Задачи. Вызывать эмоциональный отклик на образ птиц, закреплять приемы рисования красками, развивать воображение и эстетическое восприятие.
Предварительная работа. Наблюдение за птицами, чтение сказок, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия.
Звучит запись с голосами птиц
Воспитатель:
Ребята, вы слышали! Будто взлетела птичья стая и все стихло.
Ой, а там кто-то плачет, пойдемте посмотрим.
(Дети идут с воспитателем в группу, там лежит лист бумаги с нарисованной птицей)
— Посмотрите, кто это? (ответы детей)
— Давайте спросим, почему она плачет? Я немного знаю птичий язык и расскажу что она мне прощебетала…
Перелетая из сказки в сказку стая птиц попала в сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева». Вы слышали о такой сказке. Там очень холодно. Своим ледяным дыханием снежная королева превратила всю стаю в льдинки. А вот эта птичка чудом осталась вот такой красивой. Теперь птичка не видит свою стаю, а только слышит. Она просит нас помочь найти своих подруг и вернуть им их красоту.
— Давайте поищем. Но по каким признакам мы будем искать?
Д.и
.»Назови признаки птиц..»
(Дети идут искать птиц и находят их в своих альбомах.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите они и в правду похожи на льдинки.(комментарии детей)
—
Что нам сделать чтоб вернуть их красоту? (ответы детей)
— Давайте возьмем наши волшебные кисти, краски и раскрасим птиц
(Дети берут кисти и раскрашивают туловище, голову и крылья желтой краской)
— А сейчас давайте встанем возле своих столов и отдохнем
Физкультминутка:
Подними ладошки выше и сложи над головой
Что же вышло? Вышла крыша, а под крышей мы с тобой.
Подними ладошки выше и немного помаши
Что же вышло? Вышла птичка, птицы тоже хороши
За тем предложить детям закончить начатую работу.
(Красной — раскрасить клюв, кончики крыльев, хвост и нарисовать хохолок на голове)
(Зеленой — раскрасить шею, нанести узоры на туловище, крылья и хвост)
(Можно предложить сделать фон акварельными красками)
(Рисунок готов)
Сказочная птица благодарит детей за помощь и приглашает детей вместе с ней потанцевать (звучит музыка П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»).
Название: Конспект занятия по рисованию в средней группе «Сказочная птица»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, рисование, Средняя группа
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ детский сад №183
Месторасположение: г. Ярославль
Актуальность . Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края и её обитателям - одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Для решения задач я использую благоприятные условия: интересный и доступный материал для детей дошкольного возраста. Дети получили возможность другими глазами посмотреть на зимующих птиц своего края, осознать значимость их охраны, бережного отношения к ним.
Направление: Познавательно-речевое развитие.
Образовательная область: Познание
Интеграция : Коммуникация
Виды деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Программное содержание : Уточнять и расширять представления детей о разнообразии зимующих птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Учить видеть особенности строения и поведения птиц. Закреплять умение сравнивать объекты по выделенным признакам, пользуясь для этого элементами предметной модели. Развивать наблюдательность, умение отражать выделенные особенности в суждении сравнительного характера.
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты к природе, сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.
Предварительная работа : Наблюдение за птицами на кормушке и на деревьях. Чтение произведений. Заучивание стихов. Беседы.
Оборудование : Музыкальное произведение Вивальди «Зима», записи «пение птиц». Предметные картинки с изображением птиц - воробьи, синицы, снегири, вороны. Трафареты птиц, план-схема, наборы цветных кружков в соответствии с окраской оперения птиц, простые карандаши.
Звучит музыка «Времена года», «Зима».
Вышел на просторы погулять мороз,
Белые узоры в косах у берёз.
Снежные тропинки, голые кусты
Падают снежинки тихо с высоты
В белые метели утром до зари
В рощу прилетели стайкой снегири.
(авт. Е. Авдиенко)
О каком времени года написано это стихотворение? (зима)
Строгий порядок навела зима в своих владениях. Всё у неё прибрано, сверкает белизной.
И сегодня я приглашаю вас, дети, на прогулку в зимний парк, который может подарить вам интересные встречи.
Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем парке.
Дети подходят к иллюстрациям с изображением птиц.
«Чтоб лес открыть, нужна не прыть,
Нужны глаза и уши
Мои ключи: Смотри, молчи,
И примечай, и слушай!»
Загадка:
Выпал снег, но эта птица вовсе снега не боится
Эту птицу мы зовём красногрудым… (снегирём)
Рассказ воспитателя:
Снегирь - первый вестник зимы, своё название получил от слова - снег. Среда обитания снегирей хвойные леса. Это мало подвижная птица, по земле прыгает короткими прыжками, ныряет и купается в снегу. Крылья птицы большие, поэтому полёт у снегиря плавный, волнообразный. Снегири очень красивые птицы, своим внешним видом украшают зимнюю природу. Словно красные яблоки висят на деревьях и кустах. Питаются снегири семенами шишек, растений, ягод рябины, вынимают клювом семена, а мякоть выбрасывают.
Стихотворение (читает ребёнок):
Побелело за окошком,
Всё в снегу, какая ширь.
Как румяная матрёшка - на крыльце живой снегирь.
Снегирей в окно увидишь:
Здравствуй, милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйдешь
Дай им спелых зёрен горсть.
Что за птица на дереве сидит? (ворона)
Давайте рассмотрим её:
Что можно сказать о размере вороны? (крупная, большая)
Какие у неё крылья? (большие)
А лапки? (сильные, цепкие)
Что можно сказать об окраске их оперения? (ворона серобокая, чёрная головка, чёрный хвост и крылья)
Как вороны передвигаются? (летают, прыгают, ходят)
Как они кричат?
Чем питаются вороны?
Стихотворение:
Вот под ёлкой запушённой
Скачут по двору вороны
Кар - кар - кар
Из-за корочки подрались
Во всю глотку разорались:
Кар - кар - кар!
Примета: Зимой вороны летают стаей и кричат. (Это к непогоде, ветру и снегу).
А вот и другие пернатые. Они хорошо вам знакомы.
Дети подходят к панно с изображением воробьёв и синиц.
Вот воришки - воробьи
И озорницы - синицы.
Давайте их рассмотрим.
Какие по размеру эти птицы?
Из каких частей состоит туловище птицы?
Какого цвета оперение у воробья? У синички?
Какой клювик у воробья? (маленький, широкий)
А у синички? (маленький, но остренький)
Как передвигаются эти птички? (летают, прыгают)
Чем питаются воробьи и синички? (зёрнышками, хлебными крошками, семечками, семенами)
Стихотворение:
«Скачет, скачет воробей
Кличет маленьких детей-
Киньте крошку воробью-
Я вам песенку спою
Чик - чирик!»
Народная примета:
«Воробьи дружно расчирикались - к теплу».
Стихотворение:
Ты с модницей этой
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится.
Всё хвастает, синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится синица.
Дети, как живётся птичкам зимой? (холодно, голодно)
Какую помощь мы оказываем птичкам? (делаем кормушки и подкармливаем птиц)
Показ кормушки.
А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть выставку кормушек, которую для вас подготовили родители.
Экскурсия по выставке кормушек.
Стихотворения (по выбору педагога): «Холодно воробушке», «Письма», «Столовая для птиц»
А сейчас я предлагаю вам взять трафарет птички и подобрать соответствующую фигуру и зарисовать её. А раскрасите птичку необычно - штриховкой. Спрячем птичек от холода.
Включить музыку. Дети выполняют штриховку.
Итог:
А сейчас давайте вспомним, каких птиц мы встретили? (ворон, снегирей, синиц, воробьёв)
Дети, посмотрите на схему и расположите кружки по цвету птиц.
Сюрпризный момент: Птички приготовили вам сюрприз, они прислали вам фотографии.
Конспект НОД «Зимующие птицы»
Тема : « Зимующие птицы » .
Цели и задачи:
Формирование экологической культуры у детей;
Воспитание бережного отношения к птицам .
Расширять и систематизировать представление детей о зимующих птицах ;
Закреплять умение сравнивать разных птиц , выделяя общее и различия.
Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактических играх;
Продолжать развивать навыки восприятия звуков. Обогащать впечатление детей;
Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании для создания выразительного образа.
Воспитывать доброжелательное отношение к птицам ;
Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам
Оборудование и материалы :
Мольберт, картинки и фотографии зимующих птиц ; кормушка для птиц ; корм для птиц ; «Голоса птиц » ; цветные карандаши, восковые мелки, пастель, контурные изображения птиц , снежки (из ваты) .
Предварительная работа :
Рассматривание иллюстрации с изображением птиц ; беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления на прогулке; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, дидактические игры «Угадай, кто это?» , «Когда это бывает?» , «Четвёртый лишний» .
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1. Организационная часть.
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели) .
После прослушивания музыки.
Воспитатель :
Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей)
Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, морозная, суровая, злая) .
А какими забавами нас встречает зима? (катание на санках, на лыжах, на коньках, игра в снежки) .
Ребята. Давайте, мы свами тоже поиграем в снежки!
Музыкальная подвижная игра «Игра в снежки» .
Дети под музыку «лепят» снежки, передавая ватные шарики из рук в руки. А затем кидают друг в друга. По окончании музыки, игра заканчивается.
Воспитатель :
Ребята, посмотрите, ко мне прилетел волшебный «снежок» , и он приглашает нас совершить прогулку по зимнему лесу.
2. Основная часть.
Воспитатель : (зачитывает стихотворение) .
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Воспитатель :
Ребята, как вы думаете, почему так тихо в лесу? ( птицы не поют )
А почему не поют птицы ? (улетели в тёплые края) .
Но не все птицы улетают в тёплые края, некоторые из них прилетают по ближе к человеку.
А зачем? (люди их подкармливают) .
Эти птицы остаются с нами зимовать. Значит, это какие птицы ? ( зимующие ) .
Ребята, давайте с вами познакомимся с зимующими птицами .
Выходит ребёнок в руках у него картинка с изображением синицы (читает стихотворение) .
Пусть снег вокруг искрится,
А зимний ветер злится-
Поёт не уставая
Синица расписная.
Картинка с изображением синицы помещается на выставку – доску.
Воспитатель :
Ребята, послушайте как поет синица. (запись на СД- диске) .
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове черная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. В поисках еды в снежную зиму они прилетают поближе к жилью человека.
Выходит ребенок. в руках у него картинка с изображением снегиря (читает стихотворение) .
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря.
Чтоб в морозы и пургу
Не замерз он на снегу.
Картинка с изображением снегиря помещается на выставку – доску.
Воспитатель :
Послушайте теперь. ребята, пение снегиря. (запись на СД- диске) .
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег. снегирь по всюду становится очень заметным. Благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клене, кустах малины, обрывая ягоды и расклевывая семена.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением сороки
(читает стихотворение) .
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести,
Может в них и мало прока,
Но горда собой сорока.
Картинка с изображением помещается на выставку – доску.
Воспитатель :
Ребята, послушайте, как трещит сорока (запись на СД- диске) .
Сорока – белобокая, длиннохвостая непоседа. Она очень любопытная. Увидит, что-нибудь блестящее : стекло, монету и разглядывает круглым глазом. Потом схватит и утащит в свое гнездо.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением вороны (читает стихотворение) .
Особа всем известная,
Она – крикунья, местная.
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона.
Ворона…
Картинка с изображением вороны помещается на выставку – доску.
Воспитатель :
Послушайте ребятки, как ворона каркает. (Запись на СД – диске) .
Ворона – птица важная , горластая. В каждой вороньей стае одна из ворон выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением дятла (читает стихотворение) .
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, Ели,
Чтоб росли и не болели.
Картинка с изображением дятла помещается на выставку – доску.
Воспитатель :
А теперь, давайте послушаем ка стучит дятел (запись на СД – диске) .
Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь оттуда насекомых. Дупло в стволе ему служит гнездом.
Выходит ребёнок в руках у него картинка с изображением воробья (читает стихотворение) .
Чик – чирик, чик – чирик.
Воробей скачет по дорожке,
Собирает хлебные крошки.
По ночам кочует,
Зёрнышки ворует.
Картинка с изображением воробья помещается на выставку – доску.
Воспитатель :
Ребята, давайте послушаем весёлое пение воробья (запись на СД – диске) .
Воробьи – шустрые, маленькие. Они строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Воспитатель : (выставляет последнюю картинку с изображением голубя) .
Голуби – Это доверчивые птицы . Они издают воркование (запись на СД – диске) .
Итак, ребята, какие птицы прилетели к нам сегодня? Как можно назвать их всех одним словом? ( зимующие ) .
Физкультминутка
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули (Дети выполняют имитирующие
Ветер сбивает росу. движения).
Плавно руками помашем-
Это к нам птички летят.
Как они сядут покажем –
Крылья мы сложим назад.
Воспитатель :
А, сейчас, мы с вами ребята поиграем в игру на внимание : «Какой птички не стало?»
(на доске картинки с изображением птиц )
Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза : «Какая птичка улетела?»
Воспитатель :
Зима – очень трудное время года для птиц , особенно если она морозная и снежная.
Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой ? (сделать кормушки и подкармливать птиц ) .
Покормите птиц зимой ,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одни- и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их-
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать :
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Воспитатель :
Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесим кормушки и насыплем туда корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу . А летом птицы помогут нам поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять сады, парки. Я хочу вам сказать, что еда с вашего стола для птиц не годится . Для корма птицам пригодны семена различных растений : подсолнуха, дыни, арбуза.
Овёс, пшено клюют только воробьи, для них годятся и хлебные крошки.
Синицы кроме семян, любят сырое сало или мясо.
Ворона- всеядные птицы .
Снегири предпочитают ягоды рябины, семечки арбуза, тыквы.
Голуби любят крупу и хлеб.
Зрительная гимнастика.
Перед нами воробей
Он с земли зерно клюёт.
Слева голубь к нам идёт.
Справа к нам летит ворона
Сверху солнце ярко светит,
Согревает всех на свете.
Воспитатель :
- Ребята, а вы хотите покормить птиц ?
Вот у нас есть две кормушки : на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? (дети выходят и насыпают в кормушки тот корм, который предпочитают птицы ).
Игра- стихотворения «На кормушке» .
Воспитатель :
- Сейчас мы с вами поиграем.
На столе лежат картинки птиц , подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу , которая вам понравилась. (Дети подходят и выбирают) .
-Представьте, что вы птицы . Я сейчас буду читать стихотворение, а та птица , которая услышит о себе «прилетает на «кормушку» (дети размещают изображения птиц на магнитную доску- кормушку).
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь накормился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье,
Было общее веселье.
- Молодцы, ребята, мы покормили всех зимующих птиц .
Пальчиковая гимнастика.
Ищут голуби везде
И в снегу, и в гнезде,
И на ветках, на земле
Крошки, семечки себе.
Воспитатель :
- А теперь, ребята, я предлагаю вам раскрасить понравившуюся вам птицу .
Дети выбирают контурные изображения птиц .
Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц » .
По окончании работы дети называют, какую птицу они раскрасили .
3. Заключительная часть.
Воспитатель :
- Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось?
-Что нового, интересного вы узнали?
Айгуль Линецкая
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ с элементами экологии. «Зимующие птицы» Средняя группа
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ с элементами экологии.
«Зимующие птицы»
Средняя группа
Подготовила:
Линецкая Айгюль Рауфатовна
Цель: знакомство детей с зимующими птицами и ролью человека в их жизни.
Образовательные задачи:
Познакомить детей с зимующими птицами; способствовать уточнению и закреплению представлений детей о внешнем виде и особенностях поведения зимующих птиц; об их роли в природе и жизни человека.
Развивающие задачи :
Развивать мышление, наблюдательность, внимание, целостное восприятие объектов природы, способствовать развитию у детей умения выделять яркие отличительные признаки их внешнего вида.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помочь пернатым в трудное для них зимнее время.
Оборудование и материалы: аудиозапись звуков птиц, аудиозапись песни «Воробьиная песенка» (минус, ободки с изображением птиц, кормушка.
Способы организации образовательной деятельности: беседа, проблемный вопрос, использование художественного слова (загадки, стихотворения, подвижная игра, вопросы, художественная деятельность (аппликация, дидактические игры.
Предварительная работа: чтение Н. И. Сладков «Синички - арифметички», С. Есенин «Воробушки игривые», заучивание песни «Воробьиная песенка», изготовление кормушек с родителями, рисование зимующих птиц.
Активация словаря : зимующие птицы, клёст, перелётные птицы.
Воспитатель: Собирайтесь дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Давайте порадуемся утру и птицам (руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаемся друг другу)
И всем, кто живёт на этой планете (разводят руками)
«Здравствуйте», скажем, мы вместе (берутся за руки)
«Здравствуйте» скажем нашим гостям (обращаем внимание на взрослых)
Предложим в ответ улыбнуться нам.
Дети здороваются с гостями
Воспитатель: Начинаем наше занятие, а о чём, или о ком оно будет, мы сейчас узнаем. Отгадайте загадку.
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.
Дети: Кормушка
Воспитатель показывает кормушку.
Воспитатель: Вот какая столовая открылась у нас, посмотрите, ребята! А для кого эта кормушка? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята, для зимующих птиц. А почему их назвали зимующие?
Дети: «Зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой.
Воспитатель: Правильно. Итак, сегодня мы продолжаем знакомиться с зимующими птицами.
Сегодня зимующие птицы прилетели к нам в гости. Как же зовут нашего первого гостя? Отгадайте загадку:
1. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Правильно – это снегирь. (Показ картинки и прослушивание аудио)
Снегири очень красивые птицы.
Попробуйте описать их внешний вид: цвет головки, грудки и крыльев.
Дети: Головка чёрная, грудка красная, крылья серые.
Воспитатель: Молодцы. Снегири-очень яркие, красивые птички. Снегирь-это лесная птица. В городе летом их не встретишь, зимой, с первым снегом, они прилетают к жилищу людей, поэтому их и назвали «снегири». Стаи снегирей перелетают с места на место в поисках корма, поэтому их ещё называют кочующими птицами. Снегири питаются почками, ягодами, семенами растений. Любимое их лакомство-ягоды рябины.
А теперь Саша и Дима прочтут вам потешку:
Здравствуй, милый снегирёк!
Прилетел я на часок!
Почему всего на час?
Мало ягодок у вас!
Воспитатель: Второй наш гость. Слушаем загадку:
2. На кормушку к нам зимой
Прилетает птица
С жёлтой грудкой пуховой –
Шустрая (Синица)
(Показ картинки с изображением синицы и прослушивание аудио)
Давайте, ребята, опишем эту птичку.
Эту птичку мы с вами, ребята, можем видеть на улице. Синички, очень подвижные и ловкие птички. Они то и дело перелетают с места на место и редко сидят на одном месте. Синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки.
А сейчас я предлагаю вам сделать физкультминутку и отдохнуть.
Физкультминутка.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)
Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем)
Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево).
Вот присела на минутку, (присаживаемся на корточки)
Почесала клювом грудку (дети показывают движение)
И с дорожки на плетень,
Тири- тири, тень-тень-тень. (прыжки)
Следующий наш гость.
3. Любит прыгать и летать,
Хлеб и зернышки клевать.
Вместо "Здравствуйте" привык
Говорить всем "Чик-чирик". (Воробей)
(Показ картинки и прослушивание аудио)
Воробей - маленькая птичка, коричневой спинкой и серой грудкой. Он очень шустрый, крикливый, часто вступает в ссоры с другими воробьями. Но ни смотря, ни на что, воробьи дружные птички, если воробей найдёт крошку, то он обязательно зовёт своих друзей и делится с ними. Он очень громко чирикает, тем самым привлекает к себе внимание. Живут воробьи стайкой. И в стайке есть сторож, который всегда внимательно смотрит вокруг и сразу начинает громко чирикать, если вдруг какая-то опасность. Воробьи очень полезные птички. Летом питаются вредными насекомыми - гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна.
А теперь споём нашим гостям «Воробьиную песенку»
«Воробьиная песенка».
Мне не нужно ни игрушек,
Ни цветных карандашей,
Потому что у кормушки
Поселился воробей.
Только слушался бы лучше
Этот хитрый озорник.
Я решил на всякий случай
Птичий выучить язык.
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик,
Всем нужны друзья.
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик,
Даже воробьям.
Сколько вкусных бутербродов
Искрошил в кормушку я.
Очень трудная работа -
Дрессировка воробья.
Но зато в районе нашем
Удивляется народ -
Воробей вприсядку пляшет,
Бьёт в ладоши и поёт.
С ним мы делимся обедом,
Как положено друзьям.
Расчирикал он об этом
Всем знакомым воробьям.
Я им крошек дам послаще.
И недели не пройдёт -
Все увидят настоящий
Воробьиный хоровод.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А следующая птичка, которая прилетела к нам из леса, очень необычна и красива. Давайте с ней познакомимся.
4. Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв - крестом,
Птичку ту зовут.
(Клестом)
(Показ картинки и прослушивание аудиозаписи)
Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь! Поэтому если увидишь в лесу или парке зимой птичку с клювом-крестиком, то знай - это клёст. Никогда его с другими птичками не перепутаешь! Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.
Почему же птенцы у клестов появляются зимой? А потому что для клестят нужна особая еда! Какая? Сейчас я вам расскажу.
Н. Сладков. Еловая каша
У всех день рождения радость. А у клестят беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.
У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод.
А родители хоть бы что!
Вон папа-клёст сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!
Это я так про клестят думаю.
Только вижу, что сами клестята живут не тужат!
Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся и спать. Снизу гнездо как пуховая перинка, сверху мама как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.
Немного дней прошло выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.
Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.
А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.
Нет, день рождения всегда счастливый день.
Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.
Всё равно!
Беседа по тексту:
1. О каких птицах идёт речь в рассказе?
2. Почему клестята толстые и неугомонные?
3. В какое время выводят клесты своих птенцов?
Воспитатель: Молодцы! А теперь, мы давайте, с вами сыграем в зимнюю игру на внимание «Снежинка», «Льдинка», «Сугроб» и «Сосулька».
А теперь прослушаем аудиозапись и угадаем, последнюю птичку, которая тоже спешит к нам (запись вороны).
Вот ворона. Эта птица
Меньше всех людей боится.
Громко каркает в гнезде,
Длинный нос суёт везде!
Показ картинки.
Ворона - птица среднего размера. У неё очень сильные ноги, изогнутый клюв. Сама она серая, голова, хвост и крылья чёрные и блестящие. Вороны живут везде: в городе, в селе, в деревне, в лесах. И лесные вороны зимой Ворона очень любит воровать: яйца из чужих гнёзд, цыплят, утят. Весь день вороны добывают себе еду, а ночь проводят на деревьях большими шумными стаями. Ворона очень полезная птица, она уничтожает вредных насекомых и сохраняет деревья в городе.
Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали. Посмотрите, сколько на нашей доске птичек. Давайте их посчитаем.
Дети считают птичек.
И поиграем в игру: «Какой птички не стало».
(Дети закрывают глаза. Воспитатель убирает одну картинку птицы. Дети открывают глаза и называют эту птицу. Например: не стало вороны и т. д.).
Воспитатель: Некоторые наши ребятки тоже приготовили сюрприз, они превратились в птичек. Закрываем быстренько глазки, открываем. Сейчас наши ребятки сами расскажут, в каких же птичек они превратились.
На голову детей одеваются ободки. Чтение стихов.
(Коля) Голубь плавно приземлился,
Отряхнул все пёрышки,
И на месте закружился –
Собирая, зёрнышки.
И воркуя, и кружась
Он танцует венский вальс.
(Оля) Скоком-боком, боком-скоком
Ходит галка мимо окон,
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.
(Маруся) Скачет весело синица,
И мороза не боится:
Нипочём ей холода,
Коль в кормушке есть еда!
Молодцы, ребята! Давайте ещё раз вспомним, какие птички называются зимующими, какие перелётными. Ответы детей.
А теперь поиграем в игру. Если я называю зимующую птичку, то вы хлопаете, если перелётную, то топаете.
Воспитатель: А теперь Лена и Костя прочтут нам стихотворение:
Вот морозы так морозы,
Нос наружу – ой-ой-ой.
Даже белки – непоседы
В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки,
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться
Нет букашек, нет зерна
Замерзаю, голодаю
Не дождаться мне тепла.
Воспитатель: Вам жалко птиц?
Дети: Да, жалко
Воспитатель: Почему?
Дети: Птицам холодно. Нечего кушать
Воспитатель: Как вы думаете ребята, что страшнее птицам холод или голод?
Дети: Конечно же, голод.
Воспитатель: А как мы можем помочь птицам?
Дети: Надо их покормить
Воспитатель: Но если мы бросим корм на землю, снег засыплет его, и птички не увидят, как же нам быть?
Дети: Можно смастерить кормушку.
Воспитатель: Правильно. На выходных, многие из вас вместе со своими папочками, мамочками хорошо потрудились, и сделали кормушки, мы их развесили на деревьях нашего участка. Мне кажется, птичкам очень понравились ваши кормушки.
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
Воспитатель показывает нарисованную кормушку и предлагает детям угостить птиц.
Воспитатель: Посмотрите, как выглядит «птичья столовая». Сколько на ней угощений: и семена шишек ели, и семечки, и ягоды рябины, и даже кусочки сала. Давайте, пригласим птиц к кормушке! Но сначала подготовим наши ручки.
Пальчиковая гимнастика "Кормушка"
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
На каждое название птицы загибают по одному пальчику.
Опять сжимают и разжимают кулачки.
Дети подходят к кормушке и приклеивают птичек.
Воспитатель: Сегодня вы узнали только немного из жизни зимующих птиц.
Я думаю, что вы будете наблюдать за ними и помогать им в трудное время.
Беседа была не простая,
А умная такая.
Те, кто внимательно слушает,
Птиц не обижают.
А нам же друзья, на прощанье,
Осталось сказать «До свидания!»
Конспект НОД по познанию
по теме «Зимующие птицы».
Программное содержание
: Уточнить и расширить представления о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы»; формировать представление о зимующих птицах и роли человека в их жизни. Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.
Расширять знания детей о птицах родного края.
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.
Воспитатель: Слышите, Сорока стрекочет, что-то сообщить нам хочет. Сорока очень болтливая.
Сорока: Сегодня была в лесу. Почему - то одни птицы улетели, а другие остались, что к чему, не пойму?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как Сорока расстроилась. Она не поймет, что случилось в лесу. Почему одни птицы улетели, а другие остались.
Что же делать, как нам помочь Сороке?
Дети: Надо всем отправится в лес, и помочь Сороке разобраться.
Воспитатель: Но прежде, чем отправиться в лес, надо вспомнить правила поведения в лесу.
Основными правилами являются
Нельзя разводить костер
Нельзя разорять гнезда птиц встречающихся на пути
Не оставлять мусор после себя
Не ломать ветви деревьев и кустарников
Не трогать и не причинять вреда встретившимся в лесу животным.
Нельзя брать детенышей животных домой.
Не шуми в лесу.
Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
2.Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка «Голоса птиц».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Внимательно прислушайтесь к звукам и скажите, что вы услышали в зимнем лесу?
Воспитатель: Это нас птицы встречают.
Дети подходят к иллюстрациям с изображением птиц.
На улице стало холодно. Некоторые птицы улетели в тёплые края. Вспомните, какие птицы улетели? Как вы думаете, почему? Как называют таких птиц? Перелётные.
Воспитатель:
Правильно, эти птицы перелетные. Они собираются стаями и улетают в теплые края.
3. Воспитатель
: Сегодня мы поговорим о птицах, которые никуда не улетают, а остаются зимовать с нами. Какое время года сейчас? (Зима). Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?
Дети: Таких птиц называют – зимующие.
Воспитатель: С наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека. Для птиц наступает самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Урожай с полей убрали, насекомые исчезли. Поэтом птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они их покормят.
Воспитатель:
Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки
:
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
Ответ детей:
Воробей.
Чтение стихотворения про воробья. Настя Р.
Воробьи – воробышки,
Серенькие пёрышки…
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить.
Воспитатель: Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна.
Послушайте следующую загадку:
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня...
Ответ детей:
Синичка.
Чтение стихотворения про синичку. Саша К.
Маленькая птичка –
Жёлтогрудая синичка,
По двору гуляет,
Крохи собирает.
Воспитатель: Эту птичку мы с вами, ребята, каждый день видим на улице. Синички очень, подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки.
А вот ещё одна загадка:
Выпал снег, но эта птица вовсе снега не боится
Эту птицу мы зовём красногрудым… (снегирём)
Физкультминутка «Снегири»
1. Вот на ветках посмотри В красных майках снегири | Руками хлопают себя по бокам. Показывают грудки |
2. Распустили перышки | Руки слегка в стороны |
3. Греются на солнышке | Шевелят пальчиками |
4. Головой вертят, вертят | Повороты головой вправо, влево |
5. Улететь они хотят. Кыш! Кыш! Улетели! | Бегут по кругу взмахивая руками. |
Чтение стихотворения про Снегиря. Кристина И.
На ветвях, украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные
Выросли зимой.
Яблоки на яблоне
Весело снуют,
Гусениц мороженых
Яблоки клюют.
Воспитатель: Снегирь - первый вестник зимы, своё название получил от слова - снег. Среда обитания снегирей хвойные леса. Это малоподвижная птица, по земле прыгает короткими прыжками, ныряет и купается в снегу. Крылья птицы большие, поэтому полёт у снегиря плавный, волнообразный. Снегири очень красивые птицы, своим внешним видом украшают зимнюю природу. Словно красные яблоки висят на деревьях и кустах. Питаются снегири семенами шишек, растений, ягод рябины, вынимают клювом семена, а мякоть выбрасывают.
Послушайте следующую загадку
Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья - хрипловатая. (Ворона)
Чтение стихотворения про Ворону. Нелли И.
Вот под ёлкой запушённой
Скачут по двору вороны
Кар - кар - кар
Из-за корочки подрались
Во всю глотку разорались:
Кар - кар - кар!
Что за птица сидит? (ворона)
Давайте рассмотрим её:
Что можно сказать о размере вороны? (крупная, большая)
Какие у неё крылья? (большие)
А лапки? (сильные, цепкие)
Что можно сказать об окраске их оперения? (ворона серобокая, чёрная головка, чёрный хвост и крылья)
Как вороны передвигаются? (летают, прыгают, ходят)
Как они кричат?
Чем питаются вороны?
Без нашей помощи птицы не смогут пережить зиму. Я предлагаю вам, ребята, помочь птицам и приготовить для них угощение.
Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой»
Поставить на стол кормушку и разложить на столе варианты корма для птиц: конфеты, семена подсолнечника, пшено, хлеб, шоколад, картофель, морковь.
Воспитатель:
Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом)
Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием!
Индивидуальная работа
Д/игра « Чем угостить птиц зимой?»
(Обвести в круг корм, которые едят птицы).
Пальчиковая гимнастика
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику .)
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько птиц прилетело на дерево.
Д/игра: «Каких птиц много на дереве?»
На дереве много...синиц,
На дереве много...воробьев,
На дереве много...ворон,
На дереве много...снегирей.
А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Птицы на прогулке».
Подвижная игра «Птицы на прогулке»
Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель раздает маски птицы.
Дети под музыку, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.
Рефлексия:
Ребята! Как вы думаете, Сорока, поняла, что случилось в лесу? Каких же птиц называют зимующие?
Назовите зимующих птиц, которых вы запомнили.