Археология колледж. Опыт полевых работ. Знания, которые требуются

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

От греч. archaios — древний и logos — учение. Профессия подходит тем, кого интересует история, мировая художественная культура, иностранные языки и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

Археология - прикладная часть истории, наряду с источниковедением.

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum - искусственно сделанное) - это созданный или обработанный человеком предмет.
Артефакты также называют вещественными источниками . К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности.
Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Задача археолога - создать картину прошлого по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учетом расположения находок. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр.
Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

Археология использует данные и методики других дисциплин:

гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение).
Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.

По методам поиска археологию можно разделить на виды:
Полевая - поиск артефактов с помощью раскопок на суше;
Подводная - поиск под водой;
Экспериментальная - реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом - при планировании раскопок, фотоаппаратом - для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.

Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.

Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет - это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать. А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.

В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.

Только по призванию
Работа археолога - это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях - в зное и пыли, вдали от цивилизации - бриться не рекомендуется.
Но для настоящего археолога археологические находки - источник очень сильных эмоций.
Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:
«Когда взяла в руки свои первые маленькие находки /…/ я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек».
(Н.В. Полосьмак - доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)

По словам археолога Сергея Васильевича Белецкого , находки часто воспринимаются как живые: «То есть когда ты понимаешь, что вот эту вещь держали до тебя за 100, 300, 500, 700 лет, да, это серьезно».
(С.В. Белецкий - доктор исторических наук. Основной круг научных интересов - археология Пскова.)

Рабочее место

Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии Российской Академии наук), а также преподавать в вузах. Его академическая карьера, как и у других учёных, выражается в первую очередь в научных открытиях, написанных трудах и учёных званиях.

Важные качества

Помимо интереса к событиям прошлого, археологу нужны аналитические, дедуктивные способности. Чтобы получить единую картину, приходится сопоставить множество разрозненных данных, которые дают раскопки, лабораторные исследования, труды коллег.
Не важно, где проходят раскопки - под водой или на суше. В любом случае это требует хорошей физической выносливости, острого зрения.

Знания и навыки

Необходимы исторические познания, особенно важно знание исследуемой эпохи, познания в смежных областях: научной реставрации, палеопочвоведении, палеогеографии и др.
Часто приходится изучать дисциплины, не имеющие прямого отношения к археологии: антропологию, этнографию, геральдику, нумизматику, текстологию, геральдику, физику, химию, статистику.
Кроме этого, необходимо владеть навыками геодезиста, топографа.
А при работе в горах или под водой - навыками скалолаза или дайвера. Для этого приходится проходить специальное обучение.

Огромнейшие познания в истории, специальное оборудование и отличная физическая форма - все это необходимо для профессионального археолога.

Археолог - человек, который исследует прошлое с помощью вещественных источников, такие как: постройки, предметы искусства и быта. Носителю данной профессии сопутствуют захватывающие раскопки древних городов, поселений и захоронений.

Все мы понимаем что работать в сфере археологии - это интересно и, можно сказать, даже романтично, но для освоения такой, на первый взгляд, лёгкой профессии необходимо проделать множество научной работы.

Также, не стоит забывать, что большую часть своего рабочего времени археолог проводит в экстремальных условиях, и для данной профессии есть не хилый список медицинских противопоказаний.

Не стоит забывать и о том, что археолог должен обладать отличительными чертами характера, которые, несомненно, помогут ему в сложных ситуациях.

Для кого подойдет профессия археолога:

  • Неприхотливому в быту . Стоить понимать, что человек с такой профессией постоянно находится в командировке и живет в палатке. Умение оказывать первую медицинскую помощь - будет неплохим дополнением к диплому;
  • Коммуникабельному . Археология как никакая другая сфера деятельности построена на командной работе. Также, нужда постоянно обмениваться информацией с коллегами - не пройдет мимо.
  • Хорошая память - лучший помощник археолога;
  • Терпеливому и с аналитическим складом ума . Эта черта характера обязательно выручит во время работы с документацией и обработке данных.

Как же получить профессию археолога, спросите вы? Какие экзамены сдавать и куда поступать?

Освоить специализацию «археология» можно исключительно на последнем курсе исторического факультета. Но, чтобы стать действительно профессионалом придется начинать работать над собой задолго до поступления в институт.

Для успешного освоения археологии вам необходимо:

Также умения хорошо фотографировать и рисовать - всегда будут плюсом.

Где учиться на археолога?

В этом, как и во многом другом, вам поможет google или yandex. В поисковике можно вбить номера следующих специальностей и дописать к ним слово «история»: 050401, 030400, 030401. Или же вбить код 030402 и дописать «Историко-архивоведение». После чего, вам выбьет целый список университетов в разных городах, где можно получить образование связано с историей. Среди этого огромного списка выберете вузы, в которых можно получить диплом бакалавра, учителя или магистра истории. Затем выберете ту кафедру, на которой есть специализация «Археология». Также, на сайте того или иного вузы вы найдете список сертификатов экзаменов которые нужны для поступления.

Реально ли стать археологом без соответствующего диплома?

Если быть честным, то сделать карьеру в области археологии может человек исключительно с высшим образованием. В данном случае, речь идет о руководительских должностях и археологическом надзоре. К сожалению, без высшего образования - археологом не стать.

Где и как работают археологи?

Археолог - человек очень кропотливый, нетороплив и усидчив. Тяжело наработавшись за целый день, представители столь интересной не против провести вечер у костра с коллегами. Окунуться в обсуждение полетов и падений, сыграть пару песен на гитаре.

Что же делает археолог?

Но, самое первое с чего археолог начинает работать - это поиск места для экспедиции . Так можно просидеть целыми месяцами изучая различные карты и папирусы. После того, как место выбрано - необходимо получить разрешение в соответствующих инстанциях. И только потом можно начинать долгожданное исследование.

А этот процесс требует тончайшей работы. Как только заложили, так званный, археологический «раскоп» - исследование началось. Вся территория раскопа делится на квадраты. Каждый, из которых тщательно и аккуратно расчищают. Нашедшие предметы фотографируют и «консервирую» в специальном растворе, так как на открытом воздухе, находка может сильно пострадать.

Лопата - не единственный атрибут раскопок. Существует множество тончайших инструментов для исследования чтобы не повредить найденные артефакты. Когда все находки уже подняты - начинается долгий процесс их осмотра, анализа, фотографирования и заполнения отчетов. После чего артефакты складываются в коробки и доставляются в лаборатории и музеи.

Раскопки могут продолжаться от считаных часов до нескольких лет.

Зарплата археолога в России

Минимальная зарплата российского археолога - 13.300р, максимальная - 74.000р. Итого, средняя зарплата археолога в России - 27.600р.

Археология - это больше, чем наука. Это информация из прошлого, которая формирует будущее человечества. Но не каждому дано стать археологом, помимо романтики в раскрытии тайн прошлого, археология - это серьезный научный труд.

Как появилась профессия археолога?

Археология - это историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам, к которым относятся орудия производства и созданные ими материальные блага (сооружения, предметы быта и искусства), историческое прошлое человечества. Археология, как наука зародилась в Древней Греции, недаром само слово «археология» происходит от древнегреческих слов ἀρχαῖος - древний и λόγος - слово, учение. В России же археология получила распространение в 18-19 веке.

Качества, необходимые будущему археологу

В приоритете, конечно, усидчивость и аналитический склад ума. Но и творческая жилка будет не лишней. Прежде, чем выбрать эту профессию вы должны четко понимать, что много времени будет уходить на поездки, а также придется обрабатывать значительные объемы данных, анализировать и систематизировать информацию.

Также будущему археологу стоит обладать хорошими навыками коммуникации. Потому что придется много общаться и обмениваться информацией. Археологу важно иметь тренированную память и не бояться бытовых трудностей в виде ночевок в палатках и дикой местности.

Крепкое здоровье - немаловажный фактор выбора профессии археолога

В связи с тем, что профессия археолог подразумевает определенные нагрузки на организм, то при следующем ряде заболеваний, труд археолога для вас может стать опасным для жизни и здоровья.

Заболевания сердца или нарушения артериального давления;
. судороги, потери сознания;
. расстройства слуха;
. расстройства речи;
. сахарный диабет;
. геморроидальные расстройства;
. кожные заболевания;
. заболевания органов пищеварения и выделения;
. хронические инфекционные заболевания;
. употребление наркотиков, зависимость от алкоголя;
. некорректируемое снижение остроты зрения.

Чем хороша профессия «Археолог»?

Естественно соприкосновением с тайнами древности. Интересные экспедиции, раскопки древних городов и могильников, а если повезет совершить значимое открытие, то и всемирная известность!

Как стать археологом?

Для успешного освоения профессии вам понадобятся отличные знания школьной программы по предметам:
. география;
. физика;
. история;
. химия.

А также специальные знания в области: культурологи, истории цивилизаций, геологии и антропологии.

Профессия «Археолог» относится к высшему образованию , но готовится можно начиная с среднего специального образования, например поступив в колледж на специальность: 050401 - История . Эту специальность вы можете найти в педагогических и колледжах с социальной направленностью. Далее необходимо поступить в ВУЗ на специальность: 030400, 030401, 050401 - История или 030402 - Историко-архивоведение . Это позволит получить вам квалификации: 62, 65, 68 - Бакалавр истории; Историк, Преподаватель истории, Историк-архивист, Учитель истории; Магистр истории. 72251 - Археология является специальностью высшей научной квалификации.

Для того чтобы понять, правильно ли вы выбрали свой путь можно и даже желательно еще на этапе начала обучения записаться в исторический клуб или поисковый отряд (поиск останков павших солдат ВОВ). Это позволит вам поучаствовать в исторических реконструкциях или раскопках и понять, хотите ли вы посветить этому занятию всю жизнь. Кроме того, существуют археолого-этнографические студенческие конференции. Почувствовать себя настоящим археологом можно приняв участие в международных волонтёрских проекта, которые часто проводит Русское географическое общество.

01/06/2016

Что такое современный российский археолог, где он копает, что находит и как зарабатывает деньги. На эти сложные вопросы «Городу 812» помогали найти ответы Ольга Щеглова, старший научный сотрудник Отдела славяно-финской археологии Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН, доцент кафедры археологии СПбГУ, и Сергей Белецкий, ведущий научный сотрудник Отдела славяно-финской археологии ИИМК РАН, доктор исторических наук, которые периодически спорили друг с другом.


1. Что такое археология?

Археология, осторожно формулируют специалисты, - это специальная дисциплина, которая изучает прошлое, опираясь на материальные древности, остатки человеческой деятельности. Наткнуться на археологический памятник вроде погребения Тутанхамона и даже раскопать его может любой человек, но это не будет ни исследованием, ни наукой. Нужны специальные знания и усилия, чтобы понять, с чем мы имеем дело.

С середины ХIХ века считалось: объектом археологии может быть все, что создано в допетровскую эпоху, и не позже. Этот вопрос был предметом специального обсуждения в Петербургском археологическом обществе. Путем голосования тогда было принято решение считать концом древней русской археологии 1700 год.

Многие современные археологи и сейчас признают именно эту дату в качестве верхнего рубежа археологических знаний, забывая о том, что 1700 год отстоял от голосования всего на полтора столетия. А от сегодняшнего дня на полтора столетия отстоит середина XIX века.

«Сейчас верхней границей археологии следовало бы признать начало царствования Александра II, - говорит Сергей Белецкий. - Хотя, на мой взгляд, интересы археологии следует распространять и на древности ХХ века».

Ольга Щеглова с этим не согласна: археология начинается там, где мы перестаем понимать прошлое. Скажем, исследования захоронений Второй мировой войны - это не предмет археологии, потому что идентификация погибших и перезахоронение с почестями не ставят никаких научных задач.

«В одном раскопе в Пскове мы исследовали остатки постройки XVII века, в которой, по рассказам стариков, в первые послевоенные годы содержали лиц, арестованных работниками НКВД, - не соглашается в свою очередь Белецкий. - И в слоях, датированных концом 1940-х годов, были найдены многочисленные обрывки колючей проволоки. Вот и археологическое подтверждение недокументированных рассказов о существовании в центре города островка ГУЛАГа. К чему я это говорю? Убежден, что археологически надо изучать не только древности, но и памятники новой и новейшей истории».

2. Возможны ли археологические сенсации в России?

Конечно. Вот самый свежий пример. Доктор наук Олег Шаров в январе-феврале 2016 года нашел на Тамани поселение с достаточно сложной и глубокой водосборной системой VIII-VII веков до н. э. Это настоящее научное открытие, потому что принадлежало поселение археологической культуре, предшествовавшей в тех краях греческой колонизации. Ранее считалось, что первые колонисты заняли в районе современной Кубани пустовавшие земли.

3. На чьи средства ведут раскопки научные археологи?

У ИИМК РАН в последние десятилетия нет возможности строить самостоятельную политику в полевых исследованиях, в отличие, например, от Эрмитажа. Тем не менее небольшие исследовательские экспедиции существуют на средства грантов научных фондов, пожертвования, целевые программы Президиума РАН. Гранты получают обычно инициативные проекты конкретных ученых.

«Но это небольшие деньги, - уточняет Ольга Щеглова. - Кроме того, существует ряд дурацких и унизительных ограничений в их использовании, связанных с тем, что институт - бюджетная организация. Сегодня можно брать на работу в экспедицию коллегу из соседнего отдела, завтра - нельзя, вчера можно было приобрести оборудование или заключить договор на проведение геофизических исследований, а сегодня - нет, и так дальше. Многие коллеги участвуют в коммерческих работах отдела охранной археологии, с тем чтобы заработать деньги на свои собственные полевые исследования: приобрести небольшую, но крепкую экспедиционную машину, купить палатки. Так поступаем не только мы: знаменитая Гнёздовская археологическая экспедиция МГУ ведет сейчас сетевой краудфандинг - собирает средства на покупку подержанного прибора для современной топосъемки. Я тихо радуюсь, что в СПбГУ это оборудование закупить успели, но откладываю деньги на его поверку и ремонт».

4. Что такое коммерческая археология?

«Признаем честно, - говорит Сергей Белецкий, - стройная система получения нового знания - это идеальный вариант научной археологии. Такой программы никто у нас сейчас позволить себе не может. Теперь любые поисковые работы связаны с хозяйственной деятельностью. Прокладываются газопровод или шоссе, проектируется дом с подземным гаражом, планируется создание водохранилища. И всем этим работам должны предшествовать археологические изыскания, чтобы выявить в пространстве, отведенном под хозяйственное освоение, памятники, которым грозит уничтожение. И раскопать их».

В постсоветской России в 1990-е и в начале 2000-х возникло много самостоятельных лабораторий, и казалось, что они могут конкурировать между собой, подобно, например, архитектурным мастерским. В них работали в основном профессиональные археологи, а не очень большие заказы поступали от органов охраны памятников на обследование древних поселений и могильников и составление археологических карт. Многие из возникших тогда лабораторий продолжают жить до сих пор, превратившись в АНО, НП. Те, кто остался на плаву, научились участвовать в конкурсах и тендерах.

С другой стороны, в академических институтах в нефтяные годы развились и возникли отделы охранных раскопок. Сейчас это большие производственные структуры, способные организовать сеть экспедиций по всей стране. В это же время занятие охранной археологией стало приносить очевидную прибыль, и тогда рядом с научными появились коммерческие фирмы и фирмочки, ориентированные исключительно на получение этой прибыли. В них оседали люди, зачастую не имевшие профессионального образования, некогда работавшие на раскопках в лучшем случае лаборантами, но заказов было много, профессионалов - мало…

Иногда дело заканчивалось большим скандалом, рассказывает Ольга Щеглова. Около года назад в прессе было много сообщений о решении Пушкинского районного суда в отношении коммерческой фирмы «НПФ Гамас», выполнявшей многочисленные заказы на археологические исследования перед строительными работами. Фирма была оштрафована на 66 млн руб. за то, что в 2011 г. без производства каких-либо работ дала добро на уничтожение курганной группы Яскелево в Гатчинском районе, а отчет представила фальшивый. Несмотря на то что в этом вопиющем случае «Гамас» поймали с поличным, рассмотрение дела шло 4 года, и я не знаю, вступил ли приговор в силу.

«В условиях сегодняшнего кризиса появляется весьма реальная опасность того, что дешевые, но непрофессиональные услуги «зачистки территории от археологических объектов в минимальные сроки» будут востребованы», - говорит Сергей Белецкий.

5. Где учат на археологов?

Главные центры с отдельными кафедрами археологии - в МГУ и СПбГУ, очень сильные развивающиеся школы в Новосибирском университете и в Казанском, школы с традициями существуют в Воронеже, Ижевске, Перми и дальше на восток: Кемерово, Тюмень, Томск и т.д. В 80-е и 90-е годы во многих вузах возникли археологические лаборатории и музеи, но специальные программы есть лишь в крупных университетах.

Сейчас СПбГУ набирает шесть бюджетных студентов на бакалавриат. «Хорошо, если мы доведем их всех до диплома», - говорит Ольга Щеглова.

«В школе я был троечником. Но профессионально ориентированным: в экспедиции ездил с отцом с 8 лет», - рассказывает о своем пути в археологию доктор наук Белецкий.

Сейчас доктор Белецкий мог бы и не попасть в университет. При поступлении учитывается только ЕГЭ, а не мотивация абитуриента.

«У нас нет выбора: мы должны брать на бакалаврскую программу вчерашних школьников, получивших высокий проходной, балл ЕГЭ. Мы не встречаемся с ними на вступительных экзаменах (их теперь нет), не проводим собеседований, не можем повлиять на зачисление, - говорит Ольга Щеглова. - С одной стороны, это демократично и справедливо по отношению к талантливым ребятам из провинции. Но есть и другая сторона: тестовая уравниловка значительно затрудняет путь в образование профессионально ориентированных ребят, которые занимались в археологических клубах и уже участвовали в раскопках. Часто они слабее сдают ЕГЭ и отсеиваются».

Особенно скверно, считает Щеглова, что та же система общих требований перешла и на следующий этап профессионального образования, в магистратуру: археологическое направление в России традиционно развивается в рамках исторического образования. Так что даже если ты прослушал курсы четвертичной геологии, антропологии, археологии каменного века и много еще чего, все равно, сдавать придется анонимное эссе по истории, скажем, Второй мировой войны… И оно, возможно, будет слабее, чем у историка новейшего времени, а приобретенные специальные знания пока в расчет никто не возьмет.

Болонская система, примененная в России, тоже вызывает нарекания.

«Смысл болонской системы, - говорит Белецкий, - сокращение объема лекционных занятий и значительное увеличение объема индивидуальных занятий преподавателя со студентом: преподаватель дает задание, студент его выполняет, преподаватель проверяет и затем обсуждает со студентом качество выполнения. К сожалению, наше Министерство образования заимствовало из болонской системы только идею сокращения лекционной нагрузки, а вот увеличение количества часов для индивидуальной работы преподавателя со студентом не предусмотрело. Получилась не болонская а болванская система. При нынешней исходно слабой подготовке абитуриентов, когда приходится тратить время на повторение школьной программы, сокращение объема лекционных занятий - удар по профессиональной подготовке студентов».

«В существующем виде бакалавриат сломал хребет обучения археологии, - считает Щеглова. - Четыре года студенты учатся в основном как историки и не получают настоящего объема знаний по археологии «из рук в руки». В магистратуре на одной скамье оказываются бакалавры-экономисты, которые вдруг осознали свое призвание, и бакалавры-историки, изначально затачивавшие себя под археологов. Уровень специальных знаний у них оказывается очень разным».

Но самое страшное, по версии специалистов, что практически везде ликвидировано вечернее археологическое образование. Это плохо, потому что археология во многом ремесло, тут проблема та же, что с инженерной подготовкой: можно много знать, но ничего не уметь. «Было время, когда наши археологические научные институты почти полностью рекрутировались из людей, работавших лаборантами и одновременно получавших вечернее образование. Тогда вероятность ошибки в выборе профессии была практически исключена», - говорит Ольга Щеглова.

6. Где будут работать выпускники?

Примерно 70 человек из 100, выпущенных в последние годы, устроились на работу по специальности, во всяком случае, с археологией не порвали, утверждает Щеглова. Основной «потребитель» выпускников СПбГУ, как ни странно, Эрмитаж, археологов в разные отделы туда пришло уже больше, чем в профильный академический ИИМК. Кроме этих двух мест выпускники устраиваются в музеи, библиотеки, в органы государственной охраны памятников и идут преподавать.

7. Сколько времени археолог проводит в раскопе?

Практикующие археологи разные. Если специалист задействован в спасательных раскопках (т.е. на месте будущих строек), то в поле он проводит обычно больше двух месяцев в год и в любой сезон. Этому предшествует период подготовки - научного обоснования проведения разведок или раскопок, подготовки к выезду. После раскопок - несколько этапов полевого отчета, камеральной обработки, реставрации и всевозможного исследования материала.

Нужно отдать должное, говорят наши собеседники, тем немногим археологам, которые со всем этим справляются, и у них еще хватает воли и сил, чтобы вести собственные научные исследования. Но таких мало, хотя это ученые разных поколений.

Основная часть коллег, постоянно ведущих охранные работы, становятся археологами-производственниками. Они овладевают методиками раскопок и фиксации, приобретают кругозор, позволяющий работать с памятниками разных культур и эпох, но исследовательских задач перед собой не ставят.

«Еще одна часть сотрудников, в основном старшего поколения (а таких в академических институтах большинство), от полевой деятельности отходит совсем или сокращает ее до минимума, - говорит Белецкий. - Основная задача этих исследователей - обработать и ввести в научный оборот материалы раскопок прошлых лет, завершить давние проекты, под новым углом зрения рассмотреть старые материалы».

8 .Чем западные археологи отличаются от наших?

«Мы страшно переживаем, если из наших шести бакалавров кто-то не пойдет или не пройдет в магистратуру, - говорит Ольга Щеглова. - А в Европе крупные университеты готовят по сотне бакалавров-археологов, из них в магистратуру попадают единицы, редко десяток. То есть на самом первом этапе идет жесткий отбор. Но и это не обеспечит им работу в дальнейшем. Они вступают в конкурентную борьбу за гранты. И почти все меняют специализацию, ориентируясь на то, что востребовано.

Вместе с нами в отделе ИИМКа работает наш коллега из Германии Йенс Шнеевайс, он получил грант фонда Гумбольта. Долго занимался археологией Сибири, ездил в поле, писал статьи. Затем изучал раннеславянские памятники на Эльбе, работал в Белоруссии. Но получив грант, занялся российским Северо-Западом, теперь два года будет работать у нас. Это нормальная карьера специалиста».

9. Как с доходами у археологов?

С доходами - плохо. Либо они приличные, но нестабильные, либо постоянные, но мизерные. У выпускника будут проблемы. Мы все работаем в нескольких местах. Но в большинстве случаев археологи работают за интерес, а не за деньги.

Михаил Артамонов, знаменитый археолог, директор Эрмитажа, как-то сказал: «Археология - это профессия для идиотов и энтузиастов, потому что если ты не энтузиаст, то ты идиот».