Чем хорош новый зенитно-ракетный комплекс Тор-М2У. Зона поражения по курсовому параметру, км Военный тор

Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) "Тор-М2Э" предназначен для противовоздушной обороны подразделений сухопутных войск в ходе боевых действий и в районах сосредоточения, защиты командных пунктов, узлов связи, радиотехнических средств, мостов, аэродромов и т.д. от управляемых ракет, авиабомб, самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов и других элементов высокоточного оружия.

ЗРК "Тор-М2Э" представляет собой дальнейшее развитие известного комплекса 9К331 "Тор-M1" . По сравнению с предшественником "Тор-М2Э" отличается повышенной эффективностью отражения массированных налетов современных средств воздушного нападения в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия. Канальность комплекса "Тор-М2Э" по целям увеличена до 4 (2 у "Тор-M1"), границы области поражения по высоте и параметру повышены до 10 и 8 км, соответственно.

Комплекс разработан Научно-исследовательским электромеханическим институтом (г.Москва), производится Ижевским Электромеханическим заводом "Купол". Все комплексы семейства "Тор" используют единую зенитную управляемую ракету (ЗУР), которая создана в МКБ "Факел".

Помимо базового варианта размещения боевых средств ЗРК "Тор-М2Э" на гусеничном шасси, предлагаются несколько альтернативных вариантов этого комплекса. На авиасалонах МАКС-2007, МАКС-2009, МАКС-2011 демонстрировался вариант комплекса на колесном шасси МЗКТ-6922, обеспечивающий повышенные эксплуатационные характеристии на дорогах с твердым покрытием и улучшенные условия обитаемости расчета. ЗРК в модульном исполнении получил обозначение .

Состав

В состав ЗРК "Тор-М2Э" входят:

  • Боевые средства:
    • боевая машина (БМ) 9А331МК (на колесном шасси (см. фото1 , фото2 , фото3 ) или БМ 9А331МУ (на гусеничном шасси);
    • зенитный ракетный модуль (ЗРМ) 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М331 (см.описание ).
  • Технические средства:
    • транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т244;
    • транспортная машина 9Т245;
    • машина технического обслуживания (батарейная МТО) 9В887М2К;
    • машина технического обслуживания (полковая МТО) 9В887-1М2К;
    • машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М2К;
    • комплект такелажного оборудования 9Ф116;
    • тренажер операторов боевых машин;
    • мастерская технического обслуживания МТО-АГ3М1.

Дополнительно с комплексом может поставляться подвижный унифицированный батарейный командный пункт (БКП) 9С737МК. БКП 9С737МК осуществляет управление групповыми действиями батареи БМ, связь с высшими и средними эшелонами ПВО.

БМ 9А331МК/9А331МУ представляет собой автономную боевую единицу, которая обеспечивает круговой обзор пространства в заданном секторе по углу места, обнаружение и опознавание воздушных целей, анализ воздушной обстановки, автоматический выбор наиболее опасных для обстрела целей, захват, автосопровождение целей, определение момента вхождения в зону поражения, пуск ракет, их автоматическое наведение на цели по радиокомандам.

Принциальным отличием "Тор-М2Э" от своего предшественника - комплекса "Тор-М1" является модернизированная станция обнаружения целей (СОЦ). СОЦ "Тор-М2Э" оснащается новой антенной на базе щелевой ФАР, доработанным программным обеспечением и позволяет станции обнаруживать цели с малой эффективной площадью рассеивания (ЭПР), созданные с применением технологии "стелс". При этом обеспечивается значительно более высокий уровень помехозащищенности в условиях боевой работы, в т.ч. от современных специальных помех самоприкрытия. Новая вычислительная система позволила расширить возможности обработки информации. На боевой машине "Тор-М2Э" установлена новая всесуточная электронно-оптическая система обнаружения (см. фото ).

Поиск, обнаружение и опознавание воздушных целей может вестись при движении БМ или на месте, переход к сопровождению целей и пуск ракет осуществляется с короткой остановки. Боевая машина способна осуществлять боевую работу в т.н. конвейерном режиме. В этом режиме освободившийся после завершения наведения ракеты на цель стрельбовой канал может быть немедленно задействован для наведения следующей ракеты из боекомплекта БМ. Наличие конвейерного режима повышает эффективность комплекса в условиях массированного налета средств воздушного нападения противника.

В ЗРК реализована возможность обмена радиолокационной информацией между двумя БМ, что дает возможность их использования в режиме "звено" на одном объекте прикрытия. РЛС обнаружения БМ, работающих в режиме "звено", сканируют пространство в своей угломестной зоне, предоставляя информацию соседней машине, таким образом зона обнаружения существенно расширяется. При этом БМ может поражать цели в зоне ответственности любого радара. В этом случае повышается эффективность отражения налетов, а также возможность обнаружения и поражения низколетящих целей. Режим "звено" может быть также эффективен и в случае выхода из строя СОЦ любой БМ - машина может продолжать боевую работу пользуясь информацией соседней БМ.

Зенитный ракетный модуль (ЗРМ) 9М334 (см. фото ) предназначен для размещения зенитных управляемых ракет 9М331 при их хранении, транспортировании и боевом применении.

В состав ЗРМ 9М334 входят:

  • до 4 зенитных управляемых ракет 9М331 (см.описание ) или 9М331Д;
  • герметичный транспортно-пусковой контейнер 9Я281 (см. описание );
  • 2 балки для сборки модулей в пакет, транспортировки и хранения.

ЗРМ 9М334 представляет собой единую конструкцию, состоящую из четырех транспортно-пусковых контейнеров с установленными в них ЗУР. В процессе эксплуатации в модуле могут находиться четыре, три, две или одна ракета. Масса модуля с четырьмя ракетами и балками - 1053кг. Габариты контейнера без балок 444х1223х3005 мм. Условия транспортировки - всеми видами транспорта в пакетах.

ЗРК «Тор-М2Э» может функционировать в единой системе ПВО, состоящей из трех уровней: систем большой, средней и малой дальности, а также автономно. В комплексе обеспечивается практически полная автоматизация боевой работы, экипаж сокращен до трех человек.

Зенитная ракетная батарея, как правило, имеет в своем составе БКП, четыре БМ, две ТЗМ, боекомплект ЗУР, МТО.

Тактико-технические характеристики

Максимальная горизонтальная дальность поражения, км 12 (15 для 9М331Д)
Минимальная горизонтальная дальность поражения, м:
- на высоте 10м
- на высоте более 100м

1500
не более 1000
Количество одновременно обрабатываемых целей 48
Количество одновременно сопровождаемых трасс целей с их ранжированием по степени опасности 10
Количество одновременно обстреливаемых целей 4
Количество одновременно наводимых ракет 8
Максимальная скорость движения поражаемых целей, м/c 700
Перегрузка маневра цели 10g
Боекомплект ЗУР на БМ, шт. 8 в двух ЗРМ
Время заряжания БМ, мин. 18
Время развертывания БМ из походного положения в боевое, мин. 3
Скорость движения БМ, км/ч:
- по шоссейным дорогам
- по грунтовым дорогам

до 80
до 30
Запас хода по топливу, км (при двухчасовой работе аппаратуры) 500
Максимальная масса БМ, т 30
Расчет БМ, чел. 3
Климатические условия эксплуатации:
- температура, °С
- влажность при температуре +35°С, %
- высота над уровнем моря, м
- скорость ветра, м/с

±50
98
до 3000
до 30

Зона поражения ЗРК "Тор-М2Э"

Если внимательно проанализировать ход вооруженных конфликтов последних десятилетий, то первое, что бросается в глаза, это все более возрастающая роль авиации в ходе боевых действий. В некоторых случаях применение военно-воздушных сил сыграло решающую роль и определило исход противостояния. Особенно заметна эта тенденция в последние годы. Стремительное развитие высокоточного оружия, применение беспилотных летательных аппаратов, использование новых систем прицеливания и навигации. Сегодня можно уверенно заявить, что авиация – это наиболее опасный противник сухопутных сил.

Именно по этой причине нет абсолютно ничего удивительного в том, что ведущие оружейные державы мира занимаются активной разработкой систем ПВО. Начиная от тактических систем малой дальности, которые непосредственно прикрывают войсковые соединения, до стратегических комплексов, что могут уничтожать воздушные цели на дистанции в сотни километров. Особенно важно защитить войска от действия фронтовой авиации.

Советские системы ПВО считались одними из лучших в мире, российский военно-промышленный комплекс поддерживает эти славные традиции и сегодня. Недавно был показан Тор-М2У – последняя модификация знаменитого зенитно-ракетного комплекса, разработка которого началась еще 70-х годах минувшего века.

История создания

Работы над созданием нового тактического ЗРК начались в 1975 году, после выхода соответствующего постановления Совмина СССР. Разработка велась в Научно-исследовательском электромеханическом институте. Именно здесь создавались такие знаменитые комплексы, как ЗРК «Оса», «Круг». В 1976 году на свет появился эскизный проект нового зенитного комплекса. Параллельно шли работы над созданием модификации для военно-морского флота (ЗРК «Кинжал»). В 1986 году комплекс был принят на вооружение, началось его серийное производство. Он получил название «Тор».

Зенитно-ракетный комплекс «Тор» разработан для защиты от ударов с воздуха военных, экономических и других объектов на тактическом уровне. ЗРК может эффективно бороться против различных видов ракет (в том числе крылатых и противорадиолокационных), беспилотных летательных аппаратов, авиационных бомб, самолетов и вертолетов противника.

В последние десятилетия авиация стремительно развивается, поэтому почти сразу после принятия комплекса на вооружение, началась его модернизация. Уже в 1989 году стартовали испытания машины, которая получила индекс «Тор-М1». В 1991 году ее приняли на вооружение.

От базовой модели она отличалась наличием второго целевого канала и более эффективной боевой частью ракеты. Ракеты разместили в специальных алюминиевых транспортно-пусковых контейнерах. На машину была установлена новая бортовая вычислительная система, станция обнаружения «Тор-М1»стала более эффективной и более защищенной от помех. Экипаж комплекса «Тор-М1» был уменьшен до трех человек.

Была создана колесная, гусеничная, буксируемая и стационарная модификация комплекса «Тор-М1». Самой совершенной является модификация «Тор-М1-2У», которая стала поступать в войска в 2012 году.

Одновременно шли работы над еще более совершенным комплексом – «Тор-2М», который является машиной нового поколения и особенно эффективен при отражении массированных воздушных атак, в условиях радиоэлектронного противодействия. В 2012 году на вооружение был принят «Тор-М2У», по некоторым своим характеристикам аналогов в мире он не имеет.

В 2015 году на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» начали серийно выпускать два новых комплекса - ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э(К)» для поставок на экспорт. Разница между ними невелика: «Тор-М2Э(К)» имеет колесное шасси, а «Тор-М2У» - гусеничное.

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» участвовал в параде на Красной площади, а в нынешнем году его уже начали осваивать в частях ПВО. Планируется, что «Тор-М2У» полностью заменят давно устаревшие ЗРК «Оса». Правда, сроки этой замены неизвестны.

Сейчас ведутся работы над созданием модульного варианта комплекса («Тор-М2КМ»). По своим характеристикам он не будет уступать другим модификациям, но при этом его можно будет установить на любую гусеничную или колесную машину.

Описание

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» - это тактический ЗРК нового поколения, предназначенный для защиты воинских частей, а также объектов промышленности и инфраструктуры от ударов с воздуха. Он эффективен против высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет, современных самолетов и вертолетов.

«Тор-М2У» может обнаруживать одновременно более 40 целей, определять самые опасные из них, одновременно вести огонь по четырем из них. Его можно использовать для борьбы с массированными атаками современных средств воздушного нападения. Технические характеристики зенитных ракет комплекса позволяют эффективно бороться против малоразмерных и высокоманевренных целей. «Тор-М2У» может успешно работать в составе системы ПВО, но может применяться и автономно.

На каждой машине установлена станция обнаружения целей (СОЦ), станция наведения и сопровождения ракет и целей, система навигации и привязки к местности, автономная система для электрического питания и восемь зенитных ракет в двух пусковых контейнерах.

Станция обнаружения целей, установленная на комплексе «Тор-М2У», работает в сантиметровом диапазоне волн, оснащена системой распознавания «свой - чужой», обеспечивает работу комплекса во время движения. Система имеет высокую степень защищенности от помех, может обнаруживать более 40 целей на расстоянии до 32 километров. Из них выделяются десять наиболее опасных, которые выдаются на монитор командиру машины. То есть машина сама подсказывает экипажу очередность обстрела воздушных целей. Основным отличием «Тор-М2» от «Тор-М1» является модернизация станции обнаружения целей. Модернизированная станция может обнаруживать цели с малой площадью рассеивания (ЭПР), то есть летательные аппараты, созданные с использованием технологии «стелс». Кроме того, СОЦ на «Тор-М2» имеет более высокий уровень помехозащищенности, чем на своем предшественнике.

РЛС сопровождения ракет и целей может сопровождать сразу четыре воздушных объекта и наводить на них шесть зенитных ракет. В конструкции этой РЛС использована пассивная фазированная антенная решетка, которая имеет высокую степень защиты от радиоэлектронных помех. Она также работает в сантиметровом волновом диапазоне. В комплекс сопровождения целей также входят оптикоэлектронные средства сопровождения воздушных объектов. Обычно их применяют при слишком высоком уровне помех.

Каждый комплекс оборудован системами навигации и привязки к местности, а также специальной системой связи.

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» вооружен восьмью зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 9М331, которые были разработаны в МКБ «Факел». Ракеты этого конструкторского бюро стоят на всех машинах семейства «Тор».

9М331 представляет собой одноступенчатую, твердотопливную ракету, созданную по аэродинамической схеме «утка». После старта ракета выбрасывается из контейнера специальной катапультой со скоростью 25 м/с, на высоте двадцати метров включаются маршевые двигатели, которые могут разогнать ракету до скорости 700-800 м/с на дистанции в полтора километра. Наведение ракеты на цель начинается на дистанции 250 метров. Боевая часть ракеты – осколочно-фугасного типа.

Ракета оборудована складными крыльями, которые раскладываются сразу после старта. На ней установлен активный радиовзрыватель, 9М331 может самоликвидироваться автоматически или по сигналу оператора.

Восемь ракет находятся в двух транспортно-пусковых контейнерах 9Я281. Антенные комплексы и пусковые устройства образовывают единый комплекс, который вращается на 360 градусов. Каждая ракета оборудована катапультой, старт – вертикальный. После старта происходит отклонение ракеты в необходимую сторону и под нужным углом. Достигается это с помощью специального газогенератора, сопла которого находятся у основания аэродинамических рулей. Величина отклонения заносится оператором в автопилот ракеты.

В состав комплекса входит несколько обслуживающих машин. Заряжающая машина на базе автомобиля «Урал-4320» имеет один боекомплект (восемь ракет), оснащена погрузочными устройствами (краном со специальным манипулятором). С его помощью извлекаются пустые пусковые контейнеры и устанавливаются новые. Процесс перезарядки занимает восемнадцать минут.

Есть и другие типы заряжающих машин. Также существуют машины технического обслуживания четырех и шестнадцати ЗРК «Тор-М2У».

Технические характеристики

Ниже указаны тактико-технические характеристики (ТТХ) комплекса «Тор-М2У».

Максимальная дальность поражения, км 12

Минимальная дальность поражения, м:
- на высоте 10 метров
- на высоте более 100 метров 1500
не более 1000

Количество одновременно обрабатываемых целей 48

Количество одновременно сопровождаемых трасс целей 10

Количество одновременно обстреливаемых целей 4

Количество одновременно наводимых ракет 8

Максимальная скорость движения целей, м/c 700

Перегрузка маневра цели 10 g

Боекомплект ЗУР на БМ, шт. 8 в двух ЗРМ

Время заряжания БМ, мин. 18

Время развертывания комплекса, мин. 3

Скорость движения БМ, км/ч:
- по шоссейным дорогам
- по грунтовым дорогам до 80
до 30

Запас хода по топливу, км 500

Максимальная масса БМ, т 30

Расчет БМ, чел. 3

Климатические условия:
- температура, °С
- влажность, %
- высота над уровнем моря, м
- скорость ветра, м/с ±50
98
до 3000
до 30

В феврале 1975 года Совет Министров издал постановление, в котором говорилось о разработке первого самоходного зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) в СССР, под названием 9К330«Тор». За годы, прошедшие после создания первых моделей ЗРК «Тор», данное семейство пополнилось различными модернизированными образцами автономных ракетных комплексов. Все они предназначены для защиты стратегически важных объектов и для сопровождения и защиты передвигающихся войск. Кроме сухопутных комплексов, был разработан ЗРК «Кинжал», предназначение которого заключалось в защите военных кораблей.

История создания 9К330 «Тор»

После принятия постановления Совмина, оборонная промышленность СССР срочно приступила к работам по созданию ЗРК. За разработку мобильного зенитно-ракетного комплекса «Тор» отвечал НИЭМИ Минрадиопрома. Ответственными за различные части комплекса были назначены следующие советские конструкторы и предприятия:

  • Главным конструктором, отвечающим за разработку комплекса, был назначен В.П. Ефремов;
  • За разработку боевой машины отвечал И.М. Дризе (Ижевский электромеханический завод);
  • Разработку ракеты поручили МКБ «Факел».

Кроме этого, в процессе разработки ЗРК «Тор» участвовало множество советских оборонных и радиоэлектронных предприятий.

Так как новые глобальные войны планировались совершенно другого плана, чем предыдущие, нужен был новый зенитно-ракетный комплекс, который бы отвечал характеру предполагаемых военных конфликтов. Новое советское ПВО должно было не только выполнять традиционные задачи по борьбе с вражескими самолётами и вертолётами. Список целей, с которыми должен был бороться ЗРК «Тор» выглядел следующим образом:

  • Самолёты и вертолёты;
  • Крылатые ракеты;
  • Различные управляемые бомбы и прочее вооружение, которое могло быть у предполагаемого противника.

Для того, чтобы характеристики нового ЗРК отвечали всем предъявленным требованиям, нужно было разработать совершенно новую радиоэлектронную систему, способную отслеживать широкую линейку вражеских объектов. Так как мобильный комплекс «Тор» должен был сопровождать боевые части армии (главным образом танковые и БМП взводы), его было решено устанавливать на гусеничное шасси. Данная мера была необходима ещё и из-за большого веса ЗРК. В связи с использованием гусеничного шасси, от идеи сделать комплекс плавающим пришлось отказаться.

Первый ЗРК 9К330 «Тор» появился только в 1983 году. В этом же году боевая машина была отправлена на испытательный полигон. В результате испытаний, которые длились около года, тактико-технические характеристики «Тора» оказались не совершенными, и боевая машина была отправлена на доработку. На доработки ушло около 3-х лет, и только в 1986 году зенитно-ракетный комплекс 9К330 «Тор» был принят на вооружение.

Хотя серийным выпуском «Торов» занимались на Ижевском электромеханическом заводе, узлы для новой техники поставлялись несколькими предприятиями:

  • Минский тракторный завод (МТЗ) поставлял гусеничные шасси или платформу;
  • Кировский машиностроительный завод занимался производством управляемых ракет;
  • Множество более мелких узлов изготавливались различными оборонными и радиоэлектронными предприятиями.

Все комплексы «Тор» были направлены в зенитные полки. В каждом полку имелись 4 батареи, каждая из которых имела по 4 машины 9К330 «Тор». В первые годы после принятия ЗРК на вооружение, «Торы» использовались вместе с пунктами управления ПУ-12М. Все комплексы «Тор» должны были защищать стратегические объекты и войска на марше, хотя ЗРК «Тор» могли управляться и с командного пункта полка.

ТТХ зенитно-ракетного комплекса «Тор»

Базой для размещения всех агрегатов ЗРК 9К330 «Тор» является боевая машина 9А330, которая производилась на шасси ГМ-355, производства Минского тракторного завода. На шасси размещалось специальное оборудование, а также поворотное пусковое устройство, на котором кроме пусковой установки для управляемых ракет размещались специальные антенны и локаторы. Масса боевой машины 9А330 составляла 32 тонны, так как вес оборудования был значительным.

Благодаря мощнейшему 840-сильному дизелю, боевая машина могла поддерживать высокий темп движения и не отставать от танков и БМП. Запас хода «Тора» достигал 500 км, а максимальная скорость по трассе – 65 километров.

Также боевая машина несла на себе:

  • Станцию обнаружения целей;
  • Станцию наведения;
  • Пусковую установку, снабжённую 8-ю ячейками для ракет;
  • ЭВМ, главной задачей которой являлась обработка информации;
  • Система навигации;
  • Система жизнеобеспечения;
  • Электрогенератор и другие полезные мелочи.

Станция обнаружения целей работала в режиме кругового обзора, которая поочерёдно просматривала различные секторы. Программа бортовой ЭВМ устанавливала, какие секторы просматривать и в какой очерёдности.

Передняя часть башни «Тора» имела фазированную антенную решётку, которая должна была сопровождать обнаруженную цель и наводить ракеты на неё. Датчик команд для ракет, который имелся в данной системе, позволял произвести запуск 1-ой или 2-х ракет с последующим наведением их на цель.

Хотя станция наведения могла определять координаты предполагаемой цели с погрешностью до 1 метра и автоматически сопровождать цель, которая была на расстоянии до 23 км, она могла эффективно работать только по одной цели. В случае необходимости, по одной и той же цели можно было выпустить сразу две ракеты, главное чтобы интервал между запуском ракет составлял не менее 4-х секунд.

Реакция мобильного комплекса на цель составляла 8,7 секунды, если система находилась в неподвижном состоянии, и 10,7 — при сопровождении войск. Переход мобильного комплекса из походного положения в боевое состояние происходил за 3 минуты. Чтобы загрузить комплекс новыми ракетами взамен израсходованных, нужно было затратить около 18 минут, причём загрузка управляемых ракет происходила с помощью специальной заряжающей машины — 9Т231.

Ракеты, используемые ЗРК 9К330 «Тор»

Ракеты, которыми оснащались ЗКР «Тор», назывались 9М330. Данные ракеты, имея вес в 165 кг и длину в 2,9 м, несли осколочно-фугасный заряд весом 14,8 кг. Они запускались прямо из пусковой установки, без использования транспортно-пусковых контейнеров.

Запуск ракеты проводился за счёт порохового заряда. Полёт ракеты проходил по следующей схеме:

  • После взрыва порохового заряда при запуске, ракета набирала начальную скорость около 25 метров в секунду;
  • Вертикально стартовавшая ракета заворачивалась в сторону цели, запуская свой двигатель. Так как двигатель включается лишь тогда, когда ракета повёрнута в направлении цели, вся его энергия уходит на разгон ракеты по прямой траектории до цели.

Так как ракета летит, выполняя лишь незначительное маневрирование, дальность полёта ракеты удалось увеличить до 12 км. Максимальная высота поражения цели составляла 6 км. Минимальная высота летящей цели должна была быть не менее 10 метров. Все цели, скорость которых была в пределах 300м/с, могли быть уничтожены именно на таком расстоянии. Более скоростные цели, которые летели на скорости до 700 М/с, уничтожались на расстоянии 5 км дальности и 4 км высоте.

Обнаруженная цель уничтожалась с помощью активного радиовзрывателя, причём вероятность поражения одной ракетой различных целей составляла:

  • От 0,3 до 0,77 была вероятность поражения самолётов (где под единицей понимается 100 процентов);
  • От 0,5 до 0,88 составляла вероятность поражения различных типов вертолётов;
  • Дистанционные летательные аппараты поражались с вероятностью от 0,85 до 0,955.

Само поражение происходило за счёт многочисленных осколков, которые находились в боевой части ракеты.

Появление модернизированной системы «Тор» — ЗРК «Тор-М1»

В тот же год, когда зенитно-ракетный комплекс 9К330 был принят на вооружение армии СССР, началась разработка более совершенного образца, который должен был стать глубокой модернизацией «Тора» первой модели. Новинка, которую назвали 9К331 «Тор-М1», должна была превосходить все ТТХ своего предшественника, за счёт применения новейших разработок и использования новых систем и узлов. Разработкой модели занимались те же организации, которые сделали первую модель «Тора».

Основные изменения новой модели «Тора» заключаются в следующем:

  • Была обновлена боевая машина, которая получила обозначение 9А331. Данная машина получила новые системы, а старые были заменены на более современные. ЭВМ тоже была заменена на более мощный компьютер, который отличался более высокой скоростью принятия решений, имел 2 канала и защиту от ложных целей;
  • Станция обнаружения целей также подверглась глубокой модернизации. Она получила 3-х канальную систему обработки сигналов. Если брать систему в целом, то она стала более защищённой от помех, чем станция модели 9К330;
  • Станция наведения была также глубоко модернизирована. Её «научили» определять новые типы зондирующего сигнала. В результате модернизации, станция наведения смогла обнаруживать зависающие вертолёты. К визиру добавили автомат, который сопровождал цели;
  • Одним из главных пунктов модернизации новой системы стал новый ракетный модуль, состоящий из контейнера с четырьмя ячейками ракет. Вес данного модуля составлял 936 кг, и он возился на специальных транспортных машинах. На новой машине ЗРК «Тор-М1» предусмотрено место для двух модулей. Данное нововведение позволило не только упростить эксплуатацию комплекса, но и уменьшить время его перезарядки почти в два раза;
  • Также новый комплекс получил модернизированные ракеты. Новые ракеты могли использоваться как более старыми модификациями «Тора», так и новыми. Отличия новых ракет было только в более мощном заряде боевой части.

Испытания ЗРК «Тор-М1» были начаты в 1989 году. Несмотря на сложную политическую обстановку в стране (развал СССР), испытания прошли успешно, и комплекс 9К331 был принят на вооружение в 1991 году. По понятным причинам серийное производство в это время шло очень медленно.

Испытания «Тор-М1» показали, что боевые качества новой модификации ЗРК улучшились только по двум пунктам:

  • Появилась возможность обстрела сразу двух целей;
  • Сократилось время реагирования системы на цели (всего на 1-2 секунды).

В связи с тяжёлой экономической ситуацией в стране в начале 90-х годов, поставки в армию «Тор-М1» были весьма незначительными. В эти годы появилась модификация «Тора», предназначенная на экспорт. Первые экспортные варианты ЗРК были проданы Китаю, в 1999 году – Греции.

Кроме модели 9К331 «Тор-М1», существовало еще несколько модификаций данной модели:

  • «Тор-М1ТА» строилась на базе шасси грузовых авто;
  • «Тор-М1Б» мог размещаться на прицепах;
  • «Тор-М1ТС» являлся неподвижной зенитной системой.

В 2012 году вместо 9К331 «Тор-М1» начали закупать новые системы – зенитные ракетные комплексы «Тор-М2У».

Новейшие ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э» на вооружении армии РФ

«Тор-М2У» стал дальнейшим витком развития ЗРК систем «Тор». Данные боевые машины выпускаются на двух типах шасси:

  • 9А331МУ на гусеничном шасси;
  • 9А331МК на колёсном шасси.

В системе обнаружения целей теперь используется новейшая оптико-электронная система. Мощные современные процессоры способны одновременно отследить 48 целей, распределив их по степени опасности. Одновременно комплекс может атаковать до 4 целей, используя для этого до 8 ракет. Хотя ракеты, которые применяются на новом комплексе «Тор-М2» остались такими же, как и на «Тор-М1», за счет использования новейшей электроники, удалось повысить дальность поражения целей.

В настоящее время идёт активная замена зенитных систем «Тор» старого поколения новыми «Тор-М2». Кроме того, эти системы активно покупаются зарубежными государствами. Так как зенитно-ракетные комплексы «Тор» нового поколения являются новейшими разработками в своём классе, их производство будет вестись на протяжении нескольких последующих десятилетий.

Зе-нит-ный ра-кет-ный ком-плекс «Тор-М2Э» пред-на-зна-чен для по-ра-же-ния са-мо-лё-тов, вер-то-лё-тов, аэ-ро-ди-на-ми-че-ских бес-пи-лот-ных ле-та-тель-ных ап-па-ра-тов, управ-ляе-мых ра-кет и дру-гих эле-мен-тов вы-со-ко-точ-но-го ору-жия, ле-тя-щих на сред-них, ма-лых и пре-дель-но ма-лых вы-со-тах в слож-ных ус-ло-ви-ях ор-га-ни-зо-ван-ных по-мех и ог-не-во-го про-ти-во-дей-ст-вия. Сис-те-ма «Тор-М2Э» обес-пе-чи-ва-ет ПВО днём и но-чью, в пло-хих ме-тео-ро-ло-ги-че-ских ус-ло-ви-ях, ра-бо-тая ав-то-ном-но или как часть груп-пи-ров-ки ПВО. Сис-те-ма мо-биль-на в ус-ло-ви-ях пе-ре-се-чён-ной ме-ст-но-сти, име-ет ми-ни-маль-ное вре-мя ре-ак-ции, обес-пе-чи-ва-ет вы-со-кую эф-фек-тив-ность и ог-не-вую про-из-во-ди-тель-ность. Об-ла-да-ет вы-со-кой сте-пе-нью по-ме-хо-за-щи-щён-но-сти в ус-ло-ви-ях при-ме-не-ния ор-га-ни-зо-ван-ных по-мех, осо-бен-но, в ус-ло-ви-ях ор-га-ни-зо-ван-ных по-мех са-мо-при-кры-тия. Спо-соб-на ко-ор-ди-ни-ро-ва-но дей-ст-во-вать в слу-чае ис-поль-зо-ва-ния двух бое-вых ма-шин без ко-манд-но-го пунк-та.

В состав ЗРК "Тор-М2Э" входят:

· Боевые средства:

o боевая машина (БМ) 9А331МК (на колесном шасси или БМ

o 9А331МУ (на гусеничном шасси);

в кабине

o зенитный ракетный модуль (ЗРМ) 9М334 с четырьмя зенитными

o управляемыми ракетами 9М331 .

· Технические средства:

o транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т244;

o транспортная машина 9Т245;

o машина технического обслуживания (батарейная МТО) 9В887М2К;

o машина технического обслуживания (полковая МТО) 9В887-1М2К;

машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М2К;

o комплект такелажного оборудования 9Ф116;

o тренажер операторов боевых машин;

o мастерская технического обслуживания МТО-АГ3М1.

Дополнительно с комплексом может поставляться подвижный

унифицированный батарейный командный пункт (БКП) 9С737МК.

БКП 9С737МК осуществляет управление групповыми действиями

батареи БМ, связь с высшими и средними эшелонами ПВО.

Бое-вая ма-ши-на обес-пе-чи-ва-ет кру-го-вой об-зор про-стран-ст-ва в за-дан-ном сек-то-ре по уг-лу мес-та, об-на-ру-же-ние и опо-зна-ва-ние воз-душ-ных це-лей, ана-лиз воз-душ-ной об-ста-нов-ки, ав-то-ма-ти-че-ский вы-бор наи-бо-лее опас-ных для об-стре-ла це-лей; пе-ре-да-чу це-ле-ука-за-ния по вы-бран-ным це-лям на стан-цию на-ве-де-ния, до-поиск це-лей, за-хват, ав-то-со-про-во-ж-де-ние це-лей, оп-ре-де-ле-ние мо-мен-та вхо-ж-де-ния в зо-ну по-ра-же-ния, пуск ра-кет, их ав-то-ма-ти-че-ское на-ве-де-ние на це-ли по ра-дио-ко-ман-дам. По-иск, об-на-ру-же-ние и опо-зна-ва-ние воз-душ-ных це-лей мо-жет вес-тись при дви-же-нии бое-вой ма-ши-ны или на мес-те, пе-ре-ход к со-про-во-ж-де-нию це-лей и пуск ра-кет осу-ще-ст-в-ля-ет-ся с ко-рот-кой ос-та-нов-ки.

Зе-нит-ная управ-ляе-мая раке-та 9М331 од-но-сту-пен-ча-тая, твердо-то-п-лив-ная, по-строе-на по аэ-ро-ди-на-ми-че-ской схе-ме «ут-ка» и ос-на-ще-на устрой-ст-вом, обес-пе-чи-ваю-щим га-зо-ди-на-ми-че-ское склоне-ние.

В ра-ке-те при-ме-не-ны склад-ные кры-лья, ко-то-рые рас-кры-ва-ют-ся и фик-си-ру-ют-ся в полет-ные поло-же-ния после стар-та ЗУР. В транс-порт-ном поло-же-нии левые и пра-вые кон-со-ли скла-ды-ва-ют-ся на-встре-чу друг дру-гу. Ра-ке-та обо-ру-до-ва-на ак-тив-ным ра-дио-взры-ва-те-лем, ав-то-пи-ло-том с при-во-да-ми рулей, ра-дио-бло-ком, бое-вой ча-стью ос-ко-лоч-но-фу-гас-но-го ти-па с пре-до-хра-ни-тель-но-ис-пол-ни-тель-ным ме-ха-низмом, сис-те-мой элек-тро-пи-та-ния, систе-мой газо-пи-та-ния ру-ле-вых при-во-дов на мар-ше и га-зо-ди-на-ми-че-ских ру-лей на стар-то-вом уча-ст-ке. На внеш-ней по-верх-но-сти корпу-са раке-ты раз-ме-ще-ны антен-ны ради-ов-зры-ва-те-ля и ради-об-ло-ка, а так-же ус-та-нов-ле-но по-ро-хо-вое ката-пуль-ти-рую-щее уст-рой-ст-во.

При стар-те ра-ке-та выб-ра-сы-ва-ет-ся ка-тапуль-той вер-ти-каль-но со ско-ро-стью око-ло 25 м/с. Скло-не-ние ЗУР на за-дан-ный угол, ве-ли-чи-на и на-прав-ле-ние кото-ро-го вводят-ся перед стар-том в ав-то-пи-лот со стан-ции на-ве-де-ния, осу-ще-ст-в-ля-ет-ся до запус-ка дви-га-те-ля раке-ты в ре-зуль-та-те исте-че-ния продук-тов сго-ра-ния спе-ци-аль-но-го га-зо-ге-не-ра-то-ра че-рез че-ты-ре двух-со-п-ло-вых блока га-зо-рас-пре-де-ли-те-ля, ус-танов-лен-но-го у осно-ва-ния аэро-ди-на-ми-че-ско-го ру-ля. Га-зо-хо-ды, веду-щие к про-ти-во-по-лож-но на-прав-лен-ным соп-лам, пе-ре-кры-ва-ют-ся в зави-си-мо-сти от уг-ла по-во-ро-та руля. Объ-е-ди-не-ние аэ-ро-ди-на-ми-че-ско-го ру-ля и га-зо-рас-пре-де-ли-те-ля в еди-ный блок по-зво-ли-ло исклю-чить при-ме-не-ние специ-аль-но-го приво-да для сис-те-мы скло-не-ния. Газо-ди-на-ми-че-ское уст-рой-ст-во нак-ло-ня-ет раке-ту в нуж-ном на-прав-ле-нии, а за-тем пе-ред вклю-че-ни-ем твер-до-то-п-лив-но-го дви-гате-ля, при-ос-та-нав-ли-ва-ет ее пово-рот.


За-пуск дви-га-те-ля ЗУР осу-ще-ст-в-лял-ся на высо-те 16-21 м от зем-ли (ли-бо по ис-те-че-нии задан-ной одно-се-кунд-ной за-держ-ки от стар-та, ли-бо по дос-ти-же-нии угла от-кло-не-ния оси ра-ке-ты от вер-ти-ка-ли 50°). Та-ким об-ра-зом весь им-пульс РДТТ рас-хо-ду-ет-ся на при-да-ние раке-те ско-ро-сти в на-прав-ле-нии цели. По-сле за-пус-ка начи-на-ет-ся на-бор ско-ро-сти раке-ты, ко-то-рая на даль-но-сти 1,5 км со-став-ля-ла 700-800 м/с. Про-цесс ко-манд-но-го наве-де-ния начи-на-ет-ся с даль-но-сти 250 м. В свя-зи с ши-ро-ким раз-бро-сом линей-ных раз-ме-ров (от 3-4 до 20-30 м) и па-ра-мет-ров движе-ния целей (от 10 до 6000 м по вы-со-те и от 0 до 700 м/с по ско-ро-сти) для оп-ти-маль-но-го на-кры-тия вы-со-ко-ле-тя-щих це-лей ос-кол-ка-ми БЧ со стан-ции на-ве-де-ния на борт ЗУР вы-да-ют-ся значе-ния задерж-ки сра-ба-ты-ва-ния ра-ди-ов-зры-ва-те-ля, зави-ся-щие от ско-ро-сти сбли-же-ния раке-ты с це-лью. На ма-лых вы-со-тах обес-пе-чи-ва-лись се-лек-ция под-сти-лаю-щей поверх-но-сти и сра-ба-ты-ва-ние ра-ди-ов-зры-ва-те-ля только от це-ли. Для обес-пе-че-ния безо-пас-но-сти, в слу-чае на-ру-ше-ния нормаль-но-го поле-та, ра-ке-та лик-ви-ди-ру-ет-ся ав-тома-ти-че-ски, а так-же, в слу-чае не-об-хо-ди-мо-сти, мо-жет быть ли-к-ви-ди-ро-ва-на опе-рато-ром бое-вой ма-ши-ны.


Во-семь го-то-вых к пус-ку ра-кет рас-по-ла-га-ют-ся в антен-но-пус-ко-вом устрой-ст-ве в двух че-ты-рех-ме-ст-ных транспорт-но-пус-ко-вых контей-не-рах 9Я281. Кон-тей-нер вмес-те с зе-нит-ны-ми раке-та-ми обра-зу-ет ракет-ный модуль 9М334. Ка-ж-дая раке-та ком-плек-ту-ет-ся ка-та-пуль-ти-рую-щим устрой-ст-вом, обес-пе-чи-ваю-щим ее вер-ти-каль-ный старт. Ка-ж-дый модуль 9М334 ком-плек-ту-ет-ся двумя спе-ци-аль-ны-ми балка-ми, с по-мо-щью кото-рых моду-ли могут быть со-б-ра-ны в мно-го-ярус-ные паке-ты. В та-ких па-ке-тах осу-ще-ст-в-ля-ет-ся хра-нение и транс-пор-ти-ров-ка ра-кет на всех эта-пах экс-плуа-та-ции. Модуль 9М334 в те-че-ние уста-нов-лен-но-го сро-ка служ-бы экс-плуа-ти-ру-ет-ся без про-ве-де-ния регла-мент-ных работ и про-ве-рок бор-то-во-го обору-до-ва-ния ра-кет. Ос-нов-ные пара-мет-ры моду-ля: мас-са мо-ду-ля (ТПК плюс че-ты-ре раке-ты) с дву-мя бал-ка-ми - 1053 кг, мас-са без ба-лок - 973 кг, мас-са ТПК с дву-мя бал-ка-ми - 333 кг, мас-са од-ной бал-ки - 40 кг, га-ба-ри-ты моду-ля с дву-мя бал-ка-ми - 539x1507x3005 мм, без ба-лок - 444х1223х3005 мм.
Транс-порт-но-за-ря-жаю-щая ма-шина 9Т244 на шас-си ав-то-мо-би-ля «Урал-4320» пе-ре-во-зит один бое-ком-плект ракет (два мо-ду-ля 9М334). Она ос-на-ще-на гидро-кра-ном с ма-ни-пу-ля-то-ром и обес-пе-чи-ва-ет пе-ре-за-ря-жа-ние (извле-че-ние исполь-зо-ван-но-го кон-тей-не-ра и ус-та-нов-ку ново-го с ра-ке-та-ми) в те-че-ние не бо-лее 18 ми-нут. Бое-вой рас-чет - 3 че-ло-ве-ка. Масса ТЗМ с ЗУР - 15055 кг. За-пас хо-да по то-п-ли-ву - 600 км. Вре-мя пе-ре-во-да ТЗМ из по-ход-но-го поло-же-ния в бое-вое - до 10 ми-нут.


При за-ря-жа-нии боевой ма-ши-ны модуль сна-ча-ла пере-во-дит-ся из го-ри-зон-таль-но-го по-ложе-ния в вер-ти-каль-ное, затем опус-ка-ет-ся в шах-ту бое-вой ма-ши-ны.
Транс-порт-ная маши-на 9Т245 на шас-си ав-то-мо-би-ля «Урал-4320» пред-на-зна-че-на для пе-ре-воз-ки и дли-тель-но-го хране-ния четы-рех моду-лей 9М334 с ра-ке-та-ми и за-ря-жа-ния с нее бое-вой ма-ши-ны с по-мо-щью ТЗМ 9Т244. Мас-са за-гру-жен-но-го ав-то-мо-би-ля - не бо-лее 14000 кг. За-пас хо-да по то-п-ли-ву - 600 км.
Ма-ши-ны тех-ни-че-ско-го об-слу-жи-ва-ния. МТО 9В887М2К пред-на-зна-че-на для про-ве-де-ния техни-че-ско-го об-слу-жи-ва-ния и ре-мон-та сред-ст-ва-ми груп-по-во-го комплек-та ЗИП че-ты-рех машин, для кон-тро-ля функ-цио-ни-ро-ва-ния старто-вой авто-ма-ти-ки боевой ма-ши-ны. МТО 9В887-1М2К пред-на-зна-че-на для ре-мон-та шес-т-на-дца-ти боевых ма-шин сред-ст-ва-ми груп-по-во-го комплек-та ЗИП и ана-ли-за про-цес-са бое-вой ра-бо-ты с по-мо-щью аппа-ра-ту-ры расшиф-ров-ки запи-си аппа-ра-ту-ры до-ку-мен-ти-ро-ва-ния.
Ма-ши-на груп-по-во-го комплек-та ЗИП 9Ф399-1М2К пред-на-зна-че-на для транс-пор-ти-ро-ва-ния, хране-ния груп-по-во-го комплек-та ЗИП для ре-мон-та бое-вых ма-шин 9А332 в со-ста-ве зенит-ной ракет-ной бата-реи.
Ком-плект та-ке-лаж-но-го обору-до-ва-ния предна-зна-чен для:

  • про-ве-де-ния погру-зоч-но-раз-гру-зоч-ных ра-бот и па-ке-ти-ро-ва-ния ра-кет-ных мо-ду-лей;
  • про-ве-де-ния погру-зоч-но-раз-гру-зоч-ных ра-бот с па-ке-том до че-ты-рех моду-лей и па-ке-ти-ро-ва-ния от двух до че-ты-рех моду-лей;
  • транс-пор-ти-ро-ва-ния па-кета мо-ду-лей в пре-де-лах баз и по-груз-ки их в са-мо-лет;
  • хра-не-ния и транс-пор-ти-ро-ва-ния обо-ру-до-ва-ния, вхо-дя-ще-го в ком-плект.

Экс-плуа-та-ция комплек-са раз-ре-ша-ет-ся на вы-со-тах до 3000 м над уров-нем мо-ря, в лю-бое вре-мя го-да и су-ток, в раз-лич-ных мете-о-ро-ло-ги-че-ских ус-лови-ях в ин-тер-ва-ле темпе-ра-тур окру-жаю-ще-го возду-ха от -50°С до +50°С, в ус-ло-ви-ях солнеч-ной радиа-ции и от-но-си-тель-ной влажно-сти не бо-лее 98% при тем-пе-ра-ту-ре 35°С и ско-ро-сти вет-ра не бо-лее 30 м/с.

Количество одновременно обрабатываемых целей, шт

Количество одновременно сопровождаемых трасс целей с их ранжированием по степени опасности, шт

Количество одновременно поражаемых целей, шт

Огневая производительность, целей/мин

Скорость поражаемых целей, м/с

Дальность поражения, км

Дальность поражения средств ВТО, км

Высота поражения, м

Высота поражения средств ВТО, м

Зона поражения по курсовому параметру, км

Время реакции, сек

Боекомплект на БМ, ракет

Боевой расчёт на БМ, чел

Климатические условия эксплуатации:

температура, °С

влажность при температуре +35°С, %

высота над уровнем моря, м

скорость ветра, м/с

“ Тор-М2КМ

“ Тор-М2КМ “ (модульный)

Зенитный ракетный комплекс «Тор-М2» - основной ЗРК малой дальности, стоящий сегодня на вооружении ПВО Сухопутных войск России. Предназначение этого оружия - противовоздушная и противоракетная оборона на уровне дивизионного звена, защита сухопутных соединений от ударов противорадиолокационных и крылатых ракет, противодействие летательным аппаратам, в том числе пилотируемым дистанционно, поражение планирующих авиабомб. Ключевой особенностью комплекса является его способность вести огонь на ходу, то есть действовать на марше, при совершении маневра, без остановок.Многие образцы российского вооружения по праву носят титул «уникальные». К таким, без сомнения, можно отнести и созданный на базе «Тора» зенитный ракетный комплекс, предназначенный для работы в арктических условиях, «Тор-М2ДТ». В нынешнем году «северный» вариант этого ЗРК с боевой машиной на базе двухзвенного гусеничного транспортера ДТ-30 был впервые представлен широкой публике на Параде Победы на Красной площади.Темой очередного выпуска программы «Военная приемка», выходящей на телеканале «Звезда», станет как раз комплекс семейства «Тор». Журналист Алексей Егоров покажет и расскажет о нем все, начиная от тестирования ходовых качеств этой машины и заканчивая рассказом о ее непревзойденных возможностях по обнаружению и поражению воздушных целей.Там, где пехота не пройдет Полигон Научно-исследовательского испытательного центра (исследований и перспектив развития автомобильной техники вооруженных сил) 3-го Центрального научно-исследовательского института Минобороны России в подмосковном городе Бронницы - то место, где традиционно испытываются новинки колесной и гусеничной техники для армии и флота. Именно здесь проходит испытание и первый в ВС РФ комплекс «Тор», созданный специально для работы в арктической зоне. Два звена и маскировочная окраска придают этой машине сходство с огромной гусеницей, которая с легкостью скользит по бездорожью. Боевые средства комплекса размещены на двухзвенном гусеничном шасси повышенной проходимости: по сути, этот ЗРК может использоваться в отсутствие любых дорог, свободно передвигаться на пересеченной местности, преодолевать и глубокие снега, и ледяные просторы. При этом экипажу созданы все условия для нормальной работы, для работы в Заполярье адаптированы и боевые средства комплекса.Чтобы понять и прочувствовать возможности этого вездехода, стоит проехать на нем хотя бы по испытательным площадкам подмосковного полигона. Машинам здесь задают самые сложные маршруты, их безжалостно тестируют на почти экстремальных площадках. По словам представителей НИИЦ, при выборе такого вида шасси для «Тора», как двухзвенная платформа, были учтены высокие возможности транспортера на гусеничном ходу, его способности преодолевать различные препятствия. Для «Тор-М2ДТ» не станут преградой даже водные рубежи. Машину в ходе испытаний специально тестируют водой, заливают ее корпус в дождевальной камере, погружают в озеро - проверяют возможности движения вплавь.Одновременно проверку на выживаемость проходит и обитаемый отсек. Места здесь хватает для комфортного размещения как минимум трех человек, и в ходе испытаний, проведенных специалистами НИИЦ Минобороны России в условиях Крайнего Севера (тогда машины прошли своим ходом около 2 400 км), микроклимат в обитаемом отделении поддерживался даже при температуре до минус 60 градусов Цельсия. Нельзя, к слову, не упомянуть и о том, что участники того похода стали первыми в мире, кому удалось дойти на колесной и гусеничной технике от материковой части до острова Котельный в Северном Ледовитом океане.Вообще, плавающий зенитно-ракетный комплекс - явление беспрецедентное. «Тор» в этом смысле считается единственным в мире: ни в странах НАТО, ни в армиях других государств боевого комплекса с такими характеристиками не существует. Одновременно с ЗРК испытания проходит и машина обеспечения - такой же гусеничный «внедорожник», но предназначенный для транспортировки боезапаса. То есть, помимо всех достоинств, у комплекса есть еще одно преимущество - он самодостаточен, не привязан при выполнении боевой задачи неразрывно к пункту обеспечения.Уничтожитель «Томагавков» Сборка машин семейства «Тор» производится на площадках АО «Ижевский электромеханический завод «Купол», входящего в концерн ВКО «Алмаз-Антей». Именно здесь создается и абсолютно новая модификация этого средства ПВО - тот самый арктический вариант «Тора». Начальник бюро ОКБ 011 ИЭМЗ «Купол» Павел Толшмяков - один из специалистов, участвовавших в разработке конструкции ЗРК. По его словам, этот комплекс можно без преувеличения назвать самым современным, самым передовым в своем классе. Ему по силам отразить массированный налет крылатых ракет (напомним, именно такому удару подверглась весной этого года база сирийских ВВС Шайрат). Как отмечает Павел Викторович, крылатая ракета - это типовая цель для данной боевой машины, и в ситуации, когда на защите объекта стоит, скажем, штатная батарея «Торов», у налетчиков не остается никаких шансов.
Если бы база Шайрат, по которой нанесли свой удар американские Tomahawk, находилась бы под защитой комплексов, подобных нашим, аэродром остался бы невредимым. Батарея ЗРК «Тор» способна противостоять и более современным видам крылатых ракет, например AGM-65 Maverick, оснащенным лазерной головкой самонаведения. Интересно, что дистанция между машинами может при этом составлять хоть пять километров: необходимый защитный барьер будет обеспечен, а компьютерная система управления сама определит приоритетные цели и предложит алгоритм их поражения.Дело в том, что в технологию применения этого вооружения заложена процедура определения первостепенных целей. Это необходимо в случае, скажем, ракетной атаки с разных сторон. В такой ситуации, как говорит Павел Толшмяков, вычислительные системы ранжируют летящие в сторону объекта ракеты по степени их опасности, а также по минимальному времени подлета. Обработанная и подготовленная информация докладывается оператору, который и принимает решение на применение оружия. Как подчеркивает заместитель главного конструктора АО «Ижевский электромеханический завод «Купол» Илья Рыков, программное обеспечение и алгоритмы этого оружия заложены таким образом, что ракета определяет не только тип целей, но и момент подрыва, формируя под каждую цель свое «облако осколков».Завод «Купол» - то место, где «Тор» становится настоящим боевым оружием, превращается в стража неба. Специалисты предприятия должны разобраться в километрах проводов (они маркируются, чтобы при монтаже попасть точно к месту назначения), настроить работу автоматики, филигранно отрегулировать систему управления лучом - одним из важнейших компонентов современных зенитных ракетных комплексов. Особое внимание уделяется фазированной антенной решетке - тому самому элементу, который подсвечивает цели и обеспечивает ювелирное попадание ракет. С помощью излучателей электромагнитных волн, являющихся основой ФАР, «Тор» способен одновременно сопровождать до четырех целей, в том числе крылатые ракеты, летящие на внушительной скорости.
Антенне станции обнаружения целей под силу вскрыть даже такой миниатюрный и практически лишенных металлических деталей объект, как коптер. Заместитель главного конструктора ИЭМЗ «Купол» Илья Рыков подтверждает: «Тор» в состоянии ликвидировать беспилотный летательный аппарат, конструкция которого полностью выполнена из углепластика. Для радиолокационной системы этого ЗРК достаточно металлических частей двигателя БПЛА, которые и становятся ориентирами при определении параметров цели.Технологии превосходства В качестве основной площадки для практических испытаний средств ПВО выступает Государственный центральный межвидовый полигон Капустин Яр, что в Астраханской области. Здесь пристреливаются и комплексы «Тор», а зенитчики, в свою очередь, проходят в условиях реального применения вооружения боевую и специальную подготовку. Личный состав 538-го Тарнопольского гвардейского зенитного ракетного ордена Александра Невского полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа, куда тоже поступил полковой комплект ЗРК «Тор-М2», уже прошел экзамен Капустиным Яром. Командир части полковник Константин Демидов считает последние проведенные на полигоне стрельбы удачными. «Выполнены все задачи, поставленные по обстрелу воздушных целей, - свидетельствует офицер. - Работали все 16 боевых машин, командиры батарей принимали решение. Все мишени были уничтожены».Вообще, комплексы «Тор» - это лишь часть противовоздушного «зонтика» над нашей страной, который обеспечивают вооруженные силы. Система российской ПВО считается эшелонированной: на дальних подступах воздушного противника встретят ракеты комплекса С-400, а если кому-то удастся преодолеть их заслон, то в дело вступит комплекс средней дальности «Бук». У «Тора» - особая миссия. Его ракеты, оснащенные маршевыми двигателями, способны менять в полете траекторию, а также поражать цели, летящие на предельно малых высотах - всего четыре-пять метров от земли. Нельзя не отметить, что по сравнению с предыдущими версиями ЗРК у нового комплекса вдвое увеличен боекомплект, а ракеты обладают расширенной зоной поражения и повышенной точностью стрельбы. Важное обстоятельство: стрелять наш комплекс учится, поражая куда более скоростные мишени, чем те же американские ракеты. В качестве условных целей для «Тора» выступают ракеты отечественного ЗРК «Оса», скорость которых превышает 1,5 тыс. км/ч, тогда как Tomahawk выжимает в полете максимум 880 км/ч.
Важным отличием ЗРК «Тор-М2», как уже было сказано, является его возможность работать в движении, причем на приличной скорости. Радиолокационный комплекс в состоянии не только удерживать несколько целей на ходу, но и вести по ним огонь. В 2015 году ЗРК «Тор-М2У» поразил цели, двигаясь со скоростью 25 км/ч, в 2016-м были проведены успешные стрельбы при движении боевой машины со скоростью уже 45 км/ч. То есть зенитные ракетные комплексы производства завода «Купол» могут - первые в мире - осуществлять непрерывное прикрытие войск на марше или при проведении ими маневра в бою.«Тору» под силу справиться не только с сухопутными препятствиями и водными преградами. Комплекс прошел испытание и морской стихией, подтвердив там свои высокие огневые качества. В сентябре 2016 года автономный боевой модуль ЗРК «Тор-М2КМ» провел успешные стрельбы по различным видам воздушных целей с борта фрегата «Адмирал Григорович», шедшего в открытом море со скоростью восемь узлов. «Тор-М2» в модификации «КМ» создан в модульном исполнении и может размещаться на различных видах шасси. «Это были первые в мире успешные стрельбы сухопутного ЗРК с борта боевого корабля, и они еще раз продемонстрировали широчайшие возможности применения комплексов данного семейства, стали важным шагом в работах по созданию унифицированных морских и сухопутных комплексов ПВО малой дальности», - отмечают в руководстве АО «ИЭМЗ «Купол».
«Адмирал Григорович» вообще можно называть настоящей исследовательской площадкой для новейшего российского вооружения. Например, именно с него запускали ракеты «Калибр» по опорным пунктам боевиков ИГИЛ (организация, запрещенная в России) на территории Сирии. Вертолетная площадка фрегата стала местом старта ракет комплекса «Тор», причем в одном из испытаний ему досталась крайне сложная мишень, имитирующая американскую противокорабельную крылатую ракету Harpoon. Ее скорость - до 850 км/ч, но не это главное. Летя на сверхмалой высоте, ракета способна атаковать цель либо горизонтально - двигаясь параллельно воде на высоте два-четыре метра, либо пикируя с отметки до 1 800 м. В обоих случаях перехват этой цели вполне по силам «Тору», что и подтвердили проведенные успешные пуски в море. А на недавних учениях в Белоруссии наш комплекс смог перехватить ракету, выпущенную из системы залпового огня «Град». Уникальным этот эксперимент сделала начальная скорость полета снаряда РСЗО - 1 000 м/сек! Так что без всяких сомнений можно утверждать, что недостижимых целей в том спектре применения, под который был создан «Тор», для этого комплекса попросту не существует.