Размышление о времени. Организованность, размышление, планирование. Интернет, социальные сети, телефон, телевизор

Жизнь проходит в четырех измерениях. Вычтите время из уравновешенного строя жизни, и останется только пространство. Никакого движения, никаких изменений. Уберите время, и изменится все, что мы знаем. Все, во что верим. Все, что мы понимаем. Представьте часы, которые остановились. Тогда не будет часов пик. Вы больше не будете спешить, чтобы куда-нибудь успеть. Потому, что невозможно будет опоздать. Не будет ни рождения, ни смерти. Больше не будет разбитых сердец. Летний отпуск никогда не кончится. Вы никогда не потеряете работу. Ваша жена никогда не уйдет от вас. Не будет преступлений, никакой войны. Не будет ничего нового и ничего старого. Никаких я буду, я хочу быть, я был. Только одно - долгое, непрерывное ЕСТЬ.

Из х\ф «Капкан времени»

Отчетливо помню, что я всегда зависел от времени. Не было и мгновения, когда я был свободен от него. Я его раб. Я не могу сделать ничего, не учитывая его интересов. Я завишу от него. Я должен жить по его законам. Законы очень просты, не составляет труда их выучить и следовать им. Время есть. И состоит оно из прошлого, настоящего и будущего - то, что было, есть и будет. Но мне не суждено понять их. Сколько я ни пытался этого сделать, я лишь вводил себя в состояние подвешенности, потеряв стабильность под ногами, ясность мышления и чистоту восприятия. Может это защита от посягательств на время, и никому не суждено его понять? Или запрещено?
Странно. Но все размышления начинались с понимания, что в законы закралась ошибка. Почему существование всех частей времени описывается в настоящем? Почему время всегда есть во всех его составляющих - оно есть в прошлом, есть в настоящем, и есть в будущем? Почему, единственный кто не поддается законам времени, это само время?

Прошлое, это то, что произошло - было, но тем не менее, оно есть и сейчас. Я всегда могу посмотреть на него, но только в собственной памяти. Я помню общее прошлое - мое, и тех, кто меня окружал. Я могу изменить мое воспоминание о прошлом, но оно тут же становиться настоящим, а следом опять прошлым, но другим. Значит, я не могу изменить прошлого, даже воспоминание о нем?
Прошлое - это то, что когда-то было настоящим, оно хранит в себе все его качества - события, переживания, краски. Значит прошлое, это совокупность всех прошедших настоящих. Но рассмотреть его можно только из истинного настоящего. Вытянув воспоминание из прошлого, я превращаю прошлое в настоящее, и делаю из истинного настоящего всего лишь копию воспоминания. А если рассмотреть воспоминание, которым уже стало только что описанное выше настоящее, то, где я вспоминал прошлое? Можно вечно копаться в прошлом, и запутаться в неимоверном количестве копий, создаваемых в момент рассмотрения. Пытаясь представить эту картину, попадаешь в водоворот, в котором, настоящее перемешивается с прошлым, и наоборот. Так есть ли прошлое? Так как посмотреть на него можно, только сделав его настоящим, и при отсутствии внешней точки зрения на время, этот вопрос становиться очень актуальным. После долгого рассмотрения этого вопроса, утомленное сознание или выключается, или, опасаясь последствий, я отбрасываю эти размышления. Иногда мне кажется, что прошлое - самое старое и мудрое из частей времени, так как владеет всем, что знает и знало настоящее и будущее. Это страж времени, которое хранит тайну создания времени в своей утробе.

Будущее, это то, что будет. Это самое странное из всех проявлений времени. Его можно создать (спланировать) из настоящего. Но если в планах будет совершена ошибка, неточность, или что-то не учтено, будущее наступит отличное от планируемого. И чем более далекое будущее необходимо спланировать, тем сложнее учитывать все возможности, тем больше вероятность ошибок и неучтенностей, и меньше шанс получить желаемое будущее. Да и прошлое вносит коррективы в эти планы, оперируя опытом. Интересен факт, что будущее, создается из все того же настоящего. Планируя будущее, мы переживаем его в настоящем. А после наступления действительного будущего (когда оно станет настоящим), мы можем сравнить его с планируемым когда-то будущим, которое уже переместилось в прошлое. Выходит, планируем мы не будущее, а лишь свои действия из настоящего, чтобы изменить это настоящее.
Если мы не научились, либо утратили способность планировать, мы получаем не то будущее, которое хотели. И начинаем называть плохо планируемое будущее мечтами. Планируемое в таком случае будущее будет лишь нашей иллюзией, которая, не став настоящим, будет постоянно удерживать на себе наше внимание. Это ловушка времени. Мы растрачиваем настоящее на создание иллюзии, которую никогда не испытать - не наступающее будущее. Где во времени находится это несбыточное будущее? А как выглядит человек, залипший в своих иллюзиях, и растрачивающий оставшееся у него время?
Проверяя результаты планирования будущего, мы сравниваем наступившее настоящее, с теми планами о будущем, которые уже являются прошлым. Так вот. Будущее эфемерно. Продолжающееся (не наступающее) будущее возможно только в иллюзии.

Настоящее, это то, что происходит сейчас. Что, не успели его увидеть, понять? Все, это уже прошлое. Настоящее очень тяжело поймать. Это лишь мгновение, грань между прошлым и будущим, но именно на этой грани все и происходит. Это как перемещающееся маленькое окошко, через которое, я могу оперировать прошлым и будущим, на огромном пространстве времени, с двумя направлениями - прошлым и будущим. Это как машина времени, приводящее в настоящее все что пожелаешь. Казалось бы, все находится именно в нем, ведь только через него можно прикоснуться ко времени, и это и есть главное, и наверно единственно реальное, проявление времени.
Но и оно таит в себе странную загадку. Почему я чувствую настоящее, но оно всегда течет по-разному, то быстро становясь прошлым, то невыносимо долго приходя из будущего?

Смогу ли я когда нибудь понять время, его неравномерное движение, законы? И может ли что-нибудь существовать без него, без какого либо из его проявлений, кроме него самого?

Когда-то давно Платон сказал: «Время уносит все», - и хотя этому выражению уже не одна сотня лет, оно по-прежнему остается актуальным. Но не только Платон любил пофилософствовать о ходе бытия и о скоротечности жизни. У многих известных писателей и великих мыслителей есть подобные высказывания. На тему «Время» было написано столько строк, что их все перечесть попросту невозможно.

А посему давайте окунемся в мир литературы и почерпнем оттуда немного мудрости. Рассмотрим наиболее яркие и красивые высказывания великих о времени и его ходе - о вечной череде жизни и смерти. И кто знает, возможно, эти знания смогут в корне изменить чье-то мировоззрение.

Быстротечность всего

Начать хочется с того, что многие высказывания о времени показывают нам то, насколько в мире все быстротечно. Казалось бы, еще вчера мы были маленькими ребятишками и бегали по родительскому двору, а сегодня уже наблюдаем за взрослением собственных внуков. И такой порядок вещей касается всего, что нас окружает.

Именно поэтому многие высказывания о времени напоминают нам о том, что все в этом мире имеет свой конец.

  1. "Минуты, словно быстрые кони, летят без оглядки вперед. Посмотришь кругом - закат так близко, что его уже не воротить" (Аль-Маарри).
  2. "Жизнь пролетит, как ветер шальной, и ничто ее не удержит"
  3. "Увы, нельзя вернуть свою молодость, стать снова таким же безудержно дерзким и красивым. Даже юную походку назад не обратить" (Ю. Бондарев).
  4. "Чем ближе старость, тем быстрее шагает стрелка часов".
  5. "В этой жизни только прилив и время никого не ждут" (В. Скотт).

Учитесь ценить время

Однако осознать быстротечность времени - лишь половина дела. После этого нужно научиться беречь его, дорожить каждой прожитой секундой. Ведь время - это самая дорогая валюта в мире. Но в отличие от реальных купюр его нельзя взять в кредит или украсть у другого человека.

А посему многие неустанно напоминают нам о том, как важно ценить каждую секунду своей жизни:

  1. "Разумное употребление времени делает его еще более драгоценным" (Ж. Ж. Руссо).
  2. "Научиться наслаждаться прошлым - значит научиться жить вдвойне" (Марциал).
  3. "Тот, кто осмелился потратить впустую час своего времени, попросту не умеет жить" (Чарльз Дарвин).
  4. "Время никого не ждет, а уж тем более не прощает ни одного упущенного мгновения" (Н. Гарин-Михайловский).
  5. "Одно сегодня куда дороже двух завтра" (Б. Франклин).

Как правильно потратить свою жизнь

Ну а для тех, кто осознал всю остается лишь одно - научиться тратить его с умом. Ведь вокруг тысячи различных возможностей и шансов, которые следует испробовать и испытать. Только так можно почувствовать истинный вкус жизни, дабы потом ни о чем не жалеть. И вот самые яркие выражения о времени, доказывающие данную истину:

  1. "Каждый новый день является учеником вчерашнего"
  2. "Жизнь перестает быть короткой для тех, кто научился использовать ее с умом" (Сенека младший).
  3. "Лишь единицы способны увидеть мир во всех его деталях. Большинство же поневоле ограничивает себя одной из его версий или несколькими областями; но чем меньше человек знает о настоящем и прошлом, тем хрупче становятся его надежды на светлое будущее" (Зигмунд Фрейд).

Высказывания о времени: удивительный мир часов

В завершение приведем еще несколько изречений о ходе времени, оставленных нам великими умами прошлого. И пускай глубина их мудрости станет настоящей находкой для пытливых умов современности.

  1. "Люди с кислым выражением лица пропускают мимо себя тысячи часов, забывая насладиться ими. А потом с приходом старости они с грустью вспоминают о них" (А. Шопенгауэр).
  2. "Посредственный человек думает о том, как убить время. Талантливый - стремится правильно его использовать" (А. Шопенгауэр).
  3. "Только время способно залечить все раны" (Менандр).
  4. "Жизнь кажется долгой, если она наполнена чем-то важным. Поэтому давайте будем измерять ее поступками, а не прошедшими часами" (Сенека).
  5. "Если время - самая дорогая вещь, то его растрата является наибольшим преступлением"

Темы для проведения итоговых сочинений будут доступны начиная с 9-45 местного времени субъекта Российской Федерации в дату проведения итогового сочинения. Обращаем ваше внимание, что для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

КРУГ ВОПРОСОВ

  • Что такое время?
  • Какое Время и как изображает автор?
  • Каков человек во Времени:
  • что чувствует?

    о чем думает?

    как действует (преодолевает трудности, принимает решение, совершает нравственный выбор)?

  • Каково отношение автора к человеку, которого он изобразил?
  • Какую эмоцию/мысль о времени и о человеке выражает автор?
  • Как в образе человека соотносятся конкретно-историческое и вечное, личное и общечеловеческое? (МОЖНО В ЗАКЛЮЧЕНИЕ)
Время (темы на 3 февраля 2016):
  • 121. Какие проблемы ставит перед человеком военное время?
  • 122. История и современность: нужен ли взгляд назад?
  • 123. Почему время называют лучшим лекарем?
  • 124. Когда человек забывает о времени?
  • 125. Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
  • 126. Что такое нравственные уроки истории?
  • 127. Что нужно, чтобы стать героем времени?
  • 128. Существует ли что-то, неподвластное времени?
  • 130. Временное и вечное в нашей жизни.
  • 131. Забвение прошлого губительно для человека?
  • 132. Что такое «связь времён»?
  • Не стоит писать о том, чем ты занимаешь свое свободное от учебы время, скорее важно, ценишь ли ты это время и почему. Время в твоем сочинении – штука глобальная, это нужно помнить. В качестве примера можно привести произведение И. А. Бунина «Темные аллеи», где главный герой размышляет о быстротечности времени. Другой вариант – пьеса Максима Горького «На дне», в которой тема времени коснулась актера.

    Опыт. Движение всегда совершается в пространстве и времени. Это – основные формы всякого существования в материальном мире. Однако нельзя сказать, что сами они материальны. Каждый из нас интуитивно знает, что это такое. На каждом шагу мы используем пространственные понятия. Мы говорим: «здесь», «там», «направо», «налево», «верх», «низ» и т.д. Также мы используем и временные понятия: «сегодня», «завтра», «тогда», «сейчас», «долго», «быстро» и т. п.

    Свойства пространства. Пространство обладает размерностью – имеет несколько измерений. Традиционно считалось, что измерений – три. В настоящее время в науке рассматриваются теории, приписывающие пространству 5, 7,11 и бесконечное количество измерений. Пространство изотропно - это означает, что все направления в пространстве равноправны. Пространство, согласно теории относительности, искривлено .

    В отличие от пространства время одномерно и анизотропн о. У него одно направление - из прошлого в будущее. Машина времени невозможна, поскольку вмешательство в прошлое нарушило бы причинно-следственную связь и привело бы к появлению парадоксов.

    Каждый момент времени неуловим. Только сосредоточишься на настоящем моменте, а он уже в прошлом. Время постоянно течет, движется. Между прошлым и будущим есть асимметрия. Все утверждения о прошлом истинны или ложны. Но некоторые утверждения о будущем ни истинны, ни ложны.

    Согласно теории относительности свойства пространства и времени зависят от свойств материи и ее движения. Возле тел с большой массой пространство искривляется. При скоростях близких к скорости света длина тела уменьшается относительно постороннего наблюдателя. Время замедляется возле тел с большой массой и при скоростях близких к скорости света. Таким образом пространство и время не одинаковы во всех точках вселенной, не являются самостоятельными вечными субстанциями. Они разные в разных местах Вселенной, в разных материальных условиях. Прекрасной иллюстрацией этому обстоятельству служит так называемый «парадокс близнецов». Представим себе, что есть два брата-близнеца. Один из них работает психологом, а другой – звездолетчик отправился к ближайшей звезде на звездолете с околосветовой скоростью. Он проведет в полете, скажем, десять лет. Когда он вернется на Землю, его будет встречать его брат, который постарел на 50 лет. Близнецы - люди, родившиеся одновременно, окажутся разного возраста, потому что время течет во Вселенной неодинково.

    Как связаны материя, пространство и время? По этому вопросу в истории философии можно обнаружить две основных концепции. Субстанционализм считает, что пространство и время – это самостоятельные по отношению к материи реальности, самостоятельные субстанции. Если вдруг материя исчезнет из мира, то пространство и время останутся. Они безразличны к материи. Так считал, например, великий физик И. Ньютон. Он считал, что есть абсолютное пространство и время, существующие независимо от материи и ее движения. В противовес И. Ньютону уже в 18 веке немецкий философ Г. Лейбниц выдвинул реляционную концепцию.Реляционизм считает, что пространство и время не существуют без материи. Пространство – порядок возможных сосуществований вещей. А время – порядок последовательностей вещей. Каждый может судить, какой теории – реляционизму или субстанционализму - ближе теория относительности А. Эйнштейна.

    Важной философской проблемой является проблема связи прошлого, настоящего и будущего. Здесь можно выделить 3 основные точки зрения.

    1. Динамическая концепция считает реальным только настоящее . Время постоянно движется, течет, моменты сменяют друг друга. Прошлого уже нет, будущего еще нет. Только в настоящем мы можем действовать и что-то изменять в окружающем мире.

    Однако, еще Августин Блаженный (354 – 430) в своей «Исповеди» приходит к апории времени: прошлого и будущего нет, а настоящее – исчезающая граница между ними, сводящаяся к нулю. Сколько длится настоящее? Вот проходит секунда. Часть ее в прошлом, часть в будущем. А где же само настоящее? Оно сводится к нулю. Выходит, что времени вообще не существует.

    2. Для «спасения времени» была создана статическая концепция времени .

    Ее родоначальник – английский философ Джон Эллис Мак-Таггарт (1866 – 1925). Он установил, что люди представляют время двумя способами, двумя сериями понятий. Первая серия понятий – прошлое, настоящее и будущее. Вторая серия – порядок событий раньше - позже. Порядок событий всегда неизменен. А прошлое, настоящее и будущее постоянно сменяют друг друга. По мнению Мак-Таггарта первая серия понятий ведет к противоречиям. Одно и тоже событие, например, поступление в институт человека А, сначала было в будущем, затем стало настоящим, а потом становится все более и более прошлым. Получается, что событие является настоящим в настоящий момент, будущим в прошлый, в прошлом – будущим. Но ведь прошлое, настоящее и будущее исключают друг друга. Значит, течение времени самопротиворечиво и его на самом деле не существует.

    Весь ряд событий уже дан от века, поэтому нельзя говорить о течении времени. Время неподвижно. Это наше сознание движется вдоль линии событий, сталкиваясь то с одним событием, то с другим, отчего и возникает иллюзия течения времени. В этой концепции «замерзшей вселенной» время уподобляется пространству. События на линии подобны домам на улицы. Мы проходим дома один вслед за другим. Но ведь они существуют и до нашего прохождения. Значит, все события уже есть и были всегда. Уже есть наша зрелость и старость, наши дети и внуки. И наша смерть уже есть. Это мы открываем эти события для себя по очереди. И нам кажется, что время течет . В этой концепции можно заметить внутренне противоречие.

    3. В противовес этой идее французский философ Анри Бергсон (1859 – 1941) полагал, что пространство и время принципиально различны. Пространство мертво, делимо до бесконечности. Время же неделимо по существу и есть жизнь. Главная характеристика времени – длительность . Время длится. Это означает, что нет резкой границы между прошлым, настоящим и будущим, они плавно переходят и проникают друг друга. длительность – это непрерывность и взаимное проникновение прошлого, настоящего и будущего. Так, например, память – это присутствие прошлого в настоящем. План на будущее – присутствие будущего в настоящем и т. п. Мы можем понимать музыку, фразы языка только потому, что прошлое, настоящее и будущее образуют целостность.

    Немаловажно рассмотреть соотношение времени и вечности . Для тех, кто сомневается в существовании вечности можно привести следующее доказательство, принадлежащего русскому философу А. Ф. Лосеву: Время существует. Если оно никогда не закончится, то оно вечно. Если же оно закончится, то наступит его противоположность – вечность. В любом случае вечность существует.

    Вечность , по Плотину (ок. 204 – 270) - это совершенное обладание сразу все полнотой жизни .

    Время же, поПлатону(427 – 347 до н.э.) -подвижный образ вечности .

    Английский поэт Генри Воон так поэтически выразил взгляд Платона:

    Однажды ночью я увидел Вечности спокойное лицо;

    Из света бесконечного, огромное и яркое кольцо.

    Под ним клубились времени часы, и дни, и годы:

    И покрывали их небес хрустальные своды.

    Гигантской тенью двигались они в эфире,

    И в ней вращался мир и все, что существует в мире.

    Я и время. Нужно различать объективное, безличное время в науке и субъективное время, как оно предстает в наших переживаниях в сознании. Каждый знает, что время может течь по разному. Когда нам хорошо, время движется быстро. А когда плохо – медленнее. Хотя нам хотелось бы, чтобы было иначе.

    Если мы присмотримся к переживаемому нашему мгновению, то мы обнаружим в нем сложную структуру. Помимо переживания настоящего момента в нем есть также и переживание будущего – это наши планы, цели, намерения, ожидания, страхи, надежды, и прошлое в виде воспоминаний, которые, с одной стороны есть несущая основа настоящего, а с другой стороны, есть то, что стесняет и ограничивает наше будущее. Жить во времени человек может подлинно или неподлинно. Человек может растеряться во времени, разбросаться, отказаться от постановки сознательных задач и пассивно отдаться подступающим событиям.

    Н. А. Бердяев считал, что время – это болезнь. Время – это распавшаяся вечность, где одно мгновение вытесняет другое. Во времени человек бывает только частично, но никогда целиком. Один он в детстве, другой в зрелости, третий – в старости. Он никогда не бывает цельным существом. Время – это судьба человека. «В чем болезнь и смертельная печаль времени? В невозможности пережить полноту и радость настоящего как достижения вечности, в невозможности в этом моменте настоящего, самом даже полноценном и радостном, освободиться от отравы прошлого и будущего, от печали о прошлом и от страха будущего. Радость мгновения не переживается как полнота вечности, в ней есть отравленность стремительно мчащимся временем. Мгновение, как часть уходящего времени, несет в себе всю разорванность, всю мучительность времени, вечное разделение на прошлое и будущее. И лишь мгновение, как приобщение к вечности, имеет иное качество. Есть глубокая меланхолия в мысли о том, что все непрочно, все преходяще. Мысль о прошлом и мысль о будущем меланхоличны». Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Бердяев Н.А. Философия свободного духа.- М.,1994.- С.284 – 293.

    Но человек может решиться сконцентрироваться на проживании в полной мере каждого мгновения. Он вовлекается всем существом в каждое мгновение, ведет яркое существование. В этом миге человек переживает полноту времени, он касается вечности. Время как бы приводится в вертикальное состояние, в отличие от обычного течения событий.

    Английский поэт Уильям Блейк так выразил это состояние:

    В одном мгновенье видеть вечность,

    Огромный мир - в зерне песка,

    В единой горсти – бесконечность

    И небо - в чашечке цветка.

    Философ-романтик Ф. Шлегель считал, что вечность может присутствовать во времени: «Но и в самой жизни существует много явлений и мгновений, когда границы времени, по крайней мере на короткий период такого приподнятого состояния, кажутся как бы прорванными или упраздненными. Сюда относятся отдельные моменты высшего восторга в чувстве благоговения, или подлинного экстаза, который, если только он подлинный и реальный, должен рассматриваться как мимолетный луч света из этого высшего мира полной и беспрепятственной духовной жизни. Даже внутренняя молитва без слов, если только она подлинна и в душе при этом действительно что-то происходит, предстает как капля вечности, падающая в душу сквозь время.

    Существует и множество других видов этого; один из менее удивительных и столь же всеобще и благотворно воздействующих на душу, как и общепонятных, - это тот, который имеет место в подлинном искусстве и высшей поэзии.

    В качестве истоков подлинного искусства Ф. Шлегель отмечает воспоминание о вечной любви, тоску по бесконечному (в музыке оно выражается через страстное томление) и истинное вдохновение божественного. Шлегель Ф. Философия языка и слова// Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т.- Т.2. – М.,1983. - С.366.

    В мировых религиях мы наблюдаем стремление преодолеть власть времени и спастись в вечности, обрести жизнь вечную. Оригинальна трактовка вечности в дзэн-буддизме. Вечность существует всегда, значит, она есть в каждый момент времени. Если научиться сознанием полностью присутствовать в настоящем, то можно прикоснуться к вечности и стать счастливым. Можно сказать, что мы живем в раю, просто об этом не знаем, считают последователи этого учения. Поведение последователя этой точки зрения хорошо иллюстрируется следующей историей. Когда один монах гулял по лесу, на него напал тигр. Спасаясь от тигра, монах бежит и падает с обрыва. Он успевает уцепиться одной рукой за сухой куст. Этот куст скоро сломается, вдобавок его корни подгрызают мыши. Сверху тигр старается достать монаха лапой. Снизу прибежал еще один тигр. И вот в этот момент монах видит перед своим лицом кустик земляники. Свободной рукой он срывает ягоду, и кладет ее в рот. Счастье есть только в настоящем.

    На умении концентрироваться на настоящем и прямо воспринимать реальность как она есть, основано японское поэтическое искусство хокку. Европейцам порой нелегко понять смысл подобных стихотворений, как, например, данного произведения поэта Басё:

    Только дохнёт ветерок -

    С ветки на ветку ивы

    Бабочка перепорхнёт.

    «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую ». (Мф. 25, 31-46)

    – это уникальный дар. Бесценный и, вместе с тем, не ценящийся, находящийся в нашем свободном распоряжении и уже безвозвратно ушедший.

    Когда-нибудь кто-то из нас, обернувшись назад, осознает, что за ним, в его прошлом, очень много зияющих дыр, подобных шрамам или же пустотам, на месте которых должно было что-то быть. Что-то очень важное для нас. Что-то, что могло быть поистине важным штрихом, недостающей деталью к тому великому и прекрасному, чем должна и могла бы являться наша жизнь.

    Время конечно. И вся беда в том, что никому из нас не известно, как и когда оно закончится. Но о конце времени и событиях, которым надлежит произойти в этот момент, нам повествует Евангелие. Словно бы предупреждая, охлаждая нашу беспечность, взывая к разуму, говоря: все время, время каждого человека, время стран и народов, время радости и скорбей, все эпохи, столетия, годы и часы, точно сливаясь во единое целое, направлены к тому самому главному итогу – «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним…. ».

    А еще время дает нам возможность изменить все. Залатать зияющие дыры, залечить шрамы, или же хотя бы пытаться уврачевать их и заполнить все пустоты. Заполнить их смыслом. А смыслом этим является ожидание одной очень важной встречи.

    Смыслом этим является надежда, которая вместе с крошечными остатками жизни теплится в уставшем и погибающем путнике, что давно уже сбился с пути в страшном буране. Вихри сносят его, стихия наносит удары, но жизнь несокрушима там, где живет надежда. Надежда на очаг, на то, что нам точно известна конечная цель нашего пути. И она достижима.

    Как прекрасно говорит нам святитель Василий Великий : «Внимай, ибо ты путник, а не житель, ты идешь, а не живешь в этом мире, ты в пути, так не обманывайся же, чтобы сесть где-нибудь и сказать: “А здесь хорошо, останусь я тут!” »

    Время напоминает нам о . Вся быстротечность времени есть тревожный и важный сигнал: торопись, не теряй меня, спеши, потому что нет страшнее досады, чем горечь о возможном, но не свершенном.

    Время ушло, а вместе с ним мимо нас (а на самом деле мы мимо них), прошли те, кто в определенный час и день очень нуждался в нас, может быть, был голоден или же болен, а мы не накормили и не посетили.

    И что же теперь: когда мы, Господи, видели Тебя голодающим и не дали Тебе еды, когда видели странником и не ввели Тебя в дом?

    Время может быть разным для каждого. Для одного оно – лишь ожидание рассвета, когда за ним придут, чтобы привести в исполнение приговор. Для другого – радость и предвкушение от приближающегося момента, когда на вокзале покажется долгожданный поезд откуда-то издалека с кем-то очень дорогим.

    Для кого-то Грядущий во славе Сын Человеческий и ангелы Его – внезапные и строгие взыскатели его беззаконий, а для кого-то – это нескончаемая радость от того, что по прошествии долгих лет в пути ему идут навстречу, его встречают с радостью и любовью. Путь закончен. «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».

    Возможно, что самое страшное то в этом Суде – это последний и бесславный акт чудовищного человеческого своеволия. Нет, не свободы, а безнадежного упорства. Бог очень хочет, чтобы я спасся, чтобы я вошел в Его радость, но если я не хочу, то Он даст мне право быть без Него… Поэтому так страшно. Адам уходил с надеждой вернуться. Но тот, кто будет уходить от Христа, увы, ни в какой надежде не нуждается.

    Царство Небесное начинается здесь и в нас. Или же здесь же начинается хаос и мерзость. Как когда-то наш прародитель не хотел, чтобы Отец Небесный видел его в его наготе, так и утвердившемуся во вражде к Богу, к Жертве Крестной будет нестерпимо видеть любовь в глазах умирающего Сына Божия, потому что ему так же нестерпима даже мысль о Его Воскресении. Потому что исчезнуть и стать ничем нельзя. Небытия нет.

    Священномученик Фаддей (Успенский) в одной из своих проповедей произнес: «Подлинно, червь «неумирающий», «неусыпающий», о котором говорит Господь, не есть какое-либо изобретение ума человеческого; этот червь зарождается и растет в муках совести еще во время зем­ной жизни. Ведь так много самоубийц! Не потому ли они покончили с собой, что не могли снести начавшихся нестерпимых, неутолимых мук совести, мук разбитого счастья, мук от обманутых надежд, разру­шения желательного строя жизни? И геенна – не призрак; ведь огонь страсти, заключающий в себе муку, уже и есть начало огня геенского, который будет гореть и не угасать, если человек не позаботится во время земной жизни угасить его»

    Когда я начал писать эту заметку, меня позвали соборовать пожилую женщину. Приехав в ней, я понял, что состояние ее очень тяжелое. Она тяжело дышала, совсем не реагируя на присутствующих, не подавая никаких признаков сознания. И вот Таинство совершилось.

    Уходя, прощаясь с близкими тяжелобольной (почти сразу же у нее случились инфаркт и инсульт), я узнал, что когда-то очень давно эта старушка была малолетним узником нацистского концлагеря в Слуцке. И тогда я подумал о Страшном суде. Который будет совершаться. Который совершился и совершается теперь. Только пока еще в наших поступках и мыслях.

    Я очень надеюсь на то, что Господь дарует ей избавление от этого ужаса. Что и наша с ней короткая встреча совсем не случайна. Что ад, который она увидела еще на земле, во времени и пространстве, в вечности уже не коснется ее. А будет чудесной и радостной.

    Сын Человеческий придет во славе. Не радость ли это? Но этой радостью мы должны исполняться теперь, сколько бы времени до встречи с Ним не осталось. Тем более, что случится она может в любой момент. И может быть так, что радостно в тот миг нам совсем не будет.

    …Мне ведомо, что близок день Суда,
    И на суде нас уличат во многом
    Но Божий Суд не есть ли встреча с Богом?
    Где будет Суд – я поспешу туда!

    Я пред Тобой, о Господи, склонюсь,
    И, отречась от жизни быстротечной,
    Не к вечности ль Твоей я приобщусь,
    Хоть эта вечность будет мукой вечной…