Как задавать правильные вопросы. хороших идей для правильных вопросов. Что или кто мне может помочь

Важной составляющей общения и обучения является умение правильно задавать вопросы. Этому можно научиться. Необходимо верно выстраивать внутренний диалог и изучить основные виды вопросов во внешнем диалоге. Простые упражнения помогут отработать и закрепить этот важный навык.

Учиться задавать вопросы надо, чтобы:

  • перейти от монолога в общении к диалогу;
  • получить необходимую информацию;
  • перехватить инициативу в общении;
  • выказать внимание к собеседнику;
  • перевести разговор в нужное вам русло.

Классификация вопросов:

✔️ По структуре : простые и сложные/закрытые и открытые

Простой вопрос не может быть расчленен на элементарные вопросы.

Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если, то» и др. Например, «Кто из присутствующих опознал преступника, и как он на это отреагировал?».

Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на простые вопросы.

Закрытые вопросы, целью которых является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет».

Например, такие вопросы хороши, только в случае, когда необходимо четко и ясно определить наличие чего-либо в настоящем, прошлом, и иногда в будущем («Вы применяете это?», «Вы это применяли?», «Хотите попробовать?»).

Одним из способ манипуляции собеседником является намеренное задавание закрытых вопросов. Чем больше человек с вами соглашается, то есть отвечает “да”, тем больше он вам доверяет.

Открытые вопросы не предполагают однозначного ответа, а требуют от собеседника уточнить или пояснить информацию.

✔️ По способу запроса : уточняющие, восполняющие, перефразирование, резюмирование.

Уточняющие вопросы (или «ли» - вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «действительно ли», «надо ли» и т.д.

Например, «Верно ли, что Иванов успешно защитил дипломную работу?» и т.д.

Восполняющие вопросы предназначены для получения новой информации. Грамматический признак – вопросительное слово типа «Кто?», «Что?», «Почему?», «Когда?», «Где?» и т.п.

Например, «Как заключить договор на оказание юридических услуг?», «Когда было совершено это преступление?», «Что означает слово «брокер»?» и т.д.

Перефразирование – вопрос с повторением сказанного, но не дословным, а немного изменённым.

Например, «Другими словами, вы считаете, что…», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь…», «Правильно ли я вас понял, что…», «Вы думаете, что…» и т.д..

Резюмирование – обобщение сказанного во всём разговоре или в его части.

Например, «Итак, можно сказать, что…», «Если подвести итог сказанного Вами, то…», «Насколько я понял, Ваша основная идея заключается в том, что…».

Провокационные - задаются с целью вывести собеседника из эмоционального равновесия, чтобы человек выдал ту информацию, которую тщательно скрывает.

Сбивающие вопросы - переводят внимание в русло интересов спрашивающего.

Правила постановки вопросов:

  • Вопросы необходимо ставить корректно (вежливо).
  • Вопрос формулируется кратко и ясно.
  • Вопрос должен быть простым, но не примитивным.
  • Должна быть логика постановки вопросов.
  • Необходимо внимательно слушать собеседника.
  • Старайтесь ставить цели урока в вопросительной форме. Сначала сами, потом передайте эту функцию обучающимся.
  • Создавайте искусственно ситуации, в которых необходимо, чтобы обучающиеся обратились к вам с вопросом.
  • Вместе со слушателями анализируйте ситуации, в которых уместно задавать вопросы.

Например, первым лучше задавать вопрос “Почему?”, потом уже “Зачем?” и “Как?”

Упражнения для отработки навыка постановки вопросов

№1. “Простые и сложные вопросы”.

Группа разбивается на пары.

На первом этапе работы один из участников задает другому открытые вопросы, требующие развернутого ответа. Тот, кто отвечает, включает в свой ответ любую информацию о себе – не обязательно имеющую прямое отношение к заданному вопросу. Каждый из партнеров остается в своей роли в течение пяти минут. Затем они меняются ролями, чтобы каждый получил возможность поупражняться в постановке открытых вопросов и в умении отвечать на такие вопросы, сообщая при этом произвольно выбираемую информацию.

На втором этапе упражнения один из участников каждой пары начинает с того, что рассказывает что-нибудь о себе или описывает какой-то свой личный опыт. Второй старается поддержать разговор либо, прося пояснить, либо перефразируя. Через пять минут участники диалога меняются ролями.

Между двумя этапами работы надо предусмотреть время на то, чтобы ее участники могли обменяться впечатлениями и рассказать друг другу о возникших у них трудностях. По мере того как участники будут приобретать все большую способность и готовность к самораскрытию, они будут осваивать умение задавать вопросы, предусматривающие больше возможностей для ответов. Умение вести разговор можно приобрести, осваивая технику активного слушания.

№2. “Обратная связь”.

Установите обратную связь (табл.1), проверьте точность восприятия информации или узнайте дополнительную информацию с помощью вопросов (по 2 варианта на каждый пункт).

Таблица 1. Исходные данные для выполнения упражнения

№3. “Выявление потребностей”.

Преподаватель берет лист бумаги и пишет на нем фразу. Любую.

Например:” Девочка пошла в школу в синем платье и с красным рюкзаком”, “Желая переубедить, начните не с разделяющих вас вопросов, а с того, в чем вы согласны с партнером”, “

Группе необходимо задавать вопросы, чтобы дословно отгадать фразу.
Показывает эффективность открытых вопросов.

№4. “Разведка”.

Делаем акцент на постановку разных типов вопросов.

Суть упражнения - выяснить у собеседника некую заранее заданную информацию (подготовьте листочки бумаги с написанными заданиями).

Например, один участник получает задание выяснить у другого какой зубной пастой тот пользуется, а тот в свою очередь должен выяснить есть ли у собеседника дома настенные часы, домашнее животное, огнетушитель. Каждый участник должен приложить максимум усилий, чтобы выяснить нужную информацию и не допустить, чтобы собеседник выяснил его задание.

Задание выполняется в тройках и в парах, а один всегда наблюдатель.

Важной составляющей коммуникативного общения является умение задавать вопросы .

Вопросы – это способ получения информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым ведете беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы, тот управляет беседой).

С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное. А поскольку неопределенность и неизвестность это характерная черта современного, стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы является очень актуальным.

«Извините за недоразумение, я вас не правильно понял» - фраза, которую часто можно услышать в разговоре между людьми. Так вот, чтобы вам не приходилось ее произносить, научитесь правильно задавать вопросы. Правильно поставленный вопрос, позволяя выяснить намерения партнера, помогает избежать недоразумений и конфликтов. Ведь порой, пренебрегая возможностью задать вопрос, или не задавая его в нужное время, мы открываем путь догадкам и домыслам, разнообразным умозрительным построениям, создаем неверное впечатление о других, приписывая им несуществующие качества, достоинства и недостатки, что нередко и приводит к недоразумениям и конфликтам.

Кем бы вы небыли, руководителем или обычным менеджером, коуч тренером или психологом, в любой сфере жизнедеятельности вам пригодится умение правильно задавать вопросы. В любой беседе, как в деловой, так и в личной, правильные вопросы помогают:

  • Проявлять интерес к личности партнера и собеседника;
  • Обеспечить «взаимопроникновенность», т. е. сделать свою систему ценностей понятной для собеседника, одновременно прояснив его систему;
  • Получить информацию, выразить сомнения, проявить собственную позицию, выказать доверие, интересоваться сказанным, проявить снисхождение и показать, что вы готовы уделить разговору необходимое время;
  • Перехватить и удержать инициативу в общении;
  • Перевести разговор на другую тему;
  • Перейти от монолога собеседника, к диалогу с ним.

Чтобы научиться правильно задавать вопросы, надо уделить внимание правильности построения внутреннего диалога и изучит основных виды вопросов во внешнем диалоге.

ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ (вопросы самому себе) организует наше собственное мышления и помогает нам формулировать мысли . Уместность и качество, точность и последовательность вопросов, возникающих в нашей голове, в значительной степени влияют на эффективность большинства предпринимаемых нами действий.

Для того, чтобы организовать внутренний диалог надо понять, что его цель это анализ какой-либо из проблем. Всесторонне разобрать любую проблему (ситуацию) поможет набор, соответствующих вопросов. Существует два варианта вопросов.

Первый вариант , это семь классических вопросов:

Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему? Какими средствами?

Эти семь вопросов позволяют охватить проблемную ситуацию целиком, и произвести ее словесно-логический анализ.

Второй вариант анализа ситуации это набор из шести вопросов:

  • Факты - Какие факты и события, относятся к рассматриваемой ситуации?
  • Чувства - Какие чувства в общем, я испытываю по отношению к данной ситуации? Что предположительно чувствуют другие?
  • Желания - Что я по-настоящему хочу? Чего хотят другие?
  • Препятствия - Что мне мешает? Что мешает другим?
  • Время - Что и когда надо делать?
  • Средства - Какими средствами я обладаю для того, чтобы решить эту проблему? Какими средствами обладают другие?

Используйте любой из двух вариантов, организовывая внутренний диалог. При возникновении проблемы проанализируйте ситуацию с помощью вопросов самому себе, доведите свои мысли до ясности, и только после этого начинайте действовать.

Важность и значимость ВНЕШНЕГО ДИАЛОГА , заключается в правильных вопросах , которые куда лучше, чем монотонный монолог. Ведь тот, кто спрашивает, является лидером в разговоре. Также с помощью вопросов мы показываем собеседнику свою заинтересованность в беседе и в ее углублении. Спрашивая, мы выражаем человеку стремление установить с ним хорошие отношения. Но все это происходит тогда, когда беседа не напоминает и не выглядит как допрос.

Поэтому перед тем как начать беседу или деловой разговор, подготовьте для собеседника серию вопросов, и задайте их ему, как только перейдете к деловой части разговора (в обычном разговоре, как только коснетесь нужной вам темы). Так, вы обеспечите себе психологическое преимущество.

Вопросы внешнего диалога могут ставиться в конкретных формах и бывают следующих видов:

Закрытые вопросы . Целью закрытых вопросов является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет». Такие вопросы хороши, только в случае, когда необходимо четко и ясно определить наличие чего-либо в настоящем, прошлом, и иногда в будущем («Вы применяете это?», «Вы это применяли?», «Хотите попробовать?»), или отношение к чему-либо («Вам понравилось?», «Вас устраивает это?»), чтобы понять, как дальше действовать. Закрытые вопросы (и ответы на них «да» или «нет») переключают наши усилия в определенное направление.

Не следует сразу подталкивать человека, задавая такие вопросы, к окончательному принятию решения. Помните, что проще убедить, чем переубеждать.

Другое дело, когда вы намеренно задаете закрытый вопрос, на который сложно ответить отрицанием. Например обращаясь к общепризнанным ценностям (подобным способом часто пользовался Сократ): «Согласитесь, жизнь не стоит на месте?», «Скажите, для вас важно качество и гарантии?». Для чего это делается: чем чаще человек с нами соглашается, тем шире зона взаимопонимания (это один из способов манипулирования ). Так и наоборот, если вы не можете подобрать правильный вопрос , и часто слышите «нет» в ответ на наводящие вопросы вопросы, увеличивается вероятность отказа вашему предложению в целом. Поэтому добейтесь согласия в малом, не начинайте разговор с противоречий, тогда будет легче добиться желаемого результата.

Открытые вопросы . Они не предполагают однозначного ответа, заставляют человека задуматься, лучше выявляют его отношение к вашему предложению. Открытые вопросы, это хороший способ получения новой, подробной информации, которую очень сложно получить с помощью закрытых вопросов. Следовательно, в разговоре надо чаще использовать открытые вопросы, в различных их вариациях.

Спрашивайте о фактах, которые помогут вам понять ситуацию: «Что имеется?», «Сколько?», «Как решается?», «Кто?» и т.д.

Выясняйте интересы вашего собеседника и условия их удовлетворения.

Выясняйте отношение вашего собеседника к обсуждаемой ситуации: «Что вы думает по этому поводу?», «Как вы относитесь к этому?».

Предложите в форме вопросов, иное (свое) решения проблемы: «Может поступить таким образом..?», «Почему бы нам не обратить внимание на такой-то вариант..?», при этом аргументируя свое предложение. Это намного лучше, чем открыто говорить: «Я предлагаю…», «Поступим лучше так…», «Я считаю…».

Интересуйтесь, на чем основывается утверждение вашего собеседника: «Из чего вы исходите?», «А почему именно так?», «Чем это обусловлено?».

Уточняйте все, что вам неясно: «Что (как) именно?», «В чем конкретно..?», «Из-за чего?».

Выясняйте неучтенные моменты, как личные, так и деловые: «О чем мы забыли?», «Какой вопрос мы не обсудили?», «Что упущено?»,

Если имеют место сомнения, уточняйте их причины: «Что мешает?», «Что вас беспокоит (не устраивает)?», «В чем причина сомнений?», «Почему это нереально?».

Характерные особенности открытых вопросов:

  • Активизация собеседника, такие вопросы заставляют его думать над ответами и высказывать их;
  • Партнер по своему усмотрению выбирает, какую информацию и аргументы нам представить;
  • Открытым вопросом мы выводим собеседника из состояния сдержанности и замкнутости и устраняем возможные барьеры в общении;
  • Партнер становится источником информации, идей и предложений.

Так как, отвечая на открытые вопросы, собеседник имеет возможность уйти от конкретного ответа, увести разговор в сторону или поделится только выгодной для него информацией, рекомендуется задавать основные и второстепенные, уточняющие и наводящие вопросов.

Основные вопросы – планируются заранее, могут быть как открытыми, так закрытыми.

Второстепенные, или последующие вопросы - спонтанные или запланированные, они задаются для уточнения уже прозвучавших ответов на основные вопросы.

Уточняющие вопросы предполагают короткие и лаконичные ответы. Задаются они в случае возникновении сомнений, чтобы уточнить нюансы. Люди почти всегда с охотностью вникают в подробности и нюансы своих дел, так что проблемы тут не возникает. Разве что мы сами часто пренебрегаем задавать уточняющие вопросы, в то время как наши собеседники только и ждут от нас этого, дабы удостоверится, что мы все правильно поняли. Не стесняйтесь и не забывайте задавать уточняющие вопросы!

Наводящие вопросы это вопросы, по содержанию делающий очевидным определенный ответ, т.е. формулируются так, чтобы подсказать человеку, что он должен сказать. Наводящие вопросы рекомендуется задавать, когда вы имеете дело с робкими и нерешительными людьми, для подведения итогов разговора, или если собеседник заговорился и надо вернуть разговор в нужное (деловое) русло, либо если вам нужно подтвердить правильность вашего суждения (веру в выгодность вашего предложения).

Наводящие вопросы звучат крайне навязчиво. Они почти заставляют собеседника признать правильность ваших суждений и согласиться с вами. Потому использовать их нужно крайне осторожно.

Для того чтобы знать как правильно задавать вопросы , надо иметь представление о всевозможных видах этих вопросов. Применение в деловой и личной беседе вопросов всех видов позволяет добиваться различных целей. Давайте рассмотрим основные виды вопросов:

Риторические вопросы задаются с целью вызвать у людей нужную реакцию (заручиться поддержкой, акцентировать внимание, указать на нерешенные проблемы) и не требуют прямого ответа. Такие вопросы также усиливают характер и чувства в предложении говорящего, делают текст богаче и эмоциональнее. Пример: «Когда, наконец, люди научатся друг друга понимать?», «Можно ли считать произошедшее нормальным явлением?».

Риторические вопросы надо так формулировать, чтобы они звучали кратко и лаконично, были уместны и понятны. Одобрением и понимание здесь служит - тишина в ответ.

Провокационные вопросы задаются с целью вызвать у собеседника (оппонента) бурю эмоций, для того, чтобы человек в порыве страстей, выдал скрытую информацию, сболтнул что-то лишнее. Провокационные вопросы это чистой воды манипулятивное воздействие , но и оно иногда необходимо для пользы дела. Только не забудьте, перед тем как зададите подобный вопрос просчитать все риски, с ним связанные. Ведь задавая провокационные вопросы вы в какой то мере бросает вызов.

Сбивающие вопросы переводят внимание в область интересов спрашивающего, которая лежит в стороне от основного направления разговора. Подобные вопросы задаются или непреднамеренно (если вам интересна тема разговора, не стоит спрашивать о вещах, не имеющих к ней дела) или умышленно из-за желания решить какие-то собственные проблемы, направить беседу в нужное вам русло. Если на ваш сбивающий вопрос, собеседник предложит вам не отвлекаться от обсуждаемой темы, так и сделайте, но при этом заметьте, что хотите рассмотреть и обсудить заявленную вами тему в другое время.

Также сбивающие вопросы задаются с целью просто уйти от темы разговора, либо потому что она не интересна (если вы дорожите общением с этим человеком не стоит так делать), либо она неудобна.

Эстафетные вопросы - направлены на опережение и требуют умения схватывать на лету реплики партнера и провоцировать его на дальнейшее раскрытие своей позиции. Например: «Вы этим хотите сказать, что?..».

Вопросы демонстрирующие свои знания . Их цель блеснуть собственной эрудицией и компетентностью перед другими участниками беседы, заслужить уважение партнера. Это некая форма самоутверждения. Задавая такие вопросы надо быть действительно, а не поверхностно компетентным. Потому, что вас самих могут попросить дать подробный ответ, на ваш же вопрос.

Зеркальный вопрос содержит часть утверждения произнесенного собеседником. Задается, чтобы человек увидел свое утверждение с другой стороны, это помогает оптимизировать диалог, придать ему подлинный смысл и открытость. Например, на фразу «Больше никогда не поручайте мне этого! », следует вопрос - «Не поручать вам? А разве есть еще хоть кто-то, кто так же хорошо мог бы с этим справиться? »

Вопрос «Почему?», примененный в данном случае, вызвал бы защитную реакцию, в виде отговорок, оправданий и поиска мнимых причин, и мог бы закончиться даже обвинениями и привести к конфликту. Зеркальный вопрос дает гораздо лучший результат.

Альтернативный вопрос задается в форме открытого вопроса, но содержит несколько вариантов ответа. Например: «Почему вы выбрали профессию инженера: сознательно, пошли по стопам родителей или решили поступать за кампанию, вместе с другом, а может, сами не знаете почему?». Альтернативные вопросы задаются, чтобы активизировать неразговорчивого собеседника.

Вопрос, заполняющий молчание . Хорошим правильным вопросом можно заполнить неловкую паузу, порой возникающую в беседе.

Успокаивающие вопросы оказывать заметное успокаивающее воздействие в трудных ситуациях. Вам они должны быть хорошо знакомы, если у вас есть маленькие дети. Если они чем-то расстроены, отвлечь и успокоить их можно задав несколько вопросов. Действует этот прием незамедлительно, ведь на вопросы приходится отвечать, тем самым отвлекаясь. Точно так же можно успокоить и взрослого.

Предполагает соблюдение следующих правил:

Краткость сестра таланта . Вопрос должен быть кратким, четким и ясным. Тем самым увеличивается вероятность ответа на него. Когда вы начинаете сложные, пространные рассуждения, уходите далеко от темы можете вообще забыть, о чем конкретно хотели спросить. А ваш собеседник, в то время когда вы пять минут излагаете свой вопрос, ломает голову, о чем именно вы хотите его спросить. И может так получиться, что вопрос останется не услышанным или непонятым. Если уж вы хотите зайти издалека, пусть сначала прозвучит объяснение (предыстория), а потом понятный и короткий вопрос.

Чтобы у собеседника, после ваших вопросов не возникало ощущение, что он на допросе, смягчайте их по интонации. Тон вашего вопроса не должен показывать, что вы требуете ответа (конечно если это не ситуация когда у вас не остается иного выхода), звучать он должен в непринужденной форме. Иногда будет правильно спросить у того с кем вы разговаривает, спросить разрешения - «Можно задать вам для уточнения несколько вопросов?»

Умение задавать вопросы, неразрывно связано с умением слушать собеседника. Люди очень отзывчивы к тем, кто их внимательно слушает. И к вашему вопросу они отнесутся с той же долей внимательности. Так же важно не только показать свою культуру и заинтересованность, но и не пропустить информацию, которая может послужить поводом для уточняющих вопросов или для корректировки уже заготовленного.

Большинство людей по разным причинам не готовы отвечать на прямые вопросы (кто-то испытывает трудности в изложении, а кто-то боится передать неправильные сведения, одни недостаточно знают предмет, других ограничивает личная или корпоративная этика, причиной может быть сдержанность или стеснительность, и т. п.). Для того, чтобы человек не смотря ни на что дал вам ответ нужно его заинтересовать, объяснить ему, что отвечать на ваши вопросы в его интересах.

Не стоит задавать вопрос начинающийся со слов: «Как вы могли…?» или «Почему вы не…?». Правильный вопрос это запрос об информации, но не как не скрытое обвинение. Когда ситуация требует выразить недовольство действиями партнера, лучше твердо, но тактично сказать об этом ему в утвердительной форме, а не в форме вопроса.

Итак, узнав как правильно задавать вопросы , вы можете получить от собеседника нужную вам (профессиональную) информацию, лучше его понять и узнать, узнать его позицию и мотивы поступков, сделать более искренними и доверительными (дружескими) отношения с ним, активизировать на дальнейшее сотрудничество, а также обнаружить слабые стороны и дать ему возможность разобраться в том, в чем он заблуждается. Понятно почему психологи чаще говорят об искусстве, а не об умении задавать вопросы .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Хотите узнать человека лучше?! Ведите беседу, задавая вопросы, которые нужно и можно задавать.
Какие вопросы следует задавать людям, которых Вы знаете или людям, которых Вы не знаете, но хотели бы познакомиться? Какие вопросы следует задавать людям, которые вам нравятся? Ответы на эти вопросы вы найдёте в этой статье.

Вопросы людям, которых Вы только что встретили

В этом случае вам необходимо правильно начинать разговор. Вот вопросы людям, с которыми Вы встретились впервые или во второй – третий раз. И ещё, данные вопросы пригодны для любой возрастной категории. Просмотрите эти вопросы и адаптируйте их для своих ситуаций.

Меня зовут (…), а Вас?
Как поживаете?
Чем занимаетесь?
Мне нравиться ваша сумочка (чемоданчик), где Вы его приобрели?
Кто Вы по знаку зодиака?
Какой Вы по национальности?
Кто ваш любимый теннисный игрок? Рафаэль Надаль или Давид Налбандян?
У вас есть хобби?
Какая серия книг у вас любимая, которую Вы бы порекомендовали почитать?
Куда бы Вы порекомендовали съездить на выходные?
Кто ваш любимый музыкант?
Что Вы думаете обо мне?
Какое обычно ваше первое впечатление о людях, которых Вы видите впервые?
У вас есть домашние животные?
Какая самая сумасшедшая шалость, которую Вы совершили? (Это шутливый вопрос поможет узнать человека лучше!)
У вас есть любимый фильм?
Вы интересуетесь садоводством?
Что Вы думаете о правах сексуальных меньшинств и об однополых браках?
Что Вы собираетесь делать на «Новый Год»?
Где Вы учились?
Вам нравиться путешествовать?
Вы верите, что у человека есть карма?
Вы любите танцевать? Какие виды танцев Вы знаете?
Вы можете печь блины?
Вы верите в судьбу?
Вы атеист?
Вы читаете книги о самомотивации?
Вы смотрели сериал «Секс в большом городе»?
Вы читали книги Зигмунда Фрейда?
Вы когда-нибудь занимались йогой?
Вы можете дать несколько дисков с комедиями?
Вы верите в необъяснимые паранормальные явления?
Вы рисуете?
Вы можете рисовать карикатуры?
Вы хорошо поёте?
У вас есть дети?
Вы занимаетесь фотографией?
Вы ищите любовные отношения?

Вопросы человеку, который вам нравится

А теперь самое интересное. Вопросы для человека, который вам нравиться или которого Вы обожаете. Правильное общение принесёт Вам наилучший результат в отношениях. Вот эти незаменимые вопросы.

Какой цвет у тебя означает счастье?
Ты веришь, что астрологический знак определяет любовную судьбу?
Можешь рассказать о своих свиданиях?
Какой был самый любимый предмет в школе?
Ты любишь плавать?
У тебя есть братья или сёстра?
У тебя когда-нибудь были любовные отношения?
Какие качества определяют личность мужчины вашей мечты (для девушек)/ девушки вашей мечты (для мужчин)?
Какой у тебя любимый ресторан?
Какой самый лучший комплимент ты когда-либо получал(а)?
Какое прозвище ты хотел(а) иметь?
У тебя когда-нибудь были необузданные фантазии в твоих страстных увлечениях?
Как ты думаешь на какое животное ты похож(а)?
К кому ты впервые испытывал(а) страстное желание?
Ты веришь в призраки?
Какая самая странная вещь, которую ты сделал(а) в своей жизни?
Ты веришь в крепкие семейные узы?
Ты когда-нибудь курил(а)?
Что ты ищешь в человеке, внешность или разум?
Какой у тебя любимый вид спорта?
У тебя когда-нибудь были неудачи? Удалось справиться?
Тебе нравится кофе?
Ты любишь шоколад?
Ты когда-нибудь был(а) в жутком месте в одиночку?
Ты можешь сегодня со мной поужинать?
Что означает твоё имя?
Ты веришь в вещие сны?
Что ты думаешь о замужестве?
Ты любишь играть в компьютерные игры?
Какая вещь привлекла твое внимание, когда ты впервые почувствовал(а) сексуальное влечение?
Что ты делаешь в выходные?
Мы можем сходить в кино сегодня вечером?

Таким образом, есть множество вопросов для беседы. Задавайте эти вопросы в беседе со своим другом или подругой. Все эти вопросы помогут вам начать интересную беседу. Вы можете прибавить в разговор комические ноты, чтобы беседа была живой и волнующей.

Ключевой момент в волнительном процессе трудоустройства – собеседование. Всех соискателей волнует вопрос: что же там будет происходить? Особенно острые переживания возникают по поводу вопросов: что заинтересует интервьюера, а вдруг он поставит меня в тупик? Как быть, если в процессе собеседования потребуется кое-что уточнить, уместно ли прямо об этом спросить?

С другой стороны, работодатель в поисках хорошего сотрудника также заботится о том, чтобы с помощью собеседования выяснить действительный опыт претендента и его главные личностные качества. На нем лежит ведущая роль в этом диалоге. Как построить беседу, чтобы с помощью нужных вопросов провести ее наиболее эффективно?

Какие вопросы будут задавать на собеседовании

Конечно, нельзя со стопроцентной уверенностью предугадать ход собеседования. Различные вакантные должности предусматривают разный подход к кандидатам, а значит, и отличающиеся вопросы. Кроме того, немалую роль играет и личное мнение руководства: некоторым важнее профессиональные характеристики, для других они не компенсируют неподходящего личностного фактора.

Строя интервью, работодатели чаще всего используют одну из двух моделей, которые помогают быстро определить искренность претендента в его подаче информации:

  1. «Конус» . Вопросы начинаются с более общих тем, затем они постепенно становятся все более конкретными и специальными. Претендент, обладающий заявленным опытом, легко выдержит такую детализацию, а длинные паузы и невразумительные ответы покажут, что соискатель приукрасил свой профессионализм.
  2. «Спираль» . В любой момент собеседования рекрутер возвращается к уже обсуждаемым темам и уточняет отдельные моменты. Об искренности можно судить по сопоставлению ответов соискателя.

Метод «носорога»

Иногда креативные рекрутеры строят собеседование по принципу «носорога», пробивая эмоциональную защиту собеседника неожиданными и непривычными вопросами. Их в таком случае интересует не адекватность и правильность ответа, а именно первая реакция собеседника на нестандартный вопрос, умение выпутаться из сложной ситуации, иногда даже чувство юмора.

Не пугайтесь и не поднимайте брови, услышав вопрос из серии «В чем ваша неадекватность?» или «На какую породу собаки похож ваш характер?» Постарайтесь ответить, не задумываясь надолго: главное – показать, что вы приняли предложенные условия.

«Стрессовые» вопросы

Отдельный метод ведения собеседования предполагает специальный подход, выбивающий человека из колеи. Цель такого метода – проверить психологическую устойчивость соискателя, умение противостоять давлению, корректно вести себя в сложных ситуациях. Такие собеседования не проводят рядовые компании, нередко именно они ­ пропуск к работе мечты.

На «стрессовых» интервью претендентам предлагают ждать дольше обычного, могут «нечаянно» облить водой, дать неудобный стул, не поздороваться, разговаривать на повышенных тонах. Собеседника огорошивают вопросами по типу: «Почему вы ушли с прошлой работы, были некомпетентны?» «Есть дети, планируете часто брать больничный?» «У вас нет детей, значит, вы не любите брать на себя ответственность?» «Не замужем, значит, не нравитесь людям?»

Конечно, манипулировать чувством собственного достоинства – этически двусмысленный метод, однако, многие полагают, что в бизнесе хороши любые средства.

Если для вас действительно важна эта работа, нужно помнить, что это всего лишь игра, и подчиниться ее правилам. Не стоит слишком много «готовиться».

Стоит постараться сохранить спокойствие, не меняя выбранной линии поведения. Ваши ответы должны демонстрировать уверенность в себе и пригодность для данной должности. На личные вопросы, даже если они вас задевают, лучше не отвечать по типу: «Это никого не касается», а построить ответ в стиле «Это не помешает моей добросовестной работе».

Все пройдет как нельзя лучше, если вы вовремя вспомните, что интервьюер – не невоспитанный хам, а специалист по психологии, хорошо отыгрывающий свою роль.

К каким вопросам стоит подготовиться?

Трудно изобрести слишком много способов для эффективного достижения одной и той же цели. Вот почему на собеседовании чаще всего задают ряд вопросов, более-менее сходных по содержанию. Кандидат имеет возможность заранее обдумать наиболее выигрышный ответ.

  1. Что вы можете рассказать о себе?
  2. «Неправильный» ответ. Пространное изложение биографии либо, наоборот, короткое перечисление стандартных фактов «родился-учился-женился».
    «Правильный» ответ. За 2-3 минуты, отведенных на ответ, действительно нельзя подробно поведать о себе. Интервьюер ждет, какой отбор фактов сделает собеседник: именно они скажут о том, что именно наиболее значимо для соискателя. Лучше сделать упор на тех моментах, которые свидетельствуют о вашей пользе для работы в этой должности.

  3. Почему мы должны взять на эту должность именно вас?
  4. «Неправильный» ответ. Формальные перечисления своего опыта и достижений.
    «Правильный» ответ. Отбросить ложную застенчивость и показать себя с наилучшей стороны, подбирая убедительные аргументы.

  5. Почему вы хотите работать у нас?
  6. «Неправильный» ответ. Стандартные фразы о перспективах карьерного роста, солидной компании, интересной работе.
    «Правильный» ответ. Возможность эффективно применить свою квалификацию, сильный коллектив профессионалов, где можно отточить опыт и принести наибольшую пользу.

  7. В чем ваши слабые стороны?
  8. «Неправильный» ответ. Посыпание головы пеплом, перечисление реальных недостатков.
    «Правильный» ответ. Сделать недостатки продолжением достоинств, например, «не очень хорошо умею расслабляться».

  9. Какие у вас сильные стороны?
  10. «Неправильный» ответ. Откровенное хвастовство или затасканные штампы вроде «исполнительный, ответственный, обязательный».
    «Правильный» ответ. Подчеркивание конкретных свойств, значимых для искомой должности. Желательно отметить на конкретных примерах достижения, сделанные благодаря этим качествам.

  11. Кем вы себя видите через несколько лет?
  12. «Неправильный» ответ. Попытка уйти от ответа, поскольку планов на ближайшее будущее у претендента пока нет.
    «Правильный» ответ. По этому вопросу интервьюер судит о ваших амбициях. Лучше всего представить план своего профессионального и личностного роста.

  13. На какую заработную плату вы рассчитываете?
  14. «Неправильный» ответ. Невнятный ответ, свидетельствующий о ложной скромности или незнании себе цены.
    «Правильный» ответ. Лучше назвать цену, немного (не более 15-20%) превышающую ту, что вас устроит или же предлагаемую на аналогичных должностях. В таком случае, можно будет согласиться на меньшую сумму при наличии в компании льгот, соцпакетов, премий, страховок и прочих положительных финансовых моментов, о которых вас не замедлит проинформировать работодатель.

Вопросы работника работодателю

Собеседование в самом разгаре, вы ответили на много каверзных вопросов, интересующих потенциального работодателя, переговорили о многих важных моментах. Настал момент, когда интервьюер, исчерпав свой интерес, обратится к вам с фразой, которую многие принимают за прощальную: «Есть ли у вас какие-либо вопросы?»

Если даже такой реплики не прозвучало, некоторые вещи стоит обязательно уточнить.

Соискатель, не задающий вопросов, насторожит рекрутера: значит, человек не слишком внимателен, его не слишком интересует новая работа, либо же он легкомыслен. Вопросы соискателя довершают сформировавшееся о нем мнение.

О чем же стоит обязательно спросить, по мнению самих менеджеров, проводящих собеседование? Какие вопросы покажут искреннюю заинтересованность и серьезность намерений претендента и добавят его кандидатуре «плюсов»?

  1. О функциональных обязанностях . Даже если должность предполагает очевидные обязанности, стоит уточнить, как их понимают именно в этой организации. Степень конкретики вопросов покажет, что претендент действительно компетентный специалист.
  2. Уточняющие вопросы о компании . Если человек ответственно отнесся к будущему собеседованию, он заранее собрал информацию о будущей фирме. Вопросы, связанные с уже имеющейся у кандидата информацией, покажут, что он серьезно готовился к собеседованию, а фирма ему действительно интересна.
  3. О возможностях роста . Работодатель посчитает вполне естественным, если услышит вопрос о возможных перспективах будущего сотрудника в компании.
  4. О принятых корпоративных нормах . Если человек всерьез собирается работать на фирме, для него будет немаловажной принятая форма одежда, правила внутреннего распорядка и т.п.
  5. Финансовые вопросы . Если тема заработной платы не поднималась в ходе предыдущей беседы, то необходимо затронуть этот вопрос, уточнив, по крайней мере, из чего складывается оплата и какие факторы на это влияют. Человек, не поинтересовавшийся своим будущим вознаграждением, может дать повод думать, что он себя не ценит, а на работу устраивается просто «для галочки».

Удачи на собеседовании!


Стив Джобс и Томас Эдисон задавали себе правильные вопросы, Родион Раскольников - неправильные, Гамлет - спорные. Они находили на них ответы и , совершали определенные действия. К чему мы это? Вопросы, которые мы себе задаем и ответы, которые на них даем, очень многое определяют в нашей жизни.

Поэтому важно задавать себе правильные вопросы. Ответы будут своеобразным путеводителем по жизни.

Вопросы для саморазвития

Раз вы читаете наш блог, значит саморазвитие для вас - не пустой звук. А оно невозможно без саморефлексии, то есть процесса . Один из способов для этого - задавать себе правильные вопросы.

Что для меня по-настоящему важно?

Этот вопрос помогает раскрыть ваши цели и ценности. Особенно важно спрашивать себя об этом, когда вы оказались на распутье, не знаете куда двигаться и на что выделять свое время. Пригодится он и когда нужно переосмыслить свое поведение и кардинально изменить жизнь.

Что еще это может означать?

Развитый человек - это тот, кто проявляет недюжинное любопытство во всем, что его окружает. Каждая ситуация, событие и информация представляет для него интерес.

Этот вопрос развивает творческое, критическое и . Хватит смотреть на свою жизнь при помощи розовых или черно-белых очков. Надевайте разные линзы.

Что или кто мне может помочь?

Нет ничего страшного, что вы хотите найти людей, которые помогут. В каком-то смысле все люди либо помогают, либо мешают друг другу. Клиенты, коллеги, руководители, друзья - все как-то взаимодействуют между собой.

Также важно находиться в постоянном поиске ресурсов. Это могут быть книги, сайты, советы для саморазвития, методы и стратегии. Наш сайт предоставляет множество возможностей для этого, здесь каждый найдет то, что ему по душе.

Кому я могу помочь?

Это вопрос, который большинство из нас игнорирует. Мы так зациклены на себе и своих проблемах, что совершенно забываем не то что о знакомых, а даже о близких. А если и пытаемся помочь, то воспринимаем себя как благодетелей.

В этом мире мало быть умным и развитым человеком, необходимо быть еще и полезным. Весь бизнес построен на помощи, а алчные компании выдавливаются из большой игры под общественным давлением. Руководители Википедии могут с полным правом просить пожертвования (которые и получают), потому что организовали свой бизнес с искренним желанием служить.

Даже если у вас сейчас нет прямого ответа, все же не забывайте задавать этот вопрос хотя бы иногда.

Как часто меня подводит интуиция и почему?

Интуиция - это очень неоднозначная штука. Кто-то говорит, что ее не существует, потому что она отдает эзотерикой, ученые же хотят ее доказать при помощи опытов, но пока что не достигли больших успехов. Это рождает множество споров.

И все же интуиция наверняка существует. Можно ли ее развить? Безусловно. Многие великие люди говорили и писали о том, что принимали решения, исходя из шестого чувства. Но они настаивают, что для этого нужно развиваться, много читать и познавать себя и мир вокруг.

Вспомните несколько случаев, когда вы слушались интуиции. Она была права или нет? Почему?

Если бы мне хватало денег, чем бы я занимался?

Мы склонны во многом винить нехватку денег. Дескать, вот если бы я выиграл миллион долларов, вот тогда бы…. Тогда бы что? Вы правда думали об этом или обходились стандартными «Купил бы дом и машину, а остальное положил бы в банк»? Вы должны понимать, что это ответ совершенно не на этот вопрос.

Чем бы вы занимались? Не на что тратили бы деньги, а какой род деятельности выбрали бы. И это не такой бессмысленный вопрос, как может показаться. Он покажет, что для вас действительно важно.

За что я благодарен?

Попытайтесь подавить зевоту, читая этот абзац. Мы знаем, что набили оскомину данным вопросом, но от этого он не станет менее важным.

Это один из самых могущественных вопросов, который к тому же желательно задавать себе каждый день по несколько раз. Причем знаете что? Попытайтесь каждый раз отвечать что-то другое. Можете даже иметь в виду что-то одно, но выражайте благодарность разными словами.

Если вы не знаете, за что благодарны, то можете быть уверены: вы не сможете себя почувствовать по-настоящему счастливыми, а также двигаться дальше в своем саморазвитии.

Что бы сделал Аристотель/Коперник/Эйнштейн?

Или кто-то совершенно другой. Важно просто включить фантазию и научиться смотреть на ситуацию под разными углами.

Какой урок я могу из этого извлечь?

Привычка задавать этот вопрос отличает очень успешных людей от простых смертных. Первые спрашивают себя об этом по несколько десятков раз в день, вторые же боятся его как огня.

Успешные развитые люди считают любую неудачу обратной связью. Они знают, что смогут узнать больше, если из совершенных ошибок извлекать выводы.

Задайте себе этот вопрос прямо сейчас, вспомнив последнюю неудачу: «Чему я могу научиться из этого события?».

Что нужно сделать, чтобы сломать эту привычку?

Мозг любит привычки. Неудачники склонны накапливать множество вредных моделей поведения и не бороться с ними, поскольку это сложно. Но успешные и развитые люди всегда обращают внимание на то, что , портит настроение, фигуру и отношения с окружающими.

Даже сам этот вопрос выводит вас из состояния автопилота. И когда вы становитесь сознательным, то шансы победить врага многократно повышаются.

Что я могу сделать из того, что меня пугает?

Конечно, речь идет о чем-то позитивном, таком, что переводит вас на новый уровень. Например, публичное выступление или марафон. Все это вызывает дискомфорт. Но если вы будете задавать себе этот вопрос и хотя бы иногда выходить из зоны комфорта, то станете намного более развитой личностью, чем сейчас.

Как должен выглядеть мой идеальный день?

Без этого вопроса вы можете испытывать стресс, потому что всегда будет ощущение, что чего-то не хватает.

Если вы никогда не думали о том, как выглядит идеальный день, то подумайте. Чего в нем больше - работы, хобби или отдыха? Может это чтение книги или путешествие? Это скажет о вас очень многое.

Утренние вопросы

Их следует использовать для мотивации, составления плана на день, поднятия боевого духа, пробуждения мозга и многого другого.

Выделите 5-10 минут на то, чтобы ответить на вопросы, которые мы представим чуть ниже. Постарайтесь давать яркие, живые ответы.

  • Что я буду делать сегодня?
  • Кем я хочу быть или стать сегодня?
  • Чего я хочу?
  • Какие мысли будут преобладать в моей голове?
  • Как я намерен себя чувствовать?
  • Как я могу быть полезен другим людям?

Вечерние вопросы

Вечерние вопросы следует использовать для саморефлексии, благодарности и переосмысления прожитого опыта.

Цель таких вопросов - провести психологическую трансформацию, которая поможет подготовиться к следующему дню и стать лучше, чем сегодня:

  • Вырос ли я как личность сегодня?
  • Был ли я полезен людям?
  • Что я сделал, что приблизило меня к достижению моих целей и задач?
  • Каким неправильным шаблонам поведения я следовал сегодня? Как это можно исправить?
  • На какие вопросы о себе мне следует искать ответы?
  • Как я могу заново изобрести себя?

Вопросы для критического мышления

Ниже описан один из методов , который поможет вам наиболее эффективно решать проблемы - как повседневные, так и рабочие или комплексные. Мы рассортируем вопросы на разные группы.

Знания

Речь идет о ваших знаниях. Важно вспомнить, как они помогали в прошлом решать сложные проблемы. Начните со следующих вопросов:

  • Что из прошлого опыта будет полезно сейчас?
  • Насколько правильно применять знания о прошлом опыте в новой ситуации?
  • Почему эта тактика работала в прошлом?
  • Кто или что мне помогали в прошлом? Могу ли я использовать это сейчас?

Понимание

Ваша цель - продемонстрировать свое понимание текущей проблемы или затруднительного положения.

Вы должны собрать подробные объективные сведения о событиях и обстоятельствах, которые существуют в реальности. Это лучше всего достигается путем организации, сравнения, перевода и интерпретации вашего затруднительного положения с разных точек зрения.

С этих вопросов можно начать:

  • Что происходит на самом деле?
  • Как я могу рассмотреть эту проблему с разных точек зрения?
  • Как эта проблема сочетается с моим прошлым опытом?

Применение

Здесь ваша цель - взглянуть на гипотетические решения проблемы. Это достигается благодаря применению приобретенных знаний и использованию полученной информации по предыдущим двум шагам.

Речь идет не о поиске единственно верного решения, а о том, чтобы рассмотреть потенциальные и наиболее вероятные из них:

  • Что, если…?
  • Как мне лучше всего использовать…?
  • Какие примеры, техники и объекты я могу использовать?
  • Какой подход можно попробовать?
  • Что будет, если я сделаю…?

Анализ

Это тот момент, когда критический мыслитель (то есть вы) анализирует всю собранную информацию с помощью сравнения, упорядочения и интенсивного опроса:

  • Как это связано с…?
  • Какая связь между…?
  • Какие различия есть между…?
  • Каковы возможные причины, которые вызвали эту проблему в первую очередь?
  • Какие выводы можно сделать из этого?
  • Какие доказательства я могу найти в подтверждение своих выводов?
  • Какие новые возможности есть?

Синтез

Именно здесь критический мыслитель начинает поиск шаблонов и связей между частями информации, которая помогает ему получить новые идеи и ответы, которые раньше, возможно, не были очевидны:

  • Какие изменения я могу сделать для эффективного решения этой проблемы?
  • Как я могу улучшить…?
  • Что произойдет, если…?
  • Что можно сделать для того, чтобы снизить ущерб от этой проблемы?
  • Какое наилучшее возможное решение этой проблемы?

Вопросы для решения проблем

Несомненно, что стратегическое и целенаправленное использование вопросов может привести к большим успехам. На самом деле вопросы - это, по сути, интеллектуальные плоды наших мыслей, которые помогают преодолевать проблемы и трудности жизни.

Вопрос часто не является творческим по своей природе, он скорее используется как катализатор, который помогает стимулировать творческую мысль: он усиливает наши способности преодолевать проблемы и неудачи, которые противостоят нашим повседневным реалиям.

Мы рассмотрим несколько тактик, при помощи которых можно научиться задавать правильные и полезные вопросы.

Круглосуточные вопросы

Когда вы занимаетесь своими повседневными делами, важно, чтобы ваш ум был заточенным, настороженным и сосредоточенным на решениях, которые потенциально помогут преодолеть проблемы и ловушки, которые расставляет жизнь.

Есть буквально десятки вопросов, которые можно использовать. Тем не менее, вот два очень эффективных, которые особенно полезны:

  • Что в этом есть хорошего?

Независимо от того, насколько серьезны или ужасны обстоятельства на первый взгляд, этот вопрос фокусирует внимание на позитивных результатах.

  • Как я могу использовать это для своей пользы?

Этот вопрос фокусирует внимание на возможных решениях, расширяя ваше понимание потенциальных возможностей, которые могут скрываться. Вы эффективно проводите мозговой штурм, чтобы превратить лимоны в лимонад.

Вопросы для преодоления препятствий

Если вам нужно немного дополнительной помощи, чтобы преодолеть препятствия, то используйте следующие четыре типа вопросов.

Вопросы о возможности: «Что, если я смогу заставить это работать?». Этот вопрос повышает уверенность и расширяет мировоззрение, внимание и понимание потенциальных решений, которые могли бы помочь преодолеть эту проблему.

Вопросы о необходимости: «Что мне нужно сделать, чтобы это произошло?». Этот вопрос стимулирует воображение и способность решать проблемы, помогая придумать возможные решения, чтобы выбраться из затруднительного положения.

Вопросы для снижения сопротивления: «Что я решил сделать?». Мы неохотно предпринимаем шаги, если думаем, что обязаны что-либо делать. Но если считаем, что это наш выбор, то мотивации становится намного больше.

Вопросы о несовпадении: «Что, если это не сработает?». Цель этого вопроса двойная. Во-первых, он помогает подготовиться к возможным вызовам и неудачам. Во-вторых, помогает сделать мышление гибче.

Вопросы о вопросах

Не все вопросы одинаково полезны, многие даже вредны (отдельно мы поговорим об этом дальше). Поэтому важно отличать первые от вторых. Как? Задавая вопросы, конечно же:

  • Я задаю правильные вопросы?
  • Какой самый полезный вопрос я могу задать себе, чтобы решить эту проблему?
  • Какой самый полезный вопрос я могу задать, чтобы разблокировать свою интуицию, творческое мышление, что позволит получить новые идеи, решения и возможности?

Какие вопросы не следует себе задавать

Если, прочитав эту статью, вы решите придумать свои личные вопросы, то нужно, прежде всего, избегать неправильных. Что мы под ними имеем в виду?

Это вопросы «Почему?» (как вариант «Зачем?»). Не каждый, но многие из тех, при помощи которых человек пытается найти виновного, пожалеть себя. Они приводят к бесконечной скорби и нищете, которые погружают разум в состояние хаоса. Они парализуют дух и приводят к мышлению жертвы.

Вот некоторые примеры вопросов, которые вы должны избегать любой ценой:

  • Почему все против меня?
  • Почему у меня нет удачи?
  • Зачем пытаться?
  • Почему это всегда происходит со мной?
  • Почему я всегда делаю глупые вещи?

Это вопросы, на которые нельзя искать ответы. Например, спросив себя «Почему я всегда делаю глупые вещи?», вы выясните, в чем дело? Вряд ли. Вы, скорее всего, решите, что так уж устроены, что вам не привили правильного мышления в детстве, или что такова ваша судьба. Любой из этих ответов никуда вас не приведет и ничего не изменит. Они нацелены единственно на то, чтобы обвинить кого-то или что-то: жизненные обстоятельства, других людей, себя, природные силы и многое другое.

Какие вопросы следует себе задавать в первую очередь

Давайте теперь посмотрим, какие вопросы нужно задавать в противовес тем, что мы привели только что. Их называют усиленными, потому что после них человек начинает искать ответы и развивает свои лучшие, а не худшие, качества.

Вопросы «Как»

Вот некоторые примеры вопросов, которые вы можете использовать, чтобы преодолеть препятствия, стоящие на пути:

  • Как я могу сделать это умнее?
  • Как я могу сделать это лучше?
  • Как я могу успешно преодолеть это?
  • Как я могу воспользоваться нестандартным мышлением в этой ситуации?

Вопросы «Что»

  • Что я могу сделать?
  • Что за скрытая возможность передо мной, которую я не вижу?
  • Что хорошего в этой ситуации?
  • Что из этого может сделать меня сильнее?

Как мы видим, не все вопросы являются полезными. Некоторые заводят в тупик, приходят к мышлению жертвы и заставляют жалеть себя. Поэтому основная часть нашей статьи была посвящена правильным вопросам. То есть таковым, которые провоцируют мозг работать и испытывать приятные эмоции, задумываться и порой даже оказываться в тупиках. Но в последнем случае печалиться не стоит: рано или поздно ответ будет найден.

Желаем вам удачи!