Причины развития промышленности 19 веке. Особенности экономического развития России в конце XIX - начале XX века

1. Какая отрасль промышленности появилась в XIX веке:

б) Дж. Стефенсон г) Г.Форд

б) К.Мэксим г) братья Райт

5. Создателем динамита был:

а) С.Кольт в) Х.Шрапнел

б) К.Мэксим г) А.Нобель

а) урбанизация в) миграция

б) эмансипация г) эмиграция

а) швея в) фотограф

б) машинистка г) почтальон

а) цилиндр в) костюм "тройка"

б) смокинг г) тросточка

  1. Учебное пособие диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI века москва 1994

    Реферат

    как приспособительная реакция и как элемент организации появилось … в XXI в. — век информации … по кругу. Чем больше развивается какая -то отрасль тяжелой промышленности , тем тестов , … ., подготовил промышленнуюреволюцию , ознаменовавшуюся … "индустриальной " …

  2. СПб., издательство «Петербург-xxi век», 1997

    Документ

    как жертва общества - это концепция XIXвека . В конце нашего векатема по сравнению с ребенком индустриального как объект опыта попромышленному революцию . С какой благодарностью вспоминаю я «мадмуазель», молодую люк-сембургскую учительницу, которая тем

  3. Тесты по курсу «Обществознание»

    Тесты

    тестыпо промышленная политика способствует развитию промышленности революции . Б. Разновидность социальных революций революции … признаком индустриального и … век наиболее деятелен». Как потеме «Личность как XXI … и отраслей 5) … Какие новые полномочия появились

  4. Тест по олигофренопедагогике 4 Тест для учителей логопедов 7

    Документ

    Тестпо олигофренопедагогике 4 Тест для учителей — логопедов 7 Тест XXIвека каком году на олимпийском флаге впервые появились по многим отраслямпромышленности и выпуску промышленной продукции занял ведущее положение в мире, тем индустриальному революции

  5. Методические рекомендации программа всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века 10 класс, базовый уровень (30 ч), профильный уровень (58 ч)

    промышленнойреволюции . Тема 13. Индустриальное общество (1 ч) Социальные последствия промышленнойреволюции . Индустриальное общество. Социальный вопрос. Индустриализация. Подъем базовых отраслейпромышленности

Другие похожие документы..

Промышленное развитие в 60—70-е годы XIX в . Отмена крепостного права вызвала короткую заминку в промышленном развитии страны. Многие отрасли, прежде всего металлургическая, должны были перейти с принудительного труда на вольнонаемный. Но вскоре промышленное развитие пошло по восходящей. В середине 60-х годов в России наблюдался подъем предпринимательства. Даже офицеры, бывало, подавали в отставку и открывали книжную или бельевую лавку. Уступая дорогу частному капиталу, правительство закрыло некоторые убыточные казенные предприятия. Другие передало в частные руки. Жизнь пореформенной России, гораздо более свободная и динамичная, представляла резкий контраст с застоем николаевского царствования.

Наиболее значительные успехи были достигнуты в текстильном производстве , которое в то время было ведущей отраслью русской промышленности. За 20 пореформенных лет потребление хлопчатобумажных тканей на душу населения в России удвоилось. Это было достигнуто за счет вытеснения домотканых льняных тканей.

Значительный рост наблюдался в пищевой промышленности , особенно в сахарной. Среднедушевое потребление сахара за эти же годы тоже удвоилось (до 2 кг в год в начале 80-х годов). Начался экспорт русского сахара за рубеж.

Очень трудно к новым условиям приспосабливаласьметаллургическая промышленность , где требовалось не только перейти к вольнонаемному труду, но и произвести техническое перевооружение. Уральские горнозаводчики привыкли проживать свои доходы в столицах или за границей. Их капиталовложения в предприятия были недостаточны. Производство железа в первые годы после отмены крепостного права снизилось. Лишь в 1870 г.

выплавка чугуна достигла уровня 1860 г. Медленные темпы роста производства в черной металлургии сохранялись до конца 70-х годов. Однако в это же время (с середины 70-х годов) стала набирать силу горная и металлургическая промышленность в Донецком бассейне.

Русское машиностроение в первые пореформенные десятилетия еще не могло обеспечить нужды железных дорог в подвижном составе. Паровозы и вагоны в то время ввозились из-за границы. Правительство поощряло развитие отечественного машиностроения, и со второй половины 70-х годов XIX века железные дороги стали снабжаться подвижным составом в основном отечественного производства.

Народное хозяйство России, постепенно смыкавшееся с мировой экономикой, начинало испытывать колебания ее конъюнктуры. В 1873 г. Россию впервые затронул мировой промышленный кризис.

В первое пореформенное двадцатилетие окончательно сформировались основные промышленные районы России — Московский, Петербургский, Уральский и Южный. В Московском районе преобладала текстильная промышленность, Петербургский приобрел уклон в сторону металлообработки и машиностроения. Уральский и Южный были базой металлургической промышленности. Самым мощным из них был Московский, опиравшийся на развитую кустарную промышленность центральных губерний (Московской, Владимирской, Костромской, Ярославской, Тверской).

§Русские предприниматели XIX века
§Сельское хозяйство России XIX века
§Общественное движение XIX века
§Либералы и демократы XIX века
§Три течения в народничестве

Заводы Москвы (19 век)

«Братья Аксерио» – производство искусственного мрамора, гипсовый завод

Товарищество «Оксаген» – кислородный и химический заводы

Фабрика «Эмиль Липгарт и К°» – земледельческие машины и орудия

Машиностроительный завод «Политехника» – ткацкие и прядильные станки

Русское общество машиностроительных заводов «Бр. Кертинг»

Торгово-промышленное товарищество «Гаген Т.Н. и К°»

Товарищество для производства и продажи строительных материалов «В.К. Шапошников, М.В. Челноков и К°»

Строительная контора инженера В.Л. Либерта

Общество Русских трубопрокатных заводов

Русское товарищество торговли металлами «Износков, Зуккау и К°»

Торговый дом «Струзер и Гофшнейдер» – антрацит, торф, уголь, чугун, железо

Товарищество Сущевского завода Г.А. Кеппена – несгораемые шкафы, плиты

«Рессорная фабрика В.И. Мохова и К°» – экипажные принадлежности

Торговый дом Л.В. Готье-Дюфайе – торговля железом, чугуном, цементом

Шляпные и полотняные фабрики М.П. Гусятникова

Торговый дом «Феррейн В.К. и К°» – фармацевтические препараты

Торговый дом «Лурье Ф.Х и К°» – канализация и водопровод

Торговый дом «А.Г. Клаус и К°» – меднокотельный и механический заводы

Торговый дом «Левенталь и К°» – электротехнические принадлежности

Дулёвский фарфоровый завод М.В. Кузнецова

Акционерное общество русских электролитических заводов «Сименс Шуккерт»

Фирма «Треугольник» Российско-американской Резиновой мануфактуры

Техническая контора заграничных заводов

Механический завод Е.Е. Лауденбаха

Цинковый завод и фабрика гвоздей и проволоки «Карабанов А.И. и сын»

Фабрично-торговое товарищество «Келлер Р. и К°» – фармацевтическая фабрика и фабрика фотографических пластин

Товарищество механического меднолитейного и литейного завода А.К. Дангауэр и В.В. Кайзер

Фабрика манометров торгового дома «Гакенталь Ф. И К°»

Машиностроительный завод торгового дома «Альфред Гутман и К°»

Химический завод Р. Гилля

Товарищество Московского металлургического завода Ю.П. Гужона

Завод «Руссокабель»

Златоканительная фабрика «Вл. Алексеева, П. Вишнякова и А. Шамшина»

Писчебумажная фабрика М.Г. Кувшинова

Товарищество «Вас. Ос. Красавин с Бр.» - медные изделия, водопроводные принадлежности

Товарищество табачной фабрики М.И. Бостанжогло

Водочный завод Копейкина-Серебрякова

Фабрика броможелатиновых пластинок «Победа»

Строительная фабрика Э.Э. Виллера

Фабрика искусственного барашка Б.Н. Соколова

Товарищество Невского стеаринового завода

Гильзовая фабрика товарищества И. Исаджанова

Фабрика буровых инструментов «Фон Вангель Б.И. и К°»

Фабрика кокосовых пуговиц акционерного общества «Ронталлер Б. и К°»

Машиностроительный завод Н.В. Иванова

Свинцово-прокатная мастерская В. М. Балашихина

Фабрика электрических принадлежностей И.М. Землянского

Фабрика электрических ламп И.А. Бобэ

Торговый дом «Якобсон В.Л. и К°» – сталь, чугун

Завод углекислоты К.Т. Тимофеева

Желатиновая фабрика и химический завод В.М.

Горховера

Механический завод И.Я. Мейера

Фабрика картонных коробок Нейкома и Слангена

Цинковый завод Г.К. Шпонгольца

Фабрика ткацко-резиновой мануфактуры «Браун А. и К°»

Чугунолитейный и механический завод торгового дома «Берг П. и Гунт»

Товарищество Московской паровой вальцовой мельницы А.И. Эрлангер

Водочный и дрожжевой заводы А.И. Афремова

Сокольнический пивоваренный завод торгового дома «Л.А. Вакано и К°»

Фабрика товарищества «Ф.М. Шемякин и К°» – деревянные сверточные шкивы по американскому образцу

Механический завод Варце и Мак Гилль

Колбасная фабрика А.В. Чичкина

Котельный завод Э.Э. Кудлинга

«Раузер, Вибер и К°» – механический завод и очистка сточных вод

Кислородно-сварочный, котельно-механический и арматурный заводы фирмы «И. Мохов и С. Фалькевич»

Химический и мыловаренный завод Ф.С. Федосеева

Содово-химический завод В.Н. Повалово-Швейковской

Ватная фабрика товарищества «Блесс К. и К°»

Завод металлических конструкций М.Я. Цоллера

Механические заводы А.И. Пономарева и К.О. Куртцинга

Слесарно-механический завод Д.И. Нефедова

Фабрика торгового дома «Л.Ф. и Э. Тиде и К°» – шоколад, какао, кофе

Товарищество бумаготкацкой мануфактуры «Лука Беляев и сыновья»

Котельный и механический завод И.И. Ветчинкина

Цинковальный завод «Вармуж В. и К°»

Прядильно-ткацкая и отделочная фабрика товарищества «Братья Носовы»

Завод лаков и красок Р.Г. Фридлендера

Машиностроительный и литейный завод Г.В. Вагенера

Механический завод Д.А. Идельсона

Желатиновый завод П.Г. Колмогорова

Кирпичный завод И.И. Веденеева

Фабрика салфеток А.М. Королева

Тест по теме «Индустриальная революция»
1.

Какая отрасль промышленности появилась в XIX веке:

а) машиностроение в) химическая промышленность

б) приборостроение г) легкая промышленность
2. Кто построил в 1825 г. железную дорогу:

а) Тревитик в) братья Монгольфье

б) Дж. Стефенсон г) Г.Форд
3. В какое время в Англии появились первые автомобили с паровым двигателем:

а) в I четверти XIX века в) в III четвери XIX века

б) во II четверти XIX века г) в IV четверти XIX века
4. Кто совершил первый полет на планере, оснащенным бензиновым двигателем:

а) братья Монгольфье в) А.Попов

б) К.Мэксим г) братья Райт
5. Создателем динамита был:

а) С.Кольт в) Х.Шрапнел

б) К.Мэксим г) А.Нобель
6. Найдите лишнее. Страны, которые в XIX веке покидало большое количество эмигрантов:

а) США б) Англия в) Италия г) Франция

7. Основные черты индустриального общества:

а) миграция в) усложнение классовой структуры

б) урбанизация г) распад колониальных империй
8. Стремление женщин к свободе и независимости, борьба за уравнение в правах — это:

а) урбанизация в) миграция

б) эмансипация г) эмиграция
9. Какая новая женская профессия появилась в XIX веке:

а) швея в) фотограф

б) машинистка г) почтальон
10. Какой атрибут мужской одежды считался в XIX веке высшим признаком элегантности:

а) цилиндр в) костюм "тройка"

б) смокинг г) тросточка

  1. А, б, в

1. В последней трети XIX - начале XX вв. в экономике России имело место явление, получившее название «промышленный переворот», суть которого заключалась в:

  • Повсеместном распространении капиталистических отношений;
  • Бурном росте промышленности;
  • Зарождении новых классов - промышленной буржуазии и про­летариата.
  • Промышленное развитие России в 1861 г. - начале XX в. прошло в три этапа:
  • 1861 - 1881 гг. - зарождение капиталистических отношений, стремительный рост ряда отраслей промышленности;
  • 1880 - 1890-е гг. - общий подъем промышленности по всей стране, пик промышленного развития;
  • Конец XIX - начало XX вв. - кризис капитализма, монополизация, разрастание социальных конфликтов, завершившиеся революцией 1905 — 1907 гг.

Отмена крепостного права в 1861 г. привела к коренному изме­нению системы труда - малопроизводительный труд, основанный на юридической обязанности и личной зависимости, был заменен на более производительный наемный труд. Наемный труд распространялся во всех сферах жизни - как в сельском хозяйстве, где бывшие крепостные превращались в сельскохозяйственных рабочих, так и в городе, куда шли на заработки безземельные освобожденные крестьяне. В последней трети XIX в. в России появилось большое количество дешевой рабочей силы. Увеличению наемной рабочей силы также способствовал стремительный рост населения страны - население России с середины XIX в. по 1880-е гг. выросло почти в 1,5 раза - с 65 до 100 млн человек.

Одновременно началась организация промышленного производства как российскими, так и иностранными предпринимателями. Как правило, первыми российскими капиталистами становились крупные и предприимчивые городские торговцы и капиталисты «старой закалки»- владельцы дореформенных мануфактур.

В связи с большими ресурсами страны и дешевой рабочей силой первые промышленные предприятия давали невиданную по меркам Европы прибыль, что способствовало дальнейшему развитию производства.

Особенно быстро в 1861 - 1881 гг. развивались такие отрасли, как:

  • добыча угля (возросла за 20 лет в 9 (!) раз);
  • строительство железных дорог (протяженность дорог выросла за 20 лет в 14 (!) раз - с 1,6 тыс. км до 23,1 тыс. км);
  • судостроение (количество кораблей увеличилось в 3 раза - до 1200);
  • металлургия (объем плавки увеличился вдвое);
  • текстильная промышленность (объем производства вырос в 6 раз). Одновременно шло быстрое развитие финансовой сферы:
  • было создано более 40 крупных банков;
  • около 250 страховых и кредитных обществ;
  • за 15 лет - в 1864 - 1879 гг. - вклады Государственного и акционерных банков в экономику увеличились в 4 раза и достигли 1 млрд руб.;
  • в 10раз - примерно с 10 до 100 млн руб., увеличился приток иностранного капитала в экономику России.

На втором этапе - в 1880 - 1890-е гг. - был достигнут пик промышленного развития:

  • Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти и угля - в 1895 г. нефти было добыто в 226 (!) раз больше, чем добывалось в год до реформы, а угля - в 245 (!) раз;
  • в 1886 - 1896 гг. утроилась выплавка чугуна;
  • вдвое по сравнению со всей предыдущей историей увеличилось количество промышленных предприятий;
  • в рекордно короткие сроки почти вся страна была связана железными дорогами;
  • почти в 10 раз увеличилась продукция сельскохозяйственного машиностроения;
  • Россия стала крупнейшим экспортером хлеба - в конце XIX в. из России ежегодно вывозилось более 400 млн пудов хлеба. Основными торговыми партнерами России как в экспорте (в основном зерна и текстиля), так и в импорте (в основном техники) были Германия, Голландия и США. Товарооборот с данными странами значительно превышал товарооборот с другими государствами.

Несмотря на невиданные темпы развития и первое место в мире по валовому (количественному) производству товаров в ряде отраслей, Россия существенно технологически отставала от развитых европейских стран.

Рост производства обеспечивался во многом не благодаря передовым технологиям, а благодаря сильной эксплуатации рабочих, тотальному нарушению правил охраны труда, производственному травматизму и т. д. Это вызывало рост напряженности между буржуазией и пролетариатом.

2. В 1880-е гг. в России зарождается мощное рабочее движение за социальные права. Наиболее действенным способом отстаивания своих прав пролетариатом стала стачка - массовое и длительное прекращение работы большим количеством рабочих с предъявлением требований социального характера. В отличие от отдельной забастовки, с массовой стачкой было трудно бороться:

  • невозможно было применить локаут - уволить слишком большое количество обученных рабочих без ущерба для производства;
  • длительный простой также наносил ущерб больший, чем выполнение требований рабочих;
  • часто рабочие захватывали предприятия и подавление стачек могло привести к ломке оборудования.

Нередко стачки заканчивались победой рабочих и частичными уступками буржуазии. Наиболее типичными уступками со сто­роны капиталистов были:

  • частичное повышение зарплаты;
  • ограничение работы в ночное время;
  • ограничение штрафов;
  • усиление техники безопасности.

В то же время часто имели место случаи не достижения согласия:

  • стачки разгонялись полицией;
  • происходили локауты - массовые увольнения;
  • в среду рабочих внедрялись штрейкбрехеры, проводившие ли­нию хозяев;
  • бывали случаи кровопролития.

Первой крупной стачкой в России считается Морозовская стачка - стачка ткачей в Орехово-Зуеве на мануфактуре Мо­розова под руководством И. Моисеенко в 1885 г.

Другими крупными стачками были:

  • «обуховская оборона» 1901 г. - захват рабочими крупнейшего металлургического завода в Санкт-Петербурге;
  • всеобщая стачка рабочих юга России, в которой приняли участие более 200 тыс. человек.

Особенностями первых русских стачек были их стихийность и отсутствие четкой организации.

На стыке XIX — XX вв. промышленное развитие России охватил кризис. Причинами кризиса 1898 - 1905 гг. были:

  • монополизация экономики - почти вся экономика России в конечном итоге сосредоточилась в руках нескольких крупных монополистических объединений, например «Продуголь», «Продметалл», «Продвагон», «Гвоздь» и др., которые стали диктовать как производителям, так и потребителям, устанавливая выгодные только монополиям цены;
  • сращивание банков с промышленностью, рост финансовых махинаций, от которых страдали в первую очередь простые рабочие;
  • кризис перепроизводства, невозможность сбыть товар, охватившие текстильную промышленность, металлургию и сельское хозяйство;
  • общемировой кризис капитализма начала XX в., торговые войны между странами.

Кризис капитализма 1898 - 1905 гг. привел к падению производства и уровня жизни большинства рабочих, усилил социальную напряженность. Наряду с другими обстоятельствами - несовершенством политической системы, усилением революционного движения, данный кризис способствовал началу первой русской революции 1905 - 1907 гг.

В последнее десятилетие XIX в. экономическое развитие России характеризовалось мощным промышленным подъёмом. Именно в это время наряду со старыми промышленными регионам (Уралом, Центральным, Северо-западным) оформляются новые - Южный (угольно - металлургический) и Бакинский (нефтяной). В этих районах промышленность развивалась особо быстрыми темпами. Благодаря им в стране создаётся новая мощная топливная база. На её основе формировалась и тяжёлая промышленность: увеличивается в три раза по сравнению с предыдущим десятилетием производство чёрных металлов, что позволило России почти полностью отказаться от импорта металла. В три раза возрастает объём машиностроения. Промышленный подъём в России благотворно сказался на жизни всех слоёв общества. Английский учёный П. Гетрелл образно заметил: "Ясно, что в среднем в 1914 г. подданные царя питались и одевались значительно лучше, чем их непосредственные предшественники".

Однако, несмотря на эти заметные перемены, Россия отставала в сфере промышленного производства от ведущих буржуазных держав. При самых высоких темпах развития в мире в России сохранялась низкая производительность труда. Кроме того, Россия была бедна капиталами. Её внешнеторговые обороты заметно уступали оборотам ведущих держав. Перед правительством России со всей остротой встала проблема привлечения иностранных капиталов. В 1895 г. С.Ю. Витте доказывал министрам и императору, что "без содействия чужеземных капиталов мы не имеем возможности использовать естественные богатства, которыми столь щедро наделены некоторые местности нашей обширной родины".

Империя, с её неисчерпаемыми запасами сырья и дешёвой рабочей силой, чрезвычайно привлекала западноевропейскую буржуазию. В конце XIX - начале XX вв. в горнодобывающей, металлообрабатывающей и машиностроительной отраслях иностранные денежные вложения превышали российские.

Российские рабочие в то время оставались самыми низкооплачиваемыми в Европе и легче своих коллег во Франции или Германии поддавались на революционную агитацию.

Российская буржуазия оказалась в большой зависимости от государственной власти. В конце XIX - начале XX вв. создаются особые государственные органы - "Совещания по судостроительству", "Съезд по делам прямых сообщений" и другие, с помощью которых правительство, действуя в тесном контакте с представителями крупных монополий, регулировало производство. Через эти органы распределялись государственные заказы, предоставлялись льготы, денежные займы и т.д. Всё большее значение в регулировании производства приобретает в это время и Государственный банк, оказавший мощную финансовую поддержку тем монополистическим объединениям, в чьей деятельности было заинтересовано правительство.

В результате у крупной буржуазии складывается двойственное отношение к монархическому строю. С одной стороны, буржуазия, всё больше ощущая свою экономическую мощь, начинала стремиться к политической власти и таким образом оказывалась в оппозиции к императору. С другой стороны, постоянная финансовая поддержка буржуазии правительством и государственные заказы делали эту оппозицию достаточно слабой. И всё - таки русская буржуазия уже не была "служанкой" аристократии. Ещё Ф. М. Достоевский в 70 - е гг. XIX века заметил, что "прежние рамки прежнего купца вдруг страшно раздвигаются в наше время. С ними вдруг роднится европейский спекулянт, на Руси ещё прежде неведомый, и биржевой игрок…Современному купцу уже не надо заполучать к себе на обед "особу" и давать её балы; он уже роднится и братается с особой на бирже, в акционерном собрании… он уже теперь сам лицо, сам особа".

В новых промышленных районах стало появляться всё больше грандиозных промышленных предприятий, на которых работали тысячи рабочих. Этот процесс называется концентрацией производства. Он происходил в России в сжатые сроки и более быстрыми темпами, чем в какой - либо другой стране, и открывал путь для образования монополий, т.е. таких крупных предприятий, у владельцев которых появляется возможность установить контроль над рынком и диктовать свои условия в отдельных отраслях производства, обеспечивая себе тем самым максимальные прибыли. Для этого им нужно было лишь договориться между собой о том, сколько произвести продукции и какую цену на неё назначить.

Монополии появляются в России в 80 - 90 - х гг. XIX в. Одной из первых монополий, например, стало объединение сахарозаводчиков. И всё же подобные процессы были наиболее характерны для отраслей тяжёлой промышленности. "Союз вагоностроительных заводов" вобрал в себя почти все крупные предприятия страны по производству подвижного состава для железных дорог. В нефтяной промышленности возникает "Союз бакинских керосинозаводчиков" и "Союз семи фирм", почти монополизировавших производство и продажу нефти. Однако, как считает современный исследователь экономики России начала XX в. В.Я. Лаверычев, "монополистические союзы, банковские монополии, система государственно - монополистического капитализма в предреволюционной России не достигали такой степени зрелости, которая была характерна для ведущих капиталистических стран".

Параллельно концентрации промышленного производства в России, как и во всём мире, происходила концентрация банковского капитала. В ходе ожесточённой борьбы за господство в этой сфере, стоившей независимости существования многим мелким провинциальным банкам, к началу XX в. выделяется так называемая "большая пятёрка" - группа петербургских банков, на долю которых приходилась почти половина всех денежных ресурсов.

90-е годы XIX в. - время интенсивного железнодорожного строительства. Наряду с прокладкой новых железнодорожных путей в промышленных районах в этот период всё большее значение приобретает расширение сети железных дорог на окраинах империи: в Белоруссии и Прибалтике, на русском Севере, в Закавказье и Средней Азии. В 90 - х гг. XIX в. начинается строительство самой грандиозной в мире Транссибирской магистрали протяжённостью в 7 тыс. вёрст.

В XX век Россия вступила, имея вторую по протяжённости железнодорожную сеть (после США), причём почти половина её была построена в 90 - х гг. предыдущего столетия. Инициатором железнодорожного строительства в стране являлось само правительство, осознавшее необходимость железных дорог для России. "В царствование императора Александра III, - писал министр финансов и путей сообщений того времени С.Ю. Витте, - установилась твёрдая идея о государственном значении железных дорог…сделался полный переворот в железнодорожном деле как с точки зрения практической, так и теоретической".

Железнодорожное строительство, налаживавшее бесперебойные транспортные связи между различными регионами, чрезвычайно способствовало промышленному развитию страны в целом.

Промышленное развитие в 60—70-е годы XIX в . Отмена крепостного права вызвала короткую заминку в промышленном развитии страны. Многие отрасли, прежде всего металлургическая, должны были перейти с принудительного труда на вольнонаемный. Но вскоре промышленное развитие пошло по восходящей. В середине 60-х годов в России наблюдался подъем предпринимательства. Даже офицеры, бывало, подавали в отставку и открывали книжную или бельевую лавку. Уступая дорогу частному капиталу, правительство закрыло некоторые убыточные казенные предприятия. Другие передало в частные руки. Жизнь пореформенной России, гораздо более свободная и динамичная, представляла резкий контраст с застоем николаевского царствования.

Наиболее значительные успехи были достигнуты в текстильном производстве , которое в то время было ведущей отраслью русской промышленности. За 20 пореформенных лет потребление хлопчатобумажных тканей на душу населения в России удвоилось. Это было достигнуто за счет вытеснения домотканых льняных тканей.

Значительный рост наблюдался в пищевой промышленности , особенно в сахарной. Среднедушевое потребление сахара за эти же годы тоже удвоилось (до 2 кг в год в начале 80-х годов). Начался экспорт русского сахара за рубеж.

Очень трудно к новым условиям приспосабливалась металлургическая промышленность , где требовалось не только перейти к вольнонаемному труду, но и произвести техническое перевооружение. Уральские горнозаводчики привыкли проживать свои доходы в столицах или за границей. Их капиталовложения в предприятия были недостаточны. Производство железа в первые годы после отмены крепостного права снизилось. Лишь в 1870 г. выплавка чугуна достигла уровня 1860 г. Медленные темпы роста производства в черной металлургии сохранялись до конца 70-х годов. Однако в это же время (с середины 70-х годов) стала набирать силу горная и металлургическая промышленность в Донецком бассейне.

Русское машиностроение в первые пореформенные десятилетия еще не могло обеспечить нужды железных дорог в подвижном составе. Паровозы и вагоны в то время ввозились из-за границы. Правительство поощряло развитие отечественного машиностроения, и со второй половины 70-х годов XIX века железные дороги стали снабжаться подвижным составом в основном отечественного производства.

Народное хозяйство России, постепенно смыкавшееся с мировой экономикой, начинало испытывать колебания ее конъюнктуры. В 1873 г. Россию впервые затронул мировой промышленный кризис.

В первое пореформенное двадцатилетие окончательно сформировались основные промышленные районы России — Московский, Петербургский, Уральский и Южный. В Московском районе преобладала текстильная промышленность, Петербургский приобрел уклон в сторону металлообработки и машиностроения. Уральский и Южный были базой металлургической промышленности. Самым мощным из них был Московский, опиравшийся на развитую кустарную промышленность центральных губерний (Московской, Владимирской, Костромской, Ярославской, Тверской).


В начале 1809-х годов 19 века. В мировом промышленном развитии отчетливо обозначилась тенденция к концентрации производства. Она проявлялась в том, что постепенно в разных отраслях промышленности доминирующее господствующее положение начали занимать именно крупные предприятия, производящие продукцию в большом масштабе.

На том уровне развития производительных сил крупное производство действительно демонстрировало абсолютное превосходство над мелким и вытесняло его. Крупные предприятия брали верх в конкурентной борьбе. Процесс концентрации производства проявился и в России. Причем для российской промышленности, которая в общем была еще слабая, была характерна ранняя и весьма высокая концентрация производства. Объяснялось это рядом обстоятельств:

Тем, что русские предприниматели могли заимствовать организационный опыт более развитых стран. Поэтому в новых отраслях промышленности, даже в таких, которые были связаны с обслуживанием железных дорог, там сразу же стали создаваться крупные предприятия. Мелких там практически не было.

С другой стороны имело место еще одно обстоятельство. Русская промышленность в техническом отношении была оснащена хуже, нежели промышленность наиболее развитых стран. Крупные предприятия, где работало большое количество рабочих, благодаря большому их количеству, в какой-то степени могли компенсировать свою техническую слабость.

Это касалось преимущественно отраслей тяжелой промышленности. Тяжелая промышленность в России формировалась под влиянием в значительной степени потребностей государства. Она обслуживала потребности военного ведомства, морского министерства и т.д. Внутренний спрос на продукцию тяжелой промышленности в России еще не сформировался. Крупные промышленные предприятия в отраслях тяжелой индустрии сильно зависели от казенных заказов. Прекращение казенных заказов было для них губительно. Хотя государство оказывало промышленным предприятиям, имевшим государственное значение, значительную поддержку, однако все же возможности предоставления заказов зависели от состояния казны. Поэтому чтобы продержаться на плаву, в случае если казенные заказы прекратятся, крупные предприятия в области тяжелой индустрии должны были выпускать все: от высоко сложного оборудования до всякого рода мелочей, необходимых широкому потребителю. Такая многономенклатурность (много видов) выпускаемой продукции была под силу только крупным предприятиям. Мелкие были не в состоянии справиться с этой задачей, поэтому данное обстоятельство тоже стимулировало процесс развития концентрации производства.

К началу 1890-х годов крупные предприятия, а к таковым по статистике относились те, которые вырабатывали продукции на сумму свыше 100 тысяч рублей, такие предприятия преобладали в тех отраслях, которые выпускали более 40% всей промышленной продукции.

Дальнейшего развития процесс концентрации производства получил уже в 1890-е годы.

Концентрация производства дополнялась в России процессом концентрации и централизации капитала, что проявлялось и в промышленной сфере, в частности …

Процесс централизации капитала в России, как и в других странах, выражался в образовании предприятий, которые, помимо тех, которые находились в индивидуальной собственности, еще и создание предприятий, которые находились в коллективной собственности. Причины их развития в России, как и в других странах, коренились в росте масштабов промышленного производства. Чем быстрее развивалась промышленность, тем сложнее становилось одному человеку, даже очень богатому, обеспечивать на должном уровне капиталовложения. Поэтому для дальнейшего развития экономики и промышленности требовалось мобилизовать массу капитала, находящегося в руках отдельных лиц, с тем, чтобы на должном уровне ….

Это обстоятельство обусловливало процесс возникновения ассоциированных капиталистических предприятий. В России согласно действующему законодательству, ассоциированные предприятия создавались в 2-х формах. Это товарищества полные, и акционерно-паевые предприятия. Товарищества полные существовали в свою очередь в двух видах. 1 вид полного товарищества – это торговый дом. Это фирма, находящаяся в коллективном владении нескольких лиц (как правило сравнительно небольшое число лиц), причем все они несли коллективную ответственность за дела предприятия и отвечают всем своим имуществом. Если предприятие обанкротилось, то продавалось имущество всех участников на покрытие долгов. Эти торговые дома охватывали небольшое число участников, поскольку это были как правило люди, лично знакомые друг с другом, они слишком многим рисковали.

Вторая разновидность полных товариществ – товарищества на веру, они представляли собой как бы производную форму от торговых домов акционерно-паевых предприятий. Часть участников товарищества на веру несла полную ответственность за дела фирмы, т.е. отвечала всем своим имуществом. Другая часть это те, кто нес ответственность, как и в акционерных обществах, только в пределах вложенного капитала. Если фирма разорялась, они отвечали.

Когда вы видите в дореволюционных названиях такое: Иванов и К 0 – это означает, что это товарищество на вере. Поименно перечислены те, кто отвечает всем своим имуществом, а остальные скрываются под сокращением К.

Акционерно-паевые предприятия тоже делились на 2 группы.

1 группа – Товарищества на паях, 2 группа – Акционерные общества.

Юридической и экономической разницы между товариществами на паях и акционерными обществами не существовало. И там и там участники предприятия несли ограниченную ответственность. Они отвечали только своим капиталом. А в чем разница? Внешне она выражалась в следующем: акционерные общества выпускали акции, а товарищества на паях выпускали паи. Разница между акцией и паем заключалась в следующем: паи были как правило именные, они выпускались для конкретного человека, который и приобретал.

Акции как правило были анонимные, их мог приобрести любой человек.

Если владелец акции мог ею распоряжаться как угодно, мог завещать, продать, подарить, то владелец пая свободно распоряжаться им не мог. На передачу своих паёв в чужие руки он должен был получить согласие правления. Паи в отличие от акций по их нарицательной (номинальной) стоимости были обычно выше (дороже). Акция стоила сотни рублей, то паи – тысячи.

В каких случаях создавались акционерные общества, а в каких паевые предприятия? Это зависело от того, какую цель перед собой ставили учредители. Если ставилась задача максимально широко мобилизовать капиталы, тогда создавались акционерные общества, если эта задача была не столь важна, а главным был учредитель и не упустить контроль над предприятием, тогда создавались паевые предприятия.

Вообще история ассоциированных предприятий начинается с конца 18 века. Наиболее бурно в пореформенную эпоху развивались Акционерно-паевые предприятия, и в первую очередь акционерные общества. К началу 1890-х годов 19 века они занимали главенствующее положение в большинстве отраслей промышленности. Им принадлежало большинство предприятий данной отрасли.

Ассоциированные предприятия

Товарищества полные

Акционерно-паевые предприятия

Торговый дом

Товарищества на веру

Товарищества на паях

Акционерные общества

Акционерно-паевые предприятия создавались в России, несмотря на свой быстрый рост, в довольно неблагоприятной правовой среде.

В принципе существует 2 возможных порядка образования акционерно-паевых предприятий. Это явочный порядок и концессионный или разрешительный.

Явочный порядок подразумевал наличие общего закона на таких предприятиях. Лица, желающие его образовать, готовили устав, регистрировали его на бирже, где смотрели, соответствует ли устав закону. Он утверждался, и общество начинало действовать.

Концессионная система так и называется потому, что на создание каждого общества требуется разрешение, санкция государственной власти. Явочным порядком его создавать нельзя.

В России существовала именно концессионная, разрешительная система. Причем для того, чтобы получить согласие, разрешение на создание акционерного общества, это согласие следовало получить на самом верху. В каждом конкретном случае устав любого общества утверждался лично императором. Такая процедура была неудобной, она сковывала активность создания таких обществ, потому что на создание общества требовалось много времени. Разумеется сам император в такие нюансы никогда не вникал. Бумагу, в которой излагался устав общества, который царь должен был утвердить, император подписывал механически, не вникая. Но если царскую подпись получить быстро, то до царя нужно дойти. Нужно пройти через все инстанции. Такая процедура занимала очень много времени.

Российская буржуазия через свои организации на протяжении почти всей пореформенной эпохи обращалась к властям с предложением ввести явочным порядком создание в России акционерных предприятий. Но с той же регулярностью, с какой они просили, им в этом отказывали. И это сохранялось вплоть до Февральской революции.

Почему власти держались за концессионный порядок? Разрешительный принцип создания акционерного предприятия являлся важным рычагом, с помощью которого власти могли регулировать положение в экономике, контролировать ситуацию. Допускать абсолютно свободную игру рыночных сил царское правительство не собиралось.

Кроме того, имелась здесь и политическая подоплека. Русская буржуазия была кровно заинтересована в образовании предприятий. А их образование зависело от власти. Тем самым можно было разрешить, можно было не разрешить. Все зависело от поведения. Тем самым обеспечивалась лояльность. Это была одна из таких нитей, которой привязывалась буржуазия к существующему политическому строю, обеспечивала ее политическую зависимость.

Но царизм не служил таким уж значительным препятствием для акционерного учредительства в России, и акционерные общества создавались в пореформенную эпоху активно, причем особенно активно в сфере промышленности. Они действовали не только в промышленности, но и в торговле, в банковском деле, в железнодорожном строительстве. Там уже изначально были акционерные общества, потому что на строительство железных дорог требовались очень большие деньги.

Процессы концентрации производства и централизации капитала готовили в России, как и в других странах, почву для возникновения промышленных монополий. Такие объединения действительно появляются в России в 1870-е годы. Но бесспорное их существование относится уже к 1880-м годам.

Монополистические объединения в России этого времени создавались в форме синдиката или картели.

Картель – это соглашение между предприятием по рынкам сбыта и по ценам. Они брали на себя обязательства не продавать свою продукцию ниже определенного уровня. Но каждое предприятие и юридически и фактически являлось самостоятельным.

Синдикат – это более высокая форма ведения предприятий. Синдикат предусматривает наличие некоего общего органа для объединившихся предприятий, который занимается сбытом.

Если при картельном соглашении предприятия каждое самостоятельно выходит на рынок, то при синдикате предприятие от функций сбыта отстраняется. Образуется специальный орган, который этим занимается, общий для всех предприятий синдиката.

В России в 1880е годы заключаются картельные соглашения и синдикатские. Одним из первых был Союз рельсовых фабрикантов. Он был образован в 1882 году. Это было нечто среднее между классическим картелем и синдикатом. В рамках этого объединения решили согласовывать объемы производства и ценовую политику 5-6 крупнейших предприятий, производящих рельсы. Договор между ними был заключен сроком на 5 лет. По истечении срока соглашения в 1887 году этот союз прекратил свое существование.

В 1880-е годы преимущественно в отраслях тяжелой промышленности тоже создаются такие картельно-синдикатские объединения. Но в этот период они еще очень неустойчивы. Они действуют как правило в течение определенного времени. Договоры носят срочный (имеют срок) характер, и по истечении срока соглашения они не возобновляются. Легкая промышленность слабо была затронута этим процессом. Большинство таких объединений, возникших в 1880е годы не пережили промышленного подъема 1890-х годов, развалились. Особенно значительной роли в экономике они не играли.

Эти монополистические объединения создавались в России в довольно своеобразной юридической, правовой обстановке. Дело в том, что с 1840-х годов 19 века, во время царствования Николая 1 в действующее уголовное уложение была включена статья, которая грозила довольно строгим наказанием за стачки торговцев. Стачка – это соглашение. Стачки имели целью повышение цен на производимые им товары. Они сговариваются и вздувают цены. Когда в России в 1880-е годы стали появляться картели и синдикаты, то действия их участников прямо попадали под эту статью, потому что и картель и синдикат есть не что иное как соглашение производителей, имеющих своей целью повышение цен на продукты, которые они производили.

Таким образом, все эти объединения действовали как бы незаконно. Так сохранялось до 1917 года.

Как и в случае в акционерными обществами, буржуазия и … круги неоднократно обращались с просьбой отменить карательную статью уголовного законодательства, но ее так и не отменили. Сохранение этих статей позволяло властям контролировать ситуацию в экономике, и поведение российской буржуазии. Над всеми участниками таких объединений постоянно висел своеобразный Домоклов меч. Карательные статьи законодательства по отношению к ним применялись редко, на их деятельность смотрели сквозь пальцы, но в любой момент могли применить. Это обеспечивало их лояльность властям. И когда деятельность таких объединений входила в противоречие с интересами государства, тогда возбуждалось уголовное дело.

Обычно же глаза на это закрывали. Складывалась такая парадоксальная ситуация, что в деятельности таких объединений принимало участие в сущности само правительство.

Например, Союз Рельсовых фабрикантов. Одним из его важнейших участников являлся Путиловский завод. А контрольный пакет акцией общества Путиловского завода принадлежало казне. Т.е. сама казна совершала уголовно наказуемое деяние. Почему государство приняло участие в запрещенной деятельности? Начало 1880-м годов было весьма тяжелым. В особенно сложной ситуации оказались предприятия, обслуживавшие железнодорожное строительство. Железнодорожное строительство в России по существу прекратилось, предприятия не получали заказов или получали их очень мало. Над ними нависла угроза разорения. Допустить гибель отрасли, которая имела огромное значение для страны, и огромное военно-стратегическое значение, государство не могло и оказывало ему поддержку. И одной из форм поддержки было создание этого Союза Рельсовых фабрикантов, с тем, чтобы железнодорожные предприятия перестали обессиливать друг друга в конкурентной борьбе, и объединили свои усилия.

Т.е. бывали ситуации, когда государство само участвовало в деятельности таких монополистических объединений.

Темпы развития промышленности были едва ли не самыми высокими в мире.

Но достигнутые результаты к 1880-м годам были довольно скромные. Доля России в мировом промышленном производстве составляло всего 3,5%. Это было немного, это в 8 раз меньше, чем объем производства в США, чем в Англии, в 4 раза меньше, чем в Германии, в 2,5 раза меньше, чем во Франции.

Проблема преодоления или существенного сокращения отставания в развитии не была решена. Многие отрасли отечественной промышленности находились еще в зачаточном состоянии. Россия сильно зависела от импорта. В конце 1880-х годов металлургическая промышленность работала на привозном сырье.

В российской экономике происходят и другие перемены. Складывается система капиталистического кредита. Во 2-й половине 1860-х – начале 1870-х годов возникают акционерные коммерческие банки. Развитие банковского сектора особенно бурно развилось в 1890-е-1900-е годы.