Причины провала украинских танков «Булат» и бронетехники в целом. Бронетанковая техника украины

Но не только умелыми воинами славится наша страна. Отечественная военная техника по праву считается одной из лучших в мире. Не зря наша страна входит в десятку ведущих экспортеров оружия. Особенно удаются нашим соотечественникам боевые бронированные машины. Ко Дню защитника Украины – лучшая бронетехника Украины всех времен.

Т-34

Детище Харьковского конструкторского бюро машиностроения праву считается лучшим танком Второй мировой войны. Т-34 принес немало новшеств в танкостроение. Наклоненная броня способствовала рикошету вражеских снарядов, а широкие гусеницы позволяли без труда преодолевать тяжелое бездорожье.

Наконец танк Т-34 первым в мире получил дизель. Это обезопасило его от пожаров, ведь, в отличие от высокооктанового бензина, солярка не горела даже при прямом попадании в бензобак. К тому же, 500-сильный двигатель разгонял боевую машину до 55 км/ч.

На 1941 год 76 мм орудие Т-34 было одним из лучших в мире. А когда потребовалось нарастить огневую мощь, то танк легко усовершенствовали и установили пушку калибром 85 мм.

А еще танк Т-34 поражает своей массовостью – 84 тыс. штук. Передовой метод сварки, разработанный Евгением Патоном, позволил резко нарастить темпы производства. Кстати, в некоторых странах танк все еще на вооружении.

Т-64

Еще одна революционная разработка харьковских инженеров. Т-64 – первый в мире основной боевой танк, то есть машина сочетающая броню и огневую мощь тяжелого танка со скоростью и маневренностью среднего.

Танк Т-64 оснастили передовым изобретением – системой автоматического заряжания снарядов. Это повысило скорострельность 125-миллиметрового орудия и позволило сократить экипаж до трех человек.

Т-64 до сих пор является основным танком нашей страны. Сейчас вооруженные силы Украины активно пополняет модернизированный Т-64БМ Булат. Усовершенствованные защита, система управления огнем и ракетный комплекс существенно улучшили характеристики Т-64.

Т-84БМ Оплот

Танк Т-84БМ Оплот по праву считается одним из лучших в мире. Его лобовая броня достигает 1200 мм, а продвинутой электроники в нем не меньше, чем в .

Система управления огнем дополнена лазерным дальномером. А система предупреждения дает знать, если вражеский танк взял Т-84БМ Оплот на прицел. И сама затем ставит дымовую завесу.

Мощный 1200-сильный турбодизель разгоняет 48-тонную махину до 70 км/ч. В помощь пушке калибра 125 мм – противотанковые ракеты «Комбат», разработанные в киевском КБ Луч.

При этом танк Оплот еще и значительно дешевле всех своих аналогов – 4,9 млн. долларов. Тем не менее, для украинской армии он пока слишком дорогой.

БТР-4 Буцефал

БТР-4 Буцефал – представитель нового поколения бронетранспортеров, не имеющий ничего общего с советской техникой. Его преимущество – усиленная огневая мощь и универсальность конструкции.

На выбор предложены несколько башен-модулей с разным вооружением. Новый БТР-4 может быть оснащен автоматическими пушками калибра 23 или 30 мм, пулеметом калибра 7,62 мм, а также автоматическим гранатометом и даже противотанковым ракетным комплексом.

Бронетранспортер БТР-4 Буцефал оснащают украинским трехцилиндровым турбодизелем 3ТД-3 мощностью 500 л. с. или 600-сильным двигателем Deutz. В любом случае он способен перевозить до 10 человек со скоростью до 110 км/ч.

Вооруженные силы и Национальная гвардия Украины уже получили несколько десятков БТР-4 Буцефал.

КрАЗ Кугуар

Кременчугский автозавод – одно из немногих автомобильных предприятий Украины, наращивающих объемы производства. В первую очередь, это продиктовано армейскими заказами. Причем, выпускают не только грузовики, но и бронемашины – такие, как KrAZ Cougar.

Бронеавтомобиль КрАЗ Кугуар создан на базе Toyota Land Cruiser и получил двигатели Тойота. Бензиновый 4,0-литровый V6 развивает 228 л. с., а турбодизель объемом 4,0 л – 240 л. с. В любом случае максимальная скорость – 105 км/ч.

Стальная броня KrAZ Cougar защищает от пуль калибра 7,62 мм с расстояния в 10 м. На крыше может быть установлен крупнокалиберный пулемет или автоматический гранатомет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Пресс-служба «Укроборонпрома» недавно сообщила, что в украинскую армию поступили первые семь бронетранспортеров БТР-4, корпуса которых изготовлены из новой отечественной брони, и что на Лозовском кузнечно-механическом заводе налажена производственная кооперация по изготовлению бронекорпусов БТР-4 и дальнейшей их сборке на заводе Малышева и Киевском бронетанковом заводе.


Скандальная с этими бронетранспортерами и броней для них - давняя и уже подзабытая. Все начиналось в сентябре 2009 с заключения контракта между Министерством обороны Ирака и украинским госконцерном «Укрспецэкспорт», вошедшим впоследствии в «Укроборонпром», на поставку в Ирак 429 БТР-4 украинского производства на сумму 457,5 млн. долларов США.

Самое интересное, оплата по этому контракту должна была производиться за счет средств, выделенных правительством США в рамках перевооружения армии Ирака. Поэтому Соединенные Штаты внимательно отслеживали его выполнение, и украинским коррупционерам не удалось замять факт провала этого контракта.

В 2011-2012 гг. по этому контракту было поставлено в Ирак 88 бронетранспортеров. В апреле 2013 была осуществлена поставка следующей партии из 42 бронетранспортеров. Ирак отказался принимать эту партию и не допустил даже сингапурское судно «SE Pacifica» в порты Ирака, на борту которого находилась эта партия бронетранспортеров.

Такие действия Ирака были связаны с тем, что у 80% бронетранспортеров из поставленных ранее партий были выявлены трещины в корпусах БТР, по этой причине они не могли эксплуатироваться. Это судно с отгруженными БТР болталось в открытом море почти год до решения вопроса, куда же направлять эту партию бронетранспортеров.

Учитывая, что деньги на оплату этого контракта выделяли США, там началось судебное разбирательство с выяснением, куда же исчезли деньги. В процессе разбирательства выяснилось, что в коррупционной схеме по этому контракту были задействованы посредники из США, руководство «Укрспецэкспорта» и иракские военные. Через ряд оффшорных компаний, зарегистрированных на Британских Виргинских островах, немалые комиссионные перечислялись участникам этой схемы. В контракте были заложены серьезные деньги на маркетинговые исследования по контракту, и они были выплачены. Кто-то из участников схемы, по всей видимости, не получил причитающихся комиссионных, и всё это получило международную огласку.

Украинско-иракский контракт в начале 2014 г. был расторгнут, и эта партия БТР в итоге вернулась на Украину. По крайней мере, украинские участники этой аферы отделались легким испугом и не понесли практически никакого наказания. А государству Украина пришлось вернуть предоплату и уплатить громадную неустойку за невыполнение условий контракта, поскольку под него были даны государственные гарантии.

Кроме коррупционной составляющей, была и техническая проблема: бронетранспортеры оказались действительно неработоспособными, о трещинах брони в их корпусах многим было известно, но все это участниками сделки прикрывалось.

Разработчиком и изготовителем БТР-4 было Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. Морозова (ХКБМ), которое ранее занималось разработкой только танков, легкобронированную гусеничную технику и тем более колесную КБ никогда не разрабатывало. Опыта в таких разработках не было, и буквально накануне в КБ были разработаны бронеавтомобиль «Дозор» и бронетранспортер БТР-3 и изготовлены небольшие их партии.

В самом начале эпопеи с иракским контрактом мне показали в КБ два первых образца БТР-4. Их сборка только завершалась, они еще ни разу не выезжали из цеха и тем более не было проведено никаких испытаний, и их собирались поставлять по международному контракту! Меня это очень удивило, испытания такой техники идут годами. Выявляются неизбежные неисправности и дефекты, проводятся доработки, только после этого машине дают путевку в жизнь. Здесь же все было противоестественно, по всей видимости, для продвижения иракского контракта БТР-4 ускоренно приняли на вооружение без проведения полного цикла испытаний.

Когда поднялся скандал с массовыми дефектами у поставленных в Ирак бронетранспортеров, украинские власти обвинили Россию в попытках опорочить «отличную украинскую технику» с целью устранения конкурента на рынке вооружений. Но все быстро встало на свои места, когда Ирак расторг контракт и отказался принимать украинские бронетранспортеры. Также небольшие партии этих машин были поставлены в Индонезию и Казахстан для оценки возможности заключения контрактов на их поставку, но по причине выявленных технических проблем в поставленных бронетранспортерах эти страны отказались от заключения контрактов.

Основной технической проблемой БТР-4 были трещины не только в сварных швах корпусов, но и трещины в самой броне. На Украине, ранее производившей все виды необходимой брони, уже возникали проблемы с качеством производимой брони. В 2014 директор завода Малышева заявлял: «Вопросы могут быть по броне. Но и это решаем, ориентируемся на европейцев. Скорее всего, в ближайшее время у нас будет европейская броня...» Посчитали, что Европа поможет.

Поставку брони для танков и МТЛБ с советских времен производил мариупольский «Азовмаш», который усилиями донецкой олигархии был доведен до стадии банкротства и прекратил выпуск брони. Ему нашли замену. Броня поступала от непонятных поставщиков с неизвестным качеством, и при производстве бронетехники постоянно возникали скандалы, так было на Киевском танкоремонтном и Львовском танкоремонтном заводах при производстве бронетранспортера БТР-3 и бронеавтомобиля «Дозор».

На Львовском бронетанковом заводе для бронеавтомобилей использовали броню из Польши, но и с ней были проблемы, она трескалась еще на испытаниях. В начале 2015 при испытаниях первых образцов бронеавтомобиля в корпусах двух из трех бронеавтомобилей ”на днищах появились сквозные трещины длиной около 40–50 см в зоне расположения двигателя. При этом машины, на которых были обнаружены трещины, прошли чуть более 400 и 100 км”.

Из такой же непонятного качества брони были изготовлены корпуса БТР-4, поставленных в Ирак. По контракту БТР-4 должно было поставлять ХКБМ, не имеющее своей производственной базы для сварки корпусов. Изготовление корпусов передали не заводу Малышева, который всегда производил сварку корпусов танков, а Лозовскому кузнечно-механическому заводу, который в давние советские времена производил сварку корпусов МТЛБ, производимых Харьковским тракторным заводом.

На ЛКМЗ к тому времени были утеряны технологии проведения таких работ и традиции военной приемки, приведшие к плачевным результатам. Вместо требуемой брони была применена броня неизвестного качества, при сварке использовалась другая проволока, не предусмотренная документацией. В 2017 было возбуждено уголовное дело против ЛКМЗ только по факту применения при сварке корпусов другой проволоки. Уголовное дело, по всей видимости, закончилось ничем, поскольку в соответствии с приведенной в начале статьи информацией сварка корпусов БТР-4 продолжается на ЛКМЗ.

Спустя девять лет на Украине вдруг заявили, что появилась своя «отечественная броня», хотя она давно там производилась, и ее производство было уничтожено. Кого привлекли для производства брони и какое ее качество, сказать трудно. Время покажет, насколько это серьезно. После коррупционных сделок и технических промахов при разработке, испытаниях и производстве БТР-4 его пытаются вновь возродить. За эти годы с бронетранспортером было много скандалов, взаимных обвинений и попыток скрыть выявленные технические недостатки этой машины.

Сейчас БТР-4 прошел многие виды испытаний, в том числе в реальных боевых условиях, и насколько эта машина отвечает предъявляемым к ней требованиям, время покажет. После такого шлейфа неудач ей вряд ли удастся прорваться на международный рынок вооружений. Победные заявления о решении проблемы брони еще требуется доказать, на Украине заявления очень часто не соответствуют реальным делам, и эпопея с поставкой в Ирак БТР-4 наглядно показала, в какие авантюры готовы ввязываться украинские чиновники и поддерживающие их властные структуры.

Думаю, что ни для кого не секрет о том, что в Харькове находится одно из ведущих танковых КБ. Причём в своё время; Харьковоское КБ имени Морозова, создало танки, которые оказались прорывом в танкостроении. Это; Легендарный Т-34, и так называемый "домашнийтанк Т-64. И именно с этого танка по сути и началась новая эпоха советского, а затем российского и украинского танкостроения. Правда были и другие наработки в танкостроении. Но, к сожалению; они так и оказались либо в виде проектов, либо в лучшем случае опытными экземплярами.Но, это уже история. Ну, а на сегодняшний день, лично мне интересно, что же может бредложить из бронетехники украинский ВПК.

Танки

За годы своей независимости, Украина в основном занималась модернизацией танков. Это и Т-64, и Т-72, и Т-80. Таким образом появился Булат Но, Булат это не самай интересный вариант модернизации Т-64. На мой взгляд более интересный вариант сделали на Харьковском БТРЗ. Вариант называется Т-64Е

Чем интересен танк? Прежде всего тем,это совершенно иная конфигурация башни. А так же тем, что на башне установлено два боевых модуля. Причём модули можно комбинировать. А вот ещё аналогичный вариант модеринимзации танка, но только на этот раз это Т-72

В свою очередь Завод имени Малышева так же работал над модернизацией Т-72 и нексколько лет тому назад в Индии былы представлен вариант комплексной модернизации танка.


Очень интересный вариант модерниазации танка. Причём используемые решения отсвечают стандартам НАТО. Так, что есть интересные варианты модернизации танков. И самое интересное, что новейший украинский танк Оплот-М, по сути является развитием танка Т-84, который в свою очередьявляется модернизацией Т-80УД. Что до самого Оплота, к сожалению танктак и не пошёл в армию в свою время. Зато Тайланд решил купить себе 48машин. И хоть со скрипом, но контракт выполняется, и к октябрю сего года, Укроборонпром обещает закрыть контракт. А кроме этого, ещё и Пакистан собирается прикупить себе сотню украинских танков.
Оплот-М

То, что Оплот на сегодняшний день один из лучших в мире танков, как по огневой мощи, так и по защите, ;то это есть неоспоримый факт. Но, всё же нужно переходить к созданию танка нового поколения. Я говорю к созданию, а не к разработке по тому, что у; Харьковского КБ имени Морозова очень большой багаж по данной тематике, в том числе и по перспективным танкам. И если, говорить о внешнем облике украинского перспективного танка, то он может быть таким

Почему именно такой вараинт? Да потому, что в саму концепцию танка заложены те идеи, которые уже были реализованы в более ранних образцах. Например башня имеет забашенное пространство с автоматом заряжания. А аналогичное решение уже использовалось для танков Т-72-120 и Ятаган. Бортовые же экраны заимствованы у Оплота. Но есть и существенные отличия. Это и необитаемая башня, и бронекаспула для экипажа, и переднее расположение МТО. И если данный танк будет воплощён в металл, то это будет очередной прорыв ХКБМ.

В общем, не смотря все попытки похоронить украинское танкостроение, они всё же есть. А на Заводе имени Малышева с уверенностью смотрят в завтрашний день.

БТР и БМП

Можно ли представить современную армию без бронетранспортрёров и без боевых машин пехоты? Думаю, враяд ли. Но, вот представить себе то, что Украина будет производить свои собственные БТРы многие не могли. Но, всё же факт, есть факт. И опять не обошлось без ХКБМ. Так например, харьковские танкостроители сделали на базе БТР-80 свой бронетранспортёр с улучшенными характеристиками. Модель получила незвание БТР-3

На базе БТР-3 так же созданы несколько специальных машин. Это КШМ,БСЭМ, БРЭМ,
два самоходных миномёта, самоходный ПТРК. и совместно с бельгицами сделали; машину огневой поддержки. Собственно дюальнейшиее развитие БТР-80 получил и в России, но по огневой мощи, украинский БТР будет получше. И ещё один момент. Благодаря схожести конструкции между БТР-80 и БТР-70, по мимо производства новых БТР-3, есть возможность;как БТР-80, так и БТР-70 доводить до уровня БТР-3.

Ещё один бронетрансопортёр, который разработали в ХКБМ, получил название БТР-4" Буцефал". Причём БТР имеет два варианта исполнения



И что самое интересное, БТР-4 уже ни какого отношения к советским бронетранспортёрам не имеет. Ну, а самое интересное, это пожалуй то, что ХКБМ ведёт работы над созданием бронетранспортёра, который будет иметь модульную компонвку.

А теперь внимание. Ещё один БТР, который создан в Украине

Данный БТР носит имя Варан, и создан он компанией "Техимпекс" на базе узлов и агрегатов;советского БТР-70. А вот ещё один бронетранспортёр,который создан на базе узлов и агрегатов БТР-60, но может делаться на базе и БТР-70

Это БТР Атаман. Причём им Атаман; носят сразу два бронетранспортёра, и оба созданы киевским предприятием "Практика" То есть на сегодняшний день в Украине в металле существует 5-6разных бронетранспортёров. А вот ещё бронетранспортёры, которые разрабатывает ещё одно украинские предприятие. Ну, а владельца предприятия думаю, знают многие и не только в Украине

Очень интересная картина получается. И я не удивлюсь, если в ближайшие 2 года, Украина сможет не только своим вооружённым силам, так и междунарному рынку вооружений порядка десяти различных вариантов бронетранспортёров.

И если различных моделей бронетранспортёров идёт уже чуть ли не на десяток, то с боевыми машинами пехоты ситуация более сложная. Всё дело в том, вопрос производства БМП в Украине никогда не рассматривался серьёзно. Были только попытки модернизации стоящих на вооружении БМП. Хотя были и попытки создать тяжёлые БМП на базе танков. Так появились БМП-55, и БМП-64. Правда были и такие разработки, которые по сути сочетали в себе и танк и БМП одновременно. Правда, кроме опытных образцов дальше дело не пошло. А вот БМП-64, который создали на Харьковском БТРЗ, имел несколько прототипов. И вот последний вариант.


Вообще БМП-64 создавалась в инициативном порядке. И речь шла не о том, что бы сделать серийный образец, а о том, что бы продемонстривать возможности как самого предприятия, так и то, что создать БМП на базе танка не такая уж и н е выполнимая задача. Что же до данного вариант БМП, который на фотографии, это всего лишь ходовой макет. Но, в принципе если бы была поставлена задача, то при определённой доработке, мог бы появится и серийный образец. А не так давно, в одном из новостных выпусках прошла информация о том, что ХКБМ ведёт разработку не только перспективного бронетранспортёра, но БМП собственной конструкции. Хотелось бы верить, что в ближайшее время хаврьковчане представят свой образец БМП, пусть даже в виде макета.

Бронеавтомобили и MRAP

Пожалуй более интересное направление в бронетехнике, это бронеавтомобили, и прежде всего MRAP. Вообще первым украинским бронеавтомобилем, в истории независимой Украины является Дозор-Б. Правда вопрос о проведнии государственных испытаний, и принятии его на вооружение откладывался на годы. Наконец то, первые серийные машины в войсках, и по результату эксплуатации в реальных условиях, будут вводится доработки. Вторым украинским автомобилем можно считать разработку киевского предприятия "Практика", который встал в основу линейки последующих козаков. А вот собственно Дозор-Б и Казак-1


Ну, а самымые плодотворные годы по разработке подобной техникой, были последние три года. Так появились новые поколения Казаков, появились так же Тритон, Барсы и Варта.














Вот такие машины были сделаны в Украине. И это прекрасно. И то, что машины сделаны в Украине, говорит о том, что в стране зарадилась новое направление в бронетехнике. Ну, а когнкуренция... А конкурекнция, не даёт расслабляться производитем, и стимулирует их либо разрабатывать новые образцы, либо модернизировать существующие. И очень надеюсь на то, что украинская бронетехника будет востробована не только на внутреннем рынке, но и на внешнем.

На веб-сайте украинской информационно-консалтинговой компании Defense Express опубликован небезынтересный материал ее директора Сергея Згурца "Когда новые БТР доедут в украинскую армию" о проблемах с производством на Украине бронетранспортеров БТР-3 и БТР-4. Как нетрудно видеть, ряд нынешних трудностей украинской оборонной промышленности являются общими для всего постсоветского пространства и воспроизводят явления, с которыми некоторое время назад сталкивался (а в отдельных сегментах и продолжает сталкиваться) и российский оборонно-промышленный комплекс.

Корпус бронетранспортера БТР-3ДА, изготавливаемого для вооруженных сил Украины (с) Defense Express / defence-ua.com

Выполнение украинской оборонной промышленностью - как государственной, так и частной - госзаказа на поставку в армию новой техники четко укладывается в две закономерности. Первая - почти аксиома: «Каждый новый образец вооружения стоит вдвое дороже, делается вдвое дольше и имеет в два раза меньший эффект, чем заявлялось». Второй закон поскучнее. Увеличение финансирования разбалансированной «оборонки» вовсе не означает, что вы получите больше продукции. Скорее наоборот.

Оба этих правила проверены практикой других стран. Украина - лишь очередное тому подтверждение. Особый колорит придают разве что национальные особенности. О них - в материале, который подготовил директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей ЗГУРЕЦ.

Законы военной экономики, или Американский опыт 80-х

Сначала - экскурс в историю. В 70-х годах политика разрядки между США и СССР обернулась для Америки массовым уходом промышленных предприятий с рынка вооружений. Но уже в 80-е годы в обострившейся международной ситуации Пентагон начал громко и неудовлетворенно заявлять о низком качестве и недостаточном количестве закупаемого вооружения у своей оборонной промышленности. Прямым ответом на запросы Пентагона стало увеличение государственного оборонного заказа примерно на 25 % в год. И так - в течение десяти лет. Итог этой финансовой инъекции был парадоксален.

Жак Генслер, заместитель министра обороны США по закупкам вооружений, технологиям и логистике, позже открыто заявил следующее. Увеличение военных расходов не привело к заметному увеличению поставок новой военной техники в американские войска. Несмотря на удвоение финансирования закупок вооружения к 1988 году состояние оборонной промышленности ухудшилось. Несбалансированный рост бюджетных средств на разработку и закупку новых вооружений, с одной стороны, и инвестиций в совершенствование экспериментальных и производственных мощностей, с другой стороны, породил стремительное удорожание продукции и значительное удлинение сроков выполнения заказов подрядчиками.

Ситуация в отношениях между заказчиком - Пентагоном и компаниями-производителями стабилизировалось как раз через десять лет после начала нового оружейного старта. А завершилось все концентрацией производств в оборонной промышленности США с новыми центрами силы и возможностей.

Теперь эти закономерности военной экономики в полной мере начала ощущать на себе и украинская «оборонка». Правда, проходя еще только первый этап, связанный с увеличением спроса силовых структур страны на новую продукцию. Что особенно ярко заметно на примере производства легкой бронетехники для Вооруженных сил и Национальной гвардии.

Как мы делаем БТР, или Узкое место процесса

Сейчас украинская «оборонка» поставляет для армии и НГУ два типа новых бронетранспортеров - БТР-3 и БТР-4, разработанные ХКБМ им.Морозова. Хотя, учитывая огневую мощь боевого модуля, на самом деле они относятся к категории колёсных боевых машин пехоты. В производство и «четвёрок», и «троек» вовлечены как госпредприятия, входящие в концерн «Укробороронпром», так и «частники». Причём один «частник» задавал все правила игры для всей бронетанковой отрасли.

Весь потенциал страны по производству колёсных БТР/БМП - как для ВСУ, НГУ, так и для экспортных контрактов - зависел от Лозовского кузнечно-механического завода (ЛКМЗ), крупнейшего кузнечно-штамповочного предприятия Украины. Именно на ЛКМЗ производят новые корпуса для бронетранспортеров. Правда, производят их по технологии, которая была отработана ещё во времёна Советского Союза. На производство поступает листовая незакалённая броня, она режется, обрабатывается кромка, сварщики на стапелях сваривают корпус. Потом этот корпус загружается в огромную печь, где корпус будущего БТР закаливается до определённой температуры и затем постепенно охлаждается. Это нужно, чтобы бронесталь стала броней, даже включая сварные швы, а корпус БТРа не потрескался. Хотя, как показывает практика, раз на раз не приходится.

Скажу напрямую: такую технологию назвать современной уже нельзя. Она изначально предполагает огромное количество ручного труда, очень сильно завязана на опыт сварщиков и предполагает чрезмерно длинный технологический цикл. У меня есть с чем сравнивать. Я бывал на производстве в Польше, где производят современные БТР Rosomak, разработанные финской компанией Patria. Там корпуса свариваются сразу из закалённой брони, причём выполняют эту работу не люди, а аппараты роботизированной линии. Наблюдая за их работой, я понял ключевое значение прямых линий в дизайне современных бронированных машин, включая дизайн того же БТР Rosomak, в сравнении со злым гением, создавшим БТР-3. Сумрачная головоломка корпуса БТР-3 имеет такое количество загогулин в конструкции, что никакая роботизированная линия с его производством не справится. Только люди. С «четвёркой» немного полегче, но не кардинально.

По моим оценкам, с 2010 г., включая иракский контракт, на Лозовой было сделано не менее 250 корпусов БТР-4. Примерно столько же и «троек». Кроме корпусов, на ЛКМЗ также производятся ключевые узлы и агрегаты для ходовой части бронетранспортёров.

В середине 2017 г. собственник ЛКМЗ на мой вопрос, сколько корпусов в месяц может выдавать его завод сказал: «Двадцать. Но мы уже пять месяцев стоим без работы. Заказов от Минобороны нет». Как раз в этот период формировался гособоронзаказ заказ на следующий, 2018 год. Его объёмы были таковы, что в начале этого года я оптимистично написал о том, что впервые новая бронетехника поступит в украинскую армию батальонными комплектами. Среди прочего, гособоронзаказ был рассчитан, исходя из достаточно заниженных возможностей «Лозовой» по производству корпусов. Но неожиданно безрисковый корпусной минимум оказался под угрозой.

Все уехали «варить» польские корабли, а не украинские БТР

В первом квартале 2018 г. загрузка Лозовой по производству корпусов также была близкой к нулевой. Оно и понятно. С учётом наших забюрократизированных процедур в отношении между заказчиком - Министерством обороны - и исполнителем ГОЗа - предприятиями, входящими в состав «Укроборонпрома» - шёл традиционный процесс подписания договоров.

При этом ответственность перед Министерством обороны и Национальной гвардией за производство БТР-3 несёт Киевский бронетанковый ремонтный завод. А за производство БТР-4, в свою очередь, отвечает Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. Морозова, руководство которого, в отличие от КБРЗ, решилось производить БТРы за финансовые ресурсы еще и в рамках государственных гарантий.

К тому времени, когда были подписаны договора между Минобороны и предприятиями «Укроборонпрома», реальность на Лозовой разительно изменились. Соблазн безвизового режима докатился и до этого предприятия. Работа в той же Польше для квалифицированных сварщиков оказалась оплачиваемой на порядок выше, нежели дома. Попытки руководства предприятия поднять зарплату до 18-20 тыс. грн оказались запоздалыми. Из нескольких бригад сварщиков выполнять работы по корпусам могла лишь одна. Поставка заявленных количеств корпусов и «четвёрок», и «троек» по ГОЗу оказалось под угрозой. Но на этом история не закончилась.

Для своих ключевых заказчиков - КБРЗ и ХКБМ - Лозовая подняла стоимость изготовления корпуса на 56 процентов, а узлов и агрегатов ходовой - на 30 процентов. После чего заводы-производители начали готовиться к процедуре пересмотра цены с заказчиком. Так как во всех документах была забиты ориентировочные цены 2017 г.

Ценовой лабиринт

Скажу коротко. Все, что касается финансовых взаимоотношений в оборонной сфере - от методик формирования цены на продукцию, до объема и порядка финансирования ГОЗа - сегодня системный камень преткновения во взаимоотношениях между заказчиком в лице Министерства обороны и производителем оборонной продукции. Независимо от того, частное это предприятие или государственное. Тут важным обстоятельством являются показатели бюджета на следующий год и дальнейшее ритмичное финансирование всех связанных с реализацией оборонного производства проектов. Часто бывает, что объемы финансирования, в том числе авансирования со стороны Минобороны, не отвечают реальным затратам оборонных предприятий. Или же старт финансирования вместо начала года переносится на 3-6 месяцев. «Это в корне неправильно, поскольку нарушается нормальное функционирование всего производственного организма наших предприятий», - поясняли мне в «Укроборонпроме».

В свою очередь, руководители КБРЗ и ХКБМ утверждали, что не совсем справедливо, когда выполнение ГОЗ - это ответственность лишь заводов-исполнителей. А за всю бюрократию и неожиданные вводные ни военные, ни гражданские финансисты из того же Минфина ответственности не несут.

Как пример, на Киевский бронетанковый в ходе производства «дозовских» БТР-3 поступила задача полностью переделать аппаратуру внутренней связи и коммутации и адаптировать «тройки» под новые зарубежные радиостанции. Это нарушило плановые сроки из-за значительно объема выполняемых работ, поскольку пришлось переделывать уже сделанное.

А ХКБМ как первопроходец по использованию средств в рамках государственных гарантий столкнулось с неотработанным механизмом реализации этих финансовых возможностей. Предусмотренный контрактом алгоритм согласования использования кредитных ресурсов повлек за собой существенное увеличение фактического цикла производства и усложнение закупки комплектующих.

Но вернемся к скачку цен на корпуса от «Лозовой». По утверждению руководства Киевского бронетанкового завода, все процессы повышения цены были подтверждены военной приёмкой и никаких сложностей по принятию новой цены при сдаче изделий заказчику не предвиделось. Но де-факто по «тройке» новая цена не утверждена до сих пор. По словам представителей Минобороны, с которыми я общался, КБРЗ предоставил обновленные расчётно-калькуляционные материалы позже срока, определённого действующими нормативами. И вышел за пределы девяти месяцев поставки продукции после осуществления предварительной оплаты, как то определено постановлением КМУ №464 «О вопросах государственного оборонного заказа». Потому теперь, мол, все вопросы должны решаться только через суд. Картина такова, что при гибридных проявлениях отечественных правовых реалий фронтовая смелость уже себя исчерпала.

Как я понимаю, пока нет решения суда о цене на БТР-3, который ещё не начинался, говорить о приеме новых «троек», изготовленных по ГОЗу, и о начале производства новой партии уже под госгарантии пока не приходится. Хотя руководство КБТЗ написало письмо на имя Министра обороны с объяснением сложившейся ситуации, это делу не сильно помогло. Поэтому «тройка» пока стоит на паузе...

«Укроборонпром» включает форсаж

Уже с третьего квартала 2018 г. ситуация с корпусным производством стала головной болью для руководства «Укроборонпрома» и ответственных секторов в СНБОУ. Никто не называет цифр, но, по моим пессимистическим оценкам, в нынешнем состоянии В месяц ЛКМЗ может производить корпусов для БТР на порядок меньше того количества, о котором мне говорил собственник в 2017 г.

Что было сделано? Для начала был предпринят первый контравральный шаг. Государственные предприятия вынуждены были помогать «частнику». Тому самому, который «задрал» цену за корпуса. Но спрос за ГОЗ-то не с него. Поэтому с ХКБМ на Лозовую была откомандирована бригада квалифицированных сварщиков, чтобы ускорить производство корпусов. Ради справедливости стоит отметить. Нынешнее руководство ХКБМ, имея значительный заказ от МОУ на производство БТР-4, сначала подписало контракт с Лозовой на изготовление лишь малого количества корпусов. Это был чисто наш, привычный соблазн самостоятельно переварить весь куш заказа, налаживая производство корпусов для «четверок» в Житомире, а потом в Харькове. И перебросило на Лозовую большую часть заказа лишь после того, как стало ясно: желание заработка не соответствует возможностям. Не будь этих четырех-пяти месяцев задержки, Лозовая могла бы по другому спланировать свою работу - и загрузку, и удержание персонала. А сейчас бригада с Харькова трудится находятся на Лозовой - причем количество сварщиков с ХКБМ такое же, как и местных. Все работают на форсаже.

Второй шаг - системно-долгосрочный. Для расширения узкого горла - корпусного производства - «Укроборонпром» принял решение развернуть самостоятельное производство корпусов БТР на своих мощностях, чтобы не зависеть от услуг Лозовой. Корпусные производства развёрнуты на Киевском бронетанковом заводе, на ХКБМ и на харьковском заводе имени Малышева. Все эти производства предусматривают наличие закладных стендов, кантователей и печей для термической обработки корпусов. Переход на качественно иные технологии производства пока невозможен из-за конструкторских и финансовых ограничений.

В сентябре, октябре и ноябре происходил и происходит процесс, когда первые корпуса, произведенные на этих новых мощностях, и сами производства сертифицируются военной приемкой. Фактически это действительно начало нового этапа в отечественном производстве бронетехники. Правда, баланс между спросом и предложением пока не достигнут. Особенно с учётом растущей потребности Минобороны и ряда экспортных заказов на новый БТР-4. Как в базовой версии, так и модернизированной версии БТР-4МВ1.

По моим оценкам, с учетом прогнозируемого спроса на новые колесные БТР/БМП со стороны лишь оборонного ведомства в количестве не менее 100 новых машин в год, на достижение желаемого баланса уйдет не менее двух лет. Эту задачу и Минобороны, и «Укроборонпрому», и частным компаниям нужно будет решать не в конфронтации и игнорировании системных проблем, а консолидированно. Не остаётся ничего другого, как брать и делать. С избавлением от тромбов, которые порождены нашей спецификой. В них скрыто не меньшее зло, чем в технологиях прошлого. Старые и закостеневшие модели управления и взаимоотношений никогда не позволят нам создавать новую конкурентную продукцию. Это такая же аксиома, как и те, с которых я начал эту статью. Чтобы выжить и развиться, наша «оборонка» просто обязана изменится. Других вариантов просто нет.