выполненной работы.

Выражение (100) учитывает обратно пропорциональную зависимость между величиной себестоимости и процентом выполнения плана по тонно-километрам.

Выражение (100 * О) отражает

влияние на себестоимость относительного отклонения по сумме затрат (Ос) и грузооборота (пассажирооборота, платных километров) и определяет величину относительных отклонений в себестоимости (Об).

Выражение (100 *Дс) отражает

влияние допустимых отклонений по смете затрат (Дс) и грузооборота (пассажирообо-рота, платных километров) .

Выражение

* 100 характе-

ризует влияние только выполнения плана по грузообороту (пассажирообороту, платным километрам).

Таким образом, влияние на себестоимость изменения затрат и объема выполненной работы рассчитывается по следующей формуле :

где Пр - процент выполнения плана по объему выполненной транспортной работы, ткм (пасскм); Л Sp - влияние на себестоимость изменения объема выполненной работы; Л Sс - влияние на себестоимость изменения затрат; Дs - допустимое отклонение по себестоимости, %.

Используя результаты расчетов (табл. 3), определим влияние на себестоимость изменения затрат и объема выполненной работы, при этом Пр = 39,747 тыс. ткм.

1) 400 = 45,51 -12,53 +

151,59 = 184,57%.

Влияние общей суммы затрат на изменение себестоимости:

(-4,98) = 32,98%.

Относительное отклонение по себестоимости:

О, = 18"09-10° = 45,51%.

Допустимое отклонение по себесто-

1) -100 = 139,06%.

Влияние объема выполненной работы на изменение себестоимости:

1)-100 = 151,59%.

Общую картину влияния факторов на себестоимость перевозок можно проиллюстрировать (рис. 1).

Рис. 1. Влияние на себестоимость изменения затрат и объема выполненной работы, %

За счет изменения общей суммы затрат себестоимость выросла на 32,98%. Перерасход средств повлек за собой увеличение себестоимости на 45,51%, однако снижению этого значения способствовало допустимое отклонение -12,53%. Объем выполненной работы способствовал росту себестоимости на 151,59%, так как план по грузообороту был выполнен только на 39,747%. Таким образом, общее увеличение себестоимости составляет 184,57%.

Детализация себестоимости по статьям затрат, то есть влияние затрат, скорректированное на влияние грузооборота, представлено на рис. 2.

Рис. 2. Формирование

Таким образом, повышение себестоимости за счет изменения общей суммы затрат составило 32,98%. При этом за счет превышения затрат по ФЗПв, на топливо, смазочные материалы, износ шин, ТО и Р, а также за счет превышения запланированных постоянных расходов себестоимость возросла соответственно на 9,58, 11,10, 0,46, 4,50, 0,70 и 6,64%. Повышение себестоимости за счет превышения общей суммы затрат - отрицательный момент в работе транспортного предприятия.

На заключительном этапе анализа себестоимости транспортных услуг для аналитика целесообразным является: определить основные резервы снижения себестоимости, предложить комплекс мероприятий по снижению этого показателя .

Бсизн (4.50%) величины А Эс, %

В данном случае для снижения себестоимости необходимо пересмотреть организацию транспортного процесса, повысить уровень технико-эксплуатационных показателей. Основными резервами снижения себестоимости перевозок могут являться: рационализация маршрутов перевозок - увеличение; увеличение коэффициента выпуска автомобилей на линию; сокращение простоев под погрузкой и разгрузкой - механизация погрузо-разгрузочных работ; повышение роли моральной и материальной заинтересованности работников; рациональное, эффективное использование материальных и финансовых ресурсов; совершенствование структуры управления транспортного предприятия.

Статья поступила 30.11.2015 г.

Библиографический список

1. Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта (утв. Минтрансом РФ 29.08.1995) [Электронный ресурс]. URL: //www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_24867/ (25.09.2015).

2. Малеева А.В., Томаревская О.Г., Симакова Н.В. Анализ производственно-финансовой деятельности АТП. М.: Транспорт, 1990. 319 с.

3. Тарханова Н.В., Яценко С.А., Колганов С.В. Анализ хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий: учеб. Пособие. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. 106 с.

4. Яценко С.А. Качество логистики с позиций обслуживания клиентуры в транспортно-логистических компаниях // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2014. № 19 (146). Вып. 9. С. 88-91.

    Общая характеристика затрат (издержек) на производство продукции (услуг).

1.Общая характеристика затрат (издержек) на производство продукции (услуг).

Издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной деятельности.

В странах с развитыми рыночными отношениями существуют два подхода к оценке издержек: бухгалтерский и экономический. Бухгалтерские издержки представляют собой стоимость израсходованных ресурсов, измеренных в фактических ценах их приобретения. Экономические издержки – это количество (стоимость) других продуктов (работ и услуг), от которых следует отказаться или которыми следует пожертвовать, чтобы получить какое-то количество данного продукта.Для отечественной экономики характерен бухгалтерский подход к оценке издержек. Если принять это во внимание, то термины «издержки» и «затраты» можно считать синонимами.

Для целей учета затраты классифицируют по различным признакам.

По экономической роли в процессе производства затраты можно разделить на основные и накладные. К основным относятся затраты, связанные непосредственно с технологическим процессом, а также с содержанием и эксплуатацией орудий труда. К накладным – расходы на обслуживание и управление производственным процессом.

По методу отнесения затрат на производство конкретного продукта (работ и услуг) выделяют прямые и косвенные затраты. Прямые – это затраты, связанные с изготовлением только данного вида работ и услуг и относимые непосредственно на себестоимость данного вида услуг. Косвенные затраты при наличии нескольких видов продукции (работ и услуг) не могут быть отнесены непосредственно ни к одному из них и подлежат распределению косвенным путем.

По отношению к объему производства продукции затраты подразделяются: на переменные и постоянные. Переменные затраты – это затраты, общая величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации. Под постоянными затратами понимают такие затраты, сумма которых в данный период времени не зависит непосредственно от объема и структуры производства и реализации. К переменным обычно относят затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, часть трудовых ресурсов, т.е. те издержки, уровень которых изменяется с изменением объема производства. К постоянным издержкам относятся: отчисления на амортизацию, арендная плата, заработная плата управленческого персонала и прочие затраты, которые имеют место, даже если предприятие не производит продукцию. В определенном диапазоне выпуска общая сумма этих издержек остается практически неизменной.

Что касается средних постоянных издержек (на единицу продукции), они снижаются с ростом объема производства и увеличиваются – при его снижении.

Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки предприятия. С увеличением объема производства и реализации продукции валовые издержки на единицу продукции снижаются за счет снижения постоянных расходов. Транспортные издержки производства включают расходы на перевозку грузов и пассажиров, на погрузочно-разгрузочные работы, расходы на экспедирование грузов и др. Издержки производства и себестоимость продукции имеют тенденцию к постоянному сближению, но отличаются друг от друга.

    Себестоимость продукции транспорта. Классификация затрат, включаемых в себестоимость перевозок.

Под себестоимостью понимают затраты, приходящиеся на единицу продукции. В себестоимость входят потребленные оборотные средства, доля основных фондов в виде амортизационных отчислений, заработная плата работающих и отчисления на социальное страхование. Себестоимость продукции является одним из оценочных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия. Она служит важнейшим элементом отражения хозяйственной деятельности предприятия. На себестоимость влияет много различных факторов (размер партии грузов, тип подвижного состава, расстояния перевозки, способ производства погрузочно-разгрузочных работ, обеспеченность загрузки подвижного состава в обратном направлении, организация управления перевозками), поэтому ее величина может быть неодинакова для автотранспортных предприятий, выполняющих одни и те же перевозки.

На транспорте различают себестоимость по видам перевозок и по видам деятельности. При этом выделяют индивидуальную и отраслевую себестоимость. Индивидуальную себестоимость формируют на предприятии и отражают конкретные расходы по осуществлению перевозок или услуг. Отраслевая себестоимость представляет собой среднюю себестоимость продукции по отрасли, ее определяют делением расходов всех ПТ отрасли на общий объем перевозок.

При определении себестоимости перевозок учитываю расходы, связанные с перемещением грузов и пассажиров, однако не все элементы транспортного процесса находят отражение в себестоимости автомобильных перевозок. К ним относятся расходы: на погрузочно-разгрузочные работы, ремонт и содержание автомобильных дорог, организацию и обеспечение безопасности движения подвижного состава.

Затраты на перевозку груза складываются из расходов на начально-конечные операции и расходов на его транспортировку. Расходы на начально-конечные операции включают в себя затраты, связанные, например, с формированием составов, погрузкой и разгрузкой их на пунктах отправки и прибытия груза. Движенческие операции включают в себя расходы по передвижению груза, по содержанию путей сообщения, энергетического хозяйства, связи и др.

Расходы на начально-конечные операции не связаны с дальностью перевозки и зависят только от объема груза, поэтому в расчете на 1 т они остаются постоянными.

Движенческие расходы зависят от дальности перевозки. В расчете на 1 т груза они возрастают прямо пропорционально расстоянию перевозки. Таким образом, расходы по перевозке складываются из расходов по начально-конечным операциям и движенческих расходов.

Себестоимость транспортной продукции может быть представлена следующей формулой:

С = Р + З*Д,

где С – себестоимость перевозки 1 т груза; Р – расходы на начально-конечные операции на 1 т груза; 3 – затраты на передвижение 1 т груза на 1 км; Д – расстояние, км.

Отсюда себестоимость тонно-километра грузооборота транспорта вычисляют по формуле:

С = Р/Д + З.

С увеличением расстояния перевозки себестоимость тонно-километра снижается. Это зависит от сокращения доли расхода на начальные и конечные операции, приходящиеся на каждый тонна-километр. Грузовые транспортные тарифы определяют как сумму себестоимости тонно-километра грузооборота и прибыли, необходимой для нормальной работы транспорта в условиях расширенного воспроизводства.

При выборе эффективного вида транспорта по осуществлению перевозок грузов в себестоимости необходимо учитывать и эти элементы транспортного процесса.

Полную себестоимость перевозок в гривнах (грн.) на единицу продукции определяют по формуле:

С пол = (Сэк+Сдор+Спр) / W

где C ЭК - сумма эксплуатационных расходов подвижного состава, грн.; С ДОР – сумма расходов по ремонту и содержанию дорог; С ПР - сумма расходов на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, грн.;W- объем транспортной продукции (ткм, пасс.-км, платные километры).

Расчет эксплуатационных расходов включает в себя: переменные и постоянные расходы, а также заработную плату водителей. Переменные расходы рассчитывают на 1 км пробега и включают затраты на горюче-смазочные и другие эксплуатационные материалы для автомобилей, затраты на восстановление износа и ремонт шин, затраты на ТО и ТР подвижного состава, амортизационные отчисления по подвижному составу.

Постоянные расходы рассчитывают в гривнах на 1 авт.-ч. работы и включают: расходы на амортизацию подвижного состава в части, идущей на восстановление подвижного состава (по грузовым автомобилям грузоподъемностью до 2 т, легковым автомобилям, кроме такси, автобусам особо малого класса, специальным автомобилям).

Величину расходов на механизированные погрузочно-разгрузочные работы определяют по видам затрат:заработная плата; расходы на топливо или электроэнергию для погрузочно-разгрузочных машин; расходы на смазочные и другие эксплуатационные материалы; расходы на техническое обслуживание и ремонт машин; амортизационные отчисления и накладные расходы.

Смета затрат на экспедирование грузов и погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые ПТ, составляются отдельно. После того, как рассчитаны расходы по каждой статье, определяют себестоимость перевозок делением суммы расходов (S) посодержанию автомобильного парка за определенный период времени (Р ТКМ) на выполненную транспортную работу за то же время:

– для грузовых ПАТ (грн. /ткм)

С = ∑ S/∑P ТКМ

Приняв за расчетный период времени один час (ч), можно определить общую сумму расходов (грн.) на выполнение транспортной работы:

∑S = S пер+S пост,

где S пост, S пер - сумма постоянных и переменных расходов на 1 ч работы, грн.

S пер =Спер*Vэ, гдеСпер - сумма переменных расходов на 1 км пробега, грн.;Vэ -эксплуатационная скорость. Подставив полученные значения в формулу, определяют величину расходов на транспортную работу (грн.).

∑S = Спер*Vэ +S пост,

Тогда себестоимость автомобильных перевозок для грузовых АТП (грн./ткм):

С =С пер*Vэ +Sпост/∑P ТКМ

При работе грузовых автомобилей с оплатой за 1 ч работы или 1 км

пробега необходимо определить себестоимость в грн. 1 авто-час или 1 км

Сач=Спер*Vэ+Sпост,

Cкм = Спер *Vэ+Sпост/Vэ =S пер +Sпост/Vэ

Классификация затрат, включаемых в себестоимость перевозок.

Затраты по основной деятельности на автомобильном транспорте классифицируются по ряду признаков:

– по статьям и элементам затрат;

– по видам перевозок: грузовым, пассажирским (автобусным, таксомоторным) и другим видам работ;

– по видам оплаты работ: грузовым автомобилям, работающим по тарифу за 1 тонну перевозимого груза; грузовым автомобилям, работающим по часовому тарифу; грузовым автомобилям, работающим с оплатой за авто-тонно-час; автобусам, работающим по почасовому тарифу.

Классификация расходов по статьям и элементам затрат, а также видам перевозок, позволяет предприятиям знать структуру затрат, направления расходования материальных, трудовых и денежных средств. Группировку по статьям затрат используют для калькуляции и учета себестоимости перевозок (работ, услуг), своевременной и полной оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия, определения расходов по отдельным звеньям транспортного процесса.

Группировка расходов по элементам затрат

Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируют в соответствии с их экономическим содержанием по элементам. Группировка по элементам затрат необходима для выявления фактического расходования в производственном процессе предприятий материальных, трудовых и финансовых ресурсов, определения потребности предприятия в этих ресурсах для осуществления перевозок автомобильным транспортом, выполнения работ (по транспортно-экспедиционному обеспечению).

Все затраты, образующие себестоимость перевозок транспортом, группируют (в соответствии с их экономическим содержанием) по следующим элементам затрат: на оплату труда; единый социальный налог; материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); амортизацию основных фондов; прочие затраты.

На транспортных предприятиях различают два основных вида себестоимости - плановую и отчетную.

Плановая себестоимость (базируется на нормативном методе учета) определяет плановый уровень затрат на единицу работы транспортной продукции по отдельным статьям затрат, исходя из прогрессивных норм и нормативов затрат труда, материалов, топлива, использования оборудования.

Отчетная себестоимость – это сумма затрат на единицу продукции (работы) за календарный период, определенная по данным бухгалтерского учета. Отчетная себестоимость дает возможность проверить, как выполняется план по себестоимости продукции, какие отклонения от плана имеют место по отдельным статьям затрат на отдельных участках производства.

Задача плановой и отчетной себестоимости - выявить причинную связь, которая влияет на возникновение экономии или перерасхода денежных средств, определить место возникновения отклонения, а также абсолютную величину себестоимости единицы продукции.

Чтобы правильно планировать учет и анализировать себестоимость продукции автотранспортных предприятий, необходимо пользоваться научно обоснованными нормативными материалами и трудовыми затратами.

Нормативный метод учета затрат является первоосновой определения себестоимости и обеспечивает возможность быстрого контроля за выполнением качественных и количественных показателей. Он дает возможность рассматривать себестоимость соответственно статьям затрат по типам и моделям автомобилей, видам: изготовляемых запасных частей, работам на выполнение ремонтов и определить экономический эффект использования каждого автомобиля (автопоезда), станка, производственной единицы по такому показателю, как прибыль.

    Учет и калькуляция себестоимости перевозок. Снижение себестоимости перевозок в результате технико-экономических факторов.

С целью контроля за затратами по местам их формирования, направлениям и определения затрат в расчете на единицу определенного вид продукции и применяется классификация затрат по калькуляционным статьям расходов.

Калькуляция себестоимости перевозок или других видов транспортных услуг - это определение величины плановых или фактических затрат, приходящихся на единицу транспортной работы (продукции, услуг). Калькуляция производится по всем видам перевозок и услуг с учетом особенностей их выполнения и порядка расчета с потребителями.

На стадии планирования для калькуляции себестоимости перевозок используют данные транспортно-финансового плана деятельности предприятия (плана экономического и социального развития предприятия), в частности, данные плана перевозок, производственной программы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта подвижного состава, плана по труду и заработной плате, материально-технического снабжения и финансового плана.

В зависимости от вида транспортных услуг и форм их оплаты устанавливают калькуляционную единицу. На транспорте при учете и калькуляции себестоимости перевозок (работ, услуг) применяется следующая группировка по статьям затрат:

а)затраты, непосредственно связанные с перевозками и производством других работ и услуг, в том числе:

– заработная плата водителей (грузовых автомобилей, автобусов, легковых такси) и кондукторов автобусов;

– отчисления единого социального налога;

– автомобильное топливо;

– смазочные и прочие эксплуатационные материалы;

– износ и ремонт автомобильной резины;

– техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей;

– амортизация подвижного состава;

б) общехозяйственные расходы. Основными задачами учета и калькуляции себестоимости перевозов

являются:

– своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов на перевозки, другие работы и услуги, выполняемые различными видами автомобильного транспорта;

– выявление фактических расходов по видам перевозок отдельным предприятием и их частям, видам оплаты работ;

– контроль рационального использования трудовых затрат, материальных ресурсов и денежных средств, расходуемых в процессе перевозок грузов и пассажиров и выполнения работ и услуг, в том числе подсобно-вспомогательными производствами, и выявление ресурсов сокращения затрат;

– единообразное определение состава затрат, образующих себестоимость перевозок и других работ автомобильного транспорта;

– применение единых в своей основе методов учета и калькуляции производственных затрат, обеспечивающих наиболее правильное исчисление себестоимости перевозок в разрезе статей расходов и элементов затрат с применением обоснованных способов распределения затрат между объектами калькуляции.

Данные учета затрат используются для анализа хозяйственной деятельности предприятий и их подразделений, организации внутреннего хозяйственного расчета, правильного определения величины взимаемого с предприятий налога, а также для установления фактической эффективности проводимых организационно-технических мероприятий.

В зависимости от порядка отнесения на себестоимость перевозок затраты подразделяются на прямые, непосредственно относимые на соответствующие виды перевозок, и распределяемые (или косвенные).

Прямые затраты (по статьям: заработная плата водителей автомобилей, отчисления единого социального налога, автомобильное топливо, смазочные и прочие эксплуатационные материалы, износ и ремонт автомобильной резины, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, амортизация подвижного состава) непосредственно включают в состав затрат на грузовые перевозки или прочие виды деятельности.

Косвенные затраты (по статье «Общехозяйственные расходы») в части, приходящейся на затраты по управлению предприятием, распределяют между видами перевозок и деятельности пропорционально общим суммам прямых затрат (без включения в них расходов по управлению), отнесенных на каждый из этих видов.

Снижение себестоимости перевозок в результате изменения технико-экономических факторов

Основным методом определения себестоимости продукции при разработке трансфинплана является прямой расчет по каждому виду перевозок по статьям затрат. При этом необходимо учитывать возможность снижения себестоимости в планируемом году (против базисного года) под влиянием технико-экономических факторов и технико-эксплуатационных показателей.

Плановую себестоимость перевозок рассчитывают по технико-экономическим факторам на каждый последующий год, исходя из планового уровня затрат базисного года. Для этого транспортные издержки базисного года умножают на темпы роста перевозок. Из полученной плановой себестоимости вычитают сумму экономии, обусловленную влиянием технико-экономических факторов, и определяют себестоимость перевозок в ценах базисного года. Уровень затрат на единицу транспортной работы

Сi=С общ i/Pi,

где C С общ i- общие затраты предприятия на производство і-го вида транспортной работы, грн.; Pi - объем транспортной работы і-го вида.

Экономию от снижения затрат на перевозки в планируемом году рассчитывают по следующим технико-экономическим факторам:

    повышение технического уровня;

    совершенствование организации труда и эксплуатации транспортных средств; совершенствование управления;

    улучшение использования основных фондов;

    относительное уменьшение условно-постоянных расходов;

    изменение районов перевозок;

    прочие факторы.

Экономия от повышения технического уровня (от внедрения новой техники, прогрессивной технологии, механизации, автоматизации процессов на транспорте) принимается в сумме, определяемой в плане развития науки и техники, в части, относимой на себестоимость перевозок соответствующего года. Сумма экономии прямых текущих затрат на транспортную работу, грн.,Э = (С1-С2) *Р н,

где С1 , С2 - прямые текущие затраты на единицу работы соответственно: до и после внедрения мероприятий, грн.; Р н - объем транспортной работы от начала внедрения мероприятий до конца планируемого года.

Исходной информацией для расчета экономии по заработной плате являются расчеты повышения производительности труда за счет улучшения организации транспортной работы. Сумму экономии рассчитывают умножением численности высвобождающихся рабочих на их среднюю заработную плату в базисном году (с учетом отчислений единого социального налога и расходов на спецодежду, питание и т.п.).

Экономия от снижения норм расходов топлива, грн., Э Т. Н =(Н 1 -Н 2)Р Р2 *Ц 1,

где Н1, Н2 - нормы расхода условного топлива на единицу работы соответственно в базисном и планируемом периодах, л; Р Р2 . - объем работ в планируемом периоде, ткм (пасс.-км); Ц - цена единицы топлива в базисномпериоде, грн.

По фактору «Совершенствование управления» учитывают экономию от совершенствования управления транспортом и сокращения административно-управленческих расходов (в связи с высвобождением работников, выполняющих функции управления во всех транспортных звеньях). Экономию определяют по заработной плате и начислениям на нее и по другим видам расходов на управление в виде прямого (абсолютного) снижения затрат.

По фактору «Улучшение использования основных фондов» отражают экономию в результате сокращения амортизационных отчислений в планируемом периоде: Э АМ = С АМ1 * Т / 100-С АМ2 ,

где Сам1 Сам2 - суммы амортизационных отчислений соответственно в базисном и планируемом периодах, грн.; Т - темп роста объема транспортной работы в планируемом периоде по сравнению с базисным, %.

Относительная экономия от снижения условно-постоянных расходов (безамортизации), грн.,

Эп = Спост1*Т /100 ,

где C ПОСТ 1 – сумма условно-постоянных расходов в базисном периоде, грн.; Т – темп роста объема транспортной работы в планируемом периоде по сравнению с базисным.

Расчет снижения себестоимости перевозок ведут по перечисленным ранее факторам.

Для того, чтобы определить снижение себестоимости грузовых перевозок, прежде всего, необходимо рассчитать размер экономии от повышения производительности автомобилей. Для этого устанавливают производительность подвижного состава в тонно-километрах по сдельным автомобилям на 1 км пробега и 1 ч работы, по почасовым автомобилям – на 1 авт.-ч работы за отчетный и планируемый периоды. Определяют планируемый уровень затрат по группе переменных расходов на 1 км пробега, а по заработной плате и общехозяйственным расходам на 1 авт.-ч работы.

Разница в себестоимости 1 ткм по указанным группам затрат является экономией на 1 ткм. Умножением этой величины на общее количество тонно-километров определяют всю сумму экономии от повышения производительности автомобилей.

Вопросы для контроля.

    Какие затраты транспортного предприятия относят к переменным?

    Какие затраты транспортного предприятия относят к постоянным?

    Какие затраты транспортного предприятия относят к общехозяйственным?

    Назовите факторы, влияющие на себестоимость продукции предприятия.

Себестоимость перевозок - это стоимостное выражение издержек, возникающих при доставке грузов у транспортных предприятий и организаций.

Различают общую себестоимость, т. е. сумму транспортных издержек на перевозки грузов, а также себестоимость единицы (или 10 единиц) транспортной продукции.

За единицу транспортной продукции на автомобильном транспорте в настоящее время принят тоннокилометр полезной работы грузовых автомобилей, а для пассажирских перевозок - пассажирокилометр.

В себестоимости перевозок на автомобильном транспорте обычно выделяют следующие статьи: заработную плату водителей и кондукторов с начислениями на социальное страхование; затраты на автомобильное топливо; затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы; затраты на ремонт и восстановление автомобильных шин; затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава; амортизационные отчисления на восстановление и капитальный ремонт автомобилей; накладные расходы (административно-хозяйственные, общепарковые и затраты на содержание вышестоящей организации).

В статьях себестоимости перевозок, осуществляемых , имеются изменения, обусловленные прежде всего применением на них других источников энергии по сравнению с автомобилями. Статья «автомобильное топливо» при использовании аккумуляторных электромобилей заменяется на статью «электроэнергия для электромобилей».

В связи с различиями в сроке службы источников тока и электромобиля, а также высокой его ценой отдельно выделяется статья «амортизационные отчисления по батарее аккумуляторов».

Иногда (в целях анализа) отдельной статьей выделяют затраты на техническое обслуживание и ремонт источника тока.

Что же касается остальных статей себестоимости перевозок , то они по своему содержанию совпадают с общепринятыми на автомобильном транспорте. В то же время их величины могут существенно отличаться от статей себестоимости для автомобильных перевозок.

Ниже для сравнения приведена структура себестоимости перевозок в процентах на электромобилях небольшой грузоподъемности (0,3-0,4 т); при этом себестоимость перевозок на автомобилях о ДВС принята за 100 %.

Топливо, электроэнергия 10-12

Эксплуатационные материалы (с учетом материалов на обслуживание аккумуляторной батареи) 400-600

Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава 70-90

Амортизационные отчисления на восстановление и капитальный ремонт электромобилей (без аккумуляторной батареи) 60-80

накладные расходы 67-85

Заработная плата водителей 100

Выше не указаны амортизационные отчисления на батарею аккумуляторов , величина которых достигает 30 и более процентов от всех эксплуатационных затрат в себестоимости перевозок.

На величину амортизационных отчислений и, следовательно, себестоимость перевозок аккумуляторных электромобилей в значительной степени влияют технические характеристики источника тока, в том числе удельная стоимость, срок службы, масса и др.

Большинство из параметров источника тока - удельная стоимость, срок службы, КПД и другие являются сравнительно постоянными величинами и одинаково влияют на себестоимость перевозок в каждом цикле эксплуатации. Более сложное влияние оказывает на себестоимость перевозок масса аккумуляторной батареи. Ее увеличение влечет рост амортизационных отчислений. Однако, с другой стороны, увеличивается запас хода и объем транспортной продукции, производимой в единицу времени, что способствует снижению себестоимости перевозок. Очевидно имеет место оптимум запаса хода и массы аккумуляторной батареи. Чтобы его выявить при анализе себестоимости перевозок, будем условно считать, что запас хода электромобилей возрастает за счет увеличения массы аккумуляторной батареи.

Зависимость массы источника тока от требуемой величины запаса хода электромобиля имеет вид

где Gp - расчетная масса электромобиля, т. е. масса груженого электромобиля за вычетом массы источника тока, т; р - отношение удельной энергоемкости источника тока к удельным затратам на перемещение электромобиля, т. е. .

Справедливость данного выражения подтверждается следующими положениями. При требуемом запасе хода L электромобиля с расчетной массой Gp требуется энергия аккумуляторной батареи массой GpL/p, для перемещения которой необходима энергия дополнительной батареи Gp (L/p) 2 . Однако указанное приращение требует дальнейшего увеличения массы аккумуляторной батареи теперь уже на ее перемещение и т. д., т. е. с математической точки зрения имеем бесконечно убывающую прогрессию со свободным членом GpL/p и знаменателем прогрессии L/p. В итоге получаем выражение (4.32).

Эксплуатационные затраты автотранспортных предприятий обычно подразделяют на постоянные (независящие или незначительно зависящие от пробега транспортных средств) и переменные (зависящие в основном от пробега). В этом случае общую сумму эксплуатационных затрат можно определить по формуле

(4.33)

где Спост - постоянные затраты, руб.; Спер - переменные затраты, руб./км; L - пробег транспортных средств, км.

К постоянным затратам относят накладные расходы и условно заработную плату водителей и кондукторов с начислениями на социальное страхование. Все прочие затраты относят к группе переменных.