Достопримечательности Гжели: обзор, фото и описание. На что посмотреть в Гжели. Экскурсионный вояж на родину фарфора

При упоминании названия «Гжель» представляется определенный ряд ассоциаций – красота, узоры, синь, народные промыслы, фарфор.

А посуда из Гжели – один из главных подарков для придания свежести интерьеру любого помещения, особенно кухонного.

Кроме того, Гжель – город удивительных храмов. Поэтому все достопримечательно можно условно связать с двумя большими категориями – производственной и духовной.

Компания «Гжель» остается одной из самых древних и солидных по производству изделий из фарфора, известных на весь мир как народный промысел одноименного города. Она основала и стала главным лицом художественного стиля Гжель, уникальной продукции эстетики и качества.

Завод можно посетить на экскурсии, предполагающие знакомство туристов с технологией росписи на керамике с синей росписью, которую нельзя ни с чем спутать.

Вся история становления уникального промысла проходит в музее, расположенного на территории фабрики. В нем – свыше двух тысяч наименований предметов посуды. Здесь и самые ранние образцы посуды средних веков, обнаруженные при раскопках, образцы майолики 18 столетия, а также более поздние его варианты. Различные фаянсовые полуфаянсовые предметы с росписью цветом или синью. История хранит знаменитый кузнецовский фарфор, получивший истоки в этих краях.

Представлены и экземпляры весьма грубого вида от конца 19-начала 20 столетия при максимальном упадке художественного промысла Гжели. Наконец, яркое возрождение традиций в соответствующих работах прошлого века и наших дней, включающих не только посуду, но и другие предметы декора и обихода.

В одном из музейных помещений можно проследить и цепочку перехода прошлого в настоящее и будущее, а именно – обучение и становление будущего художника от детского сада до хкдожественно-промышленного колледжа, что осваивают не только методику, но секреты своих исторических предшественников.

Это предприятие специализируется на ручном производстве фарфоровых изделий высококачественного уровня. Все экземпляры – в лучших традициях народного промысла керамики воссоздали картину развития будущего в промысле. Здесь также проводятся посещения собственного производства фарфора, представлена выставка народных промыслов и даже имеется свой мини-зоопарк.

Этот храм воздвигнут в самом начале 18 века на месте каменной церкви. Последняя была основана на месте деревянной церкви 17 столетия. А двумя веками позже церковь стала благочинским центром. А в конце 19 века храм видоизменяется: добавляются две новые часовни из камня и вносятся изменения в устройство в колокольню.

Имеется три придела: связанный с именем Успения Богородицы, северный, что связан со святителем Николаем Мирликийским и южного направления – в честь Казанской иконы Божьей Матери. Современный же вариант храма возникает в 1859 году, а архитектором явился Казимир Гриневский, окончивший с золотой медалью Высшее Строительное училище в Санкт-Петербурге.

В 1938 году церковь закрылась и имела сильные повреждения. Уничтожено было все внутри храма, купол и колокольня были разобраны, погости и ограда церкви также пришли в негодность, здание превратилось в склад. И лишь в 1998 году возобновились службы. Работы же по восстановлению храма еще продолжаются, в частности отреставрирован купол, но многие элементы декора все же утрачены.

Другое название этого известного места в Гжели – Кунай-колодец. Общеизвестно, что в дореволюционные годы в этом местности была расположена купальня. Согласно своей вере, этот колодец принимал множество людей, что искренне хотели исцелиться. Вода этого источника была особенно благодатна для вылечивания маленьких жителей. Искупавшись в целебных водах, дети одевались во все новое, а старые вещи хранились у самого колодца и впоследствии уничтожались в огне.

Вода имеет сильную струю и приятна на вкус. Правда многие горожане ее не применяют для питья в силу присутствия накипи в большом количестве. Тем не менее источник популярности не теряет, и многие приезжают к нему с несколькими вариантами тары.
Территория располагает колодцем, эстетически привлекательным, и купальней.

Местоположение: улица Центральная — 154.

Это сооружение появилось в 1912 году в честь столетия завершения Отечественной войны. Финансы на ее устройство появились благодаря владельцу Фарфорового завода И.Е.Кузнецовым. А непосредственное строение возникло по проекту архитектора Б.М. Великовского. Последний раз обновления храма велись в 1990х годах.

Местоположение: село Новохаритоново.

Керамическое ремесло отсчитывает в области Гжели уже почти семь столетий. Началось его производство со тучных экземпляров, однако уже в 17 веке возникают фабрики, продукция которых стала широко распространяться по России. Незабываемый стиль синих узоров на белом полотне закончил свое формирование в 19 веке, а его новый виток – в 50х годах прошлого столетия.

Сегодня в Гжели выделяется два типа фарфора: производство массового плана и авторские коллекции. Первый вариант осуществляется с помощью печати. Он не очень затратен и приобретается без проблем в локальных лавочках, причем и за пределами города. А изделия дизайнерского типа продаются только у профессиональных мастеров, или на экспозициях.

ГЖЕЛЬ

Разговорное название керамики, произведенной в районе села Гжель Московской (см. ) области, и одного из известных русских народных художественных промыслов.


Гжель издавна - центр производства глиняной посуды из высококачественной местной глины. В XVII в. здесь появились первые кустарные мастерские, изготовлявшие посуду. Во второй половине XVIII в. начали выпускать майоликовые изделия. Миниатюрная посуда и мелкая декоративная скульптура (белые лошадки, всадники, птички, куклы) расписывались лиловой, желтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
В начале XIX в. в Гжели началось производство фарфора, фаянса и полуфаянса. Форма и роспись фарфоровых и фаянсовых изделий сохраняли характерные черты народной керамики. Со второй половины 20-х годов XIX в. изделия стали расписывать преимущественно синей краской.
В настоящее время предприятия «Объединения Гжель», находящегося в поселке Турыгино (рядом с Гжелью), выпускают фарфоровую посуду, декоративную скульптуру и т.д. Мастера Гжели продолжают традиции народного искусства. Изделия по-прежнему расписывают вручную. Для современного гжельского фарфора и фаянса характерна синяя роспись по белому фону, богатство оттенков синего цвета. В росписи преобладают растительные узоры, изображения цветов. Посуда нередко украшена скульптурными элементами. Декоративная скульптура чаще всего представляет собой изображения животных, сценки народного быта.
Посуда. Гжель:




Декоративная скульптура. Гжель:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ГЖЕЛЬ" в других словарях:

    ГЖЕЛЬ - и; ж. собир. Изделия народной художественной керамики с сочной синей росписью по белому фону // Отдельное такое изделие. ● По названию села Гжель, где возник этот промысел. * * * ГЖЕЛЬ ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов… … Энциклопедический словарь

    Гжель - село в Московской обл., к ЮВ. от Москвы. Широко известно пр во гжельской керамики: квасников, тарелок, игрушек с многоцветной росписью и иногда с лепными фигурками. Промысел в окрестностях достиг высокого худож. уровня во 2 й половине XVIII в., в … Географическая энциклопедия

    ГЖЕЛЬ - ГЖЕЛЬ, и, жен., собир. Изделия народной художественной керамики [по названию села Гжель, где возник соответствующий промысел]; отдельное такое изделие. | прил. гжельский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Гжель - Гжель, и (населенный пункт) и гжель, и (изделие; также собир.) … Русский орфографический словарь

    Гжель - ж. Название населенного пункта. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    ГЖЕЛЬ - ГЖЕЛЬ, село в Московской обл. Ж. д. станция. Керамические предприятия (гжельская керамика). Высокого художественного уровня гончарный промысел достиг во 2 й половине 18 в. майолики (квасники, тарелки, игрушки и т.д.), с многоцветной росписью,… … Русская история

    гжель - сущ., кол во синонимов: 2 город (2765) керамика (18) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Гжель - Гжель, село в Московской области, в Раменском районе, железнодорожная станция. Керамические предприятия (производство гжельской керамики). Гончарный промысел имеет давние традиции. Высокого художественного уровня он достиг во 2 й половине XVIII в … Словарь "География России"

    Гжель - … Википедия

    гжель - и, ж. Вид фарфора. В Москве цветет сейчас мода на гжель. Это тоже фарфор, толстостенный, как бы «деревенский», изготовленный на небольшой фабрике на подмосковной станции Гжель. [Литературная газета, 1980, 42] … Малый академический словарь

Книги

  • Гжель. Работы современных мастеров. Плакат , . Гжель – один из важнейших российских центров производства керамики. У Гжели собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Плакаты дают возможность наглядно…

Гжель - один из важнейших российских центров производства керамики. Более широкое название «Гжель», которое является правильным с исторической и культурной точки зрения это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединенных в «Гжельский куст». «Гжельский куст» - расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по Казанской железной дороге. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области.





Гжель - это вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые изделия. Продукты "Гжели" пользуются устойчивым спросом на Российском и международном рынке.






Гжель - это композиция народного искусства и художества. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.




В "Гжели" работают высококвалифицированные и одаренные художники, скульпторы и мастера технологии.
В Гжели существует круглый цикл образования. Обучение начинается с детского сада, средней школы и закончивается Гжельским Художественным Колледжом и курсами аспиранта в Москве.




Поскольку Гжель является старинным центром производства фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды, ещё в прошлом веке появились попытки связать непонятное название местности с её специализацией: «Посуду жгут, обжигают, отсюда всё производство названо Жгелью, словом, обратившимся в „Гжель“ в силу свойства присущего временам переставлять согласные. Позднее, когда промысел получил особо важное значение и привлёк к себе большую часть местных рабочих рук, название производства было перенесено и на самый занятый им район».

храм во имя Георгия Победоносца в селе Игнатьево

старообрядческая церковь Георгия Победоносца в Ново-Харитонове


Вознесенский храм села Речицы

часовня вдоль Егорьевского шоссе

Гжель - это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы, который славится своими изделиями ручной работы из фарфора. Знаменитый гжельский промысел на протяжении нескольких столетий является одним из ведущих керамических промыслов страны и по праву считается колыбелью русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Фарфор ручной работы, с нарядной синей росписью по белому фону, известен не только в России, но и далеко за ее пределами. Статуэтки, посуда, предметы интерьера и сувениры, расписанные вручную, сегодня невероятно популярны и привлекают к себе удивительной гармонией, сочетающейся в формах и рисунках.

Гончарное ремесло зародилось в гжельском регионе практически с момента появления в нем крестьянских поселений. Гжельские земли были не слишком плодородными, но обширные залежи местных разноцветных глин позволяли крестьянам подрабатывать производством глиняных изделий для своих нужд и на продажу. Первое официальное упоминание о Гжели обнаружено в Духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты в 1328 году, но известно, что уже в XI-XIII веках местное население активно занималось гончарным ремеслом. Гжельские крестьяне несли денежные и товарные повинности перед государевым двором, но, что интересно, гончарный промысел не входил в этот список. В XVII в. царь Алексей Романович, высоко оценив качество разных сортов гжельских глин, сделал Гжельскую волость постоянным поставщиком глины для производства посуды «для аптекарских нужд».

На протяжении длительного периода местные мастера совершенствовали технику производства, вырабатывали собственный стиль и, к началу XVIII века, керамическое дело стало для региона основным, проявив свой яркий и самобытный характер. Если начинали гжельские мастера с кустарного изготовления глиняной посуды и детских лепных игрушек, то к середине столетия, после обнаружения особой серой глины в районе деревни Минино, освоили производство майолики, полуфаянса и фаянса, перенимая и совершенствуя технологии. Ассортимент гжельской майолики был разнообразен: столовые сервизы, декоративные блюда, миски, кувшины. Необычной была форма высоких сосудов с дисковидным туловом - кумганов. Большое место занимала малая пластика: сценки из крестьянского и городского быта. Гжельская пластика покоряла непосредственностью, легкостью замысла, искренностью в передаче образов.

Большое распространение получила роспись с использованием подглазурного кобальтового фонового крытья в сочетании с надглазурным полихромным декором и обилием золота. В это же время начал формироваться явно узнаваемый синий монохромный растительный и орнаментальный рисунок на изделиях, известность которых распространилась далеко за пределы области.

Изделия гжельских мастеров последней четверти XVIII в.

Существенный скачок в развитии керамического производства Гжели произошел во II половине XVIII века и был связан с деятельностью керамической фабрики московского купца Афанасия Гребенщикова. Однако, в конце XVIII века, наметился упадок гжельского производства. Причиной этому стал английский фаянс с белым тонким плотным черепком, декорированный пышными печатными рисунками, который стоил дешевле и ввозился в больших количествах в Россию.

В начале XIX века в Гжели был налажен выпуск полуфаянса, который являлся переходным от майолики к фарфору и тонкому фаянсу. Полуфаянс украшался синей подглазурной росписью растительного или геометрического характера. В XIX веке в Гжели наряду с полуфаянсом освоили производство тонкого фаянса и фарфора, выпуском которого занимались как многочисленные мелкие крестьянские заводы, так и крупные предприятия русских купцов: Барминых, Тереховых, Киселевых, братьев Кузнецовых. Особенно прославилась продукция мелких фабрик Храпунова, Новых, Тулиных, Жадиных, Мордашовых.

Фарфоровые изделия в Россию стали привозить со второй половины XVI века из Европы и Китая. Технологии производства фарфора у нас тогда еще не было, хотя поиск подходящих глин велся уже с начала XVII столетия, в том числе и в Гжели. Для налаживания выпуска собственного фарфора по велению российского Императорского двора в Санкт-Петербурге была открыта «Порцелиновая мануфактура». Первые опыты были не слишком удачными, но потом за дело взялся Дмитрий Иванович Виноградов, сподвижник Ломоносова и около 1747 года ему удалось, наконец, составить рецептуру фарфоровой массы и разработать способ производства высококачественного фарфора из отечественных материалов. Этот успех послужил толчком для развития фарфорового производства в России, начали открываться новые заводы, технология производства совершенствовалась. Не могли остаться в стороне от новых перспектив и гжельские умельцы. Они устраивались на ближайшие предприятия, перенимали технологии производства и вернувшись домой открывали собственное дело или продавали секрет, благо, подходящей глины для таких экспериментов было вокруг предостаточно. Известно, что первым производство фарфора в Гжели начал Павел Куликов (Куличков) в 1810 году. Постепенно секрет фарфоровой технологии распространился по всей Гжели. Производство фарфора к середине XIX века достигло наивысшего расцвета, когда в Гжели работало уже более семидесяти фарфорово-фаянсовых фабрик и более 40 живописных заведений.

Изделия гжельских мастеров первой половины XIX в.

В конце XIX века Гжель переживает очередной период упадка. В керамической отрасли страны все большие позиции завоевывают крупные фирмы: Корниловых в Петербурге, Кузнецовых в Твери, Будах и Риге. На рубеже XX века в Гжели были ликвидированы почти все заводы, а немногие оставшиеся были национализированы после революции и стали производить, в основном, технический фарфор. Однако, в середине 40-х годов XX века, когда наша страна оправлялась от тяжелых последствий войны, на одном из оставшихся небольших предприятий по производству бытового фарфора, Турыгинском заводе художественной керамики, художница Наталия Ивановна Бессарабова занялась возрождением старых традиций. Бессарабова не только сама постигла секреты гжельской росписи, но и научила мастеров забытым приёмам. Она показала, как выводить «сплошной мазок» и «мазок с тенями»: когда кобальтовую краску набирают не на всю кисть, а лишь на одну сторону ее так, что при повороте кисти, плоско положенной на поверхность изделия, получается широкий мазок с тональными переходами цвета от темного синего до светлого голубого, почти белого.

Кувшин, молочник и кружка. Форма и роспись выполнены по образцу Н.И. Бессарабовой начала 50-х гг.

В 1972 году Турыгинский завод был преобразован в Производственное объединение «Гжель», ставшее впоследствии основным предприятием в Гжели по выпуску художественного фарфора. В 1978 году Наталия Ивановна Бессарабова, совместно с другими художницами объединения - Людмилой Павловной Азаровой, Татьяной Сергеевной Дунашовой, Зинаидой Васильевной Окуловой, за создание высокохудожественных керамических изделий была удостоена Государственной премии имени Репина.

70-е – 80-е годы прошлого века стали новым этапом в жизни промысла. Появилась целая плеяда талантливых молодых художников, вписавших свои имена в историю Гжели. Это были и потомственные фарфористы и совсем новые мастера, внесшие свежие мотивы и новые формы в фарфорово-фаянсовую классику. Это период творческого подъема, экспериментов, сочетания стилей и заимствования возможностей других материалов, заслуживший признание коллекционеров и снискавший народную любовь.

На рубеже 1980-1990-х годов вторым по значимости и старейшим в гжельском регионе заводом по выпуску художественного и технического фарфора заслуженно считался ОАО «Гжельский завод Электроизолятор». Его цех по выпуску изделий народного художественного промысла Гжель теперь снова является самостоятельным предприятием и носит имя «Гжельский фарфоровый завод». Всю свою длительную и славную историю завод является одним из творческих центров промысла. В разное время на нем трудились и трудятся такие известные мастера, как А. А. Рогов, В. Г. Розанов, заслуженный художник РФ Т.Д. Федоровская, Е.А. Ванюшкина, В.Е. Сидоренко, Л.А. Чернов, В.М. Лисневский, А.В. Рыженок, В.А. Растяпин, Т.А. Сивова (Рогова), Ю.И. Гуляев. Художники предприятия внесли новое прочтение в пейзажную и сюжетную роспись, расширили ассортимент традиционных изделий декора стола и оформления помещений, активно используют в росписи не только основную подглазурную кобальтовую технику, но и надглазурные краски, поддерживая и развивая одно из старейших направлений оформления гжельских изделий – цветное декорирование. «Российская традиционная керамика», Р.Р. Мусина, 2011 г. Изд-во «Интербук-бизнес».
«Иван Емельянович Кузнецов. Новгородский король российского фарфора», Б.А. Кузнецов, 2014 г. Изд-во «Галлея принт».

Достопримечательности поселка Гжель. Где находится Гжель, как к нему добраться и на что посмотреть в селе?

Село Гжель расположено в 60 километров от столицы, его легко найти на карте, добраться сюда не составит труда на своем транспорте. А так же с Казанского вокзала , регулярно отправляются электрички и скорый поезд в данном направлении, время в пути займет от 1 до 1,5 часа. От станции метро «Котельники» в Гжель регулярно ходят рейсовые автобусы. Но самым популярным методом посещения села, являются экскурсии туристических операторов, в которые включена стоимость отдельного автобуса, а так же экскурсия на протяжении всего пути следования.

Гжель имеет на своей территории множество достопримечательностей: старинные церкви, святой источник, природный памятник стратотип и сосновые леса. Однако славу поселку принес промысел, которым издавна занимаются местные жители.

Общие сведения

С 18 столетия в этих землях обнаружили белую глину, по своей структуре не уступавшая фарфору. С тех пор, местные жители стали изготавливать посуду, а после обжига, расписывать синими узорами. Именно в честь старинного названия процесса обжига, село и получило свое название «Гжель». А Гжельская синяя роспись посуды, стала характерным почерком этой местности, которая прославила ее на всю страну и далеко за ее пределами.

Именно развитие промышленности по производству и росписи посуды повлияло на развитие инфраструктуры в регионе с 19 столетия. Здесь масштабно строили предприятия и проложили железную дорогу, для удобства вывоза продукции.

До сих пор, во многих семьях можно увидеть тарелки, кувшины, чайники и даже свистелки, с синими мазками в виде цветов, птиц и других природных элементов живописи.

Гжель - это не только название села, но и название производственного округа фарфоровых изделий, объединенного из 30ти близлежащих сел.

К сожалению, производство фарфора во время правления советской власти пришло в упадок, но к сегодняшнему дню два предприятия, все таки удалось возродить. Посетить предприятия с экскурсией, ознакомиться с историей промысла приезжают тысячи туристов, целыми семьями.

Помимо знакомства с производством, Гжель имеет множество других достопримечательностей, достойных внимания, подробно с описанием которых ознакомимся далее.

На что посмотреть в Гжели

  • Храм Успения Пресвятой Богородицы, возведенный в 19 столетии из камня, основная архитектурная и духовная ценности Гжели;
  • Святой источник иконы Феодоровской Божией Матери - Кунай-колодец имеет давнюю историю исцеления людей, здесь можно набрать воды и окунуться в обустроенной купели;
  • Фарфоровый завод Гжели, позволить узнать тонкости и особенности производства, а так же даст возможность самостоятельно сделать изделие из фарфора;
  • Музей Гжели ознакомит туристов с историей развития промысла от ручного производства до промышленных масштабов;
  • Синь России - это Гжельский завод художественной росписи, где помимо истории художества, будет интересно отдохнуть всей семьей. На территории завода есть пруд с фонтанами, мини зоопарк, комната отдыха и бассейн.

На территории села есть несколько кафе, где можно перекусить, а так же гостиница и гостевой дом, если решите остаться на ночь. В Гжели популярны рыбалка, прогулки по лесам и природному стратотипу, фото на фоне которого получатся впечатлительными. А местные жители с удовольствием ознакомят с легендами вокруг природного памятника.

Особенно ярко, с соблюдением исконно-русских традиций, здесь празднуют новый год, рождество, масленицу и другие религиозные зимние гулянья. А сувенир, который стоит привезти в память о экскурсии по Гжелю, конечно же - фарфоровое статуэтки и посуду с знаменитой синей гжельской росписью. Побывав в стол колоритном регионе, Вам обязательно захочется сюда вернуться вновь!