Самогоноварение как бизнес. Закон о самогоноварении — можно ли для себя гнать самогон. Начальные вложения в проект

Здравствуйте, Адриан!

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены
Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Статья 18. Виды деятельности, подлежащие лицензированию

1. Лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением:

производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;

розничной продажи спиртосодержащей продукции;

закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях;

перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций.

2. Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:

производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;

производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;

розничная продажа алкогольной продукции;

перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.

3. Лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в статье 2 настоящего Федерального закона.

4. Лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в абзацах пятом и шестом пункта 2 настоящей статьи, выдаются отдельно на алкогольную продукцию, спиртосодержащую пищевую продукцию и спиртосодержащую непищевую продукцию.

Лицензии на вид деятельности, указанный в абзаце одиннадцатом пункта 2 настоящей статьи, выдаются отдельно на этиловый спирт (в том числе денатурат), нефасованную спиртосодержащую пищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, нефасованную спиртосодержащую непищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.

5. Лицензии на производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдаются только организациям, которые имеют оборудование, отвечающее требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона.

6 - 7. Утратили силу. - Федеральный закон от 21.07.2005 N 102-ФЗ.

8. Лицензии на виды деятельности, указанные в пункте 2 настоящей статьи, за исключением видов деятельности, указанных в абзацах девятом и одиннадцатом пункта 2 настоящей статьи, выдаются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Лицензии на виды деятельности, указанные в абзацах девятом и одиннадцатом пункта 2 настоящей статьи, выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

9. Лицензии на виды деятельности, указанные в пункте 2 настоящей статьи, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, выдаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

10. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта Российской Федерации при условии наличия между ними соответствующего соглашения.

Статья 19. Порядок выдачи лицензий

1. Для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, организацией представляются в лицензирующий орган следующие документы:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, адреса его электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции (в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона), срока, на который испрашивается лицензия;

2) копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов в случае, если копии документов не заверены нотариусом);

2.1) копия документа о государственной регистрации организации - юридического лица. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о соискателе лицензии в единый государственный реестр юридических лиц;

3) копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки соискателя лицензии на налоговый учет;

4) копия документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии. В случае, если копия указанного документа не представлена заявителем, лицензирующий орган проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

6) заключения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти о соответствии производственных и складских помещений организации требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям. В случае, если указанные документы не представлены заявителем, указанные документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

7) документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или копия договора с такой лабораторией на проведение указанного контроля. В случае, если документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не представлен заявителем, такой документ (сведения, содержащиеся в нем) представляется по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере технического регулирования;

8) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии основного технологического оборудования. В случае, если указанные документы не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере технического регулирования;

9) документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктом 9 статьи 8 и пунктами 2.1 и 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона;

10) схема оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, содержащая информацию об указанных оборудовании, автоматических средствах и о коммуникациях в соответствии с перечнем информации, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

11) расчет мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта по каждому заявленному виду продукции, составленный в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) документы, подтверждающие наличие у организации производственных и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объекту недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

13) копии технической документации изготовителя автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции на указанные автоматические средства, установка которых обязательна в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

1.1. Предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи документы могут быть по усмотрению организации представлены как на бумажном носителе, так и в форме электронных документов.

При получении организацией заключения, предусмотренного подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, должна обеспечиваться возможность подачи необходимых для получения такого заключения документов в электронной форме. В случае, если организация направила заявление о выдаче такого заключения в форме электронного документа, заключение должно выдаваться организации также в форме электронного документа, если иное не предусмотрено в заявлении.

1.2. Указанные в подпунктах 2.1 и 3 пункта 1 настоящей статьи документы (сведения, содержащиеся в них) представляются в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Указанные в подпунктах 6 - 8 пункта 1 настоящей статьи документы (сведения, содержащиеся в них) представляются в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

2. Для получения организацией лицензии на один из видов деятельности по производству этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, не допускается требовать от такой организации документы, не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.

3. Для получения лицензии на один из видов деятельности по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона (за исключением перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и розничной продажи алкогольной продукции), организация представляет в лицензирующий орган:

2) документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктом 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона;

3) документы, подтверждающие наличие у организации складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

4) заключения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти о соответствии складских помещений организации требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям (за исключением заключения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение экологической экспертизы, в отношении складских помещений, предназначенных для хранения алкогольной продукции). В случае, если указанные документы не представлены заявителем, указанные документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

3.1. Для получения лицензии на перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции организация представляет в лицензирующий орган:

1) документы, предусмотренные подпунктами 1 - 4, 8 пункта 1 настоящей статьи;

2) документы, подтверждающие наличие у организации в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении транспортных средств, соответствующих требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

3) документы, подтверждающие наличие у организации в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении оборудования для учета объема перевозок продукции, соответствующего требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

4) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии оборудования для учета объема перевозок продукции;

5) иные установленные Правительством Российской Федерации документы.

3.2. Для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган:

1) документы, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 1 настоящей статьи;

2) документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

4) утратил силу. - Федеральный закон от 25.06.2012 N 93-ФЗ.

3.2 - 1. Предусмотренные пунктом 3.2 настоящей статьи документы могут быть представлены заявителем на бумажном носителе или в форме электронных документов.

3.3. Для получения заявителем лицензии на один из видов деятельности по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, не допускается требовать от такого заявителя документы, не предусмотренные соответственно пунктами 3 - 3.2 настоящей статьи.

4. Организация, имеющая лицензию на осуществление одного из видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона (за исключением розничной продажи алкогольной продукции и перевозок этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции), при получении лицензии на осуществление другого вида деятельности, за исключением деятельности, связанной с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляет в лицензирующий орган только заявление о выдаче лицензии, копию документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии. В случае, если копия указанного документа не представлена заявителем, лицензирующий орган проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

5. Документы, представленные организацией в лицензирующий орган для получения лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.

6. Ведение государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также единого государственного реестра мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный сводный реестр выданных лицензий ведется на электронных носителях.

Ведение государственного сводного реестра выданных лицензий на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие реестра с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.

Информация, содержащаяся в государственном сводном реестре выданных лицензий, является открытой и бесплатной для ознакомления с ней физических и юридических лиц.

7. Решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы указанный срок продлевается на период ее проведения, но не более чем на 30 дней.

8. Решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа в письменной форме направляется организации в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения. В случае, если в заявлении о выдаче лицензии было указано на необходимость направления решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в форме электронного документа, лицензирующий орган направляет организации соответствующее решение в форме электронного документа.

9. Основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является:

1) выявление в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации;

2) нарушение требований статьи 8 настоящего Федерального закона;

3) наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по запросу лицензирующего органа;

4) несоответствие производственных и складских помещений, стационарных торговых объектов заявителя, осуществляющего производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, требованиям пожарной безопасности (за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции), экологическим требованиям, которое подтверждено заключением соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

5) наложение органом, осуществляющим государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на принадлежащее заявителю основное технологическое оборудование для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ареста в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

6) несоответствие заявителя иным лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона.

10. В случае приобретения основного технологического оборудования в целях его использования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции лицензиат обязан представить в лицензирующий орган перечень видов данного оборудования, сертификаты соответствия или декларации о его соответствии, а также документы, указанные в подпунктах 10, 11 и 13 пункта 1 настоящей статьи.

В случае приобретения основного технологического оборудования в целях его использования для хранения этилового спирта, спиртосодержащей продукции и (или) перевозок этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции лицензиат обязан представить в лицензирующий орган перечень видов данного оборудования и сертификаты соответствия или декларации о его соответствии, а также документы, указанные в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи, если лицензиат является перевозчиком.

Лицензирующий орган рассматривает представленные документы в течение 30 дней со дня их получения. Эти документы могут быть направлены лицензиатом в лицензирующий орган в форме электронных документов в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи.

При выявлении в представленных документах недостоверной информации и (или) нарушения лицензиатом требований статьи 8 настоящего Федерального закона лицензирующий орган принимает решение о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Использование основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции допускается по истечении 45 дней после представления в лицензирующий орган документов в порядке, установленном настоящим пунктом, при условии отсутствия решения, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта, или до истечения 45 дней при условии, что лицензирующим органом принято решение о допустимости использования данного оборудования.

Решение о допустимости или недопустимости использования основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направляется в письменной форме лицензиату в течение трех дней после его принятия лицензирующим органом. В случае, если в уведомлении о приобретении основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции указано на необходимость направления в электронной форме лицензиату лицензирующим органом всех связанных с рассмотрением такого уведомления документов, решение о недопустимости использования данного оборудования направляется в форме электронного документа лицензиату.

Лицензирующий орган до принятия решения о допустимости или недопустимости использования основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции проводит обследование (проверку) лицензиата в целях установления соответствия данного оборудования лицензиата требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона.

Использование основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при наличии решения о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не допускается.

11. В случае реорганизации организации переоформление лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее получения, по заявлению организации или ее правопреемника.

При переоформлении лицензии, выданной на вид деятельности, указанный в абзаце десятом пункта 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, в связи с реорганизацией организации в форме слияния, присоединения или преобразования документы, предусмотренные подпунктом 2 пункта 3.2 настоящей статьи, не представляются.

12. В случае изменения наименования организации (без ее реорганизации), изменения места ее нахождения или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, изменения иных указанных в лицензии сведений, а также в случае утраты лицензии переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. Указанные документы могут быть направлены лицензиатом в лицензирующий орган в форме электронных документов в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 настоящей статьи. В предусмотренных настоящим пунктом случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.

Заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.

14. До переоформления лицензии лицензиат или его правопреемник может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии.

15. Утратил силу. - Федеральный закон от 18.07.2011 N 218-ФЗ.

16. Сроки принятия лицензирующим органом решения о переоформлении лицензии или о продлении срока ее действия не могут превышать сроки, установленные для принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче.

7. Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.

Срок действия такой лицензии продлевается по просьбе лицензиата на основании представляемого им в лицензирующий орган заявления в письменной форме о продлении срока действия такой лицензии при условии уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи, а также на основании представляемых налоговым органом по межведомственному запросу лицензирующего органа сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.

В течение 30 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия такой лицензии лицензирующий орган рассматривает данное заявление, принимает решение о продлении срока действия такой лицензии или об отказе в продлении этого срока в порядке, установленном для выдачи лицензии, и в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме о своем решении лицензиату, а в случае принятия решения об отказе в продлении срока действия такой лицензии и о причинах отказа.

Заявление о продлении срока действия такой лицензии подается в лицензирующий орган не ранее чем за 90 дней до истечения срока ее действия.

18. За предоставление лицензий на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, продление срока действия таких лицензий и их переоформление уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

19. В лицензии указываются наименование лицензирующего органа, полное и (или) сокращенное наименования и организационно-правовая форма организации, место ее нахождения, адрес ее электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, места нахождения ее обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности, лицензируемый вид деятельности, вид продукции в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, производственная мощность в случае, если лицензия выдается на производство этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, срок действия лицензии, ее номер и дата ее выдачи. Указанный перечень сведений является исчерпывающим.

Форма лицензии утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

20. Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.


Хотя органы статистики указывают, что потребление алкогольных веществ в России за последние годы существенно снизилось, большинство независимых СМИ, как и простые граждане, уверены, что эти сведения истины лишь на бумаге. Любителей горячительных напитков в нашей стране хватает, и только официальные данные свидетельствуют, что уровень потребления алкоголя составляет 10 литров в год на душу населения. Почему считается, что эти данные преуменьшены? Просто органы статистики могут исследовать лишь легальную продажу.

Желающих заработать на столь выгодном деле немало, и нередко, ради получения прибыли, люди идут в обход официальной процедуры. Наиболее популярным напитком домашнего производства является самогон – само слово знакомо даже детям, а шутки про домашний перегон основаны на вполне реальных фактах. Качественно изготовленный самогон действительно следует реализовывать, ведь этот продукт чист и неопасен. Но предварительно следует узнать, как легально продавать самогон .

Важно! Немало людей уверено, что легализировать свою деятельность невозможно. Но, приложив немного усилий, можно из обычного «перегонщика» стать успешным предпринимателем!

Конечно, продавать алкоголь втайне узкому кругу лиц кажется неплохой идей и большинство людей искренне негодуют, когда правоохранительные органы изымают оборудование вследствие такой деятельности. Логика, гражданское законодательство говорит, что потребитель сам выбирает контрагента (читай – продавца), продукт его устраивает – почему это наказуемо? Проблема кроется в недоброкачественной продукции, нередко встречающейся даже у лицензированных производителей, поэтому потенциальная опасность для здоровья населения домашнего самогона вполне очевидна.

Из вышесказанного вытекает, что продажу можно осуществлять только с наличием специальной лицензии и соблюдением норма законодательства о производстве и обороте веществ, содержащих этиловый спирт. Это довольно хлопотно, если вы намерены создать целое предприятие по производству, ведь для масштабной деятельности придётся вложить немало денег: это госпошлина на лицензию, соблюдение норм о статутном капитале юридического лица, стоимость подключения системы для самогоноварения. Старт в данной отрасли порой требует до 20 000 000 рублей! Однако, крупное производство также обеспечивает быстрый возврат затраченных средств.

Интересно! Популярность данного напитка сильно возросла во всех странах мира. Сегодня месячный объём поставок самогона во многие страны из России увеличился в 2-3 раза сравнительно с объёмами восьмилетней давности. Крупные предприятия, соответственно, имеют колоссальный доход в данной сфере.

Чуть проще ситуация с индивидуальными предпринимателями (им тоже разрешено заниматься подобной деятельностью). Конечно, потратиться придётся, и бумажной работы немало, но поверьте – оно того стоит. Стартовые требования такие:

  • оформить ФЛП – сегодня сделать это просто, и практически каждый знает, как это сделать. Заплатить государственную плату за это нужно, но она не столь велика;
  • оформить договор с лабораторией для контроля продукции;
  • получить сертификат на оборудование (старое не подойдёт);
  • установить аппарат для правильного измерения содержания спирта.

Конечно, за проведение любой предпринимательской деятельности необходимо платить налоги, которые, собственно, и обеспечивают легальность. Даже соблюдая все требования, но избегая уплаты государственных пошлин, вы рискуете понести серьёзные негативные последствия.

Однако всегда есть люди, желающие обойти законный порядок или «сэкономить» на отчислениях в государственную казну. Для них желательно знать, какие меры ответственности могут задействовать правоохранительные органы.

Законодательная ответственность за незаконную продажу

Принцип «если закон не определён, закона – нет» нередко используется хитрыми дельцами, как оправдание. Действительно, закон прямо не предусматривает наказание за изготовление спиртных напитков на дому (впрочем, советское законодательство было намного строже в данном вопросе) для личного употребления, но доказать, что изготовленный алкоголь действительно не на продажу – крайне трудно. Если вас застали в крупном и хорошо оборудованном помещении для производства – отвертеться уже невозможно.

Продавать алкоголь как официально зарегистрированное юридическое лицо или ИП обязательно, имение лицензии – также императивная норма. Несоблюдение данных требований обычно влечёт штраф по кодексу об административных правонарушениях. Денежная санкция сравнительно невелика, но получать её можно с завидной регулярностью, что чревато большими убытками и возможностью переквалификации вашего деяния.

А изменить определение подобного деяния довольно просто – на уголовное преступление, причём на вполне реальных основаниях. Более того, хитрым дельцам такая квалификация (с вытекающими последствиями) грозит изначально. С неуплатой налогов всё понятно, здесь сам факт единоразового нарушения налогового законодательства уже является поводом для применения закона об уголовной ответственности.

Есть также статья о незаконной предпринимательской деятельности – крайне опасная в принципе, ведь нарушение порядка и правил регистрации юрлица, отсутствие лицензии и других соответствующих документов на занятие предпринимательством уже может привести к подобной квалификации. Статья в УК предусматривает два состава: формальный – часть первая, в которой важен сам факт нарушения установленного законом порядка для привлечения человека к ответственности, и материальный – по части второй, когда деяние повлекло смерть людей. Соответственно, отличаются и меры наказания. Зная это, лучшей идеей кажется потратить немного времени и денег, но иметь уверенность, что ваш бизнес приносит только прибыль и не несёт рисков.

Как барнаульский предприниматель зарабатывает на «Лаборатории самогона»


Самогоноварение и культура пития, казалось бы, вещи взаимоисключающие. Долгое время этот «запретный напиток» был в чести у асоциальных элементов, а реноме некачественного и даже опасного продукта закрепилось за ним еще с советских времен. Однако сегодня домашняя выделка крепких спиртных напитков становится прерогативой, скорее, вполне обеспеченных людей. Продавать самогон по-прежнему нельзя, однако делать успешный и легальный бизнес на нем можно. Опыт барнаульского предпринимателя Константина Доронина прямое тому подтверждение. Год назад он основал «Лабораторию самогона» – небольшую компанию по продаже дистилляторов и ингредиентов для производства домашнего алкоголя. В настоящий момент дело вышло на уровень самоокупаемости и продолжает активно развиваться. Важная составляющая проекта – его просветительская часть. Основатель компании не только продает клиенту оборудование и ингредиенты, но и берется научить его изготавливать и употреблять «правильные напитки».

В бизнес с университетской скамьи

Наш собеседник пришел в коммерцию в 17 лет. В 1990 году Константин поступил в Алтайский медицинский университет и твердо решил зарабатывать себе на жизнь самостоятельно. Первые прибыли пришли от перепродажи обычной жевательной резинки. Ее начинающий предприниматель покупал оптом коробками и продавал мелкими партиями в коммерческие киоски.

К 18 годам Доронин с товарищем имел свой киоск и торговал уже не только жвачкой. Однако после окончания учебы торговля стала не интересна. Наш собеседник устроился на работу в крупную компанию, которая торговала углем: «За три года работы я добился высокой позиции в этой фирме, а поскольку компания была семейным бизнесом, то расти выше было просто некуда. Тогда я перешел на работу в другое предприятие из той же ниши – «Сибирьэнергоуглеснаб» (с 1995 почти по 2004 года компания была лидером по поставке энергетического угля в регионе и некоторое время после этого периода сохраняла позиции крупного поставщика)».

В 2004 году Константин Доронин уходит из угольного бизнеса, чтобы начать новое дело. Проект он характеризует как классический стартап.

Константин Доронин: «В то время в регионе существовали серьезные проблемы со снабжением сельхозпредприятий запасными частями к технике. Базы снабжения, которые существовали скорее как пережиток советских времен, не могли должным образом обеспечить всех потребителей. Мы придумали, как привнести в нишу новые технологии. Я решил запустить сеть супермаркетов запчастей к сельхозтехнике и нашел инвестора для реализации проекта. Им выступил «Сельмашхолдинг». На тот момент «Агромаркет» был первой компанией, которая имела магазины подобного формата. И она очень быстро росла».

За 2,5 года «Агромаркет» открыл 24 магазина в Алтайском крае и Новосибирской области, а вскоре супермаркеты появились в Красноярском крае, Ростовской и Курской областях. Центральный офис располагался в Москве. В 2007 году «Агромаркет» занимал треть рынка запчастей в Алтайском крае. Оборот составлял около 2 млрд в год. «В один момент проект стал не интересен инвестору, – рассказывает Доронин, – это было связано с тем, что сеть была достаточно капиталоемкой. Перестали появляться интересные задачи, и в 2008 году я ушел в свободное плавание».

Константин Доронин имел долю в компании и при выходе из бизнеса получил свой опцион.

Следующим успешным проектом предпринимателя стал еще одни стартап – сеть готовой полезной еды «Ели-Худели», которую г-н Доронин запустил вместе с партнером Евгением Кураковым. В проект было вложено около 1 млн рублей – личные средства соучредителей. С марта 2015 года (фактической даты старта проекта) сеть выросла до 12 городов присутствия в России и Казахстане с охватом в 9 млн человек. Фишка проекта заключается в следующем: клиенту предлагается приобрести готовый рацион питания с заданной калорийностью. Для того чтобы похудеть, ему не нужно самостоятельно подсчитывать калории и искать подходящее меню. Эту проблемы решают специалисты «Ели-Худели». Рационы рассчитаны на день, неделю или месяц. Клиент оплачивает заказ и забирает пакет с едой в точках выдачи или специальных фирменных холодильниках.

В активе г-на Доронина есть и еще один интересный проект. Сервис «Комсиндром» должен был помочь командировочным во всех бытовых вопросах от заказа такси до выбора прачечной, однако впоследствии он трансформировался в социальный путеводитель «Трипла» (отзывы о ресторанах, гостиницах, хостелах и т.д.) и бонусную систему «Гостинец», в которой клиенты могут получить кешбэк в 150 гостиницах страны.

Самогон начался с подарка

«Раньше я очень скептически относился к самогону как к напитку, – рассказывает г-н Доронин. – Так происходило до той поры, пока жена не подарила мне самогонный аппарат – португальский аламбик. Я сделал самогон, попробовал его. Стало понятно, что с помощью домашнего оборудования можно изготавливать напитки довольно высокого качества. Получилось так, что я посмотрел на самогон в совершенно другой плоскости».

Изучение вопроса показало, что снабжение самогонщиков качественным оборудованием, сырьем и, что еще более важно, информацией имеет вполне реальную коммерческую перспективу.

В 2015 году г-н Доронин открывает «Лабораторию самогона». На начальном этапе в проект было вложено 200 тысяч рублей. Средства были потрачены на приобретение товарных запасов и операционные затраты. Сейчас проект вышел на стадию самоокупаемости.

Константин Доронин: «Одно из правил, которыми я руководствуюсь в бизнесе, это самоокупаемость проекта. Или новое дело приносит прибыль, достаточную для самофинансирования, или такие средства дают инвесторы, или проект можно закрывать. В настоящий момент «Лаборатория самогона» продемонстрировала свою жизнеспособность. Компания занимается продажами аппаратов, сырья для производства самогона и натуральных ингредиентов для придания напитку различных вкусов».

Компания Доронина проводит мастер-классы, на которых все желающие могут не только научиться варить продукт, но и узнать историю напитков. Например, как появился шотландский виски, и как придать самогону его вкус.

«Мы не имеем дилерского контракта с производителями, – рассказывает собеседник, – оборудование покупается по оптовым ценам. Аппараты в основном эконом-сегмента, цена начинается примерно с 6 тысяч рублей. Дисконт от оптовой цены составляет примерно 20%. «Накрутка» компании составляет 35-50% от сегмента. Мы торгуем в основном недорогими аппаратами – уровень начинающего домашнего винокура. Человек приобретает аппарат «на пробу» или в подарок. При этом мы можем поставлять и дорогие изделия под заказ – если человек понял, что ему нужно и готов платить деньги. Однако товарных запасов в премиум-сегменте мы не держим. Это капиталоемко, да и маржа на такие аппараты небольшая».

Константин Доронин: «Конечно, бизнес еще не вышел на некий высокий уровень, но мы видим интерес к нему. При этом нужно понимать, что наши клиенты – это довольно состоятельные люди, которым важен не сам факт употребления алкоголя, а процесс изготовления его собственными руками. Среди тех, кто приходит в «Лабораторию», очень много наших клиентов со времен коммерческого киоска. Тогда мы торговали качественным алкоголем и рассказывали, как его правильно употреблять. Наша основная целевая аудитория – это мужчины 35-40 лет, состоявшиеся в карьере и в семейной жизни. В определенный момент времени у мужчины появляется свободное время, которое нужно как-то занять. У кого-то это гараж, у кого-то рыбалка или, реже, охота. Так или иначе и в гараже, и на рыбалке люди выпивают, и мы, кстати, против этого. Но раз уж так получается, то лучше употреблять качественные напитки».

Владелец «Лаборатории самогона» говорит, что в нише технологий для крафтовых продуктов продается сам процесс: «У нас есть клиент, который помимо самогона делает вино. Оно у него довольно высокого качества, и при этом сам человек не употребляет спиртного, угощает своих родных и друзей. Это показательно – ему нравится сам процесс изготовления. Эта ниша, на мой взгляд, в дальнейшем будет расти и не будет ограничиваться только производством напитков или продуктов. Альтернативы гаражу и рыбалке могут быть разными. Например, столярная или скорняжная мастерская. Кому-то интересно поработать с деревом или кожей и сделать что-то своими руками. Но в своей квартире он сделать этого попросту не сможет. Почему бы не дать мужчине такую возможность в подготовленном месте за относительно небольшие деньги?».

Константин Доронин с сожалением констатирует, что развитие домашнего самогоноварения не выгодно государству: «Очень много говорится о вреде употребления, и никто не задумывается о том, сколько людей пострадало от некачественной продукции, которая продается в магазине по «смешной» цене. Все понятно, государство получает прибыль с акцизов, да и вообще властям, видимо, выгодно, когда человек купил бутылку дешевого напитка и, кроме того, как купить еще одну, больше ни о чем не думает. Идеология крафтового продукта и, в частности, самогона другая. Наш продукт – это вкус, общение и хорошее времяпрепровождение и на этапе производства, и на этапе употребления. Конечно, есть некоторые подвижки в плане легализации домашнего алкоголя. Речь идет о возможности торговли домашним вином. Но это, скорее, сделано для того, чтобы вывести из тени производителей южных регионов – Крыма, Краснодара и т.д. Самогон для продажи пока все так же вне закона».

Несмотря ни на что, Доронин оптимистично смотрит на дальнейшие перспективы своей компании: «Во-первых, мы видим интерес со стороны большого количества энтузиастов, и это говорит о том, что направление было выбрано правильно. Во-вторых, на «Лаборатории самогона» мы отрабатываем приемы в новой сфере, и это опыт, который сам по себе является хорошим активом».

«Лаборатория самогона» в цифрах и фактах

Начальные вложения в проект

200 тыс. рублей. За год существования компания вышла в точку безубыточности.

Ежемесячные расходы

200 тыс. рублей.

Ежемесячная чистая прибыль

200 тыс. рублей.

Каналы продаж

Продажа ведется в офлайн- и онлайн-магазинах. Компания в основном торгует дистилляторами отечественного производства.

Цена дистиллятора

Начинается с 6 тыс. рублей. Дисконт, который представляют поставщики, – 20%. «Накрутка» на товар – 35-50%.

Ассортимент магазина

Товары для пивоварения, виноделия, ингредиенты для приготовления напитков.

Штат сотрудников

4 человека. Компания проводит мастер-классы. Стоимость одного занятия – 500 рублей.

Проблемы с некачественным алкоголем становятся все более очевидными. Нет никакой гарантии, что, купив бутылку дорогостоящего напитка, получишь неисправимый удар по организму. Все чаще слышится вопрос, можно ли для себя гнать самогон, делать на его основе нормальный продукт, который будет гарантированно безопасным.

Купить оборудование, которая поможет обеспечить потребности в алкоголе, с возможностью получить его дома, не проблема. Насколько законны такие действия, давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Можно ли варить самогон в России для себя

Помните знаменитый фильм «Самогонщики»? Наглядная агитация, утверждающая, что самогон для себя, друзей-товарищей, а тем более на продажу, это плохо и криминально наказуемо. Занявшись самогоном всерьез, рискуете получить штраф или реальный срок.

Ситуация в данной сфере изменилась, причем в сторону улучшения. Получать лицензию на производство самогона не нужно. Вы имеете право удовлетворять собственную потребность в алкогольных напитках, легально изготавливать напитки в домашних условиях. НО ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ.

Действующий Федеральный Закон РФ ФЗ № 171 от 22.11.1995 года, считается основным нормативным документом, регламентирующим производство и оборот спиртосодержащей и алкогольной продукции, не содержит прямого запрета на частное самогоноварение дома. Ограничения касаются незаконной предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли за счет продаж.

Следовательно, официального запрета на самогоноварение для личного потребления нет. Заниматься этим делом можно законно. Но, если информация о подобном производстве достигнет правоохранительных или фискальных ведомств, будьте готовы к проверкам и попыткам доказать, что вы гоните крепкий алкоголь на продажу. А торговля собственной продукцией такого типа, это уже правонарушение, за которое последует административное или уголовное наказание.

Ответственность за самогоноварение в России или как продавать самогон

Обратите внимание на Кодекс об административных правонарушениях, на основании которого и будет выписан штраф. Помните о том, что торговля алкоголем, это вид деятельности, которая подлежит обязательному лицензированию. На этот фактор и будут опираться возможные претензии со стороны государства. И не важно, какой объем проданного спиртного был зафиксирован. Ответственность наступает при доказанном факте продажи хотя бы одной бутылки.

Статья 14.1 КоАП РФ определяет размер штрафных санкций за предпринимательскую деятельность без обязательной государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательства или в случае отсутствия соответствующей лицензии. Даже для частных лиц штраф составит значительную сумму. Дополнительно будет предпринята конфискация продукции, сырья и технических средств (оборудования) для производства.

Сумма, которую придется выложить, чтобы оплатить штраф, будет зависеть от того, какое нарушение будет зафиксировано.

  • Предпринимательство без получения патента (а на самогоноварение такой документ вы не получите в любом случае, ведь официально оно не разрешено, хотя и не запрещено), обойдется вам в 500-2 000 рублей.
  • За торговлю без лицензии или с нарушениями ее требований, придется выложить уже от полутора до восьми тысяч рублей, в зависимости от того, какая часть статьи будет применена.

Кстати, для должностных и юридических лиц наказание будет серьезнее, сумма взысканий может достичь 200 000 рублей.

Актуальна и статья 14.2 КоАП, которая предполагает ответственность за торговлю продукцией, оборот которой в свободной продаже ограничен. Она предполагает штрафные санкции в размере 1 500 — 2 000 рублей с конфискацией.

Наказание за самогоноварение - уголовная ответственность за продажу и не только

Следует рассмотреть и такой вариант развития событий. Учитывая ситуацию с продажей некачественного алкоголя в стране, уголовный кодекс все чаще применяется к торговцам нелицензированной алкогольной продукции, в разряд которой попадает и самогон.

На практике применяют две основные статью УК.

  • Статья 171 УК РФ дублирует уже названные положения КоАП. Единственное отличие - масштабы предпринимательской деятельности. Под действия попадает незаконная коммерция, принесшая государству (гражданам) ущерб в крупном и особо крупном размере (2,25 млн и 10 млн рублей соответственно). В этом случае нарушителю будет грозить штраф до 300-500 тысяч рублей или лишение свободы от 6 месяцев до 5 лет. В качестве наказание применяются общественные работы до 480 часов.
  • Отметим и статью 238, предусматривающую ответственность за сбыт некачественной продукции, в том числе и алкоголя. Размер штрафа составит 300 тысяч рублей. Возможный тюремный срок составит 2 года, а термин работ достигает 360 часов.

Если результатом незаконной торговли стала смерть людей (2 человека и более), то санкции будут жестче - лишение свободы на срок до 10 лет, работы в течение 60 месяцев.

Как видите, наказания чувствительны, поэтому стоит задуматься, а стоит ли заниматься противоправными действиями. Хотите гнать самогон для собственных застолий или праздничных посиделок, пожалуйста, такая деятельность остается разрешенной. Но не занимайтесь продажей, ведь в этом случае лишитесь самогонного аппарата, денег и собственной свободы.